Виды туризма

6 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: V
0 1424 0

Номер отчета в библиотеке МЦГТК: №5683

Руководитель группы: Константин Зыков, г. Москва

Содержание:
Общая информация
Список участников
Заброска-выброска
График движения
Пешая часть
Лоция реки Онгураш
Лоция реки Шавла
Лоция реки Чулышман
Описание реки Чульча
Выводы и рекомендации

Общая информация

Маршрут: пос. Бай-Тал - р. Хемчик - пер. Сайгоныш - р. Сайгоныш - р. Онгураш (сплав) - р. Шавла - р. Чулышман - Телецкое оз.
Средства сплава - катамараны-2, -4.
Категория сложности - пятая (усл.).
Протяженность пешей части - 80 км
Протяженность водной части - 163 км
Количество дней путешествия(активная часть) - 22 дня.
Количество участников - 11 (13).

Список участников

1) Константин Зыков 1966 (руководитель)
6у-Кара-Алаха, 6у-Карагем 5р-Шавла 5р-Жом-Болок : кап. кат. 3 (эк. кат. 1)

2) Александр Северин 1966
6у-Карагем : 6у-Чулышман 5р-Лепсы : эк. кат. 2 (кап. кат. 3)

3) Владимир Штаненков 1962
6у-Укучикта : эк. кат. 1

4) Владимир Леонтьев 1974
5у-Жом-Болок 4у-Хара-Мурин : кап. кат. 1

5) Кирилл Дронов 1969
6у-Укучикта 5у-Жом-Болок : эк. кат. 2

6) Вячеслав Старостин 1963
6у-Укучикта : кап. кат. 2

7) Юлия Прахова
6у-Укучикта 5у-Жом-Болок : эк. кат. 1

8) Елена Арсенина
4у-Чуя 6у-Укучикта : эк. кат. 1

9) Евгений Мазин 1980
4у-Катунь : эк. кат. 2 (эк. кат. 3)

10) Сергей Пирогов 1970
4у-Катунь : эк. кат. 2 кинооператор

11) Елена Евланова
5у-Жом-Болок : эк. кат. 3 (эк. кат. 2)

Заброска-выброска

Подъезды

На станцию Абакан прибыли 27 июня в 2 часа по московскому времени (6 по местному). Нас встречает автобус, заказанный еще из Москвы. Едем до города Абаза, где пересаживаемся на ГАЗ-66. Далее едем по трассе Абаза - Ак-Довурак. После обеда на турбазе пересекаем границу Хакасии и Тувы. По дороге несколько постов милиции - таможни. Перед самым Ак-Довураком поворачиваем направо на пос. Тэли и едем до пос. Бай-Тал. Далее проселочная дорога вверх по р. Хемчик. Километров через 15 мост на левый (здесь и далее орографически) берег Хемчика. Вскоре мост обратно. Дорога становится заметно хуже. Но нас довезли к 9 часам вечера до конца автомобильной дороги - юрт у впадения правого притока Хемчика - р. Чосер (Чонге-Хем). Ночуем на ПБ Хемчика, выше моста через Чосер.

Автобусно-автомобильная заброска была заказана в ООО "Родник" г. Абаза. Рекомендуем. Адрес фирмы "Родник": Республика Хакасия, 662750, г. Абаза, ул. Филатова, д. 8-1. Телефон: (39047) 23281 (факс), 24463, 23582.

Отъезды

Активная часть маршрута заканчивается на Телецком озере в устье Чулышмана. На ПБ Чулышмана расположен кемпинг. По четвергам в кемпинг приходит катер за туристами. Свободные места не гарантированы. На ЛБ Чулышмана, у неработающей турбазы, расположена пристань. Расписание движения катеров у пристани - загадка даже для местных жителей.
В бухте правее устья Чулышмана (километрах в пяти) расположена еще одна турбаза. На этой турбазе работает катер, который в свободное время может довезти до Артыбаша. Мы поймали этот катер на пристани в устье Чулышмана и договорились на спецрейс в тот же вечер. Стоимость рейса 2500 руб. Продолжительность пути до Артыбаша немногим более четырех часов.

Мы были у моста в истоке Бии в 22 часа. Уехать в ночь не получилось. Утром уехать из Артыбаша не составляет проблемы. Мы добрались до Барнаула на двух микроавтобусах за 2600 руб. Билетов на прямой поезд до Москвы не было. Поэтому пришлось доехать до Новосибирска: поезд идет ночь, стоимость плацкартного билета 45 руб. В Новосибирске проблем с билетами не было. До Москвы ехать около 60 часов.

График движения

23.07: г. Москва - поезд - поезд
27.07: Абакан - Бай-Тал - р. Чосер - а/м
28.07: 1 р. Эльдыг-Оток - 12 7ч пешком
29.07: 2 вынужденная дневка 30.07 3 вынужденная дневка
31.07: 4 верховье р. Хемчик - 16 8ч05м пешком
1.08: 5 за пер. Сай-Гоныш - 10 8ч55м пешком
2.08: 6 р. Сай-Гоныш - 14 7ч35м пешком
3.08: 7 устье р. Ташту-Ойре 8 6ч20м пешком
4.08: 8 стапель
5.08: 9 место стапеля - пор. "ОТК" - 8 2ч30м сплав
6.08: 10 за пр. № 9 - 11 3ч30м сплав
7.08: 11 р. Шавла - пор. "Веер" - 17 3ч45м сплав
8.08: 12 р. Чулышман до пор. "Труба" - 41 5ч сплав
9.08: 13 дневка 10.08 14 пор. "Труба", осмотр пор. "Каша" 2 4ч сплав
11.08: 15 пор. "Каша" (част. прох. и обнос) 3 4ч сплав
12.08: 16 до притока Куркуре - 10 3ч сплав
13.08: 17 пор. "Туданский" - 14 2ч30м сплав
14.08: 18 пор. "Итыкайский" - 7 4ч сплав
15.08: 19 устье р. Чульча - 12 2ч сплав
16.08: 20 рад. выход на Чульчинский вдп. 20 7ч пешком
17.08: 21 за пос. Балыкча - 36 7ч сплав
18.08: 22 устье Чулышмана - пос. Артыбаш 2+70 1ч сп.,катер
19.08: г. Барнаул а/м 20.08 - г. Новосибирск поезд
22.08: г. Москва поезд

Итого 80 км пешком и 163 км по воде. Время движения дано с включением времени привалов и просмотров, но без времени обеда.

Пешая часть

Пеший переход от впадения р. Чосер (Чинге-Хем) в Хемчик через пер. Сай-Гоныш до слияния р. Сай-Гоныш и Ташту-Ойре.

27.07

Выгрузившись из машины у юрт при впадении р. Чосер в р. Хемчик в 21 час, мы перешли р. Чосер по отличному мосту и сразу устроились на ночевку на берегу Хемчика. Вечером прошел дождь. Нас 13 человек (еще в Москве мы договорились о совместном движении до Балыкчи с экипажем катамарана двоечки из МИИТа), и очень скоро нам предстоит на себе ощутить магию таинственных чисел.

28.07

Наше появление не прошло незамеченным у местных жителей: еще вечером поступило предложение о лошадях. Утром они действительно появились, но явно в недостаточном количестве для транспортировки даже мужских рюкзаков. Погрузив часть рюкзаков, стартовали часов в 11. Вскоре подъехали еще тувинцы с лошадьми, и оставшиеся рюкзаки перекочевали с наших спин на лошадиные. С привалом прошли километров 8 до брода на лев. (орографически) берег Хемчика. Ширина реки метров 30, глубина реки у ЛБ достигает 0,9 м, и последние метры брода требуют осторожности. Дальше нас везти отказались: по ПБ тропа после болота и притока идет в лесу, якобы лошади с рюкзаками не пойдут. Расплатились двумя бутылками водки. Пожалуй, добавив столько же, можно было добраться до избушки за устьем М. Хемчика. По крайней мере, дорога по ЛБ не составит для лошадей проблемы. Отметим, что спирт местных жителей интересует существенно меньше.

Отобедав, стартовали в 16:30. Через 30 мин. прошли ручеек. Еще через 15 мин. - левый приток Тонгуль-Бажи. После привала стартовали в 17:55. Через 15 мин. строения напротив правого притока - р. Ары-Хем. Еще через 30 мин. - сухой приток Кызыл-Чарын. Привал. Через 45 мин. ходового времени обходим озерко у берега реки. Еще через 15 мин. дошли до притока с 4-мя рукавами. Это р. Эльдыг-Оток. Ночуем не переходя её. Встали на ночевку в 21:00. Впереди видна стрелка р. Хемчик и М. Хемчик. Нам идти в левую по ходу долину. Вечером приехали трое местных ребят.

29.07

Как и ожидалось, ребята приехали за добычей. Так что проснулись мы без одного из рюкзаков. (10 рюкзаков ночевали в палатках, а обитатели последней палатки понадеялись на свой чуткий сон и ограничились заворачиванием рюкзаков в шуршащий полиэтилен. Не помогло.) Решив, что шансы вернуть хотя бы катамаран из пропавшего рюкзака достаточно велики, мы отправили отряд к юртам на месте вчерашнего старта. На разбирательство ушли два дня. Отношение взрослых тувинцев к факту воровства оказалось достаточно благоприятным для нас. В результате было возвращено все кроме изрядного количества сахара и части денег.

30.07

Вынужденная дневка. Безуспешная рыбалка, прогулки вверх по Эльдыг-Отоку.

31.07

Стартовали в 9:15. Через 20 мин. там, где тропа идет под склоном, развилка. Обе тропы заметны хорошо. Правая ведет вверх по М. Хемчику. Мы идем по левой. Метров через 300 брод через М. Хемчик. Привал в 10:00 после перехода всех проток. Старт в 10:15. Через 10 мин. зимовье. До этого места шла отличная тропа. Далее тропа иногда теряется.

От зимовья приличная тропа идет метров на 10 выше Хемчика. Через 30 мин. перешли ручеек. Привал. Старт в 11:15. Через 40 мин. привал у болотца. Старт в 12:30. Сразу брод на ПБ Хемчика, метрах в 50 ниже характерного светло-серого камня в русле. Здесь хорошая тропа. Через 1 час 10 мин. чистого ходового времени остановились на обед между двух проток притока. После обеда стартовали в 16:25. Через 1 час 10 мин. чистого ходового времени тропа становится плохой. Попробовали уйти к реке - болото. Еще минут 40 ломимся почти без тропы. Встали на ночевку чуть ниже крупного левого притока в 19:45. Далее на Хемчике начинаются каменные поля. Вечером ливень.

1.08

Пасмурно. Стартовали в 10:20. Минут 40 идем по тропе. Затем тропа уходит вверх на левый по ходу склон. Судя по отчету предшественников, тропа ведет по притоку Хемчика, вытекающему из озера. После привала мы пересекаем осыпь из крупных камней и начинаем плавно спускаться без тропы. Через 45 мин., после пересечения крупного притока, выходим к Хемчику. Лес впереди редеет. После привала стартуем в 12:50. Переходим на ЛБ Хемчика и обнаруживаем тропу. В 14:00 останавливаемся на обед у геодезического знака у последних кедров. Тропа видна хорошо, но идет в мерзком березовом стланнике. Стартовали в 15:45. Слабый дождик. В 16:05 А привал под водопадом - левым притоком. Старт через 10 мин. В 17:05 А привал под перевальным взлетом. Здесь кончается ерник. Снова начали движение в 17:50. Через 30 мин. поднялись на первый взлет. Впереди открылся второй. На перевале Сай-Гоныш (2500 м, н/к) в 19:00. Холод подгоняет: спуск начали в 19:20. После первого спуска идем по ровному болоту. На ночевку встали в 21:00 у первого деревца на правом берегу Сай-Гоныша. Берег в этом месте высокий, следы стоянок. Здесь обнаружили хорошую тропу. Вечером ливень, так что костер из березового стланника разводить даже не пытались. В сухую погоду можно вскипятить чаёк. Правее курса и немного сзади перевал Кара-Тасыр-Ган в долину р. Козер.

2.08

С утра и до 18 часов дождь с перерывами. Стартовали после сухого перекуса в 10:30. Вскоре тропу потеряли. В 12:30 ломится без тропы надоело. Привал у правого поворота долины. Явная тропа найдена в 100-200 м от реки. Стартовали в 13:05. В 13:20 брод на ЛБ и привал на 10 мин. В 15:00 А, после короткого привала, перешли на ПБ через несколько проток. В 15:40 обед. Справа горелый лес. Это первые хорошие дрова после перевала. После обеда вышли в 17:35. Почти сразу водопадный левый приток в красивом лесистом ущелье. Через час привал на высоком берегу после локального левого поворота долины. Впереди правый поворот и глобальное понижение ЛБ. Стартовали в 19:05. Через 15 мин. шалаш напротив двух левых водопадных притоков. В 19:50 основная тропа уходит на ЛБ. Мы остались на правом. На ночевку встали в 20:00.

3.08

Солнечно. Стартовали в 10:30. Через 45 мин. привал перед осыпью. Раздумья о том, по какому берегу идти дальше. Остались на правом. Стартовали в 11:30. Через полчаса переходим на ЛБ напротив водопадного правого притока. Тропа ПБ, видимо, идет достаточно далеко от воды, забираясь на горку между р. Сай-Гоныш и Ташту-Ойре. В 12:40 у нас привал напротив песчаного откоса ПБ. Открылась долина Ташту-Ойре. Стартовали в 12:55. В 13:30 перешли приток, а через 15 мин. ещё один. К 15 часам спустились к броду и перешли Сай-Гоныш. Минут 50 потратили на разведку. В результате решили, что для катамаранов четвёрок сплав по участку Сай-Гоныша до стрелки не представляет интереса: воды маловато, завалы. За час дошли до стрелки. Стапелимся на Сай-Гоныше, метрах в 50 выше стрелки с р. Ташту-Ойре. Праздничный ужин. Последователям советуем стоять на правом берегу Ташту-Ойре, так как там кондиционные берёзки растут прямо у берега.

4.08

Продолжение стапеля. К вечеру дождь. Отметим, что при переходе из Тувы в Алтай, мы перешли в другой часовой пояс. Далее местное время отличается от московского на 3 часа.

Лоция реки Онгураш

Река Онгураш образуется при слиянии примерно равнозначных рек Сай-Гоныш и Ташту-Ойре. Предлагаемая лоция соответствует среднему (расход около 20 м^3/с) уровню воды до каскада "ОТК", далее - высокому для августа уровню воды. Протяженность реки Онгураш 24 км. Средний уклон от 10 до 27 м/км.

5.08

Стартовали в 10 часов. Минут 15-20 сплава по приличным шиверам до первой осыпи с ПБ. Через 5 мин. сплава от осыпи начинается

№ 4. Порог "ОТК". Ориентирами порога являются завал на острове и резкое увеличение уклона в левой, основной, протоке. Правая протока мелкая. Просмотр порога обязателен. Чалка для просмотра к ЛБ не составляет труда. В нашу воду здесь была полузатопленная галечная отмель. Порог представляет собой каскад из четырёх ступеней.

Первая ступень на левом повороте реки образована грядой обливных и надводных камней. Справа завал на острове. Слева низкий каменистый берег с большим камнем в конце ступени. Основная часть воды идет через обливняки к завалу. Между первой и второй ступенью возможна тяжелая чалка к ЛБ.

Вторая ступень начинается через 50 метров быстротока и представляет собой крутую горку между крупных надводных камней. Бурный чистый проход по центру упирается в очередной камень, что требует резкого ухода вправо в конце горки. Далее участок быстротока до правого поворота. На повороте удобная чалка к ПБ. Перед поворотом заканчивается остров.

Катамаран № 2 прошел первую ступень по центру и зачалился для страховки между ступенями. Двоечка заходила в порог под левым берегом и без промежуточной чалки прошла вторую ступень. Катамаран № 1 при заходе в порог по центру налетел на обливной камень. В результате был порван чехол. Дальнейшее прохождение повторяло маршрут двоечки. Катамаран № 2 прошел вторую ступень без проблем. Страховка осуществлялась с ЛБ после первой и второй ступеней и с ПБ после второй ступени.

В результате вся группа собралась на высоком правом берегу после второй ступени. Обед. После обеда решили не плавать. Ремонтируем чехол первого катамарана, просматриваем третью ступень. Хорошему просмотру мешает крутой склон, отсутствие троп и мокрая погода. Примерно с полудня дождь, временами переходящий в ливень.

6.08

Утром дождь. Вода поднялась сантиметров на 20. Для просмотра третьей ступени порога перечалились на ЛБ.

№ 4. Порог "ОТК". (Продолжение.) Третья ступень имеет длину 300 метров и начинается шиверой после правого поворота. Затем в центре русла остров из полуобливных камней. На выходе из ступени навал на скалку и камень у ПБ. После ступени возможна чалка налево.

Заходили в порог под ПБ, смещаясь влево перед островком из обливняков. Страховка осуществлялась с ЛБ.

№ 4. Порог "ОТК". Четвертая ступень существенно проще: гряда камней с ПБ, а затем прижим на правом повороте.

Через 3 мин. сплава - № 5. Короткий порог на левом повороте. Справа скальный выступ. Ближе к ЛБ ворота между камней шириной 2.5 м. Метров через 10 ещё одни ворота. Как выяснилось при прохождении, после первых ворот катамаран сильно бросает в центр струи. Так что после первых ворот мы обходили вторые ворота справа. Осмотр порога проводился с ПБ.

Далее около 30 мин. сплава до следа старой лавины на ЛБ. Несложные шиверы. Обед на ЛБ у сухой протоки. Рыжики. После окончания обеда, минут через 10 сплава, после крутого левого поворота

№ 8. Впереди виден небольшой зигзаг русла влево и резкий рост уклона. Чалимся к ПБ. Порог имеет три ступени. Первая ступень - несложная шивера на зигзаге русла влево. Без перерыва она переходит во вторую, основную, ступень. Справа островок с завалом. Слева сужение струи и большой уклон, узкие проходы между крупными камнями. По материалам предшествующих групп, заход может быть осложнен брёвнами, торчащими из завала. Просмотр второй ступени обязателен. Мы просматривали заход во вторую ступень со скалы ПБ. Страховка с ПБ после ступени. Третья ступень - шивера. Вскоре

№ 9. На правом повороте. Правый берег - небольшая скала. Слева впадает ручей, но с воды, при подходе к порогу, он не виден. Порог - короткий бурный участок. Основной слив у ПБ. Там прошли четверки. Двоечки просочились у ЛБ.

Пр. № 9 и несложное пр. № 10 прошли с ходу. Затем встали на ночевку на ЛБ. Обилие черемши и подосиновиков. Катамаран № 2 ремонтирует баллон. День рождения Жени. Вечером дождь.

7.08

Утром дождь. Выплыли часов в 12: холодно, да и баллон после вчерашнего ремонта оставался непривязанным. Минут через 10 сплава поджидаем отставших, безуспешно ловим рыбу. Метров на 100 выше нас снег, метель. Вскоре небольшой левый приток р. Менды-Хем. Продолжив сплав минут 20 по простым шиверам (в том числе, по порогу № 11 со скалой у ПБ на левом повороте), останавливаемся на обед на ЛБ. Чистый сосновый лес. Море отличных дров радует замерзших туристов. После обеда становится теплее и веселее: берега постепенно повышаются, и начинается

№ 12. Каскад мощных шивер до слияния с р. Кызыл-Кочко. Берега высокие, местами скальные. Препятствие требует осторожности и внимания. Перед слиянием с Кызыл-Кочко залитый островок. Лучше идти под ПБ, так как далее сразу придется чалится на ПБ Шавлы.

Лоция реки Шавла

Река Шавла (приток Чулышмана) образуется при слиянии примерно равнозначных по рас ходу рек Онгураш и Кызыл-Кочко. Длина реки - 26 км. Основные пороги расположены на первых 12 км (до порога "Веер"). Уклон на этом участке 8 м/км. На участке от порога "Веер" до устья уклон 7.5 м/км. Предлагаемая лоция соответствует высокому для августа уровню воды.

Мощная шивера, продолжающаяся в устье Онгураша, требует внимания к потоку. Поэтому впадение Кызыл-Кочко можно заметить слишком поздно - впереди серьезный порог "Сюрприз".

Сразу после впадения Кызыл-Кочко следует описанный предшественниками прижим к скалам направо. В нашу воду туда можно было попасть только при большом желании - непросто преодолеть мощную струю Кызыл-Кочко. Далее 50 м более спокойной воды. Здесь надо чалиться направо для просмотра

№ 13. Порог "Сюрприз". Река разделяется на две протоки каменистым островком. В крайнем случае можно зачалиться к верхней оконечности островка. Основная протока - левая. Разгоняясь на горке вдоль острова, поток валится на огромный обливняк в центре русла. Слив с этого обливняка - около 2 м в мощную бочку. Правее обливняка есть чистый проход при слиянии проток. Но попасть в этот проход из левой протоки непросто: в середине горки в 2.5 м от острова стоит зуб около 1.5 м высотой. Попытка обойти зуб по центру привела катамаран на обливняк. Возможность обойти зуб справа требует изучения с берега. Правая протока - противная горка, забитая камнями. Сплав возможен, но интереса не представляет. За порогом метров 150 относительно спокойной воды до следующего порога.

Два наших катамарана зачалились перед порогом направо и готовились к просмотру. Однако катамаран № 1 запоздал с началом чалки, да и начал её вяло, недооценив возросшее количество воды в русле. Пришлось идти порог с ходу левой протокой. Зуб на горке был пройден по центру, что привело катамаран на громадный обливняк. В результате падения с него в пенный котел была смыта Арсенина. Метров через 200 (после очередного порога) положение было восстановлено своими силами. Остальные катамараны успешно прошли порог по левой протоке, обходя зуб на горке (а затем и обливняк) справа. Не фотографировали, так как гонялись за первым катамараном. Далее

№ 14. Через 150 м. Две скалы в центре русла. Проход возможен как слева, так и справа с причудливым маневром в спокойной воде. Шли с ходу.

За № 14 следует прижим направо, и начинается 1.5 км шивера-порог в ущелье. Есть бочки, сливы до 1 м, прижимы. Между препятствиями участки более спокойной воды. Требует внимания. Желательна промежуточная чалка для отдыха и оценки обстановки впереди. Детальная разведка затруднена крутыми и высокими берегами. Метров через 200 после начала ущелья с ЛБ ручей по осыпи. Еще метров через 200 мы зачалились направо для отдыха. Далее прямой участок ущелья - метров 500. Решили, что осмотра издали достаточно. Далее с ходу до левого притока Сады-Мейделок (около 5 км от пор. "Сюрприз"). Постоянная шивера. Встречаются сливы до 1 м.

№ 16. Через 300 м после р. Сары-Мейделок. Справа отмель. Левый берег - скала. Навал на камни ЛБ. Просто.

Далее минут 15 сплава по шиверкам до крупной осыпи ЛБ. После быстротока на правом повороте короткая шивера с мощным чистым сливом. Через 300 м быстротока

№ 17. Порог"Ребро". l=300 м. Несколько крупных камней. На выходе длинный острый камень, вытянутый по течению. Сливы менее метра. Шли без просмотра. Через 1-1.5 км следующий порог.

№ 18. Порог"Веер". А l=200 м. Расположен на правом повороте. Левый берег - серая осыпь, по которой стекает ручей. От ПБ отходит гряда крупных камней, между которыми веером расходится вода. Камни видны при подходе к порогу. Осмотр с ПБ. Первая гряда может быть пройдена по длинной дуге у ЛБ, либо между камнями у правого. Проход между камнями в центре возможен, но затем потребует сложного маневра между обливняками. В случае прохода первой гряды у ПБ, катамаран ожидает пологая горка. Метров через 30 большой камень у ПБ разворачивает струю в ворота налево. Навала нет, но перед воротами с ПБ часть прохода перегораживало обливное бревно. После ворот вода собирается в одно русло, и метров через 20 у ПБ мощная бочка. Проход первой гряды у ЛБ спокойнее. Однако на выходе есть несколько острых обливняков, что требует точности маневра. Осмотр порога обязателен. Страховка при прохождении у ЛБ не нужна.

Двоечка прошла порог под левым берегом. Четверки - под правым. Страховка осуществлялась двоечкой с ЛБ после порога. Здесь и ночуем.

8.08

Солнечно. Выплыли в 12 часов. Первые километра 2 продолжаются несложные шиверы. Затем, до устья Шавлы, перекаты, острова. Сплав до устья - впадения в Чулышман - занял чуть больше двух часов.

Лоция реки Чулышман

Судя по лоциям предшественников, расходы Шавлы и Чулышмана в месте их слияния примерно одинаковы. Однако в нашем случае воды в Чулышмане явно больше, и она имеет мутный серо-зеленый цвет. На Чулышмане паводок.

В 14:40 встали на обед метров через 500 после устья Шавлы. Отличный сосновый лес. Местные жители ловят рыбу - до пос. Чодро километра 3. После обеда продолжили сплав, совмещая его с безуспешной рыбалкой - трудно ловить рыбку в мутной воде. Река спокойная, перекаты, острова. Пос. Чодро, расположенный на ПБ, с воды не виден. Ориентиром является водопад на правом притоке Ак-Су. Через 5 км река собирается в одно русло. Еще через 3 км начинается № 20. пор. "Бегемот". Ориентиром служит большой камень в середине реки перед правым поворотом. Далее следуют 4 ступени порога, растянувшиеся на 1.5 км. Первые две ступени - прямые пороги (между ступенями река делает левый поворот) с редкими камнями. Мощные валы и бочки легко обходятся. Шли с ходу ближе к правому берегу. Третью и четвертую ступени просмотрели с ПБ - высокая вода требует уважения. Проходы между валами уже, но тоже все можно обойти.

За порогом снова спокойный участок реки. Через 30 мин. сплава впереди виден крутой левый поворот реки у высокого ПБ. Перед поворотом течение убыстряется. Это начало порога "Труба". Но мы не спешим. Встали на ночевку на низком ПБ, метров за 400 до поворота. Берег - песчаная отмель, затем галька и сосны на песке.

9.08

Солнечно, дневка. Баня, просмотр порога "Труба" с высокой тропы ПБ. На склоне обилие крыжовника. Рыбаки добыли первых хариусов.

10.08

Выплыли в 11 часов. Сразу начинается № 21 пор. "Труба". Начало порога определяется издалека: на крутом левом повороте высокий ПБ подходит вплотную к руслу. Начинается ущелье. Длина порога - 1.5 км. Сам по себе, он не представляет особой сложности - ширина реки позволяет обходить мощные сливы по валам до 1.5 м. Однако порог непосредственно переходит в опасный пор. "Каша". Требуется заранее наметить место чалки перед "Кашей". Удобнее это делать с ЛБ. По нему идет набитая тропа.

Порог "Труба" может быть разделен на две части. Первая расположена на левом повороте и последующем прямом участке. В конце участка удобная чалка к ЛБ. Длина первой части метров 600. Шли (с учетом вчерашнего просмотра) с ходу.

Вскоре после начала второй части порога река делает правый поворот. Затем следует прямой участок, и начало порога "Каша" на левом повороте с заметным ростом уклона.

От места чалки в конце первой ступени видна удобная чалка за правым поворотом у ЛБ. Перечалились, пройдя поворот ближе к ПБ. Окончательное место чалки перед "Кашей" было найдено в результате разведки по ЛБ. Здесь ЛБ - лесистая полочка.

Обнесли вещи за порог "Каша". Временами дождик. Пообедали. Вторая половина дня была посвящена просмотру порога. Впечатляет. Обнесли двоечку. Ребята из МИИТа последовали нашему примеру.

11.08

Временами дождь. Попытка прохождения № 22. пор. "Каша". Мощнейший порог маршрута. Длина основной части около 2 км. В пороге выделяют 8 ступеней. Однако в нашу большую воду удалось наметить только две промежуточные чалки. В связи с этим, разделим порог на три части.

Первая часть начинается на левом повороте, заваленном камнями. Резкий рост уклона. Затем следует короткая горка после правого поворота. После группы камней у ЛБ русло немного расширяется. Следует прямой участок. Несколько обливных камней расположены ближе к ЛБ. Особенно неприятен последний. В конце прямого участка - выступ ЛБ. Там слабый прижим, после которого вся вода собирается правее. После слива образуются бочки с валом более 2 м. Справа продолжается цепочка валов на быстротоке. Можно сделать вывод, что первая часть порога заметно превосходит по сложности все предыдущие препятствия маршрута. Но это только цветочки.

Вторая часть порога. Через 100 м быстротока следует левый поворот. За ним одно из центральных мест порога - основная часть воды падает пологим двухметровым сливом сложной структуры в пенный котел. Меньшая часть воды прорывается между камнями у ПБ - непроход даже в нашу воду. После котла косой вал высотой метра два с половиной. Затем цепочка затухающих валов на прямом участке (метров 300). Начинается правый поворот. У ЛБ стоят две большие скалы. Между ними проход-слив шириной метра 3. На центральную скалу навал с отбойным валом. За воротами третья скала. Между этой скалой и берегом тоже проход шириной 3 м. Далее у ЛБ обилие камней среднего размера, относительно спокойная вода. В основной струе мощный слив с бочкой правее скальных ворот. Метров через 50 быстротока мощная бочка на самом правом повороте. Затем короткий быстроток, на котором сносит к группе камней у ЛБ. Здесь конец второго участка. Чалка налево возможна либо в конце участка, либо после прохождения в скальные ворота у ЛБ.

Третий участок начинается на левом повороте. В правой части русла ряд валов и сливов. Метров через 100-150 после поворота навал на обливной камень, расположенный чуть ближе к ПБ. В столь большую воду как наша, этот участок можно пройти по крутому маловодному сливу под самым левым берегом. Далее по центру реки, вдоль русла, расположен ряд полуобливных камней. При сплаве где-то между ними надо проскочить слева направо. Впереди второе ключевое место порога. Посреди реки огромный обливной камень. Около камня пологий слив более 2 м. Предпочтительно обходить правее. Метров через 100 после камня уже можно ставить страхующий катамаран. Хотя выходная шивера - мощный порог, похожий на порог "Труба" продолжается еще более километра.

После повторного просмотра и организации страховки приступили к прохождению первой части порога четверками. Первый катамаран начал прохождение под ПБ и после горки пересекал поток и уходил налево за группу камней. Прямой участок планировалось пройти под самым левым берегом. Однако, в результате несогласованности в работе экипажа, катамаран остался в основной струе. Пересчитали все бочки этого участка. Громадный обливняк в конце пришлось обходить справа. В результате чалка у скалы с табличкой получилась довольно тяжелой - сил перегребать всю струю почти не осталось.

Катамаран под руководством Северина осуществил задуманное успешнее. После аналогичного прохождения первых двух поворотов и пересечения струи под ЛБ, прямой участок был пройден у самого берега. Затем катамаран привалило к выступающим камням ЛБ. Навал слабый. Сползли и после слива зачалились к страхующим у скалы с табличкой.

После перемещения страховки катамаран № 1 пошел второй участок. В конце участка мы собирались уходить на чалку в ворота между скалами. Поэтому зашли в основной слив в его левой части. В котле правая корма попала под струю, идущую к ЛБ. В результате катамаран вылетел из котла на правом баллоне и перевернулся. Зыкова, сидевшего на правой корме, струей, перевернувшей катамаран, сразу вынесло к ЛБ, и он выбрался практически на уровне слива. Остальные члены экипажа поплыли по основной струе и выбрались на ЛБ в конце второго участка на правом повороте, причем Леонтьев предпочел проделать это вместе с катамараном. Единственным последствием оверкиля оказалась потеря одного из носовых наплывов катамарана.

На этом прохождение решили прекратить - уж очень мощная вода! Обнесли катамараны за третью часть к месту страховки. Вообще, тропа обноса от начала порога хорошая. Двоечку днем раньше несли не отвязывая баллоны. Почти сразу тропа поднимается на террасу высокого ЛБ. Примерно в середине порога спуск в долину сухого ручья. Затем снова подъем. Следующий спуск примерно в конце третьего участка порога. Но до воды здесь приходится продираться через кусты. Затем тропа местами выходит к берегу на осыпи вдоль выходной шиверы. Потом идет по террасе довольно далеко от реки. Чуть ниже еще одна терраса. Здесь стоит наш лагерь.

12.08

До обеда привязываем баллоны ко второй четверке (вчера ее принесли уже к темноте), и подплываем без вещей к лагерю. После обеда быстро доплыли до следующего порога. Он отделен от "Каши" примерно пятью-шестью километрами мощной шиверы. От лагеря идет протяженный прямой участок, затем правый поворот. Здесь ПБ - полузатопленная галечная отмель. Затем следует левый поворот почти на 90:0. Еще метров через 200 - правый поворот от которого виден

№ 23 пор. "Ворота". Ключевым местом порога являются две громадные скалы в центре русла. Между скалами двойной проход - слив более двух метров, разделенный по ширине скалой поменьше. Ширина левой половины прохода 2 м. Основной проход слева от скал. Заход в левый проход осложнен большой скалой у ЛБ метров на 100 выше по течению. На уровне этой скалы расположен слив с бочкой, доходящей до середины реки. В нашу воду открылся хороший проход справа от скал. Однако метров через 50 после этого прохода у ПБ стоит еще одна скала. В случае прохождения правым проходом желателен просмотр обхода этой скалы с ПБ.

Отметим, что после сразу после скальных ворот струя уходит под ПБ. И встретитьтя со скалой у ПБ можно и проходя сами ворота слева. После ключевого места расположен ряд сливов высотой до 1.5 м на протяжении 100 м. Дальше спокойный участок. Можно пристать к ЛБ.

Для просмотра порога зачалились к ЛБ в начале правого поворота. Ключевое место шли слева от скал, проходя правым краем бочки на заходе. Двоечка обошла скалу на заходе слева, избежав бочки.

Продолжили сплав по шиверам затухающей мощности. На ночевку встали у избушки скотоводов метров через 500 после красивейшего водопада на правом притоке Куркуре.

13.08

С утра ливень. Второй катамаран производит мелкий ремонт. В итоге выплыли только после раннего обеда. Вскоре по ЛБ реки появляется дорога, которая идет до устья Чулышмана. По берегам облепиха. Сплав сложности не представляет. Местами разбои. Километров через 8 после старта расположен навесной мост через Чулышман. После моста характер реки не меняется.

№ 24. Порог. Через 4 км после моста. Начинается после левого поворота. На правом повороте и последующем прямом участке расположен ряд крупных камней с широкими проходами между ними. Основные камни находятся на прямой линии под углом относительно течения реки (у ЛБ выше по течению). В конце порога бочка у ЛБ. Желателен просмотр с ЛБ, так как начало порога сходно с началом уже близкого Туданского каскада.

Препятствие № 24 прошли без приключений. Затем следует шивера длиной метров 400. На плавном правом повороте впереди показываются ворота из крупных скал. Пора чалиться к ЛБ - это начало Туданского каскада. Просмотрев первую ступень порога с ЛБ, мы решили отложить прохождение на следующий день. Перечалились на ПБ и поставили лагерь. Вечером провели осмотр всего Туданского каскада с высокой террасы ПБ. Решено проходить порог без вещей. Наметили место погрузки после порога.

14.08

Собрав лагерь приступили к прохождению порога. Погода отличная, но вода после вчерашнего ливня остается очень высокой.

№ 25. Туданский каскад. Каскад состоит из двух ступеней и требует обязательного просмотра. Просмотр первой ступени с ЛБ. Начало каскада - после плавного правого поворота в русле стоит ряд больших скал. Сначала большая скала стоит у ЛБ. Метров через 50 реку перегораживает ряд скал. Есть сливчик шириной метра 1.5 у самого ЛБ, два широких прохода в центре и каменистый проход у ПБ. В проходах сливы около метра. Дальнейшая конфигурация порога определяет прохождение этой гряды скал широким проходом у ЛБ. Туда идет и основная часть воды. Метров через 30 у ЛБ стоит невысокий выступающий камень, продолжающийся под водой острым ребром. Невысокий вал от этого камня не дает пройти под самым левым берегом. Еще метров через 50 - ключевое место первой ступени. У ПБ завал из крупных камней. Левее узкие ворота со сливом между камнями, приводящие в ловушку из камней. Левее следующей скалы проход шириной метра 3-4. В проходе крутой слив более 1.5 м. В эту дырку валятся отбойные валы с обоих скал, обрамляющих ворота. Пенный результат этого безобразия детально просмотреть тяжело из-за удаленности от берегов. Наконец у ЛБ в ключевом месте еще один проход с пологим сливом по обливному камню. Большая часть воды идет в центральный проход. После ключевого места река делает правый поворот и еще метров 250 течет мощными сливами. Затем следует более спокойный участок - шивера средней мощности, позволяющая пристать к любому берегу и организовать страховку. После поворота реки налево начинается вторая ступень каскада. На входе стоят два больших камня. На ЛБ один большой камень. Между ними, ближе к правому берегу, на выходе стоит обливной камень. Метров через 30 реку разделяет еще один камень. Основная часть реки идет по правой стороне с навалом на скалу у ПБ. От скалы отбойник, приводящий в мощнейшую бочку в центре реки. Правее скалы воды для чистого прохода не хватает. Левая часть реки уходит в гряду камней, из которой через ряд ворот можно выйти в основную струю, минуя бочку в центре. Мощная шивера продолжается еще метров 150.

Прохождение первой ступени начал катамаран № 2. Первая гряда камней была преодолена по левому проходу. Вторую гряду предполагалось также пройти слева. Уже из просмотра было ясно, что это непростая задача. В результате мощной работы экипаж почти справился с такой задачей. Но оказалось, что с носа катамарана все выглядит иначе, и носовые метров за 5 до ворот развернули нос вправо. Громоподобное возмущение кормы моментально было заглушено треском ломающегося дерева: катамаран ткнулся носом в скалу между левым и центральным проходами и проскочил в центр кормой вперед. Несмотря на изрядные поломки в районе левой кормы, следующий участок был пройден успешно. В конце мощной шиверы катамаран зачалился налево и после быстрого усиления рамы был готов к страховке последователей.

Двоечка также начала прохождение через проход у ЛБ и хотела уйти налево в ключевом месте. Но довольно быстро экипаж понял, что не успевает. В результате четко зашли в центральный проход. И тут река устроила настоящее представление с этой игрушкой! Для начала катамаран поставило на носовую свечку. Потом (не без участия вцепившегося в воду экипажа) слегка продвинуло вперед и стало переворачивать струей, падающей с правой скалы. Но скала оказалась столь близко, что сидевшему справа Зыкову удалось о нее опереться веслом. Этого оказалось достаточно для продолжения сплава в каше за сливом. Шивера за ключевым местом была пройдена успешно. Экипаж встал на страховку за порогом, сменив потрепанную четверку. Двоечка из параллельной группы решила сразу идти в центральный проход в ключевом месте. Зашли в него ребята чуть ближе к левой скале. Левый баллон съехал по отбойному валу, а на правый, который и без того находился ниже, навалилась струя с правой скалы. В результате переворот. Один гребец проплыл часть шиверы с катамараном и самостоятельно выбрался на ПБ в ее конце. Второй гребец был доставлен на ПБ нашей страхующей двоечкой. Однако гоняться за катамараном перед самым началом второй ступени каскада было страшно, и катамаран уплыл. Убедившись, что с людьми все в порядке, двоечка отправилась в погоню за катамараном. Рюкзаки остались на попечение четверок, встреча была назначена в устье Чульчи. Вторая ступень Туданского каскада была пройдена под ПБ с короткой (30 м.) проводкой правее скалы для обхода бочки после отбойника (требовалось спешить, да и страховка здесь необходима). Далее без особых приключений двоечка достигла устья Чульчи, так и не найдя уплывший катамаран.

Оставшаяся часть группы обнесла катамаран № 1 за ключевое место первой ступени. Затем перечалились на ПБ перед началом второй ступени. Ремонт катамарана № 2. Обнос вещей за вторую ступень каскада. Затем катамаран № 2 преодолел вторую ступень аналогично катамарану № 3 и обеспечил страховку для первого катамарана, который прошел порог у ПБ, обходя скалу по основной струе.

Загрузив вещи, продолжили сплав. Километра через 2.5 шивер немного ослабевшей мощности № 26. ПорогИ"Итыкайский". А Река упирается в скалу ЛБ и делает правый поворот. Здесь начинается первая ступень порога. Чалка и просмотр с ПБ. Река разбивается на две части каменистым островом. Основная протока правая. Протяженность ступени 300-400 м. Правая протока представляет собой шиверу со значительным падением и большим количеством камней. На заходе - надводными, далее - подводными. В левой протоке камней еще больше. После короткого промежутка вторая ступень. С ПБ бом. Но тропа пригодная для осмотра проходит. Можно просмотреть и слева. Ступень представляет собой шиверу протяженностью 300 м. Мощная широкая бочка ближе к концу шиверы достойна уважения.

После просмотра прошли порог по основной струе. Затем встали на ночевку на ПБ в 20:00. Уже темнело и продолжать сплав было небезопасно. Экипаж катамарана № 3 заночевал в юрте у местных жителей в устье Чульчи.

15.08

Солнечно. Стартовали в 9:20. Минут через 20 обнаружили уплывшую вчера двоечку. Отдельные несложные шиверы. В устье Чульчи обнаружен поджидающий нас катамаран № 3. Обед и совещание о планах. Решено закончить поход в устье Чулышмана, отказавшись от прохождения р. Б. Чили. Это объясняется потерей двух дней из-за воровства в Туве. Кроме того большая вода на Чулышмане потребовала дополнительных затрат времени на преодоление порогов "Каша" и "Туданский". В результате отказа от Б. Чили образовалась уйма свободного времени. Полудневка. Завтра решено сходить на чульчинский водопад и просмотреть участок Чульчи ниже водопада. Пока собираем шампиньоны и дождевики. На спиннинг идет хариус и какая-то мелочь на черную блесну. Северин утверждает, что это мальки тайменя. То ли издевается, то ли разбирается. Скорее всего перечитал всего Сабанеева перед походом. Ночуем на ПБ, сразу за устьем Чульчи.

16.08

Пеший выход на чульчинский водопад (см. следуюший раздел). К вечеру дождь.

17.08

Препятствия на реке кончились. Пошли лесистые острова. Обедаем в устье Башкауса. Короткий ливень. Облепиха. Часов в 6 вечера проплываем Балыкчу. Ночуем на острове за поселком. Море смородины.

18.08

Солнечно. Тихо доплыли до кемпинга на ПБ в устье Чулышмана часам к 11 утра. Далее см. "Отъезды".

Описание реки Чульча

Итак, в результате отказа от прохождения Б. Чили, образовалась масса свободного времени. Часть его решено было использовать на осмотр чульчинского водопада. От устья Чульчи до водопада около 10 км. Первые километра 1.5 идем по полям. Далее река течет в ущелье. По ПБ идет тропа. Весь выход занял часов 7. При этом была осмотрена и профотографирована р. Чульча ниже водопада. Во время выхода встречались роскошные заросли крыжовника, подосиновики и кедры ближе к водопаду. Отметим, что наилучший вид на водопад открывается издали.

При подготовке маршрута мы рассматривали сплав по Чульче ниже водопада как один из вариантов продолжения похода. Имелись сведения, что сплав по этому участку осуществлялся. Однако отчетов в библиотеке МГЦТК найти не удалось. Здесь мы дадим краткое описание участка Чульчи ниже водопада, как мы это увидели с берега. Нумерация препятствий наша. Номера даны в обратном порядке, то есть от устья Чульчи. После большого Чульчинского водопада на протяжении двух витков реки влево следует участок малых водопадов. Мыслей о сплаве на наших судах не возникает.

На следующем витке реки влево расположен мощный слив более 2 м и сплошные сливы за ним. Чалок практически нет. Сплав опасен. № 11. Расположен на следующем правом повороте. Ряд мощных сливов. Далее по центру ряд камней вдоль реки. Слева и справа ряд сливов. После соединения струй обливняк под ПБ. Чуть дальше группа камней в центре. Без перерыва начинается № 10. На левом повороте камни образуют остров. Далее слив под скалу ПБ и слив влево. Уловок слева. Затем сливчики вокруг надводных камней в центре. В конце препятствия короткие улова слева и справа. № 9. Мощный слив. В центре камень. Справа проходить удобнее. Далее еще два слива. Во втором сливе большой камень ближе к ЛБ. Затем улов длиной метров 20 у ЛБ. Сливчик. Затем мощный слив в сужении. Через 25 м № 7. В центре реки большие камни. Мощные сливы с двух сторон. Левый с крутым виражом и зубом. Узко. Правый предпочтительнее. Следующие метров 100 чуть спокойнее. Порог с островом на правом повороте. Основная протока правая. Очень мощно. Есть камни. Лучше идти левой протокой: на заходе много камней, но не так мощно. При слиянии проток мощные бочки, камни. Далее № 5. Мощная шивера на прямом участке и плавном левом повороте. На этом участке берега пониже. После шиверы улов слева. № 4. На правом повороте. Довольно мощный слив по всей ширине реки и бой в скалу ЛБ . Далее улов справа. № 4а. Шивера. Далее большой улов перед правым поворотом. № 3. Протяженный порог из двух ступеней. Начинается за правым поворотом. В начале порога слева по осыпи впадает ручей. В конце порога - ручей-водопад впадает по скалам слева. После выходной шиверы № 2. На заходе шивера. После правого поворота горка с зубом в центре. Далее косой слив на левом повороте. Проход под левым берегом через бочку. За препятствием улов слева. В этом районе горы отступают от реки. № 1. Почти сразу после № 2. Пологий мощный слив слева. В центре обливняк. Справа слив слабее. Далее улов слева.

Выводы и рекомендации

1. Поскольку запас продуктов на выбранном маршруте пополнить негде, взлетный вес рюкзаков был впечатляющим (полный вес мужского - около 53 кг). Поэтому везде, где была возможность, мы заказывали танспорт, часто спецрейсом.
2. Стоит заметить, что за перевалом Сайгоныш большое расстояние до начала зоны леса, поэтому приходится учитывать вероятность холодной ночевки среди болот.
3. Маршрут пролегает по относительно населенной местности. Хотя местные жители оказались настроены достаточно дружелюбно, их подростки, тайно поживившись за наш счет, доставили нам много проблем, так что нужно быть настороже.
4. Нами был выбран довольно напряженный график прохождения. Поэтому, потратив 2 дня запаса на разбирательства с местным населнием, мы не успели на заключительную часть машрута - р. Б. Чили, даже при максимально высоком для нас темпе безопасного сплава.
5. На маловодной р. Онгураш предпочтительность катамаранов-двоек очевидна. На Шавле разница уже не столь заметна, а на Чулышмане четверки были основными транспортными лошадками. По столь большой воде сплав по Чулышману становится настолько серьезным, что такое смешение стилей оказывается помехой. Прохождение порогов "Каша" и "Туданский каскад" резко выделяется по своей сложности и рискованности от всего остального сплава. По высокой воде критерии готовности к прохождению этих порогов - жесточайшие.
5. Природа долины реки Чулышман выделяется своей красотой и приветливостью даже на ярком общем фоне Саян и Алтая. Много солнца, ничтожное количество комаров, обилие мест для стоянок в прекрасных сосновых лесах, множество водопадов, низвергающихся с плато, облепиха, смородина, шишки и грибы, все эти радости жизни сделали бы времяпровождение приятным, даже если собственно сплав не был бы таким интересным.

Групповое и личное снаряжение, аптечка, ремнабор и раскладка были стандартными.

Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.Отчёт о водном (катамараны) путешествии пятой категории сложности по рекам Онгураш - Шавла - Чулышман (Алтай), совершенном с 23 июля по 22 августа 1999 г.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию