Источник: www.easyall.narod.ru

Маршрут: жд.ст. Поросозеро - оз.Илинен- оз.Алинен - оз.Мянтюярви - р.Мянтюйоки - оз.Сури-Контиоярви - р.Контийоки - оз.Чудоярви - р.Тарасйоки - оз.Ала - оз.Леукунъярви - оз.Муртсхаккименъярви - р.Тарасйоки - оз.Ала-Тарасъярви - р.Тарасйоки - оз.Саариярви - оз.Женское (жд.ст. Найстенъярви).

Атлас "Республика Карелия" М1:200 000, листы 80, 94

3. Нюся - их дочь 9 лет
  4. Салют 3 (скорее2,5) Серега - брат Юры, сисадмин на отдыхе
  5. Дима - сын Юры и Нади (18 лет), математик-спортсмен
  6. Алена - воспитанная девушка надцатого века (18 лет)
  7. Вуокса 3Н Леша - завхоз 2, отец семейства и создатель сайта
  8. Таня - его жена, "описатель"
  9. Степан - их сын, 8 лет, главный рыбак

"Жила была в большом городе девочка Нюша, был у нее папа Юра, мама Надя, брат Дима, дядя Сережа, бабушка, и еще одна бабушка, и кошка у нее была, и игрушки всякие. И любила девочка Нюша свой дом, и не любила пороги. Но сказка не совсем об этом….

В этом же городе, но в другом районе жил мальчик Степан. И у него был папа Леша, мама Таня, и бабушки, и дедушки, но не было у него ни кошки, ни мышки, ни собачки. Он любил программы ВВС, книги-энциклопедии и рыбалку. Но сказка и не об этом….

Жила-была НАДЕЖДА. Выбирала НАДЕЖДА тропы нехоженые, лодки надежные, людей душевных да проверенных. Любила НАДЕЖДА заглядывать в карты, о будущем помечтать. Вот посмотрела она как-то в карты и увидела путь извилистый да нехоженый, поманила ее дорога дальняя. Кликнула она друзей проверенных, да знакомых дальних, да ближних родичей, да мало голосов в ответ услышала. Кликнула она в Интернет бездонный, и пришел ответ ей от Лешего семейства. И сказал ей Леш, что пойдет он с ней тропой нехоженой и поможет, и о доставке побеспокоится.

И, как сказано, так и сделано: в день назначенный только свистнули - в миг домчалися, да у речки лесной оказалися, расчехлили лодки заветные, дружно веслами воду вспенили…"

Это все была присказка, а теперь черед сказки пришел.

День первый

День начался замечательно: полпятого высадились на ст.Поросозеро, а нас уже ждал заказанный по Интернету автобус и пограничник. Пограничника мы не заказывали, но отказываться от таких приглашений не принято. Отдельная благодарность фирме Эксико-трэвел и ее директору Алексею Страпчуку за помощь в заброске. Пока грузились, пограничник сверил список группы с паспортами и пожелал нам счастливого пути. Через полтора часа оказались на берегу озера Илинен. Лодки собирали на мосту и на старой дороге ( по дороге через мост, как потом оказалось, ходят лесовозы). К 12 часам загрузили лодки и в 12-30 тронулись. Озеро замечательное, берега сильно изрезаны, по берегам пляжики со светлым песком, березки, сосны. Придерживались правого берега, чтобы не пропустить проход в оз.Алинен. Надеялись найти стоянку на его берегах, но все берега влажные, низкие, лес близко подходит к воде. Пришлось в первый день отмахать километров 15. Протока , вытекающая из оз.Алинен, оказалась длиннее, чем обозначено на карте. На входе в протоку перекат. Детей и "лишний груз" высадили. Честно говоря, т.к. я боюсь воды, и в порогах никогда не бывала, тряслась страшно, но не бросать же мужа в "страшную минуту"... Но было даже приятно! Вода в этом году стояла высоко, поэтому только покачало на волнах. В следующий перекат все шли полными экипажами. О количестве препятствий на этом участке мнения расходятся. На мой взгляд их было четыре: перекат, старый мост, длинный перекат с поворотом, порог, перекат. Моста, правда, никто, кроме меня не запомнил (на карте обозначен брод). Перекат там, где на карте обозначен порог. Порожек небольшой, с поворотом, на выходе много камней. По высокой воде первому номеру приходится принимать душ, а иногда и ванну. При проходе одного из перекатов на выходе выносит в отросток, перегороженный бобровой плотиной. Девиз этого участка: "Не расслабляться."

"Смотрела Надежда в карты проверенные и не верила глазам своим: врали карты бессовестно, направление лишь указывали. Уже солнце к закату близилось, только негде причалить лодочки, только лес густой над водой навис, лешаки из леса лишь зыркали… "

Карта "врет в глаза" - то, что по карте километров 5 шли часа 3. Стоянку нашли вечером, в начале восьмого, в оз.Мянтюярви. По левому берегу углядели небольшой каменный холм, вошли в заливчик, поднялись на холм и решили, что остаемся на ночь. Останки вывернутого дерева послужили прекрасным очагом. Ровных мест на холме немного, но палатки 3-4 поставить можно. Самое главное - комаров было мало!

"А мальчик Степан и девочка Нюша с первого раза спорить начали: Кто умнее, Кто главнее, Кто командовать будет за старшего… Схватит Степа дровину за один край, а Нюша уже ее в свою сторону тянет, найдет Нюша ветку тяжелую, как Степан за другой конец тянет на себя. Так чуть было и не поссорились. Только ужин настал, не успели они поссориться, а на завтра уже вместе бегали, по камням с криком прыгали…"

День второй

Утро выдалось тихое, ясное. Вода как зеркало. В общем погода клевая! Только не клевало в этом месте, такой вот каламбур! Оказалось чуть дальше по берегу есть неплохая оборудованная стоянка, но три палатки встанут на ней с трудом.

Проснулись все не поздно, что было весьма приятно. Быстро поели, споро собрались, в 12 сказали: "Земля, прощай! В добрый путь!" Через 200 м Лешка вспомнил, что забыл жилетку с телефоном на дереве. Пришлось возвращаться. Пока мы ходили за жилеткой, остальные попытались найти выход из озера. Мы вернулись и добавили сомнений: за каждым мысом мерещился проход. Наконец-то решили прислушаться к голосу штурмана.

"Прислушалась Надежда к сердцу своему штурманскому, не подвело сердце, подсказало дорогу верную. Где глаза подводили и разум, там чутье женское да сердце штурманское вывели. Нашла Надежда протоку заветную, только браконьерам ведомую, вывела честную компанию и опять ударили весла, и вода запела под лодками…"

Нужно идти вдоль левого берега, как можно ближе и тогда без труда найдете вход в протоку. Места весьма живописные. Река Мянтюйоки тихая, но очень извилистая, берега низкие, украшены страшными корягами и бобровыми хатками. Лес густой, но гнилой. Встретили одинокого браконьера на ржавой посудине, он был настолько ошеломлен нашим появлением, что потерял дар речи.

Остановились на перетоп на каком-то пляжике. За полосой песка сразу начинается болото со мшистыми кочками, вереском и жидкими деревьями.

Вход в воду неплохой. Все желающие искупались, "голодающие" навернули холодной овсянки со сгущенкой, уставшие повалялись на песочке. И вдруг прилетел страшный "зверь"….

"И повстречался им зверь неведомый, мохнатый, полосатый и с хоботом. Припал зверь к молоку сладкому, сосал молоко хоботом и чуть все не высосал. Испугались Степа и Нюся: "Он все наше молочко высосет, останемся мы без сгущеночки!" Замахали руками на мохнатого. Взмахнул зверь крыльями, зажужал натужно и улетел восвояси…"

Конечно, это был обыкновенный шмель, но как и все встреченные нами "звери", очень голодный. Никогда не видела, чтобы шмель столько сгущенки выпил за один присест!

Вышли в озеро Сури-Контиоярви. Свежий встречный ветер мешал грести. Берега стали выше. Стали искать место для стоянки. Решили пристать к большому острову, он второй, если считать от входа в озеро. Ближайшая стоянка была вполне приемлемой, но вход в воду был каменистым. Надежда предложила поискать еще что-нибудь. Решили одну лодку отправить в разведку до ближайшего мыска. Через 15 минут стали беспокоиться, через 25 минут стали звать разведчиков, через 35 минут на поиски пропавших вышла вторая лодка. И лишь она скрылась из глаз, с другой стороны острова появились разведчики. Долго ветер разносил призывные крики детей…

Собрались все на другом конце острова (южной оконечности), под высокой сушиной оказалась неплохая стоянка, чистая, сухая и рядом в заливчике пляжное место. Решили встать на дневку. Мужики оборудовали костровое место с прекрасным видом: налево - восход, направо - закат. Вечером пели песни, шутили, пили спирт. Решили "поймать" Мегафон. В течение сорока минут готовились к "покорению" высокой сосны. Советы, советы. Какие все умные. С пятого раза выработали стратегию, Серега сделал пробный подъем. Решили привязать к "покорителю вершин" страховку. К стволу приставили сбоку три ствола разной высоты. Серега по ним, как по лестнице, добрался до первого сука, а дальше было проще. На высоте 7 метров стала появляться связь. Серега лез выше. На макушке попытался послать сообщение: связь была, но сигнал не проходил. Все-таки далеко мы забрались! Когда Серега вернулся, все осознали опасность данного предприятия. Это сплотило. За это выпили.

Девиз этого дня: "Не спеши, слушай сердце!"

День третий

Утром отдыхали. Дневка! Что может быть приятнее утреннего купания?! Только купание голышом! Вода теплее воздуха. Дрызгались и верещали дети. Вода чистая, мягкая, цвета крепкого чая. Весь день бездельничали: ловили рыбу, гуляли по лесу, катались на лодках. Неужели мы в отпуске! Только рассерженный Степа пыхтел на Нюсю, которая всю рыбу распугала; на рыбу, которая не клюет, на… впрочем никто не реагировал на его "сердитки".

Напротив острова по правому берегу озера виден высокий круглый холм. Сплавали к нему. По всей видимости, это излюбленное место рыбаков: старая лодка, пара костровищ, огромные валуны и мелкий мягкий песок. На холме том то ли остов дома, то ли могила чья-то. В низине под холмом явно видны места стоянок, но много комарья, мошки и слепней. Наша стоянка явно лучше. На нашем острове и грибов больше, и ягоды встречаются, и комаров меньше.

День четвертый

Встали дружно. Поели быстро. Вышли в 11-30. Удивительно! Сегодня нас ждут препятствия. В небе вьются утки и орут дурными голосами. Доплыли до моста. Слева небольшая заводь, свернули в нее. Мужики пошли смотреть на препятствие. Вода шумит очень сильно. Что-то нас ждет впереди. Первым идет Серега с ребятами, затем - мы, замыкает Юра. Мост двойной, первый старый, развалившийся, второй новый, но проходы неширокие, под ними перекаты, берега зашиты досками. Идем по правому проходу. Серега прошел идеально, нас притерло к деревянной стенке, но успели отпихнуться.

"А девочка Нюся пошла с берега наблюдать, как лодки под мостами проходят, как их перекат принимает. Подумала да и пошла в перекат с родителями. И не пряталась в лодку под фартук, значит не страшно…Когда же Тарасйоки!"

Почти сразу за мостом перекат. Затем на карте обозначены два порога, но скорее это перекаты. Высокие водяные валы и резкие извивы речки, - основные неприятности этого участка, а в остальном, все хорошо. Опять пожалели, что не намылились - душ душевный, даже второму номеру достается. Вышли в озеро. Берега…! Встали для перекуса на морошковом болоте. Мокрые переоделись. Желающие поискали кустики. Голодные перекусили. Для профилактики всем добавили в организм рома. Впереди Тарасйоки, если судить по карте километров 12, не меньше, а стоянку там найти похоже невозможно.

"И спросил мальчик Степа: "А почему речка называется Тарасйоки? Что это значит?" "Тарасйоки - поперечная река! - вздохнула мама, - А каждый поворот - это перекат! - подумала она про себя, и опять вздохнула… "

Все приготовились к долгому пути, плотно поели, спрятали сухое белье, подсушили влажное и пошли. На входе в реку стоит сараюха, на стенах висят капканы, сделан навес и засидка на дереве. Какое-то бандитское гнездо. Идем дальше. Река постоянно петляет, лес то нависает над водой, то отодвигается и болота радуют глаз светлой зеленью. Тихо. Не слышно ни порогов, ни птиц, каждый новый поворот напрягает, - ну должны же здесь быть перекаты! Один нашелся, но какой-то несерьезный. Фотографируем местные красоты, течение несильное, но чувствуется. Из воды торчат топляки. Впереди слышен приглушенный шум воды. Видим лодку Сереги, который легко входит в перекат и исчезает за поворотом, тормозим, чтобы пропустить Юрину лодку, но он, оказывается, сел носом на камень. Раскачивает свой Таймень, пытаясь сняться, это ему удается. Мы предлагаем ему подгрести к нам и передохнуть. Но он разворачивает лодку и вновь пытается войти в перекат, - его выносит на тот же подводный камень и он снова садится на него, теперь уже пузом.

"Тарасйоки - хитрая речка. Кого поймает, - без купания не выпускает! Раздевайся адмирал, искупайся в водице! Тогда, может, и выпущу твою лодку! - смеется речка, - попробуй моей водицы!.."

Юра снимает одежду, влезает в воду, снимает лодку, влезает в нее, возвращается назад, проходит по центру реки и входит в перекат, на этот раз удачно. Мы идем за ним. Наверно это все-таки порог: перепад высот составил около 4 - 5 метров при длине метров 100. Имеет плавный поворот вправо где-то на середине. Узкий, метров 10 - 12 (две длины корпуса лодки). Стоячие валы до 60 см. Просмотреть невозможно, по берегам густой подлесок. Попрыгали по волнам. Промокли и я и Степан. Степана переодела на свой страх и риск, - если опять порог, ребенок опять промокнет, а следующая порция сухой одежды, лежит далеко. Но пороги на сегодняшний день кончились. Неожиданно быстро мы вышли в озеро. Карта опять ввела нас в заблуждение.

Ищем стоянку. На левом берегу изба ( и на карте написано), но встать даже рядом с ней невозможно - очень густой подлесок. Вдалеке виднеются две высоких сушины, это знак! Высокий обрыв, залитый вечерним солнцем берег, не для нас ли?! Ура, стоянка найдена!

"Приготовила Тарасйоки им подарок: среди сосняка молодого полянку светлую. Леших созвала, чтобы путешественников охраняли. Солнцу велела, чтобы на воде да на небе иллюминацию устроило. Водяному велело рыб согнать к берегу…"

Высокий песчаный обрыв с плоской вершиной. Места достаточно, только вещи из лодок приходится передавать наверх по цепочке, - таскать умаешься. Закат был изумительный. Вечером сплавали, чтобы поставить сеточку.

Девиз этого дня: Не так страшна Тарасйоки, как ее малюют!

День пятый

Утро наступает как бы нехотя, солнце выползает из леса, сквозь туман плохо разгоняет утреннюю прохладу. Утренняя каша, утренний кофе - не сразу согревают. Везде роса. Пытаемся произвести разведку местности - лес стоит стеной, не продраться. Удивительно. К 12 часам солнце начинает согревать по-летнему. На берегу появляются рыбаки: Степа, Нюся, Юра, Серега…. Рыба есть! Точнее рыба ест, ест все, что есть на крючке! Мы с Лешкой плывем ставить жерлицы, благо в живцах недостатка нет. Проверили сетку - течением ее прибило к какой-то коряге. Вытаскивая, располосовали сетку - получились две хорошие веревки и пара шнурков. Пока плавали туда-сюда, из рыбаков на берегу остался один Степан, Нюся провела ему мощную PR компанию и остальные рыбаки удалились посрамленные. Образовался милый тендем Степа-Нюся, она радуется его успехам, а он готов ради нее на подвиги.

"И закинул мальчик Степа удочку, а на крючке наживка была знатная - булка белая. И кликнул водяной войско свое окуневое на то угощение. И попался на крючок самый проворный окунь. С громким ликованьем встретили его приход дети. А тут и второй "матрос" поспешил "в гости", и третий. И снимала их с крючка Нюся, и забрасывал крючок Степа. И наловили они рыбы столько, еще полстолька, и пол полстолька и еще пять крупных окуньков…"

На жерлицы выловили щук, правда, некрупных. Одна такая хитрая попалась: схватила живца, а когда лодка подошла, щука сделала пируэт, и, только мы ее розовое брюхо и видели. Я чуть за ней не выпрыгнула. Насадили нового живца, но пока возились с соседней жерлицей, имели возможность наблюдать, как щука берет живца. Прыжок влево, рывок вправо, кульбит - и жерлица пуста! Рыба очень симпатичная - коричневая и золотистая, а у щук розовое брюхо.

Вечером устроили Пиргорой. Оказалось рыбачки наловили целый полиэтиленовый мешок (не мешок-майку, а большой на 7 кг) окуней. Да мы еще трех щучек днем сняли килограмма по полтора-два каждая. Юра совершил подвиг: с молодежью (Димкой и Аленкой) вычистил этих окуней. А Надежда…

"Сладкий запах жаренной рыбы кружил голову лешим и пешим, ибо лучше Надежды никто рыбу в том месте ( да чего греха таить, и во всей Карелии) не жарил. На зависть гурманам иноземным, во славу речки Тарасйоки, ели рыбу и запивали ее, и нахваливали рыбаков, НАДЕЖДУ, погоду и славную речку…"

После такого славного полдника всех потянуло на подвиги. Поплыли осматривать окрестности. Из воды по берегам торчат живописные корневища -лешаки, да и только. Видели бобровую хатку. Купались, но берега для этого неудачные. Вечером к костру пришла гостья - древесная жаба, очень хорошенькая. Все заснули счастливыми.

Девиз этого дня: Хорошего много не бывает.

День шестой

В озере много топляка, некоторые бревна "живые", т.е. "ныряют" и на волне их не всегда видно. На выходе из озера оз.Ала развалины моста и сразу за ними порог. В тихую погоду его слышно с другого конца озера. Длина порожистого участка метров 100, перепад высот метров 5 (оценка "на глаз"). В русле торчат камни. Порог можно просмотреть с моста на всю длину. Для просмотра высаживаться по левому берегу. Лучше осмотреться, но идти можно и нужно. Проход по струе. При выходе словили каменюку, она вся под водой, но протектор спас, только попа вздрогнула. Довольно скоро, при выходе из небольшого озерца, вас ждет настоящий порог. Длина первого участка около 70 метров, с полуметровым сливом и бочкой на входе и стоячими валами до 1 метра. На следующем участке, длиной метров 150 - 200, за поворотом, крупная шивера, с выходом под капитальный мост (на карте обозначена дорога, которая обрывается у реки, на самом деле ее уже достроили и по ней ездят машины). Этот порог проходили только мужики, все остальные обходили по правому берегу, там есть старая дорога, так что можно и обнестись. Слив на входе проходится по диагонали направо, затем прямой участок и поворот русла реки налево. В шивере держаться струи, она не дура - вынесет. К мосту выносит прямо на опору. Выход во второй справа пролет моста. На выходе из-под моста камень, все об него чиркнули, но он гладкий. За мостом вылезли сушиться. Из "Салюта" у Сереги с Димкой вычерпали 30 литров воды, и это кроме мокрых шмоток и "косметического" отсоса клизмой. Это самое большое препятствие за весь маршрут. Мы устроили перекус, обсушились и пошли дальше. После озера Леукунъярви начинается речка, кажется там были перекатики, но я ничего не помню, т.к. находилась под "впечатлением" от порога у моста. Меня как особо "впечатлительную" пытались отпоить спиртом, но помогло мало. Места уже идут более обжитые, встречаются надписи о школьном лесничестве и вреде присутствия человека в лесу. Речка виляет как собачий хвост. Чтобы не было скучно, по всей реке топляки расставлены как на трассе для слалома-гиганта. Далее, в оз. Муртсхаккименъярви, начинается проверка вашего умения ориентироваться. Много островов, заливчиков, горушек. Второй раз попасть в то же место сложно. Держитесь правого берега. Мы в поисках места стоянки заплыли в какой-то квадратный, похоже, искусственно отрытый, залив. Из него перетаскивали вещи через узкий перешеек (по нему идет старая дорога на гору Вирунваара) в другое озеро. На самом деле, туда можно было и заплыть, но отыскать проход - занятие не для слабонервных. Пролив по низкой воде, скорее всего, станет перешейком. Озеро Нирунлампи - мечта с видом на г.Вирунваара. Берега песчаные. Черничник. Грибы. И рыба есть!

"Под вечер усталые, но как выяснилось, непотопляемые, высадились они на берег секретного залива. Старики сказывали, что в стародавние времена упала в то место пойлушка, из которой козликов поят, а нес ее сам Муртсхаккимеяйнен. Попросила его, любезная его сердцу, Вирунваара сделать деревянную пойлушку. Да уколол ногу могучий Муртсхаккимеяйнен, обронил свой подарок, да пробил недра земные деревянной пойлушкой. Хлынула вода из земли, нырнул Муртсхаккимеяйнен, чтобы найти пропажу, да разве в темных водах карельских найдешь что-нибудь. Сам утонул, а озеро его именем назвали - Муртсхаккименъярви, и на месте пойлушки залив получился. А бедная Вирунваара от горя целое озеро слез наплакала, назвали его Нирунлампи, что означает залив девичьих слез. И нельзя в том заливе девицам купаться долго, превращаются они в водяниц да русалок, идут искать Муртсхаккимеяйнена и его пропажу! - такая вот история…" (шуточная легенда)

Девиз этого дня: "Через тернии к звездам."

День седьмой

Утро было солнечное и довольно теплое. Самые смелые устроили утреннее купание. После завтрака решили залезть на гору. Вышли на дорогу и пошли, и пошли. Ну, по пути грибы-ягоды собирали. Довольно скоро выяснили, что дорога обрывается у моста, а мост через протоку давно сгнил! Вернулись восвояси. Но не успокоились, сели в лодки и погребли, благо гору хорошо видно.

"Приплыли они к Вирунвааре в гости. Неприветливо их она встретила. Самых голодных комаров натравила на гостей непрошенных, дорогу буреломом завалила, травой высокой ноги заплела. Но не испугались Нюся да Надя, Леша да Таня, а также примкнувшие к ним Аленушка да Димушка. Пожалела их Вирунваара угощенье выставила - чернику самую крупную да спелую…"

На склонах горы растет отменная черника. Поднимались траверсом, забирая влево. Восточный склон горы представляет собой песчаный обрыв, переходящий в вырубку. На вершине горы могучая плешь - славно вояки постарались (мы решили, что именно военные решили вырубить лес, для установки своего объекта). Все заросло иван-чаем. Видны все извивы Тарасйоки. А главное видна антенна GSM в Найстенъярви. Мы позвонили всем, кому могли. Да здравствует цивилизация! Спускаться еще сложнее, чем подниматься. Качающиеся камни, скользкие стволы, мокрый мох - наконец-то поработали и ноги! Когда вернулись в лагерь, нас ждал рыбный суп и салатик. Мужики (Степа, Серега и Юра) приготовили замечательный обед. Я пообещала напечь блинов, раз пошла такая пьянка. После обеда дали клич: всем собрать по кружке черники. Молодежь, Аленку с Димкой, пристроили месить тесто. Впервые за всю свою походную практику я пекла блины как белый человек. Мужики установили мне решетку, под нее нагребли углей, а рядом скамейку из чурбачков сделали! Ну, и блины получились! Объясняла Димке как делать блины с черничным припеком. А вечером: блины, черника мятая со сгущенкой, рыба жаренная и другие полезные вещи! А тишина! А розовый закат!

День восьмой

Уходили с этой стоянки с большой неохотой - такое место! Выход из озера через протоку с разрушенным мостом как раз напротив острова с двумя большими соснами. Тарасйоки виляет, путает: острова, заливы, рукава, перекатики - места замечательные, но стоянок мы не видели. Постепенно левый берег повышается, замечательные галечные обрывы. Разливы с кувшинками и лилиями-нимфеями. Утки крякают, рыба играет. Незаметно вышли в оз.Ала-Тарасъярви. Оно как бы состоит из двух озер: первое с прекрасными песчаными пляжами и сосновыми борами (если позволяет время на маршруте, советую сделать стоянку). Останавливались на одном из пляжей: место замечательное, но местное население здесь явно бывает и нередко. Во втором озере можно даже не искать стоянку - только ленивый или глупый сможет спать в заболоченном ельнике по соседству с обезумевшими от голода комарами и мошкой. При повороте к п.Тойвола небольшой каменистый перекат. Наверху есть стоянка на каменных выступах, но близко подходит дорога, так что выбирайте сами стоять или не стоять. Мы прошли до озера Кайтаярви и остановились на ночлег напротив Тойволы на правом берегу. Кроме криков аборигенов, шума моторов лесовозов и битого стекла на берегу ничто не напоминало о близости населенного пункта. Главное украшение пейзажа - высоченная антенна. Есть связь! День прошел без особых приключений. Была мысль сходить утром за пивом и мороженым, но как-то под борщ и спирт мысль ушла не попрощавшись.

День девятый

Вперед по Тарасйоки! При выходе из оз.Кайтаярви, на котором стоит Тойвола, автомобильный мост и следом за ним порог. Просмотр на треть длины по правому берегу и с моста. Для просмотра подход с правой стороны моста в озере. В озере перед мостом камни и топляки. Вход под левый пролет моста, далее прямой участок длиной метров 100 - 150. В русле крупные камни. Ближе к левому берегу - остатки какого-то железа. Держаться центральной струи. В конце порога резкий поворот налево около 90 град. и выход в заводь. Специально засекли время по секундомеру - весь порог был пройден за 2 мин 30 сек.

Препятствий до Найстенъярви по речке 5 или 6, под мостами неприятно, но несложно. По берегам есть две - три небольшие стоянки, но т.к. близко проходит дорога, людей на этих же берегах достаточно. Обозначенный на карте порог не впечатляет, а, может быть, уже привыкли к подобным "штучкам". Вообще-то места приятные, а для рыбаков вдвойне. Неожиданно вышли к Найстенъярви-2. Справа городской пляж у березовой рощицы и отдыхающие на пляже. Сходили в магазин, это метров 500 от берега. Разузнали у аборигенов, где станция и где лучше садиться в поезд. Устроили перекус на противоположном берегу озера. Место ужасное, но выхода не было - не на городском же пляже трапезничать! Попытались найти стоянку вблизи (нам нужно было отправить молодежь в город ночным поездом), но не тут-то было. Пришлось идти в Найстенъярви-1. Мимо завода, через перекат на разломанной плотине, которая на карте обозначена, как мост (осторожно: торчат топляки, останки плотины и прочая дрянь). Поток воды сильный и проход "z"-образный между торчащих как зубья крокодила топляков. Затем метров пятьсот по протоке и вот тебе оз.Женское. Мы встали прямо на мысу справа при входе в озеро. Все устали и ребят нужно было собрать. Да и "отвальную" им устроить. Рыбаки, это место для вас!

Поставили палатки. Сделали из рыбачьих "поделок" нормальный стол и сиденья. Соорудили костровище. Сварили любимый народом гороховый суп с жареным лучком и шкварками! Нарубили в два тазика салаты! Достали сбереженные "праздничные" зеленые стаканчики…И устроили Пиргорой! В Найстенъярви-2 был прикуплен по случаю гурзуфский мускат - можно даже детям…А тортик, а адмиральский спирт и сало…

В 22-00 Димку с Аленкой повезли на станцию. Погода тоже раскисла, и стал накрапывать мелкий дождик. Лешка под вечер поставил жерлицы.

"А девочка Нюся во след уплывшим заплакала, и загрустила с ней природа окрестная, небо в тучки зарыдало. Так накликала Нюся непогоду великую…"

День десятый

В семь часов я проснулась и выглянула на улицу. Все вокруг было мокрым, небо хмурилось, но дождя не было. В девять пошел дождь, к одиннадцати он чуть ослаб, и из палаток показались призрачные фигуры в дождевиках. Кое-как сотворили завтрак. Дождь припустил снова. Дети ныли и пытались вылезти на дождь. Сильный дождь кончился, начался моросящий. Дети пытались ловить живцов. В один из просветов в "полив" героические Юра и Серега отправились за дровами на материк. А Лешка пытался проверять жерлицы и менять живцов. Самое смешное, что к обеду у нас в наличии было две щучки и несколько окуней. Погода-погодой, а кушать рыбе хочется всегда.

Надежда в перерыве между сильным и хилым дождем пожарила рыбу. Я кормила с рук двух "птенцов": Нюсю и Степу, чтобы они руки не пачкали и не дрязгались потом в воде. К вечеру дождь надоел всем. Решили заклинать погоду…

"…Стали погоду кликать, песнями Солнышко звать. Мама Таня звала, не дозвалась, папы Юра и Леша звали, не дозвались. Степа звал погоду, не дозвался. А Нюся до самой темноты звала солнышко, так и заснула с песней на губах…"

День одиннадцатый, последний походный день

Я проснулась с надеждой, а вдруг дождь кончился… Он, конечно, стал мельче и реже, но не кончился. Время тянулось долго, как эта противная морось. Часам к 12 дождь иссяк. Несколько набежавших тучек выдавило из себя еще несколько капель, но этим нас невозможно было напугать. Очумевшие от радости дети носились вокруг дерева с криками "бе" и "гав". Вначале за сборами это не очень раздражало, но через некоторое время мы попытались направить их энергию в другое русло, но куда там! К пяти вечера вещи были почти собраны. Так обидно прощаться с этой речкой, с этим островком. Оставили в мешочках остатки круп, соли, прихваточки и одноразовые тарелки для новых "посетителей" этого уголка. Плыли прямо на фермы железнодорожной станции. Там замечательный причал, который послужил антистапелем. Дождик еще разок пытался нас намочить, но все-таки мы просушили лодки. Пока разбирали и сушили лодки, на причал пришел мужик с замечательной собакой. Эта была настоящая лайка - белая, большая лохматая спокойная. Звали собаченцию Тимошей. После разрешения мужика дети принялись гладить собаку. Она в порыве нежности попыталась вылизать Степу. А уж когда ее накормили сухариками….в общем замечательный пес. И в этой части поселка Найстенъярви есть магазин. Работает до 19-00. Купили всяких вкусностей в дорогу. Вещи таскали от антистапеля к станции понемногу, всего-то метров 300. Времени до поезда было навалом (поезд в 23-30). На станции билетов не продают, но мы узнали какой вагон наиболее свободный. Приблизительно определили место остановки, однако между восьмым и десятым вагоном вставили 24 и 25 купейные вагоны - вот они наши железнодорожники. Закидывали вещи как придется, хорошо проводница пошла нам навстречу и пустила в тамбур купейного вагона. Мы уезжали вечером в пятницу - поезд был полон. В четвертом вагоне у начальника поезда попытались купить билеты, но в плацкарте было только два места. Впрочем, в Суоярви (там поезд стоит 20 мин.) купили билеты в кассе и устроились в сидячем (типа самолетного) вагоне. Не очень удобно, но зато не жарко и народу мало. Хочу сказать большое "спасибо" проводницам Костомукшинского поезда, очень милые и хорошие женщины. Нам даже в час ночи предложили на выбор чай или кофе, и не ворчали по поводу нашей кучи вещей. Около 11 утра нас уже встречал Ладожский вокзал. Здравствуй, цивилизация!

Вместо эпилога

Маршрут замечательный, интересный, почти безлюдный. Места дикие, чистые. Для настоящих рыбаков несомненное удовольствие. Для семей с детьми и просто для любителей тихого отдыха - замечательный маршрут. Если пойдете этим маршрутом не спешите идти дальше - наслаждайтесь прекрасными местами.

При низкой воде возможно придется часто шить и клеить шкуры лодок.

Наша лодка, "Вуокса 3Н" первый раз попала в быструю воду. Впечатления таковы - рыскание достаточно велико по сравнению с Тайменем чтобы требовать повышенного внимания, оно и понятно - плоскодонка, да еще и сравнительно легкая, зато управлять по тем же причинам легче. За счет меньшей осадки и надувных баллонов не так опасаешься за шкуру. Для шивер, перекатов и порогов до 2 категории вполне пригодна.

Карты

Пояснения

Линия маршрута выделена красной сплошной линией. Радиальные выходы - красным пуктиром. Жирной поперечной чертой голубого цвета указаны пороги, но только самые "запомнившиеся". Мелких перекатов и порожков очень много и по низкой воде они, вероятнее всего, превратятся в "шкуродеры". Как правило под каждым мостом порог. Почти все пороги хорошо просматриваются по всей длине. В высокую воду достаточно держаться центральной струи. Места стоянок помечены красным крестом и надписью, например "1 лагерь". Там, где линия маршрута упирается в берег были "перетопы" или места в которых можно высадиться для просмотра порога.

Фотографии

Сказка о вертлявой реке Тарасйоки, о девочке Нюсе, которая боялась порогов, о славном рыбаке Степане, о Надежде и многом другом