Полезное в библиотеке

Год издания: 1981

С. Б. Елаховский

Москва, "Физкультура и спорт", 1981

Елаховский С. Б. Спортивное ориентирование на лыжах.- М.: Физкультура и спорт, 1981.-120 с., ил.

Содержание

Предисловие
Два вида ориентирования в один сезон
Маркированная трасса
Заданное направление
Заключение
Карты

В книге, принадлежащей перу известного советского спортсмена и специалиста по спортивному ориентированию, рассказывается о зимних видах этого спорта - соревнованиях на маркированной трассе и в заданном направлении. Рассматриваются вопросы постановки трасс в каждом из видов, способы и тактика ориентирования в них, методика тренировки и выступлений в соревнованиях, перспективы развития ориентирования на лыжах в нашей стране, особенности снаряжения спортсмена-ориентировщика.

Для широкого круга спортсменов и тренеров.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда говорят об ориентировании как о виде спорта, то имеют в виду прежде всего его классическую форму - соревнования в беге с картой и компасом на трассе заданного направления, т. е. кросс по лесу с поиском контрольных пунктов в заданном их порядке (отсюда и название трассы) и с выбором наиболее рациональных путей между ними. Безусловно, такой вид спортивного ориентирования универсален по местности, где он может с успехом развиваться. Широк и сезон для соревнований в беге с ориентированием в большинстве районов страны.

Отдавая пальму первенства летнему спортивному ориентированию, мы должны помнить и о его зимней форме - ориентировании на лыжах, весьма популярной в тех районах нашей страны, где снежный покров устойчиво держится хотя бы 2-3 месяца. Будучи самобытным и увлекательным во всех своих разновидностях, ориентирование на лыжах заслуживает внимания и как средство, позволяющее организовать эффективный, безопасный процесс обучения и азам летнего ориентирования, создающее у спортсменов прочный фундамент навыка чтения местности и карты, совмещения их мысленных образов.

Эта книга знакомит читателя с содержанием зимнего ориентирования, его проблемами и путями развития. Но главное внимание в ней уделяется подготовке ориентировщиков к соревнованиям. Именно с этой целью в книге подробно рассматриваются тренировка спортсменов, тактика преодоления зимних трасс на местности разного типа, особенности постановки их в разных центрах ориентирования, вопросы изготовления и применения снаряжения для тренировок и соревнований.

Рекомендации, приведенные в книге, опираются на анализ результатов и трасс большого числа соревнований высокого уровня, проводившихся в разных районах страны в последние годы.

Книга предназначена для специализирующихся в лыжном ориентировании спортсменов высших разрядов и тренеров. Может быть полезной она и спортсменам массовых разрядов, а также начинающим ориентировщикам, особенно лыжникам-гонщикам и биатлонистам, приходящим в ориентирование. Чтобы ввести последних в курс дела, в первом разделе книги содержатся элементарные сведения, раскрывающие основное содержание двух разновидностей лыжного ориентирования.

Автор выражает искреннюю благодарность судье всесоюзной категории В. М. Алешину, внимательно прочитавшему рукопись и сделавшему ценные замечания.

ДВА ВИДА ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ОДИН СЕЗОН

Речь пойдет о соревнованиях на маркированной трассе и на трассе заданного направления. В следующих разделах книги мы остановимся на этих видах по отдельности, здесь же попытаемся сопоставить их между собой, чтобы подчеркнуть особенности каждого.

Итак, маркированная трасса. Существо соревнований в этом виде ориентирования состоит в следующем. На стартовой площадке за 1-2 мин. до своего старта спортсмен получает карту, на которой нанесена лишь точка начала ориентирования. Обычно она совпадает с местом старта и изображается красным треугольником (рис. 1). Закрепив карту на специальном приспособлении, спортсмен стартует по команде судьи-стартера и движется по лыжне, размеченной флажками определенного цвета. Лыжня петляет по местности мимо различных по характеру, но схожих между собой ориентиров (на карте лыжня не нанесена, как на рис. 1, где она изображена пунктиром). Где-то на трассе, где именно, спортсмен не знает, ему встречаются знаки контрольных пунктов (КП). Задача спортсмена - пройти трассу как можно быстрее, с максимальной точностью определить местоположение всех КП и строго (проколом карты и соответствующей отметкой) нанести их на свою карту, причем не все сразу, на финише, а еще находясь в пути и последовательно, по одному КП. За ошибку в определении каждого КП начисляется штраф, переводимый в масштаб времени (например, 1 мин. за 1 мм ошибки). Сумма штрафов по всем КП складывается с чистым временем преодоления трассы, и все это составляет результат спортсмена.

Рис. 1

Так происходят индивидуальные соревнования на маркированной трассе. Но есть еще и командная их разновидность - эстафета, где спортсмены команды (3-4 человека), сменяя друг друга, проходят более короткие трассы. Сумма результатов участников команды составляет общий результат. В отличие от индивидуальных соревнований за ошибку в определении местоположения КП спортсмен наказывается тут же, на трассе, удлинением ее, т. е. проходит дополнительные, штрафные, круги, количество которых зависит от величины ошибки на каждом КП; длина каждого круга обусловлена Правилами соревнований.

Такова маркированная трасса, или маркировка, как называют этот вид ориентирования спортсмены. Заключим его представление примером мужской трассы одного из московских соревнований последних лет (см. карту К1 на цветной вкладке).

Теперь о зимней трассе заданного направления. Суть ориентирования на ней поясним с помощью упрощенной схемы (рис. 2). На старте спортсмен получает карту с нанесенными на ней и соединенными между собой прямыми линиями КП. Прежде чем начать движение по одной из лыжней, показанных на схеме штриховыми линиями (здесь предполагается, что на всех дорогах и тропах есть лыжни и все они по качеству одинаковы; в соревнованиях же некоторые лыжни на карте могут быть выделены или специальным образом нанесены дополнительно), спортсмен выбирает наиболее рациональный путь. Предположим, что по узловым точкам он таков: А-Б-В-Г-Д-Е-И-1. В процессе движения спортсмен может изменить первоначальный план, если новая информация на трассе толкает его на это. Убедившись, например, еще до точки Г, что лыжи не очень удачно смазаны, он может отказаться от подъема за точкой Д, обойдя его по пути Г-Ж-Е, более длинному, но более рациональному в таких условиях. После достижения очередного КП и отметки на нем спортсмен движется к следующему КП.

Выбор пути, контроль его в процессе движения и, если целесообразно, уточнение пути - вот существо задач, возникающих на трассе зимнего заданного направления (будем далее использовать термин "заданное").

Что же касается эстафет, которые проводятся в этом виде ориентирования, никакой разницы с индивидуальными соревнованиями они не имеют, лишь трассы короче. Закончим предварительный рассказ о зимнем заданном фрагментом мужской дистанции второго чемпионата мира, проходившего в 1977 г. в Болгарии (см. К2).

Из нашего описания маркировки и заданного, видимо, ясно, что эти два вида как бы противоположны друг другу. Как анализ и синтез. И действительно, маркированная трасса аналитична по своей сути. Спортсмена, идущего по ней, занимают такие мысли: "Очевидно, я поднялся на этот бугорок... Или на этот... Если на первый, то за ним должны быть ямка и пересечение тропы с просекой.. А если на второй?.." Трасса заданного, напротив, предполагает, что спортсмен на ней эпизодически (после очередного КП) мысленно синтезирует нечто целое (весь путь от КП до КП) из отдельных частей - отрезков дорог, троп, просек. А затем по мере движения по трассе он лишь следит за тем, чтобы это его творение получилось таким, как он его задумал, или даже лучше, если он что-то может усовершенствовать по ходу дела. На маркировке спортсмен защищается от нападающих на него задач, он - вратарь. На трассе заданного спортсмен сам атакует, он - нападающий.

Таково взаимоположение этих двух видов зимнего ориентирования. Естественно, несхожие по самой сути, оба они имеют среди ориентировщиков своих сторонников и противников. Попытаемся взвесить основные "за" и "против" каждого вида путем сопоставления их по некоторым существенным факторам. Идея такого сопоставления маркировки и заданного заимствована нами у эстонского специалиста по ориентированию А. Кивистика, который осуществлял его по довольно небольшому кругу факторов, в качественной форме и на основе лишь собственных представлений. Развивая эту идею, мы расширили число факторов, ввели их количественную оценку и осуществили представительное анкетирование, что позволило, на наш взгляд, добиться статистической объективности сопоставления и его большей информативности. Дальше мы обсудим результаты анкетирования, но вначале поясним его условия.

При анализе особенностей зимнего ориентирования было выделено 16 факторов, которые были разбиты затем на три группы. Каждая из групп представляла либо одну из заинтересованных сторон - опытных спортсменов или организаторов соревнований, либо тех и других вместе. В опросе участвовали 43 человека из разных районов страны. Им было предложено дать собственную сравнительную оценку сопоставляемым видам ориентирования - по всем группам и по каждому выделенному нами фактору - по следующей шкале: превосходство одного вида над другим по данному фактору - 1 балл, явное превосходство - 2 балла. Затем были вычислены обе суммы баллов по всем анкетам и по каждому фактору и разница этих сумм отнесена к числу анкет (к 39). Средние победные баллы каждого вида представлены в табл. 1. Прокомментируем ее.

Таблица 1

Заинтересованные стороны (группы) Факторы Маркировка (индивидуальная и эстафета) Заданное (индивидуальное и эстафета)
Участники соревнований (спортсмены)

Спортивная справедливость в определении результатов 0,87 -
Требование к технической подготовке 0,51 -
Требование к физической (лыжной) подготовке - 0,95
Безопасность 1,05 -
Международный престиж - 1,26
Активность (проявление творчества) спортсмена на трассе - 0,64.
Оперативность получения информации о прохождении трассы - 1,30
Обе группы Зрелищность 0,05 -
Перспективы развития (совершенствования) вида 0,44 -
Всего: 7,05 6,00

Спортивная справедливость в определении результатов. Фактор очень важный: он связан с созданием равных условий для всех участников соревнований, с исключением условий для преднамеренного или невольного сотрудничества спортсменов. Заметное преимущество маркировки по этому фактору, высказанное всеми экспертами в совокупности, вполне обосновано. Заданное очень зависит от погоды, и было немало случаев, когда снегопад в ночь перед соревнованиями, принося преимущество спортсменам с большими стартовыми номерами, существенно искажал результаты. А если снегопад сильный да еще продолжается в момент соревнований, организаторы не в состоянии, даже обладая несколькими машинами для прокладки лыжней, восстановить все их перед стартом. Что же касается сотрудничества спортсменов на трассе, то преимущество маркировки перед заданным здесь несомненно - все идут одним путем, только думают по-разному.

Рис. 3

По первому фактору маркировка получила бы еще более высокий балл, если бы и у нее не было недостатка, связанного со спортивной справедливостью. Речь идет о существующей у судей возможности назначать практически за одну и ту же ошибку разный штраф. Поясним это примером (рис. 3). Трасса (жирный пунктир), пройдя через однозначно определяемую на местности точку А (пересечение дороги с просекой) и немного попетляв по лесу, выходит через перемычку между полянками у дороги Б - 5 на левую (западную) из двух дорог, имеющих общее направление на север и постепенно удаляющихся друг от друга. Далее трасса довольно долго идет по этой левой дороге и сворачивает с нее только перед первым поворотом дороги за оврагом. Если спортсмен при выходе на дорогу Б-Б будет недостаточно внимателен и взглянет лишь налево, отметив при этом только полянку у дороги, то затем он может ошибочно посчитать, что вышел на правую из двух параллельных дорог. И теперь, если очередной КП будет стоять в точке 1 (на бугорке), то спортсмен получит штраф 3 мин. (решив, что пункт поставлен в точке 1/), если в точке 2, то - 7 мин., и так далее до 16 мин. за точку 5. И любой из этих штрафов - за одну и ту же ошибку, допущенную при пересечении дороги Б - Б (недостаточно квалифицированный постановщик трассы может поставить КП во всех этих точках - 1, 2, 3, 4, 5, и тогда спортсмен все за ту же одну  ошибку привезет на финиш вообще целый мешок штрафов, но мы такой случай рассматривать не будем, ибо здесь уже грубая ошибка постановщика трассы, а не свойство данного вида ориентирования). Таков принципиальный недостаток маркировки. Далее мы покажем, каким способом он может быть ослаблен, но полностью от него избавиться, не ухудшая саму маркировку, видимо, нельзя.

Требование к технической подготовке. На маркировке оно явно выше хотя бы из-за необходимости почти непрерывно работать с картой, а также из-за большего разнообразия задач, возникающих перед спортсменами. Но и заданное - техничный вид ориентирования. Именно поэтому статистическое преимущество маркировки по этому фактору не очень уж велико.

Требование к физической подготовке. Преимущество заданного здесь неоспоримо, и это закономерно - и не только потому, что оно вытекает из оценки предыдущего фактора (раз меньше требование к технике, значит, оно должно быть выше к "физике"). Таково уж свойство заданного. Спортсмен сам выбирает себе путь и отрезки трассы, которые проходит, не глядя в карту и отдавая все силы лыжному бегу. Кроме того, трассы заданного длиннее маркированных, а КП примерно вдвое меньше - поэтому значительно длиннее участки, на которых спортсмену приходится "поддавать". В то же время у маркировки есть принципиальная возможность по этому фактору заметно сократить разрыв с заданным. В следующем разделе остановимся на ней.

Безопасность. Значительное преимущество маркировки здесь вызвано рядом причин. Например, тем, что легче подготовить спуски, ибо общая длина лыжней на маркировке, когда соревнования проводятся на двух трассах (мужской и женской), обычно 20-25 км; для заданного же требуется в 5-7 раз больше. И тем, что постановщикам трасс трудно предвидеть все пути, которые выберут спортсмены (все, а не только лидеры), и потому некоторые подъемы могут в ходе соревнований превратиться в спуски. Проходить же по узким, извилистым дорогам такие спуски непросто (возможны даже столкновения участников, идущих встречными курсами на этих спусках-подъемах). И наконец, тем, что в мороз после глубокой оттепели, когда образуется крепкий наст, заданное вообще выходит из-под контроля постановщиков: спортсмены, стремясь держаться ближе к прямым, соединяющим КП (в такой мере, как позволяют рельеф и проходимость местности), могут сойти с лыжни и залететь куда угодно (куда их занесет азарт спортивной борьбы). В том числе в овраги с крутыми склонами и в скопление камней.

Международный престиж. Тут все ясно. Какой спортсмен не мечтает о соревнованиях самого высокого уровня? И пока заданное сохраняет монополию на международные встречи и мировые чемпионаты, сохраняется и его явное превосходство над маркировкой по этому фактору. Когда же то и другое будет проводиться на маркированных трассах, преимущество это растает как дым.

Активность спортсмена на трассе. Преимущество заданного объясняется тем, что на нем спортсмен сам выбирает путь между КП, сам его осуществляет и поправляет, если ему вдруг покажется, что выбранный путь можно улучшить. На маркировке же все участники делают одно и то же - бегут по одной трассе, решают одинаковые задачи. Однако из этого не следует, что на маркировке спортсмена ведут как теленка на веревочке: он все же сам выбирает скорость движения по трассе на том или ином ее участке, сам решает, когда надо смотреть в карту, на что надо смотреть на местности и что следует запоминать. Наконец, у него есть увлекательное занятие - пытаться предвидеть направление трассы и даже точки очередных КП.

Оперативность получения информации о прохождении трассы. Пожалуй, самое слабое место маркировки. Слабость эта вызвана тем, что ко времени преодоления трассы надо прибавлять суммарный штраф, а его по всем 10-15 КП надо еще измерить. Инструмент же для измерения штрафа самый примитивный - линейка с миллиметровыми делениями. В итоге даже на крупных соревнованиях, когда число судей-счетчиков велико, свой результат спортсмен узнает лишь через 30-40 мин. после финиша, а на массовых - даже в следующее воскресенье. Кроме того, маркировка держит спортсмена в состоянии неопределенности и в процессе прохождения трассы, поскольку он не знает (во всяком случае, достоверно), совершил ли ошибку на предыдущем КП, а если совершил, то во что она ему обойдется. В заданном же спортсмен достаточно информирован о своем движении между КП: он или видит это по встречам у КП с другими спортсменами, или просто сам понимает, насколько успешно прошел тот или иной отрезок трассы.

Перейдем теперь к коллективному мнению о сравнительных достоинствах двух видов зимнего ориентирования с позиций подготовки и проведения соревнований.

Подготовка карты. Маркировка получила здесь преимущество прежде всего потому, что требует карты значительно меньшего размера (меньшей площади местности). Сопоставительные примеры здесь весьма выразительны. Так, на чемпионате Москвы 1978 г. полноценная мужская маркировка длиной 17,6 км уместилась на местности чуть более 4 км2 (при этом карта масштаба 1:15000 была размером 12х20 см). А на первом чемпионате мира по лыжному ориентированию в заданном направлении в 1975 г. карта соревнований масштаба 1 : 40000 имела размер... афиши об этом чемпионате (50х70 см), т. е. по площади местности составила примерно 280 км2. И тем не менее балл преимущества маркировки по этому фактору не так уж велик, поскольку карты для заданного делать проще, не нужно такое количество мелких деталей, особенно на участках местности между дорогами.

Подготовка трассы. Маркировке здесь отдается преимущество прежде всего потому, что общий километраж лыжней в несколько раз меньше. Однако и у заданного есть свои плюсы: все лыжни проходят по дорогам и просекам (или по полям) и их нетрудно готовить механизированным способом, на "Буранах". И не надо прорубать трассу, как нередко приходится делать на маркировке.

Безопасность. Этот фактор в анкете встречается дважды, хотя рассматривается с разных точек зрения. Взгляд на него с позиции организаторов более важен, чем с позиции спортсменов, поскольку организаторам приходится заботиться о безопасности участников. Безопасность особенно важна на соревнованиях школьников, и тут с маркировкой ничто конкурировать не может, даже виды летнего ориентирования.

Творчество при постановке трассы - фактор, непосредственно связанный с требованием к технической подготовке спортсменов, рассматривавшимся в первой группе факторов. Не случайно и столбец, в котором записан победный балл по каждому из этих факторов, и величина их совпадают.

Работа секретариата. О ней мы уже упоминали, говоря о скорости выдачи результатов, интересующей прежде всего спортсменов. Там солидное преимущество получило заданное. С точки зрения организаторов соревнований, оно также явно предпочтительнее, ибо требует значительно меньшего числа судей (не нужны счетчики штрафов).

Наличие пригодной местности. По этому фактору преимущество маркировки перед заданным, требующим местности с большим количеством дорог, велико, потому что маркировка менее привередлива к местности, чем вообще любой другой вид ориентирования, даже летнего. Зимой замерзают непроходимые болота, реки, покрываются снегом поля. В итоге как бы возрождаются для ориентирования недозволенные, а также неинтересные или вовсе не доступные летом места - поймы больших рек с многочисленными старицами и протоками, обрабатываемые сельскохозяйственные угодья, заболоченные берега озер и водохранилищ. Появляется возможность включать в игру сразу оба берега малых и средних рек.

Защита природы. Преимущество заданного перед маркировкой вызвано тем, что на ней трассу частенько приходится прорубать. Правда, коренной лес при этом не затрагивается, под топор попадают лишь подлесок и кустарник, но природоохранные требования сейчас настолько высоки, что все меньше становится лесов, где и такая прорубка допустима. (Заметим, что этот фактор связан с предыдущим - он ограничивает выбор местности, сдвигает маркированную трассу в редкие леса, перелески, открытую местность.)

Наконец, последние два фактора, заинтересованность в которых в равной степени проявляют и спортсмены и судьи.

Зрелищность. Видимо, на оценки экспертов по данному фактору повлияло распространенное представление о том, что ориентирование является незрелищным видом спорта. И хотя победила маркировка, но с таким микроскопическим преимуществом, что вполне можно было бы говорить о нулевой ничьей. Автор, однако, согласиться с этим не может и вынужден в единственном для всей анкеты случае высказать свое, особое мнение. Да, ориентирование вообще незрелищно, и попытки вывести его на экран телевизора почти ничего не дают для глубокого проникновения в существо этого вида спорта. Однако если уж что есть зрелищного в ориентировании, так это именно маркировка, точнее эстафета на маркированной трассе. Остается только предположить, что многие эксперты не присутствовали в качестве зрителей на хорошо организованной эстафете.

Перспектива развития лыжного ориентирования. Комментируя оценки по отдельным факторам, мы уже касались некоторых возможностей такого развития. Большинство из наших намеков пришлось на долю маркировки. Повышенная по сравнению с заданным перспективность ее нашла отражение и в коллективной оценке экспертов по этому фактору. Преимущество маркировки здесь довольно небольшое, значит, некоторые эксперты считают, что хорошие перспективы для совершенствования есть и у заданного.

Итак, общий счет своеобразного соревнования двух видов лыжного ориентирования - 7:6 в пользу маркировки. Победа, в общем-то, шаткая. Следовательно, соперничество видов будет продолжено и, несомненно, окажется плодотворным для развития каждого из них.

МАРКИРОВАННАЯ ТРАССА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ

Соперничество спортсменов на маркировке в основном косвенное и осуществляется через задачи, ставящиеся постановщиком трассы. Задачи эти могут быть различными. В методической литературе обычно выделяются три разновидности их на маркировке: "на выбор" (имеется в виду выбор на карте одного правильного объекта местности из двух или нескольких ему подобных), "на чтение карты" и "на параллельные ситуации". Такая классификация задач, исходящая из оценки постановщиком трассы поведения спортсмена при определении им местоположения (В литературе по ориентированию встречаются два практически равнозначных термина - "местоположение" и "местонахождение". Мы будем различать их, употребляя первый - по отношению к контрольным пунктам, а второй - по отношению к спортсменам) того или иного КП, позволяет судьям-дистанциопникам внести определенную систему в планирование конкретной трассы. Однако с точки зрения спортсмена такая классификация недостаточно четкая, так как указанные задачи довольно близки между собой, а иногда даже переплетаются. Мы отметим два принципа анализа задач на маркировке, основанных на оценке спортсменами действий постановщиков и поэтому позволяющих рассматривать эти задачи со спортивной точки зрения. Но вначале изложим логику опытного начальника дистанции и ряд положений, принятых в практике постановки маркированных трасс.

Итак, все технические задачи на маркировке состоят в конечном счете в определении единственно правильного ориентира из двух или нескольких ему подобных. Начальник дистанции не обязательно должен ставить задачи на каждом КП - некоторые из них могут носить вспомогательный характер, т. е. служить для подготовки или завершения задач других КП. Но там, где задача ставится, начальник дистанции обязан дать участникам достаточные средства для ее решения. В качестве подобных средств рассматриваются различные ориентиры, которые постановщик трассы показывает под тем или иным ракурсом движущимся по трассе спортсменам. Ориентиров может быть несколько (даже много), но обычно один из них играет основную роль в раскрытии тайны контрольного пункта. Такие главные ориентиры постановщики трасс называют привязками. Термин этот предполагает наличие некоторой локальной черты (детали) местности, а она, вообще говоря, для строгого определения КП не обязательна.

Можно представить, например, что два соседних и очень схожих на карте объекта (полянки, бугорки и т. п.) находятся в разной по своему характеру местности: один - в обычном лесу, другой - в труднопроходимом, отраженном на карте зеленым цветом, или на склоне и на равнинном участке. В обоих случаях каждый из объектов легко опознается на местности. Таким образом, кроме индивидуальных черт объектов спортсмену важны и сведения о свойстве местности в окрестностях данных объектов. А это значит, что правильнее говорить не о привязке КП, а о раскрывающей КП информации, или о ключе КП. Эта информация может находиться перед КП (передний ключ), на самом КП (ключ на КП), после КП (задний ключ), а также в неопределенной области в. окрестностях КП (подходящего термина нет, поэтому далее будем говорить о фоновой информации).

Выделение места расположения относительно КП решающей информации может быть очень полезным для спортивного анализа маркировки и служить как раз одним из двух принципов, о которых мы говорили выше.

Отметим, что на современных маркировках большинство КП имеют либо передний, либо задний ключи (либо - оба), в то время как решающая информация на самом КП, или фоновая, встречается редко. Первая - из-за недостаточности информации при обычной для современных трасс постановке КП на одном объекте из множества, вторая - также из-за насыщенности карт, на которых теперь трудно найти участок без дополнительной информации (кроме фоновой).

Второй принцип анализа трасс и задач на КП - выделение характера размещения по трассе информации, раскрывающей КП, а именно того обстоятельства, приводится ли эта информация в одном месте трассы (концентрированная) или она распределена на значительном ее протяжении (растянутая).

Оба принципа позволяют, в частности, более четко различать указанные в начале раздела основные задачи - "на выбор", "на чтение карты", "на параллельные ситуации". Так, в соответствии со вторым принципом задача "на выбор" служит задачей с концентрированной информацией: для ее решения важны лишь 1-2 ориентира (или признака местности) - разных для каждого из сопоставляемых объектов-близнецов. В то же время задачи "на чтение карты" и "на параллельные ситуации" являются задачами с растянутой информацией. Существенное отличие задач такого типа состоит в том, что они основаны на использовании цепочки ориентиров, находящейся на карте в стороне от истинной нитки трассы ("параллельной" ей), - чтобы сбить спортсмена с этой нитки и не дать ему заметить свою ошибку. Подчеркнем, что подобная идея используется постановщиком трасс в обеих задачах с растянутой информацией ("на чтение карты" и "на параллельные ситуации"), но реализуется разными способами.

Так, классическая задача "на параллельные ситуации" основана на подборе участка местности с двумя (редко - тремя) параллельными сочетаниями схожих ориентиров и на некотором психическом воздействии на спортсменов. При этом информация о местности используется постановщиком трассы для двух целей: чтобы сообщить спортсменам необходимую сумму признаков для надежного опознания данного района местности, а также чтобы запутать самых легковерных из них с помощью частого показа ориентиров, похожих на ориентиры, встречающиеся на той (параллельной) нитке трассы, на которую мысленно (по карте) могут себя вывести спортсмены - уговорить, что они находятся совсем в другом месте карты.

Неплохой иллюстрацией задачи "на параллельные ситуации" мог бы послужить рис. 3, если бы на нем не было полянок у дороги Б - Б, а мелкие объекты-близнецы на каждой из расходящихся к северу дорог (бугорки, полянки, отрожки оврагов) заметнее отличались бы друг от друга.

Как видим, для задачи "на параллельные ситуации" требуется соответствующий подбор местности. Однако местность не самое главное. Важнее прокладка трассы (лыжни) - такая, чтобы спортсмены могли увидеть на ней именно то, что хочет им показать постановщик, и увидели именно так, как ему надо, чтобы одновременно и запутать, и дать информацию для расшифровки КП. Подобная постановка трассы - большое искусство, требует немалого труда, отчего задача "на параллельные ситуации" встречается не так уж часто.

Ее заменителем обычно служит другая задача с растянутой информацией-"на чтение карты". В отличие от предыдущей она использует в основном ограниченность зрения спортсмена, усугубленную условиями соревнований (слезы от холодного ветра на спусках, смена освещения при выходе трассы в солнечный день из лесу на открытое место). Кроме того, некоторые свойства психики: торопливость на трассе, фантазия, склонность к оптимистическому самоуговариванию: "Все в порядке... Я знаю, где нахожусь..." Для создания достаточно сложных задач "на чтение карты" также необходимо подобрать соответствующую местность, насыщенную мелкими однотипными ориентирами. И если такая местность подобрана, то далее постановщики трассы могут полагаться уже на помощь самих спортсменов, на то, что они, не успевая во всех подробностях читать и сопоставлять карту и местность и подгоняя видимое под действительное, нафантазируют такие параллельные ситуации, каких не снилось даже постановщикам.

Отметим также, что осуществлению коварных замыслов постановщиков трассы помогает то, что спортсмены не могут видеть местность с точки, откуда обозревается модель местности, ее карта, т. е. сверху. Они смотрят на нее снизу и сбоку, как бы вскользь по отношению к объектам местности, в особенности к удаленным на несколько десятков или даже сотен метров. В результате у спортсменов складывается искаженное, расплывчатое представление о форме встречающихся ориентиров. Особенно искаженно воспринимаются удаленный бугристый рельеф (микрорельеф в парковом лесу и на открытом пространстве), дальние кромки больших полян и контуров растительности, форма узких полян и прогалов, которые показываются спортсмену торцом. Существенно искажает изображенный на карте облик местности и снежный покров. В снежные зимы или вскоре после снегопада едва заметны тропы, просеки, даже дороги (Это, вообще говоря, брак в работе службы дистанции. На хорошо подготовленной маркировке она обязана прокатать все тропы, дороги и просеки, нанесенные на карту, причем способом, отличным от обычных лыжней,-например, тройным лыжным следом). Искажается форма полян в смешанном лесу (особенно когда с одного края поляны лес хвойный, а с другого - молодой лиственный). Часто бывает трудно отличить озеро от болота (и даже от поляны).

МЕТОДЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ

В современной спортивной практике спортсмены высокой квалификации используют два принципиально различных метода ориентирования на маркированной трассе: метод прогнозирования (или опережающего чтения карты) и метод восстановления (бег по памяти, "векторное ориентирование").

Метод прогнозирования состоит в следующем. Перед началом движения по трассе, находясь на некоей опорной точке (на старте или перед уходом с очередного КП, а также на достоверно определенном промежуточном ориентире), спортсмен осматривает участок карты в направлении предполагаемого движения, запоминает основные ожидаемые на пути ориентиры (просеки, дороги, поляны, возвышенности, впадины) и затем, двигаясь по трассе, взглядом и мысленно регистрирует эти ориентиры, не останавливаясь, даже не замедляя движения и не глядя в карту. После резкого изменения направления трассы или после достижения границы запоминания карты, если направление движения сохраняется (такая граница находится в 100-400 м от опорной точки, в зависимости от насыщенности карты), спортсмен фиксирует на карте новую опорную точку, которая соответствует его местонахождению в этот момент, и снова делает прогноз ожидаемых на трассе ориентиров.

Метод восстановления заключается в движении по трассе как бы в долг (по отношению к карте), без обращения к карте, но с внимательным обзором местности и стремлением запомнить встречающиеся ориентиры и свой путь. Или даже - в движении без запоминания ориентиров и пути, но с непрерывным ощущением себя в пространстве, когда спортсмен стремится создать интуитивное, но достаточно четкое представление о том, в каком направлении и на каком расстоянии от последней, достоверно определенной на карте точки он находится в каждый текущий момент ("вектор перемещения").

Опишем теперь более подробно характер ориентирования спортсмена на маркированной трассе при использовании каждого из упомянутых методов. При этом заметим, что метод прогнозирования известен давно и применяется большинством спортсменов, добивающихся успехов на маркировке, в то время как метод восстановления в своем осознанном и методически стройном виде сравнительно молод; им пользуются лишь некоторые спортсмены, обладающие хорошей зрительной памятью и обостренным пространственным воображением.

Метод прогнозирования. Можно выделить три уровня прогнозирования местности и ориентиров на предполагаемом продолжении трассы - по детальности (глубине) такого прогнозирования.

Первый уровень - общий обзор карты в направлении движения. Цель этого предварительного и приближенного (фонового) прогнозирования состоит в оценке сложности ожидаемой местности, насыщенности ее ориентирами, а значит, и потенциально опасными точками, в которых начальник трассы может поставить КП или которые могут послужить привязками к точкам КП.

В зависимости от вывода, полученного на первом уровне прогнозирования, выбирается темп бега по трассе, а также примерно намечается, через сколько времени (метров) надо снова взглянуть на карту. Все оценки здесь носят форму мысленных приказов себе: "Сильно", "Спокойно", "Очень осторожно" (о целесообразном темпе), "Скоро", "Сразу за дорогой", "Через 500 м, если трасса не повернет" (о месте очередного обращения к карте). На этом уровне также формируется мысленный образ карты (именно карты!), весьма обобщенно отражающий ожидаемую местность с ограничивающими ее рамками (линейными ориентирами), "показанными" на таком образе карты весьма приближенно. Если местность проста и не содержит, на взгляд спортсмена, опасных мест в непосредственной близости, между первым уровнем прогнозирования и следующим есть заметный промежуток времени (отрезок трассы). В противном случае в сознании спортсмена происходит быстрый переход на следующий уровень прогнозирования.

Рис. 4

Задача прогноза второго уровня - представить, в чем именно состоит опасность и в каком направлении ее ожидать. Спортсмен, как и на первом уровне, формирует мысленный образ карты (снова карты!) ожидаемой местности, но уже с выделением на ней опасных зон, и отмечает характер "опасных" ориентиров в каждой из них. Ограничивающие ориентиры в этом образе обозначаются уже более четко.

Наконец, третий уровень прогнозирования. Такой прогноз (краткосрочный) делается уже тогда, когда спортсмен чувствует (видит по карте), что приближается вплотную к одной из опасных зон и должен попытаться увидеть опасность, т. е. представить мысленно приближающуюся местность и те схожие ориентиры (их вид и взаимное расположение), на одном из которых возможно будет стоять КП. Одновременно в памяти держится и зрительный образ локального участка карты, а также ограничивающих его ориентиров.

Проиллюстрируем описанные уровни прогнозирования на маркировке с помощью рис. 4. Допустим, спортсмен находится в точке А и движется на север (направление указано стрелкой). Взглянув на карту в этой точке, он может уверенно предположить, что КП будет не скоро, так как мест для его постановки в направлении движения поблизости нет. А если и есть (полянка до поперечной дороги, вторая - сразу за ней да парочка полянок подальше), то они простые, и можно привязаться прямо там, если потребуется. "Можно идти сильно до дороги и еще 400-500 м за нее",-приказывает он себе. Одновременно у него формируется обобщенный мысленный образ этого фрагмента карты (рис. 5, а).

В точке Б (см. рис. 4), незадолго до пересечения трассой одной из двух наклонных и пересекающихся между собой дорог, которые спортсмен все еще держит в памяти, он снова смотрит на карту, сбавляя скорость бега. "Опасность приблизилась, - фиксирует он. - КП надо ждать или в переплетении дорог, или в отрогах одного из оврагов". Мысленный образ карты слегка конкретизируется (рис. 5, б).

Рис. 5

Спортсмен находится в точке В (см. рис. 4) - пересек дорогу и уходит от нее на восток (чуть севернее востока). Рядом, впереди, "опасные" ориентиры. Быстро проскакивают в сознании, не оставляя следа, прогнозы первого и второго уровней. Возникает предположение, что КП - в вершине одного из отрожков оврага. Спортсмен знает, как обычно в таких случаях делается, и мысленно настраивает себя: "Лыжня резко подойдет к одному из отрожков и затем столь же резко уйдет вправо. На крутом повороте лыжни будет висеть знак КП. Чтобы разобраться, на каком отрожке находится КП и не заработать 2 мин. штрафа, надо идти внимательно, оглядываясь по сторонам. Надо также посмотреть, какой ближайший ориентир или стопор (ограничивающий ориентир) будет за КП. Осторожно - вдруг лыжня сразу пойдет на спуск, в овраг, чтобы мы проскочили все привязки за КП..."

Рис. 6

Примерно такие мысли мелькают в голове. Может быть, не в таком порядке и наверняка быстрее, чем они читаются сейчас. Вся эта настройка занимает 4-5 сек., включая и 2-3-секундный взгляд на карту. И спортсмен продолжает равномерный и настороженный бег по лыжне, сохраняя в памяти возникший у него образ участка местности с двумя отрожками оврага. Отрожками конкретными, одетыми именно в тот лес, который окружает спортсмена в этом месте трассы. А кусочек карты, который он держит в памяти, почти уже не отличается от того, что на ней изображено на самом деле (рис. 5, в). О том, когда надо в очередной раз взглянуть на карту, спортсмен не думает, он весь настроен на КП. О карте же он вспомнит или уже на КП, или через 1,5-2 мин., когда с облегчением почувствует, что его обманули: лыжня прошла мимо отрожков, а КП где-то дальше. Именно через эти 1,5-2 мин. спортсмен опять окажется на очередной точке А, потом будет точка Б - и все повторится.

Конечно, на разной местности и даже на разных участках одной и той же местности время смены одного уровня прогнозирования другим разное. Вполне очевидно также, что на местности не очень богатой мелкими деталями, между первым и вторым уровнями прогнозирования будет пауза и спортсмен сможет прокатиться по коридору, выделенному ограничивающими ориентирами при первом (грубом) прогнозе. Напротив, на очень насыщенной карте все уровни прогнозирования сливаются. Это означает, что для спортсмена важным останется только краткосрочный прогноз и что вся трасса преодолевается в напряженном ожидании КП.

Отметим также, что процесс выработки на трассе прогнозов не ограничивается уровнями прогнозирования, о которых мы рассказывали и которые обеспечивают тактически грамотный предусмотрительный подход к данному КП. Есть еще один, завершающий уровень прогнозирования, предназначенный для проверки правильности определения местоположения КП. Выполняя такую проверку, спортсмен на КП поступает так же, как поступал в точке В, - делает краткосрочный прогноз в направлении ухода трассы, четко представляя себе, как будет выглядеть ближайший ориентир, и имея мысленную фотографию карты в окрестностях этого ориентира. В нашем примере (см. рис. 4), если КП стоит в вершине восточного отрожка и спортсмен собирается это проверить, то при повороте трассы от КП на юго-восток он должен предвидеть, что через 40- 50 м попадется просека. И если она вдвое дальше, то у спортсмена появится основание считать, что он ошибся в определении местоположения КП и что пункт поставлен в вершине западного отрожка.

Таковы сущность и содержание метода прогнозирования при прохождении маркированной трассы.

Метод восстановления. Точнее, речь пойдет о разновидности этого метода, связанной с некоторым систематическим запоминанием. При изложении мы используем описание, предоставленное автору томским ориентировщиком Ю. Федоровым, который в течение ряда лет методично осваивал его в применении к различной местности.

Суть метода: при прохождении участка между КП спортсмен регулярно фиксирует и запоминает два параметра: базовую прямую и угол ухода трассы относительно этой базовой прямой. Смысл названных параметров ясен из рис. 6. Базовая прямая изображена на нем штрихпунктиром, трасса - жирными точками. В нашем примере участник после старта бежит по дороге не думая, но как только трасса уйдет вправо, он мысленно проводит по дороге базовую прямую 1-1 и запоминает (естественно, на ходу) угол ухода трассы. Угол фиксируется в памяти не в числовом выражении, а на глаз - точность такой оценки достаточно высока. Запомнив прямую 1-1 и угол ухода с нее, спортсмен бежит дальше, поднимается на бугорок. При этом он старается запомнить, что дистанция не влияла после ухода с дороги и что на бугорок трасса поднялась перпендикулярно его продольной оси. Запомнив это, впоследствии он точно определит, на каком бугре был. Далее, спортсмен мысленно проводит вторую базовую прямую - по оси бугорка и запоминает, под каким углом он ушел с прямой 2-2. Запоминает также, что лыжня затем сделала небольшой изгиб, вошла в отрожек поляны, повернула по ней влево, ушла с нее перпендикулярно дальней ее границе, базовой прямой 3-3. (Подчеркнем, что на трассе важно заметить и запомнить, в каком именно месте объекта лыжня пересекла базовую прямую - рис.7.)

Итак, трасса подошла к дороге - базовая прямая 4-4. Спортсмен посмотрел по сторонам. Слева дорога имеет резкий поворот на север. Примерно перпендикулярно (чуть правее) трасса ушла с дороги и, пройдя некоторое расстояние в этом направлении, скатилась в ямку - КП 1.

На КП спортсмен, глядя на карту, восстанавливает в памяти по порядку все базовые прямые и углы ухода с них (основная информация), а также то, что успел заметить на трассе,-лыжня не виляла, бугор пересек посередине и т. п. (второстепенная информация). Восстанавливая все это, спортсмен мысленно видит, словно кто-то рисует нитку дистанции у него на карте.

Рис. 7

Для надежного ориентирования следует обязательно восстанавливать весь путь, от КП до КП, чтобы все стало на свои места. Этим решаются сразу две задачи - определение местоположения КП, к которому спортсмен вышел, и проверка предыдущего КП, который ему предстоит нанести на свою карту. Двигаясь по трассе, спортсмен может почувствовать, что перегрузил свою память и ему полезно освободиться от накопленной информации. Тогда необходимо поделить перегон между КП на отрезки, выбирая наиболее крупные и выделяющиеся ориентиры (опорные) на пути от КП до КП. При этом он должен тормозить на таких ориентирах и восстанавливать мысленно весь путь от предыдущего КП до первого опорного ориентира, от него - до следующего и т. д.

Так выглядит общая схема одной из разновидностей метода восстановления.

Вообще же разновидности этого метода зависят от индивидуальных особенностей спортсмена. Так, ленинградский ориентировщик С. Кузнецов, применяющий в соревнованиях по маркировке метод восстановления, использует форму, которую можно назвать "векторной". Он проходит трассу, восстанавливая свой путь на карте как бы по кускам длиной 150-500 м (в зависимости от насыщенности местности ориентирами). Преодолевая это расстояние, он не глядит в карту и не особенно тщательно разглядывает и запоминает местность, но следит за направлением и удалением от предыдущей точки и отыскивает затем на карте приметный ориентир, на который выводит трасса. Таким образом, в памяти хранится не местность, а "вектор перемещения" спортсмена по трассе. "Векторная" разновидность позволяет отбрасывать часть информации местности и карты, в том числе и почти все мелкую, чем, между прочим, приближается к летнему стилю ориентирования.

Описанные методы ориентирования на маркировке существенно отличаются друг от друга не только .по характеру, действиям спортсмена на трассе, но и по возможному влиянию на конечный результат.

Метод прогнозирования при последовательном и аккуратном применении эффективно страхует спортсмена от больших ошибок на КП и продолжительных остановок на трассе для восстановления пройденного пути. Однако он снижает среднюю скорость непосредственного движения на лыжах. На картах, не очень насыщенных деталями, с крупными, выделяющимися по своему виду и потому легко запоминающимися ориентирами выигрыш за счет уменьшения суммарной ошибки может не скомпенсировать потерю от снижения скорости бега.

Метод восстановления, требующий сравнительно редкого чтения карты, повышает среднюю скорость передвижения по трассе между КП или между опорными ориентирами, но увеличивает возможность ошибки и ее величину. Кроме того, при его использовании может снижаться и средняя скорость вследствие затрат времени на восстановление на промежуточных (опорных) ориентирах и на КП. Все это при достаточно насыщенных картах и сложной местности с большой вероятностью может привести к тому, что выигрыш в скорости будет съеден потерей времени на восстановление и повышенным штрафом за ошибки на КП.

Отметим два обстоятельства, благодаря которым метод прогнозирования принципиально более точен, чем метод восстановления.

Первое. В зимнем лесу из-за снежного покрова, особенно вскоре после снегопада, когда снег лежит на ветках деревьев, а дороги, просеки и тропы еще не раскатаны, ряд ориентиров (канавы, тропы, просеки, старые дороги) так плохо виден, что в большинстве случаев их можно заметить лишь тогда, когда ждешь.

Второе. Карта запоминается лучше местности, потому что мысленный образ карты четок и стабилен, так как формируется при взгляде на одно и то же плоское изображение из одной и той же точки, в отличие от мысленного образа местности, который является неустойчивым отражением многих беглых взглядов на местность под случайными ракурсами, в разных ее местах. В результате "память узнавания" - при сличении видимой местности с ранее сформированной в воображении спортсмена ее моделью, картой, сильнее обратной ей "памяти восстановления" - при сличении карты с расплывчатым образом местности.

Эффективность метода восстановления заметно снижается и на участках трассы с частой и резкой сменой направления лыжни (напомним, что выше, при описании этого метода с помощью рис. 6, не случайно отмечалось, что на отрезке от базовой прямой 1-1 до бугорка трасса не виляла). Действительно, трудно представить, что использует спортсмен в качестве базовой прямой, если лыжня часто поворачивает на пустом месте ("в молоке"): тогда ему, видимо, придется заняться мысленным суммированием и вычитанием углов поворотов, и если их будет много (даже несколько), он почти наверняка сделает ошибку. То же можно сказать и по поводу "вектора перемещения" в модификации метода, используемой С. Кузнецовым.

Итак, описанные методы ориентирования на маркированной трассе имеют свои недостатки и достоинства. Однако рекомендовать лишь один из них на том основании, что он лучше другого, нельзя. Методы эти разные, каждый имеет свое назначение и область использования-в зависимости от характера местности, от насыщенности карты ориентирами и ее читаемости, от индивидуальных свойств спортсмена и задач, стоящих перед ним на данном соревновании. Поэтому ориентировщик уровня кандидата в мастера и выше должен владеть обоими методами и их разновидностями. При определенном уровне физической и технической подготовленности спортсмена его результат в соревновании будет прямо зависеть от того, насколько правильным, т. е. соответствующим трассе и другим конкретным условиям соревнования, окажется выбранное им сочетание различных методов ориентирования.

В связи с этим последним утверждением методы ориентирования можно сравнить с лыжными ходами - двухшажным попеременным и одновременным, с его модификациями - одношажным, бесшажным и др. Ясно, что любой опытный лыжник не проходит трассу одним каким-то лыжным ходом, а стремится к наилучшей комбинации их, в зависимости от скольжения и рельефа. Продолжая это сравнение, можно отметить, что как в лыжах есть основной (базовый) ход - попеременный, так и в ориентировании на маркировке есть основной метод - прогнозирования. Он должен применяться всегда и на всех трассах хотя бы в одном весьма важном случае - при уходе с КП и проверке точности его определения на карте.

Преимущества метода прогнозирования особенно очевидны при системе неограниченного начисления штрафа за ошибку на одном КП, когда единственная небрежность на трассе может обойтись спортсмену дополнительным грузом в 10-15 мин. в его конечном результате. Изменение же системы начисления штрафов за ошибки может привести к переоценке соотношения этих методов в сторону более рискованного метода восстановления.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВЩИКОВ ТРАСС И МЕСТНОСТЬ

Здесь мы остановимся на том, как и с помощью каких приемов общее свойство всех задач на маркированной трассе (похожесть ориентиров как на карте, так и на местности) реализуется на конкретных трассах их авторами - постановщиками. А также на том, в какой мере и как именно в формировании этих задач участвует сама местность, предлагая начальникам трасс всевозможные комбинации ориентиров, чередование этих комбинаций, смену рельефа,, влияющую на физическую нагрузку спортсменов и скорость их движения на лыжне (а значит, и на восприятие ими местности), смену видимости и обзора, влияющую на качество и объем информации о местности, поступающей спортсменам в каждой точке трассы. При этом мы рассмотрим оба фактора, определяющие техническую сторону маркировки, приемы постановщиков трасс и местность, и именно в таком порядке, подчеркивая тем самым главенствующую роль умения, даже искусства в постановке маркировок.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВЩИКОВ ТРАСС

В своем поединке со спортсменами, регламентированном правилами соревнований и устоявшимися требованиями к техническому совершенству трасс, все постановщики, вообще говоря, стремятся сделать одно - сместить в сторону взгляд спортсменов, фиксирующих на карте (или в памяти - на образе карты) встречаемые ими на трассе ориентиры. И именно в ту сторону, где они могут подыскать себе (на карте!) нечто подобное. Достигается такое смещение разными приемами, набор которых на каждой дистанции определяется местностью, а также принципами и почерком постановщика трассы. Опишем некоторые наиболее употребительные из числа таких приемов.

Целая группа приемов основана на склонности спортсменов, бегущих на трассе, застревать взглядом в ближней по ходу движения ситуации из двух или нескольких сходных ориентиров. Используя это свойство психики спортсменов, постановщик трассы тем или иным приемом обводит ближнюю ситуацию и выводит трассу на другую, более удаленную. На рис. 8-10 проиллюстрированы три таких приема, которые понятны и без пояснений, но некоторые комментарии к ним мы все же сделаем.

На рис. 8 показано, как трасса, проходя вначале по просеке на восток от перекрестка двух квартальных просек, делает затем небольшое обманное движение вправо. Обойдя первую поперечную короткую просеку, она выходит на вторую и по ней направляется на север, туда, где эта просека упирается в продолговатую изогнутую поляну, на северном конце которой расположен КП 3. Можно не сомневаться, что некоторые спортсмены не придадут особого значения обманному движению на просеке запад - восток и мысленно выйдут на первую (западную) из двух коротких просек, в конце которой также есть поляна. Правда, полян там две, они примыкают друг к другу, но в целом они представляют нечто продолговатое и изогнутое, и в северном конце этого "нечто" нетрудно вообразить контрольный пункт. За КП 3 на трассе бросающейся в глаза информации нет, поэтому прокол КП 3 в точке У весьма вероятен. В то же время КП 3 стоит вполне корректно, так как информации, его раскрывающей, вполне достаточно как вблизи КП, так и на трассе за ним: форма поляны, которая все же одна, без перемычки посередине, выход трассы с КПЗ на угол вырубки осуществляется почти строго на север.

Рис. 8

Рис. 9

Прием, показанный на рис. 9, состоит в обходе пучка дорог (в данном случае - двух) в стороне от точки, где этот пучок начинается, с выходом на дальнюю ситуацию - к горке с характерным "носиком" в ее северо-западной части. Осуществляется обход с помощью частого петляния лыжни, при котором спортсмены теряют представление об общем направлении трассы и о расстоянии до КП 6 и выводят себя на такую же горку с "носиком", но расположенную гораздо южнее. Информация, позволяющая, несмотря на петляние лыжни, разгадать местоположение КП 7, - ямка перед контрольным пунктом, два бугорка за ним (того и другого нет на ошибочной версии трассы), направление дороги, по которой трасса уходит из района КП 7 на восток, угол подхода этой дороги к большой поляне у озера и наконец взаимное расположение дорог на перекрестке в углу поляны.

Рис. 10

Рис. 11

На рис. 10 показан прием, основанный на плавном и продолжительном изменении направления трассы при прокладке ее на местности с нечеткими ориентирами. При этом у спортсменов вместо истинной общей схемы трассы (она показана жирными точками) создается впечатление более прямого ее направления, что позволяет постановщику трассы подставить на этом прямом направлении параллель и загородить цепочку ориентиров, на которую в действительности выходит трасса.

Для смещения взгляда спортсмена в сторону от цепочки ориентиров, которую он отслеживает по карте, с успехом используется пересечение линейных ориентиров в неудобных для спортсменов точках. Причины такого неудобства могут быть различными: здесь мы приведем лишь один из приемов этой группы - пересечение канав и просек в тупых углах (рис. 11). Основан он на том, что находясь на едва заметном изломе прямых линий (в точке А), спортсмен не в состоянии определить это глазомерно, так как для проверки угла ему пришлось бы поочередно поворачивать голову в обе стороны и держать в памяти одно из направлений при сравнении его с другим. Естественно, в подобном случае нетрудно ошибиться и мысленно вывести трассу, например, в точку Б или В. Последствия такой ошибки вполне очевидны.

Отметим также некоторые не очень корректные, но применяемые иногда приемы этой группы.

Пересечение просек в понижениях местности - ложбинках, впадинах, ямах (прием этот можно применять, только если склоны не очень круты и просеку отчетливо видно).

Пересечение коротких просек и обрывающихся в лесу дорог близко к их концам (некорректность приема состоит в том, что просека или дорога остается как бы за спиной спортсмена, чтобы ее заметить, надо оглянуться).

Следующая группа приемов, призванная размыть уверенность спортсменов при определении своего местонахождения в каждый момент или даже вовсе выбить почву из-под ног и заставить искать себя по всей карте, - приемы запутывающие. К ним относятся следующие уловки постановщиков трасс.

Частое и головоломное пересечение близко расположенных дорог, троп, просек, особенно рядом с их узлами (рис. 12). Перегрузка внимания спортсменов мелкой, но бросающейся в глаза разнообразной информацией - путем прокладки трассы через скопление полянок, бугорков, ям и других заметных небольших ориентиров. Повторение подряд несколько раз ложных заходов на хорошо различимые на карте параллели - для разрушения бдительности спортсменов, настойчиво пользующихся на трассе методом прогнозирования. С той же целью применяется и постановка серии из 3-6 очень простых ("снотворных") контрольных пунктов.

Рис. 12

Рис. 13

"Бухгалтерские" КП, т. е. пункты, определение местонахождения которых построено на аккуратном подсчете числа пересекаемых трассой однотипных ориентиров (чаще всего просек, как показано на рис. 13).

Наконец, группа психологических приемов, основанных на неожиданном воздействии на психику спортсмена, бегущего по трассе ("шоковые" КП). Приемы эти весьма эффективны, и относиться к ним надо особенно серьезно. Вот несколько таких приемов.

Постановка первого КП очень близко от старта (в 100-200 м) и затем сразу за КП 1 еще 1-2 контрольных пунктов. Все это в расчете на спортсменов, долго не справляющихся с предстартовым волнением.

Постановка последнего КП близко к финишу, когда спортсмен, оглушаемый радиоинформацией с финиша, начинает нервничать: "Где же последний КП? Может, я его уже проскочил не заметив?" Ставить КП у финиша можно и в простых местах, лишь бы трасса попетляла там побольше. Наиболее слабонервные спортсмены все равно ошибутся, постановщик трассы может быть спокоен: на него работает близость финиша.

Рис. 14

Постановка КП близко друг от друга, почти на одном небольшом ориентире (с разных его сторон), после длительной отлучки из района предыдущего КП и замысловатого возвращения в него. Особенно, если это делается 2-3 раза подряд - этакими лепестками, как показано на рис. 14. Лепестковый прием очень эффективен в лесу с подлеском, когда спортсмены не видят рядом стоящих КП или, наоборот, видят женские КП, поставленные на других ориентирах, но в той же кучке.

Пересечение трассы "самой себя" и постановка КП вблизи такого пересечения. До тех пор, пока этот прием не распространен, некоторые спортсмены, несомненно будут попадаться на него. Запретов в Правилах соревнований для подобного приема не существует, нет и серьезных соображений против его использования. Есть лишь одно противопоказание - спортсмены могут сбиться с лыжни, так как ее разметка на пересекающихся трассах одинакова (в отличие от часто встречающегося случая пересечения мужской и женской трасс). Однако возражение это легко снимается, если пересечение устраивать в удобном месте (в лесу с подлеском), четкое, под прямым углом, и оповещать о нем спортсменов специальным знаком. В ряде случаев есть возможность устраивать самопересечения трассы незаметно для участников - на разных уровнях (используя мосты через речки или даже, на очень крупных соревнованиях, сооружая специальные мосты, как это делается на трассах лыжных гонок).

Мы описали здесь лишь некоторые приемы постановки трасс, разные по характеру исполнения и воздействию на спортсменов. Безусловно, перечень их можно было бы продолжить. Но не будем пытаться "объять необъятное", укажем лишь общие правила поведения спортсмена на маркированной трассе, позволяющие ему быть менее уязвимым по той или иной группе приемов в противоборстве с постановщиком маркировки.

Приемы, поправленные на мысленный вывод спортсменов на ближнюю параллель (или "параллельную ситуацию"). Противоядие - последовательное использование на трассе метода прогнозирования. При этом необходимо помнить, что искушенный начальник дистанции против искушенного спортсмена может провести и лжеприем, т. е. подставить под взгляд спортсмена обе "параллельные ситуации" на карте, сделать вид (с помощью трассы), что ближнюю ситуацию он обводит, а потом вывести трассу все же на... ближнюю ситуацию.

Пересечение линейных ориентиров в неудобных точках. Для успешного противодействия приемам этой группы надо, во-первых, знать набор таких точек (он не столь уж и большой), во-вторых, ждать их на трассе, а заметив на карте, проверять себя по другим ориентирам с помощью того же метода прогнозирования.

Запутывающие приемы. Обнаруживаются, когда спортсмен замечает, что в переплетении линейных ориентиров или в гуще разной мелочи лыжня начинает сильно петлять. Противодействовать такому "задурманиванию" головы трудно: спортсмен не знает, хочет ли постановщик трассы просто запутать его и увести в другой район, чтобы лишить четкого представления о точке входа в этот новый район, или подготавливает КП, который поблизости и поставит.

Спортсмен, таким образом, стоит перед трудным выбором - сбавить скорость, тщательно вычитывая карту и прогнозируя трассу, или бежать дальше, не сбавляя скорости, пытаясь лишь в общих чертах определить место выхода из лабиринта линейных (или мелких) ориентиров. Правильно сделать такой выбор можно, лишь потратив некоторое время на обзор карты в районе петляния в целом и оценив, опасен ли район с точки зрения трудности расшифровки возможных КП задними привязками. И если район не очень спасен, можно двигаться по трассе, не снижая скорости, лишь выбрав на карте некую центральную точку района и стараясь все время мысленно ощутить свое местонахождение относительно нее (на рис. 12, которым иллюстрировался этот прием, центральной точкой может служить Г-образный перекресток просек).

"Бухгалтерские" КП. Если местность в их районе не содержит других четких ориентиров, делающих ненужной "бухгалтерию", ничего не поделаешь - надо считать. Можно лишь заметить, что "бухгалтерские" КП встречаются на современных маркировках все реже - спортсмены не очень-то уважают постановщиков трасс, которые заставляют их на дистанции загибать пальцы. Особенно на двух руках.

"Шоковые" КП. Конечно, неожиданности на то и неожиданности, чтобы сваливаться на голову спортсмена в самый неподходящий момент. Поэтому можно дать лишь самый общий совет - готовиться к любым неожиданностям в соревнованиях и соответствующим образом настраивать себя перед стартом. Что касается неожиданностей, которые вполне можно ожидать (о них уже было сказано выше), то, чтобы предвидеть их, спортсмены должны серьезно знакомиться с разными маркировками, в том числе и с теми, на которых сами не выступали, обмениваясь мнениями (с картами в руках) с товарищами по сборам, беседуя с постановщиками трасс, изучая по прежним трассам почерк постановщиков, которые будут ставить трассы на предстоящих (особенно ответственных) соревнованиях сезона. Серьезный ориентировщик, тем более специализирующийся на маркировке, должен быть эрудитом в своей тактической подготовке, если хочет выступать на высоком уровне стабильно. Как и квалифицированному шахматисту, ему необходимо знать все стандартные "дебюты", "миттельшпили" и "эндшпили". А также помнить и творчески усвоить как можно больше партий - "сыгранных" трасс, им самим и другими спортсменами.

МЕСТНОСТЬ

Теперь остановимся на значении местности в создании задач на трассах и в формировании их технического содержания.

Местность, на которой в нашей стране проводятся зимние соревнования на маркированной трассе, очень разнообразна. Однако для более рациональной подготовки спортсменов можно свести ее к нескольким типам, используя для такой условной классификации не только географические (ландшафтные) признаки, но и влияние местности на спортивные результаты.

Приведем типы местности (ТМ), выделенные из всего ее разнообразия в результате специального анализа большого количества карт и результатов соревнований на маркировке, причем к одному определенному типу будем относить такую местность, на которой явно преобладают (по крайней мере, по длине трассы) ориентиры одного характера и которая одинаково на всем своем протяжении воспринимается спортсменами с точки зрения физической нагрузки,

ТМ I. Мелкий рельеф. Местность с перепадами высот на отдельных формах рельефа от 2 до 10 м. География ТМ I чрезвычайно широка - от Прибалтики до самых восточных и даже северо-восточных районов страны. Он встречается почти всюду на террасах средних и крупных рек. Есть две разновидности такого рельефа: неправильный (беспорядочно расположенные горки и понижения произвольной формы) и правильный (вытянутой, "сосисочной" формы бугры и ямы, ориентированные в одном направлении, например в направлении отступления ледников или по течению рек). Обе эти разновидности показаны на цветных картах К. 3 и К 4.

ТМ II. Средний рельеф. Как правило, состоит только из возвышенностей - отдельно расположенных холмов высотой 10-30 м с пологими склонами. Встречается в основном в Прибалтийских республиках, Белоруссии, Ленинградской области и Карелии. Участки среднего рельефа попадаются в Северном Казахстане (Боровое) и в предгорьях Урала (на восточном склоне). Как и для ТМ I, есть две разновидности местности этого типа - неправильная (беспорядочно расположенные холмы) и правильная (гряды, ориентированные, например, по движению ледников). Обе разновидности показаны на цветных картах К 5 и К 6.

ТМ III. Куполообразный рельеф. Крупные, высотой от 30 до 100 м и более, обычно круглые в плане холмы с пологими склонами. Для этого рельефа характерны скальные стенки и останцы на вершинах, склонах и у подножия "куполов". Очень распространен на восточной стороне Урала и потому вполне может именоваться рельефом уральского типа. Встречается также в Северной Карелии, на Кольском полуострове, в Восточной Сибири. Образец местности такого типа показан на цветной карте К. 7.

ТМ IV. Хребтово-лощинный рельеф. От овражистого отличается тем, что не имеет больших равнинных участков, а склоны лощин сравнительно мягкие (пологие). Мелких деталей, в том числе и лощинок, немного. Перепады на встречающейся в зимних соревнованиях местности такого типа 30-50 м. Перепады более 100 м используются редко - из-за сложности выбора мест для безопасных спусков. Распространен от Карпат до Восточной Сибири и Дальнего Востока. Обычен для северной части Украины, Белоруссии, предгорьев Урала, Новосибирской и Иркутской областей. Пример местности этого типа приведен на цветной карте К8.

ТМ V. Овражистый рельеф. Обычен для средней полосы - Московской, Тульской областей, районов Средней Волги, однако встречается и в Сибири (в Томской области), на Урале (особенно с западной его стороны), даже в Прибалтике - в Литве и в Латвии (в долине Гауи). Перепады на такой местности средние (10-40 м), но при постановке дистанций часто возникают трудности в выборе места для пересечения оврагов. Пример овражистой местности, типичной для Подмосковья, приведен на цветной карте К. 9.

ТМ VI. Пойменный рельеф (точнее ландшафт, так как в пойме характерна и растительность - заросли кустарников). Путевку в маркированную трассу этому типу местности дали ориентировщики Горького. У них в долинах Оки и Волги такого рельефа сколько угодно. Вслед за ними пойму на маркировке стали использовать и в других районах, где есть равнинные реки (кстати, в долинах небольших рек пойма иногда бывает даже интереснее, сложнее: такова, например, местами пойма Клязьмы). Фрагмент типичной поймы приведен на цветной карте К 10.

ТМ VII. "Паутинистая" местность. В географии такого термина, разумеется, нет, но трудно найти другой более подходящий для равнинной (точнее, выравненной, плоской) местности, которая на спортивной карте вся в паутине "линеек" - дорог, троп и просек. Такая местность, спутница больших городов, часто встречается даже е их черте, в лесопарках. Можно ее найти и вдали от городов: "паутинистым" обычно бывает большой остров леса в лесостепном районе. На цветной карте К 11 приведен яркий пример местности этого типа.

ТМ VIII. Местность с клочковатой (расчлененной) растительностью. Классический вариант такой местности - Западно-Сибирская лесостепь (К 12), ровная как стол, на заболоченных и открытых просторах которой хаотично разбросаны березовые рощицы - колки. На пестрой карте подобного района больше желтого (полей), чем белого или зеленого (леса). Но есть и другой вариант клочковатой местности, когда вместо клочков леса - поляны (К 13). Ощущение клочковатости карты может создаваться и от местности, на которой много небольших участков посадок разных пород и разных возрастов (а следовательно, и различной проходимости и разного цвета на карте), и от равнины, усыпанной небольшими болотцами, когда одни из них закрыты, а другие поросли лесом и кустами (К 14).

Таковы типы местности, которые оказалось полезным выделить для последующего анализа ее влияния на техническую сложность маркировки. При рассмотрении их, между прочим, было установлено, что для специальной классификации местности нецелесообразно использовать такой признак, как широта обзора (т. е. различать местность открытую и заросшую лесом или кустарником). Нецелесообразно потому, что широта обзора местности влияет на ее восприятие по-разному в каждой конкретной ситуации и в общем случае двояко - или улучшает это восприятие (много видно), или, наоборот, ухудшает его (слишком много видно). Кроме того, все градации зеленого цвета и способы использования желтого цвета на картах служат в основном не для отражения видимости, а для отражения проходимости местности летом.

В соревнованиях на маркировке описанные типы местности не всегда используются в чистом виде. Больше того, местность одного из приведенных выше типов, целиком занимающая карту соревнований или явно преобладающая на ней, встречается примерно на 1/3 соревнований. На остальных же 2/3 используются различные сочетания типов местности.

Необходимо различать два принципиально разных сочетания типов местности: их приложение друг к другу (полученное как бы составлением карты соревнований из разных кусков, относящихся к разным типам местности) и наложение одного типа местности на другой. Приведем примеры таких сочетаний, наиболее часто используемые на маркировках.

В числе сочетаний первого вида (приложения) прежде всего следует упомянуть комбинацию мелкого рельефа (ТМ I) и поймы (ТМ VI) как самую сложную для спортсменов. Наиболее же часто встречается, пожалуй, комбинация овражистого рельефа со вставками между оврагами кусков "паутинистой" равнины (ТМ VII) или "полянистого" леса (ТМ VIII).

Среди сочетаний второго вида (наложения) наиболее распространена комбинация ТМ I+TM VII - натянутая на мелкий рельеф сетка дорог, троп и просек. Довольно часто, особенно в Прибалтике и Ленинградской области, встречается наложение мелкого рельефа (ТМ I) на средний (ТМ II).

Как мы покажем ниже, разные виды комбинаций местности по-разному влияют на техническую сложность трассы, т. е. на средние штрафы.

Несмотря на то что местность в соревнованиях на маркированной трассе чаще используется в сочетании разных ее типов, важно знать и влияние каждого типа, взятого в отдельности, на техническую сторону маркировки. Такое влияние, а также влияние других факторов исследовались нами на материалах большого числа соревнований примерно одинакового уровня с помощью удельного показателя а, отражающего техническую сложность трассы в восприятии ее спортсменами, показавшими лучшие результаты.

Показатель а определялся по следующей формуле: a= (S/N)*(R/1000), где S - средний штраф первых 10 спортсменов в протоколе результатов; N - число КП на трассе; R - ранг соревнований (напомним, что ранг определяется как сумма баллов первых 15 участников, при этом мастер спорта "стоит" 100 баллов, кандидат - 30, спортсмен I разряда - 10; максимальный ранг, таким образом, равен 1500).

Поправка удельного штрафа - S/N путем умножения его на отношение R/1000 введена для того, чтобы смягчить влияние разного состава участников (даже на соревнованиях одинакового масштаба, но проводимых разными организациями и в разных районах страны) на значение показателя а.

Все вычисления проводились по данным за семь лет - с 1972 по 1978 г. При этом использовались только соревнования класса мастеров, принятые в качестве таковых инспекцией и утвержденные Всесоюзной федерацией спортивного ориентирования. Было рассмотрено 143 соревнования. В расчетах не использовались всесоюзные соревнования, а также финальные соревнования РСФСР - как несопоставимые по общему уровню участников с соревнованиями класса мастеров в отдельных районах.

Для удобства расчетов и сопоставлений показатель а вычислялся не в минутах и секундах, а в десятых и сотых долях минуты. Кроме того, вводилась индексация показателя а в зависимости от группировки соревнований и трасс по типам местности и другим признакам. При этом в каждом случае смысл индекса показателя а пояснялся.

В табл. 2 приведены значения показателя аь полученного путем усреднения значения а, вычисленного по приведенной, выше формуле для каждого из рассматриваемых типов местности, взятых в отдельности (усреднение проводилось по числу учтенных трасс, мужских и женских вместе, обозначенному в таблице буквой п).

Таблица 2

Тип местности I II III IV V VI VII VIII
п 20 18 14 16 14 4 10 11
a1 0,86 0,22 0,60 0,27 0,51 0,32 0,54 0,43

ТМ на данной трассе считался чистым, а не смешанным, если преобладающая часть КП (80-90%) была поставлена на местности одного типа.

Как видно из табл 2, самый высокий показатель а1 имеет ТМ I что нетрудно объяснить: мелкий рельеф труднее всего прочитывается на карте и на местности в силу причин, о которых мы уже говорили. Добавим, что мелкий рельеф быстро проскакивает перед глазами спортсменов, так и не успев перевариться в их сознании. Самые низкие значения а1 обнаруживаем у ТМ II, ТМ IV и ТМ VI, что также имеет объяснение: среднехолмистый рельеф и хребтово-лощинный в чистых своих вариантах не доставляют больших трудностей при чтении карты, а отдельные формы этих типов достаточно удалены друг от друга, и спортсмен успевает четко зафиксировать переход между ними. Что же касается пойменной местности (ТМ VI), то небольшое значение показателя а1 можно объяснить тем, что все рассмотренные трассы были поставлены в упорядоченной разновидности поймы, состоящей из длинных, слегка изогнутых, низких гряд и полос кустарника между ними. Ориентирование в такой пойме несложно и состоит в аккуратном подсчете пересекаемых гряд и полосок леса. Известно, однако, что существует пойма, особенно у средних рек, довольно сложная для зимнего ориентирования, - с мелкими резкими вымоинами и беспорядочной россыпью островков леса. Учет трасс и на подобной пойме приведет, видимо, к повышению показателя а1 для этого типа местности.

Остальные типы местности имеют показатели сложности a1 трасс, близкие между собой и близкие к среднему уровню a1 для чистых типов местности вообще (a1=0,48), но все же у ТМ III, ТМ V и ТМ VII значения выше среднего. Объяснение этому находим в свойствах данных типов, которые мы уже отмечали, когда приводили их общую характеристику: в повышении скорости движения спортсменов на длинных спусках (ТМ III) и обилии правдоподобных и затянутых "параллельных ситуаций" (ТМ V, ТМ VII). Местность же последнего типа (ТМ VIII), как правило, легче читается и на карте и в натуре.

Приведенные в табл. 2 значения показателя сложности трасс дают достаточно ясное представление о том, что можно ожидать от каждой местности, и позволяют выбирать соответствующую тактику выступления на маркировке.

Интересно проследить, как комбинации разных типов местности отражаются на сложности трассы. Введем с этой целью показатель сложности комбинированной местности a2, значения которого для четырех наиболее часто встречающихся комбинаций (Тип местности включался в комбинацию, если он охватывал не менее 20% той части карты, по которой проходила трасса) даны в табл. 3. Для сравнения приведем показатель аз, вычисленный как среднее значение показателей a1 типов местности, входящих в каждую комбинацию.

Таблица 3

Характер (вид) комбинации Приложение Наложение
Комбинация типов местности I+VI V+VII+VIII I+VII I+II
n 10 18 34 19
a2 1.11 0,44 0,54 0,35
a3 0,59 0,49 0,70 0,54

Прокомментируем таблицу. Во-первых, отметим, что разная по характеру комбинация местности по-разному влияет на сложность трассы. Наложение, например, заметно снижает ее по сравнению с некоторой расчетной (среднеарифметической) сложностью типов местности, которые составляют данную комбинацию (0,54 против 0,70 и 0,35 против 0,54). Происходит так вследствие увеличения насыщенности местности и карты ориентирами. И если эта насыщенность не превышает некоторого предельного уровня (т. е. если карта свободно читается на ходу), то ориентирование облегчается, особенно при появлении новых по содержанию ориентиров. Так, линейные ориентиры, дороги, просеки, наложенные на мелкий рельеф, вырезают из него отдельные куски, значительно облегчая задачу поиска спортсменом своего местонахождения на карте и делая излишним тщательное чтение мелких деталей - бугорков, ямок и т. п. То есть один тип местности как бы раскрывает тайны другого.

Что же касается другого вида комбинации местности (приложения), то здесь показатель сложности a1 может либо сохраниться на уровне исходного среднего (а3) - для второй комбинации (ТМ I+ ТМ VII+TM VIII), либо заметно повыситься для первой комбинации (ТМ I+TM VI). Сохранение сложности во второй комбинации можно объяснить тем, что все три прикладываемых друг к другу типа местности (ТМ I, ТМ VII и ТМ VIII) имеют схожую структуру изображения своих ориентиров на карте, в основе которой лежит некий принцип линейности. Потому и не происходит резкой смены характера ориентирования при переходе трассы из одного типа местности в другой. В первой же комбинации, очевидно, наблюдается несовместимость (с точки зрения ориентирования) двух составляющих ее типов местности - мелкого рельефа (ТМ I) и поймы (ТМ VI). Эту закономерность подтверждает и анализ всесоюзных соревнований за все годы, согласно которому самый большой показатель а (равный 1,47, в среднем для мужчин и женщин) получился на трассах 1970 г., расположенных вблизи Горького, когда использовалась именно эта коварная комбинация - поймы и мелкого рельефа.

Подведем итоги рассмотрения сложности трасс, поставленных на смешанной местности. Различные комбинации на одной карте в большинстве случаев не усложняют для достаточно квалифицированных спортсменов поставленные на такую карту маркированные трассы. Такие комбинации преследуют цель, во-первых, предъявить как можно более разнообразные требования к технической подготовке ориентировщиков (и с помощью этих требований выявить сильнейших), а во-вторых, выровнять условия соревнований для спортсменов, живущих в разных районах страны и имеющих какой-либо свой излюбленный тип местности (и с помощью этого максимально выдержать условие спортивной справедливости). Имея в виду эти два назначения трасс на смешанной местности, спортсмены и должны строить всю свою подготовку к крупным соревнованиям на выезде.

Остановимся теперь на различиях в трактовке содержания и задач маркированной трассы, характерных для разных районов страны (точнее, разных центров ориентирования). Заметим, что различия эти так велики, что можно даже говорить о существовании нескольких школ со своим подходом к постановке маркированных трасс. Ведущую роль среди них в настоящее время занимает, пожалуй, московская, что можно объяснить центральным положением москвичей-дистанционников в комиссиях Федерации спортивного ориентирования страны и прежде всего в спортивно-технической. Заметное влияние на формирование и развитие принципов постановки маркировок оказала и местность Подмосковья, для которой характерно незначительное число районов с мелким беспорядочным рельефом, часто используемым летом для постановки сложных трасс.

Отмеченные обстоятельства повлияли и на отношение к маркировке, и на достижения московских ориентировщиков, спортивные и судейские. Москвичи-спортсмены добились заметных успехов в соревнованиях всесоюзного масштаба на маркировке, уступая в среднем лишь ленинградцам, а судьи-дистанционники имеют в своем активе постановку трасс на всесоюзных соревнованиях, проходивших в Подмосковье в 1967 и 1968 гг. - в период наиболее интенсивного развития маркировки как вида ориентирования, что особенно повлияло на формирование московских принципов планирования маркированных трасс. К числу наиболее значительных из них можно отнести следующие:
1) маркированная трасса по подготовке лыжни и по своему продольному профилю должна быть аналогична дистанции лыжной гонки;
2) трасса должна быть разнообразной по характеру задач и по длине перегонов между КП, и в этом разнообразии не должно быть регулярного чередования;
3) трасса должна охватывать два или несколько участков местности, принципиально разных по характеру ориентиров;
4) наиболее технически совершенные задачи на маркированной трассе - "на параллельные ситуации".

Первый из этих принципов не сугубо московский. Он возник как бы стихийно в разных центрах ориентирования страны в конце 60-х годов, когда в него стали приходить бывшие (или еще выступающие в гонках) лыжники. Туристские трассы большинства маркировок того времени - с мягкими лыжнями, проложенными в день соревнований и накатанными группой 3-5 человек, с извилистыми спусками в угрожающей близости от деревьев, поворотами в конце спусков под прямым углом - никаких других чувств, кроме брезгливости и страха за ноги и лыжи, вызвать не могли. Естественно, лыжиики-ориентировщики, выбиваясь на передовые позиции в маркировке, все настойчивее заявляли об этом недостатке трасс. Да и судьи-дистанционники все чаще убеждались, что маркированные трассы с лыжней, проложенной по-лыжному - с плотной основой, упором для палок, хорошо подготовленными спусками и солидным перепадом высот на трассе, - становятся интереснее и сложнее в техническом отношении. Это закономерно: возросла скорость и мелкие ориентиры стали проскакивать перед глазами быстрее, в более искаженном виде; возросла скорость, значит, повысилась физическая нагрузка и, следовательно, снизилась способность спортсмена быстро и правильно сопоставлять схожие сочетания разных ориентиров. Наконец, спортсмены, особенно бывшие лыжники, стали на маркировке просто втравливаться в лыжную гонку, за что расплачивались штрафом за ошибки на КП.

Второй принцип - разнообразия задач - применительно к маркировке также был сформулирован, видимо, дистанционниками-москвичами (В книге В. Алешина, Е. Иванова и А. Колесникова "Судейство соревнований по ориентированию" (ФиС, 1970)). Однако не все московские специалисты трактуют его одинаково. Одни полагают, что задачи должны ставиться по всей трассе непрерывно, т. е. вообще не должно быть длинных участков ее без ориентирования. Другие же считают, что разнообразие должно относиться не только к содержанию задач ориентирования, но и к интенсивности технической нагрузки на спортсменов. Интенсивность же эта может и должна меняться на трассе в широких пределах, снижаясь иногда до нуля, т. е. на трассе могут быть и пустые отрезки длиной до 1 км, а иногда и более. Но эти километры, продуманно распределенные постановщиками трассы по ее длине, не являются потерянными; напротив, в них большой смысл именно с точки зрения ориентирования. Они работают на последующую часть трассы, особенно на ближайший технически сложный участок, подготавливая ошибки спортсмена - заставляя его разгоняться, терять бдительность, превышать допустимую физическую нагрузку. Больше того, пустые отрезки влияют и на предыдущий отрезок трассы - на последний КП, который спортсмен уже прошел, но еще не нанес на свою карту и о котором он, разогнавшись по трассе, может просто забыть и сгоряча сделать прокол в другой похожей точке.

Третий принцип - многоландшафтности - вытекает из общего требования к дистанциям в ориентировании, в том числе, и к маркировке, объективно выявить сильнейших спортсменов, владеющих богатым арсеналом технических приемов и умеющих применять их любой пригодной для ориентирования местности. Принцип этот осуществляется теперь на практике постановщиками трасс ответственных соревнований во многих районах страны. Наиболее же благоприятные условия для его реализации как раз не в Подмосковье, а в районах, расположенных вблизи границ ледниковых зон, в предгорьях, в местах, по которым протекают крупные равнинные реки.

На принципе "параллельности", как мы уже подчеркивали, основана вся маркировка. В том или ином виде он используется при постановке трасс в различных районах страны. Однако в той крайней форме, в которой он трактуется москвичами (как "параллельность ситуаций"), это продукт сугубо московского дистанционного творчества, вызванного спецификой овражисто-дорожной местности Подмосковья. Здесь часто удается найти расположенные близко друг от друга вытянутые примерно в одном направлении (параллельные) цепочки схожих мелких площадок, точечных и линейных ориентиров (ситуации).

Примером, отражающим все четыре московских принципа постановки трасс, может послужить трасса на карте К 1, проложенная по крайней мере по трем типам местности - ТМ V, ТМ VI и ТМ VII (показатель сложности ее оказался равным 0,26).

Описанные принципы планирования трасс на маркировке довольно успешно распространяются москвичами на другие районы страны, и в первую очередь Российской Федерации, где ориентирование стало бурно развиваться в самые последние годы и где существуют хорошие условия именно для лыжного ориентирования. Однако ряд центров ориентирования имеет собственные традиции в развитии нашего вида спорта и вполне самостоятельно трактует содержание маркировки.

К таким центрам прежде всего надо отнести Ленинград. Это связано, во-первых, с его ролью первооткрывателя если не маркировки вообще, то, во всяком случае, эстафеты на маркированной трассе. Во-вторых, Ленинград выглядит очень представительно в списках победителей и призеров всесоюзных соревнований, занимая за все годы по количеству призовых мест неоспоримое первое место. Наконец, на формирование трактовки маркированной трассы ленинградскими ориентировшиками оказала влияние и местность под Ленинградом - разнообразная по рельефу, богатая районами, пригодными для соревнований высокого уровня. Все это (а местность, пожалуй, в особенности) и определило взгляды ленинградцев на постановку маркировки, которые сводятся к следующим принципам:
1) трассы должны прокладываться на местности со сложным рельефом, а КП устанавливаться более или менее равномерно по трассе на насыщенных ориентирами участках:
2) трассы должны быть с большим перепадом высот, чтобы спортсмены получали существенную физическую нагрузку;
3) если два первых принципа соблюдены, то незачем создавать искусственные задачи для спортсменов: они сами отыщут на карте схожие ориентиры, сами придумают себе "параллельные ситуации", на которых и ошибутся.

Как нетрудно установить по этому перечню принципов, основными в ленинградских маркировках будут задачи с растянутой информацией, и в первую очередь задача на чтение карты.

Надо сказать, что в первые годы становления и развития маркировки принципы эти действовали. Участники ошибались, получали крупные штрафы, и трассы казались интересными. Но затем, когда возросли качество карт, техническая подготовка спортсменов, их физическая форма, позволявшая проходить трассу без особого напряжения, штрафы заметно уменьшились. Однако слишком большое доверие к местности, возложение на нее всей заботы по обеспечению спортсменов задачами приводило ленинградских постановщиков не только к соревнованиям с очень низкими средними штрафами, но и к штрафам чрезмерно высоким.

Возникает естественный вопрос: почему в таком случае ориентировщики Ленинграда в течение многих лет стабильно показывают высокие результаты на всесоюзных соревнованиях? Причин тут несколько. Прежде всего, ленинградцы имеют высокий уровень физической подготовки (в том числе и специальной лыжной), чему способствуют тяжелые, с большими перепадами трассы их маркировок. Ленинградцы обладают очень высокой технической подготовкой (навыком работы с картой) - во многом именно благодаря тренировкам и соревнованиям на сложном рельефе. И хотя эта подготовка достигается в основном средствами летнего ориентирования, она помогает и зимой. Наконец, ведущие ленинградцы, будучи членами сильных спортивных обществ, часто выступают на соревнованиях в разных районах страны, обогащая свой опыт.

Перечисленные факторы позволяют пока ленинградцам сохранять сильные позиции на маркировке. Однако если они не изменят свое не очень основательное отношение к планированию маркировок, к подбору районов и карт, позиции эти под напором ориентировщиков РСФСР им не удержать (Справедливости ради отметим, что в последние годы в Ленинграде наметилась тенденция делать маркировку более управляемой и продуманной - с теми же штрафами, которые там уже установились, но без такого их разброса от соревнований к соревнованиям).

Следующий крупный центр зимнего ориентирования - Эстония. Заметна роль эстонских спортсменов в советском спортивном ориентировании. Ряд побед и призовых мест во всесоюзных соревнованиях. Давние традиции в развитии ориентирования вообще. Большой приток лыжников в ориентирование. Более ранний и организованный, чем в других федерациях, переход на цветные карты (начиная с 1976 г. почти все соревнования класса мастеров, в том числе и на маркировке, в Эстонии проводятся на цветных картах). Наконец, местность для соревнований, не менее разнообразная, чем ленинградская (нет разве только каменистых осыпей и скальных выходов), и в то же время, пожалуй, более зимняя, чем летняя по предпочтительности сезона для ее использования в ориентировании: часто с большими болотами, с полями и посевами на буграх - местность, по которой летом бегать либо слишком тяжело, либо не разрешается Правилами соревнований. Все это, естественно, не могло не отразиться на понимании маркировки эстонскими ориентировщиками и на принципах постановки ими маркированных трасс.

Первое, что нетрудно заметить при анализе эстонских маркировок, - серьезный подход к их постановке. Дистанционники проводят большую работу по выбору района соревнований и предварительному планированию трассы, продумывают вопрос о совмещении (хотя бы частично) женской и мужской трасс. Последнее имеет отношение не только к организационной, но и к спортивной стороне соревнований: при совмещении трасс обе стартовые группы, мужчины и женщины, хотя бы часть дистанции проходят по более подготовленной лыжне. Кроме того, у организаторов освобождается время для подготовки всех трасс.

Что характерно для эстонских маркировок? Прежде всего, их затейливая форма, если смотреть на трассу в плане (на карте). Причудливые загогулины длиной 2-3 км с возвращением трассы почти в ту же точку вызваны, видимо, особенностью районов, которые выбираются для соревнований. Обычно это ленты мелкобугристого рельефа, вытянутого вдоль речек или длинных озер, болота, рассеченные изломанными и узкими полосами хребтов-возвышенностей, высотой не более 10 м, хребты покрупнее, обрывающиеся к болотам и озерам крутыми склонами, густо иссеченными мелкими долинками. Схожих, вытянутой формы ориентиров много, и если трасса будет все время крутиться среди мелочи, она окажется технически перегруженной - вероятно, поэтому и включаются в нее длинные пустые петли, проходящие по однозначным ориентирам, по болотам с небольшим количеством ориентиров.

Отметим и такую особенность эстонских маркировок - сравнительно небольшое число КП на них. Так, среднее расстояние между КП на мужских трассах в соревнованиях класса мастеров в 1972-1978 гг. было равно 1,51 км, на женских - 1.25 км. Эти показатели на 30-40% превышают средние по всем маркировкам аналогичного класса за тот же период для страны в целом.

Другая особенность эстонских трасс - широкое использование полуоткрытых и открытых пространств. Именно эстонцы, проведя в 1969 г. в Отепя всесоюзные соревнования, обратили внимание ориентировшиков из других районов страны на коварство открытых пространств, на сложность ориентирования среди бугристых полей (с их избытком информации, искаженной дальней перспективой).

Еще одна черта эстонских маркировок: они часто проложены по дорогам, тропам и просекам. И не для того чтобы разогнать участников на однозначных ориентирах и прямых участках (хотя достигается и это), а чтобы по соображениям охраны природы при прокладке трассы меньше наносить ущерба деревьям и кустарникам. Эстонские дистанционники не увлекаются постановкой КП на растянутых "параллельных ситуациях", а удовлетворяются задачами на выбор одного нужного ориентира из 2-4 схожих, расположенных поблизости друг от друга (т. е. таких, которые все в совокупности легко обнаруживаются на карте спортсмена). Однако и к этим коротким (концентрированным) параллелям постановщики трасс подводят спортсменов не прямолинейно, а с явным стремлением запутать.

Контрольные пункты на эстонских трассах плохо предсказываются. Иногда КП стоят в совершенно неожиданных местах, например на открытых участках, где нет параллелей. По-видимому, это один из принципов эстонских постановщиков, направленный на то, чтобы все время держать спортсменов в напряжении.

Наконец, надо отметить, что крупные соревнования на маркировке в Эстонии ставят обычно и крупные спортсмены, победители и призеры всесоюзных соревнований, и не только с прошлыми заслугами, но и имеющие свежие высокие результаты. И если в Ленинграде такая тенденция стала проявляться лишь в последнее время, то для Эстонии - это традиция.

Латвия - сильный и авторитетный центр ориентирования в стране. Однако зимним ориентированием латыши, как спортсмены, так и постановщики трасс, занимаются с меньшим энтузиазмом, чем летним. Это вызвано прежде всего неустойчивыми малоснежными зимами в республике, а также краткостью зимнего сезона, в течение которого проводятся обычно 1-2 соревнования высокого уровня.

При разработке задач на маркированных трассах здесь используется ленинградский метод: трасса проводится по насыщенным участкам карты, часто в мелком рельефе, в расчете на то, что спортсмены, не вчитываясь на скорости в карту, сами разыщут себе параллели. В таких потенциально опасных местах и ставят КП, иногда не в самых продуманных точках.

Как и в южной Эстонии, здесь широко используются открытые и полуоткрытые пространства, КП при этом ставят на ситуации - на изломанных кромках леса, в углах полей. Трассы в лесу часто идут по дорогам, тропам и просекам - все по тем же природоохранным требованиям, которые постановщиками зимних трасс в Прибалтийских республиках выдерживаются весьма строго.

Контрольные пункты (по крайней мере, на мужских трассах) в Латвии ставят чаще, чем в других районах страны. Ей, пожалуй, принадлежит всесоюзный рекорд по краткости среднего расстояния между КП на маркировке класса мастеров (в 1973 г. на чемпионате ДСО "Даугава", проходившем на местности с мелким рельефом и большим количеством линейных ориентиров, мужская трасса длиной 12 км имела 17 КП). На латвийских трассах КП обычно расставлены более или менее равномерно по длине трассы; постановщики тут не увлекаются "тандемами" и "запирающими" КП. А это означает, что определить местонахождение практически каждого КП удается и на основе информации за контрольным пунктом.

В целом же маркированные трассы в Латвии простые. Впрочем, высокий уровень развития ориентирования в республике вообще позволяет проводить соревнования и с достаточно интересными и продуманными задачами на маркировке.

В Белоруссии кроме Минска зимнее ориентирование успешно развивается также в Гомеле, Могилеве. Выбор районов и типов местности здесь богатый, и это разнообразие начинают использовать на крупных соревнованиях. В подготовке первенства СССР по зимнему ориентированию 1973 г. основную роль сыграли московские дистанционники: рядом с ними работали их белорусские коллеги, что оказало влияние и на принципиальный подход последних к постановке маркировки. Поэтому на основных в сезоне белорусских маркировках можно найти и задачи "на параллельные ситуации", и использование принципа многоландшафтности. В последние годы в Белоруссии появились вполне самостоятельные постановщики трасс, осознавшие возможности своей разнообразной местности и способные преподнести сюрпризы для спортсменов. В среднем же белорусские маркировки простые.

Литва, пожалуй, вследствие мягкой зимы и неустойчивого снежного покрова в меньшей степени, чем другие центры нашей страны, обладает условиями для зимнего ориентирования. Тем не менее два крупных соревнования на маркировке (первенство ДСО "Жальгирис" и чемпионат Литвы) проводятся регулярно. Для трасс на этих соревнованиях характерны следующие черты.

Прежде всего, использование открытых пространств с установкой КП иногда прямо в поле, на мелких ориентирах. Литовские карты, применяемые в зимних соревнованиях, не такие насыщенные, как, скажем, в Латвии, ибо для маркировок используется местность со средним рельефом. По той же причине в литовских маркировках прослеживаются и растянутые "параллельные ситуации", но не столь изощренные, как в Подмосковье. В отдельные годы в Литве встречаются маркированные трассы с такой простодушной постановкой КП, что приходится удивляться, как могут на них мастера спорта получать хоть какие-то штрафы (впрочем, на подобных трассах они их почти и не получают). В Литве вообще много соревнований с низким штрафом, что больше говорит о характере трасс, чем о квалификации участников, а также о тактике осторожного преодоления трассы, используемой обычно спортсменами с невысокой лыжной подготовкой.

Украина, несмотря на свое более южное расположение (чем Литва или Белоруссия), имеет районы вполне благоприятные для зимнего ориентирования (северо-восток республики, Харьковская и Сумская области, Карпаты). Большинство зимних соревнований, в том числе и на маркировке, проходят именно в этих районах.

Какие же черты свойственны украинским маркировкам? Для сравнительно равнинных северо-восточных ее районов характерны трассы с разнообразными задачами, связанными с частой сменой направления лыжни, включением сложных участков местности, насыщенных мелкими ориентирами. Напротив, на местности с крупным рельефом (прежде всего, в Карпатах, а также в некоторых районах Сумской области) упор до сих пор делался на подготовку трасс, требующих от участников хорошей физической формы, с расчетом на то, что под воздействием повышенной нагрузки они будут допускать и технические ошибки. Однако расчет этот редко оправдывался, и трассы, поставленные по такому принципу, получались нулевыми. Не случайно именно Украине принадлежит всесоюзный рекорд минимального среднего штрафа (по первой десятке участников) на трассе класса мастеров. Речь идет о чемпионате республики 1975 г. в Сумах, когда на мужской трассе первые десять участников умудрились все вместе получить всего одну (!) минуту. Причем заработал ее спортсмен, замкнувший первую десятку (по иронии судьбы им оказался один из украинских теоретиков маркировки).

Этот пример отражает средний технический уровень украинских маркированных трасс (по крайней мере, до 1980 г.). В целом они, пожалуй, самые простые среди всех маркировок мастерского класса, которые ставятся в различных районах страны.

Выше, говоря о центральном положении московских дистанционников, мы отмечали их влияние в первую очередь на центры ориентирования Российской Федерации. Здесь мы, однако, подчеркнем, что есть по крайней мере два центра ориентирования в России, которые идут в принципиальной трактовке маркированной трассы и в постановке дистанций собственным путем. Центры эти - Горький и Урал (Свердловск и Челябинск).

В чем же состоят чисто горьковские принципы планирования маркированных трасс? Прежде всего, дистанционники Горького серьезно готовят маркированные трассы, причем на подобных трассах отчетливо звучит мотив борьбы постановщика трасс со спортсменами. Ради победы в такой борьбе постановщики используют изощренные приемы, иногда даже в некорректном исполнении. Например, злоупотребляют таким приемом, как пересечение линейных ориентиров в неудачных местах, проводя трассы через просеки по дну довольно глубоких впадин и ям, из которых просеки эти почти невозможно разглядеть.

Горьковские трассы не очень извилисты и, как и ленинградские, имеют равномерное расположение КП по всей длине. Проходят они по насыщенным ориентирам и участкам местности, и вся "параллельность ситуаций" создается фантазией спортсменов, которым предлагаются сложные и растянутые задачи на чтение карты. Вследствие всего этого горьковские спортсмены в своей массе очень техничны, пожалуй даже слишком, ибо привыкли проходить трассу, досконально разбираясь во всем, а не рискованно, на высокой скорости. И видимо, потому выдающихся результатов на всесоюзных соревнованиях, где требуются не только техника, но и скорость (точнее, техника на высокой скорости), у них нет.

Горьковские дистанционники и спортсмены неутомимо размышляют над проблемами развития маркировки и в последние годы выдвинули новые предложения. В разделе, посвященном перспективам развития маркировки, мы остановимся на них подробно, здесь же отметим перспективность некоторых из этих идей.

Урал (точнее, Средний и Южный Урал) - идеальный район для зимнего ориентирования. На Урале, особенно на его восточном склоне и в прилегающих к нему районах, есть практически любой ландшафт, встречающийся на территории нашей страны и используемый в соревнованиях по ориентированию. На Урале благоприятная для лыжного ориентирования зима - продолжительная, сравнительно ровная по температурам (не считая, может быть, обычно холодного января), снежная в начале и солнечная в конце. Урал находится в центре страны и почти одинаково удален от районов, где зимнее ориентирование развито сейчас или может быть развито в будущем: от Эстонии, Ленинграда, Москвы, Горького и Казани - на западе и от Красноярска, Иркутска, Томска, Новосибирска, Барнаула, Омска и Тюмени - на востоке.

Все эти факторы, видимо, приведут к тому, что в последующие годы Урал станет основным центром зимнего ориентирования, центром сборов, тренировок, регулярного проведения крупных соревнований, в том числе и чемпионатов страны. В связи с этим интересна специфика уральских маркировок - местность, используемая для их постановки, техническая начинка маркированных трасс, средние штрафы первой десятки спортсменов.

Начнем с местности. Она здесь чрезвычайно разнообразна, но есть один ее тип, часто используемый только на Урале и в других районах почти не встречающийся. Это большие округлые горы (купола), по своим плоским вершинам и пологим склонам усеянные горками, скальными стенками и останцами ("столбами"), небольшими каменистыми россыпями и крупными камнями. Таких куполов на карте среднего размера бывает 2-4, а между ними - болото, обычно без ориентиров; правда, иногда на нем встречаются полянки и горки. Вся "игра", таким образом, происходит на куполах или у их подножий. Причем в отличие от равнинной и мелкобугристой местности, где спортсмены сами регулируют свою скорость и могут в насыщенных ориентирами местах трассы двигаться помедленнее, на склонах куполов управлять скоростью движения можно лишь на подъемах. На спусках же, особенно на затяжных, участники развивают такую высокую скорость, что успевают смотреть лишь на лыжню, но не по сторонам (и тем более не в карту). Естественно, при этом они пролетают массу ориентиров, а иногда даже теряют направление спуска.

Такая местность - находка для иного постановщика трассы, однако на Урале постановщики маркировок распоряжаются своей коварной местностью очень тактично, давая возможность спортсменам после головоломных спусков восстановиться на четких ориентирах, а затем уже проводят трассу вдоль склона или в подъем и пытаются вполне корректно их запутать. О сдержанности начальников дистанций основных уральских центров ориентирования свидетельствуют средние штрафы первых десяти спортсменов на уральских маркировках класса мастеров за период 1972-1978 гг. Штрафы эти довольно устойчивы год от года и в целом за все годы имеют сравнительно небольшой разброс по отдельным трассам.

Конечно, на уральских маркировках используется не только куполообразная местность, чаще как раз сочетание различных типов местности. Но независимо от используемых типов местности и их комбинаций постановщики трасс всегда выдерживают уравновешенность маркировки по физической и технической нагрузке.

Уральские дистанционники плодотворно работают и над развитием принципов постановки маркировок, в том числе над использованием растянутых "параллельных ситуаций". Так, в "Методических указаниях" по инспектированию маркированных трасс, подготовленных М. Гитисом (Челябинск), высказана мысль о целесообразности одновременного планирования мужской и женской маркировки, причем так, чтобы обнаруженные на карте параллели включались в игру сразу на обеих трассах по принципу: две версии - две трассы. То есть, когда, например, женская трасса является версией (ошибочной) мужской, и - наоборот. При этом подчеркивается, что на участках разработки двух растянутых параллелей обе дистанции, а также точки КП на каждой из них, не должны быть взаимно видны (чтобы одна трасса не раскрыла другую).

В "Методических указаниях" высказана еще одна хорошая мысль, что инспектировать маркировку должен не просто опытный судья-дистанционник, но судья, обладающий достаточным и свежим спортивным опытом. Инспектируя трассу, он в первый раз должен пройти по ней, как в соревнованиях: без нитки трассы на карте и непременно на скорости, чтобы оценить трассу и точки КП глазами соревнующегося спортсмена.

Кроме Горького и Урала в РСФСР, с точки зрения постановки маркировок, следует также отметить Казань, Пермь и Томск. Общими для них являются разнообразие местности в непосредственной близости от этих городов, серьезное (даже любовное) отношение к маркировке и стремление каждую трассу сделать интересной, с глубоко продуманными задачами.

Мы рассмотрели наиболее крупные и самостоятельные центры ориентирования страны, отметили некоторые их особенности в подходе к соревнованиям на маркированных трассах и к технической начинке таких трасс. Приведем теперь значения (см. табл. 4) показателя а4, обобщающего как мужские, так и женские трассы в каждом центре (или в их группе - например, в Сибири) за 1972-1978 гг. и характеризующего среднюю сложность трасс.

Таблица 4

Москва 24 0,59
Эстония 24 0,82
Горький 20 0,94

Как видно из табл. 4, различия в средних значениях показателя ей по отдельным районам довольно большие; существенны и отклонения значений этих показателей для отдельных районов от среднего по стране а (отметим, что средний по стране показатель а равен 0,53).

Сравнительно низкое значение показателя си в Латвии и Литве объясняется, на наш взгляд, недостаточным вниманием к планированию маркировки (вследствие мягкой зимы и постоянной угрозы срыва соревнований), а на Украине и в Белоруссии - в основном свойствами хребтово-лощинного рельефа, используемого в большинстве соревнований на маркировке (ТМ IV, a1=0,27). Высокое значение a4 для Эстонии объясняется намеренным планированием сложных трасс, а также проведением маркировки на местности с мелким рельефом (ТМ I, a1=0,86). To же можно сказать и о Горьком, районе с самым высоким a4. В первые годы рассматриваемого периода (1972 и 1973 гг.) маркировка здесь проводилась почти исключительно на очень сложном мелком рельефе. В последующие годы к нему добавилась еще и коварная комбинация типов местности (ТМ I + ТМ VI), резко увеличивающая показатель сложности.

Приведем теперь данные по годам о крайних значениях показателя а для районов, где они наблюдались, и типов местности, использованных при постановке трасс. Обозначим их соответственно a5 и a6; первый из них (максимальные штрафы) приведем в табл. 5.

Таблица 5

Мужские трассы Год 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978
Центр ориентирования Горький Сибирь (Новосибирск) Москва Европейская часть РСФСР (Пенза) Эстония (Тарту) Эстония (Тарту) Эстония (Йыгева)
Тип местности I I VII I+VII II+IV+ +VII II+VII I+ II+IV
a5 2,02 1,93 1,01 1,03 0,76 1,51 0,93
Женские трассы Центр ориентирования Горький Горький Ленинград Горький Эстония (Тарту) Эстония (Пыльва) Литва (Шауляй)
Тип местности I I+VI I+IV I+VI II+IV+VII II+VIII I+II+IV
а5 1,39 1,43 1,13 2,46 1,94 1,7.7 1,61

Не случайно, что на два центра ориентирования, имеющих по табл. 4 самый высокий показатель сложности трасс a4, приходится почти 2/3 (9 из 14) мест в коллекции максимальных штрафов, представленной в табл. 5 (заметим, что в ней нет трех первых центров ориентирования из табл. 4). Интересно подчеркнуть, что тип местности (ТМ I), обладающий самым высоким показателем сложности a1, встречается в табл. 4 также в 9 соревнованиях из 14. Наконец отметим, что абсолютный максимум показателя приходится на самую гремучую смесь типов местности (ТМ I+TM VI).

Приведем теперь динамику показателя a6 (минимальные штрафы) и центры ориентирования, в которых он встречается (см. табл. 6).

Таблица 6

Мужские трассы Год 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978
Центр ориентирования Украина (Львов) Белоруссия (Гомель) Ленинград Украина (Сумы) Европейская часть РСФСР (Ульяновск) Латвия (Алуксне) Украина (Харьков)
Тип местности IV VII IV IV VII II VII
а6 0,09 0,13 0,05 0,01 0,16 0,05 0,02
Женские трассы Центр ориентирования Ленинград Ленинград Ленинград Эстония (Антсла) Ленинград Ленинград Урал (Свердловск)
Тип местности II+VII I+IV IV II I+II II III+VIII
а6 0,30 0,11 0,14 0,10 0,20 0,09 0.09

Данные табл. 6 также вполне согласуются с табл. 2 и 3 и с тем, что было сказано выше по поводу подходов к постановке маркированных трасс в крупных центрах ориентирования. Так, в табл. 6 попали преимущественно центры ориентирования, которые находятся в первой половине табл. 4, т. е. обладающие наиболее низкими значениями показателя а4. Наибольшее представительство (по числу мест) в коллекции минимальных штрафов имеет Ленинград. На это также обращалось внимание, как и на большой разброс в средних штрафах ленинградских соревнований. (В связи с этим отметим Ленинград как единственный центр ориентирования, который по одной и той же категории трасс в один и тот же сезон попал и в табл. 6 и в табл. 6 - женские трассы, 1974 г.)

Самые простые типы местности (ТМ II и ТМ IV) по отдельности или в комбинации с другими типами в табл. 6 встречаются в 10 случаях из 14.

ОСОБЕННОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЖЕНЩИН НА МАРКИРОВАННОЙ ТРАССЕ

Анализируя табл. 5 и 6, читатель заметит, что показатель a5 и но на женских трассах в среднем заметно выше, чем на мужских. Это справедливо как для максимальных, так и для минимальных штрафов. Подчеркнем также, что абсолютный максимум показателя сложности (а'5 2,46) зарегистрирован на женской трассе, а абсолютный минимум (а'6 0,01) - на мужской. Все это отражает определенную закономерность: женщины допускают на маркировке больше технического брака (в расчете на один КП трассы), чем мужчины. О том же говорит и статистика рассмотренных нами 277 трасс соревнований класса мастеров за 1972-1978 гг.

Средний за все годы показатель сложности а=0,53 раскладывается на мужскую и женскую составляющие следующим образом: ам=0,43, аж=0,63. Среднее соотношение между составными частями показателя а (примерно 1:1,5), естественно, нарушается в отдельных соревнованиях; есть даже случаи, когда показатель сложности мужской трассы превышает на тех же соревнованиях (т. е. на одинаковой карте и местности) аналогичный показатель женской трассы, но это соотношение устойчиво во все годы.

Проиллюстрируем сказанное рис. 15, на котором представлены зависимости среднего показателя а по всем трассам, а также его мужской и женской составляющих. Как видно из рис. 15, средний по каждому году показатель сложности на женских трассах существенно превышает аналогичный показатель мужских трасс (хотя в последние два года из числа рассмотренных заметна тенденция к их выравниванию).

Рис. 15

Наконец, в качестве еще одного подтверждения этой закономерности приведем данные, свидетельствующие о том, что она относится не только к соревнованиям уровня мастеров спорта (на которых, по-видимому, еще можно допустить некоторую разницу в классе между участниками на мужской и женской трассах), но и к соревнованиям самого высокого уровня - к всесоюзным. Средние за принятый нами семилетний период (1972-1978 гг.) показатели сложности трасс всесоюзных соревнований оказались: для мужчин - 0,46, для женщин - 0,77 (Подсчитаны, как и ранее для трасс класса мастеров, путем приведения Действительного показателя а для отдельных всесоюзных соревнований к некоторому эталонному соревнованию с суммой баллов, равной 1000).

Как показывают наш анализ штрафов по КП в отдельных соревнованиях, беседы со спортсменками и результаты психологических тестов, существуют две основные причины технического отставания ориентировщиц:
1) женщины тренируются в среднем меньше и, что особенно важно, меньше проводят технических тренировок, в том числе с картон на местности;
2) причина психологического характера, связанная с особенностью женского внимания, более, чем мужское, сосредоточенного на деталях карты и местности, более цепко придерживающегося одной тщательно прослеживаемой по карте версии трассы и в меньшей степени (реже), чем мужское, перебрасывающегося на соседние и схожие по изображению на карте ориентиры. Иными словами, женщины перерабатывают в своем анализе и сопоставлении карты и местности более узкую, чем мужчины, полосу карты.

В связи с первой причиной технического отставания ориентировщиц к сказанному нечего добавить, кроме совета больше тренироваться с картой на местности. На второй же причине остановимся отдельно.

Отмеченная особенность внимания ориентировщиц помогает им в летних соревнованиях, когда требуется, тщательно вычитывая карту и подхватывая на местности все замеченные на карте ориентиры, с ювелирной точностью выйти в район заметного только с трех шагов знака КП. Помогает она и на маркировке, когда трасса проходит по мелким ориентирам, цепляющимся друг за друга, т. е. без пустого пространства между ориентирами, а значит, и без необходимости осматривать карту на большом ее участке. В насыщенных мелкими ориентирами местах женщины аккуратно нанизывают ориентир на ориентир и точно выводят себя туда же, куда выходит и трасса. Но тщательность и цепкость взгляда иногда подводит ориентировщиц на тех участках карты, где есть далеко разнесенные друг от друга "параллельные ситуации", а также тогда, когда постановщик тонко подсовывает спортсмену одну из них (конечно не ту, что нужна спортсмену).

В связи с отмеченным обстоятельством интересно проследить значение показателя а на мужских и женских трассах, поставленных на разных типах местности. С этой целью дополним табл. 2, где представлены значения показателя a1, относящиеся только к чистым типам местности, табл. 7, в которой разложим этот показатель по мужским и женским трассам.

Таблица 7

Тм I II III IV V VI VII VIII
а1м 0,90 0,16 0,52 0,16 0,39 0,25 0,53 0,48
а1ж 0,81 0,30 0,68 0,37 0,62 0,39 0,54 0,63

ТМ I. Единственное исключение из общей закономерности - показатель a1 на женских трассах меньше, чем на мужских. Это исключение подтверждает высказанное выше суждение о свойстве внимания ориентировщиц. Именно мелкий рельеф требует максимальной концентрации внимания, в чем ориентировщицы в среднем, видимо, превосходят своих коллег-мужчин.

ТМ II. Средний, легко читаемый на карте рельеф. Повышенные скорости и часто хороший обзор (на открытых участках, как на карте К3, иллюстрирующей этот тип местности) требуют более широкого анализа местности и главное карты, поэтому при общем снижении удельного среднего штрафа разница между а1ж и а1м большая, почти двукратная.

ТМ III. Разница между а1ж и а1м уменьшается в процентном отношении. Она была бы, видимо, еще меньше (ведь TMIII - это не только "купола", но и всякая мелочь на них и их склонах, которую с таким искусством вычитывают на карте женщины), если бы ориентировщицы уверенно чувствовали себя на спусках и, преодолевая их, успевали поглядывать в карту и по сторонам.

ТМ IV. Тип местности, также "снабжающий" трассу большими спусками и, кроме того, богатый параллелями (поэтому а1ж более чем вдвое превосходит показатель а1м).

ТМ V. Овражистый рельеф - царство "параллельных ситуаций". Оттого и само значение а1ж здесь достаточно высоко, и разница между а1ж и а1м наибольшая по абсолютной величине.

ТМ VI. Пойма. Параллелей в избытке. Общая закономерность подтверждается, причем именно в среднем соотношении (а1ж/а1ж=1,5), хотя эти цифры и не очень убедительны, ибо получены на бедной статистике - для подсчета значения каждого показателя использовано всего по две трассы.

ТМ VII. Равнина, покрытая сеткой дорог, троп и просек. Требуются тщательная работа с картой, а также фиксация на местности каждой дорожки, поэтому а1ж и а1м почти равны.

ТМ VIII. Разница между а1ж. и a1м большая. Наверное, на этой клочковатой местности у женщин больше, чем у мужчин, рябит в глазах от пестрой карты. Кроме того, в скоплении полянок или островков леса больше параллельных цепочек ориентиров, по которым постановщик может увести спортсменов.

Теперь, после рассмотрения вопросов, связанных с количественной оценкой сложности маркировок в зависимости от различных факторов, а также после сравнительного анализа уровня технической подготовленности мужчин и женщин высших спортивных разрядов, приведем классификацию трасс по сложности, определяемой показателем а. Классификация соответствует технической подготовке спортсменов-ориентировщиков на расчетный уровень 1980 г., а также применявшейся до этого срока системе начисления штрафа за ошибки (без ограничения его на одном КП и с ценой 1 мин. за 1 мм ошибки). В случае изменения системы штрафа значения показателя а, на которые опирается классификация, следует откорректировать. Некоторые соображения по такой корректировке даны на стр.80.

Итак, рекомендуется следующая классификация трасс по величине показателя а, вычисленного по приведенной ранее формуле (см.табл.8).

Таблица 8

Степень сложности трассы Чрезмерно низкая Низкая Средняя Высокая Чрезмерно высокая
Мужская трасса ам 0,10 и менее 0,11-0,20 0,21-0,50 0,51-0,70 Более 0,70
Женская трасса аж 0,15 и менее 0,16-0,30 0,31-0,60 0,61-0,80 Более 0,80

Табл. 8 используется следующим образом. При планировании нитки трассы и точек КП начальник дистанции стремится, чтобы трасса по результатам предстоящих соревнований, т. е. по величине показателя а, оказалась средней: на соревнованиях всесоюзного масштаба (чемпионатах страны) - ближе к левой (нижней) границе рекомендуемого диапазона показателя а для данной степени сложности, а на остальных, мастерских соревнованиях - ближе к правой его границе. Если же в итоге соревнований трасса по показателю а окажется низкой или высокой сложности, это должно считаться неудачей. Трассы, которые после соревнований по показателю получат крайние степени сложности, вообще следует расценивать как грубый просчет службы дистанции и инспекции трасс. В отдельных же случаях (когда по показателю а трасса оказывается чрезмерно сложной), видимо, необходимо ставить вопрос о некорректности трассы и о дополнительной ее проверке.

Все эти рекомендации обращены прежде всего в адрес постановщиков трасс, но в равной мере могут использоваться и спортсменами - при подготовке к соревнованиям и при анализе выступлений в них.

ТРЕНИРОВКА

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВКИ

Каждый взрослый спортсмен после 2-3 лет серьезных занятий ориентированием и выяснения своих потенциальных возможностей в нем должен сформулировать для себя принципиальные (дальние) спортивные цели. При этом он должен иметь в виду, что обычно закономерный успех в ориентировании приходит через 4-5 лет систематических тренировок и выступлений в соревнованиях (юным спортсменам требуется 6-7 лет), а рост спортивных результатов продолжается в течение 8-10 лет (у тех, кто ориентированием начал заниматься в детстве, несколько больше). При определении для себя главных спортивных целей спортсмены должны учитывать и свои социальные планы (окончание учебы в школе, приобретение специальности, служба в армии, изменение семейного положения или места жительства).

Наряду с несколько схематичным долгосрочным планом, охватывающим весь период активных (с возрастающими тренировочными нагрузками) занятий ориентированием, спортсмен должен составить и конкретный план на ближайшие 2-3 года с четкой конечной целью: такой, например, как выполнение норматива мастера спорта, победа на чемпионате города или республики, выступление или даже призовое место на чемпионате страны. Постановка таких целей и разработка планов тренировок для их достижения облегчаются тем, что на указанный период, как правило, известны районы предстоящих крупных соревнований и к ним можно готовиться более целенаправленно - изучать типы местности, возможные в этих районах, стиль возможных или даже уже известных постановщиков трасс, принимать участие в различных соревнованиях в этих районах или в аналогичных им по характеру местности.

Наконец, спортсмен должен составить довольно подробный годовой план подготовки к основным соревнованиям предстоящего сезона. Годовой цикл тренировок и выступлений в соревнованиях обычно начинается в конце очередного сезона и продолжается 52 недели. На завершающем этапе цикла, за 1,5-2 месяца до основных соревнований, надо предусмотреть серию из 4-6 подводящих соревнований, каждое из которых должно иметь конкретную цель, определяемую всем планом подготовки к главному старту: прохождение трассы на повышенной скорости и с максимальной точностью (с нулевым штрафом), имитация выступления в основных соревнованиях и т. п. В серию подводящих соревнований должны включаться и отборочные с соответствующей целью выступления в них - выиграть, попасть в команду с минимальной затратой сил и т. п.

Остановимся на составлении годовых планов для спортсменов, специализирующихся в маркировке. В настоящее время, пока не произошло четкого разделения ориентировщиков на летних и зимних, при разработке годовых планов подготовки необходимо рассматривать две группы спортсменов.

Первая группа - спортсмены, выступающие с достаточно высокими спортивными целями в течение двух сезонов годового цикла, летнего и зимнего (причем зимой - в основном на маркировке). План подготовки должен иметь два или три пика спортивной формы в течение годового цикла. Вторая группа - спортсмены, полностью подчиняющие план своих тренировок подготовке к зимнему сезону (в данном случае - к маркировке) и рассматривающие летние соревнования только в качестве тренировочного средства. Годовой тренировочный график спортсменов этой группы имеет один или два пика.

Надо отметить, что спортсменов второй группы в настоящее время намного меньше, чем первой, однако число их будет непрерывно возрастать, ибо идет процесс разделения всех ориентировщиков на летних и зимних.

ТРЕНИРОВКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ

В соответствии со сложившимся в мировой практике подходом для видов спорта, требующих, в первую очередь, развития выносливости (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки и др.), годовой цикл тренировки ориентировщиков-лыжников разбивается на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Начинается годовой цикл с 1 апреля. Такую периодизацию годового цикла следует относить отдельно как к физической, так и к технической тренировке. Однако внутри каждого периода необходимо рассматривать их совместно и разрабатывать способы сочетания этих двух видов тренировки.

Задачи каждого периода подготовки состоят в следующем.

Подготовительный период предназначен для выполнения спортсменом основной по объему (черновой) тренировочной работы по подготовке к сезону соревнований. Он продолжается 6-7 месяцев и обычно делится на этапы-базовый и специальной подготовки. Базовый этап служит для создания (путем постепенного повышения нагрузок, чередующихся с небольшими восстановительными паузами) фундамента для последующей специальной тренировки на следующем этапе, а также для сохранения высокого уровня спортивной формы в течение всего соревновательного периода. Тренировки на этапе специальной подготовки максимально приближены по характеру движения спортсмена (технике бега на лыжах, технике работы с картой и т. п.) и по интенсивности нагрузки к условиям соревнований.

Задача соревновательного периода - доводка спортивной формы (физической, технической и психологической) путем использования соревновательного метода тренировки, а также путем выявления и устранения недостатков тренировки в предыдущем периоде. Соревновательный период применительно к маркировке длится в зависимости от местности от 2 до 4 месяцев (и даже более).

Переходный период служит для восстановления спортсмена после напряженного соревновательного периода, для лечения травм, профилактического "ремонта" организма. В восстановлении нуждаются не только функциональные системы, но и психика. В переходный период осуществляются также постепенное втягивание спортсмена в новые условия тренировок, адаптация мышц ног к беговым нагрузкам, некоторая перестройка приемов (и технических средств) ориентирования с зимних на летние. Длится этот период 2-3 недели (максимум 4 недели - для годового графика однопиковой формы).

Периоды и этапы тренировочного цикла разбиваются на более короткие промежутки времени с волнообразным изменением нагрузки в каждом из них - мезоциклы и составляющие их микроциклы. Длительность микроцикла в подготовительном периоде равна неделе, а в соревновательном может сократиться до 2-3 дней. Длительность мезоцикла обычно равна месяцу. Однако мезоциклы целесообразно делать переменной длительности - продолжительнее в начале подготовительного периода и короче в его конце. Так, финские специалисты рекомендуют в начале базового этапа подготовительного периода такой ритм микроциклов: 123456, 12345, 1234, 1234 (первый, т. е. наименьший по номеру в таком обозначении, микроцикл каждого мезоцикла - восстановительный). К концу подготовительного периода ритм мезоцикла продолжает ускоряться - 1234, 123, а в соревновательном приобретает самое быстрое чередование - 12, 12 (восстановительный микроцикл - нагрузочный - восстановительный-нагрузочный). Такое чередование микроциклов при сокращении их длительности позволяет весьма точно подстроить ритмику тренировок на последнем этапе соревновательного периода (примерно за месяц до основного старта) под расписание подводящих (контрольных и отборочных) соревнований и под главный старт сезона.

При планировании тренировок на год весьма существенны оптимальное соотношение между объемом тренировок (в километрах, освоенных на лыжах или бегом) и их интенсивностью, а также соотношение между физической и технической составляющими тренировок, т. е. между километрами или часами, затраченными на полноценную работу с картой (на техническое упражнение), и километрами или часами бега без карты.

Первый из этих вопросов достаточно изучен специалистами в других видах спорта, связанных с тренировкой выносливости. Принципиальные рекомендации здесь состоят в следующем: повышение интенсивности должно происходить в периоды (недели) снижения объема тренировок; общее повышение интенсивности следует осуществлять в направлении основного старта сезона, несколько снижая ее примерно за неделю перед этим стартом. Рациональное соотношение между объемом тренировочной работы и ее интенсивностью, а также очередность достижения предельных значений того и другого показаны на рис. 16.

Что касается вопроса об оптимальном соотношении между физической и технической нагрузками, то здесь еще много неисследованного, особенно применительно к маркировке. В качестве приблизительной рекомендации для этапа специальной подготовки и соревновательного периода можно использовать результаты проверки разных значений этого соотношения, выполненной московским тренером Д. Никифоровым. Работая с довольно квалифицированными спортсменами (кандидаты в мастера спорта в возрасте 16-18 лет), специализирующимися на маркировке в течение ряда сезонов, он варьировал указанное соотношение в диапазоне 14-72% (имеется в виду доля километража в течение сентября - марта, набранного при работе с картой, на тренировочных маркировках и в подводящих соревнованиях при передвижении на лыжероллерах и лыжах). Наилучшие результаты в основных соревнованиях сезона показали спортсмены, у которых технические тренировки составили 25-30% объема всей тренировки. И хотя исследование проведено недостаточно строго (число наблюдаемых 6-8 человек, контрольных групп не было), можно предположить, что оптимальное соотношение технической и физической нагрузок находится где-то в этой области.

Рис. 16

Рис. 17

Приведем теперь график примерных недельных объемов (Графики несколько усреднены по географическому району, к которому они относятся, по времени начала каждого этапа и периода, по их продолжительности. В основу графиков положены методические разработки советских тренеров, работающих с лыжниками I разряда и выше, а также рекомендации финских специалистов по тренировке ориентировщиков) тренировочных нагрузок (в километрах) для двух групп спортсменов, которые были выделены в начале этого раздела, а также для спортсменов, готовящихся только к зиме (см. рис. 17 и 18).

Поясним график недельных объемов нагрузок для первой группы спортсменов - выступающих с серьезными претензиями летом (на трассах заданного направления) и зимой (на маркировке) (рис. 17). На этом графике два пика нагрузок, летний и зимний. Оба отражают объем работы, который нужно выполнить на базовом этапе подготовительного периода, чтобы были эффективны нагрузки повышенной интенсивности этапа специальной подготовки и соревновательного периода. Летний пик графика по высоте ниже зимнего, поскольку один и тот же недельный километраж, пройденный бегом и на лыжах, дает разную нагрузку на организм (во втором случае, естественно, меньшую). Годовой объем работы на лыжах и лыжероллерах составляет 1/3 общего годового объема. При этом лыжероллеры в тренировках следует использовать сразу же после главных летних соревнований, т. е. не дожидаясь окончания летнего сезона, который в средней полосе страны обычно продолжается до середины октября. Беговую форму тренировок надо сохранять в течение всего года, причем с середины ноября до середины марта осуществлять в основном во время утренней зарядки в виде пробежек по 4-5 км.

Предполагается, что средненедельные объемы нагрузок, приведенные на графике, распределены по мезоциклам в соответствии с соображениями по целесообразной ритмике циклов, которые мы приводили выше. Кроме того, сами недели (микроциклы) по чередованию нагрузок строятся так же, как микроциклы у лыжников и легкоатлетов (стайеров). А именно: на базовом этапе подготовительного периода нагрузка разной интенсивности более или менее равномерно распределяется по всему микроциклу, а на этапе специальной подготовки и в соревновательном периоде нагрузка с повышенной интенсивностью смещается на начало микроциклов.

Соотношение тренировочных нагрузок разной интенсивности на различных этапах и периодах подготовки, относящееся к первой группе спортсменов, приведено в табл. 9, в которой содержатся три зоны интенсивности нагрузок (по частоте сердечных сокращений - ЧСС). Первое значение интенсивности в табл. 9 относится к началу соответствующего этапа или периода, второе - к его концу.

Таблица 9

Период Этап Категория спортсменов Доля нагрузки различной интенсивности, %
слабой (ЧСС==130) средней (ЧСС=160) сильной (ЧСС=180)
Подготовительный Базовый

Женщины 70 20-25 10-5
Переходный - Мужчины
Женщины

График недельных объемов нагрузки для первой группы спортсменов имеет общий годовой объем 5000 км. Этот объем в настоящее время можно считать нормальным для спортсмена 19-20 лет регулярно тренирующегося в течение 4-5 лет и вплотную приблизившегося к выполнению норматива мастера спорта (на маркировке или в летнем заданном). При дальнейшем совершенствовании спортивной формы эти объемы следует увеличивать в течение 4-5 лет не более чем на 10-15% в год. Для спортсменки такого возраста и спортивного стажа недельные объемы беговой и лыжной подготовки, показанные на рис. 17, следует уменьшить примерно в 1,5 раза, т. е. до 3300-3500 км общего годового объема нагрузки. Распределение нагрузки по зонам разной интенсивности для женщин приведено в табл. 8 отдельной строкой для каждого этапа или периода годового цикла.

За месяц-полтора (летом меньше, чем зимой) до главного старта соревновательного периода намечаются контрольные соревнования, чтобы подвести итог тренировочной работы в подготовительный период (в том числе и технических тренировок) и в оставшееся до главного старта время устранить недостатки в подготовке, используя для этого в основном соревновательную форму тренировки.

Рис. 18

Остановимся теперь на графике недельных объемов тренировочных нагрузок для спортсменов, которые в течение всего года готовятся к маркировке (рис. 18). В этом графике также два пика нагрузки, однако первый, приходящийся на август, носит вспомогательный характер. Он предназначен для завершения весенне-летнего этапа тренировок с его специфическими средствами технической подготовки к зимнему сезону. На спаде первого пика спустя 2- 3 недели после летнего максимума нагрузок следует запланировать контрольные соревнования для внесения корректировки в дальнейший процесс тренировок, а также для того, чтобы перебить (оживить) чрезмерно длинный подготовительный период, характерный для спортсменов второй группы.

Контрольные соревнования проводятся на маркированной трассе, но с использованием летних способов передвижения (на пешей маркировке). После этих соревнований начинается второй (основной) этап подготовительного периода со всевозрастающим удельным весом тренировки на лыжероллерах и лыжах. Второй пик нагрузки наблюдается в ноябре, именно в это время следует планировать тренировочные сборы в северных (снежных) районах. Вслед за вторым пиком планируется спад общего объема нагрузок с одновременным повышением их интенсивности и приближением условий тренировок к соревновательным.

Годовой объем тренировочных нагрузок для этого графика составляет 5500 км (из них на лыжероллеры и лыжи приходится половина). Его также следует поставить в соответствие некоторому эталону спортсмена, о котором мы говорили выше (20 лет, 5 лет регулярных тренировок, уровень почти мастера спорта).

Годовой график средненедельных объемов тренировок для спортсменок такого же класса, а также распределение между беговой и лыжной формой тренировок можно получить пропорциональным уменьшением всех ординат графика на рис. 18 в отношении 1:1,5. В табл. 10 приведены значения рекомендуемой нагрузки для спортсменов второй группы.

Таблица 10

Период Этап Категория спортсменов Доля нагрузки различной интенсивности, %
слабой (ЧСС=130) средней (ЧСС=160) сильной (ЧCC==180)
Подготовительный Весенне-летний Мужчины 85-75 10-15 5-10
Женщины 95-85 5-10 0-5
Осенне-зимний Мужчины 80-60 10-25 10-15
Женщины 85-70 10-20 5-10
Соревновательный - Мужчины 60 25-30 15-10
Женщины 70 20-25 10-5
Переходный - Мужчины 90 10 0
Женщины

В заключение отметим, что примерные графики недельных нагрузок на рис. 17 и 18 далеко не охватывают всего многообразия условий для тренировок и соревнований на территории нашей страны. Например, для спортсменов, живущих в восточных и северо-восточных районах страны, особенности проведения зимних сезонов связаны с изменением продолжительности светового времени и наступлением в середине зимы периода устойчивых и сильных морозов. К планированию тренировок и соревнований в таких районах следует подходить совершенно иначе и даже спортсменам второй группы делать два пика формы. Так, спортсменам Норильска (район, кстати говоря, по характеру местности весьма подходящий для маркировки), видимо, следует планировать два зимних соревновательных периода: октябрь-ноябрь (первый снег, еще не очень морозно, не совсем темно днем) и март-май (ослабление морозов, а в конце периода световой день позволяет соревноваться хоть ночью). В этом и других подобных случаях спортсмены должны самостоятельно планировать свою подготовку, учитывая лишь общие соображения, изложенные выше.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Ниже рассмотрена специальная тренировка только для спортсменов, готовящихся к ответственным стартам лишь в лыжном ориентировании на маркированной трассе и целеустремленно тренирующихся к ней в течение всего годового цикла подготовки. Для универсалов, сочетающих достаточно серьезные выступления на маркировке с основательной подготовкой к летнему сезону, наши рекомендации могут быть полезны лишь во втором подготовительном и втором соревновательном периодах годового цикла. При этом они должны подвергнуть их корректировке - соответственно изменить сроки разных этапов технической подготовки и отобрать наиболее эффективные упражнения.

Все периоды и этапы годового цикла технической тренировки будем согласовывать с периодизацией физической подготовки, отраженной на рис. 18. Будем также считать, что эти этапы относятся к спортсменам, живущим в районах средней полосы страны и выезжающим в ноябре на 2-3-недельный тренировочный сбор (на первый снег) в один из северных районов с установившимся снежным покровом, при наличии карт, пригодных для тренировок. В иных случаях описываемый ниже примерный план технической подготовки потребует соответствующего изменения.

Подготовительный период

Весенне-летний этап

Базовая подготовка (апрель - июнь)

Цель - общая техническая подготовка, закрепление навыков быстрого чтения и запоминания карты; отдых от специфического зимнего стиля ориентирования. Средства - индивидуальные тренировки на местности (лесные) и в помещении (домашние).

Лесные тренировки:
бег по тренировочным трассам заданного направления с преимущественным движением по линейным ориентирам и с прогнозированием встречающихся объектов местности;
длительные кроссы без карты (в солнечную погоду и без компаса) по незнакомой местности с запоминанием своего маршрута и схематичной зарисовкой его по частям (во время бега) и целиком (после тренировки);
азимутный ломаный (по форме маршрута) бег на полигоне с использованием ручного планшета летней конструкции и отработкой метода прогнозирования (маршрут может быть намечен на Карте или импровизироваться в процессе тренировки);
участие в соревнованиях;
рисовка (корректировка) карт;
тренировка глазомера (определение расстояния до различных предметов на глаз).

Домашние тренировки:
анализ карт и трасс прошедшего сезона, анализ ошибок (своих и других спортсменов);
планирование маркировок на различных по характеру картах, мысленное прохождение таких же теоретических трасс, поставленных другими спортсменами;
диктанты.

Диктант - упражнение коллективное, требующее для своего выполнения по крайней мере двух человек (возможны и индивидуальные диктанты - при использовании магнитофонной записи). Применяется это упражнение обычно в работе с начинающими ориентировщиками (в детских спортивных школах), но полезно и опытным спортсменам. Суть его состоит в том, что один спортсмен или тренер, прослеживая карандашом заранее нанесенную на карту трассу, перечисляет вслух ориентиры и КП, встречающиеся на ней. Участвующие в диктанте спортсмены следят с карандашом за называемыми ориентирами по своим чистым картам и делают пометки в точках КП - там, где, по их представлениям, они указаны словами ведущим. После финиша ведущий демонстрирует истинное местоположение КП, каждый участник анализирует свои результаты и подсчитывает штраф.

Если тренировка проводится без тренера, ведущие диктант меняются по очереди. При выполнении упражнения важно, чтобы ведущий выбрал подходящий темп диктовки (не очень быстро, но и не засиживаясь подолгу на отдельных ориентирах). В процессе словесного отслеживания трассы он может умышленно пропускать отдельные ориентиры, имитируя обстановку реальных соревнований, где спортсмены нередко проскакивают дороги, просеки и другие "линейки". В последнем случае ведущий для восстановления спортсменов должен время от времени называть направление, в котором идет трасса, и характерные черты встречаемых ориентиров.

Дополним это пояснение фрагментом диктанта по трассе, приведенной на цветной карте К1. Начнем сразу после КП1.

Движемся на юг, пересекаем наискось длинную поляну с отростком и за ней после плавного поворота идем на юго-восток... Выходим на дорогу... по дороге спускаемся в овраг, в западную часть поляны... поворачиваем налево и поднимаемся вдоль отрожка на склон... Касаемся правым боком одной или двух промоин... затем делаем плавную дугу к просеке север - юг... Поворачиваем на юго-запад... пересекаем овраг. Наверху - КП2 на перекрестке дорог...

Идем по левой дороге на юго-восток... сходим с нее в направлении на юго-запад, петляем по лесу... Выходим на дорогу и по ней продолжаем движение на юго-восток... Справа нам показывают вершину оврага... Затем дорогу пересекают две просеки... От второй из них сворачиваем почти на запад... Слегка петляем, пересекая просеки, и - КП 3 в вершине лощины... Поворачиваем на северо-запад и, сделав петлю по гребню между оврагами, спускаемся к устью левого из них... поднимаемся на его противоположный склон, касаемся микрополянки... и т. д.

Как видим, в этом фрагменте содержится достаточно мелких пробелов, чтобы можно было ошибочно наметить КП 2 или КП 3 на соседнем перекрестке дорог или в соседней лощинке, но и достаточно информации, чтобы этого не сделать.

Специальная подготовка на весенне-летнем этапе и до снега на осенне-зимнем (август-октябрь)

Цель - развитие специальных качеств, необходимых для выступления в соревнованиях на маркировке; восстановление зимнего стиля ориентирования и психологическая подготовка к маркировке. Средства - специальные упражнения на местности, индивидуальные и групповые; домашние занятия по отработке отдельных навыков ориентирования на маркировке и по проникновению в психологию постановщиков маркированных трасс. Контрольные соревнования на пешей маркировке и на лыжероллерах. Упражнения на местности выполняются с нагрудными планшетами летней конструкции.

Приведем, прежде всего, индивидуальные технические упражнения.

Упражнения для выработки автоматизма в выполнении элементарных действий при ориентировании на маркировке:
бег по лесу с частой сменой направления и непрерывным слежением по линейным ориентирам за положением планшета;
периодическая отметка на четких ориентирах своего местонахождения рабочим карандашом на карте;
нанесение на карту четких точек КП, обводка их кружком, проверка и прокол с пометкой крестом (другим карандашом, не рабочим) на очередном четком КП, т. е. имитация действий спортсмена на трассе маркировки;
многократные резкие и произвольные развороты планшета, поиск на карте своего местонахождения и точки предыдущего КП.

Отработка навыков прогнозирования трассы. Бег по линейным ориентирам и негустому лесу с частой (через 200-300 м) сменой направления, с осмотром карты и запоминанием по ней ожидаемого участка местности (на глубину 150-400 м, в зависимости от насыщенности карты) через 10-20 м после смены направления.

Развитие чувства перемещения в пространстве. Бег по лесу с перевернутой картой, с использованием компаса, извилистыми и произвольными отрезками длиной 200-1000 м, начиная от четких опорных точек. В конце каждого отрезка определение направления и расстояния своего перемещения от соответствующей опорной точки различными способами: постоянной зарисовкой на чистом листе бумаги маршрута, мысленным (интуитивным) отсчетом направления и расстояния от опорной точки ("вектора перемещения"). Проверка по карте своего определения в конце каждого отрезка.

Длительные кроссы без карты, но с компасом по незнакомой местности с несколькими петлями (пересечениями) на маршруте. Мысленное воссоздание маршрута и прогнозирование пересечений, а также проверка прогнозов (например, на дорогах, где остаются следы).

Все индивидуальные упражнения этапа специальной подготовки выполняются в разном темпе. В начале этапа - на медленном бегу, затем, во время темпового бега, и на ускорениях.

Теперь опишем некоторые групповые технические упражнения (выполняются в паре или группой по 3-5 человек).

Бег с прогнозированием трассы. Спортсмены лидируют по очереди (по 5-10 мин.). Очередной ведущий после ознакомления с картой намечает нитку маршрута с достаточно большим количеством резких поворотов и начинает бег. После каждого поворота или через 200-300 м бега по прямой он спрашивает: "Что впереди?" При тренировке в паре отвечает ведомый, при тренировке группой - спортсмен, следующий непосредственно за ведущим, остальные отвечают мысленно. Упражнение можно проводить и на знакомой местности.

Бег длинными (500-1000 м) извилистыми отрезками с запоминанием маршрута или направления и расстояния от опорной точки. При движении картой пользуется лишь ведущий; у его напарника или у всех остальных спортсменов в группе карта перевернута. В конце каждого отрезка по сигналу ведущего все спортсмены зарисовывают свой маршрут (или откладывают в предполагаемом направлении свое удаление от опорной точки) и вблизи его окончания разыскивают на карте точку своего местонахождения. Потом ведущий показывает истинную точку. Для усложнения задачи ведущий старается закончить отрезок в гуще мелких ориентиров.

Осмотр и запоминание района КП. Все тренирующиеся совместно спортсмены, кроме ведущего, бегут по местности без карты. Ведущий заводит группу на четкую точку с хорошим обзором и наличием в зоне видимости нескольких четких ориентиров. По команде "КП!" спортсмены должны в течение непродолжительного времени (например, 15 сек.) осмотреть окрестность и постараться запомнить ее. Затем по сигналу ведущего группа убегает от КП на достаточное удаление, и каждый на листе бумаги делает по памяти схему-зарисовку местности вокруг КП. Ведущий затем показывает район КП на карте.

Длительные кроссы по незнакомой местности без карты, с попеременным лидированием (отрезками по 2-3 км). Зарисовка каждым спортсменом очередного отрезка по памяти на короткой остановке при смене лидера. Сопоставление и обсуждение всех зарисовок после тренировки.

Импровизированная маркировка. Групповой бег по незнакомой или малознакомой местности. В процессе бега постановка КП поочередно каждым спортсменом на выделенном ему предварительно участке карты. Постановка КП условная, по сигналу ведущего ("КП!"), а также экспромтом - без предварительного ознакомления с местностью и маршрутом. Прокол КП осуществляется по Правилам соревнований, а отметка - карандашами ведущего. В конце тренировки - проверка карт и определение штрафа.

Оперативно подготовленная маркировка. Карта намеченного района тренировки разрезается на несколько кусков ("лепестком, т. е. примерно от центра в разные стороны) - по числу спортсменов, участвующих в тренировке. Перед началом тренировки каждый спортсмен выходит со своим куском карты на местность и намечает на нем петлю трассы длиной 1,5-2 км с несколькими КП (если тренирующихся 5-6 человек, т. е. общая длина всех петель должна быть 8-10 км). Прокладывая свою петлю, он может делать разметку там, где есть опасность сбиться с нитки трассы. В установленное время спортсмены собираются в месте старта, затем каждый по очереди проводит группу по своей петле. Проколы делаются, как на настоящей маркировке (на следующем КП), а отметка - карандашами ведущего.

Тренировки с картой на лыжероллерах на этапе специальной подготовки. Упражнения:
движение по тренировочному кругу (по асфальтовой дорожке) с чтением различных карт (с оттисками на них тренировочного круга в масштабе карт);
длительные (до 20-30 км) тренировки в незнакомой местности на лыжероллерах с надувными колесами;
короткие тренировочные подготовленные маркировки при наличии хороших дорог и троп (в парках).

Индивидуальные домашние упражнения:
отработка навыка прогнозирования трассы - нанесение на карту произвольной извилистой нитки и мысленное прохождение с прогнозированием местности по карте на поворотах трассы или через определенные отрезки на длинных прямых участках;
отработка запоминания местности путем медленного прохождения отрезка трассы карандашом, отвлечения от карты на 5-10 сек. и зарисовки отрезка по нитке (самой нитки, а также встречающихся на ней и боковых ориентиров);
планирование маркировок на различных картах и мысленное прохождение трасс, поставленных другими спортсменами.

Групповые домашние упражнения:
диктанты с имитацией соревнования на маркировке (диктант в равномерном темпе в течение 3 мин. по секундомеру с 10-15 КП, наколы КП и оценка общего штрафа;
планирование логичных трасс (т. е. с постановкой КП на "параллельных ситуациях") и угадывание этих КП другими спортсменами;
комнатные соревнования по угадыванию КП на реальных, (т. е. состоявшихся в прошлом) маркировках; критерий - число угаданных КП или суммарное отклонение в миллиметрах от истинных точек КП.

В середине фазы специальной тренировки на бесснежном этапе подготовительного периода следует планировать 1-2 контрольных соревнования. Первое из них, основное, надо провести в пешем варианте, как настоящую зимнюю маркировку - с нагрудными летними планшетами, с подбором легкопроходимой местности, четкой разметкой по всей трассе, достаточно сложной постановкой КП. Цель соревнования - окончательная настройка на зимнюю маркировку, выявление недостатков технической подготовки на начальных этапах подготовительного периода. Второе соревнование можно провести на лыжероллерах в парке. При этом, как и во всех тренировках на лыжероллерах, могут использоваться зимние планшеты.

Осенне-зимний (снежный) этап

Подготовка на этапе начинается с поездки на лыжный сбор в один из северных районов страны. Продолжается интенсивный рост средненедельного объема (километража) тренировок, свойственный периоду лыжного вкатывания. В конце этапа техническая подготовка становится более интенсивной, приближающейся по своему характеру к зимней маркировке.

Базовая подготовка (ноябрь, период лыжного "вкатывания")

Индивидуальные тренировки на местности:
длительные лыжные прогулки (походы) по незнакомой местности без карты, с основным, зимним, планшетом, с зарисовкой местности (маршрута) по памяти - по отрезкам и целиком;
длительные лыжные тренировки с картой, с отработкой методов прогнозирования и восстановления (т. е. движения без карты на отрезках 200-1000 м);
лыжные тренировки в переменном темпе с чтением карты при ускорениях;
тренировка на лыжном кругу с большим количеством поворотов и чтением различных по характеру карт с нанесенным на них оттиском круга;
тренировка глазомера на расстоянии 20-200 м с контролем расстояния по карте.

Групповые технические тренировки на местности. Упражнения и формы тренировки здесь аналогичны описанному выше набору групповых упражнений для специальной подготовки весенне-летнего этапа, с той лишь разницей, что на данном этапе подготовки они выполняются на лыжах и с зимними планшетами. Эти обстоятельства заставляют подбирать район с большим количеством лыжней. Основной формой технических тренировок на лыжных сборах следует считать короткие подготовленные маркировки (т. е. обычные трассы, поставленные по тренировочным лыжням в пределах имеющихся карт), а также трассы, проложенные заново. При отсутствии карт района лыжного сбора целесообразно проводить короткие тренировочные соревнования на маркировке без карты (но с планшетом) - по чистому листу, совершенствуя таким образом чувство перемещения в пространстве.

Домашние тренировки (индивидуальные и групповые):
повторный анализ зимних трасс за прошлые годы, особенно тех, которые ставились начальниками дистанций предстоящих в ближайшем сезоне соревнований;
планирование маркированных трасс на картах, аналогичных картам предстоящих в сезоне соревнований, обмен такими теоретическими трассами с партнерами по тренировкам;
диктанты, в том числе в соревновательной форме;
выполнение в качестве разминки перед началом домашней тренировки упражнений на прогнозирование и запоминание трассы (для этих упражнений пригодна любая карта, на которой мягким простым карандашом рисуется произвольная причудливая линия трасса. После разминки трасса эта стирается с карты).

Специальная подготовка (середина ноября - середина декабря)

Тренировки на местности (групповые и индивидуальные):
повторное прохождение коротких (2-4 км) тренировочных маркировок в высоком темпе с перестановкой КП (3-4 раза после второго раза нанесения КП на финише по памяти);
тренировка в малознакомой местности (в одном из районов летних соревнований) с сильными ускорениями и чтением карты во время ускорений;
тренировка на лыжном кругу с разными картами.

Домашние тренировки:
анализ первых тренировочных стартов на маркировке (пеших и на лыжне);
планирование маркированных трасс на различной местности;
упражнение с картами различной местности на прогнозирование и запоминание (на произвольных трассах).

Соревновательный период (декабрь - март)

Цель - подготовка непосредственно к соревнованиям и корректировка специальной подготовки. Средства - анализ трасс начальников дистанций предстоящих соревнований, участие в тренировочных соревнованиях с различными частными задачами, анализ ошибок в этих соревнованиях и другие домашние тренировки. Техническая подготовка осуществляется в основном индивидуально и лишь при анализе трасс после соревнований - совместно с другими спортсменами.

Тренировки на местности:
прохождение трассы соревнований после финиша и небольшого отдыха без знакомства с контрольной картой - повтор соревнований;
то же, но после знакомства с контрольной картой - разбор соревнований;
то же, но после анализа результатов и определения КП с максимальными средними ошибками для выявления причин - через 1-3 дня после соревнования - изучение трассы;
прохождение отрезков длиной 1-4 км по лыжным тренировочным трассам на высокой скорости с планшетом и чтением карты (района, по которому проходит лыжня, или любого другого).

Домашние тренировки:
анализ последних соревнований и выявление причин ошибок;
специальные упражнения для устранения наиболее распространенных ошибок;
анализ прошлых трасс (с использованием штрафов по КП), аналогичных ожидаемым в ближайшем соревновании (по стилю постановщика трассы, по местности);
разминочные упражнения на прогнозирование и запоминание.

ВЫСТУПЛЕНИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕЗОНА

Все соревнования в зависимости от задач, которые спортсмен ставил перед собой в каждом из них, делятся на тренировочные, подводящие и основные. Соревнование последней категории в сезоне должно быть одно. Именно к нему спортсмен должен подвести наивысший пик своей формы в физическом, техническом и психологическом отношениях. Для ведущих спортсменов главным соревнованием в ближайшее время, видимо, останется чемпионат страны, а для спортсменов уровня кандидата в мастера спорта - первенство области, республики, чемпионат своего спортивного общества. Если участие в соревновании года спортсмену еще не гарантировано, к числу основных он должен отнести также 1-2 отборочных соревнования. Одновременно спортсмены намечают себе задачи в каждом соревновании, а также общие тактические планы их выполнения.

Задачи тренировочных соревнований определяются перед началом сезона на основе анализа результатов тренировки спортсмена в течение подготовительного периода и корректируются после контрольных соревнований в начале января.

Подводящие соревнования обычно рассматриваются как соревнования, шлифующие техническую подготовку к главному старту и создающие для него психологический фундамент. На них спортсмены стараются выступить лучше от старта к старту, чтобы приобрести уверенность в успехе на предстоящем главном старте. Некоторым спортсменам перед главным стартом требуется острое, возбуждающее воздействие (разозлить себя). С этой целью они в подводящих соревнованиях, в том числе и перед главным стартом (когда участие в нем не ставится под сомнение), выступают рискованно, проходя маркировку на недопустимо высокой скорости, и получают большой штраф. Подобной искусственной мерой они сбрасывают с себя груз лидерства (в глазах соперников и в своих собственных), что помогает им спокойнее, не на виду у всех готовиться к главному старту, чтобы затем неожиданно для соперников в нем "выстрелить".

Что же касается главного соревнования, то на нем у всех спортсменов (у каждого на своем соревновании года) задача примерно одинакова - показать наивысший возможный результат.

ПОДГОТОВКА К СТАРТУ И УЧАСТИЕ В СОРЕВНОВАНИИ

Тактический план выступления в каждом соревновании намечается в общих чертах еще перед началом сезона и определяет главным образом средства и состав технических тренировок в соревновательном периоде. Однако конкретный план выступления в данном соревновании спортсмен разрабатывает накануне его. Основаниями для разработки тактического плана являются: готовность спортсмена, подробная информация о предстоящем соревновании, стартовый номер свой и соперников, прогноз погоды. Наиболее важна информация о предстоящем соревновании, письменная и устная (оглашенная службой дистанции), которая должна быть изучена во всех мелочах. Спортсмен еще с вечера должен продумать способ прокола КП на трассе (своей булавкой или компостером на дистанции), место прокола последнего КП, качество лыжни (в том числе характер спусков), особенности ориентиров на местности (видимость дорог, троп или отражение на карте труднопроходимости), профиль трассы (суммарный набор высоты) - все, что к этому времени будет известно о карте, местности и трассе.

Утром после приезда в район соревнований, когда спортсмен получит дополнительную информацию о лыжне, погоде и местности, может потребоваться уточнение тактического плана. Для стартующих в числе последних, иногда и в середине дополнительную информацию могут дать сообщения по радио на месте старта о времени прохождения участниками какого-то КП (особенно, когда одновременно сообщается и расстояние до него). Еще больше информации о трассе можно почерпнуть из сообщений о количестве штрафных кругов на первом или втором этапах эстафеты.

Последняя корректировка тактического плана производится уже в ходе соревнований, на трассе, когда выяснится, что характер ее по сложности постановки КП, местности, качеству лыжни или другим факторам отличается от представлений, которые были у спортсмена перед стартом.

Вместе с разработкой тактического плана вечером накануне старта осуществляются проверка и подготовка снаряжения. Проверяется все - от булавки и карандаша для работы с картой до лямок на лыжных палках. Особенно тщательно должен быть проверен планшет - образующая его скелет проволока, лямки, крепежная гайка. С вечера должны быть подготовлены и лыжи: подтянуты шурупы на креплениях, снята старая смазка.

Психологическая подготовка как элемент общей и специальной тренировки осуществляется постоянно, однако наиболее тщательной и продуманной она должна быть перед соревнованиями, особенно перед соревнованием года. В этом случае психологическая подготовка должна носить характер направленной настройки на старт. В такой настройке следует участвовать и руководству команды, и тренеру, но главное заинтересованное лицо здесь и наиболее могущественное - сам спортсмен. В литературе по спортивной психологии существует много рекомендаций по самонастройке, по аутогенному воздействию на свою психику перед соревнованием. Обычно они сводятся к выработке некоторых словесных формул, мысленно повторяемых спортсменом перед стартом с целью внушить самому себе, что он спокойный и сильный, имеет холодный и трезвый ум, хорошо подготовлен, не боится ни соперников, ни трассы и непременно покажет высокий результат. Состоящие из подобных мыслей, но все же индивидуальные, такие формулы создают ощущение уверенности и с успехом применяются для самонастройки перед стартом спортсменами, освоившими методику аутогенной тренировки.

Некоторым спортсменам, не очень уверенным в своих силах, можно рекомендовать перед стартом пытаться внушить себе, что главное в предстоящем соревновании не спортивный результат и не победа над соперниками, а творческое удовлетворение от прохождения трассы, от решения возникающих на ней задач. Спортсмен должен вспомнить, как все хорошо получалось у него на тренировках, когда он не дергался суетливо, а проходил трассу ровно и сосредоточенно. Надо сосредоточиться и сейчас, пройти всю трассу внимательно, и тогда получишь от выступления, от победы над собой настоящее наслаждение, творческое и эстетическое.

Такая настройка перед стартом позволяет значительно спокойнее относиться к соперникам при контакте с ними на трассе и уделять все внимание вдумчивой работе с картой и местностью. Настройка эта может оказаться особенно подходящей для ориентировщиц, которые в среднем менее агрессивны на трассе, чем спортсмены-мужчины, и острее чувствуют удовольствие от четких своих действий на дистанции и от того, что все получается, однако и легче заводятся под влиянием действий соперниц и собственных действительных или мнимых ошибок.

Последний важный элемент подготовки к соревнованию - разминка непосредственно перед стартом, техническая (умственная) и физическая. Обе эти составляющие должны чередоваться и сочетаться в общем процессе разминки и вместе оказывать благоприятное воздействие на подготовку к старту нервной системы спортсмена.

Разминка должна начинаться с выполнения за 1-2 часа до старта упражнений с картой, по возможности наиболее похожей на карту предстоящих соревнований. Упражнения эти можно проделывать еще в автобусе или в электричке - по дороге на старт. Затем их следует повторить непосредственно в центре соревнований, когда будет уточнено представление о местности, по которой проходит трасса. Упражнения обычные, их спортсмен регулярно проводит на всех стадиях своей подготовки (прогнозирование трассы и точек КП, запоминание кусочка карты пройденной местности). На карте следует нанести небольшую трассу с типичными для подобной местности (и в стиле постановщика предстоящей трассы) КП. С этой картой спортсмен в процессе лыжной разминки на кругу работает, как на соревновании: прогнозирует трассу, устанавливает планшет по стрелке компаса после поворотов разминочной лыжни, делает отметки карандашом. Заодно осуществляется дополнительная проверка всех мелочей снаряжения. Если на разминочный круг нет тренировочной карты, полезно после первого прохождения круга нарисовать на чистом листе бумаги в масштабе карты предстоящих соревнований его конфигурацию, при втором прохождении проверить свою зарисовку. Это следует делать и тогда, когда есть тренировочная карта, - до прохождения с нею разминочного круга.

Лыжная разминка в ориентировании не должна заметно отличаться от принятой для лыжников-гонщиков (см. сб.: "Лыжный спорт", вып. 2. М., ФиС, 1976). Общие правила: чем короче дистанция, тем интенсивнее и короче разминка; при более низкой температуре разминка продолжительнее. Для некоторого среднего случая (дистанция 15 км, температура воздуха -10-15°) рекомендации следующие: общее время разминки 20-25 мин.; первые 2-2,5 мин. в слабом темпе (ЧСС=130 уд/мин), вторые 1,5-2 мин.-в среднем (ЧСС=160 уд/мин); затем темп снижается (до ЧСС= 120 уд/мин) и после 1,5-2 мин. следует ускорение 50-55 сек. (ЧСС==180 уд/мин). Этот разминочный цикл повторяется, после чего 6-8 мин. посвящаются общеразвивающим упражнениям. Вся разминка заканчивается за 2,5-3 мин. до старта.

ПОВЕДЕНИЕ СПОРТСМЕНА В СОРЕВНОВАНИЯХ

У каждого спортсмена с годами вырабатывается собственный стиль поведения в соревнованиях. Однако есть 4-5 общих правил, своего рода заповедей, которые целесообразно выполнять всем.

Заповедь первая - начало трассы следует проходить спокойно, чтобы сбить предстартовое волнение, подобрать нужный ритм передвижения на лыжах разными ходами, соответствующий состоянию лыжни и скольжению, а главное - включиться в привычную для себя манеру работы с картой. На начальном отрезке трассы необходимо получить как можно более полное представление об особенности отражения на карте отдельных ориентиров или свойств местности (труднопроходимых и болотистых ее участков), о видимости троп, дорог и просек, о точности карты. Наконец, надо несколько чаще, чем требуется, пытаться прогнозировать ориентиры, показанные на карте, запоминать форму и последовательность их на местности, продолжая таким образом предстартовую разминку. Концом начала трассы можно считать либо первый КП, либо вывод ее на большой по площади участок местности, заведомо не содержащий контрольного пункта (поле без мелкого рельефа и другой мелочи на нем, пустой лес между просеками).

Заповедь вторая - при подходе к очередному КП, уже в видимости знака, прежде чем выходить на сам контрольный пункт, следует найти на карте и наметить рабочим карандашом точку или ограниченную область именно этого К.П. Указанную операцию надо проделать, чтобы на очередном КП, при поиске на карте предыдущего контрольного пункта и его отметке (проколе), не потерять на карте точку данного КП, от которой затем, как от печки, танцевать дальше, уходя с КП. Совсем эта точка, конечно, не потеряется, по, упустив ее из виду при проколе и отметке предыдущего КП, можно затратить много времени на ее поиск на карте и доставить себе лишние волнения.

Заповедь третья - подходя к очередному КП, непосредственно на нем и при уходе с него следует осмотреться и постараться запечатлеть в памяти окрестность КП в целом, а также наиболее яркие ее детали.

Заповедь четвертая - каким бы очевидным ни было местоположение очередного КП, оно требует проверки при уходе с него. Задача состоит в том, чтобы закончить проверку как можно раньше (но не в ущерб ее надежности), для чего уходить с КП надо, как со старта соревнований, - чуть спокойнее и осмотрительнее. При этом для надежности следует найти на местности два-три аргумента (подтверждающих КП задней привязки) в пользу намеченной ранее точки или для ее уточнения. Когда проверка закончена, необходимо отметить на карте эту окончательную точку (пожирнее, чтобы выделялась) и забыть о ней до того момента, когда придется делать ее прокол. Все мысли теперь должны быть обращены только в сторону очередного КП. Иногда спортсмена, наметившего на карте какой-то КП, одолевают сомнения в правильности принятого решения. Сомнения эти обычно к добру не приводят, ибо мешают ориентированию на трассе да, кроме того, толкают порой на необоснованное изменение уже установившегося представления о местоположении КП, т.е., ведут к штрафу. И вообще такие выстраданные поправки значительно чаще заканчиваются увеличением штрафа, чем его уменьшением.

Заповедь пятая - спортсмену на трассе полезно помнить, что, когда соперник выходит вперед на лыжне, это вовсе не значит, что он уже выигрывает. Еще неизвестно, сколько минут штрафа (или штрафных кругов) он везет на финиш и сколько прихватит еще.

Поведение спортсмена на маркированной трассе не исчерпывается выполнением перечисленных заповедей. Есть много другие может быть, менее существенных, но полезных правил, которым надо следовать, и вообще всяких маленьких хитростей, набор которых индивидуален у каждого спортсмена. Приведем несколько таких хитростей, относящихся только к взаимоотношению с соперниками на трассе, в том числе к сотрудничеству с ними. (Разумеется, речь идет о сотрудничестве в рамках Правил соревнований, которое ничего общего не имеет с откровенным и неэтичным сотрудничеством, наблюдающимся иногда на летних трассах заданного направления, когда спортсмены на отрезках между контрольными пунктами вместе бегут и ищут знаки КП. На маркировке сотрудничество носит односторонний характер и состоит в извлечении дозволенными способами пользы из контакта на трассе с другими спортсменами.)

Прежде всего о психологическом воздействии на соперников. Чтобы не очень отвлекаться на трассе, его следует применять только в отношении спортсменов, которые считаются серьезными конкурентами или становятся такими в ходе соревнования. Воздействовать на них эффективнее всего своими уверенными и быстрыми действиями: на КП - путем демонстративно решительного прокола, отметки КП и быстрого ухода с него; на трассе при обгоне соперника - уверенным выходом вперед и резким увеличением отрыва. Перед обгоном соперника надо внимательно изучить карту местности на достаточную глубину вперед, в направлении трассы, совершить рывок там, где для соперника, если он не подготовился к предстоящему участку местности, это окажется особенно неприятным.

О сотрудничестве. Оно осуществляется путем следования за соперником по лыжне на некотором удалении. Таким лидером может быть не только один из явных конкурентов, с которым спортсмен по воле жеребьевки вошел в контакт, но и любой соперник, движущийся по трассе примерно с той же скоростью, которого спортсмен достает (или, напротив, старается не отстать от него). Смысл подобного следования состоит в том, что соперник, идущий впереди, своими отдельными, едва уловимыми действиями и даже движениями как бы проявляет трассу на определенное расстояние вперед (как раз на величину интервала между спортсменами). Прежде всего тем, что своей фигурой, словно вешкой, обозначает дальнейшее общее направление трассы, а также мелкие повороты ее, которые в ряде случаев красноречиво говорят о встречаемых на пути ориентирах. Например, при резком изменении направления движения идущего впереди и сохранении затем этого нового направления логично предположить, что соперник (а значит, и трасса) вышел на ожидаемый линейный ориентир (дорогу, просеку и т. п.). Резкий зафиксированный поворот головы соперника в сторону без снижения скорости (а если он не очень техничен, то и остановка с поворотами головы влево-вправо) намекает на то, что он только что пересек дорогу или просеку и отметил этот факт внимательным взглядом. Замедление движения, осмотр карты и сличение ее с местностью означают в большинстве случаев, что в поле видимости соперника появились заметные издали ориентиры, а может быть, и знак КП. Последнее наблюдение может оказаться очень важным, ибо создает "запас местности" для сбора дополнительной информации о местоположении КП.

Расстояние до соперника, которое создает указанный запас, должно быть 20-80 м, в зависимости от видимости на местности. При большем расстоянии в результате резкого изменения характера местности (например, появление густого подлеска) соперника можно потерять из виду; тогда придется делать незапланированное ускорение, чтобы подтянуться к нему. Небольшой интервал тоже не имеет смысла, ибо мало увеличивает глубину проявления местности (хотя и облегчает это проявление); кроме того, обнаруживший преследование соперник может резко сбавить скорость и уступить лыжню - тогда преследующий сам превратится в преследуемого. Кстати, движение за соперником (настолько близко, чтобы он все время ощущал тебя, но на достаточном расстоянии, чтобы не давать ему повода уступить лыжню и тем самым отвязаться от назойливого преследования) само по себе является полезным приемом в психологической борьбе на трассе. Далеко не каждому даже опытному спортсмену, оказавшемуся на трассе в роли преследуемого, удается сохранять хладнокровие и целиком заниматься самым важным-ориентированием.

Об эстафете на маркированной трассе, тактика которой имеет свои особенности. Эстафетные трассы (этапы эстафеты) обычно более скоростные, чем классическая маркировка. И не только потому, что короче, но в основном потому, что местность, выбираемая для эстафеты, не так насыщена ориентирами; поэтому и карта ее легче читается на ходу и позволяет разгоняться. Однако более простая местность не означает, что в эстафетах в среднем допускается меньше технического брака и все решает лыжная подготовка. Именно здесь бывают самые большие неприятности: из-за повышенной скорости, из-за болельщиков, наблюдающих за отработкой штрафных кругов, и общей атмосферы азарта, которая на них царит. Мы остановимся не на психологической стороне эстафеты, а на ее технической специфике, связанной с оценкой ошибок и наказания за них.

Рис. 19

В эстафетах на маркировке существуют разные системы начисления штрафных кругов за ошибку в определении местоположения, КП. Все они отличаются друг от друга только величиной допустимых (или соответствующим образом штрафуемых) отклонений проколов от истинной точки КП, а также величиной и дробностью наказания. Поэтому рассмотрим одну из них.

В соответствии с этой системой за отклонение от истинной точки более 3 мм участник получает один штрафной круг, более 6 мм - два круга, более 9 мм - три. Таким образом, существует льгота (ненаказуемое отклонение) в 3 мм, которой иногда можно воспользоваться, чтобы избежать штрафа в случаях, когда спортсмен не смог надежно установить, на каком из двух (или нескольких) похожих ориентиров стоит КП. Например, в случае, когда подозреваемые точки КП находятся друг от друга на расстоянии, не превышающем две льготы, т. е. 6 мм. Заметив это, спортсмен может спокойно делать прокол посередине между такими точками. Проиллюстрируем нашу рекомендацию рис. 19, где схематично изображены только два важных для нас ориентира, а также мишень этой системы штрафа (она наносится на обороте карты). На рисунке все сильно увеличено, но мы помним, что радиус внутренней окружности мишени - 3 мм.

Итак, спортсмен стоит на пункте оценки перед выбором - в какой из двух ямок, I или I', находится КП? Он ушел далеко от злополучных ямок и всю информацию, полезную для ответа, уже проскочил. Где же делать прокол? Если проколоть на карте не ту ямку, получишь штрафной круг. Можно угадать, проколов любую из двух ямок, но можно и промахнуться. В среднем (по теории вероятностей) спортсмен получает полкруга, т. е. круг на два таких КП. А может не получить ни одного круга штрафа на десять КП, если весь выбор на них будет происходить между точками, удаленными друг от друга на карте не более 6 мм. Для этого прокол делается посредине между точками, подозреваемыми на КП, в общей зоне, вырезанной в карте внутренними окружностями (на рис. 19 она заштрихована). Прием этот можно использовать и для того, чтобы получить гарантированный круг (или даже два круга) вместо возможных двух или трех: когда, например, на последнем этапе и на последнем пункте оценки спортсмен знает, что есть отрыв от преследователей, достаточный для отработки одного или двух штрафных кругов. И лучше уж получить их, чем рисковать схватить все три круга.

Об измерении расстояния на маркировке. Необходимость в нем существует постоянно - при сличении карты с местностью, при проверке отдельных точек, в особенности точек КП, по задним привязкам. Возможны разные способы контроля расстояния: по часам с хорошо заметной секундной стрелкой, счетом толчков палками при движении попеременным ходом. Однако оба эти способа неэффективны, ибо не исключают ошибок и в то же время отвлекают внимание спортсмена. Для лыжного ориентирования пригоден лишь самый простой способ измерения расстояния - глазомерный. Точность его зависит от специальных глазомерных тренировок, которые надо проводить регулярно и круглогодично.

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАНИЙ

Он состоит в осмыслении спортсменом и описании в своем спортивном дневнике причин успехов и неудач в каждом соревновании. И не только своих, но и других спортсменов, выступавших на данной, а также на параллельной трассе этих же соревнований (женской или мужской). Этот более общий анализ штрафов по КП всех стартовавших на данной трассе или соревнования в целом, а также группы соревнований и трасс, поставленных разными начальниками дистанций, позволяет спортсмену выявлять универсальные закономерности технических результатов на маркировке вообще. Такой анализ целесообразнее проводить в конце сезона, когда впечатления о всех соревнованиях устоятся и поблекнут первые, порой субъективные оценки трасс. И когда будут готовы полные отчеты о каждом крупном соревновании (к сожалению, не всегда содержащие информацию о штрафах всех участников по КП). На основе общего анализа по сезону в целом спортсмен должен сделать выводы о слабых и сильных сторонах своей подготовки, о тенденциях в развитии маркировки - по крайней мере в том районе, где он чаще всего выступает и отчеты о соревнованиях в котором более доступны для него после окончания сезона. И отразить эти выводы при планировании своей технической подготовки на очередной годовой цикл.

В то же время полезно проводить текущий анализ результатов соревнований и своего выступления в них сразу после соревнований (вечером) или в течение ближайших нескольких дней (во всяком случае до следующего старта). Для этого надо собрать информацию не только о своих штрафах по КП (на хорошо организованных соревнованиях такая информация обычно содержится в отрывных талончиках-карточках предварительных результатов), но и о штрафах призеров или даже первой десятки. Важно также, имея эти штрафы по КП, тщательно проанализировать и карту соревнований с нанесенной на ней трассой - хотя бы с помощью контрольной карты, которая вывешивается вблизи финиша сразу после старта последнего участника.

После такого анализа по свежим следам все допущенные в соревнованиях ошибки надо зафиксировать в спортивном дневнике. Описание ошибок может носить произвольную форму и включать схематические зарисовки кусочков карты в окрестностях КП, где ошибки были допущены, с пояснением на них причин ошибок. Кроме того, целесообразно вносить в дневник зарисовки и других КП, на которых спортсмену удалось избежать ошибок, но постановка которых представляет интерес. Например, когда начальник дистанции нашел на карте и изящно обыграл какую-нибудь "параллельную ситуацию" или когда при постановке трассы применялись новые приемы.

Наряду с зарисовками фрагментов дистанции и описаниями ошибок каждого соревнования полезно составить спортивно-технический паспорт трассы для индивидуальной маркировки и для эстафеты (см. табл. 11 и 12) (Обе эти формы заполнены автором по итогам его выступлений на лично-командной маркировке и в эстафете в 1978 г. Все внесенные в них записи понятны без комментариев, отметим лишь, что сложность трассы в табл. 11 определена в соответствии с классификацией трасс, приведенной в табл. 8). Подобные таблицы, подготовленные перед началом сезона и систематически заполняемые после каждого соревнования, своей наглядной и представительной информацией об условиях соревнований и наиболее важных для спортсмена результатах помогают ему следить за развитием своей спортивной формы и вовремя обращать внимание на факторы, существенные для тренировок и выступлений в соревнованиях.

Таблица 11

Порядковый номер соревнования в сезоне 11
Название соревнования, место Чемпионат ДСО "Буревестник", Тамбов
1 Дата 18/11 78 г.
2 Тип местности (ТМ) VIII, I
3 Погода, лыжня - 6°, солнце; твердая (ледяная)
4 Длина трассы, км 17
5 Количество КП, N 14
6 Лучшее ходовое время 1:05.25
7 Минимальный штраф 0
8 Результат победителя (штраф) Прокофьев Б. 1:05.25 (0)
9 Свой результат (штраф, S') 1:17.35 (3)
10 Средний штраф первой десятки, S 1,7

1 Дата 26/II.78 г.
2 Тип местности (ТМ) V, VI, VIII
3 Погода, лыжня -8°, пасмурно, ветер-мягкая
4 Длина этапа, км (номер) 8,7 (3)
5 Количество КП 6
6 Система оценки № 3
7 Лучший результат на этапе (штрафные круги) 39.05 (0)
8 Свой результат на атапе (штрафные круги) 43.27 (0)
9 Место на старте (на финише) 9 (8)
10 Итоговое место команды 8
11 Сложность трассы (субъективное мнение) Средняя

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКИРОВАННОЙ ТРАССЫ

Немного об истории маркированной трассы. Первые всесоюзные соревнования на ней состоялись 12 октября 1963 г. в Ужгороде и разыгрывались в летнем (пешем) варианте. Постепенно распространяясь по стране, маркировка появилась в Москве, Горьком, других крупных городах, стала проводиться и на лыжах. Первые зимние всесоюзные соревнования (матч 16 городов СССР) состоялись в феврале 1965 г. в Свердловске. Тогда же была проведена и первая эстафета, несколько странная по организации. Четыре спортсмена одной команды, сменяя друг друга, проходили по этапу эстафеты, при этом каждый этап был обычной (но только вдвое короче) лыжной маркировкой первого дня - с начислением штрафа за ошибки и без штрафных кругов. Результат команды определялся по сумме ходового времени и штрафа всех ее членов. Таким образом, хотя старт на первом этапе был общий, это вовсе не означало, что команда, которая финиширует первой, займет и первое место. На вторых всесоюзных соревнованиях (матч 18 городов СССР), состоявшихся в 1966 г. в Ленинграде, эстафета была уже современной - со штрафными кругами. Придумали ее ленинградцы (автор идеи - Л. Лебедкин).

В последующие 14 лет системы оценки технической составляющей на маркировке и наказания за ошибки в принципиальной своей основе не менялись. При этом наиболее консервативной оказалась цена ошибки (1 мин. за 1 мм), которая стойко защищала техническую сторону маркировки в противоборстве ее с физической стороной и позиции которой вплоть до 1980 г. не могли поколебать ни значительное повышение физической (лыжной) подготовки ориентировщиков, ни развитие теории постановки маркированных трасс. Больше того, выглядевшая уже 7-10 лет назад слишком высокой, эта цена, не изменившись по форме, резко подскочила по существу, когда в начале 70-х годов произошел переход на карты масштаба 1:20000 и 1:15000 (в последнем случае за ту же самую ошибку спортсмену пришлось платить чуть ли не вдвое больше). Такой перекос в сторону техники не мог удовлетворить спортсменов, уделявших много внимания физической тренировке, но не использовавших свой лыжный потенциал на соревнованиях из-за опасения слишком сурового наказания за ошибки. Кроме того, не ограниченное по величине наказание за одну небольшую ошибку дискредитировало на маркировке сам принцип объективности подведения результатов, обязательный для всех видов спорта.

Стала выглядеть архаичной и вся судейская процедура по определению результатов, узким местом которой было измерение штрафов (обсчет карт). Секретариат крупных соревнований более чем наполовину состоял из счетчиков, которые с линейками в руках кропотливо измеряли на картах участников миллиметры, отделявшие точки КП от соответствующих проколов. И хотя у некоторых участников уже с половины КП набиралось по 100 мм (этого было более чем достаточно, чтобы уже не претендовать на высокое место), счетчики продолжали, как того требовали Правила, тщательно измерять остальные ошибки. Нередко ошибки появлялись у самих счетчиков - когда центр прокола почти совпадал с границей миллиметрового деления на линейке и возникала проблема "черта - не черта". В общем, стало очевидным, что маркировка, по крайней мере ее судейская сторона, нуждается в серьезном усовершенствовании. Появились предложения, направленные на то, чтобы сделать маркировку более быстрой, но при этом оставить ее высокотехничным видом спорта.

Первое предложение, возникшее еще лет 10 назад стихийно и независимо в различных центрах ориентирования (в частности, оно довольно обоснованно высказывалось одним из ведущих спортсменов страны Ю. Барановым из Казани), подверглось в 1976-1979 гг. последовательному обоснованию автором данной книги совместно с А. Мальцевым. Состоит оно в ограничении максимального штрафа на каждом КП некоторым разумным (небольшим) пределом и снижением цены ошибки.

Как видим, ничего неслыханно нового здесь нет. Все это делается и в биатлоне (ограничение штрафа за промах 2 мин.) и на эстафетной маркировке. Новое тут - перенос принципов ограничения и удешевления штрафа на индивидуальную маркировку. Самое важное при таком переносе - установить целесообразный предел штрафа на КП и его цену. Рассматривались разные цены и пределы. Например, естественная (в связи с переходом к масштабу 1:15000) цена в 30 сек. за 1 мм, а также 15 и 20 сек. Однако все же было признано целесообразным оставить круглую минуту - для облегчения работы судейской коллегии, удобства подсчетов результатов, Расстояние между ступеньками штрафа пришлось растянуть до 2 мм. Пределов штрафа тоже рассматривалось несколько - 10, 5 и 3 мин. Последний оказался наиболее созвучным современному соотношению физической и технической подготовки спортсменов, задающих тон маркировке.

Таковы основные параметры, которые увязаны между собой в следующее правило определения штрафа на каждом КП: прокол удален не более 2 мм от истинной точки КП - штрафа нет; прокол в интервале от 2 до 4 мм - 1 мин. штрафа, в интервале от 4 до 6 мм - 2 мин., более 6 мм - 3 мин. Для определения штрафа используется трафарет в виде прозрачной пластины с нанесенными на ее нижнюю поверхность (черными тонкими линиями) тремя концентрическими окружностями с радиусом 2, 4 и 6 мм. Общий центр этих окружностей на трафарете совмещается на карте спортсмена с истинной точкой КП, и затем визуально (на стекле с подсветом) устанавливается положение центра прокола КП относительно трех окружностей и определяется штраф.

Для обработки насыщенных ориентирами карт и вообще для того, чтобы легче было находить на карте проколы, на прозрачную измерительную пластину на соответствующем расстоянии от ее нижней плоскости прикрепляется лупа 2-4-кратного увеличения. Проблема "черта - не черта" остается и при таком способе определения штрафа, но возникает гораздо реже: во-первых, потому, что существенная часть ошибок (больше 6 мм) вообще не измеряется, а во-вторых, потому, что остальные ошибки находятся в более широких (2-миллиметровых) коридорах. Облегчает решение этой проблемы и лупа на трафарете.

Описанная система определения штрафов (назовем ее "три кольца") проверялась на зимнем чемпионате ДСО "Буревестник" 1979 г. в Томске. На местности, насыщенной ориентирами и слабопересеченной (мелкосопочный рельеф с обилием болот, дорожек и просек), были поставлены две трассы: мужская - 16,5 км с 15 КП и женская - 10 км с 10 КП. На каждой трассе стартовали три группы, по 20 человек в каждой, - I, II и III (мастера спорта и кандидаты в мастера - тех и других практически поровну). Спортсмены группы I, стартовавшие первыми, проходили трассу, как лыжную гонку, без карты, но с планшетами и отметкой на КП на специальных контрольных карточках. Спортсмены группы II шли с картой по системе "три кольца", группы III-по системе без ограничения штрафа и с его традиционной ценой- 1 мин. за 1 мм.

Анализ результатов соревнований показал, что и на мужской, и на женской трассах среднее ходовое время десятки сильнейших в группе II на 3 мин. меньше, чем в группе III. Таким образом, повышение скорости очевидно. Специальным хронометрированием было установлено, что выигрыш ходового времени происходит на КП - за счет менее продолжительной остановки спортсменов, т. е. система "три кольца" повышает динамичность маркировки. Не исключено, что, выступая впервые по этой системе, спортсмены еще не успели перестроиться с привычного стиля работы на трассе; освоив же его, они пойдут быстрее и между КП.

Может возникнуть вопрос: "А что же стало со штрафом?" Он несколько сократился (на женской трассе даже значительно), но остался достаточно большим (Показатели сложности а в среднем по мужской и женской трассам таковы: в группе II (система "три кольца") - 0,49, в группе III ("нормальная") - 0,73). Заметно повысилась объективность определения результата - с помощью срезки внешним из трех "колец" крупных случайных промахов. Так, стартовавший в группе. II опытный московский ориентировщик А. Кобзарев, разогнавшись на трассе, на одном КП схватил 28 мм (сверх двух льготных). При обычной системе определения штрафа он и получил бы свои 28 мин., а "три кольца" прибавили к его результату лишь 3 мин.

Второе предложение относится к усовершенствованию начисления штрафов за ошибки ориентирования на маркировке. Однако основано оно на принципиально ином способе определения ошибок - без прокола карты спортсменом, без каких-либо измерений, а с помощью прямоугольной координатной сетки, нанесенной или наклеенной на специальную контрольную карту. Используя сетку, спортсмен определяет и затем пишет на карточке или в табличке на карте две координаты предполагаемой точки КП. Судья или сам спортсмен проверяет эти координаты, устанавливая лишь одно - правильно ли они написаны (попал - не попал). За неправильные координаты дается штраф.

Эта идея, предложенная в Горьком, постоянно совершенствуется на экспериментальных соревнованиях известным спортсменом и судьей-дистанционником А. Домбровским.

В предложении немало привлекательного. Во-первых, оно позволяет юридически строго проверить правильность определения спортсменом положения КП, а во-вторых, позволяет возложить всю эту работу на спортсмена - с помощью демонстрационных щитов с истинными координатами, размещенными на некотором расстоянии за КП. Последнее обстоятельство имеет ряд продолжений, например, дает возможность наказать спортсмена за ошибки те же, на трассе, соответствующим количеством штрафных кругов. Тогда время, потраченное спортсменом на всю дистанцию, будет обобщать обе составляющие ориентирования - техническую и лыжную. И результаты станут известными сразу же после финиша. Кроме того, здесь исключаются всякие судейские ошибки (неправильно переписал координаты, значит, виноват сам).

Вместе с тем это предложение (назовем его "прямоугольной системой") не лишено и недостатков. Главный из них - ограничение свободы постановщика трассы в выборе точек, пригодных для КП, что связано с необходимостью ставить КП в точках, которые попадают в середину (или близко к ней) квадратиков координатной сетки. В противном случае могут возникать парадоксальные ситуации, когда за одну небольшую (по расстоянию на карте и на местности) ошибку начисляется штраф, а за другую, превышающую ее, например, вдвое, - не начисляется (рис. 20).

Допустим, КП находится в ямке 2, имеющей на контрольной карте координаты КГ. Если спортсмен не разглядел на местности ее форму или по какой-либо другой причине не знает точно, где находится КП, то, решив, что КП в ямке 1 (координаты ИВ) или в ямке 3 (координаты KB), он получает штраф, а за расположенную значительно дальше (ошибка, значит, больше) ямку 4 штрафа не получает, так как она имеет те же координаты, что и правильная ямка 2.

Рис. 20

Постановка КП в середину квадратиков связана с необходимостью подбора таких схожих ориентиров, расстояние между которыми почти равно расстоянию между центрами квадратиков с близкими координатами (слишком далеко спортсмены себя не уводят). Как легко понять, это не всегда осуществимо. В результате на карте появляются мертвые объекты - такие, которые для КП не годятся. И вообще вся карта под координатной сеткой как бы покрывается белыми пятнами, потому что на ориентиры, находящиеся по краям и углам квадратиков, спортсмены уже внимания не обращают, а выбирают, когда требуется определять местоположение КП, только из центровых точек.

Второй крупный недостаток "прямоугольной системы" состоит в том, что в соревнования по ориентированию на высокой скорости вносится дополнительный элемент - считывание самим спортсменом шифров КП по координатной сетке, - не имеющий никакого отношения ни к физической подготовке спортсмена, ни к его умению ориентироваться.

Наконец, третий недостаток - нет дифференцированности наказания в зависимости от величины ошибки, т. е. штраф либо не назначается (координаты КП определены и записаны безошибочно), либо назначается (запись координат неправильная). Такая категоричность прочиворечит общему педагогическому принципу, в соответствии с которым оценивается не только какое-либо знание или умение испытуемого, но и степень того или другого. Могут возразить, сославшись на биатлон - эстафету или спринтерскую гонку на 10 км, где в стрельбе по тарелкам (а не по мишени) также используется принцип "попал - не попал". Однако там дифференцированность штрафа обеспечивается сравнительно большим количеством тарелок на рубежах (и патронов на их поражение), а также тем, что наказание за промах невелико - штрафной круг всего 150 м, который штрафники обычно пробегают за 30 сек. Если идти на маркировке с "прямоугольной системой" по этому пути, то штраф надо сделать небольшим, например, 1 мин., а число КП, наоборот, увеличить: примерно 20 на 10 км. Надо ли говорить, что это, не делая маркировку интересней, приведет к неоправданному росту организационных трудностей.

И все же "прямоугольная система"-интересная идея, которую следует совершенствовать. Возможно, что, она, хорошо обеспеченная техническими устройствами и приспособлениями, окажется удобной для массовых соревнований, когда важен быстрый подсчет большого количества результатов, в том числе и технических, по определению местоположения КП (а здесь, как мы видели, участники соревнований становятся помощниками организаторов и сами себя судят), и когда существенные для квалифицированных спортсменов тонкости, о которых мы говорили выше, не имеют большого значения.

Но "прямоугольная система" может принести немало пользы и для маркировки на высшем ее уровне. Например, она уже провозгласила до того робко обсуждавшуюся ориентировщиками идею о проведении личных спринт-маркировок - по типу эстафет на маркированных трассах или спринта в биатлоне, когда весь штраф за ошибки отрабатывается на дистанции и на финиш спортсмены приходят чистенькими (см. статью на эту тему Д. Никифорова. "Турист", 1979, № 12).

Плодотворной для маркировки может оказаться и идея о самосудействе участников соревнований. Кстати, ее нетрудно осуществить, и не используя эталонные координаты точки КП для проверки его определения с помощью координатной сетки. Все это подходит и для старого способа обозначения своего решения о местоположении КП на карте - проколом. В подобном случае эталонами могут служить вывешенные на пункте оценки (после 3-4 пройденных КП) сильно увеличенные (например, в 10 раз) схемы-копии карты, изображающие местность в окрестности уже наколотых КП с нанесенными на схемы кольцами (тремя - по системе "три кольца"). Спортсмен может сам проверить, на какое из колец он попал, и записать себе на карту полученные на данной оценке штрафные круги или минуты (заметим, кстати, что на это требуется меньше времени, чем на считывание координат). Штрафные круги спортсмен отработает в установленном месте трассы, что же касается минут, то судьям на финише остается лишь просуммировать их и прибавить к чистому времени спортсмена. И это будет предварительным результатом (как в случае со штрафными кругами, где предварительным будет время, потраченное спортсменом на всю дистанцию). Рабочая же карта спортсмена со всеми проколами как документ сдается на финише, и после проверки и уточнения того, что назначил себе спортсмен, объявляется окончательный результат.

Несколько слов о проверке и уточнении. С минутами здесь все ясно - простая арифметика, а вот с кругами посложнее. Можно, например, за каждый неотработанный круг (полагавшийся, но "нечаянно" не назначенный самому себе) приплюсовывать к общему времени кусочек его, примерно в полтора раза превышающий среднюю затрату времени на один штрафной круг. Например, если штрафной круг 300 м, то кусочек составит 2 мин. В следующий раз спортсмен не ошибется (в том числе и "нечаянно") ни на одном пункте оценки.

Почему бы все это не использовать уже в современных эстафетах? Кстати, увеличенные схемы-копии карты в окрестности КП с штрафными кольцами можно использовать и для наглядной демонстрации точек КП уже сейчас, на обычных маркировках, вывешивая их на финише вблизи щита информации, где прикрепляются контрольные карты с трассами. По порядку - от первого до последнего, мужские и женские.

Подведем итоги рассмотрения предложений по усовершенствованию маркировки.

Система ограниченно-сокращенного штрафа на одном КП вполне созрела для широкого внедрения в практику соревнований. Она, несомненно, увеличит объективность в определении результатов за счет резкого смягчения последствий больших случайных ошибок и повысит скорость прохождения трассы. В то же время система "три кольца" почти не ограничивает творчества постановщиков трасс. Единственное ограничение - прекращается рост штрафов от КП к КП на растянутых и расширяющихся "параллельных ситуациях". Однако именно это позволит почти избавить маркировку от недостатка, отмеченного на стр. 8 (см. рис. 3). Дополнительно к системе "три кольца" целесообразно узаконить и систему "два кольца" с такими параметрами: первый радиус - 2 мм (льгота), второй радиус - 5 мм (за прокол между этими кольцами штраф 1 мин., далее второго кольца - 2 мин.). Назначение системы "два кольца" в ближайшие годы - для соревнований на спринт-маркировках. В последующем система "два кольца", возможно, придет на смену системе "три кольца" и на обычной маркировке.

Что касается маркировки с использованием "прямоугольной системы" определения штрафов, то она должна рассматриваться как самостоятельный вид лыжного ориентирования, по-видимому, более подходящий для проведения массовых соревнований, особенно малочисленной судейской бригадой. От традиционной же системы определения штрафа на индивидуальной маркировке следует отказаться полностью, во всяком случае на официальных соревнованиях, оставив ее лишь для обучения начинающих и для тренировочных стартов.

Возникает ряд естественных вопросов. Как повлияют ограниченно-сокращенные системы штрафов, если они будут реализованы, на рекомендации, которые были высказаны в этой книге по поводу методов и приемов ориентирования на маркированной трассе? Как изменится содержание задач на маркировке? Что будет с показателями сложности трасс, приведенными выше для разных случаев?

Системы "три кольца", и особенно "два кольца", безусловно, повлияют на методы ориентирования и содержание задач. Несколько изменится соотношение в применении методов прогнозирования и восстановления в пользу последнего. Появится больше оснований для рискованного бега по трассе, опирающегося лишь на осмотр и запоминание местности, а также на "векторное ориентирование". Однако не потому, что увеличением скорости можно будет скомпенсировать потери по 2 мин. (и даже по 3 мин. - в системе "три кольца") на одном КП - при обычном среднем расстоянии между КП примерно 1 км. Быстрее можно будет бежать потому, что значительно чаще эффективным станет эстафетный прием, который был описан выше (см. рис. 20) - прокол между точками, "подозреваемыми" на КП. Если есть уверенность, что на каком-нибудь насыщенном, но ограниченном четкими ориентирами участке карты не увел себя от истинной точки КП более чем на 8 мм (при системе "три кольца") или 10 мм ("два кольца"), то можно и рискнуть, заплатив за это штрафной минутой (или двумя, если в насыщенном участке карты попадутся сдвоенные КП), в надежде выиграть больше от увеличения скорости. Однако здесь от спортсмена потребуется особая гибкость в тактическом мышлении на трассе - в умении почувствовать, когда можно рискнуть. Соответственно этим возможностям спортсменов должен измениться и подход постановщиков маркированных трасс к задачам, предлагаемым спортсменам. (Наверное, они что-нибудь противопоставят серединной тактике спортсменов, например, выбор районов с более удаленными друг от друга и затянутыми "параллельными ситуациями".)

Что же касается значений показателя сложности трасс а, то они, естественно, понизятся: для трасс различной сложности в среднем на 0,05-0,10 для системы "три кольца" и на 0,10-0,15 для системы "два кольца". В связи с этим в табл. 8 следует внести соответствующие поправки. Однако сделать это нужно лишь после накопления достаточной статистики - 20-30 соревнований класса мастеров в разных районах страны. Соотношение же между показателями сложности трассы на различных типах местности, в том числе и чистых (без сочетания на трассе с другими типами местности), должно сохраняться.

Об эстафетах в будущем и системах штрафа на них для назначения штрафных кругов. Мы поддерживаем предложение - из трех систем определения штрафа оставить одну, но для унификации судейских приспособлений и действий спортсмена на трассе эту единственную систему, видимо, целесообразно сделать по своим параметрам идентичной одной из описанных выше систем - "три кольца" или "два кольца".

Кстати, об унификации. Все чаще спортсмены, а особенно постановщики маркированных трасс, говорят о целесообразности определенного регламентирования маркировки, которое почти не ограничивало бы творчества начальников дистанций и позволило спортсменам проводить свою подготовку более целенаправленно. Что же нуждается в регламентировании? Прежде всего, видимо, насыщенность местности (а значит, и карты). На маркировке местность, безусловно, должна выбираться в среднем менее насыщенной ориентирами, чем для летних соревнований (во всяком случае, карта не должна требовать использования лупы), хотя отдельные достаточно насыщенные участки карт могут и даже должны на хороших трассах встречаться. Определенные ограничения должны быть наложены и на некоторые приемы постановки пунктов. В частности, нельзя допускать, чтобы на одной "параллельной ситуации" вешались гирлянды из 5-6 КП, что было бы слишком строгим наказанием за одну ошибку, по-существу - реставрацией неограниченной системы штрафа (если она все же будет "свергнута"). Необходимы и четкие требования, во всяком случае на соревнованиях мастеров, к качеству трассы - по плотности лыжни, ширине прочистки трассы, подготовленности поворотов и спусков.

В связи с последним направлением развития маркировки остановимся на одном предложении В. Алешина. Речь пойдет о специальном комплексе маркировок, а именно: о создании в одном районе, наиболее подходящем для постановки полноценных маркированных трасс (по пересеченности, насыщенности карты, наличию достаточного числа разнообразных параллелей), большого количества разнообразных лыжных петель, кругов. Из таких петель, соединенных перемычками, могут затем конструироваться различные по длине и сложности трассы маркировки. Создавать такой комплекс можно будет постепенно, год от году прибавляя к нему новые лыжные петли, а старые, уже прорубленные, с подготовленными спусками, лишь поддерживая в рабочем состоянии.

Идея вполне подходящая для массовых маркировок в крупном центре ориентирования, где такой комплекс в течение зимы можно использовать многократно (для разных групп спортсменов). При этом каждый раз сложность трассы можно подбирать для ожидаемой средней квалификации участников. Впрочем, такие "маркодромы" можно использовать регулярно и для соревнований спортсменов высших разрядов (2-3 раза в сезон для одних и тех же), надо только придерживать карту района, т. е. не раздавать ее участникам после первых соревнований.

Еще одно направление развития маркированных трасс касается оснащения их техническими средствами для облегчения и усовершенствования работы судей (секретариата), для повышения динамичности и зрелищности маркировки. К таким средствам относится, например, вывод на демонстрационный щит результата определения КП на пунктах оценки в эстафетах. Осуществляется он тем, что прокол КП на карте производится на специальном столике, где под картой в местах КП размещают электрически изолированные друг от друга кольца соответствующего размера. Игла с проводом замыкает ту или иную электрическую цепь, а дальше дело голой техники. Появились технические решения по автоматическому (электронному) подсчету штрафов при ограничении их некоторым пределом на каждом КП, а также разные конструкции компостера для системы "три кольца", в которых кольца отпечатываются на карте и сами служат для определения штрафа (т. е. отпадает необходимость в измерительных трафаретах).

В будущем неизбежны дальнейшее углубление специализации в ориентировании вообще и связанная с этим процессом организационная его перестройка. Направления такой специализации уже определились: разделение всех ориентировщиков на летних и зимних (возможно с отдельными разрядными требованиями), разделение последних на сторонников маркировки и заданного. Такая четкая специализация вызовет новые формы тренировок и соревнований в каждом из видов ориентирования.

Маркировка, например, обязательно выйдет из пределов снежной части года, как вышли из пределов зимы с появлением лыжероллеров лыжные гонки и биатлон. Подобно им маркировка кроме летних тренировочных средств, карт и трасс обзаведется и собственными крупными летними соревнованиями (скорее всего, в пешем варианте, а не на лыжероллерах - в техническом отношении так значительно легче имитировать настоящую лыжную маркировку). Более того, почему бы не появиться и летним многодневкам на маркированных трассах? В главном же, зимнем сезоне расширение организационных форм маркировки может пойти и по пути многоэтапных соревнований, когда каждый этап, каждое отдельное соревнование проводится на местности другого типа, а результаты определяются по сумме нескольких этапов. Для спортсменов среднего уровня это означает несколько стартов поблизости от их центра ориентирования, для ведущих спортсменов - в разных районах страны.

Наконец, последний вопрос - перспективы международного признания маркировки. Перспективы эти, на наш взгляд, довольно благоприятны. Некоторые из них связаны с организационными трудностями конкурента маркированной трассы - ориентирования на лыжных трассах заданного направления. Эти трудности, на которых мы остановились в первом разделе, уже не раз приводили в разных странах к фактическому срыву соревнований, в том числе и крупных. В последнее время за рубежом, и прежде всего в странах средней Европы (Швейцарии, Австрии, Чехословакии), в связи с рекомендацией ИОФ проводить все соревнования по ориентированию на умеренных высотах (до 1200 м над уровнем моря) возникла новая проблема - поиска района, покрытого снегом и достаточного по площади. В результате все чаще раздаются призывы специалистов обратить внимание на маркированную трассу.

Предположение о возможности распространения в скором будущем маркировки в странах с высоким уровнем развития ориентирования вообще, и в первую очередь в Скандинавских странах, основывается и на том, что маркировка в них как разновидность ориентирования уже известна. В Швеции, например, соревнования на маркировке бывают довольно редко и то лишь летом (пешком) и предназначаются для стимулирования работы спортсменов по развитию навыка чтения карты. Правила проведения таких маркировок несколько отличаются от наших - в частности, контрольный пункт должен быть нанесен на карту (тоже проколом) и отмечен цветным карандашом на том же самом КП, а не на следующем.

В Финляндии иногда устраиваются соревнования и на лыжных маркировках, однако, судя по результатам, трассы там в техническом отношении чрезвычайно просты и рассматриваются спортсменами в основном как средство для оживления тренировок на лыжах.

На основе всего этого можно сделать вывод, что в странах - законодательницах мод в спортивном ориентировании нет достаточного представления о настоящей маркировке. Когда же оно появится, можно будет надеяться, что маркированная трасса начнет свое шествие по снежным странам, а затем достигнет уровня международных соревнований, в том числе и мировых чемпионатов. Местности же, пригодной для хороших маркировок, достаточно в любой стране, где бывают снежные зимы и где развито ориентирование.

ЗАДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧ

В лыжном заданном противоборство спортсменов происходит в более явной форме, чем на маркировке. И хотя спортсмен не видит на трассе всех соперников и никто не подсказывает ему, даже на КП, как он бежит по сравнению с остальными, спортсмен это чувствует. По своей скорости, когда настигает некоторых соперников (или когда они догоняют его), по встрече с ними у КП или на Других узловых точках трассы, наконец по тому, как у него все получается при выборе путей между КП, при их реализации и выходе к самим пунктам. Но явное соперничество на трассе лыжного заданного - лишь фон соревнований, а главное, как и на маркировке, - решение задач, поставленных начальником трассы.

Задачи эти не столь разнообразны, как на маркировке, но, пожалуй, более концентрированны по времени, за которое их следует решать, и потому требуют значительных умственных и волевых усилий. Можно выделить две задачи, с которыми сталкиваются спортсмены на трассе зимнего заданного: выбор пути и его осуществление (контроль).

Выбор пути имеет две близкие разновидности. Первая - выбор пути по уходе с очередного КП. Он производится как ответственное единовременное решение, от которого зависит результат спортсмена на данном отрезке между КП, а так как отрезков на лыжных трaccax заданного немного (3-7 в соответствии с Правилами), то и на всей трассе. Вторая разновидность - текущий (скользящий по трассе) выбор пути, собственно говоря, уточнение выбранного ранее пути в процессе его реализации и поступления в "вычислительный центр" спортсмена новой информации. Однако такое уточнение обычно производится без учета уже пройденного отрезка, как бы заново - от точки, где спортсмен находится (или куда приближается) в данный момент, до точки очередного КП. Вторая разновидность задачи решается почти непрерывно по всей трассе, на каждом ее этапе и временно прекращается, лишь когда спортсмен приближается к очередному КП по единственно возможному пути. Естественно, чем ближе к очередному (искомому) КП, тем задача выбора пути проще, ибо вариантов решения ее все меньше. В этом смысле задача выбора пути на самом КП (отправном) только тем и отличается от текущих задач-уточнений, что она самая сложная по числу возможных вариантов решения.

Задача контроля выбранного и осуществляемого пути между КП состоит в последовательном отслеживании на местности важных ориентиров, чтобы убедиться в правильности движения, а также различных пересечений и ответвлений лыжни, на которых можно сбиться или, наоборот, откуда можно начать новый, уточненный вариант движения к очередному КП.

Сложность и особенности решения обеих задач, возникающих на лыжных трассах заданного направления, зависят от насыщенности местности тропами, дорогами, просеками, дополнительными показанными на карте лыжнями, а также от того, насколько эти тропы, дороги, просеки с лыжнями и дополнительные лыжни накатаны ко дню соревнований и заметны на местности. В свою очередь, накатанность троп, дорог, дополнительных лыжней зависит от погоды накануне соревнований (были ли сильные снегопады) и непосредственно в день старта, а также от затрат времени и труда на подготовку трассы.

В связи с этим обстоятельством, а также с возможностью появления даже на очень крупных соревнованиях нестандартных условий ориентирования и движения по трассе, в основном из-за погоды, рассмотрим несколько типовых (точнее, наиболее вероятных) ситуаций в день соревнования.

Ситуация 1. Местность и карта вполне подготовлены для соревнований высокого уровня. Все дороги, тропы и просеки, изображенные на карте без ограничительных знаков, накатаны машинным способом - на мотонартах типа "Буран" с резаком для лыжни. Непригодные для движения на лыжах тропы и дороги (заваленные лесом, заросшие или с другими препятствиями) перечеркнуты на карте через 5-7 мм крестами красного цвета. Дополнительные лыжни нанесены на карту зелеными линиями. На карте - на дорогах, тропах и дополнительных лыжнях - в местах с большим уклоном (на спусках и подъемах) стрелками-галочками показано основное направление движения. Снег глубокий, наста нет: двигаться по целине без лыжни бессмысленно.

Ситуация 2. Все, как и в первом случае, за исключением подготовки лыжней, которые накатывали постановщики трассы с имевшимися в их распоряжении помощниками (лыжниками, школьниками и др.). Естественно, лыжня по разным дорогам и тропам неодинакового качества и примерно соответствует классу линейных ориентиров. Дополнительные лыжни подготовлены на местности как лесные дороги.

Ситуация 3. Соревнования проводятся в районе массового катания вблизи большого города на следующий день после выходного. Снегопада не было. Данное обстоятельство означает, что на местности, на открытых местах и в редком лесу, возможно появились не отраженные на карте лыжни. Класс лыжней на местности примерно соответствует классу дорог, но в некоторых местах может и существенно отличаться: например, на широких дорогах и на просеках лыжни могут быть сильно раскатаны (до состояния волнообразной гармошки) и потому не очень удобны для движения. Нежелательная разновидность этой ситуации - соревнования проводятся в выходной день, когда на местности много катающихся.

Ситуация 4. Та же ситуация, что 2 или 3, но измененная сильным снегопадом в ночь перед соревнованиями. Снег продолжает идти и после их начала. Более или менее очевидно, что организаторам не удалось накатать большинство лыжней, показанных на карте, в лучшем случае они проехали на "Буране" (или прошли группой лыжников в 20-40 человек) по двум наиболее вероятным путям между КП, но вполне возможно, что и этого не успели.

Ситуация 5. Та же ситуация, что 1, 2 или 3, но непосредственно перед соревнованиями после затяжной оттепели ударили сильные морозы и образовался крепкий наст. Лыжни и накатанные автотранспортом дороги обледенели.

Возникающие в каждой такой ситуации главные задачи ориентирования и особенности этих задач рассматриваются далее совместно со способами их решения и целесообразной тактикой преодоления трассы.

СПОСОБЫ И ТАКТИКА ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Ситуация 1 наиболее пригодна для соревнований. Только при такой подготовке лыжней можно проводить крупные соревнования и считать их результаты достаточно объективными. В ситуации 1 спортсмен может полностью доверять карте и посвятить все свое внимание выбору пути между КП. Поскольку в зимнем заданном в отличие от аналогичной формы ориентирования летом не стоит задача скрупулезно точного выхода на КП, а тем более его поиска при ошибке на подходе к КП, задача выбора пути на предстоящем (следующем) отрезке трассы должна решаться еще до достижения первого КП этого отрезка, т. е. заблаговременно. Надо различать по крайней мере две стадии ее решения - предварительную и окончательную. На предварительной стадии, еще до очередного КП, делается приближенная оценка возможных путей на следующем отрезке, на основе которой (несколько беглых взглядов на карту на удобном участке лыжни) принимается решение лишь качественного характера о предстоящем пути. При этом наиболее оптимальный вариант его мысленно фиксируется по отношению к прямой линии, соединяющей КП, - левый, правый, средний (или один из переходных - лево-правый или право-левый). Путь, выбранный после нескольких осмотров карты, затем в общем очертании закрепляется в памяти.

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23

Поясним процесс такого закрепления с помощью фрагмента карты (рис. 21). Предположим, что, еще не дойдя до КП 1, спортсмен на удобном участке лыжни (ровном и прямом или на небольшом спуске), взглянув несколько раз на отрезок 1-2 и взвесив всю информацию карты, выбирает левый вариант: 1-Г-Б-2. Этот вариант отпечатывается затем в памяти в виде следующего принципиального изображения (рис. 22), в котором зафиксировано лишь то, что выбираемый вариант левый и что в середине и справа не очень приятная путаница лыжней. Кроме того, фиксируется, что в правом варианте есть опасность соскользнуть с основного пути еще правее. На ближайшем КП выбранный вариант проверяется на опасность (сложность ориентирования на нем и сложность выхода на следующий КП). И если принципиального изменения при этом он не претерпевает, выбранный вариант уже более детально, с контрольными ориентирами и с привязкой перед КП, закрепляется в памяти (рис. 23).

Рис. 24

Процесс уточнения выбранного пути может быть проиллюстрирован также рис. 21 - для случая, когда спортсмен останавливается на правом варианте отрезка 1-2 (путь 1-А-В-2). Выбирая этот вариант окончательно, на КП 1, спортсмен может заодно отметить и закрепить в памяти, что на первой же лыжной развилке в точке А следует уточнить дальнейший путь. Тогда его решение отпечатывается в памяти в виде раздвоенного изображения (рис.24), приобретающего однозначность лишь вблизи разветвления двух подвариантов правого варианта.

Подчеркнем одно важное обстоятельство, которое мы уже отмечали (см. рис. 2), когда описывали содержание зимнего заданного. Зимой нельзя уходить с контрольного пункта, как уходят иногда летом, в сторону очередного КП, не оценив все варианты пути от начала до конца. Зимой выбор наиболее рационального пути может потребовать даже возвращения назад, т. е. некоторого движения в сторону, противоположную направлению на очередной КП (отрезок 1-2 на рис. 2).

В приведенном выше примере (см. рис. 23) выбор пути в точке Л по существу прекращается, остается лишь задача его контроля, который должен осуществляться во всех точках, где возможен уход в сторону от выбранного варианта. При контроле правильности движения рекомендуется использовать метод прогнозирования - основное оружие спортсмена на маркировке. В зимнем заданном при движении по обозначенным на карте лыжням он даже легче в исполнении, так как в каждом месте на трассе ясно ее дальнейшее направление, отчего сектор запоминания карты может быть значительно уже и распространяться дальше по трассе.

Кроме самих лыжней и дорог, а они обычно и являются источниками ошибок, при контроле пути целесообразно использовать дополнительную информацию - запоминающиеся и хорошо заметные на местности ориентиры. Такими контрольными ориентирами на фрагменте карты для левого варианта пути между КП 1 и КП 2 (см. рис. 23) будут крутые склоны слева от пути (в его начале и рядом с привязкой), пересечение дорог примерно в середине отрезка и сама привязка, в качестве которой служит узел дорог.

Ориентиры, позволяющие контролировать путь к очередному КП, спортсмен по возможности должен сохранять в памяти. Однако на длинных отрезках между КП (в зимнем заданном кроме раз-. воротных они все длинные) помнить весь путь с его многочисленными развилками трудно и приходится восстанавливать его по частям, совмещая эту операцию с контролем пути.

Ситуация 2 таит в себе неожиданности, связанные с неодинаковым качеством лыжней. Поэтому при выборе варианта движения между КП спортсмен должен думать не только о кратчайшем, но достаточно быстром пути между ними, обеспеченном хорошо накатанными лыжнями. Решения по выбору пути могут зависеть от стартового номера. И если спортсмену, стартующему вначале, еще есть смысл среди разных вариантов путей искать один, не совсем очевидный, но выигрышный, то при стартовом номере где-то в середине, а тем более в конце в большинстве случаев целесообразно выбирать на карте путь самый очевидный, бросающийся в глаза. Можно не сомневаться, что его выберет большинство стартовавших впереди и лыжня здесь будет лучше накатана. Кроме того, для стартующих в конце она будет выделяться среди других лыжней на развилках, что заметно облегчит осуществление выбранного пути.

Ситуация 3. Случайности в виде не нанесенных на карту новых лыжней могут влиять на ход соревнований. Нужно учитывать, что новые лыжни в предыдущий (выходной) день бывают обычно лишь на открытых или полуоткрытых участках местности. В некоторых случаях, когда они попутны или позволяют срезать угол на выбранном пути, их можно и "подхватить", хотя в большинстве своем новые лыжни хуже (мягче) старых, показанных на карте. Предпочтительными, при прочих равных условиях, следует считать те попутные лыжни, которые проходят по полям и другим открытым пространствам. При этом надо учитывать и погоду в предыдущие дни: если она была солнечной, то на полях можно ожидать лыжни, идущие примерно в направлении север-юг.

О соревнованиях в районе массового катания в выходной день. мы говорили выше как о нежелательной разновидности этой ситуации-именно из-за людей, прогуливающихся по лесу. На равнинных участках у них надо все время просить прохода по лыжне, что раздражает спортсмена и может привести к нелепой ошибке. На пересеченной местности обилие людей может быть и опасным из-за вероятности столкновения с ними на спусках.

Ситуация 4. Снегопад в ночь перед соревнованиями обычно превращает их в лыжном заданном в лотерею: для большинства спортсменов они заканчиваются уже накануне - после жеребьевки. При этом организаторы, если к моменту старта не удалось накатать хотя бы по два варианта на каждом отрезке, могут и должны устроить общий старт, выравнив таким способом шансы всех участников. Здесь, однако, у спортсменов появляется ряд тактических и моральных проблем. Дело в том, что после общего старта в такой ситуации предпочтительным, с точки зрения достижения высокого результата, будет движение в хвосте всего каравана - тактика экономии сил на готовой лыжне для резкого спурта на финише. Но подобная тактика неспортивна. Поэтому спортсмены, претендующие не просто на победу, но на честную победу, должны объединиться в группу примерно равных по лыжной подготовке и, лидируя по очереди, попытаться оторваться от основной массы, чтобы уже на второй половине трассы или в непосредственной близости от финиша разыграть призовые места с помощью силы и хитрости (надо полагать, что недалеко от финиша организаторы уж накатают лыжни на нескольких вариантах путей).

Ситуация 5. Если при морозе после оттепели наст достаточно крепкий и держит спортсмена даже на узких пластиковых лыжах, то к выбору пути следует подходить иначе, чем обычно, когда можно передвигаться только по лыжням. Прежде всего, нужно учитывать проходимость местности на участках, намечая в нужном направлении срезки разных углов. Такие срезки можно делать по полям и полянам, по большим моховым болотам с редким сосняком, по лесу, не покрытому зеленкой (если на карте вообще есть зеленый цвет). В последнем случае надо вначале убедиться в достаточной проходимости леса на лыжах, для чего, двигаясь по лыжням, присматриваться, как различный лес выглядит на карте и на местности. Срезки по лесу, даже очень редкому, следует выбирать в основном на ровных участках или на подъемах и лишь в исключительных случаях на спусках. По насту на спусках обычно сильно несет, так что среди деревьев можно и не вывернуться.

Нужно учитывать также разное состояние наста. Если он не оставляет следов, требуется отвлечься от возможной и невольной помощи соперников, прошедших ранее по трассе, и выбирать пути, как летом, когда приходится ориентироваться в одиночку (с учетом сказанного выше о проходимости местности на лыжах и особенно на спусках). Если же наст прикрыт тонким слоем снега, то при выборе путей надо принимать во внимание свой стартовый номер, а именно, что после первых 20-30 участников все срезки на наиболее вероятных путях будут "промаркированы" свежими лыжными следами. Впрочем, в последнем случае судейская коллегия, особенно на крупных соревнованиях, может принять решение об общем или групповом старте, что будет справедливо. При общем же старте в условиях наста тактика спортсмена ясна: вначале держаться в общей группе и, поглядывая на карту, исподволь готовить отрыв от группы, а ближе к финишу с помощью внезапной хитрой срезки трассы в удобном месте вырваться вперед.

Описанные ситуации не исчерпывают всего многообразия условий в зимнем заданном, в частности такую, на первый взгляд парадоксальную ситуацию, когда спортсмен не может (или ему не выгодно) пройти всю трассу на лыжах и преодолевает ее частично бегом с лыжами в руках (Ситуация не такая уж редкая. Известен даже случай на чемпионате мира 1977 г. в Болгарии, когда швед О. Сваан на самом длинном отрезке трассы пробежал по шоссе с лыжами в руках около 4 км и стал чемпионом мира. Путь Сваана на этом отрезке (КП 5-КП 6) показан на цветной карте К2 красным пунктиром). В подобных случаях спортсмены сами должны принимать смелые нестандартные решения и, анализируя их после соревнований, совершенствовать свой тактический арсенал.

Отметим также, что большинство зимних соревнований в заданном направлении проводится в нашей стране по картам, созданным для маркировки, или вообще по летним картам, что мешает спортсменам показать более высокий результат. Происходит так из-за перегрузки карты лишней информацией, всякой ненужной мелочью, особенно в стороне от трассы, в клетках между дорогами. Почти всегда мешает и проходимость местности, отраженная на карте. Спортсмены, специализирующиеся в заданном, должны уметь видеть на карте только главное - дороги (лыжни) и рельеф.

МЕСТНОСТЬ И ТРАССЫ

Если рассматривать местность, пригодную для соревнований на лыжах в заданном направлении, с точки зрения двух ее главных характеристик - дорожной сети и рельефа, то различать ее на картах зимнего заданного следует лишь по рельефу (дорожная сеть- непременное свойство всякой местности, используемой в этом виде ориентирования). Для трасс зимнего заданного важно выделить равнинную и пересеченную (горную) местность. При этом в качестве равнинной можно рассматривать любой из ее типов (кроме ТМ III - куполообразного), выделенных нами для маркировки, в том случае, если характерный для них рельеф вследствие незначительности перепадов не снижает средней скорости передвижения по любому из вариантов пути между КП и потому не влияет на их выбор. В качестве примера такой местности с мелким, неправильным рельефом можно привести фрагмент цветной карты с частью мужской трассы одного из чемпионатов Эстонии (К15).

К пересеченной местности можно отнести любой из средне- и крупнорельефных типов - ТМ II, ТМ III, ТМ IV и ТМ V, если отдельные формы рельефа имеют достаточную высоту (более 10 м) и оказывают влияние на выбор пути между КП.

Есть специфика влияния каждого из этих типов местности на зимние трассы заданного.

Рельеф ТМ II (средний), как правило, огибается дорогами, и при выборе пути обычно принимают во внимание лишь конфигурацию лыжней - дорог и общую длину каждого из вариантов, а не набор высоты на них (примером отрезка между КП с таким рельефом служит отрезок 1-2 на рис. 21).

Рельеф ТМ III при выборе пути играет заметную роль. Купола, имея пологие склоны и загораживая большой участок местности, нередко пересекаются дорогами, просеками, дополнительными лыжнями и при хорошей планировке трассы ставят перед спортсменами непростые задачи из серии "обходить или перелезать?" (например, отрезок между КП 2 и КП 3 на рис. 2).

Рельеф ТМ IV (хребтово-лощинный) - наиболее сложный и интересный в трассах зимнего заданного. Дороги и лыжни здесь чаще всего идут по хребтам или долинам, но иногда пересекают их и, вписываясь в причудливые извивы рельефа, образуют сложную трехмерную конструкцию трассы, в которой нелегко разобраться. Именно на таком рельефе в Болгарии в 1977 г. был проведен II чемпионат мира (К 2).

Рельеф ТМ V (овражистый) при сложной системе глубоких оврагов очень удобен для постановки зимних трасс заданного, поскольку имеет разветвленную сеть дорог. На такой местности были проведены всесоюзные соревнования 1974 и 1978 гг. в Перми, по мнению некоторых спортсменов, наиболее интересные в 70-х годах. Изюминку ТМ V обычно составляет непостоянная глубина оврагов, быстро меняющаяся по их длине и осложняющая выбор мест для их пересечения (трассы, естественно, ставятся так, что прямые линии, соединяющие КП, проходят поперек оврагов). Другая особенность оврагов - большая крутизна склонов и сложность выбора безопасных и скоростных спусков.

Интересно сопоставить с помощью некоторого объективного показателя сложность трасс зимнего заданного на равнинной и пересеченной местности. К сожалению, статистика трасс зимнего заданного весьма бедная (10 соревнований класса мастеров, проведенных в нашей стране в 1972-1978 гг., против 143 на маркировке). Кроме того, в зимнем заданном нет такого информативного показателя, как а на маркировке. И все же попытаемся сопоставить на основе этих 20 трасс (10 мужских и 10 женских) влияние характера местности, равнинной и горной, на техническую сложность трасс заданного с помощью показателя р, отражающего плотность результатов и ранг соревнований, а также приведение последнего к эталонному рангу, равному 1000.

b=a*(R/B),

где а - коэффициент, обобщающий эталонный ранг и масштабную трансформацию показателя b (а =0,01), В-число спортсменов, проигравших победителю не более 10 мин., a R-ранг соревнований, смысл которого был пояснен ранее.

Естественно предположить, что при равной квалификации участников (в данном примере-класса мастеров), чем меньше плотность результатов, т. е. чем больше (3, тем технически сложнее трасса (или, при сопоставлении разных типов местности, тем сложнее местность).

Из 10 рассмотренных соревнований 6 проходило на равнинной местности (по нашему критерию, максимальные подъемы на вероятных путях движения между КП не превышают 10 м). В результате средний по мужским и женским трассам показатель (3 следующий: для равнинной местности (всего 12 трасс) - 0,88, для горной (всего 8 трасс) - 1,94. Полученные значения убедительно показывают, что горная местность трасс зимнего заданного в техническом отношении заметно сложнее равнинной. В связи с этим можно предположить, что наиболее крупные наши соревнования на трассах заданного, в том числе и чемпионаты страны, в дальнейшем будут устраиваться в основном на местности двух типов из числа четырех горных - ТМ IV и ТМ V. Поэтому, планируя и проводя тренировки, а также выступая в соревнованиях различного ранга, спортсмены должны приучать себя к объемному восприятию карты любой местности, что очень важно для выбора рационального варианта пути.

ТРЕНИРОВКА

Планирование результатов и тренировок на весь многолетний период занятий лыжным ориентированием в заданном направлении с высокими спортивными целями в принципе не отличается от принятого на маркировке. Поэтому перейдем сразу к планированию годового цикла тренировок в двух его аспектах - физическом (лыжном) и техническом.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Выступление на трассах зимнего заданного требует более целенаправленной лыжной подготовки, чем даже узкая специализация на маркировке. В связи с этим мы будем рассматривать далее подготовку спортсменов, которые имеют один пик спортивной формы в годовом цикле, приходящийся на конец февраля (на соревнование года). Примерный годовой график недельных объемов нагрузки представлен на рис. 25. График рассчитан, как и в маркировке, на спортсмена 20 лет, почти мастера спорта, занимающегося ориентированием 5 лет, и предусматривает общий объем 6000 км, половина из них приходится на лыжероллеры и лыжи (Для женщин общий годовой объем и все его составляющие, как и для маркировки, следует уменьшить в 1,5 раза). Объем этот несколько больше, чем у специализирующихся на маркировке и относящихся к одноцелевой второй группе. Следует подчеркнуть, что на рекомендуемом годовом графике удельный вес тренировок без лыжероллеров (в основном - беговых тренировок) значительно больше, чем в современных планах подготовки лыжников такого же возраста, стажа и квалификации (там он составляет около 20%, причем бег и имитация лыжных ходов в гору имеют примерно одинаковый объем). Отличие от направленности тренировок лыжников, основное внимание уделяющих специальным упражнениям, вызвано тем, что летом ориентировщики должны выполнять также большой объем специфических упражнений, связанных с передвижением по местности с картами, а это значительно эффективнее осуществляется бегом, а не на лыжероллерах.

Рис. 25

Характерен для данного графика и дополнительный в сравнении с лыжными гонками пик объема тренировки на лыжероллерах на весенне-летнем этапе подготовительного периода с последующим спадом при переходе к основному, осеннему увеличению объема этой работы. Летний пик целесообразно намечать для того, чтобы реализовав принцип чередования нагрузок, благоприятный и с психологической точки зрения. С той же целью на спаде летнего пика тренировок на лыжероллерах следует планировать контрольное соревнование на трассе заданного на лыжероллерах с надувными колесами, обладающих высокой проходимостью. Для такого соревнования можно подобрать местность с парковым лесом, хорошими плотными тропами, но не очень пересеченную, чтобы трасса по техническим задачам мало отличалась от зимних. Трассу следует делать в 1,5-2 раза короче, чем зимой, но принципы ее постановки должны быть вполне зимними. Цель подобного соревнования - восстановление навыка ориентирования в условиях, максимально приближенных к зимним стартам.

Второе контрольное соревнование на весенне-летнем этапе - с целью проверки тактической подготовки спортсмена в условиях высокой физической нагрузки - следует планировать примерно через месяц. Проводится оно, как кросс с ориентированием, но на удлиненных трассах (нормальной зимней протяженности, с таким же расчетным временем победителя - 2 час. на мужской трассе и 1,5 час. на женской). На местности, подбираемой для таких соревнований, должно быть много дорог и троп, а лес выбирается труднопроходимый, чтобы спортсмены между КП вынуждены были бежать только по дорогам. Образец подобной местности в ее равнинном варианте показан на цветной карте К 11.

В примерном годовом графике не нашло отражения участие в соревнованиях по лыжам. До своего главного старта на трассе заданного спортсмен-ориентировщик должен принять участие в 3- 4 лыжных гонках на дистанциях от 10 до 30 км.

Несколько более высокие по сравнению с маркировкой требования к функциональной подготовке спортсменов, специализирующихся на зимнем заданном, делают актуальной тренировку в среднегорье. В современных условиях ведущие лыжники-гонщики проводят такую тренировку 2-3 раза в течение года, предшествующего наиболее ответственным соревнованиям - олимпийским играм или чемпионату мира. Для ориентировщиков такое количество выездов на тренировки в среднегорье, видимо, еще не требуется, но один тренировочный сбор в период подготовки непосредственно к главному старту может оказаться эффективным. В связи с этим приведем основные рекомендации, используемые в последние годы лыжниками-гонщиками.

Целесообразная высота местности 1500-2000 м. Срок пребывания в горах, если главное соревнование состоится на равнине, 12-20 дней (в зависимости от интенсивности тренировочных нагрузок; при значительной интенсивности срок меньше). Спуск с гор на равнину - за 14-25 или за 3-6 дней до главного старта. В промежутке между этими сроками наблюдается заметное снижение работоспособности.

Если и соревнования будут проводиться на больших высотах, срок сбора в среднегорье увеличивается до 3-4 недель, а перерыв между окончанием сбора и главным соревнованием делается минимальным (1-3 дня). В первые дни тренировок в горах (3-10 дней, в зависимости от стажа тренировок в среднегорье; у спортсменов, не имеющих такого стажа - дольше) происходит акклиматизация. Нагрузки в период ее должны быть снижены. Для совмещения лыжных тренировок в среднегорье с тактико-техническим совершенствованием подготовки на местности с картой следует подбирать залесенные районы с умеренными перепадами высот и богатой дорожной сетью. В этом отношении удачным районом является Бакуриани, где тренируются лыжники и есть технические средства для прокладки лыжней и подготовки тренировочных трасс для заданного.

Соотношение между нагрузками различной интенсивности на Разных этапах подготовки спортсменов, специализирующихся в зимнем заданном, в принципе не отличается от принятого в маркировке (см. табл. 10). Остаются в силе и соображения о формировании всего годового плана тренировок для различных районов страны, а особенно для восточных и северо-восточных районов, где продолжительная полоса устойчивых морозов делает необходимым разделение соревновательного периода на две части (по краям зимы). Для зимнего заданного есть и дополнительная, географическая специфика, связанная с образованием в некоторых северных и восточных районах крепкого наста в конце зимы и возможностью преодоления трасс заданного с использованием летней тактики (с учетом лишь проходимости леса, довольно редкого в тех краях). Насколько такие трассы могут обогатить содержание зимнего заданного и методы подготовки к нему, покажет будущее.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Приведем некоторые средства и способы технической подготовки для лыжных трасс заданного по периодам и этапам годового цикла, причем отметим, что ее периодизация может значительно ближе, чем на маркировке, следовать периодизации физической подготовки и даже повторять ее. Вызвано это тем, что в данном случае техническая подготовка более направлена, а технические упражнения выполняются при движении по дорогам и потому легко совмещаются с тренировками на лыжероллерах и лыжах.

Подготовительный период

Весенне-летний этап

Базовая подготовка (апрель - июль)

Цель - развитие в условиях, отличающихся по своему характеру от лыжного ориентирования, навыков и качеств, необходимых для успешного выступления в зимних соревнованиях. Средства - индивидуальные тренировки на местности, выступление в соревнованиях на летних трассах заданного направления, домашние тренировки.

Тренировки на местности:
бег по лесу с большим количеством линейных ориентиров (дорог, троп, просек) с предварительным выбором нескольких четких контрольных точек на карте (условных КП) и движением между ними в основном по "линейкам" - с использованием карты и прогнозированием ориентиров на путях движения;
то же, но при движении между контрольными точками по памяти и с использованием карты лишь на условных КП для очередного выбора пути (в первых тренировках отрезки между КП должны быть небольшими, затем они постепенно увеличиваются);
длительные кроссы без карты (в солнечную погоду - и без компаса) по незнакомой местности;
рисовка (корректировка) карт;
тренировка глазомера с проверкой его шагами и по карте на расстоянии от 20 до 200 м (проводится регулярно " на всех последующих стадиях подготовки).

Домашние тренировки:
анализ карт и трасс прошедшего зимнего сезона, анализ допущенных ошибок, своих и других спортсменов;
планирование зимних трасс заданного направления на различных по характеру местности картах (равнинных и горных);
мысленное прохождение трасс зимнего заданного, спланированных другими спортсменами;
рисовка произвольных тренировочных сеток и выбор на них путей между некоторыми удаленными друг от друга точками.

Рис. 26

Поясним последнее упражнение. На рис. 26,я изображена сетка линий (лыжней), произвольно, но более или менее равномерно заполняющая некоторую область - например, квадрат 10Х10 см. Нарисовав на листке такую тренировочную сетку, спортсмен может затем несколько ее подправить, проложив зеленым цветом в узких местах между линиями дополнительные линии (на рис. 26,а они показаны пунктиром). Потом на этой сетке выбираются произвольные точки А и Б (см. рис. 26,6) и между ними прокладывается оптимальный кратчайший путь (на рис. 26,6 показан точками). Описанным образом выполняется упражнение для отработки навыка выбора пути в равнинной местности. Упражнение для горной местности усложняется следующим образом.

Рис. 27

Вначале на отдельном листе бумаги такого же размера, как и тренировочная сетка, готовится макет горной местности (рис. 27). Затем изготовленная ранее на прозрачном материале (кальке, пластике) тренировочная сетка накладывается на макет и осуществляется выбор оптимального пути между некоторыми двумя точками с учетом рельефа - теперь уже пути наиболее быстрого и экономичного по затрате сил, а не кратчайшего. Такой путь между точками А и Б для нашей сетки (рис. 26,а), наложенной на макет (см. рис. 27), показан на рис. 26,б штрихпунктиром. Как можно заметить, он обходит западную вершину двугорбого холма и не поднимается на склон холма в северо-западном углу карты.

Упражнение это, простое по техническим средствам его выполнения, должно стать ежедневным разминочным упражнением для спортсмена, специализирующегося в заданном. Оно может использоваться и для технической разминки перед соревнованиями, и, в усложненной форме, для групповых домашних упражнений. В качестве одного из таких упражнений можно рекомендовать комнатные соревнования по таким правилам. Всем выдаются одинаковые тренировочные сетки достаточно больших размеров с одинаковой трассой (3-5 КП). За определенное время (2- 4 мин.) спортсмены рисуют свои пути и сдают сетки судье (тренеру или спортсмену, проводящему тренировки). После проверки всех сеток с путями с помощью курвиметра производится измерение суммарного пути на каждой из них. Победитель определяется по минимальному общему пути. Если установить какой-либо штраф (в миллиметрах) за каждую набранную горизонталь (за набор высоты 5 м) на путях между КП, то такие соревнования можно проводить и на горной местности - на тренировочных сетках с подкладываемыми под них макетами рельефа.

Тренировочные сетки, нанесенные шариковой авторучкой на одной стороне прозрачного пластика и используемые при нанесении путей движения фломастером на другой его стороне, могут использоваться многократно (пути легко стереть влажной ватой).

Специальная подготовка (август - сентябрь)

Цель - развитие специальных навыков в условиях, максимально приближенных к условиям зимних соревнований. Средства - лыжероллеры с надувными колесами и нагрудные планшеты летней конструкции, удобные и для зимнего заданного.

Тренировки на местности (индивидуальные и групповые):
тренировки на лыжероллерах с выбором путей на различных картах (а также на тренировочных сетках), на отрезках, преодолеваемых с ускорением;
прохождение с картой на соревновательной скорости коротких трасс (1-3 км), поставленных в районе с большим количеством дорог (по 2-5 трасс за тренировку);
то же, что и в предыдущем пункте, но без карты на трассе, по памяти;
прохождение с картой тренировочных трасс, по длине приближающихся к зимним (10-15 км);
участие в соревнованиях на летних трассах заданного направления с преимущественным выбором пути между КП по дорогам и тропам.

Домашние тренировки. То же, что и на предыдущей фазе весенне-летнего этапа, с увеличением соревновательного элемента в групповых упражнениях.

Осенне-зимний этап

На каждой стадии этого этапа технические тренировки проводятся преимущественно на лыжероллерах, а с ноября - на лыжах (на лыжном сборе на севере страны или в среднегорье).

Базовая подготовка (октябрь - середина ноября)

Тренировки на местности:
длительные тренировки на лыжероллерах с картой в наиболее насыщенных дорогами районах последних летних соревнований, а также в районах, где соревнования не проводились несколько лет;
тренировки в переменном темпе с чтением различных карт (с выбором путей на них) при ускорениях;
длительные тренировки на лыжероллерах и лыжах в незнакомой местности без карты, с зарисовкой пройденного пути (сети дорог) после тренировки по памяти;
прохождение длинных тренировочных трасс по дорогам (с картами или схемами-зарисовками) в районе лыжного сбора.

Домашние тренировки. Те же, что и на предыдущей стадии подготовительного периода, но с упором на планировку трасс на различных картах, в том числе и на картах с дорисованными дополнительными лыжнями.

Специальная подготовка (середина ноября - середина декабря)

Тренировки на местности, в основном индивидуальные:
переменные тренировки на лыжах с картой местности в районах массового катания - с большим количеством лыжней;
повторное прохождение коротких трасс (2-4 км) в высоком темпе с изменением на каждой трассе числа и точек КП;
тренировочные соревнования на трассах длиной 6-10 км;
тренировка с различными картами на тренировочной лыжной трассе.

Домашние тренировки. Те же, что и на предыдущих стадиях, а также анализ трасс и выбранных путей первых тренировочных стартов.

Соревновательный период (декабрь - март)

Технические тренировки в этот период предназначены для подготовки непосредственно к основным соревнованиям сезона. С этой целью следует анализировать свои подводящие и контрольные соревнования, а также трассы и результаты других соревнований заданного, которые проводились в районах, аналогичных району предстоящих основных соревновании. При этом каждый спортсмен должен стремиться до главных соревнований иметь как можно больше стартов - желательно на разной местности. При анализе каждого соревнования следует изучать не только свои пути на трассе, но и пути товарищей по команде и призеров. Полезно через день-два после соревнований (если не было снегопада) в районе их провести тренировку с картой. При этом кроме анализа своих ошибок на местности целесообразно самые интересные отрезки трассы пройти по разным путям, хронометрируя затраты времени на каждый из них.

Домашние тренировки:
анализ очередных соревнований с помощью карты и графиков движения участников по КП;
анализ трасс и результатов соревнований, аналогичных предстоящим по местности, по стилю постановщика трассы;
упражнения на тренировочной сетке с макетами разных рельефов.

Некоторые соображения о сугубо лыжной технической подготовке, точнее о специфике передвижения на лыжах на трассах заданного, связанной с ненормальными условиями: раскатанными автотранспортом дорогами, ледяной лыжней в мороз после оттепели, завалами деревьев на лесных дорогах и тропах и т. п. Поскольку вероятность появления таких условий не так уж мала, спортсмены должны приобрести и развить навыки особых действий на трассе и нестандартного передвижения на лыжах: уметь двигаться по ледяной лыжне, дороге или льду озера, научиться быстро снимать и надевать лыжи, бегать с лыжами в руках, перелезать на лыжах через небольшие завалы, передвигаться на лыжах по насту, непосредственно в лесу, в том числе и на спусках, т. е. научиться выбирать направление спуска и тормозить не только лыжами, но и руками, хватаясь за деревья. Всеми этими и другими необычными навыками можно овладеть только зимой, а еще лучше ранней весной, когда кончается сезон и ориентировщики катаются на лыжах по лесам и полям, разыскивая новые районы для ориентирования.

ВЫСТУПЛЕНИЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ

Рассматривая выступление в соревнованиях на маркировке мы затронули различные стороны этого вопроса. Большинство высказанных рекомендаций и соображений (относящихся к многолетнему планированию результатов, к психологической настройке перед стартом и т. п.) вполне применимы и для трасс заданного направления. Здесь мы остановимся лишь на отличиях и некоторых дополнениях.

О подготовке непосредственно к старту. Разрабатывая технический план своего выступления вечером накануне соревнований, спортсмен должен особое внимание обращать на прогноз погоды свой стартовый номер, а также на порядок старта: будет ли впереди группы сильнейших (если спортсмен в нее включен) еще какая-либо стартовая группа. Все это важно, если соревнования проходят вскоре после сильного снегопада. О тактике ориентирования в таких условиях было сказано выше, когда речь шла о различных возможных ситуациях в проведении соревнований вообще.

О разминке. Физическая (лыжная) разминка ничем не отличается от маркировочной, а вот техническая уже иная. Накануне соревнований спортсмен должен приготовить такую тренировочную сетку и такой макет рельефа (или несколько их вариантов), которые, по его мнению, наилучшим образом соответствуют тому, что сказано о местности в информации. Затем он, разминаясь, должен проделать ряд упражнений по выбору пути, меняя положение макета рельефа, с разной скоростью - с соревновательной и медленно, тщательно сопоставляя все варианты движения между намеченными точками.

Поведение спортсмена непосредственно в соревнованиях на трассе заданного, как и на маркировке, должно подчиняться некоторым заповедям.

Заповедь первая - не начинай движения с КП или со старта, не выбрав определенно и сознательно (в сопоставлении с другими вариантами) путь на очередной КП. При оценке каждого варианта пути важные для этого факторы следует рассматривать в таком порядке: рельеф местности (и особенно характер спусков), длина пути, качество лыжней на нем, сложность контроля пути (риск ошибиться).

Заповедь вторая - проверяй правильность движения по выбранному пути не только на развилках лыжней, но и по другим ориентирам, в основном крупным. Необходимо помнить, что и на трассах заданного наиболее коварными ловушками остаются "параллельные ситуации", которым уделяется так много внимания на маркировке. А также то, что в отличие от маркировки на трассах лыжного заданного мелких ошибок почти не бывает. В связи с этим особенно внимательно должна проверяться последняя точка перед КП (его привязка).

Заповедь третья - выбирай путь сам, не обращая внимания на соперников, которые могут и ошибиться. Помни, что зимнее заданное - не летнее, знаки КП здесь не ищут, на них натыкаются. И потом зимой у каждого спортсмена скорость своя и нет такого выравнивания скоростей, как летом в беге группой по лесу.

Как и на маркировке, в заданном кроме этих заповедей есть более мелкие правила и тактические приемы. В основном они относятся к психологической стороне соревнования - к взаимоотношениям с соперником. Приведем лишь один такой несколько рискованный прием - сбрасывание со своего хвоста спортсмена, от которого трудно оторваться за счет лыжного бега (что особенно важно в эстафете на последнем этапе). Если соперник наседает на пятки, а вперед не выходит, перед очередной развилкой лыжни надо немного прибавить в скорости, увлечь его за собой и проскочить с ним вместе развилку (отметив ее для себя лишь беглым взглядом, но не поворотом головы). Сразу за развилкой сбавить ход, пропустить соперника вперед, резко развернуться и улизнуть по нужной лыжне. Если соперник и заметит отсутствие партнера, то, пока сообразит в чем дело и развернется сам, метров на 50 уже отстанет.

Анализ выступления в соревнованиях на трассе заданного осуществляется, как и на маркировке. Проводится обсуждение трассы и путей движения по ней с товарищами по команде сразу после финиша. Устанавливаются оптимальные пути, определяются собственные потери времени при неправильном выборе путей движения. Все это в свободной форме записывается затем в спортивный дневник - вечером после соревнований. Для характеристики трассы и последующего сопоставления ее с другими трассами полезно составлять и ее спортивно-технический паспорт (один из возможных вариантов его приведен в табл. 13).

Таблица 13

Порядковые номер соревнования в сезоне 1
Название соревнования, место Первенство Москвы, Опалиха
1 Дата 25/11. 75 г.
2 Тип местности (ТМ) V
3 Погода -10°
4 Подготовка лыжней Хорошая
5 Порядок старта (интервал) Раздельный (1 мин.)
6 Длина трассы, км 18
7 Количество КП 7
8 Результат победителя Воронцов Г. 1:38.17
9 Собственный результат (место) 1:51.23 (11)
10 Плотность результатов b 8
11 Ранг соревнований R 950
12 Показатель сложности трассы (b=a*(R/B)) 1,19

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАДАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ НА ЛЫЖАХ

Как и ранее для маркировки, заглядывая в будущее заданного, начнем с его истории.

Возраст спортивного ориентирования на лыжах в заданном направлении следует отсчитывать, видимо, с 13 марта 1904 г., когда в Финляндии состоялись первые официальные (документированные) соревнования - четырехэтапная эстафета. Таким образом, зимнее ориентирование моложе летнего на 7 лет. Примерно с такой же разницей во времени состоялись и первые чемпионаты мира: в летнем ориентировании - 1966 г., Финляндия, в зимнем - 1975 г., также Финляндия. Запоздалое признание и не очень бурное развитие лыжного ориентирования вполне закономерно. Для развития летнего ориентирования в мире в целом, даже в северных странах, действительно больше условий.

Но это не значит, что зимнее заданное не имеет перспектив. Как раз в последние годы появились новые возможности для его дальнейшего прогресса, в том числе и в нашей стране. Речь прежде всего идет о "машинизации" зимнего заданного с появлением снегоходов-мотонарт для прокладки лыжней и тяжелых ретраков для прокладки лыжной дорожки в две лыжни. Ретраки для ориентирования, пожалуй, еще не нужны, а вот небольшой парк снегоходов "Буран" в распоряжении федерации ориентирования города или области мог бы позволить в течение сезона провести 5-10 соревнований не только в районах массового катания.

Проблема подготовки трасс для заданного, причем подготовки в нужную минуту, невзирая на погодные условия, решалась также путем разных хитростей, на которые пускались организаторы соревнований, чтобы спасать заданное в те времена, когда машин еще не было.

Машины и хитрости - вот направления развития заданного и две его опоры в будущем. С машинами все ясно - они нужны, и чем больше (в пределах пяти на очень крупных соревнованиях), тем лучше. Ясно также и то, что, сколько бы машин ни было в одном месте (городе, федерации), их всегда будет не хватать в каком-нибудь другом, там, где лыжное ориентирование только начинает развиваться и особенно требует поддержки. Поэтому далее мы будем говорить лишь о хитростях.

Перспективный путь смягчения одного из главных недостатков зимнего заданного, связанного с большими затратами труда и времени на подготовку карт и трасс, заключается в сокращении площади, используемой для соревнований. Есть по крайней мере три возможности такого сокращения.

1. Устройство на одной карте 2-3 кругов мужской трассы и 1-4 женской. При этом для мужской трассы могут быть использованы круги женские. Чтобы спортсмены не проходили заранее через КП, которые у них где-то дальше на трассе, на карту наносятся КП только данного круга и на каждом промежуточном финише производится смена карты. Как некоторая разновидность этой двухкруговой организации старта может использоваться и такая, когда нечетные номера стартуют по одному кругу (например, А), а четные одновременно с ними - по другому (Б). Затем спортсмены меняются кругами. Этим достигается не только более полное использование карты и местности, но и более выравненные условия для стартующих в числе первых и в числе последних. Кроме того, соревнования становятся зрелищнее, ибо при смене кругов спортсмены проходят через стартовую поляну.

2. Плотная планировка трассы - такая, при которой трасса использует максимальное количество дорог на карте и сама себя несколько раз пересекает, но так, чтобы спортсменам было невыгодно заходить по пути на другие КП. В этом случае все КП наносятся на одну карту.

3. Устройство наряду с обычными, длинными, и коротких (6- 10 км у мужчин и 3-6 км у женщин) скоростных трасс на летних картах, т. е. проведение соревнований на трассах спринт-заданного по аналогии со спринт-маркировкой. Естественно, что для такой разновидности заданного нужны районы с большой насыщенностью лыжнями, чтобы на отрезках 500-700 м между КП было несколько вариантов путей. Подобные районы, правда в основном равнинные, есть в парковой зоне вблизи каждого большого города и даже в его черте.

Многократное использование карт для заданного, в том числе в одном сезоне, - еще одно направление увеличения числа стартов. Надо заметить, что всякое повторное использование карты, в общем-то, снижает качество соревнований, поскольку на местности, знакомой спортсменам, ориентироваться проще. Кроме того, если в предыдущих соревнованиях на данной местности не все спортсмены принимали участие, то нарушается принцип спортивной справедливости. Однако все это по сравнению с другими видами ориентирования мало относится к зимнему заданному. Здесь ведь нет ни поиска КП, ни работы с картой на каждом шагу трассы, не так важна и характеристика проходимости местности. На лыжнях же она примерно одинакова (во всяком случае, такая, как отражено на карте), а что находится в стороне от лыжни, никого особенно не волнует.

В заданном все сложности и все задачи определяет сеть дорог совместно с рельефом. Достаточно поменять эту сеть или, что почти то же самое, передвинуть точки КП и точки старта-финиша, как все станет новым. А на местности равнинной и насыщенной дорогами-лыжнями, чтобы радикально обновить трассу, можно даже и не переставлять ни КП, ни старты-финиши. Стоит лишь на каждом отрезке между КП длиной 1-2 км накатать и нанести на карту 3- 4 короткие (в среднем по 300 м) перемычки между лыжнями, и вся сеть дорог заиграет по-другому.

Еще одно направление облегчения организации соревнований - простые карты. Точнее, специальные зимние карты, на которые не наносится то, что зимой не видно с лыжни и потому нельзя использовать. Вся мелочь в больших треугольниках и квадратах между дорогами и лыжнями, особенно в труднопроходимом лесу: поляны бугры, камни, ямы, скалы, т. е. то, что требует особенно много времени для точного воспроизведения на карте, но совершенно не нужно в зимнем заданном. Да и вдоль лыжни на карту можно наносить объекты покрупнее, чем летом, особенно если учесть, что после хорошего снегопада половина мелочей исчезает.

Наконец, две-три хитрости организационного характера.

Первая касается проведения соревнований в районе массового катания после того, как оно закончится и лыжники-туристы, накатав лыжни (что особенно важно, если в предыдущие дни были снегопады), разойдутся по домам. О проведении соревнований в таком районе в понедельник мы уже говорили. Но можно и не ждать целую ночь, в течение которой один хороший снегопад может все испортить, а начать соревнования по свежим следам туристов: в феврале - в воскресенье в 3 часа дня, в марте же - даже в 4 часа. Особенно если провести его с групповым или общим стартом.

Район для зимнего заданного накатать лыжнями ориентировщики могут и сами. Для этого следует намечать соревнования на третий день какого-либо крупного чемпионата, а в два предыдущих в этом районе, на соседних картах, проводить обычную маркировку. Если планирование маркированных трасс подчинить отчасти предстоящему заданному (т. е. побольше проводить их по дорогам, тропам), а также если на маркировке есть несколько возрастных стартовых групп, то можно покрыть район такой сеткой лыжней, что перед заданным останется лишь слегка подправить ее лыжнями-перемычками.

Приведенные выше идеи могут быть умножены. Кроме того, можно предположить, что поклонники зимнего заданного, и особенно изобретательные эстонцы и ленинградцы, которые среди этих поклонников явно лидируют как по своему пристрастию к соревнованиям в заданном, так и по общему уровню их организации, в ближайшие годы придумают что-нибудь еще. И добавят этому виду ориентирования плодотворной конкурентоспособности в его споре за сердца спортсменов с быстро прогрессирующей маркировкой.

СНАРЯЖЕНИЕ

Ниже рассматривается специфическое снаряжение, используемое спортсменами в соревнованиях и на тренировках для решения возникающих перед ними технических задач ориентирования на маркировке и на трассах заданного. В главных своих элементах оно почти одно и то же, но есть и особенности, вызванные требованиями каждого вида, которые будут подчеркнуты. Некоторые соображения высказаны и по поводу чисто лыжного снаряжения.

ПЛАНШЕТЫ

Основным видом снаряжения в лыжном ориентировании служит приспособление для переноски карты по трассе - планшет. Существует множество различных конструкций планшетов, однако можно выделить четыре типа, принципиально отличающихся друг от друга. Прежде чем описать каждый из них, сформулируем основные требования к планшету. Он должен:

1) быть удобным в работе с картой: быстро принимать ее на старте, позволять поворачивать по стрелке компаса, обеспечивать обзор карты по всему ее полю или на отрезке между КП - для заданного, а также располагать приспособлением для концентрации внимания на отдельных участках карты, что особенно важно для маркировки;

2) не стеснять движений спортсмена и не мешать ему, т. е. быть легким и не громоздким (не задевать за деревья на плохо подготовленной трассе и не попадаться под руки с палками);

3) легко приспосабливаться к любому из числа употребительных размеру карты (важно в первую очередь для заданного, где карты бывают очень больших размеров);

4) быть прочным и не выходить из строя при падении спортсмена;

5) быть простым в изготовлении, дешевым, не требующим дефицитных материалов, а также удобным в перевозке к месту соревнований.

Дадим теперь характеристику с точки зрения этих требований каждому типу планшетов - в том порядке, как они поступали на вооружение ориентировщиков.

Тип 1 - плоский планшет. Элементарная разновидность его - фанерка на веревочке через шею, с резинкой вокруг тела спортсмена, чтобы фанерка не болталась. Удовлетворяет всем приведенным выше требованиям, кроме удобства в работе с картой, отчего применяется лишь новичками, В некоторых странах на трассах заданного до сих пор используется его усовершенствованная разновидность. Речь идет о плоском планшете, к которому прикреплен еще один плоский планшет, имеющий форму кармана (плоского мешка), прозрачную лицевую поверхность и вращающийся на короткой оси, прикрепленной к основному несущему планшету. На лицевой стороне вращающегося планшета может быть прикреплен компас (рис. 28).

Рис. 28

Тип 2 - "столик". В этой конструкции карта размещается на плоской подставке - пластинке из пенопласта толщиной 5-8 мм или картонке. Подставка имеет размер карты, т. е. может быть сменной, и, удерживаемая специальными приспособлениями, вращается в плоскости, примерно перпендикулярной поверхности груди спортсмена. "Столик" может быть нагрудным (рис. 29, а) или поясным (рис. 29, б). Карту крепят к "столику" узкими резинками (заправляют под них) или кусочками лейкопластыря - по углам, чтобы не закрывать ее рабочую часть. Компас может быть укреплен на отдельном небольшом кронштейне над (под) "столиком" или на нем самом. К "столику" крепится и визир для концентрации внимания на каком-либо ограниченном участке карты.

Рис. 29

К сожалению, "столик" громоздкий - при большом размере карты (велик вынос), что особенно чувствительно на трассах заданного. И все же несмотря на такой недостаток, является самым распространенным планшетом. Это, по-видимому, вызвано тем, что более 90% соревнований в нашей стране проводится на маркировке, где карты часто бывают небольшими (13х18 см и меньше). Есть много модификаций этого типа планшета (к сожалению, имя автора первого поворотного "столика" затеряно в легионе имен его рационализаторов). Все они выполнены из легких немагнитных материалов и отличаются друг от друга главным образом способом навешивания на спортсмена, конструкцией узла вращения "столика" и способом смены подставки-пластины для карты. Поясное прикрепление "столика" к телу спортсмена теперь встречается редко, ибо затрудняет движение и дыхание да, кроме того, при современных насыщенных картах не позволяет достаточно приблизить карту к глазам (при сохранении конструктивного изящества)-Однако это крепление часто встречается в планшетах женщин, которое для них удобней вследствие особенностей женской фигуры.

Рис. 30

Крепление планшета на груди осуществляется с помощью лямки через шею или способом хомута - особым образом изогнутой легкой трубки или проволоки, которая одновременно висит на плечах и на шее. Планшет с таким креплением несколько неудобен при перевозке, но устойчив даже без использования каких-либо дополнительных лямок или резинок (которые для надежности и устойчивости некоторые спортсмены все же применяют). На рис. 30 и 31 приведено схематическое изображение планшета типа "столик" (без самой поворотной пластины) с креплением на лямке и способом хомута. Но на рис. 31 показано также дополнительное крепление хомута.

Кронштейн для поворотной пластины иногда делается из профилированных полосок дюралюминия (уголков), но чаще из проволоки - алюминиевой (диаметром 4-6 мм) или титановой (3-4 мм). Последняя значительно надежнее: при любом сгибе ее (например, при падении спортсмена на трассе) планшет легко может быть выпрямлен руками без каких-либо последствий, тогда как алюминиевая проволока от сгибов быстро "устает" и ломается. Кронштейн может быть складывающимся, чтобы на участках трассы, где в карте нет надобности, "столик" не мешал лыжному бегу (сложные спуски и т. п.). Тогда конструкция усложняется, ибо добавляется еще один узел вращения.

Принцип конструкции "столика", прижимающегося к груди, показан на рис. 32. Существует конструкция "столика" с нагрудным креплением, удобная и для женщин (рис. 33 и 34). Она использует особой формы крестовину, к которой прикрепляется кронштейн для вращающейся подставки под карту (кронштейн может быть и съемным). Широкие резинки с крючками на концах идут по спине крест-накрест и не требуют лямки через шею. Такое крепление планшета совсем не тянет и может быть рекомендовано и для мужского "столика" с нагрудным креплением.

Рис. 31

Рис. 32

Рис. 33

Узел вращения подставки для карты обычно выполняется в виде алюминиевой пластинки с отверстием, а осью вращения служит винт, проходящий сквозь подставку для карты, с накручиваемой на него гайкой с контргайкой (или барашком). Контргайка регулирует усилие для вращения пластины-подставки под карту. Такая конструкция основного узла планшета имеет слишком много деталей, которые можно потерять при сборке перед стартом. Да и вес узла вращения по сравнению с весом планшета становится заметным (на выносе, особенно при большой карте) и дает себя знать при движении, раскачивая карту. Узел этот необходимо максимально облегчить. Довольно остроумно сделал это московский ориентировщик Н. Куницын, выполнив весь узел из алюминиевой коробочки ("стакана"), в которую на 1/2 ее глубины запрессована резиновая пробка с отверстием. Алюминиевая ось вращения подставки для карты имеет на конце небольшое шарообразное утолщение. Сама ось по диаметру на 1 мм больше диаметра отверстия в "стакане". Вставляется она в него и вынимается с некоторым усилием. Усилие для вращения подставки равномерно и как раз такое, которое необходимо на трассе. Элементы узла вращения "столика" приведены на рис. 35.

Рис. 34

На рис. 36 дана общая схема устройства мужского планшета типа "столик" в модификации Н. Куницына. Планшет этот рассчитан на использование в основном на маркированной трассе и имеет три сменные пластины-подставки следующих размеров (в миллиметрах): 135Х185, 155х205 и 185Х245.

Рис. 35

Рис. 36

Рис. 37

Тип 3 - "барабан". Конструктивно во всем совпадает с планшетом предыдущего типа, но существенно отличается по форме подставки для карты, выполненной в виде барабана, на который она накручивается, как бы уменьшаясь в размере и представляясь спортсмену одной стороной. Таким способом достигаются сразу две Цели: меньше становится вынос карты (планшет приближается к груди спортсмена) и естественным образом локализуется ее обзор. Есть две разновидности "барабана". Первая - цилиндр из пенопласта, вращающийся на оси, перпендикулярной оси вращения самого цилиндра на кронштейне (рис. 37). Имя автора этой конструкции пока не установлено, зато известен автор второй разновидности - московский ориентировщик П. Русанов. В отличие от первой барабан ее вращается не на оси, а свободно в корытце из тонкого металлического (немагнитного) листа (рис. 38). Сам барабан может быть из пенопласта и полым, например из тонкой картонки. Карта накладывается на барабан, вставляется в корытце, и последнее стягивается резинкой, которая цепляется за крючки снаружи дальней стенки корытца. Вторая разновидность "барабана" даже легче первой, несмотря на металлическое корытце (нет рамки и оси для вращающегося цилиндра). Правда, уменьшается обзор карты, который иногда бывает необходим, но корытце, если есть упругий материал, можно сделать и с вырезами, оставив лишь узкие полоски внизу и по краям (заодно и облегчив его).

Рис. 38

"Барабаны" всех разновидностей имеют существенный недостаток - они не позволяют одним взглядом окинуть длинный, в 15- 20 см, участок карты и потому почти непригодны для заданного.

Тип 4 - "зажим" ("прищепка"). Принцип устройства этого планшета в том, что карта упругой (из немагнитного материала) проволокой, имеющей на конце плоскую рамку, прижимается к небольшой упругой пластинке. В таком планшете ничто не вращается, кроме самой карты. "Зажим" - самый легкий планшет. Он удобен в работе, хотя на маркировке, видимо, уступает хорошему "столику", ибо при проколе КП может потребовать лишнего движения - сдвига карты в поле подстилающей пластинки. Зато он практически не чувствителен к размеру карты и не требует особых приспособлений для разных по величине карт (комплекта пластинок). На соревнованиях в заданном направлении позволяет переносить карту, как летом, - согнутой и уложенной до размера одного (текущего) отрезка между КП. "Зажим" проще других планшетов в изготовлении (не считая типа 1). Наконец, он позволяет быстро укреплять карту на старте в боевом положении и так же быстро снимать ее, что может быть полезным в эстафете на маркировке, если судьи будут оценивать точность проколов КП не по дополнительным картам, а по картам участников. Автор идеи "зажима" - московский ориентировщик В. Бурцев, добивавшийся, кстати говоря, с этим планшетом побед на первенстве Москвы в разные годы и призовых мест на всесоюзных соревнованиях.

На рис. 39 приведена схема планшета типа 4, предложенного автором книги. От планшета В. Бурцева и других модификаций он отличается тем, что плоский кронштейн для пластинки под карту выполнен вогнутым, в виде корытца - мягкая бумажная карта, продвинутая к груди, принимает форму корытца и при том же выносе пластинки может быть большего размера. Кроме того, прижимающая карту сверху проволока (из немагнитной нержавеющей стали) имеет по витку на каждом из двух своих плеч - для увеличения упругости. Некоторую сложность изготовления планшета представляет регулировка согласованности (параллельности) плоскостей проволочной рамки и подстилающей пластинки для обеспечения равномерности прижима карты. Для регулировки прижима при эксплуатации планшета служит небольшой (6-8 мм) свободный ход другого конца проволочной пружины в ее направляющих капроновых петлях (которыми пружина "пришита" к дюралюминиевой пластине). При заправке карты этот конец слегка вытягивается и затем утапливается.

Рис. 39

Рис. 40

На рис. 40 приведен эскиз женского варианта планшета типа "зажим". Эта конструкция, в принципе, могла бы считаться и универсальной, если бы не требовала больше материала (для крестовины нужна титановая или в крайнем случае алюминиевая проволока) и не была бы немного тяжелее по весу и сложнее в изготовлении. Кстати, о весе. Планшет "зажим" нашей модификации & боевом оснащении (с компасом, лямками, карандашом и булавками) весит 110 г, а планшет "столик" конструкции Н. Куницына- 219 г. А лишние граммы увеличивают тряску и раскачивание планшета на ходу, ухудшая тем самым условия работы с картой.

"Зажим" можно облегчить еще раза в полтора, для чего надо отделить от него карандаш и компас, укрепив последний на дюралюминиевом уголке - кронштейне слева на груди. Если затем освободить всю конструкцию от лямок и резинки с крючком, то вес узкой пластинки прижимающей проволоки станет настолько небольшим, что "зажим" можно будет крепить прямо на груди, к рубашке (чтобы он не болтался, рубашка должна быть эластичной), или всовывать в специальный тугой карман. Аналогичное крепление можно сделать и для женского "зажима" с крестовиной.

Подведем итоги рассмотрения типов планшетов и попробуем найти им свое место.

Тип 1 (точнее его поворотная модификация) с успехом может применяться на трассах заданного - на сравнительно простых картах, не требующих частого обращения к планшету; может он использоваться также опытными спортсменами с развитой и цепкой памятью.

Тип 3 ("барабан") предназначен только для маркировки - для спортсменов старой школы, читающих карту почти непрерывно, от ориентира к ориентиру, и не ведущих широкой игры по всему ее полю (чтобы предугадать и задачи предстоящие). В большом ориентировании время "барабанов" истекает.

Типы 2 и 4 - основные, которые будут использоваться в ближайшие годы. Можно предполагать плодотворную конкуренцию между ними и то, чем эта конкуренция кончится. Заданное направление, по крайней мере на больших картах, завоюют "зажимы", а маркировку, видимо, "столики". Спортсмены же, выступающие в обоих видах, наверное, остановятся на "столиках", дополнив их какими-то приспособлениями для приема больших карт.

Что же касается тренировок на местности с картой в бесснежное время (не на лыжероллерах, а беговых), то у "зажимов" здесь конкурентов нет. И для подготовки к заданному, и для подготовки к маркированной трассе. Именно "зажим" мы называем в разделе о тренировке нагрудным планшетом летнего типа.

Поскольку речь зашла о тренировках в бесснежный период, упомянем еще один тип планшета, тоже плоский, предназначенный для беговых тренировок и не пригодный для соревнований по ориентированию на лыжах, так как он требует переноски в руке. Планшет этот изготовляется из фанерки, вращающейся на ручке. Именно из крепкой фанерки, чтобы с ней можно было уверенно бегать по лесу, раздвигая ею даже ветки. Тренироваться с таким ручным планшетом следует тем, кто специализируется на маркировке, в период базовой подготовки на весенне-летнем этапе. Когда необходимо немного отдохнуть от болтающегося на груди планшета, но в то же время не терять чисто зимнего (поворотного) навыка в работе с картой. С ручным планшетом целеустремленному маркировщику можно выступать и в летних соревнованиях на трассах заданного.

Несколько слов о планшетах в других странах. Отметим прежде всего, что из упоминавшихся выше планшетов импортный только один - плоский, с поворачивающимся прозрачным вкладышем для карты. Остальные все - отечественные. Больше того, до крупных международных зимних соревнований в Болгарии в 1972 г., насколько известно автору, в других странах, в том числе и задающих тон в лыжном ориентировании, вообще ничего не было известно ни о "столиках", ни о "барабанах", ни тем более о "зажимах". И только после того как присутствовавшие на этих соревнованиях советские спортсмены показали остальным свои планшеты, в ряде стран стали появляться разнообразные их конструкции. В основном типа "столиков", простые и откидывающиеся к груди. И тоже пока самодельные.

МЕЛКИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Прежде всего отметим, что зимой необходим не весь спортивный компас с пластиной, а лишь одна его колба. Крепление колбы зависит от типа планшета. На "барабане" и на "зажиме" она крепится обычно на груди - на небольшом кронштейне, сделанном из немагнитной упругой проволоки или пластинки. Кронштейн прикрепляется к крестовине или к нагрудной пластине планшета. На плоском вращающемся планшете колба крепится сверху на самом прозрачном пакете для карты, а на планшете типа "столик" - непосредственно на "столике" (на карте) и на груди. Второй способ предпочтительнее по двум причинам. Во-первых, компас, укрепленный на "столике", утяжеляет всю его конструкцию, что особенно неприятно на выносе, т. е. там, где и небольшой вес раскачивает при движении карту. А во-вторых, при резком повороте "столика" стрелка компаса не сразу успокаивается и спортсмену приходится тратить время на совмещение ее с магнитными линиями на карте.

Кронштейн с колбой следует крепить немного слева (для работающих с карандашом правой рукой), а не по центру груди, чтобы компас не отпотевал от дыхания и не покрывался инеем на морозе.

Иногда используется браслетное крепление компаса на руке, которое надо признать неудачным: при движении руки с палкой стрелка компаса дергается и не готова к работе в любой момент. Скорее даже для плоского поворотного планшета следует рекомендовать отдельное крепление колбы компаса на груди-на небольшом кронштейне, прикрепленном непосредственно к костюму спортсмена (вставляемом перед соревнованием в гнездо из нашитого на костюм плотного материала). Кстати, для лыжного ориентирования не обязательно иметь колбу стандартного (летнего) размера и диаметра известных марок - "Спорт-3", "Сильва", "Суунто" (диаметром 40-45 мм). Достаточно и 25 мм, что еще немного облегчит планшет.

Визиром (видоискателем) ориентировщики называют приспособление, позволяющее ограничивать необходимый участок карты и концентрировать на нем внимание. Визиры особенно эффективны на маркировке, где карта часто поворачивается рукой вместе со "столиком" или "барабаном" вслед за стрелкой компаса (на поворотах лыжни) и спортсмен может при этом потерять место на карте, за которым он только что следил (особенно если она находилась с краю карты, вдали от оси ее вращения).

Рис. 41

Одна из наиболее удачных модификаций визира, выполненная из алюминия, представлена на рис. 41. Ее устройство и принцип действия ясны из рисунка, отметим лишь некоторые детали. Оси, на которых вращаются рычаги кулисы, латунные. Шайбы - латунные или текстолитовые. Между скобой и поверхностью "столика" есть зазор 2-2,5 мм-для карты. Обзорное кольцо неправильной овальной формы сделано для того, чтобы при развороте "столика" глазам было легче поймать только что оставленную точку карты - по отпечатку в памяти этой точки относительно непохожих друг на друга сторон кольца. На сменных подставках "столика" описанного выше планшета Н. Купицына визир крепится в следующих местах: на малом (135х185 мм) - в углу, на среднем (155х205 мм) - в середине меньшей стороны, на большом (185х245 мм) - в середине большей стороны.

На планшете типа "барабан" первой разновидности (см. рис.37) визир может быть сделан в виде прямоугольной рамки, скользящей по направляющей тонкой проволоке, перекинутой в виде дуги над "барабаном". На "барабане" П. Русанова визиром служит промежуток между резинками, стягивающими корытце. Не требуется визира и для планшета типа "зажим". Там его роль выполняет сама рамка, прижимающая карту. При этом карта под рамкой не только поворачивается вслед за поворотом стрелки компаса (при изменении направления движения), но и сдвигается по мере продвижения спортсмена по местности - так, что точка слежения постоянно находится близко от центра прижимной рамки. В этом, кстати говоря, состоит еще одно достоинство планшета типа "зажим" - точка обращения к карте фиксирована и глаза знают и помнят, к какому месту надо каждый раз обращаться.

Карандаш и булавки для работы с картой. Большинство ориентировщиков, чтобы излишне не перегружать память на трассе, делают пометки на карте карандашом. Карандаш всегда должен быть одного цвета - красного (опытная и культурная служба дистанции для отметок на КП красного цвета не использует). Пометки на карте могут делаться любым способом, но только не таким, каким в соответствии с Правилами отмечается прокол КП (крестом). Обычно спортсмены намечают район предполагаемого КП кружком с точкой на месте КП.

Карандаш всегда должен быть близко и не требовать времени для его закрепления после пометок на карте. Возможно также закрепление булавки (иглы) для прокола карты на одном конце карандаша. Стараясь выполнить все эти условия, некоторые ориентировщики помещают тонкий рабочий карандаш на указательном пальце перчатки и, ловким движением пальцев перевертывая его, пользуются то карандашом, то иглой - "курский способ". Однако при этом спортсмен может случайно нанести себе иглой травму.

Более удачно крепление карандаша на длинной тонкой резинке, перекинутой через пояс спортсмена и проходящей через небольшое (полиэтиленовое) кольцо на правой (противоположной компасу) стороне нагрудной пластины (или крестовины) планшета. В таком случае карандаш всегда под рабочей рукой: после пометок на карте его выпускают из руки, и он сам становится в свое гнездо. В мягкую погоду, когда можно идти по трассе в перчатках с отрезными рабочими пальцами, иглу (булавку) для прокола лучше отделить от карандаша и держать в кусочке пенопласта, прикрепленного к планшету также справа. В планшете типа "столик" модификации Н. Куницына в качестве накопителя булавок можно использовать пенопласт, к которому стянута вся проволочная конструкция у основания кронштейна. Булавок надо иметь 2-3 - для запаса, их следует на верхнем конце обмотать тонкой полоской лейкопластыря, покрашенного затем в красный цвет, чтобы не давили палец при проколе карты и были хорошо заметны на белом пенопласте.

Уменьшение размера карты. Иногда на маркировке карта может оказаться неудобной по размеру - длинной и узкой. Тогда ее Целесообразно сложить пополам, жертвуя удобством работы с ней ради удобства ее транспортировки по трассе. Для уменьшения рабочего размера карты можно использовать тонкую пенопластовую пластинку (3-4 мм) или пустотелый упаковочный картон, вкладывая такую прокладку в середину согнутой вдвое карты. На планшете типа "столик" пластинка с согнутой картой просто заправляется под резинки, а на трассе переворачивается. На планшете типа "зажим" оба края карты лучше скрепить по углам кусочками лейкопластыря. На игле целесообразно сделать упор (намотав тонкую полоску лейкопластыря), чтобы случайно не проткнуть пластинку. Если компостеры имеют жесткую пружину, то для страховки от двойного прокола карты в качестве прокладки следует использовать пластину потолще и из достаточно плотного пенопласта.

ЛЫЖНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

Прежде всего о самих лыжах. На хорошо подготовленных, твердых трассах предпочтительны, безусловно, пластиковые лыжи, а для заданного направления - наиболее крепкие из них, финские лыжи "Карху". Однако небольшая ширина пластиковых лыж на мягких трассах может свести на нет все их преимущества. Поэтому ориентировщики не должны торопиться давать отставку и деревянным лыжам. Из последних можно рекомендовать наиболее широкие и достаточно эластичные лыжи "Тисса". На скользящую поверхность деревянных лыж и по их краям целесообразно наложить специальное графитовое покрытие. Оно улучшает скольжение, особенно в мягкую погоду и при оттепели, и предохраняет от намокания в сырую погоду. Кроме того, при графитовом покрытии лучше держится мазь, дольше сохраняется хорошее качество поверхности, лыжи становятся прочнее. Из существующих рецептов графитовых покрытий приведем один, применяемый в течение ряда лет московскими ориентировщиками.

Клеящая основа - клей ЭПК.-100, расход 60 г на лыжу размером 210 см. Покрытие наносится дважды. Состав одной порции покрытия: 27 г эпоксидной смолы, 3 г отвердителя, 8 г графитного порошка, 1 г талька.

Подготовка лыж. Циклей или стеклом снять с поверхности лыжи слой дерева толщиной около 1 мм, в том числе и из желоба. На старых лыжах не должно оставаться никаких следов просмолки. Перед нанесением смеси на обе боковые поверхности лыжи по всему ее периметру наклеить хлорвиниловую ленту так, чтобы она на 4-5 мм выступала над скользящей поверхностью (необходимо создать бортик для предотвращения отекания незастывшей смеси).

Нанесение смеси. Поставить лыжу поверхностью вверх, носком на подставку так, чтобы общий наклон составлял примерно 10-15°. Затем, приготовив и тщательно перемешав все составляющие смеси, нанести ее плоской кистью шириной 10-15 мм равномерно на всю поверхность лыжи. После предварительного затвердения покрытия (через 5-6 часов) на лыжу наносится еще один слой вновь приготовленной смеси. После полного затвердения (через сутки) аналогичная процедура проделывается с боковыми поверхностями лыжи. Здесь, однако, можно ограничиться одним слоем. Общее количество смеси на боковую поверхность одной лыжи - 15 г. Когда все поверхности затвердеют, их выравнивают и зачищают шкуркой, вначале грубой, затем тонкой.

Лыжные палки для ориентировщиков, во всяком случае на маркированной трассе, должны отличаться от палок лыжников-гонщиков возможностью несложной смены колец. Полезно иметь два комплекта колец: одни небольшие и легкие - для трасс с твердым упором для палок, а другие, пошире, с четырьмя (двумя дополнительными) ременными переплетами, - для мягких трасс.

Подсумок для транспортировки резервной мази на случай резкого изменения погодных условий, пробки, флакона с питательной жидкостью предназначается прежде всего для тренировок, но может оказаться полезным и на соревнованиях-для трасс заданного, длина которых у мужчин достигает 25 км. Подсумок размером 12Х6Х4 см изготовляется из легкого непромокаемого материала (искусственной кожи) с накидным клапаном сверху и кнопочным запором. Для питательной жидкости можно использовать полиэтиленовый флакон подходящего размера, тщательно вымытый. Крепится подсумок сзади, на поясном ремне.

Несколько слов о лыжной технике ориентировщиков. На твердых трассах и на пластиковых лыжах она ничем не отличается от техники лыжников-гонщиков, подробно описанной в соответствующих методических руководствах. Есть отличие лишь на мягких трассах; здесь, даже на равнинном участке, основной ход - попеременный. На очень мягкой лыжне (например, на второстепенных лыжнях в заданном) при движении в некрутой подъем эффективным может оказаться почти не применяемый в лыжных гонках ход "в перекидку". Все одновременные хода обычно малоэффективны, ибо нет хорошего упора для палок. Однако можно пользоваться и ими, для чего кольца ставить ближе к лыжне, где снег плотнее. Кроме того, следует подгадывать под толчок уплотненные места на трассе (пересечение ее другими лыжнями, тропами и т. п.). Искать любую возможность для использования одновременных ходов нужно еще и потому, что после сильного толчка двумя руками, обеспечивающего при хорошем скольжении длинный прокат, удобнее смотреть в карту. Опытный ориентировщик успевает это сделать еще до того, как начнет заметно снижать скорость. (Наиболее подходящее место для осмотра карты - все же пологие спуски.)

Отличие от лыжных гонок есть также в технике поворотов и спусков. На маркировке и на трассах заданного нередки крутые повороты лыжни, где нужно пользоваться коньковым ходом (резким переступанием). Поможет и умение огибать своим телом деревья. Поэтому ориентировщики должны владеть элементами слалома на равнине. Особенно уверенно они должны владеть этими элементами при преодолении крутых спусков, в первую очередь на трассах заданного, где возможны столкновения с другими участниками или с отдыхающими. Очень важно также уметь тормозить на спусках всеми известными способами и быстро оценивать опасность спуска, а там, где требует ситуация, преодолевать его с лыжами в руках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом разделе мы приведем список победителей всех всесоюзных соревнований на маркированной трассе и на трассе заданного направления с 1965 по 1980 г. (см. табл. 14 и 15) и дадим краткое описание трасс двух крупных соревнований в лыжном ориентировании, самых последних из числа тех, которые автор мог использовать в работе над книгой.

Таблица 14. Победители всесоюзных зимних соревнований на маркированной трассе

Год, место Мужчины Женщины
Победитель Результат (штраф) Длина трассы, км Число КП Победитель Результат (штраф) Длина трассы, км Число КП
1965, Свердловск Игнатенко В. (Москва) 2:07.27(14) 16,0 9 Ведерникова М. (Свердловск) 1:30.34(6) 9,8 6
1966, Ленинград Лобанов Л. (Москва) 1:42.47(7) 16,0 9 Пятакова 3. (Ленинград) 1:37.22(4) 10,2 6
1967, Москва Воронцов Г. (Москва) 1:44.39(1) 16,5 12 Ильина И. (Москва) 1:06.25(1) 9,5 9
1968, Калуга Елаховский С. (Москва) 1:33.49(3) 18,0 11 Пятакова 3. (Ленинград) 1:19.13(2) 10,0 8
1969, Эстония Кивистик А. (Эстония) 1:15.26(4) 16,0 10 Казанцева О. (Ленинград) 55.44(0) 9,0 6
1970, Горький Аладжиков В. (Свердловск) 1:59.12(7) 19,5 13 Бариса Л. (Латвия) 1:38.59(6) 12,0 9
1971, Казань Елаховский С. (Москва) 1:53.39(10) 19,0 13 Куклина Л. (Москва) 1:22.23(17) 11,0 10
1972, Тула Агличев И. (Тула) 1:35.17(11) 18,0 13 Калашникова Т. (Москва) 1:21.33(14) 10,0 9
1973, Минск Киселев В. (Латвия) 1:39.13(2) 18,5 12 Бланка Л. (Латвия) 1:19.22(0) 10,0 7
1974, Пермь Баранов Ю. (Казань) 1:41.03(8) 17,3 15 Степанова И. (Ленинград) 1:24.57(2) 10,6 11
1975, Ленинград Лиепиньш В. (Латвия) 1:38.27(0) 18,1 14 Пятакова 3. (Ленинград) 1:14.32(0) 11,2 10
1976, Новосибирск Харин А. (Киров) 1:18.46(0) 18,0 12 Мухина 0. (Москва) 52.09(0) 9,0 9
1977, Свердловск Волков С. (Свердловск) 1:11.06(0) ''' 17,0 13 Святкина Н. (Ленинград) 52.49(0) 10,0 9
1978, Пермь Зорин М. (Челябинск) 1:15.13(0) 16,5 14 Леканова Н. (Сыктывкар) 56.04(0) 8,5 10
1979, Латвия jopHH М. (Челябинск) 1:24.49(0) 18,0 15 Иванова И. (Ленинград) 1:01.28(0) 11,0 10
1980, Казань Сотников В. (Москва) 1:18.54(0) 17,2 14 Степанова И. (Ленинград) 54.22(0) 9,9 9

Таблица 15. Победители всесоюзных зимних соревнований в заданном направлении

Год, место Мужчины Женщины
Победитель Результат Длина трассы, KM Число КП Победитель Результат Длина трассы, км Число КП
1972, Тула Дробович Л. (Москва) 1:10.20 17,0 3 Славиня А. (Латвия) 46.09 7,0 2
1973, Минск Харин А. (Киров) 1:47.00 19,0 6 Соколова С. (Москва) 1:25.31 11,5 4
1974, Пермь Харин А. (Киров) f:30.55 17,0 7 Спица А. (Ленинград) 1:04.30 9,0 4
1975, Ленинград Оянду М. (Эстония) 1:48.18 18,5 8 Курченкова С. (Воронеж) 1:19.37 11,0 5
1976, Новосибирск Ярвеоя Н. (Эстония) 1:12.08 15,0 8 Вершинина Г. (Киров) 1:01.24 9,2 7
1977, Свердловск Волков С. (Свердловск) 1:37.59 18,2 8 Святкина Н. (Ленинград) 1:33.29 12,6 5
1978, Пермь Харин А. (Киров) 1:48.34 19,0 9 Вершинина Г. (Киров) 1:17.56 11,0 5
1980, Казань Сайтеев А. (Ижевск) 1:39.17 19,2 10 Вершинина Г. (Киров) 1:13.18 10,8 7

В течение всех лет, отраженных в списке для маркировки, соревнования проводились по одинаковым правилам начисления штрафа за ошибки (1 мин. за 1 мм без ограничения штрафа на одном КП), хотя и на картах разного масштаба. Соревнования носили различные названия и устраивались разными организациями, но к ним всегда имели доступ сильнейшие спортсмены страны (за исключением 1980 г., когда в чемпионате профсоюзов не участвовали представители Вооруженных Сил). В связи с этим некоторые спортсмены стартовали в соревнованиях вне конкурса.

В списках приведены спортсмены, показавшие лучший результат. Однако среди них нет ленинградского ориентировщика С. Кузнецова. В некотором смысле это несправедливость: ведь Кузнецов, единственный из всех специалистов по маркировке, в каждом из своих семи выступлений на всесоюзных соревнованиях попадал в первую десятку. При этом 5 раз он был призером (из них 3-серебряным). Если бы мы попытались, используя некую систему подсчета набранных очков (например, начисляя их за места в тридцатке, с премиальными очками за призовые места), определить сильнейшего на маркированной трассе за все годы, несомненно, им был бы Кузнецов. Среди женщин этого звания удостоилась бы также ленинградка 3. Пятакова, трижды представленная в списке победителей.

Приводя результаты победителей на маркировке без комментариев обратим внимание лишь на то, что в течение 6 лет, с 1975 по 1980 г., все победители как на мужской, так и на женской трассе не получили ни одной минуты штрафа. А ведь были не только простые трассы. Это наводит на мысль, что победителями становились спортсмены, раскусившие жестокую систему штрафа и выбиравшие в самых ответственных соревнованиях сезона нулевую тактику.

Что же касается заданного, то тут еще не настало время подводить многолетние итоги, хотя можно и отметить одну любопытную закономерность - шестикратный успех спортсменов из Кирова А. Харина и Г. Вершининой.

Прокомментируем теперь две трассы чемпионата профсоюзов 1980 г.

Мужская маркировка (К 16). Формат книги не позволяет привести трассу полностью, поэтому ограничимся лишь ее частью - основной по длине, числу КП, задачам и влиянию на результаты спортсменов.

Параметры трассы - 17,2 км, 14 КП. Спортсменам предлагается комбинация трех типов местности: ТМ VII ("паутинистая" равнина), ТМ II (средний рельеф) и ТМ I (мелкий рельеф) - с приложением их друг к другу и наложением одного на другой. Трасса активно обыгрывает все эти типы и их комбинации.

КП 1 оказался решающим для всей трассы по своему влиянию на результаты. Во-первых, здесь эффективно использован трудный для участников психологический прием - быстрое и затяжное начало трассы (отрезок "старт- КП" около 2 км, из них 600 м, проходящие по озеру, - за обрезом нашего фрагмента карты). Естественно, не избавившись еще от предстартового волнения, спортсмены разогнались. Во-вторых, первый же район, где потребовалось ориентироваться (после озера), оказался непростым по изображению его на карте (горизонталями). Трудность района усугублялась наличием на местности лыжней, не нанесенных на карту, но воспринимавшихся как дороги. В-третьих, на подходе к КП 1 была чуть ли не единственная ошибка на карте вдоль всей трассы - на последнем подъеме располагался не показанный на карте и воспринимавшийся в виде поляны пятачок очень редкого леса. Такой пятачок участники могли найти на карте и на параллельном курсе - поляну в 200 м южнее. Наконец, раскрывающей КП 1 информации после него (твердых задних привязок) не было. Все это привело к тому, что почти половина участников на КП 1 сделали ошибки и сразу же выбыли из борьбы за личное первенство - средний штраф этих неудачников на КП 1 составил 9,7 мин.

Следующий отрезок трассы с тремя КП находится за обрезом фрагмента карты и большого интереса для нас не представляет: на каждом из них ошибались лишь 5-10% всех участников. Задачи этих КП несложные, однотипные по характеру.

Серия пунктов с КП 5 по КП 10. Нанизанные друг на друга задачи с растянутой информацией - на чтение карты в районе, насыщенном мелкими, схожими по форме ориентирами (вытянутыми ямками) и с большими возможностями для отыскания на карте всяких параллелей. Но и с неплохими условиями для восстановления на разных "линейках" (в основном, на просеках). Однако в этой серии есть резкий уход трассы в сторону - на другую местность (ТМ VII), на которой поставлен коварный КП 7 (в углу не очень четкого контура растительности, на канаве, едва заметной на местности и на карте). На этом КП ошибалась примерно половина участников, а средний штраф их составил 7,2 мин.

Наконец, серия из пунктов КП 11, КП 12 и КП 13 - на местности одного характера (ТМ VII с вкраплениями ТМ 1) и с одинаковыми задачами ("на выбор"). Правда, ключи для решения задач разные. На КП 11, например, это концентрированная информация после пункта (задняя привязка), а на КП 12 - растянутая информация, расположенная как до КП, так и после него.

Последнего пункта на нашем фрагменте карты нет, но он довольно простой (задача "на выбор", с задней привязкой). Сложность этого КП - в близости финиша, ошиблась на нем пятая часть всех спортсменов, средний штраф их также был большим - 8 мин.

Такова трасса. Она была бы очень неплохой, если бы постановщик и инспектор не пропустили небольшую ошибку в карте вблизи КП 1. Показатель а, определенный по формуле, составил величину 0,27, т. е. трасса может быть классифицирована по сложности в соответствии с табл. 8 как средняя. Заметим, что на вычисление показателя сложности трассы КП 1 не повлиял: вся первая десятка спортсменов, результаты которой учитываются этим показателем, прошла КП 1 без штрафа.

Женская трасса заданного направления (К 17). Параметры ее - 10,8 км, 7 КП. Трасса спланирована таким образом, что приводимый нами фрагмент карты позволяет привести ее полностью.

Местность соревнований представляет собой комбинацию типов ТМ V (овражистого рельефа) и ТМ VII ("паутинистой" равнины). И хотя глубина оврагов местами превышает 10 м, местность эту в соответствии с определениями в разделе о трассах заданного направления следует классифицировать как равнинную, т. е. не влияющую своим рельефом на выбор путей между КП.

Как видно из путей призеров Г. Вершининой и Т. Свистун, варианты движения их на некоторых отрезках трассы существенно различались. Отличалось и время на таких отрезках. Решающим оказался самый длинный этап трассы - от старта до КП 1. Вершинина, выбрав путь, близкий к оптимальному, выиграла здесь у каждой из своих главных соперниц 2 мин. Особенность ее варианта - почти до предела использована удобная лыжня по дну оврага. Отчетливо видны ошибки Свистун и Фоминой на этом отрезке: у первой - в его начале (явный снос влево от основного направления на КП 1), у второй - ранний выход из оврага, также приведший к заметному удлинению пути. Вместе с тем на некоторых длинных отрезках трассы (КП 2-КП 3 и КП 3-КП 4) пути победительницы и третьего призера полностью совпали, что можно объяснить небольшим числом вариантов путей на этих отрезках, а также невольным сотрудничеством спортсменок (на КП 2 Вершинина догнала Фомину, однако с КП 3 они ушли уже с разрывом в 25 сек.). Обе причины связаны с принципиальными недостатками заданного как вида ориентирования (в сравнении, например, с маркировкой), конечно, не могут быть поставлены в вину ни организаторам соревнований, ни спортсменкам.

В заключение отметим следующее. Почти в те же дни, что и наш чемпионат профсоюзов, в Швеции проходило первенство мира по лыжному ориентированию. Интересно в связи с этим сопоставить скорости советских спортсменок и ведущих ориентировщиц мира. Средняя скорость трех наших призерок была несколько меньше 10 км/час (если длину трассы измерять по пути спортсменок), а у 7 призерок мирового чемпионата она составила 12 км/час. Конечно, очевидна условность такого сопоставления (разные условия - погода, качество лыжней, местность), но разница достаточно велика, чтобы и спортсменкам, и их тренерам серьезно задуматься о необходимости более интенсивной и направленной лыжной подготовки.

Карты

К15

К16

К17

Сканирование и обработка текста: Mike (Клуб туристов "Московская застава"), 2005.