Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о вело-водном походе I к.с., совершенном группой туристов из г. Пермь по маршруту г. Пермь – ст. Всеволодо-Вильва – п. Скопкортная – п. Чикман – р. Кадь – р. Яйва - п. Яйва – п. Углеуральский - г. Пермь с 27.05.2006 по 01.06.2006

Автор: Павел Багдонас (Пермь)

Содержание:
  1. Цели и задачи похода;
  2. Сведения об участниках;
  3. Сведения о районе похода, общая характеристика маршрута и смысловая идея похода;
  4. График движения группы;
  5. Техническое описание маршрута;
  6. Перечень снаряжения;
  7. Итоги. Выводы. Рекомендации;
  8. Дневник похода

Вид туризма – велосипедный, водный.
Район путешествия – Средний Урал.
Категория сложности – 1 (условно).
Протяженность – 125 км – велосипед, 96 км – катамаран.
Продолжительность – 5 дней.

1. Цели и задачи похода

1. Попробовать совместить велотуризм с водным туризмом.
2. Разведка дорог в восточном направлении от п.Яйва для составления маршрутов будущих велопоходов.
3. Осмотр притоков р.Яйва (Чикман, Чаньва) с целью будущих сплавов.
4. Осмотр достопримечательностей и интересных туристских объектов.
5. Активный отдых.

2. Сведения об участниках

Фамилия, Имя Год рождения Опыт в велотуризме Опыт в водном туризме Обязанность в походе
Багдонас Павел 1966 1к.с. 4 к.с. Руководитель, штурман
Леснов Андрей 1960 1к.с. 3 к.с. Завхоз
Нигматуллин Анвар 1947 1к.с. 3 к.с. Реммастер, фотограф.

3. Сведения о районе похода, общая характеристика маршрута и смысловая идея похода

Маршрут проходит в районе Среднего Урала,  к востоку от ст.Яйва железнодорожной ветки Чусовская –Соликамск. Начало и конец его находится на станции Углеуральская железнодорожной ветки Пермь-Углеуральская, до которой из Перми 3 раза в день ходят электропоезда.

Идея совместить велосипедный туризм с водным давно не давала нам покоя. Дело в том, что в районе Среднего (и Северного) Урала есть ряд водных маршрутов, до начальных точек которых существуют дороги, однако на автомобильном транспорте бывает добраться довольно трудно. Во-первых, не всякий автомобиль может туда проехать (зачастую это может быть только автомобиль повышенной проходимости), а во-вторых, регулярное сообщение, как правило, отсутствует, а пользоваться заказным транспортом не всегда удобно и к тому же довольно дорого. Вместе с тем, существующие дороги вполне проходимы для велосипеда. Еще более затруднительна выброска с таких маршрутов, поскольку заканчиваться они могут вдалеке от населенных пунктов с регулярным сообщением. Еще более интересным представляется связать в одном маршруте несколько рек в одном районе. Таким образом, получится 2-3 велосипедных участка и столько же водных. Средством сплава наиболее логично выбрать катамаран.

В качестве примера такого маршрута, в мае 2006 года нами был выбран маршрут по р.Кадь-р.Яйва с заброской на велосипедах от ст.Всеволодо-Вильва и выброской опять же на велосипедах на ст.Яйва. Поскольку наши транспортные средства всегда при нас, сняться с водной части маршрута (впрочем, как и выйти на воду) можно в нескольких местах, там, где к реке подходят дороги. В данном случае, точками начала водной части могут быть так называемые «второй мост»(на самом деле несуществующий), «третий мост» и «четвертый мост», все расположенные на р.Кадь. («Нумерация» мостов от устья вверх). Также можно по той же самой дороге забраться еще выше, в верховья р.Яйва и сплавиться по ней, а не по Кади. Закончить водную часть можно на «первом», нижнем мосту через р.Кадь, на р.Кадь выше 3 км устья Чикмана, в дер.Сухая, в дер.Верх-Яйва, около о.Шалагин, в пос.Камень, в пос.База. Ниже пос. Камень сплавляться не имеет смысла, поскольку скорость течения падает. Начало велосипедной части маршрута (как, впрочем, и окончание) может быть на ст. Всеволодо-Вильва  либо на ст. Яйва. Разумеется, интереснее разнести начальную и конечную точки всего маршрута.

В техническом отношении оптимальное число участников похода – 4 человека. При этом вес дополнительного снаряжения (по отношению к велопоходу) увеличивается в среднем на 4 кг/чел (при весе 4-местного катамарана без рамы 16 кг). Рама делается на месте начала сплава из жердей. На катамаране велосипеды размещаются в центре рамы. От весел берутся только лопасти, рукоятки к которым также изготавливаются в начале сплава.

Велосипедная часть маршрута проходит преимущественно по гравийным и лесовозным дорогам. Асфальтированный участок по сути – это дорога на Чаньвинский карьер. Можно сказать, что дороги на всем маршруте проезжаемы во время и после дождя, за исключением, может быть, отдельных участков, где производится вывозка леса с лесосек. Вообще, сеть лесовозных дорог на местности весьма развита. При этом на картах эти дороги, как правило, не отражены. В данном случае сильно выручают снимки из космоса. Местность довольно пересеченная, особенно после р.Чикман, когда появляются затяжные подъемы на водоразделы. Высшая перевальная точка – 480м.

Водная часть маршрута (в частности, р.Кадь) соответствует 2 к.с. В конце мая, когда состоялся наш поход, уровень воды средний. Вскрывается ото льда пека обычно в конце апреля – начале мая. Основные препятствия на р.Кадь – это пороги, расположенные на участке от нижнего мота до впадения в р.Яйва. Пороги несложные, представляют из себя хаотично разбросанные камни, в среднюю воду обливные. Стоячие волны не выше 0,5 м. В межень, вероятно, требуется лавировка между камнями (возможно, даже проводка), а в паводок они должны быть скрыты, но высота волн соответственно выше. В верхнем течении р.Кадь встречаются расчески и небольшие прижимы к поваленным деревьям.

Лучшее время для путешествия –  май – начало июня, поскольку в межень уровень воды в р.Кадь очень низкий, и, со слов туристов сплавлявшихся по Кади в июле-августе, практически 50% участка до впадения в р.Яйва суда приходилось проводить. Однако в июле-августе маршрут может оказаться интереснее в плане рыбалки и сбора ягод-грибов. Со слов рыбаков, в реке Кадь все еще можно наловить хариуса. Также надо отметить, что на Среднем Урале часто бывают затяжные дожди, которые могут идти 1-3  дня с небольшими перерывами, поэтому желательно брать с собой полностью непромокаемую одежду и сапоги. В частности, в нашем походе дождливая погода установилась как только мы сели на воду и продолжалась до окончания похода.  В мае-июне в лесах встречается много клещей,  поэтому рекомендуется перед походом поставить прививки от энцефалита. Наш поход в этом смысле не был исключением – несколько клещей нами было отловлено и уничтожено. 

Природа на маршруте, особенно ее водной части, весьма живописна. Вода в речках чистая и прозрачная. На р.Яйва встречаются береговые скалы. Среди интересных туристских объектов также можно отметить пещеры на р.Чаньва, которые, при желании, можно попробовать отыскать и посетить. Одна из них, Чаньвинская или Вогульская, расположена недалеко от устья притока р.Копюшка (левый приток Чаньвы). Расстояние от дороги Ивакинский карьер – Скопкортная  до нее около 1 км. На протяжении многих веков местные племена (вогулы) справляли в пещере древнеязыческие обряды, связанные с жертвоприношениями духам-предкам. Еще одну известную пещеру ,  можно посетить, если сделать небольшой радиальный выезд от участка дороги р.Чаньва- пос.Скопкортный на север порядка 2 км до пересечения с противопожарной просекой шириной 25м, по которой нужно пройти на запад около 2 км  р.Березовой. В 50 м севернее просеки на склоне левого берега р.Березовой в известковых скалах находится пещера Тайн. Ученые предполагают, что здесь было одно из древнейших святилищ Урала. Подробнее о пещрах и их месторасположении можно прочитать в книге С.Торопова «По голубым дорогам Прикамья» (Пермское книжное издательство, 1991).

К любопытным объектам можно также отнести карьер Ивакинский, который, хоть и нельзя сказать, что очень большой, но все равно впечатляет.

Локальных препятствий на маршруте немного. На велосипедной части – это в основном затяжные подъемы (если это можно назвать «локальным» препятствием) да участок крупного щебня протяженностью 3 км в районе пос.Скопкортный, который, вероятно, явление временное. На водной части, как уже упоминалось, это несложные пороги в низовьях р.Кадь.

Ориентирование на маршруте, при наличии снимков из космоса (а еще лучше иметь GPS-навигатор с залитой картой), не представляет трудности. Исключение, может быть, составляет район Ивакинского карьера, где мы слегка поплутали по серпантину технологических дорог. Проще расспросить у местных жителей в пос.Ивакинский карьер, как лучше его объехать, либо, как вариант, при выезде от Всеволодо-Вильвы на трассу Чусовой-Березники повернуть направо, в сторону Чусового и по ней доехать до левого поворота (асфальтированного) на Чаньвинский карьер. Таким образом, Ивакинский карьер останется вообще в стороне. Кроме этого, можно случайно проскочить отворот на Скопкортную от асфальтированной дороги, идущей на Чаньвинский карьер. Он находится на правом повороте, где дорога «подныривает» под железнодорожной веткой, идущей на тот же самый карьер. Вместе с тем, при отсутствии космических снимков, можно легко заплутать среди лесовозных дорог, идущих от пос. Чикман на восток, поскольку на картах они отсутствуют.

С местами для стоянок на всем маршруте особых проблем не возникает.

Населенных пунктов на маршруте немного, все они небольшие, поэтому на пополнение продовольственных запасов в местных магазинах рассчитывать не стоит. Так, в магазине пос.Скопкортный ассортимент товаров был весьма скуден. О существовании магазинов и режиме их работы в дер.Чикман, Сухая, Верх-Яйва нам ничего неизвестно.

4. График движения группы

День пути Участок Способ передви- жения Ходо-
вое
время
Кило-
мет-
раж
Сред-
няя
ско-
рость
Ходовое
время
за день
Днев-
ной
кило-
мет-
раж
1 Пос.В.Вильва – п.Скопкортная – р.Талица велосипед ~6:00 56 ~9,3 6:00 56
2 Р.Талица – п.Чикман – р.Кадь в районе избы Саввы велосипед 3:50 27 7,0 5:00 35
Р.Кадь – ночевка ниже избы Исаака катамаран 1:10 8 6,9
3 Ночевка – р.Яйва катамаран 5:20 38 7,1 8:30 55
Р.Яйва-  ночевка ниже д.Сухая катамаран 3:10 17 5,4
4 Ночевка – д.Гашкова (неж.) катамаран 2:00 10 5,0 7:00 33
Д.Гашкова – о.Шалагин катамаран 5:00 23 4,6
5 О.Шалагин – п.Яйва велосипед 2:00 25 12,5 3:10 43
П.Яйва – г.Кизел электро- поезд      
Г.Кизел – ст.Углеуральская велосипед 1:10 17 14,6

5. Техническое описание маршрута

Участок Про-тя-жен-ность, км Характер участка Локальные препятствия Описание. Интересные объекты.
ст.Всеволодо-Вильва – Ивакинский карьер 4,8 Хорошо укатанная гравийка   За пос. Ивакинский карьер дорога заходит на территорию самого карьера, где легко можно заплутать. На самом деле, нужно свернуть после шлагбаума направо, на едва заметную лесную дорогу (шлагбаум – въезд на карьер), по которой в результате попадем на асфальтированную дорогу до Чаньвинского карьера. В выходные дни карьер безлюден. Интересен для осмотра. Сквозного проезда (как обозначено на карте) нет.
Ивакинский карьер – отв. на пос. Скопкортный 17,8 Асфальт   Участок хорошей асфальтированной дороги, ведущей на Чаньвинский карьер. Движение в выходные дни практически отсутствует.  На правом повороте, там, где дорога проходит под ж/д веткой, нужно свернуть налево, на грунтово-гравийную дорогу.
отв. на пос. Скопкортный –р.Чаньва 11,4 Грунтово-гравийная дорога.   Грунтово-гравийная дорога, временами встречаются довольно большие ямы. Для велосипеда трудности не представляют. Автомобили данной дорогой пользуются редко, так как в Скопкортную и Чикман обычно ездят из Яйвы, а не из В-Вильвы. В конце участка дорога подходит вплотную к р.Чаньва, на которой есть несколько пещер, о которых извещают плакаты. При желании можно попытаться их отыскать. Перед мостом через р.Чаньва выезжаем на дорогу Яйва-Скопкортная.
р.Чаньва – р.Чикман 17,2 Гравийная дорога. Участок непроезжего крупного щебня протяженностью 3 км. Участок хорошей гравийной дороги, по левой стороне которой в дополнение выложены 2 полосы бетонных плит,  впрочем, местами разбитые. Перед пос.Скопкортный – участок свеженасыпанного крупного щебня, по которому двигаться на велосипеде невозможно. В пос.Скопкортный есть магазины, впрочем, довольно скудные.
Р.Чикман – р.Кадь 22,9 Грунтово-гравийная, местами песчано-гравийная Затяжные подъемы. Перевал 480 м. Лесовозная дорога довольно неплохого качества, однако значительно хуже, чем предыдущий участок. В местах вывоза леса довольно грязно. Возможно, кое-где придется пройти пешком. Подъемы также преодолеваются пешком. Попадается несколько лесосек.
Р.Кадь – нижний мост 36,5 Перекаты, мелкие шиверы.   Скорость течения составляет 5-10 км/час. Плесов практически нет. Глубина достаточная. Все мосты, за исключением того, от которого начали сплав, разрушены. Перед нижним мостом – брод из бетонных плит. По большой воде они должны быть полностью под водой, а летом, наоборот, почти вровень с водой. Сейчас же можно пройти над плитами только у левого берега, в остальных местах мелко. Надо быть внимательным, чтобы не напороться об арматуру, торчащую из плит. Населенных пунктов нет.
Нижний мост – р.Яйва 9,0 Шиверы, порожки. Пороги 2 к.с. Пороги начинаются перед самым устьем. Ориентир – памятник на левом берегу. Пороги несложные, представляют из себя хаотично разбросанные камни, в нашу воду обливные. Стоячие волны не выше 0,5 м. В малую воду, вероятно, требуется лавировка между камнями, а в паводок они должны быть скрыты, но высота волн соответственно выше.  Пороги довольно протяженные.
Р.Яйва – о.Шалагин 50,5 Плесы, перекаты.   Скорость течения ниже, чем на р.Кадь и составляет в среднем 5 км/час. Течение спокойное. На данном участке 2 жилых деревни – Сухая и Верх-Яйва. От обеих есть дороги до пос.Яйва. Выше устья Чикмана – брод, от которого также идет дорога как в сторону дер.Сухая, так и в сторону дер.Чикман.  В нежилой дер.Ерзовка – разрушенная деревянная церковь, представляющая интерес для фотосъемки. Изредка встречаются береговые скалы. Попадаются острова.
О.Шалагин – дорога на п.Яйва 5,0 Грунтовая дорога   Лесная глинистая дорога, впрочем, проезжая даже после дождей. В основном идет в гору.
Дорога до пос.Яйва 20,3 Гравийная дорога.   Гравийная дорога хорошего качества с бетонными полосами справа. Общий уклон – под гору.
Г.Кизел – ст.Углеуральская   Асфальт   От ст.Кизел длинный тягун в гору, далее до Углеуральской дорога идет по водоразделу.

6. Перечень снаряжения

6.1. Групповое

  Наименование Количество
1 Катамаран 4-местный 1
2 Лопасти весел. 3
3 Ремнабор для катамарана: Лягушка 1 комплект
Клей резиновый 200 мл
Бензин 200 мл
Куски прорезиненной ткани
Куски капроновой ткани
Нитки капроновые
Иголки
Саморезы
4 Палатка 3-местная 1
5 Котлы 2
6 Костровой набор 1
7 Топор 1
8 Тент п/э 2
9 GPS-навигатор, компас и комплект карт. 1 комплект
10 Фонари 2
11 Фотоаппарат 1
12 Медаптечка 1
13 Ремнабор вело: Камера 26” 3 шт.
Велоаптечка 2 компл.
Тормозные колодки 2 пары
Смазка жидкая в аэрозольной упаковке 1 баллон
Смазка Литол 1 тюбик
Набор ключей 2 набора
Плоскогубцы 1 шт.
Отвертки разные 3 шт.
Винты, гайки, шайбы 1 набор

6.2. Личное снаряжение – стандартное.

7. Итоги. Выводы. Рекомендации

Маршрут оказался интересным как в познавательном,  как и в техническом отношении и может быть рекомендован для повторения либо усовершенствования (увеличения сложности и протяженности). Дорожная сеть достаточно развитая (учитывая лесовозные и лесные дороги), но вместе с тем интенсивность движения довольно низкая, а кое-где и вообще отсутствует.

Маршрут пройден с опережением  запланированного графика, без каких бы то ни было происшествий и поломок снаряжения. Представляется разумным удлинить маршрут в сторону верховьев р.Яйва. При этом увеличивается как протяженность велосипедной, так и водной частей маршрута. Точкой начала водной части при этом может быть р.Яйва в район г.Абия, докуда, по нашим сведениям, доходит лесовозная дорога. При этом при сплаве захватываются т.н. Яйвинские тулумы (пороги), классифицируемые 2 к.с.

Все участники отметили, что совмещение велосипедного и водного туризма оказалось весьма удачным и выразили желание вернуться к идее комбинированного вело-водного маршрута. В ходе путешествия были выявлены определенные преимущества совмещения велосипедного и водного туризма, а именно: разнообразие способов передвижения, независимость от транспорта, мобильность.

Возможные  маршруты комбинированных вело-водных маршрутов в районе Среднего и Северного Урала:

1. г.Кизел – п.Усть-Тыпыл(нежил.) –р.Косьва (сплав) - д.Кучек – г.Кизел.
2. г.Серов – г.Карпинск – пос.Кытлым – р.Косьва(сплав) – д.Кучек –г.Кизел.
3. г.Североуральск – хр.Кваркуш – р.Улс(сплав) – пос.Золотанка либо дальнейший сплав по р.Вишера –г.Красновишерск – г.Соликамск.
4. г.Ивдель – г.Полуночное – п.Сибиревский прииск – р.Велс(сплав) – д.Велс либо дальнейший сплав по р.Вишера – г.Красновишерск – г.Соликамск.
5. г.Александровск – р.Коспаш –р.Чаньва (сплав, посещение пещер) –р.Яйва (сплав) – пос.Яйва.
6. г.Гремячинск – заповедник «Басеги» - р.Усьва(сплав) – пос.Безгодово – пос.Усьва.
7. п.Теплая Гора – пос.Средняя Усьва – ур.Нижняя Усьва – р.Усьва(сплав) – пос.Безгодово – пос.Усьва.

При желании можно даже связать несколько рек с промежуточным  вело-переездом между ними.

8. Дневник похода

27.05, суббота.

Выехали из Перми на первой электричке до Углеуральской. На удивление, удалось хорошо устроиться в конце последнего вагона. Нашлось достаточно места для велосипедов. Прибыв в Углеуральскую, мы с Анваром пошли на вокзал покупать билеты до Всеволодо-Вильвы, а Андрей остался на перроне. Мне вроде помнилось, что буквально через 10 минут должна идти электричка до Березников, а Анвар упоминал полчаса, но в расписании вообще не оказалось на ближайшее время ничего до Березников. Спрашиваем в кассе – оказывается, она уже стоит на втором пути и вот-вот отправится. Не стали покупать билеты, рванули на перрон за велосипедами, схватили их и стали сзади обходить ту электричку, на которой приехали (она была на первом пути), чтобы попасть на второй путь. С гружеными велосипедами довольно тяжело через рельсы переходить. Вообщем,  мы успели. Забрались в последний вагон, там же едут кондукторы. Стали мы у них билеты покупать. Они попросили показать нам билеты от Перми, и сказали, что если бы у нас их не было, пришлось еще какую-то доплату делать (типа за то, что мы в кассе билеты не взяли, а так мы просто не успели с пермской электрички и все ОК). Ну вот, едем себе спокойненько, приезжаем в Кизел. Тут заходит железнодорожник, спрашивает, куда едем. Говорим, в Вильву. Тогда, говорит он нам, надо пересесть на электричку, которая стоит на соседнем пути, так как эта пойдет в Чусовой и что это уже второй год так, а в расписании об этом ни слова. Ну, мы опять похватали велики и ломанулись на соседний путь. Тут тоже, к счастью, успели. Дальше уже доехали до В-Вильвы без пересадок. По пути выяснили, что Анвар не взял космоснимки на район В-Вильвы-Ивакинский карьер, потому как думал, что мы от Яйвы поедем. А я планировал через Яйву возвращаться, а вперед ехать от Вильвы. Все-таки решили так и ехать, тем более, что карта-километровка была, правда старая.

Ну вот, приехали в В-Вильву и поехали в сторону Ивакинского карьера. Время около 13-00. До шоссе Березники-Чусовой – хорошо укатаная гравийка белого цвета (видимо, из местных пород). Проехали через поселок Ивакинского карьера, в магазине купили пива, воды и хлеба. Едем дальше. Дорога по карте проходит мимо самого карьера, а на деле оказалось, что просто заходит на его территорию. На въезде закрытый шлагбаум, - ну, это нам не помеха. Далее – табличка, повествующая, что с 15.00 до 17.00 проводятся взрывные работы и проезд запрещен. Ну, до 15.00 еще далеко, да и сегодня суббота, день нерабочий, и никаких признаков производственной деятельности не видно. Карьер впечатляет своим масштабом, больше я видел только в Горнозаводске (фото). Поплутали мы там изрядно, но дорогу сквозь него так и не нашли. Сверяясь с навигатором, решили, что когда-то дорога шла мимо карьера, а в настоящий момент карьер разросся, поглотил собой эту дорогу, и проезда через него нет. На карте еще обозначена объездная дорога вокруг карьера. Решили искать ее, и в конце концов нашли. По ней, правда, почти не ездят, но состояние нормальное. Согласно навигатору, едем по ней. Вскоре она вышла на асфальтированное шоссе. Вот красота, а мы уже и не ожидали увидеть асфальт. Сначала засомневались, та ли эта дорога, которая нам нужна, но, судя по навигатору, это она. Странно, неужели такая хорошая дорога идет до Скопкортной. В интернете я читал, что дорога от В-Вильвы гораздо хуже, чем от Яйвы. Ну ладно, поедем-увидим. Вскоре справа показалась железная дорога. Еще более странно, на карте ничего подобного (вот тут-то космоснимок пригодился бы). Но карта старая, а железка, судя по всему, не так давно построена. Опоры для контактной сети стоят, но провода не натянуты. Асфальт вскоре немного отклонился от дороги в навигаторе, но вскоре снова подошел к ней. Проехали под железной дорогой и стали ехать справа от нее. По обочине много строчков (или сморчков). Никогда их так много не видал (фото). Дорога довольно сильно отклонилась от карты в навигаторе. Выехав на пригорок, увидели впереди какой-то горнообогатительный комбинат и карьер. Вот это да! Ничего подобного на карте нет. Так вот куда вела эта железка. Похоже, это еще один карьер, довольно недавно начатый разрабатываться. Навстречу идет Камаз. Спросил у водителя, доедем ли мы по этой дороге до Скопкортной. Он ответил, что нам нужно было отвернуть налево по гравийке 2 км назад, перед ж/д мостом. Делать нечего, пришлось вернуться назад. Зато теперь все встало на свои места. Дорога стала гравийной и не самого лучшего качества. Попадаются довольно приличные ямы. Впрочем, для велосипеда легко проезжаемая даже в плохую погоду. Стоит упомянуть, что погода в этот день была отличная – ясная, теплая и сухая. В 18:00 проехали реку Чаньву, перед мостом через которую выехали на дорогу Яйва-Скопкортная. Чаньва – довольно симпатичная речка. Вода чистая, течение присутствует. В принципе, когда-нибудь можно и по ней сплавиться, но не в этот раз. Дорога от Яйвы заметно лучше. Слева идут две полосы из бетонных плит, а справа – гравий. Ехать можно и там, и там, только иногда попадаются разбитые плиты , которые приходится объезжать, но зато по плитам накат лучше. Я предпочитаю ехать по бетонке, а Анвар с Андреем едут по гравию. Не доезжая 2 км до Скопкортной,  началась дорога самого отвратительного велокачества, а именно, свежеподсыпанный крупный щебень, совсем не укатанный. Ехать совсем невозможно, только пешком. Это объездная дорога вокруг поселка. К счастью, щебень закончился через 1 км после поселка. В Скопкортной сходили в магазин, купили пива и продуктов на перекус. Отъехали до р. Сырая Скопкортная и в 18:50 устроили перекус с пивом. В 20:00 двинулись дальше. На ночевку встали в 20:50 , не доезжая р.Талица, на обрыве над небольшим карьером, где, очевидно , брали гравий на подсыпку дороги. Дневной пробег 49 км, из которых лишних 10 км - плутание по Ивакинскому карьеру, объезд его и возвращение на дорогу до Скопкортной.

Воскресенье, 28.05.

С утра переменная облачность, ветрено. Выехали в 9:50. Проехали п.Чикман. Поселок слабонаселен. Магазинов не видно. Переехали по мосту р.Чикман (фото). Течение в Чикмане неплохое. Тоже сплавная речка. Дорога от Чикмана по-прежнему хорошая. Бетонка продолжается. Вскоре – развилка. Если ехать налево, то можно выехать к месту, обозначенному на карте, как изба Исака (так предлагал ехать Анвар). Мы же поехали направо, что попасть на Кадь в районе избы Саввы. Это выше по течению километров на 7-8. А можно выехать еще на 15 км выше по течению, к так называемому верхнему, или «четвертому» мосту. Вскоре пошли затяжные подъемы, по которым двигаемся пешком. Дорога поднялась на водораздел, на котором большое открытое место с штабелями невывезенного леса (фото). Потом дорога вновь опускается к Чикману . Отсюда в принципе можно сплавляться (по Чикману), но нам дальше. Здесь развилка. Мы сворачиваем налево (направо, а точнее, прямо, уходит Бабиновский тракт),  и бетонка кончается, а вот направо, похоже, что продолжается, только неизвестно, как долго. На часах 11:45. Теперь дорога песчано-гравийная, похуже. В местах вывоза леса грязно, но спасает то, что последние дни дождей не было. Снова поднялись на перевал – водораздел между Чикманом и Кадью. Высшая точка перевала – 480м (фото). На спуске проехали мимо балка с мужиком и собакой. На р.Кадь были в 13:40. Здесь мост (по местной терминологии «третий»), через который дорога идет дальше на лесоразработки (фото). На карте это место обозначено как изба Саввы, но никакой избы нет. Погода начала хмуриться. Сегодня проехали 34 км, а всего за 2 дня – 83 км.

Пообедали и стали строить катамаран. Раму сделали преимущественно из берез. Судно получилось неуклюжее. Начался мелкий дождь, идет с перерывами. Долго спорили, как из одной веревки оптимально сделать вязки для подвязывания гондол, диагонали, и чтобы еще на швартовый конец осталось. Наконец, все связали, велосипеды привязали на левый передний угол (свободный от гребцов). Отплыли около 20:00 (фото). Течение быстрое, от 5 до 10 км/час по навигатору. Вода еще не спала после весеннего паводка. Перекаты постоянно, плесов нет (фото). Прошли место, обозначенное, как изба Исака. На деле никакой избы нет и даже места не видно. Здесь должен быть мост («второй»), однако он уничтожен, видны только срезанные трубы от быка. На ночевку встали на болотистом лугу, на котором нашелся пятачок относительно сухого места для палатки. Костер сделали в лесу, среди деревьев, в довольно уютном месте. Ночью временами шел дождь с порывами ветра.

Понедельник, 29.05.

С утра пасмурно и прохладно. Вышли в 11:05 (фото). Вскоре пошел дождь. На реке – перекаты, шиверы. Скорость по навигатору 5…10 км/час. Средняя - 7 км/час. На обед встали около 14:30 (фото). Всего по воде за вчерашний и половину сегодняшнего дня прошли 24 км. Дождь перед обедом закончился. Холодно. Замерзли. На обеде отогрелись и немного посушились. После обеда прошли нижний мост (фото). Он разрушен, но есть брод, выложенный бетонными плитами. По большой воде они должны быть полностью под водой, а летом, наоборот, почти вровень с водой. Сейчас же можно пройти над плитами только у левого берега, в остальных местах мелко. Пороги начинаются перед самым устьем. Ориентир – памятник на левом берегу. Пороги несложные, представляют из себя хаотично разбросанные камни, в нашу воду обливные. Стоячие волны не выше 0,5 м. В малую воду, вероятно, требуется лавировка между камнями, а в паводок они должны быть скрыты, но высота волн соответственно выше.  Пороги довольно протяженные (фото, фото).

В Яйву впали  в 17:50. Весь путь по Кади составил 46 км. Чистое время 6ч.30мин. Таким образом, средняя скорость составила 7 км/час.

Далее плывем по Яйве (фото, фото). Здесь течение медленнее, но тоже хорошее. Средняя скорость 5 км/час. Прошли место выше дер. Сухая, где раньше был мост, а сейчас брод. Здесь реку пересекает дорога  п.Чикман – дер.Сухая, и при желании можно сойти с водной части маршрута. Прошли дер.Сухая. Пошел дождь и шел весь вечер. На ночевку встали ниже д.Сухая, в правой протоке большого острова. Нормальных дров (сушин) нет, приходится жечь березу и иву. Анвар проверял чью-то теорию, что если как следует распалить костер, то сырая береза будет гореть в нем долго и жарко. Горела действительно долго (точнее, шаяла), но насчет жарко – можно поспорить. Ночью дождя не было, но утром  снова пошел. За день прошли 55 км.

Вторник, 30.05.

С утра снова шел дождь. Вышли поздно, в 13:00, - пережидали дождь. На обед встали в 15:00 напротив бывшей д.Гашкова (фото). До обеда прошли около 10 км за 2 часа. Пасмурно, но дождя пока нет. С обеда вышли в 16:00. После обеда прошли нежилую д. Ерзовка. Я выходил на берег, фотографировал разрушенную деревянную церковь (фото, фото). У берега стояла лодка с мотором, но людей не было видно. Возможно, какой-то дом в деревне еще относительно жилой, я не стал всю деревню обходить, только до церкови сходил. Прошли д.Верх-Яйва. Деревня обитаемая, даже музыка играет, и антенны на крышах есть. Дорога от нее на Скопкортную просматривается (я сначала планировал по ней выезжать), даже «буханка» стоит на берегу со стороны Скопкортной. Решили идти до о.Шалагин, как предлагал Анвар, поскольку разбирать судно и ночевать рядом с людьми не хотелось. К о.Шалагин подошли в 21:00 (фото). Посмотрели, есть ли дорога на трассу Скопкортная-Яйва. Дорога есть и довольно неплохая, несмотря на дожди. Встали на ночевку. Катамаран разобрали, но гондолы пока не спустили, в надежде на то, что завтра не будет дождя, и они высохнут. Место для палатки мало-мальское нашлось, дрова тоже (фото).

Среда, 31.05.

С утра пошел дождь. Решили никуда не спешить, сегодня к вечеру немного проехать, заночевать еще в палатке, где-нибудь поближе к Яйве, а завтра уезжать домой. До обеда спали в палатке, но вскоре она стала подтекать, и мы оказались в луже. Встали, позавтракали. Было уже 13:00. Потом натянули тент рядом с костром и бездельничали. В 17:00 пообедали. Дождь закончился около 18:00. Решили, что поедем домой (на ночной электричке), - неохота еще раз ночевать в мокрой палатке. Гондолы, разумеется, не высохли, придется дома сушить. Быстро собрались и в 18:40 выехали. Дорога от реки поднимается в гору, долго шли пешком. Дорога глинистая, с примесью щебня. Несмотря на дожди последние 3 дня, дорога не раскисла, глина очень плотная, на колеса совсем не наматывается. Местами попадаются большие лужи, местами дорога разбита, – приходится обходить по обочине (фото, фото). Выехали на бетонку Скопкортная - Яйва и дальше уже, можно сказать, помчались, тем более что дорога долгое время шла под гору. В Яйве были в 20:40. Итого от реки получилось 25 км. Я предлагал ехать по шоссе в сторону Кизела, но меня не поддержали. Поехали на вокзал, взяли пива с закуской и залезли в электричку до Кизела.

Приехав в Кизел, выяснили, что электричка до Углеуральской идет среди ночи, ждать довольно долго и можно слегка сократить время ожидания, доехав до Углеуральской, где сразу сесть на утреннюю электричку до Перми. Таким образом еще на одну пересадку будет меньше. Тем более там такой новый красивый вокзал. Спросили, как лучше выехать в сторону Губахи и поехали. Уже смеркалось. Дорога сразу от Кизела долго поднимается в гору, видимо на водораздел. Стало туманно, - не исключено, что это такая низкая облачность, и мы в нее заехали. Приехав на станцию Углеуральская , с изумлением узнали, что вокзал на ночь закрывают и открывают только перед приходом утренней электрички на Пермь. Ночевать на лавочке, на улице не хотелось, потому как довольно ощутимо похолодало. До электрички еще несколько часов (отправление ее в 5:30 местного). Я предложил поставить палатку в сквере рядом с привокзальной площадью, но Анвар, как самый солидный из нас троих товарищ, наотрез отказался и пошел проситься, чтоб нас пустили погреться в здание, где располагалась диспетчерская или что-то вроде того. Нас туда пустили, но сидеть там было негде, потому как нас пустили только в коридор. Одно хорошо – там было теплее, чем на улице. Вообщем, кое-как перекантовались до электрички и уехали домой. Вывод: уезжать из Кизела или Углеуральской на ночной электричке плохо.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии:

На Ивакинском карьере

Сморчок (или строчок?)

Мост через р.Чикман

Ориентирование

На водоразделе р.Чикман и р.Кадь

Начало сплава – мост через р.Кадь

Перед отплытием

Привязывание вещей на судно

Обед

р.Кадь

Разрушенный «нижний» мост на р.Кадь

Пороги на р.Кадь

Еще пороги

Скалы на р.Яйва

Еще скалы

Адонис весенний

Неопознанный цветок

Все, что осталось от дер.Гашкова

Разрушенная церковь в нежилой дер.Ерзовка

Церковь с другого бока

Редкая бабочка

Промокшая палатка. Последняя стоянка

Здесь мы завершили водную часть маршрута

Подъем по дороге от р.Яйва

Большая лужа

Заросли медуницы

Автор




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100