Сообщить об ошибке
Год издания: 1987
Издательство: Москва, Профиздат
Тип материала: книга
Регион: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Категория сложности: нет или не указано

Убежден, что среди самых красивейших, самобытных мест земного шара эта земля по красоте своей занимает не последнее место. Леса здесь богаты дичью, реки - рыбой, луга - неповторимым разнообразием цветов. Почти черное по ночам небо в мириадах ярких, сверкающих звезд. Зимы суровые, с метелями и вьюгами, весны - быстрые, как горные потоки. Осень живописна и щедра дарами алтайской земли. И живут в этом краю спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою землю люди. Это моя Родина.

Составитель: Г.М. Егоров

Москва, Профиздат, 1987

Сканирование и обработка книги: Виктор Евлюхин (Москва)

СОДЕРЖАНИЕ

1. АЛТАЙ - МОЯ РОДИНА
Г.С.Титов, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза

Сибирь, Алтайский край

Путеводитель, который вы держите в руках, - первая книга из новой серии "Туристские районы СССР", к выпуску которой приступил Профиздат. Посвящена эта книга Алтаю. И как сказано нашим знаменитым земляком Василием Макаровичем Шукшиным, "как где скажут "Алтай", так вздрогнешь, сердце лизнет до боли мгновенное горячее чувство ...".

Есть на земле место, которое тебе бесконечно дорого, - твои родные края, где ты появился на свет, вырос, откуда ушел в большую и интересную жизнь.

Алтай моего детства - это березовые рощи с кукушкиными слезками в окрестностях родного села, таинственные урочища с волчьими следами, колки с зарослями черемухи и калины, земляничные поляны, извилистые речки Бобровка и Лосиха, бобровые хатки по их берегам, запахи тайги и луговых трав.

Много живописных мест на Алтае - Телецкое и Каракольское озера, Чуйский тракт и своенравная река Катунь, горные ущелья и покрытая ледниками гора Белуха ...

Несказанная эта страна - Горный Алтай: Первозданность и нетронутость природы, cуровый климат и места, где растут и плодоносят алма-атинские яблони, величественные горы и прозрачные спокойные озера, бурные горные реки и альпийские луга. И синева - синева в десятки оттенков. Надо быть Рерихом, чтобы повторить на полотне очарование этих мест. Я могу лишь сравнить восхищение голубой планетой Земля, увиденной мной из космоса, с земной красотой Синегорья, как называют Горный Алтай журналисты.

Наверное, за этим удивлением и идут в горы туристы, плывут по бурным горным рекам на плотах и катамаранах, поднимаются по отвесным скалам, спускаются в узкие гроты пещер.

Но не только великолепной природой знаменит наш край. Алтай славен своей древней историей, своими революционными, боевыми и трудовыми традициями. Здесь героически сражались с колчаковцами партизаны во время гражданской войны, создавались первые на алтайской земле коммуны. Во время Великой Отечественной войны тысячи жителей Алтая сражались на фронтах, а в тылу приближали победу его замечательные труженики.

Путешествуя по Алтаю, мы не минуем административный центр края - город Барнаул, город интересной истории и большой перспективы. Мы пройдем с вами по главной магистрали Барнаула - Ленинскому проспекту и ощутим дыхание современного города, заглянем в краеведческий музей. На краевой выставке достижений народного хозяйства мы увидим образцы тракторов, сельхозмашин, двигателей, паровые котлы и сотни других изделий, поставляемых краем стране. Узнаем, как весом каравай целинного алтайского хлеба в закромах нашей родины, - хлеб был и остается силой, славой и гордостью Алтайского края. За 50 лет со дня образования край превратился в крупный промышленный и сельскохозяйственный регион страны.

Барнаульцы покажут нам памятники истории и культуры города. Мы возложим цветы к обелиску "От борющихся - павшим борцам за социализм", к памятнику В.И.Ленину на площади Советов и по традиции закончим маршрут у обелиска Славы. У Вечного огня мы увидим 14 тысяч фамилий, отлитых в бронзе. Это память о тех, кто отдал свою жизнь за Великую Победу. Помолчим у этого главного памятника павшим. На Алтае не было войны, но следы ее, память о ней - в каждом городе, в каждом селе: всюду памятники, обелиски, мемориалы.

Чем еще славен Алтай? Конечно, своими замечательными людьми, всегда верно служившими нашей Отчизне. Это и учитель моих учителей Адриан Митрофанович Топоров, написавший уникальную книгу "Крестьяне о писателях" о тружениках коммуны "Майское утро", решивших начать новую жизнь на алтайской земле; и легендарный секретарь крайкома партии Роберт Эйхе, в честь которого и назвали родившегося у нас в Косихе известного поэта Роберта Рождественского; и мой одноклассник председатель колхоза "Путь к коммунизму" Михаил Карапоткин, много сделавший для подъема экономики хозяйства; и солдат Великой Отечественной войны Алексей Иванович Скурлатов из Налобихи, именем которого - Алеша - назван изваянный в камне русский солдат в болгарском городе Пловдиве ...

С Алтайским краем связаны имена и тех, кто внес свой вклад в развитие отечественной космонавтики: Василия Лазарева, родившегося в наших краях, в 30 км от Полковникова, в селе Порошино; Валентины Терешковой, которая 19 июня 1963 г. приземлилась в Алтайском крае. Сейчас здесь поставлен обелиск. В городе Камне-на-Оби жил и работал мало кому известный в то время теоретик космических полетов Ю.В.Кондратюк.

На Алтае много славных имен, много интересных мест. Кто не захочет побывать в шукшинских местах, где зреет калина красная, кто откажется взглянуть на древнюю Колывань, где талантливыми камнерезами создавалась "Царица ваз", кто не мечтает порыбачить в мамонтовских озерах, увидеть зимующих лебедей на озере Кокши?

И все же наше представление об Алтае будет неполным, если мы не скажем о еще одной его славе - туристской. Ныне это крупный туристский район, который ежегодно привлекает тысячи путешественников. Интерес к нему растет с каждым годом. Здесь много делается для дальнейшего развития туризма и экскурсий. У этого края большое туристское будущее.

Чтобы познакомиться с Алтаем, можно почитать о нем книги и посмотреть фильмы; чтобы познать его, нужно поездить по его дорогам и проплыть по рекам; но чтобы полюбить его, нужно пройти его пешком.

Я надеюсь, что эта книга поможет туристам познакомиться с природой, прошлым и настоящим Алтайского края, его замечательными людьми, выбрать интересные туристские маршруты, которые откроют для любителей путешествий много новых мест, где стоит побывать, которые следует пройти пешком, проплыть на байдарке или плоту. И мне бы хотелось, чтобы после путешествия по древней и прекрасной алтайской земле вы полюбили ее так же сильно, как любят ее те, кто родился, кто живет в этом замечательном крае.

Алтай - центр моего земного притяжения. Это мое детство и, наверное, самое счастливое время жизни. Алтай - моя "малая" родина - моя большая любовь.

2. Природа Алтая

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ГРАНИЦЫ

"Турист найдет в Алтае богатый источник эстетического наслаждения в непривычных для жителя равнин и степей художественных сочетаниях темного леса и пенистых горных потоков, ослепительно снежных вершин и ярко-цветистого горного луга с опрокинутым над всем глубоким синим небосводом", - так писал известный ученый-алтаевед В.В.Сапожников.

Алтай (от монгольского "алтан" - "золотой") - горная страна Азии, расположенная в пределах Советского Союза, Монгольской Народной Республики и Китая. Будучи западным форпостом гор Южной Сибири, Алтай первым встречает проносящиеся над обширными равнинами влажные ветры Атлантики. Он, словно мощный волнорез воздушных потоков, оказывается в зоне влияния различных климатообразующих факторов, которые создают бесчисленное множество эколого-географических оттенков, придающих природе этого горного края ярко выраженное своеобразие и очарование. На территории Алтая можно наблюдать пустынные ландшафты монгольских нагорий, которые сменяются горной тайгой, постепенно сливающейся на севере с таежной зоной. Взаимное проникновение этих видов ландшафта создает неповторимые и контрастные сочетания, пленяющие глаз путешественника.

В предлагаемой вашему вниманию книге Алтай понимается не только и не столько в традиционном, географическом смысле. Алтаем называют ныне и земли Алтайского края, раскинувшиеся на юго-востоке Западной Сибири. Такое условное объединение имеет вполне конкретную социально-экономическую основу. Однако и при таком расширенном толковании слова "Алтай" за пределами Алтайского края остается так называемый Рудный Алтай, входящий в Восточно-Казахстанскую область Казахской ССР.

Спускаясь вниз по Иртышу в 1926 г., художник Николай Рерих записал в дневнике: "И странно и чудно - везде по всему краю хвалят Русский Алтай. И горы-то прекрасны, и недра-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны ... Откуда это общее почитание Алтая?!"

Русский, Монгольский, Гобийский Алтай - все это части обширной горной системы в центре Азиатского континента. Взгляните на физическую карту нашей Родины. В средней части ее вы увидите одну из самых больших равнин мира - Западную Сибирь. На юго-востоке она полосой предгорий сливается с нагорьями Центрально Азии. Вот здесь-то, где природные контрасты особенно зримы и отчетливы, и находится Алтайский край.

Располагаясь в умеренном поясе, вытянут с юга-востока на северо-запад почти на 1000 км. С запада на восток край простирается на 600 и с ceвеpa на юг - на 500 км. Площадь его составляет 261,7 тыс. кв. км.

Границы края имеют разный ранг: государственная - на стыке с Китаем и Монголией, республиканская - с Казахской ССР и Тувинской АССР, областная - с Новосибирской и Кемеровской областями и Хакасской aвтономной областью Красноярского края

От административного центра к города Барнаула, до столицы на Родины - 3 419 км. Четыре часовых пояса с запада и шесть с востока отделяют по времени его от границ страны. Наименьшее расстояние от Алтая до ближайших акваторий составляет 2 300 км.

ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ

Геологическая история Алтая насчитывает почти 2 млрд. лет, и каменная летопись гор и равнин раскрывает геологам сложность его внутреннего устройства.

Северо-западная часть территории края занята окраиной Западно-Сибирской плиты (Кулундинская впадина), а восточная и южная - складчатыми горными сооружениями Салаирского кряжа. Земная кора, имеющая трехслойное строение, достигает толщины от 40-42 до 50-55 км, увеличиваясь под горными массивами (так называемые корни гор).

Равнинные территории края охватывают Кулундинскую тектоническую впадину, для которой характерна значительная мощность осадочных толщ (до 100-1200 м). По данным геологических изысканий, восточная и юго-восточная части края представлены Алтайско-Салаирской складчатой системой, сопряженной на юго-западе со структурами Западного (Рудного) Алтая.

В отдаленном прошлом территория края была занята обширной океанической акваторией, островными цепями, близ которых формировались песчаные, глинистые и известковые осадки, ныне представленные кристаллическими сланцами (Теректинский хребет, берега Телецкого озера и др.).

Последующие подвижки и поднятия земной коры сопровождались вулканической деятельностью, следы которой сохранились в форме вулканогенно-осадочных толщ. Около 1,5 млрд. лет назад поднимающиеся участки земной коры слились в обширное подводное вздутие, по окраинам которого накапливались толщи известковых и известково-кремнистых осадков, выходящих ныне на поверхность в виде скалистых уступов из известняка и кварцитов северного фаса Горного Алтая.

Именно в таких отложениях Катунского хребта найдены наиболее древние на Алтае следы некогда живших организмов. Это были предки современных сине-зеленых водорослей. Они нередко слагали целые прослои водорослевых известняков. Например, скальные выходы выше по Катуни от с. Усть-Сема. В толщах таких известняков образованы известные Талдинские пещеры, расположенные недалеко от пос. Известкового на левой стороне долины Катуни.

Интрузивные образования можно встретить всюду. Ими сложены известковые скалы (бомы) близ устья р. Яломан на Чуйском тракте, котловины ряда озер, пороги на Бие и Катуни. С гранитными массивами близ Белокурихи связаны выходы целебных радоновых источников, снискавших всесоюзную известность.

Около 300-350 млн. лет назад территория юга края подвергалась мощным морским вторжениям, сменившимся новыми горообразовательными процессами, постепенно превратившими ее в сушу, которая достигла значительных высот. Серия складчато-глыбовых тектонических перемещений сформировала основные черты горной страны, у северного фаса которой продолжали накапливаться осадочные толщи.

По данным геологов, этот новейший этап относится к рубежу палеоген-неогенового периода, когда сформировались основные элементы рельефа.

Позднее интенсивными подвижками вся территория края была приподнята до 50 м на севере и до 3 500 м на юге в наиболее высоких хребтах. Поднятие сопровождалось врезом речных систем, образованием выступов, подобных северному склону (фасу) Алтая, имеющему протяженность около 250 км и амплитуду высот до 400-750 м.
Сложная геологическая история определила разнообразие полезных ископаемых, встречающихся в недрах Алтайского края. Среди них золото, ртуть, железные и марганцевые руды и др.

Добыча золота, по данным археологов, велась еще в третьем тысячелетии до н.э. Следы золотодобычи в виде отвалов в поймах р. Лебедь, Бия, Садра, Чарыш сохранились до сих пор. В золотоносных отложениях встречались крупные, до 2-3 кг, самородки. Проявления рассыпного золота известны по р. Ануй, Пыжа, Кокса и др. На золотоносных месторождениях создан рудник Веселый. Известное месторождение ртути близ пор. Акташ явилось базой развития Акташского металлургического завода.

С давних пор на Алтае велись разработки и железных руд. Многочисленные древние горные выработки со следами железоплавильного производства в виде кусков шлака, обломков руды были найдены археологами во многих местах Алтая. Поисками советских геологов выявлены и разведаны железорудные месторождения в Холзунском, Сайлюгемском, Тигирецком хребтах. Есть на Алтае и месторождения легирующих металлов - марганца, вольфрама, молибдена, никеля, кобальта, титана.

В равнинной части края много соленых озер, служащих базой химической промышленности. Мирабилит есть в Кучукском и Кулундинском озерах. Поваренная соль добывается в Бурлинском, Яровом озерах. Среди содовых озер выделяются Михайловские и Петуховские. По запасам минеральных солей Алтаю принадлежит одно из первых мест в стране.

Широкую известность краю принесли поделочные камни. "Нет в мире другого такого района, в котором были бы сосредоточены декоративные камни столь разнообразной окраски", - писал академик А.Е.Ферсман, посетивший Алтай в 1916 г. вместе с академиком В.И.Вернадским.

В крае есть и минеральное строительное сырье (известняк, мрамор, песчаник, мергель, гипс и др.), широко используемое в практике. Горючих ископаемых на Алтае немного. Выходы каменного угля известны в Курайской степи. Близ пос. Чаган-Узун есть бурый уголь.

Встречаются и источники минеральных вод. Это - термальные, Джумалинские источники, Аржан у р. Курайки, Чаганузунский. Интересен так называемый "Шоферский ключик" (Аржан-суу, "Золотой ключик"), воды которого содержат медь. Близ устья р. Чулышман находится источник "Серный Аржан" (Чулышманский аржан) с высоким содержанием сероводорода.

Сложная геологическая история нашла свое отражение и во внешнем облике края. Его рельеф представлен самыми различными формами: плоскими, как стол, равнинами, всхолмленными плато, резко расчлененными низкогорьями и скалистыми пиками.

Кулундинская равнина, занимающая запад края, плоская, с уклонами, исключающими возможность эрозионного расчленения, расположена на высотах 100-200 м. Лишь многочисленные бессточные впадины с озерами и солончаками да бугристые и грядовые формы рельефа, созданные ветром, разнообразят ее.

Далее к востоку ясно различимым уступом в 50-100 м поднимается Приобское плато с довольно густой сетью оврагов, балок, долин, небольших водотоков. Главная черта рельефа плато - сохранившиеся широкие, до 20 км, ложбины древнего стока с невысокими водоразделами, плоскими и слабоизрезанными.

За широкой долиной Оби простирается Бийско-Чумышская возвышенность, переходящая в Предсалаирскую равнину, а затем в невысокий (400-500 м) Салаирский кряж, отделенный на юге от Алтая р. Неней. Холмисто-увалистый рельеф Салаира сильно расчленен густой сетью долин.

Полосой волнистого рельефа предалтайских предгорных равнин отделена Западная Сибирь от собственно Алтайских гор. Рельеф их, переживший длительную тектоническую историю, был сравнительно недавно (около 10 млн. лет) обновлен неотектоническими движениями, проявившимися в сводовом поднятии и блочном перемещении гигантских масс земной коры. Эти молодые движения сопровождались интенсивным эрозионным расчленением, уничтожившим почти полностью остатки некогда всхолмленной, так называемой пенепленизированной, поверхности.

Алтай является западным краем мощного пояса гор Южной Сибири, поднятым в виде огромного свода на высоту более 4000 м. Эрозионные и гляциальные процессы моделировали тектонические сооружения и определили современный облик рельефа с комплексом тектонических ледниковых и водно-эрозионных форм.

Сложная система хребтов с массой отрогов разной высоты и протяженности в упрощенном варианте представляется следующим образом (схема 2). От мощного горного узла Табын-Богдо-Ола, с его куполовидными вершинами, отходит, постепенно снижаясь, южная ветвь хребтов - Южный Алтай, Сарымсакты и Нарымский к западу и Сайлюгем и Чихачева к востоку. К северу от этой горной дуги, отделенной высоким Укокским плато и Чуйской котловиной, развернут веер хребтов, составляющих каркас этого горного мира. Одна, почти субширотного простирания ветвь гигантской решетки составлена Южно-Чуйским, Катунским и Холзунским хребтами. Последний в северо-западной части ветвится в широтном направлении в хребты Ивановский, Ульбинский и Убинский. Эта линия хребтов наиболее высокая на Алтае. Здесь поднимается высочайшая гора Сибири - Белуха.

Вторая линия хребтов - Северо-Чуйский, Теректинский, Бащелакский -проходит несколько севернее. От стыка Теректинского и Семинского хребтов, постепенно снижаясь, устремляются в северном направлении Чергинский, Ануйский, Бащелакский хребты. Наконец, третья ветвь, образованная из Курайского, Айгулакского и Сумультинского хребтов, вытянута почти меридионально. Основной, веерообразный рисунок горной области усложнен примкнутыми с востока плосковерхими хребтами Чулышманским и Шапшальским и серией менее высоких, нежели главные цепи.

Следуя понижающимся крыльям огромного свода и рассекающим его разломам, горные реки прорезали глубокие долины с крутыми склонами. Понижение от центра Алтая к периферии имеет ступенчатый характер, подчеркиваемый распределением растительности. В гигантских ступенях сохранились остатки древних выровненных поверхностей.

Профессор В.В. Сапожников, поднявшись на вершину Алтынту, писал позднее: "Дальше на юг, почти на горизонте, вытянулась снежно-белая гряда Курайских белков, до которой отсюда верст полтораста; между этой грядой и нами целое море гигантских синих волн с беляками, протянувшихся далеко на запад. Всколыхнулось оно от титанического дуновения, да так и застыло".

Чем дальше в глубь горной страны, тем ярче будет виден контраст глубоких долин и крутых склонов высоких хребтов, тем отчетливее проступит роль воды, снега и льда в формировании внешнего облика горных громадин. Осевые участки хребтов повсеместно видоизменены древними ледниками, деятельность которых зафиксирована в островершинных пиках и карлингах, карах и корытообразных долинах со множеством красивых озер. Моренные холмы, гряды, следы оползней, селей, лавин - все это указывает на большую активность рельефообразующих процессов.

КЛИМАТ

Над Алтайским краем, расположенным почти в самом сердце Азии, большую часть года господствуют воздушные массы, формирующиеся в условиях длительного охлаждения континента. Чем дальше от гор, тем больше вероятность нарушения антициклонального режима поступающими воздушными массами с Атлантики или из Полярного бассейна.

Внутриконтинентальное положение Алтайского края, сложный рельеф гор и господство зонального переноса воздуха определили не просто пестроту местных климатов, но их чрезвычайную контрастность и в пространстве и во времени. Для северной части типично недостаточное увлажнение, теплое лето и умеренно суровая малоснежная зима. Южная (горная) часть достаточно увлажнена, лето умеренно теплое, зима умеренно суровая, снежная.

Алтай характеризуется значительной высотой солнца летом (60-66°) и длинным, до 17 часов, днем. В зимнее же время солнце едва достигает 20° высоты, а день становится более чем в два раза короче. В соответствии с этим изменяются и суммы солнечного тепла. Максимальных значений они достигают на юго-западе Кулундинской равнины, минимальных - в высокогорной зоне. При этом почти 70 процентов тепла приходится на период с апреля по август. Максимум месячных сумм тепла отмечается в июле.

Наибольшие величины солнечного тепла в горах приходятся на межгорные котловины, широкие речные долины и высокие водоразделы. Продолжительность солнечного сияния здесь превышает таковую в Ялте, Батуми, Сухуми, Сочи.

Значительно меньше светит солнце в глубоких узких долинах и на северных склонах. Поэтому при выборе мест стоянок и биваков нужно помнить, что восточные склоны освещаются на час-полтора раньше, нежели западные. Это тем более важно учитывать, так как в первую половину дня обычно меньше и облачность. Следует помнить и о том, что при высокой интенсивности солнечной радиации возможны солнечные ожоги, особенно во время пребывания на снегу, снежниках и ледниках.

В зимнее время стоит, как правило, ясная морозная погода, изредка сменяющаяся пасмурной, с метелью. Наличие глубоких долин и котловин способствует образованию инверсионных условий: на склонах и высоких вершинах в январе (самый холодный месяц года) может быть до 15-20° мороза, в то время как внизу, в котловинах, неподвижный прозрачный воздух выстывает до минус 40-50°.

Самое холодное место Алтая - Чуйская степь, где средняя температура января составляет минус 32°, а абсолютный минимум - минус 62°. В целом горные районы края выступают теплым островом среди залитых холодным воздухом равнин и предгорий. Иногда антициклональная погода сменяется с приходом воздуха с юго-запада и запада облачной со слабыми ветрами. Ближе к весне усиливаются циклоническая деятельность и вынос теплого воздуха из Средней и нагорной Центральной Азии.

Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. С ними связана прохладная и дождливая погода. Нередко в середине лета на окружающих горы равнинах устанавливается жаркая погода, и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Из-за веерообразного расположения хребтов приходящие потоки влажного воздуха проникают в глубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады, что следует иметь в виду, планируя в маршрутах преодоление перевалов.

Переходный период (сентябрь, октябрь) характеризуется чередованием ненастной дождливой погоды с сухой и теплой. Вторжения холодного арктического воздуха приносят похолодания, снегопады. В ноябре переход к зиме завершается.

Наряду с общей характеристикой климатических условий туристу хочется знать погодные условия в районе путешествия. Это важно для подготовки личного и группового снаряжения для защиты от сильных морозов и ветра, от перегрева и избыточного количества осадков. Непогода может активно вмешаться в график движения группы.

Обычно в справочной литературе по Алтаю предлагаются средние климатические показатели: температура воздуха, количество осадков, относительная влажность воздуха и др. Однако в отдельных случаях они могут ввести в заблуждение любого человека, особенно неопытного туриста. В качестве примера рассмотрим район горы Белухи, где есть три метеорологические станции: Катанда, Аккем и Каратюрек. Катанда расположена в долине Катуни на высоте 900 м. Аккем находится на берегу высокогорного Аккемского озера на высоте 2050 м близ границы леса. Каратюрек стоит на высоте 2 600 м на одном из перевалов через Аккемско-Кучерлинский водораздел.

Среднеянварская температура на этих станциях составляет: Катанда - минус 23,6°, Аккем - минус 21,1°, Каратюрек - минус 16,9°, а скорость ветра -1,5; 2,0; 6,6 м/с соответственно. Получается, что, чем выше поднимаешься зимой в горы, тем становится теплее. Обусловлено это сложным атмосферным процессом, называемым температурной инверсией, когда тяжелый холодный воздух скатывается на днища долин, образуя в безветренную погоду "озера" холода, а более прогретый воздух поднимается вверх.

Однако в распределении январских скоростей ветра наблюдается противоположная картина: с увеличением высоты растет сила ветра. А ведь известно, что ветер повышает теплопо-тери организма человека.

Есть в медицинской географии способ совместной оценки этих параметров - каждый метр скорости ветра добавляет к отрицательной температуре воздуха 2° мороза. Исправленная таким образом температура на метеостанциях составила бы: Катанда - минус 26,6°, Аккем - минус 25,1°, Каратюрек - минус 30,1°, что ближе к действительности, к тем тепловым ощущениям, которые испытывает человек.

Благодаря современным исследованиям появились более совершенные модели погоды, характеризующие тепловое состояние человека. В них учтены величина физической нагрузки, комплексное влияние солнечной радиации, температура воздуха, скорость ветра, осадки, вид и тепловые свойства одежды.

Комплексная характеристика физического состояния нижних слоев атмосферы в конкретный момент времени называется типом погоды, который в зависимости от тепловых ощущений человека может быть комфортным (благоприятным), дискомфортным (неблагоприятным) либо частично благориятным, т.е. пригодным для отдельных видов отдыха и туризма при соблюдении определенных предосторожностей.

Статистика отмечает наибольший интерес туристов к двум районам края: высокогорным хребтам Центрального Алтая (Катунский, Северо- и Южно-Чуйский) и Телецкому озеру с примыкающими хребтами. Поэтому с использованием существующей классификации типов погоды дадим краткую характеристику биоклиматических условий двух ключевых участков этих районов - массива Белухи и Телецкого озера.

Массив Белухи

Самыми лучшими в массиве Белухи являются летние месяцы. На перевалах и вершинах максимальное число дней с благоприятной погодой отмечается в июле и августе - по 14 дней (данные метеостанции Каратюрек). На дне глубоких поперечных долин в пределах границы леса максимум благоприятлых дней приходится на август и сентябрь - по 17 дней (данные метеостанции Аккем). В долине Катуни наиболее благоприятными также являются август - 20 дней - и сентябрь - 22 дня.

Ночи в летнее время в горно-лесных и горно-степных районах массива обходятся обычно без заморозков, которые появляются в сентябре с установлением ясной погоды.

На высоте 2 600 м и выше снег, как правило, ложится в середине третьей декады августа и уже не тает.

В середине третьей декады сентября погода повсеместно портится, становится значительно холоднее, начинаются частые дожди и снегопады.

Зимой наибольшее число дней с неблагоприятной погодой отмечается: на перевалах - в ноябре (25 дней) и в декабре (26 дней), на Аккемском озере - в ноябре (17 дней), феврале (17 дней) и марте (19 дней), в долине Катуни - в январе (20 дней).

Большая часть зимних походов в районе Белухи приходится на февраль -первую половину марта, когда в долине Катуни, откуда начинаются маршруты, значительно улучшается погода. Но следует помнить: на перевалах в это время самый суровый период года, что необходимо учитывать при подготовке снаряжения и составлении графика движения группы.

Помимо зимнего, в массиве Белухи отмечено еще два пика посещаемости. Весенний длится с 25 апреля по 15 мая, когда горные туристы и особенно туристы-водники проводят большое количество учебно-тренировочных походов. Однако в альпийской зоне это период оттепелей и сильных снегопадов, которые являются причиной схода мощных лавин.

На дне долины Аккем и в соседних долинах, как правило, снег сходит в первой декаде мая, но на больших высотах, где находятся основные перевалы, продолжается процесс снегонакопления, дуют сильные ветры, погода очень неустойчивая. Из-за этого по-прежнему число дней с неблагоприятной погодой на перевалах и вершинах составляет 50 процентов (метеостанция Каратюрек), на Аккеме - 40 процентов. Внизу, в долине Катуни, число таких дней снижается до 15 процентов (метеостанция Катанда), появляется возможность проводить водные путешествия, тем более что к этому времени лед на всех реках, представляющих интерес для туристов, уже сходит. Правда, водникам следует помнить, что основную часть периода составляют дни с частично благоприятной погодой.

Пик летнего походного сезона - с 15 июня по 15 сентября, когда сюда приезжают туристы со всей страны. Особенность летнего периода - большое количество осадков, из-за чего почти половина его является неблагоприятной. В эти дни большую неприятность, а в некоторых случаях даже опасность представляет нижняя облачность. Во время дождей она может надолго прикрыть высокогорные перевалы и вершины массива. Наиболее благоприятны для путешествия в летний период август - первая половина сентября.

В высокогорье с увеличением высоты происходит изменение значений метеовеличин. Например, на каждые 100 м высоты температура воздуха летом понижается на 0,6°. С высотой значительно увеличиваются приток солнечной радиации, скорость ветра и количество осадков.

Число благоприятных дней (за год) также изменяется с высотой: оно уменьшается от Катанды (128 дней) к Аккему (86 дней) и Каратюреку (56 дней). В среднем на 100 м высоты число дней с благоприятной погодой уменьшается на 4,2, и на высоте 3900 м и выше дней с благоприятной погодой вообще не бывает. Интересно, что начиная примерно с той же высоты осадки в течение всего года выпадают только в виде снега.

Телецкое озеро. На восточном берегу Телецкого озера находятся две метеорологические станции - Яйлю и Беля. Благодаря влиянию водной массы близ берегов образуется своеобразный микроклимат. Беля является самым теплым местом на Алтае (годовая температура +3,9°). В Яйлю она тоже положительна, что в целом нехарактерно для горных районов края, и составляет +2,8°. Происходит это главным образом за счет более теплых зим, чем в других районах Алтая. Лето же по термическому режиму практически не отличается от других среднегорных мест края.

В прителецком районе отмечается очень большое для Алтая количество осадков. За год в Яйлю выпадает 983 мм (из них 420 в летние месяцы). В Беле осадков меньше, всего 472 мм (из них 266 летом).

На Телецком озере наибольшее число дней с благоприятной погодой отмечается в сентябре (в Яйлю - 18 дней, в Беле - 20 дней). Однако ночи в сентябре бывают холодными, с заморозками, и поэтому предпочтительнее путешествовать по озеру летом. В июне, июле и августе число благоприятных дней составляет в Яйлю соответственно 15, 17, 16 дней, в Беле -17, 17, 18 дней. Наибольшее число дней с благоприятной, теплой погодой и в Яйлю и в Беле наблюдается в июле - по 14 дней.

Дни с осадками более 1 мм считаются неблагоприятными, а поскольку почти половина годовых осадков выпадает здесь летом, то соответственно велико число дней с неблагоприятной погодой в июне, июле и августе: Яйлю -15, 14, 15; Беля- 13, 14, 13.

Те, кто собирается путешествовать в этих местах зимой, должны знать, что самыми суровыми здесь являются декабрь и январь, когда в Яйлю бывает соответственно 20 и 19 дней, а в Беле - 23 и 24 дня с неблагоприятной погодой. Это обусловлено главным образом сильными ветрами. Средняя же температура воздуха в декабре и январе достаточно высокая: соответственно минус 7,9° и 9,4° (Яйлю), 7,9° и 9,2° (Беля). Это намного теплее, чем в других районах Алтая. Вот еще один пример того, какую обманчивую картину можно создать, пользуясь данными только о температуре воз духа.

Для зимних путешествий наиболее подходящими являются вторая половина февраля - март. В это время здесь бывает примерно 70-75 процентов дней с частично благоприятной погодой. Но следует помнить, что на хребтах, прилегающих к озеру, наиболее лавиноопасным является весенний период, который начинается примерно с середины марта.

СНЕГА И ЛЬДЫ

Зима на Алтай спускается с вершин, и первые признаки ее сказываются в смене циркуляции атмосферы. Вторжения значительных масс холодного воздуха, приходящих с севера или востока, способствуют резким понижениям температуры и выпадению снега. Одновременно идет установление антициклонального режима погоды.

Первое появление снега, как правило, происходит раньше устойчивого перехода температуры воздуха через 0°. Спустя 10-12 дней после выпадения снега начинаются устойчивые морозы.

Продолжительная и холодная зима благоприятствует накоплению снега. Оно начинается обычно с конца августа - начала сентября на высотах более 2 000 м и с конца октября у северных границ края. Здесь снег часто бывает неустойчивым и лишь к концу октября - началу ноября ложится окончательно. Длительность этого периода в среднем составляет 25 дней. Продолжительность залегания снега достигает 130-150 дней на равнинных и предгорных участках и 170-260 дней в высокогорье. В ледниковых районах она длится от 260 до 300 и более дней. Выше фирновой линии снег лежит круглый год.

Толща снежного покрова на Алтае обычно невелика. Основное накопление его происходит в переходные сезоны года. В осенне-зимний период накапливается до 50-60 процентов снега, а самыми обильными бывают зимне-весенние снегопады.

Наиболее высокий снежный покров отмечается на северо-западе Алтая, на юго-западных склонах передовых хребтов Западного Алтая, встречающих влажные воздушные массы. По данным метеостанции М.Ульба, на высоте 1 600 м накапливается 3,3 м снега. Долины Центрального Алтая менее снежны. Здесь мощность снега не более 0,3-0,4 м. В целом намечается уменьшение снежности с северо-запада и запада к юго-востоку и востоку. Особенно мало снега в котловинах и на плато юго-восточной части края, где нередко слой его едва превышает 5-10 см.

Распределение снега крайне неравномерно. Наибольшей неравномерностью отличается залегание снега в альпийском высокогорье, выше границы леса. Перенос снега ветром приводит к перераспределению снегозапасов по склонам и возникновению большого числа гребней, полос, карнизов. С последними связано образование снежных лавин на северо-восточных склонах. Скопление метелевого или лавинного снега дает начало снежникам и ледникам, занимающим либо склоны наиболее высоких вершин, где мало таяния, либо удобные впадины, где не только скапливается снег, но и создается своеобразный микроклимат, способствующий его сохранению.

В конце зимы усиливается влияние теплых воздушных масс, выносимых из Средней Азии, на оседание, фирнизацию и таяние снега. Совместное влияние этих факторов определяет довольно быстрый сход снега на большей части территории Алтая. На горных склонах снег сходит значительно дольше, за 40-50, нередко за 70-80 дней.

На равнине, в предгорьях и межгорных котловинах снег начинает таять в марте - начале апреля. С подъемом в горы эти сроки сдвигаются на более позднее время: конец мая - июнь. А в ледниковой зоне таяние снега продолжается все лето.

На широтах Алтайского края годовой цикл природных процессов достаточно четко разделяется на две неравные части, большую из которых с температурой ниже +5° можно назвать нивально-гляциальной, когда на земной поверхности возникают временно или постоянно разнообразные снежно-ледовые явления: снежный и ледяной покров, наледи, лавины, заторы, зажоры и гляциальные сели. Естественно, с их появлением резко меняется все: характер и содержание маршрутов, снаряжение и тактика путешествий, возрастают требования к технике безопасности.

Лавины

В условиях большой снежности и сильного расчленения склонов в местах многократной концентрации снега появляются перегруженные им участки, и тогда возникает грозное явление природы - лавины.

В мгновение ока безмолвный искрящийся или отливающий синевой снег приходит в движение. Смертоносный взвихренный вал начинает неукротимый бег вниз по склону, вовлекая все новые и новые массы снега. С грохотом и воем, напоминающим артиллерийскую канонаду, ударяется многотонное снежное тело в дно долины или в другое препятствие. Летят обломки скал, порой на сотни метров, расплывается снежное облако, взмывает вверх снежный вихрь. И долго, долго оседает снежная пыль. И снова все тихо. До следующего взрыва. До следующего удара.

Какие же факторы способствуют лавинообразованию? Прежде всего, рельеф. Острые вершины гор, скалистые гребни, в которые врезаны кары и каровые ступени, глубокие, с густой сетью притоков воронки, ступенчатые, нередко отвесные склоны высокогорья и среднегорья - вот основные формы рельефа, способствующие формированию лавин.

Большое увлажнение хребтов Алтая, наличие близ их осевых частей зон повышенной снежности обусловливают значительную мощность снега, создавая тем самым повышенную лавинную опасность всех хребтов Алтая, имеющих альпийское высокогорье.

Важную роль играет ветер, переносящий снег на подветренные склоны, во впадины рельефа и к верхней границе леса, где накапливается до 2-3 м снега. Наибольшее количество его скапливается в углублениях, карах и цирках.

Кроме рельефа и снежности, немалое значение имеют процессы развития снежной толщи. В условиях антициклональной погоды и низких температур воздуха из нижнего горизонта снега идет вынос водяных паров. Формируется слой глубинной изморози с красивыми крупными кристаллами, очень хрупкий и потому опасный при движении на склоне.

Не менее важен радиационный прогрев снега в весеннее время, когда уменьшается облачность, увеличивается высота солнца и продолжительность дня. Радиационный прогрев ведет к интенсивной фирнизации снежной толщи, образованию водной смазки и сходу лавин из мокрого снега.

Большое значение имеют оттепели, особенно ранней весной, когда пришедшие теплые воздушные массы способствуют фирнизации, уплотнению и частично оползанию снега со склонов. И наконец, главным фактором, обусловливающим повсеместный сход лавин, служит весеннее снеготаяние.

По степени лавинной опасности на первом месте стоят хребты Центрального Алтая. В долинах, занятых ледниками, сход лавин возможен круглый год, с максимумом весной и ранним летом. С началом весны сходят микролавины внутри некоторых лавиносборов, тем самым основная масса снега перемещается в их нижние участки, и с последующим притоком тепла (в конце марта - апреле) отсюда сходят лавины мокрого снега. Объем их нередко достигает 100 тыс. м3.

Сход лавин в горах возможен во время и после обильных снегопадов летом. Это обстоятельство надо иметь в виду при движении по ледникам и при восхождениях на вершины. Вместе с лавинами могут возникнуть весьма интенсивные камнепады.

Средневысотные хребты - Теректинский, Сумультинский, Иолго, Холзунский, Листвяга - также лавиноопасны, но период опасности здесь значительно короче. Это преимущественно весна, когда рушатся ветровые надувы, карнизы, идет интенсивное снеготаяние. Лавины тут мощные, способные сделать прочесы в лесу.

На более низких хребтах, едва превышающих границу леса, степень лавинной опасности невысокая. Основная масса снега скапливается на северных склонах, значительно облесенных и потому нелавиноопасных. А на южных склонах, где хорошо развиты эрозионные ложбины, маломощный снежный покров частично стаивает и испаряется еще до начала интенсивного таяния.

Таким образом, наибольшей лавиноопасностью на Алтае характеризуются северо-восточные, северные и восточные склоны. Во время походов, особенно в зимне-весенний период, следует строго соблюдать меры безопасности, обеспечивать наблюдение при пересечении особо узких мест долины, держаться близ малоснежных и не прогреваемых солнцем склонов. Пересечение лавинных лотков, если в этом есть необходимость, надо планировать на утренние часы.

Ледники

В условиях значительных высот ежегодно отлагающиеся снега дают начало ледникам - скоплениям льда атмосферного происхождения, обладающего движением.

В каталоге ледников Алтая учтено 1330 ледников общей площадью 890 км2. Вычисленный объем льда всех известных ледников в его пределах составляет 57,3 км3, или 52,0 км3 воды. Сравнение объема стока рек Горного Алтая, равного 43,3 км3 в среднем по водности году, с объемом воды в ледниках показывает, что ледники больше года могут пополнять реки водой, если не будет других источников влаги. Занимая менее 1 процента территории Алтая, ледники дают от 8 до 13 процентов общего объема стока рек.

По количеству ледников и площади оледенения Алтай занимает третье место среди горных стран СССР после Средней Азии и Кавказа.

Для форм оледенения гор Алтая характерно наличие своеобразных центров. Всего их семь: массив Белухи, горный узел Биш-Иирду в Северо-Чуйском хребте, Талдуринско-Аккольский в Южно-Чуйском хребте, Южно-Алтайский и не столь ярко выраженные Западно-Катунский и Восточно-Катунский, самый крупный центр оледенения Алтая - узел Табын-Богдо-Ола расположен за пределами СССР, и только его северный край питает реки плато Укок.
Эти центры не похожи друг на друга. Если на склонах Белухи формируются равновеликие ледники, расползающиеся в пять радиально расходящихся долин, то в пределах Талдуринско-Ак-кольского центра ледники сосредоточены преимущественно с северной стороны - здесь расположены крупнейшие ледники Алтая: Б.Талдуринский и Софийский. Есть и сплошное оледенение склонов, представленное непрерывным рядом ледников, небольших по размерам, но хорошо развитых и активных. Это обычно окраины ледниковых центров, на которых хорошо видно, как изменяются условия существования ледников, как вместе с падением высот убывают и размеры оледенения.

По окраинам основных и в наиболее высоких участках средневысотных хребтов находятся разрозненные группы малых и очень малых ледников. Они "живут" благодаря метелевой концентрации снега в карах северных и северо-восточных склонов, хорошо укрытые под крутыми стенками от солнечного тепла. Многие из этих микроледников залегают в предельных условиях оледенения и, с одной стороны, расширяют территорию ледникового района, с другой - позволяют представить граничные параметры оледенения. Что же касается морфологии ледников, то она оказывается столь многообразной, что за исключением немногих типов ледников (например, ледников-вулканов) исчерпывает разнообразие горного оледенения Земли.

Толщина льда в ледниках Алтая невелика: Б.Актру - 350 м, М.Актру - 92 м, Б.Талдуринский - 175 м. Мощность большинства долинных ледников не превышает 100-150 м, карово-долинных - 75-100 м, каровых - 50-75 м, малых каровых и висячих - 25-50 м.

Скорости движения льда, измеренные на различных ледниках, не превышают 80-120 м в год в районе фирновой линии и закономерно убывают к концу ледников до 30-25 м и менее.

Наиболее быстро движутся долинные ледники. Самыми медленными являются ледники плоских вершин и малые остаточные ледники в карах (8-10 м в год).

Оледенение хребтов

Поскольку маршруты туристов охватывают в основном Центральный Алтай, охарактеризуем кратко оледенение его хребтов.

Северо-Чуйский хребет. Представляет собой вытянутую в широтном направлении северную часть Центрального Алтая, ограниченную с запада глубокой долиной Аргута, а с востока долиной Чаганузуна. Наиболее высока центральная часть его, известная под названием горного узла Биш-Иирду. Средняя высота хребта здесь не менее 3600 м, а ряд вершин достигает 4 000 м (Маашейбаш - 4 173 м, Актру-баш - 4 075 м, Куркуре - 3 988 м).

Оледенение западной окраины хребта представлено почти исключительно малыми ледниками. При этом склоны водораздела Юнгур-Карагем несут лишь разрозненные, единичные ледники, связанные либо с высокими вершинами, либо с глубокими карами.

С продвижением к центру хребта увеличиваются и размеры ледников, появляются карово-долинные и долинные ледники. А собственно центр хребта - узел Биш-Иирду, представляющий сложную систему гребней, имеет значительные долинные ледники. Это Бол.Маашей (длина 6,5 км, площадь 12,8 км2), Джело (4,0; 7,3), Лев.Карагем (4,0; 6,6), Лев.Актру (6,5; 5,2), Пр.Актру (5,0; 4,0). Ниже всех спускается Бол.Маашей - 2 200 м.

В восточной части хребта имеются отдельные небольшие ледники.

Соответственно высоте снеговой линии ледники южного склона оканчиваются выше ледников северного. Наиболее крупные ледники хребта занимают циркообразные бассейны, ограниченные линией основного хребта и его отрогов, с которыми связаны обширные фирновые поля. Большое вертикальное расчленение рельефа при обильном питании обусловило и большое вертикальное протяжение ледников.

Южно-Чуйский хребет

Западная и центральная части хребта характеризуются резко расчлененным рельефом с высотами от 3 000 до 3 700 м, отдельные вершины достигают более 3 900 м. Скульптурные формы рельефа, созданные древним оледенением, почти полностью уничтожены выветриванием и речной эрозией. В долинах широко представлены следы аккумулятивной деятельности ледников (морены, каменные глетчеры).

К востоку рельеф становится более спокойным, высокие вершины чередуются со сглаженными седловинами и выровненными поверхностями. На южных склонах существуют лишь небольшие карово-долинные и каровые ледники, залегающие порой в глубоких, с обнаженными стенками карах.

Основная часть ледников, характеризующихся большими морфологическими различиями, находится на северных склонах хребта. Центральное место занимают ледники Бол.Талдуринский (8,5 км; 34,9 км2), Софийский (10; 24), Ядринцева (4,5; 9,2). Основу же ледников составляют обширные фирновые поля, сливающиеся друг с другом. Однако ослабленное по сравнению с Северо-Чуйским хребтом питание не позволяет развиваться здесь значительным ледниковым языкам. Все они оканчиваются довольно высоко (2 350-2 650 м).

Катунский хребет

Занимает центральное место на Алтае не только по своему географическому положению, но и по характеру и интенсивности оледенения.

Длина осевой части хребта составляет почти 150 км. На всем протяжении хребет не опускается ниже 2 900-3 000 м, достигая высоты 4 506 м в массиве Белухи, где сосредоточены наиболее крупные ледники. Здесь развиты и обширные высокоподнятые поля, фирновые потоки и фирно-ледопады. Наиболее крупные ледники - Сапожникова (10,5 км; 13,2 км2), Родзевича (7,8; 8,5), Б.Берельский (10,4; 9,1), Геблера (8,5; 8,5), Братьев Троновых (10,3; 8,6).

Близ массива Белухи наблюдается наибольшая концентрация ледников. Здесь сосредоточено 169 ледников площадью в 151 км2.

Сплошной ряд ледников, хотя и малых, продолжается на Кучерлинско-Кураганском отроге, вдоль главной линии хребта на запад, где большое число их сгруппировано в Западно-Катунском центре оледенения. Здесь 148 ледников, площадь которых достигает почти 80 км2.

В восточной части хребта, на водоразделе истоков Кулагаша, Куркуре и Курусая, образуется небольшой центр оледенения с несколькими крупными ледниками: Сарысу, Куркуре, Курусай. Всего здесь зарегистрировано 77 ледников, занимающих 44,3 км2.

Такое довольно равномерное распределение оледенения по хребту с увеличенной концентрацией его в трех узлах является характерной особенностью, неповторимой нигде на Алтае.

Большинство ледников Катунского хребта сравнительно легко проходимы и могут быть использованы в качестве подхода к перевалам.

Отступание ледников

Изучение ледников Алтая, начатое более 150 лет назад, показало, что с середины XIX в. они постоянно сокращаются.

Северо-Чуйский хребет. Ледник Тете-2

Хребет Южный Алтай. Ледник Алахинский
Крупные ледники с того времени отступили на 1000-1500 м, а некоторые еще больше. Например, Алахинский ледник в Южном Алтае с 1916 по 1964 г. отступил на 2 100 м, Б.Талдуринский с 1938 по 1965 г. - на 556 м, Родзевича в массиве Белухи - на 1 800 м.

К первой половине XIX в. относится формирование наиболее заметного, "свежего" моренного комплекса.

С точки зрения туризма и альпинизма ледники Алтая не отличаются от ледников других горных стран. Они в меру проходимы, в меру опасны. Трещиноватость ледников широко встречается в местах резкого перегиба ложа. Нередки высокие и труднопреодолимые ледопады (ледники Сапожникова, Маашей, Актру). Весной и ранним летом большая часть трещин надежно закрыта "мостами", прочность которых уменьшается к июлю.

Поверхность алтайских ледников обычно засорена мореной, но в умеренных количествах, не затрудняющих проход по ним. Высокие перевалы обычно до самой осени закрыты снегом, и прохождение их не составляет труда при соблюдении необходимой техники безопасности и наличии снаряжения. Перевалы к середине лета обычно лишены снежного покрова, и при их преодолении приходится использовать и кошки, и крючья, и ледорубы. Лавиноопасные склоны ледниковых цирков обычно хорошо выражены как избыточным количеством снега на них, так и шлейфом сошедших лавин, оконтуривающих опасную зону.

Сели

Алтай - древняя горная страна, и впечатление дряхлости не исчезает, где бы вы ни были. Обломки выветрившихся скал, дресва, глыбы и валуны образуют иногда на склоне своеобразную покрышку. Если она обильно пропитывается водой, на крутых склонах возможно образование грязекаменных потоков, так называемых селей. Для их схода необходим интенсивный склоновый и русловый сток, который формируется после выпадения сильных дождей или быстрого таяния снега, а также в результате прорыва приледниковых озер.

К разряду селей относятся и водоледянокаменные потоки, возникающие после перехвата и перемерзания в нескольких местах русел крутопадающих рек с последующим прорывом всех запруд.

На Алтае, с его относительно невысокими склонами и в условиях нормального увлажнения, возникновение селей наблюдается ранней весной на южных склонах хребтов. Нередко сели сходят по лавинным желобам. Чаще всего они возникают в западной половине Катунского хребта, где обильно снеготаяние и идут продолжительные дожди.

В особо многоснежные или дождливые годы возникновение селей, судя по многочисленным следам, возможно во всех горно-ледниковых долинах. Именно поэтому во время сильных ливней или при их приближении следует предусмотрительно укрыться вдали от склонов.

Крупные сели возникают и в результате отступания ледников, когда их талые воды пропитывают мощные толщи морен. Один из крупнейших селей такого типа сошел в долине Б. Берели от конца Б.Берельского ледника. Поток прорвал коридор в конечной морене глубиной в 80 м, уничтожил лиственничный лес в пойме реки и образовал конус выноса длиной до 1,5 км и шириной до 500 м.

РЕКИ И ОЗЕРА

Реки

Алтайский край прорезан густой сетью многочисленных рек, речушек и ручьев. В большом водосборе Верхн. Оби, в пределах которого расположен край (за исключением Кулундинской равнины), сосредоточено более 20 тыс. водотоков суммарной протяженностью свыше 60 тыс. км. 94 процента объема стока Оби у Барнаула поступает с горных склонов Алтая. За год с Алтая стекает более 43 км3 воды.

В пределах края есть настоящие горные водотоки с уклонами до 130 м/ км, бурными каскадами прорезающие скалистые уступы. Долины их представляют собой узкие, глубокие коридоры, в верховьях сохранившие следы ледниковой обработки. В долинах Катуни и Чуи видны следы аккумулятивной деятельности рек в виде многочисленных террасовых ступеней, самые высокие из которых, близ с. Иня, достигают более 200 м. Суженные участки горных долин имеют ущелеобразный характер, а дно рек обычно изобилует выступами, усложняющими сток воды.

Большинство горных рек не судоходны из-за бурного течения и порогов. Многие имеют водопады. Они приурочены к резким перегибам речных русел и тектоническим уступам. Особенно многочисленны и разнообразны водопады в Центральном Алтае. Это - Текелю (60 м), Куркуре (20 м), Кокколь (40 м), Рассыпной (35 м), Тегеек (40 м), Иедыгем (30 м), Шалтан (20 м), Корбу (12 м).

Встреча с водопадом всегда оставляет незабываемое впечатление у туристов. Зрелище водопада заворажи- вает. И не только искрящимися струями воды, мириадами брызг, грохотом и шумом, но больше своей необычностью, первозданностью. Особенно удивительная картина предстает в ясный солнечный день, когда переливающаяся разноцветьем, сверкающая водяная пыль относится ветром к ближайшим склонам. Кажется, скалы, деревья, трава - все подчинено ритму водной стихии. Зимой водопады нередко превращаются в сплошную глыбу льда.

Реки равнинных районов плавные, с еле заметным течением. Долины их пологосклонные, не всегда отчетливо выраженные, с плоским днищем, по которому причудливо извиваются неторопливые потоки.

Слой стока с поверхности водосборов края изменяется от 1000 мм в Катунском хребте и левых притоках Чарыша в пределах Коргонского хребта до 25 мм и менее на большей части территории.

Во внутригодовом распределении стока отмечается большое разнообразие. В высокогорной зоне для рек характерно ледниковое и снежно-ледниковое питание с летним половодьем, когда стекает до 80-90 процентов годового объема воды.
В среднегорной зоне сток формируется за счет снегового и снегодождевого питания, а паводок обычно наб людается в весенне-летнее время. Низкогорья характеризуются весенним половодьем от таяния сезонного снега и дождевыми паводками в летнее время. Реки, стекающие с Салаира, формируются почти на 80 процентов за счет таяния сезонного снежного покрова, а в осеннее время случаются паводки дождевого происхождения. Столь же значительна доля весеннего стока от таяния снега в степных и лесостепных районах.

Водность рек нарастает довольно быстро. Так, в истоках Катуни расход воды достигает 25-30 м3/с. На Оби в створе у Камня-на-Оби он составляет 1300 м3/с и более.

Минимальные расходы воды алтайских рек приурочены обычно к концу зимы, когда истощается грунтовое питание.

Температура воды в реках зависит от высоты водосбора и изменяется в июле от 20-22° на равнине (р. Чарыш, Ануй, Кулунда) до 5-6° в высокогорье и даже до -1-1,5° близ ледников.

Значительную часть года (от 110 до 200 дней) реки края покрыты льдом, толщина которого изменяется от 25-30 см в низкогорье до 2,5-2,8 м в межгорных котловинах, например на Чуе у Кош-Агача. Выходы грунтовых вод, резкие изменения в строении русла рек приводят к образованию наледей.

Ледообразование на алтайских реках начинается осенью одновременно с переходом температуры воды через 0°. Первый лед появляется в виде заберегов, шуги и сала. Забереги обычно возникают в конце октября на реках северных районов и на больших высотах, в начале ноября на юге и в предгорьях. Постепенное смерзание приводит к установлению ледостава, продолжительность которого доходит до 195 дней.

Горные озера покрываются слоем льда до 80-100 см, сохраняющимся нередко до конца июня.

В условиях низких зимних температур часть речек и крупных ручьев промерзает до дна. Но часто сток воды продолжается, и тогда она выдавливается и отдельные участки преодолевает поверх льда. Это ведет к интенсивному росту речных наледей, повсеместно распространенных в бассейнах Бии, Катуни, Чарыша, Песчаной. Образование наледей наблюдается и в многоснежные зимы, когда под давлением снега сужается живое сечение рек и избыток воды выходит на поверхность льда.

Толщина наледей обычно 1-1,5 м, иногда до 3-4 м. Протяженность их измеряется километрами, но нередко и десятками километров. Наледи заливают пойму, подтопляют лес и надолго задерживают весной развитие растительности.

На крутых участках рек могут возникать каскадные, а на водопадах висячие наледи.

На Алтае преобладают реки длиной менее 10 км, а наибольшими являются Бия (301 км), Катунь (688), Аргут (232), Чуя (320), Чумыш (644), Алей (858).

Река Катунь вытекает из ледника Геблера на высоте около 2 000 м и довольно заметным потоком устремляется вниз по долине, в облике которой отчетливо заметна ледниковая обработка. Через 2 км в нее впадает р. Рассыпная, и отсюда Катунь приобретает вид стремительной полноводной реки, особенно в летнее время, когда интенсивно тают снега и льды ледников.

В зависимости от уклона и характера русла река то грохочет меж камней и валунов, то спокойно струится по выположенным участкам днища, заросшего на невысоких островках кустарниками ивы и различными травами. Перед слиянием со следующим правым притоком, Капчалом, Катунь течет в узком скалистом ущелье.

От устья Капчала Катунская долина вновь расширяется, река течет среди лесных островков кедра и лиственницы. Около устья р. Елень-Чадыр и ниже долина настолько полога, что образуются многочисленные заводи и заболоченные низины, среди которых, причудливо извиваясь, медленно течет Катунь.

Дальше уклон возрастает, и Катунь, принимая много больших и малых притоков, все глубже врезается в днище, то прорываясь через многочисленные скалистые пороги и шиверы, то протекая по небольшим выровненным расширениям днища. Появляются ступени террас с прекрасными горными лугами, особенно красивыми в раннюю летнюю пору. На участке от правого притока, Озерной, и до входа в Уймонскую котловину Катунь - своенравная горная река, стремительно мчащаяся среди высоких, поросших густыми хвойными лесами склонов. Глубина ущелья возрастает и достигает максимума в месте прорыва рекой осевой линии Катунско-Холзунской цепи.

На участке от впадения слева Коксы и до впадения справа Сумульты Катунь сохраняет характер большой горной реки. Протекая по Уймонской и Катандинской котловинам, река разбивается на протоки; течение большей частью спокойное.

Ниже впадения Курагана русло сужается, река стремится вниз среди надвигающихся скалистых берегов, нагромождений валунов. Особенно круто падающие к реке участки называют бомами (обрывами). Около них образуются опасные для сплава места. Таковы бомы Юхтинерь, Ур-Кош, Кор-Кечу и др.

Ниже впадения Сумульты река теряет горный облик и течет среди постепенно понижающихся отрогов хребтов. Склоны выполаживаются, на берегах появляется сосна. Еще ниже, за с. Майма, Катунь, оставляя синеть на горизонте одинокий Бабырган, разливается на протоки и проточки и по пологонаклонной равнине течет на север до слияния с Бией.

Катунь имеет много притоков, среди которых выделяются Кокса, Урсул, Аккем, Аргут, Чуя, Сумульта.

Кокса ("Синяя река") начинается в центральной части Холзунского хребта из небольших ледников и снежников. Весь бассейн реки относится к территориидостаточного увлажнения, на которой произрастают темнохвойные леса с густым подлеском, а для полян типично высокотравье. Многочисленные мелкие притоки, сливаясь, формируют значительную горную реку, имеющую, однако, довольно спокойное течение в нижней половине, где она протекает по Абайской степи c ее выположенным днищем. К устью Кокса подходит стремительным потоком, после слияния с которым Катунь становится сразу полноводнее. Долина и река во всех частях живописны, в реке много рыбы, есть возможность для сплава.
Урсул берет начало на склонах Теректинского хребта. В питании его большую роль играют летние дожди, после которых река вздувается и приобретает довольно грозный вид. Нижняя часть Урсула пригодна для сплава. Весной, когда река достигает максимальной водности, в окрестностях Онгудая проводятся интересные соревнования туристов-водников и совершаются водные походы, поскольку подъезды к Урсулу наиболее просты.

Кучерла (от "коджурлы" - с солонцами) - типичная горная река, истоки которой находятся на западном склоне Белухи и северном склоне Катунского хребта. Образуется она от слияния трех истоков: Мюшту, Кониайры и Иолдоайры, прорезающих крутые скалистые уступы и резкими каскадами ниспадающих среди гигантских глыб и валунов к пологой площадке у подножия Сайлянкиной гривы.

Среди хаотического нагромождения обломков река стремительно мчится вниз по долине и через 5 км ниже слияния истоков впадает в Кучерлинское озеро - одно из красивейших на Алтае, образованное моренной подпрудой. Длина его почти 5 км, максимальная ширина достигает 1 км. Бирюзовый цвет воды, крутые скалистые утесы, залесенные склоны - вся эта дикая красота, дополненная шумом падающей с уступов воды, оставляет неизгладимое впечатление. В озере довольно много хариусов, ловля которых доставит немало удовольствия туристам.

Ниже озера Кучерла становится еще более бурной и стремительной. До самого впадения в Катунь она практически неприступна.

Аккем ("Белая вода") впадает в 15 км ниже Кучерлы. Его молочно-белая вода, вливающаяся в Катунь, на значительном протяжении течет одельным, хорошо видным потоком. В отличие от Кучерлы верховья Аккема более суровы, менее залесены, а небольшое Аккемское озеро не столь красиво и не так глубоко, как Кучерлинское. В его мутно-белых водах в ясную погоду отражается Белуха, северная стена которой замыкает долину с юга. На берегу Аккемского озера на широкой поляне размещается _ в летнее время международный альпинистский лагерь. У выхода реки из озера находится метеостанция.

Ниже озера Аккем почти до самого устья представляет собой ревущий поток, яростно набегающий на уступы, валуны и скалистые берега. Тропа идет высоко над рекой, о присутствии которой напоминает постоянный шум падающей воды.

Аргут (от алтайского "архыт" - мешок для приготовления кумыса) - один из крупных притоков Катуни. В бассейне его есть спокойные речки и ручьи плато Укок, мощные, молочно-белые, кипящие водовороты притоков, начинающихся из ледников, и прозрачные, чистые, стремительные потоки, вытекающие из озер.. Верховья Аргута освоены давно и в большинстве своем проходимы, но нижняя часть долины осталась труднодоступным ущельем. Особенно суров Аргут на участке прорыва Катунско-Чуйской горной цепи, где мощный поток ревет в теснине глубиной почти в 1 км. Таким он остается до самого впадения в Катунь.

Чуя - самый значительный правый приток Катуни. Первые исследователи даже считали ее за главную составляющую Катуни. Как и Аргут, Чуя берет начало в высоких хребтах Юго-Восточного Алтая, где в условиях скудного увлажнения формируются прозрачные водотоки, сбегающие к широкой Чуйской степи. За пределы степи Чуя выходит единым потоком, прозрачным до слияния с левым притоком - мутно-белым Чаганузуном. Затем, в пределах Курайской степи, в нее впадают р. Актру и р. Маашей, также начинающиеся из ледников.

Чуя становится мощной горной рекой, особенно впечатляющей ниже устья р. Маашей, где, оставив широкую долину, она прорезала в скалах узкое ущелье, по которому несет свои клокочущие и ревущие воды. Ниже Чуя течет в широкой долине с террасами. В русле многочисленны крупные валуны и глыбы, часты перекаты, по которым несется пенящаяся вода. Мутная Чуя, впадая в Катунь, заметно меняет голубой цвет ее воды.

Из других крупных притоков Катуни наиболее интересны Кадрин и Сумульта, начинающиеся на хребтах Сумультинском и Иолго. Их удивительно чистые, прозрачные воды стремительно несутся по крутостенным ущельям, среди валунов и могучих кедров.

Бия - вторая по водности река Алтая. Истоки ее находятся на самом юго-востоке горной страны. Начинаясь из небольших ледников и снежников на склонах горы Мунгун-Тайга и Шапшальского хребта, стремительные потоки Чулышмана и Башкауса прорезали в горных кручах глубокие ущелья, к которым сбегаются многочисленные ручьи и речки. После слияния с Башкаусом полноводный Чулышман довольно значительной рекой течет в корытообразной долине и впадает в Телецкое озеро, из которого берет начало собственно Бия.

Верхняя часть реки порожиста, многочисленны прижимы, водовороты, перекаты. "Бия замечательно красива массой синей воды, шумливо катящейся по каменистому руслу; глубокая синева воды оттеняется еще сильнее серебристыми беляками около подводных камней... и в общем она весьма напоминает синюю Рону в том месте, где та вытекает из Женевского озера", - писал в 1895 г. исследователь Алтая В.В.Сапожников.

С давних пор Бия используется для сплава на плотах и лодках. Поэтому особенности всех участков реки хорошо известны. Каждый порог имеет собственное имя и свой характер: Карлагач, Юрток, Кобыровский, Пыжинский, Кебезенский, Саракокшинский, Кузенский, Кипяток. На всем протяжении от Телецкого озера до слияния с Катунью на Бие множество прекрасных для рыбалки и отдыха мест. В реке водятся таймень, щука, язь, налим, плотва, елец, пескарь.

Разнообразие режима алтайских рек, сложность динамики водных потоков и масса естественных препятствий позволяют организовывать здесь водные путешествия любой категории сложности. Однако при этом необходимо помнить о возможных опасностях и не отправляться в путь без соответствующей технической подготовки.

Озера

В бассейнах рек Алтайского края множество озер: в бийском бассейне их 2 753, катунском - 2 649, ча-рышском - 536. Самые известные -Кулундинское и Телецкое.

Телецкое озеро. Занимает по глубоководности четвертое место в СССР. Оно заполняет узкую впадину тектонического происхождения, обработанную древним ледником. Максимальная ширина озера - около 5 км, длина около 80 км, максимальная глубина 325 м. При таких размерах в озере сосредоточено более 40 км3 воды. По чти 70 процентов воды в озеро приносит Чулышман, остальное - многочисленные речушки с соседних хребтов: Абаканского, Торот, Корбу, Алтынту.

Бия выносит из озера 98 процентов стока, а 2 процента испаряются.

Наивысший уровень воды в озере в июне, когда сходят горные снега, однако и в июле, в период дождей, возможны катастрофические подъемы. Минимальный уровень наблюдается в марте.

Наполненное горной водой озеро остается постоянно холодным - на глубинах более 100 м температура воды колеблется в пределах 3,7-4°. В верхней зоне в теплые летние дни вода нагревается до 10°, а поверхностные слои близ берега - иногда до 20°.

Суровы скалистые залесенные склоны Телецкого озера, немного удобных мест для стоянок. Кроме того, своеобразен ветровой режим. Знамениты два здешних ветра - "верховка" и "низовка", о которых у местных жителей сложились устойчивые приметы. "Низовка" приходит с севера, из долины Бии. Скорость ветра быстро растет, начинается слабое волнение на озере, затем увеличиваются высота и крутизна волн, поверхность воды принимает грозный вид, вскипают барашки на гребнях волн, которые разбиваются о прибрежные скалы. Первый признак наступления "низовки" - появление облачка над горой Тоолак у южного края озера.

Ветер противоположного направления называют "верховкой". Разбушевавшаяся "верховка" не менее опасна для путешественников. Летом в дни с устойчивой погодой "верховка" дует до 11-12 часов дня, затем на 1-1,5 часа наступает полный штиль, после чего начинается "низовка". Близ берегов наблюдаются озерные бризы, а из крутых долин притоков дуют сухие, теплые фены.

В зимнюю пору северная часть озера покрывается льдом, а южная, наиболее глубокая, замерзает редко, примерно раз в три года.

Озеро имеет два залива - Камгинский на севере и Кыгинский в южной части и два острова - крохотный у мыса Ажи и чуть побольше в дельте Чулышмана.

Через Телецкое озеро проходят многие плановые туристские маршруты.
На берегу его расположена турбаза "Золотое озеро".

Кулундинское озеро - самое большое среди всех озер Алтая (728 км2). Площадь водосбора озера, занимающего область внутреннего стока, более 24 тыс. км2. Глубина не превышает 3 м. А поскольку прибрежная зона очень мелководна, то при колебании уровня почти в 2 м площадь зеркала изменяется от 615 до 770 км2.

Мелководье в сочетании со слабым увлажнением Кулунды определяют высокую, до 25°, температуру воды в июле. Вода в озере слабосоленая. За последние годы уровень озера заметно снизился, возросла концентрация солей, общая соленость увеличилась с 5 до 11%.

Акватория озера с прилегающей восточной прибрежной частью объявлена заказником. Здесь ведется интересная природоохранная работа.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

На территории края широкая полоса степей "натекает" на встающее на пути препятствие - Алтай и Салаир. Образуется клиновидный степной "залив". Меняется общая ориентация зоны - неширокие полосы степи, лесостепи и равнинных лесов вытянуты вдоль горных сооружений. В соответствии с рельефом и условиями увлажнения на территории края широко распространены черноземные и каштановые почвы, известные своим плодородием, особенно черноземные. Ныне они повсеместно либо распаханы, либо используются под пастбища.

Есть в крае и дерново-подзолистые и серые лесные почвы, а в местах, достаточно увлажненных, развиты лугово-черноземные, лугово-каштановые и даже болотные. Широко встречаются солончаки, солоди, солонцы.

Бич земледельцев алтайских степей - засухи. Для борьбы с ними широким фронтом ведется мелиоративное строительство, развертывается программирование выращивания урожаев зерновых и кормовых культур.

В горах Алтая отчетливо выражена высотная поясность почв. Полоса черноземов низкогорий сменяется выше горно-лесными дерново-глубоко-оподзоленными и серыми почвами. Еще выше лежит полоса горно-лесных бурых, горно-тундровых почв. По речным долинам и в межгорных котловинах развиты горные аналоги равнинных почв. На крайнем юго-востоке, в Чуйской котловине, в условиях горной полупустыни есть каштановые и бурые, щебенчатые почвы.

Повторяя в целом конфигурацию почвенных массивов, растительный покров Алтая отличается не только флористическим разнообразием, но и чрезвычайной красочностью, контрастностью. Западная половина края занята разнотравными типчаково-ковыльными степями, в Приобье широко раскинулись луговые степи и остепненные луга в сочетании с мелколиственными березовыми и осиновыми колками. Большая часть степных массивов ныне распахана.

Растительность

Ранней весной, когда еще не так жарко, расцветают невысокие желтые рогоглавник прямороговый, бурачок пустынный, лютик лапчатый, крупка перелесковая. Изредка попадаются темно-фиолетовые рябчик и валериана клубненосная. Позднее, в середине лета, цветет ковыль. Под ветром колышутся длинные метелки, создавая впечатление бегущих волн. Из-за распашки степей численность его популяции сильно сократилась.

Широкая полоса степной и лесостепной растительности в средней части разорвана несколькими лентами сосновых лесов. Это уникальные, нигде больше в мире не встречающиеся природные образования, приуроченные к днищам древних ложбин стока талых ледниковых вод, выстланных перевеянными песками. Под пологом сосны развит кустарниковый ярус, особенно богатый с приближением к долине Оби. Здесь произрастают синеголовник плосколистный, лабазник обыкновенный, чина луговая, донник лекарственный, подмаренник обыкновенный, вероника седоватая.

В горной части края в размещении растительности проявляется высотная поясность. Виды этой поясности, степень ее выраженности и высотные пределы отражают, в зависимости от положения, черты то Западной Сибири и Средней Азии, то Монголии и гор Южной Сибири. Не случайно Н.К.Рерих называл Алтай сердцем Азии, центром от четырех океанов.

Степной пояс более всего развит по северным и северо-западным склонам Алтая, его отдельные фрагменты широко встречаются внутри горной страны на плоских днищах речных долин и межгорных котловин. Высота степных участков увеличивается к юго-востоку Алтая, где на высотах более 2 000 м господствуют своеобразные тундро-степи. Есть степные участки и на южных, хорошо прогреваемых склонах хребтов.

На черноземных, каштановых и черноземно-луговых почвах пояса развит разнотравно-злаковый травяной покров, перемежающийся с зарослями кустарников караганы, таволги, жимолости, шиповника. Чем выше поднимаются степные участки, отражая рост континентальности климата, тем беднее становится растительность.

Здесь произрастают ковыли, житняк, типчак, мятлики. Внешнюю невзрачность несколько разнообразят люцерна желтая, эспарцет сибирский, горицвет сибирский, лапчатка липкая. Среди растений каменистых степей горных склонов встречаются ковыли, астрагалы, астры, гвоздики, полыни. Большую часть лета степные участки однотонны, неярки. Лишь весной на непродолжительное время степь преображается, украшенная многоцветьем травянистого убора.

Чем суровее условия, тем приспособленнее и внешне грубее и жестче становятся растения. В Чуйской котловине господствуют полыни, типчаки и лапчатки. Обычны ковыль галечниковый, качим пустынный, осоки, астрагалы. Растения низкорослы, цветы, как правило, мелкие, на многих из них колючки - все говорит о недостатке влаги и сильном влиянии холода.

Леса занимают около половины площади гор, являясь основным типом их растительности. Характер лесов неодинаков и зависит от условий увлажнения и теплообеспеченности. В Салаире и близ Телецкого озера господствуют черневые леса, северовосточные и западные окраины гор заняты темнохвойной тайгой, низкогорье северного Алтая - сосновыми лесами. По мере продвижения в глубь гор господство в древостоях переходит к лиственнице.

Внутри горной области лесной пояс нередко прерывается, на южных склонах появляются степные участки, в верхней части - высокогорная растительность. Через Салаирские черневые леса горная тайга сливается с равнинной западносибирской. Нижняя граница лесного пояса на севере - 400-600 м, верхняя же изменяется довольно значительно: в хребтах, окружающих Телецкое озеро, - 1800-1900 м, в Центральном Алтае - 2 100-2200 м, а на юго-востоке отдельные массивы поднимаются до 2 450 м. Они состоят в основном из пихты сибирской, кедра сибирского, лиственницы сибирской, сосны обыкновенной, ели сибирской.

Наиболее распространенной является лиственница, приспособленная и к жестоким морозам, и к скудным почвам. Отдельные экземпляры достигают высоты в 20-30 м, в обхвате - 2-3 м. Особенно впечатляющи лиственницы-великаны среди зеленеющих лугов и полей. Хороши парковые лиственничные леса, светлые, с невысоким кустарниковым подлеском и богатым разнотравьем. Лиственница - долгожитель и большой любитель света. Древесина ее исключительно прочна, трудно поддается обработке.

Сосновые леса приурочены к низкогорью с его сухими долинами и песчаными почвами. Выше 600-700 м сосна не поднимается.

Украшением алтайских лесов является кедр - древесная порода с множеством достоинств, издавна оцененных человеком. Кедровая древесина с приятным розоватым оттенком имеет высокие резонансные качества и используется для изготовления музыкальных инструментов. В хвое кедра есть эфирные масла, каротины, витамины. Не менее ценны живица, кедровые орешки, за которые кедр называют таежным хлебным деревом. Орешки - пища многих птиц и зверей, широко используются и человеком.

Для черневой тайги характерно преобладание пихты сибирской, осины, черемухи, рябины, калины в сочетании с высокотравьем. Здесь встречаются представители реликтовой флоры. Это - ясменник душистый со скромными белыми цветами и мутовчатыми листьями, копытень европейский с копытообразными темно-зелеными листьями, чистец лесной с мягкими волосистыми листьями и лиловыми цветками, бруннера сибирская с крупными, бросающимися в глаза сердцевидными листьями на длинных черешках и нежно-голубыми цветками, похожими на незабудку. Напочвенный моховой покров развит слабо.

Темнохвойные леса из кедра, ели сибирской, пихты сибирской обычно покрывают северные склоны горных хребтов. Здесь произрастают мхи, кустарники, полукустарники - жимолость, черника, брусника.

Лиственничные леса господствуют в Центральном Алтае, где по долинам рек и склонам они образуют парковые заросли без подлеска, с сомкнутым травяным покровом, в котором доминируют злаки (вейники, мятлик сибирский, ежа сборная, лисохвост луговой и др.). На северных склонах, где больше влаги, под лиственницами развит подлесок из рододендрона сибирского, таволги средней, жимолости алтайской.

Широко распространены в лесном поясе луга, приуроченные к достаточно увлажненным выровненным участкам, вырубкам и гарям. Значительны площади высокогорных лугов в Центральном и Западном Алтае. На субальпийских лугах обычны маралий корень, бодяк разнолистный, герань белоцветная, купальницы. Альпийские луга имеют невысокий травяной покров. Обычны водосбор, горечавка крупноцветная, кобрезия Беллярди. Сочетание одновременно цветущих оранжевых огоньков, синих водосборов, темно-синих горечавок и змееголовников придает альпийским лугам необычайную красочность.

Верхний высотный пояс растительности гор представлен разнообразными тундровыми группировками - щебнистыми травянистыми, моховолишайниковыми, каменистыми, кустарниковыми, в которых обычны березка круглолистая, зубровка альпийская, кляйтония Иоанна, лаготис цельнолистный, горечавка холодная.

В целом в пределах края насчитывается около 3 тыс. видов высших растений: лекарственных, пищевых, кормовых, ядовитых.

В группу лекарственных растений, используемых в фармацевтической промышленности, входит около 100 видов. Однако в народной медицине этот перечень гораздо шире. В степной зоне собирают солодку уральскую, адонис весенний, алтей лекарственный, девясил высокий, тимьян ползучий, бессмертник песчаный, володушку многожильчатую, термопсис ланцетный, полыни.

В лесах произрастают девясил высокий, белозер болотный, володушка золотистая, душица обыкновенная, пион Марьин корень, чемерица Лобеля, зверобой продырявленный, кровохлебка лекарственная. В прибрежной полосе водоемов обычны аир болотный, багульник болотный, вахта трехлистная, кубышка желтая, подбел настоящий.

К высокогорной зоне приурочены маралий корень, родиола розовая, бадан толстолистный.

Многие растения могут быть использованы в пищу во время летних походов. Среди них щавель, молодая крапива, молодые листья лебеды, борщевик рассеченный, медунка мягчайшая, сныть, молодило (заячья капуста), папоротник-орляк, листья и корни одуванчика и др. Наиболее известны среди пищевых растений черемша (колба), лук-слизун. Некоторые растения (мята дикая, чабрец, горец перечный) можно использовать для приправ. Для приготовления походного чая годны листья брусники, черной смородины, душицы, земляники, листья и соцветия лабазника, листья кипрея (иван-чая). На Алтае давно известен чай из сухих листьев бадана.

Путешественникам следует помнить и о ядовитых растениях, таких, как белена, чемерица, борцы, вороний глаз. По берегам водоемов встречается вех ядовитый, омежник, болиголов крапчатый, поручейник. Да и многие лекарственные растения, используемые без достаточно надежных знаний и рекомендаций врача, могут оказать отрицательное воздействие на организм. Первое предостережение при встрече с большинством ядовитых растений -красивая, часто яркая окраска цветов и плодов.

Исследованиями ботаников выявлены более 100 видов растений, встречающихся только на Алтае. Это так называемые эндемичные виды, возникшие здесь в процессе эволюционного развития. Особенно богат эндемиками юго-восток Алтая. Известный ботаник П.Н.Крылов отмечал, что этот район служил в недалеком прошлом ареной ледниковых процессов, отчего ныне здесь продолжается формирование флоры.

Помимо эндемиков собственно алтайских, таких, как купальница алтайская, эдельвейс альпийский, фиалка субальпийская, купальница лиловая, на Алтае есть эндемичные виды с более широким, алтае-саянским ареалом. Вместе с ними общее число видов-эндемиков, по данным А.В.Куминовой, достигает 212.

Интенсивное использование растительного покрова ведет и к обеднению видового состава и к уменьшению численности популяции отдельных видов. Ботаниками отмечено 120 видов растений, нуждающихся в охране. В последние годы значительно уменьшились заросли родиолы розовой (золотой корень), рапонтикума сафлоровидного (маралий корень), стародубки весенней, водяного ореха (чилим), солодки уральской. Стали редкостью венерины башмачки, ятрышники, любка, кандык, тюльпаны, жарки (огоньки, купальницы), пионы, прострелы, зверобой.

Среди растений, внесенных в Красную книгу СССР, на Алтае встречаются: башмачок крупноцветковый, башмачок настоящий и пятнистый, волчник алтайский, водяной орех, вудсия алтайская, гюльденштедтия однолистная, кандык сибирский, касатик сибирский и тигровый, ковыль перистый, лилия кудреватая, лук алтайский, надбородник безлистный, пион Марьин корень, пион степной, рябчик шахматный и др.

Большинство из нас не знает, как выглядят эти растения. Поэтому важно во время подготовки к путешествию познакомиться с ними по справочникам и гербариям, встретиться со специалистами. В Барнауле есть ботанический сад Алтайского университета, где собраны многие редкости растительного царства края. Посетите его перед отправлением в путь. Желательно в рюкзаке найти место и для маленькой книжки И.В.Верещагиной "Зеленое чудо Алтая", выпущенной Алтайским книжным издательством.

А самое главное - не рвите (не уничтожайте!) понравившийся вам цветок, ветку, травку. Необходимо помнить: ресурсы растительного мира не бесконечны, мы все в ответе за то, чтобы остались для грядущих поколений цветистый ковер алтайских трав, таежное кедровое великолепие и буйная зелень лиственных лесов.

Животный мир

Особенности географического положения края проявляются и в значительном разнообразии его фауны. Здесь отмечены более 90 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, 8 видов пресмыкающихся и 7 видов земноводных. В реках и озерах края обитают 35 видов рыб.

Для каждого из ландшафтов Алтая характерен определенный видовой состав животных.

Наименее богата фауна степных и лесостепных равнинных частей края. Здесь преобладают грызуны: красная и рыжая полевки, краснощекий суслик, степная пищуха, большой тушканчик. После распашки целинных земель особенно многочисленной стала полевая мышь. Из крупных млекопитающих встречаются волк, лисица, степной хорь, заяц-беляк, корсак, барсук, иногда заяц-русак, в колках можно встретить и лося.

Из птиц после распашки целины преобладают грач, сорока, серая ворона, галка; из мелких воробьиных больше всего полевого жаворонка, желтой трясогузки и черноголового чекана. На болотах и по берегам водоемов бродят многочисленные и разнообразные кулики, гнездятся утки, серый гусь и серая цапля. На озерах много уток, лысух, обычны поганки, особенно чомга. Там же часто встречаются многочисленные колонии чаек (серебристая, сизая, озерная).

Значительно богаче животный мир равнинных лесов. В них обитают различные виды бурозубок, полевок и мышей. Многочисленны бурундук и белка-телеутка. Типичными лесными обитателями являются крот, еж, ласка, горностай, колонок и барсук. Обычны заяц-беляк и лиса, реже встречаются росомаха, волк, рысь и бурый медведь, бобр, косуля и лось.

Красочен и разнообразен мир мелких лесных воробьиных птиц: синицы, пеночки, славки, горихвостки, дрозды, лесной конек, вьюрковые - зяблик, чечетка, юрок, чечевица, клест-еловик, щеглы. Обычны кукушка, козодой, дятлы - черный, большой и малый пестрый, трехпалый, вертишейка. Из мелких хищников наиболее распространены соколки - чеглок, дербник и кобчик. Встречаются ястребы - тетеревятник и перепелятник, черный коршун, канюк, мохноногий сыч, ушастая сова, реже - филин. В равнинной и предгорной зонах Алтая не редкость серый журавль. Из рептилий характерны обыкновенный уж, гадюка, палласов щитомордник, прыткая и живородящая ящерицы. Земноводных мало: в основном это остромордая и травяная лягушки, серая и зеленая жабы. Для горных степей Алтая характерны норники: краснощекий и длиннохвостый суслики, алтайский и монгольский сурки. Из мелких грызунов многочисленны полевки. По каменистым россыпям на окраинах горных степей обычны даурская и монгольская пищухи. Кроме того, в Чуйской степи обитают тушканчик-прыгун, джунгарский хомячок и заяц-толай, не меняющий окраску зимой (на полупустынных ландшафтах снега очень мало).

Видовой состав птиц весьма немногочислен: жаворонки - полевой и степной, каменки - плешанка и плясунья, степной конек, удод, степной лунь, пустельга. Однако фауна Чуйской степи отличается значительно большим разнообразием и оригинальностью: для этих мест характерны огарь, индийский горный гусь, серебристая чайка, чернозобая гагара, черный аист, лебедь-кликун, алтайский кречет, белоголовый сип, черный гриф, бородач-ягнятник. Только здесь встречаются дрофа, саджа, толстоклювый зуек, ремез.

Мир обитателей гор особенно многолик. Этому способствует многообразие природных условий региона. Здесь живут 62 вида млекопитающих, более 260 видов птиц, 11 видов амфибий и рептилий, 20 видов рыб.

Животный мир горных лесов составляют почти все виды, встречающиеся в равнинных лесах. Это белка-летяга, бурундук, соболь, летучие мыши - усатая ночница, сибирский трубконос, ночница Иконникова, рыжая вечерница и ушан. Многочисленны копытные животные, питающиеся древесно-кустарниковой растительностью, - лось, марал, косуля, кабарга, гораздо реже попадается северный олень.

Из крупных хищников распространены бурый медведь, рысь, росомаха, выдра и барсук. Обычны мелкие хищники из семейства куньих, питающиеся мышевидными грызунами: ласка, горностай, солонгой, колонок и американская норка. Повсеместно попадаются роющие насекомоядные - крот, землеройки. Многочисленна азиатская лесная мышь; увлажненные места обитания предпочитают водяная и темная полевки.

Из птиц повсюду в лесах Алтая встречаются сойки, кукши и кедровки. В таежной зоне также распространены важные промысловые виды куриных - глухарь и рябчик. В предгорьях, по опушкам леса обычен тетерев.

К суровым условиям высокогорных открытых ландшафтов приспособлены немногие виды животных. Это сибирский горный козел, архар (горный баран), снежный барс (ирбис) - красивый и очень редкий хищник. В летнее время альпийский пояс посещают маралы, медведи, росомахи, встречаются также горностай, пищуха, узкочерепная и высокогорная сибирская полевки, лисица, заяц-беляк.

Из птиц в нижней части альпийского пояса (кустарниковой тундре) обычны белая куропатка, темнозобый дрозд, полярная овсянка, варакушка. Почти у самого снега обитают красноспинная горихвостка, алтайский улар. В реках равнин и предгорий обитают щука, язь, налим, стерлядь, окунь, елец, плотва сибирская, ерш, лещ, пескарь. В период нереста сюда поднимаются нельма и осетр. В озерах и старицах в долинах рек преобладают карась и линь.

В горных реках видовой состав резко меняется: здесь живут таймень, ленок, хариус, голец, гольян, шиповка, пестроногий и сибирский подкаменщики. В верховьях небольших горных рек встречаются хариус, голец и гольян. В Телецком озере отмечено 13 видов рыб, из которых два вида - телецкий сиг и сиг Правдина - обитают только в этом водоеме. В многочисленных горных водоемах на юге Алтайского края живет преимущественно осман.

Весьма разнообразен видовой состав энтомофауны Алтая. Путешественникам, приезжающим сюда, следует помнить, что некоторые насекомые (комары, клещи) представляют реальную опасность, являясь переносчиками инфекционных заболеваний. В настоящее время выявлено десять видов иксодовых клещей, способных быть носителями возбудителей клещевого риккетсиоза и клещевого энцефалита. Поэтому, прежде чем отправиться в путешествие, следует сделать необходимые прививки.

В период наибольшей опасности укуса клещей (май - начало июня) нужно соблюдать элементарные меры предосторожности: иметь соответствующую одежду, препятствующую проникновению клещей к телу, систематически осматривать себя и товарищей.

Максимальная опасность заражения свойственна коренным темнохвойным и лиственным лесам низкогорий Алтая и Салаира с их богатой травянистой растительностью.

Освоение природных ресурсов края сопровождается сокращением площадей, пригодных для обитания животных, и, как следствие этого, сокращается их численность, беднеет видовой состав. На территории края зафиксировано 6 видов млекопитающих и 34 вида птиц, внесенных в Красную книгу СССР. Это архар, дзерен, снежный барс, красный волк, перевязка, манул; из птиц - алтайский улар, черный аист, горный гусь, скопа, степной орел, журавль-красавка и др.

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Развитие агропромышленного комплекса на Алтае, дальнейшее расширение туристских возможностей края неизбежно связаны с вовлечением в хозяйственный оборот новых природных богатств, с их более интенсивным использованием. Поэтому сейчас как никогда остро встает проблема охраны природы, ее растительного и животного мира, ее водных ресурсов.

Долгосрочные целевые природоохранные программы, практическая деятельность партийных и советских органов края ориентированы на реализацию решений XXVII съезда КПСС в области охраны природы.

За прошедшее десятилетие было принято несколько постановлений и решений краевого, городских и районных Советов народных депутатов, в которых намечались конкретные мероприятия по улучшению окружающей среды. Ежегодно на природоохранные цели в крае расходуется свыше 25 млн. рублей.

Проводится большая работа по сбережению земельных ресурсов, улучшению лугов и пастбищ, внедряются зональные научно обоснованные системы земледелия, завершается освоение почвозащитных севооборотов, внедряется контурно-мелиоративная система земледелия для предгорных районов. На площади почти 500 тыс. га ведется посев кулис, на площади более 4 млн. га проводится снегозадержание, широким фронтом ведется мелиоративное строительство. Рациональное использование водоземельных ресурсов позволяет ежегодно получать высокие урожаи сельскохозяйственных культур.

Важная роль в сбережении генофонда флоры и фауны края, уникальных природных объектов принадлежит особо охраняемым природным территориям: заповедникам, заказникам, государственным памятникам природы. Заповедник является высшей формой охраны природы, поскольку в его пределах запрещена любая хозяйственная деятельность, не разрешается массовое и неорганизованное посещение неспециалистами, в том числе и туристами.

Алтайский государственный заповедник создан в 1932 г., в нынешних границах существует с 1968 г. Он занимает значительную площадь - более 860 тыс. га, из которых свыше 13 тыс. занято озерами, главным образом Телецким. Заповедник расположен в восточной части края в бассейне правых притоков Чулышмана на высоте от 450 до 3 500 м. Основной вид ландшафта на его территории - горная тайга, а к югу и горная тундра (кустарниковая, каменистая), по долине Чулышмана есть степные участки.

Во флоре заповедника около 1300 видов растений, многие из которых редкие.

Разнообразен животный мир. Здесь обитает 73 вида млекопитающих и 310 видов птиц, в том числе ряд занесенных в Красную книгу: снежный барс, горный баран архар, алтайский улар, беркут и др. Земноводные и пресмыкающиеся представлены 10 вида ми, рыбы - 13 видами.
Алтайский заповедник играет огромную роль в сохранении генетического фонда растений и животных. Сотрудники его ведут большую научную работу по составлению "Летописи природы", представляющую часть общесоюзной программы мероприятий по охране окружающей среды.

Планируется организация второго заповедника на Алтае, Катунского, с центром близ Белухи.

Большое значение в сохранении диких животных имеют заказники. В отличие от заповедников в них разрешены те виды хозяйственной деятельности, которые не оказывают отрицательного влияния на сохранение и численность ценных и редких видов зверей и птиц. Разрешается посещение заказников туристами. В крае создан 31 заказник общей площадью более 1 млн. га. В них успешно осуществляются охрана и рост численности лосей, маралов, косуль, соболей, бобров, глухарей, разных видов уток, гусей, серых журавлей.

Есть на Алтае и приписные охотничьи хозяйства, в которых проводится комплекс биотехнических мероприятий по повышению численности промысловых животных.

Многие виды зверей и птиц были вытеснены с прежних мест своего обитания в результате хозяйственной деятельности человека, а некоторые из них, например лось и соболь, были почти полностью истреблены в крае. Благодаря мерам, принятым по их охране, численность их сейчас восстановлена. Так, численность лосей с единичных особей в начале 40-х гг. возросла до 10 тыс. и более. Восстановлена до промышленного уровня численность соболя. Успешно расселяется по рекам Алтая бобр, завезенный сюда в начале 50-х гг.

Важное звено в системе охраняемых территорий - государственные памятники природы. Это, как правило, небольшие по площади участки территории, на которых есть уникальные природные образования Богат Алтайский край по числу, разнообразию и красоте памятников природы. Это водопады, гранитные скалы и утесы, живописные горы и причудливой формы карстовые арки и пещеры, сказочной красоты озера и долины рек, хрустальной прозрачности ключи и минеральные источники, уникальный растительный мир. Красота эта зачастую поэтично подмечена в названиях: озера Малиновое и Белое, Золотое и Лебединое, скала Очаровательная, гора Белуха, пещера Музейная и т.д.

С середины 70-х гг. работа по выявлению, учету и охране памятников природы Алтая стала одним из основных направлений природоохранной деятельности в крае. В 1974 г. решением крайисполкома были объявлены памятниками первые три природных объекта: известное Колыванское озеро в Змеиногорском районе, популярное у туристов озеро Ая в Алтайском районе и озеро Лебединое в Советском районе - место зимовки лебедей.

К началу 80-х гг. благодаря активному участию любителей природы, энтузиастов ее охраны в крае было выявлено и взято на учет более 500 объектов, из них 352 решениями краевого, Горно-Алтайского областного и районных Советов народных депутатов объявлены памятниками природы. Это свыше 80 озер, 17 водопадов, 28 живописных скал, утесов и карстовых арок, 41 пещера, множество минеральных источников, родников, долин рек, урочищ.

Памятники природы - это как бы музеи родной природы. Экспонаты их с необыкновенной щедростью рассыпаны в различных уголках Алтайского края. На более чем тысячеметровую высоту поднялась величественная вершина горы Синюхи в окрестностях с. Колывань. Места эти издавна привлекали путешественников. С вершины горы открывается прекрасная панорама с редкостными природными контрастами: с одной стороны - бескрайняя Кулундинская степь, с другой - покрытые снегом горные вершины Алтая. А внизу, у подножия, целый комплекс интереснейших природных образований - озеро Белое, скала Очаровательная, миниатюрное озеро Моховое и замечательный Колыванский сосновый борок, раскинувшийся среди россыпей гранитных и мраморных глыб.

В предгорьях юго-востока края особенно популярны окрестности курорта Белокуриха - гора Церковка, гранитные скалы "Четыре брата" и "Два брата", ключи и родники. И еще рукотворный памятник природы - лесной массив курорта.

Создано это чудо работниками Белокурихинского лесничества в 50-е гг. Около 500 га здесь занимают насаждения сосны и лиственницы. Зеленой стеной поднимаются они от самых корпусов санаториев, ярко и пышно ровные ряды их покрывают склоны и вершины сопок. Посадки совершенно преобразили местность. А в кронах деревьев и под их пологом идет обычная лесная жизнь: щебечут птицы, бегают муравьи, растут цветы, ягоды, грибы.

Особой гордостью здесь является дубовая роща. Весной 1953 г. однолетние саженцы дуба были высажены на одном из южных склонов на площади 8 га. Благоприятными оказались условия для выходца европейской части нашей страны. Дубовая роща поднялась более чем на 15-метровую высоту. Общая площадь посадок дуба в лесном массиве составляет теперь свыше 30 га.

Большой интерес представляют памятники природы на востоке края. Например, островки липовых рощ, сохранившихся в глухих черневых лесах Заринского района. Они свидетельствуют о том, что некогда Сибирь имела теплый климат и эти деревья были здесь обычны. Среди памятников природы степных юго-западных районов широкой известностью пользуются особые по своим свойствам горько-соевые озера (Кучукское, Яровое и др.), воды и грязи которых обладают высокими лечебными свойствами.

Но поистине уникален по красоте и разнообразию памятников природы Горный Алтай. Их здесь около 130. Среди них такие жемчужины, как озера Ниж. Аккемское, Каракольские, Теньгинское, Тайменье, водопады Корбу, Бол. Шалтан, Текелю, Рассыпной, Киште, пещеры Музейная, Кульдкюская ледяная, многочисленные карстовые арки, красивейшие долины рек, минеральные источники.

Туристы должны не только сами бережно относиться к природе и ее памятникам, но обязаны быть активными пропагандистами охраны природы. Важную роль играет общественное движение за бережное отношение к природе. Краевая организация Всероссийского общества охраны природы насчитывает ныне более 700 тыс. членов, свыше 5 тыс. первичных организаций, более 1600 коллективных членов.

Большую лепту в дело охраны природы вносят туристские организации всех уровней. В их повседневной деятельности постоянное внимание уделяется организационной и просветительской природоохранной работе.

Туристские маршруты в крае проложены к наиболее ценным и интересным природным объектам, где пока еще сохранились первозданная красота, разнообразие флоры и фауны. Природные условия здесь представляют богатые возможности для развития всех видов туризма. Поэтому роль туристов в деле охраны природы исключительно велика.

Туристская этика общения с природой должна строиться на основе бережного, доброго, благодарного к ней отношения. Природа бескорыстно и щедро дарит людям свою красоту. Но сама она беззащитна перед человеком, и об этом должен помнить каждый.

Всем, кто приезжает на Алтай туристом, экскурсантом, участником многочисленных экспедиций разного профиля, следует знать и помнить основные правила поведения на природе, знать основы советского законодательства по охране природы. Соблюдение существующих норм позволит сохранить живописные ландшафты Алтая для туризма и отдыха.

Правила поведения туриста в походе очень просты. Не рубить зеленые деревца для устройства палаток и костров, использовать для разведения костров старые кострища, не рвать цветов, не загрязнять водные источники, не оставлять на месте отдыха кучи мусора, не делать надписи на скалах и в пещерах, не наносить вред фауне и флоре.

Особенно уязвим и требует бережного отношения растительный мир. Мало кто знает, что популярное среди туристов озеро Ая еще совсем недавно украшали белые лилии и редкое растение - водяной орех (чилим).

Как объекты туризма и экскурсий, памятники природы, помимо прочего, являются прекрасным средством эстетического воспитания и источником познания родной природы и Родины. Замечательно определил тесную связь этих неразделимых понятий М.Пришвин: "Охранять природу - значит охранять Родину".

3. Cтраницы истории края

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

Положение Алтайского края на пересечении путей древних переселений народов и заселения Сибири определило его сложную и богатую событиями историю.

Первые люди появились здесь около миллиона лет назад, о чем свидетельствует Улалинская палеолитическая стоянка - памятник глубокой древности. Она находится в черте нынешнего города Горно-Алтайска, на берегу речки Улалинки.

С 60-х гг. советский археолог академик А.П.Окладников осуществлял раскопки стоянки. Было поднято свыше 600 каменных праорудий - овальных галек желтого кварцита, грубо сколотых с одного края (их археологи называют чопперы). Подобные изделия свойственны нижнему (раннему) палеолиту (каменному веку). "Можно предполагать, - писал А.П.Окладников, - что в Горно-Алтайске имеются древнейшие, известные в настоящее время на территории Сибири следы человека, которые так или иначе уходят в своем истоке в те счастливые страны земного шара, где наши предки проходили свое подлинное детство, делая первые шаги от зверя к человеку".

Специалисты, пользуясь новейшим термолюминесцентным методом датировки, определили возраст стоянки - 900-800 тыс. лет. Таким образом, в горах Алтая предки человека появились несколько раньше, чем питекантропы на острове Ява.

Туристы и гости Горно-Алтайска могут осмотреть места поселений, которые облюбовали на заре человечества улалинцы.

Богатые материалы дала стоянка "Денисова пещера", расположенная северо-западнее с. Черный Ануй, на левом берегу р. Ануй (Усть-Канский район). Хронологически они относятся к так называемой мустьерской эпохе (80-35 тыс. лет назад). Каменные орудия хорошо обрабатывались, стали разнообразнее. Это различные скребла для выделки шкур животных, пластины в виде удлиненного треугольного клинка, рубила со специальным обхватом для ладони.

Хорошо известны стоянки первобытной орды в последующее время -средний палеолит: в пещере Страшной (у устья р. Тигирек при впадении в Иню, Краснощековский район), в пещере Усть-Канской, у с. Ело (местечко Кара-Бом, Онгудайский район) и в других местах.

В более позднее время, в эпоху верхнего палеолита (40-10 тыс. лет назад), территория Горного Алтая повсеместно заселяется. Найдены следы жизни человека во многих местах в бассейне р. Ануй, в Солонешенском и Усть-Канском районах, в долине р. Ай-ягуш, в пещерах по р. Ханхаре (Краснощековский район). Особенно примечательна стоянка первобытных охотников в пещере Иульчак (около с. Карасук, к юго-востоку от Горно-Алтайска), открытая в 1976 г. геологом Г.Я.Барышниковым. Археологи установили, что пещера Иульчак являлась местом жизни людей на протяжении многих тысячелетий (верхний палеолит, неолит, переход к металлическому периоду).

Более детально изучено переходное время от палеолита к производству орудий труда из металла (неолит, эпоха бронзы, эпоха железа). На карте Алтайского края можно отметить пункты неолитической эпохи (приблизительно 12-5 тыс. лет назад): поселение у с. Киприно (Павловский район), грунтовый могильник у с. Усть-Иша (Красногорский район), поселения и могильники по берегам озера Большой Иткуль (Бийский район), комплекс находок за с. Дресвянка (Каменский район) и ряд других. Еще ко времени верхнего палеолита человек достиг современного облика, и теперь он пользовался более совершенными орудиями труда, владел огнем, делал копья, изобрел лук, изготовлял различные наконечники стрел - для охоты на зверя одни, на птицу - другие. В конце 20-х гг. XX в. было открыто погребение Чудацкая гора близ Барнаула (так именуется в археологической литературе погребение раннего неолита; оно находится примерно в 50 км от Барнаула вниз по левому берегу Оби при впадении Касмалы). Был обнаружен скелет взрослого мужчины, при нем четыре составных удильных крючка из рога, роговый гарпун и 20 каменных орудий, отделанных ретушью, - так называемые ножевидные пластинки, каменные скребки.

Находки эпохи бронзы и эпохи железа встречаются повсюду. Хорошо известны раскопки стоянок, поселений, могильников, курганов у устья р. Куюм, у с. Ниж. Суетка (Благовещенский район), у с. Клепиково и вокруг оз. Шибаево на правом берегу Оби (Усть-Пристанский район), у с. Гилево (Локтевский район), у ст. Плотинная под Камнем-на-Оби (на правой стороне Оби), большой комплекс разнообразных памятников у с. Чаузово (Топчихинский район), в Горном Алтае - у с. Курай, Туэкта, Шибэ, Усть-Улаган (урочище Пазырык).

Наиболее впечатляющи сооружения V в. до н.э. - Пазырыкские курганы (недалеко от с. Балыктуюль Улаганского района). Их восемь. Один из них имел диаметр 42 м, высоту 4 м, могильная яма уходила вглубь на 4 м и была обложена двумя друг в друга вставленными срубами из лиственниц. В срубе стоял гроб-колода длиной 5 м из сплошного ствола лиственницы, внутри лежали мумифицированные трупы мужчины и женщины. Мужчина умер в возрасте 55 лет, имел рост 176 см.

Стены сруба были затянуты ковром из белого войлока, имелось много вещей. За стенами обнаружены другой войлочный ковер размером около 30 кв. м, колесница и останки четырех лошадей с полной упряжью. Ремни сбруи украшены деревянными бляхами, покрытыми золотом. Найден также ворсовый ковер 1,83 х 2,0 м (любопытная деталь: на одном квадратном дециметре его навязано 3 600 узелков, а всего их в ковре свыше 1250 тыс.). Во всех курганах найдены красные ткани местной работы, изготовленные из шерсти и пуха овцы.

Пазырыкские курганы были сооружены в течение довольно короткого времени, примерно за 50 лет. Это было начало переломного времени в истории евразийских степных пространств и предгорий, перехода от оседлых пастушеско-земледельческих форм хозяйства к кочевому скотоводству. Сложилась своеобразная культура - так называемая "эпоха ранних кочевников Алтая". Отдельные находки из раскопанных курганов можно осмотреть в Эрмитаже, в краеведческом музее Бийска, в областном краеведческом музее Горно-Алтайска.

Другим хорошо изученным периодом является древнетюркская эпоха (III-X вв. н.э.). Основной центр культуры находился в Северо-Западной Монголии и на Алтае. К середине VI в. возникло сильное государственное объединение - Древнетюркский каганат, под главенством племен тугю и теле.

Памятники археологии говорят, что особое развитие получили у тюрков кузнечное и ювелирное дело, а в искусстве - скульптура. Сохранилось много кезеров (каменные фигуры воинов). Дошли до наших дней письменность древних тюрков (рунические надписи на скалах в верховьях Чарыша, притоках Катуни, Бии и в других местах) и наскальные рисунки.

К концу I - началу II тысячелетия относится окончательное формирование тех племен, которые сложились в алтайскую народность. Складываются единый образ жизни, язык (алтайский язык тюркской группы); территория Алтая осознается ими как родина. Легенды и сказания того времени донесли до наших дней чувства восхищения родным домом. Вот как поэтически передано, например, возвращение одного из богатырей после долгого отсутствия на родину, на Алтай:

На свою землю, где чистые пески,
За два дня приехал,
На Алтай со звоном колокольчиков
До захода солнца прибыл.
На Алтай свой златокаменный,
Как пущенная стрела, примчался.
...Когда он вернулся на свою землю,
Она ему краше прежнего показалась.
Звонкие кукушки не смолкали,
Их голоса громко раздавались,
Вечнозеленые кедры цвета не теряли,
Здесь, качаясь, стояли.
Златокаменный его Алтай
Мирно лежал, оказывается.
Белый скот, подобно белому туману,
Многочисленнее прежнего стал.
Среброкаменный его Алтай
Под солнечными лучами сияет.

И когда на такую прекрасную родину напали конники Чингисхана (а потом и джунгарские феодалы), то древние алтайцы вступили с ними в борьбу. Летописи азиатских народов, алтайские сказания, наскальные рисунки передают много сцен сопротивления иноземцам. Ханские орды окончательно подчинили Алтай лишь в 1207 г.

ВМЕСТЕ С РОССИЕЙ

Гнет и эксплуатация ханских приспешников, засилье родоплеменной знати, междоусобия сдерживали развитие производительных сил. Археологические раскопки свидетельствуют, что в курганах и могилах того времени очень мало богатых погребений, скудный инвентарь, простые украшения. Поэтому приход русских промышленных людей, крестьян, рудоискателей в Южную Сибирь не встретил сопротивления аборигенов.

Наоборот, с начала XVII в. племена равнинной части края переходят в русское подданство, ищут защиты у Русского государства от постоянных набегов кочевых соседей - джунгарских ханов, помогают землепроходцам изучать Алтай, указывают минеральные залежи. В 1715 г. один из телеутских князей, Сайтай, вместе со своим улусом перешел с левобережья Оби на правую сторону, стал кочевать уже среди русских деревенек по Чумышу.

В 1618 г. была срублена Кузнецкая крепость (ныне Новокузнецк Кемеровской области), в 1717 г. - Белоярская (около нынешнего города Новоалтайска), в 1718 г. - Бийская (ныне Бийск) и Семипалатинская, в 1719 г. - Усть-Каменогорская.

На основе рассказов "бывальцев и уроженцев" тобольский администратор и краевед С.У.Ремезов составил в конце XVII - начале XVIII века "Чертежную книгу Сибири". На ней показана и территория Алтайского края: основные реки, озеро Телецкое, верховья Чуй, Чульшмана, Бии, обозначены народы - телесы, телеуты, шалканы, таутелеуты, карабанцы, кумандинцы, указаны места кочевий и отдельных находок драгоценных камней.

Большая точность карт и описаний Ремезова подтверждает, что территория юго-востока Западной Сибири, в частности Горный Алтай, воспринималась русскими не как земля другого государства, а как земля дружественного народа. Связи населения Горного Алтая с русскими через Кузнецк, Томск были давними, торговые и представительские (дипломатические) отношения существовали уже более 150 лет, и не случайно алтайские зайсаны делали запросы русским сибирским властям, что де "ежели будет время злое, тогда де можно ли будет от того злого времени уклониться в вашу, российскую сторону и живот свой спасти?".

В первой половине XVIII в. Джунгарское ханство вело войны с Китаем. В середине века цинские войска предприняли очередной натиск. Народы Горного Алтая оказались между молотом и наковальней. Наступили особенно трудные годы, как говорилось, "время злое". Южные алтайцы покидали горы, спускались на равнину к русским.

Как повествует народное сказание, разоренные телеуты, взойдя на гору и оглядывая Алтай без жилищ и жителей, воспели:

С высоты если смотреть, треуголен ты, царь Алтай!
Как посмотреть сбоку, девятиуголен ты, царь Алтай!
По скату гор если смотреть, как плеть, хребет твой, царь Алтай!
По осеннему жилищу своему, как будто бурое сукно, разостлался ты,
царь Алтай!
Жалко тебя, сердечный ты мой Алтай!
Много крови пролилось в тебе.
Пропадай ты, сосна, с мерзлыми сучьями, не доживай до такого разоренья! Величия полный, мой Алтай, горе тебе от такого опустошения!
Погибай ты, сосна, с сухими ветвями, если будут тебя еще обламывать!
Хорошо ты был устроен, мой Алтай!
Горе тебе от такого опустошения.

Как передавал в коллегию иностранных дел России исследователь Алтая Е.П.Ковалевский, "где проходили цинские войска, там не оставалось и кошки драной". Поэтому, выражая волю не только алтайского народа, но и разбитых джунгарцев, оказавшихся в Горном Алтае, главный зайсан Омбо просил русское правительство принять алтайские племена "с областью своей". Речь шла не только о том, чтобы перейти (откочевать) в русское подданство под защиту крепостей, а чтобы территория кочевий вошла в состав Русского государства.

В 1756 г. правительство России законодательно определило статус добровольного вхождения алтайцев и Горного Алтая в состав России. Значительная часть алтайцев и джунгар (калмыков) вначале откочевали в крепости предгорий. Здесь южные алтайцы приняли русское подданство. Через год часть алтайцев и калмыков переселилась за Волгу, большинство же вскоре после дипломатического урегулирования отношений с империей Цинов, вернулись на свои исконные кочевья в пределы Горного Алтая.

Так определились исторические судьбы алтайцев. Переход в русское подданство спас их от физического уничтожения, они сохранились как этническая общность. Тесные экономические связи с Россией помогли алтайцам вступить на путь более быстрого и прогрессивного общественного развития. Значительное влияние на них оказали русская цивилизация, тесное общение с русским народом, совместная борьба за социальное освобождение. Настоящее хозяйственное производительное освоение этой огромной территории началось лишь с приходом сюда русских. Так с далеких исторических времен крепла нерушимая дружба алтайского и русского народов.

Современный алтайский поэт Аржан Адаров, обращаясь к народу России, сказал:

Тепло души и дум высоких строй
Ты даришь нескудеющей рукой,
И, как и все сыны страны одной,
К тебе мы благодарности полны:
Ты стольким дал свободу и покой
И мзды не брал - свободе нет цены!

В ознаменование 200-летия добровольного вхождения Горного Алтая в состав России в 1956 г. на высшей точке перевальной дороги через Семинский хребет установлен памятный обелиск. Туристы всегда останавливаются здесь. Отсюда открывается живописная панорама голубого Алтая, его неоглядных далей.

РАЗВИТИЕ ГОРНОГО ДЕЛА

В первой четверти XVIII в. русские промышленные люди, крестьяне прочно устроились на новых необжитых землях, а с открытием месторождений полезных ископаемых начали развивать горное дело.

В 1719-1721 гг. русские рудознатцы С.Костылев, М.Волков с компанией обследовали район между верховий р. Алей и Чарыш и сообщили в горное ведомство о залежах полиметалличеcких руд. Разрешение на их разработку получил уральский промышленник А.Н.Демидов.

В 1725 г. началась добыча медной руды на Колыванском руднике, а рядом был устроен заводик по ее переработке - две рудообжигательные печи на продуве ручными мехами. Первый в Алтайском крае завод стоял на правом берегу р. Локтевки, километрах в 5 от ее истока из-под горы Синюхи. Место это редко посещают туристы, но именно здесь было положено основание горнозаводскому производству, серебряной славе Алтая.

Однако местоположение это оказалось неудобным для строительства настоящего завода. Приехавший вскоре мастер Н.Клеопин нашел более подходящее место в верховье р. Белой, заложил плотину, построил шесть рудоплавильных печей на механическом дутье от водоналивного колеса. Этот новый Колывано-Воскресенский завод стал выплавлять медь. Завод располагался в горах, близко к "немирным" землицам, и потому имел для защиты крепость, в которую из Кузнецка по просьбе Демидова направили 100 конных служителей.

Колывано-Воскресенский завод был крупным мануфактурным металлургическим предприятием, но по нескольку месяцев в году он бездействовал, так как воды в пруду было недостаточно, чтобы круглый год вращать водоналивное колесо (р. Белая начиналась недалеко, из-под гривы у озера Белого, водосбор был незначительным). Поэтому весной 1734 г. от озера пробили канал через гриву и соединили с истоком р. Белой. Подача воды регулировалась небольшой перемычкой у самой кромки озера. С той поры (и поныне) воды можно пропускать в Колыванский пруд столько, сколько необходимо. Это был первый канал промышленного назначения в Алтайском крае.

Плотина, пруд, старые заводские строения, канал - все сохранилось, и туристы могут убедиться в смекалке русских мастеров, которые в первой трети XVIII в. заставили природу производительно служить людям.

Вернемся к истории. В 1740 г. демидовские приказчики начали и через четыре года закончили строить Барнаульский завод, подобный Колывано-Воскресенскому. Затем работные люди были направлены на строительство еще одного, Шульбинского завода при впадении Шульбинки в Иртыш.

Однако третий завод достроить не удалось: в 1747 г. предприятия Демидовых были отобраны в собственность русских императоров и переданы в ведение личного Кабинета царя. Был образован Колывано-Воскресенский (Алтайский) горный округ (с 1749 г. центр - Барнаульский завод). Крестьянские поселки приписывались к заводам для исполнения различных работ в счет обязательной подушной подати; из крестьян же набирались мастеровые (рабочие кадры) - в счет рекрутчины. Они стали основателями сословия мастеровых на заводах и рудниках.

В 1743-1744 гг. на Колыванском заводе построили сереброплавильные горны и впервые получили 2 пуда 38 фунтов серебра, а за 1745 г. было получено 44 пуда 12 фунтов серебра и 12 фунтов золота.

Профиль производства был изменен. Барнаульский медеплавильный завод значительно расширили и приспособили для выплавки серебра. С этой же целью в 1764 г. был выстроен Ново-Павловский завод (теперь пос. Павловск), через год - Нижне-Сузунский (теперь пос. Сузун Новосибирской области). Вскоре построили Алейский свинцово-сереброплавильный (находился недалеко от нынешнего с. Верх-Алейка Третьяковского района) и Томский чугунно-железоделательный (находился у истока р. Томь-Чумыш; ныне Кемеровская область).

Во второй половине XVIII в. алтайские рудознатцы открыли много новых залежей полиметаллических руд с богатым содержанием серебра. Среди них Риддерский и Зырьяновский рудники в Рудном Алтае, Салаирский рудник.

Со временем появилась возможность построить, заводы ближе к источникам сырья. В 1782 г. был заложен Локтевский завод (ныне с. Локоть), вначале как медеплавильный, а затем, он был переоборудован для производства серебра. А в 1794 г. около Салаирского рудника возник Гавриловский завод (ныне в Кемеровской

области), он выплавлял серебро только из салаирских руд. Через десять лет построили Змеиногорский завод, специально для проплавки "убогих" местных руд.

Заводское дело развивалось успешно. В 1816 г. был построен еще один завод - Гурьевский (ныне г. Гурьевск Кемеровской области). Через десять лет здесь соорудили доменную печь, затем кричную фабрику, а с 1832 г. -листокатательную фабрику. И завод стал железоделательным.

Особый интерес у тех, кто знакомится с историей Алтайского горного округа, вызывает Нижне-Сузунский завод. Сюда свозили медь со всех алтайских заводов и после доводки до особой чистоты использовали для изготовления монет с изображением герба Сибири.

Для этого в 1766 г. возвели Монетный двор (существовал по 1844 г.). По сведениям алтайского инженера Александра Кулибина (сын знаменитого механика И.П.Кулибина), "поелику же медь сия содержала в каждом пуде золота 35/96 доль и серебра 31 золотник 33/96 доли, то и сама монета была делана 25 рублевая в пуде достоинства". (В России тогда чеканилась монета в 16 рублей из пуда.) В Сузуне до сих пор сохранились отдельные заводские строения, заводское оборудование, плотина, пруд.

Алтайский округ давал России до 70-х гг. XIX в. не менее 1000 пудов серебра ежегодно.

Работа на заводах была очень тяжелой и опасной: невыносимый жар шахтных печей и отражательных горнов, постоянные ядовитые испарения, недостаточная вентиляция, изнуряющий ручной труд. Для засыпки руды, шихты и флюсов рабочий взбирался на печь и безостановочно бросал их в ее открытый огненный зев. Еще тяжелее было в подземных вырубках рудников. Рабочие смены продолжались по 12 часов без перерыва на обед.

О тяжелом положении горнорабочих свидетельствует записка генерал-адъютанта И.В.Анненкова, который ревизовал Алтайский горный округ в 1852 г.

В документе записано: "Алтайский мастеровой служит 35 лет (этот срок был установлен в 1848 г., до того мастеровые работали всю жизнь. - Авт.), во время службы большая часть рабочих получает жалованья от 6 до 9 руб. сер. и должны из этого жалованья одеться; на один зипун и сапоги он должен употребить не менее 3 1/2 руб. сер., между тем ему надобны другие предметы одежды и домашних потребностей, надобен для себя и семейства приварок; все это мастеровой должен выработать в свободное время, или должна выработать жена его, которая сверх того обязана вести домашнее хозяйство, обшить и обмыть всю семью ... большая часть рабочих ... действительно бедны".

Положение приписного крестьянства было не легче. Крестьяне и занимались сельским хозяйством, и обязаны были подушную подать отработать на вспомогательных работах для заводов: возить руду, пилить лес, готовить древесный уголь и возить его на заводы. Приписные крестьяне перевозили ежегодно (в среднем) до 9 млн. пудов руды, угля, извести, вырубали до 65 тыс. куб. сажен дров на уголь и перевозили его; вырубали до 53 тыс. бревен для рудничной проходки.

От эксплуатации мастеровых и приписных крестьян царь ежегодно получал за сданное в казну серебро от 3 200000 до 3300000 рублей.

В последней четверти XIX в., т.е. в годы бурного капиталистического развития в России, горно-металлургическое мануфактурное производство на Алтае пришло в упадок. Интерес Кабинета царя к извлечению доходов от серебряной промышленности переключился на другие статьи, и в 1893 г. основные заводы - Барнаульский, Павловский, Локтевский, Змеиногорский - были закрыты.

Монопольное право осталось за Кабинетом, и он ограничивал частным предпринимателям строительство крупных производств, внедрение машинной техники, оговаривал аренду короткими сроками и высокими процентами. До конца XIX столетия вообще была запрещена аренда земли. Все это тормозило развитие промышленности. Так, например, в 1864 г. братья Пранги построили около Барнаула, недалеко от устья Пивоварки, первый в России содовый завод. Это было передовое промышленное производство. Однако когда в 1879 г. заводчик купил за границей новую паровую машину, то Кабинет наложил вето на ее установку, и в 1907 г. предприятие прогорело.

В конце прошлого - в начале нынешнего столетия были созданы лесопильные заводы в Барнауле, Тальменке, Легостаеве, мукомольные предприятия в Повалихе, Зудилове, Чернопятове, появились пароходы на Оби.

2 декабря 1867 г. открылась телеграфная связь Барнаула с Томском, затем провели телеграф в Бийск и Волчиху.

В 1913 г. началось строительство Алтайской железной дороги в Алтайском округе от Новониколаевска (ныне Новосибирск) через Барнаул на Семипалатинск, а от ст. Алтайской - ответвление на Бийск. Прокладывалась дорога от ст. Татарская на Славгород - Кулунду - Павлодар. Намечена была трасса от Кулунды на Барнаул и далее на Кузнецк. С февраля 1915 г. по железной дороге стали курсировать поезда, возникли железнодорожные мастерские, были построены водопровод и электростанция.

Однако малосильные предприятия, небольшие капиталистические объединения и компании не могли вывести Алтайский округ в число промышленных регионов. Ранее высокоразвитый горный промысел захирел, и край оставался отсталым земледельческим районом Сибири.

СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

На капиталистических предприятиях, на золотых приисках, в мелких мастерских царил тяжелый ручной труд, рабочий день был продолжительным, заработная плата низкой. Все это вызывало недовольство трудящихся края. По призыву социал-демократов рабочие и беднейшие крестьяне поднялись на борьбу за свое социальное освобождение.

13 февраля (ст. ст.) 1894 г., в воскресение, отказались идти на сверхурочные работы рабочие Быстрянского золотого прииска (ныне территория совхоза "Карповский" Солонешенского района). Их оштрафовали. Под руководством своих вожаков - К.Ф.Епифанова, И.И.Логалова, И.С.Костюже, бывшего матроса И.И.Чиликина, О.Ф.Ясинского, П.Д.Конева, алтайца А.И.Карпова - рабочие выступили с едиными требованиями. Ни чиновники, ни полиция не смогли уговорить их приступить к работе. Свыше трех недель стачечники стойко держались. Администрация вынуждена была пойти на уступки, но вожаков отдали под суд.

В 1901-1902 гг. в с. Чистюнька и с. Фунтики (ныне Топчихинский район) вел работу среди крестьян член партии с 1898 г. Н.Н.Баранский, исключенный из Томского университета за революционную деятельность. С 1903 г. социал-демократы в Барнауле стали объединяться, а летом 1905 г. была создана Барнаульская организация РСДРП. Партийная организация возникла и в Бийске.

Революция 1905-1907 гг., как и во всей России, отмечена в Алтайском округе яркими событиями. 20-22 октября 1905 г. в Барнауле проходили массовые митинги и демонстрации под лозунгом "Долой самодержавие!". В Барнауле и Бийске неоднократно бастовали пимокаты, речники, типографские служащие, учащиеся старших классов.

Повсеместными были крестьянские волнения. Крестьяне Сарайского и Шиловского сел под Барнаулом самовольно приступили к порубке кабинетского леса; в с. Алтайском 500 крестьян заставили снять лесную стражу; поднялись крестьяне Смоленской и Сростинской волостей. Начальник Алтайского округа А.Рязанов признавался, что "движение в Бийском уезде носит характер революционного восстания против властей вообще, тогда как в остальных частях округа волнение можно назвать беспорядками аграрного свойства".

13 марта 1906 г. крестьяне с. Гилев Лог оказали вооруженное сопротивление полиции и лесной охране. 18 января 1907 г. крестьяне д. Завьялово вступили в сражение с отрядом казаков. Несколько человек с той и другой стороны были убиты и ранены.

Местные власти и войска ничего не могли поделать. Наконец министр внутренних дел П.А.Столыпин приказал: "Немедленно принять в Бийском уезде энергичные меры войсками. Действовать самым решительным образом и подавить движение силой оружия".

Революция потерпела поражение, но не утихло народное возмущение. В последующие годы большую работу вели здесь видные большевики А.М.Маслов, А.А.Селезнев, С.М.Сычев, И.В.Присягин, М.К.Цаплин и другие.

После февральской революции 1917 г. большевики завоевали возможность работать легально и развернули активную деятельность. Совет рабочих и солдатских депутатов, созданный в Барнауле, 6 декабря взял власть в городе и в Алтайской губернии в свои руки. Советская власть была установлена в Бийске, Камне-на-Оби, Славгороде, в селах всей губернии. Социалистическая революция победила. Трудящиеся массы под руководством партии Ленина стали строить новую жизнь.

Было возобновлено строительство железнодорожной линии от Славгорода на Кулунду, создан Алтайский совнархоз, началась национализация промышленных предприятий и раздача крестьянам бывших царских кабинетских земель, возникли первые коммуны.

Однако в мае 1918 г. контрреволюция подняла мятеж. Страны Антанты, используя силы внутренней контрреволюции, организовали открытую интервенцию против Советской России. В апреле во Владивостоке высадился английский и японский десанты, началась оккупация. В конце мая вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса, спровоцированный контрреволюционным офицерством и представителями Антанты. Белогвардейцы объединились с интервентами. Началась гражданская война.

Пришлось вновь браться за оружие, бороться за Советскую власть. Барнаул был окружен белогвардейцами и 15 июня оставлен красными частями. В тот день большевистская газета "Голос труда" в статье "Советы на Алтае будут" писала: "Под напором превосходящих сил чехословацких мятежников и русских белогвардейцев мы оставляем Барнаул, но мы обязательно скоро вернемся. Советская власть в Сибири и на Алтае снова восторжествует".

Ревком постановил вывести из города отряды Красной гвардии и двигаться в сторону ст. Алей (Алейская). Здесь на митинге по предложению руководителей губернии И.В.Присягина, М.К.Цаплина, М.К.Казакова было принято решение создать объединенный отряд Красной гвардии, выбрать единое командование и совершить рейд в сторону Славгорода на соединение с Красной Армией. Командиром сводного отряда был избран Петр Федорович Сухов, начальником штаба - Дмитрий Григорьевич Сулим.

Сводный отряд, включавший примерно 800-1000 бойцов, с боями продвигался к Сибирской железной дороге. 13 июля в с. Травное (теперь в Новосибирской области) стало известно, что вся Сибирь отрезана белыми от Центральной России. Тогда красногвардейцы решили идти через Алтайские горы в Монголию, а оттуда в Туркестан, где держалась Советская власть. Отряд повернул на юг, в Кулундинские степи. Тяжелые бои под Овечкином, Леньками, Глубоким, Баевом, Шимолино, Вознесенкой, Поспелихой, Мал. Бащелаком, Тележихой измотали отряд, но дух красногвардейцев не был сломлен.

В августе сводный отряд появился в горах. 8 августа красногвардейцы прошли Усть-Коксу и ночь провели в Катанде. После кратковременной остановки в Тюнгуре и частичной смены лошадей отряд направился дальше и вскоре попал в засаду. Окруженные бойцы несколько дней сопротивлялись, их выслеживали поодиночке в горах, пытали, расстреливали, но ни один не попросил жизни предательством.

Перед расстрелом командир отряда Петр Сухов крикнул в лицо палачам: "Вы расстреляли моих товарищей. Расстреляете и меня, но вам не растрелять рабочий класс, не уничтожить дело, за которое мы умираем... Час возмездия недалек!"

Отряд погиб, но он успел создать несколько подпольных организаций в селах, оставил оружие для местных отрядов. Не прошло и года, как в этих местах возникло мощное партизанское движение, приведшее к победе. Летом 1918 г. взялись за оружие и крестьяне. 19 июня волостной совет с. Лаптев Лог Угловского района постановил не признавать белых властей, налогов не платить, парней в белую армию не отдавать. Был создан военно-революционный повстанческий совет (председатель В.П.Руденко, командующий повстанческими силами Г.М.Вельмискин, начальник штаба. И.Ф.Суханов). Важнейшее решение волостного и военно-революционного советов - сохранить Советскую власть. Была организована оборона, установлена постоянная связь со многими волостями, в том числе с восставшей Шемонаихой.

25 августа состоялся съезд восставших волостей - Лаптевлоговской, Шелковниковой, Озернокузнецовской, Угловской, Воздвиженской, Новопокровской. Повстанческие села не давали новобранцев в белую армию, выполняли предписания только военно-революционного совета, не допускали карательные отряды на свою территорию. И только спустя 82 дня, после того как из Семипалатинска были направлены войсковые соединения с артиллерией, повстанческое движение в жестоком неравном бою потерпело поражение. Белые учинили кровавую расправу.

Белогвардейский террор усилился в конце ноября с приходом к власти в Сибири адмирала Колчака. "Верховный правитель" вернул фабрики и заводы капиталистам, раздавал интервентам концессии. Рабочий день был увеличен до 10 часов, запрещались собрания, профсоюзы почти всюду были разогнаны. В городах возникли безработица, инфляция. Цены на продукты выросли в несколько раз.

Аграрная политика Колчака была направлена на восстановление частного землевладения и укрепление кулачества. Трудовое крестьянство должно было нести все расходы на содержание карательной армии, кроме того, выплачивать недоимки с 1914 г. и отправлять детей в белую армию.

Установилась кровавая колчаковская диктатура. Жестоко преследовались коммунисты, революционные рабочие и крестьяне. По определению В.И.Ленина, "Колчак - это представитель диктатуры самой эксплуататорской, хищнической диктатуры помещиков и капиталистов, хуже царской..."
Для организации борьбы против колчаковщины в Сибири в декабре 1918 г. было создано Сибирское бюро ЦК РКП(б), которое находилось при РВС 5-й Красной Армии. В течение полутора лет шла народная борьба против кровавого режима. Красногвардейцы, народные мстители, подпольщики, партизанские полки в Горном Алтае, в Чумышском крае, в степной Кулунде наносили удар за ударом по белогвардейцам.

Барнаул
Памятники В.И.Ленину. Бюсты М.К.Цаплина, Е.М.Мамонтова, И.В.Присягина, Киры Баева; здания, в которых размещались типография газеты "Голос из подполья"; штаб партизанской армии Е.М.Мамонтова; жили М.К.Цаплин, И.В:Присягин, М.И. Ворожцов (Анатолий); здание бывшего Народного дома.

Мемориальный комплекс Славы в честь подвига сынов Алтая в годы Великой Отечественной войны; бюст дважды Героя Советского Союза П.А.Плотникова; монумент в ознаменование столетия горного производства на Алтае.

Памятники И.И.Ползунову, Н.М.Ядринцеву.

Архитектурный комплекс на Пионерской пл.; быв. сереброплавильный завод; ул. Ползунова; памятники деревянного зодчества.
Музеи: краеведческий, изобразительных и прикладных искусств.

Алейск
Место создания красногвардейского сводного отряда под командованием П.Ф.Сухова.

Балыкча
Обелиск в честь первой в Горном Алтае коммуны.

Бийск
Памятники В.И.Ленину. Обелиски: "Мужественным борцам за дело пролетарской революции", "Борцам за торжество идей социализма"; дома, где в 1918 г. размещались штаб Красной гвардии, Бийское бюро РКП(б) и Совет рабочих и крестьянских депутатов; штаб партизанских отрядов; дом, в котором жил И.Я.Третьяк и останавливался М.И.Калинин. Краеведческий музей.

Боровское
Место боя зиминских повстанцев с карателями в 1919 г.

Верх-Уймон
Место остановки экспедиции Н.К.Рериха.
Филиал краеведческого музея.

Волчиха
В 1919 г. здесь размещался Западно-Сибирский исполком Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Горно-Алтайск
Братская могила борцов за социализм; здание, в котором выступал М.И.Калинин. Краеведческий музей.

Заринск
Здание, где в декабре 1919 г. проходил съезд партизан Чумышской волости; мемориал "Поле коммунаров".

Зимино
Центр повстанческого партизанского движения против колчаковщины в 1919 г.

Змеиногорск
Здание, в котором в 1918 г. проходил 1-й уездный съезд Советов.
Здесь работали К.Д. и П.К.Фроловы, И.И.Ползунов; быв. Змеиногорский рудник. Музей горнорудного дела на Алтае.

Камень-на-Оби
Здания, в которых в 1917 г. проводились I-IV съезды Советов Каменского уезда; размещался штаб партизанского отряда И.В.Громова. Городской краеведческий музей.

Колывань
Братская могила партизан. Старый комплекс камнерезной фабрики; современная камнерезная фабрика.

Кош-Агач
Здесь в июле и сентябре 1921 г. 185-й полк разгромил банду Кайгородова.

Леньки
В 1919 г. здесь состоялся съезд Советов, на котором был избран Западно-Сибирский областной исполком Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (облаком) во главе с П.К.Голиковым.

Манжерок
Памятник В.Я.Шишкову.

Новоярки
Место объединения партизанских отрядов Каменского уезда. Был избран главный военно-революционный штаб Алтайской губернии.

Онгудай
Здесь в 1919 г. размещались штаб и части Горно-партизанской дивизии под командованием И.Я.Третьяка.

Павловск
Здесь в 1918-1919 гг. работала подпольная ячейка большевиков; был создан военно-революционный штаб.
Комплекс бывшего Павловского сереброплавильного завода. Картинная галерея.

Панкрушиха
В 1919 г. здесь произошел бой партизан Е.М.Мамонтова с белогвардейцами.

Полковниково
Родина Г.С.Титова. Музей космонавтики.

Поспелиха
Место боев в 1919 г. партизанской армии под командованием Е.М. Мамонтова. В 1919 г. здесь восстали и перешли на сторону партизан 43-й и 46-й колчаковские полки.

Родино
В 1918 г. через село проходил отряд П.Ф.Сухова; мемориал "Ильичеве поле".

Рубцовск
Братская могила борцов за власть Советов. Памятники М.И.Калинину, С.М.Кирову. Краеведческий музей.

Славгород
Здание, в котором в 1918 г. размещался военно-революционный штаб Славгородско-Чернодольского восстания.

Солонешное
Братская могила партизан и красногвардейцев отряда П.Ф.Сухова.

Солоновка
В 1919 г. на подступах к селу произошел бой партизан с колчаковскими частями.

Сростки
Родина В.М.Шукшина. Дом-музей В.М.Шукшина.

Суетка
В 1918 г. через село проходил красногвардейский отряд суховцев.

Тальменка
В 1918 г. здесь шли бои красногвардейских отрядов Алтая с белочехами и белогвардейцами; бои между партизанами Чумышской дивизии и отступавшими из Барнаула колчаковцами.

Теньга
Место боев в октябре 1919 г. 1-й и 2-й Горно-партизанских полков с карателями.

Топчиха
Место боев красных партизан с колчаковцами в 1919 г.

Тюменцево
В 1918-1919 гг. здесь работала подпольная группа большевиков; в 1919 г. полк "красных орлов" разгромил крупный карательный отряд.

Усть-Кан
Здесь 2 октября 1919 г. 1-й и 2-й Горно-партизанские полки под командованием И.Я.Третьяка разгромили белоказаков и каракорумцев, а 14 октября - отряд Серебренникова.

Усть-Кокса
Место расположения осенью 1919 г. главного военно-революционного
штаба повстанческих отрядов Уймонской долины, из которых позднее был сформирован 3-й полк Горно-партизанской дивизии под командованием И.Я.Третьяка.

Усть-Мосиха
Здесь 13-14 августа 1918 г. под руководством большевиков началось восстание крестьян.

Усть-Чарышская Пристань
В период Зиминского восстания каратели уничтожили около тысячи повстанцев.

Хабары
Здесь был создан районный военно-революционный штаб для борьбы с колчаковцами.

Немал
Братская могила партизан и чоновцев, погибших в боях с белобандитами.

Черный Ануй
Место объединения в 1919 г. партизанских полков И.Л.Никифорова и П.Д. Кокорина в бригаду под командованием И.Я.Третьяка (позднее Горно-партизанская дивизия).

Шипуново
Место боев в 1919 г. партизан с колчаковцами.

Алтайский край стал одним из наиболее крупных очагов партизанского движения в Сибири. Непосредственными организаторами масс являлись большевики. Подпольная коммунистическая ячейка действовала в с. Зимино Топчихинского района. Один из ее организаторов - рабочий большевик Г.С.Ивкин, который в начале 1918 г. приехал из Петрограда с группой товарищей создавать коммуну в Локтевской степи. В Усть-Мосихе действовала подпольная ячейка под руководством А.Н.Данилова. В Каменском уезде создал партизанский отряд И.В.Громов. Был сформирован партизанский отряд Е.М.Мамонтова в Волчихинском районе.

Восстание против белогвардейцев началось 2 августа 1919 г. по призыву подпольной ячейки с. Зимино и сразу же распространилось на громадную округу. Объединение всех партизанских отрядов Барнаульского, Славгородского и Каменского уездов произошло в начале сентября. Командующим партизанской армией был избран Е.М.Мамонтов, командующим корпусом - И.В.Громов, начальником главного штаба - Я.П.Жигалин. Была очищена от белых огромная территория степной части края и восстановлена Советская власть.

Массовое партизанское движение развернулось также в Горном Алтае и в предгорьях. Здесь сформировался 1 -й горно-партизанский полк под командованием И.Л.Никифорова, из ануйских отрядов образован 2-й полк под командованием П.Д.Кокорина. В Уймоне был создан 3-й полк и возникла 1-я Горно-алтайская партизанская дивизия (командир И.Я.Третьяк). Горно-алтайские партизаны вели бои по Чуйскому тракту, у с. Туэкта и Алтайское.

На правобережье Оби, в Чумышском районе, из нескольких отрядов была создана 1-я Чумышская партизанская дивизия под командованием М.И.Ворожцова (Анатолия).

Осенью 1919 г. фронт партизанской борьбы значительно расширился. Красная Армия теснила колчаковцев на Восточном фронте. 14 ноября был освобожден Омск, резиденция Колчака. В этот же день начались упорные бои красных партизан с колчаковскими полками под с. Солоновка, длившиеся трое суток и закончившиеся победой партизан. Началось успешное наступление на Славгород, Камень-на-Оби, Рубцовку, Барнаул.

2 декабря в Славгород вошли соединения 227-го Владимирского полка 26-й Краснознаменной Златоустовской стрелковой дивизии 5-й армии. Именно в этот день ВЦИК РСФСР вынес постановление о награждении 5-й армии орденом Красного Знамени.

Партизанское движение сыграло большую роль в разгроме белогвардейщины. В повстанческое движение было вовлечено около 100 тыс. человек. Только в партизанской армии под командованием Е.М.Мамонтова находилось свыше 20 тыс. бойцов, в конце декабря - около 40 тыс.; в дивизиях под командованием И.Я.Третьяка - свыше 18 тыс., под командованием М.И.Ворожцова (Анатолия) - до 10 тыс. Белогвардейское командование было вынуждено снимать воинские части с фронта и направлять на подавление повстанцев. Лишь в Солоновском бою было отвлечено не менее 15 тыс. солдат с пушками, пулеметами, бронепоездами и кадровый офицерский состав.

Подвиги героев-партизан, большевиков-подпольщиков вошли в историю советского народа немеркнущей славой. Их боевые дела не забудутся в веках и будут служить для молодого поколения образцом преданности делу коммунизма, верности своему патриотическому долгу.

МИРНОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Начало мирного социалистического строительства после гражданской войны было сопряжено с большими трудностями. Внешний рынок оказалcя отрезанным, капиталисты не шли на возобновление контактов.

Для Алтая зарождение одной из ведущих ныне отраслей края - химической - связано с именем Ленина. В то время не хватало многих остродефицитных материалов, в частности соды. Вот почему, когда по заданию Главхимпрома ВСНХ алтайский инженер В.А.Геблер в 1921 г. предоставил расчеты изученных им озер Кулунды, Советское правительство решило начать здесь промышленное производство соды.

В октябре 1921 г. В.И.Ленин подписал проект постановления Совета Труда и Обороны о постройке Петуховского содового завода. Строительство это было признано срочным делом государственной важности. В 1922 г. завод уже выдавал первую продукцию.

Развитие химической промышленности продолжалось и в последующие годы. В 1927 г. геолог М.И.Кучин исследовал озеро Танатар. Там началось строительство Михайловского завода, сначала как филиала Петуховского, но вскоре Михайловский завод вырос в комбинат кальцинированной соды.

Впоследствии возникли новые производства: Кучукский сульфатный комбинат, Славгородский химический завод, Бурлинский соляной промысел. Алтайский край превратился в край "большой химии".

Одним из старейших предприятий является Барнаульский канифольно-терпентинный завод, новостройка первой пятилетки. Он создан в 1928 г. и тогда же переработал 300 т живицы. Барнаульский завод в первый же год позволил СССР освободиться от заграничной зависимости в ценнейшем сырье и начал поставки на экспорт.

Гордостью промышленности предвоенных пятилеток явилось создание за короткий срок, 1932-1934 гг., Барнаульского меланжевого комбината с законченным циклом производства - отделочным, прядильным и ткацким.

Большие изменения произошли и в сельском хозяйстве. Алтайские крестьяне (в первую очередь переселенцы) одними из первых осуществили призыв В.И.Ленина объединяться. Еще в марте - апреле 1917 г. новоселы из д. Таловка, Катково, Рубцово, Кызиха, Ивановка и ближайших поселков создали комитеты и, заняв свободные земли крупных арендаторов бывшего Кабинета, приступили к запашке. В конце 1917 г. они организовали первые в Алтайском крае и в Сибири коммуны, назвали их "Петроградская" и "Владивостокская". Коммунары стали инициаторами в проведении национализации имущества крупных арендаторов. Однако в конце лета 1918 г., после контрреволюционного переворота, кулаки совместно с левыми эсерами, создав свой карательный отряд, жестоко расправились с коммунарами.

Еще одна коммуна, "Наш путь", возникла весной 1918 г. в с. Локоть. Ее создали рабочие петроградского оружейного завода. Сюда приехало 30 семей (120 человек). Открыли мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники, получили от уездного Совета участок земли в 450 десятин (южная часть Катковской степи). Коммунары помогли создать и укрепить волостной и сельские Советы. Летом 1918 г. после контрреволюционного переворота организаторов этой коммуны арестовали.

Был организован и первый совхоз - на базе национализированного конезавода купца Винокурова (около с. Тюменцево).

Однако мирно трудиться стало возможно лишь после разгрома колчаковщины и восстановления Советской власти. В 1920 г. было создано несколько десятков коммун и артелей. Их организаторами, как правило, становились бывшие партизаны.

На месте нынешнего Заринска была создана коммуна "Заря коммунизма". Организатор ее - Иван Большанин смог объединить единомышленников. Построили свиноферму, создали пасеку, открыли избу-читальню, послали ходоков в Москву за трактором. Несмотря на то что кулаки захватили и убили организаторов, коммуна жила. В 1929 г. она перешла на устав колхоза. Теперь на ее землях - поля совхоза "Сорокинский".

На землях нынешнего совхоза "Свободный" в 1920 г. была создана коммуна "Свобода". Коммунары послали ходоков - Я.Жестовского и А.Полошкова - к В.И.Ленину за помощью. Вскоре в адрес коммуны прибыл трактор английской марки. Осенью 1922 г. первое целинное поле было вспахано на этом тракторе Ефимом Терлыченко.

Поле коммунаров не забыто, люди стали называть его Ильичевым. Здесь начинают в районе весеннюю пахоту, здесь дают старт и жатве. У мемориальной зоны проходит посвящение в механизаторы, отсюда уходят в армию на службу молодые призывники. Эстафета "Ильичево поле", проводимая крайкомом комсомола, стала яркой формой воспитания молодежи на революционных и трудовых традициях старшего поколения.

Типична история колхоза имени Ф.М.Гринько Шипуновского района. На месте нынешнего с. Родино когда-то была кулацкая заимка. Сюда в 1921 г. из с. Зеркалы переселилось несколько семей красных партизан, которые организовали коммуну "Новый свет". Организаторами были большевики, бывшие партизаны Ф.В.Брусенцов, Ф.К.Поликарпов, Ф.П.Тумашов, И.Г.Котов. Коммуна росла и крепла. Кулаки видели в ней своего врага и устраивали против нее всевозможные диверсии: избивали коммунаров, отравляли скот, поджигали хлеб. Но кулацкие вылазки не поколебали коммунаров. В 1934 г. коммуна перешла на устав колхоза.

В сентябре 1986 г. на поле бывшей коммуны "Майское утро", на родине космонавта Г.С.Титова, установлен памятный знак.

Движение за коллективный труд в сельском хозяйстве победило, к концу 1932 г. в колхозы объединилось свыше 72 процентов крестьянских хозяйств, на долю колхозов и совхозов приходилось свыше 93 процентов всех обрабатываемых земель. Через два года была завершена коллективизация и в Горно-Алтайской автономной области.

ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ

Начавшаяся Великая Отечественная война многое изменила в жизни Алтайского края. В дни войны через Алтай не проходила линия фронта, над алтайскими селами не гудели вражеские самолеты, города не знали затемнения. Но Алтай воевал. На всех участках фронта сражались его сыны и дочери.

В самые первые дни войны началось формирование алтайских дивизий, которые прошли через битвы на самых ответственных и решающих линиях фронта. Алтайцы сражались на подступах к Москве, на Волге и на Северном Кавказе, на Днепре и на Днестре, в Прибалтике и в Берлине.

... Несколько сот тысяч воинов ушли на фронт - свыше 120 тыс. не вернулись с полей сражений. Родина высоко оценила подвиги героев. Более 76 тыс. фронтовиков были награждены боевыми орденами и медалями, свыше 300 человек удостоены звания Героя Советского Союза, более 60 - кавалеры ордена Славы трех степеней.

Навечно останутся в памяти живущих имена тех, кто не вернулся с полей сражений. В числе двадцати восьми легендарных панфиловцев - шесть воинов с Алтая: В.Г.Клочков, П.К.Емцов, Н.И.Трофимов, А.И.Крючков, Г.С.Митин, И.Д.Шадрин, который чудом остался жив и после освобождения из фашистского концлагеря узнал, что награжден медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.

Подвиг Александра Матросова повторили восемь коммунистов и комсомольцев Алтая: П.И.Аврамков, А.Н.Калинин, Л.А.Черемнов, А.С.Красилов, И.И.Вершинин, А.И.Ощепков, М.А.Паршин, В.Е.Смирнов.

Имена сотен Героев Советского Союза связаны с Алтаем. Одними из первых Героев страны стали его сыновья: И.И.Евсевьев, награжденный высокой наградой в 1937 г. за бои в небе Испании; И.Н.Мошляк и С.Н. Рассоха, удостоенные звания Героя за мужество и отвагу, проявленные в боях на озере Хасан в 1938 г. Ровно через месяц после начала Великой Отечественной войны посмертно награжден медалью "Золотая Звезда" А.М.Грязнов. Дважды Героем Советского Союза стал воспитанник алтайского комсомола летчик П.А.Плотников.

В годы Великой Отечественной войны на Алтай было эвакуировано население западных районов страны. Край принял около 11 тыс. эвакуированных детей. Вспоминая это время, актер и режиссер Леонид Быков, приезжавший в Барнаул с премьерой фильма "В бой идут одни старики", на одной из встреч с алтайскими трудящимися говорил: "Сто раз скажу: спасибо тебе, Барнаул, ты заботливо приютил в военное лихолетье тысячи ребятишек - донецких, харьковских, московских и ленинградских. Прошло тридцать лет, но мне всегда при слове "Барнаул" вспоминается хлеб. Нам дал его Алтай, барнаульцы делили с нами свой кров и тепло".

Во время войны в край было перебазировано более 50 промышленных предприятий из европейской части страны, работу которых предстояло наладить в невероятно короткие сроки. Это значило: создать самостоятельную энергетическую базу, развернуть громадное промышленное и жилищное строительство, подготовить собственные кадры строителей, станочников; обеспечить всех необходимыми продуктами питания.

В конце 1941 г. в Барнаул прибыли строительные подразделения Горьковского автомобильного завода (трест Стройгаз). Это ускорило возрождение эвакуированных заводов. Быстро возникли заводы транспортного машиностроения имени В.И.Ленина (оборудование из Харькова), котельный (из Ленинграда), спичечная фабрика (из г. Речицы Гомельской области), заводы аппаратурно-механический, станкостроительный и др. В Бийске был возведен котельный завод, в Рубцовске - тракторный, в Новоалтайске - Алтайский вагоностроительный завод.

И старые предприятия, и вновь возникшие в годы войны сыграли огромную роль в экономике СССР. Кроме необходимой военной продукции, промышленность края производила двигатели внутреннего сгорания, радиоаппаратуру, энергетические котлы, махорку, папиросы, спички, мыло. Ежегодно в крае вырабатывалось свыше 30 млн. м тканей, свыше 1 млн. пар кожаной обуви, около 1 млн. пар валяной обуви.

Восстановление бывших эвакуированных заводов дало возможность уже в 1944 г. увеличить выпуск валовой продукции промышленности края почти в два раза.

"Все для фронта, все для победы!" - под этим лозунгом самоотверженно трудились жители края.

В годы Великой Отечественной войны на плечи тружеников сельского хозяйства востока страны пала огромная ноша - надо было восполнить потери западных хлебных районов. Алтайский край к тому времени занимал видное место в производстве сельскохозяйственной продукции. Теперь его роль значительно возрастала. Трудящиеся это понимали. Примечательно, что уже на третий день войны, 24 июня 1941 г., "Правда" писала о патриотическом порыве колхозников Алтайского края. Звеньевая колхоза "Труд Ленина" Барнаульского района Екатерина Тупицына заявила: "Будем работать от зари до зари и еще больше крепить хозяйственную и военную мощь нашей любимой Родины". А домохозяйка Нина Сомина сказала, что хотя она и не колхозница, но решила помогать колхозу до тех пор, пока Красная Армия не разгромит фашистов.

Край должен был в 1941 г. увеличить посевную площадь на 278 тыс. га. Колхозы перевыполнили этот план - было поднято 452,6 тыс. га новых земель. В сообщениях ТАСС неоднократно упоминалось о трудовых победах на хлебном фронте. Так, в сообщении от 2 декабря 1942 г. говорилось, что колхозы Горно-Алтайской автономной области выполнили план хлебозаготовок и сдали государству на 100 тыс. пудов зерна больше, чем в прошлом году. Еще через год ТАСС сообщал, что совхозы края сдали государству хлеба на 97 тыс. центнеров больше, чем в 1942 г., а один Катуньский племсвиносовхоз вывез сверх плана 610 ц хлеба.

Из этих центнеров слагалась Победа. Несмотря на большие трудности, нехватку техники, удобрений, значительное сокращение рабочей силы, особенно специалистов и механизаторов, изношенность материальной базы сельского хозяйства, край за четыре года войны дал стране 9443 тыс. пудов мяса, 2 200 тыс. пудов животного масла, 735232 пуда сыра и много других продуктов.

Как на фронте солдаты, так и в тылу люди показывали образцы героической самоотверженности, преданности делу социалистической Родины, приближали Победу.

По достоинству был отмечен трудовой подвиг алтайцев: свыше 213 тыс. тружеников тыла были награждены медалью "За доблестный труд".

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ СЕГОДНЯ

По пути интенсивного развития

В последние десятилетия резко изменилась отраслевая структура промышленного развития Алтайского края. Завершение строительства эвакуированных предприятий, а затем их реконструкция выдвинули на первое место машиностроение и металлообработку. Эта отрасль - полностью детище Советской власти. Она включает производственные объединения и машиностроительные заводы. Среди них крупнейшие в Союзе предприятия сельскохозяйственного машиностроения. На алтайских заводах создаются тракторы и плуги, моторы, котлы и механические прессы, буровые станки, газосварочная аппаратура, цельнометаллические магистральные вагоны, аппараты для молочной и пищевой промышленности и многое другое. По выпуску тракторов, плугов, паровых котлов Алтай занимает ведущее положение в стране.

В послевоенные годы и алтайская химическая промышленность обогатилась новым производством: в 1960 г. на объединении "Химволокно" была получена первая нить синтетического шелка. Производство разрослось, стали делать шины, пластмассы, а в 1983г. вступила в строй первая линия нового гиганта - завода синтетического волокна.

В начале одиннадцатой пятилетки вступила в строй первая батарея Алтайского коксохимического завода в г. Заринске. Он производит удобрения для сельского хозяйства, вырабатывает бензол, каменноугольную смолу и другие химические вещества.

В новый этап развития вступил железнодорожный транспорт. Была проведена линия от ст. Кулунда на Барнаул и далее до ст. Артышта в Кузбассе (часть Южсиба), затем проложена железная дорога от пос. Алтайский на Камень-на-Оби и до ст. Карасук (часть Средсиба). Эксплуатационная длина дорог составила 1700 км. В 1980 г. было закончено строительство линии от ст. Малиновое озеро до Турксиба (ст. Локоть). Одновременно на Турксибе шла прокладка вторых путей (Барнаул - Семипалатинск) и электрификация этой линии.

Увеличение длины железных дорог, обновление технической базы путевого хозяйства и подвижного состава резко увеличили пропускную способность и грузооборот Алтайского отделения дороги. Важнейшие народнохозяйственные грузы из промышленного Кузбасса прямым сообщением идут в Казахстан, Среднюю Азию, на Урал.

Отлично развиты в крае текстильная и трикотажная промышленность, легкая, пищевая, промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья.

Промышленное производство развито во всех местах края, но более всего оно сосредоточено в Барнаульской агломерации (Барнаул, Южный, Новоалтайск, Зудилово, Белоярск), в Бийском и Рубцовском промышленных узлах, а также в городах Заринске, Славгороде, Камень-на-Оби. Алтайский край превратился в мощную индустриальную часть Западно-Сибирского экономического района.

Высокоорганизованной отраслью экономики является и сельское хозяйство. Край издавна славится хлебом, продуктами животноводства, промышленной свеклой, техническими культурами, пантовым мараловодством, тонкорунным овцеводством, пчеловодством и разведением пушных зверей.

Особых успехов сельское хозяйство края достигло в период освоения целинных и залежных земель. Оно вошло в историю нашей Родины как выдающийся трудовой подвиг.

Первый всесоюзный эшелон добровольцев был направлен в Алтайский край. Поезд прибыл в Барнаул рано утром 28 февраля 1954 года. Всего на новые земли приехало 53 тыс. рабочих и специалистов. Целинники получили много техники: 14 614 тракторов, 7 748 зерновых комбайнов, около 14 тыс. автомашин. Сразу же было вовлечено в хозяйственный оборот 2,9 млн. га площадей, тогда как примерно за 250 лет всего русского земледелия в крае было освоено 3,7 млн. га земель.

Движение за освоение целины изменило судьбы многих людей. Целое поколение молодежи, комсомольцев стали целинниками, связали свою жизнь с сельским хозяйством Алтая. Труд окупился сторицей. Было создано 155 совхозов и колхозов, построено 49 крупнейших хлебоприемных и перерабатывающих предприятий. За минувшие десятилетия сформировалось высокопроизводительное многоотраслевое сельское хозяйство, которое стало сердцевиной современного агропромышленного комплекса края, способного успешно решать задачи Продовольственной программы.

Основа его - 7 млн. га пашни. Высоко ценится алтайская пшеница сильных и твердых сортов. В крае создана крупнейшая в стране отрасль животноводства, насчитывающая на 1 января 1986 г. 2 255,7 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 811,4 тыс. коров, 872,2 тыс. свиней, 3173,9 тыс. овец и коз.

У Алтайского края широкая перспектива в будущем. Осуществляются намеченные партией и правительством мероприятия, нацеленные на решение проблем, определяющих темпы и характер социалистического развития на современном этапе.

В крае намечено построить новые предприятия, среди них кожевенномеховой комбинат, швейную фабрику в Заринске, завод мостовых конструкций Министерства автодорог в Заринске, завод металлоконструкций для животноводческих помещений в Новоалтайске, кирпичный завод в Поспелихе.

Особое развитие получит энергетика: строятся Барнаульская ТЭЦ-3 на пять энергоблоков и три турбины, Бийская, Заринская, Рубцовская ТЭЦ, а также Славгородская и Новоалтайская ГРЭС. Для перегона мощностей этих станций будет проложено 19 тыс. км новых линий электропередачи. Одновременно создается уникальный электромост от Экибастузской ГРЭС -линия под напряжением в 1 млн. 150 тыс. вольт! Такого гиганта не знала еще мировая практика.

Намечено строительство первой Катунской гидроэлектростанции у с. Еланда, вводятся новые мощности на Барнаульском заводе синтетического волокна, на заводе транспортного машиностроения имени В.И.Ленина, станкостроительном.

Огромны перспективы в развитии сельского хозяйства. Особое значение придается мелиоративному строительству. В марте 1983 г. Политбюро ЦК КПСС обсудило подготовленные Советом Министров СССР предложения об ускорении строительства в Алтайском крае оросительных систем для увеличения производства зерна. В этих целях намечается осуществить большой объем работ по мелиорации и сельскохозяйственному освоению земель. Планируется создание зон гарантированного производства высокоурожайных кормовых культур.

Построен Кулундинский канал на 182 км, завершена вторая очередь Алейской оросительной системы, начато строительство Бурлинской оросительной системы. В Славгороде будет создан завод железобетонных изделий объединения "Алтайводстрой", в Камень-на-Оби вступила в строй первая очередь завода железобетонных изделий для мелиоративных строек.

Большинство населения края, 85 процентов, составляют русские, проживающие на всей его территории. Живут здесь также, преимущественно в степной полосе, украинцы, белорусы и другие народности нашей страны. На юго-востоке региона и на юге Кулундинской степи встречаются казахские аулы. Коренное население этих мест - алтайцы - проживает в Горно-Алтайской автономной области.

В 1987 г. исполнилось 50 лет со дня образования Алтайского края в современных границах. За эти годы Алтай стал крупным регионом Западной Сибири с численностью населения, приближающейся к 3 млн. человек.

Сегодня историю Алтая, как и всей страны, вершат подлинные хозяева -советские трудящиеся. Это они создают материальные и духовные ценности современного социалистического общества. За большие трудовые достижения Алтайский край в 1970 г. был награжден орденом Ленина. Овеянный легендами и преданиями, Алтайский край превратился из собственности царского Кабинета в могучий край социалистических новостроек, край большого будущего.
Развитие культуры в Горно-Алтайской области

С древних времен на современной территории Горного Алтая проживает тюркоязычный народ - алтайцы, потомки древних тюрков Сибири, создавших крупные государственные объединения в V-IX вв. Но в народность они сложились лишь за годы Советской власти. Разрозненные племена образовали алтайский народ, говорящий на одном языке и имеющий самобытную культуру.

Благодаря Великой Октябрьской революции, победе социализма, ленинской национальной политике алтайский народ стал полновластным хозяином своей судьбы.

Ярким проявлением торжества ленинской национальной политики явилось образование в 1922 г. в Горном Алтае автономной области. Здесь в основном сосредоточено коренное население региона.

Это важное событие способствовало пробуждению неиссякаемых источников народной инициативы и творческой самодеятельности алтайцев, укреплению и развитию их экономики и культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. От патриархально-феодального уклада к строительству коммунизма - таков гигантский скачок алтайского народа за сравнительно короткий исторический период.

За годы Советской власти неузнаваемо изменилась древняя земля Горного Алтая. Вместо дымных аилов на местах бывших кочевий построены современные села и поселки со школами, Домами культуры, больницами, магазинами. Величественно вписались в горный пейзаж высоковольтные линии электропередачи.

Вместо вьючных троп по горам и долинам проложена широкая сеть автомобильных дорог. Горный Алтай с севера на юг пересекает знаменитый

Чуйский тракт, который связывает нашу страну с Монгольской Народной Республикой.

Сейчас в области рука об руку трудятся алтайцы и русские, казахи и украинцы, представители около 40 национальностей и народностей нашей страны.

Промышленные предприятия области сегодня дают стране древесину, мебель, гардинно-сетчатое полотно, ткани, обувь, электросамовары и другую продукцию. Наряду с производством шерсти, молока и мяса Горный Алтай стал крупнейшим в стране производителем козьего пуха и пантовой продукции, из которой вырабатывают ценнейшее лекарство пантокрин. За это время здесь выросли талантливые писатели, ученые, учителя, артисты, врачи - представители многих современных профессий.

Всеобщий подъем материальной и духовной жизни трудящихся автономной области способствовал дальнейшему развитию художественной культуры. Это стало возможным благодаря тесному содружеству с культурами других братских народов нашей страны, прежде всего русского народа.

Алтайцы наследовали от своих предков богатейшее устное творчество, которое непрерывно обновлялось и обогащалось. По своему художественному достоинству, эмоциональному воздействию, образному богатству алтайские народные сказания ставятся в один ряд с такими замечательными эпическими произведениями, как русские былины, нартские сказания, "Манас", "Калевала" и т.д. "Собрание народных героических сказаний", выпущенное Горно-Алтайским научно-исследовательским институтом истории языка и литературы, составило 11 томов.

Бесценные народные творения сохранены и пронесены через все бури времени памятью и талантом кайчи - сказителей, певцов - рапсодов, которые обладают даром горлового пения. Они исполняют героические сказания порой в течение нескольких дней и ночей своеобразным горловым звуком - каем под аккомпанемент топшура - двухструнного музыкального инструмента. Такое пение представляет собой низкий горловой речитатив, требующий большого вокального искусства.

Сказители издревле пользовались большой любовью и уважением народа. В сказаниях, раздольных песнях испокон веков воспевались красота и щедрость родной земли, мечты и чаяния простого человека, возвышались доброта, жизнелюбие, справедливость. Простой человек боролся и побеждал своего врага силой, умом и смекалкой. Герою помогала преодолевать препятствия сама природа: горы, леса, реки - Алтай-родина. Вместе со сказителем переживали, плакали и радовались слушатели. Для а