10 января 2013
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: IV
     По рекам Косью, Манараге, Балбанью и Кожиму

Протяженность пешей части - 39 км
Протяженность сплава - 300 км (136 км против течения)
Продолжительность сплава - 18 - 20 дней
Сезонность - июль - август
Категория сложности - IV

Маршрут проходит по самым бурным и порожистым рекам Приполярного Урала и включает подъем по Косью и Манараге, 4 - 5-дневный волок, затем сплав по Балбанью и Кожиму. Косью (в верховье - Манарага) - крупный левый приток Усы. От станции Косью железной дороги Котлас - Воркута до реки 3 - 4 км.
Косью течет среди низких берегов, местами заболоченных, покрытых сплошным лесом. Ширина русла 150 - 200 м, много островов и проток, часто встречаются притоки и узкие, глубокие, врезающиеся в берега заливы, сильно затрудняющие проводку на бечеве. Течение быстрое. У самой воды берега заросли ивняком. До устья левого притока - Вангыра 45 км. Этот участок, не представляющий особого интереса, лучше проплыть на моторной лодке, наняв ее в поселке Косью.
В устье Вангыра жилая изба рыбака и охотника Мезенцева. Через 24 км близ устья ручья Мезенцева (слева) на правом берегу Косью - нежилая изба. Прежде здесь пересекала Косью тракторная дорога от станции Кожим на базу Вангыр. На этом участке русло сужается, скорость течения увеличивается, много быстрых, мелких перекатов. Берега высокие, поросшие лесом. Идти бечевой мешают кусты и упавшие деревья.
От ручья Мезенцева до устья реки Индысей (справа) 23 км. Река сужается до 40 - 80 м. Скалы спускаются прямо к воде, их вершины покрыты лесом. Иногда под скалами можно пройти, иногда они отвесно уходят в воду: приходится переправляться через бурную реку на другой берег для проводки байдарок. Подчас скалы образуют ворота (в таких местах обычно слабое течение). Встречаются прижимы. Наиболее сложен 7-километровый отрезок реки, который начинается в 10 км после устья ручья Мезенцева, в районе впадения ручья Зыбкыланель (справа).
За устьем Индысея характер Косью меняется; исчезают скалы, берега делаются низкими, большие валуны возле них затрудняют проводку. Порой река разбивается на протоки. В 13 км от устья Индысея берега снова скалистые. Сразу за последними, шестыми, воротами Косью сложный порожистый участок. Начинать проводку лучше по правому берегу. Затем придется несколько раз переправляться с берега на берег. Берега обрывистые, над рекой нависают деревья, большие валуны затрудняют движение. На последних 2 км перед впадением справа ручья Капканвож приходится 6 раз переправляться с берега на берег. Выше устья Капканвожа река постепенно успокаивается, пороги здесь менее мощные. Проводке мешают кусты на берегах. По левому берегу, а иногда и по правому, идет хорошо набитая тропа.
Выше устья ручья Юнковож (слева) река называется Манарагой. Вновь появляются пороги, в русле обилие камней. До устья ручья Повсяншор встречаются 3 каньона, наиболее трудный из них - последний. В каньонах большой уклон, сильное течение, отвесные скалы затрудняют проводку. Возможно, последний каньон легче обнести. Выше по Манараге можно подняться еще до устья ручья Ламесьвож (слева). Место перехода с проводки байдарок на волок нужно определить на месте, исходя из скорости движения. Примерная длина подъема по Косью и Манараге 136 км. Около устья Ламесьвожа долина Манараги расширяется, берега реки болотистые, заросли карликовой березкой. Отсюда до границы леса 10 - 12 км. Из лагеря около устья Ламесьвожа можно сделать восхождение на гору Манарагу.
Путь к перевалу в долину Балбанью идет по правому берегу Манараги. Пройдя 2 км вдоль этой реки от места, где она меняет направление с севера на запад, нужно подниматься на восток. Подъем на первую ступень небольшой. На плато первой ступени расположено озеро. Пройдя по его южному берегу, можно достичь места начала подъема на седловину перевала. Подъем крутой, по каменистой осыпи.
Спускаются с перевала на восток по заметной ворге вдоль склона к месту слияния двух ручьев; справа внизу ледниковое озеро. От перевала до слияния ручьев 2 - 3 км. Далее можно идти по правому берегу ручья, затем перейти на левый и двигаться до избы, стоящей почти напротив слияния ручья с истоком Балбанью. От лагеря в верховье Балбанью рекомендуется совершить восхождение на самую высокую вершину Урала - Народную.
Волок продолжается вдоль реки Балбанью до озера Малое Балбанты. Общая протяженность его до озера Малое Балбанты 39 км. На 1-м км реки между озерами груда разбросанных по руслу камней, среди которых приходится проводить байдарки. Дальше русло становится глубже, камней - меньше, появляются острова, короткие плесы. Течение быстрое, Перед самым озером Большое Балбанты река совсем освобождается от камней, глубина большая, встречаются песчаные мели. У северного конца Большого Балбанты расположен поселок с магазином, почтой, пекарней. Продолжительность существования таких поселков на Приполярном Урале - 10 - 15 лет.
Сразу за озером Большое Балбанты река имеет такой же характер, как и за предыдущим озером. Затем следует 1,5-километровый участок, настолько забитый камнями, что его приходится обносить или расчищать русло. Далее на протяжении 8 - 10 км при значительной ширине русла снова очень много камней (иногда необходима проводка байдарок). Местами шивера прерывается отрезками с более чистой ярко выраженной струёй у правого берега. В 15 км за озером Большое Балбанты по берегам появляются скалы, начинаются прижимы, а в 20 км - пороги. До устья реки Пеленгичей (справа) можно насчитать 6 порогов. Перед самым устьем Пеленгичея вновь длинная шивера.
Пеленгичей впадает в Балбанью тремя рукавами. Сразу за его устьем идет серия из 6 порогов, требующих умелого маневрирования между камнями. Пороги разделены короткими плесами. Сложный порог расположен в правой протоке у большого лесистого острова, в 4 - 5 км ниже устья Пеленгичея. Он состоит из 3 ступеней, на каждой обязательны просмотр и страховка.
Всего на участке от устья Пеленгичея до впадения Балбанью в Кожим 32 порога. Они отличаются узкой струёй между галечной отмелью и коренным берегом, прижимом к коренному берегу. Маневр в струе, вход и выход нередко затруднены крупными камнями. Из-за узости струи и высокой скорости течения возникают высокие стоячие волны, часто косые.
В 1 км ниже устья Балбанью на Кожиме очень серьезный порог - проход вдоль правого берега. На выходе сильный прижим к левому берегу. На участке до устья ручья Тэла-Шор (слева) насчитывается 10 серьезных порогов, напоминающих пороги низовья Балбанью. Ниже устья Тэла-Шора пороги упрощаются. Река здесь более многоводная, а струя в порогах более широкая, в русле меньше камней. Ниже устья реки Лимбекою (слева) порогов еще меньше, да и преодолевать их проще. Часто встречаются перекаты, иногда мелкие, требующие проводки. Много лесистых островов, порой значительных. Ниже устья реки Бетью (справа) долина Кожима расширяется, скал по берегам меньше, расширяется и русло реки.
В 3 км ниже устья ручья Пальник-Шор (слева) Кожим делает большую петлю, правый берег обрывается 20-метровой скалой Каюк-Ныр, Под скалой глубокая яма, в которой хорошо ловить рыбу. Через 9 км слева впадает река Сывью. Вскоре после устья Сывью скалы исчезают, берега становятся низкими. Около железнодорожного моста можно закончить маршрут и уехать со станции Кожим на правом берегу реки или Кожим-рудник на левом.
Вариантом маршрута является волок с Манараги на Лимбекою со сплавом по Лимбекою и Кожиму. Чтобы попасть в долину Лимбекою, нужно от устья ручья Ламесьвож пройти вдоль Манараги 10 км до устья ручья Оленьего (справа) и по его долине подниматься к перевалу. От устья ручья до перевала 5 км. Подъем крутой. В 1 км от устья ручья - граница леса, затем заросли полярной березки, горная тундра и россыпи камней. В 1 км от перевала 3 озера, из которых берет начало ручей Олений. За озерами подъем становится легче.
Спуск с перевала на северо-восток к истокам ручья Падежавож (2 км). Дальше волок продолжается еще 10 км до озера Падежаты (длина его 3 км). Из северного конца озера вытекает тот же ручей Падежавож, но уже более многоводный и быстрый. Однако из-за большого количества камней плыть по нему нельзя. Байдарки придется провести 4 км до впадения ручья в Лимбекою.
По Лимбекою от устья Падежавожа уже можно плыть. Долина реки широкая, течение быстрое, встречаются пороги. Через 10 км у устья ручья Алькесшор (слева) в долине появляется лес. Ширина реки достигает 50 м, в русле много порогов и мелких перекатов. В 39 км от устья Падежавожа Лимбекою впадает в Кожим.
Маршруты, включающие сплав по Кожиму и его притокам, привлекательны своей спортивностью. В верховьях Кожима, Балбанью и Лимбекою обилие сложных и интересных порогов. Кожим по водности пригоден для сплава на деревянном или надувном плоту.
Литература: 2, 8, 10, 12, 22.

Источник: "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". М., "Физкультура и спорт", 1976.