Новости

8 января 2021
(Санкт-Петербург)
Источник новости: https://4sport.ua/news?id=33466

Как выглядели Альпы во времена Этци?
Согласно исследованию, недавно опубликованному в научном журнале Scientific Reports, под названием «Новые ледниковые свидетельства свободных ото льда вершин во время жизни тирольского ледяного человека», глаза человека из Симилауна, возможно, видели обедненный льдом альпийский массив.

От Редакции:

Этци (нем. Ötzi, встречаются также варианты написания Эци и Отци) — ледяная мумия человека эпохи халколита, обнаруженная в 1991 году в Эцтальских Альпах в Тироле в седловине Хауслабьох (нем. Hauslabjoch) вблизи горы Симилаун, на высоте 3200 метров, в результате сильного таяния льда.
Возраст мумии, определённый радиоуглеродным методом, составляет примерно 5300 лет. В Австрии мумию называют Этци (по месту обнаружения), а в Италии мумия известна как Симилаунский человек и Тирольский ледяной человек.

Является старейшей мумией человека, обнаруженной в Европе.

Исследование, проведенное Швейцарским университетом Берна в сотрудничестве с Австрийской академией наук и Венецианским университетом Ка Фоскари, показало, что применяя метод радиоуглеродного датирования (посредством радиоактивного изотопа С14) к ледниковым кернам, взятым из Эцтальских Альп, а в особенно на вершине Вайсзеешпитце (Weißseespitze / Cima del Lago Bianco) высотой 3500 метров,которая расположена всего в 12 км от места, где была обнаружена мумия, можно показать, что за несколько веков до рождения Эци альпийские вершины были покрыты льдом только с высоты 4000 метров.

В конце этого периода «дегляциации», «неогляциация» постепенно привела к повторному расширению льда на более низких высотах.

Результаты исследования показывают, что в голоцене, эпохе, простирающейся с 11650 лет назад до наших дней, альпийские ледники претерпели интенсивные изменения.
Эти исследования, как считают гляциологи, может помочь ученым выдвинуть гипотезы будущих сценариев Альпийских ледников.

Альпы во времена Этци

Исследователи поднялись на вертолете на высоту 3500 метров в Эцтальских Альпах. Достигнув вершины Вайсзеешпитце, они пробурили толщу льда и снега 11-метровым керном, достигнув скального основания вершины.
Теперь у ученых в руках был подходящий образец для реконструкции истории ледника, с момента его изначального образования.
После этого, команда приступила к анализу микроскопических вкраплений углерода, застрявших в различных слоях керна; применяя методологию радиоуглеродного датирования.

Результаты показали, что самый старый ледяной щит Вайсзеешпитце датируется датой примерно 5900 лет назад. Под термином «примерно» в такого рода исследованиях ученые подразумевают очень широкий диапазон дат.
В данном случае речь идет о погрешности измерения в 700 лет.
Таким образом: лед, который в настоящее время находится на основании вершины горы, мог образоваться в период между 6600 и 5200 годами тому назад.
В любом случае, этот ледник следует считать «молодым» по сравнению с другими изучаемыми альпийскими районами, такими как ледники на вершине Зигналькуппе (Signalkuppe) высотой 4455 метров, возраст которых оценивается в 11 500 лет. Эти ледники уже не исчезали в голоцене.

Смерть человека из Симилауна, которая произошла примерно в 3300 г. до н.э., в медном веке, попадает в диапазон времени, в котором находится ледяное образование, существующее в настоящее время на Вайсзеешпитце.
Этци и его современники жили в периоде, который мы сейчас называем "средне-голоценовое неооледенение".
Его тело, после смерти сковал лёд (иначе бы его мумия не сохранилась бы до наших ней), однако виды окрестных горных вершин, которые видел Этци, были покрыты льдом куда меньше чем в современный период.

Дегляциация и неогляциация Эцтальских Альп

В период, предшествующий нео-оледенению в середине голоцена, Эцтальские Альпы полностью лишились льда, даже самая высокая вершина Ретийских Альп - пик Вильдшпитце, высота которого составляет 3768 м была не покрыта льдом; поскольку, как писалось выше, по оценкам ученых, в то время дегляциация, распространялась на альпийских высотах ниже 4000 метров.

"Дегляциация пиков, имевшая место во время голоцена, не является каким-то уникальным событием", - уточняют исследователи, - "Мы поражены скоростью, с которой проявляется этот эффект. Сейчас мы хотим собрать еще больше материала для продолжения исследования и поиска ответа на природу этого процесса в Альпах" .

Сегодня льды на вершине Вайсзеешпитце, после более чем 5000-летнего периода стабильности снова начинают сокращаться, демонстрируя ужасающую скорость таяния.
По оценкам ученых они могут исчезнуть уже в течение ближайшие два десятилетия.
«Понимание исторической динамики альпийских ледников в связи с изменением климата поможет оценить темпы таяния ледников в Альпах в будущем» - заключают ученые.