Полезное в библиотеке

Год издания: 2006

Автор: Юрий Половников

Сайт автора: Отдых на Урале

Северный Урал прекрасен и суров. Вернее сказать, что природа Северного Урала красива в своей суровости. Тайга, столетиями не знающая человека и его пагубного влияния… Горы, простоявшие тысячи и тысячи лет и пережившие миллионы ветров и бурь… Реки, пробившие себе дорогу в твердыне скал и потому не меняющие русла в течение сотен лет… На все это стоит посмотреть. Если вы истинный знаток красоты и ценитель настоящей первозданной природы, то вам просто обязательно нужно побывать на Северном Урале.

К сожалению, была в истории нашей страны страница, которая позорным пятном лежит на одних и светом святого мученичества освещает других ее героев. Имя этой страницы - ГУЛАГ. Соловки, Магадан, Байкало-Амурская магистраль - все эти названия хорошо известны нам благодаря людям, описавшим их в своих мемуарах и художественных произведениях. Но есть огромное количество лагерей и поселений, которые не нашли своих певцов, в которых не побывали Солженицын, Гинзбург, Шмелев и люди подобные им. Одно из таких мест - Чувальские поселения на реке Вишера.

Местные жители рассказывают страшные истории об этих поселениях. В 30-х годах людей, осужденных по политическим статьям, поднимали вверх по Вишере до горы Чувал, где давали одну пилу на двоих и оставляли жить, без продуктов питания и без каких-либо средств существования. Происходило это поздней осенью или ранней зимой, когда уже ложился снег. Учитывая это, а также тот факт, что в радиусе нескольких десятков километров не было ни одного населенного пункта, было понятно, почему поселенцы не могли никуда убежать и были вынуждены выполнять каторжную и смертельную для себя работу - валить лес и заготавливать древесину. Сказать, что смертность среди заключенных была высокой - все равно, что ничего не сказать. Отсутствие почвы, как таковой, каменистая порода гор (в которой невозможно было даже выкопать более-менее глубокую землянку), лютые зимние морозы делали свое дело: большинство поселенцев не переживали и одной зимы. Умирали от голода и от холода. По иронии судьбы слово "чувал" на местных диалектах означает "печь" (гора напоминает формами печку), но эта "печь" не могла согреть своих жителей. Самое страшное состояло в том, что у живых не было ни сил, ни возможности похоронить тела погибших. Мертвецов просто складывали в какой-нибудь землянке или яме и оставляли так лежать до весны. С первыми оттепелями, когда сходил лед с Вишеры, тела загружали на баржи и сплавляли вниз по течению, вместе с заготовленными бревнами. По ходу движения барж трупы просто сталкивали в воду либо оставляли на берегу, даже не удосуживаясь похоронить, как следует. Как говорят очевидцы, еще в 80-х годах на Чувале можно было увидеть полуразрушенные землянки, полные человеческих костей.

Попасть на Чувал не так уж и сложно. Большинство водных сплавов по Вишере начинается именно отсюда, с границы Вишерского заповедника. Также любой, кто захочет посетить сам заповедник, вынужден будет пройти через Чувал либо мимо него. В любом случае, какими бы ветрами ни занесло вас в эти края, почтите минутой молчания погибших на Чувале политзаключенных.