Полезное в библиотеке

Автор книги: П. Лукоянов
Год издания: 1989

Статья из журнала "Турист", № 12, 1989 г.

Автор: П. Лукоянов, почетный член президиума ВФТ, мастер спорта

Прислал Виктор Евлюхин (Москва)

В зимнем сезоне 1988 года белый молох унес жизни 18 туристов-лыжников. Особенно потрясла весть о гибели 13 участников учебно-тренировочного похода II категории сложности...

В туристском клубе "Рифей" (г. Сыктывкар) в начале осени прошлого года начала работать школа туристской подготовки. Тренировочный поход задумали провести в "родных" местах - на Полярном Урале. Об организационном и методическом уровне этого учебного мероприятия дают представление некоторые выдержки из объяснительных записок участников похода.

А. Семяшкин: "О семинаре узнал 27 сентября, т. е. за месяц до учебно-тренировочного похода. Точный состав участников похода определился 28 октября - за день до выезда из дома". С. Поляков: "Лекции читали Еремкин и Есеев. Других не помню. Начальника семинара не знаю. Предполагаю, что им был Комлин". С. Шебырев (инструктор): "О семинаре узнал примерно за месяц. Сформировал учебное отделение. Потом его распорядились передать Белозерову. Новую группу сформировать не удалось. Участвовать в походе без группы посчитали расточительным. Вот и пошел незаявленным". И. Белозеров: "Руководителем группы был назначен в начале октября. До этого с ребятами занимался Шебырев. Он помогал мне, хотя и не был заявлен как участник. 28 октября в группу включили еще троих участников, которых не успел оформить в заявочных и маршрутных документах".

НАШ КОММЕНТАРИЙ. Даже эти скупые сведения убедительно доказывают, что школа функционировала с множеством нарушений: времени для изучения только основных тем по технической подготовке и мерам безопасности было явно недостаточно - в нормальных условиях выезд в учебно-тренировочный поход такой "школы" не допускается. Состав участников похода определился только за день до отъезда на маршрут. Говорить о схоженности групп, о всесторонней подготовке к походу и прочее не приходится. На разборе ЧП отмечалось, что в школе отсутствовало расписание занятий, не проводилась детальная проработка маршрута со слушателями, которые, кстати, нередко пропускали занятия без уважительной причины. Подобные организационные и учебные нарушения свидетельствуют о недостаточной квалификации самих инструкторов.

Утром 29 октября две учебные группы (руководители И. Белозеров, М. Еремкин) выехали поездом к месту сбора - начальному пункту маршрута. 30 октября на станции Сейда познакомились с группой туристов из г. Усинска, которые и "влились" в состав участников учебно-тренировочного похода. Вечером того же дня все вместе сошли на станции Полярный Урал и, отойдя немного, встали на ночлег.

Утром 31 октября при хорошей погоде начали маршрут вверх по долине реки Собь. Через два часа погода начала портиться, и к полудню разбушевалась буря: ветер усилился до 15 м/с, начался снегопад... Решили остановиться на обед и переждать непогоду. Место отдыха - участок моренного вала подковообразной формы с крутыми каменистыми обрывами вверху, переходящими в нижней части в заснеженный склон средней крутизны (горный район Рай-Из).

После обеда, на который затратили не более получаса, группа Еремкина с усинцами продолжила движение. Однако из-за сильного ветра, снегопада и плохой видимости - "упала до нуля" - решили вернуться к месту привала и остановиться на ночлег. М. Еремкин ушел к Белозерову. За время его отсутствия Стахиев, участник похода, выбрал место для палатки у подножия склона. С целью защиты от ветра даже "врезались" в снежный покров склона. Когда вернулся руководитель, палатка уже стояла (характер склона, снежного покрова и расположение палаток видны на схеме).

НАШ КОММЕНТАРИЙ. Площадки для палаток были выбраны у подножия склона. Никто из участников не увидел признаков какой-либо опасности, а М. Еремкин категорически утверждал, уже после случившегося, что "склон был нелавиноопасным. Козырьков и надувов не просматривалось".

Так ли было в действительности! Смеем утверждать - нет. И вот почему. Выбор места бивака - тактическая задача. Для ее решения, как рекомендуется в "Памятке о действиях групп туристов-лыжников в лавиноопасном районе", необходимо всесторонне и тщательно оценить обстановку. Но туристы не выполнили этой рекомендации! Между тем характер склона, если приглядеться внимательно, "предупреждал" о возможных опасностях. Верхняя часть гряды в том месте, где разбили бивак, - крутой каменистый склон. Снег на нем, естественно, не мог задерживаться и сваливался на выполаживающийся моренный вал, где и оседал. Обильный снегопад, шедший в течение многих часов, и ветер сформировали там снегосбор. К ночи его внутреннее напряжение достигло критического состояния, которое было усугублено "врезкой" в снежный покров палатки. Это и ослабило удерживающие силы сцепления снега на участке наибольшего сжатия, что привело к сходу лавины.

После обеда легли отдыхать. Пурга продолжалась, и палатку стало засыпать. В 19 часов М. Еремкин очистил скаты от снега. Около 20 часов он поручил сделать это еще раз Полякову и Семяшкину и попросил выкопать канаву между палаткой и склоном. Очевидцы вспоминают. С. Поляков: "Вылезли из палатки примерно в 20.45. Стали сгребать снег со скатов. Семяшкин стоял лицом к склону, я - спиной. Услышал характерный звук и крик - "Серега, лавина!"

А. Семяшкин: "Обходя палатку, услышал "ухающий" звук и увидел, как лавина стала заваливать ее. Меня подхватило снегом и засыпало по грудь. Вылезти помог Поляков. У меня началась истерика".

М. Еремкин (во время схода лавины находился в палатке): "Услышал крик "лавина!". Сначала сдавило ноги, потом - все тело, и я потерял сознание. Так, скорее всего, было и с остальными".

Поляков и Семяшкин, освободившись из снежного плена, палаток уже не увидели. Под руки попала лыжа, которой они попытались разгребать снег в том месте, где стояла палатка усинцев. Затем пытались найти палатку Белозерова, которую из-за пурги обнаружили примерно через час.

И. Белозеров: "Мы уже спали, когда услышали крик Полякова: "Ваня, вставай. Нас засыпало лавиной!" Собрались быстро. Вылезли из палатки в 22 часа. Взяли два дюралевых листа, лыжи и палки, которыми стали зондировать лавинный конус. Нащупали палатку. Откопали часть ее, вспороли и извлекли первого человека, следом - еще троих. Это было в 23 часа, т. е. через час после начала поисково-спасательных работ. Попытки оживить ребят - делали искусственное дыхание, закрытый массаж сердца - положительных результатов не дали".

НАШ КОММЕНТАРИЙ. Отсутствие лавинного снаряжения свидетельствует об игнорировании инструкторским советом и всеми участниками похода рекомендаций "Памятки" об обязательном наличии у каждого туриста лавинной ленты, лавинной лопаты (а не просто дюралевого листа!), щупа из лыжных палок или сборного самодельного зонда из металлических трубок. Такого снаряжения в группах не было. Именно поэтому так затянулся поиск и освобождение из-под снега (помните, первого туриста извлекли только через час!). И это при сравнительно небольших размерах и толщине лавинного конуса.

Туристам следует уяснить: у каждого участника лыжного похода обязательно должен быть комплект лавинного снаряжения. Только при выполнении этого условия можно рассчитывать на "чудо" - своевременную и квалифицированную помощь товарищей, успевших вытащить вас из лавины живым. Другого не дано!

Опасаясь повторного схода лавины, поиски прекратили до утра. В 2 часа 30 минут Белозеров послал Полякова и Шебырева на станцию Полярный Урал, за помощью. В 4.30 они добрались до станции 110 км; в 5.30 геологи, к которым обратились за помощью, на двух вездеходах выехали к месту происшествия.

С рассветом поисковые работы возобновились. Около 12 часов дня спасатели услышали стон и через несколько минут извлекли из-под снега М. Еремкина. Он пробыл в лавине 15 часов. Остаться в живых ему помогло то, что при зондировании, вероятно, нарушили уплотнение снега около его головы, и Еремкин получал спасшие ему жизнь порции воздуха. В 12.30 на первом вездеходе были отправлены М. Еремкин и три женщины из группы Белозерова, которые из-за сильного психологического потрясения нуждались в эвакуации. Затем подошли еще два вездехода. К этому времени откопали 10 человек, не подававших признаков жизни. Последних троих помогли извлечь из-под снега геологи.

Так трагично закончилось это учебное туристское мероприятие. Иного финала здесь быть не могло - ЧП "запрограммировали" всем ходом подготовки к походу.

В разборах ЧП нередко фигурирует заключение - лавина сошла случайно. А так ли уж случайны эти "случайности"? Попытаемся разобраться.

Понятие "случайность" определяется, прежде всего, как непредсказуемость, которая в свою очередь нередко является результатом слабой осведомленности, отсутствием должной информации. Применительно к туристскому походу допустима такая трактовка: чем скромнее наши знания о характере и опасностях маршрута, рельефе местности, климатических особенностях района и т. д., тем больше случайностей будет подстерегать нас в пути, тем выше степень риска в походе. Только знания и опыт позволяют предвидеть возможные стихийные "выпады" природы и принимать единственно правильное решение. Оно, возможно, уменьшив степень риска, потребует от туристов больших затрат сил и времени - на преодоление более длительного пути, на набор высоты, использование страховки и т. д. Словом, доставит определенные "неприятности". Как показывает анализ несчастных случаев, группы предпочитали менее хлопотные варианты и, как правило, расплачивались за эти опрометчивые решения. Тактическая зрелость туристов определяется способностью соизмерять "неприятности" с возможными роковыми последствиями.

Походная практика часто изобилует "хорошими случайностями", когда нарушения правил безопасности проходят безнаказанно. И в этом случае туристы считает свои ошибочные действия всегда правильными и претендуют на статус непогрешимых. Они-то и формируют "дурной" вкус в туризме.

При углубленном анализе случаев гибели туристов, например, от лавин, каждый из которых в отдельности преподносится как чистая случайность, прослеживаются определенные закономерности. К ним мы относим основные причины гибели от лавин и рекомендуем, как избежать их (см. "Памятку"). Это выстраданные советы. Осмысленное их выполнение с учетом реальных условий многих избавило от несчастий. Воспользуйтесь ими и вы.

Обращение к термину "случайность" в наших разборах имеет и другую цель - оградить оставшихся в живых участников похода от судебных разбирательств, которые проводятся на основании постановления Пленума Верховного Суда СССР от 16 августа 1984 года. К уголовной ответственности привлекаются только туристы, как правило, руководители групп, хотя подобные несчастья случаются и в других видах спорта, например альпинизме. Убежден, что постановление это не правомерно, поскольку в туристские походы все идут добровольно, а летальный исход никогда не бывает следствием "специально направленных действий". Считаю - и думаю, мое мнение разделяют многие самодеятельные туристы, - что постановление должно быть отменено. Его действие, на мой взгляд, не принесло положительных результатов, не уменьшило количества несчастных случаев в туризме. Наоборот, стремясь оградиться от его действия, многие туристы перестали оформлять маршрутные документы. Это скажется (а так уже было в истории туристского движения) рано или поздно еще большим ростом ЧП, поскольку "дикари" оказываются вне зоны влияния общественных туристских подразделений и контрольно-спасательной службы.

В последнее время на местах наблюдается устойчивая тенденция к сокращению учебных мероприятий по подготовке высококвалифицированных инструкторов, а значит - в ближайшее время - и к увеличению ЧП. В связи с переходом советов на хозрасчет эта тенденция может стать правилом. И понять эти организации можно: кому хочется отдавать деньги тем, кто их не заработал!

Положение инструкторских общественных кадров становится все менее престижным. Работа инструктора - дело очень трудоемкое и ответственное. Пора энтузиастов прошла. Настало время поставить их деятельность на законную юридическую основу, которая, защищала бы права и гарантировала достойное вознаграждение за труд.

Дальнейшее развитие туризма как массового спортивно-оздоровительного движения невозможно без признания его как государственного заказа, как государственной программы. Это требует определенных капиталовложений, и всякая попытка сэкономить средства означает непонимание социального значения туризма. Подготовка физически развитого допризывника или молодого - здорового! - рабочего окупится сторицей.

Нередко о причинах ЧП, которые, увы, повторяются, знает лишь ограниченный круг людей. До недавнего времени эти сведения являлись чуть ли не секретными! Знакомство с разбором чрезвычайного происшествия позволит многим избежать ошибок, избавит туризм от начальственных нареканий.

ОТ РЕДАКЦИИ (журнала "Турист"): на наш взгляд, мысли автора об отмене постановления Президиума Верховного Суда СССР все-таки спорное.