Виды туризма
КЛУБ ТУРИСТОВ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
ОТЧЕТ №3190 О ВОДНОМ ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
ПО АЛТАЮ №3190
НИЖНЯЯ КАТУНЬ – 2010
Маршрутная книжка №: 19/2010
Руководитель: Бурдин Дмитрий Леонидович тел. +7-908-902-4037
E-mail: bdim@mabuka.ru
Сроки проведения похода:
30 апреля – 10 мая 2010 г
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам группы и руководителю. В классе водных походов маршрут имеет третью категорию сложности.
Отчет использовать:
Штамп МКК
г. Екатеринбург, 2010 г
-
Справочные сведения
-
Проводящая организация
Группа туристов турклуба МК “Свезар”, г. Екатеринбург
"http://mabuka.ru" rel="nofollow"
Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)
Поход проходит по республике Алтай и Алтайскому краю, река Катунь (п.Чемал – д.Сростки)
Общие справочные сведения о маршруте.
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
водный |
3 |
177 |
10 |
7 |
30.04.2010 – 10.05.2010 |
Подробная нитка маршрута.
Г.Екатеринбург – г.Барнаул – пос.Чемал – д.Усть-Сема – д.Манжерок- пос.Майма - д.Сростки- г.Барнаул - г.Екатеринбург
Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.),
Вид препятствия |
Категория трудности |
Длина препятствия |
Характеристика препятствия |
Путь прохождения |
Порог |
3 |
200 м. |
"Семинский" В = 1,5-2 м. |
По центру с уходом влево к устью р.Сема |
Шивера |
3 |
150-200 м. |
"Манжерокская" Сливы = 1м.В = 1,5-2 м. |
По центру |
Порог |
3 |
50 м. |
"Манжерок" Сл. = 0,5 В = 1 м. |
Слева с заходом в улово, затем по цетру |
Порог |
2* |
50 м. |
"Айский" 1 ступень-Сл = 1 м. В = 0,5-1 м. 2 ступень-Сл = 1 м. В-1,5-2 м. |
См. тех. описание |
Условные обозначения: Сл. - слив, В.- вал (ы), ПБ - правый берег, ЛБ- левый берег.
Ф.И.О руководителя и участников.
№ |
Ф.И.О. участника |
Год рождения |
Туристическая подготовка |
Обязанности в группе |
Место работы |
1 |
Бурдин Дмитрий Леонидович |
1975 |
2ВР (Юж.Урал), 4ПВУ (водная часть 3 к.с.) (Прип.Урал)
4ВУ без рег (Алтай, Чуя-Катунь) |
руководитель, кап. K2, видеооператор |
Молодежный Клуб “Свезар” |
2 |
Купина Татьяна Олеговна |
1982 |
2ВУ (Юж. Урал, Лемеза) |
завхоз, матрос К2 |
ОАО Межотраслевой концерн "Уралметпром" |
3 |
Молодцова Александра Евгеньевна |
1984 |
2ВУ (Юж.Урал, Сакмара) |
Медик, Матрос К4 |
безработная |
4 |
Кайгородова Марина Леонидовна |
1956 |
2ВУ (Юж.Урал),
4ВУ без рег (Алтай, Чуя-Катунь) |
казначей, матрос К4 |
ООО “Римет” |
5 |
Шипов Андрей Юрьевич |
1960 |
4ПВР (водная часть 3 к.с.) (Прип.Урал) 2ВР (Юж. Урал)
2ВУ (Юж.Урал) |
матрос К4, фотограф |
ГБУЗ СО “Уральский институт кардиологии” |
6 |
Зудин Игорь Викторович |
1972 |
|
капитан К4, завснар, ремонтник |
Студия -41 |
Содержание отчета
Общая смысловая идея похода (путешествия).
Маршрут является популярным водным маршрутом в этом туристском районе. Поход планировался как учебно-тренировочный для закрепления технических и тактических приемов, отработки навыков гребли, построение группы во время движения, навыки связи межу судами, организация страховки, повышение туристско-спортивного мастерства, подготовка к более сложным походам
Варианты подъезда и отъезда.
В качестве заброски/выброски на маршрут очень удобно использовать заказной транспорт из Барнаула или Бийска. На протяжении всего маршрута доступна сотовая связь.
Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Весь маршрут проходит вдоль трассы. Сначала Чемал-Усть-Сема, потом – Чуйский тракт (трасса М-52). Аварийные выходы возможны из любой точки маршрута.
Изменения маршрута и их причины.
1 мая 2010 Прибыли в Барнаул в 10-00 по местному времени поездом Москва–Барнаул. Нас встречала заранее заказанная газель. Заехали в МЧС оформится на заявленный маршрут по р.Песчаная. Как оказалось, у нас были старые адреса и телефоны ПСО.
Новый адрес ПСО Алтайского края : г.Барнаул, Павловский тракт, 216. Телефон: (3852) 55-40-77
В МЧС дежурный нас проинструктировал, зарегистрировал. Мы заполнили необходимые бумажки, которые он куда-то собирался отправлять факсом, и мы благополучно от них уехали. Затем, минут через 30, по дороге в Бийск по телефону дежурный испуганным голосом просил нас “вернулся в Барнаул и уехать домой. Группу снимаем, реку закрываем, трассу тоже закрываем…”. Через полчасика позвонил еще какой- то начальник с теми же требованиями. Мы успокоили их тем, что “уговорились не ехать на Песчаную”.
Перед выездом в поход мы следили за графиком уровня воды в Песчаной по информации с гидропоста в с.Точильное:
синим – средний уровень за несколько лет, оранжевым – текущий уровень
Пик половодья, действительно, пришел на наш приезд на Алтай. Предполагая неблагоприятные обстоятельства, был предусмотрен запасной вариант сплава по Нижней Катуни от Чемала. Рассматривалась возможность и прохождения порога Треугольник на р.Сема, для этого нужно перенести судна на 3 км выше устья р.Сема по трассе.
График движения
Дни пути |
Дата |
Участок пути (от- до). |
Протя женнос ть в км. |
Способ передвиж ения |
Чисто ходовое время |
Определяющие препятствия на участке |
Метеоусловия |
1 |
30.04.2010 |
Екатеринбург – Барнаул |
|
поезд |
|
|
|
2 |
01.05.2010 |
Барнаул - Чемал |
370 |
авто |
|
|
Тепло, ясно |
3 |
02.05. 2010 |
Чемал – д.Аскат |
19 |
сплав |
2 часа |
Пр.№1 -валы (входные, перед порогом, в старых источниках – Эликмонарская шивера). Пр.№2-пор. «Эликмонар»(2 к.с.)
Пр.№3-пор. «Аскатские ворота»(2к. с. ) |
Пасмурно, небольшой дождь |
4 |
03.05. 2010 |
д.Аскат – водопад Камышинский |
24 |
сплав |
2,5 часа |
пр.№4-валы (в сужении реки, перед порогом «Чепош»).
Пр.№5-пор. «Чепош» (2к.с.)
Пр..№6-пор. «Семинские ворота»(3к.с.) |
Сутра пасмурно, дождь, к вечеру – переменная облачность |
5 |
04.05. 2010 |
водопад Камышинский- д.Манжерок |
34 |
сплав |
3,5 часа |
Пр.№7-пор. Муны(2к.с.)
Пр.№8 Манжерокская шивера.
Пр.№9-валы в русле в 200 м. от шиверы.
Пр.№10- пор.Манжерок |
ясно |
6 |
05.05. 2010 |
д.Манжерок |
|
дневка |
|
Пр.№11- «бочки», перекаты.(поП Б реки,.в правой протоке острова).
Пр.№12-2 бочки по ПБ ,выше по течению от пам.Шишкову).
Пр.№13- «бочка» (центр русла,100 м.ниже т/б «Юность») |
дождь |
7 |
06.05. 2010 |
д.Манжерок – д.Платово |
48 |
сплав |
7 часов |
Пр.№11- «бочки», перекаты.(поП Б реки,.в правой протоке острова).
Пр.№12-2 бочки по ПБ ,выше по течению от пам.Шишкову). |
Переменная облачность, тепло |
|
|
|
|
|
|
Пр.№13- «бочка» (центр русла,100 м.ниже т/б «Юность»)
Пр.№14- Айская шивера.
Пр.№15- Айский порог (2* к.с.) |
|
8 |
07.05. 2010 |
д.Платово – д.Сростки |
52 |
сплав |
7 часов |
|
Ясно |
9 |
08.05. 2010 |
д.Сростки - Барнаул |
|
Пешком, авто |
|
|
Ясно, вечером дождь |
10 |
09.05. 2010 |
Барнаул - Екатеринбург |
|
поезд |
|
|
|
Техническое описание
1 мая 2010 Поменяв планы, мы отправились в Чемал. Часов в 16 приехали на место, встали перед деревней (в 2 км) на берегу Катуни
(координаты WGS84 (формат hdddmm,mmm) : N51 26.197 E85 58.897) Поляна перед Чемалом, где можно собрать катамараны:
1 мая 2010 Встали в 7. Полдня посвятили экскурсии по Чемалу . Сходили на Чемальскую ГЭС:
Посетили местный краеведческий музей, который находится в огороде у одной из жительниц Чемала:
Игорь остался собирать кат четверку, после обеда закончили собирать катамараны и к вечеру (в 18-30) начали сплав.
Команда перед стартом:
Скорость течения радует. В среднем – 10км/час, на шиверах и порогах разгоняется еще быстрее.
Порог “Бык” (Элекмонарская шивера и порог Элекмонар). Здесь и далее найденные описания выделены курсивом:
“Порог образован 2-мя скалами, перегородившими реку и создавшими мощный подпор на левом повороте. В пространство между скалами устемляется вся вода. В пороге – мощные 3-метровые валы, образуются огромные воронки. Между ЛБ и одной из скал находится спокойный рукав, здесь могут проплыть байдарки. Возможен проход и по
рукаву между ПБ и скалой в русле. Именно при прохождении по правому рукаву можно физически ощутить огромную мощь реки, несущейся со скоростью более 30 км/ч.”
“ валы в русле - "Элекмонарская шивера" - "Л" - (в старых отчетах).
Ориентир: остров, который обходится справа, 2 - й деревянный мост через р.Катунь, ведущий в п.Анос, 1ч 8мин от п. Чемал.
Характеристика: валы вдоль ПБ, высотой - 1,5 и более метров, длина препятствия - 30м.
Время прохождения: 2мин.Держались по струе, проход по валам, вдоль ПБ.
Страховка: кильв.кол - й.
Порог "Эликмонар" - "П"
Ориентир: деревяный мост,1мин. от шиверы.
Характеристика: Струя идет вдоль правого берега, уходит влево, несколько отбиваясь от центральной сваи; порог залит, валы сглажены (такая картина наблюдается здесь в
основном при высокой воде) - до 0,5м, длина преп. - 50м.
Время: 5мин.
Страховка: кильв. кол - й.”
"Аскатские ворота" - "Л"("Узнезя") Ориентир: памятник и крест на ЛБ, мост,
Характеристика: небольшой отбойник от скалы,слив - 0,5,вал - 1м. Далее - перекаты. Длина - 15м.
Время: 1мин.
Страховка: кильват.кол - й.
Уровень воды в реке по оф.данным гидропоста Чемал был достаточно высок (4 метра). Валы были до 1,5-2 метров. Прошли кильватерной колонной с взаимной страховкой.
Встали на ночевку в 20-30 на острове после д.Аскат (координаты: N51 33.183 E85 54.281). К вечеру пошел мелкий дождь, прохладно.
3 мая 2010
Сутра – мелкий дождь, прохладно. Подъем в 7-00, не торопясь собрались и вышли в 11-00. До Усть-Семинского порога постоянно встречались валы до 1,5 метра, что не давало скучать и в тоже время хотелось чего-нибудь повеселее.
валы в русле - шивера - "Л"
Ориентир: правый поворот реки, скальные выходы ЛБ и ПБперед пор."Чепош",,скал.остров по середине русла.
Характеристика: правая протока - мелкие камни в русле,несколько небольших "бочек".Левая протока - валы в русле - 1,5 - 2 м. Проход в левой протоке. Длина - 70м. Время: 5 - 6мин
Страховка: кильв. кол - й.
пор."Чепош" - "Л".
Ориентир: расположен на прямом участке реки после большого левого поворота,ПБ - обрывистый, но есть тропа, хорошее место для разведки.
Характеристика: по ширине реки - камни, Началом порога служит - "бочка"вдоль ПБ(несущественная при низкой воде).Затем струя выводит на центральные валы по всему руслу реки - 1 м.На выходе - воронки. Проходили по центрам. Длина преп.50 - 80м. Время: 8мин.
Страховка: кильват. кол - й.
Порог в устье реки Сема (пор.Семинский):
“Все русло перегорожено камнями и островами, в нескольких местах выступающими из- под воды. Ни одна протока не имеет чистого прохода. По всей реке - высокие валы и местами водовороты. Безопаснее всего идти по сливу ближе к ПБ или по другому
сливу в центре, а затем уходить влево от мощных косых валов, идущих от ПБ.”
пор."Семинский" - "Л".
Ориентир: входная шивера, скальные выходы по центру.
Характеристика: камни в русле,"бочки" - сливом - 0,5.,валы - 1,5м.,"гуляющая струя" на входе.Длина - 150 - 200м.
Время: 10 мин. Проход - от центрального камня справа,по струе.Воронки избегали,выходя на струю. Шли без разведки(затруднена по причине плохого обозрения порога и и его
достаточной продолжительности).
Страховка: кильват. кол - й.
Шли кильватерной колонной с взаимной страховкой.
Семинский порог изобилует островам. Очень красиво. В высокую воду камней не видно. Валом много, достигают 2 метров в высоту. Воронки, поганки, пирамидальные валы мешают держать ровный курс.
Шли по центру, в конце, перед мостом, ушли влево и причалились около устья реки Сема. Было желание просмотреть и, если понравится, то пройти порог Треугольник на реке Сема в 3 км выше от ее устья. По дороге к порогу встретили водников, которые разъезжались после соревнований на Семе, они нам рассказали, что ничего особенного, кроме порога Треугольник на Семе нет, ну а порог – смотрите сами. После просмотра порога желание тащить 3 км катамараны отпало. Порог представлял из себя три небольшие бочки, обратные валы на Катуни были помощнее.
Порог Треугольник на Семе:
Вернувшись к катамаранам, отплыли дальше. Вскоре встали на стоянку (часов в 17) недалеко от Камышинского водопада. Вечером сходили на водопад. Погода наладилась.
Координаты стоянки: N51 39.843 E85 45.044
Координаты Камышинского водопада: N51 40.173 E85 45.390
4 мая 2010 Сутра было солнце, но по прогнозу обещали ухудшение погоды, дождь и понижение температуры до +3 градусов. Прогнозы погоды и уровень воды мы ежедневно получали на спутниковый телефон из дома смс-кой. Но вдоль маршрута везде была и сотовая связь, можно было по GPRS выйти в интернет и посмотреть прогноз!
Встали в 7, вышли в 10. Из достопримечаленьностей этого дня был памятник Рериху на Скале левого берега. Его видно издалека:
“Порог в устье реки Муны - скальное сужение, имеются валы и водовороты. Проходить - посередине. Шиверы близ поселков Талду и Манжерок проходить без разведки. Порог "Манжерокские ворота" находится ниже поселка Манжерок.”
"Муны"Л".
Ориентир: галечный остров на расширении реки,скальные выходы ПБ и ЛБ,сужение русла до 50 м.
Характеристика: два полуобливника на входе и открытый камень на выходе образуют т.о.своеобразный треугольник, по центру на входе - улово,вдоль ПБ - струя,по которой и держались,затем - сливы между двумя полуобливниками - более 0,5м., валы - 1,5м. на протяжении 50м. На выходе - мощная "бочка" по центру,ряд воронок. Далее - небольшие перекаты. Длина - 100 - 130м.
Время: 7мин.
Страховка:кильватер.кол - й.
Перед поселком Манжерок, около г.Острая шли вдоль острова левой протокой. Течения почти нет, все основное течение ушло правой протокой. Плыли как по озеру. И только перед слиянием обоих проток наша протока заканчивалась сужением, мощным перепадом и сливом образую 2 последовательные бочки. В некоторых описаниях он назван
Манжерокским сливом. Это было, наверное, самым интересным препятствием на маршруте.
Прошли кильватерной колонной с взаимной страховкой. Прошли чисто без потери курса. Первой – четверка, которая встала сразу на страховку, за ней – двойка.
Причалились за 200 метров перед порогом "Манжерокские ворота". Разведали порог. Перед порогом, даже в нашу воду (достаточно большой, но уже падающий уровень) выделяются 2 галечные гряды, которые делят реку на 3 рукава, после них – 2 огромные глыбы, которые продолжают делить реку на 3 части.
Зачалившись на левый берег мы себе отрезали возможность попасть не только в правую, но и в центральную часть реки. Мы пытались траверсом уйти как можно ближе к центру, но мощное течение от центра влево все равно сносило катамараны в левую протоку. Первую часть порога прошли слева, потом, заколовшись в улове за глыбой, ушли по треку в центр. Далее – еще одна глыба слева, за которой образуются воронки. Они страшны для катамарана только тем, что могут не дать зачалится сразу за порогом в суводь и тащат его дальше по реке. Первой прошла четверка, зачалилась, затем двойка. От порога мы получили скорей эстетическое удовольствие. Там действительно красиво!
Черверка проходит порог:
Двойка проходит порог (в улове после 1 ряда каменных глыб):
На ночевку встали примерно через 2 км после порога на острове. Погода испортилась, как и обещали прогнозы.
Координаты стоянки: N51 49.888 E85 44.220
-
мая 2010 Сделали дневку. Погода: холодно и дождь. Под вечер дождь закончился и немного потеплело. Траверснули на правый берег и прогулялись пешком до порога с правого берега. Полюбовались еще раз "Манжерокскими воротами" и вернулись в лагерь.
-
мая 2010 Встали, как всегда, в 7. Последние валы, последнее препятствие - “Айская бочка”.
"Айская"шивера - "Л".
Ориентир: Айский мост,скальный островок вдоль ПБ,т/б "Империя Туризма". Характеристика: Проход через "бочку" за островком (слив - 0,5,вал - 0,5),далее перекаты до моста.Длина - 100м.
Время: 4 - 5мин.
Страховка: кильватер.колонной.
Пор."Айский" - "Т".
Ориентир: остров по руслу,правая протока,
Характеристика: остров правой протоки проходится слева(если же справа - вы попадаете сразу ко второй ступени через вешки ворот бывших соревнований, проводимых на пороге, что не самый лучший вариант, т.к. опускается определяющая 1 - а ступень и 2
- ая в связи с этим плохо просматривается.
-
- ая ступень: Чтобы попасть в первую ступень, необходимо выгрести к ЛБ острова (при желании попасть на 1,5 - й вал, сливаясь с метрового слива. Резкий слив с обливника - 1м.,валы за ним - 0,5 - 1м).Проход справа - оптимальный(струя вдоль ПБ острова, нерезкий слив - общее падение - 1 м., но далее валы - 0,5 - 1м.,где группа и проходила. Длина
- 20 м.
Время: 1 мин.
Промежуток между 1 - й и 2 - й ступенями небольшой, но достаточный, чтобы отдохнуть и востановить силы. Здесь спокойная вода. Заходя за остров, который мы обходили слева, перегребали "карабликом" перпендикулярно течению (100 град.) на основную "бочку",во избежании посадки на камни (открытые и полуобливники ).Двигались кильватерной коллонной.
-
- ая ступень: выход на "бочку"(слив - 1м. нерезкого падения,вал - 1,5м.,в среднюю воду - 2 м.)Далее валы - 0,5 - 1м..Длина - 100м.
Время: 3 - 4 мин.
Страховка: попеременная(за ступенями наблюдаются улова).
Бочка находится под мостом около острова с шикарным отелем. Бочку прошли с ходу кильватерной колонной. Прошли чисто без потери курса. Камней в русле не было.
Прохождение шиверы двойкой:
Потом Катунь выходит из гор и представляет собой множество проток с большими островами. Скорость заметно падает (до 3,5 км/ч). Доплыли до платовского моста. Встали на острове за мостом.
Координаты стоянки: N52 04.696 E85 54.688
7 мая 2010 Встали в 7, вышли в 10-00. Течение, как ни странно, увеличилось до 7-8 км/час. Был солнечный жаркий день. Препятствий в этот день никаких не было.
Стела на трассе-граница Алтайского Края и Алтайской республики:
Встали перед д.Сростки на большой зеленой поляне.
Координаты: N52 23.403 E85 45.986
8 мая 2010 Разобрали катамараны, спрятали все вещи в укромных кустах и пошли посещать музеи и достопримечательности шукшинских Сростков.
Памятник Шукшину в Сростках:
В 16-00 нас забрала заранее заказанная газель. Заехав за спрятанными вещами, мы уехали в Барнаул, откуда в полночь отправлялся наш поезд №35/36 Барнаул-Москва.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
В потенциально опасным участкам нужно отнести основные препятствия на маршруте: пор.»Семинские ворота», пор.»Муны», »Манжерокская» шивера, пор.Манжерок, пор.»Айский».
А также, в высокую воду могут встречатся низко висящие тросы, висячие мосты.
Перечень наиболее интересных объектов на маршруте.
-
Чемальская ГЭС и чемальское водохранилище
-
Вид на Катунь и скалы в районе впадения реки Чемал
-
Краеведческий музей в Чемале
-
Памятники Шишкову и Рериху
-
Музеи и памятные места Шукшина в д.Сростки
Дополнительные сведения о походе
Общественное и личное снаряжение.
Групповое |
Личное |
||
Наименование |
Количество |
Наименование |
Количество |
Катамаран 4х |
1 |
Спасжилет |
1 |
Катамаран 2х |
1 |
Гидрокостюм |
1 |
Весло |
8 |
Каска |
1 |
Спасконец «Александрова» |
2 |
Рюкзак |
1 |
Палатка |
2 |
гермомешок |
1-2 |
Котлы |
3 |
коврик |
1 |
костр. комплект |
1 |
спальник |
1 |
Топор, пила |
2 |
|
|
Рации |
3 |
|
|
GPS |
2 |
|
|
Веревка 50м |
1 |
|
|
Фото, видео |
1 |
|
|
Ремнабор |
2 |
|
|
Аптечка |
2 |
|
|
Спутниковый телефон |
1 |
|
|
Весовые характеристики груза взятого на маршрут.
Наименование |
На 1 человека |
На группу в 6 чел |
Продукты(всего/в день) |
5,4кг / 0.8кг |
32,4/4,8 |
Групповое снаряжение |
12 |
72 |
Личное снаряжение |
9 |
54 |
Всего: |
28,2 |
158,4 |
Максимальная нагрузка на одного мужчину 33 кг, на женщину 20 кг.
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
Маршрут пройден без килей и аварийных ситуаций. Пороги пройдены с соблюдением всех мер безопасности (соответствие снаряжения, страховки: с воды, взаимостраховка судов кильватерной колонной, попеременная страховка). Маршрут прошел в щадящем режиме, без максимальных физических и нервных нагрузок. Отсутствие переутомления- избежание грубых ошибок!
Комментарии