18 января 2013
Год путешествия: 2001
Автор - Григорий Кронин

Астраханская область, Харабалинский район

г. Харабали - р. Ахтуба - Селитренное - ерик Банный - р. Митинка - о. Шамбайский - ерик Кирпичный - р. Ахтуба - дер. Лапас

Экипаж:
Григорий Кронин, 27 лет
Сергей Васильевич Иванов, 31 год
Байдарка "Нева-3"
Цель похода: знакомство с регионом, отдых от городской жизни, поедание свежих арбузов, овощей, фруктов и рыбы. Хотя удалось поймать немного рыбы, такая цель не ставилась. Большинство туристов приезжает на Ахтубу именно ради рыбацких трофеев - таким профессионалам наше отношение к рыбалке покажется кощунством.
По странной случайности в нашей компании два человека носят имя Сергей Иванов - героем этого описания будет Сергей Васильевич Иванов - не путать с Сергеем Георгиевичем.

Особенности туризма в регионе. Волго-Ахтубинская пойма давно освоена и заселена человеком. Путешествуя здесь, не следует рассчитывать на полное одиночество. Поэтому наше путешествие даже не является походом в полном смысле этого слова, поскольку при желании в любом прибрежном селе можно завершить плавание или пополнить запас продуктов на рынке или в магазине. По берегам есть деревни, соответственно, на воде встречаются моторные лодки, приезжие и местные рыбаки. Имеется несколько постоянных баз отдыха.
Зная о том, что места вдоль Ахтубы населённые и популярные среди отдыхающих, мы ожидали встретить толпы рыбаков и туристов, ведь сентябрь и октябрь на Ахтубе - "бархатный сезон". Оказалось, что всё не так страшно - это было основным впечатлением первых дней - есть много безлюдных мест, удобных для стоянки, отдыха и рыбалки. Там, где автомобильный подъезд к воде затруднён или невозможен, обычно никого нет. По берегам Митинки и около острова Шамбайский рыбаков и отдыхающих немного.
Никаких документов с печатями от рыбнадзора для плавания по Ахтубе и ловли рыбы мы не имели, скорее всего, для нас это и не требовалось. В 2002 году в прессе появились сведения о том, что администрация Астраханской области собирается ввести регистрацию отдыхающих и брать плату с приезжих.
Погода. Большую часть похода было тепло - около 20-22 градусов днём и 10-15 ночью. Но на четыре дня резко похолодало, ночью до заморозков, которые вновь сменились тёплой погодой. Мы заметили чёткую закономерность (возможно, это была случайность!) - северный ветер приносит тепло, а южный (с Каспийского моря) приносит холод. Безветренных дней почти не было, как и дней, когда невозможно было плыть из-за ветра. Иногда ветер не стихал и ночью. Солнце вставало примерно в 8:00, садилось в 19:20. Влажность невысокая - мокрые вещи быстро сохнут на ветру даже в пасмурную погоду. Было два-три дождливых дня, но через полчаса после дождя трава и деревья уже сухие. Один раз прошла сильная гроза. Комаров и других неприятных насекомых осенью нет.
Вода. В Ахтубе и ериках - мутная, кое-где непрозрачная, цвета какао. В воде очень много жизни - водоросли, тина, мелкие букашки, лягушки. На мелководье ветер поднимает со дна муть. После кипячения вода вполне пригодна для питья, никакого привкуса мы не заметили. Температура воды в Ахтубе около 16 градусов. Пляжей с удобным для купания дном и подходом к воде много только на Большой Волге, но там и вода холоднее. Течение заметное, 2-3 км/ч. В местах сужения русла на Ахтубе течение заметно ускоряется. Не встретилось никаких препятствий плаванию на байдарке.
Стоянки. Есть повсеместно, за исключением населённых берегов. Везде, где есть деревья и кустарники - дрова в изобилии, рубить деревья не нужно, достаточно собрать сухие сучья. В случае аварийной стоянки вдали от деревьев вполне реально рассчитывать на плавник. В местах, где к воде подходят автодороги, стоянки, как правило, оказывались заняты автомобилистами. Вблизи селений по берегам гуляет скот. Есть несколько особенно популярных мест, где из-за обилия отдыхающих могут быть затруднения с поиском стоянки - окрестности Селитренного, ерик Банный, Трёхречье. На Митинке и в Большой Волге полное безлюдье, есть хорошие стоянки.
Рыба. Не считаем себя вправе давать советы по рыбной ловле. Хороший способ купить рыбу - завести знакомство с местными рыбаками. Нам с этим повезло, надеюсь, повезёт и другим. Стерлядь ловят только сетью. Осетрины у местных рыбаков мы не видели. Мелкую рыбу даже при отсутствии рыболовного опыта можно поймать самостоятельно. Чёрную икру могут предложить браконьеры по цене от 2000 рублей за килограмм.
Местное население. Никаких проблем и конфликтов с местным населением у нас не было. Хотя, по слухам, молодёжь иногда промышляет воровством у отдыхающих. Сами мы ничего такого не видели и от встреченных отдыхающих не слышали. В левобережных сёлах много казахов, но русский язык понимали все, к кому мы обращались. Нанять машину для перевозки вещей не проблема, стоит недорого.
Продукты. Во всех прибрежных сёлах есть продовольственные магазины с обычным набором товаров. Молоко можно купить на молочных фермах и в сёлах, но не везде. Лучше спрашивать молоко на фермах после утренней дойки. В маленьких или удалённых от шоссе сёлах (Лапас, Заволжское) рынка нет. Хороший рынок в Харабали. В Селитренном небольшой рыночек около шоссе. Надёжно рассчитывать купить арбузы и дыни можно только в больших селениях - например, на рынке в Харабали. Купить арбузы в Селитренном и, тем более, на небольших фермах, нам не удалось. В Астрахани на рынке у вокзала арбузы тоже не продавались. Самый надёжный способ купить с собой на обратную дорогу арбузов и дынь - рынок на станции Верхний Баскунчак, где поезда стоят по 20 минут и более. Работает круглые сутки (мы покупали в 2 часа ночи), всё поднесут прямо к вагону, если нужно, перетащат через пути. Арбузы и дыни (от 5 до 10 рублей за штуку), помидоры, лук, яблоки (15-25 рублей за ведро), виноград (5-10 рублей за килограмм).
Транспорт. Вдоль левого берега Волго-Ахтубинской поймы проходит шоссе Волгоград - Астрахань. Ходят междугородные автобусы с остановками у каждого села. Мы, однако, автобуса на Астрахань не дождались и воспользовались частным извозом. Остались довольны. Извозчики-таксисты ездят по трассе регулярно, можно также нанять машину непосредственно в селе. Железная дорога со станцией, где останавливаются поезда дальнего следования, подходит к воде только в Харабали и Аксарайской. На остальных станциях (Ашулук, Хошеутово, Досанг) останавливаются не все поезда. По словам водителя из Лапаса, многие москвичи уезжают домой через станцию Досанг. Мы возвращались через Астрахань, купив заранее билет в купейный вагон. Кстати, плацкартный вагон не советуем. Едет много сомнительной южной публики - цыган, таджиков.

Недостатки маршрута
1) Перенаселённость некоторых мест автотуристами. Особенно выделяются в этом смысле окрестности Селитренного с удобным подъездом к реке через паром. Кое-где под каждым кустом стоит машина с московским номером. Мы ожидали встретить на реке гораздо больше народу, но, тем не менее, это недостаток. Зависит от времени года.
2) Вблизи сёл - обилие скота и, соответственно, навоза. Впрочем, как известно, корова производит не только навоз.
3) Почти полное сведение древесной растительности на большей части ерика Казачьего.

Календарь похода

5.10 Астрахань Автомобиль
5.10-7.10 Санкт-Петербург Поезд
Всего - 107 км

Ни один из нас раньше в Астраханской области не был, но мы слышали рассказы друзей, там побывавших. Рыба, жадно бросающаяся на пустой крючок. Огромные арбузы и дыни. Летняя жара с апреля по октябрь. И всё такое прочее, очень привлекательное. Мы заглянули в интернет-конференции типа www.fishing.ru, из которых сложилось впечатление, что на Ахтубе круглый год идёт рыбная ловля по-крупному, пойманная рыба весом меньше килограмма рыбой не считается и с почестями отпускается обратно в речку. Возникло также опасение встретить на Ахтубе огромное столпотворение рыбаков и туристов. Не придётся ли, плывя по реке, внимательно следить, как бы не столкнуться со встречной лодкой или не угодить под попутную, не запутаться в чьих-нибудь рыболовных сетях? Оправдались все хорошие ожидания, многое нас приятно удивило. Все опасения оказались напрасными.

Дневник похода

21-23 сентября. Дорога.
Поезд Санкт-Петербург - Астрахань отходил из Петербурга вечером 21 сентября, а прибывал в Харабали днём 23 сентября.
В Саратовской области ночью любовались на чистое звёздное небо и Млечный Путь. 23 сентября утром, выглянув в окно вагона, мы увидели степь. Стада овец, верблюды, и почему-то очень много линий электропередачи во всех направлениях. На станции Верхний Баскунчак мы впервые свели близкое знакомство с местными дарами природы - дынями и виноградом. Вскоре на западе показалась зелёная полоска - это Волго-Ахтубинская пойма - множество больших и маленьких проток и озёр. Где вода, там жизнь - деревья, сады. Город Харабали после степи показался прохладным оазисом.

23 сентября. Харабали.
На станции Харабали (стоянка 2 минуты) из поезда вышло всего несколько человек, в том числе мы с двумя огромными рюкзаками. Безлюдно. Никто никого не встречает. В одиночестве движемся к площади перед вокзалом, где ещё сохранились следы автобусной остановки, которая когда-то была здесь. Знакомимся с местным жителем, водителем "Жигулей", который всего за 30 рублей любезно согласился отвезти нас к ерику Ашулук с промежуточной остановкой на рынке.
О склонении слова Харабали. Мне казалось, что слово Харабали не склоняется так же, как Сочи, Тбилиси, Нерюнгри и многие другие, поскольку название города явно происходит не из славянского языка. Таким образом, словосочетание был в Харабалях является по меньшей мере просторечным, если не совсем неправильным (сравните: в Тбилисях?). В "Справочнике по правописанию и литературной правке" (Д.Э. Розенталь, М."Книга", 1978) точного ответа на вопрос о склонении слова Харабали найти не удалось. Однако, большинство русских людей, от которых я слышал название этого города, склоняют его. Более того, на одной из главных улиц сохранились с советских времён плакаты, повествующие об этапах славного пути строительства коммунизма в городе. На этих плакатах название города склоняется. Где правда? Не знаю.
Итак, мы в Харабали или в Харабалях. Жарко и сухо, светит солнце. На рынке купили зелень, лук, арбуз. Дынь нет. Все цены, по нашим питерским понятиям, очень низкие.
Высадились из машины на берегу ерика Ашулук возле коровьего брода. Почему-то это место нам отрекомендовали как парк. Просто деревья стоят у реки. Стволы деревьев волосатые. "Ага, вот почему парк - это, наверное, какой-то вид пальмы". Пальмы оказались ивами, у которых нижние части стволов покрыты воздушными корнями, нужными дереву во время половодья. Эти корни облеплены высохшими остатками водорослей.
Собираем байдарку.
15:00. Отплываем. Наша цель сегодня - дойти до Ахтубы (6 км) и пройти по ней вниз ещё 11 км до второго острова, где уже третий день стоят наши друзья-рыболовы из Петербурга. Плывём по ерику на юго-запад против несильного течения, дует южный ветер. Первое и основное впечатление от реки - мало народу. По берегам изредка встречаются рыбаки. Мы ожидали гораздо больше. Берег песчаный, крутой, порос деревьями. Следы весеннего подъёма воды метров на пять-семь. Сейчас уровень воды низкий. Торопимся, нас подгоняет приближающийся вечер и уха, обещанная друзьями на Ахтубе.
16:10-16:45. Отдыхаем на косе у истока ерика Ашулук. В 1 км к северу виден паром. Подкрепляемся арбузом и мясным паштетом.
16:45-18:40. Быстро гребём по Ахтубе вниз по течению. С тревогой наблюдаем, как солнце стремительно катится к горизонту. На реке проходим несколько мест, где рыбаки ловят рыбу с резиновых лодок на небольшом расстоянии друг от друга. Видимо, знают рыбные места. Успеваем на остров за 20 минут до темноты, в сумерках. Встречаем друзей, которые как раз заканчивают рыбачить. Ухи нет. Костёр не горит. Оказывается, бурлящая вода, которую мы видели на Ахтубе - бой жереха.
20:30. Ужин. Рыба с гречкой, рыба в пиве, рыба-селёдка, рыба копчёная. Очень вкусно.

24 сентября. Остров на Ахтубе.
8:20. Сегодня никуда не поплывём, отдохнём с дороги и попробуем половить рыбы. Рыбаки из нас никудышные, но вдруг повезёт? Слава, Сергей, Юра-старший и Юра-младший, с которыми мы проводим этот день - настоящие рыбаки. Не только имеют хорошие удочки, но и знают, куда и когда их нужно закидывать. Снаряжения рыбацкого и иного у них много - чтобы с комфортом провести целый месяц. За четыре дня до нас они приехали на поезде из Петербурга и добрались до острова на двух лодках. Слава и Сергей рано утром поймали жереха на 1400 г, несколько щук, окуней.
9:00. Кидаем спиннинг с косы в северной оконечности острова. Видно, как плещется рыба под корягами, но туда спиннинг не кинешь - сразу зацепится так, что не достанешь. Вчера здесь было поймано несколько жерехов. Течение быстрое, сносит блесну. Сергей купался, чтобы отцепить её от коряги. Он же поймал двух окуней и отпустил их - маленькие. Конечно, в Ленинградской области или в Карелии мы бы их не отпустили, приготовили бы уху, а здесь вроде как несолидно со столь мелкой рыбой связываться. Это в основном под впечатлением более опытных друзей, которые и килограммовую щуку не всегда считают рыбой, достойной внимания.
На острове недалеко от нашей стоянки есть "лужа" - небольшое, метров 100 в диаметре, озерко, соединённое с Ахтубой узкой протокой в южной части острова. В эту лужу мы тоже попробовали кидать спиннинг. Рыба есть, но не рыба - небольшие щуки-карандаши, которых отпускаем восвояси. Гуляя по острову, в чаще леса нашли странный предмет - кусок бересты. До ближайшей берёзы сотни километров. Видимо, бересту использовали для растопки приезжие рыбаки. Берём с собой ценный растопочный материал, впоследствии он помог при разведении костра под дождём.
15:00-16:00. Едим уху, очень вкусно. Сергей утверждает, что видел на острове орла, Юра-старший - черепаху, Слава - цапель. Я видел несколько ужей.
16:15-17:30. Рыбачу на "луже". Поймал 4 краснопёрки на хлеб. Хоть и не рыба, а кладу их в ведро, где друзья солят рыбу.
16:00-19:00. Сергей снова рыбачит на северной косе. Утверждает, что поймал и отпустил маленького судака. На острове кроме нас стоит группа москвичей на восточном берегу (мы на западном). Сергей гулял по острову, встретил их, поговорили. Москвичи - "матёрые" рыбаки, ездят на это место уже 25 лет.
20:00. Дождь, гроза. Смотрим с берега, как вдалеке сверкают молнии. Ужин - рис с тушёнкой. Завели долгий разговор о рыбалке, который плавно перешёл на другие темы и завершился обсуждением различия между кастратом и евнухом. Я в это время уже дремал в палатке под шум небольшого дождя.

25 сентября. Ахтуба.
Сегодня мы покинем наших гостеприимных друзей и отправимся в самостоятельное плавание. Сергей Васильевич снова встал рано и раздул костёр из вчерашних углей.
8:40. Пьём чай, собираем вещи к отплытию. Погода прекрасная, +22, ясно. Собираемся заглянуть на ферму на правом берегу, хотим молока, арбузов, помидоров. Особенно арбузов. Кто-то предупреждал нас ещё до похода, что по Ахтубе частенько проплывают на катерах местные жители, у которых можно купить фрукты, овощи и молоко. Такого пугающе цивилизованного сервиса мы не встретили. За сутки мимо острова прошла всего одна рыбацкая моторка. На берегу напротив нас выше по течению стоят отдыхающие, три машины, ночью горел электрический свет.
10:00. Отплываем. Погода благоприятствует - тепло, ясно и безветренно. Юра-младший на прощание сделал вот эту удачную фотографию.
10:30. На ферме - свиньи, гуси, коровы, лошади. Один дом. Всё трудоспособное население работает вдали от дома. Медлительная бабуля ничего продавать не хочет и советует сплавать к фермочке, находящейся на другом берегу прямо напротив. Так и поступаем. Но на ферме напротив, совсем маленькой, никого нет, кроме собак, которых Сергей сразу же принялся строить по росту и фотографировать. Собаки-непоседы всё время вертелись и получились на фотографии плохо.
12:00. Проходим Трёхречье. Здесь Ахтуба разделяется на три реки - собственно Ахтубу (налево), Мангут или Криушу (прямо) и Харабалык (направо). У самого места, где река разделяется, на небольшом пятачке посередине реки стоят больше десятка рыбаков на резиновых лодках. Видимо, рыбное место. Прямо на стрелке находится база отдыха. Именно эту базу иногда упоминает Станислав Радзишевский в передаче "Рыбный день" на радио "Маяк". Притягательное место для многих рыбаков-любителей. Пристаём. Около причала за толстую леску привязан крупный сазан, которого недавно поймали местные отдыхающие. Спрашиваем у разговорчивого дядьки, где можно купить стандартный набор продуктов. Дядька посоветовал заглянуть на казахскую ферму, которая находится в 200 м ниже базы. На ферме - казах, казашка и злые собаки-овчарки. Под видом сметаны покупаем какую-то жирную жидкость, для желудка, впрочем, безвредную. Поплыли дальше. Наш путь лежит на северо-восток по Ахтубе, в направлении Селитренного. Проходим большой остров Жоржин, на котором плотно растут невысокие кусты.
13:10-13:40. На правом берегу ферма, помеченная на карте словом "Рассвет". Без особой надежды подхожу к дому, но, увидев коров и коровник, начинаю надеяться на лучшее. Поздоровался с трактористом, он позвал хозяйку. Хозяйка подошла через 10 минут и предложила пятилитровую бутыль молока из холодильника. Наученный горьким опытом, прошу сначала попробовать. Молоко вкусное! Берём. Дом одноэтажный, каменный, несколько квартир. Сейчас живут сезонные рабочие, поэтому народу много, человек пятнадцать. На крыльце детали конской упряжи, всякая крестьянская утварь. Рядом несколько видавших виды тракторов. Помидоры тоже есть, но не на продажу. Жаль. Около сарая - куча высотой в рост человека, состоящая из пустых бутылок, в основном из-под водки. Почти все на ферме казахи, между собой говорят по-казахски, хозяйка вроде на вид русская, но тоже говорит с работниками по-казахски.
13:40-14:10. Увидели посередине реки котёл жереха, решили попытать счастья, покидать спиннинг. Я правлю, удерживая байдарку против течения, Сергей кидает спиннинг в котёл. Итог - потеряли две блесны. Ничего не поймали, но занятие очень азартное, особенно когда крупные рыбины высовываются из воды у самой лодки. Течение заметное, но котёл по течению не движется, стоит на месте.
15:20. Останавливаемся на стоянку на левом берегу, напротив небольшой фермы. Стоянка находится на мысу, с одной стороны - Ахтуба, с другой - небольшой ерик. Густой лес, трудно через него продираться - бурелом и колючки. Нет следов человека, кроме обрывков снастей на берегу. Удивительное дело - такого мы ещё не наблюдали никогда - на реке шум, самый настоящий шум. Это плещется рыба. Местами вода будто кипит, видно спины и хвосты. Так продолжалось до вечера, пока не стемнело совсем. Сергей поймал на спиннинг небольшого судачка. Решаем не отпускать его. Хватит! Во что бы то ни стало поймаем ещё и сделаем уху.
19:30. Стемнело, и река умолкла. Последними угомонились лягушки, которых здесь видимо-невидимо. Ожил лес. Трещат сверчки. В лесу мелькают в отсветах костра странные тени и слышатся странные звуки.
20:00. Ложимся в палатку, уже совсем темно. Записываем впечатления. Одно из основных впечатлений - мы ожидали увидеть здесь в сто раз больше народу. За три дня встретили три моторки. Там, где к реке не подходят автомобильные дороги (как, например, сейчас), тихо и безлюдно. Несколько раз сегодня видели цапель. На деревьях следы ила, нанесённого в половодье.

26 сентября. Селитренное.
8:40. Ночью шёл небольшой дождь. Дует ветер. Пасмурно. Почва сухая - песок при низкой влажности быстро высыхает после дождя. Собираемся в путь при сильном ветре, но около самой реки дует заметно слабее, чем на яру. У поверхности воды опять плещется рыба.
10:55. Гребём вниз по течению, любуемся окрестностями. Два раза попадаем в котёл жереха, кидаем спиннинг, но всё безуспешно.
12:00-12:40. Сильный дождь. Надеваем юбки, задраиваемся и гребём дальше. Проходим устье Ашулука. Берега заросли низким лесом, кое-где бродит скот. Увидели за 2 километра дома Селитренного на крутом левом берегу.
13:00. Пристаём на левом берегу около причала парома. Сергей отправляется в село за покупками. Паром выглядит так: два сцепленных понтона, к ним сбоку крепится судно-буксир. С другой стороны тянется трос. Рядом около берега стоят два таких же буксира, один из них под парами. Машины (по 5-7 штук) съезжают с парома на песок, потом взбираются по укатанной песчаной дорожке на крутой берег. За время, пока Сергей ходил в село (час с четвертью) паром сделал три рейса туда и обратно. Рядом с причалом парома - залив, в котором плавают несколько десятков лебедей. Судя по карте, в паре километров отсюда археологи раскопали Сарай-Бату - древнюю столицу Монголии.
Рынок находится на шоссе, в полукилометре от реки. Это даже вовсе не рынок, а три бабульки, без арбузов. Рядом закусочная и магазин. Купили дыни по 5 рублей за штуку, ведро помидоров за 15 рублей, картошки, лампочку для фонарика.
14:40. Когда Сергей вернулся к парому, я уже начал слегка замерзать на ветру, согревало меня лишь наблюдение за не слишком оживлённой переправой.
15:00. По сравнению со вчерашним днём немного похолодало. Температура +15, ветер не прекращается. Пересекаем Ахтубу и встаём на стоянку на западном берегу лесистого острова напротив Селитренного в истоке ерика Банного. Название острова на карте не подписано. Мы на острове не одни. Есть также коровы, лошади (соответственно, навоз кое-где валяется), рыбаки неподалёку от нас стоят. Готовим вкуснятину - свежая картошка, тушёнка, майонез, помидоры, зелень, дыня. Дрова искать не нужно, они валяются везде, много упавших сухих сучьев.
17:30. Сергей отправился ловить рыбу на спиннинг. В протоке, омывающей остров с запада, поймал 5 щук-карандашей, 1 окуня и несколько совсем уж маленьких щурят пришлось отпустить. Решаем остальных не отпускать и завтра сварить уху из всей этой "не рыбы" и вчерашнего судака. Я поклялся во что бы то ни стало приготовить хорошую уху. Протока, отделяющая остров с запада, узкая (20 м) и настолько мелкая, что в одном месте её можно перейти по топкой отмели, не промочив ботинки. С противоположного берега протоки за нами наблюдают два двугорбых верблюда, светлый и тёмный. Это очень колоритно!
19:30. Мимо стоянки прошли десяток лошадей и корова с очень мерзким колокольчиком. Затем корова ушла, но местная скотинка в покое нас не оставила - вдруг в кустах затрещало, и в свете фонаря показался бык, за ним несколько коров и верблюд, а за ним ещё один. Сергей побежал фотографировать верблюда, догнал его, но тот позировать отказался. Скот удалился по своим делам, и мы спокойно заснули.

27 сентября. Ерик Банный.
7:40. Ночью было холоднее, чем в предыдущие ночи. Небо с утра ясное, выпала роса. С нетерпением ждём, когда же верблюды пойдут обратно с пастбища на ферму, но так и не дождались. Готовлю уху, а Сергей пытается ловить рыбу, но недолго - пока не раздался крик "уха готова!". Основной недостаток ухи - её получилось слишком много, каждому по две миски. Вкусно. Сержусь, что Сергей ловит слишком много рыбы, из-за чего уха получилась чересчур жирная и наваристая.
9:00. Появляются облака, собирается дождь. Можно плыть на юго-восток по Ахтубе или повернуть на юго-запад в ерик Банный. Выбираем второе - это нам кажется более интересным.
11:30. Вперёд - в ерик Банный! Грести не обязательно, течение и ветер попутные. Дождь прошёл стороной. Деревья по берегам ерика есть не везде, кое-где поля и пастбища подходят прямо к берегам. Проходим турбазу "Алимовский плёс". Несколько раз встречаем на воде стаю лебедей. Сергей разглядел, как недалеко от берега плещется рыба. "Жерех" - подумали мы и направились к этому месту кидать спиннинг. Течение быстрое (река сужается), пристать трудно, берег вязкий. Вдруг под корягой и около неё замечаем несколько больших лягушек. Наводим на них фотоаппарат, а когда глаза привыкают к тёмно-зелёному цвету, ахаем от удивления - лягушек гораздо больше, десятки, сотни лягушек сидят на кочках на крутом берегу. Время от времени то одна, то другая лягушка прыгает в воду, а, поскольку берег крутой, то видно это издалека. В то же время некоторые лягушки карабкаются из воды на берег. Плескалась не рыба - это были лягушки, именно их плеск мы приняли издалека за рыбу. Я всерьёз жалею, что не умею готовить лягушек. А то ведь рыбу ещё поймать надо, а лягушки - вот они, хватай руками сколько хочешь. Кстати, впоследствии у меня ещё не раз был повод об этом пожалеть - такое их здесь изобилие. Большие, толстые, почти не боятся человека, позволяют держать себя на весле.
В устье ерика ищем стоянку, но безуспешно. На правом берегу стоянки хорошие, но всё занято, так как поблизости автомобильная дорога. На левом берегу пастбище, скот гуляет. Останавливаемся на правом берегу Харабалыка, прямо напротив слияния с ериком Банным. Ниже этого места река называется Митинка. Очень красивое место. Хороший обзор, удобный спуск к воде и дрова в изобилии.
15:30. Есть ещё не очень хочется (после ухи!). Пьём чай, едим помидоры и дыню. Прямо напротив два рыбака с моторной лодки поймали жереха. Они ловили его на блесну, тянущуюся за лодкой на очень длинной леске.
16:30. Рыбалка. Я поймал на поплавочную удочку краснопёрку, а на спиннинг двух маленьких щук и окуня. Сергей не поймал ничего, несмотря на то, что в поисках рыбы отправился на соседний ерик, текущий параллельно Харабалыку на полкилометра западнее. Самое заметное растение здесь - колючка. Стоит пройтись по траве, и к одежде прилипает несколько десятков колючек, образующих кое-где густые заросли. Даже к шнуркам норовят прицепиться.
19:30. Ужин. Похолодало до +10, небо снова очистилось.

28 сентября. Митинка.
9:20. Подъём. Ночью я несколько раз просыпался из-за холода. Сергей в пуховом спальнике спал хорошо. Утром ясно, стоянка ярко освещена. На солнышке можно погреться, но отнюдь не жарко, дует сильный южный ветер. На реке ни души, даже рыбаков не видно.
11:55. Старт. Ясно, ветер южный, встречный. Кидаем на ходу спиннинг и вытаскиваем крупного окуня. Через три километра останавливаемся на отдых на крутом правом берегу. Я кидаю спиннинг, но рыба не клюёт. К нам подходит пастух с овечками. Здороваемся. Пастух смотрит как я ловлю рыбу и советует дать блесне опуститься поглубже и только потом вытягивать её. Так и делаю, и сразу ощущаю поклёвку. Рыба берш - переходная форма между судаком и окунем. Довольно большая для нас - граммов на семьсот. Вместе со вчерашним уловом и сегодняшним окунем для ухи достаточно. Сергей в это время ловил на суше, поймал ужа, который мирно грелся на солнышке. Рассмотрев ужа вблизи, отпускаем его, но он не хочет уползать, делает вид, что умирает. Неужели сломали ему шею? Бросаем ужа в воду, и он стремительно уплывает, держа голову над поверхностью. Понял, что его вправду отпускают и перестал притворяться.
По берегам растут деревья, встретилась кошара на правом берегу (два дома), потом ещё одна на левом. Ищем стоянку за 4 километра до слияния Митинки с ериком Кирпичным. На левом берегу заманчивый густой лес, но берег там неудобный - топь, бурелом.
15:40. Встаём на правом берегу среди высоких тополей. Оборудуем стоянку и готовим уху. Уха получилась лучше чем вчера. Рыба лучше и повар (это я) опытнее. Сергей хвалил уху больше обычного, просил добавки и ел её даже холодную.
Это место удалено от селений и дорог, здесь много дичи - утки, орлы, цапли - больше, чем мы видели раньше. Ветер к вечеру слегка ослаб, но не стих. Все вещи на стоянке нужно надёжно закреплять, а то улетят. Ближайшее село на нашем пути - Заволжское, у впадения Митинки в Большую Волгу. До него 12 километров, Хорошо бы завтра зайти в село, разведать насчёт арбузов и, возможно, даже осетрины. Здешняя вода и в тихую погоду мутная, а сегодня из-за сильного ветра муть поднялась со дна, вода около берега совершенно непрозрачная, напоминает густое какао. Для добывания воды Сергей приспособил палку-коромысло. Но всё равно достаём грязную воду. Кипятим её долго. Обрабатываем посуду спиртом.

29 сентября. Дождь.
9:00. Всю ночь дул сильный ветер, вещи пришлось крепко привязать, колышки палатки забить с особым старанием. Утром небольшой моросящий дождь, небо затянуто низкими тучами. Продолжает дуть сильный южный ветер. На реке волны с барашками. При рассмотрении в бинокль самые большие барашки оказались стаей лебедей, находившейся на виду несколько часов, перелетающей с места на место. Поодаль заметили ещё несколько стай. Решаем сегодня не плыть - дождь, сильный встречный ветер, и у меня слегка побаливает живот (от обжорства?). На Большой Волге, от которой мы на расстоянии одного перехода, такой ветер нагонит волну, которую лучше благоразумно переждать.
11:30. Ветер слабеет и к вечеру совсем стихает. В середине дня дождь кончился, проглянуло солнце. Используем свободное время для мелкого ремонта снаряжения и заготовки дров. Особенность стоянки - здесь не очень много дров. За хорошими дровами приходится ходить метров за сто.
Вечером ловим рыбу. Сергею не повезло, а я поймал маленькую щучку и двух окуней. Зато Сергей нашёл дохлую черепаху, чему был весьма рад. Вечером ставим донку о четырёх крючках, для чего Сергей поймал пять лягушат. Хотели сделать пять крючков, но Сергей долго беседовал с пятым лягушонком и в конце концов отпустил его, сославшись на то, что обещал. Остаётся только гадать, что в ответ пообещал ему лягушонок. Может быть, он сказал, что обернётся принцессой, и обманул - просто прыгнул в реку. Четверых лягушат Сергей осторожно, стараясь не причинять боль (ведь живой и здоровый лягушонок вкуснее дохлого?), привязал к крючкам, и мы общими усилиями закинули это сооружение подальше в реку, где опять вечером плескалась рыба.
18:00. Ветер снова усиливается, несколько раз меняет направление. Иногда моросит дождь. Погода похожа на предыдущий день, но ветер слабее.
19:30. Залегли в палатку спать. Время вроде не позднее, но на улице уже совсем темно.

30 сентября. Заволжское.
Ночью снова дул ветер, мешал спать.
8:00. Сегодня интересный день - нужно успеть в Заволжское за продуктами, а потом ещё где-нибудь ниже стоянку найти. Погода прекрасная! Так красиво, кажется, ещё не было. Светит солнце, небольшие облака, слабый северный ветер, волнение незначительное. Плыть будет приятно. Но сначала нужно вынуть донку. На крючках обнаруживаем живых лягушат, которые, освободившись от пут с нашей помощью, исчезают в траве. Рыбу не поймали, зато лягушат искупали.
10:50. Отправляемся вниз по Митинке. Ветер помогает. На реке никого. Проходим деревню Митинка - несколько домов на правом берегу. Около неё стойбище отдыхающих, две машины.
11:50. Проходим устье ерика Кирпичного. Два мужика рыбачат с моторной лодки, выбирают сеть, машут нам руками. Поздоровались.
- Рыбка не нужна?
- А какая у вас рыбка?
- Пока не знаем, - подождите полчасика, возможно, стерлядка будет.
Cоглашаемся полчасика подождать стерлядки, тем более, что место напротив устья Кирпичного очень красивое. Пристаём к песчаному берегу, взбираемся на яр и греемся на солнышке. Ждём, пока мужики выберут сеть. Через полчаса они пристали к берегу с уловом. Судак на 2 кг., стерлядь 1 кг., три леща по 1 кг. - это то, что мы выбрали себе из улова. Всё это нам предложили купить за 100 рублей, на что мы сразу согласились.
Наверное, рыбаки ожидали, что мы захотим поторговаться, так что сильно обрадовались, на радостях подарили нам арбузы и огурцы, которые брали с собой на обед. Собираются рыбачить до вечера. Познакомились. Батр (старый) и Геннадий (молодой) из Заволжского. Они объяснили (как потом оказалось, плохо объяснили), где в Заволжском удобно пристать недалеко от магазина.
Сергей по их речи предположил, что оба сидели в тюрьме. В Заволжском, говорят, есть чёрная икра, но дорого - по 2200 рублей за килограмм. Осетрина - не сезон, арбузы - поблизости нет бахчи, но можно поспрашивать в селе.
13:40. Пристаём в селе Заволжском, у остатков парома. Лет двадцать назад сюда можно было проехать на автомобиле только через паром, сейчас шоссе связывает село с дорогой Астрахань - Волгоград. В Заволжском есть продовольственный и промтоварный магазины. Местного молока купить не удалось, хотя, по словам жителей, они пользуются магазинным холодильником для хранения своего молока. В этот день всё уже распродали.
14:30. Покидаем Заволжское в ясную погоду, которая стоит с самого утра. Ветер несильный. Здравствуй, Большая Волга! Сразу за Заволжским поворачиваем на запад и на берегу острова Шамбайский находим прекрасную стоянку. Стол стулья, спички, соль, растопка. Во всех отношениях удобное место. По окончании разгрузки лодки я отправился вокруг стоянки осмотреться и, вернувшись, с восторгом сообщил Сергею, что нашёл редкое для этих мест явление природы - хвойное дерево. Сергей пригляделся к нему и узнал мимозу. Не хвойное, но листья совсем маленькие, сохранились увядшие соцветия.
Из больших деревьев на острове особенно заметны ясень и липа. Листья ясеня имеют осенний, ярко-жёлтый цвет, что, в сочетании с зелёными липами и тополями, смотрится красиво под не очень ещё холодными солнечными лучами. Напротив нас отмель, над ней кружат чайки. Село находится напротив стоянки, в полутора километрах, но его не видно - обзор закрывает живописный мыс с широким пляжем. Там тоже есть неплохие места для стоянки. Самое время приготовить уху из стерляди. Принимаюсь за это приятное и ответственное дело. Раньше мы никогда не видели, как устроена стерлядь изнутри, заодно изучаем анатомию хрящевых рыб. У неё действительно есть визига! Сначала обеспечиваю навар при помощи окуней и щучьих голов и хвостов, затем кладу саму стерлядь. Уха получилась замечательная, тем более что мы успели проголодаться. Вкус специфический, очень сытно. Чем-то похоже на скумбрию. Съели по две миски. Едим уху, закусываем помидором, запиваем водкой, как вдруг над нами с шумом хлопающих крыльев пролетел орёл - столь близко, что мы отчётливо разглядели его глаза, клюв и белые крапинки на крыльях. Сфотографировать не успели. Ещё раньше, на Ахтубе, мы несколько раз видели пару этих птиц как в полёте, так и сидящих на песчаной отмели, но на такое близкое расстояние, удобное для фотографирования, они нас не подпускали. Вечер тихий и тёплый. Набежали облака. Несмотря на то, что за ближайшим мысом открывается простор Волги, волнения на реке нет.
20:00. Лежим в палатке, травим байки, слушаем тишину и радио. Решаем следующий день провести на этом прекрасном острове, прогуляться по центральной части и сходить на западный берег, обращённый к Волге.

1 октября. Остров Шамбайский.
8:00. Вечер вчера был тёплый и безветренный, шёл небольшой дождь. Под утро было очень холодно. Я залез в несколько одёжек, но всё равно в лёгком спальнике холодно. Ночью температура опускалась ниже нуля. Небо совершенно прояснилось. Любуемся яркими рассветными красками. Жёлтые листья ясеня в сочетании с водой, небом и криками чаек. Лёгкий завтрак - жареные сосиски с пивом (то и другое вкусное и местное, из заволжского магазина), а также арбуз - подарок рыбаков.
Снова орёл пролетел над нами в том же месте - видимо, работает в дневную смену - охотится. Опять не успели сфотографировать.
12:25. Отправляемся на прогулку по острову. Вещи сложили компактно, так, чтобы было не слишком заметно с воды. На острове никого нет, но по проливу вчера прошло несколько моторок вблизи противоположного берега. Природа острова разительно отличается от природы берегов Ахтубы и ериков. Сразу бросается в глаза необычная и богатая растительность. Много мимозы, она образует заросли, через которые приходится продираться. Растут также спаржа и акация. Нет следов пребывания скота и человека. На удалении от воды, там, куда не добирается вода в половодье, деревья растут редко, много травы и неожиданно мало колючки, хотя и здесь она кое-где попадается. Ищу и не могу найти ни одного растения из тех, что обычны в Ленинградской области. Впрочем, нет, есть одно - подорожник - несомненно, занесено сюда человеком. Двигаясь на юго-запад, натыкаемся на густые непроходимые заросли вдоль пересохшего русла, параллельного Волге. Безуспешно ищем человеческую или звериную тропу, которая поможет его миновать, но не находим. Продираемся через заросли напролом, расчищая перед собой узкий проход между толстых сучьев и зарослей высокой травы.
Поднимаемся на противоположный берег русла, делаем несколько шагов, и нашему взору открывается очаровательная картина. Мы даже не ожидали, что это будет ТАК красиво. Волга, отступив, обнажила песчаную отмель шириной в несколько сотен метров. На отмели много больших и маленьких лужиц, наполненных водой или пересохших. Пугливые птицы, заметив нас, стаями с криком поднимаются над отмелью. Всё это под ярким полуденным солнцем. Видно противоположный, западный берег Волги с посёлком Волжский, пристанью и покинутыми баржами, ржавеющими на суше. По отмели подходим к реке и прикасаемся к волжской воде - она не такая мутная, как в Ахтубе и ериках. Дует крепкий ветер. Буксир толкает баржу вниз по течению. Идём по краю отмели на север примерно километр. Отмель кончается, берег становится круче, лес подходит прямо к воде. Здесь есть стоянка. Прощаемся с Большой Волгой, не хочется отсюда уходить. Можно долго смотреть по сторонам и думать о Разных Вещах.
Наконец, поворачиваем обратно к своей стоянке. Снова пересекаем пересохшее русло, здесь оно более узкое и заросло несильно. По пути продираемся через заросли мимозы. На полянах встречаем несколько мест, где трава плотно прижата к земле, в то время как рядом такая же трава растёт прямо.
13:50. Возвращаемся в лагерь. Сегодня в меню новое блюдо - жареный лещ с рисом, но его ещё нужно приготовить. Сковородка небольшая, поэтому чередуемся - пока один ест рыбу, другой жарит следующие куски.
Вечером полный штиль, надвигается холодная ясная ночь. Луна в полнолунии, светло. В мрачном лунном свете несколько раз с гудением проносятся небольшие стаи уток.

2 октября. Ерик Казачий.
8:00. Подъём. Ночь была ещё холоднее, чем предыдущая. На завтрак жареный судак с луком. Жарить рыбу получается гораздо резвее, чем вчера - наловчились так, что почти не пригорает. Задул южный ветер. Собираемся в дорогу.
11:15. Старт. Сначала нам нужно в Заволжское, пополнить запасы арбузов и халвы. Но перед этим на прощание проходим вдоль Шамбайского острова на юг, любуемся его красотой - такого пейзажа в этом походе мы больше не увидим. На восточном берегу острова доживают свой век две небольшие баржи, около них есть неплохая стоянка.
В Заволжском нам рассказали, что баржи ожидают отправки на металлолом с начала 1970-х годов. Разворачиваемся и гребём к Заволжскому при сильном попутном ветре. Несколько волн перекатываются через байдарку.
12:00. Причалили около села, рядом с истоком ерика Казачьего. Сергей отправился в деревню. В магазине разговорился с местными жителями. Оказывается, на противоположном от села берегу растут грибы - грузди и валуи, за которыми ездят на лодках. Какая-то бабуля, услышав разговор, сказала: "Всю жизнь здесь живу, а ни разу не бывала на противоположном берегу". А до него всего несколько сотен метров. Пока Сергей шатался по селу, я на берегу свёл знакомство с местной детворой, а также с местным жителем, который не представился. Житель рассказал, что весной многие здесь ловят в огромном количестве воблу и сдают улов заезжим заготовителям. Подарили жителю рыболовных крючков по его просьбе. Пожаловались ему на то, что вот уже неделю не можем достать вдоволь арбузов. Услыхав это, один из мальчишек сказал, что у него дома, поблизости, арбузы есть. Сергей отправился за ними и имел следующий разговор с хозяином:
- Здравствуйте! Нам бы несколько арбузиков...
- А зачем они вам?
- Как зачем? Есть их будем.
- Вы что, из Москвы приехали?
- Нет, из Петербурга.
- Так и быть, уступлю вам пару арбузиков, больше не могу - извините, нечем будет коров кормить.
Мы позавидовали местным коровам. Несмотря на их прожорливость, у нас теперь есть два больших арбуза!
12:45. Отплываем в сторону Казачьего ерика, который начинается прямо от Заволжского. Бросаем прощальный взгляд на Шамбайский остров. По рассказам местного жителя, за месяц до нас на нём долго стояли москвичи, на которых работало пол-села. Сдавали лодки, доставляли на остров всякую всячину, продукты и даже живых баранов для шашлыка.
В истоке ерик наполовину перегорожен сетью, по берегам хлам, несколько небольших брошенных судов. Первые несколько километров ерик течёт среди полей, по левом берегу - плантация помидоров. Некоторые из этих помидоров почему-то плывут по реке нам навстречу. Проходим под шоссейным мостом - первым за десять дней плавания. Несколько водокачек в рабочем состоянии, одна из них качает воду. По правому берегу вскоре начинается пастбище, бродит скот - овцы, козы, коровы, свиньи.
Леса нет. Изредка попадаются отдельные деревья, встречаются участки, где на протяжении нескольких сотен метров нет ни одного дерева. Есть мимоза и молодая поросль тополя. Несмотря на недостаток деревьев, дрова есть - по обоим берегам валяется плавник. По нашей оценке, длина ерика (до слияния с Ахтубой - 16 км). Рыбаков почти не встречаем, на обоих берегах попадаются сельскохозяйственные постройки, несколько ферм. За несколько километров до Ахтубы берега повеселее - кусты, отдельные деревья, небольшие рощи. Впадаем в Ахтубу и сразу останавливаемся на стоянку в прибрежных зарослях на самой стрелке. Берег крутой и высокий, но следы тины на деревьях есть и на высоком берегу - весной он, несомненно, затопляется.
Наконец-то можно отдохнуть и попробовать Настоящий Астраханский Арбуз. Очень вкусно! К вечеру ветер успокоился. Луна и лунная дорожка. Странно, что никто давно не стоял здесь, следов чужих костров мы не заметили.

3 октября. Снова Ахтуба.
9:00. Ночью накрапывал дождь, сейчас пасмурно и снова дует сильный ветер, переменивший направление - северный.
11:55. Отплываем вниз по Ахтубе и почти сразу смекаем, что грести не обязательно. Ветер и течение несут нас со скоростью не меньше 3 км/ч. Сергей достаёт спиннинг и принимается рыбачить прямо на ходу, а я рулю, используя весло в основном в качестве паруса. Вскоре поймали маленького окуня и щурёнка. Сомневаемся, отпускать ли их - другой рыбы у нас пока нет. Решаем пока не отпускать. Местность приятнее, чем вчера, растительность богаче, но кое-где попадается скот. Проходим под линией электропередачи. Вдруг Сергей крикнул "есть!", спиннинг согнулся в дугу, а из воды на мгновение высунулась - нет, не щучка! Это была Щука! Большая! Настоящая! Рыба! Гребу к берегу, и осторожно на спокойной воде вынимаем щуку из воды в лодку. Около двух килограммов! Рыбный ужин нам обеспечен. На радостях отпускаем ещё живых окуня и щурёнка, о чём потом пожалели - ухе нужен навар, а уха из одного вида рыбы - не уха, а рыбий суп. Продолжаем путь, и почти сразу Сергей вытаскивает ещё одну щуку, поменьше первой, около килограмма весом. Сергей очень рад, светится от счастья. Он сегодня герой.
14:00. Подходим к селу Лапас. Здесь слева в Ахтубу впадает один из рукавов Ашулука. Поднимаемся по нему вверх в поисках стоянки, но нет подходящего места - берег вязкий, грязный, пологий, от воды до деревьев далеко. Возвращаемся по Ахтубе на триста метров вверх и встаём там. Дрова рядом, место для палатки удобное, вид на реку красивый. Но место посещаемо коровами. Неудобно доставать воду, снова пришлось соорудить коромысло. Рядом небольшой стоячий пруд. Сергей сразу побежал ловить в нём рыбу и поймал ещё одну щуку на полтора килограмма, а я занялся приготовлением ухи, точнее, не ухи, а скорее варёной рыбы. За едой обсуждаем важный вопрос - что делать с таким количеством рыбы?
16:00. Сооружаем из проволоки небольшую коптилку и начинаем коптить щуку. Специй для копчения у нас почти нет, но что поделать - и так будет неплохо.
18:30. Прямо на нас пастух гонит стадо в полсотни коров, направляясь в сторону деревни. Еле удалось при помощи пастуха спасти лежащий под деревом арбуз от прожорливой скотины. Поздоровались. Пастух сказал, что утром погонит коров тем же путём на пастбище, просил не пугаться. Однако, назавтра он мимо нас стадо не гонял, коровы ходили в обход, вдоль Ашулука. Вечером советуемся, куда податься дальше. На 5 октября куплены билеты Астрахань-Петербург. Похоже, что ниже по течению места населённые, мест для стоянки мало. Решаем никуда больше не плыть, а отдохнуть ещё денёк и 5 октября утром уезжать в Астрахань через Лапас. Наш берег отделён от Лапаса небольшой протокой Ашулук, моста нет, но есть брод - воды по грудь. Так что завтра же уложим байдарку в рюкзак.
20:00. Щука аппетитно благоухает над костром, делает вид, что уже готова. Действительно, очень вкусно. Свежатинка. Еле хватило сил съесть всю, последние куски доедали "через не могу". На реке плещется рыба и квакают лягушки. Во второй половине дня потеплело до +22..+24.

4 октября. Лапас.
Ночью было тепло и душно, долго не могли заснуть, несколько раз просыпались и выходили из палатки глотнуть воздуха.
8:40. Подъём и завтрак.
10:00. Отправляюсь в деревню выяснить обстановку и узнать насчёт транспорта. Брод преодолеваю, раздевшись. Рядом с бродом со стороны села стоит не привязанная лодка, можно будет завтра переправить на ней вещи. Первые впечатления от села - всюду песок - на улицах, рядом с домами, на берегу и в воздухе. В селе живут казахи, говорят по-казахски. Есть очень бедные лачуги, но большинство домов крепкие, ухоженные. Есть дома деревянные, кирпичные и глинобитные. Несколько роскошных каменных домов с антеннами спутникового телевидения. По всему селу видны следы неоконченной газификации. Расписания автобусов, написанного где-то на бумаге, не существует. Оно передаётся из уст в уста, как народная мудрость. Отведав небольшой глоток этой мудрости в магазине, я отправился на остановку (шоссе в полукилометре от реки), и путём расспросов установил, что автобусы проходят примерно через 1-2 часа, есть, якобы, рейсы в 10:30 и 13:00. На обратном пути, увидев во дворе одного из домов ухоженный автомобиль "Москвич", зафрахтовал его на 9:30 следующего дня, чтобы довести вещи от брода до остановки (за 50 рублей). По словам хозяина машины, обычно отдыхающие уезжают отсюда до станции Досанг, где останавливаются поезда дальнего следования.
11:45. Возвратился в лагерь тем же путём. Сергей снова пошёл на пруд пытать рыбацкое счастье, а я сушу байдарку. К середине дня у нас было ещё две больших щуки, одна маленькая, один окунь и даже один рак, которого Сергей зацепил на дне блесной. Сфотографировались с раком и отпустили его обратно в пруд. Сергей искупался, доставая блесну. В пруду вода тёплая, но мутная, много ила. На корягах рядом с прудом можно застать черепах. Они пугливые, при приближении человека кувыркаются в воду. Погода ещё жарче, чем вчера. Валяемся на солнышке, прощаемся с летом. Не хочется думать о том, что через три дня будем в холодном и мокром Петербурге.
18:30. Байдарка уже уложена. Едим уху из двух щук и окуня. Есть и навар, и мясо. Вкусно. Сергей готовит рыб к транспортировке, густо посыпает солью и закатывает в пакет. Снова тихий тёплый вечер. Появились даже комары, которых раньше не было. Видимо, проснулись, почуяв тепло.

5 октября. Астрахань.
Проснулись в 7 часов. Ночь снова была тёплой, как у нас в разгар лета, только без комаров. Как всегда в конце пути, решаем трудную задачу - поместить в два рюкзака все вещи, включая байдарку. К половине десятого подходим к броду через Ашулук, на другой стороне которого нас уже поджидает водитель Геннадий с машиной.
Переправляемся с помощью чьей-то лодки и в 10:00 уже стоим на остановке. Автобуса не дождались. Остановился таксист на "Жигулях" и предложил довезти до Астрахани за 200 рублей. Соглашаемся. С трудом запихиваем вещи и себя в машину, где уже есть одна пассажирка. До Астрахани 72 километра. Водитель рассказал, что работает вахтовым методом неделю через неделю на Аксарайском Газоперерабатывающем Комплексе, который можно увидеть вдалеке слева - факелы, трубы, промышленные постройки. Комбинат построен в 1981 году, и с тех пор - основное место работы и источник дохода многих жителей Астрахани. Добыча и переработка газа и нефти. Каждое рабочее утро огромная автобусная колонна в течение часа отвозит тысячи рабочих из города на комбинат, вечером - обратно. Дорога пересекает несколько больших рек - рукавов Волги, в том числе Ахтубу, Бузан и Болду. Везде высокие мосты. В недалёком прошлом в Астрахань по левому берегу Волги можно было проехать на автомобиле только при помощи паромной переправы, сейчас в окрестностях города паромов почти не осталось, везде построены мосты.
12:00. Прибываем на вокзал и сдаём рюкзаки в камеру хранения. Сомнительная южная публика около вокзала производит тяжкое впечатление. Поскорее покидаем вокзал и отправляемся гулять в город. Наш поезд отправляется в 20:40, поэтому достаточно времени, чтобы погулять. Так жарко ещё не было! Температура +24, я страдаю от жары, но местным жителям почему-то не жарко, многие одеты в кофты и свитера. Не исключая и Ленина, который на памятнике в центре города изображён в тёплом пальто и бараньей шапке. В Астрахани мы нашли очень мало мест, где можно прилично поесть. Заслуживает внимания разве что ресторан быстрого обслуживания "Пикник" в самом центре города, в пешеходной зоне около парка.
Над городом с грохотом летали военные самолёты - пилотажная группа "Витязи" в течение часа демонстрировала фигуры высшего пилотажа. Насмотревшись на самолёты, мы отправились в Астраханский Кремль. Величие древних стен, их богатая интересная история и вид на Волжские просторы составляют резкий контраст с совковым убожеством экскурсионного обслуживания и внутреннего убранства некоторых музеев. Особенно выделяется экспозиция, посвящённая астраханской архитектуре - в круглой крепостной башне на стенах приколочены грязные стенды с выцветшими копиями фотографий и едва читаемым текстом. Вдоль стендов на каменном полу разложены листы бумаги для защиты пола от помёта голубей, который обильно сыплется откуда-то сверху.
Сергей проявил особый интерес к выставке старинных орудий пытки, после чего мы отправились гулять . На набережной купили пива с воблой, сидим, свесив ноги с пристани, наслаждаемся, вспоминаем подробности столь прекрасно завершившегося путешествия. Прогулка завершилась в открытом ресторанчике за осетровым шашлыком.

Поход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской поймеПоход на байдарке по Волго-Ахтубинской пойме