Полезное в библиотеке
Тактика основных этапов горного путешествия
(из книги "Спортивные походы в горах")
Тактика подходов
Подходы - наиболее простой технически, но один из самых тяжелых физически этапов путешествия. На подходах обычно движутся по тропам, хорошо выраженным и несложным для движения моренным грядам и относительно ровным участкам открытых ледников. Иногда, особенно в высокогорных районах с длинными подходами (Памир, Центральный Тянь-Шань), удается для снижения огромных нагрузок первых дней организовать вьючный караван. Если караван поднял весь основной груз и туристы идут налегке, то продолжительность ходового дня и его километраж определяются возможностями каравана. Если группа не смогла отправить весь груз караваном и вынуждена идти с рюкзаками, надо обязательно выделить несколько наиболее сильных участников с облегченными рюкзаками или вовсе без них для сопровождения каравана и помощи караванщику, так как остальной груз будет передвигаться значительно медленнее.
Если при многодневных подходах с караваном группа вынуждена ночевать отдельно от него, нужно заранее подумать о том, чтобы в караванных грузах не оказались вещи, нужные для организации бивуака, и продукты, планируемые на первые ходовые дни. Крайне желательно во всех случаях иметь связь (вечером или утром) с караваном. Ночлегом и пищей должны быть обеспечены и люди, идущие с караваном. Лучше организовать движение так, чтобы к вечеру группа подтягивалась к ушедшему вперед каравану и утром помогала во "вьючке", на что часто уходит много времени.
Основные естественные препятствия на подходах - переправы через горные реки (ненадежные мосты, требующие дополнительной страховки, броды, реже - навесные переправы, организуемые группой), обход прижимов при движении вдоль реки, пересечение крутостенных саев, прорытых весенними ручьями и селями. Стенки таких саев нередко представляют собой песчано-каменистый конгломерат с большой крутизной (до 70-80╟) и склонны к неожиданным обвалам больших его масс.
В жаркое время дня летом, особенно в горах Средней Азии, движение, как правило, надо прекратить, найдя для отдыха уютное место (тень, вода). График первых дней путешествия в таких районах следующий: ранний подъем (5-6 часов утра), движение до обеда (до 12-13 часов дня), 2-3 часа обед и отдых, затем дальнейший переход до 18-19 часов (иногда дольше). Обычное ходовое время 8-9 часов.
Если группа идет без каравана или отдельно от него до места дневки или базового лагеря, ей из-за большого веса рюкзаков приходится организовывать "челнок". Некоторые группы, если путь не опасен и не требует обязательного движения вместе (например, хорошая тропа, знакомая трасса), пытаются поднять весь груз сразу, хотя это очень тяжело, ибо рюкзаки в начале длинного маршрута весят не меньше 50-60 кг, и идти раздельно, каждый своим темпом.
Существует несколько видов движения челноком. При одном из них груз делится примерно пополам, и группа перетаскивает первую половину к месту будущей ночевки или, ориентируясь по ходовым часам, разбивает лагерь там, где посчитает целесообразным. Затем туристы возвращаются за оставшимися вещами и подтаскивают их к бивуаку. Эти переходы можно сократить, разделив путь, проходимый за день со всем грузом, на несколько частей, что, однако, хуже, так как предполагает многократную перегрузку и упаковку рюкзаков.
Лучше всего, дойдя сразу до места ночлега с половиной груза, возвращаться за другой половиной не всем, а оставить наверху 1-2 дежурных, которые должны установить палатки и приготовить ужин. Это тем более целесообразно, что в начале пути всегда есть люди, плохо себя чувствующие или натершие ноги. Естественно, внизу должно остаться столько груза, чтобы пришедшие за ним туристы смогли поднять его. Кроме того, в нем не должно быть вещей, необходимых для организации бивуака.
Подобная схема целесообразна для подходов с не очень большим набором высоты за день. Примерный расчет времени движения при этом (поправки на район, характер подходов, вес груза и способности группы вносятся на месте) такой:
1-й этап: вся группа поднимает несколько больше половины груза за 4 часа. Темп спокойный, 45-50 минут движения, 10-15 минут отдыха, в зависимости от высоты и других условий. Обед;
2-й этап: большинство участников в течение часа спускаются к оставленному грузу. Спуск без рюкзаков по знакомой дороге проходит быстрее подъема с рюкзаками в 3,5-4 раза;
3-й этап: подъем оставшегося груза до места бивуака за 4 ходовых часа или немного больше (45-50 минут движения, 10-15 минут отдыха или соответственно 50 и 15). Итого - примерно 8 ходовых часов с грузом вверх и час легкой рысью вниз.
При другом виде челнока группа забрасывает половину груза на целый ходовой день вверх (6-7 ходовых часов) и оставляет там, а сама спускается на ночлег к оставшемуся грузу, который подтягивается наверх на следующий день. Могут быть и промежуточные варианты.
Какой из двух видов челнока лучше и при каких условиях?
Преимущества первого вида:
- группа каждый день проходит со всем грузом конкретный участок пути, подобрав за собой все "хвосты", это очень важно психологически;
- на первом этапе (половина основной дневной работы) заняты все участники;
- группа после второго этапа поднимается к готовому бивуаку и ужину. Недостатки: при большом перепаде высот и интенсивной дневной работе ночевать на большей высоте хуже (организм не полноценно отдыхает).
Преимущества второго вида: после интенсивной работы и относительно большого набора высоты ночевка проходит внизу, чем выдерживается оптимальный график акклиматизации внутри ходового дня.
Недостатки:
- нет фиксированного отрезка пути, пройденного за день со всем грузом;
- ночевать приходится вдали от части груза, что не всегда удобно (в заброшенном наверх грузе оказываются нужные вещи);
- нельзя заранее подготовить бивуак и ужин или для этого нужно оставлять внизу дежурного, выключив его на весь день из основной работы.
Надо подчеркнуть, что переправы нередко бывают опасны и требуют соблюдения определенных тактических правил. Так, переправляться вброд через крупный поток надо обязательно при минимальном расходе воды в нем, т. е. рано утром, и спланировать день так, чтобы реку не пришлось форсировать во второй раз вечером: заранее перетащить через реку весь груз по малой воде и потом уже организовывать дальнейшее движение.
В зимних и осенних походах надо максимально использовать ходовой день и соответственно изменить график движения (сократить дневной обеденный отдых).
Темп движения на подходах диктуется весом рюкзаков, силами группы, крутизной пути. Желательно двигаться единой плотной колонной, выдерживая не слишком высокий, но достаточно напряженный темп. Впереди идет опытный, сильный участник, постоянно следящий за темпом и выбирающий оптимальный путь. Нетрудный при движении по тропам, выбор пути при подходах по моренным грядам и "ухабистым" ледникам осложняется. Во всех случаях лучше сделать небольшой крюк, чем взбираться даже на не очень высокий, но крутой увал, чтобы тут же потерять высоту, спустившись с него. Туристам большого роста лучше, пожалуй, идти сзади, так как менее рослым тяжело приноравливаться к их широкому шагу.
На подходах руководитель (он не всегда идет направляющим) следит за темпом движения и состоянием группы. Надо помнить, что чрезмерные нагрузки на подходах, как правило, приводят к срыву плана путешествия. В течение дня темп движения тоже неодинаков и сначала возрастает (не слишком быстро), а к концу дня постепенно снижается.
Груз среди участников руководитель распределяет совместно с завхозом. Для этого нужно разделить группу по силам и собственному весу и пропорционально им раздать грузы. Каждый участник знает, как правило, лишь приблизительно точный вес доставшегося на его долю груза. Если в походе возникнет необходимость, надо в приказном порядке отобрать лишний груз у наиболее ретивых туристов (к счастью, такие случаи бывают чаще, чем отказ нести положенный вес).
При распределении груза руководствуются не только весовыми критериями. В первую очередь раздается специальное снаряжение с учетом предстоящей технической работы, комплектования связок. То же относится и к бивуачному снаряжению: заранее распределенные по палаткам участники несут их и спальные мешки. Походный груз всегда бывает удобным и неудобным с точки зрения формирования правильной формы рюкзака, что также приходится учитывать. Для транспортирования примусного хозяйства выделяются 1-2 участника. Им, конечно, нельзя давать гигроскопичные продукты (учитывая, что в походе всегда возможно нарушение герметичности упаковки) и спальные принадлежности. Бензин можно (и нужно) распределить более широко, если он упакован хорошо и сосуды с ним не пахнут. Чтобы при случайной утрате одного из рюкзаков группа не оказалась в безвыходном положении, основные продукты, палатки, примусы и другие наиболее важные предметы не должны сосредоточиваться в одном рюкзаке.
Тактика основной части горного путешествия
При составлении плана-графика путешествия маршрут разбивается на несколько частей, каждая из которых на основном этапе похода характеризуется прохождением какого-либо ключевого участка. Как уже сказано, такими участками бывают собственно перевальные проходы или отдельные сложные места при преодолении перевала (ледопады, каньоны на подходах к перевалу и т. п.). Перевальные проходы по времени, за которое они при нормальных условиях преодолеваются, можно разбить на три основные группы:
- перевалы, проходимые за день (от одной пологой части до другой, "от травы до травы");
- перевалы, прохождение основной части которых (крутой или технически сложной) требует обязательного ночлега (перевал за день не проходится);
- перевалы, преодоление которых требует много дней.
Перевалы первой группы обычно не сложны технически, и преодоление их, если они не изучены хорошо, сводится к решению основной тактической задачи - выбору правильного пути. При этом надо помнить и о характере отдельных участков в разное время дня, если они в данном конкретном случае имеют значение. Движение к основной части перевала с бивуака надо начинать возможно раньше, на рассвете, чтобы заблаговременно пройти прихваченные морозом закрытые отрезки ледников и снежные склоны, а также камнепадоопасные участки. Встречаются (в невысокогорной зоне) перевалы первой группы, через которые безопасно идти в любое время дня. Тогда выход с бивуака назначается в зависимости от желаний группы, но не очень поздно, ибо ходить в середине дня под ярким солнцем, особенно на снегу, не всегда приятно.
Планировать прохождение перевалов второй группы сложнее. В зависимости от конкретных особенностей перевала ночевка может намечаться или непосредственно на нем, или вблизи перевального гребня, если на самом перевале делать это почему-либо неудобно.
Перед началом движения на перевал надо провести хотя бы небольшую разведку (даже визуальную - в бинокль), сравнить видимые участки с имеющимися описаниями и отметить изменения, влекущие возможное изменение трассы маршрута. Если предварительных сведений нет или очень мало, надо более внимательно осмотреть перевал и при необходимости организовать разведку с расположенных невдалеке панорамных пунктов. В результате осмотров должен появиться скорректированный план подъема на перевал. Осмотреть перевал перед его прохождением можно также во время специальных разведывательных выходов, забросок или с преодолеваемых перед этим участков маршрута.
Спуск с перевала, если он плохо виден сверху, а трассы спуска предшествующих групп разнообразны или неизвестны, сильно осложняется. Тогда, если маршрут спуска не однозначен, надо организовать разведку налегке, выпустив вниз 1-2 связки. Разведчики спускаются до тех пор, пока не выяснят дальнейший путь (пусть даже не весь, но относительно большой протяженности, кончающийся достаточно безопасным и большим участком, на котором могла бы собраться вся группа). Иначе может наступить ситуация, при которой группе придется со всем грузом опять подниматься на перевал и начинать поиск нового пути спуска. Если такая разведка потребует много времени, надо организовать ее вечером, пока остальные члены группы готовят бивуак (если участки, на которые предстоит выйти разведчикам, не чреваты лавинами, ледовыми обвалами или камнепадами, т. е. Не опасны в это время суток).
Чаще всего туристы на таких перевалах идут всей группой, по мере необходимости высылая вперед разведчиков.
Какие же требования должны быть учтены группой при планировании конкретного пути движения?
Конкретная трасса выбирается как с точки зрения безопасности движения по ней (учитывается возможность камнепада, лавин, падения кусков льда и фирна), так и с точки зрения техники преодоления ее при минимальной затрате сил туристов (для этого путь должен выбираться покороче). Лучше всего, если допускают надежность, страховки, опыт группы и снаряжение, идти в или нешироким серпантином. При выборе трассы желательно учесть и возможность обзора дальнейших участков пути с различных мест трассы.
Весь путь (или хотя бы относительно большой участок его) на перевал надо мысленно или на схематическом рисунке разбить на несколько характерных отрезков, выделив наиболее сложные места, прохождение которых займет особенно много времени. Следует заранее выбрать организацию и способы движения на них, используемое снаряжение, страховку и обсудить эти вопросы с группой. Если надо, перед участниками рекомендуется поставить конкретные задачи и распределить обязанности для работы на участках. Желательно заранее присмотреть с обеих сторон сложных участков безопасные места для сосредоточения и отдыха всей группы.
Если заранее невозможно определить время преодоления одного или нескольких сложных мест, придется подумать о том, какие действия предпринимать в случае задержки на одном из таких участков, - возвращаться на ночлег к исходной точке (что может оказаться опасным в более позднее время дня) или ночевать в районе участка, непосредственно перед ним.
В первом случае можно спуститься, если такой спуск не будет опасен, оставив наверху основной груз (надежно закрепив его в безопасном месте), и продолжить работу на непройденном участке на следующий день. Во втором случае, если имеется удобное место для бивуака или спуск вниз опасен, надо готовить бивуак.
Иногда при прохождении сложного участка выясняется, что дотемна группа его не пройдет. Если поблизости безопасных мест для ночлега нет, а обратный путь под вечер не безопасен, надо прикинуть время с небольшим запасом на обратный путь и загодя прекратить обработку участка, чтобы успеть спуститься к исходной точке, пока спуск не опасен. Часть специального снаряжения (веревки и крючья) можно оставить навешенной, если не грозит утренний или ночной камнепад или обвал льда.
Если же решено оставить часть веревок, то при расчете времени на спуск к месту ночлега надо учесть возможное замедление спуска из-за отсутствия этих веревок.
Как выгоднее поступить, если возможны оба описанных варианта, решается на месте. При этом нужно учесть:
- сравнительную трудоемкость организации бивуака на новом месте и его удобство (вода, экспозиция склона, направление и сила ветра);
- трудоемкость спуска до исходной точки и обратного подъема;
- время на подъем с нижнего бивуака с точки зрения графика работы на этом сложном участке на следующий день;
- качество и полноценность отдыха группы на верхнем или нижнем бивуаке.
При обсуждении этих вопросов может быть принято и промежуточное решение: большая часть группы спускается на нижний бивуак, а одна или несколько связок продолжают, пока возможно, обрабатывать сложный участок и ночуют потом непосредственно перед ним, пусть и не с тем комфортом, как остальные. Зато рано поутру они могут продолжить обработку маршрута, пока нижние еще подтягиваются к ним. Такой вариант допустим только если ночлег безопасный и обеспечивает оставшимся наверху относительно хороший отдых.
Иногда уже при визуальном знакомстве с трассой подъема на перевал выясняется, что один или несколько участков ее требуют предварительной трудоемкой обработки (участок с ходу за день не преодолевается). В таком случае обычно день отводится на обработку пути (или частичную разведку его), а следующий (или полдня) - на подъем к перевалу. При этом на трассе подъема может работать не вся группа, а лишь несколько связок (обычно две). Остальные туристы тем временем отправляются в другие разведывательные выходы или просто отдыхают. При такой схеме взятия перевала можно поднять до относительно удобного, но безопасного места и часть груза. Однако это целесообразно делать только если наиболее сложный участок находится достаточно высоко и заброшенный груз можно разместить непосредственно перед ним. Заброска на час пути теряет смысл, ибо неизбежна перетасовка рюкзаков при подходе к ней на следующий день, что всегда занимает много времени.
Ночевать лучше всего (если это возможно и безопасно) на перевале. Даже если группа поднялась на него рано (в первой половине дня), надо еще подумать, стоит ли сразу спускаться, или ограничиться разведкой начала трассы спуска. Если над спусковой стороной нависают снежные карнизы, путь спуска пересекается лавинными путями или проходит по камнепадоопасным местам, во второй половине дня спускаться здесь нельзя. Но если таких ярко выраженных опасностей нет, чаша весов может колебаться и в ту и в другую сторону, ибо с точки зрения состояния окружающих склонов спуск возможен.
Что же тогда влияет на решение вопроса, спускаться или нет? Прежде всего приблизительный расчет времени на спуск: есть ли уверенность, что группа до темноты успеет спуститься до безопасного места, где можно поставить бивуак, или на это понадобится полный день (с раннего утра до вечера).
Второй основной критерий - физическое и психическое состояние группы (и в первую очередь руководителя). Если группа для подъема на перевал вышла очень рано и попала на него, проработав 6-7 часов, то реально говорить о спуске можно только когда он займет не более 3-4 часов; для этого трасса спуска должна быть известна заранее или просматриваться полностью с перевальной точки. К решению о спуске можно прийти и после короткой разведки его начала, если разведчикам удалось просмотреть дальнейший путь.
Третий критерий, влияющий на решение вопроса о спуске, - желание или даже необходимость (при работе в мало освоенном туристами районе и первопрохождениях перевала) получить фотопанорамы окружающих хребтов с этой перевальной седловины в утреннем освещении.
При планировании времени на спуск надо учитывать, что многие технические вопросы на спуске упрощаются, крутые склоны и откровенные отвесы можно преодолевать спортивным способом или дюльфером (сидя на веревке). Кроме того, спуск значительно легче физически. Стоит, однако, еще раз напомнить, что основное количество травм приходится все-таки на спуск. И объясняется это не только усталостью группы и некоторой психической расслабленностью после взятия перевала, но и повышенными скоростями спуска. Надо поэтому четко себе представлять, что перевал по-настоящему взят лишь тогда, когда он полностью пройден.
Наиболее сложные тактические задачи группа решает при прохождении перевалов третьей группы, хотя в принципе сущность таких задач не меняется. Перевал в этом случае предварительно или по мере продвижения разбивается на несколько участков, каждый из которых представляет собой выполняемую работу за день. Здесь приходится обращать еще более серьезное внимание на выбор места бивуака (безопасность, по возможности - вода, желательно ранее утреннее освещение). При преодолении таких перевалов, если общее направление движения однозначно, с утра, иногда даже задолго до общего выхода, вперед может быть выслана передовая группа, которая налегке разведывает и обрабатывает маршрут, а иногда навешивает веревки на сложных местах.
Во всех случаях, когда передовая группа (или связка) доходит до опасного места (например, лавиноопасный склон), она должна подождать основную группу и вместе с ней решить вопрос о дальнейшем движении. Это тем более необходимо, что при аварии с передовой группой основная, не зная о происшествии, не сможет вовремя прийти на помощь.
Выход из района (по несложным технически участкам долин и тропам), как правило, не доставляет группам тактических осложнений. Следует не забывать только, что в конце маршрута все сильно устают, а движутся группы при возвращении быстро (вниз идти легче, близок контрольный срок). Возможны ослабление внимания, потеря равновесия на простых участках, падение с тропы в реку. Надо помнить, что поход кончается только тогда, когда группа вышла из гор и пришла в конечный населенный пункт маршрута.
Николай Волков
Источник : "http://westra.ru/articles/tactics/volkovtactics.html" rel="nofollow"