Полезное в библиотеке

Памяти Марии Арустамовой,
инициатора моих экспедиций
по Малому Кавказу

Не было такой книги, которая называлась бы "Малый Кавказ", тем более не было ни одной книги по этому региону, которая отвечала бы спортивным запросам самодеятельных туристов.
Лучшая книга из изданных центральными издательствами, которая включает Малый Кавказ как составной регион, путеводитель Г. Гвелесиани и др. "По Закавказью" содержит лишь краеведческий материал. Страноведческий характер носят в 20-томнике "Советский Союз" книги "Армения", "Грузия", "Азербайджан". В них нет сведений, которые дали бы возможность подобрать технические характеристики для разработки категорийных самодеятельных маршрутов.
То же можно сказать о прекрасно изданной книге С. Лупандина и В. Пеунова "Туристские путешествия по СССР", 1978 г. Она посвящена всему туристскому Кавказу, однако рассчитана исключительно на плановых туристов - предлагает аннотации 109 так называемых номерных маршрутов. Аналогичные описания издаются по отдельным плановым маршрутам (туристские схемы) Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Самодеятельному туристу стоит познакомиться с этой книгой: она содержит выверенную характеристику описываемых маршрутных лент, давая представление о наиболее доступных и массово посещаемых местах. Но советуем при чтении этой книги так намечать свой маршрут, чтобы он не следовал по плановому, ибо такое наложение лихорадит работу туристских баз, регулярно посещаемых в сезон группами с определенным числом туристов.
Мы бы советовали туристам воспользоваться и другими книгами по регионам Малого Кавказа (см. список рекомендуемой литературы). Особенно книгой Е. Котлярова, которая предназначена непосредственно самодеятельным туристам и содержит техническое описание маршрутов (правда, всего трех) по азербайджанскому Малому Кавказу.
Единственная предшественница этой книги, полностью охватывающая регион Малого Кавказа и рассчитанная именно на самодеятельных туристов, - это статья Н. Федоровой "Малый Кавказ" в альманахе "Ветер странствий", вып. 12, М., ФиС, 1977. В сжатой форме автор на примере 16 маршрутных лент показывает максимальные спортивно-технические возможности туризма на Малом Кавказе.
В данной книге приводится конспективное описание 87 маршрутных лент - практически всех интересных в спортивном отношении объектов Малого Кавказа. Объем книги не позволяет дать в равной степени техническую и историко-краеведческую характеристики региона. Автор описал в основном лишь те объекты, которые не встречаются в рекомендуемой массовой литературе. Будем считать, что это издание - пробный краткий вариант более совершенного.
Все фотоснимки принадлежат автору. Они призваны не только пояснить текст, но и несут дополнительную информацию. Если есть под снимком дата, можно оценить состояние маршрута (снежный покров, растительный покров и т. п.) применительно ко времени года.
Предложенные в книге категории трудности вершин, частей хребтов и перевалов являются оценкой автора. Они приведены как ориентир, без которого немыслимо сообщить читателю, чему же соответствует сложность каждого из них. Их можно будет уточнить, если читатель, совершив путешествие, пришлет в издательство для передачи автору свои соображения или копию отчета.
Сбор материалов для этой книги проведен почти исключительно в научных экспедициях по моделированию маршрутов древних сухопутных и речных караванных путей. В отдельных экспедициях автор преодолевал по 2500 км. Конечно же, если бы не помощь на месте, прежде всего секретарей райкомов партии, такие сквозные знакомства с Малым Кавказом были бы невозможны. Поэтому я должен поблагодарить здесь всех, кто помог мне собрать материал и написать эту книгу, в первую очередь моих спутников на самых сложных участках Малого Кавказа: к вершинам Капыджыг (3904 м) и Казангельдаг (3949 м) - Николая Сальцева (Нахичевань), по каньону Саккарджур к одноименному озеру и Аичонгалу (3750 м) - первого секретаря райкома партии Юрика Аракеляна (Мегри).
Я благодарен Н. Анохиной (Москва), А. Султанову, Т. Сальцевой (Нахичевань), В. Алиеву (Баку), И. Курбанову (Нефтечала), М. Мамедову (Сабирабад), Г. Исмаил-заде (Имишли), В. Исмаилову (Ждановск), Н. Аббасову (Агджабеди), С. Исрафилову (Аггельский заповедник), Р. Сафаралиеву (Барда), А. Гасанову, М. Джафарову (Кировабад), Т. Оруджеву (Агдам), Я. Багунцу (Мардакерт), И. Надирову (Кельбаджар), М. Джабарову (Лачин), С. Карапетяну, Э. Каграманяну (Степанакерт), В. Григоряну (Гадрут), К. Ахмедову, М. Аббасову (Физули), К. Агаеву (Джебраил), Р. Манучаряну (Мегри), А. Акопяну (Кафан), А. Арутюняну (Горис), С. Мкртчяну (Джермук), 3. Балаяну, Р. Варданяну, А. Арутюняну, Г. Мелик-Степанян, Л. Ташчян (Ереван), О. Гигинеишвили, Н. Гавашели (Тбилиси), Д. Маруашвили (Аспиндза), Э. Месхидзе (Ахалцихе), Т. Петашвили (Адигени), Р. Кониадзе (Хуло) и А. Чакселиани (Маяковский), а также упоминаемым в книге местным жителям, которые поведали мне легенды о седой старине Малого Кавказа или показывали на месте исторические достопримечательности.
В книге принят ряд сокращений: Главный Водораздельный хребет (ГВХ), грузинский - гр., армянский - арм., азербайджанский - аз., скотоперегонная тропа - СПТ, караванная тропа - КТ, селение - сел., около - ок., г. - город, Центральный Совет по туризму и экскурсиям - ЦСТЭ, Московский областной Совет по туризму и экскурсиям -МОСТЭ.

Где он, этот Малый Кавказ

Орографическая схема Малого Кавказа
На гигантском перешейке между Черным и Каспийским морями, не рассеченные ни одной рекой, тянутся почти параллельно главные водораздельные хребты Большого и Малого Кавказа - ГВХБК и ГВХМК. Обе составные части ограничены как с севера, так и с юга водосборами рек бассейнов Черного и Каспийского морей.
ГВХБК ограничивают с севера водосборы рек Кубани (черноморский бассейн), Кумы, Терека, Сулака, Самура (каспийский бассейн) и мелкие реки северо-восточного Азербайджана, а с юга водосборы рек Риони (черноморский бассейн) и Куры (каспийский бассейн).
ГВХМК ограничивают с севера водосборы упомянутых выше рек Риони и Куры, а с юга водосборы рек Чороха (черноморский бассейн) и Аракса (каспийский бассейн).
ГВХМК начинается во влажных субтропиках у самого южного черноморского курорта СССР Батуми и непрерывной осевой цепью тянется на 500 км (считая по спрямленному направлению) на восток - юго-восток до безлесной пологой вершины Карачуч (633 м), в 7 км восточнее пос. Мартуни у начала одуряюще жаркой летом Мильской степи.
ГВХМК устремляется от Батуми на северо-восток. Но от середины Месхетского хребта круто поворачивает на юг на Арсианский хребет, в Турцию. Там по Саганлугскому хребту, огибая с юга исток Куры и входя в междуречье Куры и Аракса, следует на восток - северо-восток по хребтам Аллахюэкбюр и Чылдыр и возвращается в СССР на хребет Вирахайоц, круто сворачивает на юг по Джавахетскому, принимает относительно прямое направление на юго-восток по Памбакскому, Арегуни, Шахдагскому хребтам. Далее ГВХМК делает зигзаг на юг по северной трети Зангезурского, а также отрезку Сюникского хребтов и на северо-восток по хребту Михтукянд с финишем на дуге Карабахского хребта.
Следуя по изгибам ГВХ, Большой Кавказ имеет протяженность 1500 км, а Малый Кавказ - 750 км, в том, числе треть длины ГВХМК - вне пределов СССР. В дальнейшем мы будем касаться только советского Малого Кавказа.

Как складывались части целого

Схема мощности земной коры на Малом и Большом Кавказе
Много миллионов лет назад на обширном пространстве моря силы природы вспучили дно, подняв на поверхность донные отложения, а в ряде мест прорвав их подстилающими твердыми гранитными и базальтовыми пластами (основа будущего БК) и излив поверх лавовые массы (основа будущего МК). Возник гигантский гранитный северный остров, составивший основу Западного и Центрального Кавказа, причем максимум гранитной толщи земной коры (от 55 до 60 км) и поднятия над поверхностью пришлись на нынешние массивы Эльбруса, Безенгийской стены, контргребня Дыхтау - Коштантау и Казбека. Далее на 600-километровом отрезке от Казбека до Апшерона гранит не пробился на поверхность, но там прирос Восточный, сланцево-песчаниково-известняковый Кавказ.
Малый Кавказ образовался из поднявшегося из пучин океана южного острова с двумя мощными возвышениями на нем. Одно из них западное - Триалетско-Арагацкое. Оно поднялось осадочными породами, не показав на поверхность гранит. Но затем благодаря мощным многочисленным локальным прорывам вулканической стихии образовались конусы кратеров, усеявших платообразные Джавахетский, Самсарский и Арагацкий хребты. Впрочем, существует гипотеза, что сам Арагац (4090 м) - это не бывший вулкан, а вздутие земной коры, обломившееся на вершине и провалившееся в образовавшуюся под вершиной пустоту. Если же конус Арагаца сопоставить с обилием вулканогенных пород на огромной поверхности всей западной Армении (обсидиан, туф, извергнутый из-под гранитной толщи базальт), то вероятнее говорить об Арагаце именно как о вулкане.
Восточное возвышение простиралось к югу и востоку от нынешнего озера Севан, на месте которого возможно и тогда существовала межгорная впадина, не обязательно заполненная водой. На южной половине восточного возвышения подстилающие гранитные пласты разорвали верхние осадочные и поднялись над окружающей поверхностью, а в центре и в западной половине возвышения разновременно возникали более глубокие разломы, и лавовые потоки из них заливали значительные площади вокруг.
Сначала между северным и южным островами оставался морской пролив - на месте нынешней Дзирулы и Верхнекартлийской равнины. С дальнейшим подъемом морского дна оба острова оказались параллельными горными грядами на общей суше Кавказа. А между ними уже тогда существовала продольная впадина, основа для главных водосборов Закавказья. В то же время участок бывшего узкого пролива между грядами, поднявшись со всей сушей черноморско-каспийского перешейка, стал водоразделом бассейнов двух морей - Черного и Каспийского.
Этот водораздел - часть гигантского водораздела, который начинается над болотами на стыке Смоленской и Калининской областей и тянется между Волгой и Окой с одной стороны и Днепром и Доном с другой через Калмыцкие степи, по Ставропольской возвышенности между Кумой и Кубанью, через самый высокий массив всего Кавказа - Эльбрус (5642 м) и далее по ГВХВК на юго-восток до Зекарского перевала пересекает все Закавказье.

Главный хребет и его отроги

Годовое количество осадков

Схема уклонов речных русел

На формировании нынешней орографии МК сказалась эрозия, и главная роль при этом принадлежала воде. Осадки смыли самые рыхлые частицы и создали постоянный резерв подземных вод. Водосборы наполнились водой и образовались озера и мощная сеть проточных вод - реки.
У МК четыре основных водосбора - Кура и Аракс для 90% всей горно-долинной системы, а для остальных 10%, расположенных к западу от водораздела Черного и Каспийского морей - Риони и Чорох, а также несколько незначительных речушек, впадающих в Черное море между устьями последних. Как раз внутренняя часть этого водосбора между названными реками, образующими в плане ромб, и есть Малый Кавказ. Как и в других горно-долинных системах, от ГВХМК ответвляется множество уходящих под прямым или острым углом тупиковых отрогов или хребтов. Все они результат деятельности поверхностных вод, которые стекали во все стороны от высших водораздельных точек западного и восточного возвышений южного острова в локальные водосборы. При этом самые высокие вершины МК оказались вне линии ГВХ. На МК единственный четырехтысячник - Арагац (4090 м) завершает южный тупиковый одноименный отрог. Вершины более 3800 м расположились на южном конце самого длинного хребта - Зангезурского (Капыджыг, Казангельдаг, Сапардара, Яглудара), а выше 3700 м - на Мровдагском тупиковом хребте - Гямыш (3724 м). В самом же ГВХМК высшая точка - малоизвестная Делидаг (3616 м) расположена на стыке хребтов Михтукянд и Делидагского.

Несколько слов о климате

Годовое количество осадков

Схема уклонов речных русел

На образование климата МК помимо географического положения воздействуют еще шесть местных факторов: наличие заслона (ГВХВК) от северных потоков воздуха; смягчающее морское воздействие на климат западной трети МК; притормаживающее воздействие поперечного черноморско-каспийского водораздела в Закавказье на распространение морского климата на каспийский бассейн МК; отсутствие морского влияния Каспия на МК; тенденции континентальности, налагаемые прилегающим зарубежным высокогорьем на восточную половину МК; высотная зональность, особенно в западной, средней и восточной частях МК.
Эти факторы обусловили деление климата МК на шесть типов:
1. В черноморском бассейне МК - субтропический влажный с количеством осадков от 800 до 2000 мм в год (до 2500 мм на склонах Месхетского хребта).
2. В грузинской части долины Куры - субтропический умеренный с количеством осадков от 500 до 800 мм в год.
3. В армянской части МК - субтропический сухой с количеством осадков от 400 до 600 мм в год.
4. В азербайджанском степном междуречье Куры и Аракса - континентальный с количеством осадков от 200 до 400 мм в год.
5. Среднегорный - континентальный с количеством осадков от 500 до 800 мм в год.
6. Горно-тундровый - на высотах от 2000 м и выше с количеством осадков от 700 до 1600 мм в год.
Лето в регионах первых четырех типов климата жаркое, в последних двух умеренно теплое. Средняя температура июля в первом регионе 25 градусов, во втором и третьем - 22 градусов, в четвертом - 26 градусов, в пятом - 20 градусов, в шестом - 10 градусов. Зима в первых пяти регионах мягкая, в шестом суровая, тундровая, на 4-6 месяцев. Средняя температура января в первом регионе плюс 4 градусов, в следующих четырех до минус 6градусов, в шестом, а также на востоке историко-этнографической области Самцхе (Ахалкалакский и Богдановский районы Грузинской ССР, называемые за суровость здесь климата "Грузинской Сибирью") ниже минус 10 градусов.
Снежный покров носит устойчивый характер лишь в среднегорье и в высокогорье, но толщина его различна. На высотах более 2000 м в пределах Грузинской ССР толщина снежного покрова составляет не менее 100 см (в "Грузинской Сибири" до 200 см), в долинах Армении и западного Азербайджана - 20-50 см, а на горных хребтах до 200 см. На высотах более 2000 м снег лежит с ноября по май, выше 2300 м - с октября по июнь, и перевалы в это время года закрыты, если через них не лежит автодорога, на которой ведутся регулярные снегоочистительные работы.
Безморозный период продолжается в предгорьях черноморского бассейна более 350 дней в году, в грузинской части долины Куры - 340-350, в степной азербайджанской части долин Куры и Аракса - 300, в долинах Армении - 250, в грузинском среднегорье - 170, в армянском и в азербайджанском среднегорье - 180.
Оледенение на МК незначительное. Поэтому ледники не являются важным источником питания рек.

Откуда текут реки

Орографическая схема Малого Кавказа
Схематическая карта уклонов речных русел

Типы водного режима рек
Подпись к рисунку: Питание. Основное (более 50%): 1 - дождевое; 2 - высокогорно-снеговое и ледниковое; 3 - подземное. Преобладающее: 4 - дождевое; 5 - высокогорно-снеговое и ледниковое; 6 - снеговое; 7 - подземное.
Сезонное распределение стока. Основной (более 50%): 8 - весенний. Преобладающий: 9 - летний; 10 - весенний; 11 - области, лишенные местного стока

Селеопасные районы

Распределение озер и водохранилищ на территории Восточного Закавказья

На МК насчитывается 42 ледника общей площадью 3,79 кв. км, причем 1,29 кв. км площади ледников покрыто сплошной мореной.
Расположены они исключительно в приводораздельных частях гор на затененных участках. Концы их находятся в среднем на высоте 3360 м, на Арагаце на 100-200 м выше. Снеговая линия проходит в среднем на высоте 3670 м.
Значительным оледенением отличается массив Арагаца, на кратерную часть которого и склоны вершин вокруг кромки кратера приходится 66,6% количества всех ледников МК и 65,2% площади его оледенения. На южную четверть Зангезурского хребта (северо-восточные склоны вершин Капыджыг, Казангельдаг, Сапардара, Яглудара, Аичонгал и Саридара) соответственно 26,2 и 32,5%.
Когда эрозия рассекла на бывшем южном острове земные пласты западного и восточного возвышений, наиболее глубокие каньоны образовались в центрах обоих возвышений. При этом высвободились глубинные подземные источники. Чаще всего ими были сильно минерализованные воды, обычно термы, поскольку внутри толщ этих возвышений не угасла вулканическая деятельность. Если на всем Кавказе суммарный дебит всех минеральных источников составляет 250 тыс. куб. м/сутки, то только на МК приходится 100-125 тыс. куб. м/сутки, причем 2/3 всех терм Кавказа.
Первичное западное возвышение рассекла Кура, и термы бьют там из трещин горных пород на обоих берегах реки от Вардзии до Боржоми. Обилием минеральных вод славятся оба склона Месхетского хребта (Абастумани, Зекари, Саирме).
На юго-восточных склонах этого же возвышения источают минеральные воды подземные источники Бжни, Арзни и др.
С древнейших времен торгово-караванный путь, тянувшийся по суше со Среднего Востока мимо юго-восточных и юго-западных склонов первичного западного возвышения в Элладу или Рим, был известен как изобилующий лечебными водами. А римские письменные источники так и называют его "Ad fontem felicem" - "Вдоль лечебных фонтанов".
Богат подземными источниками минеральных вод, особенно термами, и центр первичного восточного возвышения, прорезанный каньонами Арпы, Воротана, Акеры, Тертера.
Доля участия того или иного источника в питании реки различна в зависимости от хребта и времени года. В гидрологии принято считать, что источник питания считается основным, если его доля составляет не менее 50% общего объема стока реки. Если каждый из источников составляет менее 50%, питание считается смешанным. Если какой-то из них доминирует, то он считается преобладающим.
Для МК подземное питание характерно как основное на протяжении всего года. Но уж таков тип этих рек, берущих повсюду исток в горах выше 2000 м, что снеговое питание, хотя и составляет менее 50% общего стока, в ряде случаев по своему значению может быть приравнено к преобладающему сезонному источнику. Ибо именно оно определяет всю картину водного режима - повсеместного весеннего, особенно майского, половодья. В конце лета и начале осени, когда зимний снег стаял в горах, на реках наступает межень, а их основным источником питания остаются подземные воды. Для рек МК в черноморском бассейне типичны не только майские паводки от талых снегов на хребтах, но и кратковременные дождевые паводки, например, декабрьские.
МК богат озерами - пресноводными и солеными, равнинными и, особенно, горными. Они различны по происхождению: обвальные и карстовые, кратерные и подпруженные лавами.
Всего озер около 500. Особенно много их на Самсарском и Джавахетском платообразных хребтах - 56. Часты они у подножий хребтов Вирахайоц, Вардениеского, Зангезурского, Сюникского и Михтукянд, Общая площадь озер 120 кв. км, не считая самого большого на всем Кавказе пресноводного озера Севан, которое до спуска воды на РазданГЭС имело почти в 12 раз бульшую площадь зеркала, чем все озера МК, - 1416 кв. км.
Большая часть озер на горных плато заилилась и заросла водорослями, имеет глубину до 3 м. А там, где осталось открытым водное зеркало, озера нередко имеют желто-коричневый цвет из-за заболоченности воды.
Самые же чистые озера - голубые и прозрачные на большую глубину - в Гейгельском заповеднике на северном склоне хребта Кяпаз, строго оберегаемые ныне от массовых посещений и относительно труднодоступные и потому редко посещаемые озера Казангель, Джойджель, Саккарджур, Геокгель у северных стен высших точек Зангезурского хребта.
Самые крупные реки МК - Кура и Аракс. Если не по бассейну и водности, то по длине и значимости они являются реками одного ранга. Обе начинаются в Турции: первая на высоте 2768 м на северном склоне хребта Аллахюэкбер, вторая на высоте 3001 м на западном склоне горы Бингель, в урочище Бюраки ("Десять тысяч родников"). До того как они сольют свои воды вместе в 236 км от Каспийского моря, первая пройдет по горным долинам и по степи 1279 км, вторая - 1072 км (2000 лет назад отец географии Страбон писал в своем классическом сочинении "География", что Аракс самостоятельно впадает в Каспийское море).
Кура проходит через ущелья с более рыхлыми породами, а Аракс прорезает твердокаменные пласты. Кура самая мутная река МК. Это отмечал Страбон, в то же время хваля намного более чистый Аракс: "Река Кир (Кура) ... и остальные реки, впадающие в нее, увеличивают плодородие земли, но зато отдаляют ее от моря, ибо приносимый ими в громадном количестве ил засоряет устье так, что даже близлежащие островки соединяются с материком, образуя там и сям изменяющиеся в разные годы мели, от которых мореплавателям трудно уберечься. Дельта делится на 12 рукавов, одни из которых глухие, другие же так мелки, что не позволяют проходить кораблям... Невдалеке от этой дельты в Каспийское море впадает бурно текущий из Армении Аракс. Однако то, что сносит своим потоком Аракс, делая вход из моря и свое русло судоходным, Кир засоряет вновь".
На МК судоходны и пригодны для туристского сплава только две реки, и то в нижнем течении: Риони (на 100 км) и Кура (на 600 км). Однако после постройки Мингечаурского водохранилища на Куре судоходство на этой реке практически прекратилось.
Сравним эти реки по наличию в воде твердого стока. Это важно для водных туристов. В первой он составляет 7 6 млн. т (в районе Сакочакидзе), во второй 37,0 млн. т. (Сальяны).

Здесь возникала цивилизация

<>brМутность рек (в г/м3)

Заповедники Малого Кавказа
Схема современного расселения народов Малого Кавказа:
1 - грузины; 2 - аварцы; 3 - лакцы; 4 - даргинцы, кубачинцы и кайтаки, 5 - табасараны; 6 - лезгины; 7 - агулы; 8 - рутулы; 9 - цахуры; 10 - русские; 11 - осетины; 12 - курды; 13 - армяне; 14 - греки; 15 - азербайджанцы: 16 - айсоры.

Как-то, когда я уточнял значение топонима Лалвар - высшей точки Сомхетского хребта у аспиранта Института этнографии Академии наук СССР Завена Харатяна, тот вопреки набившему оскомину переводу "Молчаливая" сказал: - Я сам из тех мест, из селения Шнох Туманянского района Армянской ССР. Старики из Шноха утверждают, что тюркский топоним Лалвар надо переводить "Есть еще... "
И Завен поведал удивительную легенду, как бы часть библейской.
- Когда-то был всемирный потоп, Ной плыл на ковчеге с семьей и домашним скотом. И увидел торчащую из воды скалу. Он хотел причалить и высадиться. Но скала сказала: "Лалвар! " - то есть "Есть еще! ", и Ной поплыл дальше...
Каково же было мое удивление, когда я услышал продолжение легенды совсем в другом месте МК 11 сентября 1978 г. я с фельдшером из хутора Насервас Нахичеванской АССР Мири Талыбовым поднялся к блестящим и черным, будто обожженным космическими лучами чингилам (каменным россыпям) под вершиной Джамикая (3587 м). Кругом простирался лунный или марсианский пейзаж. По другую сторону горного котла разлеглась такая же блестящая и черная вершина Казангёльдаг.
- Когда Нугу плыл с семьей и скотом по волнам бескрайнего моря, - вдруг сказал Мири, - то увидел черную скалу в воде и причалил к ней. Корабль окаменел на горе, потому она и называется Джамикая ("Корабль-скала"). А когда вода сошла, семья Нугу отсюда расселилась по земле...
- А это рисунки детей Нугу, - сказал подошедший от коша старый чабан Бахман Насиров, каждое лето выпасающий овец на пастбищах под черными чингилами Карангуша (аз. "Черная ласточка"). - И здесь, и там, выше, до самой вершины Джамикаи! - и он высоким и широким жестом указал на скалы.
Я сфотографировал на ближайших каменных глыбах наскальные рисунки, высеченные первобытным человеком. Там были изображения людей, животных, лабиринтов, солярных знаков. Однако Мири и Бахман столь настойчиво уверяли меня в том, что такие рисунки имеются и на вершине, что год спустя я вернулся сюда и обыскал все скалы по западному гребню до самых вершин Джамикаи и Капыджыга.
Не беда, что я не нашел рисунков. Зато я увидел в дымке знойного лета море волнистых хребтов, как бы вжился в дух древней легенды, одной из десятков услышанных мною на МК, и я хочу просить читателя задуматься над судьбами той удивительной страны, куда он собирается отправиться в путешествие.
Библейский путь Ноя был длинным, и я приведу третий топоним, чтобы путешественник увидел еще один его след... Ведь древнейший из городов СССР, которому, может быть, перевалило за три с половиной тысячи лет, - Нахичевань. А это название "Нах Иджеван" означает в переводе с армянского "Постоялый двор Ноя"!
И взглянем снова на то, как создавались части целого и какое значение они имели для древнейших людей нашей страны...
Вывернутые наружу из морских пучин донные отложения миллионы лет шлифовались потоками атмосферных осадков и образующихся от них ручьев и рек. Слабее скрепленные частицы вымывались и выдувались, возникал тот типичный ландшафт, который доминирует в Самцхе (Грузия), Айоцдзоре и Зангезуре (Армения), в бассейнах рек Нахичеванчая и Акеры (Азербайджан). В горных стенах древний человек высекал себе жилье и создавал поселения-крепости.
Смыв и сдувание рыхлых частиц осадочных пластов обнажил и другие, богатые полезными ископаемыми, например соляные пласты у Нахичевани, железорудные пласты у истоков Хамкира (Хамхорчая) и в других местах на северных отрогах Мровдагского хребта. Нередко при самом вздыбливании наружу выходили рудоносные пласты. Так, на северной четверти Зангезурского хребта и в верхней половине бассейна реки Тертер у поверхности оказалось золото. В южной четверти Зангезурского хребта на обоих его склонах и на склонах поперечных ему Улублахского и Мегринского хребтов - выходы медно-молибденовых руд.
А теперь представьте себе равносторонний треугольник, углы которого упираются: левый - в нахичеванские степи, правый - в Мильскую степь, верхний - в северные отроги Мровдагского хребта. Справа - пещера Азых, где жил самый древний на территории СССР человек, слева - соляные шахты, где развилась самая древняя промышленность - соляная. У середины основания треугольника, где пласты выходят на поверхность, видимо, впервые на землях нашей страны люди научились получать бронзу. А у верхнего угла треугольника (Шамкир) впервые выплавили железо. Здесь около тысячелетия проходил древний караванный путь.
Леса покрывали МК сплошь до водоразделов. Когда одна из очередных древних столиц Армении - Арташат была перенесена, это произошло только потому, что густой лес "задушил" ее. Люди вынуждены были искать более подходящее и здоровое место для жилья. Ныне здесь каменистая полупустыня.
В засушливых ныне Карабахской и Мильской степях царил благодатнейший климат, чему способствовали густые тугайные леса, которые широкой полосой в 50-60 км сплошь тянулись вдоль берегов Куры и Аракса. Пашни не нуждались в орошении. Только перечень произраставших в I и начале II тысячелетия нашей эры фруктов и овощей вызывает изумление. То, что сейчас на землях закавказских республик почти нет лесов - они покрывают 11% земель Армении и Азербайджана и 36% земель Грузии, - результат человеческой деятельности в течение последнего тысячелетия!..
Какие народы жили здесь? С достоверностью нельзя сказать о древнейших, но они были не индоевропейцами и не тюркоязычные.
На землях нынешней Армении жили урарты, оставившие часть слов в языке более поздних здесь индоевропейцев - армян.
Земли нынешнего Азербайджана населяли, согласно Страбону, 26 народов, название одного из которых мы знаем наверняка - каспии, Это имя закрепилось за крупнейшим в мире озером - Каспийским, а прежде было синонимом всего Кавказа - Касп-Касп. Возможно, что вайнахи Чечено-Ингушетии и народы высокогорных ущелий северного Азербайджана и Дагестана - потомки некоторых из этих племен. Сложившаяся из народов Восточного Закавказья тюркоязычная азербайджанская нация укрепила свое единство под давлением завоевателей - сельджуков, Чингис-хана. Батыя, Тимура...
На землях Грузии ими были, возможно, исконные предки нынешних грузин, хотя бы по той веской причине, что грузины - неиндоевропейцы.

Месхетский хребет

Месхетский хребет является водоразделом между бассейнами рек Риони на севере, Аджарисцкали на юге и Куры на юго-востоке. Протянулся более чем на 200 км от Батуми на восток - северо-восток до Сурамского перевала (920 м), откуда севернее начинается Большой Кавказ. Имеет на каждой четверти своей длины отдельные местные названия - Батумский, Гурийско-Аджарский, Ахалцихо-Имеретский и Картло-Имеретский.
Хребет сложен осадочными флишевыми породами - мергелистыми сланцами и мергелями, а также вулканогенными - туфами и андезитами. Имеет локальные аномалии магнитного склонения: в самом западном окончании, у Батуми - от -1 градусов до +20 градусов, а на Ахалцихо-Имеретской четверти - от -3 градусов до +22 градусов.
В орографическом отношении характеризуется двумя важными особенностями: он является западным окончанием ГВХМК (от перевала Чидила) и составляет часть гигантского водораздела между бассейнами Черного и Каспийского морей. Он служит как бы барьером на пути богатых водяными парами воздушных потоков со стороны Черного моря. Часть влаги выпадает обильными дождями на самом хребте (1000-2500 мм в год), особенно осенью и зимой. Поэтому на относительно невысоком гребне до высоты 2000-2200 м склоны покрыты пышными широколиственными (бук, граб и др.) и хвойным лесами. А выше, вплоть до высшей точки всего Месхетского хребта - Меписцкаро (2850 м), хребет покрыт горно-луговыми травами, где с июня по октябрь пасут скот.
Траверс хребта с запада удобно начинать из Батуми. Это - столица Аджарской АССР, крупный промышленный, культурный и курортный центр, важнейший морской порт Грузии. До революции и в первые годы Советской власти Батуми был преимущественно городом одноэтажных построек, зачастую свайных, из-за высокой заболоченности местности. В результате масштабных мелиоративных работ местность была осушена, климат стал здоровым, город совершенно преобразился. Четкая планировка улиц делает этот промышленный город и одновременно морской климатический курорт с песчано-мелкогравийным пляжем не похожим ни на один из черноморских городов Грузии.
Государственный музей Аджарии хранит доказательства существования здесь поселения с I в. н. э. и рассказывает о всей его последующей истории. Советуем посетить также крепость VI в. н. э., аквариум с дельфинарием и Ботанический сад АН ГрССР в Мцване Концхи, т. е. на Зеленом Мысу. Сад основан в 1912 г., занимает площадь 100 га и имитирует ландшафтно-ботанические зоны различных районов земного шара.
Из Батуми на юго-восток до сел. Тодогаури 7 км на автобусе. В 2 км юго-восточнее селения вершина Ерге (898 м), собственно начало Месхетского хребта. В 5 км на северо-восток-восток - травянистый купол с каменными россыпями вершины Сев. Чонкадзе высотой более 1700 м. Отсюда в 3 км на северо-восток на опушке в лесу под южным склоном лесной вершины Бол. Мтирала (ок. 1370 м) расположена яйла - летнее жилище чабана и его семьи. Весь дальнейший путь идет в основном по лесному гребню. В 2 км на воcток высится лесная вершина Махунцети (1389 м), а на плече под нею - другая яйла.
Отсюда прямо по лесному гребню на север 4 км до вершины Чанчули (1375 м) и еще 2 км на восток до вершины Чаквисмта (1552 м). Обе вершины служат перевалом для СПТ с севера, из ущелья Чаквисцкали, на юг в ущелье к Аджарисцкали. Крутосклонный гребень тянется далее на восток и на северо-восток на 10 км до лесного пика Морвили (1728 м). Пройдя 2 км на север через узловой пик Сацхориа (ок. 1600 м), поворачиваем на восток. Через 8 км вершина Калва (1766 м), еще через 7 км все еще покрытая лесом вершина Перанга (2235 м). От нее на север 2 км до перевального седла Магалахевисгеле (ок. 1800 м) с тропой, идущей с запада из бассейна Кинтриши на восток в бассейн Чванисцкали. Через 6 км проходим к узловой вершине Хино (2598 м), последние 2 км по безлесному крутостенному гребню с пышным разнотравьем.
Здесь начало Гурийско-Аджарского хребта. Весь его гребень травянистый, 8 км до вершины Тагинаури (2668 м) с обрывами на юг, 7 км до перевального седла Натанеби (ок. 2400 м). Гребневидная вершина Натанеби (ок. 2500 м) тянется 4 км параллельно верховью одноименной реки до перевального седла Сакорниа (ок. 2400 м). По другую сторону этой реки видна в отроге гора Сакорниа (2775 м). Еще 2 км на юго-восток, и тропа водораздела выводит на перевальное седло Чидила (2300 м), где встречаются Месхетский и Арсианский хребты.
Идем 4 км на восток через плато с каменными россыпями к вершине Чудураули (2602 м), затем 5 км на северо-восток к вершине Зотисмта (2676 м). Тропа с плавными перепадами на гребне приводит через 13 км к вершине Гомисцихе (2380 м) и еще через 5 км к вершине Джебери (Халхама, 2635 м). На северо-восток по тропе на водоразделе через 3 км вершина Санислиа (2666 м), обрыв слева по ходу не мешает достижению цели. Через 5 км озеро, у тропы на хребте, а еще через 2 км высшая точка Месхетского хребта - Меписцкаро (2850 м).
В 7 км по тропе на юго-восток-восток над лесом под водоразделом молочная ферма Хорос, а 2 км дальше - вершина Хоросдаг (2490 м). Следующая вершина маршрута в 7 км на северо-восток-восток - Дидмагали (2587 м). Под ее восточным склоном проходит колесная дорога с курорта Абастумани к курорту Саирме. Над этой дорогой через 4 км находится вершина Фундук (ок. 2150 м), само название которой красноречиво говорит о присутствии лесного ореха в древесных зарослях по обе стороны хребта. Еще через 3 км по дороге перевал Зекари (2182 м), проезжий с июня по октябрь. С перевала в ясную погоду видны на юге серебристые купола знаменитой на весь мир Абастуманской астрономической обсерватории в окружении елово-соснового леса.
В 5 км на восток по извилистому хребту - вершина Нагеба, через 15 км по легкой дороге - вершина Цкалцитела (2496 км), гребнеобразная, тянущаяся длинным "веретеном" на 8 км. За нею через 11 км последняя травянистая вершина хребта - Ломисмта (2198 км). Лесной водораздел на восток выводит через 6 км на вершину 1815 м, еще через 7 км на вершину 1644 м, затем через 4 км на северо-восток на вершину Дедабера (1839 м), через 9 км на восток, северо-восток и север на вершину 1219 м, через 3 км на северо-восток на вершину 1265 м, через 2 км на северо-запад на вершину 1204 м и через 2 км на север на седло Сурамского перевала (920 м), пограничного между Малым и Большим Кавказом на едином водоразделе Черного и Каспийского морей.
Общая протяженность Месхетского хребта от Батуми до Сурамского перевала по линии траверса 207 км. Технически это самый легкий хребет Малого Кавказа. Однако нужен опыт, в котором осторожность - лучшее качество, чтобы пройти хребет, ибо летом часты ливневые заряды с грозами и порывистыми ветрами, ломающими даже стойки палаток. Осенью и зимой выпадает основное количество осадков, снегопады и туман могут затруднить переход даже для опытнейших групп. В отдельные вёсны до начала мая толщина снежного покрова, особенно на седловинах и северной экспозиции на высоте более 2000 м, может достигать двух и более метров.
Более подготовленные туристы могут совершить сплошной траверс Месхетского и Лихского хребтов (черноморского окончания ГВХМК и закавказского водораздела между Черным и Каспийским морями) одним заходом от Батуми до Зекарского перевала на ГВХБК со спуском оттуда по битой тропе в Зарамаг в Северной Осетии.
Продолжение от Сурамского перевала: 2 км на северо-запад до вершины 1248 м, 4 км на север до перевального седла Рикоти (999 м), 9 км на север - северо-восток до вершины Эдисджвари (ок. 1250 м), 5 км на север до перевального седла Дедабера (ок. 1000 м), 4 км на северо-восток до перевального седла Кортохи (ок. 1000 м), 3 км на север до перевального седла Джвари (994 м), 4 км на север до вершины Капребисмта (1272 м), 10 км на север - северо-восток до вершины Лохони (1922 м), откуда еще 2 км на север до перевального седла Лохони (ок. 1800 м).
После перехода по тропе на восток (1 км) на вершину 1891 м и еще через 3 км до узла троп на высоте 1800 м маршрут становится исключительно извилистым: платообразный гребень холмист, местами понижается, изъеден овражками противоположных водосборов. В общем направлении на северо-восток-восток 5 км по водоразделу до вершины 1735 м, 5 км до вершины Рустави (1910 м). Дальнейший участок перехода облегчается попутными тропами: на север 4 км до вершины Билюрта (ок. 2164 м) и 2 км до перевального седла Билюрта (1800 м), на запад 1 км до вершины 2108 м и еще 2 км до поворота на север, но без тропы.
Далее на север 3 км до перевального седла Абано (2127 м), 1 км до вершины Рибиса (2469 м), 1 км до перевального седла Алхашети (ок. 2200 м), 1 км до вершины Алхашенда (2318 м), 2 км до перевального седла Саслатани (ок. 1800 м) с сел. Эрцо на восточном склоне перевала и озером Эрцо на западном, 1 км до вершины Эрцо (2125 м), на восток 5 км до вершины Ваметкау (2345 м), на север 3 км до вершины Морх (ок. 2600 м), 2 км на восток до вершины Мачхарахох (3004 м) и еще 2 км до плато без потери высоты до перевального седла Лэти (3004 м).
Рельеф последних 10 км Лихского хребта высокогорный, требующий более высокой физической и технической подготовки. Поэтому можно или продолжить маршрут непосредственно по хребту до выхода на ГВХБК, или спуститься по хорошей тропе с перевала Лэти на восток в сел. Кешельта на одноименной реке (7 км) и по тропе же идти 8 км к истоку Лэти, минуя источник минеральной воды, на Зекарский перевал (3195 м).
Непосредственно по хребту финал траверса от перевального седла Лэти будет выглядеть так: 4 км по скальному гребню с набором высоты, местами с ледничками слева под водоразделом, до вершины 3523 м, а от нее 4 км со спуском по гребню на восток (с ледниками на северном склоне) до перевального седла Зекарский.
Спуск с перевала Зекарский по тропе на северном ледничке и далее вдоль реки Ганат относительно несложен и составит до выхода в Зарамагскую котловину (1800 м) и на турбазу у сел. Верхний Зарамаг не более 30 км. Общая протяженность сквозного траверса Месхетского и Лихского хребтов составит 301 км, а со спуском с Зекарского перевала до сел. Верхний Зарамаг - 330 км.
Если планировать последующий отдых до конца отпуска провести на Черноморском побережье, то траверс следует совершать в обратном направлении.

Мцванеконцхский хребет

Мцванеконцхский хребет - северо-западный отрог черноморского окончания Месхетского хребта, водораздел между бассейнами небольших рек - Королисцкали с юга и Чаквисцкали с севера. Назван так нами условно по знаменитому Зеленому Мысу, или Мцване Концхи, на котором этот хребет обрывается в море. Можно использовать как начало или как завершение траверса предыдущего хребта. Курортный поселок и ж.-д. станция Мцване Концхи (9 км к северу от Батуми) очень популярны среди туристов.
Круто обрывающийся к морю густо заросший вечнозеленой, субтропической растительностью хребет - место расположения одного из старейших и интереснейших (флора почти всего мира на площади 100 га) ботанических садов планеты. Здесь же могила основателя сада А. Н. Краснова (1862 - 1914 гг.).
От поселка Мцване Концхи на юго-восток 10 км по водоразделу до лесной вершины Тирала (1338 м), далее по извилистому лесному гребню на юго-восток-восток 5 км до вершины Бол. Мтирала (ок. 1370 м), затем 1 км на юг до яйлы на опушке в лесу уже на собственно Месхетском хребте. Всего 16 км траверса.

Чаквинский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Чаквинский хребет (№3 на схеме) - второй (от черноморского конца) северо-западный отрог Месхетского хребта. Это очень извилистый, заросший лесом водораздел между бассейнами небольших рек Чаквисцкали с юга и Кинтриши с севера. Приближается к берегу между курортными поселками Чаква (14 км к северу от Батуми) и Цихисдзири (еще 3 км севернее). Окрестности вокруг Чаквы и вся площадь предгорий хребта покрыты чайными плантациями, в Чакве несколько чайных фабрик, а вокруг Цихисдзири цитрусовые плантации, в частности крупнейший в стране совхозный лимонарий.
С мая по октябрь в этих поселках действуют туристские базы по путевкам планового туризма - активный отдых на пляжах, подступающих непосредственно к коттеджам турбаз, и в лесистых окрестностях. Удобно заканчивать траверс Месхетского хребта от Сурамского перевала или от Верхнего Зарамага в одном из этих поселков, приурочив финиш к началу действия путевки на турбазе "Чаква" или "Цихисдзири".
От Чаквы пешком на северо-восток-восток 4 км на водораздел, затем по нему 3 км на юго-восток, 2 км на северо-восток, 4 км на юго-восток до вершины Дагва (1193 м), 4 км на северо-восток до вершины Тират (1378 м), 2 км на юго-восток до перевального седла Хекнара (ок. 1100 м), 2 км на юго-восток до вершины Телятхеви (1564 м), 3 км на юго-восток на водораздел Месхетского хребта в 2 км севернее его вершины Морвили (1728 м). Протяженность всего маршрута 24 км.

Кобулетский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Кобулетский хребет (№4 на схеме) - третий (от черноморского конца) северо-западный отрог Месхетского хребта. Лесной извилистый водораздел между бассейнами рек Кинтриши с запада и Ачисцкали с востока, переходящий в низину в предместьях Кобулети. Можно использовать как стартовый или финишный отрезок более крупного маршрута, в частности траверса Месхетского хребта.
Кобулети - административный центр Кобулетского района, 24 км к северу от Батуми. Морской климатический курорт с песчаным мелкогравийным пляжем, протянувшимся на 12 км вдоль берега, который укреплен от размывов бетонными кубами. Кобулети - одно из наиболее дождливых мест на Черноморском побережье Кавказа, здесь выпадает осадков более 2000 мм в год. В то же время это одно из самых солнечных мест побережья - 260 ясных дней в году. Это объясняется тем, что осадки выпадают кратковременными ливневыми потоками, после чего вновь светит солнце.
По новому генеральному плану на 1980 годы в Кобулети осуществляется грандиозное строительство. Закончено сооружение плавательного бассейна, подвесные канатные дороги протянутся от береговой линии моря к санаториям на лесных склонах Кобулетского хребта. В городе работают комбинат по переработке цитрусовых и других фруктов, лимонадный завод, трикотажная и чайная фабрики, торфозавод. Рядом с городом совхоз лекарственных растений.
От Кобулети до сел. Чахати на северном берегу Кинтриши можно доехать автобусом (15 км). Отсюда собственно и начинается выход на хребет. От Чахати 2 км на северо-восток до лесной вершины Илиасцихе (1014 м), затем 5 км на восток-юго-восток по лесному гребню на вершину Сатабистави (1427 м), 4 км на юг и 8 км на восток-северо-восток до вершины Нарусала (2354 м) на Месхетском хребте. Общая протяженность траверса 19 км.

Махарадзе-Нарусальский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Махарадзе-Нарусальский хребет (№5 на схеме) - северный отрог Месхетского хребта от места стыка Батумского и Гурийско-Аджарского хребтов. Служит водоразделом между бассейнами рек Ачисцкали с запада и Акидаква и Калова с востока.
Махарадзе - важный промышленный центр (шиноремонтный завод и др.), родина советского государственного и партийного деятеля Ф. И. Махарадзе (1868 - 1941), здесь - его дом-музей. В окрестностях - Всесоюзный НИИ чая и субтропических культур.
От Махарадзе на юг по автодороге в сел. Ачи - 8 км. Отсюда пешком на северо-восток 2 км до травянистого пика Кенчиесахари (968 км). Затем 10 км по извилистому лесному водоразделу на юго-восток до вершины Нарусала (2354 м) на Месхетском хребте. Общая протяженность траверса 12 км.

Махарадзе-Сакорнийский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Махарадзе-Сакорнийский хребет (№6 на схеме) - северный отрог Месхетского хребта от его вершины Сакорниа, водораздел рек Натанеби с запада и Бахвисцкали с востока. От Махарадзе по автодороге 12 км до сел. Вакиджвари. Отсюда пешком 3 км на юго-восток до вершины 1097 м на опушке леса, затем на юго-восток по травянистому водоразделу 12 км до Месхетского хребта, до второй по высоте его вершины Сакорниа (2755 м). Общая протяженность траверса 15 км.

Гадрекильский хребет

Гадрекильский хребет (№7 на схеме) - водораздел между бассейнами рек Бахвисцкали и Сашвали, один из самых извилистых отрогов Месхетского хребта. Отходит от него на северо-запад почти в том месте, где на юг от него тянется Арсианский хребет. От Махарадзе на восток 15 км автобусом до сел. Ванискеди. Дальше пешком на юго-восток 2 км до лесной вершины Санислобо (815 м), затем 6 км по травянисто-лесному водоразделу до вершины Дидирака (1850 м), 4 км до вершины Кашвеви (2061 м), 8 км на восток-юго-восток до вершины Гадрекили (Лечкиссери, 2507 м), откуда еще 8 км прямо на юг до вершины Чудураули (2602 м) на водораздел Месхетского хребта. Общая протяженность траверса 28 км.

Хребет Санисло

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Санисло (№8 на схеме) - северо-западный отрог от середины Месхетского хребта, водораздел бассейнов рек Губазеули с запада и Супса с востока. В 40 км по автодороге к востоку от Махарадзе расположено сел. Набеглави. В 3 км к востоку от него травянистая вершина Накалакеви (1267 м), с которой можно начать траверс. Отсюда 8 км на юго-восток до вершины Зотисцвери (1690 м), 10 км по лесному водоразделу до вершины Датвиссацуми (1822 м) и еще 10 км (последние 5 км по травянистому водоразделу) до вершины Санисло (2666 м) на Месхетском хребте, всего 31 км траверса.

Хребет Лабороти

Хребет Лабороти (№9 на схеме) - северный отрог от центра Месхетского хребта, от его высшей точки Меписцкаро, водораздел рек Супса и Сулори с запада и Цабларисцкали с востока. Северное окончание хребта у пос. Маяковский, родины выдающегося советского поэта В. В. Маяковского. Поселок расположен в 21 км южнее г. Кутаиси, связанного авиалинией со многими крупными городами страны.
Из пос. Маяковский 4 км по крутому гребню на юго-запад до скалистой вершины 981 м, затем по тропе по скалистому водоразделу 2 км на юг и по лесному гребню 10 км на юго-запад с большим набором высоты до травянистой вершины Ламази (2173 м). Дальнейший траверс хребта совершенно безлесный, по становящемуся все легче проходимому широкому травянистому гребню: 8 км на юго-запад до вершины Мал. Лабороти (2427 м), 4 км на юг до вершины Бол. Лабороти (2730 м) и 8 км на юг до вершины Меписцкаро (2850 м). Всего 36 км траверса.

Ущелье Удабно

Орографическая схема Малого Кавказа
Ущелье Удабно (№10 на схеме). Образовано бассейном реки Цабларисцкали, левым притоком Ханисцкали. Цабларисцкали начинается из родников на высоте 2115 м на северном травянистом склоне Месхетского хребта, юго-западнее узловой вершины Дидмагали (2587 м). С высоты 2000 м до устья течет в тесном ущелье, склоны которого покрыты смешанным лесом. В верховье и в среднем течении принимает множество потоков из родников Месхетского хребта на юге, хребта Лабороти на западе и хребта Дидмагали на востоке.
Первые 12 км, до первого населенного пункта - курорта Саирме, река течет со средним уклоном 100 м/км, т. е. в два раза превышает уклон знаменитого Дарьяльского ущелья на стыке Центрального и Восточного Кавказа. Однако поток не такой многоводный, а потому и менее впечатляющий.
Курорт Саирме, располагающийся на высоте 915 м на левом берегу реки, тотчас за впадающим притоком Бостания, бальнеотерапевтический и климатический, республиканского значения. Он возник в 25 км от пос. Маяковский на местной, с температурой +9,5 градусов гидрокарбонатнонатриевокалиевой минеральной воде. Несколько современных благоустроенных лечебных и жилых корпусов санатория окаймляют с запада асфальтированную площадку для стоянки легковых автомашин и бювет с питьевой минеральной водой. Курорт действует с мая по сентябрь.
Ниже Саирме протянулся на 8 км каньон с безлесным обрывом сначала только над правым берегом и крутым лесным склоном над левым, а затем, с середины каньона, с осыпными обрывами над обоими берегами. В каньоне река течет со значительно меньшим уклоном (25 м/км). От окончания каньона до устья - 10 км. Высота устья над уровнем моря 360 м, средний перепад реки после каньона 33,5 м/км, Общая протяженность реки и ущелья 30 км.
Вдоль всего ущелья из Абастумани через Месхетский хребет мимо перевального седла Зекари (2182 м) идет автомобильная дорога, по которой проходит часть планового туристского маршрута № 80 (см. туристскую картосхему-буклет "Через перевал Зекари". М., 1973 г.).

Хребет Дидмагали

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Дидмагали (№11 на схеме) - северный отрог Месхетского хребта от одноименной вершины, водораздел бассейнов рек Цабларисцкали на западе и Кершавети и Ханисцкали на востоке.
У места впадения Цабларисцкали в Ханисцкали можно перейти из сел. Цабларисхеви к пастушьим кошам у основания хребта и по крутой лесной тропе начать траверс (на всем протяжении на юг): 9 км до вершины Дидинели (1632 м), 2 км до вершины Набостнеби (ок. 1680 м), 2 км до вершины Постисгеле (1845 м) с расположенными под нею с запада у тропы небольшими озерами - истоками текущей на запад реки Сакалтахегеле и пастушьими кошами, а с юга - истоком реки Постигеле, текущей на восток в Кершавети. Только вокруг этой вершины небольшие травянистые склоны. Через 3 км по лесной тропе выходим на травянистый хребет и на вершину Цамтихели (2240 м), еще через 1 км на вершину Могобила (ок. 2320 м), далее через 7 км на узловую вершину Дидмагали (2587 м) на стыке с Месхетским хребтом. Общая протяженность траверса 24 км.

Ущелье Зекари

Орографическая схема Малого Кавказа
Ущелье Зекари (№12 на схеме). Образовано водосбором реки Кершавети. Река начинается из родников на северном склоне горы Фундук (2150 м) Месхетского хребта (граница леса) на высоте 2100 м. Все ее более десяти постоянных притоков, а также горячие серные минеральные родники - источники круглогодичного питания. Ущелье от истока до устья лесное, удивительной красоты.
Первые 8 км от истока до водопада Забвения на высоте 940 м река течет с уклоном 200 м/км, а оставшиеся 14 км до устья на высоте 400 м со средним уклоном 38,5 м/км. Общая длина ущелья Зекари 22 км.
По этому ущелью с древнейших, времен шла караванная торговля и военная дорога - от Риони вдоль реки Ханисцкали и через сел. Багдади (ныне пос. Маяковский) и Месхетский хребет (перевал Зекари) на юг в Самцхе. По этому же пути проходили с войсками многие грузинские монархи средневековья, в том числе царица Тамара (конец XII - начало XIII в.). В 5 км выше устья на левом берегу реки, где бьют из-под земли горячие серные источники Зекари, находятся курорт местного значения и народные ванны.

Хребет Махнечила

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Махнечила (№13 на схеме) - самый крупный северный отрог Месхетского хребта, отходит в его восточной части и является водоразделом бассейнов рек Ханисцкали на западе и Сакреула на востоке. Скалистый в северо-западном окончании, далее до середины покрыт лиственными лесами, в южной половине смешанными лесами, а у стыка с Месхетским хребтом травянистый.
От пос. Маяковский 3 км по автодороге до сел. Нергети (300 м) на правом берегу Ханисцкали, у ее устья. Первые 3 км траверса на восток по скалистому гребню с набором 500 м высоты до начала лесной части хребта, затем 7 ям на юго-восток по лесному водоразделу с набором еще 700 м высоты до вершины Угелтехили (1504 м), 4 км до вершины Кинкилети (1463 м), 4 км до вершины 1177 м, 7 км до вершины Махнечила (1720 м), 4 км до вершины 1872 м, затем на юг 4 км до травянистой вершины 2411 м и далее по сплошь травянистому гребню 8 км до выхода на водораздел Месхетского хребта в 5 км восточнее его вершины Цкалцители (2496 м). Общая протяженность траверса 41 км.

Ущелье Чхеримели

Орографическая схема Малого Кавказа
Ущелье Чхеримели (№14 на схеме). Образовано самым большим левым притоком реки Дзирула, который берет начало на пограничном между Малым и Большим Кавказом Сурамском перевале (920 м) на водоразделе Черного и Каспийского морей. Чхеримели мелководна и имеет пологий уклон на всем протяжении (15 м/км). От истока на протяжении 30 км вдоль реки тянется автострада. В 5 км западнее истока выходит из Сурамского тоннеля и тянется вдоль всей реки железная дорога.
Имеются древние письменные свидетельства, что между Черным и Каспийским морями и далее в Индию существовала водная (с обносами или волоками) торгово-караванная дорога Риони - Кура. Дзирула с Чхеримелой были частью этого пути. Водные туристы сплавляются по Риони и Куре. Но представило бы научноспортивный интерес моделирование маршрута древних, если не всего пути, то хотя бы самой трудной его части: от устья Квирилы в верховьях Чхеримелы или Рикотисцкали и через перевалы (Сурамский или Рикотский) в бассейн реки Сурамулы и Куру.

Рикотисцкали - Дзирула - Квирила - Риони

Орографическая схема Малого Кавказа
Рикотисцкали - Дзирула - Квирила - Риони (№15 на схеме) - речная северо-западная граница Малого Кавказа протяженностью 182 км. Вероятная часть магистрали древнего караванноторгового водно-волокового пути между Черным и Каспийским морями. Рикотисцкали начинается из родников на перевале Рикоти (999 м) и через 12 км впадает в Дзирулу на высоте ок. 400 м (средний перепад 50 м/км). От устья Рикотисцкали по Дзируле до ее устья 30 км, средний перепад 7 м/км.
У впадения Дзирулы в Квирилу руины древней крепости, рядом сел. Шорапани, место, ниже которого, как достоверно известно из письменных источников, ходили суда. И действительно, отсюда и до впадения Квирилы в Риони (40 км, средний перепад 3 м/км) и далее до устья Риони (140 км, средний перепад 2 м/км) нет естественных препятствий, которые делали бы невозможным судоходство. Сейчас лишь паромы на участке от Шорапани до устья Риони могут помешать водному туристу на этом в общем-то не таком уж стремительном и крутом речном маршруте.
Ширина Квирилы ниже Шорапани достигает 100 м. В семи местах река дробится на рукава, разделенные наносными галечно-иловыми островами (ниже Зестафони, напротив сел. 2-го Свири, выше железнодорожного моста через Квирилу, возле сел. 1-го Свири, напротив сел. Бардубани, напротив сел. Кведасимонети, по обе стороны железнодорожного моста у сел. Чинчараули и в самом устье).
На первых 30 км от впадения Квирилы Риони делится на множество рукавов с островами между ними и имеет общую ширину более 1 км. Лишь после сел. Чквишури острова встречаются все реже и реже. Обычно попадаются одиночные или стоящие в створ друг за другом два или три острова, делящие таким образом русло на два основных потока.
У Самтредиа Риони сужается до 70-100 м и течет единым глубоким и спокойным потоком. После двух групп островов выше и ниже сел. Саджавахо ширина русла составляет 200 м, напротив сел. Эцери - 300 м, а после впадения справа реки Абаша - 250 м. Последние 70 км Риони течет в узком (от 70 до 100 м) и глубоком русле, иногда разделяемом одним-тремя стоящими в створ песчано-галечными островами. Слева от устья Риони на берегу Черного моря расположен портовый город Поти - промышленный и культурный центр Колхидской низменности. В южном пригороде Поти, между морским берегом и большим пресноводным озером Палеостоми, расположена туристская база, на которой заканчиваются плановые маршруты № 386 и 305.

Кура

Орографическая схема Малого Кавказа
Кура (№16 на схеме) - пожалуй, единственная речная магистраль на Малом Кавказе, которая доступна для сплава почти на всем ее протяжении. По ней можно совершать как сложные (III категория) сплавы, так и прогулочные (1 категория), последние в нижней трети реки.
Спортивный сплав начинают в сел. Двири.
От Двири до Боржоми - 25 км. Река имеет ширину до 50 м, скорость течения высокая, шиверы и перекаты следуют один за другим. У сел. Чобисхеви (14 км от Ацкури) плотина ГЭС вынуждает к длительному обносу. Возле Боржоми берега одеты в бетон, у водомерного поста вместо реек частокол из железнодорожных рельсов. Далее на протяжении 10 км река спокойна, но возле железнодорожного моста у ст. Квишхети ступенчатый сброс.
Перед Хашури (30 км от Боржоми) Кура выходит на Верхнекартлийскую равнину, становится шире (90 м), глубже (до 18-м). В русле встречаются отдельные острова, делящие его на два-три потока.
Перепады: от Ацкури до Боржоми - 6 м/км, до Хашури - 2,5 м/км, средний перепад на всем этом 130-километровом отрезке от верхней отметки 1220 м до нижней 690 м - 4 м/км.
На протяжении следующих 35 км от Хашури до Урбниси по южной кромке западной половины Верхнекартлийской равнины Кура разливается широким потоком, местами до 1 км, делится на рукава архипелагами наносных песчано-гравийных островов. Средний перепад на этом отрезке - 2 м/км. Течение замедляется. Через 2 км после Урбниси река собирается в одно русло, через 5 км сужается до 45 м, а у г. Гори (45 км от Хашури), перед впадением слева мощной реки Бол. Лиахви, - до 30 м, скорость течения вновь возрастает.
Сразу же после Гори река на протяжении 35 км то разбивается на рукава с наносными островами между ними и тогда расширяется до 500-800 м, то сбегается в единый поток шириной до 60 м. Однако технических препятствий на этом отрезке нет. Лишь через 10 км после него, возле ст. Цзегви, мощный перекат с прижимом при ширине реки 80 м и глубине 2 м. Плотину Мцхета-1 и водохранилище ЗАГЭС нужно объезжать по шоссе на правом берегу (12 км).
Через 2 км после возобновления сплава порог высотой более 1 м с проходом лишь посередине. Течение здесь быстрое - 12-15 км/час, а на протяжении следующих 8 км встречаются перекаты. В Тбилиси Кура вновь перегорожена плотиной (ОрчаталаГЭС). Поэтому предстоят обнос на 0,5 км и новый сплав через серию перекатов на протяжении 6 км до выхода из Мцхета-Тбилисской теснины, образованной стыкующимися у столицы Грузии Сагурамским и Триалетским хребтами.
После выхода из теснины на Нижнекартлийскую равнину река широко (более 1 км) разливается, образуя рукава и архипелаги наносных островов. После 3 км плавания через лабиринт проток, напротив сел. Караджалари сильный снос влево и затем перекат.
В 20 км ниже этого места, перед г. Рустави, Кура разделяется на рукава и при слиянии в единое русло создает прижим к стене берега, укрепленной камнями и проволокой. Новая плотина, уже в Рустави, вынуждает к обносу на 1 км по правому берегу. Далее Кура становится спокойнее, скорость течения не более 8 - 10 км/час, чаще появляются песчаные перекаты. Возникает угроза от берегов - они подмывные, возможны обвалы земли.
Средний перепад от Урбниси до Мцхеты (66 км) - 2,5 м/км, от Мцхеты до Рустави (60 км) - 2,5 м/км, от Рустави до Еникенда (160 км), откуда начинается выход из Куры в Мингечаурское водохранилище, - 1,3 м/км, т. е. река стала равнинной по своему характеру течения. Само Мингечаурское водохранилище не имеет такого потока, которым могли бы воспользоваться водные туристы для сплава к г. Мингечауру. Это огромное проточное озеро, в которое с запада-северо-запада впадают три мощные реки - Кура, Иори (Габырры) и Алазани (Ганых) и из которого есть лишь зарегулированный сток по руслу Куры на юго-восток, да в оросительные крупнейшие в Азербайджане и вообще в Закавказье Верхнекарабахский и Верхнеширванский каналы.
Обычно туристам рекомендуют плыть от Еникенда по Мингечаурскому водохранилищу не вдоль южного берега (63 км), ибо он крут, каменист и возможны срывы валунов. Однако путь вдоль северного берега с пересечением устьев бухт Иори и Алазани делает маршрут почти в два раза длиннее (100 км), и он тоже небезопасен под крутыми, местами отвесными лессовопесчаными обрывами. Правда, в ряде мест здесь имеются замечательные "дикие пляжи" с совершенно чистым мельчайшим светло-золотистым песком и можно отдохнуть перед прибытием в Мингечаур день-другой.
Технически безопасный сплав можно продолжить и после Мингечаурской плотины, вплоть до устья Куры. Русло реки здесь очень извилисто, повороты на отдельных участках бывают на 180 градусов, так что в некоторых случаях волок 100-200 м сэкономит проплыв на 5-10 км. Требуют осторожности паромные устройства. О сплаве по Куре см. В. Митрофанов, А. Коробков, А. Абрамишвили "Быстрые реки Кавказа" в альманахе "Ветер странствий", вып. 8, 1973, и "<Водные маршруты СССР. Азиатская часть", М., ФиС, 1976.

Триалетский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Триалетский хребет (№17 на схеме) - водораздел между бассейнами рек среднего течения Куры и ее притока Храми. Протянулся на 200 км с запада на восток от излучины Куры в районе пос. Минадзе (939 м) до излучины Куры напротив г. Мцхета (500 м). Сложен, как и Месхетский хребет, теми же осадочными флишевыми и вулканическими породами, что говорит о их полном родстве. Высшая точка Триалетского хребта - Шавиклде (2850 м) расположена в западной части. Магнитные аномалии западной половины хребта показывают склонения от -16 градусов до +40 градусов. В этом же регионе есть термальные источники, особенно на северном склоне.
К хребту в центре подступают с юга горные плато Самсарского и Джавахетского хребтов, образно именуемые в Закавказье "Грузинской Сибирью" за суровость климата. Это соседство оказало воздействие на климат, а отсюда и на растительность различных частей Триалетского хребта. Сплошные леса на нем растут лишь на северном склоне (дуб, бук, ель, сосна). Южный залесен лишь частично, в западном и больше в восточном окончаниях. На двух третях в середине хребта леса совершенно нет, склоны покрыты травами в теплое время года. В западном окончании верхняя граница леса простирается до высоты 2000 м, в восточном - до 1600 м.
В 17 км от г. Боржоми на правом берегу реки Куры у впадения в нее реки Двири расположен одноименный пос. Двири (840 м). Добраться туда можно автобусом или по железной дороге. Отсюда самый удобный старт для совершения полного траверса Триалетского хребта. В 6 км на юг по лесной дороге находится сел. Сакире. Из него через 3 км на запад через селение типа хутора Тадзриси СПТ выводит на лесной хребет - северный отрог стоящей на Триалетском хребте горы Ошора (2607 м). Через 1 км на юг по ОПТ, по лесному хребту скально-травянистый гребень. Далее траверс нужно продолжать без тропы на юго-восток по набирающему высоту и все более крутому скально-травянистому ребру до выхода через 4 км на основной гребень Триалетского хребта примерно на полпути между вершинами Ошори, которая расположена в 2 км западнее, и Ортатави (2513 м), которая расположена в 3 км восточнее. Весь дальнейший траверс на восток, вплоть до первой вершины ниже 2000 м, пройдет по безлесному скально-травянистому гребню.
Путь на восток до Ортатави и далее 5 км до узловой вершины Далицаварятаг (2708 м) проходит по довольно узкому гребню с крутым травянистым склоном на юг и скальными отвесами на север. Основной гребень сворачивает на юго-восток и через 4 км с понижением достигает седла перевала 2250 м. Отсюда на восток с крутым подъемом по склону и затем по узкому гребню 4 км до вершины 2750 м и еще 3 км до высшей точки Триалетского хребта-горы Шавиклде ("Черная скала", 2850 м).
От Шавиклде на северо-восток гребень понижается, расширяется и приобретает платообразный характер. Через 5 км над плато возвышается пологий конус вершины 2653 м, еще через 4 км пологое понижение перевала Цхрацкаро (2454 м), через который с мая по ноябрь существует колесное движение. Отсюда на север до Бакуриани 12 км.
Восточнее перевала Цхрацкаро в 3 км пути находится в центре плато вторая по высоте вершина хребта - Саквелосмта (2803 м), Еще 4 км до перевала Митарби (2222 м), 2 км до вершины Кенчакаро (2320 м), затем 6 км до вершины Кваджвари (2280 м). Густая сеть речушек, несущих воды для реки Гуджаретиецкали на севере и Храми на юге, создала извилистый, почти без перепадов по вертикали гребень на протяжении всех последующих 22 км траверса: 7 км на юго-восток до вершины 2362 м, 6 км на восток до перевального седла Патара (2220 м) и 9 хм на север до перевального седла Муркневи (2150 м).
Следующие 20 км на восток, юго-восток и восток - постепенный взлет к высшей точке середины Триалетского хребта вершине Арджевани (2757 м). Травянистое плато с понижением на восток выведет через 7 км к вершине 2551 м, еще через 11 км к вершине 2201 м, через 5 км к вершине 2250 м и, наконец, через 5 км к первой лесной вершине 1905 м, возвышающейся над сплошным смешанным лесом по обе стороны хребта. Здесь бассейн правых притоков Куры - Тедзами с севера и Алгети с юга.
Залесенность большей части водораздела восточной трети Триалетского хребта, имеющего здесь высоту ниже 2000 м, создает трудности для ориентировки, тем более что линия хребта очень извилиста. Идем 10 км на восток от вершины 1909 м по сплошь лесному хребту с отдельными озерами вблизи водораздела, дающими исток притокам Тедзами и Алгети. Затем на север и восток 6 км по широкому травянистому гребню-пастбищу с лесным окаймлением по обе стороны до каменистой вершины 2081 м с пастушьим кошем на ее северном склоне. Эта вершина уже тупиковая, ибо Триалетский хребет поворачивает отсюда круто на юг и через 4 км выводит к травянистой вершине 1948 м, которая является началом травянистой дуги. Местное название этого участка Триалетского хребта - Карталиния. Длина Карталинии по проселочной дороге, тянущейся прямо по водоразделу над травянистым склоном с юга и лесным с севера, - 16 км, в том числе до вершины 1862 м - 10 км, до вершины 1893 м - 3 км и до узловой травянистой вершины 1648 м - 3 км.
От горы 1648 м на северо-восток-восток уходит восточное окончание Триалетского хребта, а на юго-восток-восток отрог Дидгора, водораздел бассейнов рек Дигмисцкали на севере и Вере на юге, заканчивающийся между их устьями на берегу реки Куры в Тбилиси.
По Триалетскому хребту от вершины 1648 м по травянистому водоразделу (с узким поперечным лесным поясом) на северо-восток 10 км до лесной вершины Тба ("Озеро", 1347 м), 8 км до травянистой вершины Дидгора (1274 м) и 6 км мимо озера на водоразделе до конца хребта на берегу Куры напротив впадения в нее реки Арагви. Отсюда по автомобильному мосту над Курой 2 км до г. Мцхета. Общая протяженность маршрута от Двири до Мцхета 189 км.

Хребет Церостба

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Церостба (№18 на схеме) - крайний северо-западный отрог Триалетского хребта, водораздел бассейнов рек Кура на западе и Боржомула на востоке. Протянулся на 18 км от вершины Далицаварятаг (2708 м) на север до южных окраин г. Боржоми у впадения Боржомулы в Куру.
До высоты 1900 м хребет покрыт к северу от вершины Церостба смешанным лесом, а южнее ее, вплоть до стыка с Триалетским хребтом, - скально-травянистый.
От левого берега устья Боржомулы тропа ведет по лесу на юг: 2 км до лесной вершины 1328 м, 8 км по лесному водоразделу до лесного же озера Церостба ("Журавлиное озеро", 1830 м), 1 км до одноименной травянистой вершины (1929 м) на опушке леса, затем 2 км по тропе через лесную перемычку в понижении водораздела к пастушьим кошам на пастбище на водоразделе и 5 км без тропы по скалистому сланцевому ребру с крутым набором высоты до вершины Далицаварятаг (2708 м). Этот хребет, как и следующие, примыкающие к Триалетскому, может быть стартовым для последующего траверса самого Триалетского хребта.

Хребет Муркневи

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Муркневи (№19 на схеме) - северный отрог Триалетского хребта, водораздел бассейнов правых притоков Куры Гуджаретисцкали на юге и Квибиси, Каскатисцкали и Дзамы на севере. Тянется на 40 км на запад от перевала Муркневи на Триалетском хребте до устья реки Гуджаретисцкали, северо-восточнее г. Боржоми. В западной половине до вершины Гвиргвина покрыт смешанным лесом.
От Боржоми (800 м) на восток по лесному хребту 4 км крутого набора высоты до вершины 1709 м, еще 4 км пологого подъема до вершины Тортизи (1996 м) и 9 км по широкому и почти без перепадов высоты гребню до границы леса и оттуда 200 м взлета на травянистую вершину Гвиргвина (2204 м). Весь дальнейший путь по гребню с крутым травянистым склоном на юге и скалисто-травянистым сбросом на севере: 20 км до высшей точки хребта Муркневи (2342 м) и 3 км до перевала Муркневи (2150 м) на стыке с крутой дугой Триалетского хребта.

Хребет Ткемала

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Ткемала (№20 на схеме) - северный отрог Триалетского хребта, водораздел бассейнов правых притоков Куры Дзамы с запада и Таны с востока. Тянется от перевала Муркневи на север-северо-восток на 40 км до берега Куры напротив г. Гори. Покрыт в средней части смешанным лесом и там же местами сильно иссечен поперечными выносами грунта, создавшими резко пересеченную местность и затрудняющими ориентировку.
Из Гори по мосту через Куру можно попасть в пос. Цедиси. От него 6 км по тропе на запад до лесной вершины Бурети (1329 м). В 2 км южнее ее узкий травянистый водораздел указанных бассейнов. По нему 2 км до сел. Зедаксовриси, затем 1 км до лесной перепонки в верховьях двух оврагов и еще 1 км до второй лесной перепонки. Затем по водоразделу Ткемала до самого его конца тянется тропа: 12 км в лесу на запад до травянистой вершимы Сацхениси (2030 м), 7 км на юг преимущественно в лесу до вершины Квелаантубани (2057 м) на опушке леса, 3 км по лесному водоразделу и 6 км по альпийским лугам до перевала Муркневи (2150 м) на стыке хребтов Триалетского, Муркневи и Ткемала.
Хребет Ткемала может быть началом комбинации траверсов - с Триалетским (на запад или на восток от перевала Муркневи), с Муркневи или через отрезок Триалетского с Самсарским или Джавахетским.

Хребет Дидгора

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Дидгора (№21 на схеме) - юго-восточный отрог Триалетского хребта, водораздел бассейнов правых притоков Куры - Дигмисцкали и Вере. Тянется на 30 км от узловой вершины 1648 м на стыке Дидгоры с Триалетским хребтом до Тбилиси.
В Тбилиси фуникулер соединяет центр города с верхним парком на горе Мтацминда. Эта гора является восточным окончанием Дидгора. Из парка 23 км на запад сначала по аллее, затем по автодороге на травянистом плато мимо озера Лиси и сел. Тхинвали, потом по тропе через сел. Мсхалдиди до травянистой вершины Ластисцихе (1433 м). В 3 км севернее высшая точка Дидгора - 1580 м, а в 4 км на запад от нее возвышается гора 1648 м на Триалетском хребте.

Через перевал Цхрацкаро (Боржоми - Табацкури - Тбилиси)

Орографическая схема Малого Кавказа
Через перевал Цхрацкаро (Боржоми - Табацкури - Тбилиси) - №22 на схеме. В 27 км южнее узлового железнодорожного и автобусного центра Хашури находится важнейший горный бальнеологический курорт Грузии - Боржоми. Курорт расположен на высоте 800-850 м над уровнем моря по обоим берегам реки Куры, а также вдоль ее правых притоков Гуджаретисцкали и Боржомулы, которые начинаются из родников в разных частях Триалетского хребта, но впадают в Куру почти рядом, в 2 км друг от друга. Оба относятся к малым рекам. Протяженность первого 40 км, второго 25 км.
Термальная минеральная углекислогидрокарбонатнонатриевая вода и среднегорный лесной климат способствовали всемирной известности этого небольшого городка. Курорт утопает в парках, заложенных более столетия назад и значительно расширенных в последнее десятилетие.
В одном из лучших ландшафтных парков страны - Ликанском произрастает более 150 видов древесных пород, среди которых редко встречающийся местный вид - боржомская сосна.
От Боржоми вверх вдоль низовой Гуджаретисцкали и ее левого притока через дачные поселки Даба, Цагвери и Либани к горноклиматическому курорту Бакуриани (1600-1650 м) идет асфальтированная и электрифицированная железная дорога (37 км). От Бакуриани еще 15 км по автодороге до перевального седла Цхрацкаро (2454 м) на Триалетском хребте.
Из Боржоми на перевал Цхрацкаро можно попасть другим путем: 10 км по проселочной дороге, идущей по водоразделу Гуджаретисцкали и Боржомулы, до пос. Либани, отсюда идет спрямленная тропа до Бакуриани (8 км), затем по лесной тропе восточнее автострады 7 км на перевал Цхрацкаро.
Путь к перевалу из бассейна Боржомулы исключает использование попутного транспорта, так как проходит по пересеченной местности, в лесу, местами без троп. Первый вариант - от устья Боржомулы левым берегом, лесом 17 км до автодорожного моста в 3 км западнее сел. Сакочави, затем по попутной тропе в лесу 8 км на перевал Цхрацкаро. Второй вариант - от устья Боржомулы по лесной тропе 8 км на юг на восточный склон хребта Церостба, 3 км в лесное сел. Тори, из него по тропе 6 км к упомянутому выше автодорожному мосту.
От моста можно спуститься в Бакуриани (6 км), познакомиться с его достопримечательностями, а затем выйти на перевал Цхрацкаро.
От перевала Цхрацкаро по дороге, тянущейся с юга параллельно Триалетскому хребту, 13 км до сел. Табацкури на северо-западном окончании большого пресноводного бессточного одноименного озера. Вокруг озера - пастбища обширного плато Самсарского хребта. Через 10 км из Табацкури на восток перевал Тавкветили (2100 м), 10 км до сел. Бурнашети (1700 м), 25 км по дороге на южном берегу Цалкинского водохранилища до районного центра Цалка (1506 м), отсюда 35 км на северо-восток по автодороге до районного центра Манглиси, расположенного в лесу на южном склоне Триалетского хребта на берегу реки Алгети (1200 м), 40 км по лесной дороге на восток в столицу Грузии Тбилиси.
Общая протяженность маршрута Хашури - Манглиси 185 км. Его можно пройти на велосипеде.

Самсарский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Самсарский хребет (№23 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов правых притоков Куры - Паравани с юго-востока, юга и запада и Храми с северо-востока и севера. Протянулся на 75 км от высшей точки Триалетского хребта Шавиклде (2850 м): 25 км на восток (в этой части на водоразделе есть горное озеро Табацкури) и далее 50 км на юг к озеру Сагамо (Тумангель) на реке Паравани.
Плато Самсарского водораздела (3000 м над уровнем моря) вулканического происхождения, сложено преимущественно трахитовыми лавами кирпично-бурого или черного цвета. Здесь высится много громадных зубчатых кратеров, лишенных, как и большая часть хребта, растительности. На дне кратеров белеют поля снега, иногда не стаивающего за лето, или окруженные снежными карнизами озера, в водной глади которых отражаются "пальцы" окаймляющих их вулканических останцев. Между пологими грядами и увалами нагорных степей также блестят зеркальные поверхности множества озер. Все озера питаются грунтовыми водами и отчасти атмосферными осадками.
Климат на плато самый суровый в Грузии: лето короткое и прохладное, зима необычно холодная для Закавказья, Морозы здесь достигают 25 градусов, иногда даже 35 градусов. Лесов на плато нигде нет, лишь горно-луговая (болотная) или горно-степная растительность покрывает его склоны. Топливо и проточную воду надо искать или рассчитывать на переходы с ночлегами у озер или кратерных снежников, имея примусы и бензин.
От узловой вершины Шавиклде на восток и юг 4 км до вершины Чарели (2652 м) с пологими северными и восточными склонами, 4 км на восток с пересечением на полпути автодороги, идущей из Боржоми и Бакуриани, до купола 2312 м, 3 км на северо-восток по плато до следующего купола 2405 м (5 км юго-восточнее перевала Цхрацкаро), еще 4 км до кругозорного купола Мшралимта (2481 м), у юго-восточного подножия которого озеро Табацкури. Площадь озера 14,2 кв. км, максимальная глубина 40,2 м, средняя 15 м, высота водного зеркала - 1989 м над уровнем моря. Богатая фауна позволяет развивать спортивное рыболовство. В озере водится форель, акклиматизированы здесь рипиус и ладожский сиг. Плато Самсарского водораздела простирается от куполов двух последних вершин по обе стороны от этого озера и представляет гигантский пресноводный бессточный котлован на спине этого хребта.
По водоразделу Самсарского хребта через 10 км на восток мимо северных окраин сел. Табацкури (на северной оконечности одноименного озера) голая скалистая вершина Тавкветили (2582 м). Весь дальнейший маршрут проходит почти точно на юг: 4 км через каменные россыпи до поперечной дороги на перевальном седле Тавкветили (2100 м), 4 км до вершины Шавнабад (2929 м) и 11 км мимо мелких озер до вершины Самсари (3284 м), расположенной в центре Самсарского плато посередине между озерами Табацкури и крупнейшим в Грузии Паравани (площадь 37,0 кв. км, максимальная глубина 3,3 м, высота водного зеркала 2073 м над уровнем моря). К востоку от вершины Самсари расположены десятки мелких озер, часть из них имеет сток на восток - в озеро Паравани или на северо-восток - в реку Храми.

Джавахетский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Джавахетский хребет (№24 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов правых притоков Куры - Паравани с запада, Храми и ее правого притока Дебеда с востока, а с юго-запада левого притока Аракса реки Ахурян. Считая по линии водораздела, хребет тянется на 100 км от вершины Самсари в центре Самсарского хребта: 15 км на восток до вершины Далидаг севернее озера Паравани и 85 км на юг до Карахачского перевала, после которого хребет поворачивает на восток и именуется Базумским.
Общий по слагающим породам вулканического происхождения с Самсарским и аналогичный ему по климату, флоре и фауне в северной своей половине, Джавахетский хребет на отрезке от вершины Агрикар до высшей точки хребта - Акчала получает столь значительное количество атмосферных осадков, что носит весьма симптоматичное русское название Мокрые горы. Эти осадки приносят влажные потоки воздуха с Черноморского побережья: сначала по узкой "трубе" - теснине реки Аджарисцкали, зажатой с обеих сторон Месхетским и Шавшетским хребтами, далее через перевал Годердзи (2025 м) на Арсианском хребте и снова по "трубе" между южными окончаниями Триалетского и Самсарского хребтов с севера и "стеной", составленной следующими один за другим Эрушетским, Гукасянским и Вирахайоц хребтами с юга. Высшие точки этих хребтов соответственно Кюмбет (2963 м), Учтепеляр (3010 м) и Лейли (3157 м). Джавахетский хребет южнее Аралы имеет более умеренный климат. Тем не менее весь водораздел и его западные и восточные склоны абсолютно безлесные.
От вершины Самсари (3284 м) на восток через понижение-седловину 2370 м и далее севернее озера Паравани 15 км до вершины Далидаг (2661 м). Отсюда по плато на юг 5 км до вершины Бикет (2278 м), еще 2 км до перевального седла Тикматаш (2160 м), действующего с мая по ноябрь узла автомобильной дороги Богдановка - Тбилиси, и поперечной проселочной дороги от сел. Тамбовка на северном берегу озера Паравани в пос. Цалка на южном берегу Цалкинского водохранилища на реке Храми.

Сомхетский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Сомхетский хребет (№25 на схеме) - водораздел бассейнов правых притоков реки Храми, Машавера и Шулавери с севера и Дзорагет-Дебед с юга и востока. Тянется на 90 км на восток от узловой вершины Лейли (3157 м) на Джавахетском хребте до излучины реки Дебеда на границе Грузинской и Армянской ССР. А к западу от названной вершины тянется на 50 км широтное продолжение Сомхетского хребта, игравшее в течение столетий роль естественной границы расселения грузин - с севера и армян - с юга и носящее армянское название Вирахайоц ("Грузинскоармянский").
Сомхетский, т. е. по-грузински "Армянский", хребет сложен базальтами, андезитами, песчаниками и известняками. Имеет пологие склоны в западной половине, крутые - в восточной. Склоны хребта покрыты широколиственными лесами: на северном склоне на протяжении 60 км (т. е. кроме западной трети хребта, прилегающей к Джавахетскому), на южном - последние 30 км на высоте от 1000 до 1600 м. Там, где нет лесов, - горные степи и кустарники.
От узловой вершины Лейли (3157 м) без попутных троп 9 км пологого спуска на северо-восток по усыпанному каменными обломками травянистому урочищу Гедак к вершине Гедак (2080 м) и далее 8 км в том же направлении до вершины 1943 м. Через 2 км на северном склоне начинаются сплошные леса. Отсюда общее направление маршрута на восток: 8 км до вершины Багаскесан (1825 м), 3 км на юго-восток до вершины Шахназар (1867 м), 1 км до перевального седла 1600 м. Далее на протяжении 12 км водораздел причудливо извивается, лавируя между близко находящимися друг от друга истоками ручьев на север и на юг: 2 км на юг до вершины Караултепе (1827 м), 9 км на восток-северо-восток до перевального седла Локский (1838 м). Затем на юго-восток: 3 км до вершины Лок (2142 м), 6 км до вершины Осиновой (1882 м), 2 км до перевального седла Волчьи Ворота (1798 м), через который транспорт ходит с апреля по декабрь, 2 км до вершины Крестовой (1797 м) и 5 км до крутого поворота хребта на северо-восток (на юго-запад отходит отрог с вершиной Леджан (2526 м), через 6 км высшая точка Сомхетского хребта - вершина Лалвар (2543 м). Через 4 км от вершины начинается покрытый оплошным лесом водораздел: на восток 7 км до вершины Вугокяр (1492 м), 3 км до вершины 1474 м, 7 км до последней лесной вершины 1203 м и далее 5 км по травянистому склону на спуск до железнодорожной станции Айрум на западном берегу реки Дебеда. Общая протяженность траверса от Лейли до Айрума 90 км.

Базумский (Бзовдальский) хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Базумский (Бзовдальский) хребет (№26 на схеме) - водораздел между Дзорагетом - с севера и Памбаком - с юга, составляющими при слиянии правый приток Храми - Дебеду. Он протянулся на 62 км с запада на восток от Карахачского перевала до г. Кировакана. Сложен вулканогенно-осадочными породами и гранитами. На склонах преобладают луговые степи, выше - субальпийские и альпийские луга. Лишь на северо-восточном окончании хребта встречаются у его подножия буковые леса.
От Карахачского перевала (2272 м) на юго-восток 6 км до вершины Аглаган (2977 м). Затем на восток: 6 км до высшей точки Вазумского хребта вершины Урасар (2992 м), 2 км до перевального седла Ягар (2622 м), через который с июня по октябрь действует тропа, 1 км до вершины Узой (2896 м), 11 км до вершины Шиштепе (2836 м), 4 км до перевального седла 2150 м с проселочной дорогой из г. Спитак на Степанаван, 8 км до вершины Тодор, имеющей также название Взовдаль (2796 м), причем последние 3 км круто на север, опять на восток 7 км до седловины Пушкинского перевала (2037 м), через который круглый год, кроме декабря, действует автодорога из Кировакана в Степанаван. Перевал носит название Пушкинский в память о том, что в 1829 г. через него ехал великий русский поэт А. С. Пушкин и как раз здесь повстречал траурный казачий эскорт, сопровождавший от границы с Персией гроб с телом русского поэта и посланника России А. С. Грибоедова, убитого в Тегеране. Ранее перевал носил название Бзовдальский.
От Пушкинского перевала маршрут тянется на юго-восток: 3 км до начала ответвления на северо-восток Заманлинского хребта, 1 км до вершины 2291 м, 6 км до вершины Шеггель (2401 м) и отсюда на юг 7 км на спуск через мост над рекой Памбак к железнодорожной станции г. Кировакан. Общая протяженность траверса 62 км.

Заманлинский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Заманлинский хребет (№27 на схеме) - северо-восточный отрог Базумского хребта, водораздел между левыми притоками Памбака - Заманлу с юга и Колагиран с севера. Тянется выпуклой к северу дугой с запада на восток на 13 км. В восточной половине сплошь покрыт буковыми лесами.
От железнодорожной ст. Кировакан автобусом или пешком 10 км до сел. Бзовдаль, затем 4 км по тропе на северо-восток по травянистому склону на место стыка Базумского и Заманлинского хребтов, 5 км на север по травянистому Заманлинскому хребту до вершины Ташкесан ("Каменотес", 2230 м), 2 км на восток до начала лесного хребта и 2 км в том же направлении до лесной вершины 1832 м, 6 км по лесному хребту на юго-восток до железнодорожной ст. Шагали на левом берегу реки Памбак (16 км по железной дороге северо-восточнее ст. Кировакан). Общая протяженность перехода от Кировакана до Шагали 27 км.

Ширакский (Есаульский) хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Ширакский (Есаульский) хребет (№28 на схеме) - платообразный водораздел между левыми притоками Ахуряна Чаир на северо-западе и Ацик на юго-западе и Памбака на юго-востоке и ее левого притока Чичкан на северо-востоке. Имеет протяженность с запада на восток 37 км.
В своей средней части играет роль также и поперечного водораздела между бассейнами Куры с востока и Аракса с запада, оказываясь своего рода "пробкой", закрывающей долину Памбака у западного окончания двух параллельно следующих хребтов - Базумского с севера и Памбакского с юга.
Поперечная извилистая линия водораздела этой "пробки" от Джаджурского перевала (1952 м) с юга до перевала Бозехуш (2164 м) с севера тянется на 42 км. Он является местом соединения в единый маршрут траверсов Базумского и Памбакского хребтов.
Ширакский хребет сложен изверженными и осадочными породами. Безлесный на всем протяжении, он обладает хорошим травостоем в летне-весеннее время и тогда используется под пастбища, ибо на равнине травостой выгорает с начала лета.
От железнодорожной станции, стоящей у слияния Чичкана с Памбаком: на северо-запад 5 км до вершины Гочкех (2200 м), 3 км до вершины Чачан (2200 м), по выпуклой на север дуге 2 км к западу до перевального седла Восточный Есаульский (2147 м), в том же направлении 6 км до высшей точки хребта Бугатепе (2555 м), 2 км на юго-запад до вершины Джаджур (2429 м), откуда и начинается в обе стороны поперечный водораздел "пробки" (от этой вершины до Джаджурского перевала 4 км).
От вершины Джаджур на север-северо-запад 5 км до перевального седла Шиштапа (2180 м), на запад 3 км до вершины Шиштапа (2288 м), 4 км до перевального седла Кети (2000 м), 4 км до вершины Кети (2130 м), 3 км до перевального седла Западный Есаульский (1960 м), 3 км до вершины Кахамахут (2105 м), 2 км до перевального седла Капе (1800 м) и по проселочной дороге на юг 3 км в сел. Капс, откуда автодорога ведет в г. Ленинакан. Общая протяженность маршрута 45 км.

Памбакский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Памбакский хребет (№29 на схеме) - водораздел между реками бассейнов Аракса - Ахуряном, Касахом и Разданом с юга и Куры - Памбаком и Агстевом с севера. Тянется с запада на восток от Джаджурсхого перевала на 125 км до Севанского полуострова на озере Севан. Сложен изверженными породами. Безлесный на всем протяжении, но у подножия северного склона - в долине Атстева сохранились дубово-буковые леса. Повсюду на склонах и на водоразделе горные степи и горные луга, выгорающие с середины лета.
Первые 26 км от г. Севан, расположенного на западном берегу одноименного озера, проходят по юго-восточному платообразному отрогу Цамакаберд (Эшакмейдан): по тропе на север 3 км до вершины Арчаноц (2384 м), 4 км до вершины Барат (2313 м), 5 км до вершины Яглыташ (2381 м), без тропы - на запад 5 км до вершины Пирдаг (2406 м), на северо-запад 5 км до вершины 2582 м, по тропе - 4 км до вершины Топиел (2734 м), на запад 6 км до вершины 2850 м, 4 км до Меградзорского перевала (2628 м), через который действует с апреля до октября автодорога из Меградзора в Гамзачиман, 5 км до высшей точки хребта, вершины Тежлер (3101 м), 5 км до Хндзорутского перевала (2810 м), с вьючной тропой из верховий реки Мармарик в пос. Хндзорут восточнее Кировакана, без тропы - по скалистому гребню 10 км до Маймехского перевала (2804 м) с древним святилищем на его южной стороне, 2 км до вершины Маймех (3081 м). Маймех по армянской народной этимологии означает "неповоротливый, неизменяющийся". Маймех круглый год виден из Кировакана со снегом на его северном склоне.
От Маймеха на запад без тропы - 5 км до вершины Дебахли (2853 м), 5 км до узловой вершины Деветаш (2862 м), от которой на юго-восток тянется хребет Цахкуняц. На северо-запад 6 км до вершины Оюхлю (2891 м), 5 км до вершины Гёль (2722 м), на запад 4 км до Спитакского перевала (2378 м) с автодорогой из Еревана в г. Спитак ("Белый"), действующей с июня по ноябрь, на юго-запад 2 км до вершины Ильмитах (2738 м), 6 км до Памбского перевала (2157 м), с автодорогой, действующей с июня по ноябрь. Далее на северо-запад 4 км до вершины Памб Армянской (2419 м), на запад 3 км до перевального седла Качаган (2180 м), 2 км до вершины Котемот (2329 м), 4 км до вершины Гялинкая ("Скала невесты", 2483 м). Отсюда на север через пастбище Багдат 5 км до вершины Дардыел (2311 м), с извивами по водоразделу на юго-запад, запад и северо-запад 7 км до вершины Капанак (2312 м), на северо-запад 4 км до вершины Хнкоян (1988 м) и на север 6 км до Джаджурского перевала (1952 м) с автодорогой Кировакан - Тбилиси на нем. Общая протяженность траверса от г. Севан до Джаджурского перевала 125 км.
На этот хребет можно выйти и другим не менее удобным маршрутом - от перевала Севанского (Семеновского) - стыка хребтов Памбакского и Арегуни. От Севанского перевала (2114 м), через который проходит автострада Ереван - Тбилиси (Ереван - Кировабад), на запад по тропе 6 км до вершины 2291 м и 6 км до стыка на высоте 2740 м с отходящим здесь на юг отрогом Цамакаберд. Этот вариант на 14 км короче, чем от г. Севан, т. е. общая протяженность траверса будет равна 111 км.

Арагацкий хребет

Орографическая схема Малого Кавказа

Схема расположения ледников на массиве Арагаца
Арагацкий хребет (№30 на схеме) - водораздел бассейнов левых притоков Аракса, реки Ахурян на западе и реки Касах на востоке. Ответвляется на юг от центра западной половины Памбакского хребта и тянется на 70 км до сел. Агарак Аштаракского района Армянской ССР. Отрог сложен лавовыми толщами не только в массиве Арагац, но и в перемычке, а также в соседних, подобных Арагацу, но значительно более низких конусах, вздымающихся из рыхлых отложений - Артени (2047 м) на юго-западе, Араилер (2575 м) на юго-востоке и Мецшараилер (2474 м) на северо-западе на самой перемычке хребта.
Траверс этого отрога - технически интересный переход по лавовым конусам, прежде всего самого Арагаца. На этом маршруте туристы смогут осмотреть несколько значительных историко-архитектурных памятников, включая столицу Армении Ереван.
От Еревана кратчайший путь к Арагацкому хребту идет через г. Аштарак. До него 22 км по полупустыне с каменистыми и горно-бурыми почвами. Скудная в любое время года растительность, среди которой преобладает душистая полынь, летом выгорает. И если бы не значительные усилия тружеников Армении, создавших оросительную систему, поднявших целину и насадивших фруктовые сады и виноградники, то местность была бы сера и уныла.
Более интересен другой, более протяженный, путь к Аштараку, насыщенный выдающимися историко-архитектурными памятниками: от Еревана через Звартноц, Рипсимэ, Шогакат, Гаянэ, Эчмиадзин.
На 15-м км к западу от Еревана перед окраиной древней столицы этой страны Вагаршапата (теперь районный центр Эчмиадзин) у левой обочины автострады замер в гордом одиночестве на постаменте геральдический орел. Отсюда по южному ответвлению дороги 400 м по тенистой аллее из пирамидальных тополей до главного входа в музей под открытым небом. Через этот вход посетители по "аллее" из обломков орнаментированных колонн и плит попадают к руинам когда-то величавого, овеянного легендами за тысячелетие невольного полузабвения храма Звартноц.
В истории каждого народа имеются свои "звездные столетия", когда люди на века и тысячелетия оставляют потомкам яркие свидетельства своего гения. В истории армянского народа таким был VII в. Именно тогда, борясь с нашествиями то арабов, то византийцев, армянский народ отстаивал свою самобытность - свободу и язык, свою письменность и цементировавшую единство веру. Эту борьбу возглавили правитель Армении Теодорос Рштуни рука об руку с католикосом всех армян Езром, а после смерти последнего - с бывшим воином, избранным на старости после пострижения в монахи католикосом под именем Нерсес III. В историю он вошел также под именем Таеци, т. е. Строитель, и тому были веские основания.
В одну из пауз между войнами с внешним врагом католикос Нерсес III заложил собор в честь основателя армянской церкви Григория Просветителя, который якобы встретился на месте закладки будущего собора с языческим царем Трдатом III и добился от него принятия христианства. По мысли католикоса, новый собор должен был еще более укрепить веру народа, его дух сопротивления захватчикам. Ведь само название этой церкви святого Григория - Звартноц означает "Храм Небесных бдящих сил"!
Храм строился в 641 - 652 и 659 - 661 гг. В строительстве грандиозного храма был обобщен многовековой строительный и художественный опыт армянского народа. Зодчий Иоанн, исполнитель воли Нерсеса III, лишь за год до его смерти в 662 г. завершил фантастически смелое по строительным идеям создание храма. Три с лишним столетия слава об этом архитектурном чуде из цветных тесаных туфов не оставляла равнодушными современников. Но уже в 1000 г. летописцы сообщают, что поражавший величием храм лежит в развалинах.
Пожалуй, нет в нашей стране другого архитектурного феномена, который бы и в руинах производил столь сильное впечатление своей величественностью и гипнотизирующей красотой филигранной каменной резьбы. Так красивы и настолько величественны эти руины, что приходит крамольная мысль: а не оставить ли лежать их так же - очищенными от щебня руинами, не восстанавливая храма?
Многие столетия ходили легенды о "потухшей церкви" - пологом холме с выжженной травянистой и кустарниковой растительностью да торчащими из щебневатого грунта остатками высоких пилонов. Столетиями холм служил для местных жителей "карьером" для добычи вулканического камня - разноцветного туфа, и именно отсюда столетие назад попали во двор Эчмиадзинского монастыря несколько капителей экседр. Посетивший Эчмиадзин в 1890 г. ученый Иосиф Стржиговский обнаружил на этих капителях монограммы Нерсеса III. Тем самым были добыты первые свидетельства того, что "карьер" и есть знаменитый Звартноц.
Интерес к открытию был столь горячим, что уже в 1893 г. эчмиадзинский монах Месроп Тер-Мовеесян начал раскопки, а с мая 1900 до августа 1904 г. их продолжил другой монах из того же монастыря - Хачик Дадян. Но по их находкам нельзя было бы воссоздать даже общего представления о том, каким же был храм. В 1904 г. архитектор Торос Тораманян картографировал первичные руины и уже в 1905 г. опубликовал статью.
Тот образ храма, который смоделировал в чертежах этот архитектор, уже в 1906 г. получил блестящее подтверждение. Археолог Николай Марр, впоследствии выдающийся лингвист, при раскопках другой древней армянской столицы - Ани обнаружил, как полагают, модели Звартноца.
Картографирование помогло по характеру размещения упавших каменных массивов и деталей установить, что Звартноц уничтожило катастрофическое землетрясение. Подземный удар последовал с северо-востока и так разметал тесаные блоки и колонны, что современники не сделали никаких попыток к восстановлению храма. Позже выяснилось, что Звартноц, оказавший главное влияние на создание аналогичных христианских храмов в Закавказье и на Армянском нагорье - Ишхан и Лякит в VII же в., Бана в IX - X вв., Гагикашен в XI в., - передал им также и свою слабость: все они не были устойчивыми. И время не пощадило ни один из них.
Суровые северные ветры вулканического плато постепенно скрыли руины Звартноца под толстым слоем эолов. Пришли в негодность и оросительные арыки, сооруженные еще при Таеци, высохли сады и виноградники...
В 3 км западнее Звартноца районный центр Эчмиадзин. Город основал в 117 г. царь Армении Вагарш, назвав его Вагаршапат. Нынешнее название Эчмиадзин носит три десятилетия. В древней Армении название Эчмиадзин носила лишь первопрестольная церковь армян - кафедральный собор, воздвигнутый в 303 г. по указанию Трдата III и первого католикоса Григория Просветителя в связи с принятием христианства в Армении в 301 г. Легенда гласит, что Григорию снизошло видение, будто на этом месте ступил с небес Иисус Христос и огненным молотом оставил памятину для заложения божьего храма. Само название Эчмиадзин означает "Сошествие единородного", т. е. сына бога.
Пышный, с позолотой собор стоит в окружении монастырского комплекса, включающего и ряд гражданских построек (гостиница, бассейн, монастырская школа - чемаран), а в бывшей ризнице сейчас находится дарохранилище - своеобразный музей Эчмиадзина с коллекцией высокохудожественных предметов церковной утвари, картин, книг, ювелирных изделий, а также резиденция католикоса.
На въезде из Еревана в Эчмиадзин восточнее собора расположено купольное сооружение, построенное в 618 г. по указанию католикоса Комитаса. Это церковь Рипсимэ, по имени красавицы римлянки, пожелавшей остаться "невестой Христа". Она отказала женихам-язычникам: в Риме императору Диоклетиану, в Армении царю Трдату III - и приняла за это от последнего мученическую смерть на костре.
Невдалеке церковь Шогакат, воздвигнутая на месте гибели подруги Рипсимэ. Хотя церковь эта построена лишь в XVII в., она воспроизводит черты древних купольных церквей.
К югу от собора Эчмиадзин находится еще одно купольное сооружение - церковь Гаянэ. Она построена в 630 г. по указанию католикоса Езра, на месте, где якобы была погребена другая подруга Рипсимэ - христианка Гаянэ, также принявшая мученическую смерть и, подобно Рипсимэ и Шогакат, возведенная позже в ранг святых.
От Эчмиадзина на север до г. Аштарак 16 км среди виноградников и через утопающие в зелени гранатовых садов селения Шаумян, Дашт, Ошакан. В последнем - место захоронения великого просветителя Армении Месропа Маштоца, создателя письменностей совершенно различных по языку народов - армян, грузин и Кавказской Албании IV - V вв. и переведшего библию на армянский язык. В церкви, воздвигнутой над могилой, теперь мемориальный музей Вардапета ("Учителя").
Через 5 км на север Аштарак - один из древнейших населенных пунктов Армении. Он известен по римским картам как Штранг-Урия ("Змея-город") за его вытянутость по извивам реки Касах, на обеих берегах которой он лежит. Однако его армянское название Аштарак ("Башня") подтверждается древнейшей достопримечательностью города. Академик Н. Я. Марр утверждал, что в дохристианский период здесь действительно стояла башня - храм культа драконов. Из самых древних сохранившихся в Аштараке архитектурных памятников высится на обрыве над рекой полуразрушенный Покаберд ("Крепость Пока") V - VI вв., внутри которого скромная базиличная церковь из черного туфа - Циранавор ("Пурпурная усыпальница"), построенная в то же время. Рядом столь же древняя - Спитакавор ("Белая усыпальница"). На северо-восточной окраине Аштарака на каменистом плоскогорье среди частокола хачкаров - крестообразных христианских стел с неповторяющимися рисунками - одиноко стоит скромный дом скорби - склеп VII в. Кармравор ("Багряная усыпальница") с нишами в подземелье, служившими лежанками покойникам. От этой часовни по крутой извилистой дороге можно выйти к другому памятнику архитектуры - трехарочному мосту через Касах. Это каменное сооружение 75-метровой длины перекинуто на месте, где в глубокой древности была переброшена поражавшая воображение инженерным искусством однопролетная арка.
В 1 км ниже по реке высится современный железобетонный мост. От него начинается 100-километровая автомагистраль на запад в Ленинакан. В 7 км по шоссе расположено сел. Агарак. Из него-то и начинается собственно траверс Арагацкого хребта.
От Агарака (1000 м) на север 4 км по автодороге до сел. Бюракан (1500 м). Близ него расположена Бюраканская астрофизическая обсерватория, всемирно известная исследованиями в области радиоастрономии и звездной астрономии. Успех в работе обеспечивается мощной современной аппаратурой и выбором удачного места в среднегорье с особенно сухим и чистым воздухом.
От сел. Бюракан тянется асфальтированная дорога на северо-запад к предвершинному плато Арагаца и заканчивается у озера Карилич ("Каменное озеро", 3200 м), из которого берет свои истоки река Аркашен. На восточном берегу озера расположена метеостанция.
На 6-м км от Бюракана надо свернуть с этой дороги на запад, идти 4 км, пересечь на высоте 1980 м ущелье и неглубокую здесь реку Аркашен и по правому, западному, склону ущелья подняться на мыс, под которым Аркашен впадает в Амберд. Здесь на высоте 2120 м расположена средневековая крепость Амберд, первоначальные постройки которой сооружены в VII в. Впервые крепость была взята штурмом в XI в. сельджуками, во второй раз - вXIII в. - татаро-монголами, которые сожгли все, что могло гореть в постройках, и по возможности разрушили каменные сооружения. Лучше всего сохранилась церковь (построенная в 1026 г.). Может быть, потому, что в ней почти не было деревянных частей. Старая вьючная дорога вела к этой крепости над обрывом вдоль западного берега Амберда. Там до сих пор сохранилась СПТ, по которой в июле - августе пригоняют скот для выпаса на высотах 2000-3000 м западнее верховий Амберда. А на склонах массива Арагац, на высотах от 1500 до 2200 м, армянские земледельцы выращивают и собирают значительную часть производимых в республике картофеля и зерна.
Арагац самый крупный вулканический и вообще горный массив Малого Кавказа. Массив увенчан короной из нескольких вершин, в кольце между которыми расположен обширный кратер. Самые высокие из вершин - северные, достигающие высоты 4090 м. Площадь лавовых полей массива огромна - 8000 кв. км. В затененных углублениях северной экспозиции и кратера имеется 28 ледников (из них лишь 2 на южном и западном склонах). Общая их площадь составляет 2,47 кв. км, в том числе 1,06 кв. км покрыто мореной. Массив выше предвершинного плато и озера Карилич - самое суровое место в Армении. Из осадков здесь выпадает почти исключительно снег. Толщина снежного покрова зимой достигает 1,8 м. Снег держится 8-9 месяцев. Зимой бывают морозы ниже 40 градусов. Средняя температура зимой -12 градусов. Средняя температура самого теплого месяца (августа) не превышает 10 градусов. Так что когда в Аштараке бывает +40 градусов, у озера Карилич +10 градусов, то на вершине 0 градусов или ниже. У крестьян Араратской долины за многие века накопилось немало сельскохозяйственных примет, связанных с Арагацом. Например, как только на Арагаце стаял снег - внизу созрела пшеница, как только там залег снег - внизу созрел виноград.
К востоку над метеостанцией на массиве Арагаца тянется короткий гребневидный водораздел Севасар, отходящий от одного из пальцев Западной вершины Арагаца. Высотная отметка пальца - 3989 м. Если следовать по водоразделу Севасар ("Черная гора"), то по разрушенным скалам можно выйти на Западную вершину. До нее от метеостанции 5 км. Есть два альпинистских маршрута, значащихся в официальной классификации массива Арагац, оба категории 1Б, причем это скальные траверсы. Один из них начинается из г. Артик у северо-западного, самого пологого, но самого длинного склона и через два северных пика выводит на метеостанцию. Другой - из сел. Арагац от восточного подножия: траверс западной и одной из северных вершин с финишем через седловину между Восточной и Северной вершинами в г. Апаран или в сел. Арагац. Возможен траверс 2А или 2Б категории трудностей, если от метеостанции по Севасару траверсировать Западную, Северную и Восточную (3903 м) вершины.
Продолжая траверс Арагацкого хребта, нужно от Западной вершины идти 4 км по гребню разрушенной короны до высшей точки массива Северной вершины (4090 м), затем 4 км на северо-запад по каменистым осыпям и в обход останцев к северо-западной предвершине 3465 м, потом на север 10 км по водоразделу между водными потоками Западной и Восточной Гехадзор до одноименного селения (2200 м). Этот маршрут тоже может оцениваться как 1Б. Из Гехадзора на северо-запад 10 км до вершины платообразного конуса Мецшараилер (2474 м) и на север 8 км до выхода на водораздел хребта на полпути между его вершинами Галинкая (2491 м) на западе и Котемот ("Салатная зелень", 2329 м) на востоке. Общая протяженность маршрута от сел. Бюракан до Памбакского водораздела 70 км.

Хребет Цахкуняц

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Цахкуняц (№31 на схеме) - водораздел бассейнов рек Касах на западе и Раздан на востоке, примыкает с юга в узловой вершине Деветаш (2862 м) к середине Памбакского хребта. Сложен изверженными породами. Безлесный по всей линии водораздела, однако в срединно-южной половине покрыт от основания до высоты 2500 м лиственными лесами и кустарниками. На этом же отрезке выше 2500 м горные степи, которые в крайних четвертях хребта тянутся от подножия до водораздела. Протяженность хребта от начала подъема в 6 км северо-восточнее г. Аштарак до Деветаша 60 км.
Без сопутствующих троп до Аштарака (1150 м) над обрывом вдоль восточного берега Касаха 7 км на север до моста через эту реку напротив сел. Оганаван, затем 12 км на северо-восток с набором высоты (круто, выше 2000 м) на вершину кругозорного массива Араилер (2575 м), откуда на северо-запад открывается чудесная панорама вулканического массива-гиганта Арагаца (4090 м). Спуск до седловины 1900 м на северо-востоке положе чем подъем, и равен 8 км. В первой половине через кустарники и лиственный лес. Затем 9 км подъема на север до высшей точки хребта 2851 м. Первая половина этой части маршрута также проходит по кустарникам и лесу, затем сплошь по горной степи. На водоразделе идти 4 км на север до вершины Шахель (2695 м), 2 км до Мравинского перевала (2580 м), 1 км до вершины Гюлаб (2771 м), 5 км до вершины 2599 м, затем 7 км на запад и северо-запад до Апаранского перевала (2250 м) с проселочной дорогой поперек маршрута - от пос. Апаран в сел. Анкаван - и 5 км до вершины Дамлакгядук (2781 м). Отсюда на север 2 км до перевала Бозъехош (2635 м) с тропой из верховий Касаха в верховье Мармарика, правого притока Раздана, и последние 5 км до узловой с Памбакским хребтом вершины Деветаш (2862 м). Полная протяженность маршрута 66 км.

Хребет Зинджерлы (Бжнийский отрог)

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Зинджерлы (Бжнийский отрог) - №32 на схеме - восточное ответвление от срединно-южной части хребта Цахкуняц. Является водоразделом в бассейне Раздана между его правыми притоками Мармарик с севера и Далярка с юга. Протянулся на 25 км. Сложен изверженными породами, покрыт на северном и южном склонах до высоты 2500 м кустарниками и лиственными лесами; выше - горные степи.
От пос. Бжни, расположенного на высоте 1500 м на правом берегу Раздана и славящегося ныне своей минеральной водой типа "боржоми", подъем без троп по травянистому склону на запад с поворотом по линии водораздела приведет через 6 км на вершину 2358 м, а еще через 6 км на север на вершину Алибек (2821 м) - высшую точку всего отрога. Далее по тропе 13 км на запад до узловой вершины Шахель (2695 м) на хребте Цахкуняц.

Папакарский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Папакарский хребет (№33 на схеме) - пограничный между Грузинской ССР с севера и Армянской и Азербайджанской ССР с юга короткий (25 км) водораздел устьев рек Дебеда и Храми на севере и пересыхающих в межень их правых притоков на юге. Тянется с запада на восток. В последние годы название "Папакарский хребет" стали распространять на систему нескольких прилегающих друг к другу хребтов, расположенных между бассейнами рек Дебеда с запада и Агстев на востоке. В действительности в этом междуречье 8 хребтов: Папакарский, Козман, Воскепар, Гугарац, Халабский, Крвитех, Иджеванский (ранее Далидагский) и Налтокянский.
Собственно Папакарский хребет - это не только водораздел, но и традиционная этническая, ставшая также и административной, граница. По-грузински Папакари означает "Ворота деда". Армянское название хребта - Бабакяр - переводится как "Камень предков".
Хребет сложен мергелями и известняками и на всем протяжении безлесный.
От северо-западной окраины пос. Шыхлы 2-е, стоящего на автостраде на полпути от азербайджанского г. Казах до грузинского г. Рустави, 6 км на запад до расположенной на стыке границ Грузии, Армении и Азербайджана вершины Папакари (Бабакяр, 700 м), 5 км на юго-запад до платообразной вершины Тарс (720 м), 5 км на юго-запад и запад до высшей точки хребта Керпилу (959 м) с проходящей восточнее ее тропой с юга из пос. Верин Керпилу на север в пос. Агамедли. Через 6 км на северо-запад и запад возвышается Танадаг (800 м) и еще через 5 км у пос. Дебеташен (440 м) на восточном берегу реки Дебеда хребет сходит на нет. Общая протяженность маршрута 27 км.

Хребет Козман

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Козман (№34 на схеме) - водораздел бассейнов рек Дебеда с запада и правого притока Куры Ниджасу с востока. Сложен известняками и мергелями. Тянется с севера на юг на 27 км от стыка с Папакарским до стыка с хребтами Гугарац и Воскепар. Покрыт, кроме северной трети, на высотах более 900-1200 м дубовыми и буковыми лесами. Ниже этих высот - пастбища, в том числе для выпаса скота зимой. Название хребта происходит от лесного зимовья на высоте 1200 м, вблизи истоков Ниджасу. "Козман" с армянского можно перевести как "Община, коллективное пастбище".
От середины Папакарского хребта, там, где он максимально изгибается на юг, на высоте 920 м начинается водораздел хребта Козман. По всей линии водораздела тянется тропа. Сначала по пастбищам: от узловой точки 3 км на юго-восток до вершины 964 м, 4 км на юг и юго-запад до начала сплошного лиственного леса и первой лесной вершины 1111 м. Затем по лесу: 8 км на юго-запад до вершины 1241 м, 3 км на юг над зимовьем Козман (в 30 м слева ниже водораздела, туда идут тропы) до вершины Самерн (1280 м) на горном пастбище. Лес вокруг Самерна имеется только на северном склоне. От Самерна на юг по водоразделу 2 км до зимовья на высоте 1200 м на опушке начинающегося леса, затем 2 км на восток по лесному водоразделу до вершины Зикатар (1646 м), еще 1 км до одноименного зимовья в лесу и последние 4 км на юго-восток по лесу до узла трех хребтов на вершине 1680 м. От вершины на восток отходит хребет Воскепар, а на юго-запад - Хребет Гугарац. Общая протяженность маршрута по хребту Козман 27 км.

Хребет Воскепар

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Воскепар (№35 на схеме) - водораздел бассейнов правого притока Куры Ниджасу с севера и левого притока Агстев-Акстафы реки Воскепар-Джогас. Сложен известняками и мергелями. Тянется с запада на северо-восток на 38 км от вершины 1680 м на стыке Козман и Гугарац. Покрыт в западной половине дубовыми и буковыми лесами, в восточной - выгорающими к концу лета травами. Удивительна этимология этого армянского названия, а также вершины Воскеван, расположенной в середине хребта. Первое означает "Золотой танец", второе - "Золотой храм". Может быть, найдутся желающие доискаться до истоков такой загадочной этимологии?
От узловой вершины 1680 м по тропе на лесном водоразделе на северо-восток 4 км до высшей точки Мисхана (1538 м), 4 км до вершины 1424 м, 3 км на восток через лесную поляну, протянувшуюся поперек хребта, до вершины Эльяк (1361 м) на опушке леса, 5 км вдоль опушки леса до вершины Воскеван (1240 м), 9 км на северо-восток до конца леса. Далее только по травянистому водоразделу: на юго-восток 5 км до вершины Сурбсаркис ("Святой Саркис", 924 м) с храмом на ней, на север 8 км до вершины Малачал (544 м) и 2 км до восточной окраины сел. Алибайрамлы, откуда на восток по дороге 7 км до пос. Юхарысалахлы, через который идет автострада Кировабад - Тбилиси. Общая протяженность маршрута от вершины 1680 м до пос. Юхарысалахлы 47 км.

Хребет Гугарац

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Гугарац (№36 на схеме) - водораздел бассейнов правых притоков реки Дебеда - Шнох, Кистум и Марц на западе и левого притока реки Агстев-Акстафа - Воскепар на востоке. Сложен мергелями и вулканогенными породами. Тянется С-образной дугой с северо-востока на юго-запад, а затем на юго-восток от стыка в узловой вершине 1680 м (с хребтами Козман и Воскепар) до узловой вершины Соухбулак (2072 м) на стыке с Халабским хребтом. Общая длина 35 км.
Водораздел окружен лесными долинами, а в северной трети почти сплошь покрыт лесами, в которых преобладают дуб и бук. На южных двух третях водораздела - альпийские пастбища, а на склонах, преимущественно восточных, - обилие озер, дающих сток преимущественно в бассейн реки Воскепар. Может быть, от этих многочисленных журчащих и как бы пляшущих на травянистых склонах ручьев и водопадиков и возникло название реки и хребта к северу от нее - Воскепар - "Золотой танец"?
От лесной вершины 1680 м по тропе: на юго-запад через дубово-буковое редколесье на водоразделе 4 км до травянистого купола вершины Геогдаг (1896,м) и 6 км мимо озера у водораздела и домиков на лесной опушке до травянистого купола вершины Саркут (2201 м). Далее по травянистому водоразделу: 3 км на северо-запад, 4 км на юго-запад до вершины Шиштапа (1720 м) и 4 км до ответвления юго-западного отрога Волорконт, на юго-восток 2 км до высшей точки хребта Чатындаг (2244 м) и 9 км до поворота на восток, затем последние 3 км до узловой вершины Соухбулак (аз. "Холодный источник", 2072 м). Общая протяженность гребневого маршрута 35 км.

Отрог Шнох

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Шнох (№37 на схеме) - водораздельное северо-западное ответвление хребта Гугарац между бассейнами рек Дебеда на западе и ее правым притоком Шнох на востоке. Тянется от северо-западного выступа хребта Гугарац на северо-запад и север на 14 км, окружен долинами с густыми дубово-буковыми лесами, в которых лесхозы ведут разработку. Узкая линия водораздела травянистая.
От хребта Гугарац тропа ведет по травянистому платообразному отрогу на 3 км на северо-запад, затем по узкому водоразделу на север: 5 км до вершины 1687 м и 6 км до спуска из леса к левому берегу в устье реки Шнох к мосту напротив одноименного поселка и далее через мост над рекой Дебеда к железнодорожной станции Шнох.

Отрог Гальванерсер

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Гальванерсер (№38 на схеме) - водораздельное западное ответвление хребта Гугарац между бассейнами правых притоков реки Дебеда - Бартаджур с севера и Кистим с юга. Тянется с юго-востока на северо-восток на 11 км. Линия водораздела выше 1800 м покрыта альпийскими лугами, а ниже, до дна ущелий, - дубово-буковыми лесами.
От хребта Гугарац, от того же места, откуда, тропа ведет на отрог Шнох, на северо-запад 2 км, затем на запад 1 км до высшей точки отрога Гальванерсер (2012 м), 3 км на северо-запад до селения Цахкашат на хребет, 1 км на север до вершины Сурблис ("Святой Свет", 1866 м) и далее 4 км к устью реки Бартаджур с одноименным хутором на левом берегу на автодороге Кировакан - Тбилиси.

Отрог Болорконт

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Болорконт (№39 на схеме) - водораздельное юго-западное ответвление хребта Гугарац между бассейнами правых притоков реки Дебеда - Кистум на севере и Марц на юге. Тянется от юго-западного выступа массива Чатындаг на хребте Гугарац на 16 км на запад-северо-запад до моста через Дебеду, заканчиваясь напротив г. Алаверди. Сложен мергелями и вулканогенными породами. От Чатындага до высшей точки отрога Болорконт (1968 м) водораздел узкий и безлесный (но в 50-100 м ниже по обоим склонам растут дубово-буковые леса), далее водораздел становится шире и сплошь покрыт лиственным лесом. На водоразделе или непосредственно возле него много родников, в ряде мест вымывших котловины и образовавших в них озера, а те, в свою очередь, стали истоками рек вышеупомянутых бассейнов. По всей линии водораздела тянется тропа.
От юго-западного уступа хребта Гугарац на запад 1 км до пастушьих кошей на перевале 2120 м и находящегося здесь же истока реки Кистум, 8 км до озера на водоразделе, 1 км на север до следующего озера на водоразделе, в ста метрах ниже на северном склоне у опушки леса еще одно озеро, 4 км на северо-запад и север до вершины Болорконт (1968 м) - травянистого пятачка в окружении леса. Дальше тропа идет 7 км по лесу на северо-запад и север до спуска западнее пос. Санаин по ступенькам, вырубленным в обрыве, к реке Дебеде и на железнодорожную станцию Алаверди.

Халабский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Халабский хребет (№40 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов рек Памбак-Дебед с запада и Агстев с юго-востока и севера. Тянется на 80 км выпуклой на восток дугой от г. Кировакан до слияния рек Воскепар и Аксибара и образования ими левого притока Акстафы реки Джогас. Сложен вулканогенными породами и известняками. Безлесный на всем протяжении, кроме северо-восточного окончания, где он покрыт дубовыми и буковыми лесами. На безлесном плато летние пастбища с многочисленными летниками, особенно под северным склоном высшей точки хребта - горы Халаб (3016 м). По обе стороны плато на опушках леса зимники.
Кировакан стоит у юго-западного окончания Халабского хребта, где река Гарпи впадает справа в Памбак на высоте 1350 м. От Кировакана на восток проселочной дорогой 6 км с медленным набором высоты (до 1600 м), затем по тропе: 6 км на северо-восток через рощи и пастбища со все более крутым набором высоты до вершины Кешадаг (2819 м), на юго-восток 3 км по пастбищам до вершины Геджали (2760 м), 6 км мимо летовок с поворотом отсюда на северо-восток до вершины Халаб (3016 м), на восток 7 км до вершины Кузудаг (2760 м), 4 км до вершины Аирикар (2781 м), на восток и северо-восток 8 км до вершины Кушдаган (2300 м) (в 1 км восточнее тропы), на север 6 км до вершины Толватлу (2120 м), 8 км на север мимо руин древнего христианского храма до вершины Гилан (арм. "Волки", 2040 м), 4 км до вершины Соухбулак (2072 м) - узловой с хребтом Гугарац.
Отсюда на восток 5 км до последней травянистой вершины Качалдаг (1975 м) с домами зимовья на лесной поляне под северным склоном, 10 км по лесному водоразделу на северо-восток до вершины 1498 м (на полпути к ней домики зимовья Армутлы на лесной поляне под северным склоном), на восток 5 км до последней лесной вершины Казанчи (1441 м) и конца тропы, отходящей на северо-восток в сел. Воскепар (2 км), и 7 км до конца травянистого хребта у слияния на высоте 625 м Воскепары и Аксибары и образования реки Джогас.
По мосту над рекой Воскепар 1 км на север до сел. Мазамлы или по мосту над рекой Аксибара 2 км на восток до сел. Джогас. Из любого из этих населенных пунктов по проселочной дороге через 20 км можно добраться до г. Казах, лежащего на автостраде на полпути между Тбилиси и Кировабадом. Общая протяженность маршрута от Кировабада до Казаха 105 км.
Нужно отметить одну особенность этого водораздела: он соединяется водораздельной перемычкой между реками Памбак и Агстев с Памбакским хребтом. По тропе на линии перемычки от вершины Геджали на юг 3 км до сел. Лермонтово (на самой перемычке водораздела), на юг 10 км до высшей точки Памбакского хребта Тежлер (3101 м).

Хребет Крвитех

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Крвитех (№41 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов правых притоков Памбака - Марц с севера и Чанахчи с юга. Сложен вулканогенными породами и известняками. Тянется на 23 км с юго-востока от вершины Кузудаг (2760 м) на Хлабском хребте, на северо-запад к полуострову, образованному рекой Дебеда и впадающим в нее притоком Марц. В южной половине хребта много пастбищ, в северной половине он сплошь покрыт дубово-буковыми лесами, включая водораздел. Вокруг г. Туманян на северном окончании хребта леса сведены.
От вершины Кузудаг (2760 м) на северо-запад по пастбищному плато 10 км до начала лесной части и домиков зимовий по обе стороны водораздела. Далее по тропе: 2 км по лесному, узкому здесь водоразделу до вершины Крвитех (арм. "Место побоищ", 1885 м), на север по широкому лесному водоразделу 4 км до вершины Кулет (1760 м), 2 км до конца леса и начала пашен, 5 км до районного центра Туманян на восточном берегу Дебеды. Протяженность маршрута 23 км.

Иджеванский (Далидагский) хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Иджеванский (Далидагский) хребет (№42 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов реки Агстев с юга и ее левого притока Хачахпюр (арм. "Родник у креста") с севера. Сложен мергелями и известняками. Тянется на 27 км с запада на восток от обрыва Кушдаган (2300 м) до г. Иджеван на берегу реки Агстев. Безлесный на всем - протяжении платообразного водораздела. Окружающие долины и восточное окончание хребта покрыты дубово-буковыми лесами.
От Кушдагана на восток - северо-восток 4 км до вершины Иджеван (арм: "Жилье", "Постоялый двор", 2502 м), на юг и по тропе на восток вдоль обрыва плато 6 км до вершины 2537 м, на северо-восток 3 км до вершины Сарыбулак (аз. "Желтый родник", 2507 м), на север и на восток 6 км до вершины Ахкая (аз. "Белая скала", 2196 м), на восток с переходом с плато на лезвиеподобный гребень в окружении леса по обоим склонам водораздела 4 км до вершины Хор (1774 м), 4 км спуска по лесному, а затем по кустарниковому склону на восток до г. Иджеван, через который проходит автострада Ереван - Казах - Тбилиси.

Налтокянский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Налтокянский хребет (№43 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов левых притоков Агстев-Акстафы рек Хачахпюр с юга и Аксибара-Джогас с севера. Сложен известняками и мергелями. Тянется с запада на восток на 50 км от перемычки между вершинами Соухбулак и Гилан на Халабском хребте до равнинного полуострова, образованного слиянием Джогаса с Акстафой, возле г. Казах. Безлесный почти на всем протяжении, кроме небольшого участка между вершинами Налкотян и Гевавахан, где он покрыт дубовыми и буковыми лесами. От перемычки на Халабском хребте на юго-восток без тропы по пастбищам мимо летников 6 км до группы домов, далее на северо-восток и юго-восток 9 км до известняковой вершины Кызылкая ("Красная скала", 2091 м) с обрывами на запад. От вершины по тропе на северо-восток, восток и снова на северо-восток по сузившемуся до узкого гребня плато с лесами по обе стороны крутых склонов 7 км до вершины Налкотян (1979 м).
По лесному водоразделу без тропы на север 5 км до вершины Гевавахан (1557 м). Далее на северо-восток-восток по травянистому, выгорающему летом плато-степи 8 км через сел. Саригюх (арм. "Горное село", 820 м) до вершины Саталмыш (975 м), 8 км до вершины 587 м у западной окраины пос. Демирчиляр (аз. "Кузнечное", 540 м), 6 км по проселочной дороге до моста в устье реки Джогас и 2 км по мосту над Акстафой до г. Казах. Общая протяженность маршрута 52 км.

Мургузский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Мургузский хребет (№44 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов правых притоков Агстева - Гетик (арм. "Ручей") с юга и Нальтекет с севера, а также правых притоков Куры - Лхум-Гасансу и Таузчая. Сложен вулканогенными породами и песчаниками. Тянется с запада на восток - юго-восток на 60 км. Безлесный на всем протяжении, кроме западной части, где до высоты 2000 м покрыт с северо-запада хвойно-лиственными, а с севера и юга лиственными - (дубовыми и буковыми) лесами.
Плато покрыто многочисленными каменными россыпями. На северных склонах у лесных опушек в долинах множество домиков-летников.
От автомобильного моста через Агстев, а затем по мосту над устьем Гетика на восток по лесу без троп 6 км до травянистой вершины Шункар (2079 м), частично по тропе на пастбище 6 км до вершины Бабахан (2333 м) и далее без тропы 10 км до высшей точки хребта вершины Мургуз (2993 м). Отсюда на юго-восток частично по тропе 13 км до вершины Кечалдаг (2435 м), 5 км до вершины Чамбарак (2209 м), 1 км до перевала Чамбаракский (2070 м), 8 км до автодороги из пос. Орджоникидзе в пос. Башкенд на Башкендском перевале (2121 м), на юго-запад 3 км до проселочной дороги из пос. Орджоникидзе в пос. Новоивановка на Новоивановском перевале (2100 м), на юго-восток 2 км до вершины 2234 м, на запад и юг 5 км до узловой вершины Кишатаг (Шахдаг, 2901 м) на стыке с Шахдагским хребтом.

Хребет Нальтекет

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Нальтекет (№45 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов реки Агстева на западе и ее правого притока Нальтекет на востоке. Сложен вулканогенными породами и песчаниками. Тянется на 13 км с юга на север от узловой вершины Шункар на Мургузском хребте к устью реки Нальтекет, где расположен Иджеван. Хребет покрыт на западных склонах смешанными лесами, на восточных - лиственными, дубово-буковыми. В южной половине хребта лес покрывает также и водораздел.
От Иджевана на юг без тропы 5 км по травянистому плато до вершины Нальтекет (1245 м), далее по тропе в лесу 8 км до травянистой вершины Шункар, (2079 м).

Хребет Кырксигнах

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Кырксигнах (№46 на схеме) - водораздел бассейнов правых притоков Куры - Агстева на западе и Гасанлу на востоке. Сложен вулканогенными породами, песчаниками. Тянется на 55 км от Мургузского хребта (4 км восточнее вершины Бабахая) до сел. Калининкенд, где рукава рек Акстафы и Гасанлу прерывают водораздел. В южной части хребта на высотах более 1900 м, а в северной части ниже 1000 м водораздел покрыт горностепной растительностью. В центральной части на самом водоразделе, как и в южной части в долинах по обе стороны водораздела, хребет покрыт дубово-буковыми лесами.
От Мургузского хребта на север 5 км по широкому травянистому гребню до вершины Митхет (2080 м), 2 км до вершины Инакдаг (2120 м), 6 км до вершины Сигнах (1986 м), 6 км по травянистой тропе в узком лесном коридоре до вершины Сарумсахлу (2024 м) с проходящей перед нею поперечной автодорогой из Иджевана в пос. Берд (арм. "Крепость").
Отсюда по травянистому плато 5 км по тропе на север до вершины Ардаг (1862 м), на северо-восток 3 км до начала сплошного массива дубово-букового леса, 7 км по тропе в лесу до поросшей буками вершины Азум (1408 м) и еще 2 км по тропе в лесу, затем по травянистому плато водораздела 6 км до вершины Кямонткая (920 м), 7 км до вершины Учгель (814 м) и по степи 6 км до пос. Калининкенд, стоящего на железной и автомобильной дорогах Кировабад - Тбилиси. Поселок расположен в 3 км восточнее Акстафа.

Хребет Кнецаюрт

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Кнецаюрт (№47 на схеме) - водораздел бассейнов правых притоков Куры Гасанлу на западе и Таузчай на востоке. Сложен вулканогенными породами и песчаниками. Тянется на 50 км с юга на север от высшей точки Мургузского хребта до пос. Кечаскер. Окружен в южной трети почти до линии водораздела (до высоты 1800 м) дубовыми и буковыми лесами. На остальной части - горные степи.
От вершины Мургуз (2993 м) на север по травянистому водоразделу 6 км до вершины 1947 м, по проселочной дороге 5 км до вершины Гейдаг (2139 м), затем на северо-восток 8 км до вершины Ицакар (арм. "Козлиная скала", 1660 м) над одноименным поселком перед нею, 5 км до пос. Чинчин на водоразделе, 5 км до вершины Кегнакышлак (1082 м); без тропы 5 км до вершины Ахдаг (аз. "Белая гора", 966 м), 4 км до вершины Аидаг (770 м), 3 км до вершины Чалдаг (544 м) и 3 км на северо-запад до пос. Кечаскер.

Хребет Кулахлыджа

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Кулахлыджа (№48 на схеме) - водораздел бассейнов реки Таузчая с запада и ее правого притока Ахынджачай. Сложен песчаниками и вулканогенными породами. Тянется на 45 км с юга на северо-восток от высшей точки Мургузского хребта до слияния указанных рек. Покрыт в южной половине почти до линии водораздела, по которому здесь сплошь тянется проселочная дорога, дубово-буковыми лесами, в северной половине - горные степи.
От вершины Мургуз (2993 м) на север по травянистому водоразделу 5 км до проселочной дороги вдоль пастушьих кошей у развилки с хребтом Кнецаюрт. По проселочной дороге 5 км на восток до вершины 2052 м, 10 км на северо-восток по извивающемуся узкому водоразделу в лесном окружении до вершины 1759 м, 3 км до выхода из лесного окружения на горные степи; 14 км без тропы по горно-степному плато до вершины 1122 м, 4 км до вершины Кулахлыджа (796 м) и 4 км до слияния рек Ахынджачая с Таузчаем. Затем по проселочной дороге через мост над Таузчаем 5 км до г. Тауз, который расположен на железной и шоссейной дорогах, ведущих из Кировабада в Тбилиси. Общая протяженность маршрута 50 км.

Хребет Гюнабахан

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Гюнабахан (№49 на схеме) - водораздел бассейнов правых притоков Таузчая - Ахынджачая с запада и Асрикчая с востока, а также истоков правого притока Куры - Дзегамчая. Сложен вулканогенными породами и песчаниками, покрыт дубовыми и буковыми лесами в срединной части, где хребет характеризуется крайне узким и извилистым водоразделом. Тянется на 57 км с юга на север от Новоивановской излучины левых истоков Дзегамчая до сел. Дондаркущи (500 м), где Асрикчай левым ответвлением смыкается с Ахынджачаем и прерывает водораздел. Хребет Гюнабахан в 10 км от южного начала стыкуется водораздельной перемычкой с Мургузскйм хребтом. На этой перемычке находится седловина Башкендского перевала (2121 м).
Южная часть хребта начинается над излучиной левого истока Дзегамчая - речки Сеитовка, между селениями Новоивановка и Чобакенд, и тянется без троп 3 км на север к вершине травянистого массива Дарвадаг (1755 м), затем 7 км на северо-запад и запад до стыка с перемычкой от Мургузского хребта. Отсюда по узкому извилистому травянистому водоразделу на север 3 км до вершины 1900 м, 9 км на север и северо-восток до высшей точки хребта вершины Гюнабахан (2026 м). Далее на север частично по буковому лесу 4 км до вершины 1861 м, 8 км на северо-восток и север сначала по травянистому, а с середины отрезка по лесному водоразделу до лесной вершины Одъери (1769 м), 4 км на северо-восток по лесу до лесной вершины Кенды (1600 м), 9 км на север по проселочной дороге в дубовом лесу до последней лесной вершины Чоханаби (1167 м), 7 км по травянистому плато на север до вершины 812 м и последние 3 км по полотому спуску до сел. Дондаркуши.

Хребет Чиналдаг (Чингилдаг)

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Чиналдаг (Чингилдаг) - №50 на схеме - водораздел бассейнов правых притоков Таузчая - Асрикчая с запада и Куры - Дзегамчая с востока. Имеет в юго-западной части водораздельную перемычку от вершины 1990 м до высшей точки хребта Гюнабахан. Сложен вулканогенными породами н песчаниками. Покрыт пастбищным травостоем в южной и северной трети, а в срединной - буково-дубовыми лесами. Тянется на 43 км с юга на север от Новосаратовской излучины левых истоков Дзегамчая до пос. Ковлар (426 м).
Южная часть хребта начинается над излучиной левого истока Дзегамчая - Башкендчай, где стоит большой пос. Новосаратовка. По проселочной дороге на север 9 км мимо вершины 1780 м до вершины 1990 м, к востоку от которой начинаются буковые и дубовые леса. Следующие 8 км на северо-запад и северо-восток по травянистому хребту с лесным восточным склоном до лесной вершины Гыздаг (1828 м), 15 км на север по лесной проселочной дороге на водоразделе. Дорога от лесного селения типа хутора Гаджисанлы, стоящего на водоразделе на высоте 1000 м, сворачивает на восток в сел. Яныхлы. Отсюда по тропе на север 2 км до травянистой вершины 1072 м, затем по пастбищам на восток 6 км до вершины Магмурты (1170 м); 4 км на северо-восток до вершины 859 м и на север 5 км до пос. Ковлар.
Этот хребет, как и пять предыдущих, связан непосредственно или через короткие участки соседних хребтов с Мургузским, а через него с ГВХМК и может, естественно, быть стартовой или финишной частью большого составного горно-пешеходного, велосипедного или лыжного траверса.

Хребет Арегуни

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Арегуни (№51 на схеме) - водораздел бассейнов реки Агстев и ее правых притоков Шамлуг и Гетик на западе и севере, а на юге и востоке - озера Севан. Сложен вулканогенными породами и песчаниками. Безлесный на всем протяжении по водоразделу, хребет охвачен с трех сторон (с запада, севера и востока) в его северо-западной половине дубовыми и буковыми лесами Дилижанского заповедника, а на южном склоне кое-где прижились молодые сосновые насаждения. Тянется на 50 км с северо-запада на юго-восток от устья Гетика у впадения ее в Агстев до Севанского (Семеновского) перевала и затем вдоль северо-западного берега Севана до поперечной речки Тохлуджа. Хребет имеет два водораздельных ответвления-перемычки, соединяющихся на западе с Памбакским хребтом, а на востоке с Шахдагским. Этот отрезок хребта с двумя перемычками составляет часть ГВХМК.
Идущая от Красносельска, от верховий реки Гетик преимущественно по правому ее берегу автодорога переходит в устье Гетика по мосту на левый берег и далее по мосту через Агстев на автостраду Дилижан - Иджеван. От лесного урочища между этими двумя мостами (900 м) на юго-запад с набором высоты по лесному водоразделу, а с половины пути по пастбищу 6 км до вершины Чабанголы (аз. "Сын пастуха", 2092 м). По тропе по травянистому гребню 2 км мимо коша, 3 км после поворота на запад до травянистой вершины Мал. Маймех (2560 м), затем по тропе на юг 3 км до вершины Бол. Маймех (2642.м). В 3 км юго-западнее вершины - Севанский (Семеновский, 2114 м) перевал, через который тянется действующая круглый год автострада Ереван - Казах.
От перевала Севанский на восток 4 км до вершины Маралиджа (2599 м), 3 км до озера на высоте 2350 м. Далее на восток-юго-восток по тропе 7 км до высшей точки хребта вершины Союхбулак (аз. "Холодный родник", 2673 м), 6 км до вершины 2414 м, 8 км до вершины 2500 м, 6 км до восточного окончания хребта в сел. Тохлуджа на высоте 1950 м. Здесь хребет с севера и востока огибает речка, впадающая в Севан. Общая протяженность хребта Арегуни от устья Гетика через Союхбулак до сел. Тохлуджа 50 км.
Если следовать от вершины 2500 м на север по водораздельной перемычке, соединяющей хребет Арегуни с Шахдагским хребтом, т. е. по линии ГВХМК, то через 2 км седловина Бариабадского перевала (2316 м), с проселочной дорогой из долины реки Бариабад, левого притока Гетика, на восток в долину речушки Киркити, к сел. Тохлуджа, а еще через 2 км основная ось водораздела Шахдагского хребта.

Шахдагский (Севанский) хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Шахдагский (Севанский) хребет (№52 на схеме) - водораздел бассейнов озера Севан с юга и правых притоков Куры от Агстева до Шамхорчая на севере. Сложен вулканогенными породами, сланцами, известняками и песчаниками. Безлесный на всем протяжении, кроме западного окончания, где дубово-буковые леса поднимаются до высот 2000 - 2300 м. Тянется на 100 км с северо-запада на юго-восток от лесного урочища у впадения реки Бариабад в реку Гетик до стыка в массиве одной вершины Бол. Гиналдаг (3367 м) четырех образующих крест хребтов: Шахдагского - с запада, Кафпанкала - с севера, Мровдагского - с востока и Зангезурского - с юга.
У впадения Бариабада в Гетик на обоих берегах этих рек стоит сел. Чайкенд. От автодорожного моста на юг-юго-восток 6 км по лесу с набором высоты от 1300 м до травянистой вершины Джантапа (2427 м), на восток по тропе 5 км до водораздельной перемычки, соединяющейся на юге с хребтом Арегуни, 4 км до вершины Чалдаш (Киркитидаг, 2743 м), без тропы 7 км на восток-юго-восток до перевального седла Красносельского (2176 м) с автомобильной дорогой через него из пос. Красносельск в бассейне Куры в пос. Шоржа на северном берегу Севана.
От перевала без тропы на юг 4 км до вершины 2631 м, на восток 9 км до вершины 2418 с проходящей через нее проселочной дорогой от пос. Орджоникидзе в верховьях Гетика до пос. Артаниш на северном берегу Севана, 5 км до узловой вершины Кишатаг (Шахдаг, 2901 м), откуда на север отходит Мургузский хребет. Далее на юго-восток 8 км до вершины Аллагеллар (2972 м), 1 км на юго-запад до перевального седла Джил (2680 м) со СПТ из сел. Джил на южном склоне хребта на пастбища на самом хребте, далее на юго-восток и восток 10 км до высшей точки хребта Караархач (3062 м), без тропы на юго-восток 7 км до перевального седла Гюней (2791 м) с КТ из сел. Гюней на южном склоне хребта на север в бассейн Шамира, на восток 3 км до перевального седла Саринар (2850 м) со СПТ из бассейна Шамкира на пастбища южного склона хребта. Затем на восток - северо-восток 3 км в тупиковый отрог на вершину Коджадаг (3318 м), превышающую высшую точку самого хребта, на юг и восток 4 км до перевального седла 3100 м со СПТ из бассейна Шамхорчая на пастбища южного склона хребта, на восток 2 км до вершины- 3289 м, 6 км до перевала Буртапа (3100 м), 4 км до вершины 3124 и 12 км до узловой вершины Бол. Гиналдаг (3367 м).

Хребет Морухлу

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Морухлу (№53 на схеме) - водораздел бассейнов правых притоков Куры - Дзегамчай с запада и севера и Шамхорчай и Джагирчай с востока. Сложен вулканогенными породами, сланцами, известняками и песчаниками. Безлесный по всей линии водораздела, травянистый, тянется на 63 км на север от высшей точки Шахдагского хребта Караархача (3062 м) до сел. Дзегамджырдахан, где веер разлившихся по равнине рек пересекает водораздел.
От вершины Караархача на северо-восток по альпийским пастбищам 7 км до вершины Канлы (3020 м), 18 км на север-северо-восток через чингилы (крупные осыпи) по узкому водоразделу до вершины 2088 м, 4 км на север по плато до вершины 2246 м, откуда на северо-восток уходит отрог Масхит, 4 км на северо-запад до вершины Шекер (2282 м), 10 км на северо-восток до вершины Морухлу (1896 м), 8 км на север до вершины 1503 м, 7 км на север через сел. Бадакенд (1200 м) до вершины 1065 м на травянистом плато и 5 км по проселочной дороге на северо-восток до сел. Дзегамджырдахан, на автомобильной дороге между городами Тауз и Шамхор.

Отрог Масхит

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Масхит (№54 на схеме) - извилистый водораздел бассейнов правых притоков Куры - Джагирчай и Шамхорчай. Ответвляется на северо-восток от вершины 2246 м на хребте Морухулу. Сложен вулканогенными породами и песчаниками. Безлесный на всем протяжении, но покрыт травами. Тянется на 45 км до юго-восточных окраин г. Шамхор.
От вершины 2246 м 5 км на восток до вершины Карадаг ("Черная гора", 1759 м), 6 км на северо-восток до вершины Масхит (2000 м), 5 км на юг, затем 8 км на северо-восток до вершины Сангер (1683 м), 8 км на северо-восток до вершины 1359 м, 5 км на северо-восток до вершины 1114 м и последние 8 км на север через вершину 590 м у юго-восточных предместий г. Шамхор.

Мровдагский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Мровдагский хребет (№55 на схеме) - водораздел бассейнов правых притоков Куры - Гянджачай, Кюрокчай, Геранчай, Инджачай с севера и Тертер с юга. Сложен преимущественно вулканогенными породами и известняками. Безлесный на всем протяжении, кроме самой подошвы - речных долин к северу, югу и востоку от хребта, где покрыт до высоты 1800 - 2000 м широколиственными лесами (иберийский дуб, бук и граб). Выше, до подошв скальных вершин, - субальпийские и альпийские луга. Хребет тянется на 85 км с запада на восток от вершины Бол. Гиналдаг (3367 м) до сел. Талыш. Высшая точка водораздела - Гямыш (3724 м).
От Бол. Гиналдага без троп на восток по скально-травянистому водоразделу 8 км до вершины 3300 м, 6 км до перевального травянистого седла Лев (2876 м) со СПТ из верховий Гянджачая и Шамхорчая на пастбища в верховья Тертера, 6 км до вершины 3063 м, 3 км до перевального седла Баноша (3100 м) со СПТ из верховий Зивлянчая, правого притока Гянджачая, на пастбища южного склона Мровдагского хребта.
Далее на восток по гребню, который становится круче и приобретает скалистый характер, 4 км до вершины 3390 м, 6 км до вершины 3394 м и 8 км до вершины Гямыш.
От Гямыша 6 км на восток до перевального седла Турагай (3098 м), через который с июня до октября действует СПТ из бассейнов Кюрокчая на пастбища южного склона Мровдагского хребта в верховьях Турагайчая и далее в сел. Атерк над рекой Тертеф. От Турагая на восток по скальному гребню 8 км до вершины 3404 м и 2 км до последнего трехтысячника хребта - вершины Чровдаг (аз. "Главная гора", 3341 м).
На южные склоны под самую вершину последнего массива от Шаумяновска и от верховий Инджачая (из сел. Гюлюстан) тянутся СПТ. По водоразделу от Мровдага на юго-восток 4 км до вершины 2800, далее 6 км на восток по травянистому ребру, обрамленному все ближе подступающим лесом, на север 5 км до селения типа хутора Егакер на лесной поляне, на восток 4 км до конца леса и 4 км по проселочной дороге вдоль опушки леса и по травянистому склону до сел. Талыш, откуда автобусом можно доехать до районных центров Мардакерт и Мирбашир. Общая протяженность маршрута 85 км.

Хребет Кафланкала

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Кафланкала (№56 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов правых притоков реки Кура - Шамхорчая на западе, Кошкарчая и верховий Гянджачая на востоке. Сложен вулканогенными породами и известняками, в частности мраморовидными. Безлесный на всем протяжении. Ответвляется от Мровдагского хребта в 3 км восточнее вершины Бол. Гиналдаг и тянется 62 км на север до пос. Ленин на автостраде Кировабад - Тбилиси (в 22 км западнее Кировабада).
От узловой точки на Мровдагском хребте без тропы на север 5 км до поперечной СПТ из бассейна Шамхорчая в верховьях бассейна Гянджачая, на северо-восток 2 км до вершины Аккая (аз. "Белая скала", 3000 м), 3 км до вершины Кошкар (3361 м), на север 3 км до вершины 2607 м, на северо-запад 6 км до начала попутной тропы, по тропе на северо-восток 5 км, без тропы на северо-восток 4 км до вершины Конахгермез (2210 м), на север 5 км до вершины 2085 м с обрывами на северо-запад и северо-восток. Затем по проселочной дороге на северо-запад 4 км и на северо-восток 13 км до вершины Нузгер (1638 м), на северо-запад 3 км до пос. Нузгер, на север 4 км до вершинины Шортапа (1240 м) и 10 км до пос. Ленин на автодороге Баку - Тбилиси. Общая протяженность маршрута 67 км.

Хребет Пант

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Пант (№57 на схеме) - платообразный водораздел верховий бассейнов правых притоков реки Кура - Гянджачай и Кюрокчай. Сложен вулканогенными породами и известняками. Безлесный, но травянистый в южной высокой половине, водораздел окружен по склонам в средней части широколиственными лесами, а на перемычках ниже 1800 м покрыт поперечными лесными поясами. В северном окончании хребта по водоразделу и склонам господствуют степь и участки с зарослями кустарников. Хребет тянется от вершины 3063 м на Мровдагском хребте на север - северо-восток на 36 км до южных предместий районного центра Ханлар.
От вершины 3063 м на северо-восток и север 5 км до перевального седла Еогоч (2550 м) с поперечной СПТ из верховий Зивлянчая в верховья Баноши и далее до пер. Баноша (3100 м), на северо-восток 2 км до вершины Еогочбаши (2770 м), 5 км до вершины Шейтанбаши (аз. "Чертова голова", 2108 м), 3 км до первого лесного поперечного пояса, на север по тропе 2 км через лесной пояс, 2 км по травянистому водоразделу в близком соседстве с лесом на склонах до вершины Майданъял (2080 м, 3 км на северо-восток до вершины Сарычухурбаши (2127 м), на север 2 км мимо родниковых озер, дающих воду левым притокам Кюрокчая, до вершины Пант (2107 м), 7 км до травянистой вершины Эльвар (1251 м) и 5 км до г. Ханлар.

Хребет Кяпаз

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Кяпаз (№57 на схеме) - дугообразный, выпуклостью на юг, скалистый водораздел истоков Кюрокчая: левого Ильхыдара с запада и правого Бузлука с юго-востока и расположенных между ними притоками Кюрокчая и системы Семиозерья, образовавшейся после катастрофического землетрясения 1138 г., когда обломки скального массива Кяпаз запрудили в нескольких местах внутренние долины и задержали воды истоков Аксу ("Белая река"). Самое значительное из этих озер - Гёйгёль ("Голубое озеро") расположено в центре дуги. Высота водного зеркала 1576 м над уровнем моря. Территория Семиозерья площадью 1200 га объявлена заповедником (Гёйгёльский), и вход туда строго контролируется.
Хребет Кяпаз сложен вулканогенными породами и известняками. Дуга хребта соединена с юга поперечной водораздельной (между истоками Ильхыдага и Бузлук) перемычкой с Мровдагским хребтом, к которому она примыкает, в точке, расположенной на середине пути между вершинами 3394 и Гямыш (3724 м). Поэтому хребет Кяпаз может служить стартом или финишем траверса Мровдагокого хребта. Протяженность дуги Кяпаз с северо-востока на северо-запад от пос. Эркеч через высшую точку хребта - Кяпаз (3066 м) до небольшого сел. Тоганалы 34 км.
На автодороге Кировабад - Чайкенд - Шаумяновск находится сел. Эркеч на реке Бузлук (34 км от Кировабада). От селения по проселочной дороге на юго-запад 3 км до сел. Манашид и далее 3 км до сел. Бузлук. Отсюда на запад, частично по проселочной дороге, частично без тропы, 2 км до вершины Джанбаз (1896 м), затем по СПТ на самой дуге на юго-запад 7 км до двух озер на. водоразделе в понижении между зубчатой короной вершины Кяпаз (3066 м) и одиноким останцем с востока. СПТ огибает с юга корону вершины Кяпаз и тянется до конечной цели траверса - кочевок на опушке леса западнее Семиозерья. С востока от Кяпаза по крутой каменистой тропе можно взойти на столообразную вершину Кяпаз. С нее открывается прекрасный вид, особенно на северо-запад, на озера. Против самой южной части скальной дуги Кяпаз, в 4 км по тропе на юго-запад от упомянутых двух высокогорных озер, начинается водораздельная перемычка, соединяющая хребет Кяпаз с Мровдагским. Отсюда же возможны подходы к зубам Кяпаза.
Кочевья в конце тропы расположены близко от верховий водоемов Семиозерья, в частности самого красивого - Маралгёль, а также в непосредственной близости над родниковым озерком вне системы Семиозерья. Это озерко расположено на западном склоне подковы и питает правый приток Кюрокчая. Если есть разрешение на проход через Гёйгёльский заповедник, то можно спуститься прямо на север от кочевья по травянистому, а затем крутому лесному водоразделу хребта и через 7 км выйти на автодорогу в устье Аксу, где речка впадает в Кюрокчай. В противном случае от кочевья интереснее всего спуститься на юго-запад по травянистому гребню 4 км до озерка Гёйгёль (1735 м, не путать с Гёйгёлем в заповеднике). От этого озерка на северо-запад 2 км до леса на правом берегу Кюрокчая. Переправившись через речку и через ее левый приток в сел. Кюрдалылар, идем по СПТ на северо-запад 8 км до сел. Тоганалы, где начинается автодорога на Кировабад.
Траверс от сел. Эркеч по хребту с финишем у устья Аксу - 34 км, с восхождением на Кяпаз - до 38 км. Второй вариант: от Эркеча с восхождением на Кяпаз и финишем в Тоганалы - 45 км. Среди вариантов восхождений на Кяпаз возможны 1Б и 2А категории трудности.

Хребет Баранбат

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Баранбат (№59 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов правых притоков Куры - Геранчай с севера и Инджачай с юга. Сложен вулканогенными породами и известняками. Травянистый на большей части, кроме голоскального участка вокруг вершины Мровдаг и лесного пояса в середине водораздела поперек хребта Баранбат. Тянется от Мровдага на северо-восток на 38 км до курорта Нафталан.
От Мровдага (3341 м) на север и затем на северо-восток 8 км по плато до вершины 1996 м, 4 км на северо-восток до вершины 1723 м у опушки леса, 5 км по лесу до вершины Баранбат (1635 м) в дубово-буковых зарослях, 2 км на восток до конца леса, 19 км на северо-восток по травянистому, выгорающему к концу августа плато мимо грязевых луж нафталана в г. Нафталан, курорт всесоюзного значения. Там работают несколько санаториев, аэросолярии, множество ванных помещений. Есть искусственное озеро с лечебным пляжем. Нафталановую грязь, по словам азербайджанского поэта Низами Гянджеви, в XVII в. вывозили из Сафыкюрда (селение существует и ныне в 6 км северо-западнее нынешнего курорта Нафталана) в Персию. Марко Поло в XIII в. называл ее маслом, которое применяют не в еду, а для лечения тела. Эта грязь дает прекрасный эффект при лечении невралгии, ревматизма, радикулита, заболеваний кожи, глаз. От Нафталана автобусы курсируют к железнодорожной станции Герань (17 км), через которую курсируют поезда в Баку и Тбилиси, а раз в сутки - на Москву.

Гегамский (Агмаганский) хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Гегамский (Агмаганский) хребет (№60 на схеме) - платообразный водораздел баесейнов озера Севан с востока и притоков реки Аракс - Раздана с севера и запада, Азат и Веди с юго-запада и Арпачай с юга. Сложен туфами и преимущественно базальтовыми лавами; утыкан конусами потухших вулканов. Высшая точка водораздела Аждаак (арм. "Великан", 3597 м) расположена в северной половине хребта. Для водораздела характерны аномалии магнитного склонения от 0 до +13 градусов. Безлесный на всем протяжении, хребет на высоте от двух до трех тысяч метров с середины июня до конца октября покрыт на большей части травами, и летом здесь процветает скотоводство.
Выше 3000 м травы встречаются лишь в котловине урочищ, а на остальной площади водораздела сильноэрозированные скалистые пространства лавовых плато, зачастую усыпанные толстым слоем каменистых россыпей. Хребет протянулся на 137 км с севера на юг и юго-восток от истока Раздана до сел. Ашдгы Яйджи на правом берегу Арпачая, где река, вырываясь из горной теснины, разливается веером потоков и пересекает водораздел.
Город Севан расположен на высоте 1900 м у истоков Раздана, между крутым склоном Цамакаберда (юго-восточного отрога Памбакского хребта с севера) и плавным началом лавовых плато Гегамского с юга. Климат города и окрестностей умеренный, средняя температура самого холодного месяца - января - составляет -8,2 градусов. Во второй половине XIX в. у истоков Раздана русскими переселенцами-молоканами было основано село Еленовка. Оно просуществовало как село и под тем же названием до 1949 г., когда закончилось строительство искусственного тоннеля под истоком Раздана и заработала подземная ГЭС. Благодаря выгодному транспортному положению село стало городом с новым названием - Севан. Через город проходят автомагистрали Ереван - Баку и Ереван - Тбилиси. С постройкой системы тоннелей под отрогом Цамакаберд и хребтами Арегуни и Иджеванским железнодорожная станция г. Севан превратится из тупиковой в транзитную. От Севана на юго-запад 8 км по слабохолмистому плоскогорью до вершины Богудаг (2393 м), 15 км на юг до вершины Кызылдаг (3087 м) с летними кошами севернее ее на высоте 2750 м. От этого первого трехтысячника и до последнего на юге трехтысячника тянутся базальтовые лавовые плато с грядами холмов и хаотическим нагромождением глыб и мелких россыпей вулканического стекла. От Кызылдага на юг по плато 5 км до вершины Севкатар (3225 м), 4 км до вершины Морохлутапа (3035 м), 3 км до вершины Учтапалар (3246 м), 1 км к восточному берегу озера Канчгёль (Канныгёль), лежащего на высоте 3090 м чуть западнее водораздела. На 3 км к югу тянется озерное плато до вершины Агудаг (3500 м), через 2 км мимо озерка вершина 3442 и через 8 км на юго-запад и восток высшая точка хребта - Аждаак (3597 м) с озерком в кратере потухшего вулкана.
Отсюда на юго-восток 3 км до вершины Назалтапа (3361 м), за которой поперек хребта проходит проселочная дорога из Еревана в бассейн Севана. Если последовать по этой дороге на запад, то через 20 км можно попасть в Гарнинский (Уруцко-Хосровский) заповедник и осмотреть пещерный и наземный монастырь IX-XII вв. Гехард, руины крепости Гарни и недавно реставрированный храм языческого времени.
Продолжая же траверз на юг, через 3 км попадаем к озерку, приютившемуся под северным обрывом. Отсюда 4 км на юго-восток до вершины Спитакасар (Агдаг, "Белая гора", 3555 м), на юг 8 км до вершины Мал. Опитакасар (3443 м) и 6 км по плато и 2 км на восток по краю южного плато до последнего трехтысячника хребта вершины Цахкавет (Аршан, 3076 м).
Если вместо поворота на восток на Цахкавет отправиться к отрогу на запад, то через 9 км относительно пологого спуска можно попасть на высоте 2250 м в овеянный легендами Хосровский лес в бассейне реки Хосров. Этот лес объявлен государственным заповедником. По преданию, лес имеет искусственное происхождение - его насадили на сухом и каменистом склоне в IV в. по указанию армянского царя Хосрова Котака и впустили затем туда диких животных. Лес занимает площадь 150 кв. км до нижних границ его на высоте 1400 м. Преобладает дуб, распространен можжевельник, встречаются клен, вяз, рябина, дикая груша, береза, ива, а на месте бывших селений яблони, абрикосовые деревья и грецкий орех.
Забирая от Цахкавета на юго-восток вдоль остающегося справа обрыва плато, по скально-травянистому плоскогорью через 12 км выходим к вершине 2697 м, затем на юго-запад через 5 км к озерку и еще через 8 км на юг к узловой вершине Топдаг (2894 м), к которой почти под прямым углом примыкает с востока Варденисский хребет.
От Тоцдага по тропе на юг 4 км до вершины Банаталы (2537 м), на запад 4 км до вершины Чалдаг (2268 м), откуда 3 км вниз по травянистому пологому склону на юго-запад в сел. Советашен, стоящее на автодороге Ереван - Горис. Общая протяженность маршрута составляет 112 км.
От Чалдага водораздел продолжается далее на юго-восток и юг: 3 км до перевала Кемурлу (1780 м), 2 км до вершины Кемурлудаг (2064 м), 4 км до вершины Ягаргядык (2046 м), 4 км до вершины Ардыч (2032 м), 4 км до вершины Кабахдаг (1718 м), 9 км до вершины Мюнхбала (1429 м) на лезвиеподобном гребне, окончании Гегамского водораздела, и 2 км до берега реки Арпачай.

Варденисский (Южногокчинский) хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Варденисский (Южногокчинский) хребет (№61 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов рек, впадающих с юга в озеро Севан, и левого притока Аракса - Арпы. Сложен в основном из базальтов и андезитов. Высшая точка - вершина Варденис (3522 м) расположена в восточной половине. Абсолютно безлесный. На склонах горные ксерофитные степи, на водоразделе альпийские луга и скальные обнажения. Тянется с запада на восток на 82 км, примыкая на западе перпендикулярно к Гегамскому хребту (на вершине Топдаг), а на востоке (тоже под прямым углом) к Зангезурскому хребту (на вершине Сарымсаглы).
От Топдага, куда прост выход из сел. Советашен, по платообразному водоразделу, а с половины хребта по попутной дороге на восток 6 км до узловой вершины Гндасар (Сачанлы, 2946 м), откуда на юго-запад отходит отрог Севакар; на северо-восток 10 км до седловины Айоцдзорского (Селимского, 2410 м) перевала, через который тянемся автомобильная дорога из районного центра Мартуни в районный центр Ехегнадзор; на восток и север 12 км до вершины Севакар (3393 м), на восток 6 км до вершины 3430 м, 7 км до вершины 3315 м, на северо-восток 7 км до вершины Варденис (Гезалдара, 3522 м), на восток 7 км до вершины Дихбелякян (3449 м), на юг 3 км до вершины 3443 м, на юг и восток 8 км до вершины 2916 м, что в 2 км южнее самого крупного и красивого здесь озера Большое Алагёль (2729 м), на юго-восток 3 км к южному берегу озера Кюрбаглы, 8 км мимо многочисленных каменных россыпей до вершины 3235 м и 5 км до узловой с Зангезурским хребтом вершины Сарымсаглы (3344 м).

Отрог Севакар

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Севакар (№62 на схеме) - водораздел бассейнов правых притоков Арпы - Эхегис с востока и Елпин с запада. Сложен базальтами и андезитами. Тянется с северо-запада на юго-восток на 27 км от узловой вершины Гндасар (Сачанлы, 2946 м) на Варденисском хребте к урочищу 1063 м у впадения Эхегиеа в Арпу. Платообразный в южной половине, в северной четверти имеет характер узкого гребня. Безлесный, но травянистый на большей части своей протяженности, отрог используется большую часть года для выпаса скота на его склонах и платообразном водоразделе. Может быть удобной стартовой (или финишной) частью при траверсах Гегамского или Варденисского хребта.
От узла автодорог в сел. Гетап (1120 м), через который проходят автобусы Ереван - Торис и Ехегнадзор - Мартуни на Севан, на северо-запад 5 км до вершины 1853 м, 7 км до вершины Ульгюр (2667 м), 3 км до вершины Севакар (2769 м) и 5 км до узловой с Варденисским хребтом вершины Гндасар (Сачанлы, 2946 м).

Ехегнадзорский отрог

Орографическая схема Малого Кавказа
Ехегнадзорский отрог (№63 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов рек верховья Арпы с востока и с юга и ее правого притока Ехегис с запада. Сложен базальтами и андезитами. Тянется от узловой вершины 3443 м на Варденисском хребте на 47 км на юг-юго-запад до районного центра Ехегнадзор у впадения Эхегиса в Арпу (1063 м). На склонах горные ксерофитные луга, на водоразделе альпийские луга и скальные обнажения, а в северной трети многочисленные каменные россыпи. У подножия отрога на востоке, в верховьях реки Арпы над ее каньоном вокруг курорта Джермук и по обе стороны массива Гюйдаг уцелели естественные участки леса (преимущественно в высотной зоне 2000 - 2200 м). Отрог может быть местом старта или финиша при траверсах Варденисского, Зангезурского, Сюникского и Михтукянд хребтов.
От Ехегнадзора (1200 м) на север, восток и затем на юг 16 км по водоразделу до вершины Текедолдуран (2893 м), 14 км на север, восток и на север до вершины Гедыгванк (3054 м), 5 км на юго-восток до вершины Мурадтапа (3210 м), 4 км на север и северо-восток до вершины Качалтапа (3329 м) и 8 км на север до узловой с Вардениссним хребтом вершины 3443 м.

Вокруг Севана

Орографическая схема Малого Кавказа
Вокруг Севана (№64 на схеме). Самое большое озеро на Кавказе и одно из крупнейших высокогорных озер СССР - Севан. До того как в 1949 г. был пробурен под истоком Раздана подземный тоннель и часть вод ниже традиционной отметки 1916 м ушла через каскад турбинных залов системы РазданГЭС, площадь водного зеркала составляла 1416 кв. км. Тогда же максимальная длина озера от сел. Цовагюх на северо-западе до порта Цовак на юго-востоке составляла 75 км, а максимальная ширина от берега залива Артундж на север до районного центра Мартуни на юге равнялась 37 км. Минимальная же ширина от маяка на косе Шогель на юге до мыса Учташ на севере составляла всего 8 км.
Часть озера западнее этой узкой перемычки называется Малый Севан, и максимальная глубина там составляла 84 м, в восточной, у выхода из залива Артундж, - 51 м, а на перемычке между этими частями - 58 м.
С постройкой Разданского каскада ГЭС уровень воды понижался в течение 20 лет в среднем на 1 м в год и стабилизировался на отметке 1898 м. Площадь озера уменьшилась, открылись прибрежные части дна, остров Севан на северо-западе озера сомкнулся с берегом, превратившись в полуостров Севан. Водный запас Севана упал с 58,5 млрд. куб. м до 39,3 млрд. куб. м.
Полагают, что свое название озеро получило от названия древнего храма Сев ванк, построенного на северо-западном полуострове в IX в. Это название в переводе с армянского означает "Черный монастырь", и храм действительно сложен из черного туфа. Есть версия о еще более древнем происхождении названия. У урартов, живших здесь до прихода армян, озеро называлось Цуини, Свини, откуда недалеко и до произношения Севан. Цуини будто бы означало "водоем".
Археологические раскопки, проведенные в 1960 - 1970 гг. на освободившемся от вод озера прибрежье, показали, что там жили люди. Так, на северо-западе озера, напротив нынешнего сел. Лчашен (южнее г. Севан), более 8 тыс. лет назад стояло поселение. Его восточный край уходит глубже в грунт, значит, уровень озера мог быть еще более низким. Однако геологические исследования говорят об обратном - весь треугольник, образованный горными хребтами Севан, был заполнен водой.
Во всяком случае, Масрикская равнина между Севаном и Зангезурским хребтом, имеющая протяженность вдоль берега 20 км и ширину 15 км, была под водой. Берега древнего озера не были каменистыми и безлесными, как в последнее тысячелетие, их покрывали пышные леса. Нынешняя безлесность склонов гор вокруг Севана - результат человеческой деятельности уже после того, как перестало существовать государство Урарту.
В Севан впадают 28 рек, все малые, самая большая - Маерик - не достигает и 50 км. Из озера вытекает лишь Раздан. Однако водами только впадающих рек восстановить прежний запас и уровень воды не удастся, ибо испарение в жарком безлесном котле между гор составляет 88% приносимой реками воды. Поэтому было принято решение о постоянном дополнительном сбросе вод в Севан с юга, из бассейна Арпы по тоннелю длиной 48 км под Варденисским хребтом, и облесении окружающих Севан горных склонов.
Туристам можно совершить путешествие вокруг Севана разными способами: на велосипедах, мотоциклах или автомашинах по кольцевой дороге или на гребных и парусно-гребных лодках вдоль берега. Протяженность путешествия любым способом вокруг Севана составляет сейчас не менее 200 км.
Город Севан наиболее удобный пункт для старта кольцевого маршрута. От города на юг 4 км до сел. Лчашен. Не так давно оно лежало, как и г. Севан, на берегу. Теперь, впредь до наполнения Севана до прежних границ, Лчашен и Севан расположены на расстоянии 2 км от берега. На прибрежье можно увидеть следы археологических раскопок.
Путь далее на восток и юго-запад проходит по лавовым базальтовым полям с обилием вулканического стекла, по черно-красным каменным россыпям, мимо конусов пологих, давно потухших вулканов с еще уцелевшими кратерами. Ни деревца, ни травинки... Прямо-таки лунный ландшафт!
Через 30 км районный центр Камо (названный в честь легендарного Камо) - самый крупный город в севанском бассейне. Поселение на месте города существовало в глубочайшей древности, от времен Урарту уцелели развалины крепости и города Халди.
Еще через 30 км на юго-восток районный центр Мартуни. На прибрежной полосе шириной до 9 км плодородная земля. Сейчас здесь выращивают кормовые травы, насадили лес, создали зону отдыха.
Еще более крупные лесопосадки и массивы кормовых трав на отвоеванных у Севана болот, торфяников, у небольшого озера Гилля. До него и районного центра Варденис на восток от Мартуни 37 км. Этот небольшой поселок имеет большое будущее благодаря развивающейся на Зодском перевале (2370 м) на Зангезурском хребте добыче золота. До перевала по дороге на восток 22 км, на полпути к перевалу поселок золотодобытчиков Зод.
На северном берегу Севана нет больших селений, и пока здесь еще мало зелени. Однако близко подступающие к берегу горные склоны Шахдагского и Арегуни хребтов сохранили перегнойный слой, и здесь уже прижились насаждения молодой сосны. Когда здесь зашумят леса, северный берег Севана станет горно-климатическим курортом.
От Вардениса на северо-запад 12 км до сел. Шишкая, еще 23 км до сел. Шоржа, вблизи самой узкой части Севана, 32 км до сел. Цовагюх. Отсюда на юг 10 км до полуострова Севан, на котором высятся два здания древних церквей храма Сев ванк: Аствацацин (Богородицы) и Аракелоц (Апостолов), построенных в IX в. дочерью царя Ашота I Багратуни княгиней Сюникской Мариам.
От полуострова по дороге на юго-запад 6 км до г. Севан.

Зангезурский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Схема расположения ледников на Зангезурском хребте:
1 - ледники; 2 - водоразделы; 3 - озера.

Зангезурский хребет (№65 на схеме) протянулся строго с севера на юг. Это самый длинный и в среднем самый высокий хребет МК. На его южной половине находятся все, кроме единственного четырехтысячника Малого Кавказа Арагаца (4090 м), вершины, превосходящие 3800 м.
Этот хребет - водораздел бассейнов рек, текущих на запад (Масрик, Арпа, Нахичеванчай, Алинджачай и Гилянчай) и на восток (Тертер, Воротан, Охчи и Мегри). Сложен гранитами и гранодиоритами. Высшая точка - Капыджыг (Капутджух, 3904 м) расположена в южной четверти хребта.
Хребет безлесный, небольшие участки широколиственного леса встречаются у подножия на западном склоне среднесеверной четверти: вблизи курорта Джермук, в верховьях реки Арпа и в урочище Зирак, восточнее только что созданного Арпинского водохранилища, и на восточном склоне южного окончания хребта. На всем остальном протяжения хребет от подножия до высоты 2000 м покрыт горно-ксерофитными травами, а выше, до высоты 3000 м, альпийскими лугами. Выше 3000 м отдельные скальные обнажения и каменные россыпи, выше 3500 м разрушенные или монолитные скалы, для преодоления которых необходима подготовка групп не ниже чем на значок "Альпинист СССР". В затененных скальных паузах, преимущественно на северных склонах и стенах вершин, круглый год сохраняются снежники и мелкие ледники.
Хребет протянулся на 208 км от узловой вершины Бол. Гиналдаг (3367 м), в которой сходятся еще три хребта (Шахдагский, Мровдагский и Кафпанкала), до берега реки Аракс. К вершине Бол. Гиналдаг можно выйти как с севера, из пос. Ленин (см. Хребет Кафпанкала), так и с запада, от районного центра Варденнс.
Из Вардениса на северо-восток по дороге рейсовым автобусом 13 км до сел. Гюнашли (аз. "Солнечное", 2150 м), оттуда по тропе на северо-восток 10 км на водораздел Шахдагского хребта, по травянистым склонам и гребню до западной предвершины Бол. Гиналдага (3240 м). После восхождения на главную вершину Бол. Гиналдаг (3367 м, 3 км в оба конца) от вершины 3240 м следовать на юго-восток и юг по водоразделу 8 км до вершины 2759 м, на запад и юго-восток 9 км на седловину Зодского перевала (2370 м), где ведется добыча золота и через который тянется автодорога из Вардениса в районный центр Кельбаджар (Азербайджан).
Только что описанную часть траверса можно исключить из маршрута и начать его непосредственна с Зодского перевала, добираясь сюда из Вардениса автомашиной или пешком па дороге (22 км).
От перевала на юг 2 км на седловину Среднего Зодского перевала (ок. 2500 м) с тропой через него из Армении в Азербайджан, 3 км до вершины 3014 м, 4 км до седловины Южного Зодского перевала (ок. 2650 м), через которую также имеется дорожная связь из Вардениса (22 км) в Кельбаджар (15 км), 1 км до вершины 2900 м, 3 км до седловины перевала Кылышлы (2645 м), с проселочной дорогой из Вардениса (21 км) в Кельбаджар (8 км).
Отсюда на юго-запад 3 км до вершины Кумурдаг (3037 м), на юг 5 км до вершины 3037 м, на юго-запад 1 км до седловины перевала Басаргечар ("Задавит", 2751 м), 6 км до вершины Царасар (Кети, 3427 м), на запад 3 км до вершины 3337 м, 5 км на юг и восток до вершины Кетидаг (3437 м), 3 км на запад и на юг до седловины перевала 2960 м, через которую идет дорога Варденис - Истису, и 5 км до узловой вершины Сарымсаглы (3344 м), от которой на запад ответвляется Варденисский хребет.
Сарымсаглы - центр озерного плато; к северо-западу Алагёльские озера на восточной части Варденисского хребта, к юго-востоку Аллагеллярские на северо-западном окончании Сюникского хребта. На каменных россыпях вокруг озер ученые обнаружили множество наскальных рисуночков первобытного человека. Здесь интересно остановиться на день, чтобы сфотографировать эти рисунки, осмотреть огромные голубые озера - Большое и Малое Алагёль (2729) (до них соответственно 8 и 15 км в один конец), а также множество мелких (до ближайшего по плато на юго-восток 3 км) и прекрасные большие озера Карагёль (3000 м) и Аллагелляр (2987 м), но до последнего 32 км в один конец.
От Сарымсаглы на юго-запад 6 км до узловой вершины Сюник (3400 м), к которой с юго-востока примыкает Сюникский хребет, 8 км до вершины Зирак (2841 м) над одноименным лесным урочищем у западного склона, 5 км до вершины 2515 м, 4 км через седловину (2300 м) с пропущенными через нее арыками (из Зирака на восточный склон, а от верховий Воротана на западный) и с колесной дорогой от пос. Кетгут ниже Арпинского водохранилища в сел. Базарчай на Воротане - до вершины 2667 м.
Далее на юг 6 км до вершины Кысырдаг (2987 м), 5 км до седловины Воротанского перевала (Кочбек, 2344 м), через который тянется автодорога Ереван - Горис, 8 км с большим набором высоты до вершины Кавирли (3053 м) и 2 км мимо каменных россыпей к древнему святилищу на Зангезурском хребте у стыка с Даралагезским.
На восток 6 км до седловины Западного Агдабекского перевала (2620 м), на юго-восток 2 км до седловины Восточного Агдабекского перевала (2650 м), 2 км до вершины Агдабек (3090 м), 6 км до седловины Биченекского (аз. "Сенокосный") перевала.
В 3 км южнее седловины Биченекского перевала другой перевал - Гемюр (ок. 2340 м), через который в средневековье проходила КТ и СПТ. Убедительное свидетельство существования здесь такой тропы - высеченные в туфобрекчиевых останцах три сообщающихся укрытия для людей на случай непогоды. Мне удалось найти эти убежища на западном склоне перевала, и я выношу благодарность за помощь в их поиске чабанам с урочища Батыбаты Рашиду Мусаеву и Латифу Талыбову, а также братьям Али и Исмаилу Алиевым из Нахичевани.
От перевала Гемюр на юг 9 км до вершины Салвард (3160 м), на юго-запад 2 км до седловины перевала Салвард (ок. 2780 м), 2 км до вершины 2933 м, 5 км до вершины Джемал (3200 м), на юг 4 км до вершины Араджы (3067 м), на восток 5 км до вершины Кядыхдаг (2709 м) и 1 км до седловины Тахтакюрпичайского перевала (ок. 2590 м). Отсюда 7 км на северо-восток вниз по тропе вдоль речки Тахтакюрпичай в сел. Аревис и затем автобусом до районного центра Сисиан (22 км).
От Тахтакюрпичайского перевала на юго-восток 8 км до скальной вершины Дамуррыдаг (3381 м) и еще 4 км до седловины перевала Эшаимейдан (ок. 2620 м), по тропе на северо-восток 8 км вдоль речки Айричай до сел. Софлу (1900 м), откуда 19 км по колесной дороге до районного центра Сисиан.
От седловины перевала Эшакмейдан на юго-восток 4 км до узловой вершины Айнрыдаг (3200 м), откуда на восток отходит Баргюшадский хребет, а на юг продолжается Зангезурский. На юг по ставшему узким и технически все более усложняющемуся скальному гребню 4 км до вершины Набеддаг (3509 м), от которой 7 км до седловины Казангёльского перевала (3330 м) тянется лезвиеобразный Конгураланчевский хребет со средней высотой 3400 - 3500 м. Траверс последнего отрезка может соответствовать альпинистской 2А-2Б категории трудности.
На запад от перевала в нескольких сотнях метров виднеется в горном котле озеро Джойджёль (аз. "Голубое озеро", ок. 3300 м), из которого вытекает река Сакарсу, а в 1 км восточнее, в ладонях почти сомкнувшихся в нижней части скальных отрогов, уединенное и очень редко посещаемое озеро Казангёль (аз. "Котел-озеро", ок. 3250 м). Путь по скалам и осыпям к Казангёлю требует осторожности. Через 2 км после выхода из "ладоней" отрогов среди чингилов начинается тропа, по которой через 15 км можно выйти в сел. Гехи (1600 м) как через травянистый перевал 3150 м на северо-восточном Казангельском отроге, так и вдоль реки Аджебадж. Общая протяженность маршрута от сел. Гюнашли через Бол. Гиналдаг и по Зангезурскому хребту в сел. Гехи - 210 км.

Айоцдзор

Орографическая схема Малого Кавказа
Айоцдзор (№66 на схеме) - верхняя половина долины Арпы. У армянского топонима Айоцдзор, правильного в написании, так же и как Вайоцдзор, и как Хайоцдзор, есть, согласно легендам, два перевода. Один из них - "Ущелье стонов". Историки и этнографы утверждают, что за этим значением кроются не какие-нибудь физические явления типа эхо и т. п.), а память об исторических событиях - битвах с завоевателями, в частности с персами в V в. в ущелье реки Арпы.
Другой перевод связан с более древними корнями. По легенде о происхождении армян, их праотцом был Хайк. По имени Хайка армяне называют себя хай, а свою родину - Хайастан, Вайастан или Айастан. Ущелье, в котором Хайк поразил стрелой своего могучего противника Бэла, народ назвал Хайоцдзор, или Айоцдзор, что в свете этой легенды переводят и как "Ущелье Хайка", и как "Армянское ущелье". И сейчас верхняя половина бассейна Арпы от истоков до впадения справа Елпина, т. е. все долины между Варденисским, Зангезурским и Даралагезским хребтами, носит общее историко-этнографическое название Айоцдзор. По современному административному делению Айоцдзор целиком покрывает площадь двух районов Армянской ССР - Азизбековекого и Ехегнадзорского.
Айоцдзор - регион континентального климата, с умеренным количеством осадков - 600-700 мм в год. Лето сухое, но прохладное, с средней температурой июля 17 градусов. Зима не очень холодная, но многоснежная. Снег на хребтах всегда делает весну продолжительной. Хотя осадков весной мало и много солнечных дней, снежные поля на хребтах и довольно низко лежащие на северных экспозициях охлаждают воздух, а талые воды обычно до июля поддерживают высокий уровень воды в реках.
Река Арпа берет начало на высоте 3100 - 3000 м из веера истоков на всей дуге южного склона Варденисского хребта между Ехегнадзорским и Зангезурским хребтами и течет 125 км на юго-запад до впадения слева в Аракс. Источниками питания бассейна являются прежде всего родники, талые воды, а также атмосферные осадки. Гигантским резервуаром вод для Арпы оказываются озера и грунтовые воды Алагёльского плато на стыке Варденисского и Зангезурского хребтов. Два самых крайних истока начинаются выше остальных (3100 м) на восточном травянистом склоне вершины Кочелтапа (3329 м) на Ехегнадзорском хребте и у стыка Варденисского с Зангезурским. Каждый из этих ручьев имеет длину 12 км, одинаковое среднее падение - 67 м/км, оба, приняв по пути множество притоков, текущих между ними, сливаются в травянистом урочище на высоте 2290 м в единый поток - реку Арпу.
Ниже указанного урочища по обоим берегам Арпы тянутся березовые рощи. Через 8 км ниже урочища, над каньоном, по дну которого мчится река, на высоте 2100 м расположен курорт всесоюзного значения - Джермук.
Средний уклон реки на этом отрезке невелик - 14 м/км. Однако лавовые толщи не смогли оказать сопротивления воде, и та промыла не только коридор с отвесными стенами - каньон, но дала выход на поверхность горячим минеральным водам из подземных вулканогенных пластов. Джермук как раз означает "Горячая вода", и таких терм здесь 40. Температура их от +57 до +64 градусов, а суточный выход минеральных вод на поверхность составляет 2 млн. литров.
Это одна из самых ценных в СССР минеральных вод. Близкая по составу к чехословацким термам Карловы Вары (но более приятная по вкусу из-за меньшего содержания сероводорода) и к минеральной воде Железноводска, вода Джермук применяется для лечения (питье, ванны) органов пищеварения и мочеполовых путей, органов движения, нервной системы, нарушений обмена веществ.
Джермук как курорт возник 40 лет назад. Город Джермук с 1961 года быстро растет и развивается. Ведется большое жилищное строительство. Ныне в городе два больших санатория в многоэтажных домах, пятиэтажная благоустроенная гостиница, бювет минеральных вод с различными температурами, декорированный традиционной вязью по туфу, однопролетный автомобильный красавец мост над каньоном, утопающие в зелени улицы в окружении новых, преимущественно четырехэтажных и пятиэтажных домов, лесопарк с цветниками и прудом. Прекрасны в Джермуке 70-метровый водопад и высящийся на краю плато над городом монументальный силуэт серебристого оленя. В городе работают гидроэлектростанции и хлебозавод. Курорт соединен со столицей Армении автострадой (186 км) и аэролинией.
Ниже Джермука Арпа продолжает течь в каньоне. Однако за 5 км до сел. Кечут (1900 м) ущелье превращается в широкую котловину. Уклон Арпы на отрезке до Кечута - 40 м/км.
Эту котловину перегородили плотиной, и она превратилась в гигантское водохранилище. Из него по 48-километровому тоннелю, вырубленному в горячих вулканогенных пластах под Ехегнадзорским и далее под Варденисским хребтами, с 1981 года будет ежегодно переливаться в озеро Севан 270 млн. куб. м воды.
От сел. Кечут до автомобильного моста (1380 м), где слева в Арпу впадает приток Терп, а к автостраде примыкает с востока от г. Гориса асфальтовое шоссе, - 19 км. Весь этот отрезок Арпа течет в узкой теснине, стены которой сложены столбчатыми базальтами и шаровидными порфиритами. Среди нависающих и обваливающихся скал многие напоминают лица воинов в шлемах или какие-то загадочные существа. Не будь здесь пышной растительности - деревьев (восточный дуб, граб, ясень) и кустарников (дикие фруктовые и ягодные), прижившихся в трещинах на скалах, ущелье не казалось бы таким радостным и сказочным. Для желающих заполучить фантастический фотоснимок нужно летом в 15.00 - 15.30 быть на дороге у берета Арпы в 16 км выше упомянутого автомобильного моста (то есть 8 км ниже Джермука). Здесь в эти полчаса удобнее всего по условиям освещенности сфотографировать Лик (каменный останец, очень напоминающий викинга в доспехах), вздымающийся напротив, на левом берегу реки Арпы.
Средний уклон реки от Кечута до моста - 22 м/км.
Левый приток Арпы - Терн начинается на высоте (2900 м) из родников северного склона вершины Кавирли (3053 м) и течет 7 км на север до высоты 2000 м, средний уклон 128 м/км, под Воротанский перевал (2344 м), затем на запад до впадения в Арпу (13 км до высоты 1380 м, средний уклон 47 м/км). Остальные левые притоки Арпы в пределах Айоцдзора - короче, а по среднему уклону - также круты.
Ближайший правый приток Арпы - Гергер впадает на высоте 1350 м в 4 км ниже автомобильного моста (средний уклон на этом отрезке Арпы 7,5 м/км). Гергер образуется от слияния на высоте 2020 м двух горных речушек, которые берут начало из родников на южном склоне Ехегнадзорского отрога. Правый исток Гергера - Гендара начинается из родника на высоте 2700 м северо-восточнее вершины Текедолдуран (2893 м), течет на восток, имеет протяженность 12 км и средний уклон 56 м/км. Левый приток Гергера - Джевердара начинается из родника на высоте 2960 м на южном склоне вершины Гедыгванк (3054 м), течет на юг, имеет протяженность 11 км и средний уклон 85 м/км.
Собственно Гергер имеет протяженность 15 км и средний уклон 44 м/км. Наиболее интересная достопримечательность бассейна Гергера - потухший вулкан Вайоцсар (2581 м), поражающий своими формами: усеченным конусом с кратером на вершине, ясными направлениями двух важнейших лавовых языков. Один из этих языков протянулся на восток от вершины к сел. Гергер на левом берегу в среднем течении одноименной реки, другой - на юго-запад к сел. Малишка над правым берегом Арпы. Склоны вулканического конуса покрыты луговой растительностью.
От устья Гергера до устья следующего крупного правого притока Арпы - Ехегис (1063 м) 22 км, средний уклон 13 м/км. Ехегис начинается из родника на высоте 3100 м на южном склоне Варденисского хребта из-под его высшей точки вершины Варденис (3522 м) и течет на юго-запад, запад и юг 43 км. Средний уклон реки от истока до устья - 45 м/км. Правый приток Ехегиса - Селим начинается из родника на высоте 2240 м под южным склоном Айоцдзорского (или Селимского, 2410 м) перевала и течет на юг до впадения на высоте 1300 м в Ехегис. Протяженность реки 14 км, средний уклон 67 м/км.
У Селима имеется и более длинный приток - Айдараси, который начинается на высоте 2600 м из-под высшей точки отрога Севакар - Гндасар (Сачанлы, 2946 м) и течет со средним уклоном 65 м/км. С ним длина Селима, в который он впадает на высоте 1700 м, составляет 20 км.
От устья Ехегиса вверх по ущельям этой реки и Селима тянутся автодороги. Вдоль Селима и мимо истоков этой реки автодорога следует на Айоцдзорский перевал и районный центр Мартуни у берега озера Севан, а вдоль Ехегиса поднимается до сел. Гюллидуз (2000 м). От места впадения Селима в Ехегис протяженность низовий Ехегиса до устья 11 км, средний уклон 12,5 м/км.
На отрезке от устья Ехегиса до устья следующего крупного правого притока Елпина (1000 м) Арпа становится широкой рекой - 35 м, местами до 50 м, разбивается мелями на рукава со скально-песчаными островами в русле. Протяженность Арпы до устья Елпина 12 км, средний уклон 5 м/км.
Елпин - короткая горная река. Ее длина 20 им, средний уклон 65 м/км. Она берет начало на высоте 2300 м на южном склоне узловой вершины Варденисского хребта и отрога Севакар - Гндасар (Сачанлы).
Протяженность Арпы от истоков до устья Елпина 82 км, перепад высот 2100 м (от 3100 м до 1000 м), средний уклон реки 25,6 м/км.

Вайкский (Даралагезский) хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Вайкский (Даралагезский) хребет (№67 на схеме). На картах и туристских схемах центральных издательств часто переносят название Айоцдзор, т. е. Армянское ущелье, на хребет к югу от среднего течения Арпы. В этой книге мы приняли наименование, которое дают этому хребту армянские авторы, - Вайкский хребет, т. е. Армянский хребет, оставляя параллельно наименование, принятое у азербайджанских авторов, - Даралагезский хребет.
Этот хребет представляет преимущественно платообразный водораздел бассейнов левых притоков Аракса - Арпы с севера и запада, Нахичеванчая с юга и востока. Является западным ответвлением от южной половины Зангезурского хребта. Однако имеет в основном иное геологическое происхождение, ибо сложен осадочными породами (известняки, песчаники, кварциты, сланцы), и лишь в восточной части, где он родствен Зангезурскому хребту, осадочно-вулканогенными лавами.
Высшая точка - Гоги (Кюкюдаг, 3120 м) расположена в восточной, наиболее высокой, части хребта. Отличается водораздел полной безлесностью, на склонах степи с ксерофитной растительностью, на водоразделе альпийские луга и скальные обнажения. Протянулся хребет на 92 км с востока на запад и юг до Аракса, до половины расстояния между устьями Арпы и Нахичеванчая.
От древнего святилища, стоящего у стыка Зангезурского и Вайкского хребтов (сюда ближе и легче всего добраться по отрезку Зангезурского хребта от автодороги на Воротанском перевале - 10 км через вершину Кавирли), на юго-запад 4 км до вершины Кечалдаг (3114 м), 4 км до святилища на высоте 2430 м, к которому на хребет ведет тропа с юга из сел. Кюкю (вблизи святилища на той же высоте - озеро Канлыгёль), на запад вдоль обрыва с левой стороны 7 км до высшей точки хребта Гоги, на юго-запад 4 км до вершины 2905 м, на северо-запад и запад 6 км до седловины перевала Мартирос (2000 м), через который тянется проселочная дорога с юга на север, а также по самому водоразделу на северо-запад. По ней 5 км до седловины Агхачского перевала (1999 м), затем снова без троп по водоразделу на северо-запад 3 км до седловины перевала Азатек (ок. 2050 м) с поперечной маршруту тропой из сел. Агхач в сел. Азатек, 4 км до вершины Горадис (2466 м), 3 км до седловины перевала Зеита (2050 м), на юго-запад 3 км до седловины перевала Курткала (2380 м), на запад 2 км до вершины 2609 м, на запад 6 км до вершины Галинская (аз. "Скала невесты", 2769 м), на северо-запад 5 км до вершины Огрибинаси (2505 м), на север и северо-запад 9 км до вершины Мегридаг (1866 м), на север 4 км до сел. Арени на обоих берегах реки Арпа. Селение лежит у автострады Ереван - Горис. Общая протяженность маршрута 69 км.

Мегринский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Мегринский хребет (№67 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов рек Мегригет с юго-запада, Вохчи с севера и Хачинчай с востока. Сложен прочными горными породами - гранитами и гранодиоритами. Долины и подножия хребта покрыты на северных экспозициях от высоты 1200 до 1800 м дубовыми и дубово-грабовыми лесами, на иных экспозициях - ксерофильным редколесьем и нагорно-ксерофитными травами. Выше до 3200 м простираются субальпийские и альпийские луга с отдельными скальными обнажениями на них. Тянется от перевального седла Аичонгал (3699 м) на Зангезурском хребте на 60 км на восток - юго-восток. Высшая точка - Багацсар (арм. "Садовая гора", аз. "Байбуган", 3256 м), как и все вершины этого хребта выше 3200 м, - скалистый массив с обилием обломочного материала (чингилами) под конусом.
От высшей точки хребта на северо-восток тянется на 20 км Хуступвачаканский отрог с высшей точкой Хуступ (3214 м) в его середине. Хуступ известен своими медными рудниками, история которых восходит к бронзовому веку. Массив хорошо виден из районного центра г. Кафан как отвесный скальный уступ над лесным склоном.
Кафан - горняцкий благоустроенный город с населением более 30 тыс. человек. Расположен в среднем течении Вохчи (Охчучай). Электровозы с вагонетками, груженными медной рудой, курсируют из-под Хуступа по эстакаде к флотационной фабрике в городе. Кафан (от древнеармянского "Ворота") соответствует своему названию. В прошлом через эти ворота врывались в Зангезур завоеватели: персы, арабы, татаро-монголы, турки. В советское время название обрело доброе мирное значение. Теперь это автомобильный узел на шоссейных дорогах, отсюда начинается железная дорога, по которой медный концентрат доставляется на медно-химический комбинат в Алаверди, в северной Армении.
Из Кафана (800 м) на юго-запад 9 км через пос. Вачакан до узловой вершины Катар (2920 м), причем от поселка по тропе до высоты 2600 м, далее без тропы на юг 4 км до вершины Хуступ (3214 м), на запад 3 км до перевального седла Шишкерт (2717 м), где встречается поперечная тропа из бассейна Хачинчая на север в бассейн Вохчи и откуда тянется попутная под северный склон Багацсара, на юг 4 км до высоты 2900 м. Еще 1 км по скально-осыпному склону на запад с крутым набором высоты до высшей точки хребта Багацсар (3256 м).
Далее на запад 3 км до перевального седла Восточной Гюней (2650 м) с тропой из бассейна Мегригета в бассейн Вохчи, 2 км до вздыбившихся на травянистом плато красных перьев (2820 м) - останцев из интрузивных пород, 1 км до перевального седла Западный Гюней (2800 м), 5 км до травянистой вершины Саббеткечмас (2698 м), 4 км до перевального седла Дебаклу (2479 м).
Отсюда хребет круто набирает высоту: 1 км до начала узкого гребня (2800 м), 4 км по нему с обрывом на север в каньон реки Саккарджур, правого притока Вохчи, до пика Саккар (3725 м, 1Б), 2 км через перевальное седло Саккар (ок. 3650 м, 1А), под которым с севера приютилось одно из красивейших озер МК - Саккарджур (3200 м), до скального пика Аичонгал (3750 м, 1Б), на восточной стене которого снежно-ледовые кулуары, а на северном плече перевал Северный Аичонгал (3500 м, 1А), через который от перевала Аичонгал (3699 м, 1Б) тянется на него и далее на восток под северный склон перевала Дебаклу (2479 м) тропа по дну каньона Саккарджур (10 км). Между перевальными седлами Аичонгал и Сев. Аичонгал в горной пазухе под северным склоном пика Аичонгал в ледовом обрамлении вдоль южного берега красуется.сине-зеленое озеро Аичонгал (3450 м).
Общая протяженность маршрута от Кафана через Багацсар и пики Саикар и Аичонгал до озера Аичонгал 45 км. Возврат до Дебаклу через Сев. Аичонгал и дно каньона Саккарджур 8 км. Из-под Дебаклу по колесной дороге 7 км до г. Каджаран над Вохчи, а из него автобусом 33 км до г. Кафан.

Улублахский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Улублахский хребет (№69 на схеме) - водораздел бассейнов верховья левого притока Аракса Вохчи с юга и левого притока последнего Гехи с севера. Сложен гранитами и гранодиоритами. Тянется 26 км от высшей точки Зангезурского хребта Капыджыга (3904 м) на восток до места слияния рек, водоразделом которых он является. Высшая точка Ахмечит (аз. "Белая мечеть", 3625 м) расположена в западной трети.
Безлесный по водоразделу хребет покрыт по склонам и водоразделу до высоты 3000 м пышными альпийскими травами, а в долинах речушек на северной и восточной экспозиции хребта до высоты 2200 м - широколиственными деревьями и кустарниками. Может быть использован в качестве стартовой или финишной части траверса Зангезурского хребта.
От дороги у места впадения реки Гохи в Вохчи (1258 м) на запад 4 км до летних скотоводческих кошей на высоте 2400 м, 4 км на вершину Пирамзадаг (2932 м), почти весь переход по тропе, кроме скального конуса выше 2700 м, 1 км до седловины перевала Пирамза (2780 м), по тропе 5 км до седловины перевала Каджарану (2850 м), 1 км до седловины перевала Гярд (2860 м), 1 км до вершины Улублах (3075 м), 4 км до седловины перевала Ахмечит (3200 м), без тропы 2 км до вершины Ахмечит (3625 м) и далее 4 км на юго-запад до вершины Капыджыг (3904 м). Траверс участка от пер. Ахмечит до вершины Капыджыг ориентировочно соответствует категории 2А. Спуск с вершины на восток (1Б) к ферме совхоза "Сюник" в урочище Давачи ("Верблюд") - 2 км, откуда есть проселочная дорога на г. Каджаран (12 км) и г. Кафан (еще 33 км).

Баргюшадский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Баргюшадский хребет (№70 на схеме) - водораздел бассейнов рек Вохчи с юга, ее левого притока Халадж с востока и Воротан с севера, Сложен гранитами и гранодиоритами. Протянулся на 50 км от узловой вершины Айнрыдаг (3200 м) на Зангезурском хребте на восток до места впадения реки Халадж в Вохчи (690 м). Высшая точка Арамазд (3392 м) расположена в восточной половине хребта. Долины и подножие хребта со стороны бассейна Халадж покрыты дубовыми и дубово-грабовыми лесами, выше, до высоты 1500 м, - ксерофильными кустарниками и нагорно-ксерофитными травами. Над ними по склонам и водоразделу до 3200 м простираются субальпийские и альпийские луга с отдельными скальными обнажениями - останцами.
От Айнрыдага (3200 м) на северо-восток по тропе 4 км до селения Айнры (3012 м), на восток 3 км до узловой с отрогом Кяпрюсар вершины Альмерандаг (3343 м), 4 км до седловины перевала Западный Дамуры (3050 м), 1 км до вершины Дамурыдаг (3240 м), 1 км до седловины перевала Восточный Дамуры (3130 м), 3 км до седловины перевала Эшакмейдан (3000 м), 4 км до узловой с отрогом Гямбель вершины Арамазд (3392 м), на юго-восток 5 км до узловой с отрогом Хачдаш вершины Таарыехуши (3200 м), без троп 6 км до вершины Чимян (3006 м), 6 км до лесной вершины 1600 м, 6 км до пос. Каварт (на водоразделе), откуда на юг 3 км до г. Кафан. Общая протяженность маршрута 46 км.

Отрог Хачдаш

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Хачдаш (№71 на схеме) - водораздел бассейнов рек Воротан с севера и левого притока Вохчи Халадж с юга. Сложен известняками и сланцами. Тянется от узловой с Баргюшадским хребтом вершины Таарыехуши (3200 м) на северо-восток, восток и юг на 30 км до вершины Арцваник (1604 м) вблизи древних руин одноименного храма. Покрыт на большей части отрога от высоты 1500 до 2000 м широколиственными лесами - дубовыми и дубово-грабовыми, выше - субальпийскими лугами.
От вершины Таарыехуши (3200 м) по тропе на северо-восток 2 км до руин древнего святилища на водоразделе, на север 2 км до вершины 2755 м, на восток 5 км до вершины Тапасар (2408 м), 5 км до вершины Тапур (2040 м), без тропы по лесному плато 7 км до вершины Агджигаин (1780 м), 3 км до лесного перевала 1480 м, через который проходит автодорога Кафан - Горис, на юго-восток 3 км до вершины 1761 м, 3 км до вершины Арцваник (1604 м) с обрывом на запад и спуск 5 км по тропам на юг и запад в сел. Арцваник (1100 м), стоящее на автостраде Кафан - Горис. Общая протяженность маршрута 35 км.

Отрог Гямбель

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Гямбель (№73 на схеме) - отчасти гребневой, отчасти платообразный водораздел правых притоков Воротана - Шенатаг с запада и Джахарвана с востока. Является северным отрогом Баргюшадского хребта. Сложен известняками. Тянется от высшей точки Баргюшадского хребта Арамазд (3392 м) на север на 11 км до вершины Мечеттю (2556 м), после чего раздваивается на уходящие в разные стороны ветви - на 6 км на северо-запад и на 7 км на восток.
На всем протяжении безлесный, кроме северной экспозиции над самим берегом Воротана, где распространены дубовые и дубово-грабовые леса (на высоте от 1186 м, над южным берегом Воротана до 2200 м). Выше, кроме скального купола Арамазд, водораздел сплошь покрыт субальпийскими и альпийскими лугами.
От Арамазда без тропы на север по крутому гребню 4 км до седловины Гямбельского перевала (2500 м) с поперечной тропой с запада от сел. Лернашен на северо-восток в сел. Татев, 1 км до вершины Гямбель (2713 м), 4 км на северо-запад до седловины Лернашенского перевала (2390 м) с тропой из Лернашена в Татев, 1 км до седловины Лорского перевала (2410 м) из сел. Шамб в Татев, 1 км на северо-восток до вершины Мечеттю (2556 м).
Отсюда на северо-запад 6 км до сел. Дарбас на левом берегу реки Шенатаг или на восток 2 км до седловины перевала Лцен (2310 м) с поперечной тропой из Татева через лес под северным хребтом до сел. Лцен у берега Воротана и 5 км к "Мосту сатаны" (1020 м) над Воротаном.
Воротан берет исток на высоте 3150 м из двух естественных водоемов озерного плато на стыке Сюникского и Зангезурского хребтов. До впадения в Акеру на высоте 350 м имеет протяженность 179 км и средний уклон 15,5 м/км. По этапам этот средний уклон распределяется следующим образом: на первые 39 км от истока до сел. Базарчай (2020 м) - 28 м/км, далее на 70 км до "Моста сатаны" - 14 м/км и затем 70 км до устья 10 м/км.
Напротив отрога Гямбель Воротан имеет ширину 20 м, а в низовье, возле районного центра Кубатлы, - 80 м.
На большей части своего верхнего и среднего течения Воротан прорезал себе путь через известняковую толщу и в ряде мест течет в глубоком каньоне, в окружении отвесных стен из желто-зеленого травертина и известняка. Когда-то, возможно при землетрясении или подмытый термальными источниками, бьющими здесь во многих местах из трещин, известняковый пласт северо-восточного окончания отрога Гямбель соскользнул с южного берега и сомкнулся с северным берегом. Воротан все-таки промыл себе проход в трещинах этой естественной плотины, а естественный мост сверху уцелел.
В народе его называют "Мост сатаны".
"Мост сатаны" имеет ширину 160 м, длину 200 м и высоту в межень над рекой до 100 м. Под ним в узкой трубе ревет и беснуется водный поток, всплески которого по весне и в начале лета, до конца июня, когда река полноводна, достигают потолка трубы. Над водой с потолка трубы свисают огромные сталактиты из травертина - "Черное вымя сатаны", образовавшееся при испарении терм, просачивающихся сюда через трещины. Суточный дебит местных терм составляет 500 - 600 тыс. л.
Поверху "Моста сатаны" проходит асфальтированная дорога, по которой из Гориса (35 км) в летний сезон каждый день проезжают по нескольку десятков плановых туристов. Они купаются в теплой ванне, наполняющейся из-под "Каменного водопада" термой (+25 градусов), и посещают в 4 км выше Татевский монастырь на крайнем северо-восточном окончании отрога Гямбель.
Монастырь, окруженный толстыми крепостными стенами, возвышается на плато над скальным отвесом, обрывающимся в ущелье, на дне которого мчится Джахарван - правый приток Воротана. Высота обрыва в устье Джахарвана достигает 600 м.
15 столетий простоял этот крупнейший духовный, политический и культурный центр средневековой Армении, много раз отбивая осады врага. Собор Петра и Павла - главный архитектурный памятник монастыря - строился в 895 - 906 гг., когда возникло самостоятельное княжество Сюник. Он и сейчас поражает своим величием и каменной резьбой. Строительным чудом считают современника собора - "Качающийся столб". Он создан из базальта, отшлифован в восьмигранник диаметром 70 см и высотой 8 м, изумительно орнаментирован и установлен на шарнирах; Архитектурный комплекс Татева строился и отстраивался с IX по XVIII в. Большинство строений относится к XIII в. Бытует легенда, что когда однажды в Татев ворвались захватчики, то "Качающийся столб" так поразил их, что они в страхе покинули монастырь, не разрушив его.
Наибольшие разрушения комплексу причинили землетрясения. Многие сооружения в руинах. Но уже началась их реставрация.

Отрог Кяпрюсар

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Кяпрюсар (№73 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов правых притоков Воротана - Сисиан с запада и Шенатаг с востока. Является северо-западным отрогом Баргюшадского хребта. Сложен известняками. Тянется от узловой вершины Альмерандаг (3343 м) на Баргюшадском хребте на 25 км на север и выполаживается на высоте 1600 м у места впадения Сисиана в Воротан. Безлесный на всем протяжении, кроме небольших урочищ с дубово-грабовыми рощами на восточной экспозиции в северной половине хребта. Покрыт травами, выгорающими к концу лета. Но на водоразделе прекрасные пастбища с июля по октябрь.
От Альмерандага на северо-запад 2 км до седловины перевала Кышкошты (2960 м), через который идет тропа от истоков Кышкошты на восток на Баргюшадский хребет, на север 4 км до седловины перевала Южный Дастакерт (2640 м), через который идет СПТ к фермам в верховьях Шанатага, по тропе 1 км до седловины перевала Северный Дастакерт (2600 м), через который идет СПТ из молодого центра горнорудной промышленности северного Зангезура г. Дастакерт (1750 м) к указанным выше фермам, 2 км по западному склону предвершины Севакар (2938 м) до седловины перевала Кяпрю (2600 м) с тропой от первых двух названных выше седловин через верховья Кышкоштычая на восток в среднее течение реки Шанетаг, без тропы 2 км до вершины Кяпрюсар (2841 м), 4 км до вершины Гетатаг (2495 м) с тропой через хребет с запада от сел. Ашотаван на восток в сел. Гетатаг на Шенатаге, 3 км до вершины Тагюрт (2318 м), 7 км до полого спускающегося плато в сел. Уз в устье Сисиана у ее впадения в Воротан, через который здесь есть мост, а на другом берегу автодорога в Сисиан. Протяженность маршрута 25 км.

Сюникский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Сюникский хребет (№74 на схеме) - водораздел по линии вулканического плато, определяющий сток вод на запад в бассейн реки Воротан-Баргюшад, на север в бассейн реки Тертер и на восток в бассейн реки Акера. Протянулся на 140 км на юго-восток от узловой вершины Сюник (3400 м) на Зангезурском хребте до вершины Каралар (405 м), под южным склоном которой Воротан-Баргюшад впадает в Акеру.
Сложен вулканогенными породами. О незатухающей деятельности подземных сил свидетельствуют многочисленные термальные источники, бьющие по обе стороны хребта в его северной половине. Хребет безлесный, но травянистый на всем протяжении. По климату Сюникский хребет среди всех хребтов восточной части МК считается на вершинном поясе летом самым сухим и жарким, а зимой самым холодным.
Гребневая линия водораздела на всем протяжении, холмистая, платообразная. На ней лишь изредка отвесными черными конусами вздыбливаются отдельные вершины, но часто встречаются каменные россыпи - чингилы. Высшая точка Сюникского хребта - Кызылбогаз (аз. "Золотой залив", 3581 м) расположена на стыке между северной и средней третями водораздела.
От узловой вершины Сюник (3400 м), стоящей на границе Армянской и Азербайджанской ССР и на стыке Сюникского с Зангезурским хребтом, по травянистому плато на северо-восток и юго-восток мимо расположенных с севера небольших естественных водоемов озерного плато 5 км до вершины 3327 м, западнее которой берет начало один из истоков Воротана, на юго-восток мимо чингилов на северном берегу одного из озер 5 км до вершины 3181 м, на юг 5 км до узловой вершины 3280 м (на границе Армении и Азербайджана), от которой тянется на юго-запад на 23 км до сел. Базарчай платообразный отрог Гумарчах, на восток 6 км до поперечной КТ и СПТ, тянущейся на 50 км от курорта Истису в Азербайджане в сел. Ангехакот в Армении, 2 км до узловой вершины 3260 м, от которой на восток ответвляется хребет Михтукянд, на юг 5 км мимо чингилов, на которых можно найти наскальные рисунки первобытного человека, до вершины 3183 м. В 3 км восточнее этой вершины расположен большой естественный водоем Карагель (аз. "Черное озеро", 1Ч1 км, 2990 м), а в 1 км далее на северо-восток возвышается пологий конус Аллагелляр (З175 м).
На протяжении 20 км на юго-восток от вершины 3183 м на водоразделе плато разбросаны многочисленные чингилы и озера, в том числе озеро Аллагелляр (2Ч0,2 км, 2987 м). Завершается этот технически простой, но интересный отрезок маршрута у высшей точки всего водораздела - гребневидной вершины Кызылбогаз (3581 м).
Через 5 км на юго-восток разрушенный скалистый хребет завершается вершиной Кызылтапа (аз. "Золотое ущелье", 3182 м). Спуск на юго-восток мимо чингилов выводит через 3 км на перевал Озерный (2650 м) с озерком на перевальном седле, еще через 1 км на перевал Кызылтапа (2680 м) с поперечными КТ и СПТ из районного центра Армянской ССР пос. Сисиан в азербайджанское сел. Минкенд.
Дальнейшие 7 км на юг по скально-травянистому водоразделу с многочисленными чингилами на обоих его склонах до вершины Бол. Ишихлы (3552 м), на восток 3 км до перевального седла Ишихлы (2820 м) со СПТ из бассейна Акеры в бассейн Воротана. Можно совершить радиальный выход на северо-восток - 2 км в один конец до большого озера Карагель Ишихлынское (2Ч0,6 км, 2666 м).
На южных склонах перевала Ишихлы из родников в болотистом урочище в 2 км от седловины начинается и течет на юго-восток левый приток Воротана - речка Горис. В среднем течении на обоих ее берегах стоит самый красивый город Зангезура - Горис. К нему от истоков Гориса тянется тропа (15 км).
Горис - небольшой красивый индустриально развитый город восточной Армении. Здесь трикотажная фабрика и разнообразные заводы - микродвигателей, маслобойно-сыроваренный, кирпичный и пивоваренный. Город расположен на дне тесной долины реки Горис, зажатой между западным склоном Сюникского хребта и восточным склоном его Ишихлынского отрога. Однако, невзирая на тесноту, город четко спланирован. По обе стороны прямых и широких улиц возвышаются преимущественно двухэтажные каменные дома. На улицах города и во дворах домов много зелени - декоративных и в основном фруктовых деревьев, цветов.
Вне города, за южными и северными окраинами, сохранились рощи, а над городом, преимущественно на восточном склоне, - туфобрекчиевые останцы горисской толщи, в которых вплоть до установления Советской власти в Зангезуре армяне высекали себе жилища и жили в них. В Горисе имеется туристская база и строится многоэтажная гостиница. Каждый день летом сюда приезжают по путевкам из разных городов Советского Союза плановые туристы. Они знакомятся также с многочисленными экспонатами местных Зангезурского краеведческого музея и литературного музея армянского писателя Акселя Бахунца.
От перевального седла Ишихлы (2820 м) на восток 2 км на подъем до вершины Кечалдаг (3241 м), 9 км спуск по плато до перевального седла Баяндур (2250 м), через которое тянется проселочная дорога из сел. Хознавар в Горис, 4 км до вершины 2197 м, на юго-восток 6 км, огибая с востока Горис, расположенный глубоко внизу под склоном, до автострады Горис - Лачин, проходящей здесь на плато на высоте 1640 м (Горис отсюда в 6 км западнее), 5 км по автодороге под пологую вершину 1619 м и еще 2 км до сел. Хндзореск (арм. "Яблочное"), расположенного на высоте 1400 м.
Нынешний Хндзореск - большое современное селение в 12 км восточнее Гориса. В нем 500 дворов, до 3 тыс. жителей. Оно возникло лишь в 50-е гг., и большинство его жителей помнят свою "прародину" - пещерное селение, откуда последние жители переселились лишь в 1958 г. Древнее селение размещалось в пещерных полостях, естественных или вырубленных людьми в туфобрекчиевых склонах и в останцах. Этих пещерных жилищ - многие сотни, а самому пещерному комплексу будто бы более тысячи лет.
В 1931 г. во время катастрофического землетрясения во всем Зангезуре здесь тоже были сильные разрушения, двух человек задавило обвалившимся грунтом пещеры. В нижней части пещерного Хндзореска на месте старого кладбища под базальтовой плитой с надписями могила, где похоронено тело героя борьбы армянского народа в первой четверти XVIII в. против персидских и турецких завоевателей спарапета (арм. "главнокомандующий") Мхитара. А у верхнего храма старого Хндзореска сохранился останец, на котором был обезглавлен Мхитар. Предатели из армянской аристократии, совершившие эту расправу, доставили голову спарапета персам в Тебриз. Мне помогли найти все эти места в пещерном Хндзореске его уроженец Сережа Саюнц, 1955 г. рождения, ныне художественный руководитель Дома культуры нового Хндзореска, а также старый шофер из Гориса Сурен Заноян, не раз привозивший сюда экскурсантов.
От современного Хндзореска далее на юго-восток практически до конца водораздела тянется по нему колесная дорога с постепенной потерей высоты: 16 км до вершины Кюмбез (1002 м), 9 км до вершины 810 м и 20 км до конца водораздела на вершине Каралар (405 м). Но лучше завершить маршрут в районном центре Кубатлы (540 м), отстоящем по колесной дороге всего в 3 км к западу от вершины 810 м.
Общая протяженность перехода по водоразделу от вершины Сюник до пос. Кубатлы 123 км.

Отрог Гумарчах

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Гумарчах (№75 на схеме) - платообразный водораздел в бассейне Воротана - его истока и верховья с запада и первого крупного левого притока Бугурчай с востока. Сложен вулканогенными породами и известняками. Тянется 23 км с севера на юг от узловой вершины 3280 м на Сюникском хребте до сел. Базарчай на левом северном берегу Воротана (2020 м). Абсолютно безлесный, но покрыт травами на склонах и водоразделе, кроме больших каменных россыпей на обоих склонах плато. Технически прост, удобен для лыжных переходов. Можно использовать как старт или финиш продолжительных траверсов нескольких стыкующихся друг с другом платообразных водоразделов.
От сел. Базарчай без тропы с плавным набором высоты на север 8 км до вершины 2572 м, на северо-восток 6 км до вершины Гузунлу (3228 м), на север 3 км до вершины Гумарчах (3308 м) и 3 км до точки 3280 м с поворотом от нее на восток, 3 км до узловой вершины 3280 м.

Ишихлынский отрог

Орографическая схема Малого Кавказа
Ишихлынский отрог (№76 на схеме) - платообразный водораздел в бассейне Воротана пересыхающих левых притоков в среднем течении Воротана с запада и реки Горис с востока. Сложен вулканогенными породами и известняками. Тянется 27 км от узловой и второй по высоте вершины Сюникского хребта Бол. Ишихлы (3552 м) на юго-восток до полуострова Эйвазлы, образованного Воротаном и впадающим в него слева под острым углом Горисом. Безлесный на водоразделе и склонах, кроме дна ущелья в среднем течении Гориса и дна каньона Воротан возле урочищ Голидзор и "Мост сатаны".
Вдоль линии водораздела и на склонах вблизи этой линии огромное количество чингилов, занимающих немалые пространства. Вся остальная площадь отрога покрыта мощным травостоем, что издавна делает отрог важнейшим летним пастбищем Горисского района и всего Зангезура. Поэтому здесь разбросано на склонах множество ферм с жилыми и хозяйственными постройками, заполняемых каждый летний сезон чабанами с семьями и обслуживающим персоналом магазинов и столовых.
От вершины Бол. Ишихлы (3552 м) без тропы на юг 2 км крутого спуска по травянистому склону до начала пологой части плато, на юго-восток 4 км до фермы Уруд, 8 км до поперечной автострады Горис - Ереван, 3 км до маленького озерка Хотгель (1650 м), 3 км до поперечной дороги Горис - Шинуайр (1550 м), 4 км до мощных туфобрекчиевых останцев на крутом спуске правее, на восток 4 км до поперечной автострады (880 м) Горис - Кафан, 3 км до конца полуострова Эйвазлы у впадения Гориса в Воротан (730 м). Отсюда можно по тропе вдоль берега Воротана вернуться (3 км) к упомянутой автостраде на Кафан - в сел. Эйвазлы над Воротаном. Общая протяженность маршрута с возвратом на автостраду 30 км.

Хребет Гочаз

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Гочаз (№77 на схеме) - платообразный водораздел бассейнов рек Забух с запада и Гочазсу с востока, (сложен вулканогенными породами. Тянется на 52 км от высшей точки Сюникского хребта гребнеобразного массива узловой вершины Кызылбогаз (3581 м) на северо-восток, восток и юго-восток в Акеру. Безлесный на гребневой линии водораздела, у оснований склонов и в долинах рек покрыт кустарниками и лиственными лесами.
От Кызылбогаза (3581 м) на северо-восток 2 км до горного озера (3200 м) у южного подножия безымянного массива 3280 м, 10 км мимо трех больших групп чингилов до другого горного озера (2510 м), на восток по тропе мимо чингилов 8 км до сел. Ленинкенд, лежащего на водоразделе (от этого селения на юг по автодороге 6 км до сел. Минкенд).
От Ленинкенда проселочная дорога ведет на юго-восток по водоразделу практически до его конца: 4 км до сел. Чирахли, 2 км до вершины 2121 м, 4 км до вершины Ягартапа (1904 м), 6 км до вершины Гочаз (1919 м), с которой в 10 км по прямой на юго-восток виден районный центр Лачин, 8 км до сел. Кызылджа. Отсюда можно по проселочной дороге попасть через мост над Гочазсу (950 м) непосредственно в Лачин (10 км) или продолжать траверс на юг до конца хребта: 2 км до сел. Сус (1100 м), 4 км до сел. Забух на автостраде Горис - Лачин (от сел. Забух до слияния рек Забух и Гочазсу 2 км на юг), по которой 10 км до пос. Лачин.
Если от сел. Минкенд поехать по автодороге вниз по долине реки Ахоглан, то через 6 км правое ответвление дороги приведет к двум термальным фонтанам (1300 м). Сюда же можно попасть от сел. Чирахли - 4 км на юг через сел. Камаллы.
Вода Минкенда в народе считается целебной. Во времена завоевателя Тимура, армия которого останавливалась здесь в 1386 г. на южных склонах в многочисленных селениях (Минкенд переводится с азербайджанского как "Тысяча селений"), воины залечивали в минкендской воде раны или укрепляли здоровье ваннами в запрудах с теплой минеральной водой. Сейчас каждое лето вокруг обоих фонтанирующих источников стоят десятки времянок типа юрт, останавливаются сотни автомашин с людьми, которые пьют эту воду и принимают теплые ванны: в чаше нижнего фонтана - женщины, в чаше верхнего - мужчины.

Хребет Михтукянд

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Михтукянд (№78 на схеме) - платообразный водораздел верховий левого притока Куры - Тертера и правого притока Аракса - Акеры. Сложен лавами. Является типичной перемычкой между меридиональными хребтами - Сюникским на западе и Карабахским на востоке. Начинается от узловой вершины 3260 м Сюникского хребта и тянется 45 км на восток до узловой вершины Чильгяс (2365 м) на Карабахском. Безлесный во всем протяжении. В восточной половине подножия обоих склонов, на высотах от 1600 до 2000 м, покрыты дубовыми и дубовограбовыми лесами. Выше, до 3100 м, с июня по сентябрь покрыт субальпийскими и альпийскими лугами и представляет самые известные в западном и южном Азербайджане летние пастбища. В остальное время года эта часть склонов полностью или частично покрыта снегом. Выше 3100 м скальные останцы или могучие конусы, например, высшая точка этого хребта и всего ГВХМК Далидаг (3616 м), расположенная в западной части плато Михтукянд и являющаяся узловой с Далидагским хребтом.
Добраться к исходной западной части можно через отроги Гумарчах или Ишихлынский из Сисианского района или от курортов Джермук или Истису. Рассмотрим последний, самый дальний из походов.
На курорт Истису (2225 м) ежедневно ходят автобусы из райониого центра Кельбаджар (20 м), от узла шоссейных и железной дорог Евлаха (189 км) и из г Кировабад (225 км). От курорта Истису автодорога ведет на верхнее плато и через 3 км по нему выводит на северное окончание урочища Тахта (аз. "Доска", что характеризует совершенно плоскую скально-каменистую равнину, 2500 м) над противоположным от Истису западным берегом реки Тертев. На Тахте с июня по сентябрь живут скотоводы из разных районов западного и южного Азербайджана. Здесь много чайхан и магазинов.
Отсюда на юг по ровному плато, почти без перепадов, 10 км до подножия (3200 м) мощного скального останца Галинкая (аз. "Скала невесты", 3342 м). С ней связана удивительная легенда. Когда-то давным-давно, гласит легенда, в Пещере этой Скалы жила прекрасная Девушка. Она любила Чабана. Но на плато пришла армия завоевателей (может быть, Тимура из недалекого отсюда Минкенда), и ее предводитель захотел взять Девушку в жены. Когда Девушка ответила гордым отказом, предводитель послал воинов с приказом схватить ее и привести. Но дверь в Пещеру оказалась закрытой. Когда воины взломали дверь и ворвались внутрь, Девушка, увидевшая это сверху Скалы (значит, есть выход из Пещеры на верх Скалы), бросилась вниз, чтобы остаться верной Чабану. Там, где при падении она ударилась о Скалу, осталось навсегда большое красное пятно - кровь. Но и воины не вышли из Пещеры. Вооруженные, они умерли и остались лежать в Пещере.
В эту пещеру и теперь будто бы боятся заходить. Говорят, что едва откроешь дверь, как внутри нарастает рев. Может быть, там сифон? Правда, тот же рев приписывают камням на полу пещеры, если сдвинуть их с места. Мне довелось слышать и такое продолжение легенды: "После смерти Девушки в Пещере хоронили живыми безбожников, вот они и шумят! ".
Народную легенду и о месте нахождения "Скалы невесты" мне впервые поведал зоотехник - инспектор Министерства сельского хозяйства Азербайджанской ССР Дадаш Мусаев, и я здесь выношу ему за это благодарность.
В 3 км на юго-восток от Галинкая за проходом между двумя озерами - маленьким справа и большим слева, дающим начало одному из истоков реки Тертер, - находится узловая вершина 3260 м.
От вершины 3260 м на северо-восток на плато 11 км до высшей точки водораздела и ГВХМК узловой вершины Делидаг (3616 м), на восток-юго-восток 10 км до вершины Шиштапа (3413 м), затем по тропе на восток-северо-восток 3 км до узловой вершины 3200 м, от которой на юго-восток- отходит хребет Кабахтапа, 4 км до узловой вершины Беюккызылкая (аз. "Большая золотая скала", 2620 м), от которой на юго-восток отходит хребет Чалваир, 3 км до вершины Голлы (2535 м), в 300 м севернее вершины имеется озерко, а вблизи его восточного берега старинное святилище, 7 км до узловой вершины Чильгяс (2362 м). Продолжительность маршрута 58 км.

Хребет Кабахтапа

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Кабахтапа (№79 на схеме) - платообразный водораздел между реками бассейна Акеры - Гочазсу с запада и ее левым притоком Шальва с востока. Сложен вулканогенными породами. Безлесный на всем протяжении по водоразделу, он окаймлен лесными долинами, в которых представлены дуб и граб. На водоразделе ниже 1300 м - кустарники. Тянется 35 км с северо-запада на юго-восток от узловой вершины 3200 м на хребет Мухтукянд до места слияния рек указанного выше водосбора. По всей линии водораздела и. склонам тянутся пастбища, вдоль них - СПТ.
От вершины 3200 м на юго-восток 4 км до вершины Гаранных (2629 м), 10 км до седловины перевала Нарышлар (1900 м), через который идет тропа из сел. Шальва над одноименной рекой на юг через Гочазсу в сел. Ленинкенд на хребте Гочаз, 1 км до вершины Нарышлар (2047 м), 4 км на восток до вершины Кабахтапа (2132 м), 2 км на юг до сел. Кошасу, 8 км на юго-восток до вершины 1071 м и далее по кустарникам 6 км до слияния Шальвы с Гочазсу. Отсюда по тропе через сел. Карыкаха 8 км до районного центра Лачин. Протяженность маршрута 35 км.

Хребет Чалваир

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Чалваир (№80 на схеме) - платообразный водораздел между реками бассейна Акеры - Шальва с запада и ее левым притоком Горчучай с востока. Сложен вулканогенными породами. Безлесный на водораздельной линии выше 2200 м, ниже покрыт дубовыми и дубово-грабовыми лесами. Тянется с северо-запада на юго-восток 18 км от узловой вершины Беюккызылкая (аз. "Большая золотая скала", 2620 м) на хребте Михтукянд до лесного урочища у слияния рек указанного выше водораздела.
От вершины 2620 м на юг 3 км до поворота хребта, на восток 3 км до высшей точки хребта Мал. Кызылкая (2440 м), на юго-восток 9 км до вершины. Кишиштапа (2292 м) и далее 5 км спуск в лесу до проселочной дороги в урочище (1260 м), откуда по этой же дороге 30 км по юго-восточной части хребта Кабахтапа и западным отрогам Карабахского хребта в районный центр Лачин. Полная длина перехода по хребту Чалваир и дороге 50 км.

Делидагский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Делидагский хребет (№81 на схеме) - водораздел верхнего течения реки Тертер и ее правого притча Тутхун. Сложен вулканогенными породами. Безлесный на всем протяжении, кроме долины Тутхуна, где растут дубовые и дубово-грабовые леса, поднимающиеся на восточном склоне до высоты 2000 м, на северном - до 1600-1800 м. Западный склон и водораздел покрыты альпийскими лугами. Протянулся на 38 км с юга на север от узловой вершины этого водораздела и хребта Михтукянд - Делидага (3616 м) до лесного урочища 1096 м у места впадения Тутхуна в Тертер. По всей травянистой части водораздела тянется тропа.
От Делидага на север с потерей высоты 9 км до вершины Сарыбулагдаг (аз. "Гора желтого родника", 3004 м), 5 км до древнего святилища Оруджлу (2520 м) на водоразделе, 4 км до вершины Конгур (2770 м), 3 км до кочевья Чокак (2350 м), 2 км до древнего святилища Шаплар (2380 м) на водоразделе, 1 км до вершины Кочдаг (2520 м), 10 км до начала леса на высоте 1700 м. Отсюда, из лесного селения типа хутора Бина или расположенного выше границы леса подобного же селения Наджафалы, 4 км по лесной тропе на восток к сел. Джомард (1737 м) на Тутхуне, так как спуск на северо-восток к окончанию хребта затруднен отвесными сбросами к обеим рекам, Весь маршрут от Делидага до Джомарда - 38 км. Интересная достопримечательность на финише маршрута - тоннель, вырубленный в скальном отвесе перед впадением Тутхуна в Тертер. Его длина 180 м, высота 4,5 м. От него по автодороге до районного центра Кельбаджар 21 км.

Хребет Охиахпюр

Орографическая схема Малого Кавказа
Хребет Охиахпюр (№82 на схеме) - дугообразный водораздел бассейнов правых притоков Куры - Тертера на севере и Хачинчая на юге. Сложен вулканогенными и осадочными породами. Сильно изрезан речушками, и из-за этого линия его водораздела весьма извилиста. В западной половине до высшей точки Ходжиюрт (2389 м) безлесный по линии водораздела выше 2000 м. Восточнее Ходжиюрта, где сам водораздел не достигает таких высот, хребет сплошь покрыт дубовыми и дубово-грабовыми лесами. Такие же леса простираются в западной половине хребта на обоих силонах ниже 2000 м.
Протянулся с запада на восток на 70 км от лесного урочища 1096 м у места, где река Тутхун впадает в Тертер, до восточного окончания каньона Тертер выше сел. Мадагиз. От средней части хребет выбрасывает на восток. До автострады пос. Мардакерт - г. Агдам три отрога: южный - вдоль Хачинчая, средний - между никуда не впадающими на восток речушками Кавиртучай и Гюльятаг, северный - между речушкой Гюльятаг и испещренным такими же "слепыми" речушками массивом, на котором стоит районный центр Мардакерт.
Там, где Тертер на высоте 500 м над уровнем моря выходит на равнину, его с двух сторон в последний раз тесно сжимают горы: с севера - восточный отрог Мровдагского хребта, с юга - восточное окончание хребта Охиахпюр. У выхода из этой теснины расположен по обе стороны Тертера пос. Мадагиз, а реку заперла плотина, на которой стоит ТертерГЗС. Отсюда 18 км по автостраде до г. Мирбашир, а по проселочным дорогам 21 км до районного центра пос. Мардакерт.
От Мадагиза (500 м) на юг по тропе 6 км вдоль кустарников и по мелколесью до сел. Акопакамари (Люлясаз, 750 м), 4 км до сел. Магавуз (850 м), по проселочной дороге 4 км до сел. Мецшен (950 м), затем по лесной дороге 4 км до лесной вершины Касапет (1361 м), на юго-запад 2 км до перевального седла Чурухчугне (1140 м), через которое в лесу проходит автострада Кировабад - Мардакерт (12 км) - Истису.
От перевала по лесному водоразделу на юго-запад 4 км до лесного селения типа хутора Мехмана (1300 м) в истоках "слепой" речки Гюльятаг, 2 км до лесной вершины 1462 м, 5 км до сел. Члдран на широкой травянистой прогалине (1150 м).
Далее на запад 7 км до вершины Шахмасур (1743 м), 3 км до лесной проселочной дороги из сел. Ванклу (1000 м) в сел. Вагуас (1000 м), 3 км до скального останца Кармиркар (арм. "Красный камень", 1899 м), вздымающегося над лесом. Из-под этого останца на 6 км на юго-восток тянется отрог Гандзасар (арм. "Гора сокровищ"), на окончании которого на высоте 1260 м, западнее сел. Врнклу, возвышается выдающийся архитектурный памятник средневековья - христианский храм Ованес Мкртыч.
Этот отрезок лесного хребта, от Члдрана до Кармиркара, - одно из самых легендарных мест МК. Охиахпюр в переводе с армянского означает "Источник душ", и имеется немало оснований для такой этимологии.
На южном отроге хребта Охиахпюр у сел. Кичак бьет из-под земли родник с особенно вкусной водой. Легенда утверждает, что в Кичаке жила красавица Анаит (такое же имя носила богиня плодородия языческой мифологии древних, армян). На охоту в эти места приезжал Арго, сын персидского шаха Аббаса, когда шахская армия стояла возле шахского родника Шахбулага севернее нынешнего районного центра Агдам. Арго встретил Анаит у родника, полюбил и взял в жены. А когда попал в плен, то написал на ковре о месте своего заключения и переслал ковер любимой Анаит. Узнав об этом, Анаит смогла освободить мужа из плена. Об этой легенде и о местонахождении родников Анаит и Шахбулаг поведал мне старший смотритель исторических памятников Мардакертского района Мовсес Айрапетян, и я выношу ему благодарность за повод к удавшимся затем путешествиям к этим местам.
Но скорее всего название хребта возникло по другой причине: во славу души не пары влюбленных, а целого народа, во славу духовного центра Нижнехаченского княжества - храма Ованес Мкртыч на Гандзасарею. Более полутысячелетия, с 1240 г. до начала XIX в., вокруг него консолидировалась нагорно-карабахская армянская этническая общность.
По красоте своего архитектурного ансамбля и чудесам каменной резьбы этот храм можно отнести к пяти величайшими сооружениям древней и средневековой армянской архитектуры наряду с Гарни, Звартноцем, Эчмиадзином и Татевом.
Но Ованес Мкртыч на Гандзасаре не был единственным духовным центром христианской культуры Карабаха. В верхней части бассейна Тертера, на северном склоне хребта Охиахпюр, в 6 км вверх по течению от сел. Вагуас, в лесу на отроге горы Ходжаюрт находился духовный центр Верхнехаченского княжества - храм Хатраванк (V в.), на 800 лет древнее храма Ованес Мкртыч, а еще через 12 км выше по Тертеру, но на другом, левом, берегу реки - духовный центр Атеркского или Среднехаченского княжества - Дадиванк или Хутаванк, сооруженный, согласно легендам, еще в I в.
Лесная дорога из сел. Вандалу, которое расположено в 260 м ниже на восток от Ованес Мкртыча, тянется через хребет Охиахпюр мимо Кармиркара в сел. Вагуас. Оттуда можно попасть к руинам обоих названных духовных центров.
На третью версию о происхождении названия Охиахпюр меня натолкнул житель сел. Вагус Шмаон Мусаелян. Он проводил меня к Кармиркару, на котором стоят руины каменной крепости, и сказал, что это место также называется Хохиахпюр, т. е. "Крепость с родником". Источник ключевой воды действительно имеется под крепостью, у западного склона. Первую согласную слова из Хохиахпюр при написании по-русски можно ведь опустить.
И неожиданно пришла в голову четвертая версия. Если топоним "Хохиахпюр" мог попасть на карты как "Охиахпюр", то с такой же достоверностью "Охиахпюр" могло трансформироваться из "Гохиахпюр". С такой версией связана многовековая "детективная" история. Всегда ходили слухи о несметных богатствах, которыми владел храм Ованес Мкртыч. Говорили, что служители храма скрыли золото в подземных кладах. По одной из самых древних версий о кладах, он зарыт в 3-4 км от храма Киратапе (арм. "Ягнячья поляна"), где-то на полпути между храмом и Кармиркаром, на водоразделе Гандзасар, и будто бы кто-то половину (?) этих кладов нашел там. По другой - клад зарыт на Кармиркаре, и там будто бы лежит в земле тонна (!?) золота. А вывороченные кое-где в полу и из стен храма Ованес Мкртыч тесаные камни свидетельствуют о том, что невесть откуда берущихся кладоискателей не смущает даже табличка об охране архитектурного памятника государством. Я четырежды посетил Ованес Мкртыч, и каждый раз следов кладоискательства все больше.
Так как кладоискательство здесь имеет историю в несколько столетий, то возникновение топонима Гохиахпюр тоже может быть объяснено. Ведь Гохиахпюр - "Источник вора". Под покровом темноты, тумана, непогоды, без свидетелей кладоискатель пытается "почерпнуть из источника" то, что ему не принадлежит и не предназначается!
Между тем легенда возможно имеет в действительности в виду вовсе не клады служителей храма, а подземные залежи золота, которое в древности и в средневековье добывали в бассейне Тертера и под водоразделом Охиахпюр, в окрестностях Кармиркара и Гандзасара.
От Кармиркара на запад 2 км до лесной поляны с летовками, 5 км по лесу на травянистую вершину Ходжаюрт (2389 м), 8 км вдоль многочисленных кочевок до узловой вершины Кечиллидаг (2280 м) на стыке с Карабахским хребтом, на северо-запад по тропе 5 км до вершины Агбаба (аз. "Седой дед", 2276 м), 10 км до вершины Лачин (2262 м). Далее по травянистому гребню без тропы путь несложен (4 км), но спуск по лесу - на крутом скальном склоне, местами с обрывами (2 км) да и переправа через Тертер на другой берег, к автодороге, не всегда легки. Поэтому от вершины Лачин можно порекомендовать спуск по тропе на запад в сел. Лачин (4 км) и далее 2 км к реке Тутхун, вдоль которой тянется автодорога к автостраде Истису - Кировабад. Общая протяженность перехода из Мадагиза по хребту Охиахпюр до автодороги в ущелье Тутхун 70 км.

Карабахский хребет

Орографическая схема Малого Кавказа
Карабахский хребет (№83 на схеме) - водораздел бассейнов правых притоков Куры - Тертер на северо-западе, Хачинчай и Каркар на востоке и левых притоков Аракса - Акеры на западе и Кенделанчая на юго-востоке. Сложен сланцами, мергелями и вулканогенными породами. Безлесный, но травянистый на всем протяжении по водоразделу выше 2000-2100 м, ниже он окружен с запада и востока лесистыми долинами, в которых произрастают дуб и граб. Протянулся с севера на юго-восток дугой на 115 км от места стыка с хребтом Охиахпюр. Юго-восточнее окончание хребта после узловой вершины Беюккирс (2725 м) раздваивается на равные по длине (45 км) отроги - Карячинский и Мартуниский.
Возле районного центра пос. Мартуни (360 м) хребет летом представляет собой выжженное на солнце травянистое плато, где нет заметных ориентиров. Надежным средством для определения направления движения может служить лишь компас. Проще плоскую часть водораздела преодолеть по автодороге Мартуни - Степанакерт до перевала 1200 м в 3 км восточнее сел. Дагдаган. От этого перевала на юг 2 км через мелколесье до вершины Богурхан (1584 м), по травянистому склону 1 км до сел. Красносельск, на юго-запад 3 км до поперечной маршруту автодороги на Степанакерт, 7 км до вершины Чахмах (1554 м), на юг 6 км до вершины Мал. Кирс (2230 м), 4 км на запад до вершины 2344 м, на юг 4 км по тропе до гребневатой вершины Беюккирс (2725 м).
Отсюда на северо-запад 8 км по узкому и местами сложнопроходимому гребню с обрывом на запад до пика Лисогор (2320 м), 3 км до перевального седла Лисогорец (Кечелда, аз. "Пройденное", 1800 м), на котором расположен животноводческий совхоз "Туршсу". "Туршсу" - название минеральной воды типа нарзан. Источники находятся под перевалом и на перевале. В июле и августе сюда съезжаются тысячи армянских и азербайджанских семей.
От Лисогорца по тропе на гребне на северо-запад 6 км до вершины Сарыбаба (аз. "Желтый дед", 2297 м), на север 4 км до вершины Гаджилар (2121 м), 6 км до урочища Галафалык (2300 м) с юртами скотоводов на водоразделе, 3 км до вершины Учтыг (2576 м), 1 км до древнего святилища Цураддин (2420 м) на водоразделе.
Северная часть хребта - самая высокая. На высотах более 2600 м имеются технически сложные скальные гребни или отдельные башни на них. Поэтому после святилища Нураддин тропа тянется по западному травянистому склону на высоте 2200 м, где и расположены все местные летовки скотоводов.
От Нураддина на север-северо-запад 7 км по водоразделу до высшей точки Карабахского хребта пика Карабах (аз. "Черный сад", 2828 м). За 1 км до пика технически сложное прохождение в разрушенных скалах. После пика Карабах на 3 км тянется столь же сложный гребень. Высота скальных башен от 2750 до 2828 м над уровнем моря. Оканчивается гребень у пика Бадара (2773 м). Траверс гребня Карабах - Кыргызы - Бадара ориентировочно соответствует категории 2А.
Бадара - узловая вершина. От нее на северо-восток на 50 км тянется отрог Саксаганы. За пиком Бадара гребень Карабахского хребта начинает терять высоту, упрощается, хотя троп по нему все еще нет: 4 км на запад до перевального седла Колатаг (арм. "Под кустом", 2520 м) со СПТ из бассейна Акеры на пастбища отрога Саксаганы, 5 км на север до скального пика Аллакая (аз. "Пестрая скала", 2583 м). Траверс пика соответствует категории 1Б.
Аллакая - узловой пик. От него на северо-восток на 20 км тянется отрог Кочараберд. За Аллакаей Карабахский хребет становится все ниже и технически совсем простым. На запад от пика 2 км до попутной тропы на водоразделе и 8 км по ней до узловой с хребтом Михтукянд вершины Чильгяс (2362 м). Далее до конца хребта - на север: 2 км до перевального седла Котурлу (2200 м), через которое тянется СПТ из верховий Тутхуна к пастбищам в истоках Хачинчая, 2 км до вершины Уюхлу (2316 м), 2 км до древнего святилища Агджакенд (2240 м), 1 км до летовок скотоводов на водоразделе (2240 м), 2 км до перевального седла Кетилли (2200 м), через которое тянется СПТ от среднего течения Тутхуна на пастбища в верховьях Хачинчая, 2 км до узловой вершины Кечиллидаг (2280 м), стоящей на хребте Охиахпюр.
Общая протяженность перехода по водоразделу Карабахского хребта от перевального седла Дагдаган (1200 м) до вершины Кечиллидаг (2280 м) - 96 км.

Отрог Саксаганы

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Саксаганы (№84 на схеме) - водораздел верхних частей бассейнов рек Хачинчая с севера и Каркар с юга. Тянется на 50 км с юго-запада на северо-восток от узловой вершины Карабах (2773 м) за вершину Чобандаг (679 м), до ее восточного подножия, вдоль которого тянется автострада от пос. Мардакерт в г. Агдам. Сложен известняками, мергелями и вулканогенными породами. Покрыт травами в восточной четверти, в средней 25-километровке - травами на южном склоне и на водоразделе, а на северном - широколиственными лесами с преобладанием дуба и граба. В западной четверти лес покрывает оба склона и отчасти тянется по самому гребню, который лежит здесь на высотах 1400-1600 м. Высшая точка отрога - Скалы Саксаганы (1705 м) лежит в западной, лесной, трети. Отрог может служить стартом или финишем; например, дугового траверса хребтов Карабахского и Охиахпюр.
Мост через Хачинчай расположен на половине пути между пас. Мардакерт и г. Агдам. От моста без попутных троп на юг 3 км вдоль северной грани треугольной пирамиды Чобандаг (аз. "Пастушья гора", 679 м), на юго-запад 4 км до пологой вершины Боздаг (680 м), на юг 4 км до пологой вершины Еддыхерман (898 м), на юго-запад 6 км до кустарниково-лесистой вершины Дашбаши (аз. "Каменная голова", 1158 м), на запад 7 км по платообразному травянисто-кустарниковому плато до пологой вершины Рев (1309 м) и 2 км до поперечной автострады г. Степанакерт - сел. Ванклу. Отсюда на запад, юго-запад и северо-запад сначала по травянистому плато, а затем по лесному 10 км до подножия Скалы Саксаганы, на 50 м возвышающейся отвесным останцем над лесным массивом.
Далее весь маршрут проходит на юго-запад по тропе на травянистом водоразделе в лесу, подступающем к осевой линии гребня: 6 км до начала кочевий скотоводов на травянистом водоразделе, 6 км вдоль многочисленных юрт пастухов и 2 км до узловой вершины Карабах (2773 м) на Карабахском хребте.

Отрог Кочараберд

Орографическая схема Малого Кавказа
Отрог Кочараберд (№85 на схеме) - лесной водораздел верховий реки Хачинчай с севера и ее правого притока Колатаг с юга. Тянется на 20 км с юго-запада на северо-восток от узловой вершины Аллакая (2583 м) на Карабахском хребте до травянистого урочища Тбыглу (750 м) на полуострове, образованном Хачинчаем и устьем ее притока Колатаг. Сложен известняками, мергелями и вулканогенными породами. До высоты 1000 м покрыт травой, до высоты 2000 м - лесом, выше - альпийским разнотравьем. Может служить стартом или финишем, например, для сводного траверса северной части Карабахского, Михтукянд, северных частей Сюникского и Зангезурского и всего Мровдагского хребтов.
В верхнем течении Хачинчая имеются две автомобильные дороги. Одна тянется из Мардакерты вдоль северного берега к сел. Ванклу. Другая - с юга, от Степанакерта примыкает к названной дороге после моста у впадения справа речушки Колатаг (750 м). Через мост на запад по пологому травянистому склону 3 км до начала леса (1000 м), на юго-запад вдоль опушки леса, 2 км до древнего святилища Тбыглу (1200 м). Далее по тропе до конца лесной части водораздела: на юго-запад 8 км до подножия высшей точки водораздела известнякового останца Кочараберд (арм. "Сорочья крепость", 2051 м), вздымающегося почти на полсотни метров над лесным водоразделом, на юг 4 км по полянам на лесном водоразделе, на которых расположены летовки скотоводов, и на запад 3 км по широкому травянистому гребню на узловую вершину Аллакая (2583 м) на Карабахском хребте.

Тертер

Орографическая схема Малого Кавказа
Тертер (№86 на схеме) - красивейшее ущелье Малого Кавказа. О красоте, как и о вкусах, наверное, тоже не спорят. Просто остаются при своем мнении. Когда автор прочитал в путеводителях по Армении, что "если бы рай был на земле, то этим местом было бы ущелье Агстев", то я захотел побывать в этом раю. Конечно, если вспомнить лавовые плато Армении, усеянные осколками черного вулканического стекла и напоминающие летом пекло ада - видом и жарой, то за Агстевом можно оставить право на рай... Армении.
Не будем претендовать на то, что Тертер - рай. Но, сопоставляя все ущелья от Батуми до Мартуни, автор наикрасивейшим считает Тертер.
Ущелье разнообразно. То полукаменистая степь с оврагом и бегущим по нему ручьем, то голое пространство, где торчат лишь базальтовые столбы и нелепо воздымаются сцементировавшиеся коричневые осыпи, а из вод земли со свистом вырывается пар, и в ямах урчит и булькает горячая вода, словно сама хозяйка Природа занялась алхимией. То в тесном-тесном каньоне, где, кажется, едва не соединяются вершины противоположных склонов, из каждой щели в скалах растет зелень - куст или дерево, а зажатая меж скальным отвесом и бурной рекой дорога будто прерывается на следующем шаге в зеленом полумраке тоннеля из густой листвы. То ущелье расступается в огромную котловину, по дну которой весело журчит река, а на склонах зеленеют или желтеют пашни, громоздятся огромные селения, и пышный широколиственный лес ласково обнимает все это сверху, наклонившись из голубого неба. То каньон оказывается далеко внизу среди голых скальных вертикалей, у основания которых ревет река - синяя, с белыми валами перекатов и отбойных волн, с большими площадями пузырящихся накипей, а над каньоном, где тянется древняя колесная дорога, царство леса - восточный дуб, ясень, граб, великое множество диких фруктовых деревьев и кустарников.
Река Тертер начинается на высоте 3150 м из родников на северной части травянистого озерного плато на стыке хребтов Сюникского и Михтукняд. Пробив путь в вулканогенных толщах, течет в верхнем и среднем течении в каньоне или в широком лесном ущелье. После выхода из гор - по засушливой Карабахской степи, вплоть до впадения на 165-м км на высоте 15 м над уровнем моря справа в Куру. Средний уклон Тертера - 19 м/км.
Первые 10 км от истока до высоты 2800 м, где стоит древнее святилище, река течет по наклонному плато и имеет средний уклон 35 м/км.
Следующие 10 км, до курорта Истису (2200 м), река мчится в крутостенном ущелье, безлесном и изобилующем вблизи курорта термальными источниками. Средний уклон на этом отрезке значительный - 60 м/км.
Курорт Истису расположен на правом берегу Тертера под бурыми склонами со столбчатыми "пальцами" базальтов, расписанными природой затейливыми орнаментами. Столбы и фонтанирующие термы напоминают о вулканическом прошлом и настоящем этих мест. Люди со времен седой старины облюбовали это урочище для жилья. В средневековье здесь стоял Цар - столица Верхнехаченского княжества.
Теперь здесь современный курортный город с благоустроенными санаториями и новыми жилыми зданиями. Сюда тянется автодорога от Евлаха (189 м) и Кировабада (225 км). Однако именно эта, неблагоустроенная, труднопроходимая для транспорта, длинная дорога, то вздымающаяся на хребет Охиахпюр в обход каньона (от Мардакерта до Вагуаса), то спускающаяся на его дно, не позволяет пока Истису стать столь же популярным местом лечения больных, как, например, Джермук.
Совсем рядом с Истису, прямо над ним, на плато на высоте 2500 м в урочище Тахта (аз. "Доска") сама природа создала площадку для аэродрома под Як-40 и Ан-2 (такие же садятся на плато над Джермуком). Кажется, чего проще - ставь будку для кассы и продавай билеты на авиарейсы в Кировабад!
Истису (аз. "Горячая вода") - аналог Джермука, и по этимологии названия, и по составу термальной минеральной воды. "Истису" - углекислая гидрокарбонатно-хлориднонатриевая минеральная вода. Общий дебит ее составляет 200 тыс. в секунду. Температура воды в источнике +58 градусов.
Через 24 км от Истису Тертер достигает подножия потухшего вулкана (1500 м) с лавовыми потоками на его склонах и вычурными изгибами 40-метровых базальтовых столбов, которые как бы спаялись в, мозаичную стену, над которой стоит районный центр пос. Кельбаджар. Средний уклон реки от Истису до Кельбаджара - 29 м/км.
Ниже Кельбаджара Тертер течет в общем направлении на восток. Сначала 20 км до тоннеля (1096 м) из ущелья Тутхун в скальной теснине, поросшей на отвесах и вдоль берега такай густой растительностью, что листва образует зеленые полутемные тоннели. Средний уклон реки от Кельбаджара до тоннеля - 20 м/км.
В спортивном отношении более интересен следующий участок (24 км) - от тоннеля до автомобильного моста возле сел. Вагуас (800 м). Средний уклон реки здесь 12,5 м/км, ширина 20, местами 30 м. В мае - июне здесь достаточно воды, чтобы предпринять сплав на спортивно-туристских судах.
В 6 км ниже тоннеля Тутхун стоит в лесу разрушенный древний христианский храм. Мало кто знает, что этот орнаментированный тончайшими каменными кружевами храм основан около 2000 лет назад и, возможно, является древнейшим из сохранившихся в мире христианских храмов.
Называется этот архитектурный ансамбль Хутаванк ("Храм на холме") или Дадиванк.
Согласно преданиям, первая базиликовая церковь, существующая в полуразрушенном состоянии и поныне, построена на могиле ученика христианского апостола Фаддея - Дади еще в середине I в., всего через какие-нибудь 20 лет после распятия Христа, когда христианство еще нигде не стало господствующей религией.
В последующее полутысячелетие были построены новые церкви и часовни. В V в. храм стал резиденцией агванского епископа и одним из важнейших культурно-просветительных центров этого района.
В пору арабских нашествий и вторжений сельджуков церковно-монастырский комплекс многократно подвергался грабежам и разрушениям. С X по XV в. Дадиванк становится духовным центром Хаченского княжества. Во время княжения Асана Вахтангяна (1142 - 1182 гг.) в храм свезли из окрестных монастырей рукописи и хачкары (орнаментированные каменные кресты), была построена церковь.
Из построек начала XIII в. выделяется своим художественным богатством церковь жены Вахтанга (сына Асана) - Арзу-Хатун. Эта крестово-купольная церковь сохранилась почти в первозданном виде и является прекрасным памятником раннесредневековой христианской архитектуры. Поражают воображение фрески, приписываемые самой Арзу-Хатун и ее дочерям.
И все же истинное удивление в Дадиванке вызывают два хачкара. Искусствоведческая ценность хачкаров определяется не только надписями по камню, свидетельствующими о конкретных исторических личностях и фактах, но прежде всего высокохудожественными орнаментами. Автору довелось видеть многие сотни хачкаров. Но, пожалуй, нет равных этим двум с их невообразимыми по многоплановости и тонкости исполнения каменными кружевами.
Через 12 км ниже по Тертеру, не доходя 6 км до Вагуаса, следует перейти на правый берег и подняться по тропе на лесном склоне к храму Хатраванк.
Храм находится в еще более разрушенном состоянии, чем Дадиванк. Единственная церковь храма - базиликовая, создана в V в. В XII в. храм был духовным центром Верхнехачинского княжества, столицей которого был Цар. "Хатраванк" можно перевести с армянского "Храм в подарок", "Храм в обмен".
В 6 км ниже по Тертеру каменный автомобильный мост над рекой, а на правом склоне (2-3 км от дороги) большое селение Вагуас в окружении широколиственного леса. В это селение когда-то вела основная дорога, соединявшая среднюю и верхнюю часть бассейна Тертер с окружающим миром: от отрога Гандзасар и стоящего на нем храма Ованес Мкртыч через хребет Охиахпюр на север в Вагуас и в духовные центры к княжеским резиденциям Атеркского (Среднехаченского) и Верхнехаченского княжества. Сел. Атерк (1000-1200 м) видно из Вагуаса на противоположном левом склоне ущелья.
Теперь основная дорога, по которой ходят рейсовые автобусы от Вагуасского моста, прямо от него забирает по правому склону ущелья, устремляясь через хребет Охиахпюр в районный центр Мардакерт и далее в Евлах и Кировабад.
Из сел. Вагуас через мост в сел. Атерк ведет проселочная дорога (9 км). Далее 6 км по проселочной дороге до сел. Заглик (850 м). Здесь Тертер запружен, в результате чего образовалось Загликское водохранилище.
От Загликской плотины до нижней - Мадагизской (450 м) - 30 км по проселочной лесной дороге на правом берегу над каньоном, и еще по воде через каньон 25 км. Для перехода между Загликской и Мадагизской плотинами необходимо разрешение - местного лесничества. Хотя средний уклон реки на этом отрезке относительно невысок (10 м/км), здесь часты шиверы, сливы, сильные прижимы и отбойная волна. Даже в 1 км выше Мадагизского водохранилища, где уровень воды в реке всегда высок, из-за остатков обломочного скального материала образовался постоянный опасный водоворот с ямой завихрения в центре, а ниже и правее - сильный прижим под нависающую скалу и отбойная волна.
На половине пути между названными плотинами у впадения слева в Тертер полноводной реки Турагайчай (576 м) - сложный водоворот из продольных и поперечных струй и косые отбойные волны. Над этим местом на отвесной скале высится легендарная крепость Джираберд (арм. "Крепость воды", 800 м), основанная в 604 г. и оставшаяся неприступной. Бурные воды двух рек с трех сторон защищают крепость, а с севера, над дорогой высится отвес естественной скалы, на которой и построена крепость. Существовала световая сигнализация с дальних отрогов, которая давала возможность гарнизону заблаговременно принять оборонительные меры. До сих пор у крепости осталось множество нераскрытых тайн. Неведомо, как люди в ней снабжались водой. Предполагается, что была вырублена вертикальная шахта до воды. Геологи пробурили монолит под крепостью навылет, но не обнаружили никакой шахты.
В 6 км выше по Турагайчаю над левым берегом стоит на отроге белокаменный христианский храм Ерицманканцванк (XVII в.). Отсюда по колесной дороге мимо Джираберда 22 км до пос. Мадагиз.
Ниже плотины Мадагиза вода в русле зарегулирована, и сплав по естественному руслу или бетонному каналу слива интереса не представляет, если нет достаточного сброса воды. К тому же после Мадагиза долина сразу становится пологой, а после сел. Веринчайлы (10 км) по обоим берегам простирается ровная степь. От Мадагиза до узла шоссейных и железной дорог районного центра гор. Барда (250 м) по автодороге 35 км.
В Барде развита промышленность, в частности работают заводы хлопкоочистительный и железобетонных изделий, а в прошлом этот город, стоящий в середине карабахской степи, был одним из крупнейших торгово-ремесленных центров всего Закавказья и Ближнего Востока, превосходя 1500-800 лет назад, особенно в X в., любой из них, включая Багдад, Гянджу (Кировабад) и Нахичевань. Город носил название до V в. Партав, затем - Перозкават, в VIII в. - Бердаа.
Арабский географ Мукаддаси писал: "Бердаа - главный город, большой город, Багдад этой области. Дома в нем прекрасны, из обожженного кирпича, и каменных плит. Приятный, красивый и богатый плодами город! "
Богатый рынок этого центра привлекал покупателей и все новых купцов, вести о несметных богатствах Бердаа - завоевателей. Последние разоряли и опустошали город, нередко становились в нем и около несметными полчищами на зимовки и на прокорм, например армия во главе с византийским императором Ираклием в 623-624 годах. Многие правители объявляли город своей столицей (как фехраниды, перенесшие сюда столицу в начале VII в. из Гирдымана, расположенного в верховьях Шамхорчая).
Среди купцов, а затем завоевателей Бердаа оказались также русы, добиравшиеся сюда из Азовского моря в Каспийское и затем по Куре, судоходной в прежние времена, до района Евлаха. В 944 г. русы на лодках поднялись по Куре до урочища Мобареки (возможно, устье Тертера или остров напротив него), оставили здесь суда с частью экипажей и пешком устремились к богатому Бердаа. Разбив по пути к городу местный отряд, русы взяли город и, как писал арабский географ Ибн-Мискавейх, объявили его жителям: "На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас - хорошо повиноваться нам". Когда же полгода спустя русов осадило в городе 30-тысячное войско, осажденные пробились мечами к своим лодкам на Куре и уплыли с добычей восвояси, а полуразрушенная Бердаа стала уступать первенствующее значение сначала Гяндже, а затем и другим городам.
Сейчас трудно найти в городе более древние остатки памятников архитектуры, чем XIV в. (башня-мавзолей и полуразвалины мавзолея Ахсаданбаба, остатки опор древнего моста через Тертер - кладки из типичного средневекового красного кирпича).
От упомянутых опор древнего моста до устья Куры - 24 км, причем последняя треть участка пролегает, как и прежде, в глубоком (до 4-5 м) и узком (4-5 м) русле, а течение здесь слабое. На крутых лессовых берегах остатки когда-то буйных тугайных лесов.

"Белая нефть" Ахмедбейли

Орографическая схема Малого Кавказа
"Белая нефть" Ахмедбейли. В 24 км к северо-востоку от Кировабада, вблизи сел. Ахмедбейли, вот уже несколько лет, с тех пор как здесь на хлопковом поле бурили грунт в поисках нефти геологи, бьет из оставленной ими трубы маслянистая горячая вода. Ее температура более 80 градусов. Смешиваясь с грунтом, эта "масло-вода", или "белая нефть", как ее называют здесь, образовала вымоины, наполненные очень теплой проточной жидкостью, оказавшейся целебной. Не менее целебными оказались и сами горячие грязи - смесь "белой нефти" с поверхностным грунтом. Жители не только Ахмедбейли, но и всех окрестных сел и города Кировабада быстро оценили подарок геологов; сюда едва ли не каждый день устремляются нуждающиеся в лечении радикулита или гинекологических заболеваний, поражений свищами или экземой, просто как в общеукрепляющем средстве. Не удивляйтесь, если, прибыв сюда по ровной как стол степи, вы увидите над ямами среди черного грунта шалаши из веток или полиэтиленовых накидок, а в самих ямах - принимающих в воде лечение, нередко густо смазанных грязью. Народные ванны! А колхоз из ближайшего селения построил в 1978 г. одноэтажный каменный дом с ваннами и провел трубопроводы с лечебным кипятком и холодной водой для регуляции температуры смеси, и колхозный санаторий вступил в действие. Прямо-таки филиал знаменитого Нафталана!

Будем считать это началом!

Книга эта еще создавалась, когда спортивные группы туристов стали предпринимать поиски на МК сложных зимних маршрутов. В феврале 1976 г. экспедиция ЦСТЭ под руководством мастера спорта СССР Евгения Арциса утвердила маршрут на траверс на лыжах Гегамского, Варденисского и средней части Зангезурского хребтов. Только нехватка полярного опыта помешала им пройти более трети задуманного. Зимой 1978 и 1979 гг. лыжные туристы из Тулы под руководством Александра Михайлова совершили путешествие по Зангезурскому хребту.
С 12 февраля по 6 марта 1980 г. группа калининградского клуба туристов МОСТЭ в составе семи разрядников под руководством кандидата в мастера спорта СССР Михаила Матюшина прошла по маршруту от азербайджанского курорта Истису по северному окончанию Сюникского хребта, срединной части Зангезурского, северо-восточному отрогу Баргюшадского - Гямбель, северной половине Ишихлынского отрога и после северной половины Сюникского спустилась на армянский курорт Джермук. Группа шла на лыжах 24 дня, преодолев на высотах от 900 до 3000 м 304 км. Этот маршрут утвержден на МКК в качестве путешествия IV категории сложности, а отчет хранится в библиотеке Московского клуба туристов. Группа считает, что совершила чисто лыжное путешествие полярного типа - похода в горной тундре, взяв, однако, из горного снаряжения две веревки (50 м - 8 мм и 30 м - 6 мм), 3 карабина, кошки большие (1 пара) и малые (6 пар). Группа не рекомендует брать саночки для грузов.
Будем считать эту книгу первым шагом. После совершения туристами большей части или всех из описанных здесь 87 лент станет возможным новое обобщение материала и создание исчерпывающего по МК путеводителя.