Полезное в библиотеке

29 ноября 2021
(Санкт-Петербург)
1 0

А вы на чем плывете?... (О психологии на кросс-походе)

Этап «Психология» во время кросс похода проводится уже четвертый год. Обычно он состоит из Игры или группового обсуждения, наблюдения за работой команды на техническом этапе и анкетирования.

В этом году участники должны были вместе выполнить довольно необычное задание – придумать плавательное средство или морское судно, на которое похожа их команда, а затем подумать, какой частью этого судна являются они сами.

Известно, что метафора позволяет обнаружить новый смысл в привычных явлениях, расширяет и обогащает наше восприятие себя и других. Меткое сравнение может дать новое видение отношений и способствовать улучшению взаимопонимания между людьми.

Поэтому задание на Этапе «Психология» в этом году, как нам кажется, давало возможность не только психологам наблюдать за работой команды, но и у самих участников была возможность поразмышлять о своей группе - целях похода, мотивации участников, о своем месте в группе, услышать мнение других. А общий рисунок делал эти представления наглядными и очевидными для всей команды.

Поскольку работа получилась очень живой и интересной, мы хотим поделиться ее общими результатами. С разрешения участников, мы приводим их рисунки (кстати, очень порадовала открытость и готовность ВСЕХ команд без исключения показать свой рисунок и посмотреть творческие работы других команд). И, кроме того, мы прилагаем небольшое описание особенностей судов, которые «плавают» в турклубах «Вестра» и МГТУ им. Баумана.

ВАЖНО:

Рисунок каждой команды – не просто рисунок, а достояние переживаний и отношений внутри группы. В этом смысле анализ содержания рисунков может строиться только на совместном рассмотрении рисунка, группового обсуждения, наблюдении за работой команды, знакомстве с участниками и т.д. Только исходя из контекста группы можно заключить о том, что означает тот или иной объект на рисунке.

В этом смысле интерпретации отдельно рисунков могут быть интересны и разнообразны, но остаются на уровне равновероятных предположений.

Водные суда

Идеи плавательных средств, которые придумывали команды, были яркими и разнообразными: болотоход, ледокол и прогулочный трамвайчик, легкие быстроходные яхты (спортивная и деревянная), лодки, в том числе лодка деда Мазая, плоты (весельные, с парусом, мотором и спиртными напитками ;-), шлюп, бот, галера, 2 запараллеленных баркаса. Были суда, не существующие в действительности и придуманные участниками во время обсуждения, – например, катамаран из пластиковых бутылок. Было даже экзотическое судно - папирусная лодка «Ра» Тура Хейердала.

Кроме того, много идей рождалось по ходу обсуждения, но по разным причинам они не нашли своего воплощения. Например,

  • моторная лодка
  • полицейский катер
  • фрегат
  • катамаран-тримаран
  • галера с рабами
  • спасательный круг
  • надувной банан
  • надувной матрас
  • надувная баба!
  • вязанка тростника, связанная в один пучок
  • летучий голландец

Создавая тот или иной «образ» собственной группы, участники размышляли над такими ее особенностями, как надежность и управляемость, что находило свое отражение во внешнем виде судов, его деталях и агрегатах. Например, на некоторых судах был не только руль, но и подруливающий парус ;-). Другие плавсредства могли иметь надежный корпус, но при этом дрейфовали, имели сложности с управлением. Важными оказались назначение судна (спорт, отдых, развлечения, познание), атмосфера, а также слаженность и общность целей. Например, если группа замечала разность целей, это могло выражаться как в более долгом обсуждении, так и в самой конструкции судов (цельная конструкция или несколько соединенных между собой блоков).

Одно из самых сильных впечатлений от этапа – возможность в рисунке увидеть своеобразие, уникальность каждой команды: ее целей, интересов, настроя и общения внутри группы. Это видно даже при беглом взгляде на рисунки. Ведь прогулочный трамвайчик – это совсем не то же самое, что ледокол, а спортивная яхта совсем не похожа на плот или катамаран. И это своеобразие, на наш взгляд, само по себе является ценным, т.к. отражает общие цели и интересы участников, которые для каждой команды свои.

Нам показалось интересным, что у некоторых групп, помимо собственно судна, на рисунке изображены представители флоры и фауны (рыбы, зайцы, лягушки и даже русалки), климат (солнце, облака) и рельеф окружающей местности. А на одном из них присутствовал даже Алексей Геннадьевич! (то ли в виде дельфина, то ли в виде крокодила ;-). На наш взгляд, это может говорить, с одной стороны, о важности общения и социального окружения для группы, с другой - об умении видеть, куда и в какой среде они «плывут».

Роли в группе

Если группу в целом можно сравнить с плавательным средством, то каждого члена группы – с какой-то частью этого средства. Каждому участнику предлагалось выбрать ту часть судна, которая бы соответствовала его самоощущению и восприятию себя в группе – роли и функции, которые он выполняет в жизни группы и межличностном общении.

На втором этапе определить роль и место каждого участника группе предлагалось уже в совместном обсуждении. Самооценка и восприятие других членов группы могли отличаться, благодаря чему у участников была возможность расширить представление о себе, получив обратную связь от других членов группы.

Например, носовая часть судна – разбивает волны, первая может встретить опасность. С носовой частью группа, предположительно, могла ассоциировать того участника, который обычно идет впереди, разведывает новые места, любит риск, первым сталкивается с опасностью или неопределенностью.

На этом примере понятно, что психологическая роль участника далеко не всегда совпадает с его формальной должностью (реммастер, завхоз и т.п.), она значительно шире и описывает не только определенные умения, но и содержание жизни участника в группе, включая особенности его характера, поведения, отношение к другим людям.

Как не бывает одинаковых людей, так не бывает и повторяющих друг друга коллективов. За время этапа мы не встретили 2-х судов с одинаковым набором ролей и функций.

На многих судах и плавательных средствах присутствовали:

  • мотор (задает ход, темп, движение вперед)
  • руль, штурвал (задает направление движению, поворачивает судно)
  • весла или весло (двигает, поворачивает, подруливает, когда куда-то заносит)
  • парус (двигает судно, задает направление, украшает)
  • мачта (опора, основа, заметная часть судна)
  • корпус, каркас судна (основание, поддержка, несущий элемент)
  • камбуз («хранение вкусняшек», обеспечение)
  • якорь (удерживает, позволяет стоять на месте)
  • спасательный круг (функция спасения, надежды, безопасности)
  • смотровая корзина на мачте (ориентировка в окружающей среде, предупреждение об опасностях и о грядущих событиях, сигнальная функция)
  • флаг (представительская функция, опознавательный знак)

Капитанам часто приписывалась функция управления: руль, направляющий парус, штурвал, мотор. Девушки наделялись функцией заботы, украшения, создания уюта: аптечка, украшение на носу судна, цветок, «фея домашнего очага». Любопытно, что с камбузом ассоциировали чаще ребят – хранение еды, «вкусняшек», спиртных напитков ;-)

Встречались и очень нестандартные, уникальные для каждой группы, решения:

  • «солнце» группы
  • ветер
  • рупор
  • компас
  • регулятор скорости
  • вооружение (ракета или боеголовка)
  • ящик с инструментами или с песком
  • комната отдыха
  • магнитофон
  • шезлонг

Каждая роль в команде важна и связана с ценностями группы. В походе будет неуютно без феи домашнего очага, не так вкусно без камбуза и «вкусняшек», команда будет не такой яркой и представительной без флага или алого паруса и т.п.

Как нам кажется, в этой работе у участников была возможность в метафорической форме (а иногда и прямо) узнать о своей ценности для группы, почувствовать, комфортна ли ему та роль, которую он выполняет, сказать о своем видении других членов команды и будущего похода.

В завершении хочется отметить, что каждому участнику нашлось свое место в группе. В тех случаях, когда участник затруднялся в выборе своей роли, ему на помощь приходила группа.

Приятно было видеть искренний интерес к размышлению, исследованию своей группы и себя в ней, умение команд анализировать жизнь группы, ее особенности, способность замечать других делиться своим мнением.

Спасибо участникам за интересно проделанную работу, юмор и открытость новому опыту!

Психологи туристического
клуба «Вестра»
Егорова Полина
Прокопюк Светлана


Болотоход Болотина Игоря, МГТУ

Галера с парусом Бородулина Ильи, ВЕСТРА

Деревянная яхта Вереникина Александра, МГТУ

Запараллеленные баркасы Захарова Михаила, ВЕСТРА

Катамаран Зарицкой Тамары, МГТУ

Ледокол Романа Козырева, ВЕСТРА

Лодка деда Мазая и Киселева Алексея, МГТУ

Небольшое парусное судно Александра Нацова, ВЕСТРА

Папирусная лодка РА Евгения Водзинского, ВЕСТРА

Парусник Юрия Тильмана, ВЕСТРА

Парусный катамаран Игоря Саенко, ВЕСТРА

Плот (с ромом) Анучина Сергея, МГТУ

Плот (с шампанским) Рогова Михаила, ВЕСТРА

Плот Жуковой Светланы, ВЕСТРА

Плот с двумя рулевыми веслами Арабаджиева Михаила, МГТУ

Плотик с парусом Политовой Галины, ВЕСТРА

Прогулочный трамвайчик Натальи Панковой, ВЕСТРА

Сдвоенный катамаран из пластиковых бутылок Екатерины Тарасовой, ВЕСТРА

Спортивная яхта Титова Сергея, ВЕСТРА

Трехмачтовая яхта со специальным парусом Старшова Антона, МГТУ

Яхта с мотором Шемятихина Дмитрия, ВЕСТРА

Егорова Полина, Прокопюк Светлана  

 

Источник: "http://westra.ru/articles/cross-psy.html" rel="nofollow"

1 0
Добавить публикацию