Творчество

19 августа 2019
( Москва )
0 419 0

Автор - Артем Бутко (Ростов-на-Дону)

Статья посвящается памяти
канадского натуралиста Фарли Моут

Из книги учета посетителей: "Пришли с Горячих, уходим обратно. Наблюдение, учет следов, фотосъемка. В печке воды полно, пришлось прострелить дно. Зимовье очень хорошее. Но утром тапки приходится от пола отдирать - примерзли. 15.03.98".

Внимательно обследую печку… Точно, два огнестрела навылет. Наверное, воды было очень много. А тапочки… все-таки район Крайнего севера! Мысли на лету замерзают. Но, собственно говоря, до этой истории дело еще не дошло… Все началось задолго до первых зимовий и книг учета посетителей.

Эта история начиналась ростовской зимой 2003 года. Отсутствие денег и снега, заставляло думать о светлом будущем. - "Да, наверное, надо уезжать и как можно дальше. Но куда? ". Как ни странно, меня нигде и никто не ждал.
Проблема решилась на удивление быстро. Взяв карту в руки, я понял - надо ехать к священному морю Байкал. Ткнув пальцем в карту бывшего Советского Союза, я начал пробивать местность через сеть. Оказалось, что мой перст попал в Баргузинский заповедник. Так тому и быть - буду покорять Сибирь. Определив конечный пункт моего прибытия, начались сборы в дорогу. Казалось бы, несложное действие, а заняло четыре месяца. В результате столь основательной подготовки у меня появилось 58 кг необходимой снаряги и нужная сумма денег. А главное - медицинская справка, в которой врачи редких профессий (глазной, ушной, рентгенолог и другие) засвидетельствовали мое отличное здоровье.
Уезжая в тайгу, на глаза попалась заметка, с очень интересным текстом: "После девяти вечера на улицу не выходить! Гуляют медведи". Это объявление было вывешено директором Баргузинского заповедника в таежном поселке Давше. Первое, что пришло в голову: "Ерунда какая-то". Но все оказалось не так просто…
Проехав пять дней на поезде, час на машине, я оказался в поселке Нижнеангарск. Республика Бурятия встретила меня далеко не летней прохладой. Несмотря на то, что во всем мире по законам природы был июнь месяц, в Северобайкальске был минус. В дальнейшем на протяжении пяти месяцев, минус то появлялся, то ичезал. Несмотря на это, климат замечательный.
Думал, в самом заповеднике будет теплее, но ошибся. После двух недель ожидания катера в Нижнеангарске и двенадцати часов езды по Байкалу я очутился в Давше. Самое жаркое время пришлось на конец июля - середину августа. Средняя годовая температура воздуха в Баргузинском заповеднике составляет -3,8 градусов. По основным показателям климата этот участок близок к северным районам Охотского побережья - приравнен к районам Крайнего Севера. Холодней точки на Байкале нет. Несмотря на то, что зиму я не застал, снег видел с июня по конец ноября.

Из истории Баргузинского заповедника

Главной причиной создания заповедника явилось катастрофическое падение пушного и, в частности, соболиного промысла. Для спасения соболя от полного уничтожения и создания заповедников были организованы экспедиции на Байкал, Камчатку и Саяны. 1 июля 1914 на байкальском берегу, в бухте Сосновка высадилась экспедиция Г.Г.Доппельмаира, благодаря которой и был основан заповедник. Учрежден постановлением Иркутского генерал-губернатора от 17 мая 1916 г., а в начале 1917 г. создание заповедника было оформлено постановлением правительства. В 1986 году Баргузинский заповедник получил статус биосферного. 5 декабря 1996 года в числе других байкальских ООПТ был включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (номинация "Озеро Байкал") - под № 754.
Территория соболиного царства насчитывает 374 тыс. га, в том числе: 15 тыс. га - акватории оз. Байкал и 111 тыс. га - биосферного полигона. На территории заповедника находится одиннадцать рек и речек с множеством притоков. Границы заповедника расположены: на севере - от бассейна р. Шегнавда; на юге - от Бассейна р. Громотуха; на востоке - по гребню Баргузинского хребта; на западе - по 6epeгy оз. Байкал от бассейна р. Шегнанда до м. Езовочный и далее на юг до бассейна р. Громотуха по акватории оз. Байкал на расстоянии 3-х км от берега.
Великое море - священный Байкал, входящее частично в ведомство заповедника, расположено на высоте 455 м над уровнем моря. По некоторым оценкам, имеет возраст около 25 млн. лет. Температура воды, прибрежных вод заповедника, летом составляет: от 16 С до 4,2 С.

Правило потери левой руки

Из книги учета посетителей: "Учет птиц. Пришли с горячих. Возвращаемся назад. В зимовье окно и дверь открыты. На стене висит один спальник - мешок. Следов второго вокруг зимовья не обнаружено. Инструменты, продукты на месте.
P.S. К вечеру второго дня, второй спальник обнаружен в пятидесяти метрах к северу от зимовья. Разорван медведем, и промок. Что могли, высушили, сам спальник оставили сохнуть на чердаке. 15.05.96"

Первое, что я услышал, попав в сердце заповедника, сойдя с трапа: "В Давше - медведи. С наступлением темноты на улицу не выходить". Задаю глупый вопрос: "А если очень захочется?" Получаю не менее глупый ответ: "Лучше воспользоваться ведром".
Не могу сказать, что короткий разговор с дежурным по поселку меня удивил. Наибольшее удивление я испытал во время официального разговора с главным инспектором заповедника. "Андрей, я слышал, что в заповеднике много медведей. Вы выдаете оружие?" "Нет. Этот вопрос будет рассматриваться после того, как вы отработаете в заповеднике полгода". "То есть, как минимум полгода я буду без оружия? А если за это время на меня нападет медведь? Что делать?" Дальше были полезные и не менее удивительные инструкции... особенно интересно прозвучало "правило потери левой руки".
Встретиться в Баргузинском заповеднике с медведем - это все равно, что в Дону поймать сазана. Он встречается везде. Куда бы вы ни пошли, вы будете идти по медвежьему следу. Опросив работников заповедника, я пришел к выводу, что с медведем встречались все. Причем по несколько раз в году. Несмотря на это, все живы и здоровы. Оказывается, медведь не настолько страшен, как его малюют.
Первое, что стоит запомнить - не убегать от медведя. Он бегает намного быстрее человека. Соблазненный погоней зверь опасен - в нем просыпается инстинкт охотника. В крайних случаях можно залезть на дерево. Если, конечно, оно есть. Если же деваться совсем некуда, и медведь вас атакует, - защищайтесь при помощи "правила потери левой руки".
В тот момент, когда медведь пошел на вас, открыв свою зловонную пасть - засуньте ему в глотку левую руку. Постарайтесь всунуть её как можно глубже. Хватайте его за внутренности, а правой наносите удары ножом - по корпусу, шее или глазам. Если все сделать правильно, левую руку вы потеряете, но жизнь свою сохраните.
Официально это правило входит во многие учебники по технике безопасности в горах и тайге - суровая проза таежной жизни. Мне повезло, случай не представился, и правило осталось не востребованным. Со временем я смирился с таежными братьями и жил с ними в мире.
Из книги учета посетителей: "Пришли с "Горячих". Дверь сломана, окно вместе с рамой выбито. В зимовье побывал медведь, искусал чайник, кастрюлю и кружку. Печка разрушена. Зимовье разорено полностью. Как жить будем дальше? Не знаю… Уходим обратно. 14.06.94."

Медведей убивать нельзя! - Они же, как дети!

Сеанс радиосвязи поселка Давше с Нижнеангарском. 15.30. 20.07.2004. Радиограмма: "Рожок один, рожку семь". "Рожок один, рожку семь" - "Рожок семь на связи". "Г. А. в поселке третью неделю находятся пять медведей. Не сегодня - завтра - могут быть жертвы. Надо, что-то делать! Иначе все закончится очень плохо…" - "Все понятно. Ну, а что делать? Надо как-то налаживать отношения с медведями…"

Это не шутка. Разговор происходил между главным инспектором поселка Давше с директором заповедника. Обычно подобные ситуации разрешаются отстрелом зверя. Для этого директор заповедника выдает специальное разрешение, без которого расстрел медведя - подсудное дело. Разрешение не получили - на руку это было только медведям, которые с завидной регулярностью выходили в поселок и бесцеремонно вредили работникам заповедника.
Американские сценаристы часто используют такой сюжет: "Сгущаются сумерки. Из леса на поселок надвигается внезапно появившийся туман. Из тумана выходят приведения и всякие чудища". Подобные сказки давно никого не пугают. А вот в тайге это - правда жизни, которая может развеселить любого. Только вместо вампиров и прочей нечисти из тумана выходит обыкновенный бурый медведь. Иногда выходит не один, а вместе с семьей.
Ночью невозможно уснуть. Медведи бродят по поселку, пытаясь отыскать, что-нибудь вкусненькое. Ломают сараи, топчут огороды. В свою очередь, люди, защищая свою собственность, встречают гостей шквальным огнем. Из всего доступного оружия. Стреляют либо под ноги, либо поверх головы. На какое-то время стрельба помогает. Медведь пугается и уходит к следующему дому. Вся ночь сводится к одному тихому часу!
Были случаи, когда мне дважды ночью приходилось идти от берега Байкала к своей хижине. Помню, как сейчас - это 247 шагов. Только за десять минут двух дней - я мог встретить медведя 494 раза, на каждом шагу! Подсчитывая количество потенциальных встреч, за пять месяцев… очень много получится.
Оружия у меня не было, в моем огороде ничего не росло, подвал был пуст - поэтому жил я спокойно. Из-за бытовой необустроенности гости заходили не часто. Как-то просыпаюсь ночью. Слышу рычанье медведя и шум досок, которые с треском отлетают от торца моего дома! Кроме меня, еды в ближайших пятидесяти метрах не было. Цель медведя была предельно ясна... Мне в очередной раз повезло, осада летней кухни прошла безуспешно. Через час медведь успокоился и ушел.
Ситуация в Давше - не редкость. Каждый год история повторяется один к одному. И так на протяжении десятилетий. Несмотря на это, люди и медведи Баргузинского заповедника живут без особых конфликтов. За пять месяцев лета и осени, был всего один случай прямого контакта медведя с человеком. Произошло это на Южном кордоне - Кудалды, к которому я был официально приписан. Вася расскажи, как ты встретился с медведем? Или он с тобой? - "Честно говоря, даже и не задумывался, кто с кем встретился. Шел я с берега, никого не трогал. Черик рядом бежал. Тут в кустах что-то зашевелилось. Черик бросился туда с лаем. Он - оттуда, с ревом. А я на дороге стою… Медведь побежал и плечом меня сбил. В результате оборота два в воздухе я сделал. Ну, ничего, живой. Потрясло, правда, немного, с непривычки. После этого случая он же меня на смотровую вышку загонял…" С вышкой этой я знаком. Медведь меня туда не загонял, но на протяжении всей жизни на Южном кордоне - это был мой спасательный пункт. Возле нее я готовил есть, заранее готовясь к встречи с медведем.
Как говорит мой товарищ: "Ручные звери такие - так что бояться не надо". Мой опыт общения с природой подсказывает, что не все так печально. Иногда медведи довольствуются и малым. В районе Святого Носа, случилась такая история. На кордон пришел медведь, поломал сарай, из которого вынес двухсотлитровую бочку нерпячего жира. По рассказам очевидцев, хозяин тайги встал на задние лапы, зажал бочку в передних и ушел в горы.

Экологическая тропа "Шумилиха"

Экологический маршрут "Нергели" расположен у южной границы заповедника, проходит по долине реки Шумилихи и составляет около 14 километров. Это единственная официальная тропа, по которой разрешено водить туристов. Подымаясь по тропе, представляется возможность увидеть все высотные пояса прибайкальской тайги. Вы не только увидите эти высоты, но и прочувствуете их.
Тропа начинается на берегу Байкала и идет по нему в южном направлении. В большинстве буклетов говорится, что "если вам повезет, на берегу можно встретить следы медведя". Могу вас заверить, что вам повезет, и вы их обязательно встретите. Медведей в районе Шумилихи больше, чем во всем заповеднике. В течение месяца я жил в двух километрах от Шумилихи, на Южном кордоне "Кудалды". Медведи там ходят по берегу два раза в день. Часа в 4-5 утра и ночью. Не советую посещать эту местность поздней весной. В это время медведи практически живут на берегу, питаясь ручейником.
Тропа хорошая, первые шесть километров идут в гору, дальше - проще. Практически все группы туристов проходят только первые шесть километров. Дальше не могут - плохая физическая форма. Несмотря на все трудности дороги, дошедшие будут вознаграждены. Горы, прозрачные озера, дикая тайга - и все это в одном флаконе. Маршрут нужно планировать как минимум на два дня. Рекомендую по-свойски договориться с проводником и подняться на горный хребет, где вас обязательно встретит черношапочный сурок, черная белка и множество бурундуков. А за медведей, если не увидите, не переживайте. Он вас видел, это точно…

Наверное из всего, что я видел в Баргузинском заповеднике - тема медведей задела за живое больше всего. За пять месяцев случалось всякое. Рисовая каша три раза в день, вечно мокрые ноги, отвар из гречки вместо чая. Многие мне были "рады", а некоторые - очень. Я узнал, что такое "окна" и нескончаемые километры болот. Как обрывается все внутри, когда нога уже стала на топь и понимаешь, что ничего уже не поправишь.
Сотни километров таежных троп, Байкал с его суровым нравом. Култук, Баргузин и Сарма. Я видел много пьяных капитанов, шторма и неработающее рулевое. Теперь знаю даже, что такое "выхлоп"!
Знаю, как горит тайга - месяц вдесятером тушили, теряя слабых. Находясь в огненном аду, я умел находить свой рай. Да чего только не случалось - всего не перечислишь. Я там был и многое узнал. Как о себе, так и о людях. Встретил там настоящих мужчин, верных друзей, меня приняла тайга. И вот я вернулся в город, которого на моей карте нет. С его серыми улицами, грязным воздухом, да и вообще. Зачем вернулся? Время пришло, вот и вернулся. Наверное, для того, чтобы снова уйти в тайгу. Хотя теперь это и не обязательно - она вся во мне. С ее тишиной и миром. А город свой я сделаю лучше - говоря шепотом людям всего лишь одну фразу: "Не кричите, рядом Медведи!"

P. S.

Из полевого аудиодневника: "Без пяти два, прошел 37 километр. Провалился по пояс в болото. Петрович хотел помочь, а я ему кричал: "Петрович, снимай! Когда еще такие кадры будут!". С рюкзаком не смог вылезти, пришлось его снять. Остался покурить - все пошли дальше.
Немного заблудился. Минут сорок потерял, но тропу нашел. Вовремя начался сильный снег, скоро занесет все следы. Три пятнадцать. Прошел красивый обрывистый поворот речки Большой. Иду по следу, нахожусь на тропе. Спасибо ребятам, оставили на дереве кусок рыбы. Без пяти половина четвертого прошел 33 километр. Нахожусь на тропе, иду по следу на северо-запад. Без пятнадцати четыре, прошел 32 километр. Нашел под снегом один белый гриб. Четыре ноль пять, дошел. Вижу зимовье. К связи успел".

Не заходя в зимовье, раскидываю антенну и противовес: в половине пятого - связь. Ребята уже успели просохнуть и заварить чагу. Почти все вышли, нет только фотографа Валерия Петровича. Сквозь внезапный смех, вырывается: "Если он не пойдет по моим следам - к ночи будет. Если пойдет, придется идти искать". Без юмора в тайге далеко не уйдешь, даже если он черный…

Бутко Артем

0 0
Добавить публикацию