Полезное в библиотеке

Автор книги: Павел Павлович Захаров
Год издания: 1983

Автор - Павел Павлович Захаров

Из серии "Маршруты альпинистских восхождений"

Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1983 г.

На протяжении 40 км с небольшим тянется почти прямолинейно от перевала Чипер-Азау (близ Эльбруса) до перевала Клухор участок Главного Кавказского хребта (ГКХ) — Гвандринский, или, как его еще называют, Узункольский район (высшая точка — Гвандра, 3983 м). Вершины района занимают всю восточную часть горного региона Карачаево-Черкесии.

Подъезды к ущельям района — от Кавминводской группы через города Черкесск, Карачаевск и вверх по ущелью Кубани до аула Учкулан. Отсюда дорога раздваивается — одна ветвь идет вверх, а район Нахара и Гондарая, а другая — влево, к аулу Хурзук, и через 13 км от каменоломни приводит в ущелье Узункол к одноименному альплагерю, раскинувшемуся на Узун-кольской поляне на высоте 2100 м. От Узункольского каньона влево уходит короткое ущелье и река Кичкинекол, а вправо — ущелье Мырды. Одноименная река растекается множеством рукавов по его плоскому дну и образует в средней части ущелья настоящее болото (в переводе с карачаевского “мырды” — болото).

Маршруты восхождений на Далар
Условные обозначения

Гвандринский район весьма привлекателен для альпинизма. Вершины здесь преимущественно скальные, со стенами, перепад высот которых превышает 1000м. Ледники сильно подтянуты вверх на северных склонах ГКХ и стелятся по дну ущелий с его южной стороны. Вершины северных отрогов ГКХ обладают обычно сильно разрушенной скальной структурой и практически бесснежны. Зато вершины, входящие ГКХ, сложены монолитными гранитами, создающими широкие возможности для свободного лазанья.

Из вершин Гвандринского района и его части, относящейся к Узунколу, особую популярность у альпинистов снискал Далар (3279 м), впервые покоренный еще в 1937 г. Этой вершине и посвящается книга.

Пути подходов к маршрутам восхождений на Далар начинаются от альплагеря “Узункол”. Все направления для удобства ориентирования даны по ходу движения вверх по ущельям, а не орографически.

Исходный бивак для маршрутов 1—5 на боковой морене ледника Бол. Кичкинекол в зеленом “кармане”. Из альплагеря по левому берегу реки Кичкинекол (тропа) вверх до коша и далее до большого, слева (последнего), ручья, падающего с боковой морены из цирка ледника Сред. Кичкинекол. Тропа резко уходит вверх слева от ручья. Выход в “карман” морены. От альплагеря 2,5 час.

Исходный бивак для маршрутов 6 и 7 на боковой террасе ледника Сев. Далар. Из альплагеря по левому берегу Кичкинекола до коша. Перейти по мосту на правый берег. Далее вверх по ущелью к большой боковой морене ледника Бол. Кичкинекол. По гребню морены до ее конца и направо вверх по крутым травянистым склонам на большую террасу над ледопадом ледника Сев. Далар. От альплагеря 4—4,5 час.

Исходный бивак для маршрутов 8—10 на срединной морене ледника Зап. Далар. Из альплагеря по правому берегу реки Мырды (тропа) до первых кошей. Перейти рукава реки по мостам. Затем по левому берегу Мырды до большого скального завала. Перейти реку на правый берег и двигаться вверх по ущелью (тропа) до бивака “Березки” — под ледником Мырды. По мосту вновь перейти на левый берег и подниматься по гребню огромной боковой морены ледника Зап. Далар. От места слияния двух моренных гребешков спуск налево и подъем по крутым травянисто-осыпным склонам на плато ледника. На срединной морене места для палаток. От альплагеря 3,5—4 час.

Исходный бивак для маршрутов 11 и 12 на перевале Далар. Путь подхода на плато ледника Зап. Далар, как в предыдущих маршрутах. Через плато подход к склонам перевала и по снежному склону крутизной до 45° переход бергшрунда по мостику или по разрыву (страховка!) и подъем по снежным выполаживающимся склонам на перевал. От альплагеря 5—6 час.

Маршрут 1

Маршрут 1 — по восточному гребню, 5а к/тр, комбинированный.

Выход на гребень по кулуару между вершинами Двойняшка и Далар — один из ключевых участков. Тактическая особенность — выбор времени для технически сложного и, в зависимости от состояния снега, опасного выхода на перемычку с ледника Бол. Кичкинекол, затем преодоление снежного “ножа”. В первой половине лета над перемычкой карнизы! Полка перед “ножом” полностью закрыта снегом. С “ножа” срываются лавины!

С бивака выход на плато ледника Бол. Кичкинекол, по нему к огромному снежному желобу. Слева над ним ледопады! По желобу — на верхние снежные склоны типа плато (проходить только в ранние утренние часы!). Подход под склоны перемычки. 1-й бергшрунд преодолевать по мостику справа, 2-й — по мостику слева или по границе снега и скал вдоль скального острова. Выход на вершину острова по узкой щели. Дальше два варианта:

1) по снежному гребешку, делящему кулуар наискось, подъем к стенам Двойняшки и вверх по снежно-ледовым склонам (крючья в скальные стены слева!) с выходом на перемычку между карнизами; 2) после гребешка перейти траверсом кулуар вправо на скалы и по полочке на полстопы пройти 20 м; далее по сильно разрушенным скалам под снежный надув на перемычке. Если на этих участках открытый лед, хорошо идут ледобурные крючья.

Время выхода на перемычку от бергшрунда от 3—4 до 6—8 час. в зависимости от состояния маршрута и снега.

С перемычки вправо-вверх на плечо гребня и по нему к 80-метровому скальному взлету. Обхода слева нет. Подъем по блокам вверх на узкую полку и траверс по ней вправо. От окончания полки дюльфер на полку под “ножом” и вверх под скалами на 30 м. Отсюда траверс вправо через кулуар (лавины)), выход по снежному склону на гребень “ножа”. Перед выходом с “ножа” на восточный гребень возможен большой разрыв снежно-ледового гребня — идти только спускаясь в разрыв. По восточному гребню — под основание треугольной желтой стены, запирающей гребень. Обход слева по 80-метровой полке. По краю двигаться опасно: натечный лед. За полкой выход в снежно-осыпную мульду. Подъем вправо-вверх в самый узкий кулуар, к его окончанию. Переход на левый край по блокам и подъем под жандарм. Обход слева по узкой полке под боками-карнизами. Далее на гребень и по нему на вершину. От тура на вершине до места начала спуска по южному ребру вершинной башни примерно 120 м. Спуск по маршруту 3б к/тр.

Группа 2—6 человек. Выход с бивака в “кармане” не позже 3 час. ночи. Снаряжение на 4 человека: веревка основная — 2х40 м, расходный репшнур — 10 м, крючья скальные — 15—18, ледобуры—4—6, карабины—12—15, молотки скальные — 3, кошки — 4 пары. Возможные биваки — на всем гребне. При отличном состоянии выхода на перемычку можно идти с бивака до вершины без промежуточного бивака под треугольной стеной.

Первое прохождение маршрута — группа В. Кавуненко, 1964 г.

Маршрут 2

Маршрут 2 — по северо-восточной стене восточного плеча, 5б к/тр, комбинированный.

Скалы на стенной части маршрута монолитные, зацепок и трещин мало. На вершинной башне лазанье в основном по внутренним углам и вертикальным плитам. Во второй половине лета подходы под стену осложнены разрывами ледника Бол. Кичкинекол. Под стеной открывается рантклюфт. В первой половине лета полки закрыты снегом и выход на них опасен: края залиты льдом.

Начало пути по стене — вторая от перемычки Двойняшки — Далар неявно выраженная треугольная стена-плита, прислоненная к стене восточного плеча. Чем ближе к стене, тем четче виден маршрут. Выход на стену через рантклюфт точно посредине правого треугольника к внутреннему углу под нависом. 1-й бивак в районе треугольного снежника. От начала стены до 10 час. работы.

В конце косой полки место 2-го бивака. От 1-го бивака на стене 9--10 час. От площадки под нависающим камнем сразу вверх 40 м по средней части отвесной стены. От 2-го бивака на стене до вершины 9—12 час. Спуск по маршруту 3б к/тр (см. маршруты 4—5).

Рекомендации восходителям см. в маршруте 4—5. Кроме того, добавляются крючья шлямбурные — 10—15, шлямбуры—на случай непогоды в верхней части стены. Палатку можно поставить перед вершинной башней и на вершине.

Первое прохождение маршрута — группа Ю. Порохни, 1978 г.

Маршрут 3

Маршрут 3 — по восточной стене бастиона, 5б к/тр, комбинированный.

Нижняя часть маршрута — стена, затем сложный снежный “нож” и сложное лазанье по скалам вершинной башни. Во второй половине лета подходы к стене затруднены разрывами ледника Бол. Кичкинекол.

Маршрут по стене начинается с характерной скальной “лапы”, выступающей от восточной стены бастиона в снежные склоны. По левой стороне “лапы” — влево-вверх под углом 40—45° на 60 м и прямо вверх 20 м с выходом на правую сторону широкого внутреннего угла-желоба. Течет вода, идут камни! Дальнейшее движение вверх требует внимания при выборе маршрута и связке его коротких участков в линию движения. Характерны частая смена направления движения по коротким стенам, плитам, внутренним углам, полкам, сложное лазанье вдоль большого скального желоба с ручьем. На участках R18—R22 выходы на попки завалены живыми камнями! На R24 (переход широкого вертикального желоба) падают куски льда, течет вода! Под основанием снежного “ножа” — площадки для палатки, в первой половине лета заваленные снегом. “Нож” проходить по гребню. Тщательная страховка через ледоруб. В редких случаях, когда открыт лед, страховка только через ледовые крючья. По восточному гребню — к R 25 (см. маршрут 2) и далее выход на вершину. Спуск по маршруту 3б к/тр.

Рекомендации восходителям см. в маршрутах 4—5. Места возможных биваков, кроме указанных, на стене только сидячие. При прохождении “ножа” сразу после снегопада снег сходит пластами по склонам “ножа”.

Первое прохождение маршрута — группа В. Кавуненко, 1964 г.

Маршрут 4

Маршрут 4 — по северо-восточной стене бастиона, 5б к/тр, комбинированный, контрольно-зачетный.

Стена бастиона крайне насыщена скальной работой, во многом проходящей на отвесах и участках с отрицательным уклоном. Обычно нижнюю часть стены проходят с предварительной обработкой.

Маршрут начинается в левой части центральной стены бастиона, где проходит гребешок-контрфорс. Под ним рантклюфт. На 50-м метре стены первый карниз. Отсюда — в направлении характерного скального отщепа на стене, затем вверх до полки под карнизом слева и внутренним углом справа. По углу и через короткую стенку к очередному ориентиру: справа — черная стена слева — скальный “палец”. Над стеной по наклонной полке траверс 20 м влево и выход на вершину “пальца”. Здесь место для сидячего бивака. Выше серия карнизов и траверс под внутренний угол, забитый живыми камнями! С полки над углом — вверх в направлении характерного выступа в стене, напряженное лазанье по отвесам. Дальше открывается широкий внутренний угол. Через него и по скальному гребешку между двумя карнизами выход на полку, за которой серия расщелин, забитых живыми камнями! Первому проявлять максимум осторожности! Прохождение “ножа” и выход на вершинную башню (см. маршрут 3). Спуск по маршруту 3б к/тр.

Группа 2—4 человека. Снаряжение на 4 человека: веревка основная — 3—4х43 м, расходный репшнур — 10 м, крючья скальные — 30—35 (5 тонких), закладки 10— 25-мм—до 10, карабины—25— 30, молотки скальные — 3, петли-оттяжки — до 12, лесенки—3—4, площадка—1, зажимы — 4, гамаки для бивака — 2, палатки-мешки — 2, плащи — 4, кошки — 4 пары, крючья ледовые — 4—6, в зависимости от состояния снежного “ножа”, спуска с вершины.

Возможные биваки: на стене бастиона только сидячие и висячие.

Первое прохождение маршрута — группа Б. Кораблина, 1975 г.

Маршрут 5

Маршрут 5 — по северной стене бастиона, 5б к/тр, комбинированный, контрольно-зачетный.

Аналогичен путь по северовосточной стене бастиона, но еще более насыщен скальной работой. Биваки только висячие или сидячие, там, где застанет время ночевки. Бастион практически весь заливается водой.

Начало маршрута — в правой нижней части центральной стены бастиона небольшой неявно выраженный контрфорс. Справа от него выход к скалам по крутому снежному склону с бергшрундом и рантклюфтом. По стене уходит вверх нависающий внутренний угол — подъем в 20 м правее него. Скалы сразу предельно сложные. Через 50 м психологическая полка: слева — нависы, справа — отрицательные сбросы вниз. После стены с разрушенными скалами (крючья держат очень плохо!), примерно через 100 м, выход к плите, отдельно стоящей на стене. В ее левом углу забит шлямбурный крюк — начало маятника влево-вниз под карниз. Под ним — вверх во внутренний угол между черными и желтыми скалами. Наверху полочка — место бивака. От начала стены 14—16 час. Характерная черта участка — каждая очередная веревка сложнее предыдущей. От грота (5-я веревка) хорошо идут тонкие закладки и титановые крючья. По всему верхнему отрезку пути двигаться по мелким гребешкам рыжих скал: выход на черные скалы требует шлямбурных крючьев.

От сидячего бивака влево к большому водопаду, где заканчивается отвес. Прямо вверх до черного мокрого угла, закрытого карнизом. Слева узкая полочка R16 — сидячий бивак. От 1-го бивака на стене 12—13 час. Отсюда влево к отщепу и в наклонный камин. Лазанье напряженное: из камина “выбрасывает”! Затем снова к отщепу слева под скальным ребром. На участке R 22 сидячий бивак. От 2-го бивака на стене 13 час.

На прохождение кажущегося простым участка от 3-го бивака до “ножа” уходит полный рабочий день. Преодоление “ножа” и выход на вершинную башню по маршруту 3. Спуск по маршруту 3б к/тр.

Группа 2—4 человека. Снаряжение на 4 человека: веревка основная—5—6Х40 м, расходный репшнур—10 м, крючья скальные— 30—35 (7—8 тонких), закладки 3—5 мм—5—7, короба или закладки кулачковые—10, карабины — 30—35, молотки скальные — 3, петли-оттижки—до 12, лесенки—3—4, площадка—1, гамаки для бивака — 2, палатки-мешки — 2, плащи — 4, кошки и крючья ледовые — в зависимости от состояния “ножа” и спуска с вершины.

Первое прохождение — В. Гракович (СССР) и М. Варбуртон (США), 1976 г.

Маршрут 6

Маршрут 6 — по северо-восточному ребру, 5б к/тр, комбинированный.

Маршрут отличается свободным лазаньем и логичностью пути. Каждый скальный пояс, а их три, сложнее предыдущего. Одно из сложных мест — вершинный 120-метровый внутренний угол-камин. Тактическая особенность — прохождение объективно опасного ледопада на подходах от бивака.

С бивака спуск по бараньим лбам к ледопаду. Идти по ледовой полке-террасе под сбросами и сераками. Можно спуститься под язык ледопада и по крутым, желобам обойти ледопад (отдельные глыбы льда падают даже ночью!). Через ледник Сев. Далар вверх под правую часть северо-западного ребра Далара. Через нижнюю часть стены ребра идет наклонная полка. Правый ее участок упирается в огромный кулуар, делящий северную и северо-восточную стены Далара. Выход на полку в правом ее окончании по заглаженным скалам. На полке почти всегда висит карниз или его основание: необходимо прорубить лаз. По полке влево до выхода на гребень ребра. Здесь площадка, но она пробивается камнями.

Двигаться вверх по ребру слева от его гребневой части, но не уходить далеко влево на кажущиеся более пологими переходы от пояса на пояс; плиты с обратным сколом, течет вода, идут камни, переходы по скалам опаснее.

От большой осыпной полки над третьим поясом подъем влево по скалам типа бараньих лбов примерно под углом 40—45 к основанию камина. Камин в нескольких местах закрыт скальными пробками. Если он залит льдом или засыпан снегом, технически сложнее, но безопаснее двигаться справа по отвесам. Камин выводит в осыпную мульду. По ее правому краю выход к вершинному гребню и по нему вправо на вершину. Спуск по маршруту 3б к/тр.

Группа 2—6 человек. Выход с бивака над ледопадом не позднее 3 час. ночи. Снаряжение на 4 человека: веревка основная — 2х40 м, расходный репшнур— 10 м, крючья скальные—25—30 короба, закладки 10—15-мм—до 10, карабины—25—30, молотки скальные — 3, петли-оттяжки — 8 лесенки — 2, кошки — 4 пары крючья ледовые—2—3. Возможные биваки: между всеми поясами на вершине. В непогоду или сразу после нее маршрут осложняется: на скалах крупный иней на плитах — лед, в камине — натечный лед.

Первое прохождение маршрута до вершинной башни с подъемом на вершину с юга — группа Н. Семенова, 1956 г., полное прохождение — группа В. Степанова, 1962 г.

Маршрут 7

Маршрут 7 — по северо-восточной стене северного плеча, 5б к/тр, скальный.

Маршрут до плеча — вертикальные плиты, трещин и зацепок мало, сложное лазанье на трении. Тактическая особенность маршрута — в непогоду или сразу после нее натечный лед.

Стена расположена справа от огромного кулуара, разделяющего северную и северо-восточную стены Далара. Путь подхода аналогичен маршруту 6. На снежном склоне, ведущем через бергшрунд к стене, возможно падение из кулуара глыб льда и камней.

Основной ориентир начала маршрута — отщеп-“палец” в середине северо-восточной стены. Если от вершины “пальца” опустить вертикаль, то ее окончание и будет началом выхода на скалы стены. Нижняя часть — 120 м скал типа крутых бараньих лбов. Затем серия крутых плит приводит в короткий внутренний угол и к первой серии карнизов под черным гротом (грот слева от линии движения). Отсюда траверс вправо в камин, нижняя часть которого нависает до 100°. Камин переходит в узкую расщелину, забитую камнями (максимум осторожности!). Выше внутренний угол, где практически нет зацепов. По скалам течет вода. В непогоду и по утрам натечный лед! За этим углом площадка, с трудом можно растянуть палатку.

Очередной участок — 100-метровый внутренний угол с крутизной, близкой к отвесу. На 40-м метре траверс по гладкой плите, вход в короткий камин и снова по правой стороне угла до его вершины. Затем две стенки по 40 м приводят к 60-метровой стене с расщелинами, забитыми живыми камнями, — сложное и опасное место! Выше очередной стены, на наклонных полках место для сидячего бивака. Крупноблочные скалы приводят в залитый льдом кулуар. Сложное лазанье на кошках — 70°. Крючья идут только в стену кулуара. Затем по стене выход на северный гребень. Спуск в провал гребня и через снежный взлет выход на кант вершинной башни. Лазанье здесь |По большим расколам и вертикальным плитам. Короткий камин выводит на вершинный гребень. Спуск по маршруту 3б к/тр.

Группа не более 4 человек. Снаряжение: веревка основная 3—4Х60 м, расходный репшнур— 70 м, крючья скальные — 30—35, закладки разные—10, карабины — 30—35, молотки — скальные—3, петли-оттяжки—10—12, лесенки—3—4, зажимы—4, площадка—1, 2 шлямбура и 10—12 крючьев на случай ухудшения погоды для организации страховки в верхней части маршрута. Если веревки короче 60 м, точки страховки придется организовать вися на лестницах, а при вынужденном возвращении невозможно попасть на полки и небольшие площадки. При ухудшении погоды до выхода к верхней части отщепа — возвращение по пути подъема.

Первое прохождение маршрута — группа Б. Кораблина, 1969 г.

Маршрут 8

Маршрут 8 — с северо-запада, 4б к/тр, комбинированный.

Маршрут начинаетсся с восхождения на пик Шоколадный по снежным склонам и осыпям (примерно 2 к/тр). С вершины спуск дюльферами в провал к Далару. Скалы на маршруте разнообразные, но преимущественно разрушенные. Серия различных по крутизне и ширине полок, закрытых снегом или натечным льдом в каминах течет вода. Восхождение можно начинать с бивака на плато ледника Зап. Далар или выходя не позже 4 час. утра из альплагеря сразу на маршрут.

На перемычке слева под скальным навесом хорошие площадки для палаток. От морены на леднике 3,5—4 часа. С перемычки вправо по полкам, которые разрезают западный склон вершины и выводят на гребень под вершинной башней. Полки прерываются каминами, внутренними углами, кулуаром. Крючья для страховки идут только в левые cтены. На край полки не выходить, плиты залиты льдом! После выхода на северо-западный гребень, жандарм преодолевают в лоб. Сильно разрушенный гребень приводит к снежному (иногда ледовому) взлету; движение по нему под основание вершин башни, где сходятся ее северо-восточная и северо-западная стены. От угла траверсы вправо вдоль стены, спуск на нижний край полки и через 120 м к узкой расщелине в конце полки. Подъем по расщелине и далее по разрушенным скалам (камни!) в провал вершинного гребня. Влево по гребню 120 м и выход на вершину. Спуск по маршруту 3 бк/тр. От бивака на перемычке 10—13 час.

Группа 4—6 человек. Снаряжение на 4 человека: веревка основная—2х40 м, расходный репшнур—10 м, крючья скальные— 15—18, крючья ледовые — 3—4, карабины—15, молотки скальные—3, кошки—4 пары, закладки 10—15-мм—5. Возможные биваки: на пике Шоколадном, в провале, под вершиной, в провале вершинного гребня, на вершине.

Первое прохождение маршрута — группа А. Варжапетяна, 1955 г.

Маршрут 9

Маршрут 9 — по треугольнику западной стены, 4б к/тр, скальный.

Скалы в основном типа бараньих лбов, но значительной крутизны. Трещины короткие, тупые. По утрам на пути натечный лед. Маршрут неявно выражен в своей линии на стене: необходима четкая ориентировка, особенно при переходе с участка на участок и траверсах. При хорошей погоде и состоянии маршрута восхождение совершается без промежуточного бивака.

Основной ориентир начала маршрута — скальный полуостров под левой частью западной стены, глубоко входящий в крутой снежный склон. По снегу — к рантклюфту и через него на скалы. 90 м вверх и несколько влево по крутым стенам-блокам под стену с черными потеками, Выше под большой светлой нависающей стеной траверс 30 м вправо к резко выраженному ребру-канту вертикального откола-провала в стене. Вдоль провала — на верхнюю часть откола под большой навис, обходить по углу.

Очередной ориентир — узкая наклонная полка, пересекающая всю западную стену (ее левую часть) в направлении пика Шоколадного. Над всей полкой 2-метровый вертикальный барьер-пояс. По линии маршрута через пояс влево-вверх по бараньим лбам к скальному “серпу” и выше под стену взлета, где на осыпной полке контрольный тур. От бивака на морене ледника 6—8 час.

100 м вправо-вверх к правому краю большой нависающей стены желтого цвета — обход нависа справа и вверх еще 100 м. Напряженное лазанье по крутым бараньим лбам. Выше на стене скальный треугольник. Обход его правого нижнего ребра-канта 30 м по монолитным скалам с малым количеством мелких трещин. Лазанье напряженное. Справа широкий желоб с ручьем (не входить — идут камни!). На полке под треугольником площадка для палатки. От контрольного тура 4—6 час.

Далее — в направлении желтого жандарма, обход которого справа по заглаженным скалам, и выход на северо-западный гребень. В горловину кулуара не входить — камни! Отсюда путь к вершине (см. маршрут 8). От полки под треугольником до вершины 5—6 час. Спуск по маршруту 3б к/тр.

Рекомендации восходителям см. в маршруте 8. При планировании восхождения без промежуточного бивака взять палатку-мешок, теплые вещи, примус, запас еды.

Первое прохождение маршрута — О. Леонович и Ю. Жемчужников, 1975 г.

Маршрут 10

Маршрут 10 — по западной стене, 5а к/тр, скальный.

В нижней части скалы разрушенные и заглаженные, в верх ней, особенно на башне, — монолитные. Нижняя полка, выводящая на маршрут, пробивается камнями. В непогоду или сразу после нее двигаться трудно из-за натечного льда. Вся сложная работа приходится на вторую половину маршрута. Кажущаяся простота его нижней части обманчива: между сравнительно простыми участками полок и плит короткие стены и участки сложного рельефа. Тактическая особенность — трудно выбрать режим движения и разграничить участки по дням в условиях неустойчивой погоды.

Маршрут начинается правее огромного кулуара, рассекающего западную стену на две части. В середине правой части длинная косая полка, выводящая на гребень правого от кулуара контрфорса. Здесь начало маршрута. Скалы ступенеобразные, с обратным сколом. Выше полки — по бараньим лбам, волнообразным скалам, в зигзагообразный внутренний угол. Трещин мало. Отсюда 160 м по канту снега и скал. Трещины короткие, расколы. Выше стоит 150-метровая стена с обратным сколом. Крючья идут под отколы — других трещин нет! За стеной траверсом 20 м к скальному желобу со снегом и льдом. Вверх по нему до выхода на большую осыпную полку под вершинной башней. Весь этот участок проходится с применением ИТО, свободное лазанье напряженное.

Через полку под стену вершинной башни и по крупным блокам в направлении отслоившейся от стены плиты под карнизом. Траверс по верхнему канту плиты под карнизом. Плита — это огромный отслой толщиной у основания около 1 м, а наверху — 5— 7 см и высотой более 30 м. Затем короткая стена и траверс по ней вправо-вверх по наклонной полке. Весь этот участок проходится с ИТО. Очередная стена, состоящая из неглубоких полочек (опасна, когда на ней много снега), приводит к серии стен, блоков и расщелин, через которые выход в провал гребня. Трещин мало, лазанье напряженное. Из провала влево по гребню на вершину. Спуск по маршруту 3б к/тр.

Группа 2—4 человека. Снаряжение на 4 человека: веревка основная—3Х40 м, расходный репшнур—10 м, крючья скальные—25 (3 тонких), закладки, короба—10, карабины—25, петли-оттяжки—8, молотки скальные—3, лесенки—3, кошки и крючья ледовые—в зависимости от состояния спуска с вершины. Возможные биваки: перед 45-метровым траверсом после плит с обратным сколом — сидячие на разных уровнях. На полке, в провале гребня и на вершине — в палатке.

Первое прохождение маршрута — группа Б. Кораблина, 1968 г.

Маршрут 11

Маршрут 11 — с перевала Далар, 4а к/тр, комбинированный.

Маршрут начинается с выхода на перемычку между вершинами Малый Далар (слева) и Далар. Маршрут юго-западной и южной экспозиции. До большой полки скалы монолитные, на вершинной башне (с юга) сильно разрушенные. В первой половине лета вершинная башня заснежена, в кулуарах натечный лед. Переход с полки через большой кулуар технически сложен и лавиноопасен. Тактическая особенность маршрута в правильном нахождении пути на перемычку, начала подъема по скалам после снежного “серпа”, в переходе кулуара, где состояние снега резко меняется в течение дня. В ненастье скалы покрываются обильным инеем Маршрут протяженный. В непогоду сложно находить очередные ориентиры. В хорошую погоду возможно восхождение без промежуточного бивака.

С перевала Далар спуск на юг и по снежным склонам под скалами Малого Далара обход в направлении характерной перемычки к Далару. Подъем на нее справа от линии перемычки. Основной ориентир — расщелина с пробкой внизу в скалах. С перемычки, справа от основного гребня, по плитам и разрушенным скалам выход под снежный “серп”. Подъем по канту снега и разрушенных скал к левому верхнему углу “серпа”, упирающегося в скальный блок стены. “Серп” остается справа. При хорошем состоянии снега можно идти по “серпу”.

В месте, где гребень от Малого Далара переходит в скальный блок (взлет гребня) и далее уходит стенами вправо над “серпом”, сам блок разрезан внутренними углами-камнями. Подъем по самому левому (первому) углу-камину стены-блока. Со стены переход на большие серые плиты и по ним подъем к короткой стене, запирающей выход на большую осыпную полку под вершинной башней. Выход на полку по небольшому внутреннему углу. От перевала Далар 6 — 8 час. По полке вправо к большому кулуару. Спуск в кулуар — с полки, затем траверс его к камню с “кепкой” (плита на вершине камня). Огибая камень снизу по канту снега и скал, подъем вверх и выход на разрушенные скалы правого борта кулуара. В средней части кулуара под снегом часто натечный лед. По разрушенным скалам, внутренним углам, полкам выход на вершинный гребень и вправо на вершину. От полки до вершины 4—6 час. Спуск по маршруту 3б к/тр. Возможен спуск по пути подъема. В этом случае при выходе на большую осыпную полку сложить контрольный тур для простейшего нахождения спуска с полки при возвращении, особенно в туман или непогоду.

Группа 4—6 человек. Выход с бивака на перевал Далар не позже 5 час. утра. Снаряжение на 4 человека: веревка основная — 2Х40 м, расходный репшнур— 10 м, крючья скальные—12, карабины—10, молотки скальные— 3, кошки и крючья ледовые—3—4, в зависимости от состояния спуска с вершины. Возможные биваки: на перемычке, большой полке, вершине. При планировании восхождения без промежуточного бивака взять палатку-мешок, теплые вещи, примус, запас продуктов.

Первое прохождение маршрута — группа В. Цыбиногина, 1937 г.

">
Маршрут 12

Маршрут 12 — с юга 3б к/тр, комбинированный.

Скальный рельеф маршрута в большой мере разрушенный. В первой половине лета все кулуары закрыты снегом, а во второй в них натечный лед. Тактически маршрут сложен; трудно найти правильный вход на него, в мульде — выход на скальный гребень, трудно определить место начала спуска с вершинного гребня на путь подъема. При резкой смене погоды скалы покрываются обильным инеем, на вершинной башне сильные ветры. В нормальных условиях — восхождение без промежуточного бивака.

С перевала Далар спуск на юг и в обход южного контрфорса Далара в горловину первого большого кулуара сразу за контрфорсом. При обходе Далара далеко вниз не спускаться: можно не увидеть начала кулуара. Начинается он перед желтой стеной и выводит на восточный гребень Далара в районе треугольной стены вершинной башни. Подъем по кулуару до поворота и его расширения. Справа неявно выраженный контрфорс из скал типа бараньих лбов и ссыпных полок, а слева, на южном контрфорсе, характерный ориентир — скала “верблюд”. По кулуару подъем до его горловины, переход на правые скалы и по ним на плечо контрфорса.

Вверх по контрфорсу до выхода на восточный гребень. По нему к треугольной стене, которую обойти по 80-метровой полке. Если полка закрыта снегом, страховка через крючья, забиваемые в стены. На край полки не выходить — разрушенные плиты натечный лед! Через снежно-осыпную полку примерно под углом 35—40° подход к скальному ребру, ведущему на вершинную башню и ограничивающему мульду слева. Выход в характерный провал этого ребра и вверх под 70-метровый жандарм. В узкие кулуары не входить — камни! На вершине жандарма контрольный тур. От площадок на контрфорсе 5 час.

Подъем по ступенеобразным скалам и террасам и через второй жандарм выход на вершинный гребень и по нему на вершину. Отсюда до вершины 9 час, Спуск по пути подъема. Для лучшей ориентировки при выходе на вершинный гребень сложить свой маршрутный тур (разобрать при спуске). От вершины до места начала спуска примерно 120 м гребня.

Группа 4—6 человек. Выход с бивака на перевале Далар не позже 5 час. утра. Снаряжение на 4 человека: веревка основная — 2Х40 м, расходный репшнур— 10 м, крючья скальные— 12, карабины—10, молотки скальные—3,

кошки и крючья ледовые — в зависимости от состояния снежно-ледового покрытия кулуара - мульды. При тяжелом состояние снега в кулуаре подъем или спуск проводить только по скалам контфорса.

Первое прохождение маршрута — группа А. Лукашенко, 1963 г.

Сканирование и обработка текста: Mike (Клуб туристов "Московская застава"), 2003.