Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Забытое снаряжение
 
Уважаемые коллеги! Найдены некоторые элементы туристского снаряжения, в упаковке, в электричке Казанского направления, на Черусти.  Потерявшим просьба писать по адресу chevica@mail.ru. С уважением,Вячеслав, О.S.

O.S.
"Матрас" с детьми на р.Суна (Карелия) в июле 2013
 
Провели небольшой расслабленный поход с детьми по р. Суна (центральная часть РК). Не хотелось писать бы  по нему большие отчеты и "эссе", но некоторые сведения, думаю, будут полезны нашим последователям при отдыхе в этом районе.
Мне кажется, что при обилии описаний карельских маршрутов нет надобности повторяться. Много хороших лоций лежат в открытом доступе. Мы руководствовались хорошим отчетом Володи Рычкова  на сайте "Ветра перемен"  - http://weter-peremen.org/biblioteka/otchety/voda/kareliya/suna-2011. Нам он понравился краткостью и рядом замечаний, важных для организации собственно отдыха и досуга - грибы, рыба и т.п. Собственно, мои комментарии будут немного дополнять или корректировать эти сведения в свете нынешних "перемен".
Начало маршрута - пос. Поросозеро, антистапель и выброска - п.Гирвас. Стандартно, но для наших целей - вполне.
Группа собралась у нас немаленькая - 16 человек, из них - 6 детей в возрасте от 5 до 13 лет. Поэтому мы не старались добиться классного, спортивного прохода технически сложных участков. Мы просто сплавлялись и отдыхали.
В группе образовалась самая "разнокалиберная" флотилия, какую можно придумать. 2 "Викинга", 3,4 и 4,7;наш  Ватерфляй - 3, облегченный Кат -4ка;  Таймень -3 в ПВХ-шкуре. Это определяло, в том числе, не быстрое продвижение, особенно в начале маршрута.

По заброске. Стандартно - поездом до Петрозаводска, обратные билеты от Петрозаводска до Москвы. Ребята из Смоленска добирались домой через столицу.
До места стапеля и на выброске до вокзала нас любезно подвозил Сергей Зарецкий, которого рекомендовали наши коллеги из Питера (Максим Сысоев и др.). Никаких накладок не было, все было четко, вовремя и надежно. И вполне бюджетно. Рекомендую, в свою очередь.( Координаты Сергея есть в форумах "Скитальца", ник - zarik). Сергей помог и при закупке продуктов в Петрозаводске. Заброской на реки занимается в Карелии много народу, договориться можно почти всегда. Дорога до Поросозера обошлась по 5т.р. на микроавтобус 8 человек с рюкзаками и лодками, от Гирваса до П.-з. - по 2 т.р. Ехали в две машины, естественно.
Про продукты. В нашем варианте часть продуктов мы везли из Москвы, для большей надежности. Но оказалость, при наличии машины все можно достаточно быстро приобрести и в гипермаркетах столицы Карелии. Все есть. Цены - как у нас, на некоторые продукты меньше. Мы закупились в "Сигме".
Ехать до конечной точки оказалось не так долго, как ранее. Мурманская трасса хорошо отремонтирована и по качеству лучше многих столичных дорог, местная дорога(грейдер) до Поросозера отсыпалась и вполне приличная. Можно спокойно идти на скорости 40-50 км/ч.
В Поросозере были вечером, в сплошной дождь стали на стоянку на берегу Суны примерно в 1,5-2 км от поселка. Здесь, к сожалению, нас и поджидали первые неприятности в походе.
Как ранее отмечалось, в Поросозере бывали случаи воровства и кражи вещей у туристов. Видимо, к сожалению, это теперь стало системой для части местной шпаны. Не оставив дежурных (посчитав, что в проливной дождь кто-то вряд ли полезет за вещами), мы утром не досчитались части личных вещей и продуктов. Несмотря на то, что мы приняли некоторые меры, затрудняющие воровство снаряжения.
Осмотр окрестностей мало что дал. Мы нашли много старых пакетов и распотрошенных малых рюкзаков. Тащили, видимо, то, что маленького размера и легко унести. Новые, брошенные нераспакованные пачки детских памперсов, остатки аптечек и одежды...

Поэтому - на заметку. Не делайте стапель поблизости от поселка и дорог возле него. Если такой возможности нет - обязательно надо дежурить посменно.

К сожалению, график не дал нам возможности оформить пропажу в местной милиции. Думаю, такой расчет и был у местной шпаны. Поэтому у нас , к счастью, и не пропали плавсредства и основное наряжение, без чего поход дальше был бы невозможен.
Первый день - по лоции все хорошо идется. Этот год выдался в Карелии достаточно многоводным, поэтому были небольшие изменения в прохождении ряда препятствий. Но все не так существенно.
При прохождении первого серьезного препятствия, пор. Валазменский, в нашу воду необходимо было точно попасть в центральную часть струи порога, тогда пролеталось все быстро и без проблем. Часть экипажей под проливным ливнем решили обнести вздувшийся от воды порог, благо протяженность обноса всего метров 150.
При ночевке на Валазменском, на неплохой стоянке, необходимо учесть опасность воровства и здесь. По правому берегу почти до порога идет хорошая дорога, которой и пользуются местные жулики. К поляне с палатками можно скрытно подойти по сухому руслу, которое проходит сбоку стоянки и где удобно ставить палатки.

В общем, не рекомендую стоять здесь, уж лучше пройти дальше и стоять на более скромных стоянках, но без угрозы быть обворованным. Если же стоите и ремонтируетесь - надо дежурить.

Рыба под порогом есть, на уху хватит. Ягоды было здесь немного  - сказывается близость поселка.
Далее - до Пяльвозера без проблем. Порог Мельничный поинтереснее Валазменского в нашу воду - тут небольшой слалом между камнями и четкая S-образная траектория движения в пороге.
Стояли на той же стоянке в конце Пяльвозера. Надо отметить, что вдоль всего левого берега идет хорошая дорога к дер.Линдозеро. Она ремонтируется и отсыпается регулярно.
Поэтому, на всякий пожарный, здесь мы дежурили две ночи без происшествий. Стоять все же лучше подальше. Метров на 150 дальше и правей от этой открытой и давней стоянки есть хорошая ( и не такая затоптанная) более скрытная стоянка в этом же сосняке.
Здесь много ягоды, из рыбы  - некрупный окунь, плотва, щука. На уху наловить несложно, но изобилия нет.
Далее от Пяльвозера первое время идет низинный ровный участок, по описаниям, без удобных стоянок, в болотистых берегах. Это не совсем так, на крутых возвышенностях подходящих к реке лесов кое-где есть стоянки. Замечательное место - высокий сосняк перед резким изгибом и петлей Суны вправо километрах в 8 ниже истока из Пяльвозера (на уровне озера Девченлампи) к В. Тут есть хорошее, крепкое зимовье и стоянка на берегу. Много ягоды и хорошая рыбалка.
Всевозможные "кошки" - небольшие пороги, начинающиеся примерно здесь, для КНБ и "надувастиков" проблем, в общем,  не представляют. Даже  "Таймень" без фартука проходил почти везде без просмотров. Про кат вообще молчу.
Стоянка после порога Корбикошки и перекатов на высоком ЛБ, конечно, есть. Только вот неудобная она страшно. Да и занята почти постоянно. Большой группе она вообще не очень подходит, по-нашему мнению. Расположена она на высоких скальных выступах на берегу реки, выход с воды и разгрузка судов на скользкие наклонные каменные плиты с большой глубиной у берега. После этого надо карабкаться вверх по тропинке. С большим количеством детей в группе такую операцию проделать непросто.
Далее, после порога Лебикоски, есть несколько неплохих стоянок по правому берегу. Мы стояли на ПБ сразу после длинного слива порога, перед разливами. В пороге много рыбы. Вообще, на пути опять подтвердилось известное правило, что летом вся рыба  - в реке. Оно и понятно, т.к. продуктивность речных участков выше, да и кислородный режим благоприятный. Рыба более активна и лучше ловится. Начиная с этого места, мы ловили рыбы по необходимости, отпуская всю ненужную обратно. Основными приманками, как обычно, оказались "вертушки" от 2 до 4 номера. Лучше "Лонги"( по классификации фирмы Mepps), их проще заглубить в течении. Хорошо работали и классические плавающие воблеры без погремушек. необходимым элементом снасти является поводок от зубов щук, которых тут много. Иначе придется лишиться значительной части приманок.
Перед Линдозером равнинный участок, где в ветер идти тяжеловато. На высоком ПБ перед озером- пара стоянок.
На самом озере несколько стоянок на осторовах и по берегу. Стоянка на северной части большого острова в центре большой части первого участка озера сильно истоптана, проще стоять южнее. Рыбы, естественно, меньше, но на уху  хватает. На З берегу озера - отличные ягодники.
В дер.Линдозеро уже построена свежая охотничье-рыболовная база. Много новых домов, местные говорят - "москвичи скупают". В деревне есть частник, который под заказ завозит продукты на продажу. У него, в крайнем случае, можно пополнить припасы.
По выходу из озера некоторого внимания при прохождении потребовал только порог Шильмятойкоски. В нашу воду приходилось быстро работать, обходя обливняки и переходя от берега к берегу по струе.
Очень неплохие стоянки на высоких песчаных грядах (озах) в сосняках по ЛБ после порога Сухой. Сам порог несложный, но шкуродерный. Рыбы много, грибов много, с ягодой похуже.
Порог Длинный протяженный, но несложный. Если идти по струе и быть внимательными.
Порог Ледяной  посложнее. В хорошую воду надо просто идти по главной струе, не заморачиваясь с хитрыми "воротами" и прочим. А вот на конечном сливе действительно полно обливняков, надо внимательнее. После порога - хорошая стоянка.
Плавание по ровному участку до Гирваса проблем не представляет. Разве что встречный ветер. На левом берегу, после выхода из "трубы", перед оз. Лавалампи, с левого берега несколько отличных стоянок на песчаных берегах.
Здесь из рыб начинает попадаться судак и салака на удочку. Судака ловили на "дипы" - глубоководные воблеры с большой "лопаткой". Джиг у нас практически не "работал", как и уловистые в средней полосе воблеры-минноу. На поверхностные приманки во время похода также не удалось ничего поймать, они, видно, в Карелии работают строго сезонно - осенью.
Антистапель. При выброске можно  заскочить на водопад "Кивач" на Суне в заповеднике "Кивач". Кроме водопада, интересно посмотреть небольшой, но любопытный музей заповедника.


Edited by O.S. on 08/08/13 04:32 AM.

Смазка... плавсредств.
 
Добрый день, коллеги!
В силу специфики полевой работы периодически используем всякие надувахи или КНБ. Опять-таки традиционный отдых на сплавах с друзьями и семьей. Как-то, когда задолбали "почесы" и драные места на шкурке нашего старого надувастика, пришла мне в голову мысль покрыть оболочку слоем силикона или чего-то подобного. Интересно было проверить, удастся ли снизить трение лодки о препятствия и трение о воду, в последнем случае скорость должна увеличиться. Ну, хотелось также и продлить срок службы нашего "боевого товарища".
В качестве смазки я выбрал силикон. Во-первых, достаточно распространен, относительно дешев. Во-вторых, покрытие из силикона не смывается водой, только механически. В-третьих, при эксплуатации выдерживает большой диапазон перепадов температур без существенного изменения свойств.
В течение пары лет( с 2009г) обрабатывал шкуру Ватерфляя силиконом. Проще всего было достать нейтральную силиконовую смазку для механизмов (авто).  Лучше бы чистую силиконовую смазку, но достать в 2010 ее не удалось.
Проверка на 4х сплавах и порядка десятка ПВД дала некоторые наблюдения. К сожалению, статистику по сравнению количества задиров на "силиконенных" и "чистых" однотипных лодках собрать не могу, лодка только одна.
Субъективно мне кажется, что "контактные" шкуродеры Ватерфляй с обработкой проходит чуть легче, с камня слезать на обработанной лодке однозначно быстрее.( Понятно, что смазка от серьезного острого камня или арматурины не спасет, но "чирканье" при использовании  ее не так страшно, можно одним и тем же боком попадать на "расчески" с меньшими повреждениями.)
По плотному песку шкрябается субъективно меньше. При попадании в "дровяные" завалы лодка лучше выходит из них, мне кажется, "соскальэывая" с бревен.  Насчет скорости однозначноь сказать трудно, я бы поостерегся что-то однозначно говорить. Ходили с навигатором, мерили и так, и эдак, но..Надо перемеривать. Да скорость здесь -не главное.
Очень хорошо ведет себя силиконенная оболочка при низких температурах. Она эластичнее, складывать и упаковывать при сборке легче. И уминать в упаковку тоже попроще.
Храним зимой лодку в неотапливаемом гараже, использование покрытия защищает, мне кажется, от лишней влаги на "шкуре", делает ее эластичней, это тоже, мне кажется, плюс. в общем, мне кажется, что эффект есть, расходы при этом - небольшие (баллон имп.силикона - около 200-250 руб, отечественный - 80-150 руб)
Для себя выработал такой алгоритм обработки. Стандартный 300 гр. баллон смазки (такой, например), использую целиком или почти весь, в зависимости от наличия уже имеющегося слоя. Обновляю по сухому дну перед сплавами, т.е. прим. дважды-трижды в год. На сплаве при активных шкуродерах тоже иногда подновляю, по состоянию.
Покрываю все днище целиком, кроме впадин между баллонами., т.е. все выступающие поверхности обязательно. Самые "больные" места - под сидушками, скулы носовой и кормовой частей, выступающие части боковых баллонов, - покрываю 2-3 раза дополнительно. Между слоями желательна сушка, это быстро - за 10 мин все высыхает. Когда удалось приобрести концентрированную силиконовую смазку (не в аэрозоле), все упростилось.Использую просто кусок поролона.
Вопрос к "водной" части "скитальцев" - использовал ли кто-то разные смазки, упрощающие прохождение "шкуродеров" и препятствий? Или это наша блажь? В туристском Интернете информации об этом практически нет.

Если есть такие экспериментаторы, жду Вашего мнения.
Сорри за большое вступление.(
С уважением Вячеслав





O.S.
Паводок на Камчатке
 
Добрый день, коллеги-скитальцы!
Были на Камчатке, весна запоздала там на 2 недели, по сравнению с обычными сроками. На реках паводок вовсю, снег в горах только начал серьезно таять, так что - делайте выводы, кто собрался. На западе чуть получше, но только чуть.
По рыбе - соответственно, тоже. Кто порыбачить.
С уважением  Вячеслав.

[b]Normal[/b] - что с фирмой?
 
Питерцы, может, Вы подскажете, что с Нормалом? Связывался с московским представительством по поводу покупки снаряжения, вчера в выяснилось, что в одночасье оно ликвидировано и вообще съехало без следов из бывшего своего офиса и склада. Дозвонился с трудом до офиса компании, где меня девушка заверила, что все нормально, нужное мне снаряжение есть, дала координаты магазинов, где оно есть в наличии.
Сегодня оказывается, что магазины эти с Нормалом практически не работают, ничего этого, естественно, нет. Звоню в Питер - в питерской АТС автоматически следует ответ, что ни один номер "Нормала" ( 62219- 10-12) не обслуживается и они отключены.
К сожалению, потерян у меня и номер моего знакомого, работающего в фирме, поэтому и с ним не могу связаться. Что происходит? Они сворачивают деятельность или "оптимизируют" работу в кризис??
Заранее спасибо за информацию.
С уважением Вячеслав

O.S.
Заметки к небольшому детскому походу по Поньгоме
 
17-го вернулись из небольшого матрасного похода компанией с детьми по р.Поньгоме (Карелия, Кемь). Может, кому полезна будет информация. Пытался написать в заметках "Водного туризма"соотв. темы, но безуспешно. Текст пропадает. Поэтому -здесь.
Руководствовались в основном описанием маршрута Евгения Денисова  из Б-ки Машкова. И другие отчеты просмотрели, ес-но.Небольшие заметки.
Воды нормальное количество, несмотря на жаркое лето. Комара, мошки, слепней мало; мошка вылетает в 20 ч. примерно, и через час ее нет. Народу на озерах и реке немного, за неделю видели только три группы. (Последняя группа из Питера, какое-то время почти одновременно с нами шедшая через порожки, с ужасом смотрела на наши надувные лодки, энцефалитки, болотные сапоги и пр. )) )
Ягода есть, среднее количество. На компоты и тертую с сахаром на ужин  набрать можно. Рыбы немного, но на уху спиннингом наловить точно можно. Немного подвыбита рыба, естественно,  около трассы Москва- Мурманск.Грибов мало, сыроежки, подосиновики и подберезовики.
оз. Поньгома,  на мой взгляд, лучше быстро пролететь, и вставать в конце его, возле или уже в протоке, на ламбине. Ничего там интересного нет, с ягодой и рыбой не очень хорошо. На о.Ив. Шаншари стоянка очень неудобная, но есть охотничья база(частная),( где при нужде можно обогреться и просушиться,) охраняемая бомжеватым старичком д.Женей. К описанию стоянок в руководстве могу добавить очень неплохую стоянку с баней в самом конце Вокшозера, о второй части уже около протоки(N65*18'56.0" E033*33'42.0") Вообще те стоянки, что рекомендует автор, за столько лет настолько захожены, что предпочтительней вставать на более новых.
Порожки в целом, несложные, проходимы любым видом посудин.  Но все же лучше проходить их в спасжилетах, особенно детям. Длинные комплексные перекаты\порожки вызвали общий восторг у мальчишек. Самые неприятные шкуродерные порожки (1 к.с.)находятся между оз.Поньгома и Кокорино, на мой взгляд. 2-шки  перед трассой гораздо более логичные и читаемые, при нынешнем количестве воды сложностей не представляют, по-моему.
С уважением Вячеслав


Мошка в Карелии
 
Добрый день! Идем в поход с детьми в начале августа, не подскажет кто-нибудь из коллег, вернувшийся из Карелии, прошел ли пик мошки или его пока не было в связи с жарой? Р-н Кеми -Лоухи
Спасибо!
Вячеслав

Средства ухода за снаряжением
 
Хотелось бы посоветоваться о  средствах для стирки и обработки мембранной одежки, обуви, полара и т.п. Попробую сперва о своем опыте.
Одеждой с мембраной пользуются все чаще не только туристы и рыболовы-охотники, но и работники различных "полевых" специальностей: научники, проходчики, техперсонал и т.п. В ряде случаев она просто незаменима. (Хотя, конечно, не везде и не всегда.) Я уж не говорю о полартеке, он давно вошел в обиход "полевиков". В подавляющем большинстве случаев, среди моих знакомых нет людей, которые используют одёжку и обувь до сильного загрязнения, а затем выбрасывают. Естественно, встает проблема стирки, и при нужде, пропитки.
Ну, с пропиткой все проще, на мой взгляд. Не так часто это надо делать, все фирменные пропитки, которые присутствуют, б.м. рабочие и при небольшом расходе финансовых проблем не вызывают. Единственно,есть серьезные замечания к  результатам пропитки PolarProffом НикВокса полара, соответственно. М.б., только моё ИМХО.
А вот со стиркой -сложнее.
У нас в Москве можно купить чаще всего NikWax(как бы Великобритания) или Kongur(Польша, по-моему, могу ошибиться) Стирки обеих фирм работают хорошо, но Конгур, на мой взгляд, получше отстирывает, НикВокс - поделикатней, пропитки не смывает гарантированно.  Реже можно увидеть Grangers (Кант) или Storm (ТриалСпорт). СтОят относительно дорого, если учесть, сколько всего перестирывать приходится после периодических недлинных экспедиций с работой на водоеме и жизнью у костра. Полар и обувь безопасно отстирываются обычными деликатными жидкими срествами для стирки. И больная тема стирки в поле в случае нужды. Не хозяйственным мылом же. А в регионах вообще никаких средств ухода в тур магазинах зачастую не бывает...
Интересно, есть ли у кого-нибудь опыт пользования чем-либо другим для экономии? От коллег слышал об использовании дешевых шампуней с низким значением pH, вроде нормально. Наверно, можно жидкое мыло такое же, главное, чтобы отполаскивалось хорошо.
Поделитесь, пожалуйста, опытом, если есть какие-нибудь информация.
Извиняюсь за такую банальную тему, но иногда самые простые мелочи бывают важны. А в серьезных "полях" "мелочей", наверно, совсем не бывает. Если, конечно, это работа, которую надо сделать, а не спорт.
С уважением   Вячеслав

Страницы: 1
Добавить публикацию