В Амбарчик пришел 4 августа, как раз к обеду, и это был просто праздник какой то, спасибо !!! На метеостанции тепло и есть электричество. Меня поселили комнату, накормили, там я починил и постирал одежду, попарился в бане, зарядил аккумуляторы и через два дня отправился в обратный путь.
+++История Амбарчика тесно переплетается с историей освоения Арктики. В 1909 году в этих метах работала экспедиция Г. Я. Седова. Тогда ожидался приход пароходов из Владивостока в устье Колымы, и нужно было найти фарватер. Недалеко от Амбарчика на мысе Дмитрия Лаптева стоял высокий деревянный маяк. Рядом с ним было несколько полуразрушенных амбаров (может быть, от них и произошло название – Амбарчик), в которых, полагают, жила в 1739 году команда Д. Лаптева. Однако за 170 лет фарватер переместился, а маяк остался как исторический памятник.
На берегу бухты Амбарчик, где сейчас находится полярная станция, Седов разбил свой лагерь. Экспедиция выполнила огромный объём работ по промеру глубин в устье Колымы. Был найден фарватер, которым пользуются и ныне. В 1977 году в честь гидрографической экспедиции Г. Седова на скалистом островке вблизи мыса Столбовой был установлен памятный знак – металлическое сооружение высотой около трёх метров.
В начале 30-х годов на Колыме и Чукотке работала этнографическая экспедиция под руководством члена комитета народов Севера при Президиуме ВЦИК Карла Яновича Лукса. Его экспедиция должна была проделать большую работу на местах, выявить специфические особенности жизни и трудовой деятельности местных народностей. К. Лукс трагически погиб в Амбарчике. Экспедиция была закончена уже без него. На могиле К. Лукса сооружён памятник-обелиск с пятиконечной звездой. Надпись на нём гласит: «От благодарных потомков – комсомольцев Нижнеколымского района».
Когда-то в бухте Амбарчик действительно был крупный торговый порт (полярная станция была открыта почти одновременно с ним – в 1935 году), а в посёлке во время навигации жило несколько тысяч человек. Но это был не просто посёлок, а огромный лагерь, входящий в систему «Дальстроя» «архипелага ГУЛАГ». В Амбарчике, в частности, находился пересыльный лагерь политических и уголовных ссыльных, откуда они доставлялись в места постоянного заключения по бассейнам северных рек.
Строительство порта в бухте Амбарчик началось в 1932 году. Первыми строителями были бывшие крестьяне-кулаки и прочие «враги народа», которых доставил из Владивостока караван судов так называемой Северо-Восточной Колымской экспедиции.
На обратном пути из-за тяжёлой ледовой обстановки суда вынуждены были зазимовать у мыса Певек в Чаунской губе. Для строителей Амбарчика это оказался счастливый случай. Дело в том, что в разгар зимы три четверти населения Амбарчика заболели цингой. Остановились все строительные работы. Местный молодой врач был не в силах справиться с этим бедствием.
Старшим врачом экспедиции был Леонид Михайлович Старокадомский, уроженец Саратова. Ему тогда было 57 лет. Несмотря на свой возраст и мороз, он совершал, легко одевшись, дальние прогулки и никогда ничем не болел. Зимовщики всякий раз с удивлением взирали на его подвижную фигуру с повисшей как плеть искусственной рукой. Он потерял её ещё в детстве. Однако это ему не помешало окончить Военно-медицинскую академию в Петербурге и пойти в 1913 году в экспедицию вместе с известным полярным исследователем Борисом Вилькицким, командовавшим транспортами «Таймыр» и «Вайгач». Именно эта экспедиция открыла и описала восточные берега тогда ещё не известного архипелага Северная Земля. В проливе Вилькицкого есть остров, открытый военврачом Старокадомским и названным в его честь.
Когда Старокадомский узнал, что Амбарчику грозит беда, он вызвался лично поехать за 600 километров по морскому берегу на собаках, чтобы выручить людей.
Ещё во Владивостоке доктор добился, чтобы в зимовочный запас были включены сухие ягоды. Теперь они пригодились как никогда. Собираясь в дальний путь, Старокадомский взял с собой свой неизменный чемодан с докторскими инструментами и два пуда сухой чёрной смородины.
На пути из Певека до устья Колымы в то время практически не было ни одного жилья. Остались лишь кое-где стены старых поварен, построенных ещё русскими купцами, торговавшими на Севере. Эти поварни не раз спасали доктора и его каюра-чукчу от лютых ветров.
На 12-е сутки нарты прибыли в Амбарчик. Едва отогревшись, Старокадомский пошёл в барак, где лежали больные. Они смотрели на него, как на Бога… Несчастных людей перевели на кисель из смородины, и они быстро пошли на поправку.
Когда через месяц доктор уезжал из Амбарчика, провожать его вышли абсолютно все. А его возвращение в Певек было триумфальным. Чукчи стали говорить о нём как о великом шамане.
Через три года морской грузовой пароход «Рабочий» первым в истории освоения Арктики доставил грузы на Колыму из Архангельска, то есть с запада. Разгрузился пароход в новом порту Амбарчика (он привёз, в частности, паровозы-«кукушки» для Зырянских каменно-угольных месторождений). Затем груз приняли речники Лено-Колымской экспедиции, и суда потянулись вверх по Колыме.
По данным госархива Магаданской области, на 1 ноября 1948 года в Амбарчике в пересыльном пункте находилось 123 человека, в отдельном лагерном пункте № 3 – 778 человек, и ещё в посёлке проживало 355 ссыльных – то есть всего 1256 зеков. О численности гражданского населения информации нет.
В то время в Амбарчике были построены пирсы, складские помещения, бараки, карцеры и т. п. Всё это было окружено километрами колючей проволоки. Она до сих пор встречается здесь везде. Кругом мрачные развалины, нагромождения каких-то железяк и камней, бочек и брёвен. Это место похоже, скорее, на свалку.
На возвышении – кладбище с покосившимися и проржавевшими памятниками со звёздочками. На многих – дыры от пуль, в том числе и на звёздочках. Кое-где хорошо сохранились надписи, по которым можно было узнать, что на этом кладбище похоронены, в частности, моряки и даже дети.
Амбарчик был важным пунктом освоения Советской Арктики. Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина", первой высадки на Северный Полюс. Обеспечивал патрульные полеты Мазурука на "Каталине".
Бухта Амбарчик - участник второй мировой войны. Первый раз встретились с немцами, когда на метеостанцию пытались высадить десант с подводной лодки, но на станцию незадолго до этого успели завезти два пулемета Дягиерева с расчетами, да и карабинов хватало. Обе резиновые десантные лодки были потоплены, ПЛ не могда подойти ближе из-за мелководья и льдов, обстреляла из зенитных автоматов, особого ущерба не нанесла, - дома были из толстого плавника.
В самом конце навигации к станции подошел немецкий рейдер и, расстрелял из орудий все постройки. Зиму пришлось жить в "иглу", из снега и обломков, что остались от домиков. Больше боевых эпизодов не было.
Возможно, порт здесь действовал бы и поныне, но из-за небольших глубин оказалось целесообразнее перенести его в нижнее течение Колымы на Зелёный мыс рядом с посёлком Черский. Там к тому же не было штормов. После перевода порта Амбарчик опустел. +++++
Edited by t1ourist on 29/08/13 11:00 PM.Edited by t1ourist on 29/08/13 11:14 PM.Edited by t1ourist on 29/08/13 11:16 PM.Edited by t1ourist on 29/08/13 11:17 PM.
Edited by t1ourist on 29/08/13 11:18 PM.