Полезное в библиотеке

Год издания: 2000
Лекция в школе НТП+СТП при турклубе МГУ, Ярыкина А.Н.

Введение.

Едим все мы каждый день, однако о научной стороне питания задумывается мало кто, разве что желающие похудеть. Да и вообще, нужна ли какая-нибудь наука о питании? Ведь когда мы идем в лес на два дня, мы прекрасно справляемся. Кто-то даже наверняка ходил в простые походы на неделю-две, где завхоз не следовал никакой науке, а составил список продуктов, исходя из “домашнего” жизненного опыта. Правда, в таком случае что-то не съедается, а чего-то не хватает, но никто с голода не умирает. Но в более сложных походах, где вес рюкзака и самочувствие участников играют немаловажную роль, такой подход уже не годится, т.к. то, что не съедается, приходится зря тащить, а что-то более полезное останется дома. Для того, чтобы этого избежать и разработана специальная наука.

Основы правильного питания. Основное назначение питания всем понятно: из еды мы получаем энергию, которую тратим на то, чтобы идти, нести рюкзак, сох ранять тепло, даже спать. Сколько энергии мы расходуем? В полном покое на поддержание жизни (основной обмен) взрослый человек потребляет примерно 1 ккал в час на 1 кг массы тела. Это составляет для женщин около 1500, для мужчин - 1800-1900 ккал в сутки. Но мы не лежим весь день в покое, а при движении расходуем больше энергии. Сидя - 1.5, стоя - 1.6 ккал в час на 1 кг. При ходьбе по ровной дороге - 3, с рюкзаком 10-15 кг - 6. Турист с рюкзаком 20 кг, поднимаясь в горку крутизной 20o тратит около 8 ккал в час на кг массы тела, или 500-600 ккал в час. Расход энергии при движении зависит не только от массы, но и от физической подготовки: чем она лучше, тем меньше энергии требуется. Таким образом в городе и несложных пеших и водных походах мы тратим 2500-3500 ккал в сутки. В горных и лыжных походах III к.с. энергозатраты составляют в среднем 3-4 тыс.ккал в сутки, а в отдельные дни - до 6 тыс.ккал. В сложных походах они возрастают до 5-6 тыс.ккал в сутки в среднем, а в штурмовые дни - до 7-8 тыс.ккал.

Основные компоненты пищи, дающие энергию - это белки, жиры и углеводы. Эти компоненты по-разному усваиваются организмом и служат для разных целей.

Белки - основной строительный материал клеток. Наиболее ценен белок животного происхождения, т.к. он содержит незаменимые аминокислоты. Недостаток белков в рационе приводит к нарушению обмена веществ, снижению работоспособности, затрудняет адаптацию к походным условиям. В тяжелых случаях может привести к серьезным функциональным расстройствам. Излишек белков в горах тоже может затруднять обмен веществ.

Жиры - источник энергии в покое и при слабых нагрузках. Также участвуют в обменных процессах. Важны и животные, и растительные жиры.

Углеводы - основной источник энергии. Усваиваются быстрее, чем жиры, при этом затрачивается меньшее количество кислорода и практически не образуется вредных для организма веществ. Поэтому выгодно потреблять их при интенсивной работе. Самый известный углевод - сахар - содержится в крови человека . При работе мышцы получают энергию за счет его окисления. Если нагрузка очень длительная, содержание сахара в крови падает, что вызывает чувство усталости мышц. В таких случаях несколько кусочков сахара или сладкий напиток помогают быстро восстановить силы, т.к. сахар всасывается в кровь очень быстро.

Очень важную роль в сбалансированном питании играет соотношение Б, Ж, У (по массе). Оно зависит от образа жизни. В городской жизни здорового человека, а также несложных пеших и водных походах оптимальным считается соотношение 1:1:4 . Если поход проходит в холодных климатических условиях (лыжные), то увеличиваются затраты энергии на сохранение тепла, т.е. увеличивается доля жиров в БЖУ. В таком случае соотношение принимает вид 1:2:3, или 1:3:4 в более сложных походах. В горах, где в воздухе не хватает кислорода, организм не может усвоить большое количество жиров, т.к. при их окислении расходуется больше кислорода, чем при окислении белков и углеводов. Кроме того, для адаптации к высокогорью нужно больше белков. Поэтому считается оптимальным соотношение 1:0.7:4 для Кавказа, 1:0.7:5 - для более жарких или высоких районов (Средней Азии). Конечно, эти цифры приблизительны, и соблюдать их надо не каждый день, а в среднем за несколько дней или поход.

Кроме белков, жиров, углеводов человеку для полноценного питания нужны минералы и витамины. Некоторые из них содержатся в пригодных для похода продуктах, но, в-основном, в походе приходится получать их из специальных препаратов…

Сколько продуктов туристы могут брать в поход? Максимум - 1 кг на человека в день, и то если поход недлинный, несложный и по ровной местности. В горы, даже легкие походы, больше 850-900 грамм/чел.день не возьмешь. В походы II-IV к.с. берут 700-800 г, а в более сложные, где вес рюкзака существенно ограничен - 600-700. Облегчают жизнь заброски, если удается их сделать. (заброска - это вещи, продукты в упаковке, которая оставляется под камнями, у местных жителей, на турбазах)

Посчитаем, какое же максимальное количество энергии мы можем получить из пищи в походе. Энергетическая ценность белков, жиров и углеводов различна: 1 грамм белков и углеводов дает 4.1 ккал, 1 грамм жиров - 9.3. Кроме них в продуктах содержатся еще и некалорийные компоненты, например вода, клетчатка. Но, к сожалению, наш организм не может усвоить все б,ж,у какого-либо продукта. Усвояемость зависит как от свойств продукта, так и от человека: от его усталости, уровня адаптации, даже от настроения. В среднем неусвояемая и некалорийная часть пищи составляет около 30%. Таким образом, если соотношение БЖУ в пище, например, 1:1:4, то в среднем калорийность 100 грамм еды получится равной 497 ккал - 30% » 350 ккал. Для горного похода в Азии калорийность 100 грамм выйдет всего 325 ккал.

Итак, рацион горного похода в Азии массой 750 грамм обеспечивает нам всего 2.5 тыс ккал в сутки. Значит, восполнить все энергозатраты за счет еды не получится. Оставшиеся 1-4 тыс.ккал организм восполнит за счет собственных жировых отложений. Конечно, у одних их много, у других мало, но в среднем на жировые отложения приходится 15-20% массы тела. Из этих запасов взрослый человек может без существенного вреда для здоровья позаимствовать 60-70 тыс.ккал. Если же требуется больше - падает работоспособность, притупляется внимание, поэтому длительность походов приходится ограничивать. Период времени, в течении которого турист может переносить нагрузки без вреда для здоровья и существенного снижения работоспособности называется безопасной длительностью похода (БДП). Она зависит от подготовки туриста, от маршрута, от психологического климата в группе, от организации питания, и для взрослых людей не превышает 30-35 дней.

Тут надо сделать отступление для желающих похудеть. Поход - внешне очень привлекательная для этого возможность. Но надо осознавать, что быстрое снижение веса при значительных физических нагрузках небезопасно. Оно чревато заболеваниями для самого голодающего, но может привести к несчастным случаям, и тогда пострадает уже вся группа. А кроме того, быстро потерянный вес также быстро восполняется в городе, при прекращении нагрузок.

Плавающая раскладка. В первые дни похода организм туриста попадает в непривычные условия и начинает перестраиваться на новый режим работы. Повышенная нагрузка ложится на мышцы и на сердечно-сосудистую систему. Соответственно другие органы, и пищеварительные тоже, снабжаются кровью хуже, чем обычно. Значит желудок хуже переваривает пищу, печень хуже отфильтровывает яды и т.д., т.е. начинается самоотравление организма. Поэтому в первые дни похода снижается аппетит. Если пытаться есть насильно или просто продолжить резкий набор высоты, усиление нагрузок, концентрация ядов в крови растет, и организм начинает срочно избавляться от их источников. Начинается расстройство желудка. Это ослабляет организм и в конечном итоге приводит к обострению горной болезни и к снижению БДП для данного участника, а также организм тратит силы на борьбу с отравлением и, следовательно, затягивается акклиматизация. Поэтому в начале похода нельзя есть через силу. Приходится есть значительно меньше, чем надо для компенсации энергозатрат. Недостающее организм возьмет из жировых отложений, которые не надо переваривать. Итак, в период акклиматизации калорийность рациона не должна превышать 2.5 тыс.ккал. Далее, к 5-6-ому дню ее можно повысить до 3-3.2 тыс.ккал. Можно, но в горах часто не получается из-за ограничения веса.

На основной части маршрута в отдельные, штурмовые дни нагрузки достигают 6-8 тыс.ккал. и, казалось бы, столько же надо съесть. Но на самом деле как раз в самые тяжелые дни повышать калорийность рациона не стоит. Дело в том, что за штурмовой день организм расходует столько сил, что на переваривание пищи энергии остается мало. Поэтому в такой день стоит увеличить только количество легкоусвояемых углеводов. А вот на следующий день, если есть возможность, можно добавить жирной и тяжелой пищи, увеличить калорийность рациона.

При выходе из района нагрузки падают, акклиматизация давно прошла, запасы организма уже частично израсходованы. Все это приводит к повышенному аппетиту, постоянному чувству голода, кровожадным шуточкам в адрес завхоза. Но тут, если не было возможности сделать заброску на последнюю часть маршрута, ничего не поделаешь. Можно лишь перейти на низкокалорийные, но трудноусвояемые продукты (горох), чтобы обмануть голод.

Режим питания. Карманное питание. Как организовать питание в походе в течении дня? Лучше всего постараться сохранить домашний режим. Общеизвестно, что питание всухомятку вредно, в походе, конечно, тоже. Поэтому хотя бы завтрак и ужин должны быть горячими. Горячий обед готовить обычно некогда, тогда он заменяется сухим перекусом с растворимыми напитками типа ZUKO. Если позволяет время и количество топлива, можно приготовить и чай. В поход ах в очень жарких районах бывает так, что приходится терять 2-3 часа дневного времени на пережидание жары. Тогда, конечно, можно приготовить и обед. Поскольку туристы всегда голодны, а работать приходится много, “дотянуть” до перекуса, а потом до ужина бывает тяжело. Уже через 2-3 часа после завтрака все мысли - о еде. Для того, чтобы скрасить эти часы, желательно брать с собой так называемое карманное питание. Его дежурные раздают с утра, и каждый ест когда хочет.

На завтрак надо выделить 30% калорийности. Он должен обеспечить работоспособность до обеда. Но на утренние часы приходится обычно самый сложный участок пути, и переваривание пищи затруднено; к тому же многие люди не привыкли с утра много есть, не могут есть спросонья. Но на одном карманном питании до перекуса не дойдешь. Поэтому завтрак должен быть не только калорийным, но и хорошо усвояемым, небольшим по объему и, очень важно, приятным на вкус.

Карманное питание служит для быстрого подкрепления а также помогает обманывать чувство голода. В него выделяют углеводные продукты - печенье, конфеты, сухофрукты. Кислые конфеты и сухофрукты помогают также от пересыхания рта. На это уходит 10-15% суточной калорийности.

На перекус тратят 30-35%. Здесь нужно сочетание легкоусвояемых продуктов для быстрого восстановления потраченных сил (сахар, вафли, щербет, соки) и трудноусвояемых жирных продуктов (колбаса, сало, халва), которые будут медленно окисляться до ужина.

На ужин остается 25% калорийности. Он должен компенсировать дневные энерготраты. Здесь хороши белковые и углеводные продукты: мясные и молочные каши, макароны, супы. Т.к. вечером обычно есть время, можно спокойно и обстоятельно пить чай. Чая должно быть много, хорошо бы к нему достать чего-нибудь вкусного: печенья, пряников… Тогда вечернее чаепитие расслабляет, снимает физическое и эмоциональное напряжение.

Требования к походным продуктам. Не портятся (? не мясо, не вареная колбаса), легкие (не тушенка, не овощи), калорийные, хорошо усвояемые, выдерживающие и мороз, и жару.

Требования к упаковке продуктов. Существует несколько способов хранить и переносить продукты в походе. Можно ссыпать , скажем, всю гречку в один мешок, все мясо в другой, все сухари в третий, и по мере надобности расходовать. Тогда всего получится мало мешков, что удобно; но будут проблемы с учетом оставшихся продуктов. Противоположный подход: все продукты расфасовать порциями на 1 раз, и скомпановать мешочки: все на 1-ый ужин, все на 3-ий перекус,… В таком случае максимально облегчается работа дежурных, но если надо усилить один ужин за счет другого, возникают сложности. Многие предпочитают промежуточный вариант: Продукты фасуются нормами на 1-3 раза, но не собираются по едам.

Потом разделяются продукты на периоды между забросками, упаковываются плотно, герметично (бочки, коробки, но подъемные), составляется опись…

Употребляемые продукты (нормы, упаковка, когда едят).
Для горячего:
- крупы (60-90 гр, пластиковые бутылки, пакеты из-под сока)
- макароны (лучше рожки) (70-100 гр, пакеты из-под сока, полиэтилен+тряпичный мешок)
- сухое мясо (25-50 гр, пакеты+тряп)
- сухие супы (завтрак, ужин: 50-60 гр + досыпка 15-30 гр + мясо 20-30 гр; обед: 40-60 гр, пакеты полиэтилен + тряпичный мешок на несколько раз)
- сухмол ( 15-40 гр, пластиковые бутылки на много раз, пакеты на 1 раз)
- масло топленое (15-40 гр, банка из-под кофе, шарики на 1 раз)

в холодном виде:
- сухари черные (как сушить) (20-25 грr 2-3 раза, пачка на 1 раз, женский чулок, или в пакеты из-под сока)
- сухари белые (20-40 гр, как черные)
- колбаса (сырокопченая), сыр, сало (иногда хорошо идет)(фольга, тряпка, не пакеты)
- сахар (лично: кусочками 65-80 гр (12-14 кусочков) в день, пачка (перекладывать долго),
- в каши: 15-20 гр (2.5-4 кусочка), можно песок в бутылки, кубики в общей пачке)
- печенье, вафли, пряники, щербет, халва, козинаки, арахис в сахаре, подушечки, сушки (20-50 гр в зависимости от времени дня, расфасовать на раз)
- сухофрукты, конфеты (30-50 гр, мешочки)
- ZUKO (или что-то вроде), лимонная и аскорбиновая кислота

Относительно новые продукты:
- ранние завтраки - мюсли, крупы Nordic
- завтраки и быстрые обеды - карпюр, китайская вермишель
- чипсы, крекеры

не забыть: соль, чай

Уже говорилось, что аппетит в походе зависит от настроения. Для этого очень важен внешний вид пищи, вкусовые качества. Помогают различные приправы (лучше с сильным вкусом):
- лук, чеснок, сухая морковь,
- соус томатный, кубики

Есть такие продукты, которые не необходимы в походе, но поднимают настроение…
- кофе растворимый (легкий, а многие любят),
- какава,
- лимон с сахаром,

Для разнообразия:
- иногда вкусные консервы (рыбные - шпроты, лосось, килька;
- сладкие - сгущенка, вареная сгущенка),
на дневку:
- сухофрукты на компот, тушенку, любые консервы, солености, маринады, сложные блюда