Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана о походе III категории сложности, совершенном с 28.04.2003 по 10.05.2003 по маршруту: Лазаревское - перевал Грачевский - Отдаленный (Шпалорез) - Нижние Тубы - Тубы - Верхние Тубы - Черниговское - Гуамка - Гуамское ущелье - Мезмай - перевал Азишский - Азишские пещеры - Хаджох - электричка - Белореченск - электричка - Гойтх - Индюк - Туапсе - Архипово-Осиповка - Джубга - Пшада - хребет - Возрождение - Геленджик - Кабардинка - Новороссийск - Абрау-Дюрсо - Новороссийск

Руководитель: Александр Фефелов (Новороссийск)

Турклуб МГТУ им. Н. Э. Баумана

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5998

Сканирование и обработка отчета - Александр Камков (Зеленоград)

Содержание:

Краткая характеристика похода;
Состав группы;
Использованная техника;
График движения;
Техническое описание маршрута
Краткая характеристика похода

Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в апреле- мае 2003 г велосипедном походе III категории сложности по маршруту: Лазаревское - Отдаленный (Шпалорез) - перевал Грачевский - Нижние Тубы - Тубы - Верхние Тубы - Черниговское - Гуамка - Гуамское ущелье - Мезмай - перевал Азишский - Азишские пещеры - Хаджох - электричка - Белореченск - поезд - Гойтх - Индюк - Туапсе - Архипово-Осиповка - Джубга - Пшада - хребет - Возрождение - Геленджик - Кабардинка Новороссийск - Абрау-Дюрсо - Новороссийск.

Протяженность маршрута - 565 км.

Продолжительность похода - 13 дней.

Руководитель похода - Александр Фефелов.

Состав группы

Александр Фефелов - командир группы, казначей, видеооператор.

Сергей Лебедев - медик, летописец.

Павел Жуков - механик, фотограф (после отъезда Андрея Умнова).

Алексей Пичугин - завхоз, штурман.

Использованная техника

Александр Фефелов самосборный велосипед на раме GT
Сергей Лебедев Mongoose Rockadile
Павел Жуков самосборный велосипед на раме Atom
Алексей Пичугин Rockmachine

График движения

Дата День пути Участок пути Километраж Средняя скорость, км/ч Погода Примечание
28.04.03 1 Лазаревское-Марьино 20 20 ясно, t +20
28.04.03 1 Марьино-Широкое- стоянка 20 2,86 ясно, t +20
29.04.03 2 стоянка- Отдаленный (Шпалорез) 25 3,125 ясно, t+20, небольшой ветер
30.04.03 3 Отдаленный (Шпалорез) - - Тубы -Черниговское 30 10 ясно, t+20
30.04.03 3 Черниговское -Гуамка- Гуамское ущелье 15 5 ясно, t+20
01.05.03 4 Гуамское ущелье - Мезмай - пер. Азишский - Азишские пещеры 30 7,5 ясно, t+20
01.05.03 4 Азишские пещеры - Хаджох 60 45 ясно, t+20
01.05.03 4 Хаджох - Белореченск - - ясно, t+20 Ехали на электричке
02.05.03 5 Белореченск - Гойтх - - ясно, t+20 Ехали на электричке
02.05.03 5 Гойтх - Индюк - Туапсе 25 16,67 ясно, t+20
02.05.03 5 Туапсе - Архипово- Осиповка- Джубга 65 16,25 ясно, t+20 Нас осталось четверо
04.05.03 7 Джубга - Пшада 50 16,7 ясно, t+20
04.05.03 7 Пшада - подъезды к хребту - стоянка 15 6 ясно, t+20 Много бродов
05.05.03 8 подъезды к хребту - хребет 40 5 ясно, t+20 Сначала пошли неправильной дорогой и потеряли 3 часа
06.05.03 9 хребет - Возрождение 20 20 ясно, t+20
06.05.03 9 Возрождение - Геленджик - Кабардинка - стоянка 60 20 ясно, t+20, ветер
07.05.03 10 стоянка - 45 15 ясно, t+20,
Новороссийск - Абрау- Дюрсо ветер
09.05.03 12 Абрау-Дюрсо Новороссийск - стоянка 45 15 пасмурно, t+15, ветер
10.05.03 13 стоянка -Новороссийск 20 20 ясно, t+18, ветер

Техническое описание маршрута

28.04.03

Лазаревское Марьино - Широкое

10.00 Высадились на ст. Лазаревская. Съездили на почту. Поехали по дороге на (?). Дорога - асфальт, временами грунт, попадаются ремонтируемые участки. Доехали до Марьино, свернули на грунтовую дорогу к перевалу Грачевский. Дорога - сначала грунт, потом - камни, идет вдоль реки Псезуапсе. Начались броды - всего в этот день мы перешли 3 - в них довольно бурное течение и вода по колено, а в последнем из них - до пояса. По словам командира, в прошлые походы такого не было, броды были мелкие. Видимо, все это от того, что весна в этом году поздняя. Переходить броды довольно трудно. Первые два еще можно перейти с навьюченным велосипедом, на третьем рюкзак однозначно надо снимать. Я вместе с велосипедом упал в первый брод же, где меня и велосипед порядком потаскало по камням. Спасибо Пичугину - подержал велосипед, пока я плавал. Падаю во второй брод. Третий, который по пояс, перехожу уже без велосипеда, но с Пичугиным. За бродами видна труба газопровода, вдоль которого и идет дорога. Идем дальше по дороге. Дорога - каменистый грунт. Начались подъемы, сверху текут ручьи и дорога мокрая. Много тащим велосипеды на себе.

18.00 Небольшой спуск в котловину. Дальше идет подъём на перевал. В затененных местах попадаются пятна снега. На велосипеде командира начинает ломаться задний переключатель. Видели на склоне медведицу и двух медвежат. Встаем на стоянку на террасе над дорогой. Всего проехали 40 км .

29.04.03

Перевал Грачевский - Отдаленный (Шпалорез)

10.00 Выехали. Начинаем подниматься на перевал Грачевский. Дорога - камни, местами грунт с колеей от самосвала, все время крутой подъём. Большей частью тащим велосипеды на себе.

15.00 Долезаем до верха. Высота 1300. Здесь очень красиво и сидит местный дяденька, похоже, охотник, который нам очень удивился. Наверху лежит снег - сначала его немного, потом — целые сугробы. Тащим по ним велосипеды. Идем по верху метров 700, потом - спуск, на котором тоже лежит снег. С велосипедами в руках скачем по снегу вниз, останавливаться нельзя - сразу проваливаешься в снег. Ноги промокли и мерзнут, хотя сверху и греет солнышко. Километра через 3 снег кончается. Под ним - опять камни с грунтом и лужами. Большая грязь, велосипеды все заляпаны. Встретили лесорубов. Крутой спуск вроде кончился. Полчаса ждем, пока замерзшие от снега тормоза отмерзнут и начнут нормально тормозить. Дорога - в основном спуск. Едем по дороге дальше, тут уже иногда ездят грузовики легковые машины, и мотоциклы. Местные спрашивали нас о состоянии перевала.

19.00 Доехали до Отдаленного (он же Шпалорез). Встали на стоянку на подъеме в лес за поселком, справа от дороги. Здесь есть магазин, правда он уже закрыт. На противоположном берегу реки видели стоянку водников. Помыли в ручье себя и велосипеды. Всего проехали 25 км .

30.04.03

Отдаленный (Шпалорез) - Тубы - Черниговское - Гуамка - Гуамское ущелье

10.00 Выехали. Первые 3 километра вдоль узкоколейки есть грунтовая дорога, потом дорога кончается, и мы едем прямо по узкоколейке. Местами около нее идет тропинка. Где-то раз в час по узкоколейке проезжают поезда, нагруженные шпалами. Здесь растут колючки и у нас от них очень много проколов. Колючки иногда так глубоко втыкаются в покрышку, что вытаскивать их приходится с булавкой. У Андрея проблемы с багажником - все время отвинчивается. Винтов не напасешься.

14.00 Доехали до Черниговского. Закупились в магазине, пообедали. Свернули на грунтовую дорогу на Гуамку. Еще 3 прокола - шипы с узкоколейки все еще сидят в покрышках. После участка с колючками надо бы было остановиться и все их повытаскивать. Начал кончаться клей для заплаток на камеры. Дорога - грунт с глубокими колеями от самосвалов, много спусков, ехать по ней довольно интеллектуально - все время надо думать где лучше проехать. В основном, идет спуск. Переехали мост через реку Тугипс.

17.00 Встретили семью велотуристов-киевлян - папа (он же руководитель похода, он же Александр Гриценко), мама, сын. Говорят, в Гуамском ущелье ведутся строительные работы и проехать там затруднительно. Перед Гуамкой - продолжительный грунтовый спуск. Мне на спуске поперек дороги попалась довольно глубокая канава, думал - полечу через руль. Однако, вилка самортизировала. Едем до ущелья - на входе стоит шлагбаум и грозная табличка, но никто въезд не охраняет. Внутри действительно лежат кучи шпал и перекопано, но проехать таки можно. В середине ущелья - кафешка. Мы там обедали в прошлом году, в этом не стали.

18.00 Встали стоянкой недалеко от выезда из ущелья. Всего проехали 45 км

01.04.03

Гуамское ущелье - Мезмай - перевал Азишский - Азишские пещеры - Хаджох - электричка - Белореченск

10.00 Выехали.

11.30 Доехали до Мезмая. Поехали вверх, на перевал. Дорога - грунт, подъем. По дороге ездят машины — в прошлом году совсем никого не было. Какие-то типы на джипе спрашивали, есть ли у нас деньги. Грабить что-ли хотели? Мы их проигнорировали и все обошлось. Доезжаем до верха, поехали к пещере Азишской. Здесь довольно много экскурсантов, в основном, местные.

16.00 Пообедали шашлыком из кафешки на другой стороне от пещер дороги. Поездили по смотровым площадкам, часть группы сходила в Большую Азишскую пещеру. Поехали по асфальту вниз в Хаджох -надо успеть на поезд на Белореченск, который, по информации от местных, уходит вроде бы в 18.00. Дорога - спуск, асфальт, серпантин. При большом желании можно вылететь с поворота.

17.50 Хаджох. Поезд на Белореченск уходит в 20.00 так что у нас есть время посидеть.

22.00 Приехали в Белореченск. Милиционеры не разрешили нам поставить палатку у вокзала, как это было в прошлом году, поэтому ночуем на вокзале. Противно, однако!

Всего проехали 90 км

02.05.03

Белореченск - электричка - Гойтх - Индюк - Туапсе - Архипово-Осиповка - Джубга

06.00 Подошла электричка (больше похожая на поезд местного сообщения) на Гойтх. Поехали. В поезде досыпаем.

9.00 Гойтх. Вышли из поезда. Купили еду, проехали до Индюка, позавтракали.

11.00 Едем до Туапсе. Дорога - асфальт, в основном - спуск.

12.00 Туапсе. Покупаем Андрею билет на поезд, оставляем его ждать поезда в 20.00. Нас

осталось четверо.

14.00 Едем на Джубгу. Дорога - асфальт. Я довольно глупо упал в Архипово-Осиповке – нажал на передний тормоз и катапультировался. Командир зачем-то хочет меня всего забинтовать — говорит, я страшно падал. Едем дальше.

16.00 Архипово-Осиповка, смотрим памятник Архипу Осипову. Он все такой же, как и в прошлом году. Странно.

18.00 Джубга.

Проехали 80 км . Все по асфальту.

03.05.03

Стоим в Джубге, прохлаждаемся и никуда не едем. Во время поездки за продуктами, на моем велосипеде отказал задний тормоз - оборвался тросик. Хорошо, что не во время спуска с перевала!

04.05.03

Джубга - Пшада - подъезды к хребту

10.00 Едем на Пшады.

14.00 Пшада. Посмотрели местные дольмены и водопады. Водопад высокий и очень красивый, наверх по нему ведет лесенка, мы затащили туда велосипед и сфотографировали.

15.00 Пообедали. Свернули в сторону хребта на задворки Пшады, дорога - каменистый грунт. Едем на хребет. Дорога идет вдоль реки Пшада, часто пересекает неглубокие броды. Несколько раз проезжали грузовики. Встретили идущих нам навстречу пеших туристов. Видим табличку “Водопады 3 км .”. Что-то по карте никаких водопадов тут нет. Проехали 2 домика. Пока ни спусков ни подъёмов особых нет.

18.00 Здесь очень красиво. Ищем поворот наверх - на хребет. Свернули влево, на очень исхоженную тропинку, чуть проехав по ней нашли кострище. Встали на стоянку.

Всего проехали 65 км .

05.05.03

Подъезды к хребту – хребет

10.00 Выехали. Едем по тропинке, которая упирается в очень крутой, сильно заросший склон. Лезем на склон.

11.00 Забираемся. Похоже, это была не та тропинка. Слезаем. Трудно лазать с велосипедом по крутому склону с колючками!

12.30 Выехали обратно на дорогу.

13.30 Пообедали, едем по дороге назад. Около вчерашних 2-х домиков увидели местных, спросили у них где дорога на хребет - оказалось, это не тропинка, а дорога, ответвляется вправо и сразу идет вверх. Местные строят тут что-то вроде турбазы, говорили чтобы мы приезжали сюда через пару лет. Нашли дорогу - действительно, идет вправо по ходу нашего вчерашнего движения и сразу идет вверх. Вчера мы ее проехали, сразу за ней - небольшой затяжной подъёмчик и дальше - брод. Взяли с собой воды - местные сказали что наверху ее нет. Лезем вверх. Дорога - каменистый грунт. Сняли рюкзаки с велосипедов - по-моему, так вверх идти легче. Действительно, наверху с водой плохо - ручьев совсем нет.

15.00 Вылезли на хребет. Дорога - подсохший грунт, иногда с лужами, местами идет по лесу, местами - по лугам. В основном, идут подъёмы. Хорошо что дождей нет, все подсохло, а то бы была большая грязь. Поперек дороги попадаются поваленные деревья, иногда целые завалы - давно здесь никто не убирал.

16.30 Кончается взятая с собой вода. Была еще одна бутылка, но кое-кто, не буду писать кто, ее потерял. Здесь ручьев не течет и воды набрать негде, разве что из лужи. Очень красивое место - вид с хребта на окрестные горы и на поселок (Пшада) внизу. Дорога часто разветвляется - похоже, на каждом отроге. Лес кончился, дальше луга. Дорога все еще идет в гору. На лугах попадаются кострища с разбросанными вокруг бутылками. Видимо, местные сюда ездят на машинах на пикники. Встречаются пятна снега.

18.00 Тропинка поперек дороги. Стоит какая-то техника в виде гудящего купола. Едем по тропинке - чуть ниже хребта запертый охотничий домик и колодец - странно, на вершине-то

горы... Вода! Встаем на стоянку.

Всего проехали 40 км

06.05.03

Хребет - Возрождение - Геленджик – Кабардинка

10.00 Выехали. Дальше идет грунтовая дорога очень изъезженная, сначала идет по хребту, потом ведет вниз. На карте ее что-то нет. Едем по этой дороге. Попадаются какие-то прудики, а обещали - горные озера. Дорога — сначала ровный грунт, потом асфальт, правда очень старый. Прокол у Пичугина - пробило на камне. Едем вниз. Прокол у меня - тоже пробило на камне. Съезжаем, наконец вниз, выезжаем около Возрождения на шоссе. Паша - молодец! Он - единственный из нас, у кого нет на велосипеде амортизационной вилки, и так здорово едет на спуске!

12.00 Смотрим дольмены и всякие ванны Афродиты. Здесь много подростков с рюкзаками - что-то для туристов они слишком цивильно выглядят.

14.00 Пообедали. Едем до Кабардинки.

15.30 Проехали Геленджик. Дорога - асфальт, с небольшими подъемами и спусками. Хороший такой подъем перед Геленджиком. Тут уже начинает дуть довольно сильный ветер - видимо, со стороны моря.

16.30 Кабардинка. Закупились продуктами. Проезжаем вперед до Новороссийска.

17.00 Встали стоянкой в нашем прошлогоднем месте - справа, в лесочке у моста. Ориентир – не доезжая 100 м . - беседка с видом на море, после моста справа через 50 м .- кафе “Казачий курень”. Вода — прямо под мостом.

Всего проехали 80 км

07.05.03

Новороссийск - Абрау-Дюрсо

10.00 Едем до Абрау-Дюрсо. Дорога - асфальт, до Новороссийска - подъёмы/спуски, после – по дороге на Абрау-Дюрсо - два небольших подъёма, за каждым из которых - спуск. От Новороссийска до Абрау Дюрсо - 20 км .

13.30 Абрау-Дюрсо. Озеро тут разлилось и вышло из берегов. Закупаемся винами на местном рынке. Пытаемся попасть в музей вин и на дегустацию шампанских вин, но там велели ждать приезда экскурсии - по два человека они не дегустируют. Встретили группу велотуристов из Архангельска, очень мило пообщались. Они едут нам навстречу, с другой стороны Новороссийска и планируют доехать до Туапсе. Посоветовали нам хорошее место для стоянки - по дороге вокруг озера за Абрау-Дюрсо, сразу за указателем “Абрау-Дюрсо” - поворот налево на грунт вниз, потом - по берегу озера налево. Место на берегу озера, рядом родник. Иногда приходят местные - порыбачить.

16.00 Пообедали, сходили на дегустацию. Всем понравилось. Первым наливают там самое лучшее шампанское, потом идут похуже, но разницы почти нет, т.к. вино уже ударило в голову. Закусывают это дело почему-то печеньем.

18.00 Встаем на стоянку.

Всего проехали 45 км

08.05.03

Прохлаждаемся и никуда не едем, разве только за продуктами в Абрау-Дюрсо. За Пичугиным гоняются муравьи, у них тропа проходила как раз по тому месту, где мы поставили палатку, и они все время залезают внутрь палатки и пичугинского рюкзака. Сегодня случился единственный дождь за весь поход. Длительность дождя - 3 минуты.

09.05.03

Абрау-Дюрсо - Новороссийск

10.00 Выехали на Новороссийск

11.00 Новороссийск. Праздник. В центре и в порту много народу. Катаемся по городу. Изредка пристают милиционеры - проверяют паспорта.

16.00 Пообедали в кафе “Казачий курень”. Встали на стоянку там же, где и 6 числа. Прохлаждаемся.

Всего проехали 40 км

10.05.03

Новороссийк

09.00 Выехали на Новороссийск.

10.00 Новороссийск. Поезд в 12.12.

Всего проехали 20 км

Резюме

С погодой нам повезло, за все время похода ни одного дождя не случилось, если не считать за тот трехминутный, что случился 8 мая.

Мой опыт в этом походе показал, что новому велосипеду нужно привыкать заранее, до него у меня был велосипед без амортизированной вилки и со стальной рамой и его поведение сильно отличалось от поведения моего теперешнего . Конечно, перед походом я на новом велосипеде потренировался, но немного, поэтому первые дни похода было трудно рассчитывать повороты и вписываться в колеи от грузовиков. Только дня через 3 все наладилось.

Хорошие дисковые механические тормоза - вещь неплохая, не отказывают от снега, как v - brake . Правда, то, что мне подсунули на велосипеде Mongoose Rockadile - не хорошие дисковые механические тормоза, они все время разрегулировались от грязи и снега, а у заднего к середине похода о тормозную машинку перетерся тросик.

После участка с колючками лучше остановиться и все колючки повытаскивать, иначе они потом еще долго напоминают о себе проколами.

Если предвидятся заснеженные участки трассы, нужны бахилы или закрытые ботинки, в кроссовках при ходьбе по рыхлому снегу мерзнут ноги.

В серьезных походах очень помогает опыт горного туризма (имелся у двух участников группы), особенно если преодолеваются крутые склоны. 4 участника на мой взгляд, оптимальное количество человек в группе для серьезного похода, такое количество дает группе наибольшую мобильность, еще являясь при этом полноценной группой.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100