Новости

6 августа 2019
(Москва)

Экспедиция на снегоходах «Северная тропа-2019», стартовавшая из Мурманска 11 января, уже через десять дней достигла Архангельска.

Участники экспедиции намерены за три месяца пройти на снегоходах через всю российскую Арктику, от Мурманской области до Камчатки. Маршрут пройдет по территории восьми регионов России, ориентировочная протяженность — 17 тысяч километров.

В состав экспедиции входят:

Александр Табаков — руководитель экспедиции;

Геннадий Чернуха — штурман экспедиции;

Евгений Бердников — механик.

По прибытии в Архангельск участники экспедиции дали дружескую пресс-конференцию, куда помимо представителей СМИ были приглашены заместитель главы администрации Архангельска Николай Евменов, представитель НАО в Архангельской области, а также организатор экспедиции, депутат городской Думы Магнитогорска Игорь Смолин.

Предлагаем вашему вниманию ключевые моменты встречи.

О зарождении идеи рассказывает Александр Табаков.

– Сначала мы все занимались автотуризмом. Но когда дороги закончились, у нас появилась идея пересесть на снегоходы. До этого снегоходы воспринимались как холодильники с приделанными велосипедными рулями.

В итоге оказалось, что это очень классное средство передвижения. И оно очень мобильно.

Сперва мы делали пробеги по рекам Енисей и Лена. Стартовали из Мурманска. И с каждым разом учитывали наши ошибки, продолжая совершенствоваться. Изначально мы пытались бороться со стихией. Думали перебороть холод и ветер, но затем решили, что лучше этого не делать. Не спешить.

Автономный ход у нас где-то под тысячу километров. Заправляемся мы обычно в населенных пунктах. Плюс всегда встречаются полярные станции или пограничные отряды.

В идеале мы видим продолжение нашей экспедиции в качестве так называемой гонки регионов. Это отличный повод для соревновательной стороны, в которую могут включиться те же самые производители техники.

Завершить экспедицию планируем к середине апреля.

***

Во время пресс-конференции участники рассказали, что серьёзных проблем на пути их следования обычно не случается. А самые большие трудности, если так можно сказать, связаны с водой.

Больше всего это касается именно европейской части страны.

Например, сейчас на Белом море лёд тонкий и плохо сформирован. Это доставляет неудобства.

Один из залогов их успеха — не пытаться превозмочь свои силы и двигаться к конкретной точке во что бы то ни стало. Если не соблюдать это правило, то, скорее всего, начинаются трудности. Поэтому участники экспедиции считают: если дальше не идется, лучше забраться в палатку.

О ремонте техники в суровых условиях — Евгений Бердников.

– Серьезных проблем, как правило, у нас не происходит. Бывает, что от перегруза лопаются рамы. Когда Таймыр обходили. Но это уже не ремонтируется. А так берем с собой расходники на мелкий ремонт. Все это с собой есть.

Если возникнет что-то посложнее, крупный ремонт например, то дотащим снегоход до ближайшего населенного пункта. Снегоходы у нас серийного производства, обыкновенные, без специальной подготовки к северному пробегу, без подогревателей.

Снегоходы мы выбирали исходя из того, чтобы они могли за собой тащить большой груз, были неприхотливы к топливу и просты в эксплуатации.

Средняя скорость у нас примерно 40 километров в час. Едем размеренно.

***

Также любители снегоходов рассказали про свой опыт езды на русской механике. Его они считают ошибкой.

Они убеждены, что это даже не техника, а перенос запчастей на руках на дальнее расстояние. Например, им как-то пришлось три раза поменять двигатель. Бывало и такое, что за один день отваливалось по десять рессор.

При использовании такой техники возникает отличная возможность заниматься капитальным ремонтом двигателя в палатке при температуре –50 градусов по Цельсию.

Зато теперь, благодаря бесконечным ремонтам и остановкам, у них почти в каждой деревне есть знакомые и адреса огромного количества магазинов, где можно приобрести запчасти.

Про навигацию на маршруте рассказал Геннадий Чернуха.

– Всю необходимую информацию мы берем в Интернете — связываемся с населенными пунктами. В каждом регионе много активных людей, любителей снегоходов. Они нам подсказывают, что-то объясняют.

Разумеется, мы прорабатываем маршрут. Кроме того, есть свой человек, который отвечает за навигационное оборудование. Конечно, у нас остались старые треки с наших прошлых путешествий — там уже отмечены все узкие места.

Да и мы сами прекрасно ориентируемся на месте. Ситуация же постоянно меняется. Бывает такое, что где-то снега больше навалит. В таких случаях смотрим по факту.

И в целом все наши маршруты уже знаем и фактически можем пройти их с закрытыми глазами.

И опять же, повторюсь, не стараемся лететь с закрытыми глазами. Едем спокойно, не спешим и наслаждаемся атмосферой вокруг. Это одно из наших ключевых правил.

***

Так почему же Александр, Евгений и Геннадий не могут просто добраться до нужной точки на более комфортабельном транспорте, а затем спокойно пересесть на свою любимую технику?

Как рассказали участники экспедиции, для них самое главное — возможность собственными глазами увидеть красоту нашей Родины. Никакой другой транспорт не способен пройти такие расстояния на Севере и позволить попасть в труднодоступные места.

Кроме того, подобные экспедиции — это отличная возможность познакомиться с новыми людьми.

О возможной пользе экспедиции для региона рассказал Николай Евменов.

— Хочу поблагодарить наших гостей за их решительность. Для нас это уникальный проект, который подчеркивает красоту Русского Севера. Как сказали гости, для них очень важна природа и сопричастность к окружающей среде.

И, безусловно, это популяризация здорового образа жизни, дисциплины и организации различных процессов. Это и пропаганда правильного отношения к природе.

Архангельская область — богатый регион. И богатства нашего региона можно открывать в том числе при помощи таких вот людей с высочайшим уровнем познания. Думаю, что всем нам будет интересно получать от участников экспедиции как можно больше информации.

***

Помимотого, что предстоит борьба со стихией, участники экспедиции прекрасно осознают, что им на длительное время приходится оставлять свои семьи. В родных краях остается и работа.

Александр, Евгений и Геннадий уверены, что близкие их поддерживают и прекрасно понимают и, что важно, принимают их любовь к путешествиям. С семьей они всегда на связи. Насколько это возможно. Что касается работы, то все вопросы решаемы — убеждены они.

В завершение слово взял Игорь Смолин.

— В Архангельск я прибыл заранее и встретил здесь самый теплый прием с любой стороны, к кому мы обращались. Всем спасибо за отличную организацию и оперативность.

Геннадий Чернуха, Евгений Бердников и Александр Табаков уже не в первый раз покоряют Заполярье. За их плечами три больших путешествия. В 2011 году магнитогорцы отправились в снегоходное путешествие по Енисею (2 000 км), в 2012‑м — по Лене (4 500 км). В 2013 году впервые в российской истории маршрут экспедиции растянулся на 11 600 километров — от Мурманска до Чукотки.

С удовольствием будем их ждать и в следующий раз.