Логин
Пароль

Регистрация

Главная > Велотуризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS
Фотографии

Путешествие по Австралии: Мельбурн - Брисбен

Дата: март-апрель 2005 г.

Автор: Игорь Налимов

Источник: veloclub.ru

Участники - Игорь Налимов и Валерий Барвашов

Карты маршрута

Карта 1, карта 2

6 -11.03. 2005

После 23 часов перелёта мы на другой стороне земного шара - в Мельбурне. Посетили клуб Bicycle Victoria (на фото - характерное сооружение у входа в клуб), третий по величине велоклуб в мире, насчитывающий 42000 членов. Бюджет клуба - А$5 000 000 (Австралийский доллар равен примерно 0.8 от американского).

Мельбурн - это велосипедная столица Австралии. В городе проложено около 1000 км велодорожек. Клуб предоставил нам хорошие велосипеды бесплатно.

Нас пригласили на очередное заседание городского велотурклуба (Melbourne Bicycle Touring Club). Горячие дискуссии вызвал проект строительства новых велодорожек вдоль реки Yarra. Наше выступление не вызвало особого интереса. Но зато нас пригласили остановиться у велосипедиста Джона Миллера до 11 марта. Пока каждый день катаемся на велосипедах, чтобы освоить левостороннее движение и поднабрать физическую форму, утерянную за московскую зиму. Особенно приятно прокатиться по набережной, где можно присесть и полюбоваться видом Мельбурна.

Опять же, требуется и температурная акклиматизация - смена зимы на лето. В Москве, когда мы её покидали, стояли морозы до -20°С. В Австралии сейчас осень. Погода в Мельбурне стоит теплая и солнечная, около +20°С.

12.03

Начинаем велопутешествие в Сидней. Маршрут выбрали максимально приближенным к побережью Тихого Океана (Карта 1). Чтобы выехать за город, сели на электричку. На станции Валерий забыл свой велошлем. Возникла проблема - без шлема в Австралии ездить на велосипеде запрещено. Исходный пункт на нашем пути - Остров Филлип (Phillip Island) у побережья Тихого Океана - излюбленное место отдыха горожан.

У парома к острову встретили семейную пару из Германии.

Они проехали на тандеме от Дарвина (Северная Австралия) и далее направляются в Аделаиду. Они рассказали, что маршрут тяжёлый: сильная пересечёнка, всё время встречный ветер. Мы порадовались, что едем в противоположном направлении - ветер будет попутный. Переправившись на остров, присели на минуту перед долгой дорогой

Посетили Koala Park, где очаровательные коала (в переводе с языка аборигенов - "не пьющие") висят на деревьях - эвкалиптах, листьями которых они питаются.

За день проехали 50 км. Ночевали в палатке в кемпинге Сан Ремо. Не успели поставить палатку, как нас пригласила к столу весёлая компания австралийцев. Мы из гордости отказались, но потом присоединились к беседе за пивом.

13.03

День выдался жарким - до 30° С. По дороге Валерий нашел пляж и впервые искупался в Тихом Океане. Проехали 50 км до городка Inverloch. Город был переполнен туристами - в этот день здесь проходил Фестиваль Джаза. Мы долго мотались по городу, прежде чем отыскали место для палатки в удалённом кемпинге.

14.03

Валерию удалось купить шлем у подростка Рича. Рич показал нам, что он как фрирайдер умеет выделывать на своём велосипеде. Шлем специальный для фрирайдеров и выглядит угрожающе, как немецкая каска.

Нам посоветовали посетить Walkerville - одно из самых красивых мест на южном побережье Австралии. Но… мы выбрали не тот поворот, и тут начались приключения. Гравийка после пары проколов привела нас на мыс Liptrap - южную оконечность береговой линии Австралийского континента. Прекрасный вид на Бассов пролив между континентом и Тасманией. Ставить палатки здесь вблизи побережья запрещено. Тащим велосипеды вверх на гору, а затем вниз по тропе вдоль ручья и снова через гору. Наконец, добрались до Walkerville, нашли бесплатный кемпинг в живописном месте на узкой полоске берега океана, у подножья горы, покрытой густым лесом. На деревьях расселась стая краснопёрых попугаев. Дежурный по кемпингу был навеселе, охотно общался с нами. Чтобы показать свое расположение, открыл для нас горячий душ.

15.03

Утром - одолеваем крутой 2км подъём на гору через сказочный эвкалиптовый лес.

Далее сплошная пересечёнка до деревни Fish Creek. Отдохнули в кафе под названием "Летающая Корова" ("Flying Cow"). Рядом нашли Интернет-кафе, откуда отправили электронные письма. Умельцы из кафе подкинули богатую идею - посоветовали нам завести обратный адрес для переписки и помогли его сделать. Валерий обзавёлся адресом на hotmail.com, но так ни разу им не воспользовался. А жаль! Используя этот адрес, мы могли бы читать письма в наш адрес в любом Интернет-кафе, а здесь они есть повсюду, даже в таких крохотных деревушках, как эта. Сколько возможностей и встреч мы упустили, не имея обратной связи и не отвечая на многочисленные приглашения австралийских велотуристов.

От деревни шла 15 км велодорожка, проложенная на месте бывшей железной дороги. Захотелось петь во славу подобных велодорожек: гонять по ним истинное наслаждение - они очень ровные, без крутых подъёмов и поворотов, проходят через красивые леса и поля, и… нет никаких машин!

Остановились в Турэ (Toora). Ставить палатки на берегу запрещено (фото). Рейнджеры проверяют побережье и штрафуют владельцев нелегально установленных палаток.

16.03

Проехали 60 км к Вудсайту. Дождь шел всю ночь, и утром было довольно прохладно.

17.03

В первый раз увидели кенгуру в Австралии. Вдоль дорог установлено много знаков (фото), предупреждающих о кенгуру, но увидеть дикого кенгуру днём около шоссе - это удача.

Русские (а, может, это братья-славяне югославы?) - они везде.

На этот раз остановились на ночлег в Сале, в домике в кемпинге. Здесь их называют "cabin". В них есть все мыслимые удобства: кровати на 5-6 человек (с одеялами, но без простыней), душ, туалет, плита, кондиционер, телевизор, холодильник, микроволновка, кипятильник, тостер, любая посуда, включая рюмки и сковородки, и даже ночной горшок для детей. На столе в пакетиках чай, кофе. Стоит это удовольствие от А$50 и выше. Если вселяется 5-6 человек, то получается немногим дороже, чем место в палатке без всяких удобств. Вот почему сами австралийцы практически никогда не останавливаются в палатках. Но для путешествующих вдвоём получается накладно. Мы иногда позволяли себе такую роскошь, если промокли или слишком устали, чтобы заниматься палатками. Дороги везде в отличном состоянии. Мы чувствуем себя прекрасно.

18.03

Мы едем вглубь Австралии, через маленькие города Sale, Bairnsdale. Вряд ли здесь когда-либо бывали русские туристы. Мы - первые. Некоторые местные жители, которых мы встречали на улицах, даже не знают, где находится Россия. Мы фотографируем группу подростков на главной площади города Sale. Один из них сказал, что его отец русский. По-русски он не говорит, но знает, якобы, на русском, одну фразу "Kissen mir in tohos", что в переводе совсем не с русского языка (это Идиш) значит "поцелуй меня в зад". Парнишка также знает одно матершинное слово по-русски, которое мы не осмелимся воспроизвести. Ночлег в кемпинге в Bairnsdale.

19.03

Впервые мы разделились. Игорь отыскал новую очень хорошую 60 километровую дорогу, ещё не нанесенную на наши карты. Раньше это была железнодорожная ветка, но недавно ее переделали под велодорожку (на фото - Сибирский перекресток на велодорожке, тоже русский след?), тянущуюся от Bairnsdale до Nowa-Nowa, что значит "Смешанная вода" на языке аборигенов. Снова море удовольствия от езды по ней.

Ночлег в придорожном кемпинге. Валерий предпочёл ехать по основной магистрали Принсес Хайвэй. Она привела его в курорт Lakes Entrance, расположенный на берегу моря, где он и переночевал. Валерий перегрелся на солнце и чувствовал себя неважно. Днем было очень жарко - больше 30°С, а ночью довольно холодно (меньше 10°С). В полдень солнце стоит на севере, а не на юге, как в нашем северном полушарии. Сегодня - знаменательный день. Мы пересекли 500 км отметку на нашем маршруте.

20.03

Утром Валерий подъехал 20 км в кемпинг Nowa-Nowa к Игорю. Нам повезло, за воротами кемпинга мы нашли ничейную яблоню и кучу яблок. Мы русские и мы любим халяву. Вскоре мы сели на автобус, загрузив наши велосипеды и рюкзаки в автобусный багажник, и переехали из штата Виктория в штат Новый Южный Уэльс. Лагерем встали в Merrimbula. Караван-парк находится на горе Short Point, под горой прекрасный пляж, и Валерий не замедлил искупаться в море.

21.03

Едем по дороге в Tathra, где мы договорились встретиться с Робертом (спасибо Володе Филиппову, что нашел его телефон и помог нам с ним встретиться). Мы повернули в национальный парк National Bournda Park и там заблудились, но, в конце концов, выбрались на берег моря. Встреченные там 3 парня рассказали нам, что мы сможем найти дорожку, которая выведет нас к шоссе в километре отсюда. Мы потащили наши велосипеды и багаж по прибрежному песку, пока не нашли дорогу, которая вывела нас на шоссе.

Еще 25 км, и мы увидели велосипедиста в желтой майке, который и был Робертом. Роб - секретарь местной группы велосипедистов-любителей Bicycle Users Group (BUG). Он пригласил нас остановиться вместе с ним и его женой Джейн на их вилле, расположенной на вершине холма. Позже к вечеру Роберт и Джейн свозили нас на их джипе до места в парке, где кенгуру выходят на кормёжку. Мы увидели больше 20 кенгуру. Некоторые из них были с кенгурятами в сумках. Но близко они к себе не подпускали. Вечером мы показали нашим хозяевам фильм "Мертвая дорога", снятый Анатолием Гаелем.

22.03

В этот день мы решили отдохнуть от наших велосипедов. Мы узнали массу интересного об Австралии от Роберта. Он - бывший школьный учитель психологии, а его жена - учитель английского. Сейчас он работает волонтером на общественных работах. Вместе с Робом мы совершили интересную экскурсию по районному центру Бига (Bega), известному в Австралии своим сыром. Посетили большую сыродельную фабрику и попробовали 20 видов сыра, причем совершенно бесплатно. Мы переписали больше 200 фотографий на 2 CD-ROMа. Джейн угостила нас традиционным австралийским блюдом - мясным пирогом на обед. Весь день шел сильный дождь. После обеда Роберт отвез нас на берег Океана (фото) на своем джипе. Роберт и Валерий поплавали в прибое.

23.03

Мы прощаемся с Робом. Позднее он описал своё видение наших приключений и прислал свой рассказ. Вот выдержки из него:

Узнав от Жаннин Орд (Bicycle NSW) о путешествии русских велосипедистов, я послал приглашение Игорю по электронной почте. Когда они прибыли в наш дом, расположенный среди леса на вершине холма, они назвали его виллой, так как были искренне удивлены его размерами и комфортом. Это было их первое посещение австралийского дома, поэтому они не верили, что это самый что ни на есть рядовой дом по австралийским стандартам. Из бесед с Игорем и Валерием мы поняли, насколько высоко они оценивают не только эти материальные блага, но и возможность жить в окружении нетронутого леса и чистого воздуха. Посещение целого ряда мест небольшого города Бига (Bega) позволило нашим гостям обрести некоторое представление, как работает австралийское общество, как проходит повседневная жизнь австралийцев. Хозяйка дома моя супруга Джейн также постаралась, чтобы гости смогли по достоинству оценить вкус австралийских блюд и вина, о которых они читали в Интернете. Надеюсь, что, в итоге, мне удалось показать нашим гостям из первых рук, как протекает жизнь в Австралии. Хотелось бы и мне когда-нибудь посетить Москву. Буду поддерживать с вами связь. Для меня встреча с вами была интересной и поучительной. Роб Робильяд, Калару, Новый Южный Уэльс, Австралия.

Покинув гостеприимных хозяев, мы едем по изматывающим крутым холмам и головокружительным спускам. Через 15 км по дороге посещаем музей - Культурный Центр Аборигенов Umbarra. Осматриваем большую выставку бумерангов самых разных размеров. Там же выставлены и каяки - кожаные лодки с закрытым по пояс верхом. По телевизору тут же демонстрируются танцы аборигенов. Первые аборигены пришли на континент 60 000 лет назад с островов Индонезии. Сейчас в Австралии осталось около 250 тыс. чистокровных аборигенов. Насчитывается около 100 племен, говорящих на 100 разных языках. Поэтому письменность для аборигенов создать так и не удалось. В городах мы встречали их очень редко. Среди них есть таланты, например, Кэтти Фримен, олимпийская чемпионка по бегу. Мы приезжаем в селение Bermagui на побережье Тасманийского моря. Долго сидим на берегу и молча смотрим на белые брызги волн, разбивающихся о скалы. Здесь находится мемориал Джеймса Кука, одного из первооткрывателей Австралии.

24.03

Разбили лагерь в Национальном Парке Bodalla в специально оборудованном месте для стоянок: с водопроводом, туалетом с туалетной бумагой, но без электричества. Прокатились по лесной тропе к соленому озеру Mummuga, искупались в нём.

25.03

Первый день Пасхи. Толпы народа на берегу. Сумасшедший трафик. Все места в караван-парке Moruya заняты теми, кто зарезервировал места проживания заранее. Нам удалось найти место для палатки за А$23. Игорь обнаружил, что его задняя покрышка вспучилась и нуждается в ремонте или замене. Ночью дул сильный ветер, и температура опустилась до +8°С. Спать было довольно трудно из-за криков куккабары (местная птица). Этот крик трудно описать или сымитировать. Он напоминает шум в высоковольтной линии электропередач, смешанный со звуком несмазанной велосипедной цепи и усиленный в сотню раз. От бессонницы начали сочинять песню на мотив Кости-шмаровоза: "Всю ночь рыдала кукабарра, когда поспать пытались мы….".

26.03

После выезда из кемпинга мы наткнулись на "гаражную распродажу". Все предметы можно купить по смешным ценам. Валерий купил австралийский национальный флаг (Южный Крест) и использовал его как шейный платок для защиты шеи от солнца.

Вскоре мы добрались до McKenzie's Beach, где множество виндсерферов (серферов с парусом на доске) испытывали свою удачу. Валерий попробовал одолеть прибой и поплавать в открытом океане. Но это получалось плохо - его выбрасывало на берег каждый раз, когда он пытался зайти в воду.

Прибыли в очень популярный курорт Batemans Bay. На пасхальные праздники все хозяйственные магазины обычно закрыты. Но мы смогли найти открытый веломагазин, где слегка подвыпивший техник отремонтировал тормоза велосипеда Валерия. Там же Игорь купил новую покрышку.

Чтобы не выбиваться из графика, мы хотели проехать на автобусе 120 км до Nowra, но цена за билет оказалась А$45 на человека и A$55 за велосипед. Это слишком! И к тому же билет на автобус надо заказывать накануне по телефону. Мы решили ехать своим ходом. Вскоре около Benandarah мы нашли место для стоянки автомобилей, оборудованное туалетом и столами, но без воды. К счастью, там же оказался фургончик с семьей уругвайских эмигрантов. Глава семейства говорил по-английски. Он выдал нам изрядное количество воды, и мы сготовили себе ужин на газовой горелке. Ночью около нас припарковался автомобиль.

27.03

Утром к нам подошла женщина из этого автомобиля и спросила, не русские ли мы. Валентина - из Одессы, эмигрировала в Австралию год назад. Ее муж Алан, родом из Англии, говорил на британском Английском (в отличие от австралийского Английского), что довольно большая редкость для Австралии. Они оказались очень интересными людьми, мы проговорили с ними довольно долго, после чего они пригласили нас остановиться вместе с ними в Сиднее. Дорога была замечательная, ровное и чистое дорожное покрытие не сулило неприятностей, но Игорь был вынужден опять менять камеру. У него второй прокол. В информационном центре в Ulladulla мы спросили о свободных местах в караван-парках по соседству. Очень дружелюбная дама сделала все от нее зависящее, чтобы найти нам последнее свободное место в караван-парке в Milton в 8 километрах далее по хайвэю. Чтобы отыскать это место, она обзвонила все окрестные караван-парки. Мы не ожидали, что туристские информационные центры могут оказывать такую помощь совершенно бесплатно.

28.03

Этот день был днем особенным, потому что был последний день Пасхи, и все отдыхающие отправились назад в Сидней. В некоторых местах хайвэй представлял собой сплошную пробку. Мы часто обгоняли машины, которые ехали со скоростью пешехода.

На велосипеде Игоря на заднем колесе вылетела спица со стороны блока звезд. Теперь Игорю пришлось часто останавливаться и "рихтовать" свое колесо. Ночлег в кемпинге Nowra.

29.03

Мы приближаемся к отметке 900 км от начала нашего путешествия. Мы чувствуем, что обрели хорошую спортивную форму. Бодро крутим педали и больше не боимся крутых подъемов на холмы. Но на самых крутых подъемах мы вынуждены слезать с велосипедов и толкать их вверх. Пожилая леди из проезжавшего автомобиля пошутила: "Это что - смертельное испытание за просто так?"

С вершины холма Gerong Lookout открывается замечательный вид - океан, скалы и виндсерферы Белые полоски волн, разбивающихся о берег. Там мы встретили чилийца, который навещал своего австралийского друга. Расспросили его о возможностях велосипедных путешествий по Чили. Он рассказал, что Чили прекрасно подходит для таких путешествий - очень живописно, и народ дружелюбный. Питание в 3 раза дешевле, чем здесь. Мы решили, что будет хорошей идеей съездить в Чили когда-нибудь в будущем. Чили всё-таки существенно ближе от Москвы, чем Австралия.

Подъезжая к Shellharbor, мы решили проехать напрямую через луга и заблудились "в трёх эвкалиптах", потом потеряли друг друга, потом нашли друг друга посредством сотового телефона и компаса.

30.03

Мы приближаемся к Сиднею. Доехали до Wollongong - большого промышленного города вблизи Сиднея (вроде Подольска около Москвы). Нашли велодорожку - часть размеченного велосипедного маршрута. Она проходила через индустриальную зону города (металлообрабатывающие предприятия). Пейзаж мрачнее некуда, воздух отравлен выбросами. Оказывается, и в экологически настроенной Австралии есть проблемы. Потом мы приехали в деловую зону города к громадному торговому центру - Молу, который побольше, чем наш ГУМ. Там пополнили счета наших сотовых телефонов на случай, если опять потеряем друг друга. Добрались до ратуши, чтобы воспользоваться городскими туалетами, которые открыты для публики в дневное время (вообразите такую же ситуацию, например, в московской мэрии). Все туалеты везде, даже в провинции выглядят как дворцы - чистые, пахнущие цветами, хорошо освещенные, всегда снабженные бесконечными рулонами туалетной бумаги в каждой кабинке.

Доступность бесплатных чистых туалетов вдоль главных дорог, а также во всех городах и деревнях - характерная черта Австралийского общества. Другая черта, вода везде во всех кранах питьевая, мы набирали её во фляжки в туалетах. Если где-то в глуши вода в кране не питьевая, об этом предупреждает броский плакат.

Потом мы нашли велодорожку, которая провела нас через дюны, на морской берег и затем мимо скал. По ней мы проехали около 20 км. Игорь назвал эту дорожку "мечта велосипедиста". Чтобы отпраздновать завершение Валерием велосипедной части его путешествия, мы купили упаковку мороженого в 1.5кг за A$4.5 в ближайшей бакалее. Лагерь разбили в караван-парке Bulli на берегу. Было холодно и ветрено, но Валерий осуществил свой финальный заплыв в прибое, а Игорь только омыл ноги в воде. В конце путешествия Валерий сделал важное открытие - спать в шлеме не менее комфортно, чем на простой подушке.

31.03

На велокомпьютерах 1000 км от Мельбурна. До Сиднея решили подъехать на пригородном поезде, чтобы не рисковать на перегруженных автотрассах. Ехать в комфортабельном двухэтажном вагоне одно удовольствие: мягкие сиденья, воздух кондиционирован. Велосипеды провозятся бесплатно. Разгорелся спор с Валерием. Он утверждал, что на Сидней три дня хватит за глаза. Игорь же настаивал, что и месяца мало. Впоследствии оказалось, что оба правы - все зависит от глубины ознакомления. Гостеприимная Валентина встретила нас на вокзале.

01-04.04

Итак, мы в Сиднее! Живём в семье Валентины и Алана с русифицированным компьютером - есть возможность писать на русском. Первым делом связались с Джоном Джу (John Jew), одним из соавторов книги "Велосипедный туризм" и родственником Алексея Булгакова. Джону под 80, но он без устали возил нас по городу, показывая достопримечательности Сиднея. Поднялись на 320 метровую смотровую башню на высоту 250 метров. Оттуда вид великолепный!

Спустившись с башни, здесь же увидели рекламу голографического!? фильма. Оказалось, фильм о Сиднее, истории освоения Австралии, с массой эффектов - трясут и качают кресло, падаешь в пасть крокодила, будто летаешь на самолёте вверх ногами, жуткие звуки со всех сторон, но голография совершенно ни при чём. Сидней - это 4 миллиона человек, пятая часть Австралии. Поражает разнообразие лиц и народов - здесь есть все нации мира, но впечатление, что город захвачен китайцами. У них огромные семьи, куча детей. Похоже, что они делают всего два дела - трудятся и размножаются.

На следующий день - воскресенье, машин на улицах мало - прокатились по городу на велосипедах, по набережным Гавани, вокруг знаменитого Оперного театра.

Нашли черную стену длиной 100 метров с перечнем 20 000 первых иммигрантов в Австралию со всего света. Поиски родственников в этом списке не принесли успеха.

Рядом в Морском Музее на компьютере имена всех 6 миллионов иммигрантов, но и там родственников не нашлось. Съездили на пляж Бондай (Bondi) на Тасмановом море. Валерий купался - вода 20°С. Даже такой поверхностный осмотр города впечатляет на всю оставшуюся.... Вечером Алан также прокатил по ночному городу, заглянули в район красных фонарей Кингс Кросс - ещё впечатления другого рода.

Стороннему наблюдателю вроде нас кажется, что австралийцы - добрые улыбчивые люди, не озабоченные тяжкими проблемами, уверенные в себе, в том, что их никто не обидит и не обманет. Работы всем хватает, безработицы никакой, зарплата не менее A$10 в час или, в среднем, A$2000 в месяц. Местные русские (их в Сиднее немало, есть русская община) уверяют, что счастливы, приехав в Австралию. И действительно, внешне страна похожа на рай земной - идеальный климат (на юго-восточном побережье!), благосостояние, чистота, порядок, нет воровства (в Сиднее, говорят, случается). И главное, на что смотрит велотурист - дороги в идеальном состоянии.

Понедельник посвятили Зоопарку (Taronga Zoo). Здесь удалось вплотную рассмотреть кенгуру, коалу, страуса, ехидну и "любимую" птицу кукабарру (kookaburra). Кенгуру (kangaroo) в переводе с языка аборигенов означает "Я не знаю". Так ответил абориген, когда его спросили, как зовут это животное. Остальные звери есть и в московском зоопарке. Но впечатляют также панда, снежный барс, гориллы, жирафы, львы и тигры - мы радовались им наравне с детьми. Оказывается у человека и гориллы 98 % генетического материала - общие.

Валерий размечтался - захотел забрать подаренный велосипед в Москву. Поехали в Аэропорт выяснять условия перевозки. Все надежды развеялись. За 1 килограмм перевеса надо платить более А$40. Отправить малой скоростью отдельно - порядка А$200. В итоге велосипед остался у Алана и Валентины - может, дождётся следующих велотуристов из России.

05.04

Пообещав обязательно вернуться, Валерий вылетел в Москву. Я посетил велоорганизацию Нового Южного Уэльса Bicycle NSW, познакомился с приятной женщиной, секретарём организации Жаннин Орд, которая помогала мне в организации встреч с местными велотуристами. Долго беседовал с исполнительным директором Нилом Тонкиным (Neil Tonkin). Узнал массу интересного о том, как они работают, получил их материалы, но изложить коротко нет возможности. Доложу при возвращении.

06.04

Путешествие Сидней - Брисбен началось

Карта 2

Переправился паромом на Мэнли - другую сторону Сиднейского залива. С парома открываются изумительные виды на этот живописный город. Далее сажусь на велосипед. Дороги ровные, как стол, ветер в спину, ехать одно удовольствие. Позвонил Дону Оверсу, договорился о моей следующей встрече с местными велосипедистами в Ньюкасле. Остановился в кемпинге Avoca Beach. Цена за установку палатки A$22, независимо от количества людей в ней, что для меня довольно дорого. Фактически эту сумму я уплатил только за пользование горячим душем. Все другие виды сервиса: место для палатки, туалет, вода, холодный душ (на пляжах и в автозаправках) - повсеместно доступны бесплатно.

07.04

Я проехал через Государственную Зону Отдыха Манморах (Munmorah State Recreation Area), остановился на ночёвку на берегу в кемпинге Фрейзер Бич (Fraser Beach). Что за прекрасное место! Душа радуется! Кругом ни души. Живописный вид на океан, где волны разбиваются о скалы. В кемпинге 6 площадок для палаток, столы и место для барбекю (место для барбекю - это обязательный австралийский атрибут, встречается повсеместно в зонах отдыха, снабжено газом и, притом, бесплатное). Стоимость стоянки в кемпинге - A$10, но нет никого, кому можно было бы заплатить эти деньги. Два парня приехали на машине, и я пошел поговорить с ними. Их звали Мелфорд и Вэл, 22х лет, они голландцы из Амстердама, получили австралийские визы на год. Они надеются, иногда подрабатывая, проехать по всей стране. Мелфорд сказал, что мечтал о посещении Австралии с 6 летнего возраста. Он считает, что Австралия - самая прекрасная страна. Его следующие планы - Южная Африка и Канада, номера 2 и 3 в его списке. Я согласился и сказал, что, может быть, мы и там встретимся.

08.04

Проехал по грейдерной дороге, идущей через Фрейзер Парк по гребням холмов. Виды на Океан, скалистое побережье с вершин холмов незабываемые, но дорога размыта ночным дождём и очень разбита. Результат - 6 спиц сломаны. К счастью, вскоре я встретил лидера местных велотуристов Дона Оверса. Его история ниже:

Узнав, что путешествие Игоря проходит через наши края, я договорился встретиться с ним в Swansea (20 км южнее Ньюкасла) около моста через пролив, соединяющий озеро Macquarie с океаном. Сидя на солнце, я слегка прикорнул, и вдруг раздался сигнал мобильника. Игорь сообщил, что он уже приехал в Swansea, не заметив меня. Когда я отыскал его, он сидел у велосипеда колёсами вверх (фото), занимаясь ремонтом.

На заднем колесе вылетело 6 спиц, что не удивительно - велорюкзак на заднем багажнике весил 35 кг.

Я попытался помочь, откручивая сломанные спицы, но усугубил проблему - стало непонятно, куда ставить новые спицы. У Игоря было всего 4 спицы, и я достал две своих. К несчастью, они оказались чуть длиннее, чем нужно. Как только установили первую из них, она тут же проткнула камеру. Игорь стал менять камеру, а я стал заклеивать проткнутую камеру. При этом я случайно наступил на тюбик с резиновым клеем, что также добавило проблем. В итоге удалось заменить 4 спицы, но заднее колесо имело сильную восьмёрку. Пришло время ланча, и мы сели за столик в кафе "Seeds".

Подошел хозяин кафе Глен, который бывал в России и знал несколько слов по-русски, что он тут же продемонстрировал. После хорошего ланча я, чувствуя себя виноватым за помехи в ремонте, взвалил велорюкзак Игоря на свой багажник, и мы направились в сторону Ньюкасла в северном направлении на поиски веломастерской, где смогли бы завершить ремонт. В Бельмонте нашли веломастерскую. Хозяин прервал текущие работы и провел полное восстановление велосипеда с установкой и заменой 13 спиц. Причём за работу взял только стоимость этих 13 спиц.

Был конец дня, дороги забиты машинами. Я боялся, что Игорь может недооценить лихачество наших местных водителей. Поэтому старался ехать по тротуарам и велодорожкам, где это было возможно. Дома мы первым делом приняли душ, что было весьма кстати для Игоря, купавшегося последний раз в солёной воде Океана во Фрейзер Парке. Сначала Игорь чувствовал себя не совсем комфортно, так как наш пёс Доберман постоянно обнюхивал его и тыкался мокрым носом. Но после нескольких банок пива Игорь расслабился. Мы отправились на ужин к друзьям. Хозяева угостили нас запеканкой с меч-рыбой и множеством других деликатесов. Закончили довольно поздно, к 10.30, с учётом усталости прошедшего дня и предстоящего путешествия на следующий день.

В субботу в 7.00 я посадил Игоря стокером на мой тандем (фото) и мы отправились в центр Ньюкасла к месту старта нашего клубного велопохода. Моя супруга Сью привезла туда велосипед и багаж Игоря на машине. Затем Игорь сел на свой велосипед, а Сью села стокером на тандем. Мы присоединились к группе велосипедистов нашего клуба Newcastle Cycleways (фото) и в течение часа катались по городу. В этот день в Ньюкасле проводился фестиваль серфинга, но, к нашему сожалению, прибой был очень слабым, так что пришлось ограничиться осмотром достопримечательностей города. Закончили поездку в кафе на центральной площади (фото). Здесь же оказалась пара велотуристов из США, которые также направлялись в Брисбен. Один из членов нашего клуба взялся показать всей троице дорогу на паром через залив и далее на север. Мы попрощались с Игорем и пожелали ему счастливого пути до Брисбена.

Дон Оуэрс, президент, Newcastle Cycleways Movement

09.04

Сегодня получился самый большой дневной пробег, 96 км, включая 15 км на тандеме и social ride 20 км с членами местного клуба. Такие короткие "социальные" поездки позволяют привлечь в клуб новых членов и начинающих велосипедистов. Обязательным финалом поездки служит групповое чаепитие на центральной площади города, позволяющее лучше познакомиться.

Паром из бухты Нельсона (Nelson Bay) до Чайных Садов (Tea Gardens), за A$14, занял около часа. Остановка в караван парке в Гнезде Ястреба (Hawk`s Nest) обошлась в A$22, но выбора у меня не было. В результате я решил на будущее останавливаться в бесплатных местах.

10.04

Лесная дорога пролегала через национальный парк Mungo Brush в сторону океана. Я остановился, чтобы окунуться в океане, но плавать не рискнул, так как высокий прибой мог унести меня в открытое море. Чуть позже я скомпенсировал это долгим плаванием в озере Myall неподалеку. После парома дорога стала гравийной. Как результат - еще несколько сломанных спиц. Пообедал сэндвичем в Bulahdelah и принялся преодолевать крутые подъемы на туристической дороге. На самой верхней точке этой дороги начал ремонт своего колеса. Когда закончил, было уже поздно продолжать движение, и я поставил мою палатку около туристской тропы. Среди ночи я проснулся оттого, что кто-то начал рвать мою палатку на куски. Хищник попытался завладеть моей сумкой с провизией. Я закричал и стукнул его по морде. В темноте не было видно, кто был этот разбойник. Как я узнал позже, это был поссум, родственник южноамериканского опоссума - зверь по повадкам вроде нашей кошки, только сумчатый.

11.04

Утром пришлось ремонтировать палатку посредством скотча. Приготовил немного еды (сухие супчики, взятые еще из Москвы и кофе) на газовой горелке. Далее меня ждал самый длинный спуск - 4 километра были восхитительны! Следующая стоянка была за посёлком Green Point на побережье озера Myall. Неподалеку от моей палатки начиналось болото, и была некоторая опасность встречи со змеями, которые могли заползти в палатку. Их в этом регионе очень много.

12.04

В этот раз ничего не произошло, и я хорошо выспался. Добравшись до Фостера (Forster), я зарядил мой сотовый телефон и позвонил в Сидней, в Bicycle NSW. Жаннин Орд сказала мне, что Джеф Кинчин, лидер местных велосипедистов, не простит мне, если я не приеду посмотреть его ферму, раскинувшуюся на живописных зеленых холмах Manning Valley в 20 км от города Taree. Я позвонил ему, и вскоре мы встретились. Он показал мне свою обширную ферму (70 гектар). Кругом в изобилии скачут воллаби - это малорослые кенгуру. Масса змей и питонов. Но самый вредный зверь для фермера - это поссум, сумчатое вроде кошки. Поссум лазит по деревьям, по стенам, ночью ходит по крыше, залезает в кладовки. Это он пытался ограбить меня ночью. Джефф с гордостью продемонстрировал мне свою "Ниву", на которой он и его любимый пёс Джордж любят разъезжать по ферме.

13.04

Джефф взял меня на совещание у муниципального советника в здании муниципалитета в Taree. Обсуждался вопрос о том, где должны быть построены велодорожки. Местные власти предоставили на это A$75 000.

Мои спицы опять начали ломаться. В ремонтной мастерской механик заменил все спицы в заднем колесе и, кроме того, отрегулировал тормоза. Это стоило мне A$53. Но до самого конца путешествия спицы больше не ломались. Я не укладывался в график путешествия и вынужден был воспользоваться поездом, чтобы проехать 157км. Это обошлось мне в A$42. Железнодорожники требовали упаковать мой велосипед в картонный ящик, но удовлетворились упаковкой в чехол.

Приехал в Максвил (Macksville) и остановился в караван-парке.

14.04

Позвонил в Bicycle NSW. Жаннин сказала, что местный велосипедист Вэлли Симс будет рад встретиться со мной в городе Coffs Harbour. Вэлли встретил меня у Туристического центра и проводил меня к Нелли и Биллу Фостерам. Репортер местной газеты сделал снимки и взял у меня интервью, которое было напечатано на следующий день. Меня стали узнавать и подходить на улице.

15.04

Как и планировалось, это был день отдыха. Поднялись на смотровую площадку высоко над городом. С 600-метрового холма открывается прекрасный вид на гавань. Город находится на границе субтропиков. Везде растут бананы, пальмы, сахарный тростник и другие субтропические растения.

16.04

В сопровождении Нелли и Билла отправляюсь далее по маршруту. С усилиями взбираюсь на высокий 300м холм и потом еду плавно поднимающейся на холмы и спускающейся с них местной дорогой. Истинное удовольствие! Встречаю группу велосипедистов из местного клуба Dorrigo BUG. Они очень приветливы. Мы присели на чашку кофе, обменялись рассказами о своих путешествиях, а затем сфотографировались вместе. Руководитель клуба Джордж Хадсон прислал фотографии для публикации на нашем веб-сайте.

В этот день на протяжении 80 километров своего пути я нашел 7 убитых кенгуру. Они были сбиты машинами ночью. Какая жалость!

17.04

Вместо того, чтобы ехать по загруженному и шумному шоссе Pacific Highway, я нашел приятную местную дорожку вдоль левого берега реки Кларенс (Clarence River), которая шириной как наша река Ока. Решив искупаться в реке, я потревожил полутораметрового питона. Я был предупреждён о том, что питоны не опасны, и поэтому не возражал против совместного купания. Эта дорога привела меня в Маклин (Maclean) - шотландскую столицу Австралии. Все здесь напоминает Шотландию. Даже у менеджера кемпинга Стива шотландские предки.

18.04

Обнаружил, что моя задняя покрышка лопнула по корду и "пошла на выстрел", т.е. стала вспучиваться. Дважды пробовал ее отремонтировать, но безрезультатно. До города доехать не успел. Остановился на ночевку в лесу не очень далеко от шумного шоссе. Ночью прямо над головой 4 раза пролетали самолёты. Грохот от них стоял такой жуткий, что казалось, они падали и взрывались рядом.

19.04

В маленьком городке Woodburn удалось купить только шипованную покрышку. Во время замены покрышки подошел молодой парень - ветеринар по профессии. Он прочёл статью с моим интервью в местной газете и сразу узнал. Он и объяснил мне про коварные повадки поссума, пытавшегося меня ограбить. Он сам активный велотурист. Месяц назад он встретил в Таиланде двух русских велотуристов - парня и девушку 22 лет. Они собирались ехать дальше по Китаю. Интересно было бы найти этих ребят, узнать их впечатления.

Здесь же неожиданно я встретил Сью Веббер, главного редактора журнала Австралийский Велосипедист (Australian Cyclist). В 1999 году Сью опубликовала в своем журнале мою статью, поэтому встреча с ней была среди моих приоритетов. К сожалению, когда я проезжал недалеко от редакции в Woolgoolga, она отправилась в поездку, и в тот раз встретиться не удалось. Как оказалось, в этот раз она ехала вместе с мужем на машине. Они заметили меня на дороге и остановились. Они знают Павла Протопопова, с которым вместе путешествовали по России в 1996 г. Я представлял Сью по фотографии в журнале как серьезную суперделовую даму неопределённого возраста, но она оказалась очаровательной молодой девушкой. Мы сфотографировались на память.

Мой путь сегодня проходит по самой восточной области Австралии. Жаннин сообщила, что в Бэлинэ (Ballina) местный велосипедист Крейг приглашает меня остановиться у него. Я позвонил ему, но... был не в состоянии понять его объяснения, где он живет, как проехать к его дому. Австралийский язык сильно отличается от британского. В результате я отправился ночевать в кемпинге.

20.04

Посетил самую восточную точку австралийского континента - мыс Байрон (Cape Byron). Только представьте - белый маяк на горе, окруженный Тихим Океаном на 350 градусов, и узкая полоска суши, соединяющая его с континентом.

Кемпинг на морском берегу оказался очень дорогим - A$33 с палатки. Но я нашел другой, подальше от берега за A$10.

21.04

Поехал по новой 4-6 полосной автостраде в направлении к Tweed Heads. Как гласит плакат в зоне отдыха, 36 километров автострады обошлись в A$2.2 миллиарда. Я подсчитал, это A$70 миллионов за километр! Вот это размах! Дорога срезает холмы, пробивает туннели через горы, нависает мостами через множество рек. Развязки со всеми местными дорогами. Вся дорога ограждена проволочным забором, чтобы на неё не выходили кенгуру. Для них и других животных сделаны специальные мосты над дорогой и тоннели под ней. На автостраде сделаны широкие (1.5 метра) велодорожки, но тяжелые и шумные 9-осные фуры, мчащиеся со скоростью 110 км/час, сводят на нет всё удовольствие. Любопытно, что штат Новый Южный Уэльс (NSW) разрешает и даже везде ставит указатели - рекомендует велосипедистам двигаться по этой автостраде, в то время как правила соседнего штата Квинсленд (Queensland) категорически запрещают движение велосипедов по этой же дороге в пределах своего штата. Я свернул на местную прибрежную дорожку. Остановился в кемпинге Tweed Heads. Ночью начался сильный дождь, который продолжался весь следующий день. Все мои вещи промокли.

22.04

Утром я пересёк невидимую границу и переехал из Tweed Heads, штат NSW, в Coolongatta, штат Queensland. Доехал до Surfers Paradise. Сильный дождь продолжался. К счастью, я нашел телефонный номер Линды, координатора местного велоклуба. Она была готова пригласить меня к себе. Без этого мне бы пришлось провести ночь в сырой палатке и в сыром спальнике. К этому моменту я проехал 850 км от Сиднея. До конечной цели моего путешествия - Брисбена (Brisbane), столицы штата Квинсленд, остался последний перегон. Вечером пришла Яна - подруга Линды. Она бежала с родителями из Литвы в 1945. Она рассказала о своих мытарствах в лагерях для беженцев, и как она попала в Австралию, как удачно сложилась её судьба здесь.

23.04

Этот день я провел у Линды. У неё три собаки, черная кошка и 15-летняя воспитанница Сэра, присланная организацией по защите изнасилованных "sexually abused". Ещё та разудалая девица! Стирал и сушил свои вещи. Линда прокатила меня по городу Surfers Paradise, который заслуженно считается самым роскошным курортом Квинсленда. Действительно, это рай для серферов - двенадцать километров идеального песчаного пляжа и постоянный океанский прибой. Его сравнивают с пляжами Майами во Флориде. Мы поднялись на 80-этажную башню. Каждый этаж имеет 4 квартиры стоимостью A$1 миллион каждая, и почти все они проданы, хотя строительство не окончено. Мы походили по этажу, посмотрели планировку квартир, шикарные виды из окон. Нет, такие квартиры в поднебесье не для меня, даже имей я эти миллионы. Вечером мы скромно поужинали в ресторане Дары Моря (Seafood), попробовали местное блюдо с кальмарами (calamari). Потом включил наш сайт и обнаружил фотографии первой тренировки велошколы на снегу, вместе с лыжниками. Линда была потрясена - неужели это возможно? Здесь такое невозможно представить - снега здесь не бывает, разве что высоко в горах.

24.04

Последний этап моего велопутешествия по Австралии. Дороги вблизи Брисбена сильно загружены и не рекомендуются для велосипедистов. Я еду до станции Робина, а там сажусь на пригородную электричку до центра Брисбена. Провоз велосипедов в электричке бесплатный, но возможен только вне часов пик. На станции меня встречают Тревор и Джеки. Я познакомился с ними в Москве в ноябре 2004 года, и они помогли нам получить визу в Австралию. Они активные путешественники - водники , а также увлекаются скалолазанием.

25.04

Сегодня понедельник - выходной - национальный праздник Австралии ANZAC, что расшифровывается как акроним слов Australia New Zealand Army Corps (Армейский корпус Австралии и Новой Зеландии). 90 лет назад турецкая армия разбила австралийские войска вблизи Галлиполи у пролива Дарданеллы. Дабы почтить память жертв этого сражения, каждый город устраивает парад своих ветеранов всех войн, в которых участвовала Австралия, и их воинских частей. Уникальность ситуации в том, что всенародно отмечается именно поражение, а не победа, как это привыкли делать мы в России! Мы наблюдали красочное шествие армейских частей по центральной улице Брисбена Adelaide Street. Ветераны, которые не могли идти, ехали на такси или на реставрированных студебеккерах и джипах-виллисах военных лет. В одной танковой бригаде не осталось в живых ветеранов. Знамя и символы бригады несли их семьи, дети и внуки.

26.04

Решил основательнее познакомиться с Брисбеном. За час объехал на туристском автобусе "Citysights" все примечательные места города, а затем потратил 4 часа, чтобы пройти по этому же маршруту пешком. У центральной площади (фото памятник с кенгуру на площади) заметил группу бездомных и нищих. Одна старая женщина попросила 3 доллара на хлеб, но от неё сильно несло алкоголем. К вечеру здесь же собрались наркоманы - я заметил, как они обмениваются дозами. Не всё окей даже в столь благополучном обществе. Хотя масштабы этого бедствия не столь значительны, как в других странах.

Вечером меня пригласили на собрание местного велотурклуба. Президент клуба Стивен Джексон рассказал мне о деятельности клуба. В клубе состоят 320 членов. Я показал фильмы Анатолия Гаеля. Велотуристы проявили интерес к России, задавали много вопросов. Особенно Джон Чилтон, который собирается вместе с женой Джуди в велотур по России в конце августа.

27.04

Тревор и Джеки пригласили меня на прогулку по лесу "bush walk". Если бы я знал, что это такое, я бы нашел повод отказаться. На машине мы въехали на гору высотой 650 м, пробились сквозь настоящие джунгли - прошли через лес, опутанный лианами и колючками, прозванными "адвокат" (адвокаты в Австралии цепляются за клиента, пока не лишат его всех средств), а затем стали пешком спускаться по течению ручья. Это был узкий каньон, заваленный скалами, камнями и поваленными деревьями. Приходилось спускаться по верёвке, как скалолазам. Одно гнилое дерево рухнуло и придавило мою руку. Общими усилиями удалось её освободить без существенных повреждений. Начался дождь, который шел потом весь день. Камни стали скользкими и грязными, мне уже было все равно, и я сползал по ним как мешок. Ручей образовал 7 небольших озёр, которые пришлось одолевать вплавь прямо во всей одежде и обуви. Сухую запасную одежду держали в водонепроницаемых мешках. В одно из озёр я случайно свалился со скалы и ушел под воду, порядком нахлебавшись. "Прогулка" на расстояние 10 км заняла более 8 часов. Лишь перед самым наступлением темноты мы добрались финиша, находящегося на высоте 200 метров. Я совершенно выбился из сил, и последние метры шел просто на автопилоте, усилием воли заставляя себя лезть по скользким камням. К счастью, на мосту нас уже ждала машина, доставленная на место дочкой Тревора. В итоге я чудом остался жив, лишь отделался парой царапин, синяками, а дома под душем нашел на теле несколько пиявок. Совет доктора Айболита: "Не ходите, дети, в Австралии в "bush walk"".

28.04

Утром я чувствовал себя невероятно измученным и остался дома сушить одежду и писать письма. Принялся изучать книги в библиотеке Тревора. Тревор Робертсон - доктор медицины, 58 лет, три года назад оставил медицинскую практику и посвящает всё время путешествиям. В его библиотеке сотни книг о России, её истории и политике, большую часть которых мне не доводилось видеть. Он 6 раз путешествовал по России и является одним из ведущих специалистов Австралии по России, особенно, что касается путешествий по Сибири, Алтаю и Камчатке. Написал книгу об этих путешествиях.

29.04

Из Тасмании приехала погостить Дон (Кстати, Dawn это "заря". Там принято называть женщин явлениями природы: облако, ветер, туман, солнце и т.п.) - кузина Джеки - с дочкой Александрой. Я не замедлил допросить её об этом таинственном и недостижимом для нас острове. Она рассказала много интересного, в частности, об уникальном животном - Тасманском Дьяволе (похожем на волка, но сумчатого), издающем ужасающий рык. Он практически вымер, и правительство установило вознаграждение A$100000 тому, кто найдёт хотя бы одного Дьявола.

Днём мы отправились на выставку современного искусства. Особенно произвело впечатление на меня искусство Файоны Холл (Fiona Hall). Оно очень успешно провоцирует, заставляет работать воображение. Из самых обыденных вещей таинственным образом возникают необыкновенные создания. Из жестяных банок от сардин создаются скульптуры райского сада. Магнитофонная лента позволяет изобразить трагедию человека. Из кусков мыла вырезаны семена, фрукты и овощи, наглядно демонстрирующие законы экономики. Например, морковка символизирует побудительные стимулы для инвесторов, и т.п. Пластиковые бутылки от лимонада вырезаны в виде фигурок людей, причём так, что каждая фигурка выглядит как одна из букв алфавита. Из этих фигурок людей-букв набрано послание зрителям, протянувшееся во всю стену: ДОРОГА, КОТОРУЮ ВЫ ВЫБРАЛИ, ЛЕЖИТ ПАРАЛЛЕЛЬНО СЛОВАМ ВДОЛЬ ЭТИХ СТЕН…. Бумажные деньги полусотни стран превращены в пособие по ботанике, показывающее наиболее типичные растения этих стран. Я тщательно осмотрел их, но не нашел российских рублей, которые я ожидал увидеть с листьями березы.

30.04

Наконец, мышцы перестали болеть, и я прокатился 55 км по новой велодорожке к пляжу Nudgee Beach на Тихом Океане, последний раз омыл в нём свои ноги. Велодорожка местами красиво протянулась по деревянным мосткам над топями и болотами и через мангровые заросли, где живут тысячи птиц. За их жизнью можно наблюдать, не тревожа их, из специальных убежищ. Всего в Брисбене построено или размечено 500 км велодорожек, и через несколько лет их длина удвоится. Брисбен находится в зоне субтропиков. Везде пальмы, бамбук, банановые и фиговые деревья и другие тропические растения. Окрестные поля заняты сахарным тростником. Температура днём превышает 30°С. В этот день велокомпьютер отметил 1000 км от Сиднея.

Вечером в доме Джеки была большая вечеринка, собралась куча родственников. Отмечали 83-летие её матери. Приехали все её дети со своими семьями, куча их детей. Мне доставило истинное удовольствие понаблюдать за австралийскими традициями подобных празднеств. На закуску обносили три варианта "дипов" - соусов, в которые надо было макать чипсы. За столом пошла смена овощных блюд из батата (сладкого картофеля), авокадо, сладкого перца и т.д. Затем огромный ростбиф, от которого полагалось отрезать узкими полосками, как шаурму. На десерт мороженое с фруктовым салатом. Вина было чисто символически - одна бутылка на всех. Затем преподносили подарки матери, как обычно, задували свечи и пели "Happy birthday to you….", играли в карты, в любимую игру матери "Crazy whist". Я играл в неё впервые, но занял второе место. Игры и песни продолжались до поздней ночи.

На этом моя история о велопутешествии от Сиднея до Брисбена подошла к концу. 4 мая я вылетел домой через Сингапур и Франкфурт. Перелёт с другой стороны земного шара занял 23 часа летного времени.

По электронной почте я сообщал с дороги (из Интернет-кафе) для публикации на наших клубных сайтах лишь свои непосредственные впечатления об основных моментах похода. Писать приходилось на английском, поскольку клавиатура с кириллицей в Интернет-кафе отсутствует. Уже дома я перевёл свои послания на русский и дополнил некоторыми деталями и фотографиями.

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея