Добавить публикацию
Сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
! Не заполнены обязательные поля
Разработка пешего маршрута
Разработка пешего маршрута
Год издания: 2005
Тип материала: статья
Категория сложности: нет или не указано
Автор: Андрей Затонский (Березники)

Составление маршрута - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед руководителем любого похода. Хороший маршрут можно пройти, а можно и не пройти. Но пройти плохо задуманный или плохо проработанный маршрут не удается почти никогда, никакими усилиями. Чрезвычайно важно избежать даже элементарных ошибок при его составлении, потому что каждая может привести к неприятным последствиям, вплоть до аварийного выхода с маршрута.

Автор - Андрей Затонский (г. Березники Пермской области)

Составление маршрута - одна из наиболее сложных задач, стоящих перед руководителем любого похода. Хороший маршрут можно пройти, а можно и не пройти. Но пройти плохо задуманный или плохо проработанный маршрут не удается почти никогда, никакими усилиями. Чрезвычайно важно избежать даже элементарных ошибок при его составлении, потому что каждая может привести к неприятным последствиям, вплоть до аварийного выхода с маршрута.

Пешие маршруты можно условно классифицировать следующим образом:
1. Однодневные
2. Многодневные и степенные
3. Походы 1-2 (низких) категорий сложности
4. Походы 3-6 (высоких) категорий сложности.
Для каждого из этих видов при разработке маршрута применяются свои правила и маленькие хитрости, упрощающие жизнь туриста в походе.

Прежде чем составлять маршрут любой сложности и продолжительности, необходимо четко определиться с его целями и задачами. Если не договориться о них "на берегу", то в походе неизбежны столкновения, вызванные разными мнениями участников. Как правило, реализуется одна из двух стратегий:
1. Руководитель лично определяет цели и задачи похода, затем набирает участников, согласных с ним.
2. Руководитель комплектует группу, затем путем обсуждения все вместе определяют цели и задачи похода.

Первый вариант более приемлем: 
- для небольших походов, где существенные вариации целей и задач просто невозможны;
- в условиях большого турклуба, где всегда есть возможность выбрать участников;
- в неопытных, новичковых группах под началом руководителя со стажем. 
На маршруте такой руководитель обычно является монопольным командиром, единолично принимающим решения по всем вопросам. 

Второй вариант, как правило, применяется для категорийных походов в условиях ограниченного выбора участников. Начиная обсуждение целей и задач с участниками - по одному или со всеми вместе - руководитель ставит себя в положение не командира, но старшего товарища. На маршруте ему не стоит применять авторитарные методы управления, участникам будут ближе демократичность и стремление обсуждать решения.

Определение целей и задач, мотивов участников

В зависимости от возраста и склонностей, физической и технической подготовки, у участников могут возникнуть разные желания в отношении предстоящего похода. В рамках спортивного пешего похода наряду с выполнением обязательных требований (свыше 130 км и 6 дней) это могут быть более спортивные либо более развлекательно-познавательные цели. К спортивным относятся, например:
- сделать очередной разряд или пройти поход следующей категории сложности;
- получить хорошую физическую нагрузку;
- покорить вершину (порог, пещеру).
К развлекательно-познавательным:
- стремление отдохнуть на природе;
- пообщаться с друзьями или любимой девушкой;
- сходить в какой-нибудь (любой) поход из интереса;
- половить рыбку в отдаленном озере.

Выяснение мотивов - дело непростое, требующее хорошего знания людей, с которыми собираешься идти. Усложняет ситуацию то, что человек редко сообщает (а иногда и не может сформулировать) такую информацию о себе. Сделать вывод о действительных побудительных мотивах можно, собрав косвенную информацию по направлениям:
- уровень здоровья, наличие хронических заболеваний
- общая физическая подготовка
- специальная подготовка (туристская, альпинистская, медицинская, картографическая, музыкальная, ремонтная и т.д.)
- психологические особенности (склонность к лидерству, конфликтность, инициативность, исполнительность, лень, ответственность и многое другое)
- предыдущий опыт
- установившиеся личные симпатии и антипатии

Подбор в группу участников с сильно отличающимися мотивами приводит к двум наиболее распространенным последствиям:
1. Невозможно составить маршрут, удовлетворяющий всех участников
2. Если маршрут и составлен, при прохождении возникнут множественные конфликты между очень разными участниками. Например, половина группы хочет пройти заявленный маршрут, а другой уже ничего не надо, кроме возвращения домой (рыбалки, выпивки …).

В принципе, обе проблемы разрешимы, если руководитель осуществляет очень жесткое командование и способен подчинить участников своим интересам. Но такой подход требует специфического подбора участников, иначе весьма сомнительно, что они получат удовольствие от похода. Поэтому надо стремиться либо создать группу из людей со сходной мотивацией, либо задолго до похода внушить им нужные побуждения. Первое - проще: практика показывает, что хорошо подобранный состав группы - необходимое (но не достаточное) условие успеха любого похода. Во втором случае руководитель полностью принимает на себя командование группой, но вместе с ним и полную ответственность за принятые решения. Такое возможно, только если руководитель на голову выше участников в любом отношении.

Когда мотивы группы (или большей ее части) ясны, можно определяться с целями похода. Кроме прохождения маршрута, который должен соответствовать нормативам, это может быть:
- просто побыть, отдохнуть на природе (ну и что, что под рюкзаком);
- добиться высокого спортивного результата (достижение, исследование или покорение чего-то); 
- краеведческий результат (что-то посмотреть, с кем-то пообщаться, ознакомиться с новым районом);
- поохотиться за дарами природы (золотым корнем, провиантом, драгоценностями).

Цели похода, по мере возможности, должны быть согласованы со всеми участниками. Даже если руководитель собирается быть в группе абсолютно непререкаемым, есть смысл хотя бы информировать коллег, чего, собственно, предполагается достичь по результатам похода. Такой стиль зачастую позволяет добиться более высоких результатов, чем демократичный, но кто категорически не согласен, пусть лучше останется дома. 

Еще раз хочу подчеркнуть, что вопросы "зачем" и "для чего" при продумывании предстоящего похода являются значительно более важными, чем все прочие - "как", "на чем", "с кем" и т.п. Их проработка и понимание - безусловно, залог успеха любого похода, а пренебрежение ими ведет к конфликтам, срыву планов, возникновению опасных ситуаций и прочим неприятностям.

Подготовка маршрута

Обычно проводится параллельно с подготовкой группы, но после определения целей и задач похода. Как правило, подготовкой маршрута единолично занимается руководитель.

Подготовка маршрута включает:
1. выбор района путешествия
2. выбор категории (степени) сложности похода
3. собственно, разработка маршрута
4. разработка запасных вариантов и аварийных выходов.
5. подготовка заброски и выброски из района.
6. составление сметы на поход.

Подготовка однодневного маршрута

Однодневные и многодневные с базовым лагерем походы, как правило, проводятся для ознакомления с каким-либо одним объектом, например, скальным массивом, несложной пещерой (без организации подземного базового лагеря), водопадом и т.п. Поэтому нитка маршрута, от остановки общественного или заказного транспорта до объекта и обратно, обычно вполне очевидна. Могут возникнуть только транспортные варианты, например, заехать по одной дороге, а выехать по другой, чтобы не скучно было.

Подготовка сводится к распределению сил на переходе, планированию времени и набора мероприятий, которые предполагается провести (осмотр, восхождение, скальные тренировки и т.п.). В многодневном походе с базовым лагерем важным становится выбор места бивака, на котором предстоит стоять несколько дней.

Подготовка многодневных и категорийных маршрутов

Для многодневных (категорийных и степенных) походов необходимо составить маршрут, охватывающий, как правило, несколько интересных объектов, с логичными переходами между ними и правильно выбранными местами ночлегов. 

Сложность составления маршрута, на мой взгляд, неоднозначно зависит от степени или категории сложности похода. Нельзя сказать, что, чем сложнее поход, тем труднее его придумать. Это связано с тем, что в степенных походах редко ставится цель прохождения какого-либо трудного участка, отнимающего много времени и сил. Как правило, многодневные степенные походы служат для обучения бивачным работам, самообеспечению на природе, в лучшем случае - это многодневный подход к какой-то одной Цели и отход от нее. Перед разработчиком пешего маршрута 1-2 категории сложности стоит задача, во-первых, более амбициозная, а во-вторых, отягощенная более суровыми требованиями. Пройти в день 21 км, что соответствует нормативам для похода 1 к.с., можно только по дороге или хорошей тропе, без больших перепадов высот. Впрочем, в зачет локальных препятствий в походе 1 к.с. идут всего 2 балла. То есть достаточно пройти перевал н/к или, максимум, вершину н/к, а остальное идти именно по тропам и дорогам. Но это довольно скучно, поэтому в любом среднегорном районе можно найти примеры более интересных "единичек".

Если на маршруте есть лес, бурелом, осыпи, любой перевал и другие препятствия, максимально возможный дневной переход существенно уменьшается. При движении по глухой местности вряд ли возможно за день пройти больше 13-15 километров. К тому же, участниками похода 1 к.с. являются обычно как раз те, кто привык к небольшим нагрузкам и особенностям степенных походов. Выходя в "копейку", они плохо представляют, что их ждет, и немало сюрпризов встретится им по пути. Причем сюрпризов неприятных, которые ведут к вопросам: "А как же теперь быть?", "А почему никто не предупредил?", "Почему все не так?" и т.п.

У начинающего руководителя на маршруте тоже всплывет немало сюрпризов. Начнем с того, что впервые разрабатывая маршрут, нормально составить его очень трудно, почти невозможно. В нем будет много ошибок, элементарно ясных для более продвинутых руководителей. Поэтому более правильным для "руководителя впервые" будет подыскать подходящий маршрут (или несколько), возможно, несколько модифицировать его (или скомбинировать из нескольких) и смело идти, опираясь на чужой опыт.

Разработка маршрута 3-5 к.с., как мне кажется, уже проще. Здесь закладываются меньшие дневные переходы, а дней планируется больше, поэтому возможны различные запасные варианты и т.п. Малейшее отставание от графика в походе 1 к.с. может очень плохо сказаться на результате похода, потому что нагонять упущенное некогда: нет ни запасных дней, ни резервов в течение каждого дня - переходы и так приходится планировать большие. А аварийный выход, который, разумеется, всегда есть, приводит к тому, что поход не удается защитить. 
В походах более высоких категорий сложности потерять день, например, на непогоде - обычное дело. Это никого не нервирует и не создает угрозы непрохождения маршрута.

Выбор района путешествия

Это вопрос, требующий особого рассмотрения. Очень трудно дать не то, что исчерпывающие, а вообще какие-либо осмысленные рекомендации по выбору района, особенно для большого похода. На практике выбор района для походов различной продолжительности и сложности происходит примерно так.

Однодневный или многодневный с базовым лагерем
Здесь выбирать нечего. Цель такого похода однозначно определяет и его район. Как правило, этот район находится неподалеку от места проживания и связан с ним удобным транспортом. Исключения составляют многодневные "походы", например, в высокогорные районы для покорения сложной вершины, то есть организация базового лагеря с последующими восхождениями из него, но и в них с выбором района проблемы не возникает.

Многодневный степенной поход или поход 1-2 к.с.
Такие походы, как правило, малобюджетные. Нет смысла ехать через всю страну, пусть даже в очень интересный район, чтобы несколько дней там побродить. Поэтому, как правило, это район, близкий к месту проживания, связанный с ним доступным и недорогим транспортом. Проблем не возникает, даже если местом проживания является какой-либо "неудачный" с точки зрения интересных природных объектов регион центра России, так как требования к походу 1 к.с. позволяют провести его практически где угодно. Другое дело, что при выходе в следующий раз в район среднегорья (или из среднегорья - в высокогорный район) группа оказывается не подготовлена к усложнившимся условиям, но это решается проведением несложного акклиматизационно-исследовательского похода в новом районе. 

Редкое исключение составляют случаи, когда поход небольшой категории сложности совершается в отдаленном районе в составе, например, семинара. Тогда организуется совместная заброска нескольких групп (скажем, 5, 3 и 1-2 к.с.), что удешевляет транспорт. Это позволяет организовать интересные варианты взаимодействия групп на маршруте, разнообразные заброски, в лыжных походах - взаимную тропежку и т.п. Например, в 2003 году несколько групп уфимских туристов в походах 3…6 к.с. за один семинар исследовали и качественно описали огромную часть Северного Забайкалья, существенно обогатив общедоступную информацию о районе. Но и в этом случае район путешествия определяет руководитель семинара, а руководителю похода остается только составить маршрут, наилучшим образом вписывающийся в семинар.

Поход высокой категории сложности
Группа выросла, успешно прошла несколько категорийных походов, хочется большего. При выборе района сложного похода, как правило, проводимого для каждого участника один раз в год, в отпуск, исходят из двух вариантов.

Как правило, спортивным туризмом занимаются не самые богатые люди. Всегда есть желание придумать как можно более дешевый поход. Чем ближе к месту проживания, тем транспорт получается дешевле. Поэтому возможности своего района, обычно, реализуются до предела, а когда предел достигнут, хитрый и небогатый руководитель пытается найти способ за него запрыгнуть. Так, для Северного Урала определена максимальная третья категория пеших походов, но были прецеденты успешной защиты походов 4 к.с. (например, охватывающих Денежкин камень, Главный Уральский хребет и Кваркуш). Обычно, в любом районе среднегорья можно найти основания для защиты походов 3-4 к.с.

Есть еще одна причина ходить раз за разом в один и тот же район - привычка. Каждый район содержит столько интересных мест, что, если поставить задачу изучить его досконально, в него можно ходить десятки раз. Многие находят в этом удовольствие.

Более сложные походы требуют выезда в более сложный район. Походы 5-6 к.с. в России возможны на Полярном и Приполярном Урале, Кавказе, Алтае, в Саянах и более экзотических районах за Байкалом. Как правило, и здесь одним из определяющих выбор района факторов является расстояние от места жительства, а следовательно, стоимость железнодорожного (авиа-) и автомобильного транспорта на заброску. Сначала выбирается самый дешевый район, затем, когда он поднадоел, планируются более длительные заезды и отъезды.

Условно можно все районы классифицировать по бюджетному признаку:
1. Дешевые - в пределах своей и соседней области, куда можно доехать на местном авто, железнодорожном или недорогом ("знакомом") заказном транспорте.
2. Бюджетные - куда можно доехать пусть не очень коротким, но регулярным железнодорожным транспортом. Для жителей центральной России это Алтай, Саяны, Урал и другие подобные районы. Удельная стоимость заказного транспорта еще не слишком большая, билеты все можно брать заранее.
3. Отдаленные - Кодар, Тува, Тянь-Шань и т.п., где либо очень дорогой и проблемный железнодорожный подъезд, либо требуется дорогая заказная заброска автотранспортом.
4. Дорогие - Камчатка, Якутия, крайний Север, где требуется авиазаброска.
Согласно существовавшей когда-то классификации (Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование.- М.:ФиС, 1987.- С.30-41.), в основных районах РФ и стран СНГ возможны пешие походы следующих категорий сложности:

Туристский районМаксимальная к.с.
Северо-Запад РФ (Кольский п-ов, Карелия)3
Архангельская область и Республика Коми (кроме горной части)4
Вологодская область3
Восточно-Европейская равнина2
Крым2
Карпаты2
Кавказ (Западный и Восточный)4
Закавказье (Азербайджан, Армения, Грузия)3
Полярный Урал5
Приполярный Урал5
Северный Урал3
Средний Урал2
Южный Урал3
Север Западной Сибири3
Средняя и южная часть Западной Сибири2
Казахский мелкосопочник и Тургайское плато3
Пустынные и полупустынные районы Средней Азии3
Копетдаг и Западный Таджикистан3
Западный Тянь-Шань4
Алтай6
Кузнецкий Алатау4
Восточный и Западный Саян5
Тува6
Прибайкалье, Забайкалье, Кодар, Удокан, Становой хребет6
Средняя Сибирь (Горы Бырранга, Таймыр, плато Путорана, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутский район)6
Северо-Восточная Сибирь (Верхоянский, Момско-Черский, Колымский районы, Приполярье)6
Север Дальнего Востока (Чукотский, Анадырский, Корякский, Охотский районы, Камчатка)6
Курильские острова4
Юг Дальнего Востока (Приамурье, Приморье, Сихотэ-Алинь, Нижний Амур)5
Сахалин4

В современной методике расчета сложности формально нет ограничений на максимальную категорию сложности походов в районе, но регионы СНГ оцениваются как:

Туристский районПоказатель, баллы
Средняя равнинная часть европейской территории0-2
Карпаты, Крым3
Карелия, Вологодская обл., Кавказ, Армения4
Средний и Южный Урал, Тянь-Шань6
Алтай, Кузнецкий Алатау7
Западно-Сибирская низменность07.окт
Архангельская обл., Респ. Коми, Памиро-Алай, Зап. И Вост. Саян8
Северный Урал, Приморье9
Кольский полуостров, Памир10
Хабаровский край11
Полярный Урал, Прибайкалье, Забайкалье, Кодар, Удокан, Сахалинская обл.12
Пустынные и полупустынные районы Средней Азии13
Становый хребет и Алданское нагорье14
Камчатка и Курильские острова15
Плато Путорана16
Магаданская обл., Чукотка18
Верхоянский хребет, хр. Черского и Сунтар-Хаянта, Корякское нагорье19
Таймыр (г. Бырранга), о. Врангеля24
Северная Земля и Земля Франца-Иосифа30

Чем больше баллов указано для района, тем выше, при прочих равных условиях, будет оценен по методике маршрут.
Используя приведенную информацию, можно выбрать район похода либо исходя из финансовых соображений, либо из требуемой сложности. Составленный маршрут должен, кроме соответствия района, иметь продолжительность и протяженность не меньше установленной:

Вид туризмаКатегория сложности похода
123456
Продолжительность, дней6810131620
Протяженность, км      
пеший130160190220250300
      

Разработка маршрута, планирование запасных и аварийных выходов

После выбора района, категории сложности и определения целей похода надо приступать к составлению нитки. Так как, на мой взгляд, сложнее всего придумать красивую нитку похода 1-2 к.с., рассмотрим логику действия руководителя при составлении пеших маршрутов начальных категорий сложности.
1. Необходимо убедиться, что в выбранном районе возможно проведение маршрута заданной сложности.
2. Собрать материалы о выбранном районе. Изучить карты, ознакомиться с особенностями климатических условий, особенностями совершения путешествия в данном районе, оценить наличие и взаимное расположение перевалов и вершин требуемой категории сложности и возможность найти их описания, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов. Много информативного материала можно найти в сети Internet. Правда, доверять им можно не всегда - на практике, практически в каждом отчете встречаются "приписки", повышающие сложность препятствий. Лучший метод - списаться с автором отчета и попросить у него консультацию.
3. Определить оптимальные сроки путешествия. 
4. Разработать маршрут (см. ниже)
5. Разработать краткие и предельно простые запасные и аварийные выходы из любой точки маршрута.

Пеший маршрут 1 к.с. должен быть протяженностью не менее 130 км и продолжительностью не менее 6 ходовых дней. Надо иметь в виду, что 160 км и 8 ходовых дней - это уже маршрут 2 к.с., то есть не надо делать слишком длинную или долгую "единичку". Протяженность может быть уменьшена по согласованию с МКК (маршрутно-квалификацонной комисией) не более чем на 25% от норматива, если на маршруте много сложных препятствий. 

Протяженность маршрута определяется умножением расстояния, измеренного по карте 1:2 км, на поправочный коэффициент 1,2.

После выбора района путешествия надо определиться с точками входа и выхода на маршрут, и какой он будет:
- линейный (идем из А в Б);
- кольцевой (откуда выходим, туда и возвращаемся, причем путь "туда" и "обратно" не совпадает);
- комбинированный (содержит и кольцевую, и линейную часть).

По существующим правилам, не менее 75% протяженности маршрута должна составлять линейная часть или одно кольцо. Остальную часть могут составлять небольшие кольца (с возвратом через несколько дней к оставленной продуктовой заброске), линейные и кольцевые радиальные выходы (без рюкзаков) на перевалы и вершины. Выбор линейной или кольцевой нитки в первую очередь определяется возможностью организации заброски и выброски с маршрута. Если такая точка существует только одна, маршрут может получиться только кольцевой.
Затем для маршрутов разных типов надо сделать примерно следующее.

Линейный маршрут
1. Прикинуть, сколько километров между А и Б по кратчайшему и самому легкому для прохождения пути. Отсюда становится ясно, можно ли отклоняться от этого пути и насколько, чтобы набрать нужные 130 км.
2. Посмотреть, что есть интересного около кратчайшего пути: куда можно залезть, что можно посмотреть, в какой населенный пункт можно зайти для пополнения продуктов. Надо помнить, что сложность перевалов и вершин в пеших "единичках", как правило, не должна превышать 1А. Но если перевальный опыт участников это позволяет, нет никаких противопоказаний для включения в маршрут более сложного и интересного объекта.
3. Решить, куда заходить с рюкзаками, а какие объекты посетить в радиальном выходе. Радиальные выходы также могут быть линейными (тогда учитывается только путь в одну сторону) или кольцевыми.
4. Проложить нитку маршрута через найденные интересные объекты, посчитать протяженность. Если она вышла за 150 км, надо исключить какие-то отклонения и снова пересчитать длину. 

Кольцевой маршрут
1. Прикинуть, что интересного попадает в радиусе 40-60 км от пункта входа-выхода. Наметить интересные для посещения объекты, провести через них пробную нитку.
2. В зависимости от получившейся длины, либо уменьшать ее исключением объектов (по хорде), либо добавлять отклонения от "кольца", пока не наберется нужная длина.
Очевидной представляется необходимость соединять точки, связанные с выполнением задач похода, по кратчайшему времени (или наилегчайшему способу) передвижения, избегать ненужных трудностей и перенапряжения, согласовать (или хотя бы обсудить) маршрут с группой.

Во всех случаях, планируя пробную нитку, надо обратить внимание на наличие дорог, троп, поселков и изб; постараться избежать сложных переправ через реки, обширных болот (или обходить их по краю), траверсов хребтов, сложных перевалов. Выбирать характер движения надо примерно в следующем порядке:
1. Дороги.
2. Тропы.
3. Просеки, если известно, что они действительно прорублены; легко проходимый ("парковый") лес по азимуту.
4. Плоские, протяженные хребтовые плато.
5. Участки леса рядом с высотной границей, где он начинает переходить в хребтовые курумники.
6. Моховые болота, если известно, что они проходимы.
7. Траверсы склонов хребтов.
8. Буреломный лес по азимуту.

После составления нитки необходимо получить как можно более полную информацию о препятствиях: перевалах, вершинах, бродах и переправах, растительном покрове, болотах, в межсезонье или при прохождении снежных перевалов - о лавинной опасности. Руководитель должен четко представлять свои действия и действия участников при преодолении этих препятствий, какое специальное снаряжение и как планируется использовать, какие могут быть аварийные пути отхода или обхода препятствия, например, при внезапном ухудшении погоды или травмировании участника. Очень желательно иметь не только точные карты, но и фотографии вершин и перевалов, чтобы легче и увереннее потом ориентироваться на местности. Если в ходе уточнения характера препятствий выявились непреодолимые для группы (в смысле сложности или продолжительности преодоления) препятствия, нитку придется менять.

На основании нитки составляется календарный план похода - разбивка нитки по дням с учетом дневок и запасных дней. Определяются места удобных стоянок (биваков и дневок), протяженность и содержание дневных переходов. Практика показывает, что если не рваться, то за день по пересеченной местности можно пройти, в среднем за поход, не более 13…17 км, учитывая дневки и отсидки. Планировать более длительные дневные переходы (до 20…25 км) можно в отдельных случаях, если есть надежная информация о наличии дорог, хороших троп, ровных плато,

Дальнейшие действия для любого типа маршрута примерно одинаковые.

1. Наметить (по карте или по чужим описаниям) все удобные места для ночлегов. Около них должны быть дрова и (летом) вода, и характер местности должен позволять поставить палатку. То есть это должны быть не крутые склоны, не курумники, не очевидные болота и т.п. Лучше избегать и обширных открытых мест из-за возможного там сильного ветра, и глухого бурелома. Важен также красивый вид вокруг. Если все эти места не подойдут сейчас, их можно будет использовать при (почти неизбежных) отклонениях от заявленного маршрута. По карте, даже масштаба 1:100 000…1:50 000, найти хорошую стоянку невозможно, приходится пользоваться чужим опытом, здравым смыслом и собственным опытом. Ночевки в безлесной зоне весьма нежелательны, если нет примусного хозяйства.

2. Разбить маршрут по дням, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода зависит от характера местности: по лесу, по наклонному курумнику (перевал, траверс) летом реально можно проходить 12-14 км, по тропам и просекам до 16, по дороге порядка 20. К концу похода, когда рюкзаки становятся легче, несмотря на накопленную усталость, дневной переход по слабо пересеченной местности можно сделать на 10-25% больше. 

3. Наметить аварийные и запасные варианты. 
Запасной вариант используется, когда обнаруживается, что какое-то препятствие труднее пройти, чем предполагалось, или произошло отклонение от маршрута, или плохая погода вынудила отсиживать либо не проходить перевал. Запасной вариант выбирается так, чтобы в целом сложность маршрута не менялась. Обычно это обход препятствия по более легкому пути, "срез" угла на участке маршрута и т.п. Наличие запасного варианта прохождения, как правило, обязательно для каждого определяющего препятствия маршрута. Оно обычно составляется к составлению набора правил типа: "если перевал не удается пройти (из-за плохой погоды, сложной лавинной обстановки, болезни участника, поломки или утери снаряжения и т.п.), то…". 
Аварийный выход необходим в экстренных ситуациях, чтобы как можно быстрее выйти к людям. Он производится по самой легкой местности и по кратчайшему пути. Варианты аварийных выходов с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи пути группы. Они должны пролегать по максимально легкой для преодоления местности, где к тому же просто ориентироваться. При планировании выхода по дорогам (особенно лесовозным) необходимо запастись свежим описанием (а не картой) местности, потому что такие дороги имеют обыкновение очень быстро изменяться, изобилуют не обозначенными на карте развилками, движение транспорта по ним меняется от времени года и т.п. Аварийные варианты предназначены для экстренного прекращения похода и обычно при их использовании заявленная категория сложности не сохраняется.

4. Наметить дневки. На маршруте 1 к.с. обычно предусматривается не более 1 дневки на 3-4 день, или они вообще не делаются (для сильной группы). На месте для дневки должно быть много дров, желательно, хороший вид, оно должно быть удобно во всех отношениях. Количество дневок планируют, исходя из одного из правил:
- какая категория маршрута, столько и надо планировать дневок плюс отсидок;
- количество дневок должно составлять примерно 1/5 от общего количества дней.
Реально даже за большой поход редко удается сделать более 1 дневки, остальное уходит на отсидки и компенсацию отставания.

5. Запланировать как минимум один запасной день (по другой методике - один на 10 полных и неполных дней похода) и рассчитать время на заброс и выброс с маршрута и возможные отсидки. Отсидка - вынужденный отказ от движения, как правило, из-за сложных метеорологических условий (пурга, туман, плохая видимость при прохождении перевала, проливной дождь) или болезни участников. Опыт показывает, что в сложных климатических условиях почти все запланированные дневки, на самом деле, используются для отсидки или чтобы нагнать незапланированное отставание от графика. Но излишнее количество плановых дневок, во-первых, рассматривается как снижение спортивности маршрута, а во-вторых, ведет к увеличению веса рюкзаков за счет продуктов и, следовательно, к снижению скорости.

6. Планирование водной части пеше-водного маршрута обычно сводится к разбивке участка реки, предназначенного для сплава, сразу в календарный график движения, поскольку нитка маршрута определяется рекой, и известны все препятствия на маршруте. Единственным запасным вариантом прохождения здесь, как правило, является обнос препятствия. При разработке маршрута желательно получить информацию об удобных точках начала и окончания обноса, о том, по какому берегу удобнее обноситься, чтобы не тратить время на разведку. Аварийные выходы просчитываются аналогично пешему маршруту до населенных пунктов, как правило, от места пересечения реки и какой-либо дороги, торной тропы, прорубленной просеки.
Планируемая продолжительность сна для дежурных, если они вообще назначаются, 8 часов, для остальных не менее 9 (к концу похода, 20 дней и более - 10) часов. Все равно среднестатистические дежурные быстрее, чем за час, не управятся. Общий подъем разумно объявлять в момент закипания воды. Планируемая продолжительность перекуса 0,5 часа, горячего обеда 1,5…2 часа, утренних сборов 1...2 часа, вечерних бивачных работ до 2,5 часов, но не менее 1 часа. Отсюда планируемая продолжительность рабочего времени (от начала первого перехода до конца последнего) порядка 24 - 9…10 - 0,5…2 - 1…2 - 1…2,5 = 7...12 часов. 
Режим движения, в зависимости от нагрузки, обычно меняется от 40/20 (40 минут хода, 20 минут отдыха) до 50/10, то есть используется от 67% до 83% рабочего времени. То есть чистого ходового времени можно планировать от 4 до 10 часов. Опыт показывает, что возможно идти и 12 часов, но, по моим наблюдениям, более 6 часов чистого ходового времени, если такое случается регулярно, очень утомляют группу. Реальное чистое время движения - от 3 часов в походе 1…2 к.с. до 5…6 в походе 4…5 к.с. Обычно до перекуса проходится 4…5 переходов, реже 3 (первый можно сделать укороченным, даже 30/10), после перекуса 3…4.
Отсюда можно планировать дневные переходы, как чистое ходовое время, умноженное на характерную скорость движения:

Характер местностиСкорость, км/часПротяженность в день, не более, км
Бурелом, топкое болото1…1,510
Перевал 1А - 1Б1,5…25
Осыпь крупная1 ... 25
Глухой лес210
Снег с фирном2…35
Осыпь мелкая1…25
Болото моховое3...410
Осыпь средняя1,5...2,515
Перевал н/к (плотная каменистая тропа)2...310
Водораздел травянистый3…410
Плато, пустошь415
Тропа плохая3...415
Тропа хорошая4 ... 520
Тропа магистральная5 ... 5,520
Дорога грунтовая520
Дорога с покрытием5 ... 5,520

Максимальная скорость сильно зависит от опыта участников. Для новичковой группы скорость 5 км/ч достижима с трудом, а бывалые люди на перехват вездехода по тундре с рюкзаками бегают.

В продолжительных походах (более 10 дней) непременно накапливаются общая усталость, голод, переохлаждение, плохое настроение и множество прочих неприятностей. Работоспособность группы к этому моменту может существенно упасть, что надо учитывать при составлении маршрута. Случалось, что из-за усталости девальвировались или утрачивались цели похода, нагнеталось раздражение, возникали конфликты, в результате чего прохождение маршрута срывалось. Уставший и злой человек всегда идет неохотно и неустойчиво, что увеличивает риск получения травм даже на простых участках. Поэтому не рекомендуется планировать прохождение сложных препятствий в конце маршрута.

Также не следует планировать большие дневные переходы и сложные препятствия на первые 1…3 дня, пока не прошла акклиматизация к условиям похода. Прохождение технически сложных препятствий рекомендуется в первой половине дня. Перед прохождением особо сложных препятствий рекомендуется сделать облегченный день или даже дневку. Распределение сложности в целом по маршруту рекомендуется следующее:
- начальная часть (1…3 дня). Идет акклиматизация, группа движется с максимальной загрузкой, поэтому рекомендуется уменьшать как дневные переходы (до 10…12 км), так и время хода (делать переходы не по 50…60, а по 30…40 минут). Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, парковые леса.
- основная часть (50…75% похода). Проходятся определяющие препятствия, наибольшие дневные переходы, радиальные выходы. Группа уже немного разгрузилась за счет съеденных продуктов (а здесь чувствуется каждый килограмм на плечах), прошла адаптация к условиям похода, "вспомнились" технические приемы передвижения, поэтому можно увеличить как дневные переходы, так и продолжительность хода до 50…60 минут. Главное, чтобы вместе с продолжительностью перехода не росла и продолжительность "перекура", иначе ускорение получается сомнительное. 

Хорошо бы и здесь постепенно наращивать сложность, например, сначала пройти простой перевал, а уже потом более сложный. Положительный эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, к которым можно отнести и восхождения на несложные вершины без груза. Режим движения 8...17 км/день, 20 в исключительных случаях.
- заключительная часть (20…30% похода). Выход "в цивилизацию", продукты почти все съедены, рюкзаки легкие, поэтому допустимы большие переходы, но без прохождения сложных препятствий, так как накопленная усталость снижает технические возможности участников. Режим движения 13...18 км/день, допустимо и 23...25, но не больше 2…3 дней подряд.

Правильность составленной нитки маршрута можно проверить следующим образом. Нитка может быть (но не всегда является!) правильной, если обладает следующими свойствами:
- приводит к выполнению всех поставленных задач похода;
- не противоречит целям похода;
- начинается и заканчивается в разумных точках входа-выхода;
- верно распределены трудности маршрута;
- технически и физически выполнима;
- имеет заранее продуманные запасные и аварийные выходы.

Особенности разработки маршрутов высоких категорий сложности

Разработать хороший маршрут 3…5 категорий сложности в каком-то смысле даже проще, чем 1…2. Большее значение приобретают красота и логичность маршрута. Составить красивый маршрут становится проще, чем для начальных категорий, так как нитка длиннее, легче можно придумывать варианты прохождения разных участков, запасные выходы. Маршрут уже не так стиснут во времени, появляется возможность существенного перераспределения нагрузки по дням, выделения бОльшего времени для прохождения сложных препятствий и т.п. Так, в походе 1 к.с. практически невозможно выделить запасной день (дневку) под красивой вершиной на случай выжидания погоды: слишком мало всего дней в маршруте. А в походах высоких категорий сложности, например, подождать погоду под Манарагой - обычное дело.

Кажущаяся простота разработки продолжительных маршрутов связана еще и с тем, что составляют их, как правило, бывалые руководители, а не новички. Человек, отводивший несколько походов, может навскидку прикинуть разумный вариант маршрута между заданными точками, видит его потенциальные сложности и опасности, по карте может предложить варианты мест ночлега, интересные объекты и т.п. Эти навыки, к сожалению, приходят со временем и говорить о целенаправленном обучении им достаточно сложно. Но проблемы начинающего руководителя перестают возникать именно тогда, когда руководитель перестает быть начинающим. У него появляется аксиоматическая ясность того, что, например, нет смысла подходить под сложный перевал во второй половине дня, нельзя планировать переправу широкой неизвестной реки далеко от верховий, включать в маршрут без запасного варианта перевал определяющей сложности, на который нет описаний, и так далее. Он начинает видеть красоту и логичность маршрута. Это, в первую очередь, надо именно уметь увидеть, чтобы потом суметь доказать, но не наоборот. Понятие красоты вообще трудно формализуемое. Экспертной оценке, скорее, поддается уродство, то есть, в данном случае, признаки некрасивого, нелогичного маршрута. Ими, например, могут быть:
- затянутые, слишком продолжительные подходы или отходы от интересных участков;
- неравномерная загрузка, неправильное распределение сил на маршруте, дневных переходов, избыток или недостаток дневок;
- нелогичные пути следования между определяющими препятствиями (Целями) маршрута - без посещения расположенных неподалеку интересных объектов, через сложные или утомительные протяженные препятствия и т.п.
- отсутствие разумных запасных вариантов на каждое определяющее препятствие маршрута.

К вопросу о красоте длительного маршрута можно также отнести меры по облегчению физической трудности не в ущерб сложности. Я считаю достоинством для руководителя умение организовать заброску продуктов, или договориться со сплавной группой о переправе через реку, чтобы не делать неразумный крюк в верховья, или предусмотреть логичную закладку продуктов на кольцевом участке маршрута, или предпринять другие меры по уменьшению тонно-километров. Транспортировка груза никогда не является Целью похода! Примерами таких мер могут быть.
- Организация кольцевого однодневного радиального выхода. По существующим правилам, его протяженность (в отличие от линейного радиального выхода) полностью учитывается, а разницы между препятствиями, проходимыми налегке и с грузом, не делается. Разве что на чемпионатах, но на оценку категорию сложности они не влияют.
- Односторонние восхождения на перевалы по определяющей стороне. Как правило, они (и линейно-радиальные, и кольцевые по схеме перевал - вершина - перевал) учитываются МКК наряду с перевалами, пройденными насквозь. 
- Организация заказных транспортных забросок и выбросок к интересным районам. Внутримаршрутный транспорт, как известно, строго запрещен.
- Использование сплавного выхода из района для уменьшения стоимости. Это особенно разумно, если планируется кольцевой пеший маршрут: суда забрасываются транспортом и лежат, пока группа не пройдет пешую часть. Как вариант, можно планировать маршрут-восьмерку с судами на берегу реки, которую нельзя перейти вброд. Это позволяет сделать два кольца по обоим берегам.
- Включение в начало маршрута акклиматизационного участка (обычно, кольцевого и с пониженной нагрузкой). Это особенно важно при походах в высокогорных районах.
- Правильная комплектация маршрута участками, учитываемыми при расчете сложности.
Последний пункт требует некоторых пояснений. Существующая методика расчета сложности пешего маршрута довольно трудоемка, вызывает множество вопросов, споров и непонимания, но она есть, и ею необходимо уметь пользоваться. Если изложить методику простыми словами, то прикинуть минимальный набор препятствий для выбранной категории сложности будет очень просто (см. таблицу).

Категория сложностиКатегория сложности препятствия
МинимальнаяНормальнаяМаксимальная
63А в зачет за 2Б
5
4
3н/к

Для того, чтобы сумма баллов за локальные препятствия оказалась достаточной для выбранной категории сложности, достаточно выполнения одного из трех условий:

1. Пройдены локальные препятствия 4 видов от н/к до минимальной сложности. Например, для похода 5 к.с. это могут быть перевалы, вершины, траверсы и переправы н/к, 1А и 1Б - как минимум, один на каждую полукатегорию сложности. Переправы дают 0,5+1+3=4,5 балла, вершины 4+5+7=16, траверсы 4+5+7=16, перевалы 2+4+6=12, итого 4,5+16+16+12=48,5 баллов из 55 максимальных для похода 5 к.с. Добавляем 80 за протяженные, Г*А*К 10…15, и в сумме имеем свыше 138,5 баллов при минимуме 135 для походов 5 к.с.

2. Пройдены локальные препятствия 2 видов от н/к до минимальной сложности и 1 препятствия от н/к до нормальной сложности. Например, для похода 4 к.с. это могут быть траверсы и перевалы н/к и 1А, а вершины н/к, 1А и 1Б. Траверсы дают 4+5=9 баллов, перевалы 2+4=6, вершины 4+5+7=16, итого 9+6+16=31 балл. Плюс 60 за протяженные, Г*А*К 8…10, итого в сумме свыше 99 баллов при минимуме 95 для походов 4 к.с.

3. Пройден хотя бы один вид локальных препятствий от н/к до максимальной включительно. Например, для похода 5 к.с. это могут быть вершины от н/к до 2Б, которые сразу дают 4+5+7+9+9=34 балла (9 баллов дает вершина 2А и 9 - вершина 2Б в зачет за 2А). Поскольку по одним вершинам ходить невозможно, все равно придется и переправы бродить, и перевалы проходить, оставшиеся 11 легко набираются даже перевалами н/к и 1А (2+4=6), переправами н/к и 1А (4*0,5+3*1=7) или траверсами н/к и 1А (4+5=9). 

Сумму баллов за протяженные препятствия набрать можно практически всегда, только надо на маршруте озаботиться фотографиями, подтверждающими болото по колено, бурелом, снег и т.п. А без осыпей и не обойдется, причем если внимательно читать правила, то при прохождении перевала или вершины почти всегда встречается осыпь, соответствующая по описанию сложности на полкатегории выше, например, на перевале 1Б сплошь и рядом встречаются "Камни "живые" размером до 1 м, крутизна склона 30-35 , индивидуальная страховка", то есть осыпь 2А.

Следует отметить, что каждое локальное препятствие, кроме переправ и каньонов, учитывается только один раз. Исключение составляют походы 6 к.с., в которых препятствия нормальной сложности учитываются дважды. То есть повторное прохождение, например, перевала 2А либо вообще не добавляет баллов, либо идет в зачет за более простое препятствие, а сил и времени требует именно на 2А. Поэтому возможна "оптимизация" маршрута под правила - каждое препятствие каждой полукатегории сложности включать в маршрут не более одного раза.

Для повышения количества баллов за протяженные препятствия в маршрут может быть включен водный участок. Но, как правило, разумнее включать участок протяженностью, достаточной для категорийного водного похода соответствующей категории сложности. Тогда поход из пешего станет комбинированными (пеше-водными). По сложившейся практике, категория сложности комбинированного похода определяется на 1 меньше суммы категорий составляющих. Например, маршрут, составленный из 3 пешей + 2 водной в сумме дает 4 пеше-водную. Отсюда следует, что включение водного участка первой категории сложности вообще не повышает суммарную категорию, но может быть учтено, например, в походах 2 и 3 к.с. для увеличения количества баллов.

Организация заброски и выброски

Очень важно до похода надежно проработать варианты подъезда к району путешествия и заброски на заказном транспорте. Лишние задержки в пути, кроме собственно увеличения количества дней, приводят к удорожанию похода и нервируют группу. Сейчас при проведении похода почти в каждом районе можно заранее приобрести билеты, созвониться или списаться с владельцами транспорта и обеспечить надежный проезд группы к началу маршрута.

- Заброска должна состояться! Поэтому надо договориться либо с абсолютно надежным человеком (это должно быть подтверждено не единичным личным или почерпнутым из отчетов опытом), либо с несколькими. Не слишком красиво, конечно, отказываться от запасного перевозчика, но интересы группы для руководителя должны быть важнее. Помните, что перевозчик все-таки находится в своем городе, а вы находитесь в чужом, где проблематично пожить несколько дней, подыскивая заброску взамен несостоявшейся. Правда, отказать надо тактично, чтобы вследствие отказа не возникли проблемы с дружественным перевозчику местным населением…

- Если Вы уверены в своих дипломатических качествах и финансовой обеспеченности, договаривайтесь с одним, оптимальным по каким-либо параметрам, перевозчиком, но найдите в свежих отчетах контактные телефоны или адреса альтернативных. До похода желательно позвонить им и просто поинтересоваться - а что, Вы правда туристов возите? А почем? Заодно и оптимальный вариант подыщете.

- Выброска, заказанная на конкретный день, опасна - при отставании от графика Вы теряете, как правило, сделанную заранее предоплату. Поэтому либо планируйте ее на день после запасного и сидите лишний день в лесу, либо… не опаздывайте.

- Для удешевления заброски и выброски можно либо самому организовать несколько групп в машину на один день, либо присоединиться к компании. Компанию можно найти в специализированных форумах в Internet, а бывает, и перевозчик порекомендует дату, на которую заявлена загруженная наполовину машина.
Также будьте готовы к тому, что по прибытии на место можете обнаружить несоответствие договорной цены с фактической, как правило, в сторону увеличения…

Составление сметы и определение стоимости похода

Затраты на поход складываются из следующих категорий:
1. Затраты на подъезд (отъезд) регулярным транспортом.
2. Затраты на заброску (выброску) заказным транспортом.
3. Затраты на питание в пути.
4. Затраты на питание на маршруте.
5. Затраты на расходные материалы (фотопленка, печать фотографий, бумага и картриджи для печати отчета и т.п.).
6. Затраты на покупаемое многократно используемое снаряжение (кошки, скальное снаряжение, веревки, бивачное оборудование и т.п.).
7. Затраты на покупаемое оборудование, используемое только в этом походе (локальные петли, шлямбуры и т.п. - вплоть до бросаемых на переправах катамаранов).
8. Организационные затраты (оплата посещения особо охраняемых природных территорий, оплата участия в чемпионатах и конкурсах отчетов, организация и проведение до- и послепоходных мероприятий и т.п.)
9. Внеплановые затраты (дополнительное питание и напитки в пути, взятки, внезапное увеличение стоимости транспорта и т.п.).

Каждая группа определяет для себя, какие из этих затрат являются общими, а какие участники оплачивают независимо друг от друга. Обычно пп. 1, 2, 4, 7, 9, частично 3, 5, 6 являются общественными, а п. 7, как правило, относят к индивидуальным затратам. Но возможны, конечно, и другие варианты. В смету похода, естественно, входят только общие затраты. Деньги на них собираются заранее руководителем или казначеем, он отчитывается о расходе средств по окончании похода перед группой.

Оценка стоимости похода, то есть суммы общих затрат, начинается с определения допоходных затрат, к которым относятся пп. 1, 4, 6, 7, частично пп. 2, 3, 5, 8. Основную долю сметы составляют п. 1(2) и п. 3(4).

Транспортные затраты определяются стоимостью билетов и договоренностями о заказном транспорте. Стоимость железнодорожных, авиа и автобусных билетов можно выяснить точно и заранее по телефону или через Internet. В некоторых случаях надо не забыть заложить в смету стоимость провоза багажа. Стоимость заказного транспорта, как правило, не ниже тройной стоимости горючего, то есть от 10 руб/км за "Газель" по асфальту до 150 руб/км за вездеход "ГАЗ-71" по тундре (при оплате расстояния в одну сторону).

Стоимость питания в пути, как правило, не ниже 70…100 рублей в день, особенно если прибегать к услугам общепита. Стоимость питания на маршруте при разумном подборе продуктов порядка 50…70 рублей в день. При использовании дорогих или сублимированных продуктов она возрастает до 200…250 рублей в день.

В целом, опыт показывает, что любой (однодневный, многодневный, категорийный) поход обходится не дешевле 100…120 рублей в день. Это минимальная сумма, на которую можно ориентироваться. Она увеличивается при длинных подъездах к району путешествия.

Часть затрат (пп. 5, 8) приходится на послепоходный период. Вероятно, имеет смысл оценить сумму этих затрат до похода, собрать заранее с участников и иметь с собой на случаи, предусмотренные в п.9 и, частично, в пп. 2, 4, 5.

По окончании похода смета уточняется по фактическим затратам и включается в отчет о походе.

Резюме

Определение целей и задач похода, подбор участников и составление маршрута в соответствии с ними - важнейшая стадия подготовки похода. По окончании разработки маршрута у руководителя в голове (или на бумаге) должен сложиться цельный образ предстоящего путешествия, где учтены все материальные и моральные моменты, непредвиденные ситуации. Только таким образом руководитель может увериться в своей способности успешно провести группу по маршруту, несмотря ни на какие трудности. А без этого и билеты на поезд брать не стоит…

На статью получены рецензии К.В. Бекетова, В.В. Геллера и В.И. Самборского. Часть замечаний рецензентов учтена, в статью внесены дополнения и изменения.


Оценить публикацию
(0)