Новости

8 июня 2021
(Санкт-Петербург)
Источник новости: https://4sport.ua/articles?id=34076
0 209 0

Марек Голечек: "Мы похожи на рекламное лицо смерти"
Марек Голечек (Marek Holeček) и Радослав Грох (Radoslav Groh) во время восхождения по маршруту "BOYS 1970" на вершину горы Хуандой Северный (Huandoy North, 6360 м.) что расположена в Кордильера-Бланка, Перу. Фото Marek Holecek



Чешский альпинист Марек Голечек (Marek Holeček) не гонится на наградами, но сейчас, с большой долей вероятности можно сказать, что он и его товарищ Радослав Грох (Radoslav Groh) получат самую престижную альпинистскую премию в мире - Золотой Ледоруб.
И если для Радослава этой награды еще нет в его копилке, то Марек заслуженно был ранее награжден двумя такими наградами.
 

От Редакции:
46-летний Марек Голечек (Marek Holeček) - двукратный обладатель самой престижной в мире альпинистской премии Золотой Ледоруб - за новый маршрут на вершину восьмитысячника Гашербрум I и за новый маршрут на вершину непальского семитысячника Чамланг (Chamlang, 7319 м).

32-летний Радослав Грох (Radoslav Groh) - давний напарник Марека по многом экспедициям, одной из таких совместных работ стал новый маршрут "BOYS 1970" на вершину горы Хуандой Северный (Huandoy North, 6360 м.) что расположена в Кордильера-Бланка, Перу, пройденный парой в 2019 году



В конце мая 2021 года Марек и Радослав совершили успешное восхождение по новому маршруту "Heavenly Trap" по северо-западной стене горы Барунцзе (Baruntse) высотой 7129 метров, что расположена к югу от Эвереста.
Команда совершила восхождение в чистом альпийском стиле: за один штурмовой выход, без предварительной установки высотных лагерей, провески перил, помощи шерп и без кислородных баллонов!
Кроме того, маршрут восхождения и спуска проходил по разным линиям!
 

Марек Голечек: "Мы похожи на рекламное лицо смерти"
маршрут "Heavenly Trap" по северо-западной стене горы Барунцзе (Baruntse) высотой 7129 метров



Безусловно, если само восхождение проходило в сложных условиях, то за спуском команды, который заставил понервничать, следили альпинисты во всем мире.
После восхождения на вершину, команда спустилась на отметку 7000 метров, где их застала непогода.
Несмотря на то, что команде нужно было лишь несколько часов хорошей погоды, чтобы спуститься в базовый лагерь, они застряли там, на крохотной площадке, на большой высоте, на 4 дня!
Подробнее о спуске читайте в статье: В ПЛЕНУ У НЕПОГОДЫ НА БАРУНЦЗЕ
Только лишь спустившись в базовый лагерь и перелетев в Катманду на вертолете, Марек и Радослав, порхудевшие на более чем 10 килограмм, рассказали о своей экспедиции

«Мы привыкли к сложным горным условиям, вообще, альпинистам следует научиться принимать такие ситуации.
Безусловно, мы не планировали и не были счастливы оказаться в ловушке на горе, в такую ужасную погоду в палатку размером 2х1,2 метра, засыпанную снегом...
Но мы понимали, что не можем сделать ни шагу ни влево ни вправо, потому что одно неверное движение грозило срывом в двух километровую пропасть.

В такие моменты Вы просто обязаны сохранять энергию. Вы не должны поддаваться психологическому давлению и должны просто ждать, придерживаясь своей цели или внося в нее коррективы. И Вы должны быть готовы выйти из палатки в любой момент. Если Вы не будете готовы, то это будет весьма плохо»
 - говорит Марек.

«Сейчас мы занимаемся поиском билетов на самолет, нам предстоит дорога в Чехию.ю
За это восхождение я похудел более чем на десять килограмм, у нас с Радославом есть небольшие обморожения, но в остальном мы в порядке»
, - добавляет Марек, который отказался от госпитализации в Катманду и выписанных ему лекарств.
 

Марек Голечек: "Мы похожи на рекламное лицо смерти"
Марек Голечек (Marek Holeček) и Радослав Грох (Radoslav Groh) в Катманду, после экспедиции на Барунцзе



"Всё восхождение было ничто по сравнению с возвращением в Катманду.
Вот с чего начинается лотерея выживания. У меня всё хорошо, это такое особенный период.
Сперва, после посадки на вертолете в Катманду меня забрали в международную клинику.
Это процедурный вопрос, которого невозможно избежать. В больнице врачи трижды брали у меня кровь на анализ, поэтому я кровоточил постоянно. Потом мне сделали рентген, а потом пришли к мнению, что мне срочно нужен кислород.
В конечном итоге меня напичкали тысячами различных таблеток.
Я вполне мог бы стать наркодилером.
Когда я отказался принимать все эти таблетки, врачи решили. что я ненормальный и что я точно не выживу. Но я рискнул и скорая помощь увезла меня через безлюдный город обратно в отель. Наш маршрут на Барунцзе, как мы его назвали "Heavenly Trap" (Небесная ловушка), привлек всемирный успех, однако не самолеты...
Пока что ни один рейс не вылетает на родину... Видимо придется идти домой пешком"
 - отметил Марек

На днях Марек дал небольшое интервью чешским СМИ (Lidovky.cz), рассказав детали экспедиции:

На своей странице в Facebook, Вы писали что с тем количеством таблеток, которые Вам выписали врачи в Катманду, Вы могли бы стать наркодилером. Но Вы отказались от приема таблеток. Как Вы сейчас себя чувствуете?

Я не жалуюсь на свое состояние, с точки зрения физической формы, её не сложно восстановить. Морально я в порядке, и с нетерпением жду возвращения домой, где я могу выпить хорошее пиво.

Когда Вы сможете вернуться домой?

Мы сейчас занимаемся этим, и точную дату я не готов сейчас назвать. Аваиакомпания отменила наш рейс и перепродала наши билеты. Так что нам приходиться покупать новые билеты, примерно на 5 июня, и тогда мы сможем вернуться домой.
Получится ли так как мы задумали - вопрос. Но мы этого очень ждем.
Нам здесь скучно (улыбается).
 

Марек Голечек: "Мы похожи на рекламное лицо смерти"
Марек Голечек (Marek Holeček) в больнице Катманду, после экспедиции на Барунцзе



Вы стремитесь не только выпить пива, но прежде всего увидеть семью...

Мне даже нет необходимости говорить об этом. У семьи совершенно другой приоритет, в мире больше нет ничего важнее, это как спасительный остров посреди моря хаоса. Я с нетерпением жду возможности снова обнять родных.
С другой стороны, для меня этот год был очень богат на поездки: я наслаждался общением с семьей шесть месяцев подряд, когда мы путешествовали по Европе, поднимались в горы. Это было потрясающее время.

Четыре дня Вы были в ловушке на горе, отрезаны от всего мира. Только двое на огромной стене. Насколько это было для Вас двоих тяжело психологически?

Если бы я попал в подобную ситуацию в первые свои дни в альпинизме, в первый год-два, всё прошло бы по-другому, но у меня за спиной более сорока экспедиций, в которых всегда были похожие моменты.
Больше всего психологическое давление оказывает разлука с близкими, потому что в такой ситуации Вы теряете чувство безопасности, к которому привыкли.
Но я не иду в горы, в подобные сложные экспедиции не ожидая риска. Напротив, я с нетерпением жду этого.
Когда я нахожусь на одном месте, я могу с этим справиться. Безусловно, в тяжелые моменты наши мысли направлены к родным, семье. Но мы должны быть сосредоточены на достижении цели и поиска выхода из проблемной ситуации.
Это контрасты жизни, обычная ситуация, где мы переживаем период белой полосы а затем появляется другая крайность, черная полоса, которая, среди прочего, дает мне ощущение осознания насколько важна и любима семья. Именно эта крайность дает Вам силы.

Я имел в виду именно эти четыре дня…

Для нас, альпинистов, в этом нет ничего нового. Это уже случалось со мной ранее, надо просто научится учитывать подобный риск, ведь мы всё еще не знаем и не можем рассчитать все повороты погоды.
Некоторые моменты в непогоде мы можем предсказать, но это работает далеко не во всех случаях.
И в таком свете, подобные ситуации - своеобразное развлечение, возможность поучиться реагировать на новые ситуации, на неожиданные моменты.
Безусловно, мы не планировали и не были счастливы оказаться в ловушке на горе, в такую ужасную погоду в палатку размером 2х1,2 метра, засыпанную снегом...
Но мы понимали, что не можем сделать ни шагу ни влево ни вправо, потому что одно неверное движение грозило срывом в двух километровую пропасть....

Дул ветер, падал снег, очень сильный снегопад и все, что мы могли сделать - это просто экономить энергию, а не поддаваться мыслям и ждать. Экономия энергии нужна для того, чтобы быть готовым в любой момент выйти на маршрут.
Да... казалось бы глупо сидеть днями в крохотной палатке размерами 2х1,2 метра, но нам нужно было смириться с ситуацией, быть морально сильными, готовиться к спуску.

В альпинизме невозможно всё точно просчитать заранее.
 

Марек Голечек: "Мы похожи на рекламное лицо смерти"
Белая тьма на Барунцзе, 26 мая 2021 года. Фото Marek Holeček



Получается, что Вы не знали, что можете попасть в ловушку? Погода изменилась очень резко?

Именно поэтому все мы стремимся к домашнему очагу, где погода не может диктовать свои условия, туда, где мы чувствуем себя в безопасности.
С другой стороны, людям свойственно стремиться к преодолеванию трудностей, раздвижению границ.
Мы уже можем летать в космос, пробивать туннели в толще гор, но самые трудные рамки находятся внутри нас.
Подобные сложные ситуации укрепляют вас, делают нас более устойчивыми, и этот опыт можно использовать где угодно в человеческой деятельности.
Но отвечу на ваш вопрос: подобное изменение погоды может произойти где угодно: у Вас на руках есть прогноз, но буквально за несколько часов всё может перевернуться с ног на голову.
В горах тоже самое.
Конечно, мы можем предполагать, осознавать опасность и мы знаем насколько хрупка жизнь. Но, как я уже сказал, далеко не все можно предсказать.

Вы уже сталкивались с подобной сложной ситуацией во время своих экспедиций?

Невозможно сравнивать подобные ситуации, поскольку чувства, ощущения и воспоминания воспринимаются со временем по-разному.
Была экспедиция на Гашербрум I, где я застрял с напарником на высоте 7400 метров, у нас был небольшой спальный мешок...
На такой большой высоте не отдохнёшь, если не двигаться на маршруте, силы всё равно уходят, ведь в больших горах Вы сводите еду и питье к минимуму, стараясь пройти маршрут и спуститься как можно быстрее, но иногда погода противостоит Вашим планам, и Вы попадаете в аналогичную ситуацию.

Так что подобная ситуация может случиться, и, как я уже сказал, Ваша психика должна быть устойчивой к этому. И Вы должны быть готовы выйти из палатки в любой момент. Если Вы не будете готовы, то это будет весьма плохо

На сколько килограммов веса вы похудели?

В общем, я похудел на десять килограммов. Мышечные массы, подкожный жир я не считаю, он совсем ушел, конечно же самый первый. Сейчас мы с Радославом похожи на рекламу смерти (смеется).
Нужно будет приложить много усилий, чтобы вернуть эти 10 килограмм.

Как Ваше и Радослава самочувствие, здоровье?

У нас легкое обморожение, это нормально, тем более, между нами существует значительная разница в возрасте, Радек намного моложе и, конечно, его тело имеет совершенно другой метаболизм, он по-другому реагирует на холод, более стойко. Но и он однажды доживет до моего возраста (смеется).
 

Марек Голечек: "Мы похожи на рекламное лицо смерти"
Барунцзе (Baruntse) высотой 7129 метров.



А как Вы лично готовитесь к подобным экспедициям?

Точно так же, как и в любом профессиональном спорте, с той лишь разницей, что мы, альпинисты, официально не попадаем в эту категорию классического спорта.
Мы занимаемся упражнениями, не только поднимаясь в горы, но и прежде всего, занимаясь своим телом. Например, бегом, который является самым простым способом развить выносливость, но и добавляем другие виды деятельности.
Также важно поработать над психикой, чтобы иметь возможность выполнять стандартные, рутинные дела в опасных условиях.
Чем выше сложность экспедиции, тем напряженней тренировки, Вы просто не можете позволить себе расслабиться.
Я, например, не могу себе позволить сегодня не выйти на пробежку, просто из-за скверного самочувствия... В горах такой поблажки не будет.

Какие Ваши планы на будущее?

У меня был в планах еще и Машербрум, но об этом сейчас не может быть и речи, у меня масса дел, которые я не могу быстро закончить: работа над документальным фильмом, над книгой, так что этим летом я никуда не поеду
 

Марек Голечек: "Мы похожи на рекламное лицо смерти"
Марек Голечек (Marek Holeček) и Радослав Грох (Radoslav Groh) на фоне Барунцзе




*************************

Какой маршрут пролезли Марек Голечек (Marek Holeček) и Радослав Грох (Radoslav Groh)

Альпинист и полярный историк Дэмиен Гильдеа, как и Ричард Солсбери из Himalayas Database, задались этим вопрсом при нанализхе чешской экспедиции.
«Распространяемые в сети фотографии показывают западную (точнее Западно-юго-западную) стену Барунцзе.
По правде говоря нет никакой Северо-Западной стены Барунцзе. Вместо нее есть Северо-Западная стена Барунце Северная (горы, также известной под именем Хали Химал (Khali Himal).
Хали - это гора, на которую Симоне Моро и Денис Урубко совершили восхождение в 2004 году, и я думаю, что на этой стене уже был чешский маршрут.
Но я не думаю, что эта Северо-Западная стена была той стеной, на которой проложили свой маршрут Марек и Радослав»
 - отметил Ричард Солсбери
 

Марек Голечек: "Мы похожи на рекламное лицо смерти"
По правде говоря нет никакой Северо-Западной стены Барунцзе. Вместо нее есть Северо-Западная стена Барунце Северная (горы, также известной под именем Хали Химал (Khali Himal)



Дэмиен Гильдеа сказал следующее: «Западная стена Барунце была пройдена Российской командой в 1995 году . А на северо-западе - чешский маршрут». линия B на архивной фотографии ниже.
 

Марек Голечек: "Мы похожи на рекламное лицо смерти"
линия B на архивной фотографии - чешский маршрут на северо-западе Барунцзе



Фотография выше, по его словам, была названа «Западная стена Барунце, но на самом деле это Северо-Западная стена, или, точнее, Северо-Западная стена Барунце-Северная.

 

0 0