Re: Ремкомплект для байдарки
Инструкция и советы по работе с клеем (при ремонте или модернизации)
1. Склеиваемые поверхности протираются тряпочкой смоченной в ацетоне, им же при необходимости разводится клей.
2. Клей наносится на склеиваемые поверхности кисточкой, при отсутствии оной – пальцем.
3. После намазки поверхности выдерживаются в течении пяти – десяти минут. При этом клей полностью высыхает и если сложить склеиваемые поверхности, то они не пристанут друг к другу.
4. Затем, склеиваемые поверхности нагреваются при помощи фена до температуры пятьдесят – семьдесят градусов и прокатываются при помощи ролика или лопатки*. Это можно сделать двумя способами:
а. Склеиваемые заготовки накладываются друг на друга, после чего прогреваются феном и прокатываются роликом и лопаткой.
б. Склеиваемые заготовки прогреваются феном отдельно друг от друга со стороны нанесения клеевого слоя, после чего совмещаются друг с другом и прокатываются роликом и лопаткой. Надо отметить, что при нагреве клей активизируется и заготовки начинают слипаться, схватываться (сила слипания, схватывания зависит от температуры прогрева заготовок) и если заготовки прогреты достаточно сильно, то оторвать не очень удачно совмещенные детали, не повредив клеевого слоя, не всегда удается. Поэтому, второй способ требует большего навыка и при достижении оного становится достаточно эффективным.
Следует отметить несколько моментов относительно температуры прогрева склеиваемых заготовок. Температуру пятьдесят – семьдесят градусов градусником ни кто не меряет. Температура контролируется на ощупь, это температура горячей кружки с чаем (не обжигающе горячей). Здесь важно поймать золотую середину. Недогрев плох не достаточной прочностью клеевого соединения. Перегрев нехорош тем, что ухудшается внешний вид изделия, при перегреве матовый ПВХ материал начинает блестеть. Более сильный перегрев может повредить материал, нарушить его герметичность. Поэтому при нагреве склеиваемых заготовок не держите фен очень близко от материала, и контролируйте температуру на ощупь, ладошкой.
Чтобы работа выглядела аккуратно, клей должен быть нанесен только на склеиваемые поверхности и не должен выступать за их пределы. Поэтому при намазке клея применяйте разметку, пользуйтесь малярной лентой, и намазочными трафаретами. Намазочные трафареты удобно вырезать из обрезков ПВХ материала.
Чтобы избежать не разглаживаемых заломов склеенные детали нельзя мять в течении суток. При необходимости изделием можно пользоваться через десять минут после склейки.
Несколько советов о том как пользоваться клеем когда электрический фен не доступен (в походных условиях). Прогреть склеиваемые заготовки можно зажигалкой это не очень хорошо, но можно. Можно вскипятить котелок воды нагреть в нем металлическую ложку, после чего горячей ложкой прогладить склеиваемые заготовки. Можно налить в металлическую кружку с плоским дном кипяток и поставить ее на приклеиваемую заплатку.
*- Лопатка представляет собой узкий металлический шпатель с деревянной рукояткой, но в отличие от строительного шпателя рабочая часть выполнена из более толстого материала толщиной три - четыре миллиметра. Грани лопатки скруглены не большим радиусом и заполированы. Таким инструментом удобно додавливать склеиваемые поверхности после прокатки роликом, и выделять рельеф всевозможных накладок склеиных из нескольких слоев материала.
При производстве лодок серии «Викинг» мы используем уфимский клей И 900 и итальянский отвердитель «Polidur».
Если применяется клей без отвердителя, то такое клеевое соединение можно разобрать (расклеить) если нагреть его до температуры 60-70 градусов.
Разобрать такое клеевое соединение можно, если аккуратно, по капельке, вносить ацетон в пространство между склеенными деталями. Это удобно делать при помощи пластмассового пузырька с тонким носиком, обычно в таких пузырьках, в аптеках, продают «перекись водорода»
Клеевое соединение, выполненное с использованием отвердителя, и без технологических нарушений, разобрать приведенными выше двумя способами не удастся.
За редким исключением, все детали лодках серии «Викинг» склеены двух компонентным клеем, то есть клеем с отвердителем.
Свойство отклеивания заплатки при нагревании либо размачивании ацетоном, очень интересное, полезное, и им можно грамотно пользоваться при ремонте и модернизации лодок из ПВХ.
Как правило, качественно и аккуратно заклеить лодку в походных условиях сложно и не просто. Я рекомендую это делать клеем без отвердителя, а по окончании путешествия в нормальных условиях, отклеить временные, походные заплатки и приклеить постоянные.
При ремонте надувного баллона рекомендую ставить заплатку с внутренней стороны баллона. В этом случае давление внутри баллона будет прижимать к баллону, а не стремиться оторвать ее, если она приклеена с наружи баллона.
Как это сделать в походных условиях? Если повреждение, разрез не большой, то его нужно увеличить, так чтобы внутрь баллона пролезал палец руки, Намазать клеем внутреннюю часть баллона на два, три сантиметра от прорези. Это можно сделать пальцем. Намазать заплатку. Дать клею высохнуть минут десять, пятнадцать. Клей высыхает так, что склеиваемые поверхности не слипаются, это позволяет завести заплатку через прорезь внутрь баллона, и сориентировать ее внутри баллона. После чего нужно нагреть это место и прокатать. Как это сделать в походных условиях. Нужно вскипятить котелок воды, налить в металлическую кружку с плоским дном кипяток и поставить ее на приклеиваемую заплатку.
Надеюсь, эта информация поможет вам при ремонте.
Михайлов Сергей.
Бортовые баллоны в походных условиях лучше подклеивать, как получится, а в домашних условиях клеить уже основательно.
Старые заплатки и разошедшиеся швы, если они склеены без отвердителя расклеивать лучше при помощи ацетона. Ацетон нужно налить в пузырек с тонким носиком как у пипетки, например сто граммовый пузырек из под перекиси водорода. Ацетон нужно аккуратно, по капельке, капать в клеевой шов и не острым ножом, или тонкой металлической линейкой пытаться растянуть склеенные детали. Разбираемый шов нужно располагать в пространстве под небольшим углом так, чтобы ацетон, стекая по материалу, затекал в расклеиваемое место. Главное начать, дальше можно растягивать расклеиваемые детали пальцами.
Если разошелся бортовой шов, то это его нужно аккуратно подразобрать при помощи ацетона, по шире, на сколько это получится. Если капая в клеевой шов ацетон и растягивая при этом склеенные детали пальцами шов дальше не разбирается, на этом нужно прекратить разборку.
После разборки протереть детали ацетоном, и дать разобранному месту хорошо просохнуть.
Разобранный ботовой шов нужно расположить так чтобы его можно было намазать клеем, и что бы они при этом не слиплись и хорошо высохли. Это самое сложное. Клей нужно хорошо просушить, минут пятнадцать. Лучше сделать двойную намазку и двойную просушку. Для намазки при ремонте лучше использовать тонкую кисть.
Дальше нужно расправить шов на ровном месте, прогреть феном и прокатать валиком. Температура прогрева 50 – 70 градусов.