Виды туризма

22 января 2020
( Орёл )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: II
0 8238 0

ОТЧЁТ

о туристском водном походе 2-й категории сложности по

р. Суккозёрка, р. Торосозёрка, р. Суна в районе Центральная Карелия,

совершённом с 11 июля по 27 июля 2019 года.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

            Номер главы

Название

 
Стр.

1

Справочные сведения о походе

1

2

Характеристика района похода

2

3

Организация похода

4

4

График движения

5

5

Техническое описание

6

6

Итоги, выводы, рекомендации

26

7

Картографические материалы

27

   
  •  
  • 1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Район проведения похода: Республика Карелия: Муезерский, Суоярвский, Кондопожский районы, р. Суккозёрка, р. Торосозёрка, р. Суна.

 

Общие справочные сведения:      

       - вид туризма – водный;

       - категория сложности – вторая;

       - сроки проведения похода – 11.07.19 г.- 27.07.19 г.

       - протяженность – 168 км;

       - продолжительность – 17 дней;

                                               из них: активная часть – 8 дней.

       - количество участников – 10 человек;

       - средства сплава: байдарки «Свирь» – 2 шт., «Хатанга-2 спорт» – 2 шт., Т-47 «Вольный ветер» – 1 шт.;

       - уровень воды – средний.

 

Нитка маршрута: Орёл (поезд) – Санкт-Петербург (поезд) – ст. Суккозеро (пешком, авто) – оз. Суккозеро – р. Суккозёрка – оз. Торос – р. Торосозёрка – оз. Гимольское – р. Суна – озёра Кудамгубское – Чудозеро – Поросозеро – Пяльвозеро – Линдозеро – Викшеозеро (сплав) – пос. Гирвас (авто) – Петрозаводск (поезд) – Орёл

п/п

Фамилия, имя

Год рождения

Туристский

опыт

Обязанности в группе

1 Ерин Павел

1986

р. Кереть – 3Р
р. Чирка-Кемь – 3Р
р. Писта – 3У

руководитель

2 Мельник Алексей

1975

р. Чирка-Кемь – 3У
р. Охта – 2У
р. Воньга – 2У

зам. руководителя

3 Волобуева Елена

1971

р. Кереть – 3У
р. Писта – 3У
р. Улс-Вишера – 2У

завхоз

4 Кужелев Евгений

1975

р. Кереть – 3У
р. Охта – 2У

фотограф

5 Тарасов Юрий

1976

р. Воньга – 2Р
р. Улс-Вишера – 2У

рыболов

6 Ермакова Елена

1978

р. Снежная – 4У
р. Северная Шуя – 3У
р. Писта – 3У

хронометрист

7 Горбунов Андрей

1986

р. Катунь – 4У
р. Умба – 4У
р. Б.Зеленчук-Аксаут – 3У

костровой

8 Сидоров Андрей

1991

р. Кереть – 3У
р. Красивая Меча – 1У

ремонтник

9 Воронина Дарья

1991

ПВД

медик

10 Фоменко Наталья

1998

р. Чирка-Кемь – 3У
р. Красивая Меча – 1У

летописец

Список группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

2.1. Общегеографическая характеристика района похода.

Выбранный группой маршрут проходил по рекам Суккозёрка, Торосозёрка, Суна, протекающим в Муезерском, Суоярвском и Кондопожском районах республики Карелия.

Карелия расположена на северо-западе Восточно-Европейской (Русской) равнины, в восточной части Балтийского щита; представляет собой холмистую равнину с множеством разных котловин, плоских (сельги, «бараньи лбы») и возвышенных (останцы-торы) скал, одиночных глыб и валунов, скоплений песка, глины, гальки, валунов в форме холмов и гряд. Вдоль северо-западной границы протянулся хребет Манселькя, на западе расположилась Западно-Карельская возвышенность, а в прилегающих к морю и озёрам районах – низменности (выс. до 576 м).

Климат Карелии умеренно-континентальный с чертами морского с мягкой, продолжительной зимой, прохладным летом и влажным воздухом; средние температуры января от -10 до -14˚С, июля от +14 до +16˚С. Осадков, чаще в тёплое время года, выпадает от 400 до 600 мм в год. Лето начинается в первой половине июня. Продолжительность светлого времени суток в среднем по республике составляет 22 часа в июне, 21 час в июле, 16 часов в августе.

Почвы преобладают подзолистые, подзолисто-гелевые и торфяно-болотные. Леса занимают 60% территории, свыше 90% деревьев – хвойных пород (сосна, ель); встречаются участки, занятые осиной, берёзой и особо ценной карельской берёзой. На равнинах, понижениях, болотах повсеместно встречаются сосняки с разреженным низкорослым, тонкоствольным лесом. Здесь развит мощный моховой покров, обилие кустарников – голубики, багульника, болотного мирта.

На более развитых лесных почвах растут сосняки-зелёномошники с густыми высокими деревьями. На бедных почвах вершин и склонов скал распространены лишайниковые сосняки (беломошники). Деревья здесь довольно редкие, подлесок практически отсутствует. Напочвенный покров составляют лишайники (ягель), зелёные мхи, вереск, толокнянка, брусника. Около 30% площади республики занимают заболоченные земли и болота, составляющие характерную часть ландшафта.

Карелия богата пищевыми растениями: ягодами и грибами. Из ягод распространены брусника, черника, морошка, голубика. Близ жилых и заброшенных деревень можно встретить заросли малины. Из грибов преобладают подосиновики и подберёзовики.

В Карелии водятся зайцы-беляки, бобры, акклиматизированные ондатры, бурые медведи, северные олени, лоси и другие виды животных; из птиц – разнообразные водоплавающие, глухари, рябчики; изредка встречаются беркут, орлан-белохвост, скопа, сапсан и др. Из пресмыкающихся опасность для человека представляет гадюка обыкновенная. Распространена она повсеместно, но чаще встречается на юге, местами – в большом количестве. Предпочитает лиственные и смешанные леса, участки богатого травостоя, окраины болот. Значительные неудобства летом причиняют кровососущие насекомые – комары, мокрецы, мошки, слепни. В реках и озёрах водятся щука, окунь, плотва, язь, уклейка, густера, ёрш, лещ, налим, ряпушка. В Белом море добывается сельдь, навага, треска, камбала.

Из полезных ископаемых Карелия богата ценными строительными материалами (граниты, кварциты, диабазы, доломиты, мрамор), которые использовались и используются при отделке зданий и сооружений многих городов. Имеются местоположения пегматитов, железных руд, слюды.

 2.2. Общие сведения о реке Суна.

Сун(а) – река, протекающая в средней Карелии с северо-запада на юго-восток через три района республики: Муезерский, Суоярвский и Кондопожский. Относится к бассейну Балтийского моря, Онежского озера и к бассейну рек – Свирь, Нева. В верхнем течении река называется Сун, в нижнем – Суна.

Суна — это вторая по длине и третья по величине водосбора река Карелии. Русло реки сильно извилистое. Исток реки находится в озере Кивиярви в Муезерском районе. Суна впадает в Кондопожскую губу Онежского озера возле села Янишполе в Кондопожском районе. Общая длина реки от истока до устья 280 км.

Участок реки от истока до пересечения с ж/д веткой на Лендеры (станция Суун) маловоден и не имеет удобного подъезда. В нижнем своём течении (район пос. Гирвас) река перекрыта плотиной и до оз. Сундозеро её русло безводно. На реке построен Сунский каскад ГЭС, наиболее крупные — Кондопожская ГЭС и Пальеозерская ГЭС. Участок реки ниже Сундозера принадлежит заповеднику «Кивач» и также не может использоваться для походов.

Таким образом, для сплавов по Суне подходит среднее течение реки с цепью озёр, а также различные варианты начала походов по рекам и озёрам, входящих в водное пространство Суны.

Один из популярных маршрутов начинается со сплавного участка реки от посёлка Поросозеро и заканчивается в посёлке Гирвас. В этом случае группы минуют продолжительные озёра и сразу стартуют с серии порогов на Суне.

Для более продолжительного и живописного отдыха можно начать путешествие не на самой Суне, а с притоков и системы озёр, впадающих в Суну. Например, из озера Вендюрское, из которого различными путями можно попасть в приток Суны – ручей Нурмис. Есть маршруты с посещением горы Воттоваары и далее через реку Вотто в озеро Гимольское. Или из Суккозера через мелкие речки также в озеро Гимольское и далее в Суну.

Сама река живописна и интересна в учебно-тренировочных целях, особенно для новичков, а также для семейного отдыха с детьми. Спокойные озёрные участки переходят в шиверистые быстротоки, достаточно лёгкие в плане прохождения, однако есть пороги, требующие хорошей подготовки. На островах и по берегам озёр много охотничьих и рыбацких домиков, оборудованные стоянки в сосняках и красивые скальные пейзажи в нижнем течении.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА.

 3.1. Варианты подъезда и отъезда. 

 По Западно-Карельской железной дороге можно доехать до станций Поросозеро, Гимольская, Суккозеро или Брусничная. При планировании похода следует учитывать, что поезд от Санкт-Петербурга до Костомукши с остановкой на этих станциях ходит 2 раза в неделю.

В других отчётах есть данные по расстоянию заброски от поезда с разных станций. В посёлке Поросозеро до воды 4 км; в Гимолах 2,5 км хорошей дороге; от ст. Брусничная 100-200 м до места сбора лодок около ручья, вытекающего из оз. Таразма.

От ст. Суккозеро до поляны стапеля 2,5 км по грунтовке. С учётом поезда, приходящего в 4 часа утра о попутной машине следует подумать заранее, так как в столь утренний час найти кого-то на станции мы не смогли. Две части посёлка находятся в стороне от ж/д вокзала и добрались до озера мы чисто случайно на подвернувшейся машине.

Выброску из посёлка Гирвас мы осуществили на заказанном автобусе из Петрозаводска. О выброске с маршрута лучше позаботиться заранее, так трасса проходит в стороне от Гирваса. Не с первой попытки (ещё в поезде) подобрали недорогой трансфер. По транспорту: +7-911-411-0330 (Алексей). Водитель (Сергей) пунктуальный, автобус комфортный, поездка спокойная.

3.2. Аварийные выходы.

Аварийно сойти с маршрута можно в посёлках Гимолы, Поросозеро, деревне Линдозеро, воспользовавшись попутным транспортом до Кондопоги, Медвежьегорска или Петрозаводска.

На протяжении маршрута сотовая связь нестабильна. Лучше всего ловит сеть Мегафона с оговоркой наличия в телефоне мощной антенны.

 

4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

 

Дни пути Дата Участок пути Км Способ передв ЧВХ Определяющие препятствия, метеоусловия, примечание

1-3

11.07-13.07

Орёл – Санкт-Петербург –Суккозеро  

Поезд

   

3

13.07

От поляны на берегу Суккозера (стапель) – до мыса справа после входа в озеро Торос

17

Сплав

6 ч 10 мин 5 перекатов
Порог «Нежданный» (3 к.т.) обнос
Пасмурно, дождь, сильный СЗ ветер
Т +10С

4

14.07

Днёвка        

5

 

15.07

От мыса справа после входа в озеро Торос – до острова перед впадением в оз. Кудамгубское

33

Сплав

8 ч 10 мин 1 перекат, 1 обнос завала под автомостом
Длинный переход по озеру Гимольское
Переменная облачность, Т +12С

6

16.07

От острова перед впадением в оз. Кудамгубское – до скального ЛБ в конце Чудозера

18

Сплав

3 ч 05 мин  Солнечно, Т +15С

7

17.07

Днёвка        

8

18.07

От скального ЛБ в конце Чудозера – до песчаной косы на ЛБ Пяльвозера

19

Сплав

4 ч 20 мин Порог «Пристанский» (1-2 к.т.)
Порог «Валазменский» (2 к.т.)
Порог «Мельничный» (2-3 к.т.)
Пасмурно, дождь, Т +16С

9

19.07

От песчаной косы на ЛБ Пяльвозера – до осыпного ПБ Суны рядом с оз. Котыча

34

Сплав

6 ч 30 мин 16 перекатов
Порог «Маркоткоски» (1-2 к.т.)
Порог «Коссаниски» (1-2 к.т.)
Порог «Корбикошки-1» (2 к.т.)
Порог «Лебикоски» (2 к.т.)
Пасмурно, ливень, Т +17С

10

20.07

Днёвка        

11

21.07

Днёвка

 

    Прогулка к устью ручья Редойоки

12

22.07

От осыпного ПБ Суны рядом с оз. Котыча – до ламбины с островами после порога «Сухой»

19

Сплав

3 ч 25 мин 6 перекатов
Порог «Уйтоженкоски» (2 к.т.)
Порог «Шильмятойкоски» (2 к.т.)
Порог «Ковеланлиете-коски» (2 к.т.)
Порог «Леполису» (1 к.т.)
Порог «Сухой» (1-2 к.т.)
Переменная облачность, Т +22С

13

23.07

Днёвка

 

     

14

24.07

От ламбины с островами после порога «Сухой» – до стоянки на предпоследнем мысу перед оз. Лавалампи

18

Сплав

3 ч 20 мин 9 перекатов
Порог «Каданлоама» (1 к.т.)
Порог «Длинный» (2-3 к.т.)
Перекат «Корбикошки-2» (некат.)
Порог «Руозмикоски» («Блин») (2-3 к.т.)
Порог «Ледяной» (2 к.т.)
Пасмурно, Т +15С

15

25.07

От стоянки на предпоследнем мысу перед оз. Лавалампи – до мола на ПБ у начала Пионерного канала за пос. Гирвас (антистапель)

10

Сплав

2 часа Переменная облачность, Т +24С

16

26.07

Гирвас – Петрозаводск

 

Авто

   

17

26.07-27.07

Петрозаводск – Орёл

 

Поезд

   

Итого:

  Активными способами передвижения 168 км  

ЧВХ

34 часа

 

 

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Условные обозначения, встречающиеся в описании:

            ЛП – левый поворот;

            ПП – правый поворот;

            ЛБ – левый берег;

            ПБ – правый берег;

            ЮВ – юго-восток;

            СЗ – северо-запад;

            Ф – фотография;

            ЧВХ – чистое время хода

3-й день, 13 июля, суббота

Поезд прибыл на станцию Суккозеро в 3.48. Подошёл пограничник, узнал количество туристов, маршрут, сроки похода, контактный телефон.

Группа заранее не договаривалась о заброске, рассчитывая на водил на вокзале и деревню неподалёку, но вышел просчёт. Эта ж/д ветка не оживлённая, поезд уехал и перрон опустел. В 4 утра желающих отвезти туристов до воды не нашлось. К тому же деревня находится в 1 км от станции.

Стали таскать вещи к озеру челночным ходом – до воды около 2,5 км. Груза много, на одной байдарочной упаковке порвались лямки – её тащили вчетвером. К счастью, на грунтовке встретилась развесёлая компания на машине – докинула вещи в два приёма за 3 тыс. рублей.

Если идти пешком: от вокзала прямо к деревне Суккозеро по дороге. Далее на тройной развилке повернуть направо за будкой «Магазин «Елена» и идти до упора. На берегу Суккозера широкая поляна с хорошим подходом к воде. Ф 1-2

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019

 

                                                                                                           Ф 1-2

Позавтракали в 8.30, собрали суда, в 9.30 вышли на маршрут. Погода стоит холодная, Т +10 С, сильный СЗ ветер с периодически заходящим дождём. Между островами волнение на воде небольшое, но при выходе на простор в серединной части озера волны вырастают до полуметра и байды заметно качает. При этом страдает управляемость судов.

Для выхода из Суккозера нужно продвигаться вдоль восточной его части и держать курс на юг. За последним островком, на котором видны остатки строения, начинается река Суккозёрка.

Уровень воды средний. Ширина реки около 15 м. Первое препятствие – остатки разрушенной плотины. Узкий проход (2 м) между берегами, мелко, камни. Далее небольшой перекат и вскоре озеро Колми.

На выдающемся в озеро мысу ПБ сделали перекус в 13.30 на стоянке. Холодно и сыро. Сразу за мысом по прямой также возможна стоянка. Повернув направо на дальнем берегу видно кем-то оставленное белое полотнище – указатель выхода из озера.

Дальше два несложных переката и один крутой прямой с валами. За ним небольшое озеро Сурилампи и перекат. Река сильно петляет, поэтому надо быть внимательными, чтобы не влететь в порог «Нежданный» 3 к.т. Ф 3-4

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019

Ф 3-4


Осмотр и обнос порога по ЛБ. За мостом сильное течение и обливняки, разбросанные по руслу, далее крутой ПП и крутое падение воды. Упоминающаяся в отчётах 4-я категория трудности порога выглядит несколько натянутой. Тропа обноса набитая, около 200 м.Низководный мост скрыт прибрежными кустами за входной шиверой. Его нужно увидеть до начала препятствия, чтобы не утащило под завалы. При нашем уровне воды в реке расстояние от поверхности до моста около 20 см, а, значит, не проход для всех типов судов.

Дальше на Суккозёрке до Торосозера возможны завалы от поваленных деревьев на бобровых плотинах. У нас проходы через них были чистыми, ранее видимо, кто-то пропиливал.

Сразу при входе в оз. Торос справа отличная стоянка наверху. Там остановились на ночлег и днёвку в 16.40. ЧВХ – 6 ч 10 мин. Расстояние – 17 км.

Погода сильно переменчивая. Дождь заходил и быстро проливал больше 20 раз за день. Сильный ветер, приносивший тучу за тучей. Из-за этого комаров практически нет. Рыбалка не очень – несколько окуней и плотвы.

4-й день, 14 июля, воскресенье, днёвка

Завтрак в 9 часов. Погода улучшилась. Пасмурно, дождь заходит чаще, небо затянуто облаками, ветер стал потише. Т +9 С.

 5-й день, 15 июля, понедельник

Позавтракали в 8.00. Погода налаживается. Т +12 С. Переменная облачность. Уходили в моросящий дождик и безветрие в 10.10.

Сразу за мысом с избушкой уйти влево через камыши в Торосозёрку. В конце реки низководный мост с завалами. Осмотр и обнос по ЛБ. Ф-5

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019

Ф-5

Перед выходом в оз. Гимольское небольшой перекат в скальном сужении. Ф-6.

Ф-6

Возможная стоянка сразу слева на архипелаге. Пересекать озеро ближе к ЛБ мимо о. Дёньга. В конце его «поляна сказок» рядом с домиком охотников. Стоянка при вынужденной необходимости.

Остановились на перекус в 14.30 на острове Пейнхаме. Возобновили движение в 15.10. Стоянка на озере возможна на о. Ушкальский для 4-х палаток (там встретили водника-одиночку). Дальше на озере стоянок нет. Острова либо заболочены, либо завалены скальными глыбами.

Выход из озера ближе к правому берегу. Здесь исток Суны для нашего маршрута. По берегам болота. Ближайшая стоянка через 3 км после истока на ПБ острова в сосняке (оказалась занята). Следом ниже в 200 м ещё одна стоянка. На ней мы остановились в 19 часов. Места под палатки немного. Стоянка непродуваемая, много комаров. Но вариант для ночлега вполне себе. Есть стол и костровище. Ловились окунь и щуки.

Погода сегодня была переменчивой. Начиная с пасмурности и мелкого дождика до солнечного и теплого (+15 С) вечера. В середине дня на озере поднялась небольшая волна и заходил дождь, но прошёл стороной.

Озеро Гимольское – водоём достаточно крупный, и нужно ловить погоду, чтобы его преодолеть, возможно ближе к вечеру и ночью, потому что сильные волны будут тормозить продвижение и без того длинного отрезка маршрута и мало стоянок на большом расстоянии. ЧВХ – 8 ч 10 мин. Расстояние – 33 км.

 

6-й день, 16 июля, вторник

Завтрак в 9.15. Вышли в 10.45 и сразу за окончанием острова начинается озеро Кудамгубское, встречающее нас зарослями камышей. Погода преимущественно солнечная, + 15 С. Ветра нет, гладь озера зеркальная. Путь надо держать между островом и мысом в восточной части озера.

С правой стороны острова есть две стоянки с песчаным пляжем и камнями. На мысу также виднелась небольшая стоянка с песчаным берегом. Выход из озера в ЮВ части, левой губе по ходу движения.

Далее Суна представляет собой широкий канал с ровной линией берегов и плавными редкими поворотами. Берега заболочены. Стоянка возможна (скорее вынужденная) сразу после выхода из озера по ЛБ. Чалка на две байдарки и рыбацкий навес.

Через 2 км слева впадает приток, ещё через 1 км справа каплевидное озеро Узвегилампи, возможна рыбалка. Спустя несколько километров Суна впадает в Чудозеро, расходясь на два рукава с камышовыми зарослями. Мы пошли левой протокой.

Через ширь озера виднеется песчаный плёс – это первая стоянка на вытянутом мысу в восточной части озера. Она оказалась занята. Обогнув мыс в протоке между коренным берегом и островом, увидели две стоянки рядом, с песчаным пляжем (также заняты).

Продолжая огибать мыс слева, впереди стал виден длинный песчаный берег – стоянка под скальными выступами. Там мы и остановились на ночёвку, а затем и на днёвку.

Стоянка обустроена: есть костровище, на трёх деревьях приделаны лаги под тент, места на 4-5 палаток. Ровное песчаное дно, но далеко от берега мелко – самое то для групп с детьми. Ф 7-8

 

Ф 7-8

 В метрах ста от нас вдоль берега вскоре остановилась ещё группа и организовала стоянку. Ещё дальше за поворотом от этой стоянки есть ещё одна с небольшим песчаным выходом и скрыта с воды деревьями на возвышении. Есть костровище и место под 3-4 палатки.

Температура воздуха прогрелась до + 20 С, но вода холодновата. ЧВХ за сегодня 3 ч 05 мин. Расстояние – 18 км.

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019

 

7-й день, 17 июля, среда, днёвка

Первый солнечный день. Местами облачно. Т +22 С. От стоянки в приблизительно 600 м через лес на восток есть болотное озерцо. В два захода в течение дня наловили две сковородки окуней. Рядом с озером проходит грунтовая дорога. По ней через 3 км можно дойти до озера Аконъярви.

8-й день, 18 июля, четверг

Ночью несколько раз заходил дождь. Утром пасмурно. Т +16 С. Завтрак в 7.50. Вышли в сплошной дождь в 10.20. До посёлка Поросозеро по ЛБ есть 2 выхода для чалки и один по ПБ на мысу в 1 км перед мостами.

После ж/д и автомобильного моста через 1 км можно пристать к ЛБ, если нужно сходить докупиться провизией. В посёлке недалеко от берега есть два магазина: «Центральный» и «Магнит». Идти по дороге против хода движения байдарок мимо кафе «Виктория» и закусочной. В посёлке были в 11.40. Отправились в 12.40. Дождь то усиливается, то ослабевает.

Не доплывая 150 м до гидрологического пункта (натянутый трос через реку и будка на ЛБ), имеется стоянка на ПБ на возвышении. Останавливаясь здесь, надо иметь в виду близость посёлка.

Через 3 км первый серьёзный порог на Суне – «Пристанский». Осмотр с ПБ. Первая ступень начинается ЛП. Идти по мощным валам по центральной струе. Вторая ступень – ПП реки в сужении. Проход ближе к ЛБ.

После короткого плёса строго прямо по ходу видно резкое падение воды и характерный шум. Это порог «Валазменский» в скальном сужении. Осмотр с ПБ. Ф-9

 

Мощные валы по всей ширине реки. В середине порога справа мощная бочка шириной в 2 м. В конце порога слабый ПП с видимыми с берега камнями в русле. Проход по центральной струе, не прижимаясь вправо. Стоянка на ПБ Ф-10. Прошли порог в 14.10.

Ф-10

После порога простой перекат и разлив реки с двумя вытянутыми островами вдоль течения. На последнем островке есть стоянка с баней по ПБ. Между островами идти в правую протоку и сразу причалить к ЛБ, так как с воды из-за деревьев не видно входной шиверы порога «Мельничный», начинающейся резким ПП.

Длина порога около 200 м. Вход по центру, двигаться пересекая струю к ЛБ между двух обливняков. Затем идёт быстроток под ЛЭП и крутой ЛП – проход по центру. Далее мощные валы, сбойка струй, слалом. Сразу за порогом на ЛБ стоянка.

После порога разлив Пяльвозера. Стоянки возможны в начале озера на ПБ и рыбацкая стоянка на ЛБ со столом и мангалом. Далее в средней части водоёма широкая стоянка на выдающемся в озеро мысу слева на треугольной песчаной отмели. Ф-11. Здесь остановились около 16 часов. Минус стоянки – рядом проходит грунтовая дорога. Под вечер влил ливень. ЧВХ – 4 часа 20 мин. Расстояние – 19 км.

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019

Ф-11

9-й день, 19 июля, пятница

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Завтрак в 9.20. Вышли на маршрут в 11.30. Уже с полчаса идёт крупный дождь. Небо плотно затянуто тучами. Т +17С.

Показавшийся впереди остров обходили слева и свернули в протоку направо. Далее движение по озеру прямо. В конце озера на возвышении стоянка на ЛБ. Выход из озера в камышовых зарослях.

Метров через 200 широкого прямого канала – остров с развалившейся избушкой. Проход влево с небольшим перекатом.

Далее Суна течёт около 8 км до раздвоения среди болотистых травяных берегов. Проход слева от острова. В правой протоке камни.

Ещё через 3 км снова раздвоение. Слева начинается входная шивера порога «Маркоткоски». Ориентир – выход на стоянку на острове. В лесу рыбацкая избушка, на широкой поляне стол с посудой, костровище. Здесь остановились на перекус в 14.20 под непрекращающимся ливнем, полоскающим уже 3-й час. В 15.10 снялись с перекуса.

Порог «Маркоткоски» представляет собой сложную шиверу с падением воды около полутора метров. Слалом в скальном сужении в ПП. Сразу за порогом слева стоянка. До следующего порога – три шиверы.

 Ориентир порога «Коссаниски» – металлическая бочка рыбаков на ЛБ и остров. Перед началом порога стоянка на ПБ. Порог начинается шиверой в правой протоке от острова. Идти по основной струе.

Через метров сто серия перекатов, заканчивающаяся неприятным порогом «Корбикошки-1», который характеризуется отсутствием ярко выраженной основной струи. Проход – слалом между обливняками в обход бочек.

После порога впереди многопролётный старый деревянный мост. Под ним шивера. Проход слева между разрушившимися пролётами.

За серией шивер, в конце которых слева к реке подходит каменная плита, на ЛБ хорошая стоянка наверху. Немного ниже по течению на ПБ возможна стоянка, но рядом дорога.

Через полкилометра слышен порог «Лебикоски» – 4 ступени на 2 км с перепадом воды в 10 м с множеством камней в русле и мощной струёй. После порога – разлив и множество островов. Уходить сразу влево.

Перед впадением в Линдозеро Суна течёт среди камышовых зарослей, оставляя слева озеро Дяньгаслампи. Выйдя из камышей, Суна упирается в высокий правый берег с осыпью. Здесь стоянка на несколько палаток со столом. Ф-12. Здесь остановились на ночёвку около 19 часов. ЧВХ – 6 часов 30 мин. Расстояние – 34 км.

Ф-12

10-й день, 20 июля, суббота, днёвка

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Преимущественно солнечная погода, местами переменная облачность, ветрено. Т +21С. Исследовали пространство рядом со стоянкой. По тропинке в ЮЗ направлении через 300 м большая рыбацкая избушка, туалет. Находится на берегу внутреннего озера Котыча.

На днёвке рыбачили. Хорошо ловилась уклейка и густера. В жерлицах на живца поймали по две больших и малых щуки.

11-й день, 21 июля, воскресенье, днёвка

Погода стоит отличная. Потеплело до + 24С. Солнечно, местами небольшой ветер. Решили повторить днёвку. Порыбачить, искупаться и исследовать Линдозеро.

В правой стороне озера после впадения Суны на острове на песчаном мысу стоянка с баней. Далее по ПБ есть выходы на небольшие песчаные пляжи, стоянок нет. Решили сплавать к устью ручья Редойоки, впадающего в Линдозеро.

Эстуарий Редойоки сильно изрезан травяными болотистыми невысокими берегами. Однако впадение ручья в свою озёрную часть представляло собой удивительно удручающее зрелище: куча чёрных валунов и среди них два тонких ручейка. Слева второй рукав устья совсем пересох. Место дикое, глубинное. Выход к устью Редойоки подойдёт в качестве развлечения на днёвке на Линдозере.

Продолжая исследование ПБ Линдозера, обнаружили стоянку напротив той с баней на острове, описанной выше.

12-й день, 22 июля, понедельник

Завтрак в 8.50. Вышли в 10.35. Переменная облачность. Т +20С, на солнце до +24С.

Перед впадением Суны в Линдозеро открылась стоянка на поляне на ЛБ. В стороне озера Дяньгаслампи – также стоянка.

При пересечении Линдозера держаться левого берега. В самом начале озера на ЛБ пять стоянок с песчаными пляжами. Остановиться можно также в середине озера на ПБ.

Суна вытекает в восточной части Линдозера узкой протокой. Ориентир – домики деревни Линдозера и причал турбазы с одноимённым названием.

После деревни – многопролётный деревянный мост. Течение слабое из-за достаточной ширины русла, но нужно проявлять осторожность при прохождении под ним – в пролётах могут торчать металлические элементы. Ф-13

Ф-13

Через километр река сужается – это начало порога «Уйтоженкоски». В первой ступени простой проход по основной струе, затем быстроток на слабом ЛП, на котором нужно смещаться к ПБ. Ф-14. Во второй части проход по струе между обливняками, разбросанными от ПБ до середины русла. Ф-15. После порога разлив и после крутого ПП стоянка на ЛБ.

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019

Ф 14-15

Далее идёт живописный плёс порядка 3-4 км с ЛЭП, в конце которого порог «Шильмятойкоски» с двумя ступенями. Порог начинается шиверой со сливом с плиты у ЛБ. Проход по языку основной струи по краю плиты. Валы до 1 м. В конце 2-й ступени река делает крутой ЛП, в конце которого слева от основной струи бочка. Стоянка за порогом на ПБ.

Вскоре порог «Ковеланлиете-коски». Ориентир – груды камней по обоим берегам. Извилистый порог в сужении, маневрировать между обливняками по струе. Заканчивается порог Т-образным разливом. Река уходит вправо. После поворота в улове стоянка на ПБ.

Следом идёт небольшая шиверка и прямой мощный порог «Леполису», после которого разлив и крутой поворот реки налево. Затем ещё две шиверы с разливом в районе впадения притока Дерьмоиноя    и крутым поворотом Суны направо.

Через 2 км плёса с двумя перекатами между валунов начинается порог «Сухой» резким ПП с распадением русла реки на три части. Ориентир – большие камни, хаотично расположенные в русле и острова по центру реки.

Проход правой протокой на небольшой скорости. При нашем уровне воды преодоление препятствия не вызвало затруднений. Во второй части порога нужно двигаться к ЛБ, пересекая струю.

За порогом напротив ламбины с островами по ЛБ – три стоянки, две – на высоком берегу. Встали в 14 часов на центральной – широкая поляна наверху с баней. ЧВХ – 3 часа 25 мин. Расстояние – 19 км.

13-й день, 23 июля, вторник, днёвка

Имеем запас по времени перед поездом, поэтому решили организовать очередную днёвку и растопить баньку.

Осмотрели близлежащие стоянки. Одна оказалась просто огромной с собственным футбольным полем, с корнями деревьев в виде люлек, в которых можно уютно расположиться и деревом «памяти», на котором группы оставляют именные таблички с годом посещения Суны. Ф 16-17

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019

Ф 16-17

Зашли в приток Чиминоя. Узкий ручей с каменистым дном. На левом берегу обглодали куст голубики. С ягодами, равно как и с грибами в этот год туговато.

С утра светило солнце, было прохладно, Т +19С. Днём тучи затянули небо, к вечеру стал накрапывать дождь. Температура воздуха опустилась до +14С.

14-й день, 24 июля, среда

Завтрак в 8.10. Вышли в 10.15. Пасмурно, Т +13С.

Сразу за группой стоянок после порога «Сухой» на ЛП начинается шивера перед порогом «Каданлоама» – простой проход по основной струе по центру реки. Сам порог «Каданлоама» располагается в ПП реки и не представляет сложности – проход также по основной струе. Сразу за порогом расширение реки с островом. За этим островом устье реки Черанга.

Через несколько сот метров на ЛП Суна заметно сужается в каменных тисках – это начало порога «Длинный». После несложной входной шиверы идёт быстроток и за ним по всей ширине реки начинается свал с береговых плит в заметном сужении, валы до 1,5 м.

В середине порога слева гряда камней – уходить вправо. На очередном быстротоке на ПБ возможна стоянка, если вовремя уйти под берег.

В завершающей стадии порога струя несёт на гряду камней, расположенную от ПБ и до центра, которая с воды слабо читается. Ориентир – издалека видна стоянка вверху на ЛБ. Нужно уходить влево по струе между обливняками.

Сразу за порогом виден остров – проход возможен в оба рукава. За ним мелкий перекат (в нашу воду), обозначенный как «Корбикошки – 2», оказался ничем не примечателен.

Следом ещё один простой перекат, оканчивающийся скалой на ЛБ, а напротив неё на ПБ – стоянка. По центру реки остров и слышен порог. Однако до него по воде около 4 км, а по суше – 500 м, поэтому его близость кажется обманчивой. После острова плёс со множеством островков и заводей по берегам.

Следующий порог «Руозмикоски» («Блин») идёт за серией шивер, стартующих за островом после крутого ЛП. Шиверы перед порогом, характеризуются каменным разбоем и отдельными подводными и надводными камнями, разбросанными по всему руслу. Идти по струе, пересекая реку от берега к берегу, маневрируя между камнями (шиверы находятся в трёх поворотах реки).

Перед резким ПП, можно зачалиться к ЛБ, чтобы просмотреть сам порог в сужении реки. Проход по струе между двух больших камней, смещаясь правее. Сбойка струй и валы «умывают» матросов отдельных типов судов. За порогом стоянка на ЛБ.

После «Блина» идёт небольшой перекат и следом после ЛП реки начинается порог «Ледяной». Препятствие извилистое с большим перепадом. Река резко поворачивает, в русле много обливных камней – не все читаются с воды. Рекомендуется идти по струе на небольшой скорости, чтобы было время для экстренного манёвра. В конце порога несколько бочек. Между двумя ступенями на крутом ЛП – приток реки Деяоя. За порогом на высоком скалистом левом берегу стоянка. Ф-18

Ф-18

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Порог «Ледяной» – последнее препятствие на реке. Далее Суна расширяется, течёт среди высоких скалистых берегов и представляет собой продолговатое озеро. Плёс тянется около 6 км до слияния с крупным притоком Семча и ещё 2 км до Викшеозера.

Стоянки возможны (см. карту):

  • 1. В самом левом краю залива в 3 км от «Ледяного» (на 3 палатки)
  • 2. На ПБ напротив последнего из двух островов недалеко от порога «Ледяной» (на 2 палатки)
  • 3. На ЛБ на полке в 1 км до ПП Суны на 90 градусов (маленькая)
  • 4. На ПБ недалеко за этим поворотом
  • 5. По берегам левого залива, соседнего с озером Лавалампи
  • 6. На ПБ мыса Суны с Викшеозером (большая)

Мы остановились в 13.45 на просторной стоянке, одной из п.5 на ЛБ Суны недалеко от впадения в озеро Лавалампи. Ф-19. Распогодилось, выглянуло солнце. Т +16С. ЧВХ – 3 часа 20 мин. Расстояние – 18 км.

 

 

Ф-19

 15-й день, 25 июля, четверг

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Завтрак в 8.45. Выход в 10.00. Переменная облачность, приятно тепло. Т +24С.

При впадении Суны в озеро Лавалампи нужно уходить вправо к Викшеозеру. Встав на водный простор, заметили ещё ряд стоянок (см. карту):

  • 7. При выходе Суны на дальнем берегу озера Лавалампи
  • 8. Недалеко за ближайшим мысом на ПБ Викшеозера
  • 9. Далее по ПБ Викшеозера
  • 10. На лесистом острове Викшеозера чуть сбоку от хода движения

Чтобы добраться до конечной точки маршрута, нужно попасть в нужную протоку Суны из Викшеозера. Чтобы её не пропустить – идти ближе к левому берегу Викшеозера. Из протоки видна деревня Койкары. Ф-20. Перед ней на ЛБ стоянка.

Ф-20

Продолжая путь ближе к левому берегу, после ЛЭП держать курс на мыс ЛБ. Напротив, на ПБ есть стоянка.

После мыса идти налево до выступающего мола на ЛБ, подходящего к остаткам моста. Ф-21. Мол представляет собой удобную площадку под палатки и для антистапеля. Ф-22. Здесь наш маршрут по Суне закончился. На финише были в 12 часов. ЧВХ – 2 часа. Расстояние – 10 км.

 

Ф 21-22

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019

Справа Суна упирается в старую плотину, и река за ней представляет сухое русло и интересна для прогулочного осмотра. Суна в этом участке в 350 м представляет собой памятник природы регионального значения «Гирвасский разрез каньона реки Суны».

Если пойти по дороге на Гирвас, через 2 км начинается сам населённый пункт с магазинами. Возле таблички «Парк Гирвас» свернуть налево и через 2 км перед вами геологический природный парк «Гирвасский вулкан». Здесь можно осмотреть палеовулкан, прикупить карельских сувениров с гирвасским колоритом, покормить форелей на рыбоферме (50 руб.), отведать гирвасских гостинцев в кафе. Взрослый билет в парк стоит 100 руб., студенческий – 50 руб.

В некоторых источниках упоминается выход к палеовулкану и завершение маршрута, проплыв через Пионерный канал.

16-й день, 26 июля, пятница

На 8.30 был заказан автобус из Петрозаводска (предоплата составила 500 руб.) водитель приехал в 8.15. Загрузились и отъехали в 8.40. В 10.15 были в Петрозаводске. Выгрузились недалеко от вокзала, так как на привокзальной площади из-за глобального ремонта вокзала парковаться было нельзя. Следует это учитывать при выброске в Петрозаводск, так как ремонтные работы на вокзальном комплексе ведутся уже не первый год.

О выброске с маршрута лучше позаботиться заранее, так как трасса проходит в стороне от Гирваса. Не с первой попытки подобрали недорогой трансфер. По транспорту: +7-911-411-0330 (Алексей). Водитель (Сергей) пунктуальный, автобус комфортный, поездка спокойная.

 

6. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Пройденный группой маршрут соответствует 2-й категории сложности и пройден без аварийных ситуаций. Река оказалась интересной как в спортивном, так и в познавательном плане.

Маршрут может быть интересен для учебно-тренировочного похода (наличие большого количества шивер и порогов, как простых, так и сложных с организацией страховки), также и для семейного отдыха с детьми (наличие оборудованных стоянок на всём протяжении маршрута). Под разные сроки и задачи похода можно подобрать оптимальный маршрут (см. раздел «Общие сведения о реке Суна»).

Сложность представляет поиск стоянки в высокий туристский сезон – река пользуется популярностью как у самодеятельных, так и у коммерческих туристских групп.

С осторожностью следует относиться к выбору стоянки возле крупного посёлка Поросозеро – он расположен по обоим берегам Суны. К слову, в плане населённости Суна вполне комфортная река. На маршруте всего три населённых пункта: Поросозеро, Линдозеро, Койкары, не считая старта и финиша.

В техническом отношении наиболее сложными показались следующие пороги:

 «Мельничный» (извилистость на коротком участке и сложная траектория движения в последней ступени);

«Корбикошки-1» (отсутствие явно выраженной линии движения);

«Лебикоски» (многоступенчатость, мощь струи, перепад, скорость слалома);

«Руозмикоски» - «Блин» (сложность правильного захода в порог).

Наиболее удачно на маршруте ведут себя каркасно-надувные суда с самоотливом. Чистым каркасникам следует иметь фартуки и юбки – валы в порогах заливают за борта.

При планировании сплава по Суне с озёрными переходами следует подбирать сопоставимые суда по скорости. В противном случае на открытых участках отставание чистых надувашек от каркасников становится критическим. Это особенно важно при пересечении крупных водоёмов, как озеро Гимольское и дефицитом стоянок на длинном отрезке маршрута.

Самое удобное время для сплава – июль, август. Суна в это время наиболее полноводна. Сезон ягод, грибов (нам, увы, в этот год не повезло). Комфортный температурный режим.

Удобная заброска и выброска. Однако, чтобы не испортить впечатление от отдыха, о трансфере от и до поезда лучше позаботиться до похода, благо выбор компаний и частников-перевозчиков большой.

 

7. КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

 Условные обозначения, используемые на картах.

Отчёт о водном походе по Суне июль 2019Отчёт о водном походе по Суне июль 2019

Ссылка на карты в оригинальном качестве "https://yadi.sk/d/KYybtn31UOFVkQ" rel="nofollow"

Ссылка на видеофильм этого похода "https://www.youtube.com/watch?v=FESL78RTBnY" rel="nofollow"

 


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию