Автор: Титов Сергей (Москва)

В ролях:
Сонца - главный бадягер и "уй, блииин" всего похода
Наталья - главный потеряйкер и "извините за выражение" всего похода
Надюха - главный дровоносец и "ох, ё! Это точно!" всего похода
Титыч - главный костровик и "дык, ё..." всего похода (автор)
При участии:
Кат-2 от "КС" - Синебрюхх (Экипаж - Надюха и Титыч)
Щука-3 от "КБ Сталкер" - ЧМ (Экипаж - Сонца и Наталья)

Начиналось все, как обычно у всех и начинается. Впечатленная нашим майским походом орава желающих собралась вместе и, перекрикивая друг друга и музыку, до хрипоты решала, куда податься летом. Долго вопили и спорили. Даже те, кто идти никуда не собирался, но считал своим долгом давать советы с умным лицом. В итоге после долгих перипетий, обменов и сдачи билетов, парочки небольших саботажей и взаимных обид все утряслось, и 25 августа мы погрузились в 112 паровоз вместе с кучей других таких же идиотов с огромными "котулями". Один такой персонаж, правда, из другой группы, умудрился нахрюкаться задолго до отправления поезда и упал вместе с рюкзаком на одного из наших провожающих. Но ничего, мы бодро доскакали до своего вагона, сгибаясь под тяжестью поклажи, и погрузились. Надо заметить, что погода стояла дивная - градусов 30 днем и, наверное, 27 ночью. Метеорологические условия внутри вагона напоминали сауну. Даже если ты не совершаешь никаких телодвижений, пот все равно течет по спине ручьем.
Ну, конечно пили, ржали и выскакивали на каждой остановке за глотком воздуха и пива. Дорогой, как всегда, читали дурацкие подростковые журналы типа "Молоток" и важно рассуждали о том, как мы все повзрослели и не занимаемся тем, чем положено заниматься рядовому тинейджеру. Если интересно, чем же эдаким занимаются тинейджеры, почитайте "Молоток". Из какой-то статейки ко мне прилипло слово "клошар", которым я пользовался к месту и не к месту. Как бывает в таких случаях, словечко приклеилось накрепко.
О заброске и разрешениях на проход в погранзону заранее договаривались с фирмой "Велт" (кстати, все было "у лучшем уиде"). Это грело душу, особенно после майского похода, прошедшего под девизом "А! Там видно будет… По месту разберемся".
В Энгозере высаживалась гигантская группа. Проводница их вагона долго-предолго держала красный флажок, дожидаясь пока они десантируются. По-моему, из-за них мы чуть припоздали в Лоухи. В Лоухах к нам тут же подскочил представитель "Велтов" Тимур, сказал, где стоит машина, и куда-то умчался. По обычаю сфоткались. Пока мы ждали, когда Тимур уладит какие-то свои проблемы, подошел дядька и попросил взять с собой на Писту. Нам его присутствие было до лампочки, только предупредили, что по дороге целых 3 пограничных кордона, где, возможно, будут проверять разрешения. Товарищ сказал: "А! Что-нибудь придумаем".
Наконец погрузились и поехали. Километров 50 ехали по раздолбанной асфальтовой дороге и оставшиеся 110 - по грунтовке. В результате, когда добрались до места стапеля в конце оз. Кимасьярви, все люди и вещи были покрыты толстым слоем пыли. Ни на одном из кордонов пограничников видно не было, хотя Тимур уверял, что еще вчера проверка была на всех трех. Жара стояла несусветная. Разгрузились, отряхнулись, договорились о выброске и начали стапелиться. Я пообещал собрать кат за 4 часа, и вдвоем с Надюхой мы это сделали. Сонце с Натальей надули Щуку и курили бамбук, слегка приготавливая пищу. Часто делали перерывы на купания и восхваляли Пантелеймошку. Рядом стапелились целых 3 группы, при том, что перед нами отбыли еще две, и мы ждали, пока освободится место.
Часам к 4 вечера кат был собран, но поскольку сноровка что-то подрастерялась, выплыли только часов в 6. Перед этим набадяжили спирту, а поскольку измерительных приборов не было, то пришлось крепость определять эмпирически. В общем под руководством Сонца напробовались - будь здоров. Барахла получилось как-то слишком уж много. Как из 4 рюкзаков получилось 9 герм?.. Наверное надо покупать гермы большего объема. Решили отплыть от места всеобщего стапеля и на первом же нормальном пятаке встать.
Минут через 15 неспешной гребли, разморенные солнцем организмы подплыли к порогу Сакал. Походили, посмотрели. Меня прихватила "медвежья болесть", преследовавшая перед каждым порогом, пока мы с Надюхой не разгреблись. Остальные ходили с круглыми глазами по другим причинам: во-первых, первый порог - это как первый поцелуй. Причем в каждом походе первый. Во-вторых, Наталья не была на воде год с лишним… "Ну ладно, типа, чего там. Пошли, што ли?.." - с дрожью в голосе сказала Надюха. Сонца с Натальей встали на фотосъемку, и мы пошли…
Пошли - это мягко сказано. На довольно слабом прижиме мы воткнулись правым носом в берег, крутнулись на 360 и спокойно выплыли из порога. Вот она - неразгребанность… Зачалились и вернулись к Сонцу с Натальей, забрали фотики и тоже встали наизготовку. Как всегда кажется, ждали долго. Ну, наконец выплывают. Прошли почти также, как и мы, только не развернуло. Пока Надюха стояла наготове с фотиком, мимо нее прошли двое ребят с КНБшкой и один с фотоаппаратом. Которые с КНБ, пошли в начало порога, а тот, что с фотиком, залез на бульник неподалеку. Поглядев на состав нашей группы, он спросил у нее: "А вы, часом не та самая группа, состоящая из одного мальчика и трех девочек?" "А что?" - спросила недоверчивая девочка Надя. А в голове тревожно промелькнуло: "Ох, ё! Слухами, блин, земля полнится… Это точно!". Молодой человек ответил, что он вроде как разговаривал с нашим, так сказать, мальчиком по телефону в Москве и обсуждал варианты совместной заброски. Тут Надюха и расслабилась: "Это точно! Я помню, ты с Титычем разговаривал". Земля-то круглая - вот и встретились.
Тем временем наша группа отстрелялась, и все с жаром рассказывали о своих впечатлениях: "Я веслом, а там… уй блииин", "Ну, извините за выражение и прохождение", "Это точно!" и "Дык, ё... не дорулили", все ждали, когда же пойдет КНБ. И вот, пока все перебивая друг дружку горланили, кверху пузом показалась КНБшка. Потом она застряла в камнях, а ее капитан вместе с веслом продолжил сплав прямо к тому месту, где мы стояли. Проплывая мимо, он вежливо прикоснулся к каске и учтиво произнес "Драсти!!!". Его матрос остался вызволять корабль из каменного плена, и ему на помощь ринулись тот самый фотограф и я. Правда, я до них добежать не успел, - байду уже перевернули, но хоть искупался и разбил коленку.
Единственная стоянка на пороге была занята этими ребятами, и мы встали метров через 80 от них на небольшом пятаке с красивым камнем. Сварили вкуснейших макарон с поганой тушенкой, слушали песни соседей, ели, пили, пели сами и часа в 4 утра, устав восхвалять "дали карельских озер" и попутно сочинив песню, разбрелись спать.
Подъем был ужасен! Первая мысль - бодун. Ан, нет… Вчера даже и не вставило. Полежав минут 10 в водичке у бережка, группа заключила, что это от жары. В палатке дышать было нечем, даже при открытом входе и откинутой москитке. Вяло приготовили, вяло поели и часа в 4 вечера только отплыли. Благо ночи, если и не белые уже, то пока и не черные - плыть можно допоздна.
Следующее испытание нам готовил порог Захар. Я долго лазил по пояс в воде - осматривал порог. В итоге мне это надоело, и я, вернувшись к девчонкам, рассказал о том, что увидел: "Блин, мелко и рулить надо, но для Щуки вашей ничего страшного. Нигде не сядете, если не захотите". Наконец пошли. Как всегда мы на Синебрюххе вперед, Сонца с Натальей следом. Пройдя мелководный сливчик у левого острова, надо было резко повернуть налево, а потом сразу направо и пройти вдоль второго острова почти впритирку. Ну и конечно нераскатанный экипаж катамарана налево повернуть успел, а вот направо - уже нет. Навалило правым баллоном на камень, причем между баллоном и камнем попало весло, которое тут же было вырвано из рук и унесено. К счастью уже знакомая группа успела его выловить. Что делать, пришлось слезать с ката и стягивать его к острову. Пока суть да дело, вылетают из-за острова дамы на Щуке. Успешно пройдя первый мелководный сливчик, они прямехонько рулят в следующий, который у оконечности второго острова, но, увидев нас с Надюхой, начинают усиленно чалиться, невзирая на то, что я им махал рукой "идите, мол, идите, вашу мать!!!!". Подплыв спрашивают, мол, чего звал… Ух, меня аж перекосило: "Вот чучундры, я ж махал, мол, плывите, блин!!! Как сейчас будете отседова выгребать-то?" Пришлось отбуксировать их поближе к струе и отпустить на волю. Далее разворачивалась захватывающая полуторачасовая эпопея с прохождением катамарана. Сначала ожидали очереди, затем приплыл какой-то каякер и давай во втором сливе кренделя свои картвилить, или как там они эти штуки называют... Пришлось к нему топать и просить, чтоб отплыл, если не хочет, чтобы его катом раскатало. В общем, наш бедный Синебрюхх словил, наверное, каждый камень в этом пороге. Ну, негде, блин, во второй части порога плыть на судне двухметровой ширины. Каякер там кильнулся, а кат пешком проволокли. Дурдом одним словом. Хорошо еще Коля, адмирал соседней группы, помог. Спасибо ему во веки веков за это.
После прохождения экипаж Синебрюхха переименовал порог Захар в нехорошее слово и поплыл в какое-то безымянное ярви, где его поджидал экипаж Щуки с кружками наготове. После обмена впечатлениями поплыли дальше. Сонца с Натальей решили, что река уходит в камыши, и поплыли прямо в заросли, несмотря на наши сомнения насчет наличия там реки. После продолжительного ожидания мы с Надей решили, что они все-таки оказались правы и поплыли за ними. Но, не успев проплыть и 100 метров, мы услыхали вопли, мол, не плавайте сюда, тут плохо и реки нету… Хе-хе!!! Говорили вам…
Плывем дальше. Прошли микропорожек из одного слива. После блистательного прохождения Синебрюххом Захара решили остановиться и осмотреть. Когда осмотрелись - устыдились. Чистый слив длиной метров 8, и все! Ну да ладно, решили просто никому не рассказывать об этом :-). Через какое-то время доплыли до Змеиного. Долго лазили по берегу. Правда, осматривали не столько порог, сколько черничные кусты. Сказывается аппетит. В результате до самого конца так и не досмотрели. А зря. В самом последнем сливе есть пренеприятный зуб, на который Синебрюхх с нашей помощью и налетел. Я сказал: "Дык, … ну ёёёё…", а Надюха, ответив: "Это точно!", сделала несколько эротичных движений тазом и стащила Синебрюхха в струю. На плесе зачалились, вытащили фотик и поскакали снимать прохождение Натальи и Сонца. Наталья, увидев Надюху с фотиком, тут же расцвела улыбкой и повернула лицо в сторону объектива, забыв про весла. И только отчаянный крик Сонца: "Греби!!!" вернул ее к реальной действительности. Надо сказать, что порог они прошли не в пример лучше, так как, во-первых, Щука уже ката, ну и наши сигналы не дали им впилиться в этот противный зуб.
Восславив Пантелеймошку, щедро расточающего солнечные лучи на наши каски, мы неспешно погребли к следующему испытанию, шум которого уже был отчетливо слышен. Порог Соленый Сонца с Натальей осматривали по левому берегу, а мы - по правому. Когда вылезли на правый берег, встретили тетеньку с девочкой, собиравших чернику. В кустах неподалеку махала спиннингом их группа поддержки в лице дядьки с усами, бородой и темными очками. Прямо "мэн ин блэк", подумали мы. Правда, из блэка на нем были только плавки. Мы вежливо поздоровались с тетенькой: "Добрый вечер!". А она спросила строгим голосом, мол, на чем идете. Мы сказали, что на катамаране, и она авторитетным тоном заявила: "Правая протока" и характерным жестом (чиста конкретно) махнув рукой, добавила: "И к бабке не ходи". Мы ни к какой бабке ходить не собирались и поэтому сказали, что мы как раз правую протоку и идем смотреть. Тетенька, повторив характерный жест, сказала: "Там смотреть нечего". Тем не менее мы вежливо сказали: "Спасибо" и пошли смотреть эту правую протоку. Тут уж полазили изрядно. Несмотря на то, что тетя сказала, что смотреть нечего, смотреть все-таки оказалось чего. Наверное эта женщина прошла немало Алтайских шестерок, а может даже и Сарыджаз с Брахмапутрой заодно, если ей там нечего смотреть. Правда их группа этот порог не ходила пока, - их стоянка была метрах в 300 выше…
Короче, хоть порог и 2-ка и на байде там просто, но для ката пришлось поискать габаритный проход. Но все обошлось. Это был первый порог, который мы с Надюхой прошли гладко. Ура! Сонце с Натальей тоже прошли его отменно, но в конце расслабились и уже на плесе наехали на камень. И довольно крепко, чему были несказанно рады и хохотали во все горло. А я стоял на берегу с кислой рожей и думал про себя: "И фигли тут веселого?".
Потом долго купались. Делали постановочные фото. И так, и эдак, и с веслом, и с водорослями… Баловались, в общем. Нашли на камнях отпечаток ноги динозавра (или снежного человека) и сфотографировали его. Что самое интересное, фото не получилось. Не иначе, проделки инопланетных форм жизни. Накупавшись, думали, где встать - до Падуна или после. Ничего не решили и, восславив Пантелеймошу, поплыли дальше.
Обещанный Афанасенковым скальный лоб с хорошей стоянкой был занят. Но у нас группа небольшая, и мы притулились на небольшом пятаке, поросшем беломошником. Сходили к группе, стоявшей, как выяснилось, вовсе не на лбу, а на заболоченной полянке под ним. Ребята оказались из Рязани. На вопрос, почему, мол, не на лбу стоите, ответили, что там, блин, понимаешь, муравейник. Во время разговора, наши дЕвицы стояли в сторонке и скромно обгладывали кустик черники.
Пока шли к своим вещам, решили, как всегда - сейчас быстро-быстро поедим и помчим смотреть Падун, он тут рядом. Но, как всегда, после приема пищи и возлияний за наше счастливое детство, всех разломало, и решили смотреть его прямо перед прохождением.
Мы с Надюхой опять долго решали, ставить ли на палатку тент, ибо было зело жарко и душно. Тент все-таки поставили и не прогадали - в стороне Финляндии Пантелеймошка брызгал дождиком и грохотал молниями. Часа в три ночи мы с Сонцем выскочили, чтобы натянуть общий тент, поскольку Пантелеймон, наигравшись с финнами, решил развернуться теперь на родных просторах. Поставив тент, мы с Сонцем успели промокнуть. Благо из-за жары одежды на себе носили мало, и поэтому промок в основном кожный покров и трусы. Выпили, закусили килькой, разбавленной дождем, и пошли спать снова.
Подъем на следующий день (писать "утро" не поворачивается рука) был тоже тяжел, но не как вчера, поскольку дождик все-таки сбил температуру. Пока готовились к отплытию, молнии, сначала сверкавшие и грохотавшие в отдалении, приблизились. Когда мы решили уже вязаться, они приблизились совсем и стали нас поливать таким ливнем, что на расстоянии 10 метров за завесой дождя ничего не разглядишь.
И тут на плесе появились наши давешние знакомцы. Мы любезно пригласили их под наш тент и угостили вкусным спиртом. Когда ливень кончился, ребята сразу уплыли, а мы стали вязаться.
Проплыв метров 300, мы доплыли до Падуна. Все сунулись в правую протоку, но там воды было столько, что хватило бы, наверное, только на то, чтобы почистить зубы. Пошли смотреть левую - непосредственно сам Падун. Посмотрели, поахали и решили перечалиться поближе к порогу. Сонце с Натальей сказали, что проведутся справа. Когда мы с Надюхой поплыли к левой протоке, откуда ни возьмись возникли 2 ката-четверки большущих размеров, груженые пьяными мужиками, трезвыми бабами и детишками. А также на палубах у них в изобилии навалены были клетчатые сумки, с которыми всякие торгаши и челноки ездят. Рюкзак, кажется, был всего один. При взгляде на их весла сразу посещала мысль о том, что карельские дороги недосчитаются нескольких дорожных знаков.
Обратив на нас с Надюхой мутные очи, капитан одного из монстров поинтересовался: "А ихде тута порог-тааа? Ась?" Жаль, мы не видели, как прошел первый их кат. Шли, без просмотра и не разгружаясь. Адмирал стоявшей на другом берегу рязанской группы крикнул им, чтоб они хоть детей ссадили на берег. Да куда там… Просвистели и ушли. Причем прошли, похоже, более-менее нормально. А вот на втором кате тетки, видимо, почуяв неладное, подняли крик и заставили мужичков причалить. Они для виду походили, поглядели. Размахивая руками, наметили траекторию, договорились, кто из них куда гребет. С первого ката примчались ребятишки и мужик с видеокамерой. Все расселись по берегу, рязанцы встали на страховку, их мужик приготовился снимать, и все замерли в ожидании шоу.
Не знаю уж, о чем там они договаривались между собой, но прошли они криво. Если бы не гребли, прошли бы также. Их долбануло о скалу справа, потом они свалились вниз, их долбануло о камень слева. При этом они чуть не обломали ноги своему оператору, который устроился как раз на этом камне. После этого надо было срулить к левому берегу, чего они не сделали, и в результате сели аж на 3 камня, на которых их и расклинило. Да так, что они торчали там минут 20. Слезать спихивать кат с камней никто из них не хотел. От морковки они отказывались. Сначала пихались веслами, потом подустали, видимо, да и надоело, наверное. Кто-то из них даже закурил, разлегшись на кате… Дурдом на выезде, блин. Потом, правда, нашелся у них достойный перец, который спрыгнул в воду и столкнул катамаран с камней. Наконец они уплыли.
В это время девчонки проводили по правой протоке Щуку, а мы договорились с одним человеком из рязанской группы, что он пройдет Падун со мной на Синебрюххе. К сожалению, мы даже имени его не догадались спросить, но все равно, если ты читаешь эти строки, ТОВАРИЩ ИЗ РЯЗАНИ, СПАСИБО ТЕБЕ ОГРОМЕННОЕ! А Надюха решила не идти. Я снял два из четырех рюкзаков и отнес их к уловку за слив. Адмирал рязанцев дал нам последние напутствия, где сделать дугу, а где зацеп, и мы тронулись. Было прикольно. У страха глаза велики - это факт! За сливом - бочка проносная, даже не задержало. Плюхнулись мы, по рассказам, красиво. Жаль, на фотке не видно. После слива, правда, задели камешек попкой баллона, но это ерунда. Посмотрели, как шли рязанцы на байдарке. Потом, после киля этой байдарки, Костик (скаутовладелец из соседней группы) и рязанец, стоявший на страховке, на две морковки с разных берегов, поймали одну девушку из кильнутой лодки. Бедная, чуть не утопла, но все обошлось. Зато Костик был рад. Конечно не тому, что чуть не утопла, а тому, что удалось кого-то спасти. Он, страдалец, часа два там проторчал. Сначала смотрел, потом тех безбашенных на 2-х четверках страховал, нас страховал… В общем, погрузились мы, попрощались и двинули.
Двинули, надо сказать, грамотно! Прям на те камни, где недавно сидели "монструазные алканавты". Снова последовал диалог: "Дык, ё…", "Это точно". Немного активных движений, и мы вошли в струю. Порог закончился нехилыми валами и парой бочечек.
На плесе нас уже поджидали Сонце и Наталья с кружками наготове. Покурили, уняв дрожанье рук, и поплыли дальше. Поскольку в предыдущие дни переходы у нас были, мягко говоря, небольшими - метров по 500-800, то сегодня мы решили чапать далеко и долго. Боялись, что не поспеем к концу маршрута в срок. Так что летели, как оголтелые. Проплывали 2 моста и одну шиверку, периодически останавливались для подкрепления сил спиртом и конфетами. На оз. Шуванда наблюдали красивости. Очень живописное озеро. Немного погонялись - кат против Щуки. Выиграла ничья. На скальном мысике, недалеко от деревни Кушеванда поели бутербродов с сыром и попили водички с озерными микроорганизмами. Избавиться от них не было никакой возможности - где ни зачерпни, все равно полсотни в кружку да набьется. Я полежал на булыжнике, похожем на диван. Очень удобный бульник. Хотели взять с собой, но передумали - большой очень - наверное, тонны 2-3 весом.
После Шуванды проскочили еще две шиверы. Воды мало, очень мелко. Щука плывет себе, сопля эдакая, а мы шкуру жалеем, по полшиверы проводить приходится. Небольшой плесик, а затем опять какие-то маловодные шкуродеры. Периодически разминаемся конфетами и воздаем должное Пантелеймошке. А он, надо сказать, расстарался. Теплынь, солнышко, мошка - красотишша!
Проплыли очередной мостик, за ним порожек. Тут мы прошли не вылезая. Лепота. Вот бы так и дальше. Посмотрели карту и обнаружили, что впереди, буквально, воон за тем поворотом, нас ждет озеро со звучным именем Мандуярви.
Тем временем солнце, устав висеть на небе целый день, решило закатиться. Мы, хоть и не висели на небе, тоже хотели закатиться в палатки, желательно с полным пузом. По описанию прямо на входе в это, прости Господи, ярви есть стоянка на правом берегу. Мы сразу решили на нее не вставать. Потому, что, скорее всего, она будет занята. Так и было, кстати. Там стояло целых две группы. По берегу идет гребень, но подъем на него пологий. Плюнули, покурили, произнесли тост за то, чтобы людям, стоящим на этой стоянке, хорошо спалось, и поплыли дальше. В Асином отчете ("http://www.veslo.ru/pistax.html" rel="nofollow") написано, что левый берег болотистый, и там стоять хреново. Тем не менее издалека, да еще в сумерках, там чудились дивные стоянки, покрытые мягким мхом, со сложенными чьими-то заботливыми руками поленницами. Но когда, выбиваясь из сил, мы с Надюхой причалили-таки к этому месту… Мама, рОдная! Болото и есть. В общем, погрябали назад. А хитрые Сонца с Натальей дрейфовали у правого берега. Начал сгущаться туман.
Левый берег отпал, а на правом появились проблемы. Нормальный лес кончился, и началось пожарище. То есть все выгорело и стало бурым и тоскливым. Под ногами зола и уголь. Когда совсем невмоготу стало плыть, а время приближалось к часу ночи, мы, можно сказать, выбросились на берег принудительно. Нашли какое-то более-менее пристойное место на всем этом печальном берегу, и начали разгружаться. Обнаружилась одна проблема: когда тут был пожар, все сухие деревья сгорели. То, что не сгорело, было сырым… Короче, ужин готовили на веточках, хвое и оргстекле. Правда, Надюха потом нашла здоровенное бревно, которое мы спалили уже после ужина.
Костровище было старым, и в углях мы нашли нарукавную нашивку "Вооруженные силы России". А чуть поодаль меж двух валунов была кучка камней, явно рукотворная. Наталья ходила с большими глазами и говорила, что ей тут страшно (а место действительно жутковатое) и что давайте сегодня поспим в одной палатке. Я не удержался и наплел историю про то, что, наверное, трое сослуживцев дезертировали из армии, долго шли, а потом у них кончилась еда, и они одного из своих съели. И вот эта нашивка - с его рукава, а кости они спрятали как раз под той рукотворной кучкой камней. Тут Наталья чуть не завопила, а волосы у неё явно пошевеливались. Муа-ха-хаааа… (демонический смех :-))
Пока готовили, на озеро опустился туман, да такой плотный, что не видно было озера в 7 метрах. Только дерево здоровенное на берегу маячило. Ужин прошел в гробовой тишине. Не хватало только зловещих криков сов. Обычно в советских фильмах, когда хотят показать "зловещность" момента, всегда вставляют такой жуткий хохочущий крик.
Следующий день, как всегда, нас обрадовал солнцем и жарищей. На остатках вчерашнего бревна сделали еду. Собрались необычно быстро. Объяснить это, видимо, можно тем, что уж больно место поганое оказалось. Удивительно метко один из нас сформулировал вчера отношение коллектива к стоянке на Мандуярви: "В манду эту ярви!!!"
Отчалили. Небольшой ветерок овевает выступающие из гидриков части тел и тем самым не дает перегреться. Каждый день не устаем мы удивляться погоде в Карелии. Лично я готовил себя к такой же погоде, как и у Аси в отчете…
Долго ли, коротко ли, а доплыли мы до огроменного острова, разделяющего русло реки на две протоки. Соответственно, правую и левую. В обеих протоках - порог "Межозерный". После острова раскинулось озеро Хирвасьярви. Честно говоря, специфика местных названий пробуждает нездоровый интерес: кто ж названия-то такие выдумал - Мандуярви, Хирвасьярви…
Пошли смотреть. Лазали-лазали - посмотрели левую протоку. Мы с Надюхой убедились, что для нас там слишком много негабаритов и шкуродер сплошной. Сонце с Натальей вообще решили обнестись. Еще в поезде… Потом долго смотрели правую протоку. Она более полноводная, но на самом входе делится островком на две части. Пройти, в принципе, можно с обеих сторон островка, но на байде. Кат не лезет, ну никак… Долго-долго чесал я затылок. Наконец решили на чалке провести кат рядом с этим островком слева, загнать его в улово, там запрыгнуть и помчаться в конец порога. Так и поступили. При проводке передняя чалка не выдержала и лопнула. Я рухнул с размаху на Наталью и чуть не сломал ей палец на ноге. Правда, она так мужественно молчала, что я узнал об этом только вечером.
Порог промчались лихо. В одном месте с берега торчал флажок. Когда осматривали порог, видели, что прямо под флажком притаился зуб. А когда летели по валам, почему-то заклинило мозг, и мы решили, что на флажок и надо рулить. К счастью, Надюха вспомнила, что нам туда НЕ надо, и в последний момент мы отрулили.
Потом в запале куражились - против течения форсировали быстроток. Надюха осталась караулить кат, а я потопал обносить лодку дам. Обнеслись, искупались и поперли дальше. После озера была пара каких-то шиверок. Одна интересная - с загибом таким. В одной из этих шивер произошел небольшой саботаж у нас на судне и наше горячо любимое и обожаемое дитятко, Синебрюхх, получил пробоину. Прям на своем синем брюххе. Вот, блин, как бывает!!! Водники!!! НИКОГДА!!!! Вы слышите?.. Никогда не выясняйте отношений, сидя на судне! Это чревато.
В середине предпоследней шиверы опять встретили ту группу, в которой была премудрая женщина. И снова их бессменный секьюрити в темных очках ловил на спиннинг рыбу. Покатавшись на выходных валиках, выплыли в оз. Вихельтаярви. Немного согревшись, посмотрели карту. Выяснили, что надо плыть вдоль правого берега и искать там выход из озера, и… поперлись в дальний его конец. На хрена, спрашивается… Ох, покрутились, поматерились и поплыли назад. Нашли эту протоку - ее действительно за травой не видно совсем.
Дальше нас ждало главное озеро маршрута, носящее не менее звучное имя, чем Мандуярви и Хирвасъярви. Называется Пистаярви. В общем, банальное карельское название. Что тут такого?..
Преодолели пару шивер, мостик, поели конфеток и сухарей и, как начало темнеть, выплыли в Пистаярви. Естественно, ближайшая хорошая стоянка была занята, и мы поплыли наудачу. Удача подвернулась минут через 40. Показался каменистый берег какого-то полуострова и туча мошки, роившейся в прибрежных кустах. Осмотревшись, решили тут и встать, прям в этом черничнике. Все подустали уже, да и в пузе бурчало давно. Место было, прямо скажем, совсем не ахти. Ветерок не продувал вовсе, поэтому и мошки была тьма, и на костер махать приходилось все время, чтобы не погас.
Утро ознаменовалось чередой происшествий: во-первых, черничник, в котором мы встали, оказался еще и муравейником. По палатке с утра ползало их столько, что даже всякие фильмы ужасов вспоминались. Во-вторых, когда я пошел совершить утреннее омовение, чуть не разбил коленку. И в довершение Наталья где-то потеряла обручальное кольцо, и все мы долго-долго ползали по стоянке, матеря муравьев и мошку, которая не давала раздеться, а жара, надо сказать, стояла ого-го!!! Но, слава те, кольцо нашли! Наталья сама же и нашла.
Выплыли за всеми этими пертурбациями не рано. Уже поперли волна и вмордувинд. Решили доплыть до мысика на о.Мантюшари, там перекусить супчиком, переждать ветер и вечерком поплыть. Так мы и сделали. Сварганили наваристый такой супец, аппетитно похрустели сухариками, поиграли в игру "Кто попадет шишкой в костер, тот молодец". Попили чайку с черникой, покоматозили и поплыли дальше. Ветер к тому времени стих.
Еще во время обеда разглядели в бинокль песчаный пляжик в заливчике и решили плыть туда на ночевку. Сказано - сделано. Погребли. Сонце с Натнльей горланили песни на пол-озера, а мы плыли в сосредоточенном молчании. Регулировали гребки, чтобы ровно плыть. Пока мы плыли, из деревни Тихтозеро, что в первой части Пистаярви, выплыла моторка и шустро шмыгнула в облюбованный нами заливчик. Стримаранились, шмякнули за Пантелеймошку и наморщили умы на тему, куда приткнуться. Пока думали, сзади появились "монструазные алканавты", и мы стали думать быстрее. В бинокль разглядели какой-то другой пляжик - уже на самом выходе из озера. Ну, что ж делать, придется туда, поскольку стоять рядом с аборигенами нам не улыбалось.
Доплыв до пляжа, мы увидели, что на нем построено штук пять (!!!) бань и рядом с одной из них лежал скорченный обгорелый труп. Сначала ойкнула Надюха, потом я чуть с ката не вывалился. При ближайшем рассмотрении труп оказался кучкой камней и двумя газовыми баллонами. Просто они так лежали, что создавалась полная иллюзия того, что это человек. В общем, немного мы того… стреманулись. :-)
Это была первая наша хорошая стоянка. Просторная, ровная, как стол, правда, дров мало, но, где наша не пропадала. Вечер еще ознаменовался рыбалкой и тем, что дамы сами пилили дрова! Мы с Надюхой хотели немного попеть бардов, но общественность в лице Сонца и Натальи требовала "Гражданской обороны", "Секрета" и "Танцы минус". Увы, не жалует наша команда хороших песен. Около пол первого ночи, приблизительно в том месте, куда заплыла моторка, начался фейерверк и дикие вопли. Полюбовавшись на эту феерию все расползлись спать. Странно, но эта ночь обошлась без дождя. С утра жарило солнце, и все купались и мылись. В душе царил покой и умиротворенность, особенно после завтрака. Заклеили катамаран, еще покупались и принялись вязаться. Пока вязались, мимо нас проплыли вежливые байдарочники с сильным украинским акцентом. Спрашивали, где конец озера, хотя шум следующего порога Лужма или Родейного (по другим отчетам) был отчетливо слышен.
Когда мы подплыли к порогу, часть украинцев, как мы их про себя окрестили, уже его прошли. Наши дамы также собрались чалиться, а мы с Надюхой по-гусарски пролетели без просмотра и зачалились для съемки. Девчонки прошли неплохо, хотя и сбоку от струи - испугались валов.
Дальше в нашей программе был самый длинный порог Писты - около 1300 метров - Семиповоротный. На входе у него прикольные шиверы с валами и сливами. По одному из имевшихся у нас описаний, сам порог начинается на повороте налево. Мы с Надюхой поскакали на разведку по воде, девчонки - по берегу. Наконец мы достигли явного левого поворота, по описанию похожего на то самое начало порога. На плесике перед поворотом зачалились. Долго-долго ждали девчонок. Вот уже украинцы показались, с которыми мы шли ноздря в ноздрю, а наших так и нет. Спросили, мол, где там две девочки. Отвечают, что вроде пошли. Мы, прихватив морковку, потопали навстречу. Пройдя где-то полшиверы, мы их увидели несущимися по валам. Зачалив их рядом с нами, я сменил Наталью и с Сонцем прошел до парковки Синебрюхха. Тем временем небо все смурнело и смурнело, Пантелеймон грохотал все более и более грозно. С одной стороны это было хорошо, потому, что, когда идешь в пороге, солнце не отражается в воде и не слепит очи. А с другой стороны… ну, дождь, вроде, плохо как-то…
Украинцы бодро проводили свои байды вдоль берега, обдирая колени и вывихивая ноги. Сонце с Натальей планировали точно такие же действия. А мы пытались осмотреть, что там и как. Смотрели с правого берега, а основная струя была под левым, так что высмотрели мы немного. Неплохо помогли сориентироваться два дядьки из числа украинцев, которые прошли этот порог на байдах.
В общем, ладно, делу время, потехе, так сказать, час. Влезли в стремена, пошли. Первый участок прошли хорошо - мощные валы, лавировка, в общем, полный драйв! Решили для передыха зачалиться в уловке. Зачалиться-то зачалились, а вот выйти из него оказалось непросто. Надо было пересечь струю под прямым углом, чтобы не сесть на камни, и уйти под другой берег. В общем, у нас почти получилось. По камням, конечно, поелозили, но в струю все же вырвались. До следующего уловка была та же картина - валы, бочки, бульники. В следующем уловке мы подзадержались потому, что перед нами пошла байда украинцев. Мы подумали, что неплохо было бы посмотреть как они пойдут. Хохлы пошли, как и мы намечали, в центральный слив, но почему-то не довернули и лагом наехали на бульник, на котором их и кильнуло. Правда, метров через 30 они встали и потащили байду к берегу, так что, слава Богу, никого спасать не пришлось.
Посмотрев на это дело, мы задумали идти правее, т.к. тот бульник, с которого свалились хохлы, был совершенно не заметен. После этого в уловках мы решили не задерживаться и пилить до конца. Еще раз встретили злополучную парочку. Они снова залегли и на этот раз утопили байду, бросили ее и ушли на берег. Да, товарищи! Славный был порог.
Пройдя порог, мы с Надюхой зачалились на плесе, и я потопал смотреть, что там с девчонками. Обнаружил их где-то во второй четверти порога. Наталья с Сонцем, как истинные бурлаки, точнее бурлачки, волокли свою Щуку через перекатики у берега. Да… Это была страшная работа. На то, чтобы довести лодку до конца порога ушло часа полтора. Струя перемещается то к нашему берегу, то к противоположному. Если она на другом берегу - вести не страшно, а если у нашего, приходилось и в бочки залезать, и с бульников спрыгивать. Жуть, в общем. Плюс ко всему еще и жарко, парит, - после дождя солнце выглянуло. Короче, к концу порога мы пришли с разбитыми коленками (хорошо, хоть неопрен амортизирует немного), зато с руками чистыми, как у хирургов. В этом пороге осталась изрядная часть моих кед, из-за чего все оставшееся время я ходил практически в носках, после чего они пришли в полную негодность. Сонце с Натальей после проводки решили окрестит порог Семипотным. А я к ним присоединился.
В конце порога встретили печального украинского байдарочника, затопившего свою байду. Оказалось, что лодку-то они вытащили, а вот какая-то синяя герма уплыла. Да… У нас Щука при проводке пару раз чуть тоже не уплыла. Добравшись до Надюхи с Синебрюххом, увидели, что Надя спит, а хохлы купаются голышом, подставляя ласковому карельскому солнышку покусанные комарами седалища. Посидели, обудили прохождение: "Уй, блииин…. Это точно… Дык ё… извините за выражение". Помахали нудистам веслами и пошли дальше. Прошли порог Одинокое дерево и вплыли в оз. Муасьярви. По лоции кого-то там, по левому берегу сплошь сказочные стоянки. На самом деле сказочная стоянка там была одна, и на ней уже стояла группа. Естественно! На высоком берегу виднелись стол и лавочки. На одной из лавочек восседал бравый дед, который показался очень похожим на моего препода по "Теоретической механике". Хотя, может, это он и был. Перед этой стоянкой, в заливе, мы углядели избушку, но к ней нам не хотелось - мало ли что… Вдруг местные придут, али бичи какие.
Поздоровавшись, мы проплыли чуть дальше, но, по лоции, там сплошные болотистые берега. Сонце с Натальей сплавали поглядеть, что там и как. Вернувшись, сказали, что стоять действительно негде. Блин… После непродолжительного консилиума решено было разведывать поляну у избушки. Поляна оказалась подходящая - ровная и продуваемая. В избушке, кроме двух топчанов, буржуйки и свечки, было пусто. В этом месте, в смысле, на Муасьярви, планировалась дневка, поскольку у Сонца на следующий день был день рождения. Поэтому решили завтра перетащиться на место на высоком берегу, когда уйдет та группа.
Вечером покупались, половили рыбки (правда, ничего не поймали), и, не дождавшись завтра, решили сидеть и ждать ДР Сонца сегодня. Пока ждали, на всех навалилась такая сонливость… Но она была прогнала прочь, едва пробило полночь (о! Стихи!) Подарили Сонцу 5-литровую бочку пива, которую тут же распили. Н-дааа, сколько трудов нам стоило полпохода возить эту бочку так, чтобы она не заметила… Организмам нашим, видимо, это тоже стоило немалых трудов, поскольку они успели уже отвыкнуть от пива. Поэтому всех довольно быстро срубило, и мы расползлись по палаткам.
С утра, как всегда, была прекрасная погода, и все помчались купаться. Освежились, позавтракали, и тут подкрался бодун. Всех резко "расплющило и заколбасило". Поэтому на другую стоянку мы перебрались только часа через три. А уж о том, когда мы приготовили еду, я умолчу, дабы не позориться.
Весь день мы купались и загорали, Надюха собирала ягоды, Сонца дрыхла, Наталья читала, а я маялся туды-сюды от скуки. В общем, "Петя пел, Олег мычал, Вася…" чем-то там качал. Курорт, одним словом. Правда, ловля рыбы результатов снова не дала.
Следующее утро было ветреным, солнечным и довольно прохладным. Я думаю, о том, что ветер был встречный, говорить не надо. Это нормальное явление. Вот из-за этого ветра мы преодолели Муасьярви не за 30-40 минут, как если бы плыли в штиль, а часа за полтора. Если девчонки на Щуке более-менее плыли, то мы с Надюхой на Синебрюххе боролись с ветром. Почти всю дорогу нас разворачивало так, что она могла не грести вовсе. В общем, худо-бедно одолели мы очередное ярви и приплыли к Куркам. Это порог такой, если кто не знает. Так и называтся - Курки. Причем кто-то говорит КУрки, кто-то КуркИ. Как правильно - не известно.
На этом пороге нас догнала группа адмирала Коли, с которой мы уже пересекались на Падуне. Приютяли… приющали… в общем, под тентом торчали (О! Снова стихи!) Там же мы встретили и давешних украинцев. Они прошли порог с двумя килями и одной дырищей.
Мы, по уже сложившейся дурной традиции, посмотрели половину… Хорошо, хоть во второй части ничего такого не оказалось. Правда мы в ней умудрились потерять герму с палаткой и спальниками, гитару и запасное весло… Однако, вовремя заметили и успели выловить. Пока ждали девчонок, по-новому привязывали вещи. Потом вспомнили, что неплохо было бы девчонок сфоткать, и помчали. К сожалению, встретили их уже в середине порога, где уже ничего особенного не было.
Снова проплывают мимо нас дерева и каменюки, под нами проплывают плесы и щуки :-). Долго ли, коротко ли, а в кустах показался тот самый "мэн ин блэк", что встретился на Соленом. Потом послышался шум порога. Похоже, это вовсе был не мужик в черном, а добрый дух, который появлялся в прибрежных кустах каждый раз, как нам предстояло идти в порог. А добрый он потому, что порог мы прошли с огромным удовольствием и очень чисто. Хотя, конечно, справедливости ради надо заметить, что порог Петух, а это был именно он, совсем несложный. Просто никакой! Только гребень высоких валов. Мы с Надюхой проскакали на ура, а вот у Сонца с Натальей явно ёкало где-то в глубине организма. Наталью на носу подкидывало, как мячик, и один раз они даже опасно накренились (тут уже у нас с Надюхой ёкнуло), но выправились.
Потом снова были какие-то две или три шиверки. Весьма мощные, но тем лучше для Синебрюхха. Правда, у экипажа Щуки с увеличением уровня воды стал падать боевой задор и кураж. Доплыли до Гривы. С виду такой несложный, гад… На входе - здоровенный остров, с которого удобно смотреть. Потолклись и пошли слева от острова. Довольно мелко. Справа глубже, но после острова, чуть дальше, вода стекает по плите, тогда как слева есть прикольные бочечки. В общем, слева мы пошли. Прокатились хорошо, жаль только, не попали в самую глубокую бочку. Поздно заметили и не успели в нее зарулить, а при осмотре ее не видно. Прошли, зачалились и побежали девчонок снимать. По какому-то наитию я захватил морковку.
Прибежали, встали наизготовку. Идут. Пошли грамотно - справа. А вот потом… Поскольку грести никто особо не захотел из экипажа Щуки, то и к плите, по которой вода стекает (помните, я вам о ней только что рассказывал?) подошли на малой скорости и когда с нее съехали, воды налило на корму, а когда Сонце чуть-чуть качнулась, Щука сделала ручкой и перевернулась. Вот так и пригодилась морква. Закинули мы ее, девчонки ее поймали, а вот весло отпустили. Пришлось бросить свой конец морковки и нырять за веслом. Хорошо хоть воды было по грудь всего, и течение не очень. Ладно, перевернулись, отчерпались, шмякнули и поплыли… На другой берег. Решили сделать поесть, т.к. сегодня планировался марш-бросок до оз. Вайкульского. Это 10 км по гнилым стоячим плесам, как обещают все лоции.
Пока отвязывали снедь, показалась Колина группа. Девчонки пошли по дрова, а я остался покалякать с Костиком и его матросом Илюхой. Вместе полюбовались на прохождение какой-то группы с двумя каяками, байдами и катом. Потихоньку готовили еду, периодически спускаясь к воде поглазеть. В один из таких моментов на место нашей чалки прилетела взбешенная зареванная девица и стала орать, что он, мол, мудак и обозвал её дурой. На вопрос, кто это такой злодей, ответила, что это матрос ее. С катамарана. Говорит, вот пусть, козел такой, теперь один идет. Что самое интересное, парень прошел. Вся остальная группа уже прошла к этому времени порог и с интересом наблюдала за стараниями одинокого катамаранщика, отпуская ехидные реплики в его адрес. Я говорю, вы что ж, ему не поможете, что ли? Прошли бы, что ли, с ним кто-нибудь… Махнули в ответ рукой. Странные, однако, люди…
Пока варили супец, натягивали тент, пришел к нам делегат из этой группы и спросил, мол, мы тут на ночь? Мы ответили, что только на перекус. "Ага, тогда мы подождем поляну", - сказал делегат и убежал. Когда через минут 20 Надюха спустилась к воде с каном, половина группы, вытащив на берег байды, позалезала в спальники и дрыхла прямо на сыроватом берегу. Странные люди, однако, сходили бы метров на 50 вверх по берегу. Там большое поле и сухое… Ну да ладно. Это странные проблемы странных людей.
Когда пили чай, начало не на шутку накрапывать. Снова поставили тент, снятый 15 минут назад. Повалялись на травке, покурили-выпили. Пока ждали, разразится дождь или нет, покидались в Сонце шишками. В итоге мы неплохо расчистили полянку, а вокруг Сонца образовалась небольшая горка шишек. Собака-дождь так и не собрался. Мы установили, это из-за наших усердных возлияний за Пантелеймошку. Наконец мы с Надюхой заколебали девчонок своим нудением: "Дык, ё… плыть надо, однако. Это точно!", да еще я сходил и сказал странным людям, чтобы они не парились, а начали ставить палатки и вообще готовить лагерь. Это был правильный шаг на пути к полной капитуляции Сонца и Натальи. К тому же та группа пришла и, совершенно молча, абсолютно нас не замечая и чуть ли не перешагивая через костер, деловито сновала туды-сюды, готовясь к стоянке. Это совсем нас убедило, что они очень странные, однако, люди, и мы в сердцах на хрен уплыли.
У нас с Надюхой на кате обнаружился заяц - муравьишка длиной, наверное, с сантиметр. Сначала мы его хотели спасти - причалить к берегу и отпустить, но у берега были опасные коряжки и поэтому мы решили, что все равно он сдохнет без своего муравейника, и поплыли дальше. На галерах царило полное разгильдяйство. Народ дико хохотал, пугая редких обитателей местной фауны и периодически тримаранился - типа передохнуть. Так незаметно мы прошлепали километра 3-5 тухлого плеса. Пока плыли на меня снизошло вдохновение, и я на ходу сочинял дурацкие песенки фривольной и туристической тематики и гордо их распевал. Надюха сперва хохотала, а потом почему-то скисла и начала на меня гундеть: "Ты уймешься когда-нибудь или нет? Надоел уже! Сколько можно! Выключи свой бредогенератор!!! Щас с ката скину! Это точно!" Мало-помалу доплыли до оз. Вайкульское. Оглядев окрестности зоркими глазами, постановили, что ну его на хрен, это озеро. Вот вроде и место есть. Не ахти какое, но нас-то всего четверо, поместимся уж как-нибудь. Чуть дальше вглубь озера в бинокль разглядели группу адмирала Коли. Но до них грести было лень, - дикий ветер дует прямо в лицо, да к тому же и не удобно как-то… Вокруг болотисто и дрова - сплошные гнилушки. Горят хреново, зато пилить - одно удовольствие :-). Пока готовили лагерь, мимо нас проплыла группа четверых мужичков - двое на кате, двое на байде. Услышали мы их издалека - очень уж дядьки петь любят. Хорошо пели, если честно. От греха мы спрятали спиннинги подальше, мало ли что. Проплывая мимо нас, один из них поинтересовался, мол, как отдыхается, как рыбалка. Мы ответили, что отдыхается замечательно, а рыбалка нам не нужна. Дескать, консерва есть! А они и говорят: "Молодцы! Берегите природу", и поплыли себе дальше. Уже, наверное, ближе к середине озера один из них затянул жуткую разбойничью песню: "Привыкли руки к топорам, только сердце не послушно докторааааам…" :-). Блин, ко мне она так привязалась, что я через некоторое время стал невыносим для окружающих.
Мы тем временем поперек ветра натянули тент, посидели, поболтали и пошли спать. Хоть на улице и прохладно, но в палатке-то тепло, и жена под боком… Лепота…
Наутро наблюдали две перекрещивающиеся радуги. Решили, будто это Пантелеймошка палатку ставит, а когда радуги исчезли, мы решили, что он тент натянул. Надо заметить, что сделал он это вовремя, поскольку с противоположного берега к нам приближался ливень. Правда, к тому времени, как он до нас добрался, все вещи были привязаны, а мы - загидрены. Поэтому, достав флягу, команда приготовилась пережидать дождь…
Дождь решил закончиться к тому моменту, как мы все готовы были окоченеть. Поэтому быстренько погрузились и поплыли. Ветер практически стих и плыть было легко. Девчонки откровенно напрягались, поскольку плыть они не хотели, а пришлось. Пока мы там дождики всякие пережидали, оказалось, что Колина группа уже успела свалить. Ближе к концу озера экипажу Щуки приспичило, и как мы не старались, догнать их не смогли. Они на всех парах подвалили к берегу и буквально катапультировались в близлежащие кусты. Минут через 5 подвалили, высунув языки, и мы. Перекусили, размяли окоченевшие кто что, и поплыли. На выходе из озера стояла какая-то группа и беззастенчиво кидала спиннинги. Прошли какую-то шиверку, мост, еще какую-то шиверку. По расписанию, должен быть Фурляляй. Доплыли до места, по описанию похожему на начало Фурляляя - имели нехилое дежа-вю, поскольку заход в Фурляляй сильно смахивает на заход в Семиповоротный. Девчонки на Щуке зачалились пораньше, а наша кавалерия на Синебрюххе верхом поскакала без просмотра.
Порог здоровский. Несколько ступеней разделяются быстротоками, уловами. По берегам на прижимах валяются сучкастые бревна - глаз да глаз нужен! В одном из уловов (в самом первом, если честно) мы увидели адмирала Колю, который мирно ловил рыбку. Зачалились, поговорили. Оказалось, что за этим уловом есть еще одно, после которого, наверное, самое ключевое место порога - бочка ближе к правому берегу и слив с противной плиты ближе к левому. Их группа стоит между этими уловами на пупыре. После последнего улова на "скальном лбу" стояла еще одна группа (кстати, та, после которой мы встали на Муасьярви). Решили пока зачалить Синебрюхха в первом улове, пойти к девчонкам рассказать, как там и что, пофоткать их. По левому берегу довольно тяжело бродить - много поваленных деревьев. Сонце с Натальей мы нашли где-то в середине первой ступени впилившимися в то самое сучкастое дерево. Попыток освободиться они не предпринимали, судя по лицам, капитан и матрос только что общались в резкой форме. После предложения пройти остаток пути до первого улова вместо нее, Наталья покинула Щуку, и я уселся на ее место. Дошли без приключений, даже поулюлюкали на валах :-).
Пришли Наталья с Надюхой по берегу. Немного поплавали на спасах, перекурили. В процессе общения с Колей выяснили, что ребята встали тут на ночевку, а завтра у них дневка: балдеют, рыбку ловят, моются, стираются. Предложили и нам рядом встать, мол, места хватит. Тут у нас в рядах произошел раскол. Мы с Надюхой хотели плыть дальше, а Сонце с Натальей хотели встать на дневку. В общем, очередной саботаж, результатом которого явилось то, что наша группа всала на дневку, а дамы некоторое время не разговаривали друг с другом.
Зато мы неплохо подружились с ребятами из Колиной группы, подчистили наши запасы спирта и закуси :-). Вечером орали песни и насвинячивались, если можно так выразиться. Сонца оказалась самой стойкой из нас, и пошла спать самой последней. Дуги ее палатки тоже оказались весьма стойкими - под стать хозяйке, которая в ночи немного рухнула на свой походный домик.
С утра было просто чудесно - солнце, сушняк, раскиданные по лагерю шмотки и стоны вчерашних собутыльников. Я пошел в обнаруженный вчера на рыбалке махонький, похожий на блюдце, заливчик, в котором некоторое время полежал, поджидая, пока целебная карельская водица вымоет из меня весь бодун и хмель. После этих нехитрых процедур я разлегся на камушках на солнцепеке и начал балдеть. Ох, такого наслаждения я не испытывал уже очень давно. До чего же здорово так лежать, слушая журчание водички, легкий ветерок овевает чело, ланиты и чресла под плавками, курить вкусную сигарету и жмуриться на солнышко…
Вернувшись в лагерь, я обнаружил, что Надюха уже встала, а Сонце с Натальей все еще дрыхнут. Пришлось срочно их поднимать, ибо в их палатке стояла такая жара, что запросто можно было схватить тепловой удар.
После завтрака устроили покатушки на ключевом участке Фурляляя. Мы с Надюхой прошли сначала рядом с бочкой - присматривались. С воды оказалось, что вообще ничего страшного в ней нет, и в следующий заход мы поперли прямо в НЕЁ! … Ух! И мы уже траверсируем струю к нашему берегу.
Потом попросилась пройти на Синебрюххе жена адмирала Коли Катя. Ей, как бывалой байдарочнице, не очень понравилось. :-) Потом прошла на Скауте Наталья с Илюхой - матросом Костика. Ей, как не определившейся, понравилось. А потом пошли мы с Илюхой на Щуке. Причем, почему-то я сел капитаном, хотя у Илюхи-то байдарочного опыта поболее будет… Ну да ладно. Короче, в самой бочке, когда нос вместе с Илюхой сначала подпрыгнул на валу перед бочкой, а потом в нее провалился, я получил удар валом под задницу и вылетел из этой Щуки головой прямо в бочку. Мне, как кильнувшемуся, осталось не понятно, понравилось или нет…
Когда я вынырнул, зрители ржали, держась на животы. Оказывается, что, во-первых, я выпадал из байды очень смешно - с раскоряченными ногами (ха-ха-ха), а во-вторых, смешно выглядел Илюха, при выходе из бочки вдруг переставший получать поддержку в виде гребли капитана. Вот такие дела. Костик, поплывший меня спасать, доломал весло, которое они с Илюхой повредили в Падуне. Потом, зачалившись, долго обменивались впечатлениями. Илюха, до этого собиравшийся пройти самосплавом, передумал, сказав, что одного самосплава на сегодня хватит. С меня тоже было достаточно, и я больше порог не ходил. Катались еще на КНБшках члены Колиной группы, а мы просто стояли. Девчонки решили помыть головы, да упустили мыло. Потом мы все оставили суда ниже бочки и поперли в лагерь, есть и пить.
После обеда занимались, кто чем. Я пришивал заплатки к кедам, поскольку они уже совсем развалились, Надюха пошла по ягоды-грибы, Наталья с Сонцем сидели у костра и помогали готовить чего-то. Когда свечерело, мы с Сонцем пошли охотиться на рыб. Доохотились до конца порога, поймали штуки 4 окуня, Сонце запулила свою лучшую блесну с концами в речку, и мы пошли в лагерь. В этот вечер ничего особенно интересного не было. Чуток поворчали, что завтра надо 10 км гнилого плеса одолеть, и разошлись по палаткам.
Утро обрадовало нас приличной прохладой и пасмурным небом. "Брр-р-р, блин!!!", - сказала Надюха, вылезая из палатки. Позавтракали и выплыли. Встретили лодку с пьяным дядькой, представившимся так: "Рыбинсехсия я!!! Это… рыбинспехсия!!" и трезвым милиционером, не представившимся никак. Мы сказали, что рыбу не ловим, хотя вчера с Сонцем мы не дошли до их избушки метров 30. Дальше ничего интересного не происходило. Колина группа мигом умчалась за горизонт, а мы плелись себе потихоньку и плелись. По дороге горланили похабные песенки собственного сочинения на туристские темы. Нашли несоответствие карты и действительности в области оз. Имисьярви. По карте, там должно быть широкое место, где озеро как-бы прилепляется к реке сбоку. А на самом деле, в него ведет узейшая протока длиной метра четыре и шириной метра два и все. То есть плывешь-плывешь, потом за кустами открывается озеро, и через минуту пропадает за деревьями. Так здоровско, как будто оно прячется. Эдакое потайное лесное озеро. Мы когда еще плыли, ветра на нем не было, вода - как зеркало, и на нем белые кувшинки. Только покойников не хватало, как во "Властелине колец-2"… Муа-ха-хаааааа…
Через некоторое время услыхали шум Имисева и увидели наших знакомых. Половина из них уже прошла, а половина только готовилась. Наталья с Сонцем деловито погребли к берегу - еще в Москве они решили, что Имисев не пойдут. А мы так же деловито затянули стремена, поправили каски и поперли. Ребяты… Это было здорово! На улице холодно, а когда ухаешь в промежуток между валами, окунаешься в теплый и сырой воздух. Удивительно. Технически очень простой порог. Тем более для нас :-). После первой ступени встретили Костика с Илюхой, сидящих на страховке на Скауте. Мы зачалились, вылезли. Поболтали с девчонками. Как там у них настрой. Настрой был отличный - всего-то 300-400 метров по лесу и все :-). Я оставил Надюху на Синебрюххе, а сам пошел помогать обносить Щуку. Всего за две ходки мы ее перетащили. Потом мы прошли вторую ступень. Было тоже здорово, но зацепили ближе к концу камень. Я потом пытался с берега его разглядеть и не смог. Видно, точнее слышно, точнее чувствуешь, только когда по нему прокатишься.
Следующим номером программы у нас значился порог Талии. Щука традиционно чалится, Синебрюхх традиционно идет без просмотра. А бочара там была - будь здоров. Даже на секунду придержало. Конечно, она с Синебрюххом бы не справилась, но попридержало, это да… Просто Надюху, когда мы начали сливаться в эту бочару, вдруг разобрал хохот и, естественно, за струю никто не цеплял. Щуку провели, причем я чуть не улетел на ней в бочку. Колина группа, которую мы встретили и тут, снова ускакала вперед. Метров через 300 мы поняли, почему порог называется Талии, а не Талия. Потому, что вторая талия как раз шла через 300 метров. Тут Щуке деваться было некуда, и они прошли. Причем неплохо прошли.
Наконец подплыли к последнему перед оз. Корпиярви порогу Хирви. И вот тут наша "безпросмотровая" практика дала сбой. Мы сели на один зуб немыслимой остроты. Видимо, пробоину не получили только потому, что я наклонился со своего баллона к Надюхе, тем самым перенеся вес на ее баллон. Кое-как мы слезли с этого зуба и, посекундно задевая камни, прорывались к концу порога, потихоньку догоняя кильнутую байду из Колиной группы. Порог весьма шкуродерный, мелкий, с нетривиальной линией движения. Он словно насмехался над нами, картавя, как старый еврей: "А вот Херрр ви таки пррройдете". Наверное поэтому его и назвали Хирви… Правильнее, наверное, было б Херви.
После прохождения, если можно так выразиться, эмоции вырвались наружу "Дык…Ё…", "Это точно!". Немного поспасали кильнутую КНБшку вместе с ее капитаном. Это было забавно. Минут 20 мы плавали туда-сюда по плесу и никак не могли утащить байду с середины. Когда, наконец, все завершилось, мы с Надюхой пошли к Сонцу с Натальей, поглядеть, как там у них дела обстоят. А дела обстояли так: Коля с Илюхой проходят Хирви на Щуке, и все дела. Что и было ими выполнено просто превосходно.
Дальше никаких интересных вещей не происходило. Километра 4-5 до Корпиярви. Там ветер, к счастью, в спину (редкая удача!), холодно. Ребята, конечно, учесали уже за тридевять земель. Мы их видели вдалеке, но сами решили встать в буерачистом черничнике, ибо зело притомились и замерзли. Приготовили чего-то совсем скоромного, выпили, сильно экономя. Солнце обнаружила, что в недрах ее гермы находятся ее же кеды, уже покрытые плесенью. За такую наглость кеды были казнены через сожжение. Несмотря на холод, исполнили несколько баллад и пошли спать.
Наутро погода была не лучше, да еще и за водой приходилось заходить по колено - волны взбаламутили ил. Надюха совершила два подвига: собрала черники на компот и искупалась в гигиенических целях.
После завтрака решили плыть до моста и там вставать на дневку-просушку и в ночь встречи с заказанным автомобилем выходить на дорогу. Сказано - сделано. Плыть было одно мучение - постоянно крутило. Причем и нас, и Щуку. Так, вихляя из стороны в сторону, подплыли к заливу слева по борту. В конце залива видны были ограждения моста, и мы радостно погребли туда. Подплыв поближе, мы убедились, что на карте такого места вообще нет. А то, куда мы подплыли - просто место, где дорога проходит близко к озеру. Мы с Надюхой пошли на разведку. В результате выяснилось, что идти надо было ближе к центру озера, а не по левому берегу. В центре озера будет выход из него в виде трех проходов, в которых шиверы. Далее будет разрушенный старый деревянный мост, и только после него уже новый каменный.
В виду совсем не боевого состояния духа одного из экипажей, решили встать в этом заливе, где видна дорога, и там обитать. Выяснили, что по дороге до моста метров 600-800. А Колина группа уплыла на Поаллу.

Кстати, они потом, уже в Москве, рассказывали нам, как там было клево, и какой это дивный порог. Чем вызывали нашу зависть.

Вечером разобрали кат, расстелили его по возможности ровненько, вынули баллоны. Эх, кончается поход… Ночью был сильный дождь, зато утром было солнечно и ветрено. Целый день потихоньку собирались, немного балдели. Очень экономили с едой. Вечером посчастливилось наловить целых 11 крупных окуней, которые были зверски сварены и съедены с макаронами. Допивали последний спирт. Вечером подплыла какая-то группа, в которой мы насчитали около 50 человек. Долго лазила вокруг нашего лагеря, совершенно не обращая на нас внимания, как будто это валуны тут перед костром сидят. Долго-долго перекрикивались со своими, а потом, наконец, уплыли, и мы смогли продолжить наслаждаться видом неба, озера, заходящего солнца и ощущением кончающегося лета.
В час Х мы были собраны и готовы к выходу. Я с сожалением обнаружил, что рюкзак у меня полегчал не намного, но делать нечего… Примерно минут через 40 мы дошли до места. По дороге я нагнулся поправить Щуку, висевшую в чехле у меня на шее, и меня перевесило. Когда все это хозяйство на меня рухнуло, у меня чуть голова не расплющилась. Самостоятельно я подняться не мог, освободиться тоже, а злобные мои одногруппницы стояли и ржали, доставая фотоаппарат.
Поджидая водителя, сидели и распевали известные песенки в собственной интерпретации. Получилось довольно охально. Машина прибыла, как по расписанию. Ровно в 4 утра. Кстати, водитель был тот же, что и на заброске. Видимо, Велты динамят только в начале сезона, пока не раскачаются.
В Калевале остановились у круглосуточного магазина, где затарились пивом. Странно, но наслаждения не испытали… По крайней мере, я L. Потом долго-долго ехали до Кеми. Пока проезжали все эти многочисленные озера Куйто - Верхние, Средние, Бог знает еще какие, я все поражался, какое же оно здоровенное. И как только народ до Калевалы плавает…
В Кемь прибыли часа за 2 до поезда. Перекусили в вокзальной кафешке. Закупились на поезд почему-то пивом. Еды не взяли совсем. Видимо, сказалась тупость мозга после бессонной ночи. Ну да не беда, по дороге купим.
Когда поезд прибыл, оказалось, что нам как обычно бежать в другой конец платформы. Ну да мы люди привычные. В вагоне народу было мало. В основном турье. Такие маститые "олдовые" дядьки с пузами.
В тамбуре разговорились с парнишкой, который участвовал в коммерческом сплаве на рафтах по какой-то там реке. Мы потом видели, как маститый пузатый турист расписывал ему, какая крутая речка Тунтсайоки-Тумча. А мы Надюхой надувались от гордости и важно заявляли друзьям, что мы там были. Наверное, в сотый раз…
Так вот неспешно, попивая пивко и пожирая порой некачественную воблу, доехали до ленинградского вокзала, где нас уже поджидали встречающие. Несмотря на улыбки, которыми озарялись наши лица при выходе из вагона и при виде друзей, на душе было погано. По крайней мере, у меня. Ненавижу возвращаться из похода. Его всегда мало. Так долго ждешь, готовишься, бегаешь, решаешь с деньгами-билетами-отпусками, а он вжик… И все. Наверное, это не совсем здоровая реакция, когда по возвращении домой тебя тянет обратно, но такие уж мы чудные люди - "некоронованные принцы, полкоролевства в рюкзаках" (с)...