Новости

9 октября 2020
(Санкт-Петербург)
Источник новости: https://4sport.ua/news?id=33137

Шотландец Юсдин Хоторн (Uisdean Hawthorn) и американец Итан Берман (Ethan Berman) открыли первый маршрут на правой стороне знаменитой северной стены, имеющее собственное название "Emperor Face" высочайшей в Канадских Скалистых горах вершине Робсон (Mt. Robson) выстой 3954 метров.

Название нового маршрута: "Running in the Shadows"
Категория трудности: VI, AI5, M6
Длина маршрута: 2000 метров
Линия: на правой стороне северной стены "Emperor Face" горы Робсон (Mt. Robson, 3954 метров) в Британской Колумбии

"Running in the shadows" - новый маршрут на самой высокой горе в Канадских Скалистых горах
Новый маршрут "Running in the Shadows" (VI, AI5, M6) на северной стене горы Робсон (Mt. Robson, 3954 метров) Фото Uisdean Hawthorn.

"Альпинизм в Канадских Скалистых горах имеет огромное значение. Каждый маршрут, который я проложил здесь, больше напоминают восхождения в Гималаях, чем в Альпах и этот маршрут также не стал исключением.
Это один из самых сложных маршрутов, по которым я когда-либо проходил"
, - написал Хоторн в своем отчете.

История северной стены "Emperor Face" горы Робсон началась в 1978 году, когда первый маршрут на ней проложили Джим Логан (Jim Logan) и Терренс Стэмп (Terry "Mugs" Stump). Позже, в 1979 году в американском альпинистском журнале American Alpine Journal Логан написал : "Когда я впервые увидел эту стену, она меня потрясла до глубины души. Это была самая большая стена, которую я когда либо видел в жизни, гораздо больше чем северная стена Эйгера. Невероятно, но эта стена даже спустя 40 лет после открытия Эйгера, еще оставалась не пройденной.
В 1976 и 1977 году я предпринял неудачные попытки подняться на вершину Робсон. Поэтому летом 1978 года я был однозначно нацелен и полон мотивации для еще одной попытки"

На маршруте "Running in the Shadows" (VI, AI5, M6) на северной стене горы Робсон (Mt. Robson, 3954 метров) Фото Uisdean Hawthorn

Сегодня, спустя 42 года после открытия первого маршрута на стене, постепенно гора наполнялась и другими линиями, но количество пролазов можно посчитать по пальцам двух рук.

На этой же стене существуют:

• Маршрут Cheesmond-Dick (VI 5.9 A2, 2500 м), проложенный Дейвом Чизмондом (Dave Cheesmond) и Тони Диком (Tony Dick) в 1981
  • Маршрут "Infinite Patience" (VI 5.9 M5 WI 5, 2200 м), пройденный Барри Бланчардом (Barry Blanchard), Эриком Дюмераком (Eric Dumerac) и Филлипом (Philippe) в 2002;
  • А также имеется неоконченный маршрут (без выхода на вершину) проложенный Джейсоном Краком (Jason Kruk) и Джоном Волшем (Jon Walsh) в 2010.

В 2018 году Марк-Андре Леклерк (Marc-André Leclerc), который погиб в экспедиции на Аляске в 2018 году, совершил первое соло восхождение на стен "Emperor Face" в 2016 году, пройдя маршрут "Infinite Patience".

Впервые Итан и Юсдин пришли к этой стене несколько лет тому назад, однако тогда их восхождению помешало слишком заснеженная стена
Итан был убежден, что этой осенью на горе обязательно установится хорошая погода и после серии летних заморозков и оттепелей маршрут будет вполне проходим.

Хоторн и Берман решили сделать еще одну попытку.

Пройдя треккингом 25 километров и разбив базовый лагерь под самой горой, альпинисты начали штурм на следующий день.

Бивак на вершине горы Робсон (Mt. Robson, 3954 метров) Фото Uisdean Hawthorn

Сперва маршрут шел по легкой местности, пересекая систему кулуаров, в которых скопился снежный покров. На высоте около 500 метров они вышли на более крутой участок, но благодаря крепкому льду, он без проблем, и даже без специального снаряжения поднялись по нему.

Ключ маршрута был у самой вершине и представлял собой две вертикальные веревки.
Итан попытался пройти прямо по ледяному углу, но там лед был слишком тонким для безопасного восхождения им он отступил.
Юсдин опробовал другой вариант - правее, он был засыпан снегом, но при этом проглядывала скальная трещина, за которую уже можно было закрепиться. По словам Юсдина восхождение по этому участку было похоже на шотландский микст категории VII, 8.

«Ключ маршрута это было ледовый микст по круто-наклонной стене с балконом на высоте 55 метров», - сказал Хоторн.

Провесив 14 веревок и проведя на скале 19 часов команда поставила бивак немногим ниже вершины, на гребне.

Следующий день представлял собой 12-часовое восхождение по 800-метровому ледовому участку с уклоном до 45 градусов.

После этого они вышли на вершину, где неподалеку поставили еще один бивак.

Третий день был посвящен утомительному спуску в базовый лагерь.

Юсдин Хоторн (Uisdean Hawthorn) и Итан Берман (Ethan Berman) на вершине горы Робсон (Mt. Robson, 3954 метров) Фото Uisdean Hawthorn

Стоит отметить, что Юсдин Хоторн был одним из номинантов на самую престижную в мире альпинизма премию Золото Ледоруб в 2018 году за открытие нового маршрута на аляскинскую вершину Иезавель (Jezebel, 2880 метров), расположенной в горах Ревелейшн (Revelations Range).
Также Юсдин рекордсменом в зимнем скоростном восхождении по гребню Cuillin Ridge, в Шотландии. Его время составило 4 часа 57 минут 7 секунд.