Виды туризма

15 июля 2019
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2016
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III
0 586 0
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/12/2017. 21k. Статистика.
  • Техотчет. Горный:Алтай ,.Информация , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/06/2016
  • Маршрут: лдн.Гране - г.3842 м. - пер.3828 м. - г.3971 м. - г.3986 м. - седловина 3850 м. - г.Снежная церковь - лдн.Александры

  • Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по ГПС) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. + г. Снежная церковь (4080 по ГПС, радиально с седловины 3850 м.) + ледник Александры (2Б, п/п).Паспорт траверса
       Район
       Хребет, массив
       Название
       Высота
       Категория трудности
       протяжённость
      
       Монгольский Алтай
       Табын-Богдо-Ола
       Шофёров Чуйского тракта
       Снежная церковь
       3855
      
       4080
       2Б
      
       4 км.
       1. Местонахождение. Траверс проходил по хребту Табын-Богдо-Ола Монгольского Алтая. Ориентация: северо-восток - юго-запад.
       2. Что соединяет, что связывает. Траверс связывает северо-западный приток ледника Гране (ледник Гране - р. Цаган-Гол) с правой веткой ледника Александры (правая ветка ледника Александры - ледник Александры - р. Цаган-Гол).
       3. Кем назван, когда, что обозначает. Предложили назвать вершину 3842 м. (3855 м. по ГПС) пиком "Шофёров Чуйского тракта".
       4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала.
       Подробную историю восхождений на Снежную церковь изложил Анджей Скупински ("http://www.zwoje-scrolls.com/zwoje28/text20p.htm#cmew" rel="nofollow")..Приводу свой примерный перевод. Некоторые польские и некоторые английские имена-фамилии я не переводил.
       "К счастью, в 1967 году по моей инициативе Польский Монгольский клуб организовал экспедицию на Табан-Богд-Уул. Тринадцать польских и трое монгольских альпинистов приняли участие в экспедиции. По политическим причинам, она была названа Польско-Монгольской Табан-Богдо-уульской экспедицией. Её возглавлял Витольд Михайловски. Однако, в большинстве публикаций на английском (Дж. Фриман-Атвуд, 1998) в качестве лидера ошибочно указывается Ричард Palczewski, вероятно, из-за дезинформации.
       В течение трёхнедельной экспедиции были совершены 14 новых восхождений в массиве Табан-Богд-Уул. Кроме второго и третьего восхождений на высшие точки в районе Кийтына, наиболее примечательным и сложным было первое восхождение на Снежную церковь около 4100 м. высотой. Мы поднялись на неё 14 августа 1967 года по северному-северо-восточному гребню, который является водоразделом между ледником Александры и ледником Пржевальского. Командой восходителей, состоящей из Wojciech Branski, Zbigniew Rubinowski, Andrzej Skupinski, Andrzej Wachal and Szymon Wdowiak достигнута острая вершина Снежной Церкви. Часом позже другая команда под руководством Witold Strupczewskii также поднялась на гору по более простому восточному гребню.
       Название Снежная Церковь было дано русским биологом В.В. Сапожниковым, который открыл массив Табан Богд-Уул в первой декаде двадцатого века. Весной 1967 Szymon Wdowiak и я нашли описание Монгольского Алтая в библиотеке Географического института Варшавского университета. Эта публикация содержала изображение и местоположение непройденной Снежной церкви. Её удивительная стройность впечатлила меня так сильно, что я определил её в качестве главной цели в районе.
       В течение 25 лет после польских экспедиций на Снежную церковь не было восхождений до тех пор, пока не случился коллапс коммунизма в Монголии. В 1992 году британско-американская экспедиция под руководством Фримана-Аттвуда внесла существенный вклад в открытие района Табан-Богд. Из-за снежно-ледовых условий она не смогла завершить своё восхождение по северо-восточному склону Снежной церкви, названому Эдом Вебстером "Ледяной Алмаз". В верхней части северо-восточного склона они траверсировали налево и достигли восточного гребня. Они не дошли всего около 50 метров до вершины из-за сильного ветра и густого снега. Несколькими днями позже та же команда восходителей, Джулиан Фриман Аттвуд (Британия), Линдсей Гриффин (Британия), Эд Вебстер (США), совершили первое восхождение на Кийтын по юго-западному гребню с ледника Пржевальского, с китайской территории.
       В недавнее время, летом 2000, на Снежную церковь поднялись две новозеландские команды. Одна команда (Geoff Gabites и Колин Монтис) следовала оригинальному польскому пути по северному-северо-восточному гребню. Другая команда (Дэйв Банфорт и Джон Нанкервис) поднялись новым путём по непройденной северо-западной стороне горы. Для нас явилось большой наградой, что обе экспедиции, англо-американская (1992) и новозеландская (2000) сообщали в своих докладах об использовании нашей оригинальной карты массива Табан-Богд, сделанной в 1967 году.
       В июне 2001 я получил электронное письмо от Колина Монтис из Новой Зеландии, который был в горах Табан-Богд с новозеландской экспедицией. Две команды из этой экспедиции поднялись на Снежную церковь. Вот его текст:
       "Доброе утро, Эндрю - да, мы замечательно провели время в прошлом году - совершили восхождения на четыре вершины в Табан Богд. После восхитительного траверса Кийтына с запада на восток мы поставили лагерь под Снежной Церковью (местное название - "Белая ступа"). Одна команда из двух восходителей (Geoff Gabites /Колин Монтис) поднялись по северному гребню, которой проходит на границе Монголии и Китая от высокой седловины, которую мы назвали перевалом "Як", а Эд Вебстер назвал седловину ниже в гребне перевалом "Йети".
       Северный гребень имеет три сложных участка крутого льда прежде чем он упростится у вершины. Мы предположили, что прошли новый маршрут. Мы спускались вашим оригинальным путём по северо-восточному гребню обратно на ледник Александры. Другая команда из двух восходителей (Дэйв Бамфорд/Джон Нанкервис) перебрались через перевал "Як" в Китай, затем прошли под Снежной церковью и совершили восхождение по северо-западному склону/юго-западному гребню на вершину перед тем как спуститься по вашему оригинальному пути. Мы использовали вашу польскую картосхему, любезно предоставленную Вебстером/Фриманом-Аттвудом. Да, мы понимаем, что британско-американская команда не достигла вершины Снежная церковь.
       Всего наилучшего из Новой Зеландии - Колин Монтис.
       Колин Монтис ошибся считая, будто их восхождение было новым маршрутом на Снежную церковь и что они спускались по нашему оригинальному маршруту, проходящему по северо-восточному гребню. Снежная церковь не имеет северо-восточного гребня; у неё только северо-восточный склон, названный Эдом Вебстером "Ледяной Алмаз". По всей видимости, новозеландцы спускались по тому же пути, где мы спускались в 1967, т.е. по восточному гребню, по которому команда Witold Strupczewski совершила восхождение вскоре после того, как мы покинули её. В самом деле, новый маршрут на Снежную церковь был сделан другой новозеландской командой, Дайвом Бамфордом и Джоном Нанкервисом. Более того, заключу вместе с Эдом Вебстером:
       "Колин Монтис неправ, определяя "Высокий перевал" как перевал "Як". Мы назвали большой, широкий перевал непосредственно у снежной церкви "перевалом Йети". Рядом севернее был другой, более низкий перевал но мы не дали ему имени. По моим сведениям, здесь только ОДИН, ВЫСОКИЙ ПЕРЕВАЛ непосредственно у Снежной церкви и мы назвали его "перевалом Йети". Но, может быть, вы называете так какое-то совсем другое место, где вы, очевидно, были первыми! Но я знаю, вам бы стоило удалить рекомендации Колинза по перевалу "Як", так как этот перевал безусловно является, (по моему мнению) тем же самым, что и перевал "Йети".
       Эд Вебстер".
       5. Количественные характеристики.
       Общее время прохождения перевала от подошвы перевала до седловины:
       ЧХВ - 7 ч. 10 мин.
       Время спуска от вершины Русский Шатёр до ледника Александры:
       1 ч.10 мин.
       Время подъёма до вершины Русский Шатёр:
       ЧХВ - 6 ч.
      
       Время движения со страховкой
       Попеременной: 40 мин.
       Одновременной: 6 ч. 30 мин
      
       Кол-во пунктов страховки:7
       Частота прохождения:
       Неизвестно
       Преимущественное направление прохождения:
       1-2 раза в год
      
       6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности перевала скорее всего не изменится. Сложность восхождения скорее всего не изменится
       7. Рельеф по участкам пути.
       На подъёме.
       От места ночёвки подход по долине к подножию перевала по закрытому широкому леднику
       S0 - S1. От лагеря в мульде под перевалом Гране Северный под карниз. Снежный склон, перепад - 150 м., крутизна30-35 градусов
       S1 - S2. Траверс под карнизом с востока на запад. 70 м., крутизна склона - 30-35 градусов.
       S2 - S3. Подъём на вершину 3842 м. (по ГПС - 3855 м.). Скально-фирновый склон, перепад - 61 м., крутизна - 50-55 градусов.
       S3 - S4. Траверс от г. 3842 (по ГПС - 3855 м.) до седловины пер. 3828 м. Скальный гребень со снежными участками, встречаются жандармы, на одном при спуске провесили 10 м. перил. Спуск с гребня в седловину пер. 3828 м. - скальный гребень, крутизна - 40-50 градусов, перепад - 50 м.
       S4 - S5. Подъём от седловины 3828 м. на гребень (вершина 3918 м.). Скально-фирновый гребень, перепад - 90 м., крутизна - 45-60 градусов
       S5 - S6. Траверс от г. 3918 м. до г. 3986 м. через гору 3971 м. Скальный гребень с участками карнизных гребней и жандармами.
       S6 - S7. Спуск с г. 3986 м. на седловину 3900 м. Скальный гребень, перепад - 70 м., крутизна - 55 градусов.
       S7 - S8. Подъем от седловины 3900 м. на вершину Снежная церковь (4080 м.). Перепад - 180 м., крутизна - 40-50 градусов, снег глубиной 20-30 см.
       Вершина - снежный купол. Тур организовали на скалах севернее основной вершины.
       S8 - R. Спуск от седловины 3900 м. до ледника Александры (3650 м.). Перепад - 250 м., крутизна - 45 - 55 градусов.
       8. Описание прохождения
       Наш лагерь находился на левом притоке ледника Гране. Этот приток берёт своё начало от перевала Гране Северный, находящегося между вершинами 3842 м. и г. 4068 м. Наша цель была - подняться на пик Снежная церковь. От нашего местоположения возможны следующие пути: 1) найти спуск на юг по крутому склону, сойти на основное тело ледника Гране и далее по нему максимально приблизиться к Снежной церкви и подняться, 2) выйти на основной гребень, по нему подойти к Снежной церкви и подняться, 3) уйти через перевал Гране Северный на ледник Александры, максимально подойти к горе и затем подняться на неё. Однако у первого и третьего варианта в данную погоду имелся главный недостаток: они были маловероятны по причине плохой видимости. Второй вариант был однозначно сложнее, но - безопаснее и с большей вероятностью успеха. Потому выбрали его. Однако вначале разведали путь спуска на основной поток ледника Гране, для чего прошли в южном направлении и оказались на скальном отроге, огораживающем приток, на котором мы находились. С нашей стороны это были некрутые заглаженные скальные выходы, которые, однако, круто падали на север, к леднику Гране. Справа в скалах имелся широкий, относительно пологий снежно-ледовый кулуар. Отметили его в качестве запасного варианта, если придётся на обратном пути выйти на основное тело ледника Гране. С этого отрога нашли удобный путь выхода на хребет, с востока примыкающий к г. Снежная церковь. Отправились по нему. Он представлял собой снежный склон (участок S0 - S1), выводящий под карниз, который сужался в левой части (пхд) (карнизный участок - S1 - S2 на схемах). Мы поднялись по участку S0-S1 под карниз за 30 мин, траверсировали склон под ним (метров 70) за 23 мин. и вышли на гребень. По сути, это была седловина между горой 3842 м. и вершинкой северо-восточнее. Сходил на эту самую вершинку северо-восточнее. Далее от седловины мы поднялись на гору 3842 м. по скально-фирновому склону за 27 минут (участок S2 - S3). При подъёме выбирали путь между скальных выходов по фирну. Вершина представляет собой скальный зуб. На нём соорудили тур и вложили записку, в которой предложили назвать гору "Пиком Шофёров Чуйского тракта".
       От вершины 3842 м. (по ГПС 3855 м.) дальнейший путь проходили бегом в связке через ряд снежно-ледовых и скальных гребней, жандармов. По пути провесили одну верёвку (10 м.) при спуске с жандарма. При прохождении более придерживались левой (южной) части гребня. Прошли до седловины 3828 м. (участок S3 - S4) за 55 мин.
       Впереди нас ждал самый технический участок пути - участок S4 - S8. На отрезке S4 - S5, скальном гребне с участками фирна, мы провесили две верёвки, организовав станцию на крупном камне, впаянном в лёд. Прошли его за 37 минут. Дальнейший фрагмент пути, участок S5 - S6, пожалуй, был самым сложным в этом траверсе: вначале узкий снежно-ледовый гребень с карнизами вначале на юг, потом на север; затем крутой скальный гребень со множеством жандармов, временами наклонённых на север и проходимых только понизу. Этот участок до г. 3986 м. через г. 3971 м. мы прошли за 1 ч. 29 мин. За 10 мин. спустились на седловину под горой Снежная церковь. От седловины поднялись на вершину (участок S7 - S8). Путь представлял собой гребень с карнизами, обращёнными на южную сторону. Непосредственно перед выходом на вершину находился полутораметровый снежный карниз, обращённый на восток. Вершина представляет собой снежный купол. На горе - в 17 ч. 50 мин. ГПС показал высоту 4080 м. С купола мы приспустились к группе камней на северном склоне. Соорудили тур, куда вложили записку и моток лейкопластыря (это для йети, вдруг поранится?). Участок S8 - S7 проходили по пути подъёма. Далее спускались на север по центру ледового склона (участок S8 - R). Провесили за 30 мин. пять верёвок, последнюю - через неширокий бергшрунд.
       Дальнейший путь пролегал по леднику Александры и через перевал Гране Северный к нашему лагерю. В 19 ч. 40 мин. мы пришли к палаткам.
       9. Требования к организации движения и страховки.
       Нами были использованы следующие страховочные действия.
       S0 - S4. Движение в связке, страховка через скальные выступы и ледоруб. Самостраховка с помощью ледоруба. На участке S3 - S4 провесили одну верёвку 10 м.
       S4 - S5. Вначале подъём в связках, затем - перильная страховка 70 м., станция на камне, впаянном в лёд.
       S5 - S8. Движение в связке, страховка через ледоруб. Самостраховка с помощью ледоруба.
       S7 - R. Перильная страховка.
       10. Возможные опасности и меры безопасности.
       S0 - S1. Опасность схода лавины. Выход к карнизу, ориентируясь на правую (пхд) его часть.
       S1 - S2. Опасность обрушения карниза и сход лавины из-под карниза. Движение под карнизом не выходя на снежный склон и в то же время не затрагивая нижнюю часть карниза ударами молотка, то есть ниже карниза примерно сантиметров 30.
       S2 - S3. Возможность срыва. Движение в связке. Самостраховка с помощью ледоруба, закладывание верёвки за крупные камни.
       S3 - S4. Возможность обрушения снежно-ледовых карнизов - движение в связке
       S4 - S5. Опасность срывы - провеска перил.
       S5 - S6. Опасность обрушения карниза - движение по гребневой линии, самостраховка с помощью ледоруба. Опасность срыва на скальных участках - движение в связке, гимнастическая страховка на скалах
       S6 - S7. Опасность срыва на скальных участках - движение в связке, гимнастическая страховка на скалах
       S7 - S8. Опасность обрушения карниза в нескольких местах - движение строго по гребневой линии не выходя на карниз. Опасность спустить лавину - движение в связке след в след, не подрезая склон.
       S8 - R. Опасность срыва на ледовом склоне - организация перильной страховки.
       11Рекомендуемое специальное снаряжение. Расходные петли, ледобуры.
       12. Места ночлегов. Ночлег возможен на седловине между г. 3855 м. и вершиной северо-восточнее, на седловине 3828 м., на седловине между г. Снежная церковь и г. 3986 м.
       13. Информации о ЧП. Нет.
       14. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович. Номер маршрутной книжки: 0-114-16
       15Фотоматериалы
      
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Фото 1. Панорама хребта с ледника Александры. Красной линией обозначен маршрут траверса и ключевые точки.
    Фото 2Панорама хребта. Видна часть пройденного траверса
    Фото 3. Панорама хребта. Видна часть траверса и путь возвращения через перевал Гране Северный

    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Фото 4. Участок S0 - S2 и часть подъёма на участке S2 - S3.
    Фото 5. Гребень на участке S3 - S4.
    Фото 6. Пройденный жандарм на участке S3 - S4. Видна голова Андрея :)

    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Фото 7. Гребень на участке S3 - S4.
    Фото 8. Обход жандарма на участке S3 - S4.
    Фото 9. Участок S4 - S5. Фото вытянуто в редакторе

    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Фото 10. Подъём на вершину Снежная церковь. Участок S7 - S8.
    Фото 11. Выход на вершинный купол
    Фото 12. Скалы на северном склоне горы. На них сложили тур

    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Фото 13. Скалы на северном склоне горы. На них сложили тур
    Фото 14. Пришёл туман
    Фото 15. Видны участки траверса при спуске с горы

    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
    Фото 16. Участки траверса при спуске в вершины
    Фото 17. Участки траверса при спуске в вершины
    Фото 18. Спуск с горы

    Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...


    Фото 19. Спуск с траверса



16Картографические материалы. В одном делении 2 км.

Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...
Монголия 2016. Ледник Гране (3644 м.) + траверс г. 3842 м. (3855 м. по Гпс) + пер. 3828 м. + г. 3971 м. + г. 3986 м. + седловина 3850 м. ...

Ф. 20. Красной линией отмечен путь группы, треугольники - место ночёвок.
Ф. 21. Карта с изображением всего нашего маршрута

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию