Хопер (750 км).

Беково - Вертуновская (22 км) - Потьма (28 км) - Перевесинка (40 км) - Турки (35 км) - Аркадак (20 км) - Пады (40км) - Балашов (35 км) - Бол. Карай (47 км) - Поворино (90 км) - Борисоглебск (33 км); Новохоперск - Урюпинск (65 км) - УстБузулукская (115 км) - Слашевская (75 км) - Дон (65 км) - Усть-Медведицкая (40 км).
Май, август - середина сентября, 8,0 баллов.
Схема 91

Хопер - одна из рек юго-востока России, наиболее привлекательных для байдарочных путешествий и отдыха на воде. Почти на всем своем протяжении (979 км) Хопер течет в песчаном русле и сохраняет свои достоинства байдарочной реки. Ширина Хопра в среднем течении (между устьями Сердобы и Вороны) 25 - 35 м, после впадения Вороны 40 - 60 м. Долина Хопра одета, как правило, богатыми широколиственными лесами (дуб, липа, вяз, у воды чаще всего ветла, осокорь); в среднем течении нередки и сосновые рощи. Особенно богаты и обширны пойменные леса Хопра в пределах Саратовской области. В пойме много озер и стариц, в лесах есть дикие вишни, яблони, груши.
До Б. Карая и ниже Борисоглебска местность, по которой течет Хопер, холмиста и живописна. Правый берег обычно высокий, изрезанный оврагами, левый - низменный; на излучинах реки - пляжи, в русле много коряг и упавших подмытых деревьев. Препятствий, кроме нескольких разрушенных плотин (Беково, Зубрилово, Турки), на реке нет. В нижнем течении правобережный увал сложен известняками и мелом.
Особенно хорош Хопер в соловьиную пору мая и в конце лета, когда исчезают комары и спадает жара. Но и в разгар лета, если оно на большей части европейской территории страны выдалось дождливым, на Хопре обычно достаточно солнца и тепла.
Обычно путешествия по Хопру начинают от ст. Вертуновская дороги Москва - Тамбов - Саратов, где до воды около 2,5 км. Можно воспользоваться пригородным поездом, который перевезет вас на другую сторону Хопра (остановка в 400 м от воды) или доставит на ст. Беково в 22 км выше по течению (до берега реки 1,5 км).
В среднем течении до Губарей селений на берегах Хопра немного (во время весеннего половодья река широко разливается). В районе шоссе Воронеж-Саратов берега заселены плотнее, а лесов меньше, долина реки пологая вплоть до слияния Хопра с Вороной. Путешествие по среднему течению Хопра заканчивается в Борисоглебске, для чего нужно подняться по Вороне до железнодорожного моста (1,5 км), откуда до вокзала вдоль насыпи около 1,5 км. Ниже Борисоглебска вплоть до Новохоперска на реке заповедник.
Прервать или начать путешествие можно и в других местах, где железная или шоссейная дорога подходит в реке: это район Аркадака (платформа пригородных электропоездов на правом берегу у воды), Балашов (2 км до вокзала городским автобусом); Б. Карай (автобус до ст. Романовка, 18 км, в мае можно подняться до Романовки по притоку Хопра р. Карай, 25 км); Поворино (4 км до вокзала, у берега есть платформа пригородных поездов).
Путешествие по нижнему течению Хопра можно начать в Новохоперске (автобусом от станции в город, от остановки автобуса до воды около 1 км) или в Урюпинске (до воды 2,5 км). Крупные станицы на нижнем Хопре связаны автобусным сообщением с железной дорогой Москва - Волгоград.
Плавание лучше всего закончить в Усть-Медведицкой на Дону (автостанция на правом берегу Дона в 1 км от воды). В низовьях Хопра лесов меньше и они почти сплошь дубовые; на высоком правом берегу выходы мела. При освоении черноземов Юго-Востока во времена Екатерины II в долине верхнего и среднего течения Хопра обзавелись именьями видные екатерининские вельможи (Куракино, Долгоруково, Мещерское; Зубрилово и Летяжевка - поместья кн. Голицыных; Пады - усадьба гр. Нарышкиных). Здесь сохранились некоторые достопримечательности тех времен.

Источник: Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.

В начало страницы | На главную страницу | Карта сервера | Пишите нам

Светлана, 10.05.2007
Самая лучшая река в России
 Sindbad, 11.05.2007
Светлана, а Вы ещё какие-нибудь реки видели? 8-) Или "каждый кулик ..."?
 Hrych, 07.08.2007
Только с Хопра.Был 2-й раз, река изменилась в худшую сторону.Сильные половодья размывают берега:стоянки, на которых были раньше не узнать.Русло и берега зарастают, хотя пляжей хватает.От Зубрилово до Перевесинки, где на реке большая излучина, стоянок почти нет(видели 2 или 3 места, но их уже заняли), течения тоже нет.От Турков:текуха, коряги, пляжи-красота.Яблоки, груши, вишня, маслята...Все-таки Хопер остается неплохим "матрасным" маршрутом(особенно с детьми).Счастливого пути!
 rudolf, 02.01.2008
Русло меняется, пропадают старые пляжи, но при этом появляются новые! для симбада: Живу недалеко от камы. (Другие реки видел!)
 Ирина, 27.02.2008
Согласна со Светланой, река-Хопер изумительная. Равной ей нет в мире. Вода чистая, зеркальная, берега зеленые, лесные. Я выросла на этой реке. Зимой катались на лыжах и санках, начиная с мая месяца по сентябрь купались и загорали. Раньше правда было больше любителей - байдарочников, сейчас их все меньше, видимо народ стремится отдыхать на морских пляжах. А мы вот теперь все чаще с Черного моря отправляемся на Хопер, и спокойнее, и рыбалка прекрасная, и народ душевный.Однако есть и негативные стороны. Река зарастает камышом, Хопер обмельчал, если не предпринять срочных мер, река превратится в маленький ручеек.
 Виктор, 08.03.2008
Река-Хопёр и в настоящее время считается самой чистой в Европе. Вероятно потому, что к Хопру мало подходит хороших дорог и почти нет крупных предприятий, загрязняющих его.Я вырос на Хопре, мои корни в с. Перевесинка.Но с распадом Союза развалились колхозы, совхозы, многие села опустели, поля в сорной траве а Хопёр с каждым годом становится все уже и затягивается камышом.Мы не приучены беречь то, что имеем.А что же останется детям, внукам ?
 Sindbad, 09.03.2008
Не знаю откуда Вы извлекли (или придумали)информацию...
Инет на запрос "самая чистая река в мире" выдаёт
САМАЯ ЧИСТАЯ РЕКА В МИРЕ
По данным Кочующих самой чистой рекой мира - признана река Вонча, протекающая в р. Марий эл., которая впадает в реку Илеть (около Леушкино), второй по чистоте признана река Уба, протекающая в р. Марий эл., которая впадает в реку Илеть (около Леушкино), данные по чистоте воды сделаны на основе этил-требутилового анализа и сомнению не подлежат.
© Copyright Кочующие Wanders (Hafizof@rambler.ru)
Есть ещё варианты, НО НИКАКОГО ХОПРА на нескольких страницах выборки по запросу НЕТ! ; -)
Так что выдумка чистейшей воды.
 KISS, 10.07.2008
Хопёр самый лучший!!! Кто бы что ни говорил!!! Отдыхаем там вот уже 8 лет, недалеко от Остроухова.
 GordonF, 01.01.2009
Я сам из Добринки, сейчас учусь в Питере, но каждое лето стараюсь попасть на Хопер. Да сейчас река не самая чистая в Европе, люди сами всё засрали, ракушек почти всех повылавливали, не народ а скотина. Такую реку испаганили
 Павел, 09.06.2009
Вот несколько свежих (2008-2009 гг) фотографий Хопра
[url]http://troe-v-lodke.ru/photos [/url]
 Елена, 11.06.2009
Я вчера приехала из Новохопёрска, отдыхали на Хопре, не была там лет 15!!! да Хопёр и правдо обмельчал сильно, но места всё теже живописные, что дух захватывает! если раньше на берегах были целые посёлки отдыхающих, то сейчас народ редко встретишь, мы пляж еле нашли где всегда отдыхали, берег зарос до неузноваемости, да и рыбалка говорят уже не та, а самое негативное это - змеи! их там огромное колличество! Но в любом случае эти места забыть не возможно, хорошо что родители перехали в Новохоп, теперь каждый год только туда, от моря таких впечатлений не получаешь!!! (я сама из Ростова) Всем привет.
 Захаренкова Елена, 27.06.2009
Я с удовольствием провела на Хопре несколько летних сезонов в районе городка Урюпинска! Отдых там - это свобода, совсем другое настроение, очень много открытий, связанных с флорой и фауной. Самые сильные впечатления остались от купания в чистой реке ранним утром (вода как парное молоко, и в 6 часов утра над рекой стоит легкая дымка), катание на велосипеде по бескрайним полям и степям. Это то, что остается в памяти на всю жизнь и поднимает настроение в трудные времена.
 Орлов, 08.07.2009
Живу в Балашове. Знаю р.Хопёр с с. Малиновка Аркадакского района до с. Б.Карай. Русло реки меняется ежегодно, но остается чистая вода, нетронутые автомобилистами берега! Только браконьеров с китайскими сетями прибавилось.... но рыба есть! приезжайте, отдыхайте!
 Иван, 17.07.2009
8 лет сплавляюсь по Хопру. Река действительно несколько меняет русло и зарастает. Во многом на состояние берега влияют и бездумные товарищи на катерах. Кто не знает - использование моторок и всякого рода подобного транспорта на Хопре запрещено - потому как разрушает песчанные берега. Но могу сказать, что уменьшение деятельности людей после распада СССР сделали свое дело-река приобрела дополнительное очарование.:)Тихо и спокойно.
Всем рекомендую маршрут Аркадак-Балашов, Балашов-Поворино гораздо труднее (стоянок меньше хороших).Удачи!
 Master, 01.10.2009
Хожу по Хопру 4 года.В этом году сплавлялся от Беково до Балашова.С погодой подфартило.Больше всего нравится в Зубрилово(рыбы много).Рыбачу в р-не Падов.Рыбы не много, но к августу неплохой клёв хищника на спиннинг(щука, голавль, окунь).В первой половине лета может повезти на сома.В этом году ловили сомиков на живца килограмм по 30-45.
 Николай, 14.12.2009
Жил когда-то в Падовском лесничестве и хоть много с той поры минуло и много видел и рек, и морей, но наш Хопёр всё равно лучше всех!
 Сергей, 29.04.2010
По данным ЮНЕСКО, Хопёр признан самой чистой рекой в Европе.
 Елена, 27.07.2010
Мы живем на Украине, а муж родом из Добринки, Урюпинского р-на, Мы стараемся каждый год отдохнуть на Хопре.От отдыха на море таких впечатлений нет . Прекрасный отдых отдых на Хопре, река тихая спокойная. Впечатлений - море. А чего стоит рыбалка!!!
 respekt, 14.08.2010
рыбалка щяс не такая как раньше, я всю жизнь живу на берегу этой реки.
 Настя, 15.09.2010
Да, хоть Хопер и обмельчал, все равно очень красивая природа и самый замечательный отдых!!!А воздух то какой...Меня с 3 лет каждый год на целое лето оставляли у бабушки х.ПЕРЕСЫПНЫЕ Урюпинского р-на!Сколько прошло времени, уже со своим ребенком и мужем туда ездим, почти ничего не изменилсь!Даже на море не хочеться , только туда...А мужу как понравилось!!!!В детстве ходили с дедом на рыбалку, сколько рыбы было!Сейчас конечно маловато...Сама я с Днепропетровска.
 Сергей, 20.06.2012
Все эти ДАВНИЕ уже, но очень ЖИВЫЕ высказывания растут в цене! Рядом с Хопёрским зароведником разрешено, после 40-летнего запрета, добывать НИКЕЛЬ.
 Орлов Игорь, 06.08.2013
Расстояния между пунктами указаны неверно. Измерьте сами по космоснимкам, - кому необходимо. в конце июня прошли от села Нестеровка до Балашова. Река чистая до Аркадака. Чистейшая - до Турков. Отчет написал на Маршруты ру. Только фото мало - их найдете или на картах яндекса, или гугла. незачем повторяться. Если что нужно проконсультировать - пишите.