Новости

6 августа 2019
(Москва)
0 581 0

За всю историю мировой авиации еще никому не удавалось совершить кругосветный беспосадочный полет на самолете при помощи солнечной энергии.

Действующий рекорд скорости кругосветного беспосадочного полета без дозаправок принадлежит американскому пилоту и предпринимателю Стиву Фоссету, который 1–3 марта 2005 г. на одноместном реактивном самолете Virgin Atlantic GlobalFlyer совершил полет вокруг Земли за 67 ч. 1 мин. и 46 сек., преодолев дистанцию в 39.912 км.

В 2016 году швейцарские пилоты Бертран Пиккар и Андреа Боршберг совершили кругосветный перелет на экспериментальном самолете Solar Impulse 2 с солнечной энергоустановкой. Во время многоэтапного полета, общей длительностью более одного года, самолет сделал 17 остановок, провел в небе 558 часов и преодолел расстояние 43 000 км. Полет проходил в северном полушарии. Сайт проекта: https://aroundtheworld.solarimpulse.com

Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»

Перелет планера из Японии на Гавайские о-ва за 117 ч. и 51 мин. стал рекордным по длительности полета на солнечной энергии (совокупная продолжительность всех этапов составила 558 часов или 23 дня).

Цель поекта «Альбатрос» заключается в создании уникального самолета-планера с электрической силовой установкой и солнечными модулями в качестве источника энергии для беспосадочного кругосветного полёта на расстояние порядка 35 тыс. км, который планируется осуществить за рекордные для данного типа самолетов 120-150 часов.

При этом высота полета также будет рекордной – до 16 км, а скорость до 300 км/ч. Таким образом, планируется побить сразу несколько действующих рекордов в авиации, как национальных, так и международных.

План реализации проекта предусматривает три основных этапа:

1 этап — создание высотной летающей лаборатории для испытаний энергоустановки на солнечных модулях и суперконденсаторах;

2 этап —  разработка и строительство самого летательного аппарата на основе опыта и технологий, отработанных в летающей лаборатории;

3 этап — полет самолета вокруг Земли на энергии солнца (ориентировочно в 2020 г).

В рамках реализации первого этапа проекта создана летающая лаборатория в области фотовольтаики на базе самолета Stemme S12 приспособленного для полета в планерном режиме с размахом крыльев в 25 м. Композитный корпус самолета оснащен гибкими солнечными гетеропереходными панелями российского производства (ОАО «НТЦ ТПТ» по заказу ООО «ТЭЭМП») на основе тонкопленочной и поликристаллической технологий с КПД более 22%. Это означает, что солнечные панели смогут улавливать не только прямой, но и рассеянный солнечный свет. Таким образом, они смогут вырабатывать электроэнергию при установке и на нижнюю поверхность крыльев, используя для этого отражённый от облачного слоя солнечный свет. Это позволит практически удвоить энерговооружённость самолёта.

Система хранения энергии будет основана на гибридных накопителях, которые состоят из литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов российского производства (ООО «ТЭЭМП»). Благодаря их особой конструкции, использованию специально разработанных электролитов и катодного материала, данные суперконденсаторы обладают малым весом и работают при экстремально низких температурах (до -65 °С).

Такие высокотехнологичные решения позволят избежать короткого замыкания накопителя из-за перегрева, что стало причиной приостановки полетов Solar Impulse 2 на несколько месяцев после рекордного перелета из Японии на Гавайские о-ва.
Таким образом, на втором этапе проекта будет создан уникальный самолет на электрической тяге способный эффективно аккумулировать солнечную энергию, достигать предельно большой высоты и совершить беспосадочный перелет вокруг света. При этом система жизнеобеспечения пилота будет полностью независимой от работы электродвигателя.

Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»
Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»
Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»
Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»
Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»
Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»
Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»
Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»
Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»

Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»

На фото: Общий вид самолета Stemme S12.

На третьем этапе проекта будет осуществлен кругосветный полет инновационного самолета в хорошо знакомых Ф.Конюхову южных широтах над территориями Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентины, Бразилии и ЮАР. 80% полета пройдет над акваториями Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Основной научной задачей полета является исследование воздушных потоков в горных и прибрежных районах на высотах 12 — 14 км.

Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»
Проект «Альбатрос». Вокруг света на энергии Солнца. Кругосветный полет на самолете, оборудованном солнечными модулями»

На фото: Ф.Конюхов за штурвалом Stemme S12 перед учебным вылетом.

Проект впервые был анонсирован Председателем совета директоров ГК «Ренова» В.Вексельбергом в 2017 г. на очередном заседании Попечительского совета ВОО «Русское географическое общество» в присутствии Президента Российской Федерации В.В.Путина.

Авторами проекта являются Председатель совета директоров АО «Ротек» Михаил Лифшиц и путешественник Федор Конюхов.

В настоящее время Ф.Конюхов проходит обучение по программе подготовки летного состава легких и сверхлегких воздушных судов в авиационном учебном центре «Даймонд» в г. Минске (Республика Беларусь).

Пилотажные навыки, необходимые для рекордного полета, Ф.Конюхов также получит в ходе серии тренировочных полетов на Stemme S12 в различных широтах и климатических зонах, в том числе в европейской части России и в Приэльбрусье, а также длительного перелета в г. Петропавловск-Камчатский через г. Новый Уренгой и г. Екатеринбург.

Аэродром базирования летающей лаборатории — «Северка» Коломенского района Московской области.

Партнеры Проекта:

  • ООО «ТЭЭМП» (www.teemp.ru) — российский разработчик и производитель суперконденсаторов, а также систем накопления энергии на их основе для автотранспортной отрасли, авиа- и судостроения, роботехники, исследовательских установок и спецтехники. Суперконденсаторы ТЭЭМП успешно работают при температурах до -60°С, отличаются низким внутренним сопротивлением и обладают огромным ресурсом — порядка 1 млн циклов заряд-разряд. Производство компании расположено в г. Химки, его мощность — 200 тысяч суперконденсаторных ячеек в год.
  • АО «РОТЕК» (www.zaorotec.ru). Сферы деятельности компании: система прогностики состояния промышленного оборудования «ПРАНА», проектирование, инжиниринг и генподряд при строительстве объектов энергетики и инфраструктуры, разработка и производство высокоэффективных систем хранения и накопления энергии на основе суперконденсаторов, изготовление, модернизация и обслуживание основного и вспомогательного энергетического оборудования.

Сайт проекта: www.albatross.solar 

Справочно

Проект «Альбатрос» — Вокруг света на энергии солнца

Цель проекта «Альбатрос» — беспосадочный кругосветный полёт на энергии солнца. Для этого ТЭЭМП работает над созданием самолёта с электрической силовой установкой и солнечными модулями в качестве источника энергии. По заказу компании разработана технология производства гибких солнечных модулей и способ их нанесения на карбоновые композитные материалы. Такие модули способны улавливать как прямой, так и рассеянный свет с эффективностью свыше 22%. Это позволяет использовать отражённые от облаков солнечные лучи, что практически удваивает энерговооружённость воздушного судна. Для хранения собранной энергии будут использоваться гибридные накопители, состоящие из  литий-ионных аккумуляторов авиационного применения и суперконденсаторов ТЭЭМП. Суперконденсаторы компании обладают ресурсом более 1 млн циклов заряд-разряд и сохраняют полную работоспособность при температурах ниже -60°С. В гибридном накопителе суперконденсаторы будут играть роль «буфера» и защитят его от интенсивных нагрузок, перегрева и переохлаждения.

Для строительства «рекордного» самолёта необходимо провести испытания указанных технологий. Для этого компания ТЭЭМП создала первую в мире летающую лабораторию в области фотовольтаики. Это уникальный исследовательский комплекс, который позволяет испытывать его компоненты в реальных климатических условиях: различных температурах, уровнях давления и влажности, в широких диапазонах спектра солнечного света. Летная программа на 2018 год включает в себя полёты в районе аэродрома базирования («Северка», г. Коломна Московской области), а также в Европейской части страны. Кроме того, на 2018 год запланированы длительные перелёты в Новый Уренгой и Петровловск-Камчатский.

Информация, полученная в ходе испытаний, позволит компании ТЭЭМП создать воздушное судно для беспосадочного кругосветного перелёта на энергии солнца в 2020 году.  Пилотировать летательный аппарат будет всемирно известный путешественник Фёдор Конюхов. Он повторит маршрут своего кругосветного перелёта на воздушном шаре, в ходе которого удалось собрать ценную информацию о силе и направлении воздушных потоков на различных высотах. Предполагается, что полёт пройдёт на высоте 12-14 км, а средняя скорость составит 210 км/ч. Самолёт «Альбатрос» преодолеет 35 тысяч км за 150 часов и навсегда впишет Россию в историю мировой электрической авиации.

Источник: https://konyukhov.ru

0 0
Добавить публикацию