Полезное в библиотеке

Автор книги: С. Торопов
Год издания: 1976

С. Торопов

Пермское книжное издательство, 1976 г.

По рекам Северного урала

Средний Урал и Приуралье

К Вишере алмазной и ее притокам

Хрустально-чистая быстрая вода, высокие, крутые берега, украшенные причудливыми скалами, рыбные богатства всегда привлекали на Вишеру и ее притоки тысячи туристов.

Существует несколько вариантов подхода к Вишере. Все они идут через Уральский хребет, все они самостоятельные, все начинаются в Азии и заканчиваются в Европе.

Можно разработать и другие варианты, все зависит от того, какой вид транспорта избран для плавания. Если деревянный плот, нужна река поглубже, плот на автомобильных камерах пройдет и по неглубокой реке, а на байдарке или надувной резиновой лодке можно преодолеть перекаты и реки глубиной всего 30 см.

Средства передвижения туристы выбирают сами. По Вишере и ее притокам хорошо пройдут и надувные резиновые лодки, и разборные байдарки типа "Салют", "Ладога", "Нептун", и плот на камерах, и крепко сколоченный плот. Лучшее время для путешествия июнь - сентябрь. В июне реки вишерского бассейна бывают самыми полноводными, скорость течения в верховьях достигает 1,14-1,53 м/сек. Поэтому необходимо, чтобы среди участников похода были опытные туристы, которые умеют вести сплав в условиях горной реки.

Через хребет Чистоп. (Первый вариант)

Протяженность пешеходного пути 58 км.
Продолжительность 18-20 дней.

г. ИВДЕЛЬ - пос. УШМА. 115 км.

Начальная точка маршрута - самый северный в Свердловской области город Ивдель (в 4 км от него одноименная железнодорожная станция). Город на две части разделяет река Недель, берущая начало с главного Уральского хребта. В переводе с татарского Ивдель - светлая вода. На правом берегу расположен кедровый парк культуры и отдыха - любимое место отдыха горожан. В краеведческом музее можно познакомиться с историей города и узнать о природных богатствах района.

От Ивделя до поселка Вижай (90 км) регулярно курсируют автобусы. От станции Полуночное (севернее Ивделя 18 км) также можно уехать до поселка Вижай. Из Вижая до поселка Ушма (25 км) добирайтесь на попутных машинах. Поселок стоит в устье реки Ушмы, впадающей здесь в Лозьву. В поселке есть магазины, хлебопекарня. Запасайтесь всем необходимым на дорогу, ибо до поселка Велс (на Вишере) магазинов в деревнях не будет.

пос. УШМА - перевал ЧИСТОП - р.ВИШЕРА. 58 км.

В Ушме расспросите дорогу в сторону хребта Чисгоп, Из поселка уходит па запад трона к заболоченным берегам реки Ушмы. Идти нелегко, так как тропа завалена буреломом. Чтобы не потерять тропу, ориентируйтесь на северный отрог хребта Чисгоп, который виден па юге. Через 6 км тропа пересечет меридиональную просеку, после нее начнет петлять по лесу и наконец выйдет к каменистым россыпям хребта,

Переправляйтесь через речку Большая Тосемь-Я (приток Ушмы) и поднимайтесь по тропе на хребет, пока не увидите спуск к речке Чопор-Я (тоже приток Ушмы). Тропа вьется по правому берегу, пересекает два притока Чопор-Я и выходит к скалам лесистой горы Пакка, которые прикрывают тропу с севера.

На юго-востоке виден хребет Чистоп. Долина реки по-сгсиенно сужается. Преодолев небольшой перевал, спускайтесь к многочисленным притокам реки Малая Тошемка.

Тропа выходит на меридиональную просеку н тянется по ней на юг. Здесь можно разбить привал и после' отдыха отправиться на главную вершину хребта Чистоп (высота 1292 м). Запаситесь теплой одеждой и питанием, так как 10 км пути (туда и обратно) займут целый день.

Возьмите направление на остроконечную вершину. Подъем будет крутым и тяжелым. Перед самой вершиной нагромождены отвесные скалы, которые лучше обойти с севера. С вершины вы увидите весь пройденный путь, поселки Ушма и Вижай. На юге хорошо видна сопка Острая хребта Чистоп, а вдали над лесным горизонтом подымается Денежкин камень. К. западу от вершины лежит ваш дальнейший путь. Там, за поясовым Уралом, течет Вишера.

Вернувшись в лагерь, продолжайте путь по тропе. От просеки она поворачивает па запад в заболоченную горную тайгу, часто петляет, пересекая многочисленные лесные ручьи. Перед самым подъемом на перевал, разделяющий Европу и Азию, встретится еще одна меридиональная просека. Заметить ее не просто, потому что она заросла лиственными деревьями. Подъем на перевал не труден, высота его чуть больше 900 м. Пройдя по хребту строго на запад еще 5 км, спускайтесь к Вишере (с перевала ее не видно). Около реки найдите гостеприимную поляну и располагайтесь на отдых. Желающие могут из лагеря сходить к самым истокам Вишеры. Для этого похода необходимо взять с собой продуктов на 2 - 3 дня.

Сплав на плоту начинайте в 7 - 8 или 15 км ниже лагеря (в зависимости от уровня воды).

К реке Ниолс. (Второй вариант)

Протяженность пешеходного пути 50 км.
Продолжительность 1,4-18 дней

Ниолс - типичная гордая река с перепадом высот 80 м. Длина 20 км. В верховьях река относительно спокойная с небольшими перекатами, но в среднем и нижнем течении русло загромождено камнями, постоянно встречаются сливы и перекаты. Поэтому стлав по Ниолсу возможен только на мелкосидящих судах и совершенно исключается плавание на плоту. Строить его можно только в устье перед сплавом по Вишере. Небольшие притоки Ниолса, как правило, спадают с крутых склонов и образуют красивые водопады.

пос. ВИЖАЙ - р. СЕВЕРНАЯ ТОШЕМКА - р. БОЛЬШАЯ ТОШЕМКА-перевал-р. ПИОЛС. 50 км.

Дорога из поселка Вижай приведет вас к берегам Северной Тошемки (30 км). Вдоль пеки по правому берегу идет па запад тропа. Она то подходит к самой реке, то углубляется в лес. Идти по тропе приятно, по обе стороны от нее много голубики.

После торою небольшого притока тропа раздваивается. Идти можно по любой. Правая тянется вдоль реки. Если пойдете по ней, увидите слияние Большой и Малой Тошемки, образующих Северную Тошемку, приток Лозьвы. Левая тропа огибает гору Вапсос, поворачивает на север и также выходит к Большой Тошемке. Здесь о5е тропы вновь сливаются и идут вдоль берега на запад. Пересекают три небольших притока. Напротив третьего, устье в устье, слева впадает другой приток.

Через 1 км переходите Большую Тошемку против устья левого притона. На его правом берегу увидите живописную лесную поляну с постоянным кострищем. Здесь обычно останавливаются все туристы,

К Ниолсу есть два пути. Одним пользуются байдарочники. В пятистах митрах от поляны протекает притон Большой Тошемки. По нему бечевой тянут байдарки до волока, затем по тропе через болото (3 км) выходят к левому притоку Ниолса и начинают плавание.

По другому пути идут от поляны по тропе на северо-запад и через 7 км выходят к Ниолсу.

К реке Мойве. (Третий вариант)

Протяженность пешеходного пути 55 км.
Продолжительность 15-18 дней.

Мойва (бобровая река) - левый приток Вишеры. Длина 51 км. Река очень своенравная, коварная, со стремительным течением, сплошными перекатами и труднопроходимыми порогами (шиверами). В верховьях (Большая Мойва) река сжата угрюмыми причудливыми скалами Тулымского хребта и горы Ишерим. Русло загромождено камнями, через них с шумом несется вода. После впадения Малой Мойвы возможен сплав на небольшом плоту.

пос. ВИЖАЙ-р. ТОХТА-р. МОЙВА. 106 км.

От Вижая на запад идет дорога, по которой доставляют грузы в поселок лесорубов Тохта, расположенный на берегу речки Яхтелья (приток р. Вижай). Из Тохты отправляйтесь по лесовозной дороге к устью речки Тохта. Весь этот путь можно проехать на попутных машинах.

От устья Тохты на запад проложена тропа. Она огибает с севера небольшую залесенную сопку, выводит к реке Вижай и по левому берегу уходит дальше на запад. Река течет по сплошным перекатам. Здесь можно наловить на обеденную уху десятка три хариусов.

Справа в Вижай впадает сравнительно большая речка Кул, за ней - небольшая речушка, после которой тропа раздваивается. Одна продолжает идти вдоль левого берега Вижая и выходит к вершине Ойка-Чакур (1279 м). Преодолев ее, увидите реку Молебная - приток Мойвы. Другая тропа пересекает реку Вижай и тянется на запад. С севера видна гора Ишерим (1331 м). Тропа выходит к восточным отрогам горы Ишерим и через 5 км от развилки пересекает границу Азии и Европы.

Поворачивайте на юг. С запада останется гора Ишерим, а впереди - на юго-западе - вершина горы Пу-Тумп (945 м). Тропа ведет прямо на вершину. С нее хорошо виден хребет Тулымский камень и вершина горы Мартай. На востоке среди тайги выделяются отдельные вершины.

Тропа спускается .вдоль ручья к югу. Через 1 км ее пересекает просека. Идите по ней. Вначале она приведет на отроги горы Пу-Тумп, а затем спустится в долину Большой Мойвы. Можно продолжать путь по просеке или по берегу. Вначале река течет на юго-запад, затем, огибая гору Пу-Тумп, постепенно поворачивает на запад, принимает слева два притока и устремляется на север.

Приняв Малую Мойву, Мойва становится полноводней, течение убыстряется, отдельные торчащие камни проходить легко.

После впадения справа речки Молебной чаще попадаются острова. Мойва течет на северо-запад. В Вишеру впадает двумя рукавами. Здесь надо быть осторожным - сильная струя правого рукава может выбросить плот на большой вишерский перекат.

По "государевой дороге". (Четвертый вариант)

Протяженность пешеходного пути 42 км.
По реке Посьмак 25 км.
По реке Велс 48 км.
Продолжительность 12-15 дней.

В 1581-1596 гг. по Вишере проходил старинный путь в Сибирь. Шел он из Москвы на Ярославль - Вологду - Великий Устюг - Кайгород - Соликамск, затем по Каме, Вишере и ее притокам Велсу и Посьмаку. Потом суда и грузы волоком переправляли в реку Тальтию - правый приток Ивдели, впадающей в Лозьву. Здесь начинался бассейн Оби.

Этим путем в декабре 1583 г. гонец Ермака Иван Кольцо вез известие Ивану Грозному о покорении Сибири.

Река Велс - левый приток Вишеры - берет начало у южной оконечности Молебного камня. Длина реки 92 км, ширина доходит до 80-100 м. Течение быстрое, много перекатов и островов, по берегам тянутся красивые скалы. Вначале Велс течет на юг, а после впадения реки Чурол поворачивает на запад.

Река Посьмак - левый приток Велса. Длина 29 км. Начинается в северных отрогах хребта Хоэа-Тумп. В верховьях река неширокая, всего 10-20 м, зато течение здесь очень быстрое. На своем пути Посьмак принимает множество ручьев и речек, которые делают его шире и полноводней. Перекаты и камни попадаются по всей реке. Левый берег высокий, иногда скалы обрываются прямо к воде, правый берег низкий, с ярким разнотравьем на лугах. В реке много рыбы, а в прибрежных лесах - грибов, ягод, дичи.

пос. ПОЛУНОЧНОЕ - пос. КРУТОЙ - р. ПОСЬМАК. 96 км.

Поселок Полуночное, конечный пункт железной дороги, расположен в 18 км от Ивделя. Возникновение и развитие рабочего поселка связано с началом эксплуатации в годы Великой Отечественной войны месторождения марганцевых руд. Сейчас это крупный населенный пункт, центр поселкового Совета. Есть тут свой Дворец культуры, почта, магазины, школы.

От поселка по лесовозной дороге можно доехать до нежилого поселка Крутой, что в 54 км от Полуночного. Из Крутого на запад вдоль правого берега реки Ивдель уходит тропа. Долина реки резко сужается, образуя так называемые вторые "Ивдельские ворота". Река разрезает горы на два хребта, Кент-Ньёр (с севера) и Тары-Ньёр (с юга). Тропа выходит к реке Малый Ивдель, после нее петляет среди скал и постепенно поднимается на хребет Хоза-Тумп, по которому проходит граница между Пермской и Свердловской областями.

В горах вековая тайга с могучими кедрами сменяется смешанным лесом, а на вершинах - только сплошной ковер из мха. С хребта открывается великолепная панорама Уральских гор.

Тропа уходит на юг, ее почти не видно. С вершины туристы должны спускаться строго на запад. Через 4 км река Посьмак.

р. ПОСЬМАК-р. ВЕЛС-пос. ВЕЛС. 73км.

Если уровень воды в реке Посьмак достаточно высок, по ней можно плыть на небольшом плоту, хотя трудностей при этом встретится немало.

Сразу после впадения Посьмака в Велс один за другим следуют семь больших островов, которые проходить лучше левым рукавом и только последний - правым. На перекатах хорошо клюет хариус. За островами на правом берегу видна избушка, возле которой много малины.

Далее опять идут острова, их проходить левой протокой.

Вскоре слева Велс принимает реку Чурол. Ниже устья серия мелких островов. Прежде, чем плыть, разведайте проходы.

Через 10 км слева с шумом вкатывает свои воды Шудья. От нее до самого устья Велса острова попадаются постоянно. Река становится значительно полнее, проходы у островов хорошо просматриваются. Спустя 20 км Велс впадает в Вишеру. На правом берегу увидите поселок Велс.

Через Денежкин камень. (Пятый вариант)

Протяженность пешеходного пути 78 км.
По реке Кутим 40 км.
По реке Улс 49 км.
Продолжительность 12-I5 дней.

Притоки Вишеры Улс и Кутим типично горные реки с быстрым течением, каменистым дном и частыми перекатами. Уровень воды в них меняется в зависимости от времени года.

с. ВСЕВОЛОДО-БЛАГОДАТСКОЕ - пос. СОЛЬВА. 42 км.

Маршрут начинается в Североуральске - городе горняков, добывающих алюминиевую руду.

Отсюда пригородный поезд доставит туристов в поселок Черемухово. Из него - на автобусе до села Всеволодо-Благодатское (20 км).

Всеволодо-Благодатское расположено в котловине у подножия большой остроконечной сопки, с которой открывается прекрасный вид на всю округу. Из села можно сделать несколько радиальных выходов на некоторые из близлежащих озер: Дикое, Светлое, Нижнее и Верхнее.

Из Всеволодо-Благодатского выходите на лесную дорогу. Через 13 км встретится речка Ельцовка. В небольшом поселке живут рабочие, которые занимаются подсочкой и сбором живицы. В поселке есть магазин.

Через 6 км от Ельцовви ваш путь пересечет речка Березовка. В сухое время года она исчезает, а в период дождей становится бурливой и многоводной. От Березовки начинается постепенный подъем на Журавлев камень. Дорога сплошь покрыта каменными россыпями. После подъема она опускается к полянам на берегу реки Сухой Шарп. Места здесь красивые, грибные.

Еще 2 км - и перед вами на левом берегу кордон Шарп. Отсюда можно сделать выход на вершину Журавлева камня или на вершину Денежкина камня (24 км) и с нее спуститься в поселок Сольву (14 км). Лучше всего на Денежкин камень подниматься по гребню хребта. Тропа идет по каменным осыпям, кругом причудливые нагромождения камней и скал.

Массив Денежкин камень состоит из нескольких высоких гор: Денежкин камень (1492 м), Шарпинские сопки (1292м), Пихтовый увал (832 м), Желтая сопка (853 м). С главной вершины видно почти весь Уральский хребет и его отроги.

Спускаться с вершины можно или назад, к кордону Шарп, или к Желтой сопке. От нее по любой тропинке выйдете к прииску Сольва.

Можно от Шарпинского кордона пройти в Сольву по дороге. Вначале она идет по руслу речки Сухой Шарп, преодолевает небольшой подъем и выходит к реке Большой Шегультан, а еще через 2 км - к реке Малый Шегультан. Здесь можно устроить привал.

Малый и Большой Шегультакы необычайно красивы. Слившись, они стремительно несут свою удивительно прозрачную голубую поду в Сосьву.

Дорога пересекает Малый Шегультан и идет среди леса. На пути еще один брод через речку Талая, а спустя 2 км - поселок Сольва.

Прииск Сольва был основан еще до революции, когда здесь обнаружили золото и платину. Сейчас разработки прекращены. С прииска также можно подняться на вершину Денежкина камня. Отсюда до нее не более 14 км.

Для тех туристов, у кого в запасе на путешествие не слишком много времени, есть другой путь в Сольву. Они могут добраться сюда прямо из Североуральска. Вначале на автобусе, идущем до поселка лесорубов Кальи. Затем на попутной автомашине до места впадения в Сосьву речки Крив Сосьвинский. Преодолев каменистый брод через Сосьву, тропой выйдете на дорогу, которая приведет к поселку Сольва.

пос. СОЛЬВА - пос. КУТИМ - р. УЛС-р. ВИШЕРА. 110 км.

Из Сольвы по тропе идите на северо-запад. Переходите речку Сольву вброд и углубляйтесь по тропе в лес. Почти незаметно вы перевалите с восточного склона Уральских гор на западный. На самой границе частей света стоит охотничий дом. Перевал удобен и несложен.

С вершины водораздела реки растекаются в разные стороны - одни на запад, другие на восток. От перевала тропа идет на запад к реке Кутим, Вдоль ее левого берега вниз по течению лежит ваш путь. Через 30 км нежилой поселок Кутим. Рядом с ним развалины Кутимского чугунолитейного завода. В 3-х км от поселка река Кутим впадает в Улс. От поселка до устья проходит старая дорога, по которой когда-то вывозили чугун на берег Вишеры.

По Улсу можно начинать сплав. На левом берегу нежилой поселок Двадцатка, в 6 км от него рабочий поселок Золотанка. В нем есть магазин, столовая, школа, клуб, почта,

Ниже Золотанки долина Улса расширяется. Через 15 км от поселка река впадает в Вишеру.

ПО ВИШЕРЕ

Было время, когда Вишера называлась Пассер-Я, что по мансийски значит большая вода. Есть предположение, что Вишерой реку назвали выходцы из великого Новгорода, потому что у них на родине тоже текла река Вишера. Новгородские ушкуйники еще в Х-XI вв, пытались пробиться в сказочно богатую страну Биармию - Югру - Пермь, расположенную в Приуралье в верховьях Камы и Вишеры.

Вишера по праву считается красивейшей рекой Северного Урала. Длина ее 415 км, площадь водосбора более 31200 кв. км. Выступающие в русле скалы и камни встречаются на всем течении. Река извилистая, много каменистых перекатов. Для Вишеры характерно весеннее половодье, низкая летняя межень и дождевые наводки.

Бассейн Вишеры сложен в основном известняками, которые в большинстве случаев подвержены карстовым процессам. Любители-спелеологи могут обследовать неизвестные полости и карстовые провалы. Но при этом никогда не забывайте об осторожности.

Все течение реки можно разделить на три части. Верхняя Вишера - самая бурная горная часть - от истока До поселка Усть-Улс. Ширина реки здесь до 70 м. Весь участок буквально усеян перекатами.

Средняя Вишера - от Усть-Улса до впадения реки Колвы. Перекатов по-прежнему много, но много и плесов. Ширина реки доходит до 150 м, а скорость течения снижается до 1 м/сек. Долина значительно расширяется, но еще много береговых скал.

Нижняя Вишера - от устья Колвы до впадения в Каму. Типично равнинная река. разливается местами до 9011 м.

Истоков у Вишеры два. Они разделены Вишерским камнем. Правый рукав. Малая Вишера, берет начало на хребте Яны-Емты, левый. Большая Вишера, - с отрогов камня Поримонгит-Ур, одной из вершин поясового Урала, на самом стыке Границ Коми АССР, Свердловской и Пермской областей. Оба истока всегда лежат под снегом.

У северного подножия горы Армии (через 36 км) оба истока сливаются.

Река петляет, здесь она очень мелкая, но приняв слева два рукава речки Ниолс и справа речку Лопья, становится пригодной для плавания на крепко сколоченном плоту. На байдарках и резиновых надувных лодках можно начинать сплав выше Ниолса.

Отсчет расстояния по Вишере будем вести от устья реки Лопьи.

устье р. ЛОПЬЯ-с - УСТЬ-УЛС. 225 км.

После Лопьи в Вишеру справа впадают многочисленные безымянные ручьи. Берега реки болотистые, сплошь покрыты лесом. На 6-м км Вишера слева принимает приток Муравей. Он стекает с высокого хребта Муравьиный камень. Остроконечная вершина хребта, гора Ху-Сойк (1263 м), видна издалека. Восхождение на нее очень трудное, подходы только по ручьям. Ниже устья Муравья два острова. Первый проходите слева, второй - справа.

На 11-м км слева впадает Мойва. В устье можно разбить привал, порыбачить, побродить по окрестностям.

С берега Вишеры хорошо виден хребет Тулымский камень. Его северная часть - гора Брусья. Она представляет собой цепь утесов различной конфигурации, сложенных из мраморовидного известняка. В южной части хребта находится самая высокая точка Пермской области - остроконечная вершина Тулымский камень (1377 м). Вокруг нее много причудливых останцев. Подходить к вершине лучше всего от острова Черного, который находится в устье р. Лыпья.

Приняв Мойву, Вишера течет на юг. Правый берег низкий и заболоченный, к левому подступает громада Тулымского хребта. На этом участке много перекатов. Встретятся также два острова. Первый проходите с любой стороны, второй - только слева. После этого будьте особенно осторожны - приближаются вишерские пороги. В малую воду они представляют опасность, в большую проходятся легко, но надо быть внимательными. Порогов пять. Первый лучше всего проходить посередине реки. Вдоль правого и левого берега торчат камни. Опасен, пожалуй, только второй. Он представляет собой каменистый остров в центре русла, по обеим протокам много крупных подводных камней, остается только узкая горловина слева от острова. За порогом небольшой плес, по которому разбросаны мелкие камни, за ними длинный плес (800 м) и третий порог. Начало его следует проходить по центру, затем держитесь ближе к правому берегу. Внимательно следите за камнями. Четвертый порог проходите тоже по центру.

Глубина на порогах небольшая, так что, если сядете на камень, снять плот будет нетрудно.

Ниже порогов Вишера делает несколько поворотов. На 32-м км справа в нее впадает река Лыпья. Недалеко от берега расположены домики хутора Лыпья. Из хутора есть тропа на вершину Тулымского камня.

Чуть ниже устья Лыпьи большой остров Зауголок, за ним путь преграждают три безымянных острова, за ними острова Черный и Поликарпов. Оба обходите справа.

Напротив острова Черный по берегу на восток к массиву Тулымского камня тянется просека. По ней проложена тропа.

Вишера течет здесь на юг. Пройдя один за другим три переката, сначала левой, затем правой протокой, выйдете к трем островам: Гоглевый, Большой и Пожия. За ними слева впадает речка Рассоха. После начинается двухкилометровое Гоглевое плесо. В конце его два острова и снова

перекаты. Вскоре слева Вишера принимает речку Долгани-ху. На юго-востоке высятся труднодоступные вершины камня Курыксар, похожие на петушиный гребень. Далее остров Кривая Береза, проходить который лучше левой протокой, и сразу за ним три острова, последний называется Мертвый, возле него коварный перекат. Здесь лучше пристать к берегу и разведать дорогу.

После впадения речки Мутиха Вишера течет прямо, перекаты чередуются с плесами. Через 8 км обойдите три острова Родничные. Затем снова остров, напротив, слева, впадает речка Курыксары. Немного погодя справа в Вишеру вливается река Расья.

БЕРЕГОВЫЕ КАМНИ И СКАЛЫ
  14. Ветряной
  15. Золотые гребешки
  16. Голосовский Чурок

Ниже - три небольших острова Железнорудные, на левом берегу скалы с таким же названием. Острова обходите, предварительно разведав путь. Ниже скалы видна старая насыпная дорога, уходящая в глубь леса. По ней возили железную руду к берегу.

Слева в Вишеру впадает речка Зырянка, за ней Ивановка, между ними остров. Серия перекатов с островами встретится и перед большим островом Робычевский. Напротив него на правам берегу стоят дома геологов. Судоходна правая протока. Остров Чувальский, расположенный ниже, обходите слева. Рядом с островом вливаются в Вишеру речки Верхняя, Средняя и Нижняя Чувалки. Отсюда хорошо просматривается хребет Чувальский камень.

Около камня когда-то существовал рудник. Железная руда отвозилась к берегам Вишеры и сплавлялась на Велсовский завод.

От устья Верхней Чувалки на северо-восток уходит тропа к куполообразной вершине Чувала. С этой вершины хорошо видны цепь Уральского хребта на востоке и весь дальнейший путь по Вишере, вплоть до Полюдова камня на юго-западе, к которому подплывете через несколько дней.

Вишера течет шестикилометровым плесом, в конце его слева вырастают домики поселка Приисковая (нежилой).

От Приисковой Вишера круто поворачивает на юг. Четыре острова проходите правой протокой. Затем река упирается в скалу Куб и разворачивается на юго-запад. С разведкой пройдите протоки у островов Горелый и Кучинский, за ними слева вольется речка Верхняя Паниха. После нее подгребайте к правому берегу, туда, где в Вишеру впадает

Нижняя Памиха. Ниже ее устья скала Паниховская, за ней несколько мелких островов и Большой Медвежий (проход справа). От него Вишера, делая плавные кривые, течет к Велсу. Вначале на левом берегу появятся Велсовские скалы. За ними, в устье Велса, расположен рабочий поселок.

Велс - центр лесопункта Вайского леспромхоза. Здесь есть школа, клуб, почта, столовая, магазин и небольшая, на одну комнату, гостиница. Около поселка, в Велсовских скалах, находится интересная пещера.

Чуть ниже Велса расположен большой Прорывинский остров. Оставьте его слева. На правом берегу Вишеры увидите Банные скалы. В самом конце их - устье речки Банной. За ней начинается Нижне-Велсовский перекат. Встретившийся на пути остров Дыроватый проходите справа, прижимаясь к одноименному столбообразному камню. Напротив камня большой Дыроватихинский перекат, ниже его - устье речки Дыроватихи, а еще ниже - остров. Его обходите слева. За ним острова Гловинский и Березовский.

Обойдя справа еще один остров, сразу попадете на коварную косу, состоящую из густой сети мелких островов. Проходите их, держась левого берега, где высится скала Прокофьевский камень. За камнем еще несколько островов, последний лучше обойти справа. Преодолев несколько перекатов и поворотов, на правом берегу увидите лесопункт Гаревая. Здесь есть магазины, столовая. Напротив в Вишеру впадает Большая Расья.

Ниже Гаревой большой Корниловский остров. Обходить его лучше справа. За ним несколько мелких островов и на повороте слева небольшой камень Дунькин, а справа, за устьем речки Елма, тянется красивый 120-метровый Елмийский камень с остроконечными вершинами. Держитесь ближе к камню. Одноименный остров проходите справа.

От камня Вишера поворачивает на запад. Проходите между двумя небольшими островами и держитесь правого берега. Слева останутся еще два острова. На левом берегу увидите камень Гвоздок. Ниже небольшого переката - Федосеев камень. От него прижимайтесь к левому берегу. Позади останутся Пальховский и Филиппов камни. Против последнего возвышается 60-метровый камень Логинов Чурок. Пониже его - остров Киринский, проходить который надо слева. За островом на левом берегу увидите столбообразный утес Кирина Кладь.

Вишера поворачивает на запад. На повороте остров с перекатом, после него сразу гребите к левому берегу - справа мель. Чуть ниже встретите два острова, проходите между ними. На правом берегу Улсовская скала, за ней село Усть-Улс (нежилое), здесь можно осмотреть старинные бытовые постройки. Во время существования Кутимского завода Усть-Улс являлся крупной пристанью, тут строились баржи для перевозки металла вниз по Вишере.

Здесь не останавливайтесь, через 9 км поселок Вая.

с. УСТЬ-УЛС - г.КРАСНОВИШЕРСК. 131 км.

От Усть-Улса начинается средняя часть Вишеры. Сразу от села плывите посередине. Один за другим встретятся три небольших острова. Слева увидите устье речки Меленки. Перед и в конце Меленковских островов перекаты. Вдоль левого берега тянется громада камня Ветряного. Проплыв острова, держитесь левого берега. Впереди остров Ветряной (проход левым рукавом), в конце его перекат. После этого подгребайте к правому берегу. Остров Вайский обходите тоже справа.

На правом берегу расположился поселок Вая. Здесь находится центр леспромхоза, снабжающего Вишерский бумажный комбинат лесом. В поселке есть школа, столовая, магазин, почта, клуб. Отсюда, кроме понедельника, можно улететь самолетом в Красновишерск, Соликамск и Пермь.

В пределах поселка в Вишеру впадают две реки - Большая и Малая Ваи. Большая Вая интересна тем, что за 4 км перед устьем она выныривает на поверхность из-под земли.

Напротив поселка группа скалистых утесов Золотые Гребешки, состоящих из красноватого кварцевого песчаника. За поселком реку преграждает понтонный мост. Миновав мост, выходите на середину реки. Вскоре начнется почти 600-метровый перекат. За ним Вишера круто поворачивает на юг.

На правом берегу увидите темный камень Голосковский Чурок. Около камня остров, проход справа, за ним небольшой Голосковский перекат. Вдоль левого берега длинной стеной тянется высокий камень Гостиновский. Остров перед ним лучше пройти слева. Сразу после острова подгребайте к левому берегу, чтобы лучше пройти рукав второго острова и Нижне-Гостиновский перекат. Ниже еще один небольшой перекат. После значительных островов и ряда мелких перекатов подойдете к золотихинским перекатам.

Слева в Вишеру впадают речки Верхняя, Средняя и Нижняя Золотихи. Верхняя берет начало у Золотого камня, а Средняя и Нижняя - у горы Золотихи.

Чуть ниже устья Верхней и Средней Золотихи перекаты. Перед Нижней Золотихой русло Вишеры сужается, начинается большой перекат Боец. Сразу за ним на правом берегу увидите камень Боец, который круто обрывается к реке. В большую воду камень Боец опасен.

Бойцовский перекат сливается с Нижне-Золотихинским перекатом. Намытый песчаный остров, вдоль которого тянется перекат, лучше обойти справа. Ниже встретится еще один остров - его обойдите слева.

Преодолев несколько перекатов и островов, на правом берегу увидите камень Ябрус. Около него впадают Малая и Большая Ябруски, но дельта их из-за островов не видна. За камнем начинается Ябрусский перекат длиной около километра. Через 500 м от него Моховой перекат. Проход лучше вдоль левого берега. Перед камнем Моховой в Вишеру глубоким омутом впадает небольшая речка. Около камня можно сделать остановку и обследовать несколько небольших пещер, расположенных неподалеку.

У подножия камня огромный камин, углубление. Перед ним площадка, где можно поставить палатки. Над камином сохранились рисунки, сделанные красной краской; ясно виден медведь, собака, человек и несколько неясных рисунков. Профессор Кротов говорит о них так: "Сделанные фигурные надписи по типу сходны с надписями на Писаном камне Вишеры, на скалах Онежского озера, на берегах речки Томи и во многих местах на утесистых берегах Енисея".

За камнем Моховым идут подряд камни Косотуриха, Лысая скала и Безымянный, в котором есть небольшая пещера. От этих камней Вишера поворачивает на север. На правом берегу виден невысокий камень Жабкин мыс, а ниже его - камень Грива. Главная струя проходит у правого берега Вишеры. Остров Еловый обходите слева.

От Елового начинается Верхне-Акчимский перекат. Прямо против острова, на левом берегу, в устье реки Акчим видно несколько домиков нежилого поселка Стрелки. На правом берегу раскинулась деревня Акчим, в ней есть магазин. Выше деревни находятся три небольших пещеры.

От Акчима лучше плыть посередине реки. Слева от вас промелькнет ряд береговых скал, а справа начнет надвигаться громада Писаного камня, который растянулся по берегу на 2 км. Подъем на него идет сначала по крутой осыпи, затем влево отходит тропа к вершине. Перед вами откроется величественный вид на реку, обрамленную с одной стороны пологим берегом с подступившим к воде лесом, с другой - отвесной громадой Писаного.

Около камня глубокое плесо, течение почти не чувствуется. Здесь великолепная рыбалка на тайменя и щуку.

Ниже по течению Писаный разделяется речкой Писанкой на две неравные части (нижняя часть называется Белоусовским камнем). B устье речки Писанки лучше всего остановиться на ночлег.

Камень Писаный сложен из известняка. В нем можно найти остатки окаменелостей морской фауны. Здесь есть две пещеры. Камень считается одной из красивейших скал Вишеры. Свое название он получил из-за многочисленных древних рисунков и надписей, которые были обнаружены на скалах Белоусовского камня.

На вертикальной и гладкой труднодоступной скале люди конца каменного века нанесли темно-красной, смешанной с животным жиром краской рисунки, хорошо видимые с реки. Рисунки изображают лося, медведя, куницу, соболя, рыбу, человека. У основания скалы находилось жертвенное место. Здесь найдены кости жертвенных животных, кремневые орудия, обломки глиняной посуды. После Великой Отечественной войны профессор О. Н. Бадер проводил раскопки в районе камня. И выяснилось, что народы, населяющие эти места, пользовались жертвенным местом на протяжении более четырех тысячелетий.

Удалось обнаружить свыше трехсот рисунков, сделанных на разной высоте. При изучении выяснилось, что все рисунки делятся на группы, связанные между собой по смыслу. Ученые предполагают, что сохранившиеся рисунки - это часть древней карты первобытных охотников.

Рисунки до нашего времени сохранились плохо, В этом большая вина туристов, которые оставляют поверх изображений свои адреса.

От камня Писаного река течет на запад. Сразу за камнем начинается Писаный перекат. Расположенный здесь небольшой песчаный остров обходите справа. Русло расширяется. Ниже камня Белоусовского увидите деревню Писаную. Сразу за ней остров Ушакова. Обходите его справа и сразу же подгребайте к левому берегу. Следующий остров, Вороний, тоже обходите справа. Напротив него на правом берегу расположена небольшая деревня Воронья. Пройдя перекат Вороний, держитесь правого берега. После серии островов и перекатов поворачивайте к левому берегу. Перед горой Сыпучи расположено село Сыпучи.

Гора Сыпучи поднимается на 90 м. Она сложена темно-серым песчаником, разбитым на мелкие плиточки. Песчаник легко распадается от самого незначительного давления, отдельные плитки с шумом скатываются к подножию горы.

Чуть ниже села находится остров Сыпучинский, заросший кустарником. Судоходна левая протока. Напротив острова справа в Вишеру впадает река Прилучная.

За горой на левом берегу большой поселок Новые Сыпучи. Здесь есть магазин, столовая, почта.

При выходе из судоходной протоки начинается Нижне-Сыпучинский перекат. После него можно спокойно плыть по середине реки. В пределах видимости камня Гремячего, что на правом берегу Вишеры, подгребайте к левому берегу. Встреченный на пути остров Шелюгинский обходите слева. За островом на правом берегу нежилая деревня Потаскуево. Она расположена в устье речки Большая Шелюга.

Через 1,5 км остров Голосковский (проход слева), еще через километр встретите перекат Крутой Порог. Нижне-Голосковский остров обходите тоже слева, за ним круто поверните к правому берегу. Группу Частых островов обходите справа. Между первым и вторым Частыми островами находится перекат Березовая Грива.

Левый берег Вишеры низкий, по правому тянется камень Столбы. Через 800 м от Частых островов начинается Верхне-Мартинский перекат. За ним на левом берегу возвышается камень Дыроватый, в котором есть несколько небольших пещер. Интересна пещера Каньонная.

Возле камня в Вишеру впадает речка Дыроватиха. Ниже устья Дыроватихи пересечете Средне-Мартинский перекат. Встреченный на пути песчаный островок обходите справа. Напротив этого острова на правом берегу нежилая деревня Мартино. За ней начинается Нижне-Мартинский перекат.

От Мартино Вишера течет более спокойно. На этом отрезке лучше придерживаться правого берега. Не доплывая 200 м до острова Велгурского, заметите небольшой Велгурский перекат. Остров обходите справа. Сразу за ним слева появится устье речки Велгурки. От нее Вишера круто поворачивает .на запад. Теперь можно свободно плыть по середине реки.

Среди леса увидите 40-метровый камень Притон. Старожилы деревни Велгур историю названия камня связывают со временем гражданской войны. Белогвардейский отряд на лодках сплавлялся по Вишере, грабя на пути деревни. Жители деревни Велгур, узнав о приближении отряда, натянули веревки через реку. Лодки, гонимые течением, со всей скорости налетели на веревки и перевернулись, увлекая за собой белогвардейцев. Весь отряд нашел себе могилу у камня.

Ниже камня сделайте остановку, чтобы обследовать интересную пещеру Органную. К ней от берега идет тропа, азимут 185°. В пещере 9 гротов. Вход в нее винтообразный. Сама пещера состоит из 2 ярусов.

От камня Вишера поворачивает на север и подходит к камню Неточному (правый берег). Сразу за камнем принимает реку Малый Щугор. За ней Верхне-Щугорский перекат.

На правом берегу видны домики деревни Щугор. С левой стороны впадает река Большой Щугор. Ниже устья поселок Большой Щугор. Здесь живут алмазодобытчики.

Побывайте на плавучем алмазном заводе - драге. Первое впечатление от нее - в глубокую таежную лощину чудом заплыл гигантский корабль и стремится выйти отсюда на простор, на чистую воду. Натужно скрипят корабельные снасти, то не двигается корабль с места. Зажала его тайга и не выпускает. Непрерывная цепь ковшей черпает со дна грунт. В обогатительном отделении огромный вертящийся барабан отсеивает пустую породу на транспортер. Пройдя ряд сложных процессов, нужная порода промывается и попадает на ленту, у которой стоит рентгеновский аппарат. Он-то и помогает снимать драгоценный "урожай" - вишерские слезинки-алмазы.

За поселком левый берег Вишеры покрыт смешанным левом, а правый - лугами. После Нижне-Щугорского переката встретите острова. Обойдя первый слева, сразу поворачивайте к правому берегу. Второй остров проходите справа, третий, с перекатом Зобач, - тоже справа, прижимаясь к Правому берегу Вишеры, где нависает черный камень Зобач. Сразу за камнем - поселок лесников Долгое Плесо. За поселком два небольших переката: Нижне-Долгий и Орефский.

Слева в Вишеру впадает крупный приток Большой Колчим. Напротив его устья расположен поселок Вишерогорск, в котором есть магазины, почта. Дальше путь идет вдоль правого берега Вишеры. Справа остается камень Зеленая Береза.

Впереди видна высокая и отвесная скала - это камень Говорливый. Высота его 60 м.

Речка Говоруха отделяет камень от деревни Заговоруха. В устье сделайте остановку. В деревне есть магазин, почта. Недалеко от деревни интересная пещера - Говорухинская ледяная. Найти ее можно только с проводником.

Пещера обследована автором с группой юных спелеологов. Вход представляет собой почти отвесный провал. В 10 м от него начинается ледовый язык. Общая длина пещеры 85 м.

Камень Говорливый получил свое название из-за че1кого сильного эхо. Все проплывающие около него туристы не забывают ему крикнуть:

- Кто украсил здесь края?

И камень отвечает: Я! Я! Я!

От Говорливого плывите посередине. Справа село Говорливое, за ним деревня Романиха. Остров около нее обходите справа. За ним возвышается камень Кедровый, напротив него деревня Талица, расположенная в устье одноименной речки.

После Талицы Вишера течет на юг. Слева за лесом возвышается высокая стена камня Ветлан, а справа вдали видна каменная громада, похожая очертаниями на пьедестал Медного всадника в Ленинграде. Это Полюдов камень.

Все больше чувствуется приближение города. Все чаще встречаются катера, лодки. Вот и Красновишерск - конечный пункт плавания по Вишере. Пристань расположена в 2 км ниже Красновишерска. От нее ежедневно в Пермь уходят пароходы. Есть в городе и аэродром - два часа и вы в Перми.

Красновишерск раскинулся на левом берегу Вишеры. Город в 1лухой тайге вырос вместе со строительством Вишерского целлюлозно-бумажного комбината имени В. Р. Менжинского. Комбинат славится высококачественной бумагой. На вишерокой бумаге напечатано Полное собрание сочинений В. И. Ленина. Интересно и опытное поле северного растениеводства, где в суровых климатических условиях выращивают томаты, капусту, лук. Есть в городе Дворец культуры, широкоэкранные театры и другие социально-бытовые учреждения. Красновишерок - центр огромного северного района Пермской области.

По традиции туристы после долгого пути по Вишере идут на Полюд встречать восход солнца. От перевоза на Полюдов камень идет дорога, которая переходит затем в тропу (8 км).

Полюдов камень (525 м) - самая высокая точка Полюдова кряжа. Вершина камня представляет собой небольшую площадку, заваленную камнями. Здесь находится метеорологическая станция и ретрансляционная телевизионная мачта. С вершины Полюда на западе увидите самый старый город Урала Чердынь, на северо-востоке - белую стену камня Ветлан, на востоке - камень Говорливый, юго-востоке - Колчимский камень. И где-то в дымке просматривается Уральский хребет, на котором вы были несколько дней назад.

С Полюдом связано много легенд. Вот одна из них.

"Много лет назад жили два друга богатыря. Одного звали Полюд, другого Ветлан. Высок и строен, как лиственница, был Полюд. Обладал он силой великой, мог с корнем вырвать любое дерево, бросал камни пудовые на сотни шагов. Хозяин леса - медведь - обходил его.

Ветлан был меньше ростом, зато широк в плечах. Походил он на могучий кедр. А вот силы и ловкости у них было поровну.

...Беда пришла нежданно-негаданно. Повстречалась богатырям красна девица. Стройная, словно березонька. Очи черные, горят как звездочки, голос что ручей журчит.

- Откуда ты? Как зовут тебя, красавица?

- Вишера я, дочь уральских лесов и гор.

- Так живи с нами и дружи с нами. Мы тебя не дадим в обиду. Кормить будем всегда досыта. Одевать будем в меха соболя.

Понравились ей друзья-соколы. Согласилась Вишера погостить у них да и полюбилась им обоим.

Вот Полюд говорит:

- Будь моей женой-подругою.

И Ветлан говорит:

- Будь моей женой-хозяюшкой...

Растерялась красавица: оба любы ей, оба по сердцу. Кто из них милей, не могла решить.

И схватились добры молодцы в рукопашном бою. Бросилась к ним Вишера, молила слезно, пламенно: "Прекратите бой! Будем вместе жить, как товарищи!"

Но не вняли ее мольбе добры молодцы. Разбежались они в разные стороны и через голову красы-девицы стали метать камни пудовые. Пять ночей и дней длился страшный бой. Гром и стон стоял по горам и лесам. На шестой день из сил выбились бойцы, кровь пролили, искалечились. Поникли их буйные головы, перестали биться сердца горячие. Превратились молодцы в горы каменные. Да и Вишера чуть жива стоит. Упала она между двух друзей, и свет ей стал не мил. И течет с тех пор быстрой реченькой краса-Вишера. А вода в ней так и осталась слезой чистой.

Богатыри Полюд и Ветлан стоят, как стражи, охраняя покой всего края".

Горная чудесница Березовая

Протяженность пешеходного пути 55 км.
Продолжительность 15-20 дней.
Средства передвижения байдарка,надувная лодка, плот.
Лучшее время июль-сентябрь.

Река Березовая, левый приток Колвы, образуется из слияния трех Рассох - Северной, Восточной и Южной. Все они берут начало на хребте Березовый камень (Кассен-Ньер), место их слияния называется Лун-Вож.

Березовая - река извилистая. От слияния Рассох она течет вначале на юго-запад, затем на запад. Приняв речку Пырам, поворачивает на северо-запад, а от устья реки Вижай резко берет вправо на юг-юго-запад и течет в этом направлении до впадения Жерновки. После нее поворачивает на запад и наконец от поселка Дыроватиха течет на север и недалеко от своего устья поворачивает на запад. Длина Березовой от слияния Рассох 186 км.

Река Березовая пересекает несколько предуральских горных цепей, на ее берегах скалистые береговые выходы из-вестняков, которые придают реке исключительно живопис-ный вид.

В верховьях Березовая течет по болотистой, поросшей лесом равнине, ниже устья Иньи скорость течения реки увеличивается, берега становятся высокими, а еще ниже - от камня Пшанного (Писаного) с перерывом идут скалы.

До поселка Валай скорость течения реки достигает 1,6- 2 м/сек. Частые перекаты сменяются спокойными глубокими плесами. Ширина реки в верхнем течении 30 м, в нижнем - 70-100 м. Река славится щукой, налимом, окунем, хариусом и тайменем. Берега Березовой на сотни километров за-росли елово-кедровой тайгой.

пос. ВЕЛС - хребет БЕРЕЗОВЫЙ КАМЕНЬ - р. БЕРЕЗОВАЯ. 55 км.

Из Перми до поселка Вая полтора часа лету. Поселок Вая расположен на правом берегу Вишеры. Отсюда на машине можно уехать в поселок Велс или же арендовать лодку и добираться на ней (49 км вверх по Вишере). На этом участке берега Вишеры очень живописны. Около Велса горы как бы раздвигаются, здесь река Велс впадает в Вишеру. В поселке запасайтесь всем необходимым, так как это последний населенный пункт на вашем пути.

Около поселка громоздятся Велсовские скалы. На склоне одной из них виден вход в Велсовскую пещеру. Он ведет вниз в большой грот. Из него вправо тянется проход в просторный зал, где много причудливых натечных образований. В конце грота есть небольшое озеро, за ним - выход из пещеры к Вишере. Температура в пещере постоянная, +2°.

Из поселка переправляйтесь на правый берег Вишеры. От берега в глубь тайги ведет лесовозная дорога. Ее пересекает просека, идущая с запада на восток. На просеке увидите тропу. Идите по ней на запад. Ориентиром вам будут столбы в лесных кварталах 336-337, 354-355. Тропа медленно поднимается в гору. Ее пересекает множество ручейков с кристально чистой водой, часто встречаются следы медведя, лося и других обитателей тайги.

Затем тропа поворачивает на север. Будьте внимательны: на подъеме она теряется и на камнях становится почта незаметной. Ориентируйтесь по затесам на деревьях, они в основном справа.   Переходите заболоченную долину, по которой протекают многочисленные притоки Вишеры. Отсюда начинается подъем к хребту Березовый камень.

Вокруг шумит тайга, на каждом шагу буреломы. В подлеске можно встретить рябину, шиповник, красную смородину, малину. Среди травы попадаются морошка, черника, княженика. Чем выше, тем лес становится реже, тоньше. У деревьев нижние ветки начинают стелиться по земле. Вершины деревьев изогнуты. Березы очень ветвисты, но тоже, искривлены. На высоте 500 метров начинаются субальпийские луга с пышными и высокими травами. Здесь очень много синих и белых колокольчиков, прекрасных анемонов. Махровобелые и розовые гвоздики и яркокрасные пионы распространяют дурманящий запах. Еще выше луга сменяются беспорядочным нагромождением камней, покрытых лишайниками. Кое-где стоят карликовые березы. Под ними много черники, брусники и стелющегося можжевельника.

Крутизна подъема увеличивается перед перевалом. Высота его 600 м.

С перевала открывается широкая панорама Березового кряжа с белыми пятнами нетающих снежников, океан тайги с отдельными вершинами гор, долина Вишеры.

Хребет Березовый камень, по-вогульски Кассен-Ньер, является водоразделом бассейнов рек Вишеры и Березовой. Хребет вытянут на юго-запад более чем на 120 км. С Березового камня стекают в Вишеру многочисленные речки Лыпья, Паяиха, Банная, Дыроватиха, Вая, Писанка, Малый Щугор, Говоруха и другие. На западном склоне начинаются левые притоки реки Березовой: Пож, Пырам, Усай, Жернов-ка, Валай, Зинай.

С перевала вниз идет хорошая тропа, которую пересекает масса ручейков. Они с шумом пробираются между камнями. У подножия хребта мост через реку Восточная Рассоха, за ним стоит охотничья изба. На берегу можно разбить палатки. Место очень живописное. Позади Березовый хребет, справа по склону великолепный альпийский луг, где среди густого разнотравья выглядывают ярко красные цветы марьина корня.

На стене избушки увидите стрелку азимута - 247°. В этом направлении в 100 м от речки на луговом склоне в воронке находится вход в пещеру Черная. Пещера была обследована автором вместе с группой юных спелеологов в 1965 г.

Длина обследованной части 192 м, глубина пещеры 65 м. Стены сложены из плотного черного известняка, покрыты белым и цветным кальцитом. Пещера состоит из двух ярусов, в ней 18 гротов.

Вход в пещеру напоминает чело русской печи. Первый грот Каньон, за ним грот Светлый, на стенах его много кальцитовых натеков. Свод достаточно высок, пол устлан крупными камнями.

Следующий грот Кабанье ухо, названный так из-за кальцитового сталактита, похожего на ухо кабана. За ним идет грот Медвежий, где был найден скелет медведя. В левой стене грота расположены углубления, в конце грота справа нависла большая глыба - будьте осторожны, здесь возможен обвал. Далее идут еще несколько гротов. Затем между больших камней увидите коридор, ведущий наверх. По этому вертикальному колодцу попадете на второй ярус. Первый - грот Колодец. Здесь множество сталагмитов и сталактитов, в потолке две органные трубы, между ними гроздья кальцитового винограда. За ним грот Поворотный и грот Туннель, по которому нужно ползти очень осторожно, чтобы не сломать тоненькие цветные сталактиты и сталагмиты, так называемые соломинки, или макароны. В Туннеле очень сильный резонанс.

После осмотра пещеры к выходу возвращайтесь той же дорогой.

Теперь вам предстоит выйти на реку Березовую. Эта часть пути наиболее сложная. Запаситесь водой, так как вам попадется только одна речка. От лагеря возьмите направление на северо-запад. Троп дальше нет, идти придется, ориентируясь только по компасу. Через альпийский луг спускайтесь в долину, по которой протекает река Восточная Рассоха. Русло ее сильно каменистое, повсюду шумят небольшие водопады, плыть по реке нельзя. Можно идти вдоль нее, но так будет труднее и дальше. Поэтому придерживайтесь взятого курса и углубляйтесь в тайгу.

Идти нелегко, на каждом шагу приходится преодолевать полуистлевшие стволы деревьев. Чаще поглядывайте на компас, лучше всего, если вы через каждые 10-15 м будете брать ориентиры. Ступайте осторожно: среди густого и высокого папоротника не видно земли, поэтому здесь можно повредить ноги.

K вечеру выйдете к реке Южная Рассоха. Цвет воды коричневый, но река прозрачная. Ширина ее 15-20 м, русло извилистое, скорость течения различна, часто встречаются перекаты, глубокие омуты.

Если вы взяли с собой байдарки или надувные лодки, сплав можно начинать прямо от места выхода к реке.

Тем же, кто решил сплавляться на плоту, нужно пройти до слияния Рассох и уже там строить плот.

Охота в окрестных лесах великолепная, а рыбачить лучше всего от слияния Рассох. Здесь много хариуса. Для рыболова нет ничего приятней, чем ловля хариуса, которую можно сравнить лишь с ужением тайменя на спиннинг. Ловить хариусов нужно только под перекатом или ниже устья притоков. У хариуса поклевка резкая и энергичная, подсечь не всегда успеваешь. Единоборство с ним доставляет массу удовольствия: хариус ведет себя бурно, делает стремительные рывки, пытаясь сорваться. Даже на берегу он не сразу даст взять себя в руки. Хариус очень красив: серебристое пружинистое сильное тело, широкий и длинный спинной плавник в цветных крапинках, мощный буро-красный хвост. Особенные у хариуса глаза. Они похожи на ромбовидный черный кристалл, позволяют видеть добычу в светлой воде и среди бурунов и пены. Жареный или соленый ха-риус очень вкусен.

р. БЕРЕЗОВАЯ-р. КОЛВА. 186 км.

Для сплава по Березовой нужен небольшой плот: на нем легче маневрировать в узких протоках и преодолевать перекаты.

На правом и левом берегу стоят столбы с указанием расстояния от слияния Рассох до устья реки. Так, у впадения Южной Рассохи стоит столб с указанием 186 км.

В самом верхнем течении Березовой берега низкие. Тайга придвинулась к самой воде. Царящее вокруг безмолвие нарушают только зуйкн-песочники да всплески хариусов.

После отметки 181 км к воде выходят сначала небольшие скальные обнажения, а затем по правому берегу нависает камень Писаный (Пшанный). Он состоит из тонкого слоеного серовато-белого плотного известняка. Название свое камень получил оттого, что на гладкой поверхности, отвесно спускающейся к реке, причудливыми узорами разрослись лишайники.

Ниже по течению с левой стороны стоит камень Наклонный, еще ниже - камень Пещерный.

Река, сделав несколько петель, приближается к краси-вому камню Арка. Сделайте остановку, осмотрите его. Камень сложен из плотного известняка. В центре камня огромная арка, ширина 8 м, высота 4 м. Постепенно сужаясь, она уходит под углом 30° на вершину. По этому сквозному проходу поднимайтесь на скалу. Она поросла ягелем, кедром, елями, березами. С 70-метровой высоты открывается великолепная панорама реки.

Вскоре в Березовую справа впадает большой приток - река Илья. В ее устье на высоком берегу стоит охотничья изба. Здесь большой глубокий плес. Когда будете по нему плыть, у вас появится такое ощущение, что река вот-вот ринется куда-то из этой глубокой, наполненной до краев чаши. Издали слышен шум переката, русло сужается местами до 20 м, скорость течения возрастает. Слева проскакивает камень Боец, чуть ниже - камень Стена. За ними русло вновь расширяется, река, делая замысловатые петли, течет на юг.

После отметки 168 км идут тихие заводи. Берега низкие, на них много берез. Слева с шумом вкатывает свои воды река Пож. На правом берегу ряд небольших скал. Река петляет меньше, перекат идет за перекатом. На левом берегу видны заброшенные дома геологов. Здесь когда-то стояла геологическая экспедиция. Теперь дома гостеприимно встречают путешественников.

Ниже, по правому берегу, камень Ермак. Из него начинается речка Ермак, которая течет всего 4 м и с шумом впадает в Березовую.

Приняв Верхнюю Расью, Березовая расширяется до 70 м и становится значительно глубже. В кристально чистой воде просматривается каждый камешек на дне. По берегам растет осина, которой в верховьях почти не было.

Далеко на высоком холме видны дома. Это нежилой поселок Бурундук. Поворот - и вы вплываете в огромный омут. Вверх по холму уходит трапа к поселку. С холма открывается вид на широкое таежное раздолье. На юго-восто-ке виден хребет Березовый камень. Река Березовая упирается в камень Бурундук, поворачивает и исчезает в тайге.

За домами видны осиновые и березовые рощи. В них можно набрать грибов на жареху.

Продолжаем плавание по Березовой. Справа река омывает небольшой серый камень Бурундук, названный так из-за горизонтальных темных полос, которые делают его похожим на этого небольшого любопытного зверька. За камнем стоит столб со знаком 136 км. За ним слева впадает речка Пырам.

Березовая снова входит в скальные берега. Справа высокий камень Бастион, за ним, слева, камень Угрюмый - высокий, серый, с могучими засохшими кедрами на вершине. Справа столб с отметкой 128 км, за ним камень Пехач.

После левого притока увидите камень Зубы, а за ним, справа, подряд идут камни Мансийский Чурок, Петух и Варыш - отвесный утес до 130 м высоты с гладкой поверхностью. На коми-пермяцком языке "варыш" означает ястреб. На камне действительно гнездятся ястребы.

Дальше пойдут длинные спокойные плесы с частыми островами. Вскоре после правого притока Бурким виден поселок Вижай. Здесь есть магазин, почта, столовая.

Перед поселком камень Мичуровское Жилье. На поверхность выходят изогнутые переломленные пласты, из которых он сложен.

Поселок Вижай стоит на самой северной излучине реки Березовой. Отсюда Березовая уходит на юго-запад. Ниже устья Вижая на правом берегу небольшой камень Пинягимский Носок. Здесь выходы пластов обнажены. Они состоят из серых мелкозернистых известковых песчаников с прослойками темных пластов, сложенных из сланцевой глины.

1 Писаный (Пшанный)
32 Боец
33 Дивий
34 Ветлан

На левом берегу виден небольшой камень Ежа. У подножия две небольшие ниши, похожие на глаза великана.

Приняв справа приток Бужуй, Березовая устремляется на юг. Берега снова пологие. Но вот река упирается в камень Сотник, круто поворачивает и пересекает горную гряду с красивыми скалами. Перед камнем перекат. Сильная струя вынесет вас на отмель правого берега. Камень небольшой, всего 30 м, состоит из пластов серобелого плотного известняка. Вершина камня увенчана выступом, напоминающим голову какого-то чудовища.

Легенда гласит, что в старину кто-то 99 раз пытался с шестом переплыть этот перекат, но все неудачно, и только в сотый раз его одолел. С тех пор и прозвали камень Сотником. Около камня по берегам растут редкие в этих местах орхидеи.

От Сотника Березовая, стремясь выйти из каменного лабиринта, проделывает самые неожиданные петли, и только после величавого камня Брана выпрямляется.

Ниже по левому берегу камень Дядя, за ним скалы Братья. Вглядитесь, они похожи на два одинаковых лица. Ниже их на правом берегу утесами спускается к реке камень Пехач. Почти у вершины видна громадная каменная арка, за ней, в расщелине, гигантский каменный череп с двумя глазницами - входами в пещеру.

Еще ниже высится гряда скал с камнем Серовик.

После устья Бадьи по правому берегу более чем на сотни метров поднялись камни Неприступный и Пасынок.

Еще поворот и перед вами 180-метровый красавец Бран. Это сплошная длинная стена, лишенная растительности. Если захотите подняться на камень, спускайтесь вниз по течению к началу камня. Поднимайтесь со всеми предосторожностями: камни сыпучие, покрыты мхом, скользят. Часто попадаются огромные камины - небольшие пещеры и арки. На вершине растут столетние кедры, ели, березы.

У подножия Ерана по луговому берегу множество дикого лука, по вкусу он не уступает огородному. Почти напротив камня стоит столб с отметкой 76 км.

Река становится спокойнее, как бы отдыхая после борьбы с береговыми скалами. Слева бесшумно впадает река Жерновка, справа - река Нижняя Расья.

Большой поворот - и перед вами на левом берегу между Большим и Малым Валяем расположился поселок Валай. Здесь есть почта, школа, магазин. Отсюда лесозаготовители сплавляют лес, так что теперь будьте осторожны и внимательно смотрите за плывущими бревнами. Из поселка можно на попутной машине уехать в Ныроб, а оттуда в Пермь.

После Валая Березовая справа принимает речку Кременная. За ней нежилой поселок Трубаниха.

По обоим берегам среди леса торчат отдельные каменные утесы. Река делает плавный разворот, в излучине за верши-нами деревьев виден камень Палец. Еще поворот - и вдали появляется каменная гряда. Это последняя цепь скал на Березовой. Остановиться лучше перед скалами. На левом берегу вдоль берега вытянулся нежилой поселок Дыроватиха.

Недалеко от поселка (2 км) есть небольшая ледяная пещера Холодная. Чтобы в нее спуститься, нужна крепкая веревка длиной не менее 60 м. Спустившись по ледовому языку на 52-метровую глубину, вы попадете в мешкообразный грот. Он очень красив, среди сталактитов и сталагмитов высится 10-метровая ледяная колонна.

Камень Дыроватиха представляет ряд отвесных скал, напоминающих стены древних сооружений. Основной утес высотой 60 м. У самой вершины громадная арка соединяет его с другой скалой.

Возле камня течение замедляется. Через некоторое время на правом берегу вырастает камень Амбарный, за ним, слева, поселок Усть-Коркас - отсюда можно уехать на машине в Ныроб.

На правом берегу, окруженный небольшими скалами, стоит камень Кырныш. Ниже его столб с отметкой 36 км, за ним по обоим берегам раскинулся поселок Булдырья.

За поселком на правом берегу последний камень Мулыско. Он красиво выделяется на фоне широкой долины нижнего течения Березовой, с него на северо-западе просматривается долина реки Колвы. На северном склоне камня есть две карстовые арии и несколько мелких пещер.

Правый берег Березовой высокий, и в нем приютились деревни Верхняя и Нижняя Березовая. Между деревнями прямо из воды фонтаном бьет сероводородный горячий источник. Местные жители пользуются им в любое время года.

Последние повороты в низких берегах - и чудесница Березовая отдает свои воды реке Колве.

р. КОЛВА - ДИВЬЯ ПЕЩЕРА. 95 км.

Дальше плавание продолжается по многоводной быстрой Колве. Колва - самый значительный из правых притоков Вишеры. Длина 460 км. Площадь бассейна 14100 кв. км. Истоки ее находятся на западном склоне Уральского хребта у Колвинского камня. Река рыбная, в старицах, прибрежных лугах и лесах великолепная охота. Недаром "колва" переводится как охотничий шалаш. Берега реки обрывистые, поросшие лесом. Береговые обнажения состоят из сланцев, известняков и песчаников. Перекаты встречаются по всей реке. Она хорошо проходима на плотах.

Деревни расположены на высоких берегах в окружении красавцев-кедров. На пути встретятся деревни Урцево, Малый Раскат, Большой Раскат, Большой Кикус - здесь сельский Совет, школа, магазин. От Большого Кикуса Колва те-чет по широкой долине. Приняв справа значительный приток Вишерку, Колва сужается до 60-80 м и течет в узком коридоре между крутыми берегами.

Справа большое старинное село Богатыреве, за ним деревня Боец, получившая свое название от скалы, которая отвесной стеной поднимается на 60 м. Затем справа деревня Цепия (Дивья), за ней камень Дивий. В нем находится крупнейшая карстовая пещера Урала.

Об этой пещере знаменитый русский путешественник Н. П. Рычков писал в 1772 г.: "Сколько известно нам пещер, но ни в одной из них не видно, чтобы натура столь щедро источила в них редкости творения своего".

О Дивьей пещере издано достаточно литературы, поэтому нет необходимости ее описывать. Но многое в ней еще не изучено. Ежегодно исследователи открывают новые гроты и проходы. Общая длина исследованной части составляет 3240 м.

Около камня Дивий и заканчивайте свой маршрут. Отсюда 10 км до поселка Ныроб. Оттуда в Пермь можно улететь на самолете. Можно также сесть на автобус, идущий до пристани Рябинино, а от нее в Пермь курсируют теплоходы.

К Яйвинским тулумам

Протяженность пешеходного пути 69 км.
По реке Губь 26 км.
По реке Яйве 144 км. Продолжительность 18-25 дней.
Средства передвижения байдарка, надувная лодка, плот.
Лучшее время май, август - сентябрь.

Яйва - горная река. Начинается на южном склоне хребта Кваркуш, впадает в Каму слева. Длина реки 304 км. В вер-ховьях долина Яйвы неглубокая, берега покрыты елово-пих-товой тайгой, сосновыми борами и болотами. Весенний ледоход начинается около 25 апреля в нижнем течении и продолжается до 5-7 мая в верхнем. Самая высокая вода в весеннее половодье бывает около 20 мая. Осенний ледостав начинается с верховьев в середине октября.

г. КАРПИНСК - пос. КЫТЛЫМ- КОНЖАКОВСКИЙ КАМЕНЬ - ИЗБА ХУДОЖНИКОВ. 92 км.

Маршрут начинается с города Карпинска Свердловской области. До него добираться поездом. Город (бывший Бо-гословский завод) назван в честь Александра Петровича Карпинского - выдающегося советского академика, ypoженца города Красноуральска. Карпинск - современный растущий город с широкими улицами и площадями. Трамвайные линии связывают центр с железнодорожным вокзалом и рабочими поселками. Интересен городской парк культуры. "Зеленый остров" - так называют его жители. С территории парка видны отроги Уральского хребта.

Из Карпинска на рейсовом автобусе отправляйтесь в поселок Кытлым. Поселок со всех сторон окружают вели-чественные горы Северного Урала. На севере взметнулся к облакам Конжаковский камень - высшая точка Северного Урала (1569 м). Восточнее виден скалистый гребень Сереб-рянского камня (1305 м), на юго-западе - куполообразная вершина Тылайского камня (1470 м), на западе - громада Косьвинского камня (1519 м).

1 Косьвинский
13 Соколиный
14 Тихий
15 Вязовой Гарь

На востоке и юго-востоке цепью вытянулись гребни Васильевского (870 м) и Сухогорского (1201 м) камней, горы Семичеловечьей (1035 м) и Безымянной (1050 м), на юге возвышается гора Колпак (955 м).

Кытлым - типичный горный поселок, уральский Клондайк, как называли его раньше. С его историей можно по-знакомиться в музее, расположенном в Доме культуры.

В самом начале поселка находятся домики туристской базы, в них и устраивайтесь на ночлег. В Кытлыме запаситесь продуктами, так как первый магазин встретится только в поселке Усть-Сухая.

От поселка на перевал ведет тропа. По ней выйдете к лесной дороге. Сворачивайте направо и идите по ней до отворота, здесь из камней выложена стрела. Впереди услышите шум воды: небольшой крутой спуск - и вы на берегу стремительной речки Катышер. По левому берегу идите к перевалу. Вначале тропа вьется по заболоченной местности среди осин и берез. Постепенно начинается подъем. Под кам-нями журчат многочисленные ручейки, стекающие в речку Конжаковку. Часто приходится перелезать через могучие стволы упавших кедров, елей.

В 1771 г. академик И. И. Лепехин, путешествуя по Уралу, побывал на вершине Конжаковского камня. Вот как он описывает путь к нему: "Тропа завалилася огромными кед-рами версты на четыре, который завал жители ломом называют. Кедры сколь горделивы своей вышиной и плодом, столь в сих местах бывают подвержены падению. Каменистая почва, покрытая только наружным мхом и орошаемая подземными, из гор беспрестанно текущими ручьями, не дозволяет сим деревам углублять свои корни; и так они, не возмогши противиться бурям, исторгаются".

Тропа, описанная И. И. Лепехиным, вполне похожа на сегодняшнюю. Завалов на ней действительно много, но они не останавливают туристов, которые приходят сюда, чтобы полюбоваться уральскими далями с вершины Конжаковско-го камня.

Тропа приведет вас к перевалу "у избы художников" (так называют это место туристы). Когда-то художники, приехавшие сюда на этюды, построили себе домик. Теперь в нем останавливаются туристы. Дом без окон я пола, небольшой, около него всегда есть и кострище, и колья для палатки. В нескольких метрах внизу шумит быстрая Конжаковка с кристально чистой, холодной и вкусной водой.

От избы художников путь до перевала ясно виден. Тропа идет вдоль русла Конжаковки. Поднявшись на перевал, возьмите курс на запад к главной вершине хребта.

Массив Конжаковского камня сложен из трех скалистых уступов, представляющих огромные каменные россыпи. Вершину венчают несколько больших валунов, сваренная из труб небольшая пирамида, бюст В. И. Ленина и металлический ящик с завинчивающейся пробкой, куда вкладывают записки о восхождении туристские группы. Все это установлено туристами города Карпинска в честь 50-летия ВЛКСМ и столетия со дня рождения Ленина.

В ясный солнечный день вид отсюда изумительный. Вокруг на сотни километров темнеют лесные массивы, а над ними возвышаются вершины гор.

Очень метко охарактеризовал вид с Конжаковского камня уральский краевед Н. К. Чупин: "Красиво, величаво, но мрачно, угрюмо, бесприветно, совсем не то, что на Южном Урале, где горы производят какое-то приятное, жизнерадостное впечатление".

На севере виден Денежкин камень, западнее его хребет Кваркуш, совсем близко гора Буртым, восточнее Серебрянский камень, на юго-западе Тылайский камень, он закрывает собой гору Катышер, а за ним громада Косьвинского камня. На юго-востоке видны скалистые зубцы, похожие на развалины средневекового замка, - это камень Сухогорский и гора Семичеловечья. Внизу очертания поселка Кытлым.

Недаром туристы говорят: "Кто на Конжаке не бывал, тот Урала не видал!"

Долго на вершине не устоишь, погода здесь очень изменчива. Холодный дождь со снегом может начаться даже в самые жаркие дни.

ИЗБА ХУДОЖНИКОВ - ПЕРЕВАЛ - р. ВОСТОЧНЫЙ ТЫЛАИ - ХРЕБЕТ КЕДРОВЫЙ СПОЙ -р. ТЫПЫЛ. 36 км.

Отдохнув после восхождения, отправляйтесь в дальнейший путь, лучше всего с утра.

Вначале по старой тропе идите на перевал. На перевале - ровное плато с высокогорной растительностью, местами возвышаются нагромождения камней. Среди них берет начало река Северный Иов. Спускаться придется по ее руслу. Идти нужно очень осторожно: камни скользкие, шаткие. Там, где река поворачивает на восток, на левом берегу стоит охотничья изба. От нее возьмите курс строго на запад. Через 5 км начнется заболоченная тайга, затем выйдете к реке Восточный Тылай. Остановиться на ночлег лучше на правом берегу.

Тылай - правый приток реки Косьвы, образуется из Северного и Восточного Тылая. Течет в обрывистых берегах, неглубок, в русле много перекатов. От Восточного Тылая продолжайте луть на запад через невысокий водораздельный хребет и спускайтесь к реке Северный Тылай. Северный Тылай шире Восточного, но перейти его несложно, он мелкий.

За рекой начинается очень пологий подъем на хребет Кедровый спой, поросший березовым лесом. Постепенно бе-резняк переходит в хвойный лес, встречаются кедры. Горный кряж Кедровый спой вытянут с севера на юг. Он отделяет Тылай от реки Тыпыл. Вершина кряжа - камень Щучий (842 м).

С Кедрового споя спускайтесь к Тыпылу. Долина реки широкая, левый берег пологий, сильно заболоченный. Идти сложно еще и потому, что среди высоких кочек и камней протекают бесчисленные ручьи, образующие довольно глубокие, узкие каньоны. Здесь же встречаются старицы и озера. Тыпыл - горная река. Широкая, но мелкая, от неболь-шого дождя быстро прибывает. Поэтому по возможности не откладывайте переправу до следующего дня. Делайте это сразу.

Правый берег более возвышенный, сухой, найти подходящее место для ночлега не представляет труда.

р. ТЫПЫЛ-р. ЯЙВА-р. КАДЬ. 98 км.

От берега Тьшыла продолжайте двигаться по курсу 270-280°. Если будете (правильно придерживаться его, то вскоре придете к правому или левому истоку реки Губь, а там недалеко и до их слияния, откуда можно начинать сплав. На правом берегу Тыпыла хорошо просматриваются просеки, идти по ним легче. Среди леса много крупных камней - это самые южные отроги хребта Кваркуш. Преодолев их, спускайтесь прямо к небольшой горной речке Губь. Ее длина от слияния до устья всего 26 км. Течение очень стре-мительное, русло каменистое. При высокой воде река представляет сплошные перекаты и пороги. На реке резкие повороты с сильным прижимом к скалам. Губь служит хорошей тренировкой перед встречей с яйвинскими тулумами. Река знаменита еще и тем, что в ней водится много хариуса и тайменя.

Почти на всем протяжении реки долина узкая, но перед устьем она неожиданно расширяется. Остановиться луч-ше всего на левом берегу Яйвы чуть ниже устья Губи.

Яйва протекает в неглубокой долине с пологими склонами. Тайга подступает к самой реке - ширина русла 50- 60 м. Спокойные плесы чередуются с перекатами.

Здесь можно соорудить плот и после всех сложных переходов по горам Северного Урала отдохнуть, сплавляясь по реке.

Через 3 км слева в Яйву впадает река Абия, в устье ее можно сделать остановку и сходить на вершину горы. Гора невысокая, поросшая кедром, лиственницей я елью. Верши-на плоская. Весной здесь бывают глухариные тока.

Ниже Абии плесы сменяются глубокими перекатами. На левом берегу одна за другой небольшие залесенные горы: Красная, Плаксивая и Орлиное гнездо. Все они сложены из мелкозернистых кварцевых песчаников.

В этом месте река спокойная, пойма широкая. Часто встречаются острова, поросшие черемухой, рябиной, березой.

Яйва как бы накапливает силы, чтобы бросить всю мощь своего потока на каменные глыбы, которые станут преградой на ее пути.

Когда-то каменные глыбы окатились с утесов в русло реки и лежат в ней как попало. Вода, преодолевая их, пенится и шумит. На порогах тайга вплотную подступает к воде. Местами русло Яйвы сплошь завалено каменными глыбами самых разнообразных форм и размеров. Плот ведите вдоль левого берега. Первый тулум, Березовая голова, можно проходить сразу, перед остальными обязательно вначале сделайте разведку и только после этого вплывайте в кипящий поток. На 15-километровом участке тулумы имеют названия. За Березовой головой идут две Прорывинекие головы, Косая голова, две Белых головы, Медвежья голова и последний тулум называется Овраги.

Преодолев все каменные заборы, Яйва еще немного ворчит, а затем уже спокойно несет свои воды на юг. Вскоре слева покажется широкая долина. Это река Кадь - один из притоков Яйвы. После Кади Яйва становится многоводнее, глубже, чаще встречаются небольшие острова, на берегах и островах сенокосные угодья.

Привал разбивайте ниже устья Кади на левом берегу. Охотникам и рыбакам советуем прогуляться вверх по быстрому притоку Яйвы.

р. КАДЬ - пос. КАМЕНЬ - пос. ЯЙВА. 84 км.

Ниже устья Кади Яйва попрежнему красива. В русле встретятся острова Заболотный и Удбишные, за ними справа и слева по берегу тянутся известковые утесы Орловы. Вскоре слева покажется устье реки Чикман.

Слева за поворотом скала Долгииская, напротив ее поселок лесорубов Сухая. Здесь есть магазин, столовая, клуб, комната для приезжих, школа, почтовое отделение.

При необходимости отсюда можно уехать в поселок Камень.

Ниже Сухой слева видна скала Толстовская, за ней Яйва делает разворот на северо-запад, минуя большой остров Широковский. Следующий остров Хмелевой лучше пройти левой протокой, она быстрее. После острова придерживайтесь правого берега. Далее встретится остров Большой, справа впадает река Ульвич.

Здесь рекомендуем остановиться на дневку и сходить вверх по реке Ульвич. Река течет по горной долине, на берегах ее живописные скалы. В районе реки сильно развит карст, в сухое лето вода Ульвича местами уходит под землю. Последние 10 км, от притока Голубок, Ульвич течет в низменных берегах.

Ниже устья Ульвича правый берег Яйвы высоким кряжем спускается к воде. Здесь можно поискать неизвестные пещеры, соблюдая при этом, конечно, максимум осторожности.

Яйва огибает гору Заречная гарь и течет на юг. Справа небольшая деревня Гашкова, ниже ее серия островов. Русло сужается, по обоим берегам высятся известковые скалы, в них видны ниши небольших пещер. По левому берегу гора Кладуха, камень Минин, за ним последняя ливийская скала Крестовый камень с небольшой 10-метровой пещерой Крестовой. Вход в нее расположен на высоте 12 м над уровнем реки. Сбоку есть второй вход в виде щели. За Крестовым острова Ивановские. После них Яйва разливается по широкой долине.

Два плавных разворота - и на правом берегу, поросшем кедрами, деревня Ерзовка. Яйва по-прежнему течет прямо на юг. Правый берег высок и обрывист - это камень Долгий. В центре его есть две пещеры: одна длиной 32 м, дру-гая - 15 м. После острова Агафонов по правому берегу вытянулось старинное село Верх-Яйва. Оно возникло в XVIII в. в связи с открытием новой дороги в Сибирь. Сейчас это крупное село, центр сельсовета и колхоза имени С. М. Кирова. В селе есть почта, фельдшерский пункт, школа-интернат, клуб.

За селом Яйва меняет южное направление на западное и течет по широкой заболоченной долине. Через 5 км впадает река Чаньва - пещерная река, как ее зовут туристы. Только юными туристами Перми, Александровска и Березников здесь найдено и обследовано более пятидесяти пещер.

После Чаньвы увидите на горизонте горы. Через 3 км Яйва входит в ущелье между отвесными стометровыми скалами. Слева впадает небольшая речка Шалага, и сразу за ней острым утесом подходит к воде камень Родничный. Чуть ниже устья Шалаги в начале камня находится пещера Родяичная. Шатровский лог отделяет камень Родничный от Соколиного. В 1 км от реки в лоту в воронке вход в пещеру Шатровская, длина обследованной части 62 м. В Соколином также есть небольшая пещера. Вход в нее расположен на высоте 50 м над уровнем реки. В пещере всегда холодно, лед и снег не тают. Длина ее 32 м.

Сразу за Рудничным камнем по правому берегу начинает вырастать громада камня Тихого. Еще издали виден вход в пещеру, который находится на высоте 100 м. Пещера Тихого камня (Подъельничная) имеет каналообразную форму, длина ее 155 м.

Яйва, огибая камень Тихий, делает разворот на северо-запад. По левому берегу вытянулся Соколиный камень. Около него остров Соколий, за ним - Вязовый, против кам-ня Вязового. Вырвавшись из узкого скального прохода, Яйва снова разливается по широкой долине. За островом Кедровый увидите деревню Камень. В ней сохранились старинные деревянные дома. В километре от деревни одноименный поселок лесорубов. Здесь есть поселковый Совет, почта, клуб, средняя школа, столовая, магазины, баня. Отсюда можно уехать рейсовым автобусом в поселок Яйва.

Ниже поселка лесорубов русло Яйвы широкое, но течение по-прежнему быстрое. По обоим берегам хвойные леса, правый берег высокий, гористый. Через 4 км справа впадает река Ик. На этом же берегу высоко на горе нежилая деревня Сафонова гора. За ней поселок Вижайская база, возле которого через Яйву ходит паром.

Ниже но течению встретите серию островов, деревню Елово и вскоре за ней поселок Яйва - конечный пункт маршрута. Это молодой, быстро растущий поселок. Тут находится домостроительный завод, мебельная фабрика и Яйвинская ГРЭС, самая мощная тепловая станция Урала. В средней школе № 3 имени Ю. А. Гагарина интересный музей.

От железнодорожной станции Яйва возвращайтесь домой.

Кадь - кедровая река

Протяженность пешеходного пути 24 км
По реке Кадь 50 км.
По реке Яйве 84 км.
Продолжительность 10-12 дней.
Средства передвижения байдарка, надувная лодка, плот.
Лучшее время август - сентябрь.

Кадь - левый приток Яйвы, длина 76 км. Протекает в малонаселенной таежно-гористой местности. По берегам много скалистых выходов, которые опасны во время сплава. На всем протяжении реки в русле много камней. По берегам растут кедровые леса, так что туристы могут на-брать орехов.

г. КИЗЕЛ - пос. ЧИКМАН - р. КАДЬ. 51 км.

Из Кизела на автобусе доедете до поселка Северный Коспаш, затем на попутной машине в поселок Талый и от него по лесовозной узкоколейке в поселок лесников Скопкортиая. Здесь запаситесь продуктами и отправляйтесь к Чикману. До него есть две дороги: одна, старая, через деревню Верх-Березовка, другая - новая лесовозная, по ней можно уехать на попутной машине.

Другой вариант: от железнодорожной станции Яйва до реки Чивман есть дорога. Ехать по ней придется опять-таки на попутных машинах.

1 Косьвинский
16 Чердынский
17 Острый
18 Осленка

Чикман - нежилой поселок, расположен на левом берегу речки Чикман. В случае необходимости здесь можно переночевать. Переходите речку вброд и по старой Бабиновской дороге идите до деревни Молчан (15 км). Вначале дорога тянется (вдоль реки, затем поворачивает на восток и поднимается на плато - отроги Молчанского камня, а затем спускается к реке Чикман и идет до самой деревни.

В деревне Молчан расспросите тропу на реку Кадь. Тро-на идет на север, через 3 км она раздваивается. Одна идет на северо-запад к избе Исака, другая - на северо-восток к избе Саввы. Идите по любой. Обе они приведут на берег Кади.

р. КАДЬ - р. ЯЙВА. 50 км.

Приготовив все для сплава, начинайте путешествие по этой красивой, быстрой реке. От избы Саввы до избы Иса-ка Кадь течет на запад. Вскоре на левом берегу покажутся скалы. В русле около них нагромождения камней, проходите осторожно. Выйдя из скал, Кадь расширяется, минует друг за другом четыре больших острова, затем упирается в отроги Турлакова камня и поворачивает на север. Перед островом на правом берегу изба Исака. Здесь можно остановиться на отдых. Изба стоит на просеке, заросшей малиной.

Все время, пока Кадь течет на север, вдоль ее левого берега тянутся отроги камня Молчанского. Река стала значительно шире и глубже, часто встречаются острова. После правого притока речки Холуистая, в устье которой стоит старая охотничья изба, по левому берегу скалы. В реке один за другим тянутся пороги до правого притока речки Кедровая. После нее Кадь 2 км течет в узкой каменистой долине через тулумы.

После реки Плясовая (правый приток) Кадь постепенно поворачивает на запад, огибая с севера отроги Молчанского каймя. Течение поппрежнему быстрое, острова встречаются чаще. Тулумы тянутся вплоть до левого крупного притока речки Самара, берущей начало на самом Молчанском камне. Ниже ее устья охотничья изба.

Далее Кадь перемалывает Нижне-Кадьинские тулумы, затем принимает оправа речку Пожененную, делает почти замкнутую петлю и замедляет свой бег. Перед последними скалами еще 2 км течет в широкой долине и впадает в Яйву.

По быстрому Чикману

Протяженность пешеходного пути 15 км.
По реке Чикману 40 км.
По реке Яйве 53 км.
Продолжительность 8-10 дней.
Средства передвижения плот (май, сентябрь), байдарка, надувная лодка.
Лучшее время август - сентябрь.

Чикман - левый приток реки Яйвы, длина 55 км. Русло Чикмана очень извилистое, с крутыми поворотами и скалистыми берегами. Река горная, весной и в дождливую осень вода высокая, летом мелеет быстро. По всей реке хорошая рыбалка. Сплав рекомендуем начинать от деревни Молчан. (Смотрите описание подходов к реке Кадь).

д. МОЛЧАН - пос. ЧИКМАН - р. ЯЙВА. 40 км.

Деревня Молчан стоит в устье речки Молчанки, впадающей в Чикман. Располагайтесь чуть выше деревни на берегу Чикмана. Здесь найдете сухостойные деревья для постройки плота. Помните, что на участке Молчан - Чикман сплав на плоту возможен только в большую воду. В межень Чикман очень мелкий, в русле много камней, проплыть можно только на мелкосидящих судах.

Чикман на этом участке в большую воду очень быстрый, шириной до 25-35 м. Плавать здесь можно только в совершенстве владея техникой сплава по горным рекам. Чикман перерезает отроги Чикманского камня, берета крутые, залесеиные, скалистые. Справа впадают несколько мелких речек, слева - крупный приток горная река Полуденная. После нее Чикмам поворачивает на юго-запад. Затем, обогнув южные отроги Чикманского камня, река устремляется на северо-запад и принимает слева реку Сюзь. В устье Сюзи остановитесь, здесь всегда великолепная рыбалка. Ниже устья, на левом берегу, виден Сюзевский камень, в нем несколько небольших пещер.

Через 4 км после камня на левом берегу покажется поселок Чикман. В одном из домов можно остановиться на отдых. Окрестности поселка необычайно живописны, прогулка по ним доставит вам удовольствие.

Через километр после поселка Чикман принимает слева речку Талицу и вскоре делает очень резкий поворот на юг. Будьте внимательны, здесь сильный прижим к береговым скалам.

В нижнем течении Чикман течет в болотистых берегах. Часто попадаются длинные и прямые плесы. На плесах в ямах стоит таймень, а в заросших травой местах - щука. Здесь хорошая рыбалка спиннингом на блесну.

В километре от устья Чикман справа принимает небольшую речку Власье и впадает в Яйву.

Чаньва - река пещерная

Протяженность по реке Чаньве 30 км.
По реке Яйве 40 км.
Продолжительность 8-10 дней.
Средства передвижения плот, байдарка, надувная лодка.
Лучшее время июль - сентябрь.

Чаньва - левый приток Яйвы, длина 70 км. По всей реке крутые перепады высот. Русло проходит по глубокой скалистой долине. В прибрежных скалах и скалах-останцах в лесу есть много пещер, как известных, так и неизвестных.

Из Кизела на автобусе доедете в поселок Северный Коспаш. Здесь пересаживайтесь на попутную автомашину, идущую в поселок Талый (7 км).

Другой вариант. От железнодорожной станции Луньевка до поселка Талый на автобусе 7 км. Из Талого рабочим поездом по лесовозной узкоколейной железной дороге до-едете до поселка Новый. Он расположен на берегу реки Чаньвы. Здесь можно запастись необходимыми продуктами, построить плот и начать сплав по реке.

В 2 км от поселка на левом берегу Чаньвы несколько пещер, одна из них - Лабиринт - необыкновенно красива благодаря многочисленным сталактитам. Проходы и гроты ее вытянулись на 200 м.

Ниже, слева, в Чаньву впадает речка Коспаш. Вскоре на правом берегу покажется цепь живописных скал. Здесь от устья реки Черная на 2-километровом участке до реки Анюша находится более 20 пещер. Самая крупная и интересная из них - пещера Подземных охотников. Она находится ниже устья Черной в 40 м над уровнем воды. Длина ее более 100 м. Пещера двухъярусная. В пещере 6 гротов. Гроты Пыльный, Арктический, Хаотический, Снежный, Раздумий и Угольный соединяются между собой низкими проходами. В гроте Угольном туристами из города Александровска найдены большие обломки обгоревшего дерева вместе с костями животных. Здесь же обнаружены кремневые ножи древних охотников.

В устье речки Анюша расположен одноименный рабочий поселок. В нем можно приобрести продукты, необходимые для дальнейшего путешествия.

После Анюши на правом берегу Чаньвы встретится несколько небольших пещер, которые тянутся до ручья Горный - правого притока Чаньвы.

Слева Чаньва принимает речку Костанок, за ней, справа, речку Скопкортную, еще ниже, слева, речку Копижную, в устье ее советуем остановиться. Здесь среди леса в скалах из голубого известняка расположена Чаньвинская или Вогульская пещера. Прежде всего она поражает своими грандиозными размерами: высота ее при входе достигает 15 м, ширина - 27 м.

На протяжении многих веков, вплоть до середины прошлого столетия, местные племена вогулы (манси) справляли в пещере древнеязыческие обряды, связанные с жертвоприношениями духам-предкам. Предметами жертвоприношений служили как животные, так и разные вещи: шкурки соболей, схрелы, украшения, одежда.

Впервые о Чаньвинской пещере рассказал в своих заметках академик И. И. Лепехин. В 1771 г. он путешествовал в этих краях. В пещере он не был, но со слов местных жителей записал, что "есть пещера на реке Ценьве (Чаньва)", которая "завалена оленьими и сохатыми костями", и что "в сей пещере можно увидеть утлые деревянные болваны", которые изображали духов-предков.

В дальнейшем идолы были сожжены православным священником из села Верх-Яйва, и вогулы перенесли место жертвоприношений. В конце прошлого века ученый-краевед С. И. Сергеев произвел в пещере раскопки. На глубине 2 м было найдено множество предметов религии, украшения, оружия, домашняя утварь и монеты X-XI вв. В наши дни археологами установлено, что пещера служила священным капищем еще во времена верхнего палеолита. Под слоем древнего огнища, обнаруженного С. И. Сергеевым, найдено второе капище (двухметровый слой золы) и в нем - предметы эпохи новокаменного века.

Внешний облик пещеры почти не изменился со дня раскопок. Тот же огромный грот, открытый на севере, та же сводчатая задняя стена с естественным карнизом, старый жертвенный камень, на котором разрубались туши животных.

Посетители этой пещеры должны помнить, что она является единственным в своем роде памятником и ее надо беречь.

После осмотра пещеры продолжайте сплав. Чаньва делает неожиданные повороты, на которых очень сильный прижим к скалам, поэтому будьте внимательны. Слева Чаньва принимает речку Ветас, за ней, справа, речку Березовую. Здесь советуем остановиться, чтобы осмотреть пещеру Тайн. Для этого нужно берегом подняться вверх по Березовой 8 км до широкой (25-30 м) противопожарной просеки, идущей с запада на восток. В 50 м севернее просеки на склоне левого берега речки Березовой в известковых скалах видна огромная арка высотой 10 м и шириной 18 м. Это вход в пещеру.

Первую часть пещеры описал С. И. Сергеев, дальнейшие ее ходы и гроты детально обследовали юные спелеологи Скопкортинской школы.

В 1963 г. сотрудники Березниковского краеведческого музея проводили в пещере раскопки и обнаружили останки гигантских пещерных медведей. Ученые предполагают, что здесь было одно из древнейших святилищ Урала.

Сюда первобытные охотники приносили черепа убитых ими зверей и производили обряд захоронения. Этот обряд связан с почитанием сильнейшего из наземных хищников - гигантского пещерного медведя. В слое золы (толщиной больше метра) были найдены кремневые наконечники стрел и копий. Мощность слоя говорит о том, что жертвенный огонь поддерживался в святилище много лет.

Пещера хранит еще много тайн и ждет своих исследователей.

От Березовой до устья Чаньвы остается 19 км. На своем пути Чаньва принимает слева речки Исанка и Степановна, справа - речку Гаревая. Чаньва в этих местах очень красива: по берегам тянутся скалы. Река сильно петляет, но впадает в Яйву прямо и спокойно.

Дальнейший путь продолжайте по Яйве.

На озеро Нюхти

Протяженность 78 км.
Продолжительность 8-10 дней.
Средства передвижения байдарка, надувная лодка.
Лучшее время август - сентябрь.

Из Соликамска (от железнодорожного вокзала) добирайтесь на автобусе до села Татарское (48 км). От него 5 км до села Чигироб. Через село протекает речка Нел. Идите вдоль нее за околицу. Сплавляться можно с любого места. Речка небольшая, но глубокая, течет среди болот и сосново-елового леса. Через 10 км после села она слева впадает в реку Колынву. Плывите вниз по ней не более 5OO м. Справа в Колынву незаметно впадает ручей Исток. Поднимайтесь вверх по нему. Течение его медленное, ручей течет среди болот, русло его очень извилистое. Проплыв вверх по ручью 5 км, попадете в озеро Нюхти.
Озеро находится в заболоченной впадине между реками Колынва и Язьва. Площадь его 630 га, длина более 3 км, ширина 2,5 км.

Озеро неглубокое, в среднем 2 м, но местами и свыше 3 м. Дно сильно заилено. В озере водится щука, окунь, лещ и другая рыба, гнездится водоплавающая птица, а в окрестных лесах много грибов и ягод.

Лагерь лучше всего разбить на восточном берегу, так как западный берег низкий и заболоченный, поросший карликовыми сосенками. Осенью под ними расстилается ковер из красной клюквы.

Восточный берег более возвышенный, поросший высокими соснами. Дно озера с этой стороны песчаное и ровное.

Отдохнув на озере, возвращайтесь к устью Колынвы и плывите по ней вниз. В районе деревни Савина и села Губдор река близко подходит к тракту Красновишерск - Чердынь - Соликамск. В случае необходимости отсюда возможно уехать в любую сторону.

Но лучше проплыть 30 км по извилистой Колынве до ее впадения в Язьву. В устье расположено старинное село Нижняя Язьва.

Язьва - крупная река, текущая с западных склонов Кваркуша, имеет очень значительные притоки, впадает в Вишеру слева, преодолев 162 км.

От устья Колынвы до села Усть-Язьва 25 км, на пути попадется только одна деревня Федорцева.

От устья Язьвы Вишера делает 15-километровую излучину, на выходе из которой расположился поселок Данилов Луг. Ширина перешейка составляет 2 км.

От пристаней Усть-Язьва и Данилов Луг можно уехать на скоростном речном трамвае до Соликамска, Красновишерска или Рябинино.

Чусовая - жемчужина Урала

Протяженность 360 км.
Продолжительность 18-25 дней.
Средства передвижения плот, лодка, байдарка, резиновая надувная лодка.
Лучшее время май, июль - сентябрь.

Чусовая - самая живописная река Среднего Урала. Величественная панорама высоко взметнувшихся береговых утесов, необозримые леса, бурные перекаты, спокойная гладь плесов - все это оставляет неизгладимое впечатление.

Причудливо извиваясь в скалистых берегах, Чусовая стремительно ("чус" - быстрый, "ва" - вода) несет свои воды через Уральский хребет. На своем пути река пересекает несколько горных цепей, образующих красивые прибрежные скалы-камни. Опасные камни, о которые разбивались барки, народ и прозвал "бойцами".

Уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк в своем очерке "Бойцы" так описывает Чусовую: "Главную красоту чусовских берегов составляют скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным утесистым гребнем. Некоторые из них совершенно отвесно подымаются вверх сажен на шестьдесят, точно колоссальные стены какого-то средневекового города; иногда такая стена тянется по берегу на несколько верст.

Представьте же себе размеры той страшной силы, которая прорыла такие коридоры в самом сердце гор! Все эти сланцы и известняки теперь представляют сплошные отвесные громады буро-грязного цвета с ржавыми полосами и красноватыми пятнами. В некоторых местах горная порода выветрилась под влиянием атмосферических деятелей, превратившись в губчатую массу, в других она осыпается и отстает, как старая штукатурка. На некоторых скалах вполне ясно обрисовано расположение отдельных слоев; иногда эти слои идут в замечательном порядке, точно это работа не стихийной силы, а разумного существа, нечто вроде циклопической гигантской кладки. Разорванный верхний край этих скал довершает иллюзию. Пронеслись тысячи лет над этой постройкой, чтобы разрушить карнизы, арки и башни".

Чусовая берет начало на восточном склоне Среднего Урала, в Челябинской области. Длина реки составляет 592 км. В связи с созданием Камского водохранилища нижняя часть долины Чусовой оказалась затопленной на протяжении 153 км от устья. Ширина реки на участке нашего маршрута измеряется от 60 до 300 м.

На реке много мелких перекатов (местное название - переборы), они легко преодолеваются. Дно Чусовой в основном каменистое, покрыто хорошо скатанным галечником. Но в русле попадаются и крупные валуны, иногда торчащие над водой. (Подводные камни на Чусовой называют "ташами").

Уровень воды резко меняется. Иногда в дождливое лето река поднимается на 4-5 м. Ледоход начинается в конце апреля.

Река сильно петляет, но общее направление северо-западное.

По реке проходит Всесоюзный лодочный маршрут № 58 от Кауровско-Слободской туристской базы до города Чусового.

О Чусовой написано немало книг, поэтому мы отметим лишь наиболее интересные места реки. Для удобства ориентировки камни обоих берегов перечислены все.

ст. КАУРОВКА - с. ИЛИМ. 125 км.

1 Слободской
88 Бревенник
89 Гладкий
90 Илимский

От железнодорожной станции Кауровка до Чусовой совсем недалеко. Те, "то решил плыть на байдарках и надувных резиновых лодках, могут начать сплав прямо отсюда. А тем, кто предпочитает плоты, необходимо пройти пешком (6 км) через деревню Слобода и турбазу Кауровско-Слободская к деревне Каменка. Около нее сооружайте плот для сплава.

От поселка Кауровка Чусовая, сделав большую петлю, подходит к скалам Собачьи Ребра, на вершине которых расположена туристская база.

Ниже базы на правом берегу камень Георгиевский, за ним камень Часовой. Еще ниже на левом берегу камень Бобинский, а на правом - Левинский.

Через 10 км от базы слева впадает речка Каменка, в устье которой расположена одноименная деревня.

В те времена, когда на Урале не было железных дорог, всю заводскую продукцию вывозили на берег Чусовой к пристаням: Каменка, Трека, Старая Утка, Сулема, Кын, Усть-Утка, Верхняя Ослянка. Здесь строили барки, загружали их изделиями заводов и сплавляли в весеннее половодье к Перми.

В середине апреля к пристаням реки Чусовой стекались крестьяне из ближних я дальних деревень, чтобы заработать несколько рублей и к весеннему севу вернуться домой.

На высоком берегу среди низких домов выделяется двухэтажный особняк с верандой, в котором прежде помещалась караванная контора траспортного общества "Нептун". Этот дом и пристань Каменка описаны Д. Н. Маминым-Сибиряком в очерке "Бойцы".

В устье Каменки до сих пор видны остатки прежней плотины, через шлюзы которой барки выплывали из небольшого пруда в Чусовую.

За Каменкой село Нижнее. Здесь можно пополнить запасы продуктов. Напротив села красивый камень Шайтан. Когда-то в период сплава камень был опасен, поэтому его так и назвали. Пожалуй, ,ни на одной реке Урала .нет таких метких названий береговым скалам, как на Чусовой. Называли их по схожести с чем-то или кем-то, но чаще всего - по их "бойцовым" качествам (Разбойник, Черт).

За селом справа камни Маньков и Сенькин, а за ними на повороте наклонился над водой камень Висячий. На следующем повороте слева высится боец Сокол.

Перед самой деревней Трека увидите камень Корчаги, напоминающий опрокинутую глиняную посуду. В этой группе скал пласты известняка поставлены почти вертикально или изогнуты дугой. Недалеко от устья речки Трека видны остатки старой плотины.

Ниже деревни на правом берегу небольшой камень Ершик, почти напротив него сильно залесенный камень Боярин, за ним, справа, 35-метровый камень Высокий. Сразу за ним начинается длинный плес, который заканчивается быстрым каменистым перебором Ревень.

Надо сказать, что в XIX в., когда Чусовая была единственной дорогой в центр России, русло реки очищали от опасных подводных камней, а выступающие в воду скалы, которые мешали сплаву, взрывали. Сейчас на реке опасных подводных камней нет.

За Ревенем справа камень Талицкий. За ним река делает петлю. По левому берегу излучины серия камней Гребешки, справа камки Сибирский м Курочка. Затем Чусовая подходит к живописному камню Заплотный, вытянувшемуся на 200 м вдоль левого берега.

Справа камни Софроницкий, Синий, за ними Темняш, сложенный из сланцев темного цвета. Миновав еще несколько камней, подойдете к длинной почти отвесной стене бойца Винокуренного. Около него отличное эхо. С вершины камня открывается широкая панорама долины реки. Камень считается неприкосновенным памятником природы.

Перед поселком Староуткинск справа невысокий обвалившийся камень Красенький, слева безлесный камень Богатырь. Рабочий поселок Староуткинск был основан в 1729 г. в связи с постройкой чугуноплавильного и железоделательного завода. Здесь осмотрите Староуткинский пруд, совершите экскурсию на завод, выпускающий чугун и шлаковату.

За поселком слева камень Слизный. После него река поворачивает. На повороте боец Бражкин, который переходит в Висячий камень, а на левом берегу камень Дыроватый. От него река делает плавную почти замкнутую по кругу излучину. На выходе из нее слева увидите камни Ямный и Сокол, а на правом берегу - боец Балабан, поднимающийся сплошной каменной стеной на 35 м. За ним полосатый, расписанный изогнутыми пластами известняка камень Сенькин. Слева отвесно поднимается камень Боярин. Под камнем есть пещера-грот. Сразу за Боярином начинается длинный плес Волчник. Слева из-за леса виден камень Пестерьков.

Чусовая перед лесистой горой Сташкова меняет направление с восточного на северное. Гора Сташкова сложена из песчаников светло-серого, местами красно-бурого цвета и глинистого сланца. Любители-геологи смогут собрать здесь интересную коллекцию песчаников. От горы на всем протяжении плеса в русле немало подводных камней. В конце плеса справа впадает речка Дорониха, напротив ее над лесом возвышается камень Танькин.

Ниже деревни Родина (нежилая) на левом берегу один из красивейших камней - Максимовский, распавшийся на отдельные столбы. За ним идет двадцатиметровый камень Шило, ниже камень Щелеватый с рядом мелких пещер. Затем Чусовая подходит к опасному бойцу - Мосину камню. Он поднимается над водой массивной глыбой, далеко вдвинутой в русло. Раньше этот боец, стоящий яа повороте, был очень опасным. Немало барок разбилось о его нос во время сплава.

Ниже на левом берегу камни Гардым и Шайтан, за ними село Чусовское. Прежде оно называлось Старо-Шайтан-ским заводом, так как здесь, в устье речки Шайтанки, в 1727 г. был построен завод. Рабочие Старо-Шайтанского завода неоднократно восставали против жестокой эксплуатации заводчиков Демидовых, а в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева вступили в его отряды. Теперь от завода остались полуразрушенные здания да шлюз ниже плотины, в котором загружались барки.

В селе находится сельсовет, центр колхоза "Новая жизнь", есть почта, магазины.

От Чусовского река несет свои воды через перебор на камень Могильный (справа) и камни левого берега - Камешек, Еловый, Бычок. После Бычка река поворачивает сначала влево, потом вправо и подходит к камням Черным, за которыми круто поворачивает влево и течет некоторое время почти в обратном направлении. На правом берегу камень Нотихинский, на левом - Свинуки (Петушки). Река делает излучину. Здесь находятся: слева гора Высокая, справа камня Сарафанный, Худой, за ними деревня Мартьяново.

Сразу за деревней камень Востренький, к нему примкнул камень Палатка. Чусовая загибает влево, описывая почти полную окружность длиной 5 км, - это Мартьяновская излучина. Между камнями Палатка и Перевалочным, замыкающим эту окружность, расстояние всего 80-100 м.

Слева камни Глухой, Еленкин, Малый Владычный, Большой Владычный с каменными башнями на вершине, а справа, у самого перевала, камень Яга. В излучине шумным каскадом впадает в Чусовую речка Каменка.

Камень Перевалочный является памятником природы. Он сложен известняками, заросшими сверху буро-оранжевыми лишайниками. Тридцатиметровая стена камня напоминает развалины средневекового города.

За Перевалочным над Чусовой встают камни Гамаюченский (слева), Ямоватый (справа), в нем есть .несколько пещер. От него Чусовая поворачивает на запад. Слева к воде наклонился небольшой боец Лысан, за ним боец Печка (Омутной). Чусовая здесь замедляет свой бег, образуя глубокий омут. У самой воды в камне виден грот.

Сразу же за Печкой идет камень Присанный, а чуть ниже, на правом берегу, камень Пещерный. К пещере с берега ведет крутая тропа.

Напротив деревни Волегово поднялись сорокаметровые каменные столбы, разделенные, глубокими расщелинами. Боец Гребни считался одним из наиболее опасных камней. Гребни его обращены против течения Чусовой.

За деревней более чем на километр тянутся по правому берегу бойцы Волеговы. За ними Чусовая делает поворот, в излучине камни: Лысан (слева), Копна (справа), Игла, Синенький, Темняш (слева). От последнего река делает поворот влево. Здесь на правом берегу поднимается на высоту 60 м камень Высокий, представляющий собой сплошную стену из вертикально поставленных слоев известняка. Подняться на вершину можно по залесенному склону. Вокруг камня и на вершине много черники и брусники.

Ниже камня мелкий перекат, русло сужается. Слева среди березового леса выступают скалы камня Узенького. Во времена сплава из-за узости реки и резкого поворота этот камень также был одним из опасных.

За поворотом находится камень Мостовой, от него основная струя бьет на правый берег, где перед камнем Ершик много обвалившихся крупных камней.

За Ершиком река расширяется, на левом берегу стоит камень Бревенник, представляющий собой семь отдельных групп камней. Камень сильно разрушен, обвалившиеся глыбы образуют в русле перекат.

Чуть ниже его на правом берегу камень Гладкий, за ним в километре длинный камень Кумашный. От него Чусовая поворачивает на юго-запад и образует трехкилометровый

Илимский плес. Течение очень медленное. Дно местами заросло травой. В конце плеса камень Илимский (слева) и сразу за устьем речки Илим одноименное село. Позади 125 км

В 17 км от села находится железнодорожная станция Илим.

с. ИЛИМ-пос. КЫН. 100 км.

91 Тюрик
145 Воробей
146 Денежный
147 Гребешок

Участок Чусовой от Илима до Кына считается самым живописным.

За селом Чусовая, пройдя длинный перекат, подходит к камню Тюрик (справа), за ним слева камень Журавлик, а в самом повороте реки камень Пленичный (справа). Затем Чусовая делает излучину, на левом берегу остаются камни Холостяк, Песьянов, справа камень Гребни, от которого тянется длинный Сулемский плес до села Сулем-центра Илимского сельсовета. Здесь есть почта, магазины. Ниже села Чусовая принимает справа реку Сулем, За устьем длинный перебор с ташами. Река расширяется, остров Большой Паклин лучше проплыть полевой протоке. Напротив острова камень Паклин, за ним, также на левом берегу, камень Гилевский и остров Гилев. Обе протоки судоходные. За Гилевым Чусовая течет почти по прямой до деревни Романова. За деревней на правом берегу увидите невзрачный с виду камень Романов. Он подлежит охране, как памятник природы. Камень очень интересен в геологическом отношении. Дело в том, что он сложен из известняков двух возрастов, причем известняки более старые (девонские) в результате движения земляных пород оказались поверх известняков более позднего происхождения (каменноугольных). Пласты на камне сильно изломаны. По внешнему виду камень напоминает перевернутую ватрушку с творогом.

Далее Чусовая делает две полузамкнутых петли, в них подряд идут шесть островов Шятиковых, за ними слева камень Зимняк, немного ниже на правом берегу камень Афонины Брови. Сильно изогнутые складки горных пород создают впечатление двух огромных бровей. Лучше всего их можно увидеть с левого берега. Затем идут остров и камень Толстик, за ними остров Кирин, обойдите его левой протокой (в малую воду он соединяется с правым берегом). Ниже острова разрушенный временем камень Могильный, под ним видно кладбище села Усть-Утка.

Село Усть-Утка (Межевая Утка) расположено на правом берегу в устье реки Межевая Утка. Здесь была самая крупная на Чусовой пристань. В селе есть сельсовет, почта, магазины.

Река Межевая Утка стекает с Уральских гор. Когда-то она разделяла владения заводчиков Демидовых и Яковлевых, оттого и получила название Межевой.

Ниже села на правом берегу возвышается гора Красная, которая обрывается к реке камнем Красным. За ним длинный перебор, в конце его на левом берегу камень Желтый.

Отсюда Чусовая делает излучину, в конце ее камень Харенки, за ним деревня Харенки (справа), напротив ее камень Кривуша.

Далее Чусовая делает крутой поворот на запад, а дальше начинается самый коварный Кашкинский перекат. Русло в этом месте узкое, падение уровня воды на протяжении 426 м составляет 2,7 м, поэтому вода идет по перебору с большой скоростью и прижим к камням здесь сильный. Во времена сплава это .место считалось самым опасным.

Справа камень Голубята, за ним несколько островов и деревня Кашка. От деревни до поселка Кын начинается самая красивая часть маршрута.

Ниже Кашки перебор продолжается. В реке много больших надводных и подводных камней. Рулевому надо быть очень внимательным. Старайтесь от устья реки Кашки идти по середине реки, по главной быстрой струе, чтобы вас не прижало к камню Дождевому (справа). Река здесь делает поворот, слева камни Голубчики, за ними залесенный камень Печка.

За камнями Чусовая снова меняет направление. На самом повороте боец Омутной. Он поднимается прямо из воды на высоту 75 м. Ниже по течению высится над лесом камень Зубец.

Чусовая делает здесь крутой поворот, по левому берегу более чем на километр растянулся красивый боец Дыроватый. Порой его каменная стена достигает 80 м в высоту. Она сложена из наклонно поставленных пластов известняка. В камне три пещеры. Вход в самую большую находится в отвесной скале на 15-метровой высоте.

За камнем снова перебор и остров Дыроватый, проходите любой протокой. За островом поворот, из-за которого сразу же надвигается камень Олений. Камень отвесно обрывается к воде. Длина его около километра, высота 75 м. С воды камень похож на несколько громадных бастионов. По преданию, с вершины этого камня бросился в воду загнанный охотником олень. Отсюда и название.

Оправа от камня на вершину первого бастиона уходит тропа. С вершины открывается изумительный вид на долину реки, ее камни и прибрежные леса. Центральная часть камня напоминает фигуру трубящего, запрокинувшего рога оленя. Может, еще и поэтому камень назвали Оленьим. Ниже камня перекат, слева Вогулинская гора, обрывающаяся к Чусовой небольшими скалами. Справа рабочий поселок Еква, здесь есть магазины, столовая. За поселком виден камень Собачий. Его от вытянувшихся на 2 км скал Собачьи камни отделяет речка Тимошенка. После скал река резко поворачивает на север. Слева камень Синий, за ним причудливые скалы камня Конек, и в Чусовую впадает река Чизма.

Вскоре на левом берегу деревня Пермяково, напротив невысокий залесенный камень Пермяков, за ним остров Писаный. Миновав его и повернув влево, река течет мимо камня Писаного. Раньше камень был опасным, о его каменные ребра не раз разбивались барки.

Заводчик Никита Демидов приказал высечь на отвесной Оскале камня длинную надпись о своем рождении. Сейчас стена сильно заросла лишайником, поэтому надпись плохо видно. На другом берегу стоит двухметровый каменный крест тоже в честь рождения Демидова. На нем высечено:

"1729 года сентября 8 дня на сем месте родился статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова сын Никита, статский советник и кавалер святого Станислава. Поставлен оный крест на сем месте по желанию ево 1779 года майя 31 числа".

А на обратной стороне креста другая надпись: "Здесь родился эксплуататор трудового народа". Слова эти появились на кресте не позднее 1929 г.

После небольшого перебора Чусовая делает поворот, и слева начинается камень Столбы. Он тянется на 400 м, высота двух совершенно круглых известняковых столбов 50 м. На одном из столбов видно глыбу, напоминающую издали сгорбившуюся над книгой старушку. Этот столб так и называется Старушка. Другие столбы напоминают развалины какой-то циклопической постройки.

После острова Самарский на правом берегу стоит широкий и приземистый камень Самарский. После него Чусовая входит в пределы Пермской области.

Здесь Чусовая течет почти по прямой. За островом Осиновым справа камень Осиновый с небольшими пещерами. Камень высок, но сильно разрушен временем, стены его покрыты пятнами бурых лишайников.

Ниже по течению слева тянется невысокая длинная стена камня Пластинки, еще ниже - огромная скала, сложенная из дугообразных пластов известняка, - это камни Журавлик, Дуга (справа) и слева камень Сплавщик. Дальше Чусовая поворачивает влево, и на правом берегу возникает величественный боец Дужный. Высота его 70 м. По всему камню проходят известковые слои, выгнутые в правильную дугу. Отсюда и название камня.

От камня Дужный Чусовая делает излучину в виде латинской буквы 8. Ширина между перешейками обеих излучин очень небольшая.

За Дужным сразу идут камни Ростучий и Коврижка, напротив них сорокаметровая скала Новикова камня, еще ниже, слева, камни Котелни, Кобыльи Ребра.

Чусовая делает вторую излучину. На правом берегу колоссальные каменные стены камня Ростун. Высота его 100 м. На вершину камня уходит тропа. С него открывается великолепный вид. Впереди .видна серебристая лента реки Серебрянки и домики деревни Усть-Серебряная, что расположена ниже устья, на берегу Чусовой.

Серебрянка - крупный приток Чусовой. По ней к перевалу через Уральский хребет шел Ермак со своей дружиной.

От деревни Усть-Серебряная Чусовая делает два поворота, на втором слева видна скала Юрта треугольной формы, ниже ее остров, проходите по любой протоке. На левом берегу деревня Веселый Луг, ниже ее на противоположном берегу камень Желтый. Название получил из-за желтых пластов известняка.

На следующем повороте круто опускается к реке ровными плитами камень Плита. Небольшой перебор Хороший, справа Красная гора, за ней снова поворот и в русло далеко вдается боец Темняш.

За Темняшем Чусовая поворачивает на восток. Впереди (справа) камень Кирпичный, напоминающий средневековую крепостную стену. Ниже его невысокий столбообразный камень Коробейный.

За камнем начинается новая излучина. Здесь стоит камень Печка. Назван он так потому, что в нем есть ниша, напоминающая чело русской печки. Во времена сплава этот камень был опасен тем, что от него сильная струя выносила барки на утесы камня Великана, который начинается во всей своей красе сразу за поворотом реки. Он вытянулся более чем на 2 км вдоль правого берега. На 125 м поднимаются прямо из воды пласты камня. Под Великаном очень глубоко. Подняться на него можно по тропе, что начинается в конце камня.

На левом берегу невысокий камень Воробей, чуть ниже, напротив, Денежный камень, а за ним на повороте старинный поселок Кын, или, как его звали по-старому, завод Кын.

пос. КЫН-г. ЧУСОВОЙ. 135 км.

148. Стеновой
193. Б. Глухие
194. Гребешок
195. Б. Глухие

Поселок Кын возник в 1760 г. вместе с железоделательным заводом. Основной движущей силой на заводе, как и на других заводах Урала, была вода. Река Кын (в переводе с коми-пермяцкого языка означает "холодный") была преграждена плотиной. Постройки завода и остатки плотины сохранились до наших дней, но пруда, что красиво разливался между гор, сейчас нет.

В 1864 г. в заводском поселке возникло первое в России кооперативное общество потребителей: об этом говорит

В центре поселка стоит памятник павшим борцам за Советскую власть. В годы гражданской войны за завод Кын шли упорные бои. В районе поселка и станции Кын в октябре 1918 г. держала оборону Особая бригада 3-й армии. Положение здесь было тяжелым. Тогда на помощь нашим войскам был переброшен Камышловский полк под командованием Б. Швельниса. Решительным штурмом полк овладел заводом Кын, который охраняли три белогвардейских полка. Отсюда бойцы совершили марш-бросок к станции Кын и после упорного боя взяли ее.

В поселковом клубе осмотрите стенды музея, посвященные земляку Алексею Новикову, совершившему подвиг в дни героической обороны Брестской крепости. Одна из улиц поселка носит имя Алексея Новикова.

Из поселка до железнодорожной станции Кын 15 км, туда регулярно ходят автобусы.

Дома поселка вытянулись вдоль берега Чусовой. Над огородами возвышается камень Гребешок.

Ниже поселка на правом берегу камень Стеновой, напротив его впадает речка Кынок. Здесь можно остановиться на привал. Вода в речке холодная и чистая. Под камнем неплохая рыбалка.

За очередным поворотом реки слева несколькими массивными глыбами поднимается камень Мултык. За ним Чу-совая снова уходит в пределы Свердловской области. Первый камень на ее территории - Востряк. Он выступает навстречу течению двумя острыми ребрами. Здесь Чусовая снова близко подходит к камню Великану, который вы уже миновали. Ширина перешейка не более 600 м, а излучина реки 10 км.

Ниже начинается длинный пятикилометровый Бабенский плес, в конце его остров и деревня Заречная (Бабенка). Ниже снова остров и деревня Ялунина (справа), а слева на повороте стоит камень Сосун, сложенный из темно-серого и темно-коричневого сланца.

Чусовая течет на юг до небольшого камня Стерляжин, слева. На повороте залесенный камень Омут. Около него шумный перекат Стерляжий, после которого Чусовая течет 8 км по прямому лесистому коридору. На пути попадется деревня Луговая (Копчик), затем Коноваловка. Здесь крупный остров, проходите его слева и останавливайтесь на отдых в устье реки Сылвица.

Тут еще сохранились огромные быки недостроенного моста и развалины Коноваловского завода. В 1915 г. по распоряжению царского министра Коновалова здесь стали строить крупный казенный лесопильный завод. Со станции Кушва была подведена узкоколейная дорога. Но в 1916 г. строительство завода было прекращено. Этому способствовали владельцы частных уральских заводов, которые оказались сильнее царского министра.

В устье Сылвицы камень Сылвенский, за ним Антонов камень, чуть ниже речка Ермаковка и 30-метровый камень Ермак. В нем виден вход в небольшую пещеру. Попасть в нее можно только при помощи крепкой веревки. Около камня хорошее эхо, и раньше сплавщики не упускали случая окликнуть здесь Ермака, веря, что он сам откликается на их зов.

Ниже камня скала Котел, по форме напоминающая опрокинутый котел. После него Чусовая уже окончательно входит в пределы Пермской области.

Дальше слева камень Темный, затем Малый Стрельный. Чусовая делает крутой поворот, справа в нее впадает речка Большая Свадебная, в устье ее небольшой камень Свадебный. Затем начинается Свадебный перебор, в конце его слева камень Большой Стрельный. Справа впадает речка Малая Свадебная, за ней камни Веер и Печка, к последнему примкнули дома нежилого поселка Чизма.

От него Чусовая течет прямо почти 5 км. Справа впадает речка Бетька. Чусовая поворачивает влево, огибая зеленый Круглый мыс. За ним длинный перебор Цветники. На переборе остров Костоватик, обходите его справа.

Далее после очередного поворота встретится остров Ку-мыш, в его протоках небольшие переборы. За островом слева впадает река Кумыш - здесь хорошая рыбалка.

Мамин-Сибиряк, описывая Чусовую в очерке "Бойцы", устами лоцмана Савоськи говорил: "Больно работы много за Кумышом, да и место бойкое... Тут нашему брату, сплавщику, настоящее горе. Бойцы щелкают наши барочки, как бабы орехи. По мерной воде еще ничего, можно пробежать, а как за пять аршин перевалило - тут держись только за землю. Как в квашенке месит".

И дальше Мамин-Сибиряк пишет: "Бойцы, расположенные за деревней Кумыш, представляют последнюю каменную преграду, с которой борется Чусовая. Старик Урал напрягает здесь последние силы, чтобы загородить дорогу убегающей от него горной красавице. Здесь Чусовая окончательно выбегает из камней, чтобы дальше разлиться по широким пойменным лугам".

За деревней Кумыш (сейчас нежилая) на правом берегу виден небольшой камень Горчак (до того, как взорвали его далеко выступающий в воду гребень, камень был очень опасен). За Горчаком Чусовая поворачивает сначала влево, затем вправо. Здесь длинный, глубокий перекат, в конце его, на крутом повороте, поднимается слева боец Молоков. В большую воду у камня образуется белая пенистая струя, отсюда и название. Выступающие в воду гребни камней Молоков и Разбойник были взорваны после 1877 г., когда о них в один день разбилось 23 барки и утонуло более ста человек. Сейчас эти камни опасности не представляют.

От камня Молоков уклон реки виден на глаз. Справа на повороте небольшим утесом выглядывает из-за леса камень Кликунчик, ниже его последний боец Разбойник.

Перед Разбойником стоит остановиться, чтобы осмотреть сам камень. Он поднимается всего на 25 м и увенчан заостренным гребнем. На его вершину нетрудно взобраться по крутому склону с правой стороны. Ниже его находятся небольшие скалы Пять Братьев.

После них река сразу становится шире. Чаще встречаются заливные луга. Впереди пятидесятиметровый боец Отметыш. Он также считался опасным, поэтому и получил такое название. Его камни выходят далеко в русло от правого берега.

Ниже его Чусовая делает двойной поворот, слева камень Корова, а справа - Коврижка, за ними камень Щит.

После двухкилометрового плеса справа в лесу возвышается камень Воронки, ниже - гора Рассольная, за ней камни Гнутый, Башня, Гусельный. За небольшим перекатом, слева камни Кобыльи Ребра, Сосун, справа Дыроватые Ребра, в которых есть пещеры.

Напротив камня Койвинского расположен поселок лесозаготовителей Усть-Койва. Он живописно растянулся вдоль правого берега. Здесь есть поселковый Совет, почта, магазины, столовая.

Ниже поселка Чусовая принимает реку Койву и сразу за ее устьем поворачивает налево. На повороте поднимаются справа камни Красный и Таш. На следующем повороте камень Шахов, напротив него впадает речка Поныш. По обе стороны устья высятся скалы камня Поныш.

Здесь стоит остановиться, чтобы пройтись вдоль реки Поныш. Она течет по очень красивой долине, зажатой скалами с обеих сторон. На реке хорошая рыбалка.

Ниже Поныша Чусовая течет прямо, справа увидите поселок Створ, за ним камень Печка. В камне есть глубокая пещера, которая заканчивается подземным озером.

Слева идет камень Плакун (Баюн), в нем заметен большой грот, попасть в него можно только с воды.

Затем Чусовая справа огибает гору Алебастровую, на выходе из излучины камень Шайтан. Километром ниже на левом берегу тремя скалами поднимается камень Медвежка. За ним река круто поворачивает и выходит к камню Гладкий. За камнем небольшой перекат, справа обратите внимание на речку Большая Глухая. Она вытекает из глубокого \небольшого карстового озера, длина ее около сотни метров, но течение очень быстрое, после дождя перейти реку вброд трудно.

За речкой начинаются камни Глухие. Чусовая течет в последнем на своем пути каменном коридоре. По левому и правому берегу поднимаются камни Большие Глухие.

Ниже Больших начинаются камни Малые Глухие, расположенные на обоих берегах Чусовой. После камней долина реки значительно расширяется. Началась зона отдыха трудящихся города Чусового. Слева последний камень Гребешок. Правый и левый берег реки очень высокие, на них видны дома, это уже пригород Чусового.

Маршрут можно закончить около перевоза. От него недалеко до железнодорожного вокзала.

Город Чусовои был основан в середине XVI в. Строгановы построили здесь металлургический завод. Сейчас Чусовои - крупный индустриальный центр Западного Урала. Здесь развита металлургическая промышленность и промышленность строительных материалов, имеется крупный железнодорожный узел. Об истории города я края расскажут экспонаты краеведческого музея, расположенного на центральной улице Ленина.

По шумной Усьве

Протяженность 243 км.
Продолжительность 12-18 дней.
Средства передвижения плот, байдарка, надувная лодка.
Лучшее время май - сентябрь.

Усьва - правый приток Чусовой. Длина реки 266 км. Она берет начало на восточном склоне горы Хариусной. В верхнем и среднем течении по берегам Усьвы много камней. На всем протяжении реки насчитывается около двухсот перекатов. Есть два участка с порогами. Не случайно на языке коми-пермяков "усьва" означает - падающая с шумом вода. Весной Усьва, как и все уральские реки, хороша для сплава, в летнее время порожистые участки сильно пересыхают. Основная рыба в реке хариус, таймень, язь, голавль, в нижней части - щука и другие породы рыб.

Для путешествия по горной красавице Усьве можно предложить несколько вариантов.

ст. ВИЖАЙ - пос. СРЕДНЯЯ. УСЬВА - р. ПОРОЖНАЯ. 45 км.

Добраться до реки Усьвы не сложно. По железной дороге езжайте до станции Вижай и сделайте пересадку на поезд, идущий до поселка Средняя Усьва. В поселке работает крупный деревообрабатывающий комбинат. Есть поселковый Совет, почта, школа, клуб, магазин и столовая.

От Средней Усьвы сплав на плоту возможен только в большую воду.

Сразу за поселком можно начинать сплав на байдарках и лодках. Плавание по Усьве при большой воде имеет свои особенности. Надо помнить, что при поворотах вода сильно подмывает берег, деревья падают в воду и создают естественные препятствия, а иногда и заломы. Все это создает определенную опасность.

Первые 30 км пути Усьва течет в крутых берегах. Русло петляет, на реке немало крутых поворотов с сильным прижимом к берегу. В межень этот участок сильно мелеет, скорость течения падает до 0,7 м/сек. Перекаты встречаются часто. Притоки впадают здесь справа: речки Копчик, Огаревка и Сурья.

Если до Сурьи Усьва течет на север, то после она поворачивает на запад. Отсюда до правого притока Березовки идет серия Сурьинских перекатов. За Березовкой Усьва стала значительно полноводнее и шире. В устье речки Большой Язь расположена нежилая деревушка Нижняя Усьва. Чуть ниже впадает речка Малая Язь. Здесь хорошая рыбалка.

Река течет спокойно между лесистых берегов с заливными лугами, но вскоре течение убыстряется. Все чаще начинают попадаться каменные громады. Скалы подходят к воде. Еще ниже в Усьву справа впадает небольшая речка Слутка. Вскоре появится остров, который нужно обходить по левому рукаву. Сразу за островом, слева, Усьва принимает первый крупный приток - реку Малая Хариусная, а справа - речку Кедровая. Через 5 км слева впадает река Большая Хариусная, за ней, справа, шумная горная река Перша, чуть ниже ее, слева, речка Порожная. Здесь нужно остановиться, так как ниже начинается серия порогов, носящих название Сухие. Кроме того, отсюда можно прогуляться на хребет Басеги.

пос. НОВОВИЛЬВЕНСКИЙ - пос. КОРОСТЕЛЕВКА - хребет БАСЕГИ - р. ПОРОЖНАЯ. 50 км.

Существует другой вариант выхода к реке Порожной - через хребет Басеги. От железнодорожной станции Вижай до поселка Нововильвенский можно доехать на рабочем поезде. Отсюда до лесного поселка Коростелевка 7 км. Жителей в поселке немного, магазина нет, так что все необходимое закупайте в Нововильвенском.

Из Коростелевки на запад уходит дорога. Идите по ней. Она пересекает речку Вильву, а затем поднимается в гору и выходит на пересечение просек лесных кварталов № 85- 87 и № 102-103. Здесь дорога раздваивается, идти можно по обеим: и та и другая приведут к хребту Басеги.

Басеги - это вытянутый на 30 км с севера на юг горный кряж, достигающий наибольшей высоты (993 м) в пределах Среднего Басега. В прошлом хребет представлял сплошную горную гряду, но в настоящее время здесь образовались отдельные вершины (Северный, Средний и Южный Басеги). Кряж сложен из белого кварца.

Богат животный мир Басегов. Здесь обитают белки, зайцы, бурундуки, лоси, медведи, рыси. Часто встречаются колонок и лисица. Много певчих птиц и боровой дичи.

В 12 км от Коростелевки у восточной стороны Южного Басега есть старая изба. Здесь можно устроить привал. Отсюда поднимитесь на Южный Басег. Высота его небольшая, но сама вершина состоит из останцев, которые имеют причудливую, порой фантастическую форму.

До вершины Среднего Басега не более 10 км. От избы уходит на север дорога. На одной из полян она раздваивается: одна продолжает идти по восточному склону, вторая поднимается на хребет и выходит к Среднему Басегу. Нагромождения камней и глыб покрыты мхом, старайтесь ступать осторожно. Лучше идти по тропе, которая вьется по западному склону. Здесь, как и везде в горах, вы можете наблюдать смену климатических зон.

Вершина Среднего Басега напоминает развалины древнего храма. С нее открывается необъятная ширь лесов. На юге увидите всю трассу пройденного пути.

С вершины хорошо просматривается просека к Северному Басегу. На южной подошве Северного Басега, чуть западнее просеки, стоят три небольших дома. Через 3 км от них будет Северный Басег. С высоты хребта виден путь к слиянию Порожной и Усьвы. Расстояние до них 10 км.

р. ПОРОЖНАЯ - пос. БЕЗГОДОВО - пос. УСЬВА. 113 км.

От устья Порожной русло Усьвы на 8 км завалено каменными глыбами. В большую воду поток с грохотом перекатывается через камни, шум порогов слышен издалека. Летом камни обсыхают, вода теряется между ними. Такие пороги называются сухими. В малую воду на плоту через них не пройти. Их называют "усьвинские тулумы". Не случайно и речка, впадающая справа в центре порогов, называется Тулумка. Перед нею Усьва преодолевает каменные отроги хребтов Ослянка и Басег.

Отроги хребта Ослянка (правый берег) называют еще урочищем Еранина деревня. Издалека они кажутся домиками, выстроившимися по обеим сторонам деревенской улицы.

Русло Усьвы в районе Сухих порогов представляет хаотично разбросанные камни. Поэтому описать ходовую часть просто невозможно, так что туристы должны с берега разведать, как плыть.

Оставив позади Сухие пороги и хребет Басеги, Усьва стала полнее и шире. На правом берегу обратите внимание на поляну, поросшую крапивой и репейником. Здесь почти всегда останавливаются туристы и рыбаки. Это место зовется Компасики. Когда-то тут было стойбище, затем построили дома лесосплавщики. Около поляны впадает в Усьву небольшой ручей с холодной и вкусной водой. В ручье и на скалах в лесу попадаются друзы горного хрусталя.

От этого места Усьва течет на юго-запад, потом поворачивает на юг и входит в берега, зажатые с обеих сторон скалами. Это урочище Побоище. Здесь советуем остановиться. На полянах урочища были найдены четырехгранные наконечники копий. Легенды рассказывают, что в 1579 г. в этих местах произошла битва между племенем манси и дружиной Ермака. Ученые-археологи определили, что наконечники копий относятся к концу XVI в. Возможно, они действительно принадлежали дружинникам Ермака. Во всяком случае название урочища и легенда о битве передается из поколения в поколение.

Проделав среди скал две большие излучины, Усьва слева принимает реку Малый Басег, а через 10 км - Большой Басег. Обе реки начинаются на западном склоне хребта Басеги. За ними долина Усьвы еще больше расширяется: лес отступил от воды, появились пологие берега. Скорость реки по-прежнему 0,7 м/сек. К правому берегу снова подходят скалистые горы, перед ними впадает река Журавлик, слева почти параллельно Усьве течет река Большая Татарка. Она впадает в Усьву около поселка Безголово.

Поселок расположен на обоих берегах Усьвы. На левом берегу почта, магазины, столовая. В скалах на правом берегу находится Безгодовская пещера.

От поселка Безгодово Усьва круто поворачивает на юг. По правому берегу тянется цепь красивых Безгодовских скал, левый берег пологий. Постепенно Усьва сужается до 70 м и течет по прямому коридору 4 км. Затем в русле увидите остров, здесь река упирается в твердые породы. Пытаясь выйти из них, она бросается на запад, юг, северо-восток, восток и образует почти замкнутую четырехкилометровую петлю. Выходит из нее и течет на юго-запад. Справа группа высоких Вилухинских скал, против них дома нежилой деревни Вилуха. Ниже, за скалами, справа впадает речка Вилуха. Усьва проходит мимо скал и плавно поворачивает па восток (остров обходите справа). Через 2 км река резко меняет направление и течет на юго-восток. Скорость течения снизилась до 0,6 м/сек. Встретившийся остров проходите с левой стороны. Долина расширилась, берега местами сильно

заболочены. Приняв справа речку Крутиха, Усьва поворачивает на юг, а еще через 4 км, после длинного острова и речек Шишкина (слева) и Кобылья (справа),-на запад. Слева на самом повороте впадает речка Талая. После нее Усьва течет ровным коридором. Правый берег высок и скалист, левый пологий и лесистый.

В конце коридора слева впадает речка Песчанка. Усьва разворачивается на северо-запад и входит в узкий каньон залесенных, круто спускающихся к реке гор. Издалека слышен шум ручья Громового, впадающего справа с утеса Громовой. У подножия - шахтерский поселок Юбилейный. Здесь Усьва пересекает южную часть каменноугольного бассейна. К берегам подходят отроги хребта Белый Спой.

За поселком Усьва делает плавные развороты среди известковых скал и принимает несколько речек, которые протекают в карстовом районе и в некоторых местах уходят под землю. На крутом повороте на юг в Усьву справа впадает речка Нырок. Желающие могут подняться по ее долине и в известковых скалах осмотреть пещеры.

Ниже устья Нырка остров Широкий. Его можно пройти с любой стороны. Скорость реки здесь падает до 0,5 м/сек, русло по-прежнему извилистое. Слева впадает речка Порожная. Еще немного - и слева покажутся дома деревни Пороги, слившейся с поселком Усьва. В черте поселка небольшой Усьвинский порог. Он легко проходится, но будьте внимательны: здесь на двух крутых поворотах прижимное течение. За порогом тянется очень длинный перекат.

В Усьве можно остановиться на отдых или же закончить маршрут. От железнодорожного моста до станции Усьза совсем недалеко.

Усьва - шахтерский поселок. В годы гражданской войны здесь начался боевой путь 22-го Кизеловского Краснознаменного полка Горных орлов (командир А. Н. Королев, дивизия В. К. Блюхера). Из Усьвы до поселка Шумихинский регулярное автобусное сообщение. Во Дворце культуры шахтеров находится народный музей, рассказывающий о крае и славной истории Кизеловского полка.

пос. УСЬВА - г. ЧУСОВОЙ. 85 км.

Нижний участок Усьвы может быть самостоятельным маршрутом. Отсюда до деревни Талица река течет среди живописных скал.

Сразу за железнодорожным мостом по правому берегу высятся известковые скалы. Они то подступают к воде, то отходят по крутому склону в лес.

В районе брода (его хорошо видно) в 200 м от правого берега в крутом склоне виден вход в пещеру Первомайская. Пещера карстового происхождения, вертикально уходит в глубь горы. Пещера небольшая, для ее осмотра необходима крепкая веревка. Ниже, перед линией электропередач, на левом берегу красивый камень Круги с обнаженными геологическими складками пород, а за ним небольшой камень Филенок.

Сразу после них по правому берегу надвигается 120-метровая отвесная громада камня Столбы. Сделайте тут остановку. Справа от камня наверх идет тропа. Идите по ней. Подъем крут, под ногами осыпаются камня. Тропа приведет к громадному гроту. Высота его 7 м, а площадь более 100 кв. м. Здесь на высоте 117 м над зеркалом реки проходили археологические раскопки, во время которых было найдено много заготовок для кремневых орудий. Когда-то грот служил мастерской по выделке орудий.

Осмотрев грот, поднимайтесь на площадку, расположенную наверху. Отсюда хорошо просматривается долина Усьвы. Впереди виден камень Навислый, а вокруг океан тайги.

У подножия камня встречаются глыбы с окаменевшими останками обитателей древнего моря. Здесь можно набрать для коллекции камней с интересными отпечатками.

Около камня Столбы в реке остров, пройти его лучше с правой стороны. В конце камня еще один остров, проходите его также справа. Слева в Усьву впадает речка Столбовка, а на правом берегу, на месте развалин деревни Столбовка, - отличные места для отдыха. На горе заросли малины, а на реке хорошие места для рыбалки.

От Столбов Усьва делает плавную пятикилометровую петлю. Скорость течения 0,5 м/сек. Слева сорокаметровая стена камня Навислый. Вода и время так источили его, что образовался навес над берегом и водой. Ниже камня река сужается до 80-90 м. Не сумев преодолеть высокий берег, Усьва меняет южное направление на северо-западное. На этом участке серия каменистых перекатов.

Затем долина вновь расширяется. Справа высокий берег, от которого Усьва уходит на запад. На следующем повороте большой остров Малое Бревно, проходите его слева. Справа к воде обрывается длинный камень Малое Бревно, в конце его небольшой остров, и Усьва снова поворачивает на запад. По левому берегу 60-метровая скала Большое Бревно. Около нее изумительное эхо. Глубина у камня большая, здесь хорошее место для рыбалки. Напротив камня советуем остановиться. На север от берега уходит узкая залесенная долина, по ней течет ручей Поворотный Лог. Он часто уходит под землю и даже в Усьву впадает уже в самой реке, под водой.

Долина ручья очень красива, здесь растет много редких цветов: верин башмачок, марьин корень и другие. Долину полукругом обрамляет скала Панорамная, высота ее более 150 м. Подъем на нее нетрудный, по тропе, что поднимается правее долины.

Ниже Усьва течет в скалистом мрачном каньоне. Справа к воде отвесно спускается камень Козел, на повороте камень Большой Омут. В глубине здесь всегда стоят красавцы таймени. Между камнями Козел и Большой Омут с шумом падает в Усьву пятиметровый водопад, но в жаркое лето он пересыхает.

Усьва круто поворачивает на восток. Справа серия скал камня Бастионы, за ними, слева, камень Арка. По левому берегу скалы тянутся на протяжении 10 км, правый берег постепенно понижается. Встретившийся большой остров обходите с любой стороны. Усьва принимает справа речку Талица, поворачивает на юг и выходит из скалистых берегов. Скорость реки по-прежнему хорошая.

Небольшой остров проходите правой протокой. Вскоре Усьва делает большую излучину, в которой встретится несколько островов Перовских. Их обходите только с левой стороны. В конце излучины в Усьву впадает речка Ломовка, за ней поселок лесорубов Мыс. Здесь есть магазины, столовая. Обогнув поселок, Усьва справа принимает речку Скопинка. На пути встретите длинный остров, его обходите по правому рукаву, за островом подряд следует несколько перекатов. Слева впадает речка Лебедка, за ней, справа, - крупный приток река Супич, в которой водится хариус. Ниже Усьва поворачивает на восток. Влево уходит громадная излучина, которая вскоре станет старицей. Основное русло Усьвы минует ее. Здесь можно поохотиться на водоплавающую дичь.

За излучиной скорость реки уменьшается. После большого острова Усьва течет прямым коридором. Слева старинная деревня Баская (Красивая), а немного ниже, по правому берегу, поселок Бобровка. В поселке есть почта, магазины, столовая. Отсюда можно уехать автобусом в город Чусовой, но гораздо интереснее закончить свое путешествие в устье реки.

За поселком Усьва делает несколько излучин и упирается в гору Красная глинка, от которой резко поворачивает на юго-восток. Гора обильно поросла черемухой, с вершины открывается хороший вид на окрестности.

Правый берег залесен, на левом раскинулись луга. Справа увидите дома Зегинского кордона. Впереди остров Бесов, проходить его только правой протокой. На пути встретите еще несколько небольших островов, обходите их с любой стороны. Скорость течения увеличилась до 0,6 м/сек. Впереди будет излучина с островом Лисьи гнезда. Еще один разворот - и Усьва принимает слева реку Вильву. Последние 2 км река течет в черте города Чусового.

Закончить маршрут можно у автомобильного моста. От него до железнодорожного вокзала регулярно курсируют автобусы.

Крутые пороги Вильвы

Протяженность 150 км.
Продолжительность 5-7 дней.
Средства передвижения плот, байдарка, надувная резиновая лодка.
Лучшее время начало мая, июль - сентябрь.

Вильва - типично горная река. Берет начало на западных отрогах Уральского хребта. Общее направление западное. И среднем и нижнем течении в долине реки встречаются обширные заливные луга. В узких местах, где Вильва перепиливает горные хребты, берега очень крутые, скалы опускаются отвесно к воде, неповторимы в своей красоте.

Через 170 км от истока Вильва впадает в Усьву в черте города Чусового. Течение реки очень стремительное, особенно сразу после ледохода в конце апреля. По всей реке великолепная рыбалка, в верховьях хариус, таймень, в низовьях щука, окунь, язь и другая рыба.

В весеннее время возможен сплав на крепко сколоченном плоту. В летнее время река сильно мелеет в верхнем течении, возможен сплав на небольшом плоту и мелкосидящих судах. В весеннее время сплав по порожистой Вильве требует хорошей подготовки.

пос. НОВОВИЛЬВЕНСКИЙ - пос. ВИЛЬВА. 70 км.

На станции Вижай сделайте пересадку на железнодорожную ветку, идущую до поселка Средняя Усьва. Маршрут начинается от поселка Нововильвенский.

Поселок возник в связи с развитием лесоразработок к северу от Вильвы. Здесь есть поселковый Совет, почта, фельдшерский пункт, школа, клуб, магазины, столовая.

К северу от поселка хорошо виден Мясной камень, за ним Дикий, северо-западнее хребет Басеги, восточнее отдельные вершины отрогов западного Урала.

Плот из бревен лучше собирать ниже моста. От поселка река течет на юг, принимает слева ручей Пролетарку и постепенно поворачивает на север.

До устья речки Большая Мясная идет серия перекатов с крутыми поворотами, в русле много камней. Река сжата невысокими скалами, большей частью залесенными.

В самой северной излучине Вильва справа принимает речку Большую Мясную и становится полноводной и стремительной. От притока сразу начинается шивера, которая тянется до поселка Коростелевка. В русле много камней, подводных и надводных, смотрите внимательно. Незаметно пролетают пять километров, на левом берегу появляются дома поселка Коростелевка (магазина нет). При желании отсюда можно сходить на хребет Басеги, это займет два дня. Напротив поселка в Вильву впадает речка Коростелевка.

Перед крутым поворотом на правом берегу находится удобная поляна для лагеря. Здесь когда-то стояли бараки, сейчас их нет. Обязательно остановитесь и осмотрите интересный порог. Он состоит из двух каскадов. Первая серия камней расположена перед поворотом. Вода переливается через них и сильно бьет в правый берег в небольшую скалу, уходящую в воду. Далее 250-300 м тянется спокойный плес. На новом повороте вновь подводные и надводные камни, это второй порог, с воды его не видно.

Первый .проходить можно тремя путями: возле левого берега через камни - это более безопасный путь; по центру реки, только смотрите, чтобы течение не отбило вас к правой скале; можно также пересечь основную струю от правого берега к левому, но в большую воду это опасно. Второй порог лучше проходить вдоль левого берега, если позволит вода. По правому берегу отмель и камни. Порог переходит в шиверу вплоть до левого притока реки Щеграватко.

В устье ручья Басежного остановитесь. Ниже идут перекаты с торчащими из воды камнями. 7 км Вильва течет на юг до скал на левом берегу под названием Косая Плита. Возле них шивера, проход здесь хороший.

Приняв в себя ручей Верхний Колдоватый, Вильва делает большую излучину. После нее остановитесь на правом берегу. Здесь удобная поляна, ее окружает дугообразная гора с обнаженной вершиной. Напротив когда-то было селение, за ним из-за леса видны красивые гребнеобразные скалы.

Обязательно просмотрите реку. Отсюда начинаются Колдоватовские пороги, они тянутся до ручья Нижний Колдоватый (слева). Прямо напротив поляны реку пересекает гряда камней, вода проходит через них.

Сразу за левым поворотом в русле хаотично разбросаны 'подводные камни, около них стоячие волны высотой до 1 м. Здесь нужно лавировать по руслу реки от одного берега к другому. В конце порога высокие волны по центру русла, идите через них. Вдоль правого берега вода спокойнее, но в конце слив с каменной плиты (с воды ее не видно). Вдоль левого берега множество камней, глубина небольшая. Идти лучше всего по центру. После порогов на правом берегу удобное место для ночлега.

Далее река довольно глубокая, даже в летнее время, ширина до 70 м, течение по-прежнему быстрое. Справа впадает речка Избная, ниже на правом берегу невысокая скала Верхний Баран, течение несет прямо на нее, проходите вдоль левого берега.

В 500 м от скалы три Морозовских острова. Вначале плывите правой протокой, она всегда судоходна. Напротив острова на левом берегу скала Нижний Баран, правый берег крутой с небольшими скалами. После первого острова сразу подгребайте к левому берегу. Плывите или вдоль него, или между островами. Правый проход вначале широкий, но на выходе сужается до 6 м, здесь он может быть забит плавником.

Вильва устремляется на юг. Справа небольшая скала Корчага, ниже ее остров. Обходите его справа, левая протока узкая и мелкая. Дальше идет длинный плес, в конце его остров, проход слева. За островом на правом берегу высится Сокольная гора. Слева на 300 м тянутся невысокие скалы. Здесь нежилая деревня Дворец, около нее мост через реку. Проходите под ним осторожно, он невысокий. Ниже Дворца слева впадает речка Березовка - на ней в прошлом столетии старатели намывали золото.

За Березовкой на правом берегу камень Майдан, его пополам разрезает ручей. Ниже его на горе видна старая обвалившаяся шахта золотодобытчиков. Для ее осмотра нужна крепкая веревка.

Слева по руслу большая Солдатова старица, по правому берегу небольшие скалы. За ними на высоком левом берегу увидите плотбище. С него весной сбрасывали в воду лес. Сразу за плотбищем находится поселок Вильва.

пос. ВИЛЬВА-г. ЧУСОВОЙ. 80 км.

Поселок лесорубов Вильва расположен на обоих берегах реки. Правая часть называется Бор. В поселке есть магазины. Отсюда можно уехать на попутной машине к станции Пашня.

От поселка река по-прежнему течет на север. Скорость течения 0,5 м/сек. Вскоре справа впадает речка Большая Порожная. Здесь река не сумела преодолеть южные отроги хребта Белый Спой и повернула на северо-запад, а за речкой Малая Порожная отклоняется на запад и юго-запад. Здесь начинаются последние пороги на Вильве.

Левый берег глинистый, его подмывает водой, на поворотах торчат упавшие деревья.

От Малой Порожной река протекает в узком каньоне. Русло ровное, без камней, но с большим перепадом. По берегом на месте горелого леса выросли березы. На выходе из каньона конец порогов.

Затем Вильва пересекает гряду скал и разливается двумя протоками, огибая длинный остров длиной 2 км. Проходите правой протокой, здесь Вильва принимает речку Тончиху. За островом оба рукава сливаются, затем река снова разделяется. Плыть надо по левой извилистой протоке.

Река постепенно поворачивает на юго-восток, минует два острова и делает километровую петлю, в северной части которой принимает речку Ермачиха. Здесь хорошее место для стоянки.

Затем река резко отклоняется на юго-запад. Правый берег заболоченный, низкий, левый гористый. Справа впадает речка Большая Широковка, за ней в русле остров, обходите его слева. Возле острова на левом берегу нежилой поселок Красный Урал. Ниже его река сужается до 80 м, справа впадает река Большая Никитинка.

Скорость течения Вильвы увеличивается, поэтому рулевые должны внимательно смотреть за водой и берегами. Справа вливается речка Малая Никитинка, по левому берегу километровая цепь скал. За ними река выписывает большую петлю и становится уже. Здесь сильный прижим к правому берегу. Сразу после резкого поворота увидите остров, который надо обойти слева. За ним русло снова сужается и снова остров, его можно проходить любой протокой. По левому берегу более 2 км тянутся скалы.

Река делает плавную петлю и устремляется на юг. В конце второго поворота остров, обходите его справа. Здесь будьте внимательны: за островом сужение русла и резкий поворот. Придерживайтесь правого берега. Река течет в тесном коридоре среди крутых берегов. Очередной остров проходите левой протокой. Правый берег стал пологий. Здесь впадает значительный приток речка Большая Гремячая.

Миновав остров, Вильва входит в прямой двухкилометровый зеленый коридор. Скорость течения увеличилась. Слева впадает река Вижай, которая по длине лишь немного уступает Вильве. В устье Вижая остров, проходите его левой протокой. Здесь Вильву пересекает шоссейная дорога Чусовая - Гремячинск. На правом берегу сохранилось несколько домов от нежилой сейчас деревни Усть-Вижай. Справа впадает речка Субботинка, фазу за ней остров, проход только левой протокой.

Правый берег высокий, левый пологий с заливными лугами, 'но постепенно становится круче. Вильва делает поворот под прямым углом. Через 1 км остров, за ним река поворачивает на юг. В русле попадутся два небольших острова, напротив них, слева, скала Оленек. За ней серия небольших островов, которые обходите слева. Правый берег по-прежнему обрывист, слева впадает река Дыроватиха, за ней заливные луга и скала Дыроватовка. Вильва делает последний резкий поворот на северо-запад.

В излучине один за другим два острова. Река разлилась широко, замедлила свой бег. Слева впадает речка Белая, ниже ее устья скала Белая, за ней остров, обходите его правой протокой. Отсюда уже слышен шум электропоездов. Река делает плавный разворот и приближается к железной дороге. Здесь площадка 13-й км. От нее можно уехать в Чусовой.

А водой до города еще 9 км. Вильва уходит от железной дороги и течет параллельно ей. Правый берег болотистый, на левом тут и там видны пионерские лагеря. Справа, уже в черте города, громадная старица Мингач. От шоссейного моста ходят автобусы до железнодорожного вокзала.

Миновав старицу, Вильва через 2 км впадает в Усьву. Лучше всего остановиться на правом берегу сразу после железнодорожного моста через Вильву. Байдарочники могут продолжать путь по Усьве, затем вдоль правого берега Чусовой подняться вверх до перевоза. Отсюда рукой подать до вокзала.

Вся территория Среднего Урала расположена в зоне тайги, а в Приуралье встречаются и широколиственные породы деревьев. Богат и разнообразен животный мир Среднего Урала и Приуралья - это край птиц и зверей.

Средний Урал по праву считается одним из интересных туристских районов. Не случайно сюда ежегодно приезжают тысячи туристов со всего Советского Союза.

Своенравный Вижай

Протяженность 111 км.
Продолжительность 4-7 дней.
Средства передвижения плот, байдарка, резиновая надувная лодка.
Лучшее время начало мая, август - сентябрь.

Вижай - горная своенравная река, приток Вильвы. Длина 125 км. В верховьях много порогов, средняя часть труднопроходима из-за постоянно меняющегося русла. Общее направление реки западное. Наибольший интерес представляет сплав по весеннему Вижаю. Летом река мелкая и почти непроходимая. Описание реки дается в период весеннего паводка.

Пос. Сараны - пос. Пашия. 64 км.

От станции Лаки автобусом добирайтесь до поселка Сараны (4 км). Поселок известен Сарановским месторождением хромитовых руд. На отвалах около рудника любители геологии могут собрать богатую коллекцию минералов и горных пород: тут и горный хрусталь, и зеленый уваровит, и кубики перовскита, и другие минералы, сопутствующие хромитовым рудам.

Лт поселка спускайтесь вниз к реке Вижай. Обычно туристы начинают сплав от водокачки. Ниже ее можно найти достаточно сухостоя для постройки плотов.

Почти сразу за водокачкой начинается остров и за ним шивера. В русле лежат надводные и подводные камни, около них стоячие волны высотой до 0,5 м. Путь хорошо просматриваются с воды. По левому берегу отдельные скалы, к ним сильный прижим. Течение быстрое, идти лучше по центу реки. В весенний паводок река сильно выходит из берегов, и нависшие деревья могут принести немало неприятностей.

Через 5 км остров, проходите его левой протокой. За ним справа скалы, в них малоисследованные пещеры. Затем идет шивера со стоячими полуметровыми волнами. Реку пересекает телефонная линия. От нее до Тамбовского моста тянется плес.

От моста по дороге до поселка сараны 4 км. За мостом в Вижай впадает речка Пестерек, шумная весной и тихая, мелкая летом. Еще через 1 км справа впалает речка Песчанка. Рядом железнодорожный мост. Река делает петли, в одной из них справа впадает речка горожанка. Это название она получила от урочища Городец, расположенного в ее верховьях. Урочище состоит из башнеподобных камней-останцев.

Перед полуразрушенным мостом пристаньте к берегу и внимательно осмотрите проход, чтобы не налететь на торчащие под водой сваи. От моста до железнодорожной станции Пестерек 3 км.

За мостом более километра тянется каменная шивера, шум ее слышен издалека, ходовая часть просматривается с воды. За ней остров, обходить по правой протоке. Вижай, прижимаясь к высоким скалам, резко поворачивает на северо-восток, затем описывает четырехкилометровую петлю и возвращается почти на прежнее место. Здесь еще один разрушенный мост, пролеты под ним низкие, будьте внимательны. От этого моста до станции Койва 10 км.

От моста до поселка Пашия шиверы больше не встречаются, но падение русла на этом участке составляет 280 см на 1 км. Течение быстрое. Слева впадает крупный приток Рассольная. От него до поселка Пашия 8 км. В русле часто встречаются острова.

Перед поселком несколько мостов, будьте внимательны. В черте поселка в Вижай справа впадает речка Пашийка. Сразу за устьем шивера. Вижай здесь сужается до 20 м отвалами, которые остались после работы драки.

После шиверы нужно быть очень внимательным, так как Вижай растекается по многочисленным рукавам с отмелями. Рукава местами поросли кустарником. Протоков много, плывите там, где больше воды. Чуть ниже поселка можно сделать остановку.

Поселок Пашия возник в 1785 г. вместе с чугуноплавильным заводом. С 1936 г. здесь выплавляют природно-легированный титанистый и титано-медистый чугун и вырабатывают глиноземный шлак. Пашийский чугун является отличным заменителем цветных металлов. Из шлака на заводе вырабатывают быстро твердеющий термостойкий цемент и другие виды глиноземного цемента.

Знакомство с поселком начните с народного музея.

Пос. Пашия - устье р. Вижай. 47 км.

Ниже поселка по левому берегу увидите скалу Малые Воронки, еще через 1 км - группу скал Филенки. Возле них река делает излучину, в которой на 100 м вверх взметнулись над водой скалы Большие Воронки. Здесь сделайте остановку для осмотра Пашийской пещеры. Вход в нее находится в скале на 32-метровой высоте. Общая длина изученных ходов и гротов составляет 377 м. Диаметр входа в пещеру около 1,5 м.

От скал Большие Воронки Вижай течет на север почти по прямому коридору. Затем делает резкий поворот. В излучине принимает речку Лесовая, по правому берегу скалы Зароды. На левом берегу, чуть выше скал Зародов, стоит небольшая скала-боец, сильно выступающая в русло.

За ней река делает еще одну четырехкилометровую петлю. На выходе поселок Косая Речка, расположенный по обоим берегам притока Вижая. Здесь есть магазин, столовая.

Через 2 км после Косой Речки Вижай начинает выписывать девятикилометровую петлю. Перед входом в нее остановитесь на левом берегу, чтобы увидеть интересное карстовое явление.

В этом месте весной, когда много воды, река течет по всей излучине. В летнее время поток воды уходит под землю и течет через шейку излучины. Длина ее 300м. Если взобраться на выступающие из леса скалы, то можно увидеть выход Вижая из петли.

Познакомившись с этим явлением, плывите по излучине. В самой северной ее точке в Вижай впадает речка Суходолка. От нее река течет на юго-запад, затем поворачивает на север. Ширина перешейка второй петли не достигает и 100 м.

Выйдя из петли, Вижай поворачивает на запад и течет прямо. Через 2 км слева впадает речка Калаповка, в устье которой можно установиться на ночлег. Дальше берега будут менее удобны.

Ниже по реке увидите слив в проходе старой платины. Она была поставлена во время работы драги. После платины русло Вижая становится очень удобным для сплава. Отработок драги больше нет, и русло не претерпело изменений.

Река значительно расширилась, берега одеты в красивые хвойные наряды. Петли реки становятся плавными. Вижай принимает справа речку Рассольную и поворачивает на запад.

Через 3 км река упирается в скалы и резко откланяется на юг, потом на восток, делая плавную 800-метровую петлю. Встретившийся на пути большой остров обходите слева. Ниже острова, слева, Вижай принимает две речки - Скальную и Малую Скальную.

На выходе из петли встретится бетонная плотина. Проход через нее хороший. От плотины до железнодорожной станции и поселка Скальный 5 км.

От платины Вижай течет прямо, скорость по-прежнему хорошая. Не сумев преодолеть южные отроги хребта Белый Спой, Вижай уходит на юг. Через 1 км на левом берегу покажется поселок Красновка, от него до станции скальный тоже 5 км.

За поселком Вижай еще несколько раз меняет направление, принимает речку гремячку и через 4 км впадает в Вильву.

Через пороги Койвы

Протяженность 144 км.
Продолжительность 5-10 дней.
Средства передвижения байдарка, надувная резиновая лодка, в весенние и осенние паводки - плот.
Лучшее время май - сентябрь.

Река Койва берет начало в урочище Синее болото, что расположено в северо-восточных отрогах горы Большая Хмелиха. Половину пути Койва течет на юг, вторую половину на юго-запад. На 180-м км впадает в Чусовую справа.

Название реки, очевидно, коми-пермяцкое: "кой" - брызги, "ва" - вода. Название свое река оправдывает. Весной она многоводна, сильна и стремительна, вырывает с корнем деревья. Скорость течения в это время местами достигает 2 м/сек. Летом Койва смирная, скорость падает до 0,5-0,7 м/сек, в русле много выступающих камней, перекаты мелкие. В Койву впадает более 50 притоков. Вода чистая, водится много рыбы.

Берега Койвы необыкновенно привлекательны. Как и на других притоках Чусовой, здесь много прибрежных скал и камней. Любители геологии смогут собрать интересную коллекцию. На берегах попадаются барит, пьезокварц, фосфориты, цветной мрамор, каолин, свинец, цинк и другие полезные ископаемые.

Для сплава по Койве весной нужна хорошая предварительная подготовка. При быстром течении и частых поворотах серьезную опасность представляют прижимы, а также места, где с подмытых водой берегов низко нависают деревья.

В прибрежных лесах обитают представители всего животного мира Среднего Урала. Здесь можно встретить и косулю, которая заходит сюда с восточных склонов Уральского хребта. В окрестностях Койвы много грибов и ягод, по логам и берегам притоков растет красная и черная смородина, на болотах - клюква, брусника, морошка, голубика, княженика.

пос. ТЕПЛАЯ ГОРА - пос. БИСЕР. 42 км.

Электропоездом добирайтесь до станции Теплая Гора. От здания вокзала спускайтесь по дороге к мосту через Койву, до него не больше километра.

Отсюда можно начинать сплав. До левого притока реки Тискос (12 км) Койва течет в лесистой местности вдоль железной дороги. Ширина ее на этом участке 20 м, встречаются перекаты. Через 4 км после станции справа к реке подступает скала, старайтесь, чтобы течение не прижало вас к ней. Далее до впадения реки Тискос опасных мест нет.

После Тискоса Койва круто поворачивает. Будьте осто-рожны, здесь через реку переброшено сразу два моста. Первый старый, разрушенный, второй действующий. Проходить нужно по центру. Ниже моста Койва то пытается сходу пробить себе дорогу на север, то отступает и делает резкий поворот на юг, потом снова на север. Скорость течения везде хорошая. Слева Койва принимает речку Вогулка, ниже ее увидите несколько живописных скал. За поворотом в Койву слева впадает крупный приток река Кырма, затем речка Большая Воронка. От нее Койва круто поворачивает на север. На этом участке много перекатов, есть небольшие острова. По правому берегу тянутся скалы. За очередным поворотом большой остров Ольховский, потом перекаты и - поселок Бисер.

В весеннюю воду плот без остановки проходит от Теплой Горы до Бисера не более чем за 6 часов.

Поселок Бисер возник в 1786 г. в связи с постройкой чугунолитейного завода. Через поселок протекает речка Бисер, почти в устье ее плотина, которая создала обширный пруд Бисерского завода. Речка Бисер небольшая, длиной всего 15 км. Вода в ней кристально чистая. Знакомство с поселком начинайте с посещения музея в средней школе. В нем есть интересные экспонаты, повествующие о революционной борьбе бисерских рабочих в 1905-1907 гг. В годы гражданской войны более 300 рабочих завода ушли на защиту Советской республики. Об этом го-ворят материалы музея и памятник на братской могиле. На стендах музея собраны также материалы о земляках, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны в знаменитой батарее "катюш" капитана И. А. Флерова. Побывайте у камня Корчажки. Путь к нему лежит по улицам поселка. С камня далеко видно окрест. Здесь когда-то собирались рабочие Бисера на политические митинги. На одном из них выступал посланец Ленина Артем (Федор Андреевич Сергеев) - активный организатор революционно-го движения в Прикамье.

В окрестностях поселка разбросаны старые выработки.

На отвалах Графского рудника можно найти друзы гор-ного хрусталя, а в кварцевых жилах - кубики пирита. Побывайте на разработках мрамора. Еще в ХIХ в. добывали здесь мрамор для украшения домов и набережных Петербурга. В наше время бисерский мрамор используют для облицовки подземных станций метро, Дворцов культуры. Цвет мрамора бело-голубой и розовый.

До постройки Горнозаводской уральской железной до-роги в 1879 г. всю готовую продукцию заводов Бисера, а также Теплой Горы, Кусье-Александровска сплавляли на барках по Койне и Чусовой в Каму.

пос. БИСЕР-пос. УСТЬ-КОЙВА. 102 км.

От поселка Койва делает две излучины, а затем течет прямо. После правых притоков Большой и Малой Саранки, Малой Урайки и левого притока Большая Урайка нужно быть внимательным. Скоро начнутся Федотовские пороги.

Койва выписывает здесь почти замкнутую петлю. Длина перешейка всего 100 м. На выходе из петли слева впадает речка Подпорожная. Около нее пристаньте к берегу и осмотрите русло. Справа каменистым гребнем в реку уходит камень. Вода стремительно перекатывается через него.

От правого берега пересекайте косую струю, идущую от переката, и сразу правьте к левому берегу, оставив опасные камни справа. Далее река течет прямо через перекат, за ним - второй порог. Слева в реку опускается большая каменная плита. Чтобы не наскочить на нее, держитесь пра-вого берега. Перекат в этом месте проходить легко.

Скорость реки после перекатов почти не снижается. Справа в Койву вливаются ручьи. На южном повороте впадает речка Сплавная, за ней прямое русло с семью перекатами и островами. Проходить их можно с любой стороны. За островами слева впадает речка Тырым, в устье ее поселок Усть-Тырым. Около него мост через Койву. В поселке есть магазины, столовая.

После левого притока речки Кринки начинаются перекаты и острова вплоть до поселка Кусье-Алексаидровский. У последнего поворота перед поселком справа увидите 70-метровую скалу Шайтан с небольшой пещерой. Попасть в нее можно только с помощью веревки.

В месте слияния Кусьи и Койвы расположен поселок Кусье-Александровский. Здесь в 1751 г. был построен чугуноделательный завод. Работая на местной руде, завод выпускал полосовое железо, чугун. Для защиты Отечества во время войны 1812 года завод отлил 8952 пуда чугунных ядер. В поселке в 1941-1942 гг. жил пролетарский поэт Аркадий Яковлевич Коц. В конце XIX в. студент А. Я. Коц жил в Париже. Здесь он написал несколько революционных стихов-песен, а также сделал вольный перевод знаменитого "Интернационала". По возвращении в Россию А. Я. Коц принимал активное участие в революционной борьбе.

В поселке жили академик Петербургской, Неаполитанской и Парижской академий Иван Михеевич Первушин, писатель-драматург Николай Федорович Новиков-Черешнев, который правдиво описал жизнь дореволюционных рабо-чих на заводе.

В годы гражданской войны во время колчаковской ок-купации завод был полностью разрушен, шахты рудника затоплены. После окончания войны восстановить завод полностью было невозможно, поэтому на базе его сейчас работает крупный деревообделочный завод. Есть в поселке и трикотажная фабрика.

Сразу от поселка начинаются острова, которые остались после работы драги. Рулевые должны следить, куда идет больший сток воды. Перекаты тянутся непрерывно один за другим вплоть до устья Койвы. В узких протоках могут встретиться завалы, будьте осторожны.

До устья Койва делает большие и малые излучины. В поселке Усть-Койва отдохните перед дальнейшим плаванием по Чусовой.

Сылва - талая вода

Протяженность 163 км.
Продолжительность 7-12 дней.
Средства передвижения байдарка, плот, надувная лодка.
Лучшее время май,июль - сентябрь.

Река Сылва - самый большой приток Чусовой, ее длина 493 км. Вскрывается ото льда во второй половине апреля, замерзает в конце октября - начале ноября. В весеннее половодье течение очень быстрое. Для любителей спортивного сплава представляет большой интерес.

На протяжении своего пути Сылва трижды меняет направление и течет вначале на север, потом на юг и снова на север.

После образования Камского водохранилища Сылва сильно разлилась в нижнем течении, вплоть до села Кинделино.

Путешествие по Сылве требует выносливости и сноровки. Река очень извилистая, "петля на петле". В русле много перекатов, чуть отошел от основной струи в сторону - сядешь на мель. Но все трудности похода с лихвой окупаются чистым воздухом, незабываемыми по красоте пейзажами и прелестями рыбной ловли.

Маршрут по Сылве можно разделить на два: по верхней Сылве и по ее среднему течению.

ст. ШАЛЯ - с. СЫЛВА - д. КОПТЕЛЫ -с. РОЩА. 103 км.

Пассажирским поездом Пермь - Свердловск или электропоездами с пересадкой в Кунгуре доедете до станции Шаля. Около станции одноименный поселок - районный центр Свердловской области. От вокзала каждый час в село Сылва уходит рейсовый автобус.

Село Сылва основано в 1729 г. вместе с чугунолитейным заводом. Сейчас от старого завода остались только плотины верхнего и нижнего прудов. Пройдите по плотине верхнего пруда на правую сторону. Здесь возвышается Соколья гора, на которой находятся могилы бойцов, павших в годы гражданской войны. С вершины Сокольей горы хорошо видны пруд, село, открывается панорама нижнего пруда. В средней школе есть краеведческий музей, где можно познакомиться с историей этого края.

Чтобы начать плавание по Сылве, нужно пройти по дороге к плотине нижнего пруда до деревни Нижняя Сылва. На правом берегу у группы высоких тополей хорошее место для подготовки к дальнейшему плаванию.

В верхнем течении ширина Сылвы 10-15 м. Скорость при высокой воде достигает 1 м/сек. Река сильно петляет по хорошо разработанной долине. Пойма низкая, заболоченная, поросла ивняком и ольхой. Общее направление реки северо-западное.

На первых километрах пути встречаются погрызы бобров, а ночью и днем их шлепки об воду слышны издалека. Берега здесь обрывистые, сложенные из песчаников, поросшие сосной и елью. Первая деревня на пути - Шигаево. Она расположена на правом высоком берегу. Здесь есть магазин. В конце деревни к реке спускается небольшой камень Зойкин.

Потом Сылва петляет по заболоченной долине. Выйдя из нее, увидите первый мост через Сылву. Пролеты его низкие, почти всегда забиты плавником.

Те, кто собрался плыть на плоту, могут строить его здесь. От моста до станции Вогулка 5 км. А еще через 3 км - второй мост, под ним проходите с правой стороны.

За мостом река стала полнее и шире, но перекатив много. Справа впадает крупный приток река Дикая Утка. В устье ее длинная песчаная коса. От устья в деревню Нижняя Утка уходит тропа. Деревня небольшая, магазина нет. Здесь еще сохранились печи, в которых выжигали древесный уголь для домен Староуткинского завода. Чуть выше деревни в Дикую Утку впадает речка Унь. На обеих речках хорошая рыбалка.

Ниже устья Дикой Утки левый берег Сылвы сильно заболочен, правый возвышенный. Впереди еще один мост. Он высокий, пройти можно любой стороной. Ширина реки здесь 20-25 м, русло петляет мало, на поворотах глубокие ямы.

Справа впадает речка Луговая, за ней речка Ижбол. Появляются острова. Берега высокие, залесенные. Среди деревьев видны небольшие скалы.

Затем Сылва подходит к очень высокой, поросшей хвойным лесом горной гряде. Высокий левый берег тянется на 5 км. В конце гряды деревня Коптелы. B ней есть магазин, почта, клуб, фельдшерский пункт. Здесь находится отделение колхоза "Луч". При необходимости отсюда можно уехать к станции Шамары (15 км). От деревни Коптелы до деревни Коптелы-Шамары Сылва проделывает огромную стокилометровую излучину. По суше расстояние между деревнями всего 7 км.

Ниже деревни река петляет, берега низкие, вдоль них идут покосы. На левом берегу увидите высокую могучую сосну и четыре красавца-кедра. Когда-то на этом месте было селение.

Сылва течет на север. Слева покажется деревня Тепляки. Она стоит в стороне от Сылвы. Здесь впадает речка Большой Бизи, после нее Сылва постепенно поворачивает на запад. По правому берегу встречаются небольшие скалы. Омуты стали глубже и больше.

Издалека видно деревню Кедровку, она стоит на правом высоком берегу. В деревне есть магазин. Ниже деревни каменистый перекат с небольшим сливом, за ним большой омут. Здесь попадаются щука и окунь. После омута снова перекат, еще несколько поворотов - и на стенообразном, состоящем из песчаника обрыве увидите дома деревни Симонята. От деревни Сылва течет почти прямо на север по зеленому коридору. На левом берегу деревня Малые Урмы. После семикилометровой излучины Сылва снова подойдет к ней.

Река круто поворачивает на северо-восток. В месте впадения речки Урмы образовался глубокий омут. В самом устье раньше была мельница, от которой осталась разрушенная плотина. В омуте всегда стоит крупная рыба. Чуть ниже устья Урмы небольшая деревня Климята. Рекомендуем здесь остановиться. Вокруг грибные леса. Пройдите вверх по Урме. Река очень чистая, вода прозрачная. Чуть выше устья нежилая деревня Якунята.

За Урмой правый берег Сылвы очень высок и скалист. В конце излучины большое село Урмы, оно слилось с поселком Роща. Это центр колхоза "Путь к коммунизму". Здесь есть почта, клуб, столовая, магазины, школа.

с. РОЩА - с. ПЛАТОНОВКА - пос. ШАМАРЫ. 60 км.

От села Роща Сылва поворачивает на юг. Левый берег высокий, правый низкий, на нем видно старое плотбище, раньше отсюда сплавляли лес. До сих пор дно Сылвы от Урмы до Шамар устлано бревнами.

Сразу за плотбищем деревня Низ. За ней Сылва делает три излучины, потом упирается в крутые лесистые горы и поворачивает назад. Пристать к берегу трудно, скальные выходы обрываются в воду, с крутых берегов в Сылву стекает множество родников.

Затем река выходит из крутых берегов, долина расширяется. Вскоре справа увидите поселок Ольховку. Около него впадает речка Ломовка. Чуть ниже, перед нежилой деревней Шайдурова, на левом берегу высится скала Черная Присада. Встречаются крутые осыпи, ниже их каменистые перекаты.

Пройдя четыре излучины, иа высоком левом берегу увидите село Платоновка. В селе есть сельсовет, почта, клуб, магазины, колхозная столовая, пекарня. Здесь центр колхоза "Луч".

Ниже села Сылва 3 км течет прямо, затем делает последние петли. Берега очень красивы: высокие сосны чередуются со скалами. Справа впадает речка Крюк. Ниже ее берега по-прежнему высокие, живописные. Но затем горы отступают, и долина становится широкой. Перекаты сменяются плесами.

За деревней Коптелы-Шамары река делает крутой поворот. Здесь остатки старой мельницы. На деревянном сливе много гвоздей, поэтому прежде, чем плыть, нужно осмотреть участок слива. Берега Сылвы песчаные, омута встречаются часто, перекаты короткие. Вот и поселок Шамары. От берега до здания вокзала совсем недалеко.

Сылва. От Шамар до Кунгура

Протяженность 268 км.
Продолжительность 12-18 дней.
Средства передвижения плот, байдарка, надувная резиновая лодка.
Лучшее время май, июль - сентябрь.

Поезд Пермь - Свердловск или электропоезд Кунгур - Шаля доставят вас на станцию Шамары. Рядом со станцией расположен большой одноименный рабочий поселок. Здесь есть магазины, столовая. Около вокзала - памятники погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Через весь поселок спускайтесь к Сылве и переходите по мосту на правый берег. Располагайтесь на любой поляне и начинайте подготовку к путешествию по Сылве.

пос. ШАМАРЫ - с. ТИС. 130 км.

Сразу за поселком ширина Сылвы 60-70 м, глубина не больше метра. Правый берег возвышенный, порос хвойным лесом. Чем дальше от села, тем чаще берега начинают чередоваться: то правый берег крутой, то левый. На пологих берегах прекрасные сенокосные угодья.

На 7-м км пути на правом берегу увидите деревню Нижняя Баская. Обратите внимание на красавцев-осокорей, которые стоят напротив на левом берегу.

Еще на подступах к деревне услышите шум переката. Но увидите его уже после того, как в Сылву вольется речка Баская. Перекат пройти нетрудно, но, конечно, надо соблюдать меры предосторожности.

Населенных пунктов на Сылве много. Еще через 6 км будет деревня Вязовка. За ней возвышаются скалы, у подножия которых проходит дорога. По ней доставляют лес в поселок Шамары на лесозавод. На скалах видны геологические складки, которые местами образуют очень своеобразные узоры. Постепенно скалы плавно сглаживаются, долина реки расширяется. Вскоре на левом берегу покажется длинная улица поселка лесозаготовителей Паленки. Здесь есть почтовое отделение, магазин, столовая, пекарня, клуб.

За Паленками Сылва плавно поворачивает. На левом берегу поселок Куруль. За ним река делает крутой поворот на север. На самом повороте глубокий омут. Вскоре высокие берега, состоящие из крепких пород, заставляют Сылву отклониться на юго-запад. Справа впадает речка Липок, от которой начинаются длинные красивые плесы глубиной до 70 см. В них хорошо клюет елец.

Плесы и перекаты тянутся до следующего поворота Сылвы. Перед деревней Кремлево в русле разбросано не-сколько близлежащих островов. Обходите их, держась правого берега. Самой деревни не видно. Кремлево - последний населенный пункт Свердловской области. Далее все путешествие пойдет на территории Пермской области по Кишертскому, Суксунскому и Кунгурскому районам.

Первый населенный пункт Пермской области - большое село Молебка, которое стоит при впадении в Сылву шумной речки Молебки. Еще в 1787 г. село было известно своим чугуноплавильным я железоделательным заводом. В годы Отечественной войны 1812 года на Молебском заводе изготовляли ядра и картечь для армии. Сейчас в селе находится центр сельхозартели имени В. В. Куйбышева. В помещении сельского Совета есть небольшой музей, который познакомит вас с историей села.

Перед селом расположен остров, поросший тополями. Тут можно остановиться на ночлег. Река около Молебки разлилась широко. Остров проходите слева (течение бьет сначала к острову, а потом устремляется к левому берегу).

Река начинает выписывать огромные петли, то глубоко прорезая горные породы, то отступая от них. Так, перед деревней Скопино Сылва делает петлю длиной 8 км. У деревни встретится перекат, состоящий из трех гряд камней. Проходите очень осторожно. На правом берегу, напротив деревни, хорошев место для ночлега. В Скопимой есть клуб, магазин.

За деревней русло сужается и Сылва проходит через своеобразные "ворота" - скалы, поросшие хвойным лесом. Затем русло постепенно выпрямляется, и до деревни Белая Гора (на левом берегу) тянется длинный плес. От Белой Горы Сылва несколько раз меняет направление. На этом отрезке расположены деревня Красный Луг, Якимова гора и деревня Березовка, раскинувшаяся на обоих берегax Сылвы в устье речки Березовки. В Березовке есть магазин и пекарня. Высокий правый берег ниже деревни называется Конская грива. На реке работает паром.

От Березовки Сылва делает такие плавные развороты, что порой кажется, будто река течет по какой-то большой окружности. В конце последнего разворота деревня Тукманы. Она будет видна уже после того, как вы ее мииуете. За крутым поворотом большое село Сызганка. Сразу же на горизонте увидите деревню Агафонково. За ней несколько больших островов. Проходите их справа. Почти напротив Агафонково расположилась деревня Тебеняки. За ней красивая красного цвета гора, поросшая сосной. Слева в Сылву впадает речка Чекарда. Это место является заповедным. В толщах горных пород нижнего течения Чекарды и ниже ее устья по левому берегу Сылвы туристом-краеведом Т. Т. Мауэром обнаружены скопления ископаемых насекомых (палеоэнтомофауна). Ученые исследовали это место и нашли 105 видов неизвестных науке насекомых. Возраст их исчисляется приблизительно в 220-250 миллионов лет. Туристам нельзя самостоятельно вести раскопки в этих обнажениях. Но если найдете в осыпях ископаемое насекомое, хорошо упакуйте его и с точным планом места находки отошлите в адрес Пермского государственного университета.

Ниже на левом берегу Сылвы находится деревня Юлаево. А еще через несколько километров - деревня Иванково. Здесь Сылва поворачивает на юг. Начинаются перекаты, на которых хорошо ловится елец и хариус, и спокойные плесы. У горы Поворотной - самая южная точка реки. Отсюда уже недалеко до Тиса. Село Тис расположено на высоком левом берегу Сылвы, в месте впадения в нее речки Тис. Напротив села несколько островов. На один из них перекинут подвесной мост. Здесь остановитесь на ночлег. Основано село 1730 г. вместе с железоделательным заводом. Сейчас от него остался лишь заводской пруд площадью в 40 га.

с. ТИС - г. КУНГУР. 138 км.

Сразу же за селом река растекается на мелкие рукава. Здесь нужно внимательно следить за главной струей. Постепенно рукава вновь сливаются в одно русло. На правом берегу увидите деревню Ярушино. Потом, миновав остров, подойдете к старинному селу Торговище (левый берег). В селе есть историко-архитектурный памятник - церковь, построенная в 1701 г. Рядом с ней звонница, рубленная топором и построенная без единого гвоздя. Магазин, столовая, клуб, почта находятся в верхней части села.

Ниже Торговища Сылва круто поворачивает на северо-восток и делает петлю в 5 км. Перешеек ее всего 300 м. При желании лодки можно перетащить волоком, но помните, что берег Сылвы при подъеме и спуске довольно крутой, так что вначале разведайте дорогу.

Выйдя из петли, Сылва принимает шумную Иргину и поворачивает на юго-восток. В устье Иргины лежит живописный остров, поросший соснами, осокорями, тополями, елями. Здесь прекрасное место для ночлега, рядом в омуте великолепная рыбалка.

Недалеко от острова видна деревня Усть-Иргино, стоящая на левом берегу. В ней есть клуб, магазин. Сразу за деревней Сылва еще раз пытается пробить дорогу на юг, но течет в этом направлении недолго и поворачивает на север. За деревней Сажино встретите остров, обходите его справа. Напротив деревни Тарасовой снова остров. Чуть ниже его тянется длинный глубокий перекат. Сразу за ним поворот и большой плес. Еще немного - ив излучине Сылвы появится деревня Тохтарево. Обратите внимание на старенькую деревянную церковь за околицей: она построена в конце XVII в. Ниже деревни находится высокая гора, которую местные жители называют Чучки. Здесь обнаружено городище, относящееся к VII-IX вв.

Вскоре на очередном повороте реки увидите деревню Кошелево (Усть-Суксун). Она почти слилась с поселком Суксун - центром района. Поселок расположен по берегам речки Суксунки, недалеко от устья. Это крупный рабочий поселок, известный своим оптико-механическим заводом. Здесь работают также сыроваренный и маслобойный заводы, есть племенной рассадник крупного рогатого скота. Это не случайно: Суксун - родина суксунской породной группы.

Родоначальник оптико-механического завода - железо-делательный завод, основанный в 1729 г. На этом заводе в середине XVIII в. работал искусный мастер Федот Киселев. Он изготовил медную "четвертину", которую М. В. Ломоносов приспособил под лабораторный перегонный куб. Этот куб сейчас хранится в Историческом музее в Москве. На цилиндрической поверхности выгравировано: "М. В. Ломоносов С-Петербурхъ". На дне куба три клейма: "Сибир" (латинскими буквами), "1748", "МФК". Последнее клеймо означает: "Мастер Федот Киселев". В 1841 г. на Суксунском заводе был построен первый в мире пароход с железным корпусом. До революции Суксун славился и кружевным промыслом. В настоящее время на оптико-механическом заводе изготовляют защитные очки, электрические самовары и много другой продукции, часть которой отправляется за границу. Старый заводской пруд в Суксуне занимает площадь 185 га.

Над поселком возвышается Песчаная гора с прекрасным сосновым бором. Это место отдыха трудящихся.

Осмотрев достопримечательности Суксуна, продолжайте путешествие по реке. Постепенно левый высокий берег понижается. Течение становится быстрее. Напротив деревни Сысыково остров, а за ним, на правом берегу, водопад Плакун. Он образовался из двух родников, которые берут начало на горе. Сливаясь вместе, они падают с высоты 7 м и разбиваются на тысячи брызг-слез.

Ниже водопада, у поворота реки, глубокий омут, где водятся окуни. Дальше, вплоть до села Усть-Кишерть, будет много таких омутов - глубоких и спокойных.

Новый поворот Сылвы - и на высоком правом берегу увидите деревню Морозково. За ней высокий глинистый обрыв, поросший сосной. От этого живописного обрыва-яра Сылва устремляется на север. Течение становится все быстрее. Глубина реки в среднем 0,5-0,7 м. После плавного разворота реки напротив деревни Красный Яр на высоком берегу среди соснового бора покажутся корпуса Дома отдыха "Красный Яр".

Название, видимо, связано с цветом берега Сылвы. Но некоторые считают, что "красный" означает здесь "красивый". Как бы там ни было, а обрывистый берег Сылвы действительно очень красив.

Около деревни Красный Яр в Сылву впадает речка Меча. В ее устье на высоком берегу стоит памятник в честь бойцов 30-й дивизии под командованием В. К. Блюхера.

Сылва делает несколько плавных больших поворотов.

Позади остаются деревни Лапаиха, Сылвенская, Одина. Немного ниже того места, где Сылва слева принимает речку Мазуевку, начинается Черный Яр - высокий обрывистый берег, поросший сверху елью и сосной. Глубокие омуты под Черным Яром кажутся бездонными. Яр тянется до деревни Черный Яр, которая раскинулась по левому берегу Сылвы. Эта деревня - центр сельского Совета. Здесь есть магазин, пекарня, почтовое отделение. На подходе к деревне встретите большой остров. Плыть нужно правым протоком.

За Черным Яром, на правом берегу, деревня Занино. Ниже этой деревни есть остров, заросший тополями. Обходить его можно с любой стороны. В обоих протоках - перекаты, на выходе - мель. Берега справа и слева обрывисты, но на правом отыщутся удобные террасы для лагеря.

Следующий населенный пункт - деревня Лёк. Уже на подходе к ней слышен шум переката. Перекат каменистый. Главная струя от левого берега вынесет вас к правому, на котором расположилась деревня Гусельниково. Еще небольшой перекат - и течение замедляется. Сылва уходит влево.

Дальше на пути множество мелких островов и глубоких ям. У высокого коричневого цвета яра река поворачивает. Начинается большой тихий плес. За поворотом на левом берегу появится большое село Спас-Барда. Миновав паром, подплывете к железнодорожному мосту через Сылву. Сразу за ним остров, обходите его с любой стороны.

Сылва по прямой бежит на северо-восток. Но приняв справа реку Барда, поворачивает на северо-запад и подходит к деревне Морозково, стоящей на правом берегу. Морозково - центр сельского Совета.

Вскоре Сылва снова подходит к железной дороге и течет вдоль нее 2-3 км. Затем река делает большую петлю и уходит на север. В самой северной точке петли во всей своей красоте встает камень Лобач.

Побывайте на вершине Лобача. Подниматься лучше с северной стороны, по крутому травянистому склону. На вершине камня хаотичное нагромождение глыб. На склонах можно найти цветы горной гвоздики.

От Лобача Сылва уходит на юг. Мимо проплывают безлесные прибрежные скалы. Незаметно подойдете к большому селу Посад-Кишерть - центру сельского Совета.

Спустя некоторое время на правом берегу увидите гору Кленовую. Она обрывается к самой воде. Русло здесь сужается до 80 м. Течение становится быстрее. На горе находится деревня (Кленовая. Отсюда видно более чем за 40 км: село Ленское на реке Ирени, Сувсун и другие населенные пункты.

Вскоре за горой деревня Грибушино. Около парома (на левом берегу) можно сделать остановку. Отсюда рукой подать до большого села Усть-Кишерть - центра Кишертского сельского Совета. В нем есть почтовое отделение, магазин, столовая, Дом культуры.

От Усть-Кишерти начинается известный заказник "Предуралье". Он узкой полосой тянется по обоим берегам Сылвы вплоть до села Филипповского (около Кунгура). Природа заказника своеобразна. Среди елей и пихт можно встретить широколиственные породы: липу, ильм и другие деревья, а также степные растения: пырей, полынь, степной овсец, ковыль. В заказнике есть такие растения, которые растут только на Урале. Это так называемые уральские эндемы. На территории заказника очень много карстовых воронок, озер, провалов, по берегам Сылвы там и тут высятся живописные скалы. Из многочисленных озер самыми значительными считают Молебное и Провальное. Местные жители расскажут вам интересные истории о том, как появились многие озера и воронки.

Возвратившись из Усть-Кишерти к парому, продолжайте путешествие.

Начинаются интереснейшие места: по обе стороны тянутся берега Сылвы с их своеобразной растительностью, камни, скалы, лога, пещеры. Вдоль правого берега проходит железная дорога.

Сылва уходит на север и делает последнюю излучину, которую местные жители называют "Лопатой". Справа возвышается камень Кошка. Высокие скалистые берега покры-ты пихтовым лесом. Русло снова сужается. В северной части излучины на правом берегу стоят камни Бастионы. Каждый из них имеет свое название: Сторожевой, Хоробрый, Вострый. В Бастиоиах есть четыре пещеры. Они не велики по размерам, и доступ в них (кроме одной, которая расположена на высоте 60 м) не труден.

Недалеко от Бастионов выстроились в ряд дома деревни Верхние Частые. Рядом с ней усадьба заповедника "Предуралье". Здесь проходят практику студенты Пермского университета, работают научные сотрудники. Напротив усадьбы яа левом берегу поднялись на 60 м Камайские зубцы, слева от них виден камень Коронки. Камни покрыты лесом, горные породы в них во многих местах обнажены. В 2 км от усадьбы (слева) находится разъезд Чикали. Около него есть большой карьер, где добывают известняк и бутовый камень.

Ниже усадьбы заказника, на правом берегу Сылвы, стоят одни из красивейших камней Сылвы - Межевой и Ермак. Их разделяет сухой Межевой лог. По преданию, около камня Ермака зимовал Ермак Тимофеевич со своею дружиной.

На левом берегу около железной дороги увидите полуразрушенную скалу. Это камень Дядя (Корчага). Напротив Дом отдыха "Песчанка".

Ниже по течению на правом берегу расположилось село Филипповское, а на левом - деревня Бфкутова. Это уже пригород Кунгура. Село Филипповское вытянулось по берегу Сылвы более чем на 2 км. Здесь центр крупной сельхозартели "Большевик". В селе работает известковый завод. На окраине села к реке подходит Ледяная гора, в которой находится знаменитая Кукгурская ледяная пещера. Около входа в пещеру стоят несколько домов. Это стационар Уральского научного центра Академии наук СССР, изучающий всевозможные карстовые явления, и Кунгурское экскурсионное бюро. Сотрудники бюро проводят экскурсия в пещеру. Около пещеры есть небольшая гостиница. Рядом строится туристская база "Ледяная пещера".

Маршрут заканчивается. Впереди Кунгур - город-заповедник.

Интересна история города. Возник он в 1648 г. на правом берегу Ирени, двумя верстами выше устья речки Кунгур. В 1662 г. городок был разрушен, но в 1663 г. его снова начали строить: уже там, где Ирень впадает в Сылву (17 верст ниже устья речки Кунгур). Когда-то Кунгур был центром Пермской провинции, уездным городом Пермской губернии. В его окрестностях в XVII и начале XVIII в. было широко развито кустарное железоделательное производство. В городе работал медеплавильный завод. С конца XVIII в начало развиваться кожевенное производство. В Кунгуре была открыта одна из первых на Урале цифирная школа. Кунгур - родина выдающегося исследователя Камчатки и Северо-Западной Америки К. Т. Хлебникова, пламенного большевика С. А. Черепанова и других замечательных людей. Обо всем этом можно узнать в городском краеведческом музее, который находится в бывшем воеводском доме.

Современный Кунгур - крупный промышленный город, центр Кунгурского района. Широко известен Кунгурский завод нефтяного машиностроения. Турбобуры, которые он выпускает, идут не только в различные уголки Советского Союза, но и в Индию, США и другие страны. Работает в городе и лесопильный завод. Часть его продукции идет на местную мебельную фабрику. Кунгурский гипсовый завод снабжает новостройки строительным гипсом, известью и бутовым камнем. Много радости людям доставляют изделия комбината "Керамик". Кожевенный заводик, возникший в Кунгуре в 1798 г., теперь вырос в огромный кожевенно-обувной комбинат.

В Кунгуре больше трех десятков школ. Работают нефтяной, лесотехнический, сельскохозяйственный и вечерний кожевенно-обувной техникумы, а также камнерезное художественное училище - единственное в стране. Много в городе библиотек, клубов. Особой популярностью среди жителей пользуется Дом культуры машиностроителей.

На главной площади города установлен обелиск. Он увековечивает память об отрядах Пугачева, которые осаждали Кунгур в 1774 г.

Из Кунгура в Пермь можно возвратиться по железной дороге или автобусом, или продолжить путешествие по Сылве на речном автобусе "Заря".

Серебристой лентой Ирени

Протяженность 115 км.
Продолжительность 6-10 дней.
Средства передвижения плот, байдарка, надувная резиновая лодка.
Лучшее время первая половина мая, июль - сентябрь.

Река Ирень берет начало около деревни Баргым. На своем пути пересекает Октябрьский, Уинский, Ординский и Кунгурский районы. Пройдя 214 км, впадает в Сылву в черте Кунгура. Дно реки в основном песчаное, местами илистое, глинистое. Вода в реке жесткая, поэтому останавливаться лучше у левых притоков, в них вода вкуснее. Вдоль вcero правого берега проходит Иренский кряж, состоящий из известняков. Часто встречаются обрывистые скалы, не превышающие 50 м. В скалах множество неисследованных пещер. Левый берег частично возвышенный, он сложен изпесчаников.

Река богата рыбой, особенно много в ней щуки, окуня, голавля, язя, хариуса. В верховьях попадается ручьевая форель. Это единственное место обитания ее в Пермской области.

УИНСКИЙ МОСТ - г. КУНГУР. 115 км

Маршрут по Ирени лучше начинать сразу от Уинского бетонного моста. Из Кунгура в Уинск регулярно курсируют автобусы, а из Перми летают пассажирские самолеты. Подготовку к маршруту лучше начинать чуть ниже моста на левом берегу реки. Здесь в Ирень с хребта Аспа-Тау стекает ручей. Выше моста расположен поселок Иренский, в котором есть магазин, фельдшерский пункт.

Совершите экскурсию в село Уинское - до него по дороге 7 км. Село старинное, возникло вместе с постройкой медеплавильного завода. В здании Дома культуры расположен народный краеведческий музей, в нем широко представлено прошлое, настоящее и будущее Уинского района.

У моста течение Ирени быстрое, ширина 25-30 м, слева и справа крутые зеленые берега. Слева к воде спустился невысокий камень Белый, затем Змеиный, еще ниже последний камень хребта Аспа-Тау Пещерный. Ирень делает поворот, слева впадает река Аспа. В устье ее хорошее место для отдыха. Интересно осмотреть правый берег Аспы - это хребет Аспа-Тау, он лесист и обрывист. Помните, что на скалах хребта немало змей, будьте предельно осторожны. Неширокая река Аспа течет в красивых обрывистых берегах, вода в ней чистая, течение быстрое. В Аспе, как и в Ирени, много рыбы.

После Аспы Ирень проделывает много петель. Справа вдалеке от берега осталось село Чайка, через 9 км деревня Ивановка (слева). По обеим сторонам тянутся зеленые берега. Вскоре справа покажется гряда высоких белых скал. Останавливаться на ночлег лучше ниже скал. Когдато здесь была мельница. На повороте глубокий омут и удобная площадка для ночлега. Из скалы вытекает родник, а на склонах горы всегда много земляники.

Ирень уходит в поля, а затем снова возвращается к горам - это Судинские горы, местами они круто обрываются в реку. Через 14 км от моста на пути встретится остров, удобный для ночлега. За ним попадется еще один остров, проходите его левой протокой. За Островом небольшой перекат. Скалы тянутся вплоть до деревни Яковлевой. От нее Ирень течет по лугам и описывает здесь почти ровную окружность. На западном берегу среди леса видны три скалы горы Хуторской Бор. Там есть две большие пещеры. Спустя несколько километров в Ирень впадает речка Сып. За ней, на высоком правом берегу, село Вторые Ключики - центр сельсовета Ординского района. Есть почта, клуб, фельдшерский пункт, работает камнерезный завод, где изготовляют различные сувениры из селенита полу-прозрачного камня желтовато-золотистого цвета. Спрос на продукцию завода огромен. Достаточно сказать, что завод отправляет свои изделия в 70 стран мира.

У деревни Денисовки (справа) река поворачивает на север. По правому берегу высится гора Денисовская, в ее скалах встречаются небольшие пещеры. Около горы можно найти интересные образцы селенита.

Ниже по берегам все чаще попадаются скалы из песчаных сланцев высотой до 20 м, на отмелях хорошие пляжи. Справа впадает речка Ординка, за ней мост, и справа село Малый Ашап, в котором можно пополнить запасы продуктов. Слева в Ирень впадает речка Малый Ашап. Ниже ее устья водятся хариусы и голавли.

Река снова подходит к высокому Иренскому кряжу, поросшему сосновым и еловым лесом, и начинает петлять. Но после впадения слева Большого Ашапа русло ее несколько выпрямляется. Ширина реки доходит до 70 м, омута стали глубже. На правом берегу выделяется своей красотой скала Крутого камня.

За деревней Федоровкой увидите карьер, где добывают селенит. Потом подплывете к двум живописным камням - Шуму и Утесу. За ними расположилась деревня Захаровка. Ирень снова начинает петлять, и так до села Карьево - центра сельского Совета. (Отсюда маршрут проходит по Кунгурскому району).

Слева по двум рукавам впадает шумная речка Турка. Здесь будьте внимательны, Ирень растекается на несколько рукавов, Турка наносит много галечника, образуя серию перекатов.

Ниже устья Турки сделайте остановку и побывайте в большом селе Усть-Турка - центре одноименного сельсовета. В селе есть почта, магазин. Через некоторое время увидите деревню Кокуй, а перед ней, на правом берегу, скалу, которую зовут "Марьин утес". Этот утес миллионы телезрителей знают по фильму "Тени исчезают в полдень".

За деревней Кокуй вдоль правого берега вытянулись Кокуйские горы. В них есть много неисследованных пещер. Ирень неторопливо катит свои воды на восток, у деревни Весляика (на правом берегу) отклоняется на северо-запад. После впадения речки Бым, перед селом Ленским, река поворачивает на северо-восток.

Прежнее название Ленского - Степановский острожек. Основан в 1649 г. В годы гражданской войны через село шли полки 21-й Пермской Краснознаменной дивизии, завершившие окружение колчаковских войск под Кунгуром. О тех героических днях напоминает братская могила бойцов, погибших при форсировании Ирени 1 июля 1919 г. В Ленском есть сельский Совет, почта, школа-интернат, магазины, столовая.

Позади Ленского на левом берегу виден тракт, по которому то и дело проходят автобусы и машины. Через 5 км село Колпашниково, возникшее тоже в 1649 г. В селе сохранилась оригинальная по архитектуре старинная церковь. Ниже Колпашникова Ирень протекает по широкой долине, лес находится далеко от берега. Несколько поворотов реки - и на правом берегу появится село Троицкое, возникшее на месте старого посада. В январе 1784 г., когда пугачевцы осаждали Кунгур, в селе находился центр расположения их войск.

Через некоторое время справа покажется высокая гора Ленская с двумя небольшими пещерами, а напротив село Тихоновка, центр сельского Совета. Около села в Ирень справа впадает речка Кунгур. Недалеко от ее устья первоначально был основан город Кунгур.

До села Сухая Речка Ирень течет строго на восток. Около села находится учебное хозяйство Кунгурского училища механизации сельского хозяйства. За селом, сделав двухкилометровую петлю, река устремляется на север. Слева на высоком берегу остаются деревни Щеглы и Шубина. За ними село Неволино. Около него через реку перекинут висячий мост. Неволино - старинное купеческое село, основано в 1676 г. Сейчас здесь находится центр сельского Совета. В селе есть магазины, школа-интернат, почта.

Сразу же за селом встретится остров. Обходите его справа. Дальше на живописном берегу увидите Кунгурскую туристскую базу "Уральская" Пермского областного совета по туризму и экскурсиям. Здесь можно остановиться на отдых, встретиться с другими туристами.

С базы виден весь Кунгур. До него 8 км. Заиренская часть города начинается за железнодорожным мостом.

Барда - черемуховые берега

Протяженность 170 км.
Протяженность пешеходной части 7 км.
Продолжительность 6-12 дней.
Средства передвижения байдарка, надувная резиновая лодка.
Лучшее время первая половина мая, август - сентябрь.

Река Барда, правый приток Сылвы, берет начало недалеко от станции Кын Лысьвенского района. Длина реки 209 км. В верховьях течение стремительное, русло с уклоном. Река извилистая, много перекатов и глубоких плесов. Вначале Барда протекает среди причудливых, покрытых вековыми елями хребтов. В лесах много боровой дичи, из крупных хищников встречаются волк, рысь и медведь. Славится Барда и рыбными богатствами.

Река протекает по Лысьвенскому, Березовскому и Кишертскому районам. Ширина реки в верховьях от 4 до 10м, весной и в период осеннего паводка течение становится очень быстрым. Пойма реки глубокая, поэтому Барда из берегов почти не выходит.

ж.-д. пл. КРУТОЙ ЛОГ - д. ВОСКРЕСЕНЦЫ - с. САЯ, 87 км.

С пересадкой на станции Калино или Лысьва добирайтесь до железнодорожной площадки Крутой Лог. Рядом расположился небольшой поселок, где живут рабочие, обслуживающие железную дорогу. От поселка на юг уходит дорога. Она спускается в глубокий лог и поднимается в гору к деревне Крутой Лог. Отсюда до деревни Воскрееенцы 6 км. Воскресенцы - центр Крутоложского сельсовета. Здесь находится правление колхоза "Новина", есть почта, магазин, школа. До реки Барды остается не более километра.

Из Крутого Лога можно также сделать выход к деревне Паленый Лог (2 км). Недалеко от нее установлен памятник. Надпись на нем гласит: "Здесь в 1918 году в боях с колчаковцами стояла насмерть команда бронепоезда № 2". o Этот бронепоезд особенно прославился своими боевыми делами на Лысьвенском участке фронта. Он неоднократно выручал полки Особой бригады, появляясь на полях сражений в самый критический момент боя. 1 декабря 1918 г. в районе разъезда Паленый Лог колчаковцы разобрали пути, o и бронепоезд сошел с рельсов. Два дня длился неравный бой команды с двумя тысячами белогвардейцев, окруживших поезд. В последний момент бойцы взорвали бронепоезд и под прикрытием взрыва сумели вынести раненых и прорваться к своим частям.

Ширина Барды в начале сплава всего 5 м. Русло извилистое, много песчаных перекатов. Вода чистая и холодная. Средняя глубина 0,5 м, а в омутах - 2м. Высокие лесистые горы подступают к реке то с левого, то с правого берега. Постепенно река становится шире и глубже от многочисленных ручьев и ручейков. Встречаются завалы из поваленных деревьев, но они легко преодолеваются. По берегам много o сухих дров, особенно там, где были нижние склады древесины, когда яо Барде молем сплавляли лес.

На берегах реки особенно много черемухи. Ветви деревьев почти смыкаются над водой, и Барда течет в "черемуховом" коридоре. Вперемешку с черемухой растет красная смородина и малина.

На левом берегу увидите тропу к домику, в котором часто останавливаются туристы. С воды его не видно, но тропа хорошо заметна. На крутых поворотах Барды обычно стоят скалы, сложенные из песчаника. На тихих неглубоких плесах река почти вся зарастает водорослями.

Первый населенный пункт - поселок Киселевка. Есть магазины, столовая, пекарня. Около него Барда перегорожена плотиной, которая служила для регулирования воды во время сплава. Сейчас здесь небольшой пруд. Перенос лодок и байдарок через плотину не займет много времени.

От поселка река становится шире, чаще попадаются перекаты и крупные торчащие камни.

В устье притока Барды речки Терес стоит поселок Кордон Терси. Здесь также можно пополнить запас продуктов. От поселка идет резкий каменистый слив. Проходить его надо осторожно. Ниже этого порога весной начинаются длинные плесы. Берега Барды по-прежнему красивы, лес, спускаясь по крутым склонам, подходит к самой воде.

Через 10 км после поселка небольшая деревня Чунтоновка. Рядом с ней на обоих берегах расположилась деревня Сергино, а еще через 4 км - село Матвеево. Здесь центр одноименного сельского Совета и совхоза "Матвеевский", есть почта, клуб. Магазины расположены перед мостом на правом берегу Барды.

После Матвеево река делает небольшую петлю и устремляется на север. Через 6 км в устье речки Каменки увидите деревню. За ней Барда снова уходит в излучину и, выйдя из нее, течет "а север. Ширина реки в этих местах достигает 30-40 м, перекаты встречаются реже. В 14 км от Матвееве деревня Красоты (на левом берегу). Ниже моста выстроились в два ряда стройные лиственницы, за ними - деревянная часовня; это все, что осталось от бывшего женского монастыря. Место здесь очень живописное, не случайно деревня получила название Красоты.

Проделав две излучины, Барда подходит к деревне Березовая Гора. От нее река плавно поворачивает на юг, затем на запад. Справа впадает речка Сая. Около нее расположено село Сая. Сая - большое старинное село (раньше оно называлось Кузнецовским заводом). С его историей и сегодняшним днем можно познакомиться в краеведческом музее, который находится в средней школе.

с. САЯ - устье р. БАРДЫ, 90 км.

После Саи река близко подходит к деревне Верхние Исады. За деревней сделайте остановку и осмотрите памятник морякам, павшим в боях за Советскую власть на Урале. Он стоит на обочине дороги между Верхними и Нижними Исадами.

Далее река 5 км течет на юг, затем выписывает 15-километровую петлю и возвращается почти к прежнему месту. На перешейке стоит деревня Курбаты. Одним концом деревня спускается к началу излучины, другим - к выходу из нее. Вот и получается, что вокруг небольшой деревни туристам приходится ллыть 15 км.

Ширина Барды в этих местах 50 м, течение замедлилось. Река выписывает громадные петли по широкой долине. По oберегам тянутся леса. На пути встретятся деревни Кривое, Рязаны, село Зарнино - центр сельского Совета, деревни Брод, Барыши, Шульгино, Волхово. Рядом с Волково в Барду впадает речка Асовка. Барда разливается на 100 м, берега крутые, глинистые, поросшие хвойным лесом. Часто встречаются глубокие омуты. Река течет плавно, без крутых поворотов. Вскоре слева покажется деревня Соляной завод. У подножия крутого берега бьют родники. Большинство из них соляные. Когда-то здесь стояли небольшие солеварни, но со временем они закрылись, так как не могли конкурировать с более мощными солеварнями Соликамска.

Ниже Соляного завода река сужается. Хвойный лес по берегам кончается, к самой реке подступают колхозные поля. Деревни встречаются очень часто. За деревней Ярино Барда вступает в пределы Кишертского района. Правый берег обрывист и крут, левый - низкий. Скорость течения упала до 0,4 м/сек. Слева одна за другой идут деревни Савино, Полчино. Возле деревни Тюриково река поворачивает на юго-запад и огибает высокую гору.

Справа деревня Волкове, от нее на вершину горы уходит тропа (1 км). Вершина находится на высоте 275 м. С нее на востоке хорошо просматривается долина Барды, а на западе и юге - долина Сылвы.

Ниже Волково река минует деревни Мироново, Каракосоао и делает две последние крутые излучины. Слева вытянулось село Андреево, центр сельского Совета. Последние метры Барда течет прямо на запад и впадает в Сылву.

Весенние воды Бабки

Протяженность 125 км.
Продолжительность 2-6 дней.
Средства передвижения байдарка, надувная резиновая лодка.
Лучшее время май, август - сентябрь.

Бабка, левый приток Сылвы, стекает с Белых гор (Осинский район Пермской области). Длина реки 220 км. Ширина 15-50 м. Весной в среднем и нижнем течении широко разливается. Берега большей частью низкие, местами имеются сложенные гипсами возвышенности. В основном Бабка протекает в районе пермских медистых песчаников, на базе которых были построены небольшие медеплавильные заводы: Аннинский, Бымовский, Бизярский. В нижнем течении находится район гипсовых скал, в котором идет добыча алебастра.

В верховьях реки и притоках водится хариус, в нижнем течении - щука, язь, голавль, окунь, сорога и другие породы рыб. На вырубках по берегам большие малинники, ,на полянах и угорах земляника.

с. АННИНСКОЕ - с. ЯНЫЧИ. 78 км.

Станцию Кукуштан и поселок Октябрьский связывает узкоколейная железная дорога. По ней вывозят древесину на железнодорожную станцию. Ежедневно к рабочей электричке подается небольшой состав. На нем можно добраться до поселка и села Аннинское.

Старинное село Аннинское расположено на обоих берегах Бабки. Возникло оно в 1760 г. вместе с медеплавильным заводом. В 1788 г. по указу императрицы Екатерины II в селе Аннинском на месте медеплавильного завода был открыт монетный двор. В январе 1789 г. он уже начал выпускать пятикопеечную и двухкопеечную монеты. Монетный двор работал до января 1796 г., потом был закрыт. Снова началось медеплавильное производство, но в 1800 г., в связи с истощением руд, было закрыто. С того времени в окрестностях села сохранилось много старинных шахт.

От села можно начинать сплав на мелкосидящих судах. Ширина реки здесь 10-15 м. Через каждые 5-10 км ширина увеличивается, так как в реку справа и слева впадает немало больших и малых притоков. До левого крупного притока Елымовки (15 км) Бабка течет в узком зеленом каньоне. По берегам хвойные и смешанные леса.

На этом участке по берегам Бабки и ее притоков можно встретить погрызы бобров. В бассейне реки бобры были высажены осенью 1955 г. Здесь они хорошо прижились. Бобра увидеть трудно, наиболее подходящее время для наблюдения - ночь. Ведите себя осторожно, чтобы звери не почуяли вашего присутствия. Тогда вы сможете стать свидетелями постройки плотины или домика, хотя в наших условиях бобры чаще всего живут в норах, вырытых в берегу. В норе бобр зимует, из нее спускается под воду, где на дне лежит приготовленный корм. Чаще всего удается увидеть бобра глубокой осенью, когда он заготовляет корм на зиму. Помните: бобр - зверь заповедный и его трогать нельзя.

Весной скорость Бабки достигает 1 м/сек. К осени Бабка местами сплошь зарастает, и плыть приходится через заросли. На всем протяжении реки много песчаных отмелей, дно в основном покрыто мелкой галькой. В прибрежных лесах обитают глухари, тетерева, рябчики, вальдшнепы и другие птицы. Здесь можно встретить медведя и лося.

После впадения самого крупного левого притока Елымовки левый берег Бабки очень заболочен. Весной его заливает, старайтесь держаться основного русла реки.

В устье Елымовки расположен лесной поселок Октябрьский. Здесь можно пополнить запасы свежего хлеба. Ниже поселка летом через реку ставят низкий временный мост. Бабка принимает чистую лесную речку Сухобизярку. В километре от берега расположен лесной поселок, центр Бизярского сельского Совета. Чуть ниже Сухобизярки справа впадает речка Бизярка. Недалеко от ее устья - старинное село Бизяр. С 1740 г. здесь более 100 лет работал медеплавильный завод.

За селом следуют небольшие деревни Кулешовка (в устье одноименного левого притока) и Верхний Пальник. Слева впадает крупный приток река Бырма. По количеству несущей воды она лишь немного уступает Бабке. В Бырме, как и на Бабке, хорошо прижились бобры. Чуть поодаль от правого берега Бабки на высокой горе стоит село Нижний Пальник - центр Пальниковского сельского Совета.

Река по-прежнему протекает по широкой долине среди смешанного леса. Часто встречаются острова. Ближе к железной дороге начинают попадаться постройки пионерских лагерей. Миновав автомобильный и железнодорожный моты, подплывете к старинному селу Янычи. Расположенй оно по обеим сторонам старого Сибирского тракта. (Сей-час тракт проходит западнее села). Янычи - родина Героя Советского Союза Л. И. Чеснокова. Военный летчик Чесноков участвовал в Великой Отечественной войне с первых дней до Победы. Награжден многими орденами и медалями. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 г.

с. ЯНЫЧИ - с. ЖИЛИНО. 50 км.

В окрестностях села Бабка принимает речку Юг и перед гипсовыми скалами поворачивает на восток. На этом участке река широкая, с глубокими омутами. Здесь расположено много пионерских лагерей. Тысячи пермяков приезжают сюда на отдых.

Попетляв по широкой долине, Бабка выходит к рабочему поселку Кукуштан. В поселке действует единственный в области дрожжевой завод, а также крупное лесозаготовительное предприятие, изготовляющее шпалы, строительную дранку, упаковочную стружку, хвойно-витаминную муку и заготовку коры для дубильного экстракта.

В районе села слева в Бабку впадает речка Кукуштан. Правый берег Бабки высокий и скалистый. Ниже шоссейного моста по правому берегу протянулось село Платошино. Здесь работает крупная птицефабрика, дающая народному хозяйству свыше 20 миллионов яиц и свыше 200 тонн мяса в год. В средней школе села есть клуб туристов "Огонек". Руководит им учитель-энтузиаст Нина Николаевна Еремеева. При клубе существует интересный музей, в нем три крупных отдела: геологический, исторический и раздел, посвященный "Молодой гвардии".

За селом Бабка выписывает две петли, а затем течет прямо до деревни Усть-Курашим. Напротив нее впадает река Курашим. Берега Бабки меняются. По левому берегу высятся гипсовые скалы, правый берег сильно заболочен.

Река подходит совсем близко к железной дороге. Недалеко от нее увидите деревню Мартыново. У обочины Сибирского тракта возвышается на гранитном постаменте бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Григория Флегонтовича Сивкова - уроженца деревни.

От Мартынове Бабка течет по территории Кунгурского района. Вдоль левого берега тянутся высокие горы, поросшие сосной и березой. Местами скальные выходы спускаются прямо к воде. Течение тихое, перекаты короткие.

На высоком левом берегу небольшая деревня Воробьи, за ней Канабеково. Ее легко отличить от других деревень по великанам-кедрам, которые возвышаются над домами. По правому берегу вытянулась деревня Ботово, за ней Бабка делает двойную излучину и течет мимо деревень Горыни, Напарино, Старое село. Справа старинное село Кыласово, возникшее как промежуточная почтовая станция на Сибирском тракте. На восточной окраине села к реке подходят высокие гипсовые скалы. На одной из цветных камней выложен портрет В. И. Ленина.

Кыласово - центр учебного хозяйства Пермского сельскохозяйственного института имени Д. Н. Прянишникова.

Бабка пересекает село несколько раз. Через нее перекинуты висячие мосты. В Кыласово есть почта, средняя школа, магазины, столовая.

Ниже села река течет среди лугов и полей. Справа и слева попадаются старицы, в которых можно наловить карасей. Через 10 км от Кыласово Бабка принимает справа реку Юмыш и снова подходит к гипсовым горам.

На правом берегу деревня Казаево, напротив нее в логу несколько Казаевских пещер. Левый высокий берег Бабки разрабатывается. Здесь из недр Казаевской горы открытым способом добывают природный гипс и доставляют его на гипсовый завод имени М. И. Калинина в поселок Ергач. Гора представляет собой огромные каменные уступы. По подсчетам геологов в недрах горы залегает 24 миллиона тонн строительного гипсового камня.

Бабка подходит к восточной окраине поселка Ергач и дальше течет в низких берегах. Населенные пункты встречаются часто: деревни Голубята, Масленино, Блиново, Балалы, Камышево и село Жилино - центр поселкового Совета. Здесь есть почта, школа, магазины и столовая. Рядом с селом железнодорожная остановка Блины. Тем, кто решил закончить маршрут в устье Бабки, остается еще 12 км. От устья до разъезда Иренский 2 км.

Исходные материалы взяты с "http://ural.ellips.ru" rel="nofollow".
Правка и обработка - Mike (Клуб туристов "Московская застава").