Полезное в библиотеке

Год издания: 2020

Готовое питание в походе

1. Общее вступление

Как известно, цель любого похода - побольше взять, подальше уйти и там все это съесть. Питание в походе - тема абсолютно субъективная, вряд ли найдется два одинаковых подхода к составлению раскладки, поэтому сразу оговорюсь: все, что написано ниже, это сугубо личное мнение автора, основанное на его личном опыте и его личных предпочтениях. А мой личный подход к питанию в походах - обходиться без готовки, питаться уже готовым или частично готовым, требующим не более чем некоторого количества кипятка. При этом желательно, чтобы это было съедобно, достаточно вкусно и весило не слишком много. Я человек достаточно занятый и ленивый, а потому заниматься, к примеру, самостоятельной сушкой продуктов в поход мне абсолютно не интересно.

Несколько лет назад на Риске была популярна статья, описывавшая различные, преимущественно заграничные, бренды, выпускающие сублиматы. С тех пор ситуация немного изменилась, в том числе в лучшую сторону в нашей стране. Видимо, до производителей потихоньку начинает доходить, что изготовление питания для туристов это вполне перспективная ниша для приложения своих усилий.

То, что будет ниже, это своего рода обзор того походного питания, до которого смогли дотянуться мои потные ручки, и некоторые мысли по поводу того, какой хотелось бы видеть ситуацию в данной сфере.

И еще одна необходимая оговорка - речь пойдет об индивидуальном питании, а не групповом, там все по-другому. Хотя сейчас все больше набирают популярность групповые походы, где каждый несет все сам - от палатки до питания. И это уже характерно не только для западных бэкпекеров, но и для отечественных, особенно тех, кто увлекается легкоходством.

2. Подход к питанию

Итак, еще раз повторю свой основной принцип: использую готовое. Т.е. то, что можно съесть сразу или заварить кипятком. Никаких варок - даже 5 минут, чтобы не расходовать драгоценный газ.

Кроме того, я никогда особо не заморачиваюсь калориями и БЖУ (соотношением белков-жиров-углеводов). Когда составляю походную раскладку, для себя я прикидываю общее количество калорий за день и в отдельные приемы пищи, но в основном чисто для ориентировки, поскольку не хожу в какие-то спортивные категорийные походы, требующие больших нагрузок. И возраст уже не тот, и мелкие болячки типа страдающих на спусках коленок не вдохновляют на какие-то героические свершения. Мои походы - ради удовольствия, впечатлений, но в достаточно хорошем темпе, если это позволяют маршрут, текущая физподготовка, погода, настроение и куча прочих сопутствующих факторов. Короче, за все последние годы и походы я как-то ни разу не испытывал недостатка в этих самых калориях, хотя регулярно дневное их потребление из пищи у меня держится примерно на уровне 2000-2500 килокалорий. При том, что по моим чисто физиологическим нормам мне требуется их примерно 1800 в день, а переходы в день в среднем составляют от 10 до 25 километров с перепадом высот +-500-1000 метров, чаще всего в горах Кавказа.

3. Зарубежные производители

Западных производителей походного питания не просто много, а очень много - как европейских, так и американских. Поделюсь впечатлениями о том, что удалось попробовать самому.

В основном иностранцы используют метод лиофилизации (согласно википедии - способ мягкой сушки веществ, при котором высушиваемый препарат замораживается, а потом помещается в вакуумную камеру, где и происходит возгонка (сублимация) растворителя).

Как правило, очень качественная продукция: вкусная, сытная, разнообразная. Правда, если почитать состав, там всегда до хрена всяких добавок и улучшителей вкуса, часто есть ГМО, глютен и т.п. компоненты, которые напрягают некоторых едоков. Но лично я исхожу из того постулата, что употребление всего этого в течение недели-двух все-таки не сильно навредит моему организму, поэтому их наличием можно пренебречь. Отдельный плюс - большие сроки хранения - до 2-5 лет. И еще один плюс - некоторые блюда рассчитаны не только на добавление кипятка, но и холодной воды: для таких время восстановления будет, конечно, подольше (минут 15-25 против стандартных 8-10), но зато можно еще больше сэкономить газ.

Но главный плюс - это упаковка: для этой еды не нужны тарелки, есть можно прямо из пакета, в который добавляется вода, там же все запаривается до нужной кондиции и оттуда же потребляется, только ложку желательно иметь подлиннее и не забыть при запаривании выкинуть пакетик с поглотителем кислорода, который обычно туда запихивают.

Что еще характерно для большинства западной продукции - там огромное количество блюд на основе макарон, чуть меньше из риса, картофеля, а вот горячо любимую отечественную гречку там не найти, зато встречается чечевица, фасоль, семена чиа и т.п. ингредиенты, которых практически нет у нас. Для любителей овсянки на завтрак - тоже выбор не богат, как правило, но зато масса вариантов блюд из мюсли. И да, у них практически нет первых блюд, разве что встречается иногда какой-нибудь томатный или сырный крем-супчик.

Ну, и, наконец, надо, конечно, сказать, что западные сублиматы - вещь достаточно дорогая, особенно американские (по 1300 рэ за порцию, к примеру).

Travellunch

Известный немецкий производитель, имеющий в своем ассортименте более двух десятков блюд. Раньше в основном это были двойные порции, рассчитанные на парное потребление (или для особо голодных). Сейчас есть и индивидуальные. Но все равно достаточно объемные - в среднем по 125 г на рыло, с учетом добавления воды 300-350 г на выходе можно поиметь порцию под 500 г, что очень много, на мой чисто субъективный взгляд. Вкус, опять же это чисто мое субъективное мнение, на твердую четверку, есть блюда более вкусные, есть менее. Travellunch - один из наиболее доступных для россиян брендов, его много продается на немецком Амазоне, можно заказать также на сайте Shop-Europa.ru ("https://shop-europa.ru/catalog/sublimirovannoe_pitanie/" rel="nofollow") по цене 570-640 рублей за порцию или на сайте Liofilizado.es (см. ниже).

WiseFood

Американская еда. По моей вкусовой шкале - на троечку. Как-то не особо зашло. Порции большие, двойные, индивидуальных не встречал. Вариантов блюд тоже немало, но поменьше, чем у немцев. В России можно купить на сайте Surv24.ru ("http://www.surv24.ru/catalog/sublimirovannaya-eda/" rel="nofollow"). Я покупал у них набор на три дня из 9 блюд на 18 порций за 7000 рублей (т.е. одно блюдо выходит по цене примерно 750-800 рублей). Для одного меня пакетика многовато, хотя кому-то, возможно, и маловато даже будет. Как по мне, пакеты слишком большие и неудобные. Впрочем, после запаривания верхушку можно срезать, и тогда есть из них будет удобнее. Ну, или вывалить готовое блюдо в тарелку, если кто ее берет с собой.

Mountain House

Тоже американцы и тоже как-то не фонтан чисто для меня (поставлю тройку, хотя оговорюсь, что пробовал только одно их блюдо). Опять же в основном порции двойные, видимо, в Штатах преимущественно ходят парами в походы. Но вроде у этого производителя стали появляться и индивидуальные порции. В ассортименте есть завтраки, перекусы, вторые блюда, вегетарианские блюда, даже десерты и мороженое. На пробу можно купить на том же сайте Surv24, а вообще есть официальный российский сайт Mountain House - "http://mtnhse.ru/" rel="nofollow". Но цены там какие-то негуманные (1290 рублей за блюдо). Пакеты тоже большие.

Voyager

Мой персональный фаворит. Настоящая французская кухня. По вкусу - твердая пятерка. Особенно поразила паэлья - после запарки практически не отличить от настоящей. Есть и завтраки, и основные блюда, и перекусы, и для вегетарианцев, есть наборы на несколько дней или, например, специально для марафона по Сахаре, куда включаются не только блюда, но и батончики, изотоники, вкусняшки и т.п. Причем наборы заказывать выгоднее - получается в сумме дешевле, чем те же блюда по отдельности. Когда срок хранения подходит к концу, обычно серьезно сбавляют цену (на 40-50%), так что и на этом можно сэкономить. Вообще, наткнувшись на них, приятно поразился цене - на фоне американских ценников и даже немецких блюда за 250-400 рублей выглядели “дешевыми”, относительно, конечно (сейчас, разумеется, с ростом курса евро цена подросла). Причем, что интересно, их сайт ("https://www.outdoor-food.co.uk/" rel="nofollow") четко определил мое географическое положение и автоматом выдал цену именно в рублях. Кстати, можно выбрать версию сайта на английском (см. выше), а также немецком, испанском, итальянском и французском языках, кому как удобнее. Единственная засада - несмотря на цену в рублях, в списке стран для доставки России почему-то не оказалось. Но я списался с продавцом напрямую по контактам на сайте и, задав вопрос в лоб, а можете ли вы выслать заказ в Россию, получил утвердительный ответ, после чего мне в список стран добавили РФ, и я сделал заказ. Оплата на сайте только через PayPal, хотя если контактируете напрямую, то возможна оплата и картой. Высылают заказ национальной почтовой службой Франции Colissimo (мне оба раза доставка обходилась примерно в 1600 рублей), и все три раза, что я у них заказывал, посылка до меня в Воронеж шла примерно 10 дней. Пакеты более компактные, чем у трех упомянутых выше производителей, что делает употребление пищи из них удобнее, но сделаны из плотной непромокаемой бумаги, которая сама по себе достаточно тяжела, то есть лишние грамм 15 она добавит.

MX3

Тоже французы, примерно похожий ассортимент, вплоть до наборов под какие-то конкретные цели и сроки. По вкусовым ощущениям - чуть похуже Voyager’а, но тоже на пятерку. Ориентированы в первую очередь на бегунов, поэтому на их сайте ("https://www.mx3.fr/gb/" rel="nofollow" - это английская версия), помимо походного питания, куча изотоников, гейнеров, энергетиков и прочей продукции, которая пригодится трейлраннерам. В отличие от других западных производителей имеются супчики (из восточной кухни). Цены - подороже вояджеровских, но не экстремально неподъемные (3,5-7,5 евро). Тоже шлют без проблем в Россию*, причем у них засад с отсутствием нашей страны в списке доставки замечено не было. Упаковка соразмерна с вояджеровской, но полегче.

* Видимо, надо оговориться, что я заказывал на французских сайтах походную еду в 2017-2019 годах, тогда действительно с доставкой проблем не было, но как дело обстоит сейчас, когда весь мир сходит с ума от “короны” и связанных с ней ограничений, сказать не могу.

Adventure Food

Голландский производитель. В моем личном рейтинге - на втором месте, так что тоже за вкус - пятерка. Узнал о них достаточно давно, но попробовать удалось лишь только после того, как их начал ввозить в Россию магазин “Спорт-марафон” ("https://sport-marafon.ru/brands/adventure-food/" rel="nofollow"). У них в наличии 17 блюд. Причем, как я понял, первая партия разошлась достаточно успешно - буквально за пару-тройку недель, и сейчас они завезли новую. Стоят они недешево, но и не экстремально дорого - от 480 до 700 рублей. Есть и пасты, и картошечка, и рис, и фасоль, и мюсли, и яичница-болтунья (к слову, отличная). Упаковка по размеру чуть больше, чем у MX3 и Voyager, а по весу сравнима с MX3, т.е. более легкая. Особенность - вес блюд разный, но в среднем примерно 120-140 грамм, при этом калорийность всех порций одинакова - 600 килокалорий (кроме яичницы - у нее 450 килокалорий).

3а. Украинские производители

Отдельно хотелось бы выделить украинских производителей. Если в чем и завидовать походникам с Украины, так это в том, что у них, в отличие от России, богатый выбор. Я знаю, по крайней мере, пяток украинских производителей, а попробовать и использовать в походах удалось продукцию трех. И да, их блюда тоже можно запаривать и есть прямо из пакетов, причем упаковка у всех гораздо более компактная, удобная и легкая, нежели, чем у западных европейцев и американцев. И срок годности поменьше - как правило, до 18 месяцев.

Харчi

В линейке Харчей 37 позиций - первые, вторые блюда, завтраки, перекусы, напитки. Есть как обычные блюда типа борща, картофельного пюре, так и более экзотичные, как банановая каша, чечевичный суп или чиа-пудинг (очень вкусный, к слову). Начинали они с сушеных блюд, но сейчас, видимо, в связи с расширением производства начали делать настоящие сублимированные блюда способом лиофилизации, когда готовое блюдо замораживается и сублимируется - как западные производители. Эта новая продукция у них появилась только в этом году, сам я ее не пробовал еще. Но то, что пробовал в виде сушеных блюд - очень понравилось. Несмотря на сложные отношения с Украиной заказать украинское походное питание можно, например, на сайте Кемпсайт ("https://campsite.com.ua/camping/provizia/l/harchi.html" rel="nofollow"). По крайней мере, еще в прошлом году мне с этого сайта заказ высылали (причем в качестве бонуса положили в посылку еще и одноразовые губки и пластиковую канистру для воды на 5 литров). В этом не пробовал. Посылка шла примерно две недели, стоимость доставки зависит от веса и обошлась мне примерно тыщи в полторы нашими рублями. Сушеные блюда стоят 30-50 гривен (80-140 рублей), сублимированные подороже - 80-90 гривен (215-250 рублей).

Iiдло

Другой крупный украинский производитель, в линейке которого позиций даже чуть больше - 42. И тоже имеются первые, вторые блюда, завтраки, перекусы и напитки. Цена - от 22 до 129 гривен. Это сублиматы, поэтому они дороже того, что делают Харчi. Но вот за вкус могу сказать, что они мне понравились меньше. Заказать можно тоже на Кемпсайте ("https://campsite.com.ua/camping/provizia/l/idlo.html" rel="nofollow").

Е=да

Своего рода “гаражный” производитель, т.к. до недавнего времени не имел официального сайта, а продавал свою продукцию на украинском аналоге нашей Ярмарки мастеров. Сейчас сайт ("https://e-da.com.ua/" rel="nofollow") появился. Тоже имеются в наличие как первые, так и вторые блюда, варианты для завтраков и для вегетарианцев. Ассортимент чуть поменьше, чем у коллег, но сделано очень качественно и вкусно. Особо хочу отметить такой момент - ко многим блюдам дополнительно прикреплены пакетики с солью и перцем, т.е. пользователь сам может добавить специи по вкусу. Среди того, что удалось попробовать у украинцев - эта продукция у меня на втором месте после Харчей. С нового сайта заказывать не пробовал, связывался в свое время напрямую с производителем по имени Игорь Таран, оплачивал с помощью карты через сервис PaySend на карту Приватбанка, посылка шла тоже примерно две недели. Ах, да, самое главное - это не сублиматы, а сушеные блюда. Стоят все одинаково - 50 гривен.

4. Отечественные производители

К сожалению, на отечественном рынке выбор производителей и блюд гораздо скромнее. Пока. Потому что в последние пару лет ситуация явно меняется к лучшему. И есть надежда, что будут развиваться и те, кто уже вышел на рынок, и новые игроки будут появляться.

Гала-гала

“Ветеран” среди производителей сублимированного туристского питания в нашей стране. Я лично с ними столкнулся где-то в году 2003-м. На тот момент альтернативы их продукции в России не было от слова вообще. Уже тогда ассортимент радовал разнообразием - и первые блюда, и вторые, и овощи, и фрукты, и мясо, и рыба, и даже молочка. Действительно, было очень компактно, легко, но вызывал вопросы размер порций, вкус явно был на любителя (знаю многих, кто до сих пор плюется от гала-галовских блюд), формат упаковки также устраивал далеко не всех (особенно из-за закачанного в маленькие пакеты азота, что приводило к их раздутию и необходимости прокалывать упаковку перед походом для более компактного размещения в рюкзаке). С тех пор практически ничего не изменилось. Складывается впечатление, что у производителя напрочь отсутствует желание развиваться и следить за новыми трендами на рынке. Возможно, их все устраивает - ну, и слава богу. Только лично я уже давно стараюсь их продукцией не пользоваться, если речь заходит конкретно о готовых блюдах. Отдельные компоненты - сублимированное мясо, рыба, грибы, фрукты, овощи и т.п. - у них по-прежнему на высоком уровне. Еще минус - компания до сих пор не обзавелась своим собственным интернет-магазином. Наиболее полно ассортимент ГГ представлен в этих двух интернет-магазинах: "http://suble-bu.com/" rel="nofollow" и  "http://subpay.ru/" rel="nofollow". Также продукцию ГГ можно купить в интернет-магазине “Каша из топора”: "https://kashatop.com/collection/sublimaty-gala-gala" rel="nofollow".

Леовит

Продукция “Леовита” применительно к туристским целям появилась чуть позже “Гала-Галы”. Порции у них были уже в полтора-два раза больше, ассортимент, правда, победнее, но для того, чтобы составить относительно разнообразную раскладку его хватало: есть и первые, и вторые блюда, и блюда для завтраков, и фруктовые палочки с напитками. Но опять же есть некоторые проблемы с вкусовыми качествами блюд. Ненавистников “Леовита”, пожалуй, даже больше, чем “Галы-галы”. Лично меня их продукция устраивает, особенно ценой. Но складывается впечатление, что, поскольку такие блюда в первую очередь делаются по госзаказам для различных сухпайков, то туристы и путешественники - далеко не главная целевая аудитория компании. С ассортиментом можно ознакомиться тут: "https://gos.leovit.ru/products/produkty-dlya-turistov-i-ekstremalov/" rel="nofollow". Собственного интернет-магазина у них тоже нет, наиболее полно можно закупиться в той же “Каше из топора”: "https://kashatop.com/collection/leovit" rel="nofollow"

Здоровая еда

Года три назад в уже упоминавшемся здесь интернет-магазине “Каша из топора” появилась продукция чебоксарской фирмы “Здоровая еда”, которая в принципе уже была хорошо известна поклонникам этого самого здорового питания: их сушеные овощи и фрукты продаются во многих розничных специализированных магазинах. Это был первый опыт на российском рынке блюд в дой-паках по аналогии с западными сублиматами, т.е. заваривать блюда и есть можно прямо в упаковке. Ассортимент до сих пор не сильно богат - всего 9 наименований ("http://zdorovo-eda.com/tyristicheskoe-pitanie" rel="nofollow"), это в основном вторые блюда и завтраки. И это не сублиматы все-таки (хотя в нашей расейской традиции общепринято называть сублиматами всю продукцию, из которой так или иначе удалена вода), а сушенка. Здесь уже порции вполне достаточны для того, чтобы накормить среднестатистического взрослого человека (в среднем 70 г, которые после добавления воды дают 300-400-граммовую порцию). Недавно появились еще 700-граммовые упаковки, рассчитанные на 10 человек - для тех, кто привык в походе питаться не индивидуально, а командно. По вкусу блюда очень напоминают леовитовские, но, по моим личным ощущениям, поприятнее и посытнее. Кроме этого, компания продолжает активно производить всякую прочую сушеную продукцию, с которой можно познакомиться здесь: "http://zdorovo-eda.com/" rel="nofollow". Единственное место в интернете, где можно купить туристскую “Здоровую еду” - по-прежнему сайт “Каши из топора”: "https://kashatop.com/collection/zdorovaya-eda-bystrogo-prigotovleniya" rel="nofollow". Цены - от 63 до 136 рублей за порцию. Также иногда пакетики “Здоровой еды”  появляются на сайте “Сплава” и в их розничных магазинах.

Тройная точка

Приятным открытием в этом году стало появление на рынке продукции компании “Тройная точка” ("https://www.troinaya.ru/" rel="nofollow"). Я наткнулся на нее в “Спорт-Марафоне”, но сейчас купить ее можно не только там. Это настоящие сублиматы, сделанные по методу лиофилизации. Что это такое и какие вообще планы у компании, можно узнать из лекции гендиректора “Тройной точки” Артема Сухарева на ютуб-канале “Спорт-Марафона”: "https://www.youtube.com/watch?v=xGdC4pieRkw" rel="nofollow". Я заказал на пробу несколько их блюд (омлет, рис с лисичками, гречку с говядиной, суп том-ям). Могу сказать, что это реально вкусно и сытно. Плюс - упаковка по типу западных брендов, когда в пакете можно запаривать блюдо и есть. Минус - достаточно высокие цены и пока еще очень скудный ассортимент. Похоже, ребята только нащупывают свои пути на рынке, но общий подход радует, хотя и удивляет некоторой экзотичностью в выборе блюд. В общем, будем наблюдать. Очень хочется, чтобы в России появился крутой производитель туристского питания, но для этого им еще необходимо как следует поработать над своей продуктовой линейкой. Заказать то, что уже выпускается, можно тут: "https://sport-marafon.ru/brands/troynaya-tochka/" rel="nofollow".

Равновесие

Одновременно с “Тройной точкой” в “Спорт-Марафоне” (а также в интернет-магазинах “Каша из топора”, “Будь готов”, Subpay и некоторых других) появилась продукция бренда “Равновесие”, которая позиционируется, как “премиум-сублиматы”. Сам не пробовал, но, судя по тем отзывам, что уже есть в сети, “премиум” заключается пока только в экзотичных названиях типа “детокс-коктейль”, “митболы со стручковой фасолью”, “норвежский рыбный суп” и т.п. и цене (320-550 рублей за порцию). В отношении вкусовых качеств в интернете пока больше негативных отзывов, чем положительных. Ассортимент тоже пока не очень широк - если не брать в расчет детокс-коктейли, всего 6 наименований. Желающие попробовать могут заказать эти блюда тут: "https://sport-marafon.ru/brands/ravnovesie/" rel="nofollow". Наконец, сайта производителя в интернете обнаружить не удалось, поэтому что-то конкретное о нем сказать не представляется возможным.

Председатель

Отечественный “гаражный” бренд, так сказать. А конкретно - двое ребят-походников Константин Севрюков и Андрей Сеславин, которые, как они сами утверждают, любят вкусно поесть в походе. А потому озадачились собственным производством сушеных ингредиентов для походной кухни и составлением из них разнообразных блюд. Вот их лекция все в том же “Спорт-Марафоне” (и я там был): "https://www.youtube.com/watch?v=xynOwhLJCxQ" rel="nofollow". Можно по-разному относиться к такой “самодеятельности”, мне встречалось мнение, что у подобных самопальщиков покупать еду “да ни в жисть”, ведь у них нет никаких сертификатов и прочих официальных документов, типа “кто будет отвечать”, если вы отравитесь их продукцией. Это в какой-то степени справедливо. Но я рискнул и попробовал. Скажу - это действительно очень качественная и вкусная походная еда, сделанная с любовью самими туристами под свои потребности. Особенно мне нравится возможность комбинировать различными компонентами (основой и гарнирами) и заказывать не блюда целиком, а эти самые компоненты - получается этакий “конструктор” походного питания. С полным ассортиментом можно ознакомиться тут: "http://predsedatel.su/" rel="nofollow". Там же можно заказать, что надо. Причем очень большой плюс в том, что с производителем можно обсудить ваши конкретные хотелки и потребности и сделать порции, например, больше или меньше, добавить или убрать то, что вы не перевариваете и т.д. Опять же - заказать блюда в специальной упаковке, из которой можно есть, не используя обычную посуду. Цены вполне доступные (120-260 рублей). Минусы - более длительный срок исполнения заказа, т.к. все готовится конкретно под вас, и не слишком большой срок хранения - до полугода. На всякий случай - независимый отзыв на продукцию “Председателя”: "https://www.youtube.com/watch?v=KeBQ04yehKo" rel="nofollow"

Сплав

Известный магазин снаряжения “Сплав” ("https://www.splav.ru/" rel="nofollow") с недавних пор озадачился производством собственного сублимированного мяса. В продаже есть вареная говядина и свинина в виде небольших кусочков и фарша в упаковках по 10 и 50 г. Мясо отличное, особенно то, что кусочками, 10-граммовой упаковки хватает в качестве мясной добавки аккурат на одну порцию какой-нибудь каши. Стоит это удовольствие от 70 до 420 рублей. Заказать можно на сайте “Сплава” в разделе “Сухпайки, рационы питания, ИРП”: "https://www.splav.ru/catalog/military-tactics/raciony-pitaniya/" rel="nofollow" или купить в розничных магазинах сети.

Sublimaty.com

В этом году я обнаружил еще один интернет-магазин походного питания ("https://sublimaty.com/" rel="nofollow"), с которым пока еще дела иметь не приходилось. Территориально он расположен в Екатеринбурге, а интересен тем, что у них есть продукция под собственным брендом. По формату, развесовке и ассортименту очень напоминает “Здоровую еду”, но есть некоторые позиции, которых у ЗЕ нет. Могу предположить, что это что-то типа популярного ныне брендирования уже существующей продукции или спецзаказ у той же “Здоровой еды” или “Леовита”. Но, может быть, и ошибаюсь. Попробовать пока не удалось, но обязательно сделаю заказ в ближайшем будущем. Блюда упакованы в металлизированные дой-паки, в которых можно их запаривать и есть; в наличии первые и вторые блюда, блюда для завтраков, витаминные напитки. Порции стоят от 85 (супы) до 110 рублей (вторые блюда), что вполне бюджетно, на мой личный взгляд. Также есть порционные кетчуп и подсолнечное масло в стиках, что очень удобно. К слову, в этом же интернет-магазине продаются и “леовитовские” пакетики - супы, каши.

Кронидов

Продукцию “Кронидова” ("https://kronidov.ru/" rel="nofollow"), наверное, уже не стоит представлять: за последние пару лет этот бренд прочно завоевал симпатии рыбаков, охотников, туристов как своим качеством, так и разнообразием имеющихся блюд (более 70 позиций!). Да, это не сублиматы, а полноценные готовые блюда в мягких реторт-упаковках, но для коротких выходов и ПВД этот форм-фактор вполне подойдет и туристам.

Спецпит

Еще один интересный, на мой взгляд, производитель - Спецпит ("https://spec-pit.ru/" rel="nofollow"), который работает на рынке ИРП для госструктур, но в то же время выпускает линейку суточных рационов питания для туристов, рыбаков и охотников - это так называемая серия “Профи” ("https://spec-pit.ru/catalog/sukhie_payki_seriya_profi/" rel="nofollow"). Изначально было всего три варианта таких пайков, но к чести производителя он внимательно прислушивается к пожеланиям покупателей, и год назад расширил свое предложение вариантами на каждый день недели, в которых основные блюда (завтраки, обеды, ужины) не повторяются, что замечательно разнообразит походное меню. По качеству и объему эти блюда напоминают “леовитовские”. Главное преимущество подобных пайков - это полноценное меню на весь день. Это весьма актуально для тех, кто вообще не хочет заморачиваться выбором продуктов и составлением раскладки в поход - все уже сделано за вас: тут есть не только готовые блюда, которые достаточно разбавить кипятком, но и напитки, батончики, орешки, шоколадки, повидло, соусы, галеты, конфеты, специи и т.п. Каждый паек содержит примерно 2300 килокалорий, весит 750 грамм (первоначальные варианты были легче - 450-500 г), что в принципе соответствует стандартной походной раскладке у большинства туристов. Исходя из личного опыта, не могу сказать ничего плохого про эти рационы, очень удобно, но в длительном походе строить меню только на основе этих сухпайков не стал бы, а на 2-3 дня - почему бы и нет. Стоят наборы недешево - 645 рублей, у перекупщиков - 850-950 рублей.  Заказать их можно прямо на сайте производителя, в рознице я эти рационы видел в магазинах “Сплав”.

5. Интернет-магазины походного питания

Интернет-магазинов походного питания в сети сейчас достаточно много. Расскажу о двух, которыми пользуюсь сам и которые хороши своей универсальностью.

Каша из топора

"https://kashatop.com/" rel="nofollow"

Существует в сети уже достаточно давно. Создан ребятами, которые сами регулярно ходят в походы и которые достаточно хорошо понимают, что обычному туристу надо в плане еды. Пытаются делать кое-какие продукты под собственным брендом. Ассортимент, пожалуй, самый широкий среди прочих, представлены все основные отечественные производители, которых так или иначе можно использовать туристам. После первой же покупки дают скидку 5% на последующие покупки, причем для этого даже не обязательно регистрироваться в магазине, продавцы сами отслеживают ваши покупки по электронному адресу, который вы вводите при покупке, чтобы на него высылали чеки и информацию об отправке.

Freezedried&Co

"https://www.freezedriedandco.com/" rel="nofollow"

Французский интернет-магазин, представленный версиями на трех языках (французский, английский, испанский, ссылка выше - на английскую версию). В нем представлены практически все европейские производители сублиматов - от Испании до Норвегии и от Франции до Польши. Рассылают заказы по всему миру. Есть любопытная опция автоподбора походного меню в зависимости от количества дней, целевого потребления калорий, ходовой нагрузки, количества участников и т.п.

Другие интернет-магазины:

"https://sublimaty.com/" rel="nofollow" - этот магазин уже упоминался выше; интересен в первую очередь собственными брендированными блюдами в дой-паках.

"http://www.surv24.ru/catalog/pokhodnaya-eda-i-pitanie/" rel="nofollow" - ориентирован в первую очередь на “выживальщиков”, но и для туристов там найдется много всего полезного, не только в плане еды.

"https://bready.ru/catalog/pitanie/" rel="nofollow" - тоже магазин для “выживальщиков”.

"https://www.tur-eda.ru/catalog/228/" rel="nofollow" - магазин компании “Территория странствий”, продают не только походное питание, но и снаряжение; что касается питания, то выбор достаточно широкий.

"http://suble-bu.com/" rel="nofollow" - если вы поклонник “Галы-галы”, то вам сюда - этот магазин торгует только продукцией этой компании.

"http://subpay.ru/" rel="nofollow" - в этом магазине тоже много продукции “Галы-галы”, но в отличие от предыдущего - не только ее.

https://шанти-шанти.рф/goods/food-and-spices/ - в “магазине для тех, кому не сидится на месте” также неплохой раздел “Еды”, есть даже пельмешки.

6. Меню из соседнего гастронома

В жизни не всегда удается затариться нужными продуктами заранее, частенько просто давит жаба покупать дорогие импортные сублиматы, доставка из отечественных интернет-магазинов сейчас хоть и достаточно быстрая, но все равно требует какого-то времени, а иногда возникает ситуация, что вот уже завтра намечается выход на 2-3-5 дней, а в распоряжении только ближайший гастроном. Для таких случаев составил для себя примерное меню из имеющихся почти в каждом сетевом магазине продуктов, которыми быстро и достаточно бюджетно можно закупиться за один заход (цена, естественно, будет варьироваться от региона к региону, но хотя бы порядок цифр понятен). Может быть, кому-то подобный “шаблон” пригодится.

Из расчета на 1 человека в день.

ЗАВТРАК (117 г, 478-498 ккал, 100 руб.)

- каша овсяная (Быстров, 40 г, 150 ккал, 27 руб.) или каша 5 злаков (Быстров, 40 г, 130 ккал, 27 руб.)

- кусочки фруктовые (Фрутоняня, 15 г, 47 ккал, 35 руб.)

- шоколад (Бабаевский, 50 г, 250 ккал, 30 руб.)

- кофе 3 в 1 (Jacobs, 12 г, 51 ккал, 8 руб.)

ОБЕД (53 г, 142 ккал, 107 руб.)

- быстросуп с сухариками (Gallina Blanca, 17 г, 70 ккал, 32 руб.)

- кальмар сушено-вяленый (Сухогруз, 36 г, 72 ккал, 75 руб.)

КАРМАНКА/ПЕРЕКУС (110 г, 494 ккал, 99 руб.)

- батончик (Snickers, 50 г, 248 ккал, 37 руб.)

- карамель леденцовая (Малютка, 5 конфет = 20 г, 78 ккал, 5 руб.)

- смесь фруктово-ореховая (ЕМ!, 40 г, 168 ккал, 57 руб.)

УЖИН (193-219 г, 713-866 ккал, 228-241 руб.)

- вермишель б/п (Роллтон, 60 г, 270 ккал, 20 руб.) или гречка с мясом (Быстров, 40 г, 136 ккал, 30 руб.) или пюре картофельное (Preston, 34 г, 107 ккал, 17 руб.)

- колбаски копченые (Пиколини, 50 г, 260 ккал, 88 руб.)

- кетчуп порционный (Heinz, 9 г, 9 ккал, 3 руб.)

- чай в пакетиках (Greenfield, 2 г, 0 ккал, 3 руб.)

- сахар в стиках (Чайкофский, 2 стика = 10 г, 40 ккал, 3 руб.)

- хлебцы ржаные (Бородинские, 50 г, 185 ккал, 21 руб.)

- сыр плавленый ломтиками (Hochland, 2 ломтика = 38 г, 112 ккал, 93 руб.)

ИТОГО:

вес - 473-499 г

калорийность - 1827-1975 ккал

цена - 534-547 руб.

7. Итог

В идеале хотелось бы иметь у нас в России хотя бы пару-тройку крепких производителей сублиматов, у которых будет достаточно широкая (не менее 20 как минимум) линейка блюд для всех основных приемов пищи. То, что сейчас происходит на рынке, вселяет сдержанный оптимизм. Видимо, этому способствуют в некоторой степени и все те «ковидные» ограничения, которые заставляют многих людей повернуться лицом к активным видам отдыха в нашей стране из-за невозможности выезжать за границу как прежде. Так что нет худа без добра, как говорится. Будем наблюдать.

Будьте здоровы, ходите в походы и приятного аппетита!