Заранее приношу извинения за длинный пост, но вопрос серьезный.
Уважаемые коллеги в плане инструкторско-преподавательского состава!
Наблюдая за кадровыми процессами в туристской среде (рядом - воочию, дальше - по интернету и разговорам) я подметил неприятную тенденцию. Происходит определенное расслоение туристской общественности. Оно не касается разве что "упертых", "пробитых" туристов (в том числе, меня), которые ну очень твердо решили, что эта сторона жизни им нужна именно в традиционном виде. Все прочие начинают уходить из туризма в две стороны:
1. В дешевые одно-двух дневные походы, весенние сплавы, семейные путешествия. Все это не связано с большими затратами (исключая аренду катамарана в горячий сезон весной).
2. В коммерческо-экстремальный туризм: Кунь-Лунь еще не самый показательный пример. Это либо краткие очень затратные организованные фирмой походы (в т.ч. индивидуальные туры), либо грандиозные экспедишны, стоимость которых я даже прикинуть не могу.
Остальные от спортивного туризма вообще отходят в сторону Турции etc.
Пропасть разрастается. В форумах появляются сообщения туристов-"середняков" (к которым я отношу и себя то же), то есть выросших на традициях людей уровня 4-5р., что кадровая проблема доводит до того, что награнтованное раньше снаряжение начинает простаивать.
Причин тому можно перечесть сколько угодно. Я хочу остановиться только на одном факторе, на мой взгляд, оказывающем значительное влияние. В первом ответвлении (дешевые краткие походы) становится все меньше квалифицированных людей, которые принципиально в состоянии вывести поход 2-3 к.с. В детском туризме (во всяком случае, в моем городе) состояние шваховое: в нашем ДДЮТиЭ остались люди, вся квалификация которых давно в прошлом. Уровень обучения, проводимого областной аналогичной структурой, выводит их на 1у (требования к ИД-ЮТ), после чего сходить с детьми 1р они, кроме сплава, неспособны. Во взрослом туризме переход на зачеты разрядов "по соревнованиям" также видимо приведет к оттоку тех, для кого некоторые "корочки" (справки, разряды, дальше МС) тоже имеют значение. Интересную анонимную статью об этом я, кстати, обнарушил на , вот только вывод там странный.
Собственно, я подхожу к вопросу обсуждения. Единственной структурой в туризме, выдающей хоть какие-то корочки, становится КПК (комиссия по подготовке кадров). Там тоже непонятков хватает, включая совершенно нереальные часы в программах (сам составлял!), ставящие туриста перед выбором: или проходи школу (особенно ШВУ), или иди в поход. Отпуск-то один. Поэтому, поверьте, есть определенные особенности при подготовке документов человека на инструктора, тем более, СИ.
Однако ни в одном нормативном документе не прописано, что форма обучения в школе должна быть очная. В высшем образовании УМО и министерство дают разрешение открыть очную форму, а вечернуюю, ускоренную и заочную - подразумевается, и институт делает это простым решением Ученого Совета.
Я предлагаю попробовать решить следующие проблемы:
1. Большого количества часов подготовки
2. Нехватки инструкторско-преподавательского состава на месте конкретной школы
3. Необходимости изложить часы и провести все практикумы за очень короткий срок (неделя перед зачетными походами), что снижает качество подготовки
4. Необходимость организовать взаимодействие (хотя бы какие-то встречи) между группами школы на маршруте, что при небольшом количестве отделений в школе очень сужает возможности руководителей по выбору маршрута. На этом пункте при защите моей последней школы М.Ю. Васильев здорово настаивал.
Мне кажется, ЗАОЧНАЯ школа (БУ, СУ, ВУ) это все решает. Остается, формально, сдача экзаменов и квалификационный поход, но при широкой аудитории все это вполне возможно.
Если да, остается выбрать МКК с аккредитованной КПК и правом выдачи хотя бы И (а значит, и ОТ, и ИД-ЮТ) и отработать... Финансово пермская ЦДЮТур на таких школах довольно неплохо зарабатывает, хотя я так и не могу понять, а есть ли вообще у ув. А.П.Зуева аккредитация в ТССР.
Спасибо за терпение при чтении
Мнения?
Уважаемые коллеги в плане инструкторско-преподавательского состава!
Наблюдая за кадровыми процессами в туристской среде (рядом - воочию, дальше - по интернету и разговорам) я подметил неприятную тенденцию. Происходит определенное расслоение туристской общественности. Оно не касается разве что "упертых", "пробитых" туристов (в том числе, меня), которые ну очень твердо решили, что эта сторона жизни им нужна именно в традиционном виде. Все прочие начинают уходить из туризма в две стороны:
1. В дешевые одно-двух дневные походы, весенние сплавы, семейные путешествия. Все это не связано с большими затратами (исключая аренду катамарана в горячий сезон весной).
2. В коммерческо-экстремальный туризм: Кунь-Лунь еще не самый показательный пример. Это либо краткие очень затратные организованные фирмой походы (в т.ч. индивидуальные туры), либо грандиозные экспедишны, стоимость которых я даже прикинуть не могу.
Остальные от спортивного туризма вообще отходят в сторону Турции etc.
Пропасть разрастается. В форумах появляются сообщения туристов-"середняков" (к которым я отношу и себя то же), то есть выросших на традициях людей уровня 4-5р., что кадровая проблема доводит до того, что награнтованное раньше снаряжение начинает простаивать.
Причин тому можно перечесть сколько угодно. Я хочу остановиться только на одном факторе, на мой взгляд, оказывающем значительное влияние. В первом ответвлении (дешевые краткие походы) становится все меньше квалифицированных людей, которые принципиально в состоянии вывести поход 2-3 к.с. В детском туризме (во всяком случае, в моем городе) состояние шваховое: в нашем ДДЮТиЭ остались люди, вся квалификация которых давно в прошлом. Уровень обучения, проводимого областной аналогичной структурой, выводит их на 1у (требования к ИД-ЮТ), после чего сходить с детьми 1р они, кроме сплава, неспособны. Во взрослом туризме переход на зачеты разрядов "по соревнованиям" также видимо приведет к оттоку тех, для кого некоторые "корочки" (справки, разряды, дальше МС) тоже имеют значение. Интересную анонимную статью об этом я, кстати, обнарушил на , вот только вывод там странный.
Собственно, я подхожу к вопросу обсуждения. Единственной структурой в туризме, выдающей хоть какие-то корочки, становится КПК (комиссия по подготовке кадров). Там тоже непонятков хватает, включая совершенно нереальные часы в программах (сам составлял!), ставящие туриста перед выбором: или проходи школу (особенно ШВУ), или иди в поход. Отпуск-то один. Поэтому, поверьте, есть определенные особенности при подготовке документов человека на инструктора, тем более, СИ.
Однако ни в одном нормативном документе не прописано, что форма обучения в школе должна быть очная. В высшем образовании УМО и министерство дают разрешение открыть очную форму, а вечернуюю, ускоренную и заочную - подразумевается, и институт делает это простым решением Ученого Совета.
Я предлагаю попробовать решить следующие проблемы:
1. Большого количества часов подготовки
2. Нехватки инструкторско-преподавательского состава на месте конкретной школы
3. Необходимости изложить часы и провести все практикумы за очень короткий срок (неделя перед зачетными походами), что снижает качество подготовки
4. Необходимость организовать взаимодействие (хотя бы какие-то встречи) между группами школы на маршруте, что при небольшом количестве отделений в школе очень сужает возможности руководителей по выбору маршрута. На этом пункте при защите моей последней школы М.Ю. Васильев здорово настаивал.
Мне кажется, ЗАОЧНАЯ школа (БУ, СУ, ВУ) это все решает. Остается, формально, сдача экзаменов и квалификационный поход, но при широкой аудитории все это вполне возможно.
Если да, остается выбрать МКК с аккредитованной КПК и правом выдачи хотя бы И (а значит, и ОТ, и ИД-ЮТ) и отработать... Финансово пермская ЦДЮТур на таких школах довольно неплохо зарабатывает, хотя я так и не могу понять, а есть ли вообще у ув. А.П.Зуева аккредитация в ТССР.
Спасибо за терпение при чтении
Мнения?