Автор: Владимир Рычков

Исторический роман

Осётр - моя любимая река! Наверно… Нет, всё же - одна из любимых. Пожалуй, на Нерской я бывал в три раза чаще. На Мсту всегда хочется. Урал опять не состоялся (может быть, хоть в этом году получится). Карелия подвела, надеюсь, ответит за это! В Сибирь далеко ехать. Южные реки (Хопёр, Ворона, Битюг…) - не то! Ну не люблю я южную растительность (сосны подавай, и наши - среднерусские!)…

А, вот в чём дело: Осётр - моя первая река!

Ну да, в 1972-м году (если кто помнит, это когда вся Московская область была в дыму от горящих торфяников) мои родители, вернувшиеся из похода и загрызанные совестью за то, что меня не взяли с собой, решили провести последние дни отпуска на Осетре в моей компании.

Август 1972 года. Зарайск - Акатьево

(Посвящение в водники)

Итак, ранним утром дворники и выезжающие из парка водители г.Раменское наблюдали, как двое туристов с байдаркой и 8-летним сыном бегом добирались до пл.47-й км. чтобы успеть на первую Голутвинскую электричку. Вес груза явно не располагал к такому темпу перемещения (и зачем столько тащили). Но электричка была поймана и, спустя два часа, был устроен очередной забег вдогонку за другой электричкой (от Голутвина на Луховицы). Между этими двумя поездами умные работники МПС запланировали 4 минуты, а прямая электричка Москва - Рязань в те годы не ходила. Успели, ура!.. Но не совсем ура! В поезде, из которого мы столь шустро десантировались, были верхние грузовые полки (такая конструктивная особенность), а на одной из них лежала упаковка с палаткой и топором…Мы ехали дальше, а она лежала…Вот кто-то был рад!

Дальше мы ехали в автобусе, до отказа набитом добрыми и приветливыми местными жителями, долго собирали прокатный "Нептун", успешно упаковывали в него оставшуюся снарягу…В общем, к вечеру были на воде, а точнее - на камнях, между которыми струилось см. 5 - 10 воды среди совершенно безлесной местности. Когда на правом берегу был замечен первый очаг зелени (в устье притока), уже темнело. Встали на ночлег. Сильно помог кусок полиэтилена, взятый в качестве тента для палатки, которой не было. Дрова рубить тоже было нечем, да и незачем, т.к. даже 8-летний я мог легко наломать сучков для костра.

Дальше всё было замечательно. Об этом можно судить хотя бы потому, что в моей памяти этот период отсутствует напрочь! Из дальнейших событий запомнились только два момента: как у отца на Власьевском перекате уплыли единственные кеды (сушились на деке), и как я впервые ловил рыбу (огромных таких уклеек).

Маршрут закончили на Оке у пристани Акатьево, откуда трамвайчиком добрались до Коломны. Там мама купила на все оставшиеся деньги сандалии отцу, а потом мы возвращались в Раменское "зайцами".

Вот так произошло приобщение меня к водному туризму. Я был счастлив!

Весна 1988 года. Серебряные пруды - Большие Белыничи

(Новый маршрут с новой командой)

Весной 1988-го года я был приятно удивлен, когда один из моих знакомых пригласил меня принять участие в сплаве по реке (что бы Вы думали!) ОСЁТР!

Ну как не посетить мою первую речку, да ещё по нехоженому мной маршруту. Так я познакомился с новой группой (в которой уже со следующего года стал адмиралом). Дело в том, что, вернувшись со службы, я обнаружил, всю свою группу пересевшей на катамараны (мне это плавсредство противопоказано) и ушедшей на недоступные (для меня на байде) маршруты. Вот я и обрадовался возможности обрести новых единомышленников.

Группа состояла из приятных людей, не озабоченных общественными нуждами и "без царя в голове" (т.е. адмирал был чисто номинальный, не влияющий на график движения, планирующий маршрут, снаряжение и состав экипажей "от фонаря"). Так заброска производилась не с того места, где было удобнее, суда были перегружены (мне даже пришлось пожертвовать рулём, чтобы посадить к себе в двушку третьего человека), ходовые дни совершенно не соответствовали километражу… Ну да ладно, отдыхали, веселились, килялись на ровном месте (утоплен топор)… Пришлось перекроить состав экипажей: мне, как самому опытному, был загружен самый "невменяемый" матрос, до этого уже кильнувший двух капитанов. Со мной сей фокус не удался, но у деревни Б.Белыничи возле останков моста мой матрос гребанул не в ту сторону (вот где сказалось отсутствие руля), и моя многострадальная "Марфуша" села на арматуру, поимев при этом тридцатисантиметровую пробоину.

Тут маршрут и был завершен, благо из деревни ходил автобус до Зарайска. Маршрут не был пройден, но "узелок на память" я завязал.

Весна 1993 года. Власьево - Коломна

(Безумные "покатушки" на перекатах)

В конце мая 1993-го года мы сидели у костра в Подосинках и "вспоминали минувшие дни", т.е. водные походы. Рассказал про Осётр, не надеясь, что из этого что-то получится… Получилось!

Через неделю мы ехали на Осётр. Учитывая, что в нашем распоряжении было всего два дня, а хотелось покататься на перекатах и дойти до Коломны, начали сплав (вернее покатушки) от Власьево. Накатавшись на Власьевском перекате, дошли до следующего (в разных источниках встречаются разные его названия), где кильнулся наш "каячник" (шёл на одноместной "Колибри"), и встали на стоянку.

Утром поднялись в 7 часов (и это после изрядной вечерней дозы!) и погнали в Берхино, где устроили настоящую развлекуху.

Выглядело это так: сажаем человека в байду у края моста, подводим на оттяжках к струе, отпускаем нос и , когда лодка встает по течению, отпускаем в порог. Продолжалось это безобразие часа три, пока мы не вспомнили сколько ещё пилить до Коломны. Антистапель происходил уже в сумерках. Толком не высушив байдарки, побежали на трамвай, который довёз нас до ст.Голутвин.

С тех пор хочу повторить такие "покатушки".

29 - 30 сентября 2007 года. Лошатовка - Зарайск

(В поисках предела "грузоподъёмности")

Помнится, я "завязал узелок". Вот и пришло время его "развязать". Я уже собирался сделать это в "кругу семьи", но оказалось, что мой друг тоже захотел "мокнуть" свою "Варзугу" в воды осеннего Осетра и составил вместе с сыном нам компанию. Внимательно изучив лоцию маршрута (от Фыва Цукен) на "Скитальце", я выбрал местом старта ст.Лошатовка (начинать от Серебряных прудов нецелесообразно - слишком большой километраж для двух дней).

Когда я ради интереса поставил упаковку с "Баржусей" на весы, стрелка уверенно показала 51 кг. А если добавить ещё 25 кг. за плечами, получается почти мой собственный вес! Та же история повторилась и у моего друга (вот ведь как - ходить на воду с детьми). Решили накануне отвезти байдарки на Павелецкий в камеру хранения. С утра пораньше "налегке" доскакали до вокзала, забрали наши байды и загрузились в Узуновскую электричку. Бодро зевая, доехали до конечной, через мост перебрались на "кукушку" до Рыбного, и вот уже река. От платформы до Осетра не более 300 метров, вот бы так в 1988-м! Стапельнулись у моста и - в путь.

Сразу же пошли перекаты, высокие берега с выходами на поверхность известняков и других горных пород.

Осенние леса предстали во всей красе. Иногда складывалось впечатление, что кто-то специально высаживал деревья вперемешку, чтобы осенью цвета чередовались, создавая неповторимую гамму.

Кое-где попадались следы деятельности бобров (и сюда добрались, редиски), но река для них широковата чтобы перегородить её плотиной. Что не удалось бобрам, оказалось под силу человеку. Это мы подошли к знакомому разрушенному мосту в Б.Белыничах. Прошлый раз (см. 1988 г.), я чуть не лишился здесь байдарки. Теперь же, высадив сына для съёмки, препятствие преодолели без проблем.

Отмечу поведение местных рыбаков. Они стоят в воде на перекатах и направляют проходящих байдарочников влево (или вправо), а там мели и камни. Не слушайте этих "сусаниных", идите по главной струе, там воды достаточно. Пусть немного поругаются, зато байда будет целой.

Пройдя дер.Малые Белыничи, встали лагерем на приятной полянке со столом и скамейками. Леса на всём протяжение маршрута лиственные, но дров много. Пилу так и не расчехляли, да и без топора можно было обойтись.

Несколько слов о погоде. Это было ЛЕТО! Солнце так припекало, что можно было загорать. Утром с большим трудом заставили себя свернуть лагерь и встать на воду.

Характер реки ещё несколько часов не менялся, пока мы не дошли до огромной трубы, перекинутой через Осётр. А вот дальше всё стало грустно. Течение совсем пропало, лес по берегам - тоже. Последние три часа до Зарайска занимались пилёжкой по стоячей воде. На этом участке сказывается подпор плотины в Зарайске с перепадом около 3 м. Ширина реки тоже увеличилась, пошла сплошная населёнка. Но вот впереди показался мост и кремль древнего города. Настроение сразу улучшилось. Действительно, вид осеннего Зарайска в лучах предзакатного солнца впечатляет.

Антистапель у моста и подъём наверх всего нашего барахла отнял последние силы (как сказал однажды знакомый кубинец: "…мы так не работаем, как вы отдыхаете!"). А дальше был автобус, электричка, метро…в общем, в час ночи мы вылезли на "Академической", и я понял, что "Баржусю" больше никуда не потащу!

Но это - уже другая история…

13 - 14 октября 2007 года. Протекино - Протекино

(О вреде пьянства, или мокрые "покатушки")

Ну, вот и свершилось! Продал "Баржусю" организаторам коммерческих сплавов (пусть они теперь её потаскают). Жалко, конечно - сколько лет верой и правдой служила в качестве "семейного матраса"! Но технологии не стоят на месте, Таймень - это уже прошлый век. Сейчас у нас уже есть новый семейный транспорт - Маринка-3, весом 20 кг. А тогда я купил себе любимому Маринку-1, которую сразу же решил обкатать. Где бы это сделать? Ну, конечно же, на Осетре! Тем более ещё не стёрлись в памяти воспоминания о "безумных покатушках" в 1993-м. Решено. Еду туда вместе с такими же, как я "ностальгирующими идиотами" (заранее приношу извинения ребятам, составившим нам компанию!). Только одному пойти не вышло. Супруга тоже захотела принять участие в этой моей затее. Как откажешь любимой женщине?! Изучив ТТХ своей новой лодки, пришел к выводу, что "этот Боливар" без особого напряжения возьмёт на борт кроме моей упитанной тушки ещё одного компактного пассажира. О гребле вдвоём сразу пришлось забыть (слишком близкая посадка), а часть шмоток можно сгрузить коллегам по несчастью в их Таймень.

Заброска и выброска была тщательно продумана (и осуществлена, только вот зачем?..). В 5 утра под обложным дождём мы стартовали на двух машинах и около 9 часов были на берегу возле дер.Протекино. Отогнали мою машину в Берхино, где планировали антистапель и основную программу развлечений, вернулись и поставили авто на стоянку. Всё это время нас нещадно поливал противный осенний дождь (он так и не кончился, то усиливаясь, то стихая).

На стапеле, пока водители катались, уже висел тент, горел костёр и кипятился чай. Ну, за освобождение от руля!…за стапель!…за погоду!…за новую Маринку!…стало тепло и весело. Спустили байды на воду, прокатился - кайф! Посадил пассажира - опаньки! Куда-то делась маневренность, да и скорость резко снизилась. Центр тяжести заметно выше ватерлинии, обзора никакого, свободы движений - тоже! Ребята, НИКОГДА НЕ ХОДИТЕ ТАК! Маринка-1, она для одного!

Но было поздно, начался сплав в довольно быстром темпе, чтобы успеть покататься. Недолго, однако! На первом же перекате, увидев очень приличный прижим к лежащему справа в струе дереву, я решил пересечь струю и проскочить слева от камня, торчащего в центре русла. Проскочил бы, но в трех метрах от этого камня подложили ещё один, незаметный с воды. Отмечу, что на Таймене совершать ТАКОЙ маневр мне бы и в голову не пришло! Это результат эйфории от новой игрушки. Всё произошло так быстро, даже и мяукнуть не успел…

А ведь я на воде с того самого 1972-го, и ни разу не килялся! А тут, стою посередине реки по пояс в воде, в одной руке весло и фотоаппарат, другой держу байду, чтобы извлечь застрявшего пассажира. Извлёк, отловил, вылил воду из байды, переоделись…ну, за первый киль! Мой товарищ на вопрос своей супруги: "не кильнутся ли они?", отвечает твердым "нет", и на следующем перекате ухитряется перевернуть Таймень, утопив два мобильника!

Нда! Вот ведь как бывает! Ну, за второй киль! А дождь всё идёт…

Нашли место для стоянки, развели огонь с помощью атласа, произвели инвентаризацию сухих вещей. Поделился с ребятами сухим спальником (свой они в герму не убрали). Ну, за погоду! Может быть утром…

А утром дождь усилился. Где там эти Власьево, Берхино? Зато рядом Протекино, всего-то километров 5 против текухи. Догребли, разобрались, съездили за машиной, посмотрели ещё раз на Берхинский порог. Нет, граждане, сюда мы ещё придём покататься! В этот раз не вышло, выйдет в другой.

Резюме: НАДО МЕНЬШЕ ПИТЬ!!!

Эпилог

Осётр - моя любимая река! Нет, всё же - одна из любимых.

А, вот в чём дело: Осётр - моя первая река!

Встретимся на Осетре.

Счастливого пути!

Река Осётр. Старые и новые впечатления Mike [отправить сообщение], 17.06.2008
Только что (15.06.08) вернулись с Осетра (5 взрослых, 2 школьника, 1 малыш и 1 собака).
Могу понять ностальгию автора, но, если объективно - "полЯ налево, полЯ направо". Первые 30км от Зарайска - поля. Причем видны, естественно, только высокие берега речной долины.
Учитывая историю края, мерещатся половецкие конники на фоне неба - им, наверно, такой пейзаж по сердцу - как в анекдоте: "за барханом - бархан, и у каждого - свое лицо" :(. Дети после каждого поворота просятся в Карелию.
Через 30км по одному берегу начались ивовые заросли с борщевиком и крапивой (до этого, впрочем, этих трав тоже хватало). Хуже тайги - совсем не выбраться на почти отвесный берег.
Пляжей нет, хотя спутники говорят, что несколько лет назад их тут хватало. Наверно, вода высокая.
Естественно, на половине потребных мест - отдыхающие на машинах. В промежутках - рыбаки.
На реке несколько плотин - похоже, половина акватории ими подперта, но из-за высоких берегов она не разливается.
С тоски решил проверить, действительно ли борщевик - такая гадость: растер по руке лист. Проявилось только через 2 дня (коварное растение) - как солнечный ожег. Воспаление еще не прошло, но, если не трогать, не болит. Есть пара пузырей.
Вернувшись в Москву, узнал, что девочке из отдела делали в 5 лет пересадку кожи на голени после прогулки по этим лопухам. Но у нас обошлось - мы на стоянке задевали их листья, но не повреждали - сок на кожу не попадал.
На последних километрах перед Окой заросли обступили со всех сторон.
Да, чуть не забыл: несколько симпатичных порогов-шверок. Самая интересная - последний мост, который надо обносить (мост, а не порог). Наверно, 2 к.с. (карельская) для байдарок. Даже высадил мальца из 4-ки.
Ока потрясает: направо - поле до горизонта, налево - пригороды Коломны, посередине - заросший по бровей островок с двумя укромными стоянаки (вторую заняли тайменщики), вокруг - моторки и речные трамвайчики типа "баржа" (представляете, нагрузили целую баржу отдыхающими и толкают ее по Оке буксиром). Прямо напротив - местный "Парк культуры" - а там - скрипучие качели. Мы уж собрались, было, сплавать туда, смазать их жиром от тушенки...
16 км по Оке - ну, сами понимаете. Хорошо, хоть, там течение быстрое. Уже в самом городе на берегах вывалены несколько барж песка - искусственные пляжи. Моя мечта детства: каждый раз, наблюдая такую баржу, думал: "ну что б ее где-нибудь на берег вывалить". Городские власти - молодцы.
Сход с реки - около трибун "Водного стадиона" на левом берегу. Кстати, там как раз проходили соревнования по академичесокй гребле - однушки, двойки и четверки с рулевым. Оказывается, 4-ка на 500-м разгоняется до 30км/ч!
Весь маршрут - 60-70км + автобус до станции.

Решили ездить только на север от Москвы. Правда, в этом году что-то потянуло на песочек - пожалуй, Песь. С конца июля. Приглашаем присоединяться с детьми от 2 до 15 лет.

Mike
Река Осётр. Старые и новые впечатления Hrych, 18.06.2008
12-15 июня 08г. снова были на Осетре. Впечатления здесь: http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=vesti&Number=180184&...=
Река Осётр. Старые и новые впечатления Дмитрий [отправить сообщение], 16.06.2009
А есть какие-либо фотки Малых Белынечей и окрестностей!
Буду рад пообщаться на эту тему.
Дмитрий
hudo@mail.ru

Река Осётр. Старые и новые впечатленияРека Осётр. Старые и новые впечатленияРека Осётр. Старые и новые впечатленияРека Осётр. Старые и новые впечатленияРека Осётр. Старые и новые впечатленияРека Осётр. Старые и новые впечатленияРека Осётр. Старые и новые впечатленияРека Осётр. Старые и новые впечатленияРека Осётр. Старые и новые впечатленияРека Осётр. Старые и новые впечатления