Доброго времени суток всем водным туристам.
Моя запись представляет собой краткий отчет о путешествии на связку рек Ципа, Витим в Бурятии.
Сроки экспедиции 29.07.2022 -14.08.2022
Вариантов заброски на реку два
1) Длинный и тяжелый. Город Чита – поселок Багдарин – озеро Баунт. Длина данного маршрута составляет около 500 км. Из Читы до Богдарина (асфальт + грейдер) можно добраться на рейсовом автобусе (ходит от жд вокзала Читы ежедневно по утрам) – ПАЗик – ехать 400 км не менее 8 часов. Чтобы доехать от поселка до озера Баунт необходимо договариваться с местными забросчиками. Дорога там составляет около 100 км проходима для ГАЗ-66. Однако есть риски ввиду наличия водных переправ – реки Талой, Ципикан. В нашу паводковую воду удалось пересечь только Талой. Далее же до озера Баунт пришлось идти по Ципикану (ни грузовик, ни вездеход АТС не могли пересечь его вброд по причине большой воды). Соответственно к нашему километражу добавилось 75 км сплава по Ципикану до озера Баунт. В случае засухи и отсутствия паводка до озера Баунт можно добраться в целом без проблем.
Контакты забросчика Эдгар тел 89246543981, 89834277628.
Цена договорная приемлимая.
2) Короткий и легкий. Город Таксимо – поселок Иракинда – стрелка реки Ципа и притока Таликит (ниже на 5 км метеостанции Ую). Город Таксимо расположен на БАМе, доехать до него можно пассажирским поездом. От города Таксимо до поселка Иракинда транспорт газель грузовик для вещей и газель-маршрутка – расстояние около 80 км. Далее около 120 км дорога на вездеходе АТС. Преимущество данного вида заброски – доставка туристов на начало порогов, соответственно не нужно идти по плесам на моторе или на весле 250 км от озера Баунт. Риск данной заброски – размытие дороги от Иракинды до стрелки с Таликитом – паводок превращает дорогу в непроходимую даже для АТС. Как выяснилось по нашей погоде – а мы предпочитали данный вид заброски – паводок смыл дорогу, о чем мы были предупреждены забросчиком за месяц до старта путешествия. Однако в последнее время (начиная с лета 2023 года) забросчиком предприняты меры по стабилизации положения (оставление вездехода за перевалом) – таким образом заброска должна состояться в любом случае.
Контакты забросчика Соколов Михаил Петрович тел 89243971130, супруга Валентина Соколова тел 8-301-228-95-97 (это рабочий телефон организации, спросить абонента).
ЦЕНА договорная приемлимая.
Нитка маршрута (краткий дневник):
Нас было 9 чел (6 мужчин и 3 девушки) – средство сплава катамараны рафтмастер: четверка (полный экипаж), четверка (3 чел неполный экипаж), двойка (полный экипаж).
Опыт участников достаточный (за плечами Кутса, Лаба, Риони, Чуя, Катунь, Жомболок, Ока саянская).
1) Вылет из Москвы 29.07.2022 вечером рейсом Москва-Чита.
2) 30.07.2022: – прилет в Читу, оценка масштаба бедствия – наводнение в городе, ввиду того что затопило офис транспортной компании пришлось ждать сутки забора вещей и знакомиться с достопримечательностями города (Музей декабристов обязательно посетите).
3) 31.07.2022: забрали к обеду вещи и провизию из ТК, около 16-00 двинулись в путь на автомобиле Эдгара – ехали до вечера и всю ночь (дорога тяжелая – грейдер).
4) 01.08.2022: ранним утром прибытие в пос. Богдарин. Пересадка на грузовик, дорога. Добрались до брода через реку Ципикан – воды архимного (паводок). Брод не преодолим. Не унываем и проводим стапель. Сплав на моторе по ровной воде до устья реки Ципикан (75 км). Встали на ночлег.
5) 02.08.2022: сплав на моторе по ровной воде 125 км.
6) 03.08.2022: сплав на моторе по ровной воде 125 км. До стрелки с притоком Таликит.
7) 04.08.2022: дневка на Таликите – представляет собой зимовье с беседками. Подходит вездеходная дорога – при нас приезжал вездеход старателей, до этого места и забрасывают из Таксимо.
8) 05.08.2022: УРА! ПОРОГИ! Сплав – препятствия 11,12,46 представляют 6 к.с. в паводок – валы до 5 м, мощнейшие бочки, без килей потому что были груженые. Просмотр основных препятствий в паводок затруднен в виду фона на реке 3-4 к.с., соответственно чалка в уловах должна быть очень быстрой. Обнос вещей в паводок да и в межень труден – длина препятствий не менее 500 м. Стоянка в лесу на мху необородованная – произвольно встали на ночлег после 46 препятствия.
9) 06.08.2022: продолжение сплава – фон реки остается 3-4 к.с., отдельные пороги показались с элементами 5 к.с. Учитывая предыдущий день все это казалось довольно легким. Встали на ночлег в устье реки Цырик.
10) 07.08.2022: прекрасная дневка на Цырике – вообще на реке это ЕДИНСТВЕННАЯ оборудованная с музеем туристическая стоянка – все другие выбирались произвольно – из серии переночевать можно значит встаем. Других оборудованных туристами стоянок не встречали. Есть зимовья и домики старателей, а вот туристических стоянок нет. Как и туристов (за весь сплав не видели ни одной группы).
11) 08.08.2022: сплав на весле около 40 км, пороги 3-4 к.с, далее на моторе около 60 км по ровной воде.
12) 09.08.2022: сплав на моторе около 60 км по ровной воде.
13) 10.08.2022: сплав на моторе по ровной воде около 40 км до устья Ципы, далее около 100 км по Витиму до моста БАМ через реку (стоянка с левого берега, сразу за мостом ЖД). На Витиме есть отдельные шиверы 3 к.с., проходили их на весле сходу.
14) 11.08.2022: антистапель, в 17-00 по местному посадка в рабочий поезд (ходит летом ежедневно), прибытие в г. Таксимо. Отдых в бане-хостеле (тел. 89247582943) – там же есть и кафе – отдых, еда, ночлег – вкусно и недорого.
15) 12.08.2022: утром посадка в поезд в Таксимо.
16) 13.08.2022: прибытие в город Красноярск.
17) 14.08.2022: вылет из Красноярска в Москву.
Выводы: Река Ципа прекрасна. Сложность меняется в зависимости от паводка. Варианты заброски обсуждать с забросчиками в зависимости от того какое лето – засушливое или дождливое. Если поход планировать заблаговременно – то лучше звонить сначала Соколову Михаилу Петровичу – ибо второй вариант заброски гораздо легче и интереснее (поездка на танке), а по цене практически сопоставим с заброской из Читы.
Я нечастый гость форума. По всем вопросам звоните пишите по тел 89168471476