Пешком и автостопом в 2005 г., краткое описание пешего похода 2006 г.

Автор: Николай Каменев

Работы Николая Каменева:

• Воспоминание о посещении острова Красавица в 1971 году
  • Пешком

К югу от Онежского озера лежит Вепсовская возвышенность - балтийско-каспийский водораздел в пограничье ленинградской и вологодской областей.

Давно хотел увидеть природу возвышенности в стороне от туристких дорог: раздолье лесов волнами уходящими за горизонт, глухие дороги и загадочных вепсов.

Из S.-Петербурга добирался автобусом на Вознесенье. От остановки Юксово-II до старинного села Кишковщина 1,5-2 километра - шаг назад от цели моего пути на юг: на Капшозеро, Корвалу и Тихвин. Чтобы увидеть Юксовское озеро, по описанию одно из самых красивых в ленинградской области и знаменитую Георгиевскую церковь, отмеченную в каталогах мира.

На поляне над озером, окружённой 300-летними соснами и елями, стоит потемневший от времени шатровый храм Святого Георгия 1493 г. Это самое старое деревянное строение области! Мне кажется, дерево лучше камня передаёт ощущение древности.

Строгая красота храма в удивительной гармонии с природой.

Напротив храма церковь Сретенья Господня смотрится небольшой и приземистой.

Двери отвороила старушка-ключница. Убранство церквей скудное и нужен срочный ремонт: кровли церквей протекают. Проводить службу (нерегулярно) по восресным дням презжает батюшка - церкви переданы Патриархии в начале 90-х гг.

Бросается в глаза "колокол". На столбах с перекладиной висит верхняя половинка (от) большого газового баллона.

Недалеко заброшенная двухэтажная деревянная школа без стёкол...

Прошёл высоким берегом озера в северном направлении в поисках удобного места для ночлега, а когда вернулся - местные (русские) приглашают в чёрную баню. Парилка несколько выстыла, но мне интересно: в чёрной бане до этого не был.

Наблюдал, как над застывшим озером солнце садится в облако причудливой формы.

До поздней ночи мешают заснуть громкая музыка, голоса из школы (в ней "гнездились" равесёлые молодые люди и девушки: кто они и откуда?) и очень светлая ночь.

Белые ночи недавно закончились (конец июля), но ощущение, что близкое озеро, до него 50 метров, излучает накопленный за день свет.

Утро. Над тёплой озёрной водой курился парок, природа дышала идилией, но странно: не плескала рыба, словно её не было?

Продолжаю разведку. На западной стороне высокий лесистый берег, на восточной среди приозёрных лугов большие северные дома, назвать их "избами" не поварачивается язык. Вскоре дорога свернула от озера и пошла на подъём под тенью высоких деревьев серой ольхи и черёмухи. (Такую необычную ольху 20-и и более метров, приняв вначале за чёрную, наблюдал вдоль тропы между озёрами Харагинское и Гагарье в 2006 г.) У дороги сырой зеленомошный лес и старые заболачивающиеся вырубки. Было видно, что по дороге гоняют на пастбище коров. Налетели слепни - спасаюсь отмахиваясь берёзывами ветками. Решаю не обходить озеро (20 км?) - мало времени.

На обратном пути в лесничестве узнаю, что дорога выходит на озеро, где и заканчивается: здесь есть пляж, можно поставить палатку, но дальше за ручьём не ходят, тропы нет. Расспрашиваю о других дорогах, т.к. карта - "двухкилометровка" ленинградской области меня подводила в прошлом: (и в будующем - 2006г.) неправильно нанесены дороги и береговая линия озёр.

В Кишковщине спуск к озеру распахан под огороды, здесь баньки, мосточки, маленький сырой пляж. По домашнему уютно, но тёплая вода цветёт и очень мелко. Как на Балтике до места купания от берега метров 150. От местных купальщиков узнаю, что рыбы очень мало. Озеро изревне заселено. В конце XIX века было 25 деревень, объедененных общим название Юксовичи, и всем рыбы хватало, сейчас осталось - три?

С мыслями об увиденном возвращаюсь на главную дорогу; оглядываясь вижу ажурное металлическое сооружение на южном берегу, похожее на областную телебашню первых годов телевидения.

Поразительно: очертания озера из космоса напоминают лейбл спортивной фирмы "Puma"!

Иду пешком на запад. Шоссе С.-Петербург - Мурманск в районе Юксовского озера перекрыто: кладут новый асфальт. После полутора недель затяжных дождей не жарко. Широкое шоссе пустынно. Рядом с ним на свежей песчаной отсыпке - чёткий, как по линейки, след некрупного волка.

Метрах в 30 от дороги, в лесу, стоят два высоких креста из жердей - что это?

Желаю спрямить дорогу к Ореженскому озеру, но дорога, обозначенная на карте пунктиром, фикция, вместо неё - пропадающая лесная тропа...

Дошёл до бригады дорожников, дальше ехал на самосвале с молодым водителем - карелом из Олонца, недолго до нужного мне поворота на Винницы. Он сказал, что лесовозов здесь в 10 раз больше, чем на дорогах Карелии. И ещё, что его родители родом с севера и юга Карелии с трудом понимают друг друга. Не спросил: как же они дома общаются - разговаривают, по-русски?

Летом сюда приезжают подзаработать дорожниками и лесорубами (в большинстве) из южных областей России. О работающих тут вепсах водитель не слышал.

Перед озером Ореженское лежит озеро с карельским названием - Кимозеро, 121м над уровнем моря (высоты озёр возвышенности до 250 м., если верить местным начинают замерзать с конца октября). Озеро довольно большоё, хотя за деревьями его можно не заметить и пропустить съезд с дороги. Оцениваю место для купания и палатки, вижу и минус - с топливом бедно: дров здесь поблизости на пол костра.

После дороги хочу искупаться в чистой воде, но не тут-то было: на меня набрасываются слепни, их особенно много по берегу в кустарнике и в высокой траве - словно ждали меня! Сбиваю десятка два со своего натруженного рюкзаком тела и тут же слепней подбирает мелкая рыбёшка. Место неплохое. Здесь разбиваю палатку. Посидев у вечернего костра рано ложусь и засыпаю, как убитый.

В 6 утра будит мощный плеск крупной рыбы, словно бобр бьёт хвостом по воде!

От меня видна только центральная часть озера с маленьким островком у противоположного берега. На деревьях острова вижу крупных птиц и других на воде, похожих на лебедей, чью принадлежность не могу определить из-за расстояния. Жалею, что со мною нет бинокля.

...Собираю палатку, когда подъезжает "Жигуль" с лодкой на багажнике. Старик свою самодельную лодку из дюрали несёт от машины на спине, так раньше индейцы переносили каноэ. Сам он из Подпорожья и на Кимозеро часто приезжает рыбачить. Жаловался: "озеро уже не то - загрязняют - дорога близко проходит." Узнаю, что годами раньше в Кимоозеро запустили пелядь, у неё желтоватое мясо более нежное чем у форели или лосося.

О том, что лучшая рыба - пелядь впервые услышал от браконьеров на острове Коневец, что на Ладоге.

Старик на воде в своей лодочке, я вскидываю походный "Ермак", когда подъезжает чёрный BMW с людьми то ли на пикник - то ли на рыбалку? Интересуются перспективой рыбалки.

...Дорога на юг свободна от машин, комары не донимают и я смотрю по сторонам.

На первый взгляд: лес как лес - обычные ели, сосны, берёзы и осины, но приглядевшись лучше примечаю, что ели здесь более островерхи (на севере и в горах это более выражено). Нигде не видно широколиственных деревьев. Лес не старый. Если дойду - увижу заказник с реликтовой вепсской елью, уцелевшей с доледникового периода.

Всё что я знаю: заказник где-то за Курбой.

Спохватываюсь, когда замечаю по времени, что прошёл Ореженское озеро так и не заметив съезда с дороги. Возвращаться? Дорога плавно переходит на подъёмы и спуски, здесь в два раза выше, чем на Карельском перешейке, но не заметно: далей не видно.

Когда прямая дорога приедается - голосую, но редкие авто удаляются: так повторяется раз за разом. Наконец меня подбирает рёмонтный автобусик связистов-электриков. Наблюдаю за бегущей дорогой: занятие для меня не скучное. Слева от дороги округлое Крёстное озеро с песчаными пляжами, здесь же десяток машин с отдыхающими - лето!

Крёстное называется так, потому что озеро окрестили. Раньше здесь совершали свои (бесовские) обряды вепсы -язычники.

У дороги склады с древесиной, в них громадные брёвна осин, сложенных штабелями. Навстречу едут лесовозы гружённые вепсской елью.

Вот и Винницы живописно расскинулись на несколько километров влоль крутых берегов реки Оять. Фотографируюсь на мосту через Оять. Узнаю, что вепсские названия произносятся с ударением на первом слоге.

Дальше еду на попутном лесовозе в сторону посёлка Курба.

Вскоре за Винницей указатель парка "Вепсский лес", а с востока от дороги очень красивое болото: оно беслесное и просматривается на несколько километров.

Вепсский посёлок Курба застроен 2-х этажками барачного типа, есть улицы нормальных сельских домов, на пустырях между ними пасутся козы.

Захожу в лесничество узнать о дороге. Помошник лесничего человек новый и советует обратиться к вепсам, узнаю адреса нужных людей. На месте застаю одних стариков, а они давно не ходили дорогой на Капшозеро... Узнаю у местных в деревне Миницкой, куда еду маленьким рейсовым автобусом. В автобусе все разговаривают по вепсски. Украдкой рассматриваю лица, но не могу составить общий облик: черты у всех разные.

На одной из остановок в автобус заходит немолодая женщина во всём не похожая на остальных. У ней очень нестандартное лицо: в нём не было ничего неправильного или злого, но таинственное выражение, но загадочный взгляд, словно смотрит на тебя из глубины колодца. В ней было нечто архаическое. Легко представляю её хозяйкой пряничного домика. Такие типы женщин встречались лет 30-40 назад в глуши юго-восточной Эстонии.

И одета она была не так, как одеваются сейчас - так одевались в позапрошлом веке.

В деревне Мининской автобус стоит недолго. Вышедшие из автобуса покурить спрашивают меня куда еду, а я расспрашиваю о дороге. Мой собеседник фотограф вепсской газеты Коля Богданов дорогу на Капшозеро знает и составил бы компанию, но завтра он должен присутствовать на освещении новой вепсской православной церкви. "Нас называют чухарями" - сказал он без тени обиды.

Миницкая и Мининская - два аппендикса и конец проезжей дороги на юг.

В деревню Миницкую, вепсы называют и произносят Мяг-озеро, попадаю под вечер.

Останавливаюсь в избе вепса Рондошкина Александра Васильевича. На первом этаже - хозяйственные помещения, в хлеву корова с бычком, на втором живут хозяева. С непривычки успеваю приложиться головой о низкую притолоку двери: здесь так принято строить. Большой беспородный чёрный пёс Дик встретил меня как "родного", чем-то я ему приглянулся. Знакомлюсь с внуком хозяев десятилетним Сашей. Мальчик развит, его внимание не скачет, как у городских детей, которых сложно чем-то заинтересовать, увлечь. Разговариваю с ним как с взрослым пока дед смотрит телевизор, а бабушка готовит еду.

Меня восхищает детская простота вепсов в их отношении с природой типа: "Мой папа поймал в лесу двух медвежат и понёс домой, сзади на него набросилась медведица и когтями разорвала на спине куртку".

На ужин кроме прочего старики угощали меня топлёным маслом двух сортов и молоком от своей коровы, напоминающим нежирные сливки.

Вепс отговаривает меня продолжить путь на Капшозеро. Тропа теряется, разветляясь на делянках, заваленных ветровалом: рубили крупняк - остальное положил ветер, кроме того тропа заросла. Раньше можно было пройти двумя дорогами - теперь только часть: по одной до Долгозера (~ 6 км), по другой - до Мутнозера (~ 16 км) и это меньшая часть пути. По дороге ручьи, болота, рассказал и как сам в лесу плутал. Старики по ним давно не ходят, а молодёжь ездит в объезд через Корвалу.

Корвала - вроде как лесная столица вепсов с десятью постоянными жителями. Посетил в следующем, 2006 году.

Его рассказ о том как обстоит с природой в вепсском лесу не расходится с тем, что говорили другие вепсы.

Рубить стали больше чем раньше, когда не было Парка.

Рыбы в реках и озёрах стало меньше - винят бобров, выпущенных на развод. Их запруды и поваленные деревья перегородили быстрые речки, некогда богатые форелью и лососем.

Вода в колодце стало плохой: раньше стояла не портилась, теперь маслянистый налёт появляться стал. Птиц стало мало.

Засиделись за полночь за разговорами об охоте и рыбалке, о климатических особенностях района, о вепсском языке с тремя диалектами (вепсский ближе к эстонскому, чем к финскому), пока я не начинаю терять нить разговора.

Утром он гонит корову пастись. Через полчаса слышу звук ботала - это корова, закусанная слепнями, вернулась домой. Старый вепс тоже возвратился покусанный, слышал как он чертыхается. Слепни зверствуют в этом году с раннего утра и до позднего вечера.

Хорошо ещё, что постоянно дует ветер, что комаров было мало и мошка куда-то перевелась. Однако я простыл купаясь в озёрах. Со мной минимальное количество продуктов и снаряжения, без тёплых вещей (прошлые два сезона таскал их не вынимая) - мой принцип ходить налегке.

До конца отпуска осталось чуть больше недели. Всё взвешиваю и решаю возвращаться.

...Иду пешком по дороге на Курбу. Лес со свежими ранами лесоразработок в цетре Парка.

Я не видел Валдай, а здесь совсем не похоже на Карелию рельефом и отсутствием ледниковых камней и гранитных скал. На грунтовой дороге валяются небольшие светло - чёрные камни коренной породы, но я не геолог. Маленький округлый камешек беру на память.

Из всего мною виденного, Вепсовская возвышенность к северу от посёлка Курба больше похожа на возвышенность Хаанья в Эстонии, но там горки круче.

Я не увидел реликтового леса - участок бывшего заказника в 923 га, с которого всё начиналось, не вырублен. Девственный лес я видел лишь однажды в 2004 году на острове Коневец. Сорокаметровые сосны, ели и берёзы, причём не отдельные: тот участок леса весь был одной высоты. Нигде больше не видел 40-метровых берёз.

Может в Кологривском лесу такие растут? О нём писал Василий Песков.

... У пустой автобусной остановке в Курбе жду лесовоз на Подпорожье и если очень повезёт - до самого Питера. Жду долго, часа два с половиной. С одной стороны от меня пустырь -

с другой лужайка и лес. Далее прилагаю ОПИСАНИЕ ДЛЯ ОРНИТОЛОГОВ в надежде на разгадку, увиденное не даёт покоя. Это тот случай, когда я в тупике: справочники и определители молчат...

- Передо мною несколько галок что-то находят и клюют в траве и на проезжей части дороги. Птицы не обращают на меня никакого) на внимания. Необычное в том, что они полностью чёрные: ровной светло-чёрной окраски, с матовым, не блестящим, "пыльно-чёрным" оперением. Птицами интересуюсь, как любитель, и о таких никогда не читал.

У одной из них различаю едва намечаемое, как бы прерывистое кольцо вокруг шеи: чуть светлее общей окраски, у обычных галок (онопорядок заметней.

Птиц наблюдал больше часа с растояния от 6-8 метров и хорошо успел рассмотреть.

Была и другая странность. Галки довольно крикливы, особенно в стае, эти же - их было 2 или 3 куда-то улетали и возвращались вновь, молчали. Лишь 1-2 раза я услышал короткий очень странный звук, одну ноту, похожий на скрип крупной кобылки - кузнечика. Очень тихий звук - кобылка звучит громче.

Птицы были совершенно не пугливы.

Последнее отличие вспоминаю по памяти дома. У взрослых галок радужка (светлая) водянисто-голубого цвета. Не уверен, что у вепсовских галок глаза были темнее, оттенок не запомнил. По виду "мои" галки были взрослыми птицами, набравшими вес - тогда как молодые птицы кажутся "худенькими", с не вполне оперившейся (маленькой) головой, да и окраска оперения у молодых не однотонная.

Кто они: новый подвид или это не галки, стрекочущие как кузнечики?

У меня была новая "мыльница", которой ещё не пользовался, и я не сделал снимка, который не есть доказательство.

Как со "снежным человеком" неоднократно засветившимся в вепсских лесах, в вопросе: есть ли он (существует) или нет? На мой взгляд верны оба ответа. Цитирую (писателя краеведа вепсского края) Глеба Горышина:

"... нас множество и мы одно существо, каждый из нас может персонифицироваться в зверя, собаку, корягу, кота, ворону, в небесное тело и человеческую личину." ("Слово лешему").

С галками не тот случай?

Слышал неодобрительное мнение, что вепсы не чужды колдовства, но то досужие разговоры.

...Так и недождавшись лесовоза в посёлке Курба, я вышел на дорогу и пошёл в сторону Винниц. Как и раньше, редкие легковушки не останавливались на мою поднятую руку...

Меня подобрал водитель "Лады" мужчина лет сорока. Мы мчались по грунтовой дороге вдоль правого берега Ояти (через Алёховщину) более 100 км. Через опущенные боковые стёкла врывался ветер, заглушая слова... Сюрреализм происходящего подчёркивала пустая дорога: мы не встретили на ней ни одной машины, ни одного человека, словно это происходило в каком-то фантастическом фильме. Единственные живые существа, встреченные нами на этом отрезке пути, были коровы куда-то бредущие или просто лежащие на проезжей части дороги.

Реальность - "швейцарские" виды долины реки Оять: в солнечной дымке уходящие в голубую даль лесистые холмы вдоль высоких берегов реки. Было удивительно красиво!

До Питера мы долетели за 3 часа с небольшим.

За вечер, один полный и утро следующего дня прошёл немногим более 50-и км.

Теперь я знал: чего ждать, к чему готовиться.

Поход 2005 г. был разведкой: очень короткой, но результативной. Тогда, как поиск материалов дал мало информации: устаревшие туристкие путиводители 70-80 г.г. XX века. В них писали о заросших дорогах и обезлюдивших деревнях.

11-дневный (полных 10 дней) пеший поход в июле 2006г от Тихвина к Капшозеру состоялся, но не был глубоким погружением. Во 2-й день у оз. Пашозеро увидел иволгу - очень редкую южную для этих мест птицу, между д. Лукино и оз. Пупозеро смешанный лес с примесью клёна, в районе между бродом через р. Сарка и Нойдала много больших муравейников (выше 1,5 м), некоторые разрыты медведями (...из-за высоких снегов кабаны не прижились). Предполагаю, обилие высоких муравейников и клёны в лесу (средне-таёжная подзона) связаны с местами выхода эндогенного (подземного) тепла.

Безлюдье. Большие поля у покинутых деревень заросли кипреем и поспевающей малиной на радость медведям; следы медведицы с медвежонком встречал на дороге.

Дома хуторской редкой застройки разрушены: остались одни стены.

Три дня провёл на озере Капшозеро: из д. Гора совершал пешие и лодочные прогулки в радиусе 10-и км. Деревни Гора и в 1,5 км от неё Берег имеют общее название Нюрговичи (в переводе с вепсского - Дети Нюрга).

Узкое, длинное (более 15 км) Капшозеро с высокими берегами произвело впечатление.

Один год лосось в озеро шёл густо: спина к спине, местные кололи вилами рыбу с берега и выбрасывали на берег. Передвигаются по озеру на лодках, попробовал - быстрее.

Новый (неопробованный) рюкзак "Ferrino transalp-75" при хотьбе скрипел на все лады: ремни или замки я не разобрал, но с "музыкой" справился, сместив центр тяжести вниз, после чего рюкзак предательски стал давить на правую лопатку, но скрип под ухом был невыносим.

Глинистые дороги в лесу по которым я шёл на землях Природного парка "Вепсский лес" проезжи только для трактора и плохи для пешего путешествия. Удивило и отсутствие тропы рядом с разбитой: с залитой по колено колеёй скользкой дорогой (на моих фото можно разобрать след на земле от моста грузового "ЗИЛа") и то, что не были обрублены даже нависающие над дорогой ветви - лень?

За несколько лет до меня здесь проводили авторалли "Кэмэл Троффи".

Ночи были холодны: в пятую ночёвку было +2! Изотерма июля, как в Средней Карелии.

Природа южной и средней части Чухарии богаче и разнообразнее. К примеру растительность в долинах рек Урья и Канжая с очень холодной водой напоминает Дальний Восток или Кавказ (высокий, крутой склон над мелководной, галечной р. Урья в д. Лукино порос вязами и гигантскими в рост человека "колокольчиками", вода из источника, который местные называют "водопад" имеет постоянную t +5- +6C.

Богата не только флора, но и фауна.

Несмотря на относительную близость - 250-300 км от Петербурга и продолжающиеся интенсивные лесоразработки в Природном парке "Вепсский лес" район остаётся экологически чистым: без вреда пил сырую воду из водоёмов; исключение - плохая вода в оз. Пупозеро. Леса вторичные. Все лучшие боры вырублены в советский период, сейчас рубки идут в северной части где есть дороги; заказник с реликтовыми елями (переходная форма между сибирской и европейской елью открыта С.А. Дыренковым в 60-х? г.г. прошлого века) 1,5-меровой толщины не увидел, не дошёл, те что видел разочаровали. Утверждение, что вырубка леса даёт занятость вепсам не имеет почвы: вепсы в лесорубы не идут! Вырубка леса в Природном Парке "Вепсский Лес" (на Национальный не потянул из-за отсутствия дорог?) вызывает беспокойство и удивление.

Мифологических существ: "снежного человека" и летающих змеек ("змея - Горыныча") встретить не пришлось ( о них распрашивал ... и у 80-и летнего вепса охотника Николая из д. Корвала), как и тех загадочных чёрных галок вепсского леса.

Пеший маршрут похода в 2006г. - Озеро Пашозеро - д. Лукино - оз. Сяргозеро (нежил) - д. Лукино - оз. Пупозеро - д. Корвала - оз. Леринское - д. Нойдала (нежил.) - Кодозеро - оз. "Дыра-?" - д. Нойдала (редко посещается один дом рыбаками) - река Сарка - д. Нюрговичи (д. Гора жилых 2 дома только летом, в д. Берег жилых 2? дома летом; отсюда была тропа на Мягозеро (Миницкую), но мой проводник в высокой траве, сбивая палкой как мачете, её не нашёл, а по компасу идти я не захотел: остался непройденный участок - 18 км по прямой до этой дер.) - д. Корбеничи - д. Нюговичи - переправа на лодке через оз. Капшозеро - (по тропе через верховое болото) - оз. Харагинское - д. Харагеничи - оз. Гагарье - д. Харагеничи.

Нойдала - Нюрговичи ~ 24 км наиболее лёгкий и сухой участок, особенно после брода.

Из Корвалы в Харагеничи можно пройти тремя путями: южнее оз. Капшозера, с севера через д. Чидово (нежил.), я шёл средним через брод речки Сарка с Нойдалы. В Корвалу идет плохая тропа от Сяргозера, но на моей карте не обозначена. Большое Леринское озеро с Нойдалы не видно, на моей карте деревня на берегу, поэтому в первое посещение я не определил где нахожусь.

С общим весом рюкзака менее 16 кг продукты взял на две недели, мой стол разнообразили грибы и ягоды, которые собирал на ходу (растут все таёжные, даже такие мне малоизвестные как шикша и княженика. Форель пытался ловить один раз и ничего не поймал: не умелый или просто не сезон - вода слишком тёплая - форель ловится весной и осенью.

Проезд на транспорте возможен только до д. Лукино и до д. Харагеничи - д. Усть-Капша (начало и конец маршрута). Продукты: магазин в д. Пашозеро и в Харагеничи заезжает продуктовая лавка.

Не считая последего дня похода, когда на Гагарьем озере (у Г. Горышина "самое красивое на всём Северо-Западе") встретил группу рыбаков с Тихвина. На Гагарье можно пройти только пешком; в 1-й раз увидел Гагарье, перебравшись на юж. берег Капшозера, напротив устья реки Генуя (Генойя по вепск.), в крутую гору по малозаметной тропе, за остальные дни в лесах встретил четыре человека; скорее можно повстречать медведя. Медведи особая тема, о них наслышался, главное они довольно мирные.

К походу я был теоричически хорошо подготовлен, единственно не помешал бы более тёплый спальный мешок и карта "километровка" (в продаже есть), о рюкзаке я уже писал; слепней летом 2006 г было мало - повезло.

Единомышленников для похода не нашёл.

Будет ли продолжение?

Карта похода: Ленинградская область. Карта радиоктивного загрязнения местности (цезием-137). Масштаб 1: 200 000 1992 г.

Хорошо прочитать: Г. Горышин "Гора и Берег", "Вепсы", "Письма из лесу"; "Слово лешему" - тоже, только на пессимистический лад.

Фото похода 2006 г. - vepsles.spb.ru - не все лучшие, мал формат.