Страницы: 1
RSS
Про Бурхана и дацан.
 
Часто в отчетах туристов, путешествовавших по Восточному Саяну, встречается слово "бурхан". Например: "В очередной раз остановились у бурхана, выпить водки...". Авторы путают Бурхана с дацаном.
Насколько мне известно, -  Бурхан, это бурятский бог, дух. У Бурхана, просят хорошей погоды, удачи в пути.
Дацан - священное место, где приносят жертвы, подарки Бурхану (в том числе в виде водки), и обращаются к духу с выше перечисленными просьбами.
Хотелось, что бы туристы внимательней относились к местным обычаям. Порой, слово оброненное по незнанию, может послужить поводом к конфликтам.
А может есть специалист в этом вопросе? (Бурхан, дацан)

   Андрей
 
Re: Про Бурхана и дацан.

Бурхан в переводе с бурятского - бог, будда.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Бурхан - у монголов-буддистов название идола.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Дацан - монастырь, религиозный центр бурят-буддистов в Вост. Сибири.
http://gov.buryatia.ru:8080/obur/adm_terr/iv_dazan.html
Так что водку можно пить как _у_ бурхана, так и _в_ дацане (если, конечно, позволят)  :)

 
Re: Про Бурхана и дацан.

Все это в словаре. В жизни, к Бурхану обращаются как к богу, а не идолу. И идолов в Бурятии, что то не встречал, а дацанов - сколько угодно. Местные буряты так называют, и я не склонен им не верить.

   Андрей
 
Re: Про Бурхана и дацан.

так это ж брокгауз. в россии до революции всё, что не христос - то идол было...

 
Re: Про Бурхана и дацан.

Ну может буряты и называют бурхан дацаном, а русские туристы под бурханом подразумевают это дерево с ленточками, хотя завётся оно как-то по другому

 
Re: Про Бурхана и дацан.

В советское время, дацан - небольшой столик, крытый крышей. На столике и складывали дары. Сейчас, дацаны строят в виде деревянных юрт.


   Андрей
 
Re: Про Бурхана и дацан.

Дацан - буддийский храм. Не обязательно у бурятов - например, большой буддийский храм в СПб на Приморской - дацан.


С уважением, -- Андрей (Динозавр)
 
Re: Про Бурхана и дацан.

А я когда был совсем маленький и был матросиком, а точнее сыночком полка тогда еще)) то в цвете помню что родители мои и их друзья каждый выпивая положенные 50 грамулек оставляли на дне кружки небольшое кол-во содержимого и под возглас-Отдадим  дань нашему замечательному Бурханчику вылевали одновременно все в костер. было весело. Детям нравилось. А теперь , и  след. поколение в моем лице поддерживает такую традицию..) Вот тяк)

С Приветом и зажигосом, Ириков!
 
Про Бурхана и дацан - о настоящих обычаях.

Что ж, в Питерском дацане в былые годы можно было видеть поднесенные Будде шкалики и четвертинки, с закуской в виде печенья Юбилейного :) Секты и направления ламаизма, бонпо, буддийской тантры это дело уважают и применяют. Включая, AFAIK, бурятский буддизм.

Не важно что - важно, что лично значимое, и что от всего сердца.

Хотя (шепотом) для информации: настоящие, традиционные буддисты хинаяны и махаяны не пьют, не употребляют наркотиков, равно как и убоину. Так что так Будду можно скорее посмешить, чем порадовать.

Предпочтительнее: фрукты (пусть сушеные), сладости, особенно вегетарианские, без яиц. Или просто цветок, зажженую палочку благовоний, свечку.

Короче, оставьте печение или цветок - и будет вам удача.

Китацы также описанным способ выплескивают первую (ополаскивающую) заварку зеленого чая при чайной церемонии - Буддам, бодхисаттвам и богам места.

При входе в Дацан _все_, и верующие и неверующие, делают поклон алтарю или месту, где стоит истукан, или иное изображение Будды и бодхисаттвы. То же - при выходе, обратившись лицом к алтарю.

Если стои просто в поле (в лесу) - поклон подойдя и отойдя. Поклон производится со сложенными перед грудью ладонями, пальцами вверх. Знак уважения - низкий поклон (это кстати и для позвоночника очень полезно :)

Конкретной жрадиции же обращения к Будде нет - обращайтесь в своей душе как умеете. Не стоит просить чуда - стоит попросить понимания, ясности сознания. Внутренее состояние ясности и осознанности своих действий способствует удаче.

Это так - в копилку знания настоящих туземных обычаев :)


С уважением, -- Андрей (Динозавр)
 
Re:  Про Бурхана и дацан - о настоящих обычаях.

Интересно вышло. Начали с бурят, а закончили ... :-)

Имхо, то, что туристы называют "бурханами", не знаю уж, насколько это правильно - деревья с ленточками и т.п. относится не к буддизму, а к традициям язычества/шаманизма.

 
Re:  Про Бурхана и дацан - о настоящих обычаях.

Возможно религии переплелись (если так можно сказать). И русские отмечают Пасху и Масленицу - праздники разных религий.

   Андрей
 
Re: Про Бурхана и дацан.

Верно говоришь...
побурханить, это как раз и есть выпить водки, правда соблюдая определенную традицию, а дацан это нечто типа церкви, только буддистская.

Понятны и ошибки туристов. Слово слышали и увидели идола или дерево в ленточках.... вобщем священное место слышали что там бурханят, вот и приняли это за бурхан...

Да и еще, идолы в Бурятии есть... На майских праздниках буду стоять неподалеку от такого. Правда учитывая надпись, не понятно, чей он Бурятский или русский. Надпись гласит "Дорогу осилит идущий"

 
Re:  Про Бурхана и дацан - о настоящих обычаях.

Само собой :-).
Вообще, языческие праздники имхо у всех народов в чести. Чуть ли не больше чем религиозные и, тем более, официальные. :-)

А насчет бурханов и дацанов - по моим ощущениям, происходящим из когда-то прочитанных книжек, прав Dinozavr. Дацан - это общее название для любого места буддийского культа: храма, монастыря и т.п. А бурхан - это языческий дух-покровитель и, одновременно, место где тот обитает. Примерно как и у нас: есть леший, а есть конкретное дерево, которому приносят дары, просят защиты и т.п. Так же с русалками, водяными и т.п.

Вообще, имхо, слово "бурхан" уже прочно вошло в туристский лексикон. Почти как рюкзак ... :-)

 
Re: Про Бурхана и дацан.

>>Надпись гласит "Дорогу осилит идущий"
До боли в глазах знакомая надпись. Конечно Шумак! Как давно там не был. Нахлынули воспоминания.
1 мая? Как в это время там со снегом? Шумакский перевал кажется лавиноопасный. Или другой путь?

   Андрей
 
Re: Про Бурхана и дацан.

Начнем с того что не Шумак :))
по крайней мере я видел не на Шумаке а в Районе горы Мунка-Сардык, высшей точки Восточной Сибири.

А по Шумаку, есть обходная дорога, рядом пониже и поположе перевал есть, но чтоб из его долины попасть в Шумакскую, нужно либо через горных духов ломится (категорийный и летом) который повыше Шумака, либо в обход через Китой, что далеко. Так что как правило в это время туда особо не суются :))

 
Re: Про Бурхана и дацан.

Я такую надпись видел на Шумаке. Оставила женщина из Лениграда (тогда еще Ленинград). Она там основательно поправила свое здоровье.
На Мунку-Сардык, из Усть-Илимска едет группа пенсионеров(может еще кто присоеденится). Выезжают кажется 28 апреля, на автобусе, и до места. Мне поехать не удается, сложности с работой.
Удачного восхождения!


   Андрей
 
Re: Про Бурхана и дацан.

С Усть-Илимска на автобусе? Представляю сколь идет... Тут с Шелехова (недалеко от Иркутска) 5-6 часов автобус идет, под конец уже все задирает, а там... Сожалею про сложности на работе, а то можно было бы пообщаться вживую :))

>>Удачного восхождения!

Спасибо большое. В четверг (29 апреля) выезжаем, потом фотки попробую отсканить.

 
Re: Про Бурхана и дацан.

От Усть-Илимска до Иркутска автобус идет часов 12, и дальше прикидывайте еще сколько...

   Андрей
Страницы: 1
Добавить публикацию