Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: 1
Прохождение перевала в облаках
 
Прохождение перевала в облаках: когда это оправдано

av007 писал "группа становится под перевал (не в 100 м от границы леса, а именно под перевалом) и ее наиболее подготовленная часть, улучшив момент, уходит на разведку.. За два дня можно не только разведать оптимальный маршрут, но и промаркировать его туриками, наметить места навески перил и пр."

Благодарю за идею. Она, безусловно, пригодиться, если когда-нибудь всё же придётся идти перевал в сложных погодных условиях. А это может быть, я считаю, вот когда:
1) альтернативного перевала или выхода с маршрута через долину нет, а переждать нельзя, т.к. сроки поджимают;
2) альтернативный перевал есть, но чтобы до него дойти, надо сделать крюк километров в 50, а сроки поджимают.

И первое, и второе свидетельствует о не очень хорошо проработанной нитке маршрута - на каждый сложный участок пути должен быть простой обходной путь. Однако в сложных, сильно удалённых и протяжённых регионах этого иногда не избежать.

Прохождение перевала в облаках
 
Re: Насчет В.Арсеньева

==НО... я так и не понял, что мешало им проверить маршрут до зоны облаков?==

Зона облаков располагалась чуть ниже седловины. Подняться по ручью до облаков - технически ничего сложного, пройти по руслу ручья всегда можно (если нет проливного дождя и очень сильного встречного ветра в грудь).

av007 писал "Есть еще вариант: группа становится под перевал (не в 100 м от границы леса, а именно под перевалом)"

С этим абсолютно согласен. Чуть тупанули, изначально планировалось встать на границе зоны леса, вроде, в деревьях, защита от ветра и костёр можно сделать. Прошли вверх 100 м, потому что место было занято. Выше метров на 200 были облака, побоялись попасть в ливень и ставить лагерь под дождём. Сейчас (да и, собственно, ранее) я пришёл к выводу, что надо было подниматься как можно выше под перевал, где есть вода, если не сразу, так при первом более-менее продолжительном периоде без дождя (это было). Оттуда состояние перевала просматривается куда как лучше. Снаряжение для безлесой стоянки было.

av007 писал "наиболее подготовленная часть, улучшив момент, уходит на разведку.. За два дня можно не только разведать оптимальный маршрут, но и промаркировать его туриками, наметить места навески перил и пр."

Признаюсь честно, о таком приёме слышу впервые. А турики - это горки камней? Был GPS, однако его погрешность в лучшем случае 10 м, в тумане, наверное, он будет врать ещё больше, вряд ли на него стоит рассчитывать. После дождя, а тем более во время дождя скальные плиты становятся скользкими. Во всех описаниях перевала Ферсмана написано, что сложность перевала в таких условиях значительно усложняется, требует провески бОльшего числа перил. Нашли бы мы необходимое количество точек закрепления верёвок? Везде пишут, что на особо опасных участках там вбиты крючья...  Однозначно, в дождь бы мы не пошли на перевал, длина окна с хорошей погодой непредсказуема. Задним числом, зная, когда пошёл дождь, можно утверждать, что времени бы хватило, но разве это знаешь заранее?

Короче, я считаю так.
1) Ошибка 1. Не подошли под самый перевал.
2) При погоде за описанные 2 дня даже из-под перевала даже с применением описанного av007 приёма разведки и маркировки при нашей группе и нашем опыте идти было слишком рискованно. Скажу так: искусство поведения в таких случаях - это осознание грани между оправданным риском и необдуманной глупостью и непересечение этой грани. Наверное, движение в тех обстоятельствах для нашей группы было бы пересечением этой неуловимой грани. Возможно (и скорее всего) мы бы прошли, и прошли бы безаварийно, но риск был слишком велик.
3) Ошибка 2. Необходимо было идти перевал Восточный Арсеньева во второй половине второго дня, когда появилось более-менее продолжительное улучшение в погоде.

Прохождение перевала в облаках
 
Re: Насчет В.Арсеньева

Если была бы хорошая погода на следующий день, пошли бы Крестовый. Если нет, Южный Чоргорр или через Юмъекорр в ущелье Аку-Аку и Имандру. Правда, в последнем случае вставал бы вопрос с километражом.

А вообще, у меня не было бы столько сомнений, если бы погода непрерывно была бы неходовой. Однако, как я написал в своём первом посте, окна были: вечером-ночью первого дня - абсолютно ясное небо; промежуток времени 15.00 - 18.00 второго дня - облачнасть поднялась выше 1200, рваные низкие облака не составляли единого покрова. Меня терзает вот что: а не пропустили ли мы момент, когда можно было пройти безопасно? Наверное, Ферсмана идти в такой ситуации идти всё же было бы слишком рискованно: скользкие от дождей каменные полочки есть хорошая предпосылка для срыва. Провешивать дополнительные перила? Это значительно удлинило бы спуск, а, следовательно, увеличило бы вероятность очутиться на скальной полочке шириною 2 метра в молоке, под резкими порывами ветра. А Восточный Арсеньева было пройти реально.

Ещё вот какие мысли у меня возникли. Когда мы ходили на Полярный Урал, возникла такая ситуация на переходе: сильный ветер в грудь, водяная пыль в воздухе. Мы ходили с палатками-домиками, накрывая их полиэтиленом. Так вот, мы остановились, поставили в ряд рюкзаки, сели за них и обернули себя (по 3 человека) вместе с рюкзаками полиэтиленом. Таким образом мы сидели около получаса, пережидая слишком сильные порывы ветра и дождь, а потом пошли дальше. Может, необходимо носить тент или куски полиэтилена для экстренной отсидки в течении 1-2 часов. Применяете ли вы, уважаемые туристы, что-то подобное?

Прохождение перевала в облаках
 
Re: Прохождение перевала в облаках

У нас был заявлен маршрут: Кировск - оз. Сейтесъявр - пер. Безымянный - пер. Щель - пер. Зап. Эвеслогчорр - пер. Куропачий - пер. Юж. Партомчорр - база КСП МЧС - пер. Вост. Петрелиуса - пер. Ферсмана - пер. Крестовый - база КСП МЧС - пер. Сев. Чоргорр - пер. Юмъекорр - ущелье Аку-Аку - ст. Имандра.

В результате того, что мы не прошли перевал Ферсмана, выкинулись 3 сложных перевала: Ферсмана, Крестовый, Сев. Чоргорр. Вместо этого мы, чтобы набрать норматив километража на пешую двойку, пошли по маршруту р. Мал. Белая - дачный посёлок близ ст. Хибины - дорога вдоль лэп на север - ущелье Аку-Аку - ст. Имандра. Возможно, эстетически поход не потерял слишком много, но со спортивной точки зрения потери значительные, при том что при планировании ставились цели получения опыта прохождения сложных перевалов.
Наверное, стоило пойти через Вост. Арсеньева. Он простой, мы бы безопасно спустились даже в тумане, спуск с Юдычвумчорра показал, что это реально. В таком случае мы бы минимально отклонились от заявленной нитки. Наверное, стоило встать выше под самым перевалом, где есть вода,  а не на 100 м выше ГЗЛ, как сделали мы.

Прохождение перевала в облаках
 
Здравствуйте.

Хотелось бы поднять такую тему как прохождение перевалов в условиях ограниченной видимости.
Я только что вернулся с Хибин. Мы просидели 2 дня под перевалом Ферсмана, используя 2 резервных дня, заложенных в маршруте. Подошли и встали на 100 метров выше ГЗЛ (место, где заканчиваются деревья, было занято). У нас были примуса, так что нам было в принципе всё равно. Над перевалом клубились плотные облака, после обеда периодически начинался и заканчивался мощный дождь с ветром. Капли хлестали по тенту палатки, как град. Идти перевал явно было неразумно.
В 21.00 дождь закончился, над долиной Малой Белой появилось ясное голубое небо, его площадь росла, в 22.30 всё небо, в том числе над перевалом, было ясное. Решили не идти, так как было 17.08, полярный день закончился, в полночь были сумерки, посчитали, что прохождение перевала Ферсмана в таких условиях небезопасно.
На следующее утро на небе вновь низкие рваные тучи, перевал закрыт, туман цепляется даже за ближайшие отрожки высотой ок. 600 м. В обед облачность подняло, нашу стоянку периодически освещает солнце. Перевал то откроет, то закроет, но там облака тёмные. Осторожничали. В сторону перевала прошла стройная группа туристов из Москвы (они стояли у ГЗЛ). К 15.30 погода стала максимально хорошей за 2 дня: перевал открыло, облаков на вершинах почти не осталось. Посчитали время: 1 ч на сбор лагеря, 2 ч на подъём, 2-3 ч на спуск. Получается спуск в 18.30 - 21.30. Склон северный, поэтому к этому времени там уже будут сумерки. В это время в сторону перевала прошла ещё одна многочисленная группа. Мы на Ферсмана не пошли, вместо этого решили сбегать радиалкой на Юдычвумчорр. Прошли курумное плато к западу от западной стены Юдыча. Решили подниматься по северо-западному гребню (наверное, зря). В 17.30 с высоты 999 увидели перевал Ферсмана: мрачные облака висят в 20 м над ним. Пошли траверсом гребня. Приблиз в 18.00 к нам пришло облако: видимость 30 м, резкий порывистый ветер, холодный дождь. Решили экстренно спускаться. В 19.20 спустились в лагерь. Над перевалом Ферсмана и над Юдычвумчорром плотная облачность. В 21.00 вниз с перевала сошла какая-то группа. В 21.30 над долиной опять голубое небо, перевал в облаках.
На следующее утро мы проснулись в тумане (видимость 100 м) и спустились вниз к Малой Белой. Перевал оказался непройденным.

Теперь я должен извиниться за столь длительный рассказ и задать вопрос: правильно ли мы поступили с точки зрения безопасности, или же в данных обстоятельствах (по-моему, я их описал достаточно подробно) перевал был проходим? Поясню, я не достаточно опытный турист, поэтому задаю такие вопросы.
У нас была группа 9 человек, опыта прохождения таких перевалов, как Ферсмана, нет. До этого прошли Безымянный, Щель, ряд н/к-шных. Ранее был на Полярном Урале 2 раза (2 к.с. и 3 к.с. - оба пешие).
Специальное снаряжение группы: 1 верёвка 40м 10мм, 1 верёвка 50м 6мм, каски у каждого, 3 комплекта [система низ, блокировка (для усов), прусс, восьмёрка], 14 карабинов.
Добавлю, что я не отношусь к тем бесшабашным туристам, которым море по колено, и стараюсь действовать с соблюдением всех правил безопасности. Однако, спортивные амбиции, безусловно, есть, поэтому перевал пройти очень хотелось.

Прошу опытных туристов прокомментировать данную ситуацию и тему прохождения перевалов в тумане вообще.


Печка для лыжки на ДТ
 
Re: Печка для лыжки на ДТ

В ответ на:

Правильная снаряга + опыт = пофигу мороз. Любой



Хорошо, если опыт придёт раньше, чем полный ..., ну, короче, сильный мороз.

Печка для лыжки на ДТ
 
Re: Печка для лыжки на ДТ

Поднапрягся, вспомнил задачи по химии за 9 класс школы и произвёл расчёт. Всё именно так и получается: на сжигание 1л ДТ надо 8 м3 воздуха, при этом получается 1,3 м3 стопроцентного углекислого газа и килограмм водяных паров. Надо признать, что применение такой печки чревато серьёзными последствиями. Что ж, остаётся 2 варианта: либо ходить с печкой на дровах, либо ходить без печек вообще. Относительно второго варианта, хочу поинтересоваться, в какой мороз он приемлим.

Печка для лыжки на ДТ
 
Видел рекламу печки, в которой приводится буквально следующее:
"...Во время работы печь практически не даёт запаха, быстро согревает помещение, потребляет мало горючего и, главное, безопасна в эксплуатации. Не требует дымохода и вытяжки.
Характеристики:
Работа до дозапрвки: 15 ч
Топливо: дизельное, керосин.
Расход: ок. 2л в сутки
Мощность: 1,8 кВт
Масса: 5,5 кг
Габариты: 37х42х32 см"
Уважаемые туристы-лыжники. Может быть кто-то из вас имел опыт общения с этим чудом инженерной мысли. Что вы можете сказать об этой печке. Сможет ли она обогреть палатку-зиму? Действительно ли она абсолютно безвредна и не требует вытяжки? Можно ли на ней приготовить пищу? И вообще, стоит ли её брать в лыжный поход?
Буду крайне признателен за предоставленную информацию.

Страницы: 1
Добавить публикацию