Страницы: 1
RSS
р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013
 
Начну с конца, добрался я до Амбарчика пешком. После Черского начались шторма, и прождав четыре дня, на пятый, спрятал лодку в кустах в местечке под названием Шандриково, и отправился в Амбарчик. По пути зашел к оленеводам в стойбише там и заночевал. На следующей день плутал по тундре в поисках брода через речки, ночевал возле обелиска маяку Д.Лаптева.
http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/view/465578/?page=0
В Амбарчик пришел 4 августа, как раз к обеду, и это был просто праздник какой то, спасибо !!! На метеостанции тепло и есть электричество. Меня поселили комнату, накормили, там я починил и постирал одежду, попарился в бане, зарядил аккумуляторы и через два дня отправился в обратный путь.

Печально известный Амбарчик

+++История Амбарчика тесно переплетается с историей освоения Арктики. В 1909 году в этих метах работала экспедиция Г. Я. Седова. Тогда ожидался приход пароходов из Владивостока в устье Колымы, и нужно было найти фарватер. Недалеко от Амбарчика на мысе Дмитрия Лаптева стоял высокий деревянный маяк. Рядом с ним было несколько полуразрушенных амбаров (может быть, от них и произошло название – Амбарчик), в которых, полагают, жила в 1739 году команда Д. Лаптева. Однако за 170 лет фарватер переместился, а маяк остался как исторический памятник.

На берегу бухты Амбарчик, где сейчас находится полярная станция, Седов разбил свой лагерь. Экспедиция выполнила огромный объём работ по промеру глубин в устье Колымы. Был найден фарватер, которым пользуются и ныне. В 1977 году в честь гидрографической экспедиции Г. Седова на скалистом островке вблизи мыса Столбовой был установлен памятный знак – металлическое сооружение высотой около трёх метров.

В начале 30-х годов на Колыме и Чукотке работала этнографическая экспедиция под руководством члена комитета народов Севера при Президиуме ВЦИК Карла Яновича Лукса. Его экспедиция должна была проделать большую работу на местах, выявить специфические особенности жизни и трудовой деятельности местных народностей. К. Лукс трагически погиб в Амбарчике. Экспедиция была закончена уже без него. На могиле К. Лукса сооружён памятник-обелиск с пятиконечной звездой. Надпись на нём гласит: «От благодарных потомков – комсомольцев Нижнеколымского района».

Когда-то в бухте Амбарчик действительно был крупный торговый порт (полярная станция была открыта почти одновременно с ним – в 1935 году), а в посёлке во время навигации жило несколько тысяч человек. Но это был не просто посёлок, а огромный лагерь, входящий в систему «Дальстроя» «архипелага ГУЛАГ». В Амбарчике, в частности, находился пересыльный лагерь политических и уголовных ссыльных, откуда они доставлялись в места постоянного заключения по бассейнам северных рек.

Строительство порта в бухте Амбарчик началось в 1932 году. Первыми строителями были бывшие крестьяне-кулаки и прочие «враги народа», которых доставил из Владивостока караван судов так называемой Северо-Восточной Колымской экспедиции.

На обратном пути из-за тяжёлой ледовой обстановки суда вынуждены были зазимовать у мыса Певек в Чаунской губе. Для строителей Амбарчика это оказался счастливый случай. Дело в том, что в разгар зимы три четверти населения Амбарчика заболели цингой. Остановились все строительные работы. Местный молодой врач был не в силах справиться с этим бедствием.
Старшим врачом экспедиции был Леонид Михайлович Старокадомский, уроженец Саратова. Ему тогда было 57 лет. Несмотря на свой возраст и мороз, он совершал, легко одевшись, дальние прогулки и никогда ничем не болел. Зимовщики всякий раз с удивлением взирали на его подвижную фигуру с повисшей как плеть искусственной рукой. Он потерял её ещё в детстве. Однако это ему не помешало окончить Военно-медицинскую академию в Петербурге и пойти в 1913 году в экспедицию вместе с известным полярным исследователем Борисом Вилькицким, командовавшим транспортами «Таймыр» и «Вайгач». Именно эта экспедиция открыла и описала восточные берега тогда ещё не известного архипелага Северная Земля. В проливе Вилькицкого есть остров, открытый военврачом Старокадомским и названным в его честь.
Когда Старокадомский узнал, что Амбарчику грозит беда, он вызвался лично поехать за 600 километров по морскому берегу на собаках, чтобы выручить людей.
Ещё во Владивостоке доктор добился, чтобы в зимовочный запас были включены сухие ягоды. Теперь они пригодились как никогда. Собираясь в дальний путь, Старокадомский взял с собой свой неизменный чемодан с докторскими инструментами и два пуда сухой чёрной смородины.
На пути из Певека до устья Колымы в то время практически не было ни одного жилья. Остались лишь кое-где стены старых поварен, построенных ещё русскими купцами, торговавшими на Севере. Эти поварни не раз спасали доктора и его каюра-чукчу от лютых ветров.
На 12-е сутки нарты прибыли в Амбарчик. Едва отогревшись, Старокадомский пошёл в барак, где лежали больные. Они смотрели на него, как на Бога… Несчастных людей перевели на кисель из смородины, и они быстро пошли на поправку.
Когда через месяц доктор уезжал из Амбарчика, провожать его вышли абсолютно все. А его возвращение в Певек было триумфальным. Чукчи стали говорить о нём как о великом шамане.

Через три года морской грузовой пароход «Рабочий» первым в истории освоения Арктики доставил грузы на Колыму из Архангельска, то есть с запада. Разгрузился пароход в новом порту Амбарчика (он привёз, в частности, паровозы-«кукушки» для Зырянских каменно-угольных месторождений). Затем груз приняли речники Лено-Колымской экспедиции, и суда потянулись вверх по Колыме.

По данным госархива Магаданской области, на 1 ноября 1948 года в Амбарчике в пересыльном пункте находилось 123 человека, в отдельном лагерном пункте № 3 – 778 человек, и ещё в посёлке проживало 355 ссыльных – то есть всего 1256 зеков. О численности гражданского населения информации нет.

В то время в Амбарчике были построены пирсы, складские помещения, бараки, карцеры и т. п. Всё это было окружено километрами колючей проволоки. Она до сих пор встречается здесь везде. Кругом мрачные развалины, нагромождения каких-то железяк и камней, бочек и брёвен. Это место похоже, скорее, на свалку.

На возвышении – кладбище с покосившимися и проржавевшими памятниками со звёздочками. На многих – дыры от пуль, в том числе и на звёздочках. Кое-где хорошо сохранились надписи, по которым можно было узнать, что на этом кладбище похоронены, в частности, моряки и даже дети.

Амбарчик был важным пунктом освоения Советской Арктики. Принимал участие в наземном обеспечении спасения "Челюскина", первой высадки на Северный Полюс. Обеспечивал патрульные полеты Мазурука на "Каталине".

Бухта Амбарчик - участник второй мировой войны. Первый раз встретились с немцами, когда на метеостанцию пытались высадить десант с подводной лодки, но на станцию незадолго до этого успели завезти два пулемета Дягиерева с расчетами, да и карабинов хватало. Обе резиновые десантные лодки были потоплены, ПЛ не могда подойти ближе из-за мелководья и льдов, обстреляла из зенитных автоматов, особого ущерба не нанесла, - дома были из толстого плавника.
В самом конце навигации к станции подошел немецкий рейдер и, расстрелял из орудий все постройки. Зиму пришлось жить в "иглу", из снега и обломков, что остались от домиков. Больше боевых эпизодов не было.

Возможно, порт здесь действовал бы и поныне, но из-за небольших глубин оказалось целесообразнее перенести его в нижнее течение Колымы на Зелёный мыс рядом с посёлком Черский. Там к тому же не было штормов. После перевода порта Амбарчик опустел. +++++
www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=993




Edited by t1ourist on 29/08/13 11:00 PM.Edited by t1ourist on 29/08/13 11:14 PM.Edited by t1ourist on 29/08/13 11:16 PM.Edited by t1ourist on 29/08/13 11:17 PM.

Edited by t1ourist on 29/08/13 11:18 PM.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

р. Колыма - фотки



Понравилось!
А это очень неожиданно!
 ( + )

_________________Лучше летом у костра, чем зимой на солнышке
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Добротные фото. Что за камера?

Дождя хватит на всех.  
=Дождя хватит на всех=
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Володя, ну у Вас и концы - вся Колыма, почитай! )) ЗдОрово! Фото отличные.
С уважением, Вячеслав.

O.S.
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

На участке Хандыга-Кюбюме если и будет сбой, то пустят паром по Амге до Хандыги. На переправе через Алдан познакомился с главой Оймяконского улуса. Он говорит, что в следующем году достроят мост через р.Кюбюме, а мост уже имеет внушительные очертания. Не так давно, два человека погибли при переправе, этот факт и ускорил строительство.

Edited by t1ourist on 15/09/13 10:36 PM.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Когда уже возвращался, зарядили дожди и в Сеймчане, самоходка на которой я ехал, не могла подойти к берегу что бы разгрузиться. Мне сейчас ребята написали, четыре дня они стояли, ждали когда вода упадет, причал подмыло. Сеймчан, это такой апендикс, машин мало, и доехав до Верх.Сеймчана я долго не мог уехать в сторону Среднеканска. Чтобы размяться, пошел пешком вдоль трассы и сразу же остановилась встречная машина предупредить, что впереди на дороге мишка. Этот же водитель рассказал, что на Колымской трассе медведь бросается на проезжающий транспорт. Подробности этой истории не известны, может и прикормили мишку, они там на трассе около стоянок пасутся.
http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/view/466423?page=3
Бывает, что находясь рядом с машиной, защищая медвежат, медведица кидается на авто. Эту историю я слышал от  первого лица.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

То есть, участок Хандыга-Кюбюме сильно не пострадал. Это я так на будущее, уж больно мне ледники понравились)))

Для туриста главное еда и покой.  
Лучше колымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Впечатление от увиденного и услышанного.
Разруха, местами, просто феерическая разруха. Процветает коррупция, землячество, произвол......Бюджет и дотации, пилятся, откатываются, а законы не работают. Случается, у полиции бензина нет чтобы вызов ехать.
Поселки выглядят как после бомбежки, а местному населению, кто остался, уже все равно что происходит вокруг. Дети, если уезжают учится, в основном не возвращаются домой.
Смешно и грустно, было ощущение, что это какая-то пародия на жизнь, и это все не по настоящему.

Усть Нера. Cтолица золотого Оймяконья
fotki.yandex.ru/users/t1ourist/album/140406/

Лобуя. Историческая местность размещения зоны ГУЛАГ
http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/album/140405/

Зырянка. Административный центр Верхнеколымского улуса Якутии.
http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/album/140404/

Среднеколымск. Административный центр Среднеколымского улуса Якутии.
http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/album/140403/

Колымское. Село, напротив впадения в Колыму реки Омолон.
http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/album/140409/?p=0

Черский. Административный центр и крупнейший населённый пункт Нижнеколымского района.
http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/album/140307/

Амбарчик. Бухта Амбарчик территория Гулаг
http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/album/140283/

Среднеканская ГЭС
http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/album/140417/?p=0

Edited by t1ourist on 02/09/13 05:08 PM.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

В ответ на:

Уже в 2002 моста не было в Кюбюме и не было давно, там один пролёт тогда рухнувший был.



Я догадывался, что его там не было задолго до 2008, но, если честно, не думал, что все плохо настолько.

Создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется.
Создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется.
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Самолетом выгоднее стало летать, я теперь с ЖД и связываться не хочу. Туда за 6.800 руб. летел, обратно за 9.000. Можно и дешевле найти, так как обратно я покупал за день до вылета.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

В ответ на:

Он говорит, что в следующем году достроят мост через р.Кюбюме, а мост уже имеет внушительные очертания. Не так давно, два человека погибли при переправе, этот факт и ускорил строительство.



Как всегда у нас. Мост паводком смыло и пока шевелиться начали - в 2008 году моста не было уже - сколько лет прошло? А местечко там да, похоже, стремное, нам забросчик в 2008 рассказывал, как он как-то вместе со своей буханкой там заплыл.

Создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется.
Создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется.
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Знакомые места промелькнули. :)

Создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется.
Создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется.
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

В ответ на:

Вы наверное тогда на уазике ехали? Там в окно не посмотреть толком )



Ну, кой-чего таки видели, да и останавливались периодически. :)

Создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется.
Создавать думающую и чувствующую материю было большой ошибкой. Она вечно жалуется.
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Когда от Якутска ехал, дальнобоя некоторое время не было, после Ытык-Келя дорогу размыло. Пока дорогу делали, пустили паром по р.Амге, от Терют до Хандыги. Информации  в каком состоянии дорога не было, к тому же говорили, что паром ходит. Когда добрался до Амги, оказалось, что последний паром вот только ушел, а дорогу сделали. Не хотелось возвращаться и до паромной переправы через Алдан я добирался самосплавом по Амге (три дня) На обратном пути (Сеймчан - Якутск), дорогу сильно размыло от развилки, Ларьково в сторону Магадана. Был на пути один поврежденный паводком мост, но трасса двигалась, дорожники кинули трубу в речушку и засыпали гравием.

Edited by t1ourist on 15/09/13 07:50 PM.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Колымская трасса Якутск - Дебен  и  Сеймчан - Якутск


Edited by t1ourist on 02/09/13 09:23 AM.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Люди, строения, артефакты........



Пионеры

Edited by t1ourist on 03/09/13 08:51 PM.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Хорошие фото, информативные. Как всегда путешествие интересное, захватывающее, есть чему удивляться (сидя на диване).

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

На обратном пути снова встретил уже знакомых оленеводов. Из еды у меня оставалась одна гречка, на метеостанции и так кормили, спрашивать продукты было уже неудобно.
Чтобы поймать ездовых кастрированных оленей, сгоняют все стадо (1500 голов) Во время этой процедуры погиб олень, как показало вскрытие он уже был с больной печенью. С оленя сняли шкуру, а мясо оставили, даже собакам не стали брать, чтобы не тащить.

Оленеводы

++++Нутендли - кочевая родовая община  http://fotki.yandex.ru/users/t1ourist/album/140298/
Община была образована в 1991 году по инициативе главы семейства Нутендли Егора Андреевича и Акулины Афа­насьевны Кемлиль. Главой общины со дня образования является Вячес­лав Егорович Кемлиль.
В семье Нутендли и Кемлиль пять сыновей, три дочери, двадцать де­вять внуков и внучек, два правнука. В общине работают дяди, тети, двою­родные братья и сестры, зятья и ра­ботники по найму. Всего в общине трудятся вместе тридцать три чело­века.
Основной вид деятельности тра­диционный — оленеводство, охота, рыболовство, развивается и произ­водство конечного продукта.
Ко времени образования в хозяй­стве имелось 1107 голов оленей. Об­щина сумела не только сохранить поголовье, но и увеличить его в два раза.
Община является единственным хозяйством в РС(Я) по разведению племенных оленей породы «харгин» и с успехом поставляет их не только в регионы нашей республики. С это­го года по согласованию с прави­тельством племенные олени будут поставляться в Среднеколымский улус.
Имеются две стационарные оленебазы, летняя и основная зимняя на
участке Краснушка, которую своими силами члены общины строили с 1995 года. На базе имеются двухк­вартирный капитальный дом, забой­ный комплекс, склад, теплый гараж на четыре единицы техники, ледник, баня, курятник и другие хозяйствен­ные постройки.
В ноябре 2001 года построена школа-база для кочевой сад-школы на 15 мест.+++++


Edited by t1ourist on 30/08/13 11:42 AM.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

р. Колыма - фотки

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Что за камера? +++++

Никон Д200, объектив 18-70.

Когда добрался до свой лодки, опять заштормило, а до этого несколько дней было некоторое затишье. Так как ветер был попутный, из Шанднриково вдоль берега поднялся на веслах до Мартышкино (5 км). У берега все равно волна боковая, и очень неудобно плыть. На этом же участоке, но только при встречном ветре, я тащил лодку вдоль берега шесть дней назад. В Мартышкино обжитое зимовье и там пообедал, а когда вышел на улицу уже был настоящий шторм, пока собирал плавник по берегу замерз, топил печку чтобы согреться. На следующий день ветер немного стих и при боковой волне завернул за мыс Аспидный. Надеясь, что ветер хотя бы не усилится, далеко отошел от берега и стал держать курс следующий мыс, там заброшенный военный аэродром. Когда до  мыса оставался примерно километр, ветер усилился и набегающие волны стали образовывать такие ямища, что я забеспокоился, это уже  бы настоящий серфинг. Надо сказать, что давно применял ноухау и не одевал спасжилет, а сидел на нем (сидушку потерял) В моих забродных штанах, если вывалится, залезть в лодку и добраться до берега при таких температурах не получится. Когда зарулил за мыс, взмок от напряжения.
К вечеру добрался до Краснушки, а в 4 утра пошла лодка в Черский.
Попали в туман, непонятно куда плыть, хорошо у меня навигатор, вышли к Петушкам и там подождали. Билет Черский - Якутск стоит 30 000 руб, столько не было, и поэтому сел на самоходку до Зырянки (5 дней) Спасибо команде, отдельная каюта и трехразовое питание. Уверяли, что чудес не бывает и я застряну в Зырянке до сентября. Но, чудо случилось на следующий день, в Сейчан (еще 5 дней ходу) пошла самоходка с углем. Начались дожди, и я не вылезал из контейнера в котором поставил палатку, питание мне не полагалось (такая договоренность) обошелся сухим пайком.

Фото. Черский - Сеймчан на попутных судах.  1600 км -  километраж не точный.

Edited by t1ourist on 01/09/13 10:49 AM.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Володь а как по колымской трассе проехал? (туда и обратно)  В новостях страшилки были, размыло 100км. дороги, смыло 2 моста. В фотках у тебя вроде всё на месте?  ( Узнал несколько мест от Хандыги до Кюбюме). Ещё не всё посмотрел, но разруха в Амбарчике просто мрак, как впрочем много где ещё.

Для туриста главное еда и покой.  
Лучше колымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Ну есле ещё жел. дор. на Лену выведут, до Бестяха, тогда супер!!!

Для туриста главное еда и покой.  
Лучше колымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Вы наверное тогда на уазике ехали? Там в окно не посмотреть толком )

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Надо сказать что выбраться из Амбарчика непросто. Административо, метеостанция принадлежит Чукотке, снабжение и связь через Певек, хотя до Черского гораздо ближе (130 км). Метеорологи даже в отпуск, не могут уехать, вертолет за ними не присылают. Ждут попутного танкера в Певек, а в шторм не сядешь на судно. Вертолеты редкость (пограничники, журналисты), местные казаки иногда заглядывают, совершая акции "памяти". В конце августа приходит судно "Иней" помогающее морским судам искать форватер. Если оленеводы кочуют недалеко от Амбарчика, а с ними поддерживается связь с фактории "Красный камень"(Краснушка), то уехать очень даже возможно. Прошлогодний путешественник Юрий Прокофьев, прождал попутное судно 10 дней, потом его и разобранный катамаран сначала на тракторе, потом на двух моторных лодках увезли в "Красный камень"(60 км). Дальше, он поднимался до Черского своим ходом.
Когда же я на веслах добрался до "камня", в Амбарчик на моторке повезли посылку для чукотских оленеводов. Появилась возможность еще раз сгонять на Амбарчик, даже приглашали, но это уже был перебор )

Edited by t1ourist on 30/08/13 09:08 AM.

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Уже в 2002 моста не было в Кюбюме и не было давно, там один пролёт тогда рухнувший был.

Для туриста главное еда и покой.  
Лучше колымить в Гондурасе, чем гондурасить на Колыме
 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

От Дебена до ГЭС шел два дня, при желании можно и быстрее пройти. У моста скорость 10 км/час, за 30 км до ГЭС 2 км/час, и по приближению к ГЭС стремилась к нулю.


Альбом "р.Колыма" случайно стерся, перезалил

 
Re: р.Колыма от Дебена до Амбарчика 2013

Скажите, пожалуйста, сколько занял сплав по времени с Дебина до Усть-Среднеканской ГЭС. Интересна скорость по стоячей воде.

Страницы: 1
Добавить публикацию