Виды туризма

28 декабря 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: III
0 1245 0

Отчет

 

о лыжном туристском

(вид туризма)

спортивном походе  3  категории сложности

по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

(географический район)

совершенном с 9.03.2012 по 20.03.2012 г.







 

Маршрутная книжка № 08/12

 

Руководитель группы Ключник Р.Е.

                                           (Фамилия И. О.)

 

Адрес руководителя: г. Ильичевск ул. 1 Мая д. 10

 

Маршрутно-квалификационная комиссия  ФСТК рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю как поход _3__

категории сложности.


 

Отчет использовать в библиотеке ФСТК

указать, где находится, если предоставлена, информация использованная при подготовке похода и отчета и видеоматериалы.


 

Штамп МКК





 

Оглавление

  1. Справочные данные про туристский спортивный поход.
    1. Параметры похода
    2. Характеристика района
    3. Подробная нитка маршрута
    4. Данные про опыт участников
  2. Организация туристского спортивного похода
    1. Общая идея похода
    2. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода
    3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
    4. Изменения маршрута и его причины
    5. Сведенья про прохождение маршрута каждым участником
  3. График движения и технический отчет
    1. График движения
    2. Высотный профиль похода
    3. Техническое описание прохождения маршрута
    4. Определяющие препятствия
    5. Картографический материал
  4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута
  5. Приложения
    1. Перечень личного, общественного снаряжения, состав аптечки и рем набора
    2. Оценка пригодности инвентаря, рекомендации по снаряжению и инвентарю
    3. Перечень продуктов, рацион питания и их вес
    4. Общий вес продуктов, снаряжения на группу и в среднем на человека (муж. жен,)
    5. Смета затрат на поход
    6. Список литературы, туристических отчетов и других источников информации
    7. Характеристики особенностей материального обеспечения



 

1. Справочные данные про туристский спортивный поход.

 

  1. Параметры похода

 

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

 

Сроки проведения

     

Общая

Ходових дней

 

лыжный

третья

184

12

11

09.03-20.03.2012

 

  1. Характеристика районов проведения похода

Хибинские тундры, представляющие собой отдельные компактные горные массивы с хребтами, ущельями, цирками и перевалами, продолжают оставаться традиционным и наиболее популярным в нашей стране районом для горного пешеходного и лыжного туризма. Уже в изданном в 1932 г. "Путеводителе по Хибинским тундрам" описано шесть пешеходных маршрутов. Сейчас по некоторым оценкам общая численность "логичных" горных маршрутов равна 150 (Евсеев и др., 1996).

Около 60% от числа посещающих Хибины туристов приходится на любителей лыжных путешествий. В связи с этим можно вспомнить, что по своей популярности и массовости лыжный туризм занимал в бывшем СССР одно из первых мест. В походы на лыжах только из туристических секций систематически отправлялось свыше 1,2 миллионов человек (Лукоянов, 1988). В то же время, лыжные походы в горах относятся к самым трудным, поскольку к обычным сложностям зимних маршрутов добавляются опасности заснеженного горного рельефа. Такие походы требуют знания тактики и владения техникой горного туризма, наличия перевального и высотного опыта, а также навыков горнолыжного спорта.

Лыжные маршруты по Хибинам можно разделить на два вида. К первому относятся маршруты, имеющие целью изучение отдельных горных районов. Такой маршрут состоит из последовательного прохождения различных перевалов и движения по долинам горных рек и по плато массивов. Часто делаются радиальные выходы из промежуточных баз. Второй вид - сложные зимние комбинированные маршруты, которые предусматривают кроме гор, длительный переход по лесу с многочисленными ночевками. В Хибинах много разнообразных перевалов, которые можно разделить на два типа. Перевалы первого типа - тектонические трещины и разломы, имеющие характер ущелий с отвесными стенами высотой 100-150 м (ущелья Рамзая, Северного Рисчорра, перевал Юкспорлак). Дно трещин, как правило, неровное, представляет собой ряд котлообразных углублений, отделенных друг от друга грядами высотой до 10 м, состоящими из камней и обломков. Углубления заполнены снегом, который не стаивает иногда даже к концу лета. Зимой такие перевалы проходятся легче. Перевалы второго типа имеют мягкие формы склонов, они образовались благодаря работе ледников, почти всегда на их седловинах есть небольшие озера, окруженные наносами (перевалы Умбозерский, Кукисвум, Южный Чоргорр).

Лыжные походы в большинстве своем соответствуют 2-3 категориям сложности. Наиболее сложные походы являются "связками" маршрутов по обоим горным массивам.

Заманчивые перспективы для лыжного туризма в тундровых районах и по замерзшим водоемам открывает использование лыжных и коньковых буеров, парусных нарт и индивидуальных парусов для туристов-лыжников.

В лыжном туризме прочно укоренилось совмещение спортивных целей походов с решением научных задач, с испытанием новых образцов снаряжения, рационов питания и др. Примером такой деятельности являются экспедиции Городского клуба туристов и альпинистов г. Апатиты "Хибины" в Ловозерские тундры в 1995-1996 г.г., в ходе которых был выполнен большой объем работ по отбору образцов для оценки техногенного загрязнения территории.

Традиционный период лыжного туризма в Хибинах - февраль - апрель, но лучшие месяцы, безусловно, март и апрель. В эти месяцы ясно, солнечно. Днем очень тепло, хотя ночью мороз иногда достигает -30 С. Оттепели возможны в любом месяце, но обычно они кратковременны. В конце апреля - начале мая в горах возрастает лавиноопасность. 

  1. Подробная нитка маршрута

Пос. Коашва – оз. Умбозеро – д.р. Тульйок – д.р. Каскаснюйок  - пер. Умбозерский (н/к, 527 м.) – д.р. Партамйок – база КСС- пер. Южн. Рисчорр (1А, 890 м.) – пер. Сев. Рисчорр (1А, 900 м.) – база КСС- д.р. Кульйок - д.р. Петрелиуса – траверс (пер. Зап. Петрелиуса (1А, 870 м)  – в. Петрелиуса - пер. Вост. Петрелиуса (1Б,  883 м)) = 2А тур – д.р. Петрелиуса - д.р. Кульйок – пер. Кукисвумчорр (н/к, 480 м) – д.р.Вудъяврйок – оз. Мал. Вудъявр – оз. Мал. Вудъявр - д.р. Поачйок – пер. Рамзая (н/к, 800 м)– д.р. Малая Белая - д.р. Ферсмана – пер. Ферсмана (2А, 980) –д. р. Меридиональный – д.р. Гольцовка – с. Имандра

 

  1. Данные об участниках

 

Ф.И.О.

Год рождения

Должность в походе

Туристский опыт

 

Ключник Роман Евгеньевич

1990

Руководитель

III Л.У. Кольский п-ов 2010

IV Г.У. Центральный Кавказ 2010

II П.Р. Карпаты 2010

I Г.Р. Западный Кавказ 2010

Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

Павлов Александр Анатолиевич

1986

Зам. Руководителя

Примусятник

Костровой

V Л.У. (1Б) Полярный Урал 2009

V Г. У. Центральный Кавказ (3А) 2008

IV Г.Р. Центральный Кавказ (2Б тур, 3А альп) 2010

Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

Сафтюк Максим

Павлович

1993

Зав питанием

II Л.У. (1Б) Карпаты 2011

III Г.У. (2А) Западный Кавказ 2011

Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

Зянько Нина Владимировна

1990

Медик

МПС

Финансист

II Л.У. (1Б) Карпаты 2011

III Г.У. (2А) Центральный Кавказ 2010

Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

Трутнева Ирина Сергеевна

1987

Зам по общему

II Г.У с эл-ми III (2А) Алтай 2008

II Л.У. (1Б) Карпаты 2011

Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

Рипа Татьяна Николаевна

1986

Хронометрист

V Л.У. (1Б) Западный Саян 2011

V Г. У. Центральный Кавказ (3А) 2008

Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

Русских Александр Иванович

1991

Ремнаборщик

II Л.У. (1Б) Карпаты 2011

II Г.У. (1А) Западный Кавказ 2011

Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

Липатов Максим Дмитриевич

1987

Печник

II Л.Р.(1Б) Карпаты 2011

III Л.У. Кольский п-ов (1А) 2009

IV Г.У. Кавказ (2Б) 2009

Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

 

2. Организация туристского спортивного похода

 

  1. Общая идея похода

Целью похода было проведение маршрута 3 к.с. в районе Хибинских тундр. Основными подцелями были:

  • Проведение именно техничного маршрута, с элементами горного туризма.
  • Сведению к минимуму участков с «тропежкой».
  • Проведение маршрута непосредственно в рамках Хибин.

При планировании маршрута были взяты следующие ориентиры:

  • Кольцо Риссчоров
  • Озеро Убозеро
  • База КСС
  • Ущелье (перевал) Рамзая
  • Технически сложные участки.

За основу технической части была идея взять 3 препятствия с категорией 2А. Идеей фикс было совместить в одном маршруте препятствия  разного характера: 1 перевал, 1 восхождение и 1 траверс.

В результате исследования материала, самыми безопасными были такие препятствия: перевал Фесмана, траверс в. Петрелиуса, восхождение на Тахтарвумчорр по северной стене восточного отрога.

В результате совмещения всех целей был выбран непосредственно данный маршрут. К сожалению МКК запретило восхождение, но общей линии маршрута это не изменило.

Подготовка к маршруту велась долгое время. За год до этого похода, был проведен маршрут в Карпатах в рамках которого было пройдено 2 препятствия категорией 1Б (в. Говерла и траверс Хомяк – Синяк). Из состава  этой группы, к сожалению,  на данный маршрут смогли пойти лишь 3 человека (руководитель и 2 участника). Параллельно с тем  велся еще один маршрут, который включал также два препятствия 1Б (Говерла, Петрос). Руководитель и 2 участника той группы также вошли в состав нынешнего маршрута. Остальные 2 участника имели опыт 5 к.с. и опыт Уральских и Саянских 1Б.

Таким образом, все участники имели опыт зимних 1Б, а также солидный опыт горных походов. У трех участников 5 к.с., у одного 4 к.с., у троих – 3 к.с. и у одного 2 к.с.

Группой на протяжении полугода проводились физические тренировки, был прослушан курс лекций, состоялся технический выезд по бивуакам и отработки горной техники в зимних условиях.

Также группа участвовала в зимних сборах т/к «Романтик», где прошла базовый уровень лыжной техники.


 

  1. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода.

Одной из целей маршрута было провести поход непосредственно в Хибинах. Т.к. Хибинские тундры по площади довольно небольшой район, маршруты с такой же логикой в основном кольцевые. Руководителю же хотелось сделать именно линейный маршрут.  Дабы воссоединить все желаемые точки посещения, нужно было выбрать старт и финиш «по краям» тундры. С западной стороны это не составляло сложности. Тут проходит железнодорожная нитка с поселениями Хибины и Имандра, в крайнем случае, можно было закончить (начать) в г. Апатиты. С восточной стороны есть только пос. Коашва.  С данной ниткой маршрута маршрут можно было начать в Коашве, а закончить в Имандре (Хибинах), либо в обратную сторону. У каждого маршрута были и плюсы и минусы. В первом случае маршрут бы нарушал привычную логику лыжных походов на Кольском, ходить с  запада на восток, дабы избежать ветра в лицо. Во втором случае технически сложные участки по маршруту следовали ранее чем более простым, что было не логично в плане тактики. Было решено избрать первый вариант. Тем более, что направление с востока на запад вне лесной зоны приходилось на 2 перевала: Умбозерский и Рамзая, категория которых была н/к, что не представляло сильной сложности. Как оказалось на маршруте даже этот минус не имел места, т.к.. в этот сезон привычное направление ветра изменилось и шло с юга на север. Был вариант пройти через пер. Эвеслогчорр, однако в связи с наличием рудников на том месте, этот не представлялось возможным.

Т.о. образом складывалось все идеально, группа акклиматизируется на простом пологом участке Пос. Коашва – оз. Умбозеро – д.р. Тульйок – д.р. Каскаснюйок , затем проходит простой и логичный перевал Убозерский (н/к), приходит в базу КСС(где ждет заброска со специальным снаряжением), налегке радиально идет красивое техничное кольцо Южный – Северный Риссчоры, далее также налегке  проходит  траверс в. Петрелиуса, берет заброску, с ней проходит 2 красивых и легкий перевала  Кукисвумчорр и Рамзая, и полностью адаптировавшись и с небольшим весом раскладки проходит самую техничную часть – пер. Ферсмана.

Отдельное слово надо посветить старту из пос. Коашва. Этот поселок редко является местом старта маршрута. В результате поисков было обнаружено всего 2 отчета такого типа:

"http://tourism.intat.ru/reports/60/" rel="nofollow"

"http://tolyas83.livejournal.com/8862.html" rel="nofollow"

Как выяснилось впоследствии совершенно напрасно. Поселок является хорошим стартом. Добирание не составляет труда. Проезд с Кировска (ул. Олимпийская), маршрут 108. Время отправления: 8:20, 12:00, 14:40, 17:20, 21:30.

Та же маршрутка с Коашвы: 7:00, 9:30, 13:10,  16:00, 19:30, 22:40.  

Старт с Коашвы возможен как по нашему варианту, так и в сторону Ловозерских тундр. Оба варианта хороши для старта, как акклиматизация по равнинной части, без перепада высот, для подгонки снаряжения и вхождения в ритм похода.

Конец маршрута в Имандре логичен, хоть и не совсем удобен по уезду. Есть вариант заранее купить биллеты (т.к. на станции касс нет, и проводники без билета брать не хотят) и уехать либо на Московском или Питерском поезде. Однако раз в день ходит служебный поезд Апатиты – Мурманск (в нашем случае в 16:00), на нем можно договориться и доехать до Апатит.  

 

  1. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

 

Заявленная нитка похода:

Пос. Коашва – оз. Умбозеро – д.р. Тульйок – д.р. Каскаснюйок  - пер. Умбозерский (н/к, 527 м.) – д.р. Партамйок – база КСС- пер. Южн. Рисчорр (1А, 890 м.) – пер. Сев. Рисчорр (1А, 900 м.) – база КСС- д.р. Кульйок - д.р. Петрелиуса – траверс (пер. Зап. Петрелиуса (1А, 870 м)  – в. Петрелиуса - пер. Вост. Петрелиуса (1Б,  883 м)) = 2А тур – д.р. Петрелиуса - д.р. Кульйок – пер. Кукисвумчорр (н/к, 480 м) – д.р.Вудъяврйок – оз. Мал. Вудъявр –– оз. Мал. Вудъявр - д.р. Поачйок – пер. Рамзая (н/к, 800 м)– д.р. Малая Белая - д.р. Ферсмана – пер. Ферсмана (2А, 980) –д. р. Меридиональный – д.р. Гольцовка – с. Имандра

Запасные варианты:

  • Прохождение пер. Восточный Арсеньева вместо пер. Ферсмана, либо отказ на преодоление хребта  и спуск либо в Имандру  либо в ст. Хибины.
  • В случае непрохождения одного или несколько радиальных выходов, добор необходимого  километража. В случае спуска к с. Имандра – далее через озеро Большая Имандра в Мочегорск; в ст. Хибины – в Апатиты.

Аварийные выходы из маршрута:

  • До д.р. Тульйок – обратно в пос. Коашва
  • В районе пер. Умбозерского, радиальных выходов  – в базу КСС.
  • В районе пер. Кукисвумчорр, Рамзая – в г. Кировск.
  • До пер. Ферсмана – в ст. Хибины
  • После пер. Ферсмана – в Имандру.

 

  1. Изменения маршрута и его причины

Маршрут пройдем по основному варианту.

 

  1. Сведения о прохождении маршрута каждым участником

Маршрут пройдем всеми участниками полностью.

 

 

3.  График движения и технический отчет

 

  1. График движения

 

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

Метео условия

04 -07.03

 

Г. Одесса- г. Апатиты –пос. Коашва

   

09.03

1

Пос. Коашва – оз. Умбозеро

14

Облачно

10.03

2

МПН - Оз. Умбозеро – д.р. Тульйок

20

Ясно

11.03

3

МПН - Д.р. Тульйок – д.р. Каскаснюйок  

16

Пасмурно

12.03

4

МПН - д.р. Каскаснюйок  - пер. Умбозерский (н/к, 527 м.) – д.р. Партамйок – база КСС

15

Пасмурно

13.03

5

МПН - пер. Южн. Рисчорр (1А, 890 м.) – пер. Сев. Рисчорр (1А, 900 м.) – база КСС

15

Мало-облачно

14.03

6

Дневка

0

Облачно

15.03

7

МПН- д.р. Кульйок - д.р. Петрелиуса – траверс (пер. Зап. Петрелиуса (1А, 870 м)  – в. Петрелиуса - пер. Вост. Петрелиуса (1Б,  883 м)) = 2А тур – д.р. Петрелиуса

16

Мало-облачно

16.03

8

МПН- д.р. Кульйок – пер. Кукисвумчорр (н/к, 480 м) – д.р.Вудъяврйок – оз. Мал. Вудъявр

18

Пасмурно

17.03

9

МПН- д.р. Поачйок – пер. Рамзая (н/к, 800) – д.р. Малая Белая

17

Ясно

18.03

10

МПН- д.р. Ферсмана – пер. Ферсмана (2А, 980) –д. р. Меридиональный

6

Ясно

19.03

11

МПН - д. р. Меридиональный – д.р. Гольцовка

13

Ясно

20.03

12

МПН – с. Имандра

4

Ясно

Итого

   

154

 
   

с учетом коэф. 1,2

184

 

  1. Высотный профиль похода

График выполнен с помощью программы Google Earth, он наиболее четко отражает перепад высот в зависимости от километража. Километраж указан без коэффициента 1,2, с учетом повторного прохождения расстояния (в случае радиальных выходов) высоты не абсолютны, имеют незначительное отклонение)





Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундрыОтчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундрыОтчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундрыОтчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундрыОтчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундрыОтчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундрыОтчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундрыОтчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундрыОтчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундрыОтчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

  1. Техническое описание прохождения маршрута

 

День 1. 09.03.2012 Пос. Коашва – оз. Умбозеро

 

Выход группы в 10:00. Температура -7С.  От автобусной остановки пос.  Коашва идем по дороге до перекрестка въезда в поселок (на север, обратно по направлению приезда автобуса). По дороге делаем контрольное фото (фото 01).

От перекрестка в бок уходит «буранка» ( координаты  N 67° 36' 48'' E 034° 11' 14.8''). Как объясняют местные жители, это дорога накатанная рыбаками, как раз к Умбозеру. Надеваем лыжи, движемся по ней. Вначале буранный след идет вдоль автомобильной дороги (метров 300), затем «уходит» в лес под северо-восточным направлением. Через 200 метров «буранка» пересекает еще одну авто дорогу, и недалеко от моста «идет» пересекает речку. Уровень снега позволяет пересечь её без труда.  Далее под тем же направлением движемся в лес. Через полтора километра выходим из густо-лесной зоны в редколесье .  По дороге видим вот такой знак (фото 02). След несколько раз раздваивается, выбираем тот, который по азимуту совпадает с направлением на озеро.  Через 2 километра от начала редколесья вновь заходим в лес. Еще через 2,5 км по буранному следу выходим на хижину(N 67° 38' 33.2'' E 034° 17' 40.2'') . Решаем устроить обед. Домик представляет собой пристанище рыбаков перед озером. Домик оснащен печкой, и возможен местом ночлега для группы до 6 человек. С дровами туговато, но не безнадежно. Вскоре на «буранах»  подъехали рыбаки. Оказывается, мы не дошли до озера 300 метров. Попрощавшись  с рыбаками,  дообедав,  вышли к озеру (фото 03).

Над озером туман, противоположный берег проглядывается только в нескольких местах.  Движемся вдоль берега, ориентируемся по спутниковым снимкам программы Google Earth.  Были сделаны снимки западного берега, и ориентир велся непосредственно по ним. Для более простого ориентирования, возможно, распечатать снимки противоположного берега.

Движемся по озеру в течение двух переходов. Уровень снега около 30 см., слегка тропим. Чистое ходовое время (далее ЧХВ) 1,5 часа. Останавливаемся на лагерь на маленьком мысе географически находящийся на уровне озера Комариное. Место ровное, дров в достатке.

 

День 2. 10.03.2012 Оз. Умбозеро – д.р. Тульйок

 

Выход группы в 9:00. Температура 0С. Продолжили движение вдоль берега. Уровень снега тот же.  Движемся в течении 4- х переходов (ЧХВ = 3ч 10 мин). Заходим в залив Тульилухт, затем к месту вливания р. Тульйок  в озеро. Видим «буранку», направляемся по ней. От места ночлега до д.р. Тульйок пройдено 15 км. Через 500 м движения выходим к поляне с домиками (база отдыха) (N 67° 44' 55.4'' E 034° 10' 53.2'') . Тут встречаем дежурного МЧС-ника, который объяснил, как предпочтительней двигаться к пер. Умбозерский.  К сожалению, «буранка»,  которая вела от озера к перевалу отсутствовала. Это связано с отсутствием в этом году экскурсионного маршрута на снегоходах от базы КСС до Умбозера.  Сотрудник МЧС любезно, проехал кусок этого пути на снегоходе – до места переправы через речку. Путь к перевалу вначале проходит по правому берегу (орографически, по ходу движения – левому), затем через 2 км движения переходит на противоположный берег (выше на 500м  слияния р. Тульок  и р. Тымшаеуайв).  Таким образом, переходим один приток, затем 500 м по лесу и второй приток.  Далее движемся воль берега в северо-западном направлении.  «Буранки» нет, но тропа угадывается. От переправы движемся еще километр и становимся на бивуак. Движение от озера до переправы ЧХВ – 1час 10 мин., до места бивуака еще 1,5 часа. Замедленное движение связанно с начавшимся после обеда «подлипом». Этого явления мы от этого района не ожидали, но в этом году был аномально  теплый сезон. После обеда температура поднималась на пару градусов выше нуля.  Однако наши мучения (особенно у обладателей деревянных лыж) были восполнены появившемся ночью северным сиянием (фото 04). Место хорошее, дров много, воду брали из речки.

 

День 3. 11.03.2012 Д.р. Тульйок – д.р. Каскаснюйок  

 

 Выход группы в 9:00. Температура -3С. Продолжаем движение вдоль речки. Через 4 км  (ЧХВ 1,5 часа) направление движения изменяется на северное, и через 1,5 км (ЧХВ 25 мин)  возвращается в прежнее направление. Таким образом, мы движемся уже вдоль р. Каскасньюнйок. Продолжаем движение в течении 4 переходов (ЧХВ 3 часа) и становимся на границе леса. Как и за день до этого  движение замедлено из-за большого количества снега, и отсутствия «буранки».  От слияния рек пройдено 11,5 км. Дальше передвигаться не видим смысла, т.к. есть вероятность не успеть пройти за пол дня участок до КСС. Также после обеда из-за потепления опять начался «подлип». Становимся на полудневку. Печку не топим, т.к. с дровами туго и достаточно тепло. Решаем так же поэкспериментировать с рассеивателем тепла на бензо-горелку. Эксперимент признан удачным, детали в дополнительных материалах.

 

День 4. 12.03.2012 д.р. Каскаснюйок  - пер. Умбозерский (н/к, 527 м.) – д.р. Партамйок – база КСС

 

Выход группы в 9:00. Температура -2С. Выходим из зоны леса. Продолжаем движение в сторону перевала.  Пасмурно, но зона перевала угадывается легко (фото 05).  Начинается «буранный» след. От места ночевки до перевала движемся 2,5 перехода (ЧХВ 2 часа). Перевальный взлет состоит из снега и фирна. Угол склона 5-10 градусов, проходится, не снимая лыж. Перевал представляет собой широкий проход в хребте с отвесными скалами по бокам.  На самой седловине – замерзшее озеро (фото 06). Спуск с перевал немного круче, но не превышает 15 градусов. Спускаемся на лыжах, первое хорошее катание. Движение сначала происходит по правому берегу (орографически), затем, через 3,5 км от седловины переходит на левый. От перевала обычно идет «буранка», так что место перехода не прогадаешь. Далее, еще в течение 20 мин доезжаем до слияния с р. Кунийок. Здесь уже начинается широкая заснеженная, но протропленная дорога. Еще в течении получаса добираемся до базы КСС (фото 07), где договариваемся за проживание в домиках (250 рублей с человека в сутки, мы сторговались за 200). Приходим в районе обеда. Полудневка.

МЧС-ники рассказывают про погибшего парня на пер. Ферсмана. Детали не уточняют, но причина смерти – срыв со скальной полки.  

 

День 5 13.03.2012  база КСС - пер. Южн. Рисчорр (1А, 890 м.) – пер. Сев. Рисчорр (1А, 900 м.) – база КСС

 

Выход группы в 9:20. Малооблачно, ветра нет, температура -2С. Вместо запланированной дневки, решаем идти радиальный выход на Рисчорры, пока погода позволяет.

Движение по дороге к пер. Кукисвумчорр, через 500 метров, возле таблички на водопад поворачиваем на лево в д.р. Рисйок. Движение по правому берегу реки (орографически).   В течение 2 переходов (ЧХВ 1,5 часа) подходим под перевальный взлет Южного Рисчорра (фото 08). Перевальный взлет снежно- фирновый, угол 35-40 градусов. Возможно прохождение склона траверсом в лыжах, но с середины подъема, при увеличении градуса и появлении фирна – снять и идти пешком. Либо «зареповать» лыжи и пройти весь взлет также траверсом,  не снимая их.  Подъем занимает 35 мин. На перевале – табличка. Снег выдут как на перевале, так на склонах г. Касканьюнчорр (фото 09).

Спуск на лыжах. Угол склона 20-25 градусов. Из-за  бесснежности вершины траверс склонов становиться не лавиноопасным. Через 30 мин подходим к перевальному взлету пер. Северный Рисчорр (фото 10). Подъем градусов 40, возможен как в лыжах, так и пешком (предпочтительнее). Поднялись за 25 мин.  Перевал представляет собою длинное ущелье (фото 11). Затяжной спуск (15-20 градусов) на лыжах, отличное развлечение и отработка личной лыжной техники. Видимость средняя, туман, но ориентирование проходит без труда. Через 20 минут спуска, возвращаемся на собственную лыжню в д.р. Рисйок. Еще через 20 минут мы в домике. 15:00, отдыхаем.

 

День 6 14.03.2012

Дневка. Отсыпаемся, разведываем путь на Петрелиусы, вечером банька (2000 рублей за 2 часа).

 

День 7 15.03.2012 база КСС- д.р. Кульйок - д.р. Петрелиуса – траверс (пер. Зап. Петрелиуса (1А, 870 м)  – в. Петрелиуса - пер. Вост. Петрелиуса (1Б,  883 м)) = 2А тур – д.р. Петрелиуса - база КСС

 

Выход группы в 8:30. Движение по дороге на Кукисвумчорр. Через 3,5 км (N 67° 46' 08.8'' E 033° 35' 27.1'') от базы поворот направо и переправа через реку Кунийок. От того месте – «буранный» след, обходящий водораздел, и попадающий в д.р. Петрелиуса. От поворота на долину реки до конца лесной зоны 2,5 км. ЧХВ от базы до переправы реки – 1 час 10 мин. До д.р. Петрелиуса – 20 мин, до конца лесной зоны 45 мин. Открывается вид на предстоящий траверс (фото 12).  Лыжня уходит в сторону Восточного Петрелиуса, мы движемся в направлении Западного. Через 50 минут у перевального взлета (фото 13). Взлет 40-50 градусов, фирн, одеваем кошки. Подъем лучше осуществлять не в лоб, а траверсом с восточной стороны.

Через 35 минут на перевале (фото 14). Открывается вид на подъем на вершину (фото 15). Склон 35-40 градусов, фирн, осыпь, снег. Подъем в кошках, тщательно выбирая путь между камнями. Через 25 мин выходим на плато (фото 16). Туманно, путь выбираем по центру плато. По краям скальные обрывы по полкилометра. Через 20 мин пересекаем плато, выходим на вершину. Окончательно затянуло. Ждем 10 мин, пока не развиднелся путь спуска. Спуск вначале около 55 градусов – фирн, затем выполаживается  до 35-40 градусов – глубокий снег. Движение в кошках с палками на самостраховке. Опыт горных походов участников играет положительную роль в технике движения по данному рельефу. Спуск стоит осуществлять забирая немного влево (фото 17). Через 25 мин спуска – все на перевале Восточный Петрелиуса (фото 18). Спуск с перевала пологий, максимум 10 градусов, идеальный для катания. Через 3 перехода (ЧХВ 2 ч 20 мин) в домике.  

 

День 8 16.03.2012 д.р. Кульйок – пер. Кукисвумчорр (н/к, 480 м) – д.р.Вудъяврйок – оз. Мал. Вудъявр

Выход группы в 9:30. Температура -1. Туманно. Фотографируемся с базом КСС (фото 19), загружаемся заброской, и с потяжелевшими рюкзаками, двигаем по дороге к пер. Кукисвумчорр. Единственный раз за поход, когда ветер для нас стал препятствием. К счастью перевал технической сложностью не обладает, дорога хорошо накатана, ориентирование трудности не представляет, а от ветра в лицо спасает подшлемник и маска. Через 4 перехода (ЧХВ = 2 часа 40 мин)  достигаем перевала (фото 20). Обедаем, ветер утихает, движемся дальше. Хоть и путь спуска мало чем отличается от подъема на перевал, без ветра движемся быстрее. За 3 перехода (ЧХВ 2 ч 5 мин). Доходим до развилки на Кировск, и на озеро Малый Вудьявр. Ищем место на бивуак. В округе не одной сушины. В результате разведки обнаружили перевалочную базу снегоходчиков (N 67° 39' 52.8'' E 033° 38' 20.0''). У них есть дрова, источник воды, мангал.  Договариваемся на ночевку у них в военном шатре с печкой, по сути, мало чем отличается от ночевки в нашем шатре, но места побольше.    

 

День 9 17.03.2012 д.р. Поачйок – пер. Рамзая (н/к, 800) – д.р. Малая Белая

 

День рождения у нашей участницы – Нины. Видимо в связи с этим погода заметно улучшилось, солнце, безветренно, на небе не облачка. Отрывается прекрасный вид на пер. Географов и в. Вудъврчорр и хребет Тахтарвумчорр (фото 21). Вздыхаем, что нам запретили восхождение, но решаем двигаться дальше по маршруту, вместо запланированной дневки в честь Дня Рождения, пока погода шепчет. Тем более, что предыдущие дни  сильным напрягом не были. Выходим в 10:00. Температура -1С. Спускаемся на озеро Малый Вудьявр (фото 22) . Через все озеро и в направлении перевала «буранная» дорога. Вскоре и сами снегоходы нас обгоняют. Дорога ведет по левому берегу р. Поачйок  (по ходу движения), плавно набирая высоту, и уходит в лес. Через 40 мин движения выходим из лесной зоны и продолжаем движение в сторону перевала. Вокруг ездят снегоходы, отрабатывают элементы катания, так что идти не скучно. Через 2 перехода подходим под перевал (фото 23). Взлета как такого нет, плавное повышение уклона с 10 градусов до 15, к седловине. Перевал представляет собой ущелье длиной метров 300 (фото 24). Становимся на обед. Опускается туман, но и как в прошлые дни ни ориентированию, ни движению не мешает, разве что мешает делать красивые панорамные снимки. Спуск с перевала градусов от 15 до 25 градусов (фото 25). Так же неплохое катание. После спуска, видим пройденный нами траверс Петрелиуса с другой стороны (фото 26). За пол часа спускаемся до лесной зоны. Тут «буранка» вдоль р. Малая Белая, что нам очень подходит. За переход (ЧХВ 40 мин) доезжаем до поворота на р. Ферсмана, становимся на лагерь.

 

День 10 18.03.2012 д.р. Ферсмана – пер. Ферсмана (2А, 980) –д. р. Меридиональный

 

Выходим в 8:30. Температура -3С. С д.р. Малая Белая, поворачиваем в д.р. Ферсмана (N 67° 41' 38.6'' E 033° 23' 41.6''). Движение по правому берегу реки (по ходу движения). Через 30 минут выходим из зоны леса. Продолжаем движение в сторону перевала. Ориентироваться не сложно, Ферсмана – с южной стороны – самый логичный проход через хребет (фото 27). От конца лесной зоны до перевального взлета доходим за 2 перехода (ЧХВ 1 час 20 минут) (фото 28). Подъем на перевал лучше осуществлять с правой стороны. Уклон градусов 25-30, фирн, движемся в кошках. За 25 подъема – на перевале (фото 29).  На перевале находим снаряжение, видимо того парня, про которого рассказывали МЧС-ники. Обедаем, ребята уходят вешать перила.

Перевал преимущественно ходится с  противоположной сторону, определяющей стороной на подъем. В случае спуска по пути классического подъема, надо было бы вешать 4 веревки перил, что займет много времени. Так же классический путь включал бы в себя 2 веревки косого дюльфера, что не очень удобно с полными рюкзаками. Решаем, что нашей техники достаточно, чтоб спуститься с седловины  вертикально вниз. Станция за камень на расходной петле. Первые перила – самые техничные: скалы, угол склона 70-90 градусов (фото 30), не в каждом горном походе встретишь.  Вторая станция на крючьях.  Перила обходят нижний скальный массив справа.  Угол склона 50-60 градусов в верхней части (снег, фирн), до 70 градусов в нижней (скалы). Далее решаем кинуть еще одну веревку по снегу.  Классически при подъеме тут обходятся без перил, но мы решаем, что так будет безопаснее. Станция на крючьях. Глубокий снег, угол склона около 50 градусов. Небо затягивает тучами, но мы уже в безопасном месте. На фото 31 отмечен путь спуска с точками крепления перил. Также там отмечен альтернативный вариант спуска. По технике он легче, но требует дополнительного снаряжения (ледобуры, снежный якорь). После спуска встречаем группу из двух белорусских парней, которые угостили нас чаем. Они сходили пер. Крестовый, и в этот день провесили на вер. Ферсмана. Мы попили чаёк, и поспешили спуститься пониже и поставить бивуак до наступления темноты. Спустились на 2 км ниже и увидели отличное место – с подветренной стороны огромного валуна выдуто место как раз под наш шатер. Решаем стать здесь, т.к. до темна до лесной зоны можем не успеть. Так же опыта холодной ночевки у группы за поход нет. Т.о. совместили приятное с полезным. Подравняли место, достроили стеночку и поставили шатер. На следующий день сфотографировали это произведение искусства (фото 32).  Внутри обогревали уже испробованным рассеивателем. Сходили на разведку, нашли место, где можно набрать воды. Отдыхаем после тяжелого дня.

 

День 11 19.03.2012 д. р. Меридиональный – д.р. Гольцовка

 

Утром не куда не торопимся, высыпаемся. До обеда сделали полудневку, т.к. основную программу похода выполнили, дело осталось за малым – спуститься в Имандру. Солнечно, температура -1С. Выход группы в 13:00. За полчаса спускаемся в лесную зону. Тут как не странно есть лыжня не только от снегоходов, но и от беговых лыж, видимо недавно проходили какие-то соревнования. Движемся по левому (орографически) берегу. Через 9 км лыжня переходит на правый  берег (N 67° 50' 05.0'' E 033° 16' 50.9''). Проходим еще переход и становимся на лагерь. Двое убегают в разведку, чтоб узнать о добирании. ЧХВ от начала лесной зоны до переправы через речку 1,5 часа, от туда до места лагеря 30 мин.

 

День 12 20.03.2012 д.р. Гольцовка -  с. Имандра

 

Рабочий поезд, которым можно уехать на 16:00. Так что мы не торопимся, собираемся в 14:30 выходим. За 50 мин доходим до Имандры. Перед входом в село прощальный взгляд на Хибины (фото 33). И вот мы на станции, сняли лыжи, ждем своего поезда (фото 34).

 

Технические препятствия

 

Вид и название препятствия

Категория сложности

Характеристика препятствия

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Пер. Умбозерский

н/к

Высота 527м. Подъем – от д.р. Каскаснюнйок - пологий снежный местами фирновый  склон 5-10° около 1 км. Спуск – снежный скол 10-15°. Весь перевал проходиться на лыжах.

Из д.р. Каскаснюнйок в  д.р. Партомйок

Пер. Южный Рисчорр

1А (по старому классификатору н/к)

Высота 890м. Подъем – 800 м. Склон от 35° до 40°,снег, местами фирн. Прохождение на «зарепованых» лыжах, возможно пешком. Подъем занимает 35 мин. Спуск – снежный склон 25-30 °, осуществляется на лыжах. Далее уход налево траверсом восточного склона  Каскасньюнчорр. В этот год снега на вершине нет, в иные годы траверс – лавиноопасный, движение растянутой группой с лавинными лентами.   

Из левого истока ручья Рисйок в правый приток реки Каскаснюнйока, траверсом восточного склона Каскасньюнчорр

Пер. Северный Рисчорр

Высота 900м. Подъем –150 м. Склон от 35° до 40°,снег, местами фирн. Подьем пешком в лоб.  Перевал –длинное ущелье около 200 м. Спуск – снежный склон 15-20 градусов, на лыжах.  

От траверса восточного склона Каскасньюнчорр в д.р. Партомйок

Траверс Петрелиуса

Траверс можно разбить на составные части Подъем на З. Перрелиуса (1А) +подъем на вершину Петрелиуса  (1Б) + спуск с вершины (1Б) + спуск с пер. В. Петрелиуса (не определяющая сторона) =2А.

  1. Западный Петрелиуса. Высота 870м. Подъем 35°-45° 150 метров, фирн. Подъем в кошках с левого края перевала, траверсом на седловину.  
  2. Восхождение на плато. Высота 1141м. Угол склона 35°-40°. Характер склона: снег, фирн, осыпь. Движение возможно без кошек по осыпи, либо в кошках, по фирну, обходя камни.
  3. Движение по плато до вершины. Угол около 5°. Глубокий снег. Технической сложности нет. Сложность добавляет скальные отвесные обрывы по 500м. Путь выбирается строго по центру. Ширина плато от 100 до 50м, по краям карнизы, края которых не просматриваются, так что держаться центра – единственны правильный путь.
  4. Спуск с вершины Петрелиуса. Первые 50 м склон 55° фирн, движение плотной группой, с палками на самостраховке. Если не хватает технической подготовки, то движение «в 3 такта» лицом к склону. Дальше спуск около 400м склон 35°-45° снег, местами фирн. Движение в кошках, также пристраховываясь палками.
  5. Спуск с В. Петрелиуса – на лыжах. Снежный склон 15°-20°.

Категория 2А дана как соединение элементов двух препятствий  1Б и одного 1А, также сложность добавляет последтвия срыва на плато (маловероятно, но возможно). Спуск с вершины, при большем количестве снега – лавиноопасен.

Из д.р. Петрелиуса на пер. З. Перрелиуса, траверс вершины Петрелиуса, спуск с пер. Восточный Петрелиуса в д.р. Петрелиуса

Пер. Кукисвумчорр

н\к

Высота 420м. Представляет собой дорогу через хребет. Перепад высот не значительный. Проходится на лыжах.

Из д.р. Кунйок в д.р. Вудьяврйок

Пер. Рамзая

(ущелье Рамзая)

н\к

Высота 800м. Подъем на перевал снежный 10°-15°, проходиться на лыжах.  Склон хребта Пачвумчорр лавиноопасен. Седловина – ущелье длиной 300м. Спуск около 100м. уклон до 25°. Осуществляется на лыжах.

Из д.р. Поачйок в д.р. Малая Белая

Пер. Ферсмана

Высота 980. Подъем – фирновый склон 25°-30°. Прохождение в кошках, лучше с правого края. Седловина шировая, в крайнем случае, можно организовать бивуак, если время не позволяет спуститься затемно. Спуск – 3 вертикальных перила (по 50 метров).

  1. Станция вокруг валуна, последний участник - на расходной петле. Вертикальные перила до центральной снежной полки (30 м) угол 70°-90°,скалы; затем траверсом 10 м по снежной полке вправо.
  2. Станция на крючьях. Перила с отклонением вправо, затем, после скально массива, влево. Угол наклона в верхней части 50°-60°, в нижней – до 70°.
  3. Станция на крючьях. Вертикальные перила, угол склона 50°, снег.  Необязательно, возможно прохождение на высокой личной технике в «3 такта»
 

Альтернативный вариант прохождения правее по снежным участкам, требует дополнительного оборудования (ледобуры 4 шт + 1 самовыверт, снежный якорь 1шт). В случае большего количества снега – этот вариант лавиноопаснее. Спуск по классическому варианту подъема не рекомендуется из-за своей длительности (4 перил, вместо двух обязательных),  двух перил косого дюльфера,  риск попадание под зону карнизов.

Из д.р. Ферсмана в д.р. Меридианальный


  1. Картографический материал

Отчет о лыжном туристском спортивном походе  3  категории сложности  по Кольскому п-ову, Хибинские тундры

 

4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

 

Маршрут можно условно поделить на 5 частей:

  1. От Коашвы – до базы КСС. Акклиматизация, привыкание к походному ритму, подгонка лыж. Отработка техники передвижения, «тропежки». Нестандартная нитка маршрута ранее в отчетах не встречалась.  
  2. Радиальные выход на Рисчорры. Отличное кольцо налегке. Отработка личной лыжной техники. Опыт первых категорированных лыжный перевалов. Сплошное удовольствие. Часто встречаемый элемент маршрута 3 к.с.
  3. Траверс Петрелиуса. Более сложное препятствие, логичное продолжение выходов на Рисчорры.  Категория 2А набирается за счет соединения элементов препятствий 1Б.  Отличный траверс, как для лыжной, так и горной техники. Подготовка к более техничному препятствию. Более часто встречается в маршрутах 4 к.с. Рекомендуется включать в походы 3 к.с. при должной подготовке группы.
  4. Перевалы пер. Кукисвумчорр и пер. Рамзая. Красивые перевалы – ущелья. Технически не сложные. В маршруте играли роль эстетики и отдыха между техничными препятствиями. Тем более, что после заброски, что техничное идти не хотелось. Элемент маршрутов 2-3 к.с. Рекомендуется для всех групп любого уровня подготовки.
  5. Пер. Ферсмана. Самое технически сложное препятствие. Был запланирован на конец маршрута, для должной подготовки и акклиматизации, и в стратегических целях по поводу веса рюкзака. На конец похода, вес раскладки минимальный.  Также была возможность закинуть в заброску специальное снаряжение: веревки, кручья, системы карабины и т.д. Т.о. расстояние, пройденное с этим грузом минимальное. Препятствие, встречаемое в маршрутах 4 - 5 к.с. Рекомендуется включать в маршруты 3 к.с. только при высокой технической подготовке, с опытом препятствий 2А в высокогорье.

Маршрут пройден полностью по основному варианту. Маршрут сложный, очень техничный. Рекомендуется для групп с высокой как лыжной, так и горной техникой. Линия маршрута уникальна, ранее не встречалась, рекомендуется для повторения. Цели, запланированные при подготовке, были полностью выполнены. Подготовка велась не один сезон, и для участников, не имевших опыт зимних препятствий, были проведены маршруты с наличием таковых. За поход участники получили уникальный опыт, который может пригодиться как в дальнейших лыжных, так и горных походах.

Погодные условия были в этом сезоне уникальными. Практически ¾ маршрута был туман. Ориентированию он не мешал, но настроение подпортил, т.к. красивых фото не получилось. Ветрено было только в один день, но в этот день было легкое препятствие, так что особой трудностью мы не столкнулись.

Отдельное слово хотелось бы посветить лавинной безопасности. К сожалению, большинство украинских лыжных групп в качестве лавинного снаряжения берут только лавинные ленты. В нашем случае мы дополнили этот список лавинными лопатами и щупом. Лопаты фирмы BCА и  Grilly, щуп – Black Diamond. В идеале надо стремиться к лопате на каждого второго участника, и на 3-4 щупа. К счастью по назначению не то не то, не было использовано. При подготовке в дальние автономные районы, крайне желательно использование биперов (лавинных датчиков), в количестве 1 шт на одного человека. Самую передовую информацию по лавинной безопасности и необходимому снаряжению можно прочесть на сайтах фрирайдеров.

 

5. Приложения

 

  1. Перечень личного снаряжения

Ходовое:

Шапка

1 шт.

Подшлемник

1 шт.

Ветровка с мехом на капюшоне

1 шт.

Пуховка с капюшоном

1 шт.

Ветровочные штаны

1 шт.

Штаны теплые ходовые

1 шт.

Подштанники  шерстяные

1 шт.

Ботинки

1 пара

Перчатки (шерсть) тонкие рабочие

1 пара

Перчатки синтепоновые (ходовые)

2 пара

Перчатки меховые (при сильных морозах) + чехол

1 пара

Свитер тонкий с горлом (гольф или тельняшка)

1 шт.

Свитер теплый  с горлом (флис)

1 шт.

Носки х/б

3 пары

Носки шерстяные

2 пары

Бахилы с галошами + утеплитель к бахилам

1пара

Лыжная маска-очки

1 шт.

Сидушка (необязательно)

1 шт.

Шорты (шерсть) + спать в них

1 шт.

 

Спальное:

Шапка теплая

1 шт.

Штаны шерстяные

1 шт. (по желанию – 2 шт.)

Свитер шерсть / флис

1 шт.

Гольф или тельняшка

1 шт.

Перчатки шерстяные

1 пара

Чуни

1 шт.

Носки шерстяные

2 шт.

Запасное:

Штаны теплые синтепоновые

1 шт.

Стельки

1 шт.

Майка / тельняшка

1шт

Спички (запаяны)

1 шт.

Носки (х/б / шерстяные)

по необходимости

 

Специальное:

Рюкзак 90- 100 + накидка на рюкзак

1 шт.

Лыжи

1 пара

Репшнур 4 м.

2 шт.

Лавинная лента 15 м. с разметкой

1 шт.

Кошки

1 пара

Пружина для лыж (запасная)

1 шт.

Каримат

1 шт.

Страховочная система

1 шт.

Спусковое устройство

1 шт

Зажим «кулачек»

1 шт

Караин

3 шт

Маска лыжная

1 шт

Страховочная петля на рюкзак

1 шт

Бивуачный мешок (для вещей)

2 шт.

 

Сугубо личное :

Налобный фонарик

1 шт.

Запасные батарейки

3 - 6 шт.

Личная аптечка

все необходимое

Паспорт (завернуть в полиэтилен)

 

НЗ огневое (спички + сухой спирт) запаять

1 шт. + 1 шт.

НЗ денежное (вопрос к финансисту)

рубли / грн.

ТБ

1 шт. (для мытья посуды + 1)

КЛМН в мешочке

1 набор

Гигиеническая помада

1 шт.

Нижнее белье

по необходимости

 

Отдельное слово хотелось бы уделить лыжам. Так совпало, что половина группы использовало деревянные окантованные лыжи, типа «Бескид», остальная половина предпочла модернизироваться и шли на пластике. Причем трое участников (в том числе и руководитель) прикрепили обычные крепления на пластиковую основу, один участник использовал крепления skitour на фрирайдорской пластиковой основе с камусами. По поводу его впечатлений отдельный заголовок.

«Ходил в поход на комплекте: Старые лыжи Fisher 160см с геометрией 120-95-110 + крепления Naxo NX01 + камуса Marker+ старые скитур ботинки Koflach.

Про лыжи в походе: удобный, прочные, хорошие на спусках, но тяжелые, как все старые лыжи… геометрия удачная, но это дело вкуса Все остальные участники ходили на узких лыжах (старые «классики» или еще старее Бескиды). При т»ропежке» проблем особо не было, «перетрапливать» не приходилось, а края уже протоптанной траншеи проваливались без особых усилий. Если тропил первым, то после меня траншей тоже сильно глубже не проваливалась, хотя и была гораздо шире. Длинна была небольшой. В снег больше других я не проваливался, т.к. из-за ширины общая полезная площадь была почти в 1,5-2 раза больше, и на коротких лыжах было удобно маневрировать в лесу. Спуски с вершин были быстры и уверенны, дуга канта держала и на фирне и на снегу любого вида. Подлип на лыжах не был, ни при каких погодных условиях. Единственный минус- большой вес, что отражалось на длительных переходах.

Про камуса в походе: камус подрезал самостоятельно. Нужен, конечно, определенный навык, но ничего сверхсложного нет. Клеится и отклеивается легко. Единственный недостаток – широкий камус, все таки и тяжелый.  Можно было брать шириной 100. Т.к на лыже впереди, где он был 120 по краям и под носок лыжи иногда попадал снег и выворачивал камус. После выбивания снега прилепить обратно камус можно было только после его просушки. На ровном рельефе камус не даёт особых преимуществ. Он тем актуальней, че больше уклон подъема. Позволяет меньше ходить серпантинами. В общем рекомендуется в лыжные походы в горные районы.

Про крепления:  крепления очень удобные для ходьбы. Конечно не самые крепкие для агрессивного фрирайда. Но для походов идеально подходят. Легко устанавливаются на лыжи и регулируются. Для длительных походов, лучше взять небольшей ремнаборчик (звездочку, ключик накидной, запасную втулочку…) в обычном варианте идут без скистопов. Кстати крепления подошли и под горные ботинки, как пластиковые высотные, так и на просто жесткие ботинки с рантами под кошки. Из недостатков : под пятку в заднюю защелку и под носок иногда забивается мокрый снег и трамбуется до плотного состояния и потом выворачивает саму площадку при наступании.»

 

Если говорить по остальным участникам. То все отзывы можно свести, к следующему: в пластиковых лыжах лучше вниз, хуже наверх (в «бескидах», соответственно наоборот). При этом пластик обладает одним громадным плюсом – прочностью. Как вариант избавления от минусов, использовать за основу лыжи типа BACK COUNTRY (пластиковые лыжи с железным кантом и заводскими насечками). В общем, нет предела совершенствованию.

 

Также отдельное слово хотелось бы сказать про утепление шатра в холодные ночевки (в безлесой зоне, без печки). Нами был испробован рассеиватель тепла (Kovea Cap Heater КР-0811, обогревательная насадка).   Доступна сейчас во многих магазинах. Использовали вместе с  мультитопливной горелкой  Primus, которую заправляли «калошей». Показала себя очень хорошо. Имеет в комплекте удобный жесткий чехол-тубус. Не прогорает. Фактически моментально дает большое количества тепла. В метре от нее очень тепло. Поэтому баллон и шланг горелки нужно накрывать стеклотканью или экранировать.  Рядом больше ничего не ставить, может сильно нагреется, а то и расплавится. Легкая и удобная. Из рекомендаций выделю лишь то что желательно иметь в шатре под рукой кусок стеклоткани или плоскогубцы на случай опракидывания конструкции. Она очень горячая (разскаляется до красна и ее не приятно возвращать на место). Существуют модели горелок Kovea со специальными прорезями именно под такой рассеиватель. Позволяет избежать опракидывания. Или можно усовершенствовать конструкцию с помощью проволки, сделав пертельки на «ушках» в нижней части стакана. На потребление горелки не влияет. Расчет топлива вести в зависимости от времени предпологаемой работы. Кстати хорошо высушивает воздух, что позволяет быстро просушить вещи.

 

В общем, рекомендую такое приспособление. Особенно в безлесые районы, где это будет единственным источником тепла. Стоит она не дорого (от 250 грн). Весит 100 грамм. Зато кпд очень большое.

 

  1. Состав ремонтного набора:

 

1. Плоскогубцы 
2. Отвертки (крестовая и прямая
3. Буравчик(коловорот) со сверлами 
4. Надфиль 
5. Саморезы 
6. Жестяные пластинки дя ремонта лыж .
7. Гвозди (5-40мм)
8. Стальная и медная проволока .
9. Шкурка 
10. Запасные лыжные крепления 
11. Материал для ремонта креплений 
12. Полотно ножовочное 
13. Нитки (капроновые, х/б) 
14. Иголки 
15. Ткань (капрон, авизент, хб, полар
16. Пряжки (10, 15, 25) .
17. Клей + обезжириватель(бензин)
18. Шило 
19. Ножницы 
20. Зажигалка 
21. Скотч .
22. Изолента 
23. Стропа (10м, 10-20мм) 
24. Наперсток 
25. Булавки – 20шт 
26. Резинка для трусов (5м) 
27. Липучка 
28. Оргстекло .

 

Источник: "http://tkr.od.ua/materials/24/" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию