19 июля - 26 июля 2004 г.

Экипажи:
Матрица, Вилли, Вася, Феня (Таймеха - "Вилли мастер")
Ксюша, Вокер (Таймеха - 2)
Машутка, Альф (Нева - 2)

Автор - Анна Дауранова (Санкт-Петербург)

Идея совместить сплавчик и матрасничание на Ладоге родилась еще в прошлом 2003 году, после утомительного отдыха на о. Койонсаари.
Исходные данные: речка с препятствиями, не меньше 3-4-5 ходовых дней, с выходом в шхеры Ладоги. Оказалось, что таких только две: Тохмайоки и Янисйоки.
На повестке стояли следующие вопросы:
Сложность реки и соответственно ВОЗМОЖНОСТЬ и время ее прохождения.
Транспортный вопрос: заброска-выброска: удобство, удешевление, сроки.
Снаряжение: ремонт, изготовление, покупка, добыча, последовательный курс на сокращение евоного объема.
Погранзона: документы.
Перевозка Сукиных детей: прививки, паспорта, справки, билеты.
Питание: во-первых, всем кроме Лехи и Сани - худеть, во-вторых, не таскать лишние тяжести и в-третьих перейти к научно-обоснованному, калорийно-достаточному, психологически-комфортному, сердито-дешевому образу питания и к научно-эмпирически-обоснованному количеству пития.
Проанализировала три-четыре источника. Основной - это лоция Бекетова К. - она хорошо составлена и практически точна, за исключением того, что на ней плохо отражены расстояния между препятствиями - как во времени, так и в часах. Кроме того, наш уровень воды позволил обнаружить несколько несложных, но выраженных шивер и один из плесов, из 300 м неожиданно затянувшегося до 5 км. Другие источники указывали на неточности Бекетовской лоции или были самостоятельными, как у Слепцова. Однако, некоторые решающие факторы: лето и каркасники, Странная компания и сукины дети в количестве двух голов, не сочетались ни в одном источнике - на этапе подготовки мною практиковался вненаучный метод экстраполяции компиляционного интегрирования дисперсных данных, основанный на сложении всех имеющихся в распоряжении фактов с последующей поляризацией, то есть, практическим отделением зерен от плевел. В результате родилась ЛОЦИЯ Странной компании.
За одну неделю до отплызда позвонила Ксюха и грустно сообщила, что от ее отпуска отхватили изрядный кусок и осталась у нее только неделя - проход по шхерам до Терву или Лахденпохья, а лучше, конечно, до Приозерска, накрылся медным тазом.
Командировочные удостоверения и список группы нам оформил Капитан Туч от Объединения Петербургских Туристов, в результате чего все мы стали участниками учебно-тренировочного похода с целью изучения региона проведения учебно-тренировочных походов, а Саня непостижимым образом заделался инструктором-стажером.
Собачьи сборы также были нелегки: оказалось, что в Карелии появились случаи бешенства, и собак нужно было реально прививать, что и сделали 14 июля поздно вечером, вот только после прививки их нельзя было мочить минимум 5 дней - выходило, что в первый день нам точно нельзя было киляться.
Питание, оно же хавка, оно же жрачка, оно же вечерний жор - требовало профессионального подхода, что я и сделала. Благодаря вышеназванному ненаучному методу была нарисована раскладка, вызвавшая у меня неподдельное восхищение: вес по 700 гр. еды на чел. в день, стоимостью около 64 руб. на чел. в день - к тому же способствующая очищению организма!!! И это, включая Стратегический запас!!!! Дык, блажен кто верует… Все мои благие намерения полетели…
Выходные провели на даче - в субботу посетили фестивальчик Ламбушка - 2004, Саня домой не торопился, ибо сборы никуда не денутся, чего, собссно, торопиться? Собирались(лась) прекрасным, тихим, уютно-домашним семейным вечерком…. До 4-х ночи…. Саня!!!! Маша!!!!! Собаки - Сукины вы дети!!!!!
Еду - взвешивали до граммчиков и по мешочкам, по мешочкам, по мешочкам… все остальное тоже пропустили через фильтр, в итоге в мой рюкзак набралось 32 кг. - н-да.., переборчик, пожалуй, Саня утром сказал, что будет переупаковывать, ибо, очень тяжело… таки пока я выигрывала суд, груз был переформирован (бинокль не можем найти до сих пор…) Сукины дети, как всегда, не несли ничего….

19 июля, понедельник, 1 день - заброска
После суда успела примчаться домой - переодеться, приехал Максик на таможенной "Газельке" уже с Клочковыми. Загодя, отправились на вокзал. Погода хорошая, отправление поезда в 16.10, у нас середина - 8-й вагон. Столпотворение на платформе (наш подали поздно и рядом прибыл состав из Магадана, что ли..) Пока ждали - Феню колотило не по-детски (обалдела от звуков и количества народа), в общем, погрузились, затолкались, сели… К вещам и собакам не придирались, но документы и справки смотрели дотошно…
Миша мгновенно потребовал еды… и понеслось…
Сгрузились с поезда в 23.30. Вечерело… Помолясь, двинулись по описанию в поисках реки и места стапеля… А Тохма уже готовила нам сюрпризы и испытания…
Двинулись справа, вдоль путей назад по тропинке, надеясь на упомянутые в лоции два километра… Тщетно…
Итак, ни одной тропинки, которая идет на берег ниже Пр. № 3 визуально не наблюдалось. Двигаясь перебежками (на полусогнутых) от привала до привала и распевая песни, дотащились до переезда (шли на свет) и дальше по грунтовке до речки, всего около 3-х км. Направо в 30 м от реки уходила дорожка, но по ней можно было только плыть, и что там, на другом краю, не знал никто. Решили, что стоит еще помучиться… Вернулись к переезду и по другой стороне железки двинулись в сторону хутора, постепенно забирая влево, почти развернувшись спиной к ж/д, прошли по тропинке вдоль небольшого рукавчика Тохмы, на берегу проступили очертания воды и полянки с костровищем, захламленной порубленной ольхой… Насобирали светлячков - правда, светлее от них стало только в душе…
Судорожно, на последнем вздохе стали разбираться и кипятить чай…, все обломал стон Ксюшечки: "Паспорта, трубы, баксы - все, что нажито непосильным трудом, все ж пропало!!!!!" Расследование показало, что при выгрузке из поезда, самый надежный карман сумки - разодрали, и все, что в нем было, теперь уже не с нами… С ттттрудом уговаривая все тело еще немного пошевелиться, а ноги в отдельности - признать булькающую на них обувь - тренировкой перед сплавом ("Серая шейка грустно опустила задик в ледяную воду", - это про нас на ближайшее время), построившись скорбной процессией, за исключением Машки - в две дырочки оставленной охранять лагерь, мы двинулись на поиски утраченного имущества…
Единственными, на кого было приятно посмотреть - это Сукины дети, затекшие в поезде и вырвавшиеся на волю - к тому же на попутном хуторе, можно было подразнить местных аборигенов, приблизительно той же породы… Навалилась темная безлунная ночь…
Со стороны, наверное, казалось, что это - обезумевшие гигантские светляки, дав волю инстинктам или чему еще, сначала с энтузиазмом, потом "грустно и торжественно" прочесывают метровую траву…, на подходе к станции Миша обнаружил банку кофе, документов и колбасы не было. Колбасу, конечно не без оснований, списали на Сукиных детей - кроме наших там еще штук 5 бегало….
Дважды прочесали маршрут, под утро, обессилевшие, вернулись в лагерь - упали-забылись…

20 июля, вторник, 2 день - ходовой
Утро, солнце, прекрасное маленькое болото!!!!
Ксюша с утра, почти традиционно, традиционно проделала маршрут до станции - ничего… Решили идти в местный орган - писать заявление об утере и получать справку - Миша категорически отказался посетить местное О/М - отправились Ксюша, Леха, Саня… Оставшиеся, без огонька, что-то пытались сложить и что-то собрать… Триумфальное возвращение посланцев привело всех в хорошее расположение духа - Леха, не зря имеющий репутацию лучшей розыскной из всех С… детей - нашел-таки пропажу….. Вздохнули (хотя по всему должны были приложиться…) и резвенько дособирались. Вышли рекордно - 16.30.
Поняли, что мы - перед № 1, не спеша перебирая лапками, пошли.
Ж/д и автомост миновали, № 3 обносили по ПБ, Леха хотел провести по канализации свою байду - отговорили… После плотины 30-40 м маленькая ступенька - шли по левому рукавчику - снизу посмотрели - можно идти и по основному - вроде чисто…
В нашу воду шиверы превращаются в шкуродер - шли на отрицательных скоростях, как подсаживались, по одному или вместе выпрыгивали и проводили - жалко было шкурок…
На №7 Вокер пошел правым рукавом, мы левым, в результате у него первая бабочка - заодно и перекусили - в планах было идти до № 16 и вставать там у дома, но обстоятельства (о них чуть позже) помешали… Вечерело (кажется около 18.00 с хвостиком), Мишка шить не стал - сразу заклеил, мы сделали чай - хвороста на маленьком островке мало, но нам хватило. Чай с собой взять было не в чем - все пластиковые бутылки заняты стратегическим запасом - ну, хоть выливай! Мгновенно всем захотелось пить…, а Мише больше всего. Чтобы пришвартоваться и вылезти на островок, нам и Лехе нужно было влезть на небольшую ступеньку 30-40 см. Я вылезла и решила втянуть Леху - Машутка подорвалась мне помочь - начала вылезать под совет Лехи: "Перед тем, как вылезти…" В общем, первыми показались глаза, как у Фенечки…, ну, дальше вы знаете, потом Леха удовлетворенно закончил начатую фразу: "…промерь глубину веслом…"
Начали втягиваться в прохождение шивер под лозунгом: "шкурка нежная, ее беречь надо" - вскакивали-выскакивали, вскакивали-выскакивали… Сукины дети гордо сидели в Байде, не порываясь мочить лапки и хвостики… С удовлетворением отметили возросшее мастерство и слаженность экипажей.
После ж/д моста с высокими бортами, через 1 км по ЛБ - красное здание бывшей водокачки, сразу за ним - каменный лобик, к нему пристали - интуиция подсказала, что это мраморный карьер - около водокачки не считанная, коротенькая шиверка, и мы сначала проскочили метров 300-500, потом по настоянию матросов вернулись и не зря… (время около 20.00) Мишутка пошел на разведку - брошенные промышленные ангары навели его на мысль о лягушках-мутантах и новом эпизоде губернаторских войн. Вернулся, доложил по форме, решили усилить команду - пошли все (байды оставили привязанными, спасики частично сложили под ель - надеялись на то, что вечер, будний день - вообщем на авось…) Миновали ангары и вышли к будке самого обычного сторожа и мраморному карьеру - Красота неописанная… Вася с Феней немного исправили положение… Сторож сказал, что карьер закрыт, место купили и сделают территорию отдыха. Место посещаемое, кроме нас, еще бродили людишки и подъезжали - уезжали машинки… Саня с Лехой все ж быстро вернулись к байдам, дав нам немного времени на прогулку, исследование грота и обход озера… Слева открывалось еще одно озеро, но времени не было шарить… Фоткались…
Вернулись к байдам (м.б., 21.00?)
Подошли к пр. № 11 - по лоции 2 к.с. - автомост в п. Рускеале (не первый по счету - аналогично Вьюну: "Это куда дорога? - В Лемболово. - А это куда? - Опять в Лемболово. - А это что, тоже в Лемболово? - В Лемболово…") Хотели просмотреть с ЛБ около моста, потом решили, что все видно с воды, и пошли… Ребята направились к ПБ, и местный водокачник сказал им, что идти нужно правее - мы этого увы, не услышали…
Прошли чуть левее центра - чирканули, глянули в байду, а воды-то уже до половины! Уж мы гребли…, по всему олимпийское золото - наше! В метре от берега начали тонуть - выскочили: по шейку… Уже и Миша спешит на помощь. Сукины дети гордо сидели по горло в воде - стоически принимая все закидоны хозяев - в общем, все спаслись… Вытряхнулись на берег, провели предварительную экспертизу, наморщили мозги - поняли, что на сегодня, в первую очередь нужно решать вопрос со стоянкой. Допускался вариант с транспортировкой: вещей - в чужих байдах, экипажа - по берегу, самого ТС - поперек на байде или кверху пузом за веревочку. Часовые поиски стоянки не дали положительных результатов - стоять негде, мы - сапиенсы не избалованные, но стоять действительно НЕГДЕ. Был шанс стоять на ЛБ около пр. № 12, там - поляна у разрушенной мельницы и заколоченный дом, но при этом собак придется привязать на сутки - шоссе в 40 м.
Решили не рыпаться и принять судьбу - понадеялись, что ночью местные в бане не моются, а от нашествия любознательных аборигенов нас избавят Сукины дети - не зря же их кормим…
Эта стоянка была ЛУЧШЕЙ на всей реке: ровная площадка для палаток, банный навес для сушки вещей, площадка для ремонта байды, гора сухих дров, костровище, скамейки и туалет… А утром еще и кауппа… (магазин). К нам на огонек никто не заглянул, только на следующий день в разгар сборов (около 12.00) приехал банщик что-то забрать…

21 июля, среда, 3 день - ходовой
Вышли что-то около 14.00.
Трубы над водой на 1м - прошли левым рукавом, без хлопот… поганки не нашли… омута тоже…
Плотину № 12 провели вдоль ПБ - можно было частично идти, просто берегли лодочки…
№16 обносили по ЛБ, около дома, там тусили рыбачки…, перед плотиной мостик из двух труб - в весеннюю воду, он, видимо, глубоко под водой… Стоит памятник, май 2003 г. - рыбаки сказали, что кат положило…
№ 20 разгрузили по ЛБ и решили покататься: Миха с Лехой на таймешке - легли на сливе, мы с Лехой на невушке - слились…
Пр. № 21 - водопад, в 200 м от № 20, долго просматривали ЛБ - обнос длинный и тяжкий, решили зайти правым рукавом и обнестись по острову - ближе и аборигены не мешают - к тому же внизу стоял ларек с пивом, собссно, к нему и стремились…
Нацелились идти до плотины № 24 и там стоять на лучшей (по описанию Слепцова) стоянке…
Обнесли плотину - впечатляет… Поняли Слепцова - там, где нет снега - уже стоянка, не задерживаясь, пошли искать ночевку: "Ну, как в Карелии - камни, песок, сосны…"
Миша скулил за перекус - на отказ, гордо съел заплесневелый сыр…
Зашло солнце… стоянки все нет - мужественно ищем…
На одном из особенно кривых обносов или еще где, но точно в "заднице" Маша изрекла: "Это, что отдых? Вы, что получаете от ЭТОГО удовольствие? Как это я так ошиблась, что сейчас здесь, а не у телека?"
Вокерский голос сзади: (ехидно) "Ну, что доискались? Теперь вставайте здесь!" Дело было на излучине длинной шиверки № 28, вылезли в бурелом и траву ПБ и с несказанной радостью обнаружили на другой стороне мыска прекрасную еловую стоянку с костром и зимним навесом из бересты…
Переодевание-лагерь-ремонт-костер-еда-питье-сон…

22 июля, четверг, 4 день - ходовой
Погодка все дни классная: тепло днем - около 25, дождя нет…
Уже с утреца народец предвкушал тихий вечерок на классной стоянке в шхерах: "Осталось 7 препятствий и дальше 4 км до Сортавалы - ерунда!!! А потом пляж, сосны…" Как же…
На 29-м пороге, еще перед плотиной, попрыгали: мы сначала шли вдоль ПБ, перед сужением выпрыгнули и по воде проводили - меня чуть не смыло. Миша элегантно сгрузил Ксюшу на берег и за чалочку, за чалочку - не моча ножек, пока мы с Саней боролись за жизнь, провел байдарочку… Леха сунулся левее центра, кое-что шел, кое-что проводил… Вроде, там еще что-то типа сужения и стенок каких-то с плитой нарисовалось, но на плите водички было см 10, скатили, сели, вроде, поплыли… Внезапно услышали явно не маленький слив, увидели разрушенные стенки и только тогда заметили ЛЭП, определяющую это препятствие. Саму плотину обнесли по ЛБ - метров 10-15 вполне сносно, потом указанная шивера - камни так и прут - из соображений "шиться бы не хотелось" начали проводить вдоль ЛБ, да так оперативно, что собаки остались на суше. А перед этим, Вася засунулась в кусты и выскочила с нечеловеческим воплем… Я мгновенно сделала вывод, что на нее напала змея… Пальпирование конечностей не выявило мгновенной опухоли - но, кто ее знает в такой шерсти, когда определишь отек… Собак тот час же привязали ко мне и Машке…
Мужички наши здорово там ноги поотшибали - напор знатный, камней много - красота! На мой вопль: "Саня! Посади собак…" последовал категоричный ответ: "Ножками пройдутся - не баре!!! Мне что, их на руках нести? - Ну, хочешь, так неси…" И мы с Машкой стали продираться через заросли, камни, броды какие-то… Леха попытался прийти на помощь, но втроем с двумя собаками справиться гораздо тяжелее, чем вдвоем… Каждый следующий шаг я делала только после того, как простукивала дорогу впереди и сбоку веслом - громко и противно… Надеясь только на то, что змеи все-таки не любят шума и вибрации…
Справедливости ради, замечу, что НИ одной змеи мы в этом походе не видели. Вот только кто ответит на вопрос: мы все делали правильно, или змей просто не было?
Где-то днем в этот день Мишка словил третью бабочку… дело было в обед, и местный Хозяин был, видимо, очень занят - стояночка не подвернулась, пришлось вылезать в бурелом и разнотравье, вытаптывать поляну для работ и существования и стойко переносить палящее солнце и слепней. … Миша заклеился не просто быстро, а очень быстро…
Точно уже определить сложно, но где-то, зайдя в порог без просмотров, капитаны на время теряли своих матросов из вида, по причине ухода, так сказать оных под воду… Получили удовольствие все… Вычерпывались около получаса - тряпочками и то по очереди - кружки были убраны ну очень далеко…
Где-то дальше мы и Леха проходили порожек, вроде это был № 31, собак с трудом выкурили из байды, правой части как таковой нет, но посуху Миху столкнули в нижний бьеф….
Искали место для перекуса - закрадывалось сомнение, что на Ладогу мы уже не дойдем… Хороший камешек с костровищем на ПБ в порожке был всем удобен - однако, на нем не было солнышка…. Пошли дальше… У Лехи в душе созрел планчик найти место не для перекуса, а для ночевки… Но мы гордо отклоняли все его предложения: "Где ты видишь сосны, песочек… где????"
На № 32, на упомянутом в лоции камушке ПБ освоили перекус - оголодавшие товарисчи, памятуя вчерашний голод, сожрали банку тушенки в натуральном, так сказать виде… С берега показалось, что названная высота препятствия - 1,5 м несколько не соответствует действительности… Метра 2,5-3 не меньше… С сытыми животиками, на веревочках, спустили байдочки (правда, разгруженные) вниз - один Леха геройствовал в джакузи…
Следующий плес нас изрядно удивил - каких-то 300 м мы шли часа 1,5… Что явилось поводом для беспричинных насмешек надо мной в целом и уничижения ЛОЦИИ в частности… Ну, погодите, будет вам лоция наперед - пойдете, как чайники, по абрису и звездам… - на два пальца левее Алголя…
Конечно, когда мы на берегу увидели человеков, не все смогли удержаться от глупых вопросов: "Далеко ли Хелюли? - Полчаса… Далеко ли до Сортавалы? - Полчаса. - А далеко ли до ближайшей плотины? - Полчаса…" Так мы узнали универсальную меру расстояния-времени истинных карелов - ПООЛЧААСААА…
У Альфа сдали нервы (где-то это я уже слышала…) - стоянок не было…. Вечерело… Холодало… и прочее ОООО… От безысходности Альф решил проверить, как ему показалось, хорошо натоптанную тропинку, коих встречалось множество, идущую прямо из воды: "Здесь точно стояли люди - за водой ходили" (берег- глинистый обрывчик в метр высотой…) Руководствуясь карельской народной мудростью - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать - не стали его останавливать, а потихоньку стекали вниз…
Вскоре, по реке раздался тоскливый, полный безысходности и ярости вой Лехи: "С…ки!!! Они сюда жрать приходили…!!!"
Для психологической и прочей реабилитации Лехи стримаранились, и под перекурчик и, вроде, попивание чего-то, стекали…. Родился вопль: "Так вот ты какая - Карелия!!…"
Однако, "Не обманул фашист…", через Поолчасааа на ПБ, над скальными выходами № 33 открылась изумительная стоянка с костровищем…
Ксюша доблестно решила поготовить ужин - неотложную медицинскую помощь оказывали все…
Вечер, как всегда, прошел в дружественной, теплой обстановке - но где Хелюля, Сортавала и шхеры, было не совсем понятно… Собаки все ночи спали ОЧЕНЬ хорошо - поутру выходили из палаток только тогда, когда их начинали собирать… ну, или немного раньше.

23 июля, пятница - 5 день - ходовой
Утречком обнесли порог вещами и двумя таймехами, Леха с Мишей на невушке решили пройти. Просмотрели, побухтели и, не дождавшись, пока мы встанем на съемку, пошли… Долго потом выясняли кто грести не умеет - камень "вставил" обоим - спасибо Тритону - не кильнулись, не завязались, не порвались… а звук со стороны был впечатляющим…
Обнос № 34 провели по острову, рекомендуемый в лоции ЛБ при просмотре не впечатлил… ставили байды и загружались по цепочке почти вертикально, но весело..
В этот день между препятствиями были длинные текухи - по 4-5 км - успевали заскучать, но набраться впечатлений: река замерла, берега и лес отражались в воде, как в зеркале…
Последнее препятствие на Тохме № 35 - плотина, прошли перед ней завал и зачалились прямо у нее - обнесли… неосновательно решили, что это и есть Хелюля - оправили гонцов в магазин - разочаровались - до магазина еще несколько км.
Но, у них было…. припасенная бутылка шампусика с помпой открыта на воде и испита всеми участниками, кроме Сукиных детей: "Ну, за прохождение 3-ки!!!"
Хелюля манила… Прибавили… Автомост - народ - стало быть, магазин… Саня с Машкой отправились на шопинг… Огурцы, помидоры, колбаса, хлеб, немного тушеночки…, но это - для тела, что это я о ерунде? КАРЕЛЬСКИЙ БАЛЬЗАМ - вот чего требовала душа…
Взбодрились, сели, замахали лапками… Вскоре Тохма кончилась, началась р. Хелюляйоки, впадающая в Ладогу…
Пятничный вечер обусловил … - в общем, катера гонялись - народ вывалил на уик-энд. К сожалению, нас никто не предложил подвезти…
Ладога встретила заходящим солнцем, волной и ветром в морду… Направились к ближайшим островкам - далеко идти не решились, так как Лехе с Машкой на следующую ночь нужно было сниматься, а нам, соответственно, их провожать… Местный на лодке отправил нас на какую-то оконечность какого-то острова - взялись искать, все испортил Леха: "Я больше никуда не пойду, а вы можете искать скока хотите - в общем, встали…" Правды ради, нужно заметить, что стоянка, найденная Лехой, была лучшей из того, что мы видели на следующий день…
Итак, самый маленький из островов Сур-Сайонсаари - начался следующий этап нашего отдыха - отдых…

24 июля, суббота, 6 день - дневка
(что некоторым образом, спорно: просто ходовой день выпал на ночь…)
Погода, ну просто только думать - в слух не говорить…
Спали, ели, купались, загорали, поедали землянику… опять спали…
Мишка с Ксюшечкой наловили рыбехи - вечером пюре и жареная рыбка….
Выход в Сортавалу назначили на 12 ночи…
Капитаны дорвались до стратегического запаса, Леху будили яростно и зло, когда уже все вещи были почти собраны… По прикидкам, до Сортавалы было около 12-14 км, опасались, что ночью будет тяжело сориентироваться, взяли компас, карту, фонари и отвели на дорогу 3 часа…
Собакам наврали, что идем на рыбалку… Может, стоило сказать им правду?
Шли, почти в полной темноте, одели фонари, чтобы обозначить себя на воде, к счастью, катеров и прочей мути не было… Торопились, не зная, что ждет нас впереди. Бабушка была в прошлом году в этих местах и рассказала нам о некоторых ориентирах: понтонный мост обходить в крайний левый пролет, осмотрительно пересекать фарватер, разбираться на ЛБ перед автомостом… Без этих крок мы долго бы колесили в впотьмах…
Сортавала успешно проводила субботнюю ночь - грохотала музыкой, сверкала огнями, голосила языком вырвавшихся на российские просторы финнов…
Пару раз показалось, что на нас надвигаются плавучие корабли-кабаки - к счастью, оказывалось, что это мы идем близко к берегу, а субботние вертепы просто пришвартованы к причалам…
Место антистапеля хорошо ночью видно с воды - там гуляет ресторан "Волна". Попрощались, и ребята в 3.30 двинули к вокзалу, я осталась сторожем на байде… Касики были привязаны к Машкиному рюкзаку сзади, и по дороге местные живо интересовались: "От какой модели?.."

25 июля, воскресенье, 7 день - дневка
Назад дошли быстрее, светало и путь уже был знаком… К лагерю подошли, еще не было 6 часов. На берегу нас встречали: Вася, не скрывая чувств, жаловалась на судьбу, Феня бросилась с безутешным стоном в воду, подплыла к нам и попыталась вскарабкаться на байду - так и причалили с прилипшей к борту собакой, мрачная Ксюшечка и такой же мрачный, невыспавшийся Вокер…
Если у нас случилась ходовая ночь, то у них, благодаря Сукиным детям, случилась ночь собачьего отчаяния…
Из рассказа очевидцев узнали, что происходило: как только мы отплыли в Сортавалу, Вася пробежала вокруг острова и, не обнаружив нас, вернулась, села на камень и пять с половиной часов сидела, не шелохнувшись и смотрела вдаль… Феня не была столь сдержана в своем горе - через несколько минут она открыла пасть и издала душераздирающий, полный отчаяния вопль…. Вопли, несмотря на все уговоры Ксюшечки, аргументы Вокера - что типа палатка и вещи на месте, значит, хозяева вернутся, попытки обоих затащить рыдающего щенка в свою палатку и даже (о, ужас!) уложить в Вокерский спальник, не прекращались до самого нашего возвращения…
Страх надолго поселился в сердцах Сукиных детей - все оставшееся походное время они не отходили от нас ни на шаг, а иногда, когда уставали таскаться по пятам, демонстративно залезали в стоящую на берегу байду…
Попив чайку и облегчив стратегический запас, мы с собаками убрались в палатку, а Ксюша с Вокером отправились на утреннюю рыбалку - восстанавливать душевное равновесие…
Ребятки отзвонились, сказали, что у них все ОК - едут уже в электричке…
Денек прошел в неге, купании, загорании и тишине, ибо наши основные скандалисты Леха и Машутка уже были в дороге. Мы с сукиными детьми отправились на соседний островок на добычу земляники. Отчалив, поняли, что ночью поднадорвались и не можем грести, а только слегка перебирать лапками…. Набрали ягодок - чай с земляникой пошел на ура. Решили подлечиться (нет ведь, чтобы использовать традиционный способ!) намазались мазью Финалгон - к утру то, что лечили, прошло, но ладони у меня горели еще два дня, несмотря на то, что я почти смыла с них кожу… А спина под спасжилетом практически воспламенилась - и по дороге в Сортавалу я представляла собой взведенный ядерный заряд - могла рвануть в любую минуту…
Собрав коллективную волю в кулак, приняли решение о раннем отбое - но перед этим решили сходить в кругосветное путешествие вокруг нашего острова… Гуляли часа три (весь путь составил около километра) - каждый камешек, каждая полянка манили присесть, ну, а коль присели… в общем, у них было… Конечно орали песни… Подойдя к нашему лагерю с другой стороны, решили пойти познакомиться с соседями… никого не нашли, удовлетворенные, расползлись…

26 июля, понедельник - 8 день - выброска
Утром вышли с большим запасом в 11.00. Ладожский водяной и сухопутный Хозяин благоволил - видно, песни наши вчерашние понравились - шли по волне и по ветру, несмотря на то, что траектория движения менялась диаметрально и не раз… Ну, СПАСИБО!!!
Дошли за 1 час 50 минут, сгрузились на том же месте, около Волны, но не в гадюшнике на берегу, а как люди на асфальте и спокойно собирали и сушили вещи.
На станцию дотащились в один присест - но тяжко было… Времени вагон, налопались "калиток с картошкой" - это пироги такие вкусные…. Поезд подали за 10 минут до отправления, к счастью, он считается пригородным, на собак нужны только билеты, которые начали продавать за час до отправления. Сели, дремали, ехали около 3-х часов, потом пересели в Кузнечную электричку - она немного опоздала, но все равно за билетами не рванули, да и контроля не было, а вот с Машки и Лехи слупили по 80 руб. штрафа, хоть они и ехали не до города, а до 69-го километра.
Осталось только горькое сожаление, что поход так быстро закончился…

Матрица, 10.08.2004 г.

р. Тохмайоки (ст. Маткаселькя) - Ладожские шхеры - Сортавала
19 июля - 26 июля 2004 г.

ТОхма или ТАхма? А какая разница, ГЛАВНОЕ, ЧТО ПРОШЛИ!!
Ну, что можно сказать после прошествия нескольких недель после активнейшего отдыха на реке Тохмайоки? Конечно только то, что все было классно, ведь это свойство человеческой памяти - забывать все плохое и оставлять все хорошее. Но зачастую, это свойство не дает воспроизвести и изложить подробно каждую неприятную деталь… Хотя, нет. ПОДОЖДИТЕ!! Я все помню!!! И то, как: холодно, мокро, противно, кусали, купались, стоянки НЕТ, дырки в байдарках, страшно, в конце концов!!! Все это даже не поддается спряжениям и склонениям, ВЕДЬ ВСЕ ЭТО - ЗАТЕЯ МОИХ ЛЮБИМЫХ родителей!!!
В первый же день все пошло наперекосяк: потеряли документы, не могли найти место, где встать, таскали вещи в час ночи, как проклятые туда-сюда, туда-сюда…. Я же, как умная Маша (как только поставили кое-как лагерь на берегу какого-то болота), естественно, вырубилась в палаточке раньше всех и поэтому не застала всю прелесть переживаний людей, личности которых валяются в кустах, а может и не в кустах, а, может, и не валяются! Есесьно, я говорю о паспортах… А утром все потихоньку стало приходить в норму… НАШЛИ ПАСПОРТА!!! СОБРАЛИ БАЙДЫ!!! И поплыли…, но что меня насторожило в самом начале - поплыли вверх по течению… мдя…СТРАННО? Но не успела я задуматься о том, что будет дальше, как тут же мы поплыли вниз по течению, причем с очень приличной скоростью, и только тогда меня посетила мысль, что весь пережитый ужас за прошлую ночь - это просто цветочки по сравнению с тем, что нас ждет впереди! И, наверное, я бы успокоилась если бы еще не одна деталь - Я ЕХАЛА В ОДНОЙ БАЙДАРКЕ С АЛЬФОМ!!! (черт, ужас, кошмар, но почему я? Почему мне всегда так не везет? Почему с Лёхой? Эти фразы меня сопровождали весь поход, а точнее я ими сопровождала всех в нашем походе :-)
Следующие прожитые 8 или 9 дней припоминаются смутно…
Помню воду, пороги, бесконечные заплатки на байдарках родителей и дяди Миши, мокрые вещи, глина и торф под ногами, кое-как найденные стоянки, мокрые коврики и спальники, еда, сделанная на скорую руку (но вкусно), а потом - палатка и веки закрывающихся глаз… Да! И еще! Мокрая Вася на ногах и наглая Феня на руках (эти две шерстяные сволочи делали все для того, чтобы я не выспалась. Но им это не больно удавалось…)
Помню красивые водопады, обалденнейший мраморный карьер с бирюзовым озером, голубое небо, горячее солнце…. В общем, все, как в раю, с некоторыми жилищными проблемами… :-) Красота карельской природы затмевала все прблемы и неурядицы! Карелия - это все-таки удивительная часть нетронутого живого мира, после видения которого остаются только хорошие впечатления!
Была бурная река, потом спокойная вода на Ладоге… Солнышко и большой горячий камень на островке… Мы с Лешкой свалили на денек пораньше на Сортавальском подкидыше до Кузнечного и далее до Мурино... Спасибочки моим родителям за то, что утащили меня в такое Г.., и что даже там мы смогли все вместе получить море положительных эмоций, огромное количество незабываемых впечатлений, а главное - чуть-чуть опыта :-) (шли-то, как-никак на 3-ку с плюсом)!!!