Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о велопоходе 1 к. с., совершенном группой туристов из г. Пермь по маршруту г. Пермь – ст. Теплая Гора – п. Косья – п. Ст. Ляля – п. Павда – п. Кытлым – г. Кизел - г. Пермь с 28.05.2005 по 03.06.2005

Руководитель: Павел Багдонас (Пермь)

Содержание
  1. Цели и задачи похода;
  2. Сведения об участниках;
  3. Сведения о районе похода и общая характеристика маршрута;
  4. График движения группы
  5. Техническое описание маршрута;
  6. Перечень снаряжения:
    1. Групповое
    2. Личное снаряжение;
  7. Итоги. Выводы. Рекомендации;
  8. Дневник похода

Вид туризма – велосипедный.

Район путешествия Средний Урал.

Категория сложности – 1.

Протяженность – 340 км.

Продолжительность – 7 дней.

1. Цели и задачи похода

1. Ознакомиться с относительно новым для нас видом туризма.

2. Разведка дорог на границе Пермской и Свердловской областей в районе Среднего Урала для составления маршрутов будущих велопоходов.

3. Осмотр достопримечательностей и интересных туристских объектов.

4. Активный отдых.

2. Сведения об участниках

Фамилия, Имя Год рождения Опыт в велотуризме Опыт в других видах туризма Велосипед Обязанность в походе
Багдонас Павел 1966 ПВД 4 к. с. Merida Kalahari 590 Руководитель, штурман
Леснов Андрей 1960 ПВД 3 к. с. Univega Sport Alpina Завхоз
Нигматуллин Анвар 1947 ПВД 3 к. с. GT Avalanche 1.0 Реммастер

3. Сведения о районе похода и общая характеристика маршрута

Маршрут проходит в районе Среднего Урала, вблизи границы "Европа-Азия", в Пермской и Свердловской областях. Начинается он в Пермской области (в Европе), затем переходит в Свердловскую (в Азию), затем обратно в Пермскую область (соотвественно, назад в Европу). Активная часть маршрута начинается на ст.Теплая Гора железнодорожной ветки Чусовская-Кушва, а заканчивается на ст.Кизел ветки Чусовская-Соликамск. Впрочем, маршрут может быть пройден и в обратном напралении. До обеих этих станций можно добраться на электропоездах из Перми.

Средний Урал считается наиболее пониженной частью Уральских гор, однако, если в южной части Среднего Урала гор практически как таковых нет, то в его северной части, куда тяготеет данный маршрут, уже начинают появляться отдельные вершины, такие, как Конжаковский камень, Косьвинский камень, что делает местность более пересеченной, и, соотвественно, более интересной в туристском плане. Маршрут был составлен так, что он начинается с более легкого участка, проходящего по слабопересеченной местности с дорогами преимущественно с гравийным покрытием. К концу же похода местность становится более пересеченной, а дороги более труднопроезжи. Населенность также уменьшается от начала маршрута к концу, но вместе с тем остается достаточной, чтобы осуществить аварийный выход с маршрута, а также дает возможность в пути пополнять запас продуктов, а не везти их из дома на весь поход. Таким образом, аварийный выход с маршрута можно осуществить в населенных пунктах Косья, Ис, Старая Ляля, Павда, Кытлым. В них же можно пополнить запасы продуктов.

Маршрут проходит преимущественно по гравийным и каменисто-грунтовым дорогам. Асфальтированных участков дорог в общей сложности всего около 40 км. В целом, дороги в Свердловской области по качеству лучше, чем в Пермской. Это отчасти обусловленно тем, что почвы в Пермской области более глинистые. Можно сказать, что дороги на всем маршруте проезжаемы во время и после дождя, за исключением, может быть, отдельных участков, где возможно налипание глины на колеса и их блокирование (например, в районе д.Семеновка).

Лучшее время для путешествия – июнь-август. В мае еще не до конца растаял снег в горах и поэтому на дорогах много воды и высокий уровень бродов. Так, наш поход, в силу обстоятельств, проходил в конце мая и мы столкнулись с одним непроходимым бродом через р.Косьва (пришлось воспользоваться помощью рыбаков, которые нас перевезли). Кроме того, в мае, а также в сентябре, ночные температуры опускаются до 0 градусов и ниже. В нашем случае, при движении через перевал шел дождь со снегом. Также надо отметить, что в августе-сентябре на Среднем Урале часто бывают затяжные дожди, которые могут идти 1-3 дня с небольшими перерывами, поэтому желательно брать с собой полностью непромокаемую одежду и сапоги. В мае-июне в лесах много клещей, особенно в южной части маршрута, поэтому рекомендуется перед походом поставить прививки от энцефалита. Июль – наиболее теплый, даже жаркий месяц. Однако в сильную жару на велосипеде ехать тяжело, пот заливает глаза, и кроме того, свирепствуют кровососы (слепни, оводы, комары), отгонять которых при езде на велосипеде обычно не удается, поскольку руки заняты. В этот период целесообразно использовать накомарник.

Что касается диких животных и птиц, то можно сказать, что еще не все они истреблены охотниками.Так, нам не по разу в день дорогу перебегали зайцы. Также мы видели куниц, лося, тетеревов, глухарей и даже медведя. В реках, со слов местных жителей, неплохо ловится рыба. Так, например, в р.Косьва все еще встречается хариус до 1кг весом и даже таймень. В связи с этим, при проведении похода в летние месяцы, а также в сентябре, можно разнообразить походный рацион при помощи рыбалки (р.Косьва, Ляля, Ис, Кушва). При благоприятной погоде, в июле-августе, в лесах можно набрать грибы и ягоды.

Среди интересных туристских объектов можно отметить г. Колпаки близ пос. Промысла, г.Конжаковский Камень, г.Косьвинский Камень, г.Третий Бугор и г.Колпак близ пос.Кытлым, г.Качканар, на которые при желании можно совершить восхождения. К любопытным объектам можно также отнести бывшие (ныне заброшенные) поселения заключенных в Усть-Тыпыле и Верх-Косьве. На протяжении маршрута два раза пересекается граница "Европа-Азия", отмеченная специальными знаками. К сожалению, знак около г.Колпаки разрушен вандалами. При желении можно также сделать небольшую (несколько км) радиальную поездку из пос.Промысла на восток, в сторону Свердловской области, где также есть недавленно поставленный знак. В пос.Кытлым можно ознакомиться с работой драги.

Локальные препятствия на маршруте – это в основном броды, высота которых зависит от сезона и погоды. После дождей уровень воды в реках может значительно подняться. В нашем походе, из-за прошедших накануне дождей, один брод через Косьву оказался для нас непроходим. Также на участке Павда-Кытлым встретились две лесосеки, по одной из которых движение сильно затруднено, а по другой на велосипеде вообще невозможно.

Ориентирование на маршруте не представляет трудности, за исключением двух участков. Первый – это район газокомпрессорной станции на месте бывшего поселка Нясьма. На карте данный объект не обозначен. Чтобы попасть на газопровод, нужно обходить территорию ГКС с востока, по возможности используя просеки и технологические дороги. Нам это удалось благодаря GPS -навигатору с загруженной картой и спутниковым фотоснимкам, которые можно найти в интернете. Можно также избежать данного участка, проложив маршрут на Ст.Лялю через пос.Ис и пос.Черничный, что немного удлиняет путь, но в итоге может даже сократить его по времени. Второй участок – от Усть-Тылая до Усть-Тыпыла, где дорога на протяжении 7 км идет непосредственно по середине реки, по отвалам драги, а не так, как нарисовано на карте (по левому берегу на одних картах, по правому – на других).

Места для стоянок на маршруте найти можно, хотя на некоторых участках это бывает затруднительно.

4. График движения группы

День пути Участок Ходовое время Километраж Средняя скорость Ходовое время за день Дневной километраж
1 Т.Гора -г.Колпаки 1:20 15 11,3 2:35 29
Г.Колпаки - р.Выя 1:15 14 11,2
2 Р.Выя - обед (близ д.Шуркино) 2:30 35 14 6:40 80
Обед - ГКС "Нясьма" 1:55 25 13,6
ГКС"Нясьма" - п.Старая Ляля 2:15 20 9,8
3 Ст.Ляля - Павда 3:00 37 12,3 6:20 57
Павда - р.Кушвянка 3:20 20 6
4 Р.Кушвянка - перевал 1:50 11 6 1:50 11
5 Перевал - Кытлым 1:10 8,5 7,3 7:10 45
Кытлым - ночевка на р.Косьва 6:00 36,5 6,1
6 Ночевка - Усть-Тыпыл 0:40 7 10,5 6:40 61
Усть-Тыпыл - обед 1:20 11 8,3
Обед - д.Гашковка 4:40 43 9,2
7 Д.Гашковка - г.Кизел 5:00 53 10,6 5:00 53

5. Техническое описание маршрута

Участок Про-
тя-
жен-
ность,
км
Характер
дороги
Локальные препятствия Описание. Интересные объекты
П.Теплая Гора - п.Промысла. 9 асфальт Участок новой, недавно построенной автодороги Т.Гора - Свердловская область. Асфальт еще не успели разбить. Интенсивность движения низкая. В атласах Пермской и Свердловской областей дорога не отражена. Пересекает р.Койва, около моста можно найти место для стоянки. В начале поселка Промысла нужно сворачивать налево на грунтовую дорогу, ведущую к п.Медведка и п.Косья.
п.Промысла - отворот на п.Медведка. 9 Грунтово-
гравийная
Участок проходит по среднепересеченной местности с преобладающим подъемом. Общий набор высоты около 200 м. В 6 км от п.Промысла дорога подходит по подножию г.Колпаки. Рекомендуется совершить восхождение. Ориентир начала тропы - у дороги навес и отворот направо. На вершине горы - выходы скал, на которых оборудована смотровая площадка, откуда в хорошую погоду видна гора Качканар. Подъем от дороги и спуск занимает 40 минут.
Отворот на Медведку - п.Косья 27 Грунтово-
гравийная
Брод через р.Выя (глубина 0,3- 0,4 м ) Участок проходит по слабопересеченной местности.На развилке Медведка -Косья останки разрушенного знака «Европа-Азия», после которого нужно свернуть направо, на Косью. Дорога становится менее наезженной, а через несколько километров, после отворота направо (ехать нужно прямо) - совсем заброшенной, но вполне проезжей для велосипеда. После брода через р.Выя справа примыкает гравийка, после чего дорога опять становится наезженной. Перед п.Косья открывается вид на г.Качканар. При желании можно совершить восхождение, которое можно начать в ур.Утянка, на которое есть отворот (обозначен на карте), либо от п.Косья. Места возможных стоянок - р.Выя (прямо на дороге), р.Косья (на берегу пруда), ур.Утянка(на берегу р.Косья).
П.Косья - отворот на Нясьму. 23 Хорошо
укатанная
гравийная
Дорога идет по живописной долине р.Ис, в прошлом изрытой драгой и пересекает ее (реку) в двух местах.. В п.Косья - участок асфальта длиной в 1 км. Из пос. Косья ходит рейсовый автобус до гор.Нижняя Тура. По мере приближения к пос.Ис интенсивность движения увеличивается, но все равно остается достаточно низкой. Участок слабопересеченный.
Отворот на ГКС «Нясьма» - ГКС «Нясьма»-газопровод 24 асфальт
очень
хорошего
качества
Обход ГКС по лесу, сложно ориентировать-ся. Брод р.М.Ня-сьма (0,2- 0,3 м). Не доезжая 4 км до пос.Ис - отворот налево на газокомпрессорную станцию, расположенную вблизи бывшего пос. Нясьма. Дорога тупиковая, ведет на ГКС, поэтому интенсивность движения крайне низкая. Не доезжая 200 м до ворот газокомпрессорной станции, нужно свернуть направо и обойти ее по границе территории, используя по возможности технологические дороги, (См. Дневник похода.) с целью выхода на газопровод. Как вариант - проехать по маршруту Ис-Черничный- Ст.Ляля, не заезжая на ГКС «Нясьма» (этот путь ненамного длиннее).
Газопровод -пос. Ст.Ляля 16 Хорошо
укатанная
гравийная
Дорога идет по просеке газопровода (ширина просеки 150 м ), очень хорошая гравийка, ровная, с мелким гравием, укатанная. Местность слабопересеченная. Соединяет пос. Ст.Ляля с ГКС. Не доходя 1 км до р.Ляля, сворачивает в лес и выходит в поселок Ст.Ляля. Мест для стоянки вдоль нее нет. На ночлег можно встать, свернув на окраине поселка налево, вниз к реке. Движения практически нет (встретился только один автомобиль).
п.Ст.Ляля - пос. Павда 37 10 км - асфальт
26 км - хорошая гравийная
Интенсивность движения низкая. Дорога идет на удалении 1- 3 км от р.Ляля, по слабопересеченой местности. Места для стоянок найти при желании можно. В пос. Ст.Ляля и в пос. Павда есть магазины, можно купить хлеб и другие продукты. В Ст. Ляле привлекает внимание сквер с бюстами выдающихся личностей. Здесь нужно повернуть налево, затем переехать реку по мосту, и, поднимаясь в гору, выехать на дорогу Н.Ляля - Павда.
пос. Павда -пос. Кытлым 40 Грунтово-
гравийно-
каменистая
Несколько мелких бродов, лесосека, перевал н/к h =650 м. Брод (мелкий). Один из самых интересных участков, проходит по среднепересеченной местности. Дорога Павда - Кытлым заброшенная, идет по живописному лесу. Большие лужи во всю ширину дороги с твердым дном. Лучше проезжать прямо по луже. Несколько мелких бродов через р.Березовая и ее притоки и через притоки р.Кушва.. Старые мосты через них разрушены. Временами ручьи бегут прямо по дороге (в середине лета, вероятно, пересыхают). Через 10 км после п.Павда дорога пересекает газопровод, после которого участок очень плохой дороги (300- 500 м ), разбитой тракторами, идущей по действующей лесосеке. Передвигаться удается только пешком, да и то с большим трудом. На спуске к р.Кушвянка крупные камни, приходится тормозить. После пересечения р.Кушвянка (есть мост) подъем на перевал (набор высоты 290м на 6,5 км пути). С перевала можно сходить на г.Колпак (Н=955м) и г.Третий Бугор (Н=1060м), с которых открывается красивый вид на массив г.Конжаковский Камень и на г.Косьвинский Камень. На спуске с перевала, у истока р.Березовка, есть место для стоянки. Также места для стоянок есть около р.Кушвянка. На спуске с перевала много крупных камней, вынуждающих тормозить. Перед пос.Кытлым - брод через р.Лобва (0,2- 0,4 м ). В поселке есть магазины, можно купить хлеб и другие продукты, поскольку до конца маршрута населенных пунктов больше нет. Связан автобусным сообщением с городом Карпинск. Близ поселка работает драга, в результате работы которой вся долина р.Лобва перерыта. При наличии времени и желании можно совершить радиальный выход на г.Конжаковский Камень (выезд из Кытлыма в направлении Карпинска 5км до р.Катышер, оттуда маркированная тропа 21 км до вершины).
Пос. Кытлым - Усть-Тылай. 26 Гравийно-
каменистая
Участок проходит по пересеченной местности. Первая половина - подъем по подножию г. Косьвинский камень (общий набор высоты - 300 м на участке 9 км ), затем спуск в долину р.Косьва. На перевале (Н=700м) установлен знак «Европа-Азия». Дорога выходит из п.Кытлым в юго-западном направлении (лучше уточнить у местных жителей), далее идет по отвалам, оставшимся в результате работы драги и через 500 м нужно свернуть направо. Впрочем, если не сворачивая проехать прямо, то также выедешь на место бывшей дер.Усть-Тылай, но другой, «нижней» (по терминологии местных жителей) и менее живописной дорогой. «Верхняя» дорога, по которой мы ехали, немного короче, но идет по более пересеченной местности и поэтому ей практически не пользуются.. В результате ручьями вымывается мелкая фракция гравия и остаются крупные камни, затрудняющие движение на велосипеде. На спуске приходится тормозить. При желании можно совершить восхождение на г.Косьвинский камень (Н=1519 м). Кратчайшее расстояние от дороги до вершины - около 4 км по прямой.
Усть-Тылай- Усть-Тыпыл. 17 Грунтово-
гравийная
Броды (общее кол-во - 11) Около бывшей д.Усть-Тылай - брод через р.Косьва ( 0,5 м ). Далее на протяжении 9 км дорога идет практически по реке, по отвалам, оставшимся от работы драги. (В настоящее время драги здесь нет), многократно пересекая русло и протоки. Глубина бродов зависит от уровня воды, дно галечниковое. В нашем случае один из бродов (по счету 4-й) оказался непроходим ввиду сильного течения и достаточной глубины (около 1м) и поэтому нам пришлось воспользоваться помощью рыбаков, которые перевезли нас на лодке и автомобиле ГАЗ-66. Остальные броды имели глубину от 0,3 до 0,7 м. Через 9 км от Усть-Тылая, после последнего (10-го по счету) брода через Косьву дорога отходит от реки и вновь приближается около заброшенного пос.Усть-Тыпыл или Лесоучасток, где ранее находилось вольное поселение заключенных. Здесь еще один брод через р.Тыпыл (глубина 0,7 м ), около разрушенного моста. Ширина реки 50 м, переходить надо наискосок-вниз по течению, ориентируясь на следы машин, с отмели на отмель.
Усть-Тыпыл - Верх.Косьва. 19 Грунтово-
гравийная
Усть-Тыпыл и Верхняя Косьва - бывшие вольные поселения заключенных, в настоящее время заброшены. Дорога от Усть-Тыпыла до В.Косьвы идет по живописной долине р.Косьвы, несколько раз подходя близко к реке, в районе Косьвинских порогов, которые в летний период представляют из себя шиверы. Поскольку дорога давно не ремонтировалась, то почти все мосты через ручьи и канавы на ней частично или полностью разрушены, однако автомобили повышенной проходимости проезжают. С дороги открываются красивые виды на Косьву.
Верх.Косьва - п.Северный Коспашский 74 Грунтово-
гравийная
Участок малоинтересный, проходит по пересеченной местности с затяжными подъемами и спусками. Деревни Гашковка и Семеновка - нежилые. Почти все мосты через ручьи и канавы частично или полностью разрушены. Мост через р.Няр в д.Семеновка - на велосипеде проезжается, а автомобили идут вброд. В районе Семеновки дорога с примесью глины, после дождя могут забиваться грязью колеса велосипеда.
п.Северный Коспашский - г.Кизел. 15 Брусчатка Несмотря на твердое покрытие, ехать по этой дороге хуже, чем по гравийной, поскольку по брусчатке на велосипеде ехать невозможно, а обочина очень плохая. Дорога идет через пос. Центральный Коспашский. Затяжной подъем по брусчатке от пос. Центральный Коспашский до Кизела.

6. Перечень снаряжения
6.1. Групповое

Наименование Количество
1 Палатка 3-местная 1
2 Котлы 2
3 Костровой набор 1
4 Топор 1
5 Тент п/э 2
6 GPS-навигатор, компас и комплект карт. 1
7 Фонари 2
8 Фотоаппарат 1
9 Медаптечка 1
10 Ремнабор: Камера 26” 3 шт.
Велоаптечка 2 компл.
Тормозные колодки 4 пары
Смазка жидкая в аэрозольной упаковке 2 баллона
Смазка густая 1 тюбик
Набор ключей 2 набора
Плоскогубцы 1 шт.
Отвертки разные 3 шт.
Винты, гайки, шайбы 1 набор

6.2. Личное снаряжение

Стандартное.

7. Итоги. Выводы. Рекомендации

Маршрут оказался интересным как в познавательном, и как и в техническом отношении и может быть рекомендован для повторения либо усовершенствования (увеличения сложности и протяженности). Район путешествия выбран удачно. Дорожная сеть достаточно развитая (учитывая лесовозные и лесные дороги), но вместе с тем интенсивность движения довольно низкая, а кое-где и вообще отсутствует.

Маршрут пройден в намеченные сроки и без существенных поломок велосипедов: за все время похода сломалось переднее крыло на одном из велосипедов (отремонтировано с помощью пластиковой бутылки), во время дождя отказал датчик велокомпьютера (просушен и перевернут на 180 градусов так, чтобы провод выходил снизу) и вырван ниппель камеры зацепившимся сучком во время брода.

Все участники остались довольны данным походом и выразили желание продолжить заниматься велотуризмом. В ходе путешествия были выявлены определенные преимущества велотуризма перед пешеходным туризмом (нагрузки на организм меньше, а скорость передвижения больше).

Рекомендации: 1. По маршруту. При наличии времени маршрут можно удлинить, захватив участок "Шаля – с.Чусовое – ст.Усть-Тискос – п.Промысла". При этом можно посетить другие знаки "Европа-Азия" (например, близ п.Уралец, в д.Кедровка, близ п.Синегорский) и тем самым пересечь границу еще как минимум 2 раза. Можно постараться "собрать" по возможности большее число таких знаков, расположенных преимущественно в Свердловской области.

Участок Ис-Нясьма-Старая Ляля можно заменить отрезком Ис-Черничный-Старая Ляля, поскольку обход газокомпрессорной станции "Нясьма" представляет некоторую трудность, особенно, при отсутствии навигатора и спутниковых снимков.

2. По велосипедам. На наш взгляд, для путешествия подойдут любые горные велосипеды с числом передач от 18. Теоретически, возможно движение и на велосипедах типа "Турист", однако у них слабым местом являются колеса и поэтому скорость на каменистых спусках придется сильно ограничивать и брать с собой достаточное количество запасных спиц.

3. По срокам. Лучшее время для путешествия, по-видимому, июль-август, когда климатические условия наиболее благоприятны, в реках уже начинает ловиться рыба, а в лесах созревают ягоды и грибы. Вместе с тем на июль приходится пик активности гнуса, что может оставить неприятное впечатление о походе. В сентябре погода становится дождливой и холодной, хотя можно попасть и на "бабье лето".

8. Дневник похода

Суббота, 28 мая 2005 г.

Выехали из Перми на электричке до Чусовской в 11:20 местного времени. У Анвара оказался самый тяжелый рюкзак, - правда, у него палатка, но зато у нас с Андреем продукты. Чтобы было не скучно ехать, взяли в дорогу пива. Очень удачно разместились в конце последнего вагона – большое купе без сидений, куда без проблем вошли все велики. Погода пока солнечная, но синоптики вообще-то обещали всю предстоящую неделю дожди. В Чусовом сразу же пересели на электричку до Теплой Горы – она отправляется через 10 минут и стоит на соседнем пути. Правда, пива купить уже не успели, а билеты мы в Перми взяли до самой Теплой Горы. Едем. Погода начинает хмуриться, накрапывает дождичек. Уже подумывам, а не поехать ли по южному варианту – с Усть-Тискоса до Шали, - там вроде дорога получше должна быть, да и к электричкам поближе, но мы с Анваром все-таки решаем не менять планов (последнее дело – менять намеченный план), хотя Андрюха всячески уламывает нас на южный вариант.

Приехали в Теплую гору, которая встретила нас проливным дождем. Пришлось сразу одевать непромокаемую одежду – у кого что было. Купили в магазине хлеб и пиво и выехали из поселка на новую асфальтированную дорогу, ведущую в сторону Промыслов. На часах – 18:50. Надо сказать, что по новой дороге до Промыслов дальше, чем по старой, но зато асфальт. В Промыслах свернули на грунтовку в сторону Медведки и Косьи. У меня перестал работать велокомпьютер – не считает импульсы от датчика (как выяснилось позже, промок). Дорога очень грязная, сначала даже думали, что мы тут завязнем, но ничего, ехать можно. Спасает то, что под грязью угадывается какой-то гравий или камни. Еще грейдер недавно прогреб по бокам канавы, что также добавило грязи. На подъезде к г.Колпаки дождь кончился. Мы с Анваром решили слазить на горку, а Андрюха отказался и поэтому остался сторожить велосипеды. На горе все в тумане,но иногда раздувает долину Койвы. Поднялись на смотровую площадку, сделали несколько снимков. Спустились, в 21:00 поехали дальше. В 21:20 были около отворота на Медведку. Нам направо, на Косью. Знак "Европа-Азия", который тут построили недавно, уже разрушили вандалы, от него остался только постамент и небольшой осколок от стелы. Дорога после отворота стала менее наезженной и соответственно менее грязной. Через некоторое время проехали отворот направо, после которого дорога стала вообще заброшенной и неезженной и ехать от этого по ней стало значительно лучше. Кстати, когда я ездил на г.Качканар (давно), этого отворота не было. В 22:20 подъехали к р.Выя, где все и объяснилось – оказывается, мост через нее разрушен, поэтому здесь никто и не ездит. Решили, что бродить речку будем завтра утром, а сейчас встаем на ночевку. Палатку поставили прямо на дороге – единственное ровное место, все равно никто здесь не ездит. Кашу решили не варить, потому что уже стало темнеть, заварили лапши б/п, запили пивом и легли спать. За день прошли 29 км.

Воскресенье, 29 мая

Встали в 8:30. С утра было ясно, но небо быстро затянуло, временами идет дождь. Перешли вброд р.Выю. Я взял с собой в поход сапоги, потому что не люблю ехать с мокрыми ногами. Засомневавшись, хватит ли мне высоты сапог, решил накидать в русло камней и по ним перейти. Так и сделал, правда в самом конце брода немного черпанул воды. Андрей и Анвар – в кроссовках, поэтому просто перешли вброд. Поехали дальше, на часах – 11:00. Велокомпьютер у меня по-прежнему не работает. Временами показывается гора Качканар. Въехали в пос.Косья по главной улице, которая, как водится, носит имя Ленина. Здесь начался асфальт, который, правда, закончился сразу после поселка, не успев как следует начаться. Магазин проехали, не останавливаясь – вроде бы ничего нам там не надо. У Анвара произошла небольшая авария – разогнавшись на спуске, он наехал на какую-то кочку и у него обломился кусок переднего крыла (его передняя часть). При этом он чудом избежал падения, поскольку обломок частично заблокировал переднее колесо. Я сначала не понял, что произошло, потому что на скорости пролетел мимо, а потом, уже на выезде из поселка мы с Андреем подождали Анвара и он нам рассказал, что случилось. Погода стала налаживаться, стало тепло и ясно, правда дует сильный ветер, но пока попутный.

На обед встали в 13:40, через километр после д.Шуркино, около ручья. Движение на дороге стало оживленней, видимо, стали появляться дачи. С обеда вышли в 15:20. Вскоре доехали до отворота на нежилой поселок Нясьма. Оказалось, что это шикарная асфальтированная дорога, а мы сомневались, что туда вообще идет дорога – поселок-то нежилой. Похоже, что там что-то есть (по крайней мере, на спутниковом снимке просматривается). Скорее всего, газокомпрессорная станция, поскольку рядом проходит газопровод. У меня снова заработал компьютер, видимо во время дождя датчик промок, а сейчас высох. Повернули на Нясьму. Машины исчезли, едем себе одни по отличному асфальту (а мы-то думали, что до конца похода его не увидим), вот только ветер стал встречным. Стало жарко. В 17:15 дорога уперлась, как и ожидалось, в газокомпрессорную станцию. Забор, проходная, дорога кончилась. Спрашиваем у охранника, как проехать на Ст.Лялю – отвечает что-то невразумительное, что дороги нет, нам не проехать, что если объезжать ГКС, то надо с запада. А зачам нам с запада, если нам на восток? Вообще, нам надо было выбраться либо на старую дорогу Нясьма – Ст.Ляля (но она может быть заросшей), либо непосредственно на газопровод, в надежде на то, что по нему идет какая-нибудь технологическая дорога. Короче, решили мы вернуться на 100м назад, там вроде был какой-то отворот на восток, в нужном нам направлении. Свернули мы на этот отворот, а он практически сразу же закончился, упершись в какой-то старый трубопровод, обмотанный чем-то черным. Пораскинув картами, мозгами и навигатором, пошли вдоль него на север и почти сразу же уперлись в территорию ГКС, правдв уже без забора. Андрей предлагал идти прямо по территории ГКС, а мы с Анваром побоялись, что нас арестуют и стали продираться по краю, по буреломам. В конце концов вышли на какую-то заброшенную дорогу в северо-восточном направлении, которая через 1 км привела к чему-то недостроенному, вроде подстанции. Здесь поворот налево и через пол-километра еще одна недостроенная "подстанция". Обходим ее и выходим, судя по навигатору, на старую дорогу Нясьма-Ст.Ляля в непосредственной близости от разрушенного моста через М.Нясьму. Решили двигаться по ней, дорога не сильно заросшая, однако через 600м выходим на поляну с лужей, от которой прямо идет сильно заросшая бывшая дорога на Ст.Лялю, а налево- отворот в сторону газопровода. Решаем свернуть налево и через 200-300м выезжаем на просеку газопровода, а по ней идет шикарная гравийка. Нам опять везет. Едем по ней в сторону Ст.Ляли. Ветер опять попутный. Навстречу попалась всего одна легковая машина. Пора вставать на ночлег, но мест для стоянок нет. Решаем ехать до р.Ляля, но не доходя примерно 1 км до нее, дорога с газопровода сворачивает направо в лес, видимо, в поселок. Решаем ехать по ней, поскольку дальше по газопроводу дороги нет. Перед самой деревней отвернули налево, к реке, и выехали на берег Ляли в месте пересечения с газопроводом. Встали на ночевку в 20:00, на границе леса и просеки. За день проехали 80 км. После ужина ветер стих и прояснило, но стало холодно. Несколько раз по берегу проезжали местные жители на мотоциклах, видимо ездят на рыбалку.

Понедельник, 30.06

С утра пасмурно, но сухо, временами выглядывает солнце. Вышли в 10:15. В деревне (или поселке) Старая Ляля остановились на 20 минут – сходили в магазин, пополнили запасы продовольствия. Поднялись в гору и выехали на дорогу Новая Ляля- Павда. Неожиданно начался асфальт, правда через 10 км кончился и пошла неплохая, хорошо укатанная гравийка. Ветер встречный и холодный. В 13:50 подъехали к пос.Павда. Здесь купили пива на вечер и расспросили про дорогу на Кытлым. Выяснилось, что ей уже практически не пользуются, что на ней много воды (?), а в Кытлым ездят как-то в объезд, через Каменку. Посмотрели мы на карту и решили, что будем прорываться на Кытлым по старой дороге. В крайнем случае, пешком за пару дней дойдем. Но дорога оказалась лучше, чем мы ожидали. Вполне проезжая для велосипеда, только очень много луж во всю ширину дороги, которые иногда приходится обходить пешком. Анвар с Андреем иногда идут пешком даже когда можно ехать, потому как крутить тяжело, грунт довольно мягкий после дождей. Просматривается след мотоцикла (который сопровождал нас до самого Кытлыма), других следов транспортных средств нет. На обед встали в 14:50, около ручья в 5 км от Павды.

С обеда вышли в 16:00. Погода стала солнечная, тепло. Прошли несколько мелких бродов через речку и ручьи. Кое-где речка (ручей) течет прямо по дороге. Это р.Березовка и ее притоки. Пересекли газопровод. После него начинается лесосека, дорога полностью разбита трактором, грязи по колено. Тащим велики по грязи, кое-где по границе леса. Все это продолжается метров 500. Из проезжающей вахтовки на нас смотрят, как на идиотов. Дорога теряется , приходится спрашивать у лесорубов.Через пару километров отворот направо – хорошая гравийка, еще через 600 м – отворот налево (тоже хорошая гравийка). Дальше – много луж, и стали встречаться крупные камни, по которым трясет и поэтому приходится тормозить. На ночевку встали около 19:00 возле р.Кушвянка. За день проехали 57 км. Впереди виднеется г.Колпак, но она затянута облачностью. Прошел небольшой дождь.

Вторник, 31.05

С утра пасмурно и холодно. Горы затянуты. Поднимаемся на перевал. Андрей с Анваром почти все время идут пешком. На перегибе перевала я решил сходить на г.Колпак. Кстати, пошел снег. Решили, что Анвар с Андреем едут немного вперед и становятся на обед в подходящем месте, а я прячу велик, лезу на гору, спускаюсь и догоняю их на привале. В 12:50 стал подниматься, взял у Анвара навигатор, чтобы спуститься точно к спрятанному велосипеду. Когда поднялся наверх, как специально для меня раздуло окрестности, только Конжак и Косьвинский закрыты. Наверху жуткий холод, сильный ветер – кепку срывает, деревья заснеженные и заледенелые. Поснимал вокруг и скорей вниз. Триангуляционная вышка на вершине обрушена. Высота по навигатору – 960 м. В 14:40 спустился вниз, благодаря навигатору точно к велосипеду. Поехал вперед и через 1,7 км , уже на спуске с перевала, доехал до Анвара с Андреем, - они, оказывается, поставили палатку и решили здесь жить до завтра, а мне предоставляют всю оставшуюся часть дня лазить по горам. Сами же, надув свои матрасы, завалились спать.

Я, пообедав, пошел на гору под названием Третий Бугор, которая расположена к востоку от дороги (а г.Колпак – к западу). На восхождение и спуск потратил 3ч.20мин. Когда залез на гору, налетела пурга – сильный ветер со снегом, видимость – 50м, пришлось прятаться за скалой и пережидать. Потом сходил на высоту 1040, которая никак не называется (по навигатору – 1050м). Наверху плато, поросшее мхом, по которому приятно ходить. Есть несколько скал-останцев. Опять все вокруг поснимал, в том числе и себя. Косьвинский камень полностью раздуло, а Конжак – не до конца.

Вечером еще раз бегал вверх до границы леса поснимать закат.

Среда, 1.06

Переменная облачность, холодный северный ветер. Выехали в 10:20. Спускаемся с перевала очень медленно, на тормозах, так как дорога из крупных камней. Мелкую фракцию вымывает ручьями. Анвар вообще идет пешком – жалеет велик. На околице Кытлыма красивый вид Конжака. Сделали фото. На въезде в Кытлым пришлось перейти вброд р.Лобву, которая вся коричневая из-за работы драги. В Кытлыме подкупили продуктов, поскольку до конца походов больше магазинов не предвидится. При выезде из Кытлыма не сразу нашли дорогу на Усть-Тылай, поскольку все перекопано драгой. Нужно проехать левее драги, а затем свернуть направо. Дорога каменистая, похоже ей не пользуются. Как потом узнали, на Косьву и в Усть-Тылай ездят по так называемой нижней дороге, которая идет по долине Косьвы и на которую как раз и попали бы мы, если не свернули направо за драгой. Зато верхняя дорога, по которой мы ехали, более живописная и на ней стоит знак "Европа-Азия".

На обед остановились примерно в 6 км от Кытлыма. После обеда погода улучшилась, светит солнце. Дорога часто состоит из крупных камней, также попадаются лужи во всю ширину дороги и ручьи, текущие прямо по дороге. Проехали знак "Европа-Азия", сфотографировались около него. На спуске опять приходится тормозить из-за крупных камней. Подъехали к Усть-Тылаю. Стали думать, как ехать дальше – либо переправляться вброд через Тылай и искать дорогу по правому берегу Косьвы, обозначенную на одной из карт, либо переходить вброд Косьву и искать дорогу по левому берегу, обозначенную на другой карте, но в этом случае придется еще раз переправляться через Косьву, обратно на правый берег. Нашли брод через Тылай, на месте бывшего моста, правда он совсем не наезженный (похоже, только одна машина переезжала), да и не факт, что это всего лишь протока, поскольку речка вся изрыта драгой. Решили перебродить Косьву и двигаться левым берегом. Правда, впоследствии оказалось, что это далеко не единственный брод, поскольку дорога идет практически посередине Косьвы, по насыпям, оставшимся от работы драгы, и то и дело пересекая протоки. Я неоднократно заливал в сапоги воды, поскольку уровень выше сапог, местами выше колена. После каждого брода приходилось выливать из сапог воду. Преодолели мы таким образом три брода и тут вдруг выезжаем к четвертому и видим: река собралась в одно русло, посередине которого стоят две машины (Зил-157 и у него на тросу ГАЗ-66). Андрюха смеется: "Тут даже машины не могут проехать". Стоим в растерянности и тут вдруг из одной машины (ГАЗ-66 с фургоном) вылазят мужики и едут к нам на лодке (деревянной, с веслами) и просят о помощи: нужно отвезти канистру с бензином для машины, которая идет к ним на помощь из Кытлыма и у которой он, бензин, кончился. Мы соглашаемся и за это они перевозят нас через реку. Это оказались рыбаки из Екатеринбурга, которые застряли тут 2 дня назад, нашли машину, которая их вытащит, но водитель той напился и тоже промахнулся мимо брода. Рыбы, кстати, они не поймали, потому что, со слов местных, сейчас не сезон. Пока Анвар отвозил бензин, мы с Андрюхой сидели у рыбаков в машине (в фургоне) прямо посередине реки и пили чай. А они нам в это время рассказали, что впереди еще 5 бродов через Косьву (на самом деле оказалось 6), но это все цветочки, а ягодки – это брод через Тыпыл, который даже они на машине не смогли проехать. Говорят, придется нам сидеть и ждать, пока вода не спадет, поднявшаяся после дождей в горах. Вскоре приехал Анвар и мы поехали бродиться дальше. Вода в реке ледяная, глубина по колено и выше, а на некоторых бродах еще и течение приличное, - велосипед из рук вырывает. Вобщем, прошли мы 6 бродов через Косьву (последний был самым серьезным, в районе разрушенного моста), поняли , что через нее больше бродов не будет, так как дорога вышла на коренной правый берег, и решили встать на ночевку, тем более что прямо на дороге валялись наколотые дрова. Дрова остались от тех рыбаков из Е-бурга, поскольку они были напилены по размеру буржуйки, которая имелась у них в кунге. Вечером немного посушились.За день прошли 45 км. От Усть-Тылая дорога идет по реке на протяжении 7- 8 км , на которых приходится всего 10 бродов. Кстати, так и не поняли, есть ли дорога по правому берегу от Усть-Тылая. Но, похоже, что все ездят здесь, по реке. В июле, наверное, особых проблем нет, - воды меньше и она теплее, течение слабее, а в это время в горах еще не все снега растаяли.

Четверг, 2.06

Ночью был заморозок, - вода в котле замерзла. С утра ясно, тепло. Выехали в 11:00. В 11:40 были в Усть-Тыпыле. Посмотрели на брод и решили, что ничего страшного. Перебрели нормально. Я свой рюкзак отвязывал и одевал на спину, а велик вешал рамой на шею. Андрей с Анваром – брели как обычно, с великом под мышкой. Мне мой способ понравился больше, однако требует больше времени на отвязывание-привязывание рюкзака. Река довольно широкая, но неглубокая, с отмелями и островками. Прошли по заброшенному поселку под названием "Лесоучасток", где раньше жили заключенные (точнее, вольнопоселенцы) и поехали дальше. Где-то погремел гром, но дождя не было. Дорога гравийно-каменистая, уже довольно разбитая, так как после того, как ликвидировали зоны, ее никто не ремонтирует. Особенно пострадали мосты через речки и ручьи – как правило, все провалены. Непонятно, как здесь машины ездят. Кажется, даже "Урал" пройдет здесь с трудом, а ведь еще и "буханки", по слухам, ездят. На обед встали в 14:10 в районе порогов, где дорога подходит вплотную к реке. На стоянке – стол с лавками и табуретками. Сделал несколько фото порогов по пути и на привале. Хорошие места для рыбалки. Неплохо бы сюда съездить специально порыбачить.

С обеда вышли в 15:10. Дорога по прежнему каменистая, на спусках приходится тормозить. Видели медведя, я сфотографировал его, но далековато и не резко получилось. Долго искали подходящее место для ночевки и в результате встали на окраине нежилой дер.Гашковка, на болотистом и кочковатом месте, около 20:00.

Дневной пробег 61 км.

Ночью была гроза, перешедшая в затяжной дождь, который шел до утра.

Пятница, 3.06

Утром встали – вокруг лужи, палатка тоже. Поскольку погода плохая, решили сегодня ехать до Кизела – неохота спать еще раз в сырой палатке, хотя вчера собирались еще на два дня растянуть. На последнюю электричку до Перми должны успеть (идет в 19:20). Выехали около12:00. Погода стала проясняться, стало тепло, но очень душно, - высокая влажность. Ближе к Кизелу дорога стала хуже – в районе Семеновки (нежилая) был глинистый участок, забивало грязью. Похоже, тут дождь совсем недавно прошел. Дорога все время идет то вверх, то вниз. Анвар устал и сильно отстал от нас. От поселка Северный Коспашский до Кизела дорога из брусчатки (через Центральный Коспашский). Ехать по ней еще хуже, чем по грунтовке, приходится по обочине, которая вся изрыта ручьями или мягкая после дождя. Даже начали переживать, успеем ли на электричку. Успели. На станции были в 19:00. Дневной пробег 53 км. Еще осталось время купить билеты и сходить в магазин за пивом и закуской. В вагоне кроме нас, никого, поэтому доехали очень душевно.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Praslov, 24.01.2006
Prijatno pochitat o znakomyh mestah. Vy molodzy. My byli tam v 2004 godu.
http://www.veloturizm.nm.ru/Ural2004.htm
 Praslov, 24.01.2006
Prijatno pochitat o znakomyh mestah. Vy molodzy. My byli tam v 2004 godu.
http://www.veloturizm.nm.ru/Ural2004.htm
 Игорь, 03.02.2006
Присоединюсь. Отличные места!
были там в 2003:
http://www.bike.perm.ru/konjak/konj.htm

и частично в 2005:
http://www.bike.perm.ru/uls/index.htm

Хотелось бы пообщаться с вами. Ася: 325434354
 alex, 02.09.2009
Молодцы, я тоже там ездил и ходил.
 Радик, 04.03.2011
Вот -это-МОЛОДЦЫ. Классный отчёт, так держать. Попытаюсь повторить.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


В самом начале маршрута, недалеко от п. Промысла, находится г. Колпаки, на вершине которой – красивая поляна, окруженная скалами


С вершины г. Колпаки открывается вид на долину р. Койва


На вершине г. Колпаки оборудована смотровая площадка


Пион лесной, именуемый также марьиным корнем


Все, что осталось от знака «Европа-Азия», расположенного в 10 км от п. Промысла


Первая ночевка была прямо на заброшенной дороге


Брод через р. Выя


Вид на г. Качканар с дороги Промысла-Косья


Брод через р. М. Нясьма


Вечер второго ходового дня. Р. Ляля близ пос. Старая Ляля


«Сад камней» в пос. Старая Ляля


Дорога Ст. Ляля-Павда


После поселка Павда на дороге очень много луж


Дно луж твердое, поэтому проезжаются они достаточно легко


Мосты через р. Березовка и ее притоки на дороге Павда-Кытлым разрушены, поэтому приходится преодолевать их вброд


Местами дорога состоит из одних луж


Кое-где ручьи бегут прямо по дороге


Абсолютно непроезжий участок в районе действующей лесосеки. Здесь только пешком, да и то с трудом


Вечер третьего ходового дня. Урочище «кордон Кушвянка»


После р. Кушвянка дорога идет в гору, на перевал


Обледенелые деревья на склоне г. Колпак


Вид на г. Третий Бугор с г. Колпак


Вид на г. Косьвинский Камень с г. Колпак


Ветреница нарциссоцветковая


Вид с г. Колпак


Вид с г. Третий Бугор


Вид с г. Третий Бугор на г. Косьвинский Камень


Плато на г. Третий Бугор


Останцы на вершине г. Третий Бугор


Вид с г. Третий Бугор на г. Косьвинский Камень


Вид на г. Конжаковский Камень с г. Третий Бугор


У подножия гор лежит пос. Кытлым


Закат


Г. Косьвинский Камень


Закат


Участники похода


Такую мутную воду оставляет после себя драга. Брод через р. Лобва на окраине пос. Кытлым


Так выглядит драга


На границе Европа-Азия по дороге Кытлым – Усть-Тылай


Дорога на спуске с Косьвинского Камня


Дорогу часто перебегают зайцы


Брод через р. Косьва в районе бывшей д. Усть-Тылай


Еще один брод через Косьву


Вид на г. Косьвинский Камень


Этот брод даже машины не могут пройти


Когда-то здесь был мост, а сейчас брод. Р. Косьва


Брод через р. Тыпыл


Р. Косьва


Водопад на ручье


Ручей


Косьвинские Тулумы


Неожиданная встреча с хозяином тайги


Последнее утро похода. Дождь



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100