Полезное в библиотеке

8 Сентября 2020
(Санкт-Петербург)
0 0

Причины травматизма и анализ несчастных случаев в простых путешествиях. Обеспечение безопасности (основные принципы). Действия в экстремальных условиях. Основы выживания

Любое ЧП легче предотвратить,

чем потом героически преодолевать последствия.

Давид Гарбуз

Лекция прочитана в КВТ МГУ 15 апреля 2015 г.

УмбаПод простыми путешествиями мы понимаем маршруты 1 – 2 (максимум 3) категории сложности. Сразу стоит отметить, что слово «простые» не должно расслаблять участников похода, т. к. приключения можно найти и на простых маршрутах. И на Мсте, и в Карелии хватает памятных табличек, и пополнять их количество нам совершенно не обязательно.

 

Чем отличаются простые и сложные путешествия, или как «простое» становится сложным?

  1. Психологическая ловушка при оценке категорийности паводковых рек.

Все мы ходим на паводковые реки, которые по классической классификации тянут максимум на 2 КС. Но это не должно расслаблять участников похода, т.к.  по высокой воде та же Явонь или Льняная оставляют далеко за собой классические карельские 2-ки. Напряженность сплава и опасность для жизни – все это там намного выше, чем при сплаве по реке классической 2-й КС. Не зря Шварц придумал отдельную классификацию для паводковых рек, которой стоит пользоваться. И не надо расслабляться, читая в сети отчеты, где Явонь, Льняная и подобные реки оцениваются второй категорией сложности – по большой воде там все намного серьезнее.

  1. Даже простая река может сильно усложниться при определенных условиях.

Ситуация на р. Песчаная на Алтае в 2006 г. На р. Песчаной каждую весну традиционно проводятся различные соревнования и фестивали. В 2006 году там прошли аномальные дожди, начался очень высокий паводок, и 3 КС. превратилась в 5 КС. Было несколько несчастных случаев и несколько трупов.

  1. Появление техногенного препятствия там, где его не было.

Такая ситуация была на Мсте в 1998 году, когда местное население решило организовать коммерческий сплав. Они посмотрели на Мсту летом, и им показалось, что там все слишком скучно и нужно добавить «фана». И они поставили бетонные тумбы на заходе в Большой порог. А весной там произошел навал байдарки на эту самую бетонную тумбу. Причем человека зажало между бетонной тумбой и байдаркой. К счастью, обошлось без жертв, но ситуация была очень неприятная.

Второй пример – это речка Вильва (2009 г.) на Урале. Эту реку пересекает линия газопровода, и газовики решили ее обновить: сделали бетонную облицовку, так называемый дюкер – бетонный желоб по дну реки, в который укладывается газовая или еще какая-либо труба. Никто об этом заранее, конечно же, не знал. И народ туда попал в майские праздники, ничего не подозревая. Дюкер этот располагался после завершения порожистого участка, и люди уже шли в совершенно расслабленном состоянии, в расстегнутых спасжилетах, без гидрокостюмов, без касок, и некоторые уже вполне такие «теплые». И когда они попали в это место, оказалось, что там образовался порог с мощной бочкой, которая перекрывает все русло реки полностью. И тоже было несколько трупов.

  1. Неотмобилизованное состояние участников с «превышающим» опытом (4 – 6 КС)

Бывает, что собирается группа с хорошим, так сказать «превышающим» опытом, и идут на маршрут 2-3 КС, чтобы просто расслабиться и хорошо отдохнуть. Ведь «что такое 2-3 КС при нашем опыте!». И вот такое расслабленное состояние тоже, бывает, приводит к неприятным последствиям, когда люди сознательно – или, может быть, неосознанно – начинают пренебрегать техникой безопасности.

Пара слов о терминологии. Что такое несчастный случай?

Оверкиль без последствий в виде травм или поломки судна – не есть ЧП. В принципе, это ситуация распространенная и нормальная, если не приводит к потере снаряжения, поломке судна, травмам участников. Произошел оверкиль – сработала страховка, поймали плывущих, поймали катамаран – это скорее приключение, чем чрезвычайная ситуация.

Чрезвычайная ситуация (например, потеря снаряжения) – может привести к несчастному случаю. Например, после оверкиля людей вытащили, все живы, целы и здоровы. Но катамаран ушел, и вместе с ним ушли рюкзаки, а вместе с рюкзаками ушли палатки, теплая одежда, спальники и все, что там еще было. И непонятно, что делать дальше – идти вниз по течению сколько-то километров и все это искать, или, если не нашли, то заканчивать поход и с реки куда-то выходить. И тут, как по заказу, тут же начнется похолодание, пойдут дожди, все реки, через которые предстоят предстоят броды на выходе – поднимутся…  То есть чрезвычайная ситуация – это ситуация, которая при своем развитии может привести к несчастному случаю, заболеванию, травмам и т.д.

Другой пример: шли к реке пешком и потеряли участника – кто-то заблудился. Вот это собственно чрезвычайная ситуация. Вроде еще ничего страшного и непоправимого не произошло, но может произойти.

Собственно несчастный случай – травма, тяжелое заболевание или гибель участника. Если говорить о травмах и заболеваниях – то стоит понимать, что существует статистика (применимая к разным случаям жизни – и в туризме, и в производстве):

  • Очень тяжелые травмы (приводящие к смерти, инвалидизации) – 0.3%;
  • Тяжелые (требуют немедленного оказания квалифицированной медицинской помощи, длительного лечения) – 2.7%;
  • Средней тяжести (растяжения, перелом ребер без смещения, легкое сотрясение мозга) – 10%;
  • Легкие и очень легкие (потертости, ушибы) – все остальное.

Но не стоит расслабляться, попадать в эти 0,3% или 3% и дополнять собой статистику. Кроме этого, стоит понимать, что и легкие заболевания, и легкие травмы вполне могут привести к тому, что придется ломать маршрут или вообще с маршрута уходить. Известно не один и не два случая, когда из-за стертых ног приходилось поход заканчивать и эвакуироваться в цивилизацию. Это и потеря денег, и потеря времени, и вместо отпуска – одно расстройство. То есть не надо обманываться словами «легкие и очень легкие травмы».

 

Причины несчастных случаев:

  1. Природно-климатические факторы;
  2. Некачественное снаряжение;
  3. Человеческий фактор.

Это деление также применимо к различным сторонам человеческой жизни. Когда приводят статистику производственных травм, говорят о следующем распределении: человеческий фактор – это 90% всех несчастных случаев, около 7 – 8% несчастных случаев вызваны оборудование (в нашем случае это снаряжение), и остальные 1 – 2% это какие-то внешние факторы. В водном туризме то же самое: 90% – если не больше – всех происшествий происходит из-за человеческого фактора.

В 99% случаев работает комплекс из нескольких причин. Это обычно выясняется, когда идет разбор уже произошедшей ситуации. Суммировались, например, погодные условия и человеческий фактор. И по отдельности ничего бы страшного не было, а вместе они дали пагубный эффект.

.

Остановимся чуть подробнее на основных причинах:

1. Природно-климатические факторы, в т. ч. характер рельефа (т.е. надо понимать, что сам маршрут является источником опасности).

Что может поджидать на маршруте:

◄ лавины всех типов;

◄ камнепады;
◄ пороги – сами по себе представляют опасность, которая увеличивается при резком подъеме уровня воды. Причем подъем уровня воды может «догнать» участников не только на сплаве, но и на стоянке, если ее обустроить недостаточно высоко;
◄ неблагоприятные погодные условия;
◄ ненадежный лед;
◄ фауна;

◄ молния, ураган, смерч, наводнение, землетрясение… – фантазия природы бесконечна

Все перечисленное выше – это отдельные факторы. А бывает так, что все в походе складывается неблагоприятно, когда условия можно определить как экстремальные.

 

Экстремальные условия:

– один или несколько факторов имеют экстремальные, т. е. предельно возможные для человека, но постоянные значения.  Например, температура: идем в зимний поход, печки нет, спальники теплые у кого-то есть, а у кого-то они недостаточно теплые, и при этом устанавливается стабильный мороз за минус 30. Вполне экстремальный фактор.

– один или несколько факторов имеют большую амплитуду колебаний (суточные колебания температуры). Бывает и так, что температура никакие крайние значения не принимает, а просто идут значительные суточные колебания температуры от -10 ночью до +10 днем. Это тоже может быть вполне экстремально, если нет теплых вещей или они промокли на сплаве.

Это были цитаты из энциклопедии, в нашем случае экстремальные условия – это действие факторов, к которым мы НЕ ГОТОВЫ (психологически, нет соответствующего опыта, снаряжения). Например, мороз, а у людей нет теплых спальников; резкие колебания температуры, а народ мерзнет в мокрых гидрокостюмах на мартовском – апрельском сплаве и, опять же, теплых спальников не имеет и т.д. Причем можно быть не готовым к ряду факторов просто не имея адекватного снаряжения, можно быть не готовым к ряду факторов не имея адекватного опыта или просто оказаться не готовым психологически. Настраивались на то, что все будет тепло, хорошо и легко, а эти ожидания не оправдались.

Принципиальное решение – покинуть зону действия неблагоприятных факторов (например, спуск с высокогорья при понижении температуры, прекращение сплава при паводке). Пример – трагедия на Хамар-Дабане, 1993 г. В пешем походе 4 КС практически в полном составе погибла группа – выжила только одна девушка. Группа вовремя не спустилась вниз в зону леса: торопились на рандеву с другой группой и остались на холодную ночевку наверху, чтобы не терять высоту. Температура была около 0 градусов, но при сильном ветре она ощущалась как хороший минус, и потеря тепла шла соответствующая. На следующий день один из участников умер от переохлаждения, и таким образом была запущена некая паническая цепочка, где, в конце концов, выжил один человек.

 

2. Некачественное снаряжение. Бывает так, что в поход берется снаряжение, отслужившее свой срок, а потом на маршруте рвутся рюкзаки, палатки, спасконцы и т.д. Это скорее человеческий фактор – люди не удосужились произвести ремонт или купить новое снаряжение. Но бывают (хоть и крайне редко) дефекты снаряжения, так сказать, на совести производителя. Поэтому желательно все снаряжение тестировать в тренировочных походах в Подмосковье или Карелии, прежде чем идти куда-то в дальние автономные маршруты.

 

3. Человеческий фактор. Основная причина всех неприятностей в походе.

  1. На этапе подготовки маршрута:
  • Неудачно укомплектован состав группы (по возрасту, физическим данным, уровню общетуристской подготовки, по морально-волевым качествам). Плохая «схоженность» группы;
  • Недостаточное ознакомление с маршрутом, недооценка трудностей. Бегло просмотренный отчет не дает полного представления о маршруте. И какие-то вещи, с которыми столкнуться участники похода, могут стать полной неожиданностью для них;
  • Невысокий авторитет и опыт руководителя группы. Бывает, что необходимо руководить, а руководитель не понимает, что делать в сложившейся ситуации. Или он что-то скажет, а его команду проигнорируют: не просмотрят порог и т.д.;
  • Не проведен медицинский осмотр участников путешествия. Это более актуально на сложных маршрутах, но бывают руководители, которые требуют от участников пройти полный медосмотр перед походом. Потому что какие-то скрытые болячки, о которых и сам человек может не знать, могут вылезти на фоне огромных нагрузок и стресса в походе;
  • Небрежная подготовка снаряжения.

 

  1. На маршруте:
  • Неправильный темп движения или плохой расчет времени и количества продуктов питания. Усталость на маршруте. Ослабление внимания на технически сложных местах. Можно просто «загнать» менее подготовленных и менее сильных участников похода;
  • Переоценка собственных сил, пренебрежение или невнимательное использование технических приемов движения и страховки, недостаточное владение приемами и методами страхования;
  • Недисциплинированность участников группы, незнание или пренебрежение основными правилами техники безопасности (сплав без каски и спасжилета, движение друг под другом на склонах, разгильдяйство при валке леса) невнимательное отношение к товарищам. Недостаточно развитое чувство ответственности;
  • Невыполнение участниками санитарно-гигиенических требований, нарушение технологии приготовления пищи и правил ее хранения. Употребление пищи сомнительного качества/происхождения;
  • Панические состояния, в которые впадают психологически неподготовленные участники группы, только усугубляют чрезвычайные ситуации.

 

Непосредственные причины несчастных случаев, вызываемых природными факторами, представляют опасность, прежде всего, при неправильных действиях самих участников похода. К этим действиям относят:

  • сброс одним из туристов камней на расположенных ниже по склону;
  • подрезание снега при траверсе склона, вызывающее лавину;
  • движение в высокогорной зоне при неблагоприятных погодных условиях или при низкой температуре в недостаточно теплой одежде (переохлаждение, обморожение);
  • движение по снежным склонам без защитных очков («снежная слепота» – ожог глаз);
  • движение по ледникам без организации страховки (падение в трещину);
  • движение в условиях плохой видимости без сохранения малых интервалов (потеря участника);
  • движение после наступления темноты;
  • движение по ненадежному льду;
  • применение недоброкачественного (дефектного) снаряжения, его отсутствие или сознательный отказ от использования (например, прохождение порога без каски, спасжилета, гидрокостюма);
  • отсутствие надежной страховки при переправе через горные реки, прохождении порогов;
  • прохождение порогов без просмотра;
  • выбор места для лагеря в лавино- и камнеопасной зоне, на недостаточной высоте от уреза воды на горных реках (при сильном дожде в горах вода может подняться за считанные минуты);
  • небрежность при работе с топором;
  • опрокидывание посуды с горячей пищей;
  • употребление в пищу недоброкачественных продуктов или ядовитых растений (отравление);
  • любые действия в состоянии опьянения.

 

Виды травм в зависимости от причины

  • Бытовые травмы – 90% (ожоги при работе у костра, порезы и пр.);
  • Отравления – употребление в пищу незнакомых грибов, растений, продуктов,
  • купленных у местного населения;
  • При пешем передвижении – потертости, растяжения, ушибы, переломы;
  • При бродах – см. выше, плюс утопление, переохлаждение, потеря снаряжения;
  • При прохождении порогов – см. выше;
  • В водных походах преобладающие по частоте типы несчастных случаев – а) тяжелое переохлаждение при самосплаве или просто сплаве в холодную погоду без гидрокостюма, б) утопление;
  • Погода – переохлаждение, обморожение, тепловой удар, солнечные ожоги;
  • Стихийные происшествия (ураган, наводнение) – травмы, утопление;
  • Контакты с животными – укусы, аллергические реакции/интоксикации, инфекции;
  • Контакты с аборигенами – вплоть до криминала различной степени тяжести;
  • Заболевания: простуды, заболевания органов ЖКТ, тендовагиниты и пр. – следствие переохлаждения, перенапряжения, недостаточного/непривычного рациона.

 

 

Обеспечение безопасности (основные принципы)

Типичная статистика по горным походам в Альпах (2011 г.):

21 смертельный случай в организованных походах от альп- и тур- клубов;
81 смертельный случай в индивидуальных походах (самоорганизация группы);
49 смертельных случаев в солопоходах (одиночных).

При этом процентное соотношение количества походов групп от турклубов и самоорганизованных групп примерно равное, а вот солопоходов значительно меньше. Наглядно видно, что самодеятельные и в особенности  одиночные походы опаснее, чем организованные. Клуб дает систематические знания и возможность учиться на чужих, а не на своих ошибках.

 

На что нужно обращать внимание?

  1. На этапе подготовки к походу:
  •  сопоставление сложности предстоящего маршрута и своих возможностей
  • (выбор маршрута);
  •  выбор руководителя, подбор участников, распределение обязанностей в группе;
  •  физическая, психологическая подготовка (тренировки, слаживание группы, изучение теории);
  •  грамотный подбор и проверка снаряжения;

 

  1. На маршруте:
  • руководитель всегда прав! (принцип единоначалия);
  • руководитель должен руководить (неопытная группа не должна быть предоставлена сама себе);
  • «скорость движения эскадры определяется самым тихоходным судном» (скоростью самого слабого участника);
  • правила техники безопасности написаны кровью тех, кто делал по-своему;
  • руководствоваться нужно не желанием пройти/взойти/добежать/долететь…, а здравым смыслом. Сначала думай. Потом делай.

 

Полезные правила для новичков и ветеранов

Пешее движение: не растягиваться (особенно при сложных погодных условиях), смотреть под ноги, а не на окрестные пейзажи. При движении по склонам – не оказываться друг под другом, использовать средства страховки.

Движение по льду: знать признаки ненадежного льда, двигаться с интервалами не менее 5 – 6 м, руководствоваться погодными условиями (после оттепели на лед лучше не ходить).

Броды: в расстегнутых рюкзаках; одиночный брод при сильном течении допустим только при глубине ниже колена; использовать средства страховки (весло, трекинговые палки); в сомнительных случаях можно собрать катамаран.

Сплав: каски и спасжилеты одеты и застегнуты – и на воде, и при просмотре порогов, и при страховке; соблюдение порядка и интервалов следования судов; определяющие препятствия просматриваются, при прохождении препятствий – выставление страховки наиболее опытными членами группы. При сомнении в возможности безаварийного прохождения порога – обнос (это не последний порог!).

Установка лагеря: выбор безопасного места (исключить возможность обвалов, падений деревьев, затопление при неожиданном паводке, визит аборигенов).

Фауна: любое дикое животное потенциально опасно. При большом количестве клещей – периодические само- и взаимоосмотры.

Общение с местным населением: не употреблять спиртные напитки – под любым нейтральным предлогом! Уважительно относиться к местным обычаям. Все переговоры вести с лидером (если общаетесь с группой).

В автономных походах желательны регистрация в МЧС плюс страховка. Это необходимо для организации спасательных работ, а в некоторые регионы без этого просто не пустят (например, заповедник на плато Путорана).

 

Что делать, если ЧП уже произошло?

Реакции человека, психологически не готового к возникновению нештатной ситуации: ступор или паника. Чаще всего паника имеет более пагубные последствия, чем ступор.

Спасработы не должны приводить к увеличению количества спасаемых! Если уже что-то случилось, и вы не можете помочь, не подвергая опасности себя – не стоит рисковать и усугублять ситуацию.

Травма (подозрение на травму), утопление, переохлаждение, перегрев:

  • устранить действие травмирующего фактора, при необходимости принять меры к предупреждению людей, идущих сзади;
  • определить степень поражения;
  • принять меры по оказанию первой помощи (соблюдая принцип «Не навреди!»);
  • при необходимости эвакуировать пострадавшего с маршрута.

Сомнение в оценке тяжести последствий травмы (заболевания) трактуется в пользу эвакуации! Иногда невозможно определить степень тяжести травмы, а в некоторых случаях (резкий живот, синее утопление и т.д.) – сомнений в эвакуации человека с маршрута быть не должно.

Потеря участника:

  • организовать самостоятельные поиски (прочесывание местности плотной цепочкой);
  • сообщение в МЧС;
  • подключение групп, находящихся по соседству (если таковые есть, при этом следует помнить, что руководитель другой группы может отказать в помощи, если сочтет, что участие в поисковых работах нарушает его планы или подвергает его группу опасности).

Полезно иметь с собой спутниковый телефон, чтобы связаться с МЧС, и свистки, чтобы предотвратить потерю участника в условиях плохой видимости.

Выживание (если что-то произошло лично с Вами)

Каждый из участников похода должен хорошо знать маршрут, его нитку, ориентиры и пути возможных аварийных выходов к цивилизации. Нужно уметь ориентироваться на маршруте. При потере группы следует двигаться вниз по течению реки или вниз с горы – так больше шансов выйти к людям (если Вы не имеете достоверной информации о наличии поселков, дорог и т. д. где-либо поблизости).

Имейте носимый аварийный запас (на теле, в кармане спасжилета, гидрокостюма): спички, компас, нож, карту, далее по вкусу.

Если Вы остались одни (или уходите в самосплав, или подверглись нападению, нужное вписать, ненужное вычеркнуть):

  1. Первостепенная задача – любой ценой подавить панику. Паника возникает практически у каждого, например при осознании, что ты остался один в тайге, но это чувство надо пресекать любой ценой.
  2. Желание выжить должно быть осознанно и целенаправленно (большинство погибают, не исчерпав ресурсы организма до конца).

План конкретных действий:

  • оценка обстановки, присутствующих опасностей, возможных действий по самоспасению, имеющихся ресурсов;
  • определение приоритетов;
  • ориентирование, поиск путей выхода в цивилизацию;
  • чрезмерная поспешность вредна, но решения должны приниматься быстро.

Когда человек потерялся, он находится в напряжении и состоянии стресса. Хорошо, если в голове заранее заложен алгоритм его дальнейших действий, чтобы уже не думать и не вспоминать последовательность, что нужно делать в первую очередь. Для этого имеется алгоритм ПЛАН:

  • Протекция (неотложные действия по защите от низкой температуры, нападения животных и прочих неприятностей – выбраться из реки на берег, спуститься с гор в долину, найти укрытие);
  • Локализация (определение своего местонахождения, попытка подачи сигналов своей группе, группам по соседству или спасателям);
  • Адаптация (поиск воды, пищи, долговременного укрытия – если Вы понимаете, что Вас не спасут немедленно, и какое-то время придется выживать автономно);
  • Навигация (выбор маршрута «отступления» в цивилизацию – если Вы понимаете, что спасать Вас не собираются).

 

Не надо бояться!

Путорана

 

Источник : "http://kvtmsu.ru/materials/safety/safety-of-the-cause-of-injury" rel="nofollow"

0 0
Добавить публикацию