Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


"А мы пойдём на север!.." или
"Отчего же люди летом отправляются на юг?.."
(путешествие к Белому морю, июль 2004)

Июль 2004 г.

Автор -
Александр Аронович (г. Дзержинск Нижегородской обл.)

Море ждёт,
А мы совсем не там,
Такую жизнь пошлём мы к лешему…
(А.Аделунг)

02.07.04. Ура! Мы в отпуске. Мы - это благородное семейство из г. Дзержинска Нижегородской области в составе: я - Александр, глава семейства, по совместительству идейный вдохновитель и руководитель сего путешествия (о себе - скромно и со вкусом), Светлана - моя жена, и двое малолетних странников, Миша 11-ти и Маша 8-ми лет.
Скоротечный бой у касс Московского вокзала Н. Новгорода, и вот поезд № 312 Новороссийск-Воркута уносит нас навстречу неизвестности (стоимость 4-х плацкартных билетов, включая 1 детский, составляет примерно 1350 рублей). Впереди - загадочный город Котлас. В пути проводники усиленно пытаются навязать нам свои постели за 43 р., но мы вежливо отказываемся, т.к. у нас есть спальники. Они пробуют нам возражать, приводят отрицательные примеры из жизни других пассажиров и даже требуют написать объяснительную записку неизвестно о чём, на что мы отвечаем, что бумага всё стерпит. Обозлённая Светка заявляет: "Хотела бы я посмотреть на того проводника, которому удастся загнать меня в постель!". Отбой.

03.07.04. 7 ч.30 мин. Поезд медленно вползает на ст. Котлас-Южный. Выходим на привокзальную площадь, осматриваемся и вспоминаем Алису из Страны Чудес: "А море всегда устроено так: вокзал, потом пляж, потом море…" - в Котласе железнодорожный, авто- и речной вокзалы находятся на одной площади. Расписание, висящее на стене речного вокзала (уже давно превращённого в ресторан, музей-магазин и др.), подтверждает наши сведения, выуженные из Интернета, что теплоход "Адмирал Кузнецов" действительно существует в природе и ходит по Северной Двине как рейсовый пассажирской линии Котлас-Архангельск-Котлас. ("Яндекс" по запросу "т/х. Адмирал Кузнецов" меня старательно отсылал к тяжёлому авианесущему крейсеру "Адмирал Кузнецов" - флагману Северного флота.) Очередной рейс на Архангельск 04.07.04. в 23-00. Более подробные сведения о движении пассажирских судов по Северной Двине, Вычегде, Сухоне можно получить у "диспетчера реки" по телефону: 6-83-44, бумажка с этим номером висит рядом с расписанием. Касса отсутствует, все билеты покупаются на теплоходах.
Съездить в старый Сольвычегодск у нас не получилось, но для желающих сообщаю способы проникновения туда: т/х. "Заря" примерно в 7-00-7-30 от пристани Котлас или автобус №153 от автостанции Котлас (3 раза в сутки) до переправы, далее паромная переправа через р. Вычегду (паром подходит к каждому автобусу). Информация добыта путём опроса местного населения.
В Сольвычегодске расположено бывшее поместье промышленников и купцов Строгановых. Также интересен собор Введенского монастыря и дом-музей Сталина.
В 8-40 на местном поезде (поезд с тётками) отправляемся в город-сказку В.Устюг. Конечно, на автобусе туда ехать гораздо быстрее, около 1,5 часов, против почти 4-х на поезде, но в два раза дороже (60 р. + багаж). Мы решили сэкономить(105 р. на четверых). По пути поезд на ст. Ядриха подцепляет два вагона из Москвы и Вологды. В 12-30 наш состав в количестве 3-х вагонов прибывает в В.Устюг. Вокзал - огромный терем под двускатной крышей, внутри галереи в три яруса, балкончики, лесенки. "Очень чисто, кругом цветы и мрамор" - цитата из путевого дневника. Такой вокзал сделал бы честь любому областному центру. Ещё одно потрясение: туалет платный (3 р.), билет в него с пометкой "другие услуги" приобретается в кассе дальнего следования, но можно и не платить, т.к. их никто не проверяет.
Быстро перепаковав рюкзаки, пытаемся сдать их в камеру хранения. Они не лезут в ячейку, и мы отдаём их на попечение дежурной по вокзалу. Станция В.Устюг является тупиковой, поэтому вокзал работает в следующем режиме: открывается в 7-00 и закрывается в 17-00. За это время он успевает принять один пассажирский состав из Котласа и через 2 часа отправить его обратно. На стене висит огромное расписание по ст. Котлас и Ядриха, а сбоку притулился скромный плакатик с расписанием движения по ст. В.Устюг (одна "кукушка" в сутки). На вокзале можно переночевать в комнатах отдыха (130 р. - 1 чел) или в зале ожидания (почти бесплатно), что мы и сделали вечером. 13-10: идём в город, жара под 30 градусов. Приехали на север, называется… До города - 2 км. Дети канючат: "Хотим есть, хотим пить" и дерутся. Это прошло рефреном через всё путешествие.
И вот мы входим в маленький, но великий город! Вертим головами на 360 градусов. Милый, чистый, уютный и неспешный городок, стоящий на слиянии двух рек - Юга и Сухоны.
Немного истории: город - ровесник Москвы. Он был основан в XII веке и представлял собой северный форпост Владимиро-Суздальской земли, но постепенно утратил своё оборонительное значение и превратился в крупный торгово-ремесленный центр. При Иване Грозном город получил титул Великий. Из В.Устюга вышло много известных людей: ремесленников, мореходов, путешественников, зодчих, художников. Вслушайтесь в эти имена: Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов…
В настоящее время В.Устюг представляет собой город-заповедник. В нём проживает 34 тыс. человек. У нас же он вызвал ассоциации с Китеж-градом из фильма "Чародеи".
Перед осмотром достопримечательностей пытаемся поесть. Кафе-закусочная возле ресторана на Успенской закрыта (сб. и вс. - выходные?!!), поэтому едим в диетстоловой напротив гостиницы "Сухона". Дорого и гадко. Утёрши усы, по которым много чего текло, а в рот мало попало, отправляемся восвояси.
Гуляя по городу, узрели большие почтовые ящики. Это "Почта Деда Мороза". Сказочный Главпочтамт находится в жёлтом бревенчатом тереме на ул. Советской (Успенской). Девушки - операторы заняты обработкой корреспонденции, приходящей отовсюду. Все письма прочитываются и самые интересные направляются непосредственно Деду Морозу.
На огромной карте флажками отмечены города, откуда пришли письма. Тут же гигантская книга новогодних и рождественских открыток, начиная с XIX века и до наших дней. Адрес Деда Мороза такой: г. Великий Устюг, Деду Морозу.
Рядом - городская резиденция Деда Мороза. Это старинное двухэтажное каменное здание. На втором этаже резиденции - тронный зал, где находятся очень красивый резной деревянный трон и выставка картин из бересты. На первом этаже - сувенирная лавка.
Вотчина Деда Мороза находится в 12 км от города. Туда мы отправимся завтра.
С визгом восторга взбираемся по чрезвычайно узкой и крутой лестнице на колокольню Успенского собора. Оттуда открывается великолепный вид на город и его окрестности. Одних церквей насчитали 11 штук. Эти красоты пытаются запечатлеть полдюжины свободных художников.
Около 17-00 пытаемся попасть в краеведческий музей на Набережной Сухоны, но он уже закрыт, хотя написано, что он работает до 17-30. Гуляя по набережной, обнаруживаем косой столбик на бетонном основании. Когда жара спала, до нас дошло, что это солнечные часы. С набережной видим деревянные мостки на реке, на которых люди стирают бельё (!). Между нами разгорается жаркая дискуссия: что это, традиция или бедность?
Прогулявшись по набережной и Советской (Успенской) улице, пешком направляемся к автовокзалу, который, как позже выяснилось, находится почти за городом. Аборигены на наш вопрос: "Где автовокзал?" - неопределённо машут рукой и советуют сесть на автобус, но из чисто спортивного интереса мы прёмся туда пешком почти 1,5 часа. Возвращаемся в центр на автобусе №1 (5 руб.) всего-то за 10 минут.
На автовокзале узнаём расписание движения в сторону Вотчины Деда Мороза (пос. Радуга) и Котласа. Вообще, география автобусных маршрутов из В.Устюга довольно обширна. Есть рейсы: на Архангельск, Березник, Красноборск, Котлас, Москву, Вологду через Никольск и Нюксеницу. К сожалению, по шоссе в сторону Уреня автобусное движение есть только до Никольска, но уехать автостопом по этой трассе дальше особого труда не составит. На автовокзале имеются комнаты отдыха по цене 130 р./чел.
После столь напряжённого вояжа сидим в уличной кафешке и пьём местное пиво. Невкусно. Абсолютно сварившись на солнце, идём купаться в р. Сухона. Река мелкая, тёплая и быстрая, но, несмотря на жару и выходной, туземцев купается мало. Вдоволь накупавшись и перекусив салатами в кулинарии, направляемся через парк на ж/д. вокзал-- место нашего ночлега. В парке ненадолго зависаем. Дети дружно играют на детской площадке, продолжая при этом разборки друг с другом. По пути на вокзал замечаем, что не темнеет. Так вот ты какая - Белая ночь!
Придя на вокзал примерно в 23-00, будим дежурную и раскидываемся пёстрым табором на 2-м этаже зала ожидания. Вокзал огромен и пуст. 24-00 - отбой, но спать совершенно не хочется. Огромным усилием воли заставляю себя залезть в спальник и, пересчитывая баранов, засыпаю.

04.07.04. 6 ч. 30 мин. Продираем глаза, встаём и распинываем детей. Дети спят мёртвым сном. Глоток горячего кофе, вскипячённого украдкой в туалете, и банка венгерской кукурузы придают нам силы. Недолгие сборы, и в 8-05 переходим ж/д. пути и берём курс на виднеющуюся неподалёку башню аэропорта, а уже в 9-00 стоим на автобусной остановке в сторону Вотчины Деда Мороза. На остановке зря времени не теряем и поглощаем продукты из местного магазина. Автобус №5 (10 рублей) доставляет нас в пос. Радуга, откуда пешком 1 км до Вотчины Деда Мороза. Удивительно то, что когда мы влезли с большими рюкзаками в переполненный автобус, нас никто не обматерил. Народ доброжелательный и терпеливый.
И вот в 10-00 мы у ворот в Сказку. Сказка называется "ОАО Вотчина Деда Мороза", и за вход в неё приходится расстаться примерно с 200 рублями на четверых.
Кассир любезно предложила оставить рюкзаки на вахте, на что мы с радостью согласились и как на крыльях понеслись на встречу с детством.
От входа к Дворцу Деда Мороза нас ведёт Тропа сказок. Дощатая дорожка прихотливо извивается по дремучему лесу, теряясь в тёмной дали. Дети убегают вперёд и верещат от восторга, встречая колодец с воротом, избушку лешего, поляну Двенадцати месяцев, "Златую цепь на дубе том", бесчисленные качели и карусели, резные деревянные фигуры. Вот тёмный лес расступается, и перед нами возникает Дворец!
И встречали нас красны девицы в сарафанах узорчатых, брали нас за ручки белые и вели в покои Дедовы. А в покоях Дедовых - Ель высокая, а под ней - два трона резных стоят: что поменьше - тот для внучки Снегурочки. А в столовой комнате стол стоит, крытый скатертью браной, и у всех, кто за стол сядет и желание загадает, то желание и сбудется.
А и комнаты в том дворце одна краше другой. На окнах узоры ледяные нетающие.
А в спаленке Дедовой кровать стоит богато изукрашенная: в головах ясно солнышко, а в ногах светел месяц. А спит Дедушка на сенничке душистом, а голову кладёт каждый день на подушечку особую. А перед спаленкой кафтаны да шапки Морозовы, красоты невиданной, славными мастерицами вышитые. А и было в том дворце комнат множество, и уставлены оне дарами людскими, искусно сработанными.
А как пробили часы двенадцать раз, явился хозяин терема и гостям дорогим своё слово молвил. А и вышёл вперёд сын наш старшенький - Деду руку жал да добра желал.
А ещё люди старые сказывают: приезжал сюда на оленях северных Санта-Клаус из далёкой Лапландии, поделиться своим морозным опытом. И как встретились два Волшебника северных, то нагрянула тогда стужа лютая - велика их сила могучая!
И живут в том лесу звери сказочные: волки серые со волчатами, медведь со своею медведицею да лисица хитрая рыжая.
И стоят в том лесу дома сказочные, за постой в них дерут цены неслыханные; сколько стоит - и спросить боязно…
Как ни жалко возвращаться, но жёсткий план путешествия вынуждает нас вернуться к суровой прозе жизни, и вот мы уже катим в сторону города (12 ч.15 мин.).
При почти тридцатиградусной жаре (блин, Север!) наш верблюжий караван движется по набережной р. Сухоны к музею. Музей стоит того, чтобы его осмотреть. Светку пришлось за уши оттаскивать от витрин с историческими костюмами, а я прикипел к картинам А.Борисова с видами Арктики. Посетить многочисленные филиалы музея, разбросанные по городу, уже не было возможности.
Идущим по нашим стопам советуем также обратить внимание на изделия местного ЛВЗ - настойки на натуральных лесных ягодах.
На такси за 4 минуты добираемся до ж/д. вокзала (30 рублей). До поезда в Котлас остаётся 45 минут. В вокзальном буфете покупаем себе обед: пирожки, бич-пакеты и местное пиво "Семён Дежнёв" (пиво так себе). Поезд отправляется в 14-30.
17-30. Прибываем на ст. Котлас-Южный. Теплоход уже у причала. Бросаем вещи на борту и идём в город. По совету местных жителей совершаем кругосветку по городу на автобусе № 7. Город произвёл удручающее впечатление. Непонятная серая смесь пятиэтажек, бараков, промышленных предприятий и др. построек. На улицах грязно, огромные пустыри, но обращает на себя внимание новое здание школы искусств "Гамма". Вижу строящиеся дома, из чего делаю вывод: город строится, значит - живёт. Судя по афишам, в городе течёт культурная жизнь. Пусть простят меня местные жители за необъективность суждений, но это впечатление, сложившееся за шесть часов, проведённых в городе.
В полутора остановках от вокзала - магазин "Эконом", где мы затариваемся продуктами на предстоящее плавание. Магазин вполне соответствует эпохе дикорастущего капитализма, хотя обслуживание в нём осталось со времён развитого социализма. Рядом с магазином замечаем цветущую сирень - это север, хотя широта питерская. В Дзержинске сирень отцвела к началу июня.
Перед отплытием купаемся в Северной Двине. Вода тёплая, но течение сильное, сносит. Пляж каменисто-песчаный, находится рядом с речным вокзалом.
22-30. Поднимаемся на борт "Адмирала Кузнецова" и встаём в очередь за билетами. Все ждут кассиршу, которая появляется перед отходом, весело посылает всех на… и садится за работу (просто сегодня - День речника).
23-00. Поехали!!! Теплоход неторопливо отошёл от причала, развернулся и взял курс на Архангельск. Пассажиров было не очень много, и поэтому очередь довольно быстро рассосалась. Мы взяли билеты в 3"Б" класс. Это шестиместная каюта в трюме с двухъярусными жёсткими койками, которую мы заняли вчетвером. Всё удовольствие нам обошлось в 1278 р. + 200 р. за постели.
Пока занимались обустройством, не заметили, как белая ночь вступила в свои права. Около часа ночи видим неопределённое зарево, которое медленно выкатывается из-за горизонта, постепенно превращаясь в луну чудовищных размеров. Пламя заката плавно перетекает на правый берег реки и бледнеет. Около 2-00 небо светлеет ещё больше.
Так и не дождавшись восхода солнца, в начале третьего отправляемся спать.

05.07.04. Встаём около 8-00. Жуём бутерброды с Котласской ветчиной, съедобной, но невкусной (Шарик крупно порублен вместе с будкой и цепью), и запиваем их кофе. Кофе, из-за отсутствия розетки в каюте, приготовлен по особой технологии: кастрюлька с водой выносится в коридор, устанавливается на рюкзак под розеткой, дрожащей рукой вставляется в неё кипятильник и с оглядкой и риском обвариться создаётся это изысканное блюдо. Позже мы выяснили, что совершенно законно и бесплатно можно вскипятить чайник у проводника.
Истосковавшись за долгое двухдневное плавание по прелестям цивилизации, жена берёт меня за самое дорогое - кошелёк - и отправляется в душ (30 р.). Там же она устраивает постирушку. Тряпьё живописно развешиваем на тентовой палубе. Народ смело раздевается почти до нуля и "разлагается" на всей свободной поверхности. Жмуримся, глядя на речку из-под руки. Машка кричит: "Мама, торт!". Действительно, похоже: невысокий берег отвесно обрывается вниз и на срезе напоминает слоёное пирожное "Наполеон". Сверху - толстый слой "крема" - полметра зелёной травы.
Несмотря на большую ширину реки, фарватер очень сложный. Корабль всё время идёт зигзагом от створа к створу.
На промежуточных остановках местные жители продают молоко, рыбу и др. Ягод ещё нет. На вопрос о морошке отвечают, что она ещё только цветёт.
Сидим на палубе, дрыгаем ногами, бездельничаем. Машка орёт, требует пластмассовый суп и ломает кайф.
Примерно 15-30 встаём на зелёную стоянку у деревни Конецгорье. Пассажиры и команда высыпают дружной толпой попастись на травке. Все тащатся: команда играет в футбол, кто хочет - купается. За свою безопасность мы абсолютно спокойны, потому что на страже нашей жизни и здоровья стоит боцман со спасительным кругом. Накупавшись до посинения с, чувством выполненного долга возвращаемся на корабль.
Около 19-00 вылезаем на тентовую палубу полюбоваться рекой. К нам подходит помощник капитана Слава. Он потрясён тем, что мы информацию о его теплоходе нашли в Интернете. По правде сказать, пришлось потрудиться, выуживая информацию по крупицам из Всемирной Паутины. Слава поведал много интересного о Северной Двине, пообещал, что через час-полтора мы увидим потрясающей красоты белые скалы. Чувствуется, что он - большой патриот своей реки. После столь увлекательной беседы мы наблюдали за тем, как теплоход причаливает к пристани Двинской Березник (возле устья р. Ваги) из рулевой рубки.
В ожидании обещанных скал Маша тащит нас в салон первого класса к пианино.
Там она пытается вспомнить свой репертуар музыкальной школы. Светка ей помогает. На странные звуки сбегается праздношатающийся народ. Когда стали петь, народу набился полный салон. Прошлись по детским песням, песням из кинофильмов и классике советской эстрады, немного разбавляя их бардовским репертуаром. Все в восторге, многие подпевают.
Около 22-00 по берегам показались белые скалы. Светка сворачивает работу массовика-затейника на общественных началах, и мы выходим на палубу. Вид обалденный. Река течёт в широком скальном ущелье. В закатном зареве кажется, что берега светятся. Здорово, но в самый нужный момент в фотоаппарате кончается плёнка, а другой нет (очень хочется ругаться матом).
На остановке Хаврогоры выскакиваю на берег и подбираю кусок скалы. Красивый белый камень. Я делаю вывод, что скалы из мрамора, но знающие люди разочаровали, сказав, что это гипс. После бесцельно слоняемся по палубе. Около 1-00 уложили детей и опять ушли гулять.
Примерно в 2-00 теплоход неожиданно останавливается посреди реки. Команда спускает шлюпку, долго и безуспешно пытается завести мотор. Лодку в это время течение сносит прочь от корабля. Наконец мотор, выпустив клубы сизого дыма, затарахтел, и лодка, дернувшись, пошла вперёд. Команда отправилась ловить рыбу. По словам Славы, рыба из реки сама запрыгивает в лодку, но в тот раз она по какой-то причине отказалась делать это. Удалось поймать одну рыбку величиной с ладошку.
В это время на пристани одинокая пассажирка ждёт наш теплоход. Пристань обозначают два белых фанерных треугольничка, зал ожидания - скамейка под берёзкой. Причаливаем, ткнувшись носом в берег. Дождавшись нас, тётка поднимается на борт и что-то произносит. Из-за шума не слышно, что она говорит, но, судя по артикуляции, это нечто не совсем приличное.
В 3-00 идём спать. Надо постараться выспаться, ведь завтра, вернее уже сегодня, Архангельск - конец нашего плавания.

06.07.04. 8-00 .Открываю 1-й глаз. В иллюминаторе опять скалы - Усть-Пинега. ~9-30 объявляю общий подъём. На горизонте уже показались девятиэтажки Архангельска. Семейство нехотя, с ворчанием и протестами, поднимается. Перекусываем на скорую руку, собираем рюкзаки и сдаём постели. Теплоход тем временем проходит под двумя разводными мостами и в 11-00 причаливает к морскому-речному вокзалу.
И вот первые шаги по Архангельской земле. На морвокзале пытаемся выяснить дальнейшие перспективы нашего путешествия, а они туманны. Т/х. "Клавдия Еланская" ушёл вчера в Мурманск, следующий рейс только 18.07.04., а на т/х "Беломорье", делающий каботажные рейсы вдоль Летнего и Зимнего берегов, билетов нет. Нам рассказали, что вписаться на "Беломорье" нет никакой возможности, т.к. при посадке, кроме билетов, проверяют допуск в погранзону.
Несолоно хлебавши (до моря мы ещё не добрались), отправляемся в "Горковш" к речному вокзалу местных линий. Там узнаём, что рейсов к морю дальше, чем до Лапоминок, нет, но из Соломбалы с набережной им. Седова ходит частная баржа "Пэлла" (не ручаюсь за точность названия) до Патракеевки с заходом на о. Мудьюг. Там же узнаём телефон начальника флота метеоуправления. От причала метеоуправления в Соломбале иногда ходят катера на о. Мудьюг.
Обнадёженные полученной информацией, возвращаемся к морвокзалу, откуда на автобусе № 54 едем на пл. Ленина к главпочтамту в кафе "Нулевая верста". Довольно вкусно, но дороговато. Сытые, фотографируемся у обелиска "Нулевая верста". Этот обелиск символизирует морские ворота России, на нем установлены таблички с указанием направлений и расстояний до главных городов страны.
В книжном магазине неподалёку покупаем карты Архангельской области и г. Архангельска, в том числе несколько приличных километровок интересующих нас районов. После всех закупок, довольные, отправляемся в Соломбалу на автобусе №6.
О городском транспорте Архангельска стоит сказать особо: в городе существуют автобусы, троллейбусы и трамваи. Число последних стремительно сокращается. Стоимость проезда на городском транспорте составляет 6-7 р., а провоз багажа стоит 12 р. Как правило, кондуктора на багаж смотрят сквозь пальцы, но в этот раз кондукторша попалась принципиальная, и нам пришлось за двадцать минут езды по городу выложить 54 р. По-моему, круто. Все увещевания и объяснения, что это не рюкзаки, а косметичка или авоська, ни к чему не привели. Справедливости ради скажу, что это единственный эпизод такого рода за всю поездку.
Многочисленные острова в дельте реки и отдалённые части города соединены между собой линиями речного трамвайчика. По своей структуре город немного похож на Питер, но старше его на 120 лет.
Дозвонившись из проходной Метеоуправления до начальника флота, узнаю, что катер "Айсберг-2" пойдёт на о. Мудьюг, но неизвестно когда. Беру ноги в руки - и на "Айсберг", к капитану. Он мне сообщает, что они, возможно, завтра 06.07.04. утром пойдут на Мудьюг, повезут какую-то комиссию и могут нас захватить. Беру у капитана номер телефона и заодно номер капитана "Пэллы" и договариваюсь созвониться завтра утром.
На автобусе №1 уезжаем из Соломбалы на ж/д. вокзал. По дороге глазеем по сторонам и обдумываем перспективы ночлега. Кондуктор автобуса посоветовала нам остановиться в гостинице связистов (у коллег) или в комнатах отдыха на ж/д. или автовокзале. К сожалению, как выяснилось позже, гостиницы связистов по указанному адресу уже давно нет, комнаты отдыха на ж/д. вокзале закрыты на ремонт, а за место в 8-ми местной комнате на автовокзале запросили 130 р. с рыла, включая детей, т.е. 520 р. Чешем репу и поглаживаем кошелёк. Мерзкая, скользкая жаба взяла за горло мёртвой хваткой, как бультерьер.
Тут же прорабатываем другие варианты ночлега. Один из них - ночлег в "отстойных" вагонах вблизи станции - отвергнут железнодорожниками, к которым мы обратились за содействием. Другой вариант предложили милиционеры: "Поставьте палатку за ж/д. путями у заброшенного завода.". Ночевать рядом с бомжами нам боязно, т.к. нет гарантии, что вышеуказанные стражи порядка оперативно придут к нам на помощь. Следующий вариант - ночёвка в поезде Архангельск-Онега, а утром идти на остров Кий. Вариант хороший, но есть одно "но": по словам моего друга, которому я позвонил в Москву, на о. Кий можно уплыть: 1) бесплатно, 2) за 500 и более руб. 3) вообще не уплыть. Короче, как повезёт, а в самой Онеге делать абсолютно нечего.
Заявив жене: "Я бросаю тебя!", отправляюсь на последний обход своих владений в поисках счастливого случая. К счастью, случай не заставил себя долго ждать. На перроне около 22-00 у вышеуказанного поезда встречаю группу туристов-водников. Подойдя к ним, кратко обрисовываю ситуацию в духе: "Дайте, пожалуйста, попить, а то так есть хочется, что переночевать негде". После недолгого конвульсиума группа принимает решение отправить нас в СЮТ (Станция юных туристов). Самый бородатый провожающий турист делает предложение, от которого мы не посмели отказаться - переночевать в его квартире. Помахав ручкой поезду, садимся в автобус и едем на квартиру к Сергею - нашему благодетелю.
Приблизительно через 20 мин. тряски по городским улицам выгружаемся и, попетляв немного среди бараков по закоулкам, оказываемся у стандартной девятиэтажки. Ура, дошли! (доходяги…). Бросаем рюкзаки в квартире и бежим закупать продукты на ужин и продолжение банкета, простите, маршрута. Пока мы шарахались по ночному магазину в поисках съестного, Сергей успел нажарить огромную сковородку картошки. Ужин получился действительно роскошный. Кроме того, мы дорвались до горячей воды, как поросята до лужи.
Из квартиры с седьмого этажа открывается великолепный вид на р.Северная Двина и два разводных моста через неё. На часах уже почти полночь, а окна верхних этажей соседних домов ещё сверкают закатными отблесками. Небо ясное, совершенно дневное. За ужином и разговором досидели почти до двух. В три ноль-ноль - отбой.

07.07.04 9-00. Звоню капитану "Айсберга" и узнаю, что они никуда не идут. Капитану "Пэллы" дозвониться не удаётся. День начинается с облома. Обидно! Нехотя поднимаемся, что-то жуём на скорую руку, собираем рюкзаки и решаем направиться в сторону Северодвинска.
11-30 - трогательное прощание, обмен координатами, групповое фото на память, и вот уже старый дребезжащий трамвай везёт нас к морвокзалу. У вокзала загружаемся в маршрутку (ЧП "Пони", 35-40 р. проезд + 9 р. багаж).
Через 40 мин. достигаем секретного Северодвинска. Город как город - ничего особенного. Люди тоже самые обычные, и если есть среди них агенты 007 или хотя бы 008, то мы их не заметили. Периодически попадаются агенты по 0,5.
На ж/д. вокзале тщательно вынюхиваем секреты местного железнодорожного транспорта. Обнаруживаем поезд, идущий в ещё более секретный посёлок Нёнокса, куда без пропуска добраться невозможно. В кассе узнаём, что беспрепятственно мы можем проехать только до посёлка Солза, стоящего на берегу Двинского залива Белого моря.
В 15-00 отчаливаем. На своём веку я повидал много разных поездов, но в таких суровых условиях ехал впервые. На всю длину вагона протянулись две грубые деревянные лавки без спинок, стоящие друг напротив друга, и стальные поручни, как в трамвае. Подозреваю, что это местная секретная разработка.
В 16-00 высаживаемся в Солзе. Тут ко мне на руку садится многоногое летающее чудовище. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это стрекоза, закусывающая слепнем, решила использовать мою руку в качестве барной стойки. При этом стрекоза и её жертва шевелили лапками и создавали впечатление монстра-ужастика.
Докупив продуктов, иду с пластмассовой бутылкой искать бензин для примуса. На заправке в Северодвинске продать бензин в "пластмассу" мне отказались. В первом же доме, куда я зашёл в поисках бензина, мужик сурового вида многозначительно изрёк: "Если просишь литр, то значит, очень надо", после чего молча налил мне 1,5 л бензина из канистры.
Далее идём вдоль ж/д. путей в сторону Нёноксы. Приблизительно через 1 км останавливаемся у моста через небольшую речку, в которой купается местная молодёжь. Решаем пройти по путям дальше и через 15 мин. подходим к КПП - небольшой деревянной платформе с заборчиком и калиткой. На наш звонок за забором раздался оглушительный собачий лай, но вместо роты спецназа к нам вышла женщина в гражданской одежде. На вопрос: "Можно ли пройти вдоль путей ещё пару километров?" (до Нёноксы - 20 км) она ответила, что это в принципе возможно, но нежелательно. Как законопослушные граждане, мы с ней согласились и вернулись к речке.
Бросив рюкзаки в ближайших кустах на берегу, как дети бежим к морю потрогать водичку. Она солёная! Я, видимо от большого ума, наклоняюсь к воде, и из карманов рубашки в море летят: фотоаппарат, паспорт, бумажник с деньгами и Сберкарточкой. Ребенок на это происшествие тут же съязвил следующей цитатой: "Уронил пиджак брата твоего, булочника, в Каспийское море…" (И.Ильф, Е.Петров. "12 стульев"). Выливаю воду из фотоаппарата и меняю батарейки. Как ни странно, но он заработал, правда, не сразу и со скрипом, видимо, попал песок. Я ещё не знаю, какой сюрприз он преподнесёт через два дня. В прибрежных кустах разбиваем лагерь и идём купаться. Море мелкое, но холодное, несмотря на жару. По нашим ощущениям, температура воды не превышает 13-14 градусов. Местные купаются в речке под ж/д. мостом, а на морской берег ходят только загорать.
Из лагеря открывается великолепный вид на Двинской залив. Справа как на подносе виден г. Северодвинск, а на горизонте видна "Чёрная башня" острова Мудьюг. По морю ходят корабли. Когда первый "шок" прошёл, возвращаемся к дальнейшему обустройству лагеря, на примусе готовим еду и чай. Незаметно наступил вечер. Сидим, пинаем воздух и любуемся закатом. Миша ждёт появления зелёного луча, про который он где-то вычитал, но тщётно. На море начался отлив, к 23-00 вода отошла на 3-4 м. С моря дует холодный ветер, становится зябко. Собираем по берегу плавник, которого здесь в избытке, и разводим костёр. У костра греемся и пишем дневник. В небе видим стаи уток, а на песке наблюдаем отпечатки лап разнообразных птиц. Море тем временем отошло уже на 7-10 м, образовались отмели-острова, по которым разгуливают чайки. Около двух часов заваливаемся спать.

08.07.04. 3-45. Солнце уже встало, и мы тоже. Отлив всё ещё продолжается, линия прибоя отошла уже метров на 60-70. По щиколотку в воде неторопливо доходим до обширной отмели, виднеющейся неподалёку. Кстати, автомобильной дороги в этих местах нет, и только иногда по полосе морского отлива ходит военный "Урал". Вода отошла, оставив на отмели красивые розовые ракушки, камушки и ламинарию, похожую на первый взгляд на куски старого грязного полиэтилена. После незапланированной утренней прогулки пытаемся опять заснуть. Но в 7-30 опять просыпаемся от грозовых раскатов, ветер треплет палатку. Выглянув из палатки, вижу небо, затянутое серыми облаками, где-то далеко над заливом висит дождь. Воспринимаем это как последнее китайское предупреждение и решаем уехать утренним поездом. Встаём в 8-00, быстро собираем шмотки и в 9-00 выходим. Только Маша, как всегда, возмущается и требует пожрать.
В 9-20 приходим на станцию Солза, до паровоза ещё час. Идём к ближайшей луже и хотим приготовить макароны, но вода в ней оказалась морская. Быстро разжигаем примус и готовим еду на остатках минералки. Едим свои макароны из кастрюли на платформе к зависти или возмущению других пассажиров. В 11-30 мы опять в Северодвинске, но там не задерживаемся, и на ближайшей маршрутке уезжаем обратно в Архангельск. В автобусе я пересчитал оставшуюся наличность и сообразил (видно, не совсем дурак), что потихоньку пора разворачивать оглобли в сторону дома.
В 12-10 выгружаемся у морвокзала. За время поездки облака успевают рассеяться, и город встречает нас ярким солнцем. Пытаемся отыскать автобус в сторону Малых Корел. Это музей северного деревянного зодчества под открытым небом, находящийся недалеко от города. От морвокзала пешком под рюкзаками прёмся по Троицкому проспекту в сторону "Нулевой версты", совмещая пешеходную экскурсию по городу с тренировкой по переноске тяжестей в жару. На сей раз столовая европейского уровня нас разочаровала. Вместо нежного картофельного пюре подали крупно потоптанную холодную картошку за ту же цену. Поели скромно, на 156 р. Заморив червячка, идём на осмотр городских достопримечательностей.
Архангельск основан в 1583 г. указом Ивана Грозного. Город с момента своего рождения стал защитником северных рубежей Государства Российского, единственным морским портом и окном в Европу до основания С.Петербурга. В городе трижды побывал Пётр I. В 1693 г. им была заложена первая государственная судоверфь. В Соломбале сохранилась знаменитая "испытательная канава", прорытая для спуска кораблей. На Двинской набережной установлен памятник Петру I.
Архангельск славится именами первооткрывателей Арктики и Антарктиды: Г.Я.Седова, П.К.Пахтусова, М.П.Лазарева, Ф.Ф.Белисгаузена… Более 200 экспедиций ушло из Архангельска в холодные моря. Архангельская земля - родина М.В.Ломоносова. Многое в городе связано с его именем. Город расположен на обоих берегах Северной Двины и нескольких островах её дельты. На наш взгляд, основная масса зданий города построена в хрущёвско-брежневские времена. Обычный рабочий город. Часто встречаются бараки. Во многих местах сохранились дощатые тротуары. Город сильно запущен, дороги разбиты, грязно. В центре города на Троицком проспекте вместо газонной травки растут лопухи выше человеческого роста. Площадь Ленина, где находится администрация и заседают чиновники, также неухожена.
От "Нулевой версты" направляемся на Двинскую Набережную к памятнику Петру I. Памятник великому человеку, но скромных размеров. Похоже, З.Церетели сюда ещё не добрался.
Идём по набережной. На плаву и на суше видим множество кафешек и развлекательных заведений. Один из главных памятников города - шхуна "Запад" - стоит ободранная и без мачт. На ней копошатся какие-то люди. "В нашей шхуне сделали кафе, на тумбу пушку исковеркали, растрачен порох фейерверками, на катафалк пошёл лафет" (А.Аделунг).
Напротив шхуны - морской музей, но он закрыт. Там царит разруха и запустение. Всё это производит гнетущее впечатление. Нам кажется, что город с такой историей достоин лучшей участи. Несмотря на его столь неприглядный вид, люди в Архангельске (архангелогородцы) отзывчивы и доброжелательны. За всё время пребывания в городе никто ни разу не сказал: "Куды прёшь с мешком?" и.т.п.
Сворачиваем с набережной и идём в Музей освоения Арктики. Там мы зависаем надолго. Музей маленький, но очень интересный. В нём представлено собрание картин А.А.Борисова - первого художника-полярника, писавшего в суровых условиях виды Арктики. Также в музее нашла приют небольшая часть экспозиции Морского музея. Идущие следом! Заходите, не пожалеете!
Выйдя из музея, нарезаем второй круг по центру города с повторным заходом на пл. Ленина - Краеведческий музей, отдел северной природы. Любуемся на экзотические чучела и кости северной живности. Из музея опять вертаемся к морвокзалу.
По пути заглядываем на рынок закупить продуктов. Зрелище вечернего базара - как после погрома.
И вот автобус №104 (12 р.) уносит нас в М.Карелы. Через час выходим у "Новорусской деревни" - шикарного туркомплекса. Очень хочется там остановиться, но для этого надо кого-нибудь ограбить, а у нас нет денег на чёрные маски или чулки. Направляемся по шоссе к музею, где нам дают совет разбить лагерь на берегу речки М.Корелки.
По дороге, перелезая через канаву, все перемазались, как хрюшки. Встаём на правом берегу у помойки-кострища. Подход к воде отвратительный, и полно комаров. Ставим палатку и готовим гречку с тушёнкой. При приготовлении чая примус "Огонёк" взорвался, выбросив вверх метровое пламя. Позже выяснилось, что сдох предохранительный клапан. Хватаю из помойки железное корыто и накрываю им непослушный агрегат. Он пошипел, плюнул из дырки зеленоватым бензином и замолчал.
Всё, на сегодня впечатлений достаточно. 23-30. Залезаем в палатку, душим вручную комаров ("Вчера котов душили, душили…", М.Булгаков) и заваливаемся спать.

09.07.04. 8-00. С ворчанием поднимаемся, как всегда, не выспавшись, и сразу начинаем собираться. Во время сборов замечаем в реке утку с утятами, они плывут по течению, оставляя за собой шикарную кильватерную струю. На нас - ноль внимания, видимо, ещё непуганые. Пока Света готовит салат в пакете, я "сижу, никого не трогаю, примус починяю" (М.Булгаков). Заменив клапан и форсунку, разжигаю его. Пока готовятся макароны, всё идёт нормально, но когда поставили чай, примус решил вновь покапризничать: упала мощность. Наконец чай готов, но гадкий примус выключаться не хочет. Угрожаю опять накрыть его корытом. Примус испугался и погас. Наскоро позавтракав, собираем рюкзаки и в 11-00 выходим. "Волшебное" корыто забираю с собой, оно ещё послужит мостом при переправе через канаву.
11-20. Подошли к музею, берём билеты (70 р.), бросаем рюкзаки у дежурной и опять попадаем в сказку! На этот раз сказка настоящая, собранная по самым отдалённым уголкам русского Севера. Начинается она с огромной ветряной мельницы, механизм которой воссоздан до мельчайших деталей. Кроме производства муки, она могла приводить в движение лесопилку и другие необходимые в деревне механизмы. В музее множество других мельниц, калибром поменьше.
Сам музей разделён на сектора по местностям: Двинской, Мезенский, Каргопольско-Онежский, Пинежский. Нам очень понравился дом семьи зажиточного крестьянина, с пандусом для лошадей и скотины. Увидели две очень красивые церкви. В большой - музей обетных крестов, а в маленькой - действующая часовня. Две колокольни, на одной из них виртуозно исполняются коллекционные Архангельские звоны. К сожалению, во время прогулки по музею наш фотоаппарат сдох окончательно. Не удалось осмотреть Мезенский сектор, потому что там, под аккомпанемент визга свиньи, киностудия им. Горького снимала фильм-сказку "Поди туда, не знаю куда".
15-00. Выходим из музея и на автобусе №108 (30 р. на всех) уезжаем в Архангельск на ж/д. вокзал. Сегодня мы покидаем город, вернее, попытаемся сделать это. Оставляем Мишу охранять рюкзаки, а сами идём добывать билеты домой. На поезд до Котласа в кассе вокзала билетов нет, хотя в общем вагоне поезда есть переносная касса, а по дороге они подбирают пассажиров на полустанках. Но работать с этой кассой раньше полуночи они почему-то не могут. Проводников уломать не получилось, и поезд уходит без нас.
На поезд Архангельск-Онега-Няндома до Няндомы билетов тоже нет. На поезд Архангельск-Адлер продать билеты до Ярославля нам отказываются, мотивируя это тем, что на южные поезда на "ближние" расстояния (почти 1000 км) им продавать билеты запрещено. Можно не ближе Рязани. Уехать из Архангельска на "собаках" не представляется возможным в виду отсутствия "дальнобойных собак". Для интересующихся привожу список пригородных и рабочих поездов, существующих в Архангельской области:

Пригородные:
Архангельск-Паленьга; Архангельск-Брусеница; Няндома-Емца; Няндома-Коноша; Коноша-Вожега; Северодвинск-Нёнокса; Северодвинск-Лайская; Малошуйка-Маленьга.

Рабочие:
Архангельск-Исакогорка; Емца-Плесецк; Плесецк-Онега; Онега-Емца; Малошуйка-Мудьюга; Малошуйка-Обозёрская.

Список получен на ж/д вокзале г. Архангельска, расписания нет.

Ставим себе цель: уехать сегодня, с комфортом и недорого, и идём договариваться с проводниками вышеуказанного поезда. В результате мы уезжаем в Ярославль в купейном вагоне по цене общего (1100 р. на четверых). Закупить продукты на дорогу мы не успеваем, т.к. ближайший к вокзалу продуктовый магазин, по словам местных жителей, находится в трёх девятиэтажках отсюда. Покупаю на вокзале хлеб и бич-пакеты. Костлявая рука голода протянулась к нам. Расходы на питание уменьшаются в арифметической, а может, и в геометрической прогрессии.
18-40. Поехали! Заняв купе, ощущаем себя нелегалами. Из остатков продуктов готовим ужин. Мы счастливы. В Плесецке садятся ревизоры, и проводница запирает нас снаружи, но мы не в обиде. Мечтаем, как взаперти доедем до Адлера и искупаемся в Чёрном море. По мере продвижения на юг начинает смеркаться, а возможно, в этом виноваты серые тучи. Делать больше нечего, и мы ложимся спать.

10.07.04. Около 9-00 просыпаемся в районе Данилова. На наш робкий стук пришла проводница и освободила нас из заточения. В 11-00 прибываем на станцию Ярославль Главный. На вокзале просчитываем варианты добраться домой побыстрее и подешевле.
Тут же зарождается мысль уехать в Н.Новгород на теплоходе. Проверять эту идею отправляемся на речной вокзал (троллейбус №1). На речном вокзале нас ждёт облом, т.к. стоимость проезда по р. Волге в полтора раза выше, чем по Северной Двине.
Сильно не расстроившись, идём гулять по набережной. По дороге нас останавливает пожилая чета - пожизненные туристы. Идёт долгий разговор за жисть и туризм. Дети в это время, как всегда, вопят и дерутся. Заканчивается это тем, что Маша умудряется скатиться с откоса почти до реки. Снизу слышен плач и крики. К счастью, повреждений оказывается меньше, чем воплей. Быстро сворачиваем беседу и отправляемся купаться на холерно-тифозную, как нам сказали отдыхающие, Которосль. Вода почему-то холоднее, чем в Северной Двине. Освежившись, садимся у театра им. Волкова на автобус №33 и едем за Волгу к нашим друзьям, которых не видели три года. Ужинаем, общаемся, на ПК смотрим фильмы, снятые нашими друзьями в различных путешествиях. Кстати, один из них получил Гран-при на V Московском международном кинофестивале любительских фильмов. Далеко за полночь идём спать.

11.07.04. Встаём в 10-00, завтракаем и идём купаться на Волгу. Тут нас и накрыла гроза. Первый настоящий дождь за всё странствие! Возвращаемся к дому через лес пешком, обедаем и едем в центр города погулять. В центре тщётно пытаемся купить фотоплёнку. Хотя ещё только 18-00, но уже всё закрыто. Не удаётся это и в фойе гостиницы для интуристов. Тут до нас доходит, что мы всё-таки находимся в провинции, хотя и не очень далеко от Москвы.
Около 19-00, когда жара немного спала, пытаемся пройти в кремль, чтобы подняться на звонницу, на что нам было замечено, что всё уже закрыто и вообще здесь не развлекательное заведение. Мы великий и гордый народ, и деньги нам не нужны! Сделав такой вывод, отправляемся в парк, по дороге осматриваем историческое место на стрелке, где чуть не утонул Нестор Петрович из фильма "Большая перемена". В парке играет духовой оркестр и работает танцплощадка для тех, кому за много и очень много.
Аттракционы в парке нам не по карману, поэтому просто ходим и смотрим на всё это великолепие. Вдруг Света замечает киоск, который трясётся, как в лихорадке. Подходим ближе и видим, что это аттракцион "5-й элемент". Хозяин "Элемента" предлагает всей нашей компании (7 чел.) прокатиться за 100 р. при цене по 50 р. с носа. Мы согласились, и нам в стереоочках показали отрывок из игры "Погоня за пятым элементом" и покачали в такт. Все остались довольны.
Из парка по Волжской набережной идём в сторону речного вокзала. В пути нас опять достаёт дождь. Вертаемся домой, снимаем с верёвки трижды намоченное бельё, ужинаем и отбиваемся после прихода Митьки. (24-00) Решаем в эту ночь никуда не ехать. (Пригородный поезд Ярославль-Иваново-Ковров отправляется в три часа ночи).

12.07.04 Около 9-00 просыпаюсь от звонка мобильника. Мама интересуется, когда мы, наконец, приедем. Нехотя встаём, берём Аню, дочь друзей, и опять едем в город. На вокзале берём билеты на поезд № 613 Ярославль-Горький. К сожалению, общий вагон в этом поезде упразднён, и пришлось брать плацкарт (~ 600 р. на всех).
С вокзала направляемся по ул. Свободы в сторону Кремля. По случаю понедельника в кремле наблюдается затишье, и поэтому рады всем. У звонницы контролёр принимает нас за многодетную семью, и в результате мы всей толпой поднимаемся на колокольню почти бесплатно. Вид на город великолепный. "Лепота!". После ходим по монастырской стене. Гуляя по кремлю, забрели в детский городок, и дети надолго зависли там, а мы, "взрослые", пошли шерстить сувенирные киоски.
Около 16-00 отъезжаем к дому. Дома ужинаем, хватаем рюкзаки, прощаемся и выходим. До отъезда хотим ещё навестить моего брата Мишу. В 19-40 мы в гостях у Миши с Алёной, а уже в 21-40 выезжаем на вокзал. Наш поезд отправляется в 22-15. Свой 7-й вагон из шести прицепленных к тепловозу не сразу, но нашли. К сожалению, всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и путешествие тоже. Завтра утром 13.07.04. мы будем дома в Дзержинске.

"А всё кончается, кончается, кончается, едва качаются перрон и фонари"… (Б.Канер)

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Автор


Панорама Великого Устюга


Почта Деда Мороза


Дворец Деда Мороза


С Дедом Морозом


Спальня Деда Мороза


Набережная Сухони в Великом Устюге


Малые Корелы


На станции Солза


Поезд Северодвинск - Ненокса


Белые медвежата


Закат на море



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100