Страницы: 1
RSS
Крест Эльбруса с севера. Прошли, однако.
 
Маршрут этого восхождения на высшую точку Европы  называется "крестом" из-за того, что нитка его на карте выглядит как крест: старт на севере, затем подъем поочередно на Восточную (5621) и Западную (5642) вершины и спуск на юг. Идея сходить этот сложный маршрут возникла из-за необходимости акклиматизации перед месячным гималайским велопоходиком, куда мы с другой группой отправляемся 10 сентября и где надо будет карабкаться на великах в перевалы, превышающие 5000 метров, самый высокий - 5350 м.

Успех же мероприятия на Эльбрус сильно зависит от двух факторов - грамотной акклиматизации и хорошей погоды. Поэтому в план были заложены 14 ходовых дней с несколькими радиальными выходами и четырьмя запасными днями на случай непогоды. Все они пригодились.

Состав участников набирался по интернету, - я дал несколько объяв на специализированных форумах, в том числе и на этом, о наборе группы на Эльбрус, откликнулось сразу около десятка человек. Я выбрал двух и группа составила, таким образом, три человека из разных городов: Москвы, Новосибирска и Тольятти. Двое участников, включая и меня, с bpclub-а. Так что там не одни автостопщики, как некоторые почему-то думают. Еще один откликнулся отсюда,  со Скитальца.

Все участники видели друг друг друга впервые в жизни. Впрочем, это обычное явление. Количество участников ограничилось в три человека и было обусловлено наличием лишь одной нормальной трехместной  горной палатки, способной выдерживать сильные порывы ветра, а ветра на Эльбрусе еще те, в чем мы очень скоро и убедились.

Сначала думали добираться к месту старта на такси из Кисловодска до Джилы Су (2400 м) - нарзанных источников у подножия Эльбруса, благо, туда недавно проложили асфальт. Правда, сомневаюсь, благо ли? Раньше тут стояло лишь несколько палаток, теперь же тут вырос чуть ли не целый палаточный город.

Но, несмотря на малое расстояние от Минвод и Кисловодска, таксисты просили 5 т.р. за 70 км пути до Джилы Су  из-за сложного горного рельефа. Поэтому, прикинув все за и против, решили добираться сразу до поляны Эммануэля, это на 200 метров выше, доплатив за джип еще две тыщи, - легковушка по той дороге не пройдет. Тем более, забросчик, армянин Юра, пообещал встретил одного из участников в аэропорту Минвод, а за остальными заехать в Кисловодск. Тут мы затарились продуктами на две недели, и отправились в путь.

На поляне Эммануэля, откуда начинаются все восхождения с севера, находится база МЧС, где можно зарегистрироваться, и палаточный лагерь. Но ночевать тут мы не стали - слишком много народу, да и за забором вокруг МЧС-овской будки все платно, поэтому решили подняться еще на 200 м вверх до 2800 м до аэродрома и ночевать там. Для этого пришлось пройти весь аэродром до самого начала подъема на Грибы - только там был единственный источник воды.

Здесь, в отличии от поляны Эммануэля, стояло лишь три палатки, с обитателями которых тут же завязались торговые отношения - у обитателей одной из них оказался избыток фиников, которых они зачем-то набрали в поход в огромном количестве в ущерб другим продуктам, и теперь меняли их у каждого встречного турика на другие продукты. Мы обменяли на них  сахар и потом целый вечер хомячили их взамен ужина.

Об аэродроме, нызываемом в народе "немецким", надо сказать отдельно.

Это такая ровная площадка в горах размеров в несколько футбольных полей, окруженное горами. Во время войны использовалась немцами в качестве аэродрома для своих самолетов, отсюда и укрепившееся название - немецкий аэродром.

Таких размеров ровная площадка в горах - явление редчайшее, если не сказать, уникальное. Нечто подобное мне довелось видеть лишь в Андах у стен Саксайуамана. Но там она явно искусственного происхождения и является неотъемлемой частью невесть кем построеных мегалитических стен, приэльбрусский же аэродром принято считать странным капризом природы естественного происхождения. Может он и так, но глядя на проэльбрусский "немецкий" аэродром, невольно на память приходит перуанский Саксайуаман с его идеально ровной площадкой посреди гор размером в несколько гектаров.
Между ними действительно много общего: и тут и там "аэродромы" явно никак не вписываются в окружающий горный и кривой рельеф, и тут и там они расположены на довольно большой высоте - 3500 и 2800 м, и тут и там они окружены высокими горами, находясь как бы внутри котла...

Лично у меня вызывает сильное сомнение  естественное происхождении приэльбрусского аэродрома, ведь в природе ничего не бывает идеально ровного. Но, к сожалению, всерьез этим вопросом никто не занимался, да и гораздо большее внимание у людей вызывает другое место, расположенное совсем рядом, на 400 м выше - разместившиеся на высоте 3200 м каменные грибы, или просто Грибы.

Это такие камни-останцы, выветренные эльбрусскими ветрами за многие годы и внешне действительно напоминающие грибы.
На них мы и провели два дня.

Идти вверх с ночевкой мы особо не спешим - 3200 м приличная высота, набранная всего лишь за два дня, поэтому два дня ходим в радиалки ради акклиматизации - первый день поднимаемся до Северного приюта (3800 м) и возвраащаемся обратно, второй день полностью посвящаем походу на ледяное плато, также часто называемое озером, Джикаугенкез. Мне оно хорошо знакомо, пару лет назад при переходе через него я дважды проваливался в трещины, и если бы не движение в связках, все закончилось бы совсем печально. Но в этот раз у нас другой маршрут и пересекать покрытое трещинами ледяное озеро мы не планируем, а доходим лишь до его края.

Лишь на четвертый день похода собираем палатку и идем ночевать выше - на Северный приют. Правильнее его было бы, конечно, назвать " Северным лагерем", ибо "приют" - это совсем другое и он будет чуть позже.

Здесь тоже находятся две будки МЧС. Вокруг куча палаток. Есть еще несколько стационарных платных хижин (хижина Олейникова, хижина Рощина и др.), но то для буржуев, - мы ставим палатку, в которой нам и предстоит прожить на Северном приюте из-за непогоды несколько дней. Стоимость проживания в платных хижинах - от 900 до 1500 рублей за нары с человека. Из удобств - туалет типа "сортир" и свет на два часа в день. Можно еще взять и питание - это еще до тыщи рублей в день с носа. Спасибо, но мы уж сами как-нибудь...

А пока, перекусив после подъема на приют и оставив внизу палатку и вещи, уходим налегке в акклиматизационный выход на Средние скалы Ленца до 4800 м.

Тут же присматриваем место, где можно оставить заброску из продуктов - тащить на себе в гору весь двухнедельный запас еды на такой высоте тяжеловато, лучше разбить груз на части и таким образом затащить его наверх. Ночевать, естественно, на 4800 м не планируем, слишком резкий набор высоты, поэтому, погуляв по скалам возвращаемся ввниз, в приют. Умотались все-таки за сегодняшний день прилично, пусть частично и налегке, но набор высоты за день составил 1600 метров. Вечером немного побаливает голова - сказывается высота.

Но на следующий день опять идем на Средние скалы на километр вверх с частью продуктов и ненужных пока вещей. Заброску оставляем в кунге у разбившегося на скалах вертолета. Чуть ниже, на камнях перед Нижними скалами Ленца, валяется шасси от этого же вертолета, - его приспособили для сидения и отдыха на камнях перед Нижними скалами.

Мешок с продуктами мы бросили в кунг, где они и провалялись несколько дней, пока мы ждали внизу на приюте погоду. Кунг привезли сюда специально для разборки останков вертолета, да так тут и оставили. Вот он и нам пригодился. Хотели даже в нем ночевать, но он полностью забит плотным снегом, долбить который ледорубом в ограниченном пространстве не очень удобно. Поэтому эту идею оставили и ночевали здесь, на Средних скалах, чуть позже в палатке.

А на следующий день погода резко испортилась.
Да оно все бы ничего, несколько дни отсидки на случай плохой погоды были запланированы, но лоханулись мы в другом: почти все продукты мы утащили на скалы Ленца, оставив еды лишь на один ужин. Никто не ожидал, что такая шикарная до сих пор погода так резко изменится не в лучшую сторону, да еще и на несколько дней. Так мы сами себя лишили еды.

А еще чуть позже над нами ржал весь лагерь, когда для того, чтобы поужинать, мы вынуждены были ходить за продуктами к кунгу на Средние скалы Ленца (4800 м), а это километр вверх - километр вниз. В результате, мы посещали нашу заброску аж четыре раза, ведь тащить все продукты обратно тоже неохота, вдруг погода наладится, и надо будет идти со всем барахлом наверх.
Но просидели в итоге в лагере четыре дня, каждый день бегая на километр вверх за своей же едой. Народ, конечно, сильно потешался таким нашим подвигам, но зато акклиматизация при таком раскладе получилась отличной - пока все задыхались и хрипели при подъеме на единственную вершину, мы довольно легко залезли на обе, еще и заночевав при этом на седловине Эльбруса (5300 м). Так что, что бог не делает, все к лучшему!

А пока назавтра обещали "окно" на один день и народ засобирался с вечера на вершину. В том числе и один из участников нашей группы, Виталик - сидеть и гулять по окрестностям ему надоело и он решил сходить на Восточную вершину со всей толпой. Мы были не против - нам-то надо идти наверх с ночевкой, и как минимум, на обе вершины, а не одну, как всем остальным, а погода для ночевки на 4800 м не благоприятствовала.

Да и шлепать без сна по 16-18 часов в наши планы как-то не входило, а именно столько занимает восхождение на Восточную вершину из Северного приюта. Народ выходит в 11 вечера, а возвращается лишь к трем часам следующего дня, а наш сосед из палатки рядом вернулся аж в пять вечера, - это 18 часов ходу! Не, нафиг-нафиг, у меня, конечно голова дурная, но не настолько. Потому сидим в пустом почти лагере и ждем погоды.

Ну, а развлекает нас вертолет МЧС.

Первый раз он прилетел, привезя несколько коробок, видимо в коньяком, по крайней мере, МЧС-ник вечером как раз бухал коньяк, чего раньше за ним замечено не было. Появление вертолета вызвало живейший интерес в наших стройных рядах, все ж-таки, какое-никакое, а развлечение.

Хорошо так на казенные деньги вертолет гонять ради пары коробок...А с нас требуют 150 тыщ за час полета, еще и оплата в оба конца! Халявщики, блин! Уважение к МЧС-никам как-то падает...

Потом вертолет прилетел еще раз и уже привез людей, видимо, смена состава у МЧС-ников. Неплохо там ребята устроились! Два рейса МИ-8  - один раз пару коробок привез с "чем-то", еще один рейс - пару человек привез. Ну, а че жалеть деньги тех, за чей счет все это летается....

А ближе к вечеру стали возвращаться наши восходители. Зашли далеко не все, к тому же наверху мороз и сильный ветер. Наш Виталик вернулся спустя 16 часов после выхода из лагеря. Он зашел на Восточную вершину с соседней группой, но поморозил кончики пальцев на руках, скоро они почернели, так что потом он даже с трудом зашнуровать ботинки.

У нас в планах стартовать послезавтра - обещают улучшение погоды (здесь периодически берет Мегафон, так что иногда можно посмотреть прогноз погоды по интернету). Как раз четыре запланированных дня отсидки получается, время не поджимает, хотя и тянуть дальше с подъемом неохота. Но пока все по плану (ну, кроме беготни каждый день по километру вверх за продуктами)...

Ну, а после возвращения с Восточной вершины, Виталик наш спит почти до обеда - сказывается бессонная ночь. У нас сегодня последний день в Северном приюте. Завтра обещают улучшение погоды, и мы планируем выходить с ночевкой на Средние скалы Ленца (4800 м).

Наверху, на скалах и выше, всегда очень ветрено, поэтому во время радиальных выходов на скалы мы не только забирали продукты из кунга, но и подыскивали наименее ветреное место. Там есть много мест для стоянок, даже со стенами из камней, но нам эти стояночные места категорически не нравились - все они прекрасно продувались ветрами, дующими  с седловины, а стены из камней служили лишь символической защитой - слишком они низкие. Поэтому мы потратили на скалах много времени на поиск защищенного от ветров места. Но оно того стоило, ветер-то на Эльбрусе - дело нешуточное. Сколько было историй про то, как палатки просто разрывало ветром в клочья или сдувало со скал вместе с людьми. Останки одной из таких палаток мы обнаружили во время выходов на скалы.

Что стало с людьми, находящимися в ней, неизвестно.
От ветра не спасают даже растяжки из стальных тросов. Вот этот крест как раз стоял на таких растяжках, их просто ветром вырвало с корнем.

С утра стараемся выйти пораньше, чтобы опередить "конкурентов" - еще одна группа тоже собирается на Средние скалы с ночевкой, и нам надо их опередить, чтобы занять примеченное нами место под палатку. Но они выходят раньше, догоняем их  на Нижних скалах, передвигаются они очень тяжело. С акклиматизацией у них явно плохо. Приходим на Средние скалы раньше них, но тут уже стоят две палатки. Правда, не на "нашем" месте, а на готовых стоянках на камнях. "Наше" же место рядом с кунгом представляет собой огромный сугроб частично защищенный от ветра скалой, и чтобы поставить тут палатку, предстоит много работы - расчистить площадку от снега и построить стену с подветренной стороны, - скала защищает место не полностью.

Расчищаем, равняем место, из снятого с площадки под палатку снега строим стены - все идет в дело. Недостающие снежные кирпичи для стены добываем рядом. Сил уходит на такой высоте много, дышать тяжело, а тут еще и ветер разбушевался. Но стена у нас уже готова, и за ней - тишина.

Это мы вовремя успели сварганить наше сооружение инженерной конструкции! Наши соседи, пришедшие раньше нас на скалы и уже поставившие палатки еще до нашего прихода, сворачивают их и собираются обратно вниз, на приют, - ветер просто рвет их палатки, сминает дуги...  Низенькие стены из камней не спасают, а снега у них рядом нет, таскать же камни на такой высоте да при ветре, сбивающим с ног, нереально.  Да и нет их тут особо, камней-то. Да, не зря мы забраковали готовые стояночные места и потратили столько времени и сил на наше сооружение!

Сочувственно наблюдаем, спрятавшись за снежной стеной, как наши соседи спешно уходят вниз, подгоняемыми сумасшедшим ветром. Ну и правильно делают - лучше потерять день, чем быть сдутым со скал вместе с палатками. Да и место наше завтра освободиться - жить тут мы долго не собираемся. Вот кому-то халява достанется - ровное тихое место под палатку с готовыми стенами! Но нам не жалко - пущай их...
В таком укрытии ветер палатке уже не страшен.

Ветер бушевал всю ночь и утих лишь под утро. Нам он хлопот никаких не причинил, - место оказалось на редкость удачным, несмотря на мощные порывы, палатку почти не сотрясало. Ночь прошла на редкость спокойно.
С утра сворачиваем палатку покидаем Средние скалы со всей амуницией. Погода шикарная, ветер стих, солнышко припекает, легкий морозец, над вершинами - ни облачка. Сегодня в планах - Восточная вершина (5621 м) и ночевка после восхождения на нее на седловине. Погода должна позволить, - не зря ж мы столько ее ждали!

Но сегодня мы совершаем очередную глупость, которая стоила нам множества ненужных усилий. Поднявшись до Верхних скал Ленца (5300 м) я не посмотрел в свой шайтан-прибор, в просторечии известный также как навигатор, и не увидел, что мы уже поднялись до уровня седловины. Тут надо было бросать рюкзаки и идти на вершину налегке. Вместо этого, мы почему-то решили, что до Верхних скал, а соответственно до уровня седловины, еще далеко, - с толку сбили скальные образования выше, которые мы и приняли за Верхние скалы. И пошли до них с полными рюкзаками. И лишь поднявшись до этих скальных образований, я наконец, сообразил, что что-то долго мы идем эти несчастные 500 метров (с 4800 до 5300 м). Включаю шайтан-прибор, а там - 5560 м! Да мы ж почти на вершине уже! И какого...надо было переться сюда с полными рюкзаками!? Лишних 250 метров по высоте! С таким грузом и на таких высотах... Теперь на седловину надо не подниматься, а спускаться к ней, и тоже с полными рюкзаками.   Лишних полкилометра подъема-спуска. И это на такой высоте...  Вот уж действительно - дурная голова ногам покоя не дает!

Оставшиеся до вершины 60 метров проходим налегке минут за 20 - тут уже совсем полого. А вот и вершина! Восточная (5621 м).

А между тем вспомнились слова из песни Высоцкого:
Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем
Другим у которых вершина еще впереди...

Правда, "другие" - это снова мы. Ибо это у нас впереди вершина, на сей раз Западная (5642 м).
Но то - завтра, а сегодня, полюбовавшись на окрестности и отдохнув (насколько вообще можно отдохнуть на такой высоте) валим вниз, к предстоящему месту ночевки - на седловину (5300 м). Тут должен быть спасательный приют Ред Фокс, который мы пока не знаем, что из себя представляет, но надеемся ночевать именно в нем - на седловине ветра посильней, чем где бы то ни было на Эльбрусе, и продувается здесь буквально все. Ветром сносило однажды даже сам приют, установленный на растяжках из стальных тросов, что уж говорить про какую-то палатку...

Скоро спускаемся на седловину и видим сам приют.

Надеемся, что он пустой и думаем там ночевать, но... Застаем там не кого-нибудь, а целого иранца из Бендер-Аббаса. И кого только на Эльбрусе не встретишь! Оказалось, что у товарища иранца  ветром сломало дуги палатки, и он собирается эту ночь провести в приюте.
А вот это облом. Вообще-то, в приюте этом было когда-то четверо нар, но какой-то добрый человек одним верхним нарам отвернул башку, и теперь тут осталось только три спальных места. А нас получается вместе с иранцем четверо.

Делать нечего, надо ставить палатку и рассчитывать на милость природы, что ветер будет не очень сильный. Сейчас-то все тихо, но погода меняется тут моментально, и что будет ночью, неизвестно. Поэтому, несмотря на множество ровных мест, опять копаем сугроб за камнем, - какая-никакая, а защита от ветра. Сбоку снова, как и на скалах Ленца вчера, строим стену из снежных кирпичей.

Но высота - 5300 м. Работать тут совсем тяжело, махнешь два раза лопатой - и минут пять вынужден отдыхать. Дело движется медленно. Виталик еще жалуется на отмороженные пальцы. Сил ни у кого нет.
Потому, стену нормальной высоты так и не достраиваем, решаем, что если ночью задует, забьемся в приют и хотя бы сидя там переждем непогоду.
Так вот и располагаемся на ночь: слева - приют Ред Фокс, справа мы в палатке с недостроенными вокруг нее стенами, и между нами камень в качестве волнореза (ветрореза, тогда уж).

Но нам опять везет. Ночью - ни ветерочка, утром тоже тишина и отличная солнечная погода. Спим без задних ног несмотря на высоту. Хотя для всех троих - это самая высотная ночевка в жизни. Лишь однажды я ночевал на подобной высоте в Гималаях на берегу озера Тиличо, но и то это было всего 5000 м, - на триста метров ниже.

С утра очень холодно, не знаю, сколько градусов, но дубак приличный, потому завтракаем в приюте, отправив иранца на вершину - нечего штаны просиживать и углекислый газ в атмосферу выдыхать.. Тут понимаем, как здорово, что мы ночевали именно в палатке: в приюте совершенно отсутствует вентиляция. Как тут иранец вообще не задохнулся? Потому, несмотря на холод, открываем дверь настежь и так завтракаем.

Вообще же, приют не предназначен для плановых ночевок. Сами его создатели рекомендуют использовать его лишь в аварийных ситуациях, и называют "Спасательным приютом", что и указано на его двери.и на инструкции внутри.

Как я понял, именно из-за отсутствия вентиляции тут реально можно задохнуться ночью. На такой высоте воздуху и так мало, а тут еще выделяемый при дыхании углекислый газ... Мы пять минут посидели с закрытой дверью, а уже дышать было нечем. Теперь понимаем, как хорошо, что мы ночевали в палатке. Спасибо иранцу. Как говорится, что бог ни делает, все к лучшему.

Позавтракав, идем на Западную вершину (5642 м).. Заходим на удивление легко - сказывается хорошая акклиматизация. Да и идти-то вверх всего триста с небольшим метров. Я даже большую часть пути прошел без кошек, но в конце все-таки одел их, - местами скользко.

Ну вот, поднимаемся мы, значит, на Западную вершину (5642 м), а тут... Ни за что не угадаете - свадьба! Кабардинская. Жених с невестой отплясывают в национальных костюмах...Ну, а че - свадьба на крыше Европы - это достойно!

о, что Западной вершине, чуть более высокой, чем Восточная (она на 20 метров выше) оказалось больше народу, ничего удивительного. На Западную вершину ходят с юга, а тут большую часть подъема можно преодолеть на подъемнике и ратраке. Подъемник из Азау идет аж до 4000 м, а ратрак может забросить почти до седловины. В этот раз он доехал и встретил клиентов на 5000 м, откуда доставил их прямиком до подъемника.

Мы после спуска с Западной вершины отдыхаем какое-то время на седловине, но ночевать вторую ночь здесь не рискуем, - лимит везения на хорошую погоду проверять не хочется. Поэтому, попив чайку, сворачиваем палатку и топаем вниз по южному склону, хотя погода шикарная. Надеемся ночевать или в районе Приюта 11 (4200 м) или на Бочках (3800 м).

Но южный склон оставляет гнетущее впечатление. В районе Приюта 11, да и выше, снуют ратраки, снегоходы, изрыгая из себя вонь и копоть, вокруг толпы народу, всюду сваленные как попало груды камней и ужасающая грязища вокруг. Тут идет строительство, частично результаты его уже видны - это новенькая канатная дорога, множество недостроенных кафешек и черт знает чего еще. Вероятно, когда-то южный склон и превратится в горнолыжный курорт мирового уровня, но сейчас отсюда хочется бежать. Что мы оперативно и делаем.
Спустившись до новенького подъемника где-то на 4000 м, едем вниз, до Азау (2340 м). И хотя потеря за день более 3000 метров высоты - это неправильно, валим отсюда вниз без доли сомнения.

Спуск до Азау на подъемнике с самого верха стоит 750 рублей с носа, но в кассе не находится сдачи, и контролер говорит, что заплатите внизу.
Но внизу никто денег не спросил, кому платить - неизвестно, так что впервые у меня случился...не автостоп, а как это назвать - подъемникостоп? Вот он случился.

Сэкономленные таким хитроумным способом кровные 750 целковых были тут же добросовестно пропиты в ближайшем кабаке с красивым названием "Розы Азау", где мы и ночевали втроем в двухместном номере за 1500 р. на всех.

Вот, собственно, и все.

"Крест" Эльбруса успешно завершен в полном соответствии с первоначальным планом. Удалось все запланированное и даже больше - Виталик поднялся на Восточную вершину аж дважды, за что ему, правда, пришлось заплатить отмороженными кончиками пальцев. Будем надеяться, что ничего страшного. Но на Эльбрус, по его словам, он больше не пойдет.

Как вставлять сюда фотки я не знаю, но вот здесь тот же рассказик, но с фотками, кому интересно:
тыц

Edited by LeonidS on 06/09/16 06:42 PM.

 
Re: Крест Эльбруса с севера. Прошли, однако.

Спасибо за рассказ.Неужели с вашей акклиматизацией тоже 16-18 часов от Северного приюта? Не прикидывали суммарное время (подъем на седловину, восхождение на одну из вершин, спуск)?
Мне кажется, хорошо акклиматизированные гораздо быстрее должны пройти.
Мы когда-то часов за 10 прошли от "Северного приюта" (его еще не было тогда) до Приюта11. На вершину не поднимались из-за непогоды, но не 6 же часов от седловины до вершины и обратно.
Шли спокойно, группа не сказать, что такая уж сильная, но с хорошей акклиматизацией, третью неделю в горах.

 
Re: Крест Эльбруса с севера. Прошли, однако.

С  горою salana45 !

Пешеходник.
Прямо семь в обход четыре.
Пешеходник.Прямо семь в обход четыре.
Страницы: 1
Добавить публикацию