5 мая 2019
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Якутский
Год путешествия: 2018
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III

Отчет: Якутия, хребет Сунтар-Хаята. Гора Палатка. Траверс: южный гребень г 2424 м + г 2576 м + зап гребень г 2684 м + г Палатка (2797 м) + юго-восточный склон г Палатка, 1б. Технический паспорт

Аннотация:
Технический паспорт восхождения на гору Палатка! Если кто поднимался этим путём, пишите! Полный текст технического отчёта: "https://yadi.sk/d/IUa5deZ_LW8SKQ" rel="nofollow" Видеография траверса: "https://youtu.be/6z-uK688TJI" rel="nofollow"

Гора Палатка. Траверс: южный гребень г 2424 м + г 2576 м + зап гребень г 2684 м + г Палатка (2797 м) + юго-восточный склон г Палатка, 1б. Технический паспорт
   Район

Якутия
   Сунтар-Хаята
   Палатка
   г 2424 м + г 2576 м + зап гребень г 2684 м + г Палатка (2797 м)
   1Б
   8 км
   1. Местонахождение. Траверс проходил в хребте Сунтар-Хаята. Ориентация: юг - запад - юго-восток.
   2. Что соединяет, что связывает.
   3. Кем назван, когда, что обозначает.
   4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала. Подробная информация о прохождении вершины "Палатка": "http://westra.ru/passes/Passes/11247" rel="nofollow" и здесь: "http://slazav.mccme.ru/replist/sunt.htm" rel="nofollow"
   5. Количественные характеристики
   Общее время
   4 ч 40 мин

Время спуска
   1 ч. 20 мин.
   Время подъёма 3 ч 20 мин
   Время движения со страховкой: нет.
   Кол-во пунктов страховки:
   нет
   Частота прохождения:
   2-3 раза в год
   Преимущественное направление прохождения:
   С востока и с запада
   6. Условия, при которых изменяется категория трудности
   Категория может изменится в сторону усложнения зимой и в межсезонье по причине снега на склонах.
   7. Рельеф по участкам пути
   На подъёме:
   S0 - S2. От лагеря (отметка 1988 м.) до вершины 2576 м. Основная сложность на этом участке - выход из ущелья на гребень: скально-осыпной склон протяжённостью примерно 100 м и крутизной 45-50 градусов. Дальнейший путь по гребню: широкий осыпной гребень до г.2424 м., далее - скально-осыпной гребень до г 2576 м., перепад высоты примерно 480 м., крутизна 20-25 градусов.
   S2 - S3. От вершины 2576 м под останец и прохождение останца с выходом на вершину 2684 м. Протяжённость подхода под останец - примерно 800 м., перепад высоты - 100 м., простой скально-осыпной гребень через небольшую вершину. Останец с крутыми стенами на северо-запад; с юго-восточной стороны - горизонтальное чередование наклонных скальных полок и осыпей. Перепад высоты - примерно 200 м.
   S3 - S4. Переход от г. 2684 м. до г 2791 м (Палатка). Протяжённость - 700 м., простой скально-осыпной гребень.
   S4 - R1. Спуск с вершины : Скально-осыпной склон, с горизонтальными ярусами скал и осыпей, перепад высоты - 500 м.
   8. Описание маршрута
   На вершину с восточной стороны наиболее очевидный путь подъёма - через перевал Палатка Восточная. Однако перевал и путь к нему был скрыт в тумане. Юго-западнее горы Палатка находилась вершина 2424 м. По карте, мы находились прямо под этой горой с юга. В короткий промежуток просвета в тумане увидели её склоны - пологие, осыпные. Это подтверждала и карта. Мы решили по гребню пройти на эту гору и далее траверсом через вершину 2576 мвыйти на гору Палатка. Погода устанавливалась, и мы надеялись, что прояснится. Идти решили до "первой сложности": если появятся даже небольшие проблемы - мы идём обратно. Опасаясь непогоды и технических сложностей, взяли большой запас продуктов, тёплых вещей. От ручья по скально-осыпному склону мы выбрались на южный гребень горы 2424 м за тридцать минут. Далее шёл пологий широкий склон до самой вершины 2424 м. Мы двигались по нему в течение часа и в 9 часов оказались на горе. От неё шёл пологий осыпный гребень с простыми скальными выходами до г. 2567 м. До неё мы дошли за полчаса. С этой вершины открылся спуск в седловину, за которой стоял крутой скальный останец. Он обрывался стенами на северо-запад. С юго-восточной стороны останец представлял собой горизонтальное чередование наклонных скальных полок и осыпей. За 20 минут мы спустились по осыпному склону с выходами простых скал на седловину. Мы решили обойти останец по осыпям и далее продолжить движение по гребню до вершины. За 40 минут сделали это. Дальнейший путь до вершины сложности не представлял: простой скально-осыпной гребень. Прошли его за 20 минут. На вершине находится тригопункт. Сняли записку.
   На север вершина обрывается снежными склонами. На юг спускается осыпной склон, перемежаемый скальными ступенями. На восток, к перевалу Палатка Восточная, гребень выглядит следующим образом: "острие" гребня - скалы, под ними относительно пологие осыпные полки, которые постепенно становятся круче и затем переходят в череду контрфорсов и кулуаров между ними. При подъёме на Палатку один из кулуаров полностью открылся сверху донизу и выглядел он относительно безопасно. Исходя из него, я наметил такой путь: справа налево вниз вдоль восточного гребня горы Палатка по осыпной полке, затем - спуск по просмотренному кулуару, чтобы не попасть на крутую ступень. Спуск выглядел довольно продолжительным, но при этом безопасным. Так и получилось. Мы спустились с горы Палатка прямо вниз по слабовыраженному контрфорсу, который постепенно стал круче - и мы ушли с него влево на осыпной склон. Далее двигались справа налево вниз по осыпям и наконец ушли в широкий осыпной кулуар, по которому спустились к подножию. Всего спускались 1 час 20 мин.
   Дальнейший спуск в лагерь выглядел следующим образом. Траверсом мы ушли от ручья влево на плоское каменистое плато, прошли по нему вдоль ручья, затем спустились к нашему лагерю.
   9. Требования к организации движения и страховки.
   Нами были использованы следующие страховочные действия.
   S0 - S1. При выходе на гребень - движение плотной группой по диагонали слева направо плотной группой. Движение по гребню сложности не представляет.
   S1 - S2. Движение через скальные выходы с простой гимнастической страховкой преимущественно по южной стороне гребня.
   S2 - S3. Прохождение жандарма с южной стороны по скально-сыпным полкам.
   S3 - S4. Движение по гребню в обход жандармов преимущественно с южной стороны.
   S4 - R1. Спуск по диагонали справа налево по осыпному склону в обход скально-осыпных контрфорсов ниже.
   10. Возможные опасности и меры безопасности
   S0 - S1. Опасность спустить камень при выходе на гребень.
   S2 - S3 - R1. Опасность падения на скально-осыпных полках - движение с тщательным выбором пути, отжимаясь от нижней части полок.
   11. Рекомендуемое специальное снаряжение. Верёвка.
   12. Места ночлегов. Возможна ночёвка на всём протяжении гребня.
   13. Информации о ЧП. Нет.
   14. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович.
   15Фотоматериалы и видеоматериалы.
  На фотографиях красной линией отмечен путь группы, пунктиром - невидимый путь, треугольник - место ночёвки

Отчет: Якутия, хребет Сунтар-Хаята. Гора Палатка.Ф. 1. Подъём по широкому гребню к высоте 2424 м

Ф. 2. Движение по гребню на участке от 2424 м. до 2576 м

Отчет: Якутия, хребет Сунтар-Хаята. Гора Палатка.Ф. 3. Движение по гребню на участке S2 - S3

Ф. 4. Движение по гребню на участке S2 - S3

Ф. 5Движение по гребню на участке S2 - S3 в тумане

Ф. 6. Движение по гребню на участке S2 - S3 в тумане

Ф. 7Красной линией обозначен путь прохождения через останец

Ф. 8. Обход останца

Ф. 9. Обход останца

Ф. 10. Снято из-под останца. Красной линией обозначен путь подъёма. пунктир - невидимый путь. Треугольник - лагерь

Ф. 12. Красной линией обозначен путь подъёма. Треугольник - лагерь

Ф. 13

Ф. 14

Ф. 15. Снято при выходе на г 2684 м
   Ф. 16Снято с горы 2684 м на предстоящий путь до г 2791

Ф. 17. Участок гребня S3 - S4.

Отчет: Якутия, хребет Сунтар-Хаята. Гора Палатка.
   Ф. 18 Участок гребня S3 - S4.

Ф. 19. Участок гребня S3 - S4.

Ф. 20. Туман ушёл. Вид на верховья реки Мугал. Виден перевал "Столичный", пройденный в предыдущий день

Ф. 21. Финальный участок гребня

Ф. 22. На вершине Палатка

Ф. 23. Вид с вершины Палатка на северную сторону

Ф. 24. Вид с вершины на северо-восток

Ф. 25. Вид с вершины на северо-восток

Ф. 26. Вид с вершины на верховья реки Мугал.

Ф. 27. группа на вершине

Ф. 28. Линией обозначен путь группы на вершину Палатка. Пунктирной линией - невидимый путь

Ф. 29. Николай Жиров со знаменем города Одинцово

Ф. 38. Красной линией обозначен путь спуска группы

Ф. 37. Группа после спуска с вершины

Отчет: Якутия, хребет Сунтар-Хаята. Гора Палатка.
 Ф. 39 Предыдущий кадр в приближении. Красной линией обозначен путь спуска группы.

Ф. 40. Путь спуска группы к плато

Ф. 41. Памятник ребятам, погибшим на перевале Агидель на плато

Ф. 43. Записка из памятника под горой

Ф. 42. Спуск группы к лагерю с плато
   Записку на вершине не нашли, однако она была в памятнике ребятам, погибшим на пер Агидель. Записка малоразборчива, Мы поняли только, что поднялись участники по по центральному контрфорсу.

16. Картографические материалы

16. Номер маршрутной книжки: 0-161-18

17. ГПС данные.
   ночёвка перед траверсом 26 августа: Point location: 140.6075570000 62.7072590000 (Lat/Lon: 62R 42' 26.1324" N, 140R 36' 27.2052" E)
   Вершина 2424 м.: Point location: 140.5995740000 62.7132430000 (Lat/Lon: 62R 42' 47.6748" N, 140R 35' 58.4664" E)
   Вершина 2576 м.: Point location: 140.5985490000 62.7175740000 (Lat/Lon: 62R 43' 3.2664" N, 140R 35' 54.7764" E)
   Вершина 2684 м.: Point location: 140.6178850000 62.7205640000 (Lat/Lon: 62R 43' 14.0304" N, 140R 37' 4.3860" E)
   Гора Палатка: Point location: 140.6301360000 62.7219990000 (Lat/Lon: 62R 43' 19.1964" N, 140R 37' 48.4896" E)
   Памятник под горой Палатка: Point location: 140.6212490000 62.7116360000 (Lat/Lon: 62R 42' 41.8896" N, 140R 37' 16.4964" E)