4 июля 2019
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2016
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/12/2017. 9k. Статистика.
  • Техотчет. Горный:Алтай ,.Информация , 3 к/с , Ноги

Памяти первопроходцев Кийтына
       1Б
       3 км.
       1. Местонахождение. Перевал находится в хребте Табын-Богдо-Ола Горного Алтая. Ориентация: восток - запад.
       2. Что соединяет, что связывает. Связывает долину реки Их-Уйгар-Голын-Барун-Сала (р. Их-Уйгар-Голын-Барун-Сала - р. Их-Ойгорын-Гол - р. Ойгор-Гол - р. Согог-Гол - р. Кобдо-Гол) с долиной р. Цаган-Гол (р. Цаган-Гол - р. Кобдо-Гол).
       3. Кем назван, когда, что обозначает. Перевал назван 18.06.2016 нашей группой в честь шестидесятилетнего юбилея со дня восхождения на гору Кийтын.
       4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала. По приезду в Новосибирск с этого похода руководитель в интернете обнаружил такое видео "https://www.youtube.com/watch?v=BHPuIB4AfhI" rel="nofollow" С руководителем я связался, но технического отчёта от него не получил.
       5. Количественные характеристики.
       Общее время прохождения перевала от подошвы перевала до седловины:
       ЧХВ - 1,5 ч.
       Время подъёма - 1 ч. 30 мин.
       Время спуска - 2,5 часа

Частота прохождения:
       Неизвестно
       Преимущественное направление прохождения:
       6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности может измениться в зимнее время в сторону усложнения.
       7. Рельеф по участкам пути.
       На подъёме.
       S0 - S1. Подъём по снежному склону крутизной 30-35 градусов, перепад высоты - 209 м.
       Спуск с перевала: пологий щебнистый склон до ледника Потанина под пиком Мальчин.
       8. Описание прохождения
       С 17.06. на 18.06. мы ночевали под горой 3469 м. (см. карту) на левом берегу р. Их- Уйгар-Голын-Барун-Сала (орографически). С места ночёвки вышли в 9 часов. Рядом - дорога, по которой попадают к леднику Потанина. В течение часа шли по ней. Далее дорога перешла на противоположную сторону, перебрались и мы. От этого места дорога ушла влево на водораздел, за которым находится ледник Потанина. Просматривался путь к нашему перевалу: вначале наблюдалась пологая долина, затем виднелись морены. (Ф.1) В течение часа мы двигались по правому (ор) берегу реки, затем перебрались на другую сторону по снежному мосту. Прошли ещё час по травянистой долине. Перед нами находился в центре долины большой ригель (Ф.2). Обходя его, мы двинулись вправо (ор) по моренам. Прошли полчаса и оказались на пологой террасе, где устроили обед (ф.3). Просматривался ледник, однако сама перевал ещё был скрыт за поворотом (Ф.4). Через сорок минут выбрались на ледник, по которому за полчаса подошли к возможному перевалу.
       Я предполагал пройти через самую низкую седловину, однако ровно на пути подъёма склон пересекал огромный скол: сошла лавина. Выходить на такой склон было нельзя. С правой части виднелся хороший подъём по границе ледника и осыпи, однако вёл он в Россию.
       Слева от подъёма со сколом склон вначале шёл относительно круто, затем посередине выполаживался и после снова крутизна увеличивалась. Пожалуй, это подъём был наиболее оптимальным (Ф.5). Снег на склоне оказался глубоким, тяжёлым, но мы не задерживались: наблюдалась явная лавинная опасность. Образовали связки и поднялись на перевал за час. Высота по ГПС - 3527 м (Ф.6). Соорудили на краю нашего перевала тур (Ф.7). Предложили назвать перевал "Памяти первопроходцев Кийтына" в честь 60-летия первовосхождения на эту гору (отмечаемому в 2016 году), о чём написали в записке, которую вложили в тур.
       Перед нами лежало широкое щебнистое поле. На западе плато спускалось к перевалу Армаган-Дзэлги-Даба, за перевалом виднелась гора Мальчин. Наша задача была - оказаться под горой Мальчин у ледника Потанина (Ф.8). Мы двинулись траверсом в юго-западном направлении, стараясь придерживаться наиболее приподнятой части, чтобы не попасть в череду ущелий, которыми плато обрывалось на юг. За 2,5 часов пришли к запланированному месту.
       9. Требования к организации движения и страховки.
       Нами были использованы следующие страховочные действия.
       S0 - S1. Движение в кошках, самостраховка с помощью ледоруба.
       10. Возможные опасности и меры безопасности.
       На участке S0 - S1 возможен сход лавины при наличии снега, потому этот путь рекомендуется только с соблюдение мер лавинной безопасности.
       11. Рекомендуемое специальное снаряжение. Ледоруб.
       12. Места ночлегов. Ночлег сложности не представляет, но на плато очень часто сильный ветер.
       13. Информации о ЧП. Нет.
       14. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович. Номер маршрутной книжки: 0-114-16
       15Фотоматериалы

Монголия 2016. Перевал Памяти первопроходцев Кийтына (1б, 3527 м. Гпс). Паспорт перевала
    Ф. 1 У реки Уйгар-Голын-Барун-Сала. Налево пошла дорога к леднику Потанина, направо - долина, по которой мы пойдём
    Ф. 2. Долина реки Уйгар-Голын-Барун-Сала. Красной линией отмечен путь в обход ригеля по моренам

Ф. 3. Вид на пройденный путь с места обеда
    Ф. 4. Путь на ледник с места обеда

Ф. 5. Красной линией отмечен путь подъёма на перевал
    Ф. 6. Вид с перевал на пройденный путь

Ф. 7. Девичий коллектив на перевале
    Ф. 8. Плато. Красной линией отмечен путь к месту ночёвки под горой Мальчин

16Картографические материалыВ одном делении 2 км.
       Красной линией отмечен путь группы, треугольники - места ночёвок.