12 января 2013
Плечко Л.А. "Водные маршруты Ленинградской области". Л.
Тип материала: Описание Регион путешествия: Западный континентальный район
Год путешествия: 1987
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
Протяженность - 145 километров.
Число ходовых дней - 5 - 7.
Сезонность - 25 апреля - 15 мая.
Категория сложности - 1 с элементами сложности II.

Мда берет начало из озера около деревни Каменка Любытинского района Новгородской области, впадает в Мсту на 179-м километре от устья, Длина Мды - 101 километр. В верховье река протекает по болотистой местности. Приняв слева два небольших притока - Горелицу и Гусинку, Мда меняет направление на северо-запад и, прорывая Тихвинскую гряду, мчится под уклон, имея на участке порядка 20 километров падение 5 м/км. Часто встречаются завалы, в русле много камней. Приняв справа Моднику, а слева Ольху, течение становится медленнее, русло шире, препятствий меньше, и от деревни Веспино Мду можно рекомендовать для сплава на байдарках и надувных судах. На участке реки от Веспино до Неболчи уклон 2,5 м/км, встречаются шиверы, отдельные камни и завалы, в основном результат деятельности бобров.
В Неболчи Мда снова резко меняет,направление, повернув на юго-запад. Ширина, реки - 20 - 30 метров, течение - 2 - 3 км/час, уклон - 0,81 м/км. По мере приближения к устью течение замедляется до 1 - 2 км/час.
Берега почти на всем протяжении покрыты лесом. Много хороших мест для стоянок. Обилие грибов и ягод. Плавание в межень возможно при среднем уровне воды, и только от Неболчи.
Подъезд к началу маршрута - от станции Теребутенец железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. От станции надо пройти вдоль полотна в направлении к Ленинграду около 2 километров, до крутого поворота железной дороги вправо. В этом месте под железнодорожной насыпью проложена труба, по которой протекает ручей в юго-западном направлении. Спустившись с полотна слева, надо идти по тропе вдоль правого берега ручья, ведущей к полузаброшенной деревне Веспино, откуда начинается водная часть маршрута. Местами тропа идет по вырубкам. Все время надо придерживаться ручья, а далее - узкоколейки. Подойдя к деревне, взять левее и выходить к реке, где есть удобное место для сборки байдарок и постановки лагеря. Волок составит около 5 километров.
Сразу же на пути встречается ряд шивер, возможны завалы и прижимы под нависшими кустами. Через 2 километра мост. При максимальном уровне воды под ним пройти нельзя, и тогда предстоит короткий обнос по любому берегу. Через 8 километров берега становятся ниже, течение слабее, и река описывает несколько больших петель.
В районе деревни Великая Лука перекинут мост, проходить надо в средний пролет. В случае завала - обнос по правому берегу (50 м). Ниже берега повышаются, течение ускоряется до 8 км/час, и начинается шивера со стоячей волной до одного метра. За железнодорожным мостом линии Неболчи - Окуловка, после резкого поворота влево, на правом берегу видны дома крупного поселка Неболчи, где есть почта и магазины.
Станция - в 1,5 километра от реки. Сразу за поворотом - небольшой порог, образованный разрушенной плотиной. Кое-где торчат камни и арматура. Проход по центральной струе. За порогом - шивера. Оба препятствия требуют предварительного просмотра с берега.
В деревне Бахарики - водомерный пункт с натянутым через реку тросом.
До деревни Большое Заборовье серьезных препятствий нет. За деревней - разрушенная плотина, проход в левый створ. За плотиной 1,5-километровая шивера с большим падением и массой камней в русле. Прохождение ее осложнено крутым поворотом реки влево. Оба препятствия требуют обязательного предварительного просмотра. Нужно наметить линию прохождения и места страховки. Ниже до устья серьезных препятствий нет. Уменьшается скорость течения. У селений могут встретиться наплавные мостики.
Выйдя в Мсту, следует повернуть направо по течению. Мста берет начало из озера Мстино и впадает в озеро Ильмень. Длина ее - 445 километров. Отсюда до станции Мстинский Мост железнодорожной линии Ленинград - Москва, где заканчивается маршрут,- около 30 километров спокойной воды, препятствий нет.

Источник: Плечко Л.А. "Водные маршруты Ленинградской области". Л., 1987.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.