Полезное в библиотеке

12 октября 2021
(Санкт-Петербург)

Слишком тяжелый рюкзак или синдром начинающего руководителя

Этот термин я впервые услышал еще когда ходил в участником в детские пешие походы по Краснодарскому Краю. Рассказал мне о нем мой руководитель Александров Н.В. Синдромом начинающего руководителя он называл буйное желание некоторых лосей взять у окружающих побольше веса и тащить самим. Как видите, никакого отношения к руководителю этот термин не имеет. Даже наоборот. Руководитель, продумавший маршрут и способность участников его пройти, обычно не видит смысла в их разгрузке. А вот молодой лось, сильный и желающий показать свою силу другим, добрый и искренне о них заботящийся - вполне может заметить за собой описанные симптомы.

На первый взгляд, синдром начинающего руководителя - это хорошо. Действительно, все довольны - и те, кого разгрузили, и тот, кто разгрузил. Но это. зачастую, ненадолго. Потом переоценивший свои силы лось ломается. Как именно - неважно. Кто-то натирает ноги, кто-то выматывается до неспособности идти даже на уровне остальной группы, у кого-то начинает болеть спина. Но только в итоге вместо набора не очень сильных, но вполне предсказуемых участников группа получает одного сильного, но неспособного полноценно идти.

Я много раз наблюдал описанный синдром в самых разных ситуациях. В частности, на туристических слетах различных средних школ г. Москвы. Много болел и сам - почти в каждом своем походе до 2001 года включительно. Мне сначала везло, я ломался не совсем, не настолько, чтобы впрямую мешать группе, кое-как волокся сзади, пыхтел, но долезал - и все мне сходило с рук. А в 2001 году не сошло. Я был руководителем и то, что у меня не было сил ни думать ни идти первым чуть не закончилось трагически для одной из моих участниц.

Но особо жестко и непримиримо синдром начинающего руководителя проявляется, если в группе идет влюбленная пара. Как правило, молодой человек, чувствуя себя ответственным за ту, которую приручил, не просто разгружает ее, утяжеляя свой рюкзак, а считает это единственно правильным решением. "Кто из нас что несет - это наше личное дело", - говорит он руководителю. Если же в группе надо разгружать еще кого-то, то может случиться нехорошее - либо молодой человек не сможет это сделать (рюкзак и так неподъемный), либо сможет, но с ущербом для группы, либо ему придется догружать девушку, на что решится не каждый. А еще бывает, что девушка сама решает зачем-то догрузиться (молодой человек, взяв ее вещи, дал ей такую возможность). Но ему-то от этого тоже не сладко - оказывается, что он работает уже не на нее, а на кого-то третьего!

Обобщу выводы. В походе излишняя забота об окружающих недопустима. Люди собрались, чтобы вместе преодолевать трудности, а потому трудностей должно хватить всем. Забота должна проявляться строго в той мере, которая необходима.