Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Путешествия Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Путешествие, совершенное в августе 2005 года от Москвы до Петербурга и обратно с заездом в попутные населенные пункты по маршруту: Бологое - Валдай - Боровичи - Кончанское - Хвойная - Чагода - Тихвин - Новая Ладога - Старая Ладога - Шлиссельбург - Чудово - Малая Вишера - Окуловка - Вышний Волочек

Автор: Георгий Федосов (Москва)

Сайт автора: georfed.narod.ru

Работы Георгия Федосова:

Как и предыдущие повествования, это описание предназначено для путешествующих самостоятельно и освещает хозяйственно-бытовые подробности пребывания в дороге и в населенных пунктах.

В тексте приводится стоимость разного рода услуг, режим работы организаций, оказывающих эти услуги - информация, которая может пригодиться при планировании путешествия.

На этот раз не приводятся расписания транспорта в населенных пунктах, которые я посетил - рекомендую воспользоваться обновляемой информацией из коллекции расписаний - см. http://all-transport.narod.ru/ , или поискать на сайтах городов см. http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/allrussia/index.pl

В тексте слабо отражены сведения об истории и достопримечательностях поселений, посещенных в процессе поездки. В качестве компенсации в приложении (см. http://georfed.narod.ru) представлены материалы, которые извлечены (без соблюдения авторских и смежных прав) из Интернета при подготовке к поездке, в том числе о населенных пунктах, которые предполагалось посетить, но это по разным причинам не сложилось.

Путь от Москвы до Бологого - 167км+164км

Билет на электричку от Петровско-Разумовского до Твери стоит 108 рублей.

Из Твери электричка на Бологое ушла, а следующая отправлялась только через три часа. Погулял по вокзалу. В здании вокзала имеются комнаты отдыха пассажиров, стоимостью за сутки от 105 (койка в шестиместном) до 600 рублей (в "люксе"). Ожидать электричку на вокзале не хотелось, а то еще скрутит, как Калинина, сидящего в виде памятника на платформе.

В Твери я бывал, поэтому ограничился недальней прогулкой на автовокзал, зашел на Волоколамском проспекте пообедать в столовую, которая работает с 8 утра. Ходить по городу было трудно, как из-за жары, так и значительно увеличившегося потока автотранспорта, который регулировать пока не умеют и пешеходы бегают от него, как зайцы.

Электричка шла до Бологого 3 часа - долго стояли, пропуская скорые после технологического окна.

Бологое

Станция с1851г.; город с 1926г.; р.ц.Тверской обл.; на озере Бологое;

узел ж/д дорог на Лихославль, Сонково, Чудово, Дно, Великие Луки; 26 тыс. жит.

Карта г.Бологое - http://www.russiamaps.newmail.ru/69.htm

Устроился в комнатах отдыха пассажиров на 3-ем этаже вокзала. Койка в 2-х местном номере - 350 руб/сутки, в 4-х местном - 200.

Пошел пройтись по городу: поужинал в круглосуточной столовой при доме отдыха локомотивных бригад. Они расположены в здании рядом с водокачкой, вывески никакой нет, высокое крыльцо с навесом видно с разворотной площадки автостанции.

Я не первый раз в Бологом и всегда ходил не туда - центр располагается направо, если стоять спиной к вокзалу. Там администрация, музей, кафе "Встреча", работающее до 02 часов, гостиница (ул.Кирова, д.22). Из интереса зашел в гостиницу (на 1-ом этаже - ресторан). Места от 550 рублей в сутки, т.к. 3-ий этаж, где были дешевые, реконструируется.

Видел часовню, возведенную в память жертв синематографа: в 1911 году, во время сеанса сараеподобный кинотеатр загорелся, и погибло 64 человека, в т.ч. 40 детей.

Около 20 часов начался мелкий дождик, и прогулку пришлось прекратить.

Укладываться еще не хотелось - побродил по трехэтажному вокзалу, оставшемуся почти без перестроек уже более 150 лет, посидел на лавочках под навесами, сооруженными над платформами для удобства пассажиров в то заботливое время. Поскольку железнодорожный вокзал числится памятником истории и архитектуры, современные путейцы пока не решаются, по своему обыкновению, навесы поломать.

Вокзал островного типа был построен по проекту архитектора Желязевича. Таких больших вокзалов на линии было только два: в Бологом и Твери, но и остальные, в большинстве своем тоже островные, на Николаевской дороге были построены тоже по проектам этого архитектора. Он же разработал схемы тупиковых вокзалов в Питере и Москве, но Николай I посчитал их слишком скромными для столиц и поручил своему любимцу - К.А.Тону добиться соответствия имперским амбициям.

Цари имели обыкновение останавливаться на станции Бологое и вкушать обед. В обязательном порядке это осуществлял Александр II. У торца здания в сторону Питера, там, где сейчас памятник погибшим железнодорожникам, размещался царский павильон, в котором император и царедворцы откушивали в присутствии новгородского губернатора. Станция Бологое раньше находилась на территории Валдайского уезда Новгородской губернии, и губернатор, отвлекаясь от несения службы, приезжал прислониться к вертикали власти и приглядеть, хорошо ли император пообедал. В том же торце был вокзальный ресторан, где пассажиры могли поесть горячего во время долгих стоянок. Впоследствии продолжительность остановок сократилась, пообедать стало некогда, и ресторан закрыли. Сейчас вокзальная закусочная разогревает в микроволновке еду не слишком аппетитного вида.

Спалось ночью плохо: после ноля часов комната стала заполняться постояльцами на несколько часов (в этом случае действует почасовая оплата - 25 руб/час). Комната большая, кровати стоят нетесно, но когда спящих будят после двух-трёх часов сна, то недовольство выражается весьма эмоционально. Но больше всего мешали объявления по вокзалу, которые втискивались в сны и придавали им сюрреалистичность. Выспался плохо, а проснулся рано.

С утра погода была хорошая, и я предпринял круговую прогулку по часовой стрелке вокруг озера.

На ул.Свердлова выполняет свое предназначение часовня, покрашенная в нежно розовый цвет. Недалеко от нее расположено здание краснокирпичной церкви, построенной местной купчихой по случаю рождения наследника Алексея с пожеланиями ему здоровья и долголетия. Доброжелательная купчиха, как и миллионы подданных, не подозревала о неизлечимости наследственной болезни царевича. Сейчас в церкви располагается технический клуб РОСТО (бывш.ДОСААФ).

На другой берег озера ведут два моста, но один из них (ж/б и недавней постройки) уже превратился в руины. За мостом, на полуострове, красивая роща со следами устройства парка. Есть несколько приемлемых песчаных входов в воду, а так берега заросшие.

Через залив озера перекинут висячий пешеходный мост. На ул.Кирова есть действующая церковь ординарного внешнего облика.

Песчаный вход в воду (пляж не оборудован раздевалками) есть за зданием спортшколы. Ориентиром с ул.Кирова может служить ширпотребная статуя известного физкультурника Л.Н.Толстого (городки, конный спорт, велосипед, коньки). Раньше на этом месте была усадьба князя Путятина, приятеля Рериха, который у него часто бывал.

Посетил краеведческий музей имени Н.И. Дубравицкого (ул.Кирова, д.4, с 10 до 17, кроме вс, билет - 10 рублей). Музей интересный, был организован еще до революции, в основном усилиями местного помещика Путятина, но последующие неразбериха и войны позволили создать стабильный музей только в 1970 году.

Бологое празднует 510-и летие, но это, как часто бывает, туфта. Крупная станция появилась с 50-х годов 19 века, а ко времени революции Бологое было крупным железнодорожным узлом и значительным промышленным центром. Городом Бологое стало в 1926 году. Чуть позже - райцентром Калининской области. В городе существовал большой собор, который взорвали в 1932 году.

Во время войны город был основной базой Северо-Западного фронта, подвергался жестоким авианалётам и был фактически разрушен.

Проезд от Бологое до Валдая - 50км

Билет стоит 42 рубля. Два вагона: один кресельный, другой - лавочный. Дорогу окружают великолепные сосновые боры. Видел вереск, папортники.

Валдай

Упоминается с 1481г.; город с 1770г.; р.ц.Новгородской обл.; на озере Валдайское;

Станция ж/д дороги на линии Бологое-Дно; 18 тыс. жит.

Карта г.Валдай и схема Иверского монастыря - http://www.russiamaps.newmail.ru/53.htm

Направился сразу в гостиницу "Валдай" (ул.Луначарского, д.20). Типовая тургостиница. Место в двухместном номере с удобствами - 290 руб/сутки. Горячая вода появилась вечером.

Умылся холодной и пошел на пристань. Было около 15 часов, а катер на остров, в Иверский монастырь, уходил в 16-00. Успел зайти в музей уездного города (ул. Луначарского, д.7, рядом с пристанью, с 10 до 18, кроме пн, билет - 20 рублей). Музей интересный, много вещей и фотографий уездного города Валдай, его жителей и занятий этих жителей.

Перед революцией, в начале 20 века, город приобретал черты дачного поселка, причем, в связи с очевидной святостью места, много дачников было из числа патриотов черносотенной направленности: Нилус, Меньшиков и др. Меньшикова в Валдае и расстреляли после прихода к власти красносотенцев.

Рейс в 16 часов - последний за день, и на острове мы пробыли минут 40. Пришлось этим ограничиться, хотя первоначально я собирался погулять по острову, а потом пешком вернуться в Валдай (остров ныне соединен с материком автомобильным мостом). Но я устал, и тяга к пешей 12-и верстной прогулке поутихла.

Осмотрел монастырь внутри и обошел снаружи по периметру. Идет интенсивная реставрация: народу много, техники тоже и работают шустро - видимо ждут Президента, резиденция которого располагается на другом берегу озера, или Патриарха. Из-за ремонтной страды монастырь внутри выглядит не очень эффектно, мешаться под ногами работающих - не здорово, так что о кратковременности пребывания не жалею.

Стоимость проплыва на водометном катере "Заря-211" - 38 рублей в один конец. Продолжительность рейса 10-15 минут.

Когда вернулся, отправился в музей колоколов (ул. Труда, д. 2а., с 10 до 18 часов, без выходных, билет - 20 рублей). Музей расположен в Екатерининской церкви, построенной гениальным дилетантом Н.А.Львовым в виде ротонды. Акустика там великолепная.

Валдай был известным центром производства колоколов, но в музее выставлена и продукция конкурентов: немного из Европы и разнообразные из других российских городов, известных этим промыслом: Кунгура, Слободского, Тюмени и др.

Завод Усачёвых в Валдае был знаменит и работал большие церковные колокола на весь российский рынок. После революции продолжал выпускать колокольчики, но литейные формы были изношенные и колокольцы получались смазанные, с затеками, что очевидно из музейной экспозиции. В начале 30-х годов потребность в продукции исчерпалась, и завод закрылся. Причем точное литье забросили, а здание приспособили под городскую баню.

Весь день питался кое-как, и, после музея, зашел в кафе "Уездное", рядом с Екатерининской церковью, и хорошо там поужинал.

После этого помоционил по городу. Есть старинные дома кондиционного вида, каменных немного. Троицкий собор в центре города крупный, приятного вида, но не выдающийся. Плохо, что в городе построили пятиэтажки вперемешку с усадебной застройкой. На главной площади, рядом с собором и старинными магазинчиками возведено стеклянное здание ресторана.

Город стремится возвратить себе славу паломнического, туристского и дачного центра и обустроил "Приозерный" сквер с набережной и молом, откуда открывается впечатляющий вид на озеро и, особенно, на монастырь, освещаемый лучами вечернего солнца. В остальных местах набережной нет - усадьбы выходят к воде. По берегам появились современные богатые коттеджи. Дорога от Валдая до Боровичей - 86км

Билет на автобус стоит 71 рубль. В "ПАЗ"ик набилось много народа, люди входили, выходили, но весь маршрут кто-нибудь стоял в проходе. В Лыкошино пересекали ж/д магистраль Москва-Петербург. Весь путь проходил по очень живописным местам. Видел современной постройки одинокую усадьбу, стоящую около дороги. Трасса Р-8 сносного качества и автобус доехал до Боровичей за 1,5 часа.

Боровичи

Упоминается с 1495 года; город с 1770г.; р.ц.Новгородской обл.; на реке Мста;

Тупиковая станция ж/д дороги от Угловки; 58 тыс. жит.

Карта г.Боровичи - http://www.russiamaps.newmail.ru/53.htm

Вышел, не доезжая до автостанции, на Ленинградской улице и через 5 минут был в гостинице "Мста" (ул.Желябова, д.5), стоящей неподалеку от одноименной реки.

Одноместный номер с умывальником и унитазом (без душа и телевизора) стоит 270 рублей в сутки (в стоимость включен один завтрак). Остальные дороже, и намного.

Сразу же отправился позавтракать, что и осуществил в круглосуточном кафе около моста. Потом перешел этот знаменитый металлический мост, построенный 100 лет назад известным инженером Белелюбским, и зашел музей, расположенный справа от моста (Набережная Окт.Революции, д.17).

Музей интересный, основан в 1918 году на базе конфискованного из помещичьих и дворянских усадеб. В музее поинтересовался, где был расквартирован 1-ый Саперный батальон, в котором ровно сто лет назад мой дед отбывал воинскую повинность и дослужился до звания ефрейтора. Правда, насколько помню, Боровичи не фигурировали в числе его воспоминаний - телеграфная рота 1-ого Саперного батальона располагалась поближе к штабу 1-ого армейского корпуса - в Петербурге.

Приятный молодой сотрудник музея указал мне место дислокации батальона, и я туда прогулялся. Рядом с монументальным зданием автодорожного колледжа, за забором с КПП, виднеется здание казарменного типа дореволюционной постройки. Личного состава, метущего тротуары или красящего забор, не наблюдается - сейчас, видимо, там расположена какая-то нестроевая часть, и офицерству не нужно придумывать тяготы и лишения воинской службы для вверенного переменного состава.

Насмотревшись на капитальное казарменное здание, прогулялся, осматривая окружающие строения, до автостанции. Она располагается в новом современном здании на Советской улице, далеко от центра.

Город производит приятное впечатление. В центре массово сохранились старые солидные, в основном двухэтажные, дома. Многие из них каменные, и вообще в городе не заметно покосившихся или заваливающихся избенок.

Многие тротуары издавна выложены желтоватой плиткой производства местного завода, выпускающего огнеупорную керамику. Часть таких тротуаров впоследствии покрывали асфальтом, но он стерся, а плитки продолжают выполнять свою функцию. Есть и дома с использованием желто-коричневых кирпичей либо в виде сплошной кладки, либо декоративно включенных в обычную, из красного кирпича. Выглядит это привлекательно и необычно.

Город в допетровскую эпоху представлял собой небольшой населенный пункт на порожистой реке Мста. По преданию, по Мсте проплывала княгиня Ольга, занимаясь своим любимым делом - сбором налогов. В петровское время поселение стало важным пунктом на транспортной магистрали - Вышневолоцком водном пути, а население массово служило лоцманами. В 1770 году Екатерина II определила Боровичи уездным городом Новгородской губернии. Позже императрица сама приплыла однажды в Боровичи, для чего возвели Путевой дворец, а главные улица и площадь были названы Екатерининскими.

Впоследствии, для прокладки проезда, ансамбль Екатерининской площади разрушили: один собор сломали начисто для расширения проезда Гагарина, вместо высокой колокольни установили памятник Кирову, у еще одного, Троицкого, собора снесли купола и переоборудовали в городской дом культуры.

Река неплохо кормила горожан, а когда, с постройкой Николаевской железной дороги, эта лафа кончилась, удачно решилась проблема освободившихся рабочих рук. Старший Нобель в 1855 году построил завод огнеупоров, который и до сих пор успешно кормит город. Местное сырье уникально и изделия для футеровки всяческих печей отправляют по всей стране и за границу.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея