Полезное в библиотеке
А вы на чем плывете?... (О психологии на кросс-походе)
Этап «Психология» во время кросс похода проводится уже четвертый год. Обычно он состоит из Игры или группового обсуждения, наблюдения за работой команды на техническом этапе и анкетирования.
В этом году участники должны были вместе выполнить довольно необычное задание – придумать плавательное средство или морское судно, на которое похожа их команда, а затем подумать, какой частью этого судна являются они сами.
Известно, что метафора позволяет обнаружить новый смысл в привычных явлениях, расширяет и обогащает наше восприятие себя и других. Меткое сравнение может дать новое видение отношений и способствовать улучшению взаимопонимания между людьми.
Поэтому задание на Этапе «Психология» в этом году, как нам кажется, давало возможность не только психологам наблюдать за работой команды, но и у самих участников была возможность поразмышлять о своей группе - целях похода, мотивации участников, о своем месте в группе, услышать мнение других. А общий рисунок делал эти представления наглядными и очевидными для всей команды.
Поскольку работа получилась очень живой и интересной, мы хотим поделиться ее общими результатами. С разрешения участников, мы приводим их рисунки (кстати, очень порадовала открытость и готовность ВСЕХ команд без исключения показать свой рисунок и посмотреть творческие работы других команд). И, кроме того, мы прилагаем небольшое описание особенностей судов, которые «плавают» в турклубах «Вестра» и МГТУ им. Баумана.
ВАЖНО:
Рисунок каждой команды – не просто рисунок, а достояние переживаний и отношений внутри группы. В этом смысле анализ содержания рисунков может строиться только на совместном рассмотрении рисунка, группового обсуждения, наблюдении за работой команды, знакомстве с участниками и т.д. Только исходя из контекста группы можно заключить о том, что означает тот или иной объект на рисунке.
В этом смысле интерпретации отдельно рисунков могут быть интересны и разнообразны, но остаются на уровне равновероятных предположений.
Водные суда
Идеи плавательных средств, которые придумывали команды, были яркими и разнообразными: болотоход, ледокол и прогулочный трамвайчик, легкие быстроходные яхты (спортивная и деревянная), лодки, в том числе лодка деда Мазая, плоты (весельные, с парусом, мотором и спиртными напитками ;-), шлюп, бот, галера, 2 запараллеленных баркаса. Были суда, не существующие в действительности и придуманные участниками во время обсуждения, – например, катамаран из пластиковых бутылок. Было даже экзотическое судно - папирусная лодка «Ра» Тура Хейердала.
Кроме того, много идей рождалось по ходу обсуждения, но по разным причинам они не нашли своего воплощения. Например,
- моторная лодка
- полицейский катер
- фрегат
- катамаран-тримаран
- галера с рабами
- спасательный круг
- надувной банан
- надувной матрас
- надувная баба!
- вязанка тростника, связанная в один пучок
- летучий голландец
Создавая тот или иной «образ» собственной группы, участники размышляли над такими ее особенностями, как надежность и управляемость, что находило свое отражение во внешнем виде судов, его деталях и агрегатах. Например, на некоторых судах был не только руль, но и подруливающий парус ;-). Другие плавсредства могли иметь надежный корпус, но при этом дрейфовали, имели сложности с управлением. Важными оказались назначение судна (спорт, отдых, развлечения, познание), атмосфера, а также слаженность и общность целей. Например, если группа замечала разность целей, это могло выражаться как в более долгом обсуждении, так и в самой конструкции судов (цельная конструкция или несколько соединенных между собой блоков).
Одно из самых сильных впечатлений от этапа – возможность в рисунке увидеть своеобразие, уникальность каждой команды: ее целей, интересов, настроя и общения внутри группы. Это видно даже при беглом взгляде на рисунки. Ведь прогулочный трамвайчик – это совсем не то же самое, что ледокол, а спортивная яхта совсем не похожа на плот или катамаран. И это своеобразие, на наш взгляд, само по себе является ценным, т.к. отражает общие цели и интересы участников, которые для каждой команды свои.
Нам показалось интересным, что у некоторых групп, помимо собственно судна, на рисунке изображены представители флоры и фауны (рыбы, зайцы, лягушки и даже русалки), климат (солнце, облака) и рельеф окружающей местности. А на одном из них присутствовал даже Алексей Геннадьевич! (то ли в виде дельфина, то ли в виде крокодила ;-). На наш взгляд, это может говорить, с одной стороны, о важности общения и социального окружения для группы, с другой - об умении видеть, куда и в какой среде они «плывут».
Роли в группе
Если группу в целом можно сравнить с плавательным средством, то каждого члена группы – с какой-то частью этого средства. Каждому участнику предлагалось выбрать ту часть судна, которая бы соответствовала его самоощущению и восприятию себя в группе – роли и функции, которые он выполняет в жизни группы и межличностном общении.
На втором этапе определить роль и место каждого участника группе предлагалось уже в совместном обсуждении. Самооценка и восприятие других членов группы могли отличаться, благодаря чему у участников была возможность расширить представление о себе, получив обратную связь от других членов группы.
Например, носовая часть судна – разбивает волны, первая может встретить опасность. С носовой частью группа, предположительно, могла ассоциировать того участника, который обычно идет впереди, разведывает новые места, любит риск, первым сталкивается с опасностью или неопределенностью.
На этом примере понятно, что психологическая роль участника далеко не всегда совпадает с его формальной должностью (реммастер, завхоз и т.п.), она значительно шире и описывает не только определенные умения, но и содержание жизни участника в группе, включая особенности его характера, поведения, отношение к другим людям.
Как не бывает одинаковых людей, так не бывает и повторяющих друг друга коллективов. За время этапа мы не встретили 2-х судов с одинаковым набором ролей и функций.
На многих судах и плавательных средствах присутствовали:
- мотор (задает ход, темп, движение вперед)
- руль, штурвал (задает направление движению, поворачивает судно)
- весла или весло (двигает, поворачивает, подруливает, когда куда-то заносит)
- парус (двигает судно, задает направление, украшает)
- мачта (опора, основа, заметная часть судна)
- корпус, каркас судна (основание, поддержка, несущий элемент)
- камбуз («хранение вкусняшек», обеспечение)
- якорь (удерживает, позволяет стоять на месте)
- спасательный круг (функция спасения, надежды, безопасности)
- смотровая корзина на мачте (ориентировка в окружающей среде, предупреждение об опасностях и о грядущих событиях, сигнальная функция)
- флаг (представительская функция, опознавательный знак)
Капитанам часто приписывалась функция управления: руль, направляющий парус, штурвал, мотор. Девушки наделялись функцией заботы, украшения, создания уюта: аптечка, украшение на носу судна, цветок, «фея домашнего очага». Любопытно, что с камбузом ассоциировали чаще ребят – хранение еды, «вкусняшек», спиртных напитков ;-)
Встречались и очень нестандартные, уникальные для каждой группы, решения:
- «солнце» группы
- ветер
- рупор
- компас
- регулятор скорости
- вооружение (ракета или боеголовка)
- ящик с инструментами или с песком
- комната отдыха
- магнитофон
- шезлонг
Каждая роль в команде важна и связана с ценностями группы. В походе будет неуютно без феи домашнего очага, не так вкусно без камбуза и «вкусняшек», команда будет не такой яркой и представительной без флага или алого паруса и т.п.
Как нам кажется, в этой работе у участников была возможность в метафорической форме (а иногда и прямо) узнать о своей ценности для группы, почувствовать, комфортна ли ему та роль, которую он выполняет, сказать о своем видении других членов команды и будущего похода.
В завершении хочется отметить, что каждому участнику нашлось свое место в группе. В тех случаях, когда участник затруднялся в выборе своей роли, ему на помощь приходила группа.
Приятно было видеть искренний интерес к размышлению, исследованию своей группы и себя в ней, умение команд анализировать жизнь группы, ее особенности, способность замечать других делиться своим мнением.
Спасибо участникам за интересно проделанную работу, юмор и открытость новому опыту!
Психологи туристического
клуба «Вестра»
Егорова Полина
Прокопюк Светлана
Егорова Полина, Прокопюк Светлана
Источник: "http://westra.ru/articles/cross-psy.html" rel="nofollow"